Как преображенский относится к власти. Профессор филипп филиппович преображенский из повести "собачье сердце"


Профессор Филипп Филиппович Преображенский – один из основных героев романа «Собачье сердце», великолепный доктор и талантливый ученый. Он решается провести рискованный эксперимент над бродячим псом, пересадив ему человеческий гипофиз. В результате этого опыта, вместо ласкового и доброго пса Шарика получается дармоед и пьяница Шариков.

Профессор стал для Шарикова первым и самым главным учителем человечности. Ведь для того, чтобы стать человеком, недостаточно просто научиться разговаривать. Ученый хотел преодолеть заложенную изначально звериную сущность своего собственного творения, сделать Шарикова высокоразвитой, достойной личностью.

Преображенский является воплощением образованности и высокой культуры. Именно с помощью этого персонажа автор выражает собственные мысли и взгляды. По своим убеждениям профессор относится к сторонникам старых дореволюционных порядков.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Ему глубоко симпатичен прежний режим, при котором жить было «удобно и хорошо», во всем «был порядок». Преображенский тяжело воспринимает наступившую после революции «разруху» и уверен, что пролетарии не смогут с ней справиться. Он считает, что в первую очередь людей нужно обучить элементарной культуре поведения, и только тогда исчезнет беспредел, а порядок восторжествует. Однако эта философия ученого терпит крушение. Ему не удается воспитать в Шарикове человека разумного, несмотря на все усилия, которые окончательно вымотали профессора.

Филипп Филиппович убежден, что с помощью грубой силы ничего хорошего сделать нельзя, а особенно она неприемлема в воспитании и человека, и животного. Но, тем не менее, он проводит свой страшный эксперимент, пытаясь создать в лаборатории искусственным образом настоящего человека. В итоге, получилось существо невежественное, с мертвой душой. Филипп Филиппович с ужасом наблюдал за своим творением, пытаясь хоть как-то повлиять на поведение Шарикова. В конце романа ученый приходит к мысли о том, что выход из сложившейся ситуации есть только один. Вместе со своим помощником, доктором Борменталем, он делает обратную операцию и возвращает к жизни безобидного пса Шарика.

Обновлено: 2012-08-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Начиная свои рассуждения о профессоре Преображенском, герое произведения «Собачье сердце», хотелось бы немного остановиться на некоторых фактах биографии автора - Булгакова Михаила Афанасьевича (15.05.1891 г. Киев - 10.03.1940 г., Москва), русского писателя, театрального драматурга и режиссера. Все это для того, чтобы провести некоторые параллели, которые будут во многом объединять автора и его воображаемого героя.

Немного о биографии автора

Булгаков появился на свет в семье доцента Киевской духовной академии, но сам в скором времени стал учеником медицинского факультета Киевского университета. В Первую мировую он работал прифронтовым врачом. Весной 1918 года он вернулся в Киев, где практиковал как частный врач-венеролог. В гражданскую войну 1919 года Булгаков - военный врач Украинской военной армии, потом Вооруженных сил юга России, Красного креста, Добровольческой армии и т. д. Заболев тифом в 1920 году, он лечился во Владикавказе, и после в нем проснулся писательский талант. Своему двоюродному брату он напишет, что, наконец-то он понял: его дело - писать.

Прототип профессора Преображенского

С прототипом главного героя действительно можно сравнить Булгакова, слишком уж много у них общего. Однако принято считать, что Преображенский (профессор) как образ был списан с дяди Михаила Афанасьевича - знаменитого врача Москвы, гинеколога

В 1926 году ОГПУ провело обыск у писателя, и в результате были изъяты рукописи «Собачьего сердца» и дневник.

Эта повесть была опасна для писателя тем, что она стала сатирой на советскую власть 20-30-х годов. Новоиспеченный класс пролетариата здесь представляют герои типа Швондеров и Шариковых, которые абсолютно далеки от ценностей уничтоженной царской России.

Им всем противопоставлен профессор Преображенский, цитаты которого заслуживают отдельного внимания. Этот хирург и ученый, представляющий собой светило российской науки, появляется впервые в тот момент, когда в повести пес, будущий Шариков, издыхает в городской подворотне - голодный и холодный, с обожженным боком. Профессор появляется в самые мучительные часы для собаки. Мысли пса "озвучивают" Преображенского как господина культурного, с интеллигентной бородкой и усами, как у французских рыцарей.

