Основные морские и океанские пути в мировой экономике и география морских перевозок. Какие морские пути проходят через моря тихого океана

Дата публикации или обновления 12.08.2017


Тур Хейердал в своих трудах неоднократно подчеркивает, что одна из главных целей его многолетних исследований - определение и реконструкция древних морских путей человечества, особенно в Тихом и Атлантическом океанах.

Хейердал наметил и тщательно изучил три основных морских пути из Старого света в Новый - два в Атлантике и один в Тихом океане, - а также два маршрута из Нового света в Старый, оба в Тихом океане.

Несколько лет назад испанцы, построив копию одной из каравелл Колумба, совершили на ней экспериментальное плавание.

Они постарались полностью воспроизвести обстановку и условия пятисотлетней давности, включая провиант и мореходные инструменты того времени. Оказалось, что Америку открывать совсем не просто. Новоявленные колумбы затратили на переход на несколько недель больше, чем великий мореплаватель, а в конце пути, увидев сушу, не смогли подойти к ней самостоятельно, пришлось просить помощи буксирного корабля.

Двадцать лет назад от берегов Африки через Атлантический океан совершил в одиночку переход на западноафриканской пироге (долбленка из одного ствола) либерийский врач Ханнес Линдеман, предполагая, что он воспроизводит плавания тысячелетней давности.

И, наконец, Тур Хейердал своими плаваниями на папирусных ладьях «Ра-1» и «Ра-2» доказывает возможность трансатлантических переходов в еще более далекие века. Путь «Ра-1» и «Ра-2» был проложен с учетом попутных ветров (северо-восточный пассат) и течений (Канарское и Северное пассатное).

Следовательно, путь в Америку в северных тропических широтах Атлантического океана был доступен как судам с водонепроницаемым, так и с днищем, свободно пропускающим воду.

Доказана также и возможность для возвращения в Европу любого примитивного суденышка, если его подхватывают в умеренных широтах западный ветер и мощное течение Гольфстрим. В зависимости от гидрометеорологической ситуации суденышко может оказаться либо в северной, либо в южной Европе.

Маршрут инков - морской путь в тропических широтах южного полушария. Этим путем в наше время уже прошли одиннадцать плотов, начиная с широко известного плавания «Кон-Тики» в 1947 году. Спустя семь лет бальсовый плот «Семь сестричек» доставил американского одиночного мореплавателя Уильяма Уиллиса от берегов Перу на Самоа. В 1958 году плот «Таити Нуи» во главе с французом Эриком де Бишопом проплыл от перуанских берегов в Центральную Полинезию. Также в Центральную Полинезию приплыл со своей командой на бальсовом плоту «Кантута II» чех Эдуард Ингрис. Предыдущая его попытка на плоту из бальсы «Кантута I» в 1955 году окончилась неудачей. Ингрис стартовал из северного Перу и попал к Галапагосским островам, где ветры и течения крутили плот, не продвигая его ни на восток, ни на запад.

На металлическом плоту «Возраст не помеха» почти семидесятипятилетний Уильям Уиллис совершил в 1963 - 1964 годах переход в два этапа через весь Тихий океан - от Перу до Австралии.

В 1973 году интернациональные экипажи трех бальсовых плотов «Ла Ацтлан», «Ла Гуаякиль» и «Ла Муулуулаба» под руководством Витала Альсара совершили за 179 дней переход от Эквадора до Австралийского континента.

Транстихоокеанские плавания всех этих и других моделей перуанских плотов были возможны благодаря попутным юго-восточным пассатным ветрам и Южному пассатному течению. В популярной литературе океанские течения иногда называют «реками без берегов», или «реками в жидких берегах». Поэтому у многих сложилось представление о течениях как об устойчивых «самодвижущихся лентах», пересекающих океан. На самом деле это не так. Проведенные в 1970 году советскими океанологами шестимесячные наблюдения в Атлантическом океане в 17 точках Северного пассатного течения показали, что течение резко меняет свое направление через 10-40 суток. И это - пассатное течение, которое имеет репутацию устойчивого и постоянного.

Океанские течения правильнее представлять не в виде рек, а в виде систем вихрей разных масштабов, перемещающихся относительно друг друга и вместе движущихся в определенном направлении. Таким образом, плывя (точнее, дрейфуя) в пассагтной зоне, мореплаватель отнюдь не гарантирован от того, что изменившийся ветер или течение вытолкнет его из пассатной воздушной и водной «магистрали».

В Тихом океане, в его северной части, Тур Хейердал отмечает два возможных маршрута. Один из них от берегов Мексики к Малайскому архипелагу. Здесь можно использовать северо-восточные пассатные ветры и Северное пассатное течение. Для реконструкции этого морского пути пока еще не отправлялась в плавание ни одна модель примитивного судна. Другой морской путь - маршрут испанца Урданеты, который в 1565 году прошел от Филиппинских островов вдоль японских островов и далее с западными ветрами пересек Тихий океан.

В 1974 году попытку пересечь Тихий океан по этому маршруту предпринял австрийский исследователь Куно Кнебль. Он построил настоящую азиатскую джонку, использовав в качестве образца керамическую модель первого века нашей эры, обнаруженную при археологических раскопках.

На этой джонке «Тай Ки» («Великий Космос») интернациональный экипаж проплыл 115 дней, пока она не затонула в двух тысячах миль от американского побережья. Основной причиной катастрофы считают то, что морской червь древоточец источил корпус джонки.

Более удачлив был английский моряк Брайен Плетт, который в 1959 году на построенной по классическим образцам джонке сумел в одиночку пересечь северную часть Тихого океана. Правда, Плетт не ставил перед собой никаких научных задач, только спортивные.

Совсем недавно Тур Хейердал приступил к моделированию древних плаваний (вероятно, самых древних) в Индийском океане.

