Откуда выражение «бороться и искать, найти и не сдаваться»? «Бороться и искать, найти и не сдаваться» («Если быть - то быть лучшим») Жизненные девизы героев романа два капитана.

Все путешествия, когда путешественникам по одиннадцати-двенадцати лет, когда они ездят под вагонами и не моются месяцами, похожи одно на другое. В этом легко убедиться, перелистав несколько книг из жизни беспризорных. Вот почему я не стану описывать нашего путешествия из Энска в Москву.

Семь заповедей тети Даши были вскоре забыты. Мы ругались, дрались, курили – иногда навоз, чтобы согреться. Мы врали: то тетка, поехавшая в Оренбург за солью, потеряла нас по дороге, то мы были беженцами и шли к бабушке в Москву. Мы выдавали себя за братьев – это производило трогательное впечатление. Мы не умели петь, но я читал в поездах письмо штурмана дальнего плавания. Помню, как на станции Вышний Волочок какой-то моложавый седой моряк заставил меня повторить это письмо дважды.

– Очень странно, – сказал он, глядя мне прямо в лицо суровыми серыми глазами, – экспедиция лейтенанта Седова? Очень странно.

И все же мы не были беспризорниками. Подобно капитану Гаттерасу (Петька рассказывал мне о нем с такими подробностями, о которых не подозревал и сам Жюль Верн), мы шли вперед и вперед. Мы шли вперед не только потому, что в Туркестане был хлеб, а здесь его уже не было. Мы шли открывать новую странусолнечные города, привольные сады. Мы дали друг другу клятву.

Как эта клятва помогала нам!

Однажды, подходя к Старой Руссе, мы сбились с дороги и заблудились в лесу. Я лег на снег и закрыл глаза. Петька пугал меня волками, ругался, даже бил – все было напрасно. Я не мог больше сделать ни шагу. Тогда он снял шапку и бросил ее на снег.

– Ты клятву давал, Санька, – сказан он, – бороться и искать, найти и не сдаваться. Значит, ты теперь клятвопреступник? Сам сказал – клятвопреступник не получит пощады.

Я заплакал, но встал. Поздней ночью мы дошли до деревни. Деревня была староверческая, но одна старушка все же приняла нас, накормила и даже вымыла в бане.

Так от деревни к деревне, от станции к станции мы, наконец, добрались до Москвы. Дорогой мы продали, променяли и проели почти все, что было взято с собой из Энска. Даже Петькин кинжал в ножнах из старого сапога, был продан, помнится, за два куска студня.

Непроданными остались только наши бумаги-клятвы, подписанные кровью «П.С.» и «А.Г.», и адрес Петькиного дяди.

Дядя! Как часто мы говорили о нем! В конце концов, он стал представляться мне каким-то паровозным владыкой: борода по ветру, дым из трубы, пар из-под котла…

И вот наконец – Москва! Морозной февральской ночью мы выбрались через окно из уборной, в которой провели последний перегон, и спрыгнули на рельсы. Москвы было не видать, темно, да мы ею и не интересовались. Это была просто Москва, а дядя жил в Москве-Товарной, седьмое депо, ремонтная мастерская. Два часа мы блуждали по шпалам, путались среди сходящихся и расходящихся рельсов. Начинало светать, когда седьмое депо предстало перед нами – мрачное здание с темными овальными окнами, с высокой овальной дверью, на которой висел замок. Дяди не было. Не у кого было даже спросить о дяде. Утром в комитете седьмого депо мы узнали, что дядя уехал на фронт.

Все кончено! Мы вышли и сели на эстакаду.

Прощайте, улицы, на которых растут апельсины, прощайте, ночи под открытым небом, прощайте, нож за опояской и кривая шашка в серебре!

На всякий случай Петька вернулся в комитет – спросить: не был ли дядя женат? Нет, дядя был холостой. Он жил, оказывается, в каком-то вагоне и так в этом вагоне и поехал на фронт.

Совсем рассвело, и Москва была теперь видна: дома, дома (мне казалось, что все это – вокзалы), огромные кучи снега, редкие трамваи. И снова дома и дома. Что делать?

Так начались плохие дни. Чем мы только не занимались! Мы дежурили в очередях. Мы нанимались к буржуям сгребать снег с панелей перед домами: была объявлена «трудовая повинность». Мы выгребали из цирковой конюшни навоз. Мы ночевали в подъездах, на кладбищах, на чердаках.

И вдруг все переменилось…

Мы шли, помнится, по Божедомке, мечтая только об одном: встретить где-нибудь костер; тогда случалось, что костры разводили и на Кузнецком. Нет, не видать! Снег, темнота, тишина! Холодная ночь. Подъезды, куда ни глянь, закрыты. Дрожа, мы шли и молчали. Боюсь, пришлось бы Петьке снова бить шапкой о землю, но в эту минуту пьяные голоса донеслись из подворотни, мимо которой мы только что прошли. Петька зашел во двор, я сел на тумбу, стуча зубами и засунув в рот дрожащие пальцы. Петька вернулся.

Помню как в детстве читала захватывающий роман В. А. Каверина (Зильбера) "Два капитана".
Последняя часть этого романа была опубликована в 1944 году и он сразу же удостоился Сталинской премии! По роману было несколько телевизионных экранизаций. Но на всю огромную тогда страну прогремел девиз: "Бороться и искать, найти и не сдаваться!"

Сколько мальчишек устремлялись под влиянием прочитанного к морю, исследованиям и открытиям! Если даже я, сопливая тогда девченка, мечтала вместе со старшими братьями о том как мы, когда-нибудь.....ах!)) И эти строки - "Бороться и искать, найти и не сдаваться!"