Эксперимент

Главное дело профессора Преображенского - лечить людей, искать новые пути достижения долголетия и действенные средства омоложения. Конечно же, как и всякий ученый, он не мог жить без экспериментов. Пса он подбирает, а заодно в голове врача рождается план: он решает провести операцию по пересадке гипофиза. Этот эксперимент на собаке он делает в надежде найти действенный метод для обретения «второй молодости». Однако последствия операции оказались неожиданными.

На протяжении нескольких недель собака, которой дали кличку Шарик, становится человеком и получает документы на фамилию Шариков. Профессор Преображенский и его ассистент Борменталь пытаются привить ему достойные и благородные человеческие манеры. Однако их «воспитание» не приносит никаких видимых результатов.

Превращение в человека

Преображенский высказывает ассистенту Ивану Арнольдовичу Борменталю свое мнение: необходимо понимать весь ужас, состоящий в том, что у Шарикова уже не собачье сердце, а человеческое, причем "самое паршивое из всех существующих в природе".

Булгаков создал пародию на социалистическую революцию, описал столкновении двух классов, в которых Филипп Филиппович Преображенский - профессор и интеллигент, а рабочий класс - Шариков и ему подобные.

Профессор, как настоящий дворянин, привыкший к роскоши, живущий в 7-комнатной квартире и каждый день употребляющий в пищу разные деликатесы типа семги, угрей, индейки, ростбифов, и запивающий все это коньяком, водкой и вином, вдруг попал в неожиданную ситуацию. В его спокойную и соразмеренную аристократическую жизнь врываются необузданные и наглые Шариковы и Швондеры.

Домком

Швондер - это отдельный экземпляр пролетарского класса, он и его компания составляют домовой комитет в доме, где обитает Преображенский - профессор-экспериментатор. Они, впрочем, не на шутку взялись воевать с ним. Но тот тоже не так прост, монолог профессора Преображенского про разруху в головах говорит о том, что пролетариат и его интересы ему просто ненавистны, и пока у него есть возможность посвящать себя своему любимому делу (науке), ему будут безразличны мелкие мошенники и жулики вроде Швондера.

Но вот со своим домочадцем Шариковым он вступает в серьезную борьбу. Если Швондер давит чисто внешне, то от Шарикова так просто не открестишься, ведь это именно он - продукт его научной деятельности и порождение неудачного эксперимента. Шариков вносит в его дом такую смуту и разруху, что за две недели профессор испытал больше стрессов, чем за все свои прожитые годы.

Образ

Однако образ профессора Преображенского весьма любопытен. Нет, он отнюдь не воплощенная добродетель. У него так же, как и у любого человека, есть свои недостатки, он - довольно эгоистичная, самовлюбленная, тщеславная, но живая и настоящая личность. Преображенский стал образом настоящего интеллигента, в одиночку сражающегося с разрухой, которую несет поколение Шариковых. Разве этот факт не достоин симпатии, уважения и сочувствия?

Время революции

Повесть «Собачье сердце» показывает действительность 20-х годов двадцатого столетия. Описаны грязные улицы, где повсюду развешаны вывески с обещаниями светлого будущего людям. Еще более гнетущее настроение вызывает плохая, холодная ненастная погода и бездомный образ собаки, которая, как и большинство советских людей новой строящейся страны, буквально выживает и находится в постоянном поиске тепла и еды.

Вот в этом хаосе и появляется один из немногих выживших в период опасного и сложного времени интеллигентов Преображенский - профессор-аристократ. Персонаж Шариков, еще в своем собачьем теле, оценил его по своему: что он «ест обильно и не ворует, не будет пинать ногой, и сам никого не боится, потому что всегда сыт».

Две стороны

Образ Преображенского - как луч света, как островок стабильности, сытости и благополучия в жуткой действительности послевоенных лет. Он в действительности приятен. Но многим не нравится человек, у которого, в общем-то, все дела идут хорошо, но которому мало иметь семь комнат, - он хочет еще одну, восьмую, чтобы сделать в ней библиотеку.

