Музыкальные жанры. Теория музыки: история развития музыкальных жанров, музыкальный стиль Музыкальные жанры и их определения

Продолжая цикл статей по теории музыки, мы бы хотели рассказать вам о том, как формировались и развивались жанры в музыке. После этой статьи вы больше никогда не перепутаете музыкальный жанр с музыкальным стилем.

Итак, сначала давайте рассмотрим, чем же отличаются понятия “жанр” и “стиль”. Жанр – это тип произведения, который сложился исторически. Он подразумевает собой форму, содержание и цель музыки. Музыкальные жанры начали свое формирование еще на раннем этапе развития музыки, в строе первобытных общин. Тогда музыка сопровождала каждый шаг человеческой деятельности: быт, труд, речь и так далее. Таким образом, сформировались основные жанровые начала, которые мы разберем далее.

Стиль же подразумевает собой сумму материалов (гармония, мелодия, ритм, полифония), то, каким способом они были использованы в музыкальном произведении. Обычно стиль основывается на веянии определенной эпохи или же классифицируется по композиторам. Другими словами, стиль – это совокупность средств музыкальной выразительности, которая определяет образ и идею музыки. Он может зависеть от индивидуальности композитора, его мировоззрения и вкусов, подхода к музыке. Также стиль определяет течения в музыке, такие как джаз, поп, рок, народные стили и так далее.

Теперь вернемся к жанрам музыки. Существует пять основных жанровых начал, которые, как мы говорили, зародились еще в первобытных общинах:

  • Моторность
  • Декламационность
  • Распевность
  • Сигнальность
  • Звукоизобразительность

Именно они стали основой всех последующих жанров, которые появились с развитием музыки.

Довольно скоро после образования основных жанровых начал, жанр и стиль стали сплетаться в единую систему. Такие жанрово-стилевые системы формировались в зависимости от случая, к которому создавалась музыка. Так появились жанро-стилевые системы, которые использовались в определенных древних культов, для древних обрядов и в быту. Жанр имел более прикладной характер, что сформировало определенный образ, стиль и композиционные черты древней музыки.

На стенах египетских пирамид и в сохранившихся древних папирусов были найдены строки ритуальных и религиозных гимном, которые чаще всего рассказывали о древнеегипетских богах.

Считается, что свою высшую точку развития древняя музыка получила именно в Древней Греции. Именно в древнегреческой музыке были обнаружены определенные закономерности, на которых основывался ее строй.

С тем, как развивался строй общества, развивалась и музыка. В средневековой культуре уже сформировались новые вокальные и вокально инструментальные жанры. В эту эпоху в Европе родились такие жанры, как:

  • Органум – самая ранняя форма многоголосой музыки в Европе. Использовался данный жанр в церквях, а расцвет свой получил в парижской школе Нотр-Дам.
  • Опера – музыкально-драматическое произведение.
  • Хорал – богослужебное католическое или протестантское пение.
  • Мотет – вокальный жанр, который использовался как в церкви, так и на светских мероприятиях. Стиль его зависел от текста.
  • Кондукт – средневековая песня, текст которой чаще всего был духовным и морализирующим. До сих пор не могут точно расшифровать средневековые ноты кондуктов, так как они не имели определенного ритма.
  • Месса – литургическая служба в католических церквях. К этому жанру относят и реквием
  • Мадригал – небольшое произведение на лирическо-любовные темы. Этот жанр зародился в Италии
  • Шансон – этот жанр появился во Франции, и изначально к нему принадлежали хоровые крестьянские песни.
  • Павана – плавный танец, который открывал праздники в Италии
  • Гальярда – веселый и ритмичный танец также родом из Италии
  • Аллеманда – танец-шествие, появившийся в Германии

В XVII-XVIII веках в Северной Америке довольно активно развивалась сельская музыка – кантри. На этот жанр очень сильно повлияли ирландская и шотландская народная музыка. Тексты таких песен зачастую рассказывали про любовь, сельский быт и ковбойскую жизнь.

В конце XIX века и в начале ХХ века в Латинской Америке и Африке довольно активно развивался фольклор. В сообществе афроамериканцев зарождается блюз, который изначально был “рабочей песней”, сопровождавшей работой в поле. Также в основу блюза легли баллады и религиозные песнопения. Блюз лег в основу нового жанра – джаза, который является результатом смешения африканской и европейской культур. Джаз получил довольно широкое распространение и повсеместное признание.

Основываясь на джазе и блюзе, в конце 40-х годов появляется ритм-н-блюз (R’n’B), песенно-танцевальный жанр. Он был довольно популярен в молодежной среде. В последствии в рамках этого жанра появились фанк и соул.

Любопытно, что наряду с этими афроамериканскими жанрами в 20-х годах ХХ века появился жанр поп-музыки. Корни этого жанра уходят в народную музыку, уличные романсы и баллады. Поп-музыка всегда смешивалась с другими жанрами, образуя довольно интересные музыкальные стили. В 70-х годах в рамках поп-музыки появился стиль “диско”, который стал самой популярной танцевальной музыкой в то время, отодвинув на задний план рок-н-ролл.

В 50-х годах в ряды уже существующих жанров врывается рок, истоки которого находятся в блюзе, фолке и кантри. Он довольно быстро обрел бешеную популярность и разросся на множество различных стилей, смешиваясь с другими жанрами.

Десятью годами позже на Ямайке формируется жанр регги, который получил широкое распространение в 70-х годах. Основой регги является менто – жанр народной музыки Ямайки.

В 1970-х годах появляется рэп, который “экспортировали” ямайские диджеи в Бронкс. Основателем рэпа считают диджея Kool Herc. Изначально рэп читали удовольствия ради, чтобы выплеснуть свои эмоции. Основой данного жанра является бит, который задает ритм речитативу.

Во второй половине XX века электронная музыка утвердила себя как жанр. Странно, что она не получила признание еще в начале ХХ века, когда появились первые электронные инструменты. Данный жанр подразумевает создание музыки с помощью электронных музыкальных инструментов, технологий и компьютерных программ.

Жанры, сформировавшиеся в ХХ веке, имеют множество стилей. Например:

Джаз:

  • Новоорлеанский джаз
  • Диксиленд
  • Свинг
  • Вестерн-свинг
  • Бибоп
  • Хард-боп
  • Буги-вуги
  • Кул или прохладный джаз
  • Модальный или ладовый джаз
  • Авангардный джаз
  • Соул-джаз
  • Фри-джаз
  • Босса-нова или латиноамериканский джаз
  • Симфо-джаз
  • Прогрессив
  • Фьюжн или джаз-рок
  • Электрический джаз
  • Acid jazz
  • Crossover
  • Smooth jazz
  • Кабаре
  • Менестрель-шоу
  • Мюзик-холл
  • Мюзикл
  • Рэгтайм
  • Лаунж
  • Классический кроссовер
  • Психоделический поп
  • Итало-диско
  • Евродиско
  • Хай-энерджи
  • Nu-disco
  • Space disco
  • Йе-йе
  • K-pop
  • Европоп
  • Арабская поп-музыка
  • Российская поп-музыка
  • Ригсар
  • Лаика
  • Латиноамериканская поп-музыка
  • J-pop
  • Рок-н-ролл
  • Биг-Бит
  • Рокабилли
  • Сайкобилли
  • Неорокабилли
  • Скиффл
  • Ду-воп
  • Твист
  • Альтернативный рок (Инди-рок / Колледж-рок)
  • Мат-рок
  • Мэдчестер
  • Гранж
  • Шугейзинг
  • Брит-поп
  • Нойз-рок
  • Нойз-поп
  • Пост-гранж
  • Lo-Fi
  • Инди-поп
  • Тви-поп
  • Арт-рок (Прогрессивный рок)
  • Джаз-рок
  • Краут-рок
  • Гаражный рок
  • Фрикбит
  • Глэм-рок
  • Кантри-рок
  • Мерсибит
  • Метал (Хард-рок)
  • Авангардный метал
  • Альтернативный метал
  • Блэк-метал
  • Мелодический блэк-метал
  • Симфонический блэк-метал
  • Тру-блэк метал
  • Викинг-метал
  • Готик-метал
  • Дум-метал
  • Дэт-метал
  • Мелодик-дэт-метал
  • Металкор
  • Нью-метал
  • Пауэр-метал
  • Прогрессив-метал
  • Спид-метал
  • Стоунер-рок
  • Трэш-метал
  • Фолк-метал
  • Хэви-метал
  • Новая волна
  • Русский рок
  • Паб-рок
  • Панк рок
  • Ска-панк
  • Поп-панк
  • Краст-панк
  • Хардкор
  • Кроссовер
  • Riot folk
  • Поп-рок
  • Постпанк
  • Готик-рок
  • No Wave
  • Построк
  • Психоделический рок
  • Софт-рок
  • Фолк-рок
  • Техно-рок

Как видите, стилей множество. На перечисление полного списка уйдет масса времени, поэтому делать мы этого не будем. Главное, вы теперь знаете, как появились современные популярные жанры и точно больше не будете путать жанр и стиль.

