Беседы с отцом Сергием. О богохульстве

Словарь Ушакова

Богохульство

богоху льство , богохульства, ср. (церк. ). Брань, поношение бога.

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Богохульство

(Лев 24:11-16) - один из самых тяжких грехов, состоящий в произнесении дерзких и хульных слов на Бога и промысл Божий. По закону Моисееву за богохульство наказывали смертью, именно: виновного выводили за пределы стана и побивали камнями (Лев 24:15-16). Между видами богохуления, особенно тяжкий грех хула на Духа Святого (Мф 12:31, Мк 3:28-30), по заповеди Спасителя: «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простятся человекам ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12:31-32). Именей и Александр, упоминаемые в 1-м послании ап, Павла к Тимофею (1:20), за богохульство были преданы апостолом страшному наказанию, и в будущем, по слову Божию, суд таких людей не медлит и погибель их не дремлет (2 Пет 2:3, Иуд. 8-15).

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Богохульство

богох’ульство (Мат.9:3 ; Мат.26:65 ; Мар.2:7 ; Мар.7:22 ; Мар.14:64 ; Лук.5:21 ; Иоан.10:33 ,36; 1Тим.1:20 ; Отк.13:1 ,5) - поношение, оскорбление имени Божия. В Мат.9:2 -3 книжники считали богохульством даже попытку делать дело Божие и говорить от имени Бога. (см. ).

Православный энциклопедический словарь

Богохульство

оскорбление Бога и святынь, один из самых тяжких грехов. Христос предупреждал, что "хула на Духа (Святого) не простится человекам" (Евангелие от Матфея 12,31).

Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

Богохульство

хула на Бога, на то, что связано с верой в Бога. В любом случае неэтично. Субъект выказывает свое духовно-нравственное недостоинство или невежество и этим самым вызывает у порядочных людей отрицательное отношение к себе не только во время данного общения, но и надолго позже. Не следует вступать в спор с богохульствующим взрослым человеком, делать ему замечание: узнав о вашей позиции, он также будет относиться к вам плохо.

Целесообразная реакция – спокойное и краткое выражение неприятия высказывания или красноречивое неодобрительное молчание.

Православная энциклопедия

Богохульство

один из наиболее тяжких грехов, представляющий собой произнесение слов хулы на Бога и Божий промысел. В соответствии с законом Моисеевым богохульников предавали смерти. Виновного выводили из города или стана и публично побивали камнями. Самым тяжким из богохульств является поношение Святого Духа. Сам Спаситель по этому поводу говорил следующее: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. ни в сем веке, ни в будущем» (Евангелие от Матфея, 12, 31–32).

Библия: Тематический словарь

Богохульство

произносить хулу на Бога

А. Как совершаются богохульства:

речи против Бога:

Лев 24:11,16; Мф 26:64,65; Деян 6:11

речи против слова Божия:

идолопоклонство:

Неем 9:18,26; Иез 20:27,28

преследования церкви:

угнетение бедных:

богохульные имена:

Б. Установления о богохульстве

запрещено законом Божиим:

Исх 20:7; Исх 22:28

наказуемо смертью:

Лев 24:13–16,23; Мф 26:65,66

В. Причины обвинения Иисуса в богохульстве

прощал грехи:

Дискуссия вокруг роли и места Православия в жизни россиян спровоцирована отнюдь не богохульской выходкой в Храме Христа Спасителя. Возросший интерес к христианству не просто как к религии, а как к духовному стержню общества, заставляет отвечать на, казалось бы, простые вопросы, на которые любой воцерковленный мирянин знает ответ. Ответы на все вопросы, как это ни банально звучит, есть в Библии. И даже если православный не может ответить на вопрос, процитировав канонический библейский текст, он чувствует, как надо поступать. Наверное, потому что его ведет Бог. Поэтому у православного не вызывает сомнений оценка произошедшего в Храме Христа Спасителя. Это богохульство. Но так случилось, что современное российское православное сообщество состоит во многом из неофитов, людей крещеных, но невоцерковленных. И именно поэтому мы услышали так много снисхождения в оценках случившегося даже от людей, регулярно посещающих церковь. Поэтому я и решил обратиться с вопросом о хуле к отцу Сергию. Чтоб снять наконец разночтения. Что такое богохульство? В какой форме оно может проявляться? Можно ли гнев, направленный в адрес не собственно Господа, а например, конкретного священнослужителя, считать грехом богохульства? Можно ли вообще сказать, что бывает большая и меньшая хула? В чем отличие хулы в адрес Господа, звучащей из уст православного христианина, и той же хулы со стороны атеиста, представителя другой конфессии? Современные законы светских государств защищают церковь как сообщество верующих, обеспечивая ее мирное существование. Поэтому преследуется оказание публичного неуважения к догматам и обрядам религии, препятствование свободному отправления богослужения и т. п. деяния, так как этим нарушаются интересы и права личностей, то есть наказывают за «оскорбление чувств верующих». Объектом преступления выступает не вера, религия, тем более не Бог, а отдельные верующие или церковь как учреждение, признанное и охраняемое государством. На мой взгляд, это разумно. Так нуждается ли Бог в нашей защите? Стоит ли нам, верующим, осуждать других за богохульство?