И только уже будучи студенткой истфака узнала, что девиз этот, строки эти придумал не Каверин , а Альфред Теннисон (_en. Alfred Lord Tennyson) - талантливейший английский поэт! Потомок самих Плантагенетов!
Вот это стихотворение:

Нет толку в том, чтобы, король без дела,
У очага, затёртого средь скал,
С женой-старухой, я бы раздавал
Законы строгие средь этих дикарей,
Что спят, едят, пасут, не ведая меня.
Не стану отдыха искать от странствий; допью
Жизнь до конца; все что со мною было - было полным,
Страдал ли - сильно, радовался - сильно, один
И с теми, кто меня любил; на берегу
И в море, когда сквозь волны пенные Аид
В нас ливнем метил; я превратился в имя;
Скиталец вечный с жадною душой
Я много видел, много мне знакомо;
Людские грады, климаты, манеры,
Советы, государства, да и сам я
Почётом был отмечен среди них;
Я выпил радость битвы средь друзей
Далёко на равнинах звонких Трои.
Я частью стал всего, что мне встречалось;
Но встреча каждая - лишь арка; сквозь неё
Просвечивает незнакомй путь, чей горизонт
Отодвигается и тает в бесконечность.
Как скучно было бы остановиться,
Ржавея в ножнах не блестеть при деле!
Как будто жизнь - в дыханьи! Жизнь за жизнью -
Всё было б мало; мне ж и от одной
Осталось уж немного; но час каждый
Спасённый от молчания векового
Приносит новое; и было подло
Почти три лета хоронить себя
И серый дух, что так горит желаньем
За знаньем следовать, как за звездой упавшей,
Перешагнув пределы нашей мысли.
А вот и сын мой, добрый Телемах,
Кому оставлю скипетр и остров -
Он, мной любимый, завершить стремится
Работу эту, медленным терпеньем
Смягчить людей суровых, постепенно
К полезному труду их приручая.
Он безупречно исполняет долг
Общественный; могу я положиться
На нежную заботу и почёт,
Которыми богов он окружит
Домашних, когда я уйду отсюда.
Ему - своя работа, мне - моя.
А вот и порт; раздуло судно парус;
Лежат во мраке тёмные моря.
Матросы, трудились вы и мыслили со мной,
Вы с равной радостью приветствовали гром
И солнце яркое, на встречу выставляя
Свободные сердца - и вы и я стары;
У старости остались честь и долг.
Смерть скроет всё; но до конца успеем
Мы подвиг благородный совершить,
Людей, с богами бившихся, достойный.
На скалах понемногу меркнет отблеск; день
Уходит; медлительно ползёт луна; многоголосые
Глубины стонут. В путь, друзья,
Еще не поздно новый мир искать.
Садитесь и отталкивайтесь смело
От волн бушующих; цель - на закат
И далее, туда, где тонут звёзды
На западе, покуда не умру.
Быть может, нас течения утопят;
Быть может, доплывём до Островов
Счастливых, где вновь встретим Ахиллеса.
Уходит многое, но многое пребудет;
Хоть нет у нас той силы, что играла
В былые дни и небом и землею,
Собой остались мы; сердца героев
Изношенны годами и судьбой,
Но воля непреклонно нас зовет
Бороться и искать, найти и не сдаваться.

Александр Григорьев и Иван Львович Татаринов. Те самые два капитана. Говорят, что в образе Татаринова слилось три реальных человека, три капитана, три начальника русских морских экспедиций - Георгий Яковлевич Седов, Георгий Львович Брусилов и Владимир Александрович Русанов.
Седов мечтал водрузить на Северном полюсе российский флаг, погиб на земле Франца-Иосифа....Брусилов хотел пройти Северным морским путем, погиб во льдах, Русанов, посвятивший себя делу освоения Арктики...погиб.
И потому надгробная надпись на могиле Татаринова:

«Здесь покоится тело капитана И. Л. Татаринова, совершившего одно из самых отважных путешествий и погибшего на обратном пути с открытой им Северной Земли в июне 1915 года.

Бороться и искать, найти и не сдаваться ».

Роберт Фалькон Скотт, Руал Амундсен - 16 декабря 1911 года, ровно за месяц до Скотта норвежец Амундсен достиг Южного полюса! Первым! А Скотт погиб при возвращении с Полюса... И на его могиле надгробная надпись:
«Бороться и искать, найти и не сдаваться» («То strive, to seek, to find and not to yield»).

Они стремились, боролись, шли вперед, не отчаиваясь, кто нашел; кто недошел, но путь указал; кто опоздал, но стремился и не сдался! Патетика?! Нет! Жажда жизни, свершений, открытий, жажда, что так естественна человеку и так опасна!

Интересно, что биографы Теннисона ставят поэму "Улисс" лишь "в ряд поэм, что отдают дань неоклассицизму("Эдем", "Улисс", "Лукреций" и др.). Вот так вот!

А как эти строки звучали в когда-то огромной стране! Стали девизом для многих и многих!

P.S. Куда зовут книги нынешнее детство?...

Ты иди, не сверни и не падай,
Упадешь — поднимись.
И будет тебе наградой
Цели заветной высь!
Евгений Карелов.


В этом году исполняется 115 лет со дня рождения советского писателя, драматурга и сценариста, лауреата Сталинской премии второй степени Вениамина Александровича Каверина (настоящая фамилияЗильбер ). Вениамин Каверин — автор около двух десятков романов и повестей, он писал рассказы, сказки, драматические произведения, эссе и литературоведческие статьи.

Книга писалась на протяжении шести лет, с 1938 по 1944 года. Каверин вспоминал, что создание романа «Два капитана » началось с его встречи с молодым учёным-генетиком Михаилом Лобашёвым в санатории под Ленинградом в середине тридцатых годов. «Это был человек, в котором горячность соединялась с прямодушием, а упорство — с удивительной определенностью цели, — вспоминал писатель. — Он умел добиваться успеха в любом деле».

Лобашёв рассказал Каверину о своём детстве, странной немоте в ранние годы, сиротстве, беспризорничестве, школе-коммуне в Ташкенте и о том, как впоследствии ему удалось поступить в университет и стать учёным.

«Это была история мальчика, у которого было трудное детство и которого воспитало советское общество - люди, ставшие для него родными и поддержавшие мечту, с ранних лет загоревшуюся в его пылком и справедливом сердце» (В. Каверин ).

Ещё одним прототипом главного героя стал военный лётчик-истребитель Самуил Клебано в, героически погибший в 1942 году. Он посвятил писателя в тайны лётного мастерства.

Образ капитана Ивана Львовича Татаринова напоминает о нескольких исторических аналогиях. В 1912 году в плавание отправились три русских полярных экспедиции: на судне «Св. Фока » под командованием Георгия Седова, на шхуне «Св. Анна » под руководством Георгия Брусилова и на боте «Геркулес » с участием Владимира Русанова .