Жанр (фр. genre ) - это общее понятие, которое окружает наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Все существующие произведения отражают определённые условия, участвуя при этом в создании определения понятия жанра.

Ариозо — небольшая ария с мелодикой напевно-декламационного или песенного характера.

Ария — законченный по построению эпизод в опере, оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра.

Баллада — сольные вокальные сочинения, использующие тексты стихотворных произведений и сохраняющие их основные особенности; инструментальные сочинения.

Балет — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

Блюз — джазовая песня грустного, лирического содержания.

Былина — русская народная эпическая песня-сказание.

Водевиль — веселая театральная пьеса с музыкальными номерами. 1) вид комедии положений с песнями-куплетами, романсами, танцами; 2) заключительная куплетная песенка в пьесе-водевиле.

Гимн — торжественная песня.

Джаз — разновидность импровизационной, танцевальной музыки.

Диско — музыкальный стиль с упрощенной мелодикой и жестким ритмом.

Инвенция — небольшая музыкальная пьеса, в которой существенное значение имеет какая-либо оригинальная находка в области мелодического развития, формообразования.

Интермедия — небольшая музыкальная пьеса, исполняемая между частями произведения.

Интермеццо — небольшая пьеса свободной формы, а также самостоятельный эпизод в опере или другом музыкальном произведении.

Кантата — крупное вокально-инструментальное произведение торжественного характера, обычно для солистов, хора и оркестра.

Кантилена — напевная, плавная мелодия.

камерная музыка — (буквально «комнатная»). камерные произведения - это либо пьесы для солирующих инструментов: песни без слов, вариации, сонаты, сюиты, прелюдии, экспромты, музыкальные моменты, ноктюрны, либо разнообразные инструментальные ансамбли: трио, квартет, квинтет и др., где участвуют соответственно три, четыре, пять инструментов и все партии одинаково важные, требуют от исполнителей и композитора тщательной отделки.

Каприччо — виртуозная инструментальная пьеса импровизационного склада с неожиданной сменой образов, настроений.

Концерт — произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра, а также публичное исполнение музыкальных произведений.

Мадригал — небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания в xiv—xvi вв.

Марш — музыкальное произведение с размеренным темпом, четким ритмом, обычно сопровождающее коллективное шествие.

Мюзикл — музыкальное произведение, сочетающее в себе элементы оперы, оперетты; балета, эстрадной музыки.

Ноктюрн — в xviii — начале xix в. многочастное инструментальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе вечером или ночью, с xix в. небольшая лирическая инструментальная пьеса.

Ода — торжественное музыкальное произведение, посвященное какому-либо значительному событию или лицу.

Опера — музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки.

Оперетта — музыкально-сценическое комедийное произведение, включающее вокально-танцевальные сцены, оркестровое сопровождение и разговорные эпизоды.

Оратория — произведение для солистов, хора и оркестра, предназначенное для концертного исполнения.

Хаус — это стиль и движение в электронной музыке. хаус является потомком танцевальных стилей ранней эры пост-диско (электро, хай энерджи, соул, фанк и т. п.) основным отличием музыки хаус является повторяемый ритм-бит, обычно в размере 4/4, и семплинг — работа со звуковыми вставками, которые повторяются время от времени в музыке, частично совпадая с её ритмом. одним из самых важных современных подстилей хауса является прогрессив-хаус.

Хор — произведение для большого певческого коллектива. хоровые сочинения делятся на две большие группы — с инструментальным (или оркестровым) сопровождением или без него (a cappella).

Песня стихотворное произведение, предназначенное для пения. ее музыкальная форма обычно куплетная или строфическая.

Попурри — пьеса, составленная из отрывков нескольких популярных мелодий.

Пьеса — законченное музыкальное произведение небольшого размера.

Рапсодия — музыкальное (инструментальное) произведение на темы народных песен и эпических сказаний, как бы воспроизводящее исполнение рапсода.

Реквием — траурное хоровое произведение (заупокойная месса).

Романс лирическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением.

R&B (Ритм-Н-Блюз, Англ. Rhythm & Blues) - это музыкальный стиль песенно-танцевального жанра. изначально, обобщённое название массовой музыки, основанной на блюзовых и джазовых направлениях 1930—1940-х годов. в настоящее время сокращённая аббревиатура ритм-н-блюза (англ. r&b) используется для обозначениясовременного ритм-н-блюза.

Рондо — музыкальное произведение, в котором основная часть повторяется несколько раз.

Серенада — лирическая песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, исполняемая в честь возлюбленной.

Симфония — музыкальное произведение для оркестра, написанное в сонатной циклической форме, высшая форма инструментальной музыки.

Симфоническая Музыка — в отличие от камерной исполняется в больших помещениях и предназначена для симфонического оркестра. симфонические произведения характеризуются глубиной и многогранностью содержания, нередко грандиозностью масштабов и вместе с тем доступностью музыкального языка.

Созвучие — сочетание в одновременном звучании нескольких звуков различной высоты.

Соната — музыкальное произведение из трех или четырех частей различного темпа и характера.

Сонатина — маленькая соната.

Сюита — произведение для одного или двух инструментов из нескольких разнородных пьес, связанных общим замыслом.

Симфоническая Поэма — жанр симфонической музыки, выражающий романтическую идею синтеза искусств. симфоническая поэма представляет собой одночастное оркестровое произведение, допускающее различные источники программы (литература иживопись, реже — философия или история; картины природы).

Токката — виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком темпе.

Тон — звук определенной высоты.

Туш — краткое музыкальное приветствие.

Увертюра — это оркестровая пьеса, призванная служить вступлением к опере, балету, драме. по своей образности и форме многие классические увертюры близки к первым частям симфоний.

Фантазия — музыкальная пьеса свободной формы.

Элегия — музыкальная пьеса печального характера.

Этюд — музыкальное произведение, основанное на виртуозных пассажах.

ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Студенты должны

Знать :классификации жанров, вокальные жанры, инструментальные жанры. Большие формы вокально-инструментальной, инструментальной и хоровой музыки. Симфоническую музыку. Оперу, балет. Современные направления в музыке.

Лекция

Камерная музыка

В старину, когда не было концертных залов, филармоний, инструментальная музыка и небольшие вокальные произведения исполнялись в домах любителей музыки. Звучали сонаты, трио, квартеты, кто-нибудь пел под аккомпанемент клавесина или других инструментов. Среди слушателей обычно было лишь несколько человек родственников и знакомых.

Музицировали, таким образом, и в скромных домах ремесленников, и в аристократических салонах. Отсюда и пошло выражение – камерная музыка, то есть музыка предназначена для исполнения в комнате, музыка домашняя.

Вокальная музыка

Музыка для голоса, для пения – самый древний вид музыкального искусства, ровесница человеческой речи. То, что протяжный, долгий звук красивее и выразительнее короткого, отрывистого, человек понял уже давно. Очевидно, моля, заклиная о чем-то невидимых духов, он пробовал тянуть звук, старался делать свой звук певучим. Так это было, или иначе – неизвестно, однако самые древние песни, которые мы знаем, - это именно такие вот заклинания духов. Их даже трудно назвать песнями, мелодии их очень просты и примитивны, но все-таки это уже были первые песни. конечно, были и другие песни, связанные с повседневной жизнью. Множество песен посвящены самому главному в жизни человека – труду, работе. Многие из них созданы для того, чтобы их петь во время работы. Их мелодии, ритмы приспособлены к движениям человека во время того или иного труда.

Идет человек по полю, медленно, не торопясь, зачерпывает из лукошка зерно и широким плавным жестом рассеивает по вспаханной земле – поёт песню под ритм шага.

Налились травы на лугах, пора косить. Идут друг за другом косари: дружно, враз размахивают косами и очевидно и песня должна быть энергичнее, четче.

Созрела рожь. Вышли на поля женщины с серпами – новая песня; молотят рожь на току – тоже поют.

Зима настала – и тут не обойтись без песни в долгие зимние вечера за веретеном или прялкой.

Пение без инструментального сопровождения называется – а капелла.

(разучивание и анализ народных песен по выбору учителя)

Вокальная музыка , исполняемая человеческими голосами, представляет собой соединение двух видов искусства: музыки и поэзии

Почти все вокальные произведения имеют слова. Вот почему мелодии их в той или иной мере связаны не только с языком слов, но и с выразительными интонациями человеческой речи. Во всяком вокальном произведении ведущая роль принадлежит мелодии, в которой обычно сосредоточена главная мысль произведения, выражена сущность музыкального образа.

Знакомясь с народным музыкальным творчеством разных стран можно убедиться в удивительном богатстве песенных жанров: трудовые, игровые обрядовые, хороводные, плясовые, величальные, лирические, героико-эпические, шуточные, сатирические. К семейно – бытовым песням относятся колыбельные, свадебные, похоронные, причитания. И все эти виды песен формировались в тесной связи с породившей их общественной жизнью того или иного народа, ее трудовой деятельностью и семейно-бытовым укладом.

Контрольный тест

1.Что такое вокализ?

А) песня с аккомпанементом;

Б) пение с названием нот;

В) пьеса без слов.