ОТЕЦ СЕРГИЙ: Существует программный документ – решения последнего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2011 года по вопросу об отношении Церкви к клевете на нее и богохульству. Я не буду приводить весь документ по причине его объемности. Там, в частности, разъясняется, чем отличается клевета и богохульство от конструктивной критики, которая периодически звучит из недр самой Церкви.

Богохульство – это когда одно или несколько лиц пытаются сознательно подвергнуть унижению и поруганию религиозные святыни или символы, которые являются священными для русских православных людей. Оно может выражаться как словами, так и действиями, оскорбительными с точки зрения православного христианина.

Гнев, направленный на конкретного священнослужителя как на человека, богохульством не считается. Но если священник, монах или другой служитель Церкви подвергается издевательству за свое исповедание православной веры, то здесь присутствует хула на Духа Святаго. Например, в кощунственной песне группы «Р… R...» прозвучали слова хулы на Патриарха, который является лицом Церкви. Тогда как Святейший ничего плохого этим девицам никогда не делал. Хуля Патриарха, в его лице они хулили и всю Церковь, тем более что их действия производились не где-либо на улице, а в храме.

Чем больше святыня, которая подвергается хуле и поруганию, тем больше вина хулителя и тем большая у него потеря страха Божия. Когда подвергается хуле Всевышний, это хула наибольшая. Когда подвергается хуле какой-нибудь священный предмет, вина, наверное, меньше. Хула на Господа со стороны православного христианина – больший грех, чем со стороны атеиста, никогда не знавшего Бога, или представителя другой конфессии, имеющего о Боге ложное представление. Сказано в Евангелии: От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Евангелие от Луки гл. 12, ст. 48).

Оказание публичного неуважения к догматам и обрядам религии, и вообще всему, что связано с православной верой, что и вызывает «оскорбление чувств верующих», является самым настоящим богохульством. Независимо от того, плюет ли хулящий в Небо или на икону, изображающую Святую Троицу, он имеет одинаковое намерение оскорбить Бога, за что и должен быть наказан.

Причем существует три вида наказаний: наказание Божие, которому обязательно подвергнется нечестивец, если не покается; наказание юридическое, государственное, от которого виновный может и откупиться; и наказание со стороны самих верующих, которые имеют полное право защитить себя, своих детей и свои святыни от кощунства. Их право основано на законе Божием, то есть, заповедях Священного Писания, которые разрешают верующим применить по отношению к богохульникам соответствующие меры. Эти меры простираются от отлучения от Церкви и предания анафеме до требования тюремного заключения или ссылки лица, разжигающего религиозную ненависть и оскорбляющего чувства верующих. «Если кто-то при тебе злословит Царя Ангелов, освяти свою руку, ударив по нечестивым устам» (свт. Иоанн Златоуст).

Если в вашу квартиру ворвется подонок, начнет там все бить и крушить, оскорблять вашу мать, супругу, пугать детей, как вы поступите? Будете прощать или ждать, пока приедет наряд милиции? Нормальный русский мужик поступит однозначно – выкинет вон подонка, как следует накостыляв ему. Вот затем уже, может быть, вызовет милицию, чтобы впредь было неповадно. Это по-русски. «Цивилизованные» господа пусть уповают на свою толерантность, пока не придут «выходцы из стран Азии и Африки» и не поселятся в их домах.