Экспедиция на шхуне «Св. Мария » в романе фактически повторяет сроки путешествия и маршрут «Святой Анны ». Внешность, характер и взгляды капитана Татаринова роднят его с Георгием Седовым . Поиски экспедиции капитана Татаринова напоминают о поисках экспедиции Русанова . Судьба персонажа романа штурмана «Св. Марии» Ивана Климова перекликается с подлинной судьбой штурмана «Святой Анны» Валериана Альбанова .

Кстати, девиз романа — слова «Бороться и искать, найти и не сдаваться » — это заключительная строка из хрестоматийного стихотворения лорда Теннисона «Улисс» . Эта строка также выгравирована на кресте в память о погибшей экспедиции Р. Скотта к Южному полюсу, на холме Обсервейшн.

Именно за роман «Два капитана» Вениамин Каверин был награждён Сталинской премией второй степени в 1946 году.

Роман выдержал более сотни переизданий, был переведен на многие иностранные языки, дважды экранизирован (1955 год - режиссер Владимир Венгеров ,1976 год - режиссер Евгений Карелов ). В 2001 году по мотивам романа был поставлен мюзикл «Норд-Ост ».

Героям романа «Два капитана » в 1995 году установлен памятник в родном городе автора, Пскове (выведен в книге под названием Энск).

18 апреля 2002 года в Псковской областной детской библиотеке был открыт музей романа «Два капитана ».

В 2003 году главная площадь города Полярный Мурманской области названа площадью Двух Капитанов. Именно отсюда отправились в плавание экспедиции Владимира Русанова и Георгия Брусилова .

«Мои капитаны»

Вениамин Каверин закончил писать книгу в 1944 году, а до меня она дошла спустя пятьдесят лет. Мне было одиннадцать, книга стояла на полке, абсолютно невзрачная, без ярких картинок, достаточно объемная... до сих пор не понимаю, что сподвигло меня взять ее в руки.

Скорее всего, все-таки не обошлось без подстрекательств со стороны мамы, которая всегда была моим главным «рулевым» в море книг. Как бы то ни было, книгу поначалу я взяла с неким сомнением, думала, полистаю немного и закрою. Начала читать... и утонула, провалилась, пропала. Не знаю, как еще объяснить то состояние, в которое меня погрузил этот роман.

Ни одна книга прежде не вызывала у меня таких эмоций и чувств: гнев, обида, сострадание, радость, воодушевление. Книга была прочитана стремительно. Я была буквально оглушена впечатлениями и в то же время ощущала какую-то тоску, пустоту, как будто меня лишили чего-то родного. И, недолго думая, я снова взялась за роман, на этот раз читая более вдумчиво, всматриваясь в характеры, анализируя поступки.

Не знаю, сколько раз я перечитывала «Двух капитанов », но некоторые фразы до сих пор отчетливо всплывают в памяти: «Палочки должны быть попиндикулярны» (уроки письма от Гаера Кулия ), «Третий лимон до дому донести не могу» (милейшую Нину Капитоновну я всегда мечтала видеть своей бабушкой), «больной Г., немота без глухоты» , «Монготимо Ястребиный коготь» , «Молю тебя об одном: не верь этому человеку!» (фраза из письма капитана Татаринова , сыгравшая роковую роль в жизни его семьи).

И, конечно же, я, как Саня Григорьев , пыталась выучить наизусть письма штурмана. Сейчас уже почти все забылось, но первые строки помню и сейчас: «Глубокоуважаемая Мария Васильевна! Спешу сообщить Вам, что Иван Львович жив и здоров. Четыре месяца тому назад я, согласно его предписаниям, покинул шхуну, и со мной тринадцать человек команды...».

Герои книги учили меня терпению и выносливости, дружбе и верности. Но еще я поняла, что в жизни есть жестокость и предательство, ненависть и зависть. Меня настолько поразило противостояние Сани Григорьева и Михаила Ромашева («Ромашки»), что, когда нам в школе впервые дали задание написать реферат на любую тему, я посвятила его тому, что волновало меня на тот момент больше всего, назвав свою работу «История дружбы и предательства в романе Вениамина Каверина «Два капитана».

Меня пугал и отталкивал этот самый Ромашка, пугало то, что подлость и озлобленность могут скрываться за внешней порядочностью и вежливостью. Как хотелось закричать «Не верь ему!» , когда он рассказывал Кате о том, как пытался спасти Саню! И как ликовала я, читая сцену разоблачения Ромашова ! Да простит меня актер Юрий Богатырев , но я никак не могла избавиться от несколько предвзятого отношения к нему из-за, несомненно, блестящего исполнения им роли Ромашки .

Кстати, о фильме. В этом году отмечается сорок лет со дня премьеры шестисерийного фильма режиссера Евгения Карелова «Два капитана ». Лично для меня фильм стал вторым подарком после самой книги. Вообще, с экранизациями у многих читающих людей достаточно сложные отношения: очень редко экранное воплощение совпадает с тем, что они представляли и видели, читая то или иное произведение.

Но фильм Евгения Карелова стал для меня редким исключением, тем самым попаданием в самую точку. Это было то, что я хотела видеть. Благодаря тому, что фильм был снят в нескольких сериях, он достаточно полно воспроизводил сюжет книги. Были, конечно, некоторые отличия, но для меня они особого значения не имели, а в одном моменте я была бы даже рада оставить именно вариант экранизации: в отличие от книги, в фильме сестра Сани не умирает после родов, а благополучно рожает и уезжает с маленьким сыном в эвакуацию.

И, конечно, огромную роль в фильме играет музыка талантливейшего композитора Евгения Птичкина . Увертюра и финальная песня, написанная на слова режиссера Евгения Карелова , сами по себе вызывают целую гамму эмоций.