2.Что такое баллада?

А) песня без слов;

Б) песня повествовательного характера;

В) песня с чувственным, лирическим характером.

3. Что общего у народной песни и романса? (где неправильный ответ?)

В) создавались любителями – певцами;

Г) создавались композиторами.

4.Что такое «а капелла»?

А) пение с инструментальным сопровождением;

Б) пение хором;

В) пение без инструментального сопровождения.

Инструментальные жанры

Студенты должны

Знать:

разновидности инструментального жанра;

характерные особенности этих произведений;

названия нескольких произведений и композиторов, их создавших.

методику восприятия музыкального произведения.

Уметь:

определять на слух инструментальные произведения разных жанров;

составить план анализа музыкального произведения;

провести с учащимися анализ музыкального произведения по заданной теме;

подобрать задания учащимся для активного восприятия музыкального произведения;

придумать задания для ассоциативного восприятия музыки;

составить ритмические движения для пластического интонирования;

продумать и записать ритмическую партитуру для игры на ДМИ(детских музыкальных инструментах);

провести с учащимися различные виды музыкальной деятельности, активизирующие восприятие инструментальной музыки разных жанров и стилей.

Лекция

Какая музыка развивалась раньше вокальная или инструментальная?

Европейская инструментальная музыка развивалась позднее вокальной, долго сохраняла прикладной характер, сопровождая торжественные и траурные процессии, городские и придворные балы, выезды на охоту.

В домашней обстановке играли песни и танцы на щипковых струнных инструментах – многострунной ЛЮТНЕ – предшественнице гитары и мондолины. В 16 веке в домашнем быту получают распространение клавишные инструменты: клавесин, клавикорд, клавичембало, в Англии верджинал.

Бытовые городские танцы 16 – 18 веков были разнообразны по характеру движения и по ритму. Среди них встречались плавные танцы – шествия (итальянская павана, немецкая алеманда, испанская сарабанда), оживлённые, скользящие (французская куранта и менуэт), быстрые с подскоком и вприпрыжку (буре, гавот жига).

Из чередования и сопоставления различных танцев возникла старинная сюита.

Сюи́та (с фр. Suite - «ряд», «последовательность») -.музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единым замыслом. Например «Карнавал» Р. Шумана цикл разнохарактерных фортепианных миниатюр. Или «Картинки с выставки» М.П. Мусорского – собрание пьес, передающих впечатление композитора от выставки художника В.А. Гартмана. Часто составляются сюиты из музыки к театральным спектаклям, кинофильмам, из балетных и оперных отрывков. Таковы, например, сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, «Кармен» Р. Щедрина.

Для сюиты характерны картинная изобразительность, тесная связь с песней и танцем. От сонаты и симфонии сюиту отличают бо́льшая самостоятельность частей, не такая строгость и закономерность их соотношения.

В Германии, в конце 17 века образовалась точная последовательность частей: . например у Г. Ф. Генделя, Ж. Б. Люли, И. С. Баха.

Сюиты XVII-XVIII веков были танцевальными; оркестровые нетанцевальные сюиты появились в XIX веке; известнейшие - «Шахерезада» Н. А. Римского-Корсакова, «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского

Наряду с сюитами для клавирной и органной музыки характкрны двухчастные циклы, состоящие из прелюдии и фуги или токкаты и фуги.

Токката (итал. – касаться, трогать) – название пьесы виртуозногохарактера, основана на быстром и ритмически ровном движении без певучих лирических эпизодов.

Прелюдия (лат. prae… - перед и лат. ludus - игра) - короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения, прелюдия всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда название), но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения.

И. С. Бах написал «Хорошо темперированный клавир»

состоящий из прелюдий и фуг и оказал влияние почти на всех значительных композиторов последующих эпох. Многие из них написали свои циклы из 12 или 24 прелюдий, которые располагались, как и у Баха, по тональностям. Фредерик Шопен написал цикл из 24 прелюдий без фуг, освободив, таким образом, прелюдию от её изначального предназначения - вступительной пьесы. С тех пор многие композиторы писали прелюдии как самостоятельные произведения. Особенно большое влияние на последующих композиторов оказали два тома импрессионистских прелюдий Клода Дебюсси.

Известные циклы прелюдий

И. С. Бах - два тома «Хорошо темперированного клавира», Каждый том содержит по 24 прелюдии и фуги в 12 основных мажорных и 12 минорных тональностях, по прелюдии и фуге на каждую клавишу фортепиано.

Ф. Шопен - 24 прелюдии,

К. Дебюсси - два тома по 12 прелюдий,. В конце каждой прелюдии стоит её название, в то время как перед ней стоит только римское число, указывающее её номер.

С. В. Рахманинов -24 прелюдии, среди них всемирно известная прелюдия до-диез минор.

А. Н. Скрябин - 24 прелюдии

П. Хиндемит - Ludus Tonalis, прелюдия, 11 интерлюдий

Д. Д. Шостакович - цикл из 24 прелюдий и фуг, и более ранний цикл из 24 прелюдий для фортепиано.

Тест.

Б ).музыкальные упражнения с виртуозными пассажами;

В) краткое музыкальное приветствие.

2. Марш это:

А) пьеса с размеренным, чётким ритмом;

Б) музыкальная пьеса, в которой основная часть повторяется несколько раз;

В) виртуозная пьеса.

А) виртуозная пьеса причудливого характера;

Б) пьеса печального характера;

В) джазовая пьеса.

4. Фуга это:

А) пьеса свободной формы;

Б) пьеса в быстром движении с чётким ритмом;

5. Концерт это:

А) публичное выступление;

Б) произведение для симфонического оркестра, состоящее из четырёх частей;

В) произведение для солирующего инструмента и оркестра.

Соната

Если сравнить сонату с литературным жанром, то больше всего подойдет сравнение с романом или повестью . Подобно имсоната делится на несколько частей. Обычно их три или четыре. Подобно роману соната населена различными «героями» музыкальными темами.

Темы не просто следуют одна за другой, а взаимодействуют, влияют друг на друга, а иногда и вступают в конфликт.

Наибольшей напряженностью и остротой отличается 1-ая часть сонаты. Поэтому в ней и сложилась своя, особая сонатная форма.

Вначале композитор знакомит с основными действующими лицами - музыкальными темами. Это как бы завязка драмы. Затем действие развивается, обостряется, достигает вершины, после чего наступает развязка. Таким образом, сонатная форма состоит из 3-х разделов .

1-я. Экспозиция , в которой появляются основные темы в разных тональностях, само действие - 2 - разработка и итог 3 -реприза. В репризе происходит повторение того, что было в экспозиции, но с изменениями, вызванными событиями разработки. Все музыкальные темы в репризе появляются в одной, основной тональности, иногда завершает первую часть сонаты хода. В ней проходят отрывки наиболее важных тем части, утверждается основная тональность,

II-я часть сочинена, как правило, в медленном движении. Myзыка передает неторопливое течение мысли, воспевает красоту чувств, рисует возвышенные пейзажи.

Ш-я часть (финал) выдержан обычно в быстром темпе, подчас даже стремительном движении. Это итог, выводы из предшествующих частей: он может быть и оптимистическим, жизнеутверждающим, но иногда бывает и драматическим и даже трагедийным.

Классические сонаты возникли в одно время с симфониями, во второй половине ХVIII веке. Термин "соната" возник раньше в XVIвеке от итальянского слова звучать. Первоначально так называли любое инструментальное музыкальное произведение.

Звучит Ш часть

Какие возникли ассоциации?

Звучит как буря, всё сметающая на своём пути. Четыре волны звуков, накатывающиеся с огромным напором. Каждая волна завершается двумя резкими ударами - бушует стихия. Но вот вступает вторая тема. Верхний её голос широк, певуч: жалуется, протестует. Состояние крайней взволнованности сохраняется благодаря сопровождению – в том же движении, что и при бурном начале 3 части. Иногда кажется, что наступает полное изнеможение, но человек вновь поднимается, чтобы преодолеть страдания.

Это главенствующая часть сонаты и естественное завершение её драматических событий. Здесь всё как в жизни многих людей, для которых жить - значит бороться, побеждать страдания.

"Патетическая соната" № 8

Написана соната Л. Бетховеном в 1798 году. Заглавие принадлежит самому композитору. От греческого слова «пафос" - с приподнятым, возвышенным настроением. Это название относится ко всем трем частям сонаты, хотя "приподнятость" эта выражена в каждой части по разному.

I часть написана в быстром темпе в форме сонатного аллегро. Необычно начало сонаты "Медленное вступление звучит мрачно и вместе с тем торжественно. Тяжелые аккорды, из нижнего регистра звуковая лавина постепенно движется вверх. Всё настойчивее звучат грозные вопросы. Им отвечает нежная, певучая, с оттенком мольбы мелодия на фоне спокойных аккордов.

После вступления начинается стремительное сонатное аллегро.

Главная партия напоминает бурно вздымающиеся волны. На фоне беспокойного баса, тревожно взбегает и опускается мелодия верхнего голоса.