Если мы сегодня не защитим нашу веру, завтра мы ее потеряем. Святые наши предки не только «подставляли левую щеку». Когда это было необходимо, они брали в руки оружие и по благословению своих духовных отцов шли воевать, прежде всего, за свою веру, а потом уже за Царя и Отечество, как это сделал, например, св. блгв. Князь Димитрий Донской по благословению св. прп. Сергия Радонежского. Да и все наши святые благоверные князья – а их в наших святцах не один десяток – были не только мудрыми политиками, но и мужественными воинами.

ИГОРЬ ШАТРОВ: Лично у меня вопросов на этот счет больше нет. Для себя я уяснил, на мой взгляд, главное. Если я считаю, что мои чувства к Богу кем-то оскорблены, я имею право на защиту государства. И не надо спрашивать ни у кого совета на этот счет. Ведь это мои чувства и мне решать, оскорблены они или нет, готов или не готов я простить кому-то это оскорбление. Все остальное – вопрос сбора доказательств того, что сам факт богохульства (для юристов - «оскорбления чувств верующих»). И если даже 100 человек решили простить, я один могу потребовать защиты у государства. И оно обязано мне помочь. Защитить меня, не Бога. Бог, как известно, не поругаем!

Богохульство

Богоху́льство (от Бог и др.-рус хула , ст.-слав хѹла ) - непочтительное использование имени Бога или богов, а также поношение любых объектов религиозного поклонения и почитания.

По иудейским, христианским и мусульманским верованиям является грехом .

В разные периоды истории и у разных народов это понятие понималось по-разному и в различной степени преследовалось по закону.

История

Состав и наказуемость этого деяния (до сих пор считающимся в ряде стран преступным) в разные времена были весьма различны.

Наказуемость богохульства по закону возникла в государственных системах, в которых были введены государственные боги и религии, например, в некоторых языческих государствах и в иудейской теократии. В них всё, что связано с религией, охранялась законом. Всякий виновный в посягательстве на религиозные святыни и, тем более, на бога государственной религии, должен был отвечать за это как за государственное преступление. На этом отчасти была основана юридическая сторона направляемых против христиан гонений. Как особенно тяжкое преступление, по Закону Моисееву , подлежало для природного еврея и для чужеземца смертной казни , которая совершалась через побиение камнями . Так, например, иудаизм не признает Иисуса Мессией, считает учение о воплощении бога в человеке богохульством и попыткой человека поставить себя на один с ним уровень .

Хотя субъективной стороной богохульства признавался умысел «поколебать веру присутствующих или произвести соблазн», наказуемость не устранялась и в тех случаях, когда оно было совершено неумышленно и даже случайно, вообще без умысла оскорбить святыню, когда виновный не знал и не мог знать о преступности своего деяния.

Самым тяжким наказанием, а именно лишением всех прав состояния и ссылкой в каторжные работы на срок от 12-15 лет, закон грозил виновному в богохульстве, совершённом в церкви. За богохульство в ином публичном месте при многолюдном собрании виновный подвергался лишению всех прав состояния и ссылке в каторжные работы на время от 6-8 лет, а виновный в богохульстве, совершённом лишь при свидетелях, - лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в отдалённейших местах Сибири . Неумышленное богохульство, совершённое по неразумению, невежеству или пьянству, наказывалось тюрьмой. За недонесение о богохульстве недоносители приговаривались к тюрьме или аресту.

Интересно, что наказание за богохуление или порицание веры, совершённое посредством печатных или письменных, каким-либо образом распространяемых сочинений (ст.181 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных), было ниже, чем за публичное богохуление и порицание веры, хотя, казалось бы, печать, могущая действовать на большое число людей и даже на последующие поколения, представляет собой гораздо более опасное средство совершения этого преступления, чем устное слово, действие которого ограничено сравнительно незначительным числом слушателей и вовсе не долговечно. Причина этой странной постановки наказуемости неизвестна, можно лишь предполагать, что законодатель, принимая во внимание весьма низкий уровень грамотности, особенно в простом народе, на момент появления этого закона, счёл печатную форму менее доступной широкому кругу людей, а также менее способной возбудить страсти толпы и вызвать беспорядок.