Плаванием на камышовой ладье «Тигрис», моделирующей шумерские древние суда, Хейердал подтвердил возможность далеких рейсов шумерских мореплавателей в северной части Индийского океана. Вообще Индийский океан, на берегах которого существовала не одна древняя цивилизация, сейчас усиленно привлекает внимание морских историков.

Складывается точка зрения, что именно Индийский океан был колыбелью мирового мореплавания.

Какие моря окрашены?
И соленость морей

К наиболее крупным акваториям Тихоокеанского бассейна относятся Берингово море на севере; залив Аляска на северо-востоке; заливы Калифорнийский и Теуантепек на востоке, у берегов Мексики; залив Фонсека у берегов Сальвадора, Гондураса и Никарагуа и несколько южнее - Панамский залив. У западного побережья Южной Америки имеется всего несколько небольших заливов, например Гуаякиль у берегов Эквадора. В западной и юго-западной частях Тихого океана многочисленные крупные острова отделяют от основной акватории множество межостровных морей, таких как Тасманово море к юго-востоку от Австралии и Коралловое море у ее северо-восточного побережья; Арафурское море и залив Карпентария к северу от Австралии; море Банда к северу от о. Тимор; море Флорес севернее одноименного острова; Яванское море к северу от о. Ява; Сиамский залив между полуостровами Малакка и Индокитай; залив Бакбо (Тонкинский) у берегов Вьетнама и Китая; Макассарский пролив между островами Калимантан и Сулавеси; моря Молуккское и Сулавеси соответственно к востоку и северу от о. Сулавеси; наконец, Филиппинское море к востоку от Филиппинских о-вов. Особый район на юго-западе северной половины Тихого океана представляет собой море Сулу в пределах юго-западной части Филиппинского архипелага, где также имеется множество небольших заливов, бухт и полузамкнутых морей (например, моря Сибуян, Минданао, Висаян, бухта Манила, заливы Ламон и Лейте) . У восточного берега Китая расположены Восточно-Китайское и Желтое моря; последнее образует на севере два залива: Бохайвань и Западно-Корейский. Японские о-ва отделены от п-ова Корея Корейским проливом. В этой же северо-западной части Тихого океана выделяются еще несколько морей: Внутреннее Японское море среди южных Японских о-вов; Японское море к западу от них; севернее - Охотское море, соединяющееся с Японским морем Татарским проливом.

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Читайте также

1.Какие факторы размещения производства являются новыми?

а)трудовые ресурсы и территория
б)природные условия и ЭГП
в)трудовые ресурсы и транспортный фактор
г)факторы наукоёмкости и экологический фактор
2.Укажите морской канал, сокращаюший путь из Балтийского моря в Атлантику
а)Суэцкий
б)Панамский
в)Английский
г)Кильский
3.Какой морской порт лидирует в мире по грузообороту?
а)Роттердам
б)Лондон
в)Шанхай
г)Сингапур
4.Установите соответсвие между страной и её сельскохозяйственной специальностей
1)Китай А.Каучук
2)Таиланд Б.сахарный тростник
3)США В.чай
4)Бразилия Г.соя

1.Из перечисленных субъектов Российской Федерации подчеркни относящиеся к Западной Сибири:

а). Кемеровская обл. б).Вологодская обл.; в).Карачаево-Черкесская р-ка; г).Р-ка Удмуртия; д). Алтайский край; е). Ямало-Ненецкий авт. окр; ж).Нижегородская обл.; з). Р-ка Алтай; и).Курганская обл.; к). Новосибирская обл; л).Тверская обл.; м). Омская обл; н).Республика Коми; о).Челябинская обл; п).Ростовская обл; р).Тульская обл; с). Тюменская обл.; т).Алтайский край; у).Ханты-Мансийский авт. окр; ф). Томская обл.; ч).Чукотский авт. окр.
2.Из предложенных утверждений выбери верные:
На Кавказе климат мягкий.
В Поволжье климат очень холодный.
Транспортная сеть наиболее хорошо развита на юге Западной Сибири.
Транспортная сеть наиболее хорошо развита на севере Западной Сибири.
На западе Россия граничит с Украиной.
Поволжье имеет выход в моря.
Западная Сибирь находится восточнее, чем Уральский экономический регион.
Калининградская обл. самая западная область в России.
В Северо-Западной России богатейшие запасы топливных полезных ископаемых.
Нефти на территории Западной Сибири нет.
На западе Дальний Восток граничит с Восточной Сибирью
Р-ка Якутия самый большой субъект Р.Ф.
В Корякском авт. округе одна из наименьших в России плотность населения.
3.Из предложенных вариантов составь характеристику экономико-географического положения Поволжья.
а).Климат довольно жесткий.
б).Транспортная сеть хорошо развита.
в).Транспортная сеть наиболее хорошо развита на западе.
г).Имеет выход к государственной границе с Украиной.
д).Имеет выход к Северному морскому пути.
е). Имеет выход к государственной границе с Казахстаном.
ж).На востоке граничит с Уралом.
з).Маленькая плотность населения.
и).Климат довольно мягкий.
к).На востоке граничит с Восточной Сибирью.
л).Граничит с Центральной Россией.
м).Является связующим звеном между Азиатской и Европейской Россией.
4. Крупные месторождения железной руды в России расположены
1) в Белгородской области и в Карелии 2) в Вологодской области и в Поволжье
3) на Дальнем Востоке 4) в республике Коми
5.Наибольшее количество гидроэлектростанций построено:
а).На Енисее; б).На Ангаре; в).На Волге; г).На Оби.
7.Какие из перечисленных национальностей проживают на территории Западной Сибири?
а).Удмурты; б).Чукчи; в).Долганы; г).Манси; д).Шорцы; е).Адыгейцы; ж).Саами; з).Кабардинцы; и).Алтайцы; к).Ненцы; л).Селькупы; м).Татары; н).Башкиры; о).Русские.
8.Из списка выбери города миллионеры Поволжья и Центральной России:
а).Москва; б).Новосибирск; в).Уфа; г).Омск; д).Самара; е).Нижний Новгород; ж).Челябинск; з).Екатеринбург; и).Казань; к).Ростов-на-Дону; л).Пермь.
9.Численность населения России в настоящее время (млн. чел.):
а).30,2; б).125,2; в).145,4; г).292,5.
10.В настоящее время естественное движение населения характеризуется:
а).Естественным приростом; б).Естественной убылью.
11. В России преобладает население:
а).Мужское; б).Женское.
13.Что такое топливно-энергетический комплекс?___________________
14.Эксплуатация каких электростанций очень проста и требует минимальных затрат труда?
а). Тепловых; б).Гидравлических; в).Атомных.
15.Какой вид транспорта является самым дорогим?
а).Авиационный; б).Железнодорожный; в).Автомобильный.
16. Определите регион России по его краткому описанию.
Этот край имеет выход к двум морям, по суше граничит с одной из зарубежных стран. Бóльшую часть территории занимает низменность, на юге расположены молодые высокие горы. Особенностью климата является непродолжительный холодный период года. Основное богатство края – агроклиматические и рекреационные ресурсы.

