Как подключить катушку зажигания ваз 2101. Установка и регулировка зажигания на «Копейке

Многим автовладельцам любопытно знать, как выставить зажигание на ВАЗ 2101. Ведь на этих довольно старых моторах часто приключаются проблемы с зажиганием. Такие же двигатели помимо «копейки», можно встретить и на других моделях Жигулей. Принцип выставления зажигания схож с такой работой на других моторах. Основное отличие это использование только контактной системы зажигания, бесконтактные версии не устанавливались на эту модель. В целом эта работа довольно простая, и никаких особых проблем не должна вызывать даже у начинающего механика.

Способы


Как выставить зажигание на ВАЗ 2101? Способов всего несколько. Для контактного зажигания существует 2 способа его настройки. Их использование во многом зависит от ваших навыков и наличия инструментов:

  • На слух, этот способ довольно сложный. Для него не требуется никаких специальных приборов, но при этом новичку далеко не всегда удается выставить зажигание с первого раза;
  • По лампочке, этот метод более простой. Для работы понадобится простейший тестер.
Как правило, большая часть поклонников отечественного автопрома использует первый способ, хотя второй намного точнее.


Признаки неисправности


Многие владельцы ВАЗ 2101, да и нескольких более новых моделей, знают ситуацию, когда автомобиль внезапно начинает лихорадить, двигатель троит и тарахтит как запорожец. При этом пропадает мощность, а потреблять бензин машина начинает как спорткар. Чаще всего причина в зажигании. Но перед тем как начинать работу с трамблером, нужно убедиться в качестве топлива. Иногда такое происходит по причине использования плохого бензина. Попробуйте заправиться на другой заправке.

Возможно, это поможет и проблема пропадет. Также, при сбитом зажигании наблюдаются хлопки (выстрелы). Бить может как в карбюратор, .

Проверка


Перед тем как проверять настройки трамблера, следует проверить работу остальных частей этой системы. Для начала выкручивают свечи. Их осматривают, они должны быть светло-коричневыми. Также желательно проверить на стенде. Или просто на двигателе. Для этого, на выкрученную свечу одевают высоковольтный провод, и кладут свечу на двигатель. Помощник немного крутит стартер, ваша задача оценить состояние искры.

Она должна быть бело-синей, если искра желтая или красная, то возможно проблема в свече или проводах. Также стоит проверить зазор на кулачках. После чего, включают зажигание и, отводя контакт в сторону с помощью отвертки, проверяют искру. Принцип оценки такой же, как и на свечах.



Выставление зажигания


Для начала нужно выставить двигатель по меткам. Для этого ключом на 36 поворачивают шкив коленвала по часовой стрелке. Нужно добиться совпадения метки на крышке привода ГРМ и средней метки на шкиве. Для большей надежности нужно проверить положение поршня в первом цилиндре. При отсутствии ключа вывести мотор можно с помощью колеса. Для этого поднимают на домкрате заднее колесо, включают четвертую передачу, и крутят колесо. Не забывайте контролировать положение меток. Он должен немного не доходить до верхней мертвой точки. Если все сходится, то можно приступать к выставлению зажигания. Как уже упоминалось делать это можно 2 способами:
  • Для выставления зажигания по слуху вам понадобится ключ на 13. Для начала обратите внимание на положение бегунка. При совпадении средней метки и ВМТ такта сжатия в первом цилиндре, он должен смотреть на первую свечу. Если не сходится, то следует открутить трамблер и переставить его, так как надо. После этого машина заводится и прогревается. Далее, аккуратно ослабив гайку крепления распределителя, для этого и нужен ключ на 13, поворачивают его в любую сторону. Добившись идеальной работы двигателя, закрепляют трамблер;
  • Для другого способа понадобится лампочка на 12 В и 2 провода подходящего сечения. К лампе присоединяют провода, все, простейший тестер готов. Далее нужно скинуть центральный провод с крышки трамблера. Включают зажигание, и ослабив крепление распределителя, поворачивают его по максимуму вправо. Тестер присоединяют одним концом к центральному выводу трамблера, другим к плюсу на аккумуляторе. Лампочка должна загореться. Нужно поворачивать распределитель до тех пор, пока она не потухнет. В таком положении и нужно закрепить трамблер.

Если при движении авто вы слышите посторонние звуки, двигатель быстро перегревается, падает мощность авто и большой расход топлива, то это явные признаки некорректной работы системы зажигания.