Однако домком начал усиленную борьбу против профессора и пожелал отобрать у него его квартиру. В конце все-таки пролетариям не удалось навредить профессору, и поэтому читателя этот факт не мог не обрадовать.

Но это только одна сторона медали жизни Преображенского, а если глубже вникнуть в суть дела, то можно увидеть не слишком привлекательную картину. То благосостояние, которым обладает главный герой Булгакова, профессор Преображенский, ему, надо сказать, тоже не упало вдруг на голову и не перешло по наследству от богатых родственников. Свое богатство он сам нажил. А теперь он обслуживает людей, которые получили власть в свои руки, ведь сейчас наступило их время пользоваться всеми благами.

Очень интересные вещи озвучивает один из клиентов Преображенского: «Сколько ни краду, все идет на женское тело, шампанское «Абрау-Дюрсо» и раковые шейки»». Но профессор, несмотря на всю свою высокую нравственность, интеллигентность и чувствительность, не пытается вразумить пациента своего, перевоспитать или высказать неудовольствие. Он понимает, что ему необходимы деньги, чтобы поддерживать свой привычный образ жизни без нужды: со всей необходимой прислугой в доме, со столом, наполненным всякими яствами типа колбасы не из «Моссельпрома» или икры, намазанной на хрустящий свежий хлеб.

В произведении профессор Преображенский собачье сердце использует для своего эксперимента. Не из-за любви к животным он подбирает измученного пса, чтобы накормить или обогреть, а потому что у него в голове, как ему кажется, зародился гениальный, но чудовищный план насчет него. И дальше подробно описывается в книге эта операция, которая вызывает только неприятные эмоции. В результате операции по омоложению у профессора в руках оказывается «новородившийся» человек. Вот поэтому не зря Булгаков дает говорящую фамилию и статус своему герою - Преображенский, профессор, который вживляет попавшей к нему собаке мозжечок вора-рецидивиста Климки. Это дало свои плоды, таких побочных эффектов профессор не ожидал.

Фразы профессора Преображенского содержат мысли о воспитании, которое, по его мнению, могло бы из Шарикова сделать более или менее приемлемого члена социального общества. Но шансов Шарикову не дали. У Преображенского детей не было, и азами педагогики он не владел. Возможно, поэтому и эксперимент его не пошел в нужном русле.

И мало кто обращает внимание на слова Шарикова о том, что его, как бедное животное, ухватили, исполосовали и теперь гнушаются, а он, между прочим, своего разрешения на операцию не давал и может предъявить иск. И, что самое интересное, никто не замечает стоящей за его словами правды.

Учитель и воспитатель

Преображенский стал первым учителем словесности для Шарикова, хотя он и понимал, что научить говорить - это совсем не значит стать полноценным человеком. Он хотел сделать из зверя высокоразвитую личность. Ведь сам профессор в книге - эталон образованности и высокой культуры и сторонник старых, дореволюционных нравов. Он очень четко определил свою позицию, говоря о наступившей разрухе и неспособности пролетариата с ней справиться. Профессор считает, что людей нужно в первую очередь учить самой элементарной культуре, он уверен, что, используя грубую силу, в мире нечего невозможно добиться. Он осознает, что создал существо с мертвой душой, и находит единственный выход: сделать обратную операцию, так как его воспитательные методы на Шарикова не подействовали, ведь он в разговоре со служанкой Зиной отметил: "Никого драть нельзя... На человека и на животное можно действовать только внушением".

А вот навыки демагогии, как оказалось, усваиваются намного легче и быстрее, чем навыки созидательной деятельности. И Швондер преуспевает в воспитании Шарикова. Он не учит его грамматике и математике, а начинает сразу с переписки Энгельса с Каутским, в результате чего Шариков со своей низкой ступенью развития, несмотря на всю сложность темы, от которой у него "голова опухла", пришел к выводу: «Взять все и поделить!» Вот эта идея социальной справедливости была понята лучше всего народной властью и новоиспеченным гражданином Шариковым.