Не имея в то время возможности скачивать музыку из Интернета, я ставила вплотную к телевизору маленький магнитофон «Легенда » и, дождавшись нужного момента, включала запись. Качество, конечно, оставляло желать лучшего, но я была счастлива уже тем, что, нажав на кнопку, могла снова и снова слушать музыку, которая так меня пленяла, куда-то звала; слушать финальную песню, в которой звонкий голосок мальчишки как будто от лица Сани Григорьева поет такие важные слова. Очень часто при этом у меня к глазам подступали слезы — это были слезы гордости, восхищения людьми, которые способны на Поступки, которые умеют дружить и умеют любить, для которых долг и честь — не пустые слова.

Прошло много лет со времени моей первой встречи с двумя капитанами, но книга по-прежнему занимает достойное место на книжной полке. Сейчас у нее уже несколько затертый и потрепанный вид, но моей вины в этом нет, с книгой я обращалась очень бережно. Просто однажды одноклассница попросила дать почитать её (задали на лето). Совсем не хотелось отдавать книгу, но и прослыть жадиной тоже было нежелательно.

В итоге, в конце лета книга вернулась в ужасном состоянии, с оторванным переплетом... и, что самое обидное, её так и не прочитали. Лучшее применение, которое ей нашли, - быть подставкой для сковородки. Сказать, что я была расстроена, - ничего не сказать. Я рыдала над испорченной книжкой от обиды и какого-то непонятного чувства вины перед ней, как будто не уберегла.

Мне предлагали заменить, купить новую, красивую. Но я отказалась. Пусть эта книга уже старая, потрепанная, с пожелтевшими страницами, но она — моя, родная, любимая. Желая перечитать какой-нибудь эпизод, я точно знаю, на какой странице он находится. И потом, мне казалось, что купив новую книгу, я предам старую, обижу её — тогда что-то разрушится, разорвутся какие-то тонкие связи между мной и книгой. Так я думала в детстве, да и сейчас мои мысли не изменились.

Вот и по сей день со мной рядом живут Саня и Петька , Катя и Саша , Иван Иванович и Иван Павлович , Нина Капитоновна и тетя Даша . Живут и помогают в трудную минуту, потому что они — верные, потому что они — настоящие!

«Куда шли мои капитаны?
Вглядитесь в следы их саней на ослепительно-белом снегу!
Это рельсовый путь науки, которая смотрит вперёд.
Помните же, что нет ничего прекраснее,
чем этот тяжёлый путь.
Помните, что самые могущественные силы души - это терпение,
мужество и любовь к своей стране, к своему делу»

Вениамин Каверин

Разделы: Литература

Цель урока:

  1. Обучить работе с текстом.
  2. Развивать навыки составления презентаций, работе с Интернетом. Развивать навыки написания рефератов, сочинений, репортажей.
  3. Воспитывать неравнодушие, целеустремленность, показать способы самовоспитания. Развитие интереса к истории своего края и его жителям.

Оборудование:

  1. Текст романа В.Каверина “Два капитана”.
  2. Компьютер с проектором, презентация, выход в Интернет.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Объявление цели урока (Презентация . Слайд №1 ).

3. Биография В.Каверина(2 чел.) (Приложение №1). (Презентация . Слайд № 2).

4. Сообщение ученика об истории создания романа (Приложение № 2).

5. Беседа по произведению. Ответы на слайдах (Презентация . Слайды № 3-15).

Когда Саня впервые столкнулся с несправедливостью?

– Несправедливо осужденный отец – первая жертва подлости, с которой столкнулся Саня. Весь роман – восстановление справедливости.

Какое значение имела встреча с Иваном Ивановичем?

– Встреча с Иваном Ивановичем показала, что человек должен делать себя сам.

Позднее Саня убедился в правильности этой мысли в школе ОСОВИАХИМа.

Какую роль в судьбе Сани сыграл Гаер Кулий?

– Встреча с Гаером Кулием показала, что в жизни много подлых людей, для которых главное – ухватить лакомый кусочек.

Когда Сане были сказаны слова “Слабый, но смелый”? Как они повлияли на него?

– Слова “Слабый, но смелый” были сказаны Сане в лагере, когда он побил Степу

Иванова, председателя коммуны, за то, что тот съедал больше всех из общей тарелки. После этого Саня задумался: “Вообще, какой я?”

После какого случая Саня решил воспитывать волю?

– После рассказа о совете, уходе из дома, болезни и слов Кораблева “ У тебя слабая воля” Саня решил заняться самовоспитанием.

С чего началось воспитание? Его этапы.

– Этапы воспитания: 1.Чтение “Записок охотника”. 2.Ромашка режет руку. 3.Правила жизни. 4.Чтение книг Амудсена. 5. Выступление на комсомольском собрании. 6.Зарядка. 7. Учеба в ОСОВИАХИМ. 8. Спокойствие в любви. 9. Прочитал дневник.

Какая была цель у Сани?

– У Сани была цель – найти экспедицию капитана Татаринова.

Когда он впервые подумал о небе?

– Впервые он подумал о небе, когда лежал с Петькой в Энске на берегу реки и хотел увидеть днем звезды и луну.

Почему Саня стал полярным летчиком?

– Санька стал полярным летчиком, потому что это было время челюскинцев и Чкалова.

Каких качеств требовала профессия полярного летчика?

– Эта профессия требовала выдержки, мужества, любви к своей стране и своему делу, а именно такие качества хотел воспитать в себе Санька.

Какую роль сыграл Ч. в судьбе Сани? На кого Саня равнялся в жизни?

– Саня хотел походить на Чкалова и на капитана Татаринова, у “которых был билет дальнего следования”.

Что произошло в осиновой роще и как Ромашов рассказал об этом Кате?

– В осиновой роще Ромашов оставил Саню умирать, представив потом себя Кате героем. Саня выжил и доказал Кате свою любовь и подлость Ромашки. Он нашел следы экспедиции капитана Татаринова.

Как понимал Саня слово ЧЕСТЬ?

– Честь для Сани – это найти экспедицию капитана Татаринова, восстановить правду о виновнике гибели экспедиции – Николае Антоныче, показать подлость Ромашова.

Почему Николая называют страшным человеком? Что роднит его с Ромашовым?

– Николай Антоныч и Ромашка – два страшных человека. Нечестными путями они хотели завоевать любовь женщин и погубить своих близких.

Почему Саня стал искать и нашел экспедицию капитана Татаринова?

– Его поиски были восстановлением правды в жизни и восстановлением чести честного человека.