Ссылки

  • Кротов Я. Азбука ненависти. Кощунство

Примечания

См. также

  • Карнавализация

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Диатрема
  • Грифон (геологический)

Смотреть что такое "Богохульство" в других словарях:

    богохульство - Кощунство, святотатство. См … Словарь синонимов

    богохульство - БОГОХУЛЬСТВО, кощунство, святотатство БОГОХУЛЬНИЧАТЬ, богохульствовать, кощунничать, кощунствовать, святотатствовать … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    БОГОХУЛЬСТВО - в праве некоторых стран одно из религиозных преступлений. В России наказание за Б. было установлено в Соборном уложении 1649 г. и включало неверие, отрицание православной веры, поношение, оскорбление святынь. В 1738 г. за Б. была установлена… … Юридический словарь

    БОГОХУЛЬСТВО - БОГОХУЛЬСТВО, богохульства, ср. (церк.). Брань, поношение бога. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    богохульство - БОГОХУЛЬСТВОВАТЬ, твую, твуешь. Хулить Бога, поносить, оскорблять церковные реликвии, обряды. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Богохульство - – преступное деяние, выражающееся в оскорблении имени Божия, Пресвятой Девы Марии, признанных церковью святых, а также священных предметов. Подобные деяния впервые предусматриваются еврейским законодательством, а оттуда переходят в уголовные … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Конечно, тем самым они никого не убивают, даже более того, не приносят никому тяжкого вреда здоровью, но они наносят глубокое моральное оскорбление, которое может в будущем отразиться не только на здоровье граждан но и на их психическом состоянии.

Понятия

Святотатство

Понятие святотатства идет к нам из древнерусской культуры.

Давайте разберемся, что это такое?

Сразу же после крещения Руси появись сторонники старой веры, которые на отрез отказались принимать новую но они не просто тихо молчали, они пытались оскорбить основное населения, совершая при этом сожжение церквей, развал святынь.

Тогда, в летописях впервые промелькнуло это слово и используется до сих пор не только в православии, но и в юридическом языке.

Примером служит уголовный кодекс, в который еще в двух тысяча двенадцатом году внесли данное деяние как преступление.

Об этом говорится в статьях 148 и 282 УК РФ . Возможно, толчком к этому действию послужил всем известный в России инцидент, связанный с танцами на святом месте в храме Христа спасителя в Москве.

Но прежде чем говорит про характеристики данного преступления стоит сказать его определение.

Под святотатством понимают оскорбление нанесенное святыни, или же ее осквернении.

Уголовной практике известны множество таких преступлений, но раньше они подходили под статьи вандализм и хулиганство.

На сегодняшний день есть статьи, которые закрепят наказание за подобное дерзкое преступление, предусматривающее неуважение к вере и к выбору других.

Кощунство

Объектом данного преступления как и предметом в равных долях являются моральные ценности, которые тщательно охраняются законом. А вот объективную сторону стоит рассмотреть подробнее.

Конечно, и святотатство и кощунство выражаются в действиях. Невозможно совершить подобное деяние бездействуя.

Именно поэтому, под характеристикой данного преступления понимают деяние, совершенное лицом или группой лиц, и направлено оно на унижение людей и их веры.

Также, к объективной стороне стоит отнести действия, направленные на порчу имущества, памятников, святынь, имеющих не только материальную, но и духовную ценность.

Субъективной стороной данного преступления является наступление общественно опасных последствий, которых непременно хочет подсудимый, который представляет себе нанесенный урон, но все равно желает их наступления.

Также, говоря о субъективной стороне необходимо упомянуть мотив преступления.

А также преступники преследуют определенную цель.

Субъектом данного преступления являются граждане, достигшие возраста шестнадцати лет, и понимающих что они делают, то есть, обладающие дееспособностью.

Отграничение святотатства от смежных преступлений


Очень часто святотатство путают с такими преступлениями, как вандализм и хулиганство .

Ведь совсем недавно статьи святотатство не было в кодексе и разрушение памятников, танцы у алтаря и другие невероятные преступные деяния можно было охарактеризовать и вменить наказание только по вышеупомянутым составам.

На сегодняшний день все проблемы такого рода полностью исчерпаны.

Очень важно знать определения вандализма и хулиганства.

Вандализм признается учеными психологами да и теоретиками права, формой деструктивного поведения гражданина, которое может являться также дивиантным.

Вандализм (ст.214 УК РФ ) представляет собой действия, которые направлены на осквернение различных ценностей, начиная с предметов искусства, и заканчивая зданиями, строениями и сооружениями.