Связующая партия постепенно успокаивает волнение главной темы, и приводит к мелодичной и певучей побочное партии.

Вопреки установившимся правилам в сонатах венских классиков – побочная партия "Патетической сонаты" звучит не в параллельном мажоре, а в одноименном к нему миноре.

Контрольные

1.В каком году родился Л, Бетховен?

А).1670году,

Б). 1870 году,

В). 1770 году.

2. Где родился бетховен?

А). В Бонне,

Б). В париже,

В). В Бергене.

3. Кто был учителем Бетховена?

А). Гендель Г. Ф.

Б). Нефе К. Г.

В). Моцарт В.

4. В каком возрасте Бетховен написал «Лунную сонату»?

А). В 50 лет.

Б). В 41 год.

В). В 21 год.

5 . Впору любви к какой женщине Бетховен написал «Лунную сонату?

А). Джульетте Гвичарди.

Б).Джульетте Капулетти.
В). Жозефине Дейм.

6. Какой поэт дал название сонате №14 «Лунная»?

А), И Шиллер.

Б). Л. Рельштаб.

В). И. Шенком.

7. Какое произведение не относится к творчеству Бетховена?

А). «Патетитическая соната».

Б). «Героическая симфония».

В),. «Революционный этюд».

8. Сколько симфоний написал Бетховен?

Задание 1.

Прослушать два произведения, определить по стилю какое из них Л. Бетховена, пояснить своё мнение.

Звучат: «Прелюдия №7» Ф. Шопена и «Соната» №14, 3 часть Л. Бетховена.

Симфо́ния

Симфо́ния (от греч. συμφωνία - «созвучие») - жанр симфонической инструментальной музыки многочастной формы фундаментального мировоззренческого содержания.

Вследствие сходства по строению с сонатой , сонату и симфонию объединяют под общим названием «сонатно-симфонический цикл ». В классической симфонии (в том виде, в котором она представлена в творчестве венских классиков - Гайдна, Моцарта и Бетховена) обычно имеется четыре части.

1-я часть, в быстром темпе, пишется в сонатной форме;

2-я, в медленном движении, пишется в форме вариаций, рондо, рондо-сонаты, сложной трёхчастной

3-я - скерцо или менуэт - в трёхчастной форме

4-я часть, в быстром темпе - в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты.

Программной симфонией называется та, которая связана с известным содержанием, изложенным в программе и выраженной, например, в названии или эпиграфе, - «Пасторальная симфония» Бетховена, «Фантастическая симфония» Берлиоза, симфонии №1 «Зимние грёзы» Чайковского и пр.

Задания для студентов

Слушание и анализ фрагментов из симфоний по программе Критской Е. Д. «Музыка».

В Моцарт симфония №40, экспозиция.

1. Петь главную мелодию сольфеджио, вокализ, на придуманный самостоятельно текст.

2. Слушать и рисовать мелодическую линию главной темы.

3. В процессе прослушивания нарисовать возникший художественный образ.

4. Составить ритмическую партитуру для ДМИ.

5. Разучить предложенные ритмические движения и сочинить ритмические импровизации.

А. П. Бородин симфония №2 «Богатырская»

1. Главную тему: петь, играть на металлофонах, на фортепиано.

2. Сравнить музыкальный образ с художественным – А.Васнецов «Богатыри».

П. Чайковский симфония №4 финал

1. Пропеть главную тему с паузами на слова песни «Во поле берёза стояла».

2. Исполнить на шумовых музыкальных инструментах ритмический аккомпанемент.

Театр.


Опера.

Студенты должны:

знать:

Что такое опера;

Виды оперы: (героические, лирические, сказочные, комические, народная драма).

Что составляет основу оперы; (ария, каватина, ариозо, ансамбли – дуэты, трио, квартеты, квинтеты; речитативы, увертюра, хор)

Наиболее известные оперы русских и зарубежных композиторов;

музыкальные фрагменты из разных опер.

Уметь:

Подготовить рассказ для младших школьников об опере, о композиторах, обо всём что составляет оперу.

Провести с учащимися беседу об этом жанре.

Подготовить рассказ о какой – либо опере с прослушиванием и анализом фрагментов.

Играть и петь некоторые популярные темы из опер;

Разучить с учащимися фрагменты оперных арий; хоров.

Лекция

Опера – это большой и сложный музы кальный спектакль в котором органически сплелись пение, симфоническая музыка, драматическое действие, балет, живопись. Действие оперы, как и любого театрального спектакля, разворачивается на сцене. Зрители ви- дят героев произведения, их поступки, следят за развертыванием событий. декорации и костюмы дают представление об эпохе, определяют место действия и облик каждого персонажа. Однако ведущее место в опере принадлежит музыке. Она является главным выразительным средством: раскрывает характеры действующих лиц, их взаимоотношения, передает напряженность действия. Опера имеет богатое историческое прошлое. Она родилась около 400 лет назад в итальянскомгородеФлоренции. И все это время не утихают споры о том, что в ней главное музыка или текст. Был в истории оперы период, когда ее автором считался поэт, либреттист, а композитор – лицо второстепенное – должен был подчиняться авторам текста и певцам.

Было и такое время, когда на содержание перестали обращать внимание. Опера превратилась в «концерт» в костюмах. В XVIII-XIX веках окончательно сформировался жанр оперы в таком виде, как мы его знаем и любим сейчас.

Главное в опере – все-таки музыка

Родившись в Италии в ХVI веке опера прошла большой и сложный распространилась в другие страны Европы и мира. Возникнув как произведение мифологическое - на сюжет древнегреческого мифа о борьбе бога Апполона со змеем Пифоном - теперь она удивительно богата по сюжетам.

В XIX веке в разных странах сложились национальные оперные школы. Самые яркие их представители в Италии - Россини «Свадьба Фигаро», «Севильский цирюльник», Верди «Ригалетто» «Травиата», Пуччини «Чио-Чио-Сан».

В России оперное искусство достигло высочайших вершин в творчестве Глинки "Иван Сусанин", "Руслан и Людмила", Даргомыжского "Русалка", Бородина "Князь Игорь", Мусорского "Борис Годунов", Римского-Kopcакого "Снегурочка", Чайковского "Евгений Онегин", «Пиковая дама».

Оперу композитор пишет на какой-то сюжет, содержание, т.е. либретто.

Либретто – это полный текст музыкально-сценического сочинения, т.е. оперы, оперетты, балета. Как правило, сочиняют либретто специализирующиеся на этом авторы – либреттисты. Часто в качестве первоисточника либретто служит литературное или драматическое произведение. Например, популярные произведения «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Травиата», «Ригалетто», «Кармен», «Снегурочка», «Борис Годунов», «Война и мир» … это русские, зарубежные и советские оперы, в основе которых известные произведения Пушкина, Толстого, Островского, Мериме, Гюго, Дюма-сына. Однако произведения эти сильно изменены, потому что жанр оперы имеет свою специфику. Текст оперы должен быть очень лаконичный: ведь поющееся слово значительно дольше звучит, чем произнесенное. Кроме того, основа драматической пьесыдиалог. В опере же должны быть арии, ансамбли, хоры. Все это тоже требует переработки. Либретто бывает самостоятельным, не основанным на литературном произведении. Иногда автором либретто становиться сам композитор. А.П. Бородин – «Князь Игорь», М.П. Мусорский – «Борис Годунов», «Хованщина»

А. Даргомыжский для оперы «Каменный гость» избирает драматическое произведение А.С. Пушкина, не меняя в нем ни одного слова. В опере естьарии.

1. Ария – это основная характеристика действующего лица, музыкальный портрет героя. В арии присутствует главный музыкальный тематический материал, который характеризует героя. С точки зрения развития сюжета и сценического действия, ария чаще всего совпадает с важным моментом в жизни героя. Структура арии разнообразна – двухчастная, трехчастная, рондо и другие. В большинстве случаев в арии присутствуют два разных музыкальных материала (для полной характеристики героя). Ария является обязательной в партиях главных действующих лиц.

2. Ариозо – отличается от арии содержанием и размерами. Это - частичная характеристика действующего лица в связи с каким-либо событием. Здесь передается отношение героя к другому персонажу или его реакция на событие. Форма чаще всего трехчастная.

3. Ариетта – итальянская маленькая ария, невелика по размерам, напоминает ариозо, но отличается более простой, похожей на песню мелодией Форма – одночастная, простая двух- и трехчастная.

4. Баллада связана с повествовательным характером изложения (куплетная или сквозная форма).

5. Романс, серенада чаще всего передают лирические переживания героя (форма - простая трехчастная, рондо, куплетная, куплетно-вариационная).

6. Каватина – небольшая лирическая ария. С конца 18 века выходная ария в опере. Например, искрометная каватина Фигаро из оперы Россини «Севильский цирюльник», Людмилы из оперы Глинки «Руслан и Людмила», Антониды в «Иване Сусанине».

7. Ансамбли – дуэты, трио, квартеты квинтеты и так далее имеют большое значение в опере. Среди них наиболее распространенными являются дуэты "согласия" и "несогласия". В первом случае оба героя одинаково реагируют на события и это находит свое отображение в похожей по своему характеру мелодике их высказываний. Во втором – герои по-разному относятся к одному и тому же явлению, в результате чего их мелодический материал является контрастным и самостоятельным.

