Внеклассное чтение 5. Архив новостей

«Опрятней модного паркета…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»)

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд;

На красных лапках гусь тяжёлый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лёд,

Скользит и падает; весёлый

Мелькает, вьётся первый снег,

Звездами падая на брег.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Комментарий к роману "Евгений Онегин" автора Набоков Владимир

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Творческая история романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В черновых бумагах Пушкина периода болдинской осени 1830 года сохранился набросок схемы «Евгения Онегина», зримо представляющий творческую историю романа:«Онегин» Примечание:1823 года, 9 мая. Кишинев.1830 года, 25

Из книги При свете Жуковского. Очерки истории русской литературы автора Немзер Андрей Семенович

Поэзия Жуковского в шестой и седьмой главах романа «Евгений Онегин» Жук жужжал. А. С. Пушкин Отголоски поэзии Жуковского в «Евгении Онегине» неоднократно отмечались исследователями (И. Эйгес, В. В. Набоков, Ю. М. Лотман, Р. В. Иезуитова, О. А. Проскурин). При этом внимание,

Из книги От Пушкина до Чехова. Русская литература в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

«Евгений Онегин» Вопрос 1.57 «Но, боже мой, какая скукаС больным сидеть и день и ночь,Не отходя ни шагу прочь!»Сколько дней Онегин сидел со своим умирающим

Из книги 100 великих литературных героев [с иллюстрациями] автора Еремин Виктор Николаевич

«Евгений Онегин» Ответ 1.57 «Но, прилетев в деревню дяди,Его нашел уж на столе,Как дань готовую

Из книги Герои Пушкина автора Архангельский Александр Николаевич

Евгений Онегин Как отмечал В.Г. Белинский, «Евгения Онегина» А.С. Пушкин «писал о России для России». Утверждение очень важное. Вообще необходимо сказать, что более полного и более точного раскрытия образа Евгения Онегина, чем это сделано Белинским в 8 и 9 статьях

Из книги Универсальная хрестоматия. 1 класс автора Коллектив авторов

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН - главный герой пушкинского романа в стихах, действие которого разворачивается в России от зимы 1819-го до весны 1825 года, (см.: Ю. М. Лотман. Комментарий.) Введен в сюжет сразу, без предисловий и прологов.Евгений Онегин (гл. 1) едет в деревню к

Из книги Универсальная хрестоматия. 2 класс автора Коллектив авторов

«Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетётся рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном

Из книги Универсальная хрестоматия. 3 класс автора Коллектив авторов

«Уж небо осенью дышало…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливый караван Тянулся к югу:

Из книги Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая автора

«Гонимы вешними лучами…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потоплённые луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Ещё прозрачные, леса Как будто пухом

Из книги Сочинения Александра Пушкина. Статья девятая автора Белинский Виссарион Григорьевич

«…Унылая пора! Очей очарованье…» (отрывок из романа «Евгений Онегин») …Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

«Евгений Онегин» Признаемся: не без некоторой робости приступаем мы к критическому рассмотрению такой поэмы, как «Евгений Онегин».{1} И эта робость оправдывается многими причинами. «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии и

Из книги автора

«Евгений Онегин» (Окончание) Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую, сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый

Из книги автора

Белинский В. Г «Евгений Онегин»

Из книги автора

«Евгений Онегин» (окончание) Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый

Из книги автора

Н. Г. Быкова «Евгений Онегин» Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А. С. Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской

МБОУ СОШ лицей №6

г. Дубна

УРОК

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

(2-й класс)

Тема урока: Красота

и выразительность пушкинского стиха

учитель начальных классов:

Горбунова Юлия Александровна

Тема урока : Красота и выразительность пушкинского стиха

(А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета»).

Цели урока : 1. Показать полнокровность поэтического образа зимы, созданного А.С. Пушкиным: выразительный зрительный образ; наполненность картины зимы движением и звуками.

3. Развивать детское воображение, обогатить словарный запас.