Вы находитесь на странице вопроса "какие морские пути проходят через моря тихого океана? ", категории "география ". Данный вопрос относится к разделу "10-11 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "география ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Выбор правильного направления движения для быстрой и выгод­ной доставки грузов в порт назначения является необходимым усло­вием экономически рациональной организации транспортного судо­ходства. Теоретически судно может перемещаться в открытом море любым путём, доступным ему по габаритам. Однако на скорость и безопасность движения оказывают влияние ветер, волнение, течение, туманы, наличие льда, подводные и надводные навигационные опас­ности, густота движения судов, возможность пополнения судовых запасов, наличие запретных для плавания районов и пр.

Для безопасного плавания необходимы морские карты . Их вы­пускают нескольких видов, в зависимости от назначения:

навигаци­онные (генеральные, путевые, частные, планы);

вспомогательные (карты-сетки для океанского плавания, радионавигационные и др.);

спра­вочные (часовых поясов, гидрометеорологические, земного магнетизма, звёздного неба и пр.).

Кроме того, по районам Мирового океана выпускаются лоции . Это книги с описанием условий плавания и береговой полосы. Дополнительно издаются различные навигацион­ные пособия : книги огней и знаков, радионавигационных средств. Обо всех изменениях на картах, в лоциях и навигационных пособиях сообщается в Извещениях мореплавателям . Всю эту работу выпол­няют специальные гидрографические организации. В связи с разви­тием информационных технологий все современные суда оснащаются электронными картами.

В океане кратчайшим расстоянием является ортодромия - линия или дуга большого круга, проходящая через две точки на поверхности Земного шара. В меркаторской проекции на морских картах изобра­жается кривой линией, обращённой выпуклостью к ближайшему по­люсу. Это самое короткое расстояние между точками отхода и прихо­да, но в силу названных выше причин такой путь может оказаться не самым выгодным и безопасным, т. к. иногда заводит в район штормов или льдов и т. п.

К главным мировым торговым путям относят восемь важнейших направлений морской торговли:

Североатлантический путь,

торговый путь Средиземное море - Азия - Австралия,

Южноамериканский путь,

торговый путь Карибского моря,

Южно-тихоокеанский путь,

Северо-тихоокеанский путь,

Путь Европа - Южная Америка

и Южно­африканский путь.

(Л.К. Кендалл. Морской бизнес. ‒ М.: Транспорт, 1978. С. 7)

Первое место по интенсивности судоходства в начале XXI века занимает Атлантический океан (примерно 3/5 всех морских перево­зок). По берегам этого океана находится большинство крупных пор­тов мира. Важнейшее направление - североатлантическое, соединяю­щее два наиболее мощных центра современной мировой экономики - США и Европу. К нему примыкают морские трассы Средиземного, Норвежского и Северного морей. Менее интенсивны в Атлантичес­ком океане другие направления:

южно-атлантическое (Европа - Юж­ная Америка)

и западно-атлантическое (Европа - Африка).

Значение Атлантического океана в мировой экономике в связи с интенсивным развитием стран Юго-Восточной Азии постоянно падает .

Тихий океан занимает второе место по объёму морских перевозок (примерно 1/4), но его доля постоянно увеличивается . Важнейшим направлением считается транстихоокеанское , соединяющее порты США и Канады со странами Юго-Восточной Азии. Номенклатура перевозимых грузов самая разнообразная: от продовольствия до ма­шин и оборудования. К трансокеанским относятся и транспортные мосты (угольный, железорудный, бокситовый), соединяющие Авст­ралию с Японией и другими странами Восточной Азии. Развиты су­доходные линии и вдоль Азиатского и Американского материков.

Третье место по объёму перевозок занимает Индийский океан (1/6). Наиболее существенное значение в нём имеют морские пере­возки из Европы в Азию и Австралию через Суэцкий канал. По ин­тенсивности перевозок нефти из Персидского залива Индийский оке­ан занимает первое место. Меньшее значение в мировой экономике имеют трансокеанские направления, связывающие Австралию с Аф­рикой и Европой вдоль мыса Доброй Надежды.

В Северном Ледовитом океане торговое мореплавание осуще­ствляется эпизодически.

С учётом опыта плавания, для океанских переходов созданы специальные пособия - «Океанские пути мира ». Они разработаны в двух вариантах: для судов с сильными энергетическими установками и со слабыми. Кроме того, практикуется переход через океан под провод­кой гидрометеобюро. В этом случае капитан регулярно получает ре­комендации о пути следования от береговой станции на основе имею­щейся у неё гидрометеорологической информации. В любом случае окончательное решение о выборе пути остаётся за капитаном.