Хор в опере чаще всего связан с массовыми сценами, и характеризует группу людей. Форма хоров разнообразна и зависит от содержания и сюжетного значения.

К оркестровой музыке в опере относятся следующие жанры: увертюра, вступление, интродукция, прелюдия – это вступительные пьесы к опере; антракт – вступление в следующие действия или картины; интермецо – внутри действия.

Кроме того, в ряде случаев в опере встречаются балетные номера.

Иногда в опере звучат короткие, разделённые остановками фразы. Это пение, но очень похожее на декламацию, называется оноречитатив- от латинского слова - читать вслух, громко произносить. Речитатив является в опере основой развития действия. Ведь когда звучат законченные музыкальные номера - арии, ансамбли - действие обычно останавливается.

В первой половине 19 века выходную арию, т.е. первую арию по ходу действия ту, с которой герой выходил на сцену, называли

Хор – (греч. – толпа, собрание) – произведение для достаточно большого коллектива певцов, а также название певческого коллектива, массовые сцены в опере.

Хоры бывают однородные (детские, женские, мужские) и смешанные одноголосые и многоголосые. Певческий коллектив без инструментального сопровождения называется не хором, а капелла. Все участники хора разделены на несколько групп, чаще всего – на четыре.

В смешанном хоре присутствуют все основные голоса: сопрано альты, тенора, басы.

Особенность хоровой музыки состоит в том, что она дает возможность яркого воплощения идей и переживаний больших народных масс.

Увертюра - (франц. ouyerture- начало, открытие) инструментальное вступление к крупному произведению – опере, балету, оратории, театральному спектаклю, даёт представление о характере предстоящего действия, и о его содержании. Она построена на музыкальных темах, которые в дальнейшем встречаются в произведении и играют там важную роль. Многие увертюры нового типа стали фактически концертными пьесами, например «Арагонская хота» Глинки, «Ромео и Джульетта» Чайковского.

Известные музыкальные театры :

Москва - Большой театр

Санкт-Петербург - Мариинский театр

Париж - Грант-опера

Одесский театр оперы и балета

Милан (Италия) – Ла Скала

Известные оперные исполнители:

Ф. Шаляпин, И Козловский Л.Лемешев, Б. Штоколов Е Образцова, Г.Вишневская, Борисенко, Фирсова, Л. Казарновская.

Вопросы и задания для студентов

Контрольный тест

1.Опера это:

А) сценическое действие, где органично сплелись музыка, танец, живопись;

Б) сценическое действие, где органично сплелись музыка, пение, хореография, живопись;

В) крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра и хора и солистов

2.Либретто это:

А) полный текст музыкально – сценического произведения;

Б) вступление к опере;

В) литературное произведение, послужившее основой для создания оперы.

3.Увертюра это:

А) инструментальный антракт между действиями;

Б) сольный номер в опере;

В) вступление к опере.

4. Ария это:

А) произведение для большого количества певцов;

Б) декламационное пение;

В) сольный номер в опере, характеризующий героя.

А) тенор;

Б) баритон;

В) меццо сопрано;

Г) сопрано;

.Н.А. Римский-Корсаков

(1844-1908)

Тихвин, где родился и провел детские годы Н.А. Римский-Корсаков - город вольного русского Севера. Здесь царь Иван Грозный устроил Богородицкий монастырь, куда не имели доступа государевы воеводы - таких немного было на Руси. Здесь широкой волной разлилось старообрядчество, красочные обряды, поэтичные обычаи, да и народ был самостоятельный, бойкий наязык и скорые на расправу.

Отец Николая Андреевича - человек редкой порядочности и доброты, скромник, бессеребренник, склонный к чтению книг и философским размышлениям. Он помог декабристам деньгами при проезде их в сибирскую ссылку.

Дом Римского-Корсакова стоял на высоком берегу Тихвинки напротив монастыря. За большим садом начинались поля. Не надо было далеко идти, чтобы услышать песню жаворонка днем, соловьиные трели ночью. Все привлекало внимание мальчика. Стены Введенского монастыря, где когда-то 52 года томилась насильно постриженная в монахини четвертая жена Ивана Грозного.

Старший брат Ники, Воин Андреевич, уже плавает в морях дальнего Востока. Его привлекательные письма о Китае, Японии, Сахалине зажигает детское воображение. Он берет уроки музыки. В 9 лет пробует сочинять, в 12 лет мальчик расстается с Тихвином.

Всю жизнь будут вспоминаться ему пенье птиц, колокольные звоны, северные леса и озера, тихвинские обычаи и предания.

А пока военно-чиновничий Петербург, морской кадетский корпус, куда определили Нику. Но существовало еще нечто, помогавшее подростку не терять самого себя и не обезличиваться в условиях муштры, жестокости, унижений. Этим нечто была музыка. Ничего не зная о теории музыки, он пробует сочинять, не зная техники струнных и духовых инструментов, пробует "оркестровать". Этот музыкальный хаос начинает проясняться с момента, когда Ника встречает понимание настоящегомузыканта, пианиста-педагога Ф.А. Канилле. Общее музыкальное развитие Ники сделало громадный шаг вперед. Он узнал Шумана. Баха, Бетховена, новые для себя сочинения Глинки.

Когда Римскому-Корсакову было 17 лет, Канилле привел его к музыканту, которомупредстояло сыграть исключительную роль в жизни Н.А. - это был Милий Алексеевич Балакирев.

Вопросы и задания для студентов

Контрольный тест

1. Где родился и провёл детские годы Римский Корсаков?

А) в селе Новоспасском;

Б) в Воткинске;

В) в Тихвине.

2. Куда поступает учиться в 12 летнем возрасте будущий композитор?

А) в училище правоведения;

Б) в морской военный корпус;

В) в школу гвардейских подпрапорщиков.

3. Кто повлиял на становление Римского-Корсакова как профессионального композитора?

А) Бородин;

Б) Балакирев;.

В) Мусоргский.

Слушание и анализ музыкального произведения

Опера «Снегурочка»

Создание "Снегурочки" поражает предельной стремительностью. Огромное произведение редкой красоты и оригинальности было написано в два с половиной месяца. Сказалась и увлеченность содержанием, образам "весенней сказки" и то, что творчески, технически, эмоционально композитор был полностью подготовлен к этой работе. Создав только первые наброски, Римский-Корсаков отложил сочинение до лета: вместе с семьей он провел его в исключительно благоприятных условиях в усадьбе Стелёво под Лугой. Композитор так описал это счастливое для него время - работу над "Снегурочкой".

"Первый раз в жизни мне довелось провести лето в настоящей русской деревне. Здесь все мне нравилось, все восхищало. Красивое местоположение, прелестные рощи, огромный лес, поля ржи, гречихи, овса, льна, множество разбросанных деревень, маленькая речка, где мы купались, близость большого озера.

Бездорожье, запустение - все приводило меня в восторг. Какой-нибудь толстый, и корявый сук или пень, поросший мхом, мне казался лешим или его жилищем. Тройное эхо, слышимое с нашего балкона, как бы голосами леших и др. чудовищ".

Начав работу 30 мая, композитор закончил набросок всей оперы к середине августа. "Ни одно сочинение не давалось мне с такой легкостью и скоростью, как "Снегурочка".

Полгода композитор затратил на инструментовку оперы, а 29 января 1882 года состоялась ее премьера в Петербурге в Мариинском театре. Успешная сценическая жизнь "Снегурочки" продолжается и поныне.

Пролог

1.вед. - Оркестровое вступление рисует картину последней зимней ночи. В глухом заснеженном лесу властвует хозяин Мороз; мрачная суровая тема его царит в оркестре.

(Слушание фрагмента).

Но уже летят с юга птичьи стаи, с птицами летит сама Весна-Красна. Мягкая глубокая тема ее – все яснее. Верный слуга Мороза Леший возглашает о приближении Весны. А птицы все летят и весь оркестр наполнен щебетом. Но невесело в угрюмом бору». «Леса стоят безмолвны, под снегами опущены густые лапы елей. И все лишь свет да блеск холодный – и нет тепла».

Весна признается в своей вине: «Сама я виновата, что холодно и мне Весне и вам. Шестнадцать лет тому, когда я для шутки и теша свой непостоянный нрав, изменчивый и прихотливый стала заигрывать с Морозом, и с той поры в неволе я у старого! Оставить седого бы, да вот беда: у нас со старым дочка есть Снегурочка. Люблю я Снегурочку, жалеючи ее в несчастной доле со старым я поссориться боюсь. А он и рад тому: знобит, морозит меня, Весну и берендеев. Солнце ревнивое на нас сердито смотрит и хмурится на всех, и вот причина жестоких зим и холодов весенних».

Птицам холодно, и Весна советует им: «Дрожите вы, бедняжки! попляшите, согреетесь! Видела и не раз, что пляскою отогревались люди!» И птицы пляшут все более весело и беззаботно.