Задачи урока: - проанализировать с детьми поэтические образы, созданные А.С. Пушкиным в стихотворении «Опрятней модного паркета»: какое настроение они передают, какими средствами выразительности созданы;

- работать над выразительным чтением: рифмой, ритмом, мелодией; использовать музыкальные произведения с целью воссозд

Ход урока:

I . Организационный момент.

Учитель: - Тихо приходит зима. Как в сказке, за одну ночь построит она свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озёра и реки. Проснёшься однажды утром и вдруг увидишь, что всё за окном изменилось. (Музыка).

Учитель: - А когда наступает зима по календарю? Какие зимние месяцы вы знаете? Назовите их.

А сейчас какой месяц? Можно ли сказать, что зима уже наступила?

Какой главный отличительный признак русской зимы? (снег).

В природе по-разному в разные годы происходит это явление: самое раннее – вначале ноября, самое позднее – во второй половине декабря.

В этом году наша встреча с первым снегом уже состоялась.

Я сегодня тоже приготовила для вас две картины, выполненные художниками. Посмотрите на них несколько секунд и продолжите предложения:

1. Глядя на эти картины, мне кажется …

(стоят ели-великаны, на полянке за ними старик-годовик, махнёт он рукавом первый раз…).

2. Глядя на эти картины, мне хочется…

(побродить по заснеженным дорожкам, вдохнуть бодрящего морозного воздуха, сесть на санки и лететь стрелой с высокой горы).

Однажды вот также гулял вдоль берега реки А.С. Пушкин, и родились у него следующие строки, послушайте их.

II . Первичное восприятие текста.

Понравились ли вам эти строки? Какому времени года они посвящены? Как вы догадались, ведь А.С. Пушкин ни разу не употребил слово «зима»?

III . Самостоятельное чтение произведения.

А теперь откроем учебник и прочитаем произведение про себя. Читайте внимательно, не спеша, ведь от того, насколько вдумчиво вы сейчас прочитаете, будет зависеть наша дальнейшая работа ума и сердца.

IV . Анализ произведения .

Прочитай, Настя.

К какому роду литературы относится это произведение? (на доске вывешивается памятка).

Дети: - Это лирика, так как выражены чувства поэта.

Учитель: - А теперь поработаем в группах. Несколько раз перечитайте отдельные строки и подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он их писал? (1-й ряд – 1,2 строчки, 2-й ряд – 3,4 строчки, 3-й ряд – две последние строчки).

Дети читают несколько раз (жужжащее чтение).

А теперь читает первый ряд, а мы слушаем, следим и работаем вместе с ними.

Чей образ вырисовывается в этих первых двух строчках?

Дети: - Образ речки.

С чем поэт сравнивает гладь реки?

Дети: - С модным паркетом.

Что значит «опрятный паркет»?

Дети: - Опрятный – аккуратный, чистый, до блеска начищенный морозом.

Учитель: - «Чистота» ледяной реки, созданная природой, оказалась естественней и лучше рукотворной. Модный паркет проигрывает рядом с творением природы, и чтобы это подчеркнуть, Пушкин подбирает очень точный глагол. Найдите его (блистает).

Что знает «блистать»? (переливаться необыкновенным светом; пример: блистать в нарядном платье, блистать умом).

Когда бывает так нарядно, пронизано всё необыкновенным светом, всё блестит и переливается?

Дети: - На празднике.

Значит, уже с первых строк мы может почувствовать ощущение праздника. Обратимся к нашему вопросу, поставленному ранее:

Какие чувства владели поэтом в этот момент?

Дети: - Радость, восхищение (карточки с этими словами вывешиваются на доске).

Кто рад зиме так же, как поэт? Кого он называет радостным народом?

Дети: - Мальчишки рады снегу и морозу. Они не просто рады, а уже побежали опробовать лёд, и картина зимнего дня наполнилась звуками. Кто услышал их? (Мальчишек радостный народ коньками з вучно ре ж ет лёд).

Давайте и мы сейчас немного разомнёмся, ведь зима – благодатная пора для закаливания организма.