На авто, у которых система зажигания контактная, можно выставить момент опережения своими руками, не используя для этого специальный прибор. Стробоскоп нужен в том случае, когда машина работает на двигателе с бесконтактной системой. Для того чтобы выставить зажигание на ВАЗ-2101, потребуется некоторый инструмент:

  1. Ключи рожковые или накидные на 13.
  2. Ключи для коленчатого вала.
  3. 12-вольтовая лампа (если таковой нет под рукой, ее можно сделать самостоятельно, используя лампочку, патрон и пару кусков провода).

Карбюраторные двигатели часто дают сбои в работе и в системе зажигания. Проявляется это в виде посторонних звуков из-под капота в момент, когда машина едет на четвертой передаче и ей пытаются добавить скорости. Это происходит из-за ранней детонации топлива.

Если не заняться устранением данной проблемы сразу, то в дальнейшем это может привести к:

  • проблемам со стартером;
  • вибрированию и тряске двигателя при сбавлении скорости или при глушении мотора;
  • «троению» мотора или провалам на малых оборотах.

Такие проблемы очень знакомы автовладельцам отечественных авто.

Появляется необходимость отрегулировать зажигание, чтобы искра возникала в тот момент, когда она нужна и не срабатывала детонация воздушно-топливной смеси раньше положенного срока.

Рассмотрим более детально, как на ВАЗ-2101 отрегулировать систему зажигания.

Опытные автовладельцы знают несколько способов регулировки зажигания. Самым простым считается открутить болт фиксирования трамблера и развернуть саму катушку в том направлении, в каком необходимо. Крутить его следует аккуратно и по часовой стрелке, если зажигание раннее и против, если позднее.


Этот метод считается самым простым и распространенным, выполняется он «наобум». Проще говоря, вы должны аккуратно провернуть трамблер, включить зажигание и попытаться завести «копейку». Если она завелась без проблем, без посторонних шумов и вибраций, значит, все хорошо и проблем нет. В тот момент, когда мотор глушится, посторонних шумов и вибраций также быть не должно.

Стоит учитывать, что машина на ходу может повести себя иначе. Поэтому после того, как вы отрегулировали и затянули болт фиксирования катушки, необходимо проверить результат на дороге. Нужно разогнать машину до 50 км в час и пытаться поддавать ей газу. Если детонации не случаются, значит все хорошо, в случае повторения проблемы, трамблер нужно снова слегка повернуть в противоположную сторону.

Важно знать, что подобные проблемы могут возникать из-за низкого качества топлива. Вдобавок приведенный метод не является точным, так как возникает необходимость попросту методом тыка регулировать зажигание. При этом страдает и стартер, и аккумулятор.

Метод регулировки при помощи лампочки

Любой опытный автовладелец знает еще один проверенный метод регулирования зажигания по лампочке. В принципе, действия будут такие же, как при первом методе, однако следует еще повращать так называемый храповик.


Шкив коленчатого вала имеет специальную отметку, которая должна совпадать с меткой на крышке газораспределительного механизма. Сперва выставляем метку на шкиве на 5 градусов. Далее проверочную лампочку присоединяем к «массе», а «плюс» соединяем с контактом под крышкой трамблера.

Включаем зажигание, корпус трамблера нужно вращать покуда лампочка не мигнет и зафиксировать этот момент. Далее нужно прикрутить гайку на 13 к закрепительному болту.

По мнению опытных автомехаников, данный метод с лампочкой самый действенный. При желании можно использовать стробоскоп.

Такие методы регулирования будут эффективны в случае правильного расположения фаз газораспределения. Это означает, что коленвал и распредвал установлены правильно.

Начиная работу по регулировке зажигания, необходимо обратить внимание на состояние свечей. Если на них нагар или накипь, их нужно почистить или заменить. Регулировка будет правильной и эффективной, если ее выполнять на разогретом двигателе. Состояние контактов также стоит проверить, потому как и они могут являться причиной сбоя.

Контактная система зажигания состоит из выключателя зажигания, катушки зажигания, прерывателя-распределителя, свечей зажигания, проводов низкого и высокого напряжения.

Распределитель зажигания преобразует постоянный ток цепи низкого напряжения в импульсный и распределяет импульсы тока высокого напряжения по свечам зажигания. Он конструктивно объединен с прерывателем и центробежным и вакуумным регуляторами опережения зажигания.

рис. 1

Распределитель установлен в передней части блока цилиндров с левой стороны.

Корпус распределителя отлит из алюминиевого сплава. В хвостовик корпуса запрессованы два подшипника скольжения, в которых вращается валик. На верхней части валика выполнен кулачок прерывателя, а также смонтированы центробежный регулятор опережения зажигания и ротор (бегунок). При вращении валика грузики центробежного регулятора расходятся под действием центробежных сил и поворачивают четырехгранный кулачок прерывателя на определенный угол в направлении вращения валика. При этом контакты размыкаются с некоторым опережением, тем большим, чем выше обороты двигателя. Угол поворота ограничен величиной паза в опорной пластине ротора.