Звучит Фрагмент «Песни и пляски птиц»

2.вед - Мороз готов уйти на Север. Но как же быть им с дочкой Снегурочкой?

«Милей всего на свете девке – воля!» - так думает мать Весна, но Мороз страшится этой воли: «Послушай! Известно мне, что солнце собирается сгубить Снегурочку! Только и ждет того, чтобы заронить ей в сердце лучом своим огонь любви! Тогда спасенья нет Снегурочке! Доколе ж младенчески чиста ее душа, не властен он вредить Снегурке!».

Скрепя сердце родители решают отдать Снегурочку в поселок берендеев.

И вот из леса выходит их дочка, снежная красавица. О, она с радостью пойдет к людям!

Звучит ария «С подружками по ягоды ходить …»

Вот пока все о чем мечтает полуребенок-полудевушка.

Но Мороз встревожен и этим признанием:

«А Леля узнала ты откуда? И снегурочка, волнуясь, описывает родителям пение пастуха:

Мам! Слыхала я, слыхала

И жаворонков пенье…

Слыхала я и громкие раскаты соловьев,

Певцов твоих любимых.

Песни Леля дороже мне!

И дни и ночи слушать я готова

Его пастушьи песни,

И слушаешь и таешь…

Но слово «таешь» - встревожило мороза. «Ужасный смысл таится в этом слове!» Мать Весна обещает Снегурочке свою помощь - пусть только придет она в Ярилину долину, к озеру и покличет мать!

Снегурочка идет в слободку берендеев, ее берут в свой дом Бобыль и Бобылихе

Первое действие

Пастух Лель поет Снегурочке песни. Первая грустная про "Земляничку ягодку" - доводит девушку до слез. Тогда Лель запевает веселую плясовую "Как по лесу лес шумит". Едва успела развеселиться Снегурочка, как пастух покидает ее! Другие девушки манят его, и бросив цветок, подаренным Снегурочкой, Лель уже бежит к ним

"Как больно здесь! Как сердцу тяжко стало!

Тяжелою обидой, словно камнем,

На сердце пал цветок, измятый Лелем.

К другим бежит пастух, они милей,

Звучнее смех у них, теплее речи.

Ая стою и плачу с горя,

Что Лель меня оставил…

Отец Мороз, обидел ты снегурку!

Но я возьму у матери – Весны

Немножечко сердечного тепла,

Чтоб чуть лишь теплилось сердечко.

3.вед. - Словно для того, чтобы еще больше растравить горе Снегурочки, к ней прибегает подружка Купава и рассказывает о своем счастье, о встрече с Мизгирем, о любви к нему, о свадьбе, которая состоится в Ярилин день.

Приходит Мизгирь, девушки заводят свадебную песню Купавы. Не в силах отвести глаз от чудной девушки, Мизгирь, не колеблясь, отказывается от Купавы – он ее больше не любит! Он остается со Снегурочкой!

Страстно обращаясь к Снегурочке, Мизгирь сулит ей и бесценные дары и жизнь свою в

АДАЖИО - 1) медленный темп; 2) название произведения или части циклического сочинения в темпе адажио; 3) медленный сольный или дуэтный танец в классическом балете.
АККОМПАНЕМЕНТ - музыкальное сопровождение солиста, ансамбля, оркестра или хора.
АККОРД - сочетание нескольких (не менее 3) звуков различной высоты, воспринимаемое как звуковое единство; звуки в аккорде располагаются по терциям.
АКЦЕНТ - более сильное, ударное извлечение какого-либо одного звука по сравнению с другими.
АЛЛЕГРО - 1) темп, соответствующий очень скорому шагу; 2) название пьесы или части сонатного цикла в темпе аллегро.
АЛЛЕГРЕТТО - 1) темп, более медленный, чем аллегро, но более быстрый, чем модерато; 2) название пьесы или части произведения в темпе аллегретто.
АЛЬТЕРАЦИЯ - повышение и понижение ступени ладового звукоряда без изменения ее названия. Знаки альтерации - диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль; знак ее отмены - бекар.
АНДАНТЕ - 1) умеренный темп, соответствующий спокойному шагу; 2) название произведения и части сонатного цикла в темпе анданте.
АНДАНТИНО - 1) темп, более оживленный, чем анданте; 2) название произведения или части сонатного цикла в темпе андантино.
АНСАМБЛЬ - группа исполнителей, выступающая как единый художественный коллектив.
АРАНЖИРОВКА - обработка музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или другим составом инструментов, голосов.
АРПЕДЖИО - исполнение звуков последовательно, обычно начиная с нижнего тона.
БАС - 1) самый низкий мужской голос; 2) музыкальные инструменты низкого регистра (туба, контрабас); 3) нижний звук аккорда.
БЕЛЬКАНТО - вокальный стиль, возникший в Италии в XVII веке, отличающийся красотой и легкостью звучания, совершенством кантилены, виртуозностью колоратуры.
ВАРИАЦИИ - музыкальное произведение, в котором тема несколько раз излагается с изменениями в фактуре, тональности, мелодии и др.
ВИРТУОЗ - исполнитель, в совершенстве владеющий голосом или искусством игры на музыкальном инструменте.
ВОКАЛИЗ - музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук; обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны вокализы для концертного исполнения.
ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА - произведения для одного, нескольких или многих голосов (с инструментальным сопровождением или без него), за немногими исключениями связанные с поэтическим текстом.
ВЫСОТА ЗВУКА - качество звука, определяемое человеком субъективно и связанное в основном с его частотой.
ГАММА - последование всех звуков лада, расположенных от основного тона в восходящем или нисходящем порядке, имеет объем октавы, может быть продолжена в соседние октавы.
ГАРМОНИЯ - выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия, на связи созвучий в их последовательном движении. Строится по законам лада в многоголосной музыке. Элементы гармонии - каденции и модуляции. Учение о гармонии - один из основных разделов теории музыки.
ГОЛОС - совокупность разных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебания эластичных голосовых связок.
ДИАПАЗОН - звуковой объем (интервал между самым низким и самым высоким звуками) певческого голоса, музыкального инструмента.
ДИНАМИКА - различия степени силы звучания, громкости и их изменения.
ДИРИЖИРОВАНИЕ - управление музыкально-исполнительским коллективом при разучивании и публичном исполнении музыкального сочинения. Осуществляется дирижером (капельмейстером, хормейстером) с помощью специальных жестов и мимики.
ДИСКАНТ - 1) форма средневекового двухголосного пения; 2) высокий детский (мальчиковый) голос, а также исполняемая им партия в хоре или вокальном ансамбле.
ДИССОНАНС - неслитное, напряженное одновременное звучание различных тонов.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ - время, занимаемое звуком или паузой.
ДОМИНАНТА - одна из тональных функций в мажоре и миноре, обладающая интенсивным тяготением к тонике.
ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - группа инструментов, источник звука которых - колебания столба воздуха в канале ствола (трубки).
ЖАНР - исторически сложившееся подразделение, тип произведения в единстве его формы и содержания. Различаются по способу исполнения (вокальные, вокально-инструментальные, сольные), назначению (прикладные и др.), содержанию (лирический, эпический, драматический), месту и условиям исполнения (театральный, концертный, камерный, киномузыка и др.).
ЗАПЕВ - вступительная часть хоровой песни или былины.
ЗВУК - характеризуется определенной высотой и громкостью.
ИМИТАЦИЯ - в многоголосных музыкальных произведениях точное или видоизмененное повторение в каком-либо голосе мелодии, перед этим прозвучавшей в другом голосе.
ИМПРОВИЗАЦИЯ - сочинение музыки во время ее исполнения, без подготовки.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА - предназначается для исполнения на инструментах: сольная, ансамблевая, оркестровая.
ИНСТРУМЕНТОВКА - изложение музыки в виде партитуры для камерного ансамбля или оркестра.
ИНТЕРВАЛ - соотношение двух звуков по высоте. Бывает мелодическим (звуки берутся поочередно) и гармоническим (звуки берутся одновременно).
ИНТРОДУКЦИЯ - 1) краткое вступление к первой части или финалу циклического инструментального музыкального произведения; 2) род краткой увертюры к опере или балету, вступление к отдельному акту оперы; 3) хор или вокальный ансамбль, следующий за увертюрой и открывающий действие оперы.
КАДЕНЦИЯ - 1) гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение и сообщающий ему большую или меньшую законченность; 2) виртуозный сольный эпизод в инструментальном концерте.
КАМЕРНАЯ МУЗЫКА - инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей.
КАМЕРТОН - специальный прибор, издающий звук определенной частоты. Этот звук служит эталоном при настройке музыкальных инструментов и в пении.
КЛАВИР - 1) общее наименование струнных клавишных инструментов в XVII-XVIII вв.; 2) сокращение слова клавираусцуг - переложение партитуры оперы, оратории и др. для пения с фортепиано, а также для одного фортепиано.
КОЛОРАТУРА - быстрые, технически трудные, виртуозные пассажи в пении.
КОМПОЗИЦИЯ - 1) построение произведения; 2) название произведения; 3) сочинение музыки; 4) учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.
КОНСОНАНС - слитное, согласованное одновременное звучание различных тонов, один из важнейших элементов гармонии.
КОНТРАЛЬТО - низкий женский голос.
КУЛЬМИНАЦИЯ - момент наивысшего напряжения в музыкальном построении, разделе музыкального произведения, целом произведении.
ЛАД - важнейшая эстетическая категория музыки: система звуковысотных связей, объединенных центральным звуком (созвучием), взаимосвязь звуков.
ЛЕЙТМОТИВ - музыкальный оборот, повторяющийся в произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции.
ЛИБРЕТТО - литературный текст, который берется за основу создания какого-либо музыкального произведения.
МЕЛОДИЯ - одноголосно выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыки; ряд звуков,организованных ладово-интонационно и ритмически, образующих определенную структуру.
МЕТР - порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма.
МЕТРОНОМ - инструмент, помогающий определить правильный темп исполнения.
МЕЦЦО-СОПРАНО - женский голос, средний между сопрано и контральто.
МНОГОГОЛОСИЕ - склад музыки, основанный на одновременном сочетании нескольких голосов.
МОДЕРАТО - умеренный темп, средний между андантино и аллегретто.
МОДУЛЯЦИЯ - переход в новую тональность.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА - 1) комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определенное идейно-художественное содержание.
НОТНОЕ ПИСЬМО - система графических знаков для записи музыки, а также сама ее запись. В современном нотном письме используются: 5-линейный нотный стан, ноты (знаки, обозначающие звуки), ключ (определяет высоту нот) и др.
ОБЕРТОНЫ - призвуки (частичные тоны), звучат выше или слабее основного тона, слитно с ним. Наличие и сила каждого из них определяют тембр звука.
ОРКЕСТРОВКА - переложение музыкального произведения для оркестра.
ОРНАМЕНТИКА - способы украшения вокальных и инструментальных мелодий. Небольшие мелодические украшения называются мелизмами.
ОСТИНАТО - многократное повторение мелодической ритмической фигуры.
ПАРТИТУРА - нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов.
ПАРТИЯ - составная часть многоголосного произведения, предназначенная для исполнения одним голосом или на определенном музыкальном инструменте, а также группой однородных голосов и инструментов.
ПАССАЖ - последование звуков в быстром движении, часто трудное для исполнения.
ПАУЗА - перерыв в звучании одного, нескольких или всех голосов в музыкальном произведении; знак в нотном письме, обозначающий этот перерыв.
ПИЦЦИКАТО - прием звукоизвлечения на смычковых инструментах (щипком), дает отрывистый звук, более тихий, чем при игре смычком.
ПЛЕКТР (медиатор) - приспособление для звукоизвлечения на струнных, главным образом щипковых, музыкальных инструментах.
ПОДГОЛОСОК - в народной песне голос, сопровождающий основной, звучащий одновременно с ним.
ПРЕЛЮДИЯ - небольшая пьеса, а также вступительная часть музыкального произведения.
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА - музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие.
РЕПРИЗА - повторение мотива музыкального произведения, а также нотный знак повторения.
РИТМ - чередование различных по длительности и силе звуков.
СИМФОНИЗМ - раскрытие художественного замысла с помощью последовательного я целеустремленного музыкального развития, включающего противоборство и преобразование тем и тематических элементов.
СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА - музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром (крупные, монументальные произведения, небольшие пьесы).
СКЕРЦО - 1) в XV1-XVII вв. обозначение вокально-инструментальных произведений на шутливые тексты, а также инструментальных пьес; 2) часть сюиты; 3) часть сонатно-сим фонического цикла; 4) с XIX в. самостоятельное инструментальное произведение, близкое каприччо.
СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ - способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними.
СОЛЬФЕДЖИО - вокальные упражнения для развития слуха и навыков чтения нот.
СОПРАНО - 1) самый высокий певческий голос (главным образом женский или детский) с развитым голосовым регистром; 2) верхняя партия в хоре; 3) высокие по регистру разновидности инструментов.
СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - по способу звукоизвлечения делятся на смычковые, щипковые, ударные, ударно-клавишные, щипково-клавишные.
ТАКТ - специфическая форма и единица музыкального метра.
ТЕМА - построение, составляющее основу музыкального произведения или его разделов.
ТЕМБР - окраска звука, свойственная голосу или музыкальному инструменту.
ТЕМП - скорость следования метрических счетных единиц. Для точного измерения служит метроном.
ТЕМПЕРАЦИЯ - выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы.
ТОНИКА - основная ступень лада.
ТРАНСКРИПЦИЯ - переложение или свободная, часто виртуозная, обработка музыкального произведения.
ТРЕЛЬ - переливчатый звук, рождающийся от быстрого повторения двух соседних тонов.
УВЕРТЮРА - оркестровая пьеса, исполняемая перед театральным представлением.
УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - инструменты с кожаной мембраной или изготовленные из материала, который сам способен звучать.
УНИСОН - одновременное звучание нескольких музыкальных звуков одинаковой высоты.
ФАКТУРА - конкретный звуковой облик произведения.
ФАЛЬЦЕТ - один из регистров мужского певческого голоса.
ФЕРМАТА - остановка темпа, как правило, в конце музыкального произведения или между его разделами; выражается в увеличении длительности звука или паузы.
ФИНАЛ - заключительная часть циклического музыкального произведения.
ХОРАЛ - религиозное песнопение на латинском языке или родных языках.
ХРОМАТИЗМ - полутоновая интервальная система двух видов (древнегреческий и новый европейский).
ШТРИХИ - способы извлечения звука на смычковых инструментах, придающие звучанию различный характер и окраску.
ЭКСПОЗИЦИЯ - 1) начальный раздел сонатной формы, в котором излагаются основные темы произведения; 2) первая часть фуги.
ЭСТРАДА - вид музыкального исполнительского искусства