Профессор Преображенский: «Разруха в головах»

Надо отметить, что «Собачье сердце» со всех сторон показывает всю абсурдность и безумие нового устройства общества, возникшего после 1917 года. Это хорошо понимал профессор Преображенский. Цитаты персонажа о разрухе в головах уникальны. Он говорит, что если врач вместо того, чтобы проводить операции, начнет петь хором, у него настанет разруха. Если он станет мочиться мимо унитаза, и это будет делать вся его прислуга, то и в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха - не в клозетах, а в головах.

Известные цитаты Профессора Преображенского

Вообще, книга «Собачье сердце» - это настоящий цитатник. Основные и яркие выражения профессора были описаны в тексте выше, но есть еще несколько, которые тоже заслуживают внимания читателя и для разных размышлений будут интересны.

- «Успевает всюду тот, кто никуда не торопится».

- «Почему убрали ковер с парадной лестницы? Что, Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры?»

- «Человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно из массы всякой мрази создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар».

- "Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы?"

Конспект урока литературы в 11 классе

Тема: Образ профессора Преображенского в повести М. Булгакова «Собачье сердце».

Цель урока: раскрыть мастерство М. Булгакова в создании образа художественного образа профессора Преображенского, в котором заложена идея произведения.

Задачи

обучающие: работать над навыками анализа текста, навыками раскрытия образа литературного героя;

развивающие: развивать мышление, способность обобщать и делать выводы, совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;

воспитательные: воспитывать гражданскую позицию учащихся, чувство ответственности за собственные поступки и за происходящее в обществе, заинтересовать творчеством М.А.Булгакова.

Оформление доски

1. Портрет М.А.Булгакова.

2. Портрет Н.М.Булгакова (прототип профессора Преображенского.

3. Портрет героя повести, выполненный ученицей.

4. Запись: Приемы создания художественного образа героя:

А) Имя героя

Б) Портрет героя.

В) Поступки героя.

Г) Описание обстановки, в которой находится герой.

Д) Речевая характеристика героя (монологи, в том числе и внутренние, диалоги).

Е) Система образов произведения, окружение – второстепенные персонажи, через которые раскрывается образ.

Ж) Композиционные приемы, используемые автором для раскрытия характера героя.

Оборудование урока

Интерактивная доска, проектор, компьютер для просмотра отрывка из к/ф Н.Божко «Собачье сердце».

Опережающее задание

1. Индивидуальное задание: сообщение о роли второстепенных персонажей в раскрытии образа профессора Преображенского (на 1-2 мин)

2. Индивидуальное задание: сообщение об образе доктора Борменталя и его роли в раскрытии характера профессора Преображенского (на 1-2 мин)

Ход урока

Оргмомент – 1 мин.

I . Вступительное слово учителя – 1 мин.

Мы продолжаем изучение повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» и сегодня в центре нашего внимания образ профессора Преображенского.

Было уже ранее отмечено, что перемены, происходящие в России 20-30-х годов, связанные со строительством социализма и нового будущего человека, воспринимались писателем-гуманистом как огромный эксперимент, страшный по своим масштабам и последствиям. Булгаков отрицательно относился к идее создания нового общества, воспитанию нового, свободного от прежней морали и культуры человека. Писатель воспринимал это как вмешательство в естественный ход вещей, тысячелетнюю историю человечества, и последствия этого вмешательства могли стать плачевными для всех, в том числе и для самих «экспериментаторов». Об этом и предупреждает повесть «Собачье сердце».

Но кроме этого, в своем произведении Булгаков размышляет о роли ученого и науки, о роли интеллигенции в обществе, об их моральной ответственности перед обществом. Вот почему таким важным становится образ профессора Преображенского.

Цель нашего урока – анализ этого образа, постижение писательского мастерства Булгакова в создании образа главного героя. Мы постараемся определить способы и приемы раскрытия характера героев повести.

II . Работа над образом профессора Преображенского – 18-20 мин

Итак, перед нами главный герой повести – профессор Филипп Филиппович

Преображенский.

- Как вы думаете, какой смысл вкладывает Булгаков в имя и фамилию своего героя?

(Слушаем ответы учащихся)

Имя Филипп в переводе с греческого означает «любящий коней». Конь в Древней Греции был одним из символов благородного человека. А слово филиппика имеет значение «гневная обличительная речь, выступление против кого-либо или чего-либо. Учащиеся должны прийти к выводу о том, что этим образом автору, наверное, хотелось обличить эксперимент, в котором профессор преобразил собаку в человека Прототипом профессора Преображенского явился дядя писателя – Николай Михайлович Булгаков, известный врач, умный и талантливый человек (фотография на доске).