Для повышения безопасности мореплавания, применительно к местным условиям, разработаны рекомендованные пути следования судов . Там, где движение судов особенно интенсивно, практикуется установление зон или районов разделения движения . Например, в Гибралтарском, Балтийских (Датских), Черноморских проливах, Ла-Манше и др. Через эти проливы большие судопотоки, поскольку они являются наиболее выгодными морскими торговыми путями. Ниже приведены краткие сведения о наиболее важных, с точки зрения тор­гового мореплавания, проливах .

Балтийские проливы (иначе Датские ) состоят из трёх проли­вов: Большой Бельт, Малый Белый Зунд. Они соединяют Балтийское море и Северное через широкие проливы Скагеррак и Каттегат. Бал­тийские проливы разделяют берега Дании и Швеции.

Малый Бельт имеет длину 120 км, минимальную ширину 700 м, проходную глубину 15 м. Через него есть мост. Проход судов сложен. Большинство судов пользуется проливом Большой Бельт. Его длина 117 км, минимальная ширина 18,5 км, проходные глубины 20-25 м, на фарватере до 30 м. Зунд имеет длину 100 км, минимальную ширину 4 км, по проходам глубину 7 м. Проход через него крупным судам затруднён, но при входе в Балтийские проливы лоцманская проводка добровольная, при транзитном проходе проливов сборы не взимаются.

Проливы Ла-Манш (Английский канал ) и Па-де-Кале (Дуврский ) соединяют Северное море с Атлантическим океаном. Разделяют бе­рега Англии и Франции. Минимальная ширина 18 миль. Специаль­ных правил прохода вне территориальных вод прибрежных государств нет. Район чрезвычайно оживлённого судоходства: каждые сутки в обоих направлениях проходит около тысячи судов. Под проливом проходит железнодорожный тоннель.

Гибралтарский пролив соединяет Средиземное море с Атланти­ческим океаном. Длина - 65 км, ширина минимальная 14,2 км, глуби­на от 338 до 1181 м. На полуострове Гибралтар площадью 5 кв. км расположена военно-морская база. Высота скалы Гибралтара 429 м. Внутри скалы высечены крепостные сооружения. Относится к кате­гории международных проливов, поэтому проход через пролив всех судов свободный.

Малаккский и Сингапурский проливы соединяют Андаманское море (часть Индийского океана) с Южно-Китайским морем. Длина Малаккского пролива около 432 миль, ширина в самой узкой части 21,6 мили. Он переходит в выходящий в Южно-Китайское море Син­гапурский пролив, длина которого 110 км, ширина от 4,6 км до 21 км. Международных соглашений по режиму проливов нет. Проход судов свободный, но условия плавания трудные, поэтому крупнотоннаж­ным судам рекомендуется лоцманская проводка. Через проливы про­ходит один из важнейших морских путей. Разделяет берега Малайзии и Сингапура на северо-востоке и Индонезии на юго-западе (о. Сумат­ра). В последние годы приобрёл известность, как район опасный в отношении пиратства.

Магелланов пролив соединяет Атлантический и Тихий океаны. Проходит между материком Южная Америка и архипелагом остро­вов Огненная Земля и др. Омывает побережье двух государств: Аргентины и Чили. Длина пролива 575 км. Ширина в самом узком месте до двух миль (3,5 км). Открыт для свободного прохода су­дов, но плавание по нему опасно. После сооружения Панамского канала значение Магелланова пролива для мирового судоходства утрачено.

Баб-эль-Мандебский пролив (араб. Ворота скорби, Ворота слез ) соединяет Красное море с Аравийским морем (часть Индийского оке­ана). По нему проходит морской транспортный путь мирового значе­ния. Отделяет Аравийский полуостров от Африки. Длинна 109 км, наименьшая ширина 26 км. Глубина фарватера 31 м. На середине пролива находится небольшой остров Перим. На Африканском бере­гу расположена Эфиопия, на Аравийском - Йемен.

Босфор и Дарданеллы (Черноморские проливы ) являются райо­ном активного судоходства. Босфор соединяет Чёрное и Мраморное море и имеет длину 30 км, среднюю ширину 2 км, минимальную глубину на фарватере 20 м. Дарданеллы соединяют Эгейское Мра­морное море и имеют длину 120, 5 км, ширину - 1,3-2,7 км, глубину 40-153 м. Через проливы в среднем проходит в сутки около 150 судов.

Порядок прохода Черноморскими проливами регулируется Кон­венцией о режиме Черноморских проливов, подписанной в Монтре (Швейцария) в 1936 г. Ограничения свободы судоходства применяют­ся только в отношении военных судов, торговые суда всех стран пользу­ются правом свободного прохода проливов.

После распада СССР Турция ужесточила порядок прохода судов из Чёрного в Средиземное море через проливы Босфор и Дарданел­лы. Новые ограничения объясняются требованиями безопасности мореплавания и экологии. С 3 октября 2002 г. морские власти Турции изменили правила регулирования движения судов через турецкие про­ливы. Так, судам длиной более 200 м (в основном это танкеры грузо­подъёмностью от 60 000 т) запрещено одновременно двигаться по проливам во встречных направлениях. Это привело к увеличению времени ожидания прохода для танкеров и соответственно к повыше­нию стоимости их фрахта.

В среднем, каждый месяц Россия экспортирует 3,5 млн. т нефти и нефтепродуктов из Новороссийска и 1 млн. т из Туапсе. Некото­рые эксперты считают, что ограничения прохода через проливы слу­жат для Турции политическим аргументом в поддержку транспор­тировки нефти по нефтепроводу Баку-Джейхан (открыт в 2006 г.), который даёт каспийской нефти выход на Средиземное море в обход России.

На организацию движения судов существенное влияние оказыва­ют искусственные каналы , построенные для сокращения протяжён­ности морских перевозок. Они имеют также большое военно-стратегическое значение.