Почему роман назван “Два капитана”?

– Два капитана – это два “ведущих по жизни”– капитан Татаринов и капитан Саня

Григорьев.

6. Рассказ ученика о памятнике героям Каверина в Пскове (Презентация).

Слайд № 16).

Стремительно идущий вперед к совершенно ясной для него цели Саня Григорьев и романтичный, возвышенный, приподнятый на пьедестал капитан Татаринов, очень похожий на знаменитого исследователя Севера О. Шмидта, ежедневно приветствуют жителей и гостей города Пскова. Здесь, на родине, перед зданием областной библиотеки для детей и юношества установлен памятник героям Каверина.

7. Рассказ учителя о постановке мюзикла “Норд-Ост” (Презентация. Слайды № 17,18).

“Норд-Ост” – это первый русский мюзикл мирового класса. Премьера его состоялась 19 октября 2001 года. В 2003 году он получил национальную премию “Золотая маска” в номинации “Лучший мюзикл”. Секрет его успеха состоял в том, что в основу либретто положен роман многих поколений подростков Советского Союза “Два капитана” Вениамина Каверина. Мюзикл построен на бережном отношении к нашей истории. Русский дух спектакля поддерживался тонко стилизованной музыкой, в которой слышатся отзвуки произведений великих русских композиторов. Традиционные спецэффекты, динамический декорации, живой симфонический оркестр придавали спектаклю необычайную зрелищность. К сожалению, в судьбе спектакля был не только триумф, но и трагедия: захват боевиками 23-26 октября 2002 года, погибло много людей.

Спектакль был восстановлен, прошел по 17 городам России и завершил свою работу в 2004 году.

Видеоролик “Nord-Ost 1” на www.nordost.ru)

8. Выступления учащихся об одержимых

людях.

1 вариант. Рассказ об одержимом человеке, фотографе времен войны, Викторе Темине , выставка работ которого представлена в Балашихинском краеведческом музее

(Презентация. Слайд № 19).

Есть ли такие одержимые люди не в литературе, а в жизни? Конечно, есть.

Я вам хочу рассказать о замечательном человеке знаменитом фотографе Викторе Михайлович Темине. Его фотографии и памятные вещи подарила нашему краеведческому музею его приемная дочь Светлана, жившая последние годы в Балашихе. Темин знаменит, прежде всего, тем, что запечатлел победные знамена Великой

Отечественной, и был очень отважным и рисковым человеком. Первая выставка его работ была в нашем музее в 1995 году, а в январе 2009 года в честь 65-летия Победы экспонаты выставлены второй раз.

Виктор Тёмин был участником четырёх войн. Ему, единственному из фотокоров, посчастливилось запечатлеть боевые победные знамёна: у озера Хасан, у реки Халхин-Гол, на взорванных дотах “линии Маннергейма”, на Электрическом утёсе в Порт-Артуре.

Вместе с танковым корпусом генерал-лейтенанта Кривошеина он вошел в Берлин, снимал последний бой в парке Тиргарден, что в двухстах метрах от рейхстага, и вместе с Романом Карменом, несмотря на стрельбу, запечатлел Знамя Победы. Но как доставить снимки в Москву? Еще со времен тревожных событий на Дальнем Востоке он хорошо знал Жукова, у которого всегда был наготове самолет ПО-2. С большим трудом Темин добрался до самолета и вместе с летчиком Вештаком долетел до штаба фронта. Тут же по прибытии позвонил напрямую Жукову, попросил побыстрее отправить самолет. “Жди звонка”, - сказал маршал. А уже через десять минут сам позвонил: “Все указания даны. Лети”.

По приказу командования в Польше Темину предстояло пересесть в ночной бомбардировщик и на нем следовать в Москву. Но Темин знал, что будет потеряно время. По его просьбе летчик запросил по радио у своего командования разрешение лететь в Москву. В ответ - молчание. Тогда Темин взял ответственность на себя и приказал пилоту лететь прямиком в Москву. Тот подчинился, хотя и не знал ежедневно менявшегося пароля для перелета границы СССР. Пришлось дать радиограмму в Ставку Верховного Главнокомандующего и просить о пропуске самолета. Ответа не было. Сунулись пролететь на авось, но зенитчики взяли машину в такие шоры, что по прилете в ней оказалось 62 пробоины. Через полчаса пришел приказ и запрос с земли: “Где находитесь?” Темин прикинул, что самый близкий к редакции аэродром - Центральный. Но ПВО не дало посадки. Пришлось давать новые радиограммы. Когда все же сели на полосу Центрального аэродрома, Темин увидел много генералов, встречающих самолет. Он выскочил на трап, пробежал по нему, обронив как бы невзначай: “Сейчас выйдет”, а сам отыскал редакционную машину и в 3 часа 10 минут вошел в кабинет главного редактора “Правды”.

3 мая 1945 года “Правда” напечатала приказ Верховного Главнокомандующего о взятии Берлина и три снимка Виктора Темина “Знамя Победы над рейхстагом”, “Митинг танкистов генерала Кривошеина у колонны Победы” и “Пленные немцы через Бранденбургские ворота возвращаются обратно в Берлин”. И в тот же день 3 мая, в семь утра, Темин улетел в поверженный Берлин, прихватив с собой несколько тысяч номеров “Правды”. В германской столице он тут же бросился к Жукову, чтобы объясниться. Жуков взял газету, развернул ее. Его нахмуренные брови раздвинулись. Он даже улыбнулся.

За свою работу ты достоин звания Героя, - сказал маршал. - Но за то, что ты угнал самолет...

Эти слова повисли в воздухе, и Жуков неожиданно отчеканил:

Получишь орден Красной Звезды.

И пожал Темину руку.