Обратим внимание на портрет-иллюстрацию героя повести.

- Таким ли вы представляли себе профессора?

(Слушаем ответы учащихся)

Характер литературного героя в художественном произведении раскрывается определенными способами и приемами. Обратите внимание на записи на доске.

Давайте посмотрим, как Булгаков создает портрет Ф.Ф. Преображенского.

(Работа с текстом) гл.1 от слов «Дверь через улицу… Отдайте мне ее».

От слов «Вот это личность!» и до конца главы.

- Какую особенность изображения писателем внешности героя вы заметили?

(Портрет дан глазами собаки. При этом

гражданин = господин

товарищ = холуй)

- Какой прием использует Булгаков при описании квартиры Преображенского? Для чего? (Прием – антитеза. Два разных мира – мир чистоты, достатка, спокойствия и уюта и мир грязи, вони, нищеты и злобы).

Профессор господин, образованный, воспитанный, благородный человек, личность. Он всемирно известный ученый, практикующий врач, зарабатывающий деньги своим трудом, талантом. Он уверен в себе, спокоен, может заниматься любимым делом. Филипп Филиппович держит прислугу и живет в 7 комнатах. По мнению новой власти – домового комитета во главе со Швондером, - это непозволительная роскошь.

(Работа с текстом) Гл. 2 – эпизод прихода домкома в квартиру профессора с требованием уплотнения. От слов «Изразцовые квадратики…. Засверкала золотая цепь»

- Обратите внимание на детали. Как внешне меняется профессор во время разговора с «пролетариями»?

(Лицо «нежно побагровело» - «багровость приняла несколько сероватый оттенок» - «багровость его стала желтой», он «рявкнул»)

- Что хотел подчеркнуть автор?

(Раздражение. Его бесит отсутствие элементарного здравого смысла, ссылка на сомнительные авторитеты).

- Как вы думаете, может быть, жизнь в 7 комнатах – действительно непозволительная роскошь?

(Слушаем мнение учащихся. Нет, это не роскошь – это нормальное условие жизни человека. Интересно, что назначение комнат рационально. Это складывалось веками и даже закрепилось в языке: спальня, столовая, детская, кабинет..)

(Работа с текстом) гл. 3 . С начала и до слов «наполнился жидкой слюной»

От слов «Засим от тарелок» до «не читайте советских газет»

Сразу же на память приходят державинские строки:

Багряна ветчина, зелены щи с желтком,

Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны,

Что смоль, янтарь, икра…

И строки из «Евгения Онегина» Пушкина:

И Страсбурга пирог нетленный

Меж сыром лимбургским живым

И ананасом золотым.

- Почему не случайны ассоциации?

(Культура потребления пищи уходит корнями в нашу

историю)

- Как это описание помогает понять образ профессора Преображенского?

(Культура жизни – это важная составная общей челове-

ческой культуры. Сравнивая Преображенского и Шарико-

ва, читатель сразу выделяет превосходство человека, «уме-

ющего есть»).

III . Роль второстепенных персонажей в раскрытии образа героя 10мин.

(Слушаем ответ ученика по индивидуальному опережающему заданию: «Роль образов прислуги в раскрытии характера профессора Преображенского»).

В Советской России работа прислуги считалась рабской работой, унижающей достоинство человека. Но Булгаков доказывает обратное: любая работа, если ее выполняют ответственно и с душой, необходима и будет оценена по достоинству. Сам профессор, относясь с уважением и доверием к своей прислуге, не унижает, а, наоборот, дает им почувствовать свою нужность, значимость, даже сопричастность к жизни профессора.

Снова антитеза: отношение Шарикова к Зине и Дарье Петровне.

(Слушаем ответ ученика по индивидуальному опережающему заданию о роли доктора Борменталя в раскрытии образа профессора.)

Делаем вывод о роли второстепенных персонажей в раскрытии образа главного героя: портрет, интерьер, быт, второстепенные персонажи – все свидетельствует о том, что Филипп Филиппович Преображенский – человек уверенный в себе, достойный, интеллигентный, обладающий высокой культурой.