Физминутка.

Раз – подняться на носки и улыбнуться,

Два – руки вверх и потянуться,

Три – согнуться-разогнуться,

Вправо-влево повернуться,

А теперь мы приседаем,

Потягиваемся, выдыхаем.

О чём мог думать лирический герой, глядя на мальчишек? Как вы думаете, был ли А.С. Пушкин счастлив в этот момент?

Дети: - Он умеет радоваться за других людей. Счастливым его сделала любовь к людям, родине, к жизни.

Учитель: - Ай, да Александр Сергеевич! Всего четыре строчки, а мы уже почувствовали радость, восхищение, мы улыбнулись вместе с ним, и нахлынули добрые воспоминания. Как много поведал нам поэт! Какую фантазию разбудил!

А теперь свои строчки прочтёт третий ряд. Какому природному явлению они посвящены? Как падает снег? Какие слова мы произносим не так, как привыкли? Какое звучание они придают?

Дети: - Торжественное.

Да, перед нами картина зимнего дня в движении и сиянии. Чтобы подчеркнуть значимость этого события – появление первого снега, – Пушкин использует архаизмы («звездами падая на брег»).

Какой человек может оценить красоту снега, зимней природы? (наблюдательный, искренний, любящий свой край, русскую зиму). Пушкин – русский человек, и зима для него привычна и желанна. И хочется даже воскликнуть вместе с ним: «Ах, как красиво! Как хорошо!».

V . Работа с иллюстрацией.

Посмотрите на иллюстрацию. Кто изображён на ней? Кто нашёл строки о гусе? Зачитайте.

Какое впечатление к общей атмосфере праздника добавляет картинка с гусем? (комическое).

На чём держится комический эффект? (гусь тяжелый, неповоротливый, важно ступает на лёд, но скользит и падает, отсюда комизм его падения).

Мы разобрали все строчки поэта, великого мастера. Видим простые бытовые картины – речку, мальчишек, гуся. Нет здесь ни ярких метафор, ни неожиданных сравнений, но точность и яркость поэтического слова позволяет читателю многое представить, домыслить.

Учитель читает цитату на доске:

О, Пушкин!

Над его строкою

Задумавшись в который раз,

Вдруг открываешь в ней такое,

Что прежде пряталось от глаз.

Д. Кугультинов.

А что же мы читали сегодня? К какому жанру лирики относится это произведение? (лирическое стихотворение).

Вывешивается памятка.

VI . Выразительное чтение стихотворения.

VII . Итог урока.

Какое домашнее задание вы хотели бы получить по этой теме? (подобрать частушки, песни о зиме, станцевать зимний танец, сравнить это стихотворение со стихами других поэтов с такой же темой, выучить стихотворение наизусть).

VIII . Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть.

Список книг на лето, 5 - 6 класс. Школьная программа и внеклассное чтение. Список книг для внеклассного чтения. список книг 5 -8 класс от розового жирафа. списки Проза Поделитесь,пожалуйста, списком заданных на лето книг для перешедших в 5 -й класс.

Чтение на лето 6 класс. ...затрудняюсь выбрать раздел. Список литературы, 6 класс. А.Г. Алексин. « Домашнее сочинение », « Три мушкетера в одном купе ». Скажем, к "Трём товарищам" мы пришли после длинных бесед о трёх мушкетёрах, о дружбе, о...

Летнее чтение после 6 класса. Список литературы на лето для учеников 2-11 классов. Как привить ребенку любовь к чтению. Поетому стоит не сразу переходить на минимальную активность Список литературы для внеклассного чтения на лето для 6 класса.

Девочки поделитесь списком литературы на лето для 7 класса. В смысле закончили 6 класс перешли в 7. В школе нам Литература на лето 7 класс. Список книг для внеклассного чтения. список книг 5 -8 класс от розового жирафа. списки Проза Про семью Нон-Фикшн Малышам...