Многочисленные рисунки краской из баллона на новых красивых домах- как паз признак того самого вандализма.

Под хулиганством (ст. 213 УК РФ ) также понимают действия, которые направлены на разрушение и несут в себе все показательное неуважению как к обществу в целом, так и к конкретным людям в частности.

Как правило, при хулиганстве грубо и резко нарушаются закоренелые устои, общество расслаивается.

Наказание и ответственность


За данное преступление предусмотрена уголовно правовая ответственность статья 148 УК РФ .

Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих — наказываются:

  1. в размере до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 2 лет,
  2. на срок до 240 часов,
  3. на срок до 1 года,
  4. на срок до 1 года.

Другое дело что практически нет судебной практики, в соответствии с которой можно было бы основательно применять решения.

Пример из судебной практики

Самый яркий пример произошел в Москве, в храме Христа спасителя, когда посреди службы три девушки в масках оказались в центре, у алтаря и начали распевать неприемлемые песни и танцевать.

Осуждены они были по статье 213 УК РФ — Хулиганство.

Одеты были также неподобающим образом. Пока прихожане пытались прийти в себя девушки скрылись.

Но правосудие взяло верх и беглянок нашли. Сегодня они отбывают наказание и сожалеют о содеянном.

Заключение

Если вы пройдетесь по своему городу, то наверняка увидите всевозможные согнутые перила и кощунство над памятниками – это признак вандализма.


Случаи с осквернением святынь очень редки, но это не значит что их нет.

Просто хочется верить, что даже у самых отъявленных вандалов и хулиганов есть душа.

Святотатство – преступление, о котором больно читать верующему человеку.

Не только потому, что это оскорбление его религии, а потому, что основа любой традиционной религии – это вера, любовь и самопожертвование.

И когда люди проявляют друг к другу столько эгоизма и злобы, становится очень горько.

Хочется верить, что скоро это преступление уйдет из сводок преступности и вовсе уйдет в историю, ведь вера – это немногое из того, что подбадривает и ведет нас в этом темном мире ярким светом.

Умные люди, даже если они атеисты (а такое сочетание встречается довольно редко), все равно воздерживаются от богохульства. Так, на всякий случай. И дело не только в страхе перед возможной карой Всевышнего. Любой стремится к тому, чтобы по возможности не обидеть окружающих, среди которых встречаются искренне верующие люди.

Законы пишутся не для умных людей, которые и так знают в большинстве случаев, как поступить, чтобы не нанести морального или материального ущерба окружающим. Вполне естественно стремление морально здорового члена общества жить честно, не красть, не убивать, не богохульствовать. Это заложено в самой природе человеческого общения. Однако есть, к сожалению, примеры другого отношения к общественной морали, когда вмешательство просто необходимо.

В дореволюционной России православие было государственной религией, но при этом создавалось терпимое отношение к иноверцам, которые составляли значительную часть населения империи. Случаи агрессивной ксенофобии имели место, но власти делали все для того, чтобы их пресечь. При этом никому, независимо от исповедуемой конфессии, не позволялось богохульствовать. Это означало недопустимость непочтительного использования имени Бога и публичного выражения неуважительного отношения к религиозным догматам.

В период масштабных социальных преобразований, последовавших за октябрьским переворотом 1917 года, активно попирались исконные ценности, выработанные столетиями. Детей заставляли отрекаться от родителей, брат шел против брата, а людей заставляли богохульствовать. Это делалось для того, чтобы создать новую религию, в которой были свои святые мощи в мавзолее на Красной площади, своя «красная Пасха» - Первомай, и аналог Рождества - Годовщина Великой революции 7 ноября. Оскорбление, пусть и неумышленное, новых реликвий влекло кару намного более строгую, чем наказание за богохульство в прошлые времена. Уликой могла стать газета, использованная в гигиенических целях (с пипифаксом тоже были проблемы), если на ней был напечатан портрет кого-то из вождей.

Закон о богохульстве в России призван защитить права тех, кто исповедует ценности, традиционные для нашего многонационального и поликонфессионального общества. В первую очередь он касается православной общины, которая, несмотря на свою многочисленность, проявляет редкую в наше время терпимость к вандализму. Попробовали бы «Pussy Riot» попеть-поплясать в мечети…


Top