IV . Роль образа в раскрытии идеи произведения 15 мин.

- Какова цель жизни профессора? (Слушаем ответы учеников).

Цель его жизни – служить науке. Ради этого он решился на эксперимент по очеловечиванию пса.. Но появляется в квартире Шариков – этот «новый человек», и сразу начинается разруха, как, впрочем, и везде: в доме, в стране.

В начале 30-х годов в Московской мастерской коммунистической драматургии была поставлена одноактная пьеса Валерия Язвицкого «Кто виноват» («Разруха»), где главное действующее лицо – древняя скрюченная старуха в лохмотьях по имени Разруха. Советская пропаганда стремилась сделать из разрухи мифическую неуловимую злодейку, стремясь скрыть, что ее первопричина – политика большевиков, военный коммунизм, когда люди, не имея стимула к труду, перестали честно и качественно работать.

- Как Преображенский предлагает избавиться от разрухи? (Навести порядок в стране, когда каждый должен заниматься своим делом, нести ответственность за свой труд)

Революция породила «новых людей», разрушивших старый мир, великую культуру, вооружившись одним правом – взять все и поделить. Но ведь цель революции – улучшить жизнь простых людей, преобразить мир.

Желая улучшить человеческую природу, Преображенский создал монстра, легко воспринявшего пролетарские идеи. Операция по пересадке гипофиза в течении недели очеловечивает собаку, «операция по очеловечиванию» швондеров длилась дольше, но результат в сущности один. Эти люди имеют только внешние человеческие признаки, недостаточные для того, чтобы определение «человек» было к ним приложимо. Миллионам швондеров и шариковых внушили страшную мысль: чтобы стать хозяином жизни, не нужно много трудиться, прилагать усилия, воспитывать себя, достаточно того, что ты «пролетарий».

Просмотр отрывка из фильма – фрагмент из 8 главы – разговор профессора с доктором Борменталем о результате эксперимента . – 5 мин.

- К какому выводу приходит профессор после своего эксперимента?

(Крах подобных экспериментов неизбежен, потому что невозможно «очеловечить» то, что перестало быть человеком, потеряв духовную, моральную и нравственную основу, на которой строятся отношения между обществом и личностью. Вот почему эксперимент с очеловечиванием собаки провалился так же, как и трагический коммунистический эксперимент. Время показало, насколько прав был в своих прозрениях Булгаков.

- Осуждает ли писатель профессора за этот эксперимент?

(Работа с текстом) – эпилог «Серые гармонии труб грели…

- Как называет профессора автор? (Высшее существо, всемогущий человек, седой волшебник).

- Какой вывод можно сделать?

(В повести профессору все удается вернуть на круги своя: злобный хам Шариков вновь становится добрым и ласковым псом. Жаль, что в реальной жизни невозможно время повернуть вспять.)

V. Итог урока.

Образ профессора Преображенского – главный образ, постигая который можно разобраться в идейном замысле писателя. Это один из самых ярких, запоминающихся образов, созданных Булгаковым. Мастерство автора проявилось в умении использовать различные способы и приемы в создании образа своего героя.

VI. Домашнее задание - 1-2 мин .

Талантливый писатель в созданных им образах выражает мысли, которые волнуют не только его современников, но и потомков. Эксперименты по созданию нового человека продолжаются и в ХХ I веке. Сейчас ученые пытаются клонировать людей. Предлагаю письменно ответить на вопрос:

«О чем предупреждал человечество русский писатель Михаил Булгаков, создавая образ профессора Преображенского?»

VII . Выставление и комментарий оценок за урок – 2 мин.