Старейший из них - Суэцкий канал , соединяющий Средиземное и Красное моря. Сооружён в 1859-1869 гг. Проходит по территории Египта. У северного входа в канал находится Порт-Саид, на южном - г. Суэц.

Длина канала 86 миль, с подходными морскими каналами 93 мили, ширина по поверхности 120-150 м, по дну 45-60 м, проходные глуби­ны 16 м, что позволяет проход судов до 150 тыс. т водоизмещения.

Шлюзов нет. С севера два входа, а с юга - один. Движение карава­нами, со скоростью 7 узлов. В районе Большого Горького озера караваны с севера и с юга расходятся. Очерёдность судов в караване определяет администрация канала. Быстроходные суда ставятся в го­лове каравана. Существуют свои правила плавания и правила обмера судов. Администрация канала находится в г. Исмаилия.

Среднесуточный проход судов - около 70. Через канал проходит 14 % всех международных морских перевозок, из которых - 70 % нефть и нефтепродукты. Он сокращает путь из Индийского в Атлантичес­кий океан и обратно примерно в два раза. Это немаловажно, учиты­вая, что через Суэцкий канал в южном направлении (экспорт из стран Западной Европы), и в западном направлении (дальневосточный им­порт) ежегодно пропускается не менее 80 млн. т грузов.

В течение восьми лет с 1967 по 1975 гг. движение по каналу было прекращено в связи с арабо-израильской войной. За эксплуатацию канала Египет получает ежегодно до 2 млрд. долл.

Следующий по возрасту Коринфский канал , пересекает Коринф­ский перешеек в Греции и соединяет Эгейское и Ионическое моря. Построен в 1881-1893 гг. Длина 6,3 км, ширина 24,6 м, глубина 8 м. Могут проходить суда, водоизмещением до 5 тыс. т. Движение попе­ременное, одностороннее. За год проходит около 15 тыс. судов.

Кильский канал соединяет Северное и Балтийское моря, проло­жен через Ютландский полуостров. Построен в 1887-1895 гг. Прохо­дит по территории Германии. Длина 98,7 км, ширина по поверхности 104 м, по дну 44 м, глубина 11,3 м. Движение одностороннее, но есть 11 расширений для расхождения судов. Шлюзы только для защиты канала от резких колебаний уровня моря.

Панамский канал соединяет Тихий и Атлантический океаны. Проложен через Панамский перешеек. Направление канала с северо-запада на юго-восток. Постройка начата в 1879 г. Францией, в 1904 г. право строительства перешло к США. Первое судно прошло в 1914 г., официальное открытие канала состоялось в 1920 г. Канал контроли­ровался США вплоть до 31 декабря 1999 г., после чего был передан правительству Панамы.

По каналу суда двигаются своим ходом, а в шлюзы затягиваются с помощью электровозов. Применяется принудительная лоцманская проводка: полностью управляет судном лоцман и специальная швар­товная команда. Время прохода каналом десять часов (в среднем), минимальное - четыре часа. Максимальное число шлюзований в сутки 40-50. В год канал может пропустить около 17,5 тыс. судов. Фактически проходит 12-14 тысяч. Проход каналом в десять раз дешевле пути вокруг мыса Горн, поскольку сокращает расстояние в 2,5-3 раза.

На побережье, тяготеющем к Атлантическому океану, расположены страны Европы и развивающиеся страны Африки с одной стороны, Северной и Южной Америки, с другой.

Между странами этих континентов ведется интенсивный внешнеторговый обмен. Перевозка внешнеторговых грузов между всеми странами осуществляется преимущественно по морским региональным и океанским путям.

Морские океанские пути, пролегающие между портами континентов, выходят к открытым водам у мыса Рат и скалы Бишоп, у проливов Гибралтар, Провиден, Наветренный, Мона, у островов Мадейра, Зеленого Мыса и Барбадос, а также у крупных океанских портов: Нью-Йорк, Кейптаун, Рио-де-Жанейро и др. Между этими узлами проходят трассы трансокеанских путей Атлантики.

По значению и интенсивности судоходства выделяется Североатлантическое направление - трансокеанские пути между Европой и Северной и Центральной Америкой. Они имеют генеральное направление “восток - запад” от мыса Рат, скалы Бишоп и пролива Гибралтар к Нью-Йорку, к портам р. Св. Лаврентия и другим портам Северной Америки, а также к проливам Провиденс, Наветренный, Мона и далее в порты Карибского моря и к Панамскому каналу. Их протяженность от 2,5 до 4,0 тыс. миль.

Это район со сложными навигационными условиями плавания. Плавающие льды и айсберги в северной части Атлантики, частые и густые туманы в районе о. Ньюфаундленд (особенно в июне и июле), суровые штормовые условия в зимний период значительно затрудняют судоходство.

Сложные природные и погодные условия, интенсивное большое движение судов в северной части Атлантического океана в западном и восточном направлениях вызвали необходимость установления рекомендованных маршрутов движения морских судов, известных как основные трансокеанские пути северной части Атлантического океана.

В проливе Ла-Манш судам, идущим из Атлантического океана в Северное море, рекомендуется следовать проходом между банками Ле-Вергуайе и Бассюрель и далее, придерживаясь французского побережья, между банками Сандетти и Аут-Рейтингер, вы-одить в Северное море.

Судам, идущим из Северного моря в Атлантический океан, рекомендуется следовать проходом между банками Саут-Фоллс и Сандетти и далее, придерживаясь английского берега, к западу от банок Варн и Буллок.

Для судов каботажного плавания (типа “река-море”, суда дедвейтом до 4 - 5 тыс. т) выделен прибрежный район, где судоводители в выборе путей не ограничены.