Самая общая характеристика жанров, непосредственно обращающаяся к их содержанию, дается уже в названиях: лирическая, драматическая, эпическая музыка. Сюда же относится и программная музыка.

Для более конкретных жанровых характеристик исторически выработалось очень много специальных названий. Соната, симфония, увертюра, сюита, концерт, поэма, фантазия, баллада – все это жанровые названия более или менее крупных произведений.

Опера, кантата, оратория, симфония – здесь подразумеваются не только исполнительские средства но и сущность этих жанров.

Более определенная жанровая характеристика дается двойными названиями. Например, лирико-психологическая, эпическая, опера или симфония; пасторальная соната или драматическая поэма.

Бесчисленны жанровые названия произведений меньшего масштаба. Например, песни без слов у Мендельсона; прелюдии, этюды, ноктюрны, баллады у Шопена; рапсодии у Листа; этюды-картины у Рахманинова, сказки у Метнера и Прокофьева.

Некоторые из этих названий носят общий характер, в других дается более конкретная жанровая характеристика. Например, французские и английские сюиты Баха, «Норвежские танцы» Грига, «Итальянское каприччио» Чайковского, «Арагонская хота» Глинки.

В творчестве романтиковвстречаютсясамые разнообразные программные названия с более индивидуализированной жанровой характеристикой. Программность – характернейшая черта романтической эпохи. Обращение к программности вызвана стремлением композиторов–романтиков непосредственно выразить языком музыки конкретный замысел, образ, характер, сблизить музыку с другими искусствами, литературой, живописью. Сложность отражаемых явлений, новизна средств и форм – все это требовало авторских указаний, которые направляли бы внимание и помогли правильно осознать смысл произведения. Композиторы по-разному воплощали это общее стремление. Берлиоз сам писал для своих симфоний развернутую программу, наподобие оперного либретто. Произведения Листа навеяны образами мировой литературы и принимали их же названия. Например, симфонии «Фауст» (каждая часть имеет название: «Фауст», «Гретхен», «Мефистофель»), «Данте» по «Божественной комедии» Данте; симфонические поэмы «Орфей» - античная мифология, «Гамлет» по Шекспиру, «Битва гуннов» по фреске немецкого художника Кацльбаха. Шуман придумывал характерное для данной пьесы название, указывающее на конкретное содержание, или выражал в заголовке общую поэтическую идею, замысел. Например, фортепианные циклы «Бабочки», «Цветы». А иногда, детализируя содержание, дает каждой пьесе цикла индивидуальный заголовок. Это относится к миниатюрам «Пьеро», «Приятные встречи», «Нежные признания», «Кокетка» и т.д., входящим в фортепианный цикл «Карнавал».


В беспрограммной музыке наиболее определенны названия танцевальных жанров. Шопен в своем фортепианном творчестве ограничивался лишь определением жанра произведения: ноктюрн, баллада, полонез, мазурка, вальс.

Жанр, как обобщение музыкально – общественной практики, является существенным средством выражения художественного образа в музыкальной литературе. Например:

В творчестве Бетховена и Шуберта большое значение приобрел маршжанр, связанный с эпохой французской революции, революционного движения масс, с эпохой наполеоновских войн;

Народно-песенные и танцевальные жанры в творчестве русских композиторов XIX-XX веков. Например: танец «мазурка» - как средство создания национального колорита – Глинка. Опера «Иван Сусанин», II действие; частушки – как средство музыкальной характеристики образа в связи с текстом в песне – Свиридов. Поэма «Памяти С.Есенина», VII часть «Крестьянские ребята».