Образ профессора Преображенского в свете тайн "Собачьего сердца"

Фильм "Собачье сердце" по одноименному произведению М.Булгакова впервые был показан по Центральному Телевидению Советского Союза 19 ноября 1988 года. Насколько помню, это стало очень важным кинособытием. Всё население СССР прильнуло к голубым экранам, следя за перипетиями пса Шарика в обличии гражданина Шарикова.
Но главным героем стал профессор, совершивший чудо превращения. Но увлекал даже не столько сюжет, сколько меткие и едкие характеристики нашей, как нам тогда казалось, советской действительности. Профессора Преображенского исполнил народный артист Евгений Евстигнеев, да настолько ярко, что кого-то другого в этом образе представить сложно (хотя есть и другой, заграничный фильм Собачье Сердце), Настолько мудр и убедителен был Евгений Евстигнеев в этой роли
На днях Евгению Александровичу Евстигнееву (9 октября 1926 года, Нижний Новгород, РСФСР, СССР - 4 марта 1992 года, Лондон, Великобритания) отмечался бы 90-летний юбилей.
Но для нас, зрителей он остается живым в воплощенных им киноролях, и прежде всего в роли Профессора Преображенского.

За право сыграть профессора Преображенского в фильме режиссера Владимира Бортко сражались такие маститые актеры, как Леонид Броневой, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев, Владислав Стржельчик, но победу одержал Евгений Евстигнеев.
Несмотря на то, что Евгений Александрович до работы над картиной не читал повесть «Собачье сердце», он был так органичен в роли Филиппа Филипповича, что эта работа стала одной из лучших в его кинокарьере. Сын актера, известный оператор, режиссер и продюсер Денис Евстигнеев вспоминал: «Этот фильм возник в жизни отца очень вовремя и буквально спас его.
Папа переживал сложный период, когда во МХАТе его отправили на пенсию. Трудно соглашаясь на работу в «Собачьем сердце», он потом просто жил ею. Что было на площадке, я не знаю, но он постоянно говорил о своей роли, что-то наигрывал, показывал какие-то сцены… В тот момент картина стала для него опорой».

В этом посте представлен цитатный образ и характеристика профессора Преображенского в повести "Собачье сердце", т.е. описание внешности и характера героя в цитатах из повести, но образно все равно представляется Евгений Евстигнеев, исполняющий эту роль.

Итак:
Полное имя героя - Филипп Филиппович Преображенский:
"...Здравия желаю, Филипп Филиппович..."
"...Вы издеваетесь, профессор Преображенский?.."

Возраст профессора Преображенского - 60 лет:
"...Мне 60 лет, я вам могу давать советы..."

Отец профессора Преображенского был кафедральным протоиереем:
"...Отец – кафедральный протоиерей..."

Внешность профессора Преображенского:
"...господин, с французской остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей, но запах по метели от него летит скверный, больницей. И сигарой..."
"...перед зеркальцем на стене расправил пушистые усы..."
"...Пинайте меня вашими фетровыми ботиками, я слова не вымолвлю..."
"...помогала снимать тяжёлую шубу на чёрно‑бурой лисе с синеватой искрой..."

"...По снятии шубы он оказался в чёрном костюме английского сукна, и на животе у него радостно и неярко сверкала золотая цепь..."
"...блестящими, как золотые обода его очков, глазами наблюдал за этой процедурой..."
"...Ноздри его ястребиного носа раздувались..."
"...Ястребиные ноздри его раздувались..."

"...Подстриженная его седина скрывалась под белым колпаком..."
"...Филипп Филиппович широко растопырил короткие пальцы..."
"...лицо Филиппа Филипповича стало страшным. Он оскалил фарфоровые и золотые коронки..."
"...захохотал так, что во рту у него засверкал золотой частокол..."
"...тяжкая дума терзала его учёный с взлизами лоб..." (взлизы - залысины)

"...Филипп Филиппович был в своём лазоревом халате и красных туфлях..." (дома)
"...Он вышел в известном всем лазоревом халате..."
"...поцеловал в пушистые, сильно прокуренные усы..."
"...Преображенский похлопал себя по крутой и склонной к параличу шее..."

Профессор Преображенский - властный и энергичный человек:
"...Прежний властный и энергичный Филипп Филиппович, полный достоинства, предстал перед ночными гостями..."

Профессор Преображенский - человек с характером:
"..«Вот это парень, – в восторге подумал пёс, – весь в меня. Ох, тяпнет он их сейчас, ох, тяпнет. Не знаю ещё – каким способом, но так тяпнет…"

Профессор Преображенский - вспыльчивый человек:
"...говорил Филипп Филиппович, – голубчик, я иногда на вас ору на операциях. Уж простите стариковскую вспыльчивость..."