На подходах к Нью-Йорку установлены три района разделения движения. Первый из них предназначен для судов, следующих в порт с востока, из Северной Атлантики или направляющихся в Северную Атлантику. Он имеет восточное направление от маяка Амброз. Второй район разделения движения имеет юго-восточное направление и предназначен для судов, прибывающих из Южной Америки, Африки и с Антильских островов. Третий район имеет южное направление и предназначен для судов каботажного плавания. Аналогичным способом установлены районы разделения движения судов и на подходах к другим американским портам.

Одностороннее движение судов у поворотных точек строится на следующем принципе. В зависимости от угла поворота при обходе мыса, острова, маяка устанавливается два, три или четыре колена района разделения движения. По обе стороны от зоны разделения устанавливается путь для одностороннего движения судов. У мыса Саи-Висенти его ширина составляет 3 мили. Судам, огибающим мыс, рекомендуется располагать свои курсы в пределах этого водного пространства.

На североатлантическом направлении организованы сотни регулярных линий судоходными компаниями Великобритании, Германии, Италии, Нидерландов, США, Франции, и других стран. На этих линиях плавают современные многоцелевые суда и суда-контейнеровозы.

В порты европейских стран перевозятся различные машины и оборудование, американский уголь, канадская руда, хлопок, зерно, лесная продукция, химические и другие грузы. Во встречном направлении из Европы, суда везут английский уголь, различные машины и станки в Канаду, высококачественную норвежскую и шведскую железную руду в США. Перевозятся также Различные промышленные изделия, химические, промышленные и продовольственные товары. Преобладание на этом направлении генеральных грузов способствует расширению контейнерных перевозок между портами стран Северной Америки и Европы.

Латиноамериканское направление берет начало в портах Южной Америки и проходит вдоль восточного побережья Южной Америки до Ресифи. Затем трасса прибрежных путей раздваивается. Одна ветвь ее пересекает океан и проходит мимо островов Зеленого Мыса и Мадейра, через пролив Гибралтар в порты Южной, а через пролив Ла-Манш - Западной и Северной Европы; другая - Североамериканская ветвь, пересекает океан в генеральном направлении на Нью-Йорк.

Океанское плавание из восточных портов Южной Америки в Европу осуществляется на протяжении 5-6 тыс. миль, а из северных 3,5 тыс. миль (о. Барбадос - скала Бишоп).

Из стран Латинской Америки, обладающих разнообразными природными ресурсами, в Европу транспортируется венесуэльская нефть, железная руда, руды цветных и редких металлов, различные зерновые, хлопок, кофе и другие грузы. Во встречном направлении - из европейских стран в Латинскую Америку доставляются промышленные изделия, машины и оборудование, химические, лесные и другие грузы.

Североамериканская ветвь имеет генеральное направление “Север-Юг”. Наибольшая протяженность пути составляет более 6 гыс. миль (Нью-Йорк - Байя-Бланка) и наименьшее - 2 тыс. миль (Нью-Йорк - северные порты Южной Америки). Морские перевозки на этом направлении осуществляются преимущественно на американских судах.

Из стран Южной Америки в США поступает разнообразное сырье (руда, хлопок, кофе, нефть, руды цветных металлов и т. д.); во встречном направлении идут различные машины и оборудование, промышленные товары, зерно, химические и другие грузы.

Европейско-западноафриканское направление пролегает от проливов Ла-Манш (скала Бишоп) и Гибралтара мимо Канарских островов, вдоль западного побережья Африки до Кейптауна. Протяженность его от Ла-Манша 5785 миль, а от Гибралтара 5120 миль в генеральном направлении “Север-Юг”.

Американо-западноафриканское направление имеет два маршрута - из портов Северной Америки в порты Африки и из портов Южной Америки в порты Африки. Из Северной Америки трасса проходит от Нью-Йорка, мимо островов Вознесения и Святой Елены к мысу Доброй Надежды (6785 миль), а из Южной Америки от Ресифи, Рио-де-Жанейро и залива Рио-де-ла-Плата на Кейптаун (около 3500 миль).

На этих направлениях в Европу транспортируются значительные объемы нефти и нефтепродуктов, высококачественной железной, марганцевой и других руд; а в страны Африки и Южной Америки перевозятся машины и оборудование, зерновые, химические и другие грузы.

Особо следует отметить региональный морской путь, пролегающий между портами Балтийского моря и Северного бассейнов России вокруг Скандинавского полуострова. Его протяженность составляет 4 тыс. миль. Причем половина пути проходит в водах Северного Ледовитого океана со сложными гидрометеорологическими условиями, часто повторяющимися штормами и непогодами.

Из портов Балтийского бассейна в Скандинавские страны и порты Северного бассейна России перевозятся нефть и нефтепродукты, уголь, соль, машины и оборудование, включая оборудование для добычи нефти и газа, а также трубы большого диаметра для строительства нефтегазопроводов. Во встречном направлении идет продукция севера - лес и лесоматериалы, апатиты, высококачественная железная и руды редких и цветных металлов, рыба и продукты зверобойного промысла. В последние годы прошлого столетия, в связи с разработкой северных газовых и нефтяных месторождений России, образовался значительный грузопоток нефти и газа в европейские страны - на порты Северного и Балтийского морей.

Магеллан открыл Тихий океан осенью 1520 года и назвал океан Тихим океаном, «потому что, - как сообщает один из участников, за время перехода от Огненной Земли до Филиппинских островов, более трёх меяцев - мы ни разу не испытали ни малейшей бури». По количеству (около 10 тыс.) и общей площади островов (около 3,6 млн км²) Тихий океан занимает среди океанов первое место. В северной части - Алеутские; в западной - Курильские, Сахалин, Японские, Филиппинские, Большие и Малые Зондские, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Тасмания; в центральной и южной - многочисленные мелкие острова. Рельеф дна разнообразен. На востоке - Восточно-Тихоокеанское поднятие, в центральной части много котловин (Северо-Восточная, Северо-Западная, Центральная, Восточная, Южная и др.), глубоководные желоба: на севере - Алеутский, Курило-Камчатский, Идзу-Бонинский; на западе - Марианский (с максимальной глубиной Мирового океана - 11 022 м), Филиппинский и др.; на востоке - Центрально-Американский, Перуанский и др.