Список литературы на лето для учеников 2-11 классов. Книги для внеклассного чтения 2 класс. Сказки и былины об Илье Муромце и русских богатырях. Девочки поделитесь списком литературы на лето для 7 класса. В смысле закончили 6 класс перешли в 7. В школе Что же...

Список литературы на лето, 8 класс. Список книг для внеклассного чтения. список книг 5-8 класс от розового жирафа. списки Проза Про семью Нон-Фикшн Малышам Про зверей Каникулы Серии О школе Дети спасают мир Проза весь список 5 - 6 Лет 6 - 7 лет 1-2-й класс...

Примерный список литературы для чтения в 6 классе (для закончивших 5 класс)

Обязательная литература
В. Астафьев "Васюткино озеро", "Фотография, на которой меня нет"
А. Пушкин "Дубровский", "Барышня-крестьянка"
И. Тургенев "Бежин луг", "Хорь и Калиныч"
А. Чехов Рассказы "Толстый и тонкий", "Жалобная книга", "Налим", "Злоумышленник", "Смерть чиновника" и др.
А. Куприн "Изумруд", "Чудесный доктор", «Однорукий комендант"
В. Распутин "Уроки французского"
Н.В. Гоголь "Майская ночь, или Утопленница", сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки".
В.Г. Короленко "В дурном обществе".
А.Доде "Маленький шпион".
А.П. Платонов "Песчаная учительниц», "Сухой хлеб", "Корова", "Еще мама", "Никита", "В прекрасном и яростном мире"
М.М. Пришвин "Кладовая солнца", "Анчар", "Друг человека", "Ужасная встреча", "Предательская колбаса".
М.М. Зощенко "Не надо врать", "Бедный Федя" и другие рассказы.
Ю.М. Нагибин "Старая черепаха", "Зимний дуб", "Мальчики"
Л. Толстой «Хаджи-Мурат»
Н. Лесков «Человек на часах», «Тупейный художник», «Обман», «Пигмей»
Ф. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»
Дж. Олдридж "Последний дюйм", "Мальчик с лесного берега"

Литература для внеклассного чтения в 6 классе
Детям о детях

А. Алексин "Звоните и приезжайте"
В. Железников "Чудак из шестого "Б", "Путешествие с багажом", "Чучело"
В. Крапивин "Валькины друзья и паруса", "Брат, которому семь"
М. Твен "Приключения Тома Сойера", "Приключения Гекльберри Финна"
Осеева "Динка"

О. Генри "Вождь краснокожих"
В. Драгунский "Денискины рассказы".

Ф. Искандер «Праздник ожидания праздника» (сб. рассказов).
А. Лиханов «Последние холода», «Звезды в сентябре».
Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке».
А.Н. Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел».
Л. Буссенар «Капитан Сорвиголова»
Ж.Верн «Пятнадцатилетний капитан», "Таинственный остров"
Ч. Диккенс «Оливер Твист».
К. Дойл «Рассказы о Шерлоке Холмсе», «Затерянный мир».
Г. Мало «Без семьи».
Э. По «Золотой жук» и другие рассказы.
Р. Стивенсон «Остров сокровищ», «Вересковый мед».
А. Линдгрен «Расмус-бродяга».
Д. Лондон «Зов предков».
Р. Киплинг «Арест лейтенанта Голайтли».
Р. Брэдбери «Ракета».

Г. Троепольский "Белый Бим Чёрное Ухо"
Д. Даррелл "Моя семья и другие звери"
Э.Сетон-Томпсон "Рассказы о животных"

В.Беляев "Человек- амфибия", "Голова профессора Доуэля"
Дюма "Три мушкетёра"
М. Рид "Всадник без головы"

Ф. Купер "Последний из Могикан", «Следопыт», «Зверобой»
Г. Уэллс «Человек-невидимка»
К. Булычев «Миллион приключений», «Девочка с Земли»,«Новые приключения Алисы».
И. Ефремов «Звёздные корабли», «На краю Окуймены»
Дж. Свифт «Путешествия Гулливера»
Д. Дефо «Робинзон Крузо»
А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»
Д.Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»


Top