Профессор Преображенский - человек слова:
"...Я же никогда не говорю на ветер, вы это отлично знаете..."

Профессор Преображенский - честный человек. Он не бросает коллег в беде:
"...бросать коллегу в случае катастрофы, самому же выскочить на мировом значении, простите…"

Профессор Преображенский работал на кафедре в университете:
"...Филипп Филиппович, – прочувственно воскликнул он, – я никогда не забуду, как я полуголодным студентом явился к вам, и вы приютили меня при кафедре..."

Профессор Преображенский - член Всероссийского хирургического общества:
"...если в Большом театре не было «Аиды» и не было заседания Всероссийского хирургического общества, божество помещалось в кабинете в глубоком кресле..."

Профессор Преображенский - хирург с мировым именем:
"...Филипп Филиппович, вы – величина мирового значения..."
"...если бы вы не были европейским светилом..."
"..«Не имеет равных в Европе… Ей‑богу!», – смутно подумал Борменталь..."
"...Проф. Преображенский, вы – творец..."

Профессор Преображенский - выдающаяся личность и великий ученый:
"..«но личность выдающаяся.».."
"...Вы великий учёный, вот что! – молвил Борменталь..."
"...Неужели вы думаете, что из‑за денег произвожу их? Ведь я же всё‑таки учёный..."

Преображенский проводит невероятные эксперименты над людьми и животными:
"...Чтобы в один прекрасный день милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают..."


Возможно, прототипом профессора Преображенского послужил для автора его дядя, брат матери, Николай Михайлович Покровский, врач-гинеколог . Его квартира в деталях совпадает с описанием квартиры Филиппа Филипповича, и, кроме того, у него была собака. Эту гипотезу подтверждает также первая жена Булгакова, Т. Н. Лаппа, в мемуарах
«Я как начала читать «Собачье сердце», сразу догадалась, что это он. Такой же сердитый, напевал всегда что-то, ноздри раздувались, усы такие же пышные были. Он тогда на Михаила очень обиделся за это. Николай Михайлович отличался непокладистым, вспыльчивым характером». Впрочем, этими деталями сходства и ограничиваются. Скандальных экспериментов Покровский не проводил.

В качестве прототипов литературного персонажа профессора Преображенского называются несколько реальных медиков.


Сергей (Самуил) Абрамович Воронов (10 июля 1866, Воронеж, Российская империя - 3 сентября, 1951, Лозанна, Швейцария) - французский хирург российского происхождения. Получил известность за методику прививания ткани яичек обезьян к человеческим яичкам, которую он разработал во Франции в 1920-х и 1930-х годах. Однако вскоре его работа перестала быть популярной и он стал мишенью для насмешек.
В конце XIX века, Воронов ввел себе под кожу экстракт перемолотых яичек собаки и морской свинки. Эти эксперименты не оправдали его надежд по повышению гормонального уровня для задержки процесса старения.
Остальные эксперименты Воронова были продолжением этого начального опыта. Он продолжил с пересадкой яичек казненных преступников миллионерам, и когда спрос превысил его возможности по поставке, он начал использовать ткань с яичек обезьян.

Сенсационное открытие.Во французской медицинской академии наш соотечественник, доктор Сергей Воронов, сделал сенсационное сообщение об операции, произведенной им в его клинике над 14-летним мальчиком идиотом. С шестилетнего возраста умственное развитие этого мальчика остановилось, причем явно обозначались все признаки ненормальности и кретинизма: потухший взгляд, тупость и непонимание самых обыкновенных вещей. Воронов сделал этому мальчику прививку зобной железы обезьяны. Успех превзошел ожидания. У мальчика ожил взгляд, появились умственные способности, понятливость, любознательность.


Алексей Андреевич Замков (1883 - 25 октября 1942, Москва) - русский, советский врач, хирург, терапевт, уролог, создатель первого в мире промышленного препарата гормональной терапии «Гравидан». Муж известной советской скульптора-монументалиста Веры Мухиной (поженились в 1918 году).
Получил известность после того как, созданный им в 1929 году, препарат Гравидан при клинических испытаниях (на красноармейцах) дал заметный положительный эффект при лечении целого ряда заболеваний. Пациентами Замкова стали известные советские политики и деятели культуры - Молотов