Основные поверхностные течения: в северной части Тихого океана - тёплые Куросио, Северо-Тихоокеанское и Аляскинское и холодные Калифорнийское и Курильское; в южной части - тёплые Южно-Пассатное и Восточно-Австралийское и холодные Западных Ветров и Перуанское. Температура воды на поверхности у экватора от 26 до 29 °C, в приполярных областях до −0,5°C. Солёность 30-36,5 ‰. На Тихий океан приходится около половины мирового улова рыбы (минтай, сельдь, лосось, треска, морской окунь и др.). Добыча крабов, креветок, устриц.

Через Тихий океан пролегают важные морские и воздушные коммуникации между странами тихоокеанского бассейна и транзитные пути между странами Атлантического и Индийского океанов. Крупные порты: Владивосток, Находка (Россия), Шанхай (Китай), Сингапур (Сингапур), Сидней (Австралия), Ванкувер (Канада), Лос-Анджелес, Лонг-Бич (США), Уаско (Чили). Через Тихий океан по 180 меридиану проходит линия перемены дат.

Растительная жизнь (кроме бактерий и низших грибов) сосредоточена в верхнем 200-м слое, в так называемой эвфотической зоне. Животные и бактерии населяют всю толщу вод и дно океана. Наиболее обильно развивается жизнь в зоне шельфа и особенно у самого побережья на малых глубинах, где в умеренных поясах океана разнообразно представлены флора бурых водорослей и богатая фауна моллюсков, червей, ракообразных, иглокожих и др. организмов. В тропических широтах для мелководной зоны характерно повсеместное и сильное развитие коралловых рифов, у самого берега - мангровых зарослей. С продвижением из холодных зон в тропические количество видов резко возрастает, а плотность их распределения падает. В Беринговом проливе известно около 50 видов прибрежных водорослей - макрофитов, у Японских островов - свыше 200, в водах Малайского архипелага - свыше 800. В советских дальневосточных морях известных видов животных - около 4000, а в водах Малайского архипелага - не менее 40-50 тысяч. В холодных и умеренных поясах океана при сравнительно небольшом числе видов растений и животных за счёт массового развития некоторых видов общая биомасса сильно возрастает, в тропических поясах отдельные формы не получают столь резкого преобладания, хотя число видов очень велико.

При удалении от побережий к центральным частям океана и с увеличением глубины жизнь становится менее разнообразной и менее обильной. В целом фауна Т. о. включает около 100 тысяч видов, но из них лишь 4-5% встречается глубже 2000 м. На глубинах более 5000 м известно около 800 видов животных, более 6000 м - около 500, глубже 7000 м - несколько более 200, а глубже 10 тысяч м - лишь около 20 видов.

Среди прибрежных водорослей - макрофитов - в умеренных поясах особенно выделяются обилием фукусовые и ламинариевые. В тропических широтах их сменяют бурые водоросли - саргассы, зелёные - каулерпа и галимеда и ряд красных водорослей. Поверхностная зона пелагиали характеризуется массовым развитием одноклеточных водорослей (фитопланктон), главным образом диатомовых, перидиниевых и кокколитофорид. В зоопланктоне наибольшее значение имеют различные ракообразные и их личинки, главным образом копеподы (не менее 1000 видов) и эвфаузиды; значительна примесь радиолярий (несколько сотен видов), кишечнополостных (сифонофоры, медузы, гребневики), икры и личинок рыб и донных беспозвоночных. В Т. о. можно различить, помимо литоральной и сублиторальной зон, переходную зону (до 500-1000 м), батиаль, абиссаль и ультраабиссаль, или зону глубоководных желобов (от 6-7 до 11 тысяч м).

Планктонные и донные животные служат обильным кормом для рыб и морских млекопитающих (нектон). Фауна рыб исключительно богата, включает не менее 2000 видов в тропических широтах и около 800 в советских дальневосточных морях, где имеются, кроме того, 35 видов морских млекопитающих. Наибольшее промысловое значение имеют: из рыб - анчоусы, дальневосточные лососи, сельдь, скумбрия, сардина, сайра, морские окуни, тунцы, камбалы, треска и минтай; из млекопитающих - кашалот, несколько видов полосатиков, морской котик, калан, морж, сивуч; из беспозвоночных - крабы (в том числе камчатский), креветки, устрицы, морской гребешок, головоногие моллюски и многое др.; из растений - ламинария (морская капуста), агаронос-анфельция, морская трава зостера и филлоспадикс. Многие представители фауны Тихого океана - эндемики (пелагический головоногий моллюск наутилус, большинство тихоокеанских лососей, сайра, терпуговые рыбы, северный морской котик, сивуч, калан и многое др.).