На этом военные приключения Темина не закончились. Он отправился в Маньчжурию, а затем, после разгрома Квантунской армии, получил приказ лететь в Токио на подписание акта капитуляции. 2 сентября 1945 года в Токийском заливе на борту американского авианосца “Миссури” собралось около 200 журналистов. Наших, советских, разместили метрах в 70 от стола, на котором должен был подписываться акт о капитуляции. Темин пришел в отчаяние. У него не было телеобъектива, а это означало, что съемка обречена на провал. Тем временем три цепи американской охраны, взявшись за руки, преграждали путь нажимавшей толпе корреспондентов. Темин тут же вручил американцам две баночки черной икры и встал в их цепь. Потом неожиданно вырвался и побежал вверх. За ним не стали гнаться, ибо охране надо было вновь сомкнуть цепь и сдерживать напор озверелой фотопрессы. Короче, Темин пробрался к площади, что была занята крупнейшими информационными агентствами США. Он вытащил из сумки последний запас икры и водки, показывая, что после съемки неплохо было бы выпить за победу. Американские фотокоры встретили его дружески, но в этот момент появились офицеры и показали Темину, что если он не послушается их, то они выбросят его за борт. И надо же было случиться так, что в момент спора мимо проходили делегации союзных стран, в том числе и представитель Советского Союза генерал-лейтенант Деревянко, который хорошо знал Темина. Он все понял и тихо сказал: “Следуйте за мной”, а когда навстречу ему вышел адмирал Макартур, представил Темина: “Это личный фотограф Сталина”. За эти съемки Темин был награжден орденом Красной Звезды. Весь мир опубликовал именно его снимки.

2 вариант. Рассказ ученика о полярном летчике Викторе Михайловиче Перове, семья которого проживает на территории Балашихинского района, а правнуки учатся в нашем лицее. (Презентация. Слайд № 20).

Слово учителя. Есть ли такие одержимые люди не в литературе, а в жизни? Конечно, есть. Мы вам расскажем о замечательном человеке, благодаря которому была прекращена холодная война, полярном летчике Викторе Михайловиче Перове, семья которого проживает на территории Балашихинского района, а правнуки учатся в нашем лицее.

Рассказ ученика. Для выступления на городской краеведческой конференции я написал реферат, который называется “Человек, влюбленный в небо”. В нем я рассказываю о своем прадеде Викторе Михайловиче Перове. Еще в детстве я заинтересовался, почему меня назвали Михаилом и почему в нашем роду мальчиков называют Викторами и Михаилами. Папа сказал мне, что это в честь нашего предка, который был известным летчиком, очень сильным и мужественным человеком, и в роду должны поддерживать эту традицию. Когда я приезжал к прадедушке, он мне рассказывал о себе, а на плакатах, которые висели в его комнате, я видел прадеда-летчика. Прадед дарил мне модельки самолетов, сделанные собственными руками. Ему нравилось, что я с интересом слушаю. Когда я научился читать, я решил по книгам узнать, чем же прославился мой прадед. В своей работе я коротко рассказываю о его детстве и юности и более подробно о его подвигах в Арктике и Антарктике. При написании работы я опирался на рассказы папы, книгу прадеда “От Арктики до Антарктики”, статьи из газет и журналов.

Я узнал, что мой прадед родился в 1917 году в Чарджоу Туркменской ССР. В 1920 году семья Михаила Григорьевича Перова, торгового представителя республики, переехала в Ташкент, в 1924 в Иран, а в 1927 году в Москву. Перовы жили в Никольском на 2 линии, дом 9. В Никольском он закончил 7 классов, а потом продолжал учиться в Москве. В 1936 году Коммунистической партией был объявлен призыв подготовить 100000 пилотов. И Перов после заводской смены стал учиться в школе ОСОВИАХИМ. Прадед в первые же дни войны ушел на фронт. В одном из боев самолет потерпел крушение и после госпиталя Виктор был направлен в полярную авиацию. Об этом мне рассказывал папа.

Я начал изучать жизнь прадеда с книги “От Арктики до Антарктики”. Ведь в ней он рассказывает о самом интересном для нас, мальчишек, – о своих полетах в Арктике и Антарктике, о спасении людей, об известных летчиках П. Москаленко, И.Мазуруке, Г.В.Сорокине.

Во-первых, я узнал, за что он получил свой первый орден Ленина. Это было так. Летом 1956 года в рамках Третьего Международного геофизического года проводилась высокоширотная Арктическая экспедиция по исследованию пролива между Гренландией и Шпицбергеном силами ученых СССР, Швеции и Норвегии. Программой работ была предусмотрена высадка международной группы ученых на ледовый купол Северного Шпицбергена, и для выполнения этой задачи придан был вертолет МИ-4, которым командовал пилот-испытатель Р.И.Капрелян. Когда все работы были выполнены, вертолет по дороге к ледоколу потерпел крушение, и пятеро ученых остались на куполе северного Шпицбергена. Перов спас полярников и за это ему вручили орден Ленина.

Также я узнал, за что он получил второй Орден Ленина.Летом 1957 года сформировался авиационный отряд Третьей Комплексной антарктической экспедиции. Планы Третьей КАЭ были грандиозные: нужно было произвести полеты на полюс относительной недоступности и сбросить государственный флаг СССР. Авиаторы должны были помогать ученым и строителям в создании двух новых станций “Восток” и “Советская”, удаленных от Мирного вглубь континента на 1100-1200 км, и обеспечивать тракторные поезда горючим на всем пути от поселка Мирный. Прадед в пути следования вел дневник, который я прочитал. В нем он описывал невиданные им ранее места, нравы людей, повадки рыб и любимое им небо.

Немало трудностей пришлось преодолевать летчикам. Когда подошли к Мирному, начали выгружать самолеты, но не так, как планировал Перов, а одновременно и Ли-2, и Ил-12 и к ночи не успели, а наутро подул сильный порывистый ветер и собирать самолет в такую погоду не представлялось возможным. Но все эти трудности были преодолены. Об этом я рассказываю в своей работе.

В Антарктиде летчики выполняли важное правительственное поручение. Они пошли к полюсу относительной недоступности. Сначала на малой высоте сбросили Государственный флаг Советского Союза на станции советская. Еще через 3 часа подошли к полюсу относительной недоступности тоже сбросили государственный флаг, засвидетельствовав наше первенство.