С изменением содержания общественной мысли меняются и типичные для того или иного времени музыкальные жанры – отмирают одни (например, грегорианский хорал, ричеркар) и появляются другие (авторская песня, рок-опера).

Музыкальное произведение, как и произведение любого другого вида искусства, являет собой единство содержания и формы.

I вариант

Содержание музыки – отображение реальной действительности в специфических музыкальных образах. Художественные и в т.ч. музыкальные образы возникают в творческом воображении не сами по себе, а в результате восприятия действительности. Это восприятие не переносит автоматически явления действительности в искусство (натурализм), а претворяет их в художественные образы путем творческой переработки жизненных впечатлений. Поэтому художественное отображение действительности (даже в изобразительном искусстве) – отображение обобщенного отношения художника к действительности, его мировоззрение.

Музыкальные образы – результат такого рода чувственного обобщения, протекающего в духовном мире человека и создающего почву как для творческого воображения композитора, так и для этического восприятия слушателя. Муз. образ рождается уже в музыкальном обличии и воспринимается как явление музыкального порядка. Поэтому музыкальные образы - не только порождение реальной действительности, но и продукт музыкальной культуры со всеми ее исторически развивающимися музыкальными выразительными средствами, образующими «музыкальный язык».

II вариант

Действительность находит отражение в искусстве в форме художественных образов . Основные черты художественного образа обычно даются в начале произведения, но полностью художественный образ раскрывается в процессе развития содержания. Первоначальное изложение художественного образа в музыке называется музыкальной темой (построение, которое служит поводом для дальнейшего процесса развития).

Понятие музыкальной формы имеет два значения: широкое, общеэстетическое и узкое, технологическое.

В широком смысле – форма представляет собой целостную организованную систему музыкальных выразительных средств, с помощью которых воплощается содержание произведения (совокупность музыкально-выразительных средств, раскрывающих идейно-образное содержание произведения). Компонентами музыкальной формы в этом значении являются не только структура (тип композиции) произведения в целом и его частей, но и фактура – способ изложения музыкального материала- (мелодика, гармония, ритм – в их единстве), тембровые и регистровые средства, динамические оттенки, темп, способы звукоизвлечения и.т.д.

В узком смысле – структура произведения (тип композиции – строение музыкального или другого художественного произведения, возникающее на основе взаимосвязи его важнейших элементов. Композиция произведения целенаправленна и помогает выражению замысла композитора); построение музыкального произведения, соотношение его частей.

I вариант

Музыкальное развитие в произведении непрерывно . Непрерывность поддерживается внутренней динамикой, вызывающей постоянное ожидание дальнейшего развития, вплоть до его окончательного завершения.

В тоже время музыке свойственна членораздельность , расчлененность посредством кадансов, остановок на крупных длительностях, пауз. Эти музыкальные знаки препинания, образующие закругленность, завершенность отдельных построений, называются цезурами (момент раздела между любыми частями формы).

Благодаря сходству в этом отношении со словесной речью (главы, абзацы, фразы и даже слова) музыкальное развитие называется музыкальной речью (фразы, предложения, период).

Главные признаки цезуры:

Остановка на продолжительном звуке;

Повторность мелодико-ритмических фигур;

Смена динамических оттенков, регистров и т.д.

Цезура обычно яснее всего выражена в главном голосе.

Часть формы, отграниченная цезурами, называется построением (независимо от продолжительности – от такта до сотен тактов). Части формы, т.е. построения, отделенные друг от друга цезурами, в то же время находятся в единстве, благодаря которому вместе образуют музыкальное целое .

Подразделение относительно законченной музыкальной мысли на части и их соподчинение друг с другом (единство) – музыкальный синтаксис.

II вариант

Синтаксис (греч. – составление) – это область в грамматике, посвященная изучению смысловых связей в словесной речи, учение о словосочетании, о предложении.

В музыке также существуют связи между отдельными звуками, образующими музыкальные фразы, между самими фразами. Связи эти возникают на основе лада, метроритма, формы мелодического движения и т.д. – все это говорит о синтаксисе музыкальной речи.

Музыкальное произведение можно сравнить с литературным произведением. Рассказ, роман – имеет замысел, идею и содержание, которое становится явным при постепенном изложении. При этом каждая мысль высказывается в завершенных предложениях, которые отделяются друг от друга точками. В предложении его части – запятыми.

В музыкальном произведении содержание также излагается не в непрерывном потоке звуков. Слушая музыку, мы воспринимаем в ней моменты членения – цезуры. Цезура – момент, в котором происходит отделение одного построения от другого. Цезуры имеют характерные признаки:

Смена регистров, фактуры, мелодического движения, темпа, тембра;

Появление нов. мелодического материала или его повторение;

Цезура между построением и его буквальным или варьированным построением.

Подобно тому как в разговорной речи мысль выражается предложениями, которые состоят из отдельных слов, так и в мелодии предложения делятся на более мелкие структуры – фразы и мотивы (составные элементы музыкальных форм, ячейки, образующие основу мелодии).

Мотив наименьшая часть мелодии, неделимая ячейка музыкальной речи, которая имеет определенное выразительное значение и которую можно узнать при ее появлении.

Моцарт. Симфония № 40, гл.п.;

Чайковский «Немецкая песенка» (д.а.);

Чайковский. Май. «Белые ночи» (д.а.);

Гайдн. Менуэт;

Моцарт. Менуэт;

Перселл. Ария;

Мордасов. Старый мотив.

Последования 2-3- мотивов образуют относительно замкнутое построение - музыкальную фразу. Фразы в свою очередь соединяются, и последование 2-х фраз составляет еще более крупное построение, называемое предложение . Последование 2-х предложений составляет законченный раздел, который называется периодом – проста одночастная форма .

Многие мелкие пьесы представляют собой период. Но большей частью музыкальные произведения состоят из цепи периодов.

Так последование двух периодов образует простую двухчастную форму (А+А 1 , А+В). В вокальной музыке такая форма называется куплетной .

- Чайковский. Май. «Белые ночи» (д.а.) - А+В ;

Майкапар. В садике - А+В;

Шуман. Марш - А+В;

- Шульгин. Марш октябрят- А+В;

- Гендель. Менуэт -А+А 1 ;

- Перселл. Ария- А+А 1 ;

- Бах. Ария- А+А 1

Трехчастная форма состоит из трех разделов (чаще всего - трех периодов): 1-й и 3-й разделы одинаковы; средний – либо продолжает развитие тематического материала 1-й части, либо строится на новом, часто контрастном материале (А+А 1 +А, А+В+А).

Чайковский. «Марш деревянных солдатиков» (д.а.) - А+А 1 +А;

Чайковский. «Новая кукла» (д.а.) - А+А 1 +А;

Чайковский. «Жаворонок» (д.а.) - А+А 1 +А;

- Моцарт. Менуэт - А+А 1 +А;

Чайковский. «Сладкая греза» (д.а.) - А+В+А;

- Рубинштейн. «Мелодия» - А+В+А;

- Мусоргский. «Баба-Яга», «Балет невылупившихся птенцов» («Картинки с выставки») – сл. 3-хчастная с контрастной серединой;

Григ. «Шествие гномов»- сл. 3-хчастная с контрастной серединой;

- Прокофьев. Танец рыцарей - сл. 3-хчастная с контрастной серединой;

- Моцарт. Симфония № 40, III ч. - сл. 3-хчастная с trio

Вариации – музыкальная форма, состоящая из темы и нескольких ее повторений в измененном виде (А+А 1 +А 2 +А 3 …).

- Гендель. Пассакалия g moll – 2957 (basso ostinato);

Моцарт. Вариации на тему франц. Песенки. – 572;

Григ. В пещере горного короля – 3641 (soprano ostinato);

Равель. Болеро – 3139 (двойные вариации);

Глинка. Камаринская - 3578 (двойные вариации)

Шостакович. Симфония № 7, I ч., эпизод нашествия – свободные вариации на неизменную тему

Рондо (фр. – хоровод, хождение по кругу) – музыкальная форма, состоящая из многократного повторения одной темы – рефрена (тема проводится не мене 3-х раз), с которым чередуются разделы иного содержания – эпизоды . Форма рондо начинается и заканчивается рефреном, образуя как бы замкнутый круг (А+В+А+С+Д+А).

Куперен. Чакона «Любимая» - 2874;

Моцарт. Ариозо Фигаро «Мальчик резвый…», I д. «Свадьба Фигаро» -

Глинка. Романс «Ночной зефир» -

Глинка. Рондо Фарлафа, II д. «Руслан и Людмила» –

Бородин. Плач Ярославны, IV д. «Князь Игорь» -

Прокофьев. «Джульетта – девочка» -

Мусоргский. «Картинки с выставки» - рондо с чертами сюитности.

Крупные произведения, состоящие из отдельных частей, объединенных общим замыслом, относятся к циклическим формам.


Top