Большая протяжённость Тихого океана с Севера на Юг определяет разнообразие его климатов - от экваториального до субарктического на Севере и антарктического на Юге Большая часть поверхности океана, приблизительно между 40° северной широты и 42° южной широты, располагается в поясах экваториального, тропического и субтропического климатов. Циркуляция атмосферы над Тихим океаном определяется основными областями атмосферного давления: Алеутским минимумом, Северотихоокеанским, Южно-Тихоокеанским и Антарктическим максимумами. Указанные центры действия атмосферы в их взаимодействии обусловливают большое постоянство северо-восточных на Севере и юго-восточных на Юге ветров умеренной силы - пассатов - в тропических и субтропических частях Тихого океана и сильных западных ветров в умеренных широтах. Особенно сильные ветры наблюдаются в южных умеренных широтах, где повторяемость штормов составляет 25-35%, в северных умеренных широтах зимой - 30%, летом - 5%. На Западе тропической зоны с июня по ноябрь часты тропические ураганы - тайфуны. Для северо-западной части Тихого океана характерна муссонная циркуляция атмосферы. Средняя температура воздуха в феврале убывает от 26-27 °С у экватора до –20 °С в Беринговом проливе и –10 °С у берегов Антарктиды. В августе средняя температура изменяется от 26-28 °С у экватора до 6-8 °С в Беринговом проливе и до –25 °С у берегов Антарктиды. На всём пространстве Тихого океана, расположенном севернее 40° южной широты, наблюдаются существенные различия в температуре воздуха между восточной и западной частями океана, вызванные соответствующим господством тёплых или холодных течений и характером ветров. В тропических и субтропических широтах температура воздуха на Востоке на 4-8 °С ниже, чем на Западе В северных умеренных широтах наоборот: на В. температура на 8-12 °С выше, чем на Западе. Средняя годовая облачность в областях низкого давления атмосферы составляет 60-90%. высокого давления - 10-30%. Среднее годовое количество осадков у экватора более 3000 мм, в умеренных широтах - 1000 мм на Западе. и 2000-3000 мм на В. Наименьшее количество осадков (100-200 мм)выпадает на восточных окраинах субтропических областей высокого давления атмосферы; в западных частях количество осадков увеличивается до 1500-2000 мм. Туманы характерны для умеренных широт, особенно часты они в районе Курильских островов.

Под влиянием развивающейся над Тихим океаном циркуляции атмосферы поверхностные течения образуют антициклональные круговороты в субтропических и тропических широтах и циклональные круговороты в северных умеренных и южных высоких широтах. В северной части океана циркуляция складывается тёплыми течениями: Северным Пассатным - Куросио и Северотихоокеанским и холодным Калифорнийским течением. В северных умеренных широтах на Западе господствует холодное Курильское течение, на Востоке - тёплое Аляскинское течение. В южной части океана антициклональная циркуляция складывается тёплыми течениями: Южным Пассатным, Восточно-Австралийским, зональным Южно-Тихоокеанским и холодным Перуанским. Севернее экватора, между 2-4° и 8-12° северной широты, северные и южные циркуляции в течение года разделяются Межпассатным (Экваториальным) противотечением.

Средняя температура поверхностных вод Тихого океана (19,37 °С) на 2 °С выше температуры вод Атлантического и Индийского океанов, что является результатом относительно больших размеров той части площади Тихого океана, которая расположена в хорошо прогреваемых широтах (свыше 20 ккал/см2в год), и ограниченности связи с Северным Ледовитым океаном. Средняя температура воды в феврале меняется от 26-28 °С у экватора до -0,5, -1 °С севернее 58° северной широты, у Курильских островов и южнее 67° южной широты. В августе температура равна 25-29 °С у экватора, 5-8 °С в Беринговом проливе и -0,5, -1 °С южнее 60-62° южной широты. Между 40° южной широты и 40° северной широты температура в восточной части Т. о. на 3-5 °С ниже, чем в западной части. Севернее 40° северной широты - наоборот: на Востоке температура на 4-7 °С выше, чем на Западе Южнее 40° южной широты, где преобладает зональный перенос поверхностных вод, разницы между температурами воды на Востоке и на Западе нет. В Тихом океане кол-во осадков больше, чем испаряющейся воды. С учётом речного стока сюда ежегодно поступает свыше 30 тысяч км3 пресной воды. Поэтому солёность поверхностных вод Т. о. ниже, чем в других океанах (средняя солёность равна 34,58‰). Наиболее низкая солёность (30,0-31,0‰ и менее) отмечается на Западе и Востоке северных умеренных широт и в прибрежных районах восточной части океана, наибольшая (35,5‰ и 36,5‰) - соответственно в северных и южных субтропических широтах. У экватора солёность воды уменьшается от 34,5‰ и менее, в высоких широтах - до 32,0‰ и менее на Севере, до 33,5‰ и менее на Юге.

Плотность воды на поверхности Тихого океана довольно равномерно увеличивается от экватора к высоким широтам в соответствии с общим характером распределения температуры и солёности: у экватора 1.0215-1.0225г/см3, на Севере - 1.0265 г/см3 и более, на Юге - 1.0275 г/см3 и более. Цвет воды в субтропических и тропических широтах синий, прозрачность в отдельных местах более 50 м. В северных умеренных широтах преобладает тёмно-голубой цвет воды, у берегов - зеленоватый, прозрачность 15-25 м. В антарктических широтах цвет воды зеленоватый, прозрачность до 25 м.

Приливы в северной части Тихого океана преобладают неправильные полусуточные (высота до 5,4 м в заливе Аляска) и полусуточные (до 12,9 м в Пенжинской губе Охотского моря). У Соломоновых островов и у части берега Новой Гвинеи приливы суточные, величиной до 2,5 м. Наиболее сильное ветровое волнение отмечается между 40 и 60° южной широты, в широтах господства западных штормовых ветров ("ревущие сороковые"), в Северном полушарии - севернее 40° северной широты. Максимальная высота ветровых волн в Тихом океане 15 м и более, длина свыше 300 м. Характерны волны цунами, особенно часто отмечаемые в северной, юго-западной и юго-восточной частях Тихого океана.

Лёд в северной части Тихого океана образуется в морях с суровыми зимними климатическими условиями (Берингово, Охотское, Японское, Жёлтое) и в заливах у берегов острова Хоккайдо, полуостровов Камчатка и Аляска. Зимой и весной льды выносятся Курильским течением в крайнюю северо-западную часть Тихого океана.В заливе Аляска встречаются небольшие айсберги. В южной части Тихого океана льды и айсберги образуются у берегов Антарктиды и течениями и ветрами выносятся в открытый океан. Северная граница плавучих льдов зимой проходит у 61-64° южной широты, летом смещается к 70° южной широты, айсберги в конце лета выносятся до 46-48° южной широты Айсберги образуются главным образом в море Росса.


Top