А Орден Ленина прадед получил вот за что. 11 сентября в Мирном была получена телеграмма с арктической станции “Мусон” о том, что с бельгийской станции “Король Бодуэн” вылетел в неизвестном направлении самолет и пропал. Попытки бельгийцев найти пропавших собственными силами ни к чему не привели. В этот момент в Мирном свирепствовала пурга, а днем обещали временное улучшение погоды. Не дожидаясь приказа начальника арктической экспедиции Толстикова, Перов решил воспользоваться улучшением погоды и вылетел на спасение бельгийцев, находящихся в 3100 километрах. Сначала нашли брошенный вертолет, потом одного из полярников, затем начали искать остальных. Об этом я подробно рассказываю в своей работе. Решили, как гребенкой, прочесывать каждые 10 километров. 7 часов безрезультатных поисков. Заправили последний запас горючего, оставалось только на обратный путь. Каждый имел свой сектор обзора, за которым следил неустанно. Наконец через несколько часов полета где-то между горой Сфинкс и горой Трилинген заметили темное пятно-палатку. Начали приземляться. Полярники были спасены. Бельгийское правительство наградило весь экипаж, командира корабля и начальника экспедиции высшей наградой Королевства Бельгии – Орденом Леопольда Второго. Советское правительство – Вторым Орденом Ленина. Бельгийские ученые, желая увековечить этот подвиг, дали одной из вершин в “Горах Бельгии”, открытых бельгийцами, имя Перова и отметили на карте. Под влиянием героических событий в Антарктиде была написана детская книга писателя Сергея Алексеева и Богдана Чалого “Самолет летит с Мирного” Эти же авторы написали сценарий художественного фильма “Закон Антарктиды”, главную роль играл актер Всеволод Сафонов.

О моем прадедушке и его друзьях написано много книг и статей. Но мне очень хочется посмотреть картину художника Игоря Рубана “Экипаж Перова спасает членов бельгийской Антарктической экспедиции”, которая сейчас находится в Музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге. В заказниках Манежа находится бюст Перова работы польского скульптора Збержицкого.

После Антарктики Перов опять на северной трассе, летает на самолетах Ил-12, новом Ил-18, осваивает Ан-12. Участвует в снаряжении экспедиции “Север-12”. В 1972 году В.М. Перов увольняется по состоянию здоровья. За время своей службы он не разбил ни одного самолета, но спас жизни многим. Занимается в географическом обществе, комитете “Аляска – Сибирь”. Умер прадед в 2005 году. В мае мы поедем классом в Санкт-Петербург. Я хочу побывать в музее Арктики и Антарктики. Тогда я дополню свою работу новыми материалами.

9. Слово учителя.

О таких одержимых людях есть немало стихов, им посвящают поэмы.

Чтение заранее подготовленным учеником стихотворения Сергея Острового “Размышление”.

Случалось, когда уходил я в путь,
Люди твердили мне:
“Кому на роду суждено утонуть,
Тот не сгорит в огне!”
Потом просили запомнить впредь:
“Уж если пришла беда –
Кому на роду суждено сгореть,
Того не возьмет вода!”
А я-то, простак, жил-поживал.
Шагал себе напрямик.
Одолевая в пути перевал,
Отчаянно жить привык.
А я-то кидался в огонь не раз,
Печалился о воде.
Так разве они в мой тревожный час
Оставят меня в беде?!
Я падал с коня. Я был на коне.
Ни в чем не жалел души.
И все-таки лучше сгореть в огне,
Чем прозябать в тиши!

Использованная литература

  1. www.nordost.ru
  2. www.rg-rb.de/2005/19/tem.shtml
  3. www.journalist-virt.ru/mag.php?
  4. ia-bal.mosoblonline.ru/news/1362.html
  5. Программа персональной выставки В. Темина “Репортаж эпохи” в Казани, 1968.
  6. Перов В. От Арктики до Антарктики. – М.: Вестник Воздушного флота, 2003.

Урок литературы в 8 классе по роману Вениамина Каверина «Два капитана» (после прочтения повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

«Бороться и искать, найти и не сдаваться» («Если быть ­ то быть лучшим») Береги честь смолоду. I Вступительное слово учителя. (Записать тему, эпиграф к уроку. Вести запись черт характера) II Основное содержание урока. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. В каком произведении, изученном нами, встречались эти слова (такие, как эпиграф)? О чем же мы сегодня будем говорить? (О чести и бесчестии). Эпоха, показанная в «Капитанской дочке» Пушкиным, очень далека, но значит ли это, что современные люди не должны задумываться о проблемах нравственности! Перед нами книга Вениамина Каверина «Два капитана» ­ Что представляет собой по жанру это произведение? (Роман – большое эпическое произведение, которое отражает обширный круг жизненных явлений, охватывает судьбы ряда действующих лиц) Итак, давайте проследим за судьбой наших героев, начиная с их детства и до дней, когда они стали взрослыми людьми. Понаблюдаем за их поступками и ответим на главный вопрос урока – ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ ЧЕСТИ? Роман В. Каверина в двух книгах. От чьего лица ведется повествование в первой книге? Почему? Расскажите о детстве Сани Григорьева. Как характеризуют Саню, одиннадцатилетнего мальчика, такие слова (после ареста отца): «Чем больше я думал, тем все тяжелее становилось у меня на душе. Значит, по моей вине арестовали отца, по моей вине мы теперь голодаем. ­ 2 ­

По моей вине было продано новое драповое пальто, на которое мать целый год копила. По моей вине она должна ходить в присутствие и говорить таким незнакомым голосом и униженно кланяться…» С какой целью повторяется так часто выражение «по моей вине»? Чувство вины, критическое отношение к себе Расскажите, как Саня научился говорить? Почему он сумел победить свою немоту? «Я был настойчив» Почему Саня решил убежать из Энска вместе с Петькой? В какой момент его жизни это произошло? «Тетя Даша и Сковородников решили отдать меня и Саню в приют… И вот я теперь стану арестантом!» Гордость. Тетя Даша, искренно любившая детей и желавшая им добра, «взяла» с Сани «торжественное обещание». Оно заключалось в нескольких отрицательных глаголах. Подумаем, вспомним – в каких? Не воровать Не курить Не грубить Не лениться Не пьянствовать Не ругаться Не драться Легко ли было мальчику, оставшемуся без дома,без родителей выполнить свое обещание? Зато Петька Сковородников придумал клятву, слова которой Саня запомнил на всю жизнь и верность ей хранил с детства. Вспомните самые главные слова этой клятвы. (Бороться и искать, найти и не сдаваться). «Семь заповедей тети Даши были вскоре забыты». А вот клятва много раз помогала ребятам. Как? Несмотря ни на какие трудности, мальчики добрались до Москвы. «Мы ночевали в подъездах, на кладбищах, на чердаках». Но все же ни Саня, ни Петя не стали беспризорниками. Что же с ними произошло? (Саня попал в школу – коммуну) ­ 3 ­