Прерыватель состоит из стойки с неподвижным контактом и подвижного контакта с текстолитовым упором, который плоской пружиной прижат к четырехгранному кулачку валика распределителя. При вращении кулачка контакты замыкаются и размыкаются. Кулачок смазывается фетровым фальцем, пропитанным моторным маслом.

При эксплуатации автомобиля необходимо систематически проверять и регулировать зазор между контактами прерывателя.

Пластина, на которой смонтирован механизм прерывателя, установлена на шарикоподшипнике, позволяющем ей поворачиваться вокруг оси валика.

Пластина соединена тягой с диафрагмой вакуумного регулятора опережения зажигания. Разрежение (подведенное по шлангу из задроссельного пространства карбюратора) действует на диафрагму вакуумного регулятора, и тяга поворачивает механизм прерывателя вместе с подвижной пластиной относительно четырехгранного кулачка, обеспечивая тем самым оптимальный момент зажигания в зависимости от нагрузки двигателя.

Чтобы уменьшить искрение между контактами прерывателя, параллельно им подключен конденсатор. Он закреплен снаружи на корпусе распределителя.

Сверху корпус распределителя закрыт крышкой с гнездами для проводов высокого напряжения. Изнутри крышки в ее центральный электрод вмонтирован подпружиненный уголек. Ротор с контактной пластиной (бегунок) распределяет ток высокого напряжения по свечам зажигания в соответствии с порядком работы цилиндров (1 – 3 – 4 – 2). Валик распределителя зажигания вращается по часовой стрелке (при виде сверху).

При регулировке опережения зажигания поворот корпуса распределителя по часовой стрелке уменьшает опережение, против часовой стрелки – увеличивает.

Катушка зажигания Б-117А

Катушка зажигания – повышающий трансформатор, преобразует импульсный ток низкого напряжения (12В) в ток высокого напряжения. Обмотки катушки установлены в корпус из тонкой оцинкованной стали. Крышка корпуса из изоляционного материала, имеет два низковольтовых вывода и гнездо для провода высокого напряжения. В корпус катушки залито трансформаторное масло, охлаждающее обмотки.

Катушка зажигания устанавливается в моторном отсеке и крепится на левом брызговике кузова двумя гайками.

Выключатель зажигания

Выключатель зажигания – комбинированный, состоит из замка с противоугонным устройством и контактной части, собранных в одном корпусе. Выключатель установлен с левой стороны рулевой колонки в специальном кронштейне и закреплен двумя винтами.

Свечи зажигания

Свеча воспламеняет рабочую смесь в цилиндре искровым разрядом. Конструкция свечи неразборная.

У исправно работающей свечи цвет юбки изолятора центрального электрода должен быть серым или светло-коричневым.

рис. 3

На автомобиле применяются свечи А17ДВР (А17ДВРМ) или их аналоги.

    Изолятор

    Корпус катушки зажигания

    Изоляционная бумага обмоток

    Первичная обмотка

    Вторичная обмотка

    Изоляционная трубка первичной обмотки

    Клемма вывода конца первичной обмотки:

    Контактный винт

    Клемма высокого напряжения

  1. Клемма «+E» вывода начала первичной и конца вторичной обмоток

    Пружина центральной клеммы

    Каркас вторичной обмотки:

    Наружная изоляция первичной обмотки

    Скоба крепления

    Наружный магнитопровод

    Сердечник

    Контактная гайка

    Изолятор свечи зажигания:

    Стержень

    Корпус свечи

    Уплотнительное кольцо

    Теплоотводящая шайба

    Центральный электрод

    Боковой электрод свечи зажигания

    Валик распределителя зажигания

    Маслоотражательная муфта валика

  2. Провод подвода тока и распределителю

    Запорная пружина крышки

    Корпус вакуумного регулятора

    Диафрагма

    Крышка вакуумного регулятора

    Пружина вакуумного регулятора

    Тяга вакуумного регулятора

    Смазочный фитиль (фальц) кулачка

    Опорная пластина регулятора опережения зажигания

    Ротор распределителя зажигания:

    Боковой электрод с клеммой

    Крышка распределителя зажигания

    Центральный электрод с клеммой

    Уголек центрального электрода

    Центральный контакт ротора

    Резистор 5-6 ком для подавления радиопомех

    Наружный контакт ротора

    Пружина регулятора опережения зажигания

    Пластина центробежного регулятора

    Грузик регулятора опережения зажигания

    Изоляционная втулка

    Кулачок прерывателя

    Изоляционная колодка рычажка:

    Рычажок прерывателя

    Стойка с контактами прерывателя

    Контакты прерывателя

    Подвижная пластина прерывателя

    Конденсатор 0,20-0,25 мкФ

    Корпус распределителя зажигания

    Подшипник подвижной пластины прерывателя

    Корпус масленки

    Винт клеммового зажима

    Стопорная пластина подшипника:

    Распределитель зажигания

    Свечи зажигания

    Выключатель зажигания

    Катушка зажигания

    Генератор

    Аккумуляторная батарея

    Датчик-распределитель зажигания

    Коммутатор

    Угол опережения зажигания

    К источникам питания:

    I.Катушка зажигания

    II.Свеча зажигания

    III.Распределитель зажигания

    IV.Схема классической системы зажигания

    V.Схема работы центробежного регулятора опережения зажигания

    VI.Схема бесконтактной системы зажигания

На автомобилях ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 в основном применяется классическая система зажигания (схема IV). На ВАЗ-21065 может быть установлена бесконтактная система зажигания (схема VI). Катушка зажигания. В классической системе зажигания применяются катушки зажигания Б117А, а в бесконтактной - 27.3705, различающиеся данными обмоток и некоторыми деталями. Катушка представляет собой трансформатор с двумя обмотками: первичной 4 и вторичной 5, и служит для преобразования тока низкого напряжения (12 В) в ток высокого напряжения (11- 20кВ) для пробоя воздушного зазора между электродами свечей зажигания. Свечи зажигания устанавливаются типа А-17ДВ для классической системы зажигания и А17ДВ-10 для бесконтактной, или аналогичные им свечи зарубежного производства. Конструкция свечей неразборная, традиционная. Зазор между электродами свечей составляет 0, 5-0.6 мм для А17ДВ и 0, 7-0, 8 мм для А-17ДВ-10. Выключатель зажигания установлен на кронштейне вала рулевого управления, состоит из корпуса с замком и противоугонным устройством и контактной части. Принцип действия устройства заключается в том, что после вынимания из замка ключа, установленного в положение III (Стоянка), запорный стержень замка выдвигается, входит в паз вала руля и блокирует его. Электронный коммутатор применяется в бесконтактной системе зажигания для прерывания тока в первичной цепи катушки зажигания по сигналам бесконтактного датчика. Могут применяться взаимозаменяемые коммутаторы различных марок: 3620.3734, HIM-52, ВАТ10.2 или PZE4020. Величина импульсов тока составляет 8-9 А. Предусмотрено автоматическое отключение тока через катушку зажигания через 2-5 сек при неработающем двигателе, но включенном зажигании. Распределитель зажигания 30.3706 служит для прерывания тока в цепи низкого напряжения катушки зажигания и распределения импульсов высокого напряжения по свечам зажигания. Распределитель зажигания установлен в левой передней части двигателя и приводится во вращение от винтовой зубчатой шестерни 27 (см.рис.4). Прерыватель состоит из кулачка 51 с четырьмя выступами и стойки 54 с контактами, которые кулачок размыкает при вращении. К верхнему концу втулки кулачка припаяна опорная пластина 38 центробежного регулятора опережения зажигания с грузиками 49. Сбоку к корпусу распределителя прикреплен вакуумный регулятор, состоящий из корпуса 31 с крышкой 33, между которыми зажата гибкая диафрагма 32. К диафрагме крепится тяга 36, связанная с подвижной пластиной 56 прерывателя. Распределитель состоит из ротора 39 и электродов, установленных в пластмассовой крышке 41. На роторе приклепаны центральный 44 и наружный 46 контакты ротора, между которыми в углублении находится помехоподавительный резистор 45. В центральный контакт ротора упирается подпружиненный угольный электрод 43. Датчик распределения зажигания 37.3706 применяется в бесконтактной системе зажигания. От распределителя зажигания 30.3706 он отличается только тем, что вместо прерывателя на подвижной пластине установлен бесконтактный датчик, а к опорной пластине 38 снизу прикреплен цилиндрический стальной экран с четырьмя прорезями. Бесконтактный датчик работает на основе эффекта Холла и состоит из полупроводниковой пластинки с интегральной микросхемой и постоянного магнита. Между ними имеется зазор, через который проходит стальной экран. Когда в зазоре находится тело экрана, то магнитные силовые линии замыкаются через экран и на пластинку не действуют. Если же в зазоре находится прорезь экрана, то на пластинку полупроводника действуют магнитное поле и с нее снимается разность потенциалов. Микросхема, встроенная в датчик, преобразует эту разность потенциалов в импульсы напряжения. Работа системы зажигания. При работе двигателя прерыватель прерывает ток в первичной обмотке катушки зажигания. В этот момент магнитное поле в катушке зажигания резко сжимается и, пересекая витки обмотки, индуктирует в ней ЭДС порядка 12-24 кв. Ток высокого напряжения идет к центральной клемме распределителя зажигания, затем через контакты ротора к боковому электроду и далее к свече зажигания, создавая искровой разряд между ее электродами. Конденсатор 57 служит для гашения ЭДС самоиндукции в первичной обмотке катушки зажигания и для уменьшения искрения между контактами прерывателя. Если бы не было конденсатора, то ЭДС во вторичной обмотке не превышала бы 4000-5000 В. Для получения максимальной мощности двигателя необходимо воспламенять горючую смесь несколько ранее прихода поршня в ВМТ, чтобы сгорание закончилось при повороте коленчатого вала на 10-15 после ВМТ. Каждой частоте вращения коленчатого вала необходим свой угол опережения зажигания. Так при 750- 800 об/мин начальный угол опережения зажигания составляет 3-5 . С увеличением частоты вращения угол опережения зажигания должен увеличиваться, и эту задачу выполняет центробежный регулятор опережения зажигания. При увеличении частоты вращения грузики 49 под действием центробежных сил расходятся и поворачивают опорную пластину 38 вместе с кулачком 51 прерывателя на угол А в направлении вращения валика. Выступы кулачка раньше размыкают контакты прерывателя и опережение зажигания увеличивается. Вакуумный регулятор изменяет опережение зажигания в зависимости от нагрузки на Двигатель. При небольших нагрузках содержание остаточных газов в горючей смеси высокое, смесь горит медленнее, ее надо поджигать раньше и наоборот. На диафрагму регулятора действует разрежение, отбираемое из зоны над дроссельной заслонкой первой камеры карбюратора. При небольших открытиях дроссельной заслонки (малая нагрузка) под действием разрежения диафрагма 32 оттягивается и тягой 36 поворачивает подвижную пластину 52 прерывателя против направления вращения валика. Опережение зажигания увеличивается. По мере дальнейшего открытия дроссельной заслонки (увеличение нагрузки) разрежение уменьшается и пружина отжимает диафрагму в исходное положение. Бесконтактная система зажигания работает также, как и классическая, только вместо прерывателя ток в цепи первичной обмотки катушки зажигания прерывает коммутатор по сигналам бесконтактного датчика в датчике-распределителе зажигания.

В данной статье мы расскажем вам о замене обычного механического зажигания более современным решением - бесконтактным электронным зажиганием, использующим не обычные механизмы, а оптический фотоэлемент, который практически не требует обслуживания.

Покупка электронного зажигания

Перед покупкой БСЗ необходимо точно узнать объём двигателя вашего автомобиля. Эта информация потребуется продавцу, ведь от объёма зависит тип трамблера. Кроме того, нужно приобрести специальные свечи зажигания. Высокая мощность искры очень быстро выведет стандартные свечи из строя.


Последняя, но не маловажная покупка – комплект, в которых входят специальные провода для БСЗ. Их улучшенные характеристики позволят выстоять перед мощной искрой. Напомним, что в предыдущей статье мы рассматривали своими руками.

Установка бесконтактного электронного зажигания на ВАЗ 2101

1. Первым шагом является отсоединение старых проводом. После отсоединения снимите крышку трамблёра. Стартёр поможет вам выставить бегунов в правильное положение.


2. Основание трамблёра будет помечено пятью метка. Фломастером пометьте блок цилиндров в таком месте, к котором он бы совпадал с какой-нибудь отметкой на трамблёре, например, со средней. В будущем это позволит вам быстро попасть в необходимое положение угла опережения при установке нового оборудования.


3. Внимательно осмотрите катушку зажигания. Она может отличатся от старой, но если клеммы расположены в одних и тех же местах, и маркировка совпадает, то она подходит для вашего авто. Обеспечение надёжной «массы» можно добиться очистив поверхность элементов, прилегающих к катушке.


4. Установка блока управления зажиганием – это следующий шаг. Пожалуй, под левой фарой достаточно места, для установки. Прикрутите блок плотно к корпусу. Удостоверьтесь, что чёрный провод имеет плотное соединение с «массой».


5. После этого свободный конец пучка проводов помещается в трамблер, а тот в свою очередь устанавливается на место. После этого необходимо совместить ранее обозначенные фломастером места на корпусе трамблера и блоке цилиндров. Последним шагом является замена свечей зажигания.


Top