«До первого теплого дня, ­ иначе я и не думал. Спадут морозы – и до свиданья, только меня и видели в детском доме! Но вышло иначе. Я никуда не удрал…» Что же задержало Саню в детском доме? Чтение. Тяга к знаниям. Конечно, в детском доме у Сани появились новые друзья. Вот один из них: « Он был тощий, с большой головой, на которой росли в беспорядке кошачьи желтые космы. Нос у него был приплюснутый, глаза неестественно круглые, подбородок квадратный – довольно страшная и несимпатичная морда. Мы с ним подружились за ребусами. Я хорошо решал ребусы, это его подкупало». (Ромашов) И второй: «…ленивый мальчик со множеством планов. То он собирался поступать в Зоологический сад учиться на укротителя львов, то его тянуло к пожарному делу. В пекарне ему хотелось быть пекарем; из театра он выходил с твердым намерением стать актером…» (Валька Жуков) Назовите Саниных друзей. К кому из них Саня относится с большей симпатией? Почему? С какой целью вводит в роман этих героев автор? (Ромашов – отрицательный герой, бесчестный, подлый. В. Жуков – настоящий друг, порядочный, честный человек). Расскажите о поступках мальчиков, которые бы их характеризовали. Судьба Сани Григорьева очень тесно переплелась с судьбами членов семьи Татариновых. Как произошло знакомство? (Саня помог Нине Капитоновне нести сумки) Стремление помочь. Почему старушка, боявшаяся беспризорников, пригласила Саню в дом? Как случилось, что Саня стал частым гостем в доме Татариновых? «Катерине Ивановне было лет 12 – не больше, чем мне. Но куда там! Хотел бы я так выступать, как она, так гордо закидывать голову, так прямо смотреть в лицо темными живыми глазами. У нее были косички кольцами и такие же кольца на лбу. Она была румяная, но строгая… Вообще она была хорошенькая, но страшно задавалась…» И все таки Саня и Катя подружились. Почему? ­ 4 ­

Любовь к чтению Вспомним историю с лактометром. Какая черта Саниного характера проявилась в этой истории? Честность,решительность. «… Катька догнала меня у ворот. _ Эй ты, Николай Антоныч! – крикнула она. – Куда пошел? Жаловаться?» Как Саня поступит? А как поступит Катя? Как ребят характеризуют их поступки? Послушайте отрывок из романа(кн.1,ч.2,гл.4 со слов «Впервые я почувствовал к себе уважение…») За что стали уважать Саню? За умение драться? Смелость, справедливость. Однажды в доме Николая Антоновича Саня стал невольным свидетелем «странного педсовета». Учителя школы вместе с директором решали судьбу Ивана Павловича Кораблева. «Они хотели прогнать Кораблева из школы». Как поступит Саня? Порядочность. Как отнесся к этому поступку Сани Николай Антонович? «Неблагодарный доносчик, мерзавец, шпион! Чтобы твоей ноги здесь не было! Слышишь? Одной рукой Николай Антоныч открыл двери, а другой выбросил меня на лестницу, как котенка.» Кто же выдал Саню? Зачем? Проходило время. Саня неустанно работал над собой. Давайте же вспомним его «правила для развития воли»: 1.Не выражать наружно свои чувства. 2.Не заботиться о мнении людей, которых презираешь. 3.Спать как можно меньше. 4.С утра определять порядок дня. 5.Помнить цель своего существования. 6.Что решено – исполни. Как характеризуют Саню эти правила? Какие из них особенно вас привлекают? Саня мечтал стать летчиком. Почему он был уверен, что его примут? Сила воли,упорство. Стать летчиком Саня решил еще в Энске. Но чем больше он узнавал Катю, ее семью, тем сильнее было это желание. – Почему? ­ 5 ­

Прослушайте отрывок из романа(кн.1, ч.2,гл.14 «Свидание в соборном саду» Оцените Санин поступок. Какие события последовали после этого? (Марья Васильевна покончила жизнь самоубийством. Николай Антонович во всем обвинил Саню, Катя отвернулась от него). Саня вновь идет в дом к Николаю Антоновичу. Зачем? Легко ли было ему это сделать? «Николай Антонович бросил эти письма мне в лицо, потом плюнул мне в лицо… Старухи Бубенчиковы набросились на меня и чем – то больно ударили в спину. Я махнул рукой и ушел». Смирился ли Саня? Что решил предпринять? Ради чего? (Найти экспедицию) он узнал о судьбе экспедиции капитана Татаринова? Увенчались ли успехом поиски Сани? Что Верность,патриотизм. Как же сложились взаимоотношения Сани и Кати? Почему,отвернувшись от него на похоронах матери, Катя продолжала любить Саню? Через какие испытания прошла их любовь? Ромашов? Исчез ли он из жизни Сани и Кати? Ромашов и Николай Антонович сблизились? Что руководит поступками этих людей? Не раз ещё Сане и Кате случится встретиться с Ромашовым. Расскажите, какой случай из его жизни говорит о полном нравственном разложении этого человека? А что же Почему И все таки роман заканчивается светлыми страницами, торжеством добра, порядочности таких людей как доктор Иван Иванович, тетя Даша, Судья Сковородников, их сын Петя, учитель Кораблев, как Катя Татаринова и Саня Григорьев. Научившись быть настоящим человеком чести в юные годы, герой романа не запятнал свою совесть даже в самые трудные минуты своей жизни. Какие же черты характера должен воспитывать в себе каждый ребенок, чтобы стать настоящим ЧЕЛОВЕКОМ? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем записи, сделанные во время нашей беседы. Почему В. Каверин назвал свой роман «Два капитана»? В чем смысл названия? Какова связь повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и романа В.Каверина «Два капитана»? Почему к уроку по роману взятка»? ­ 6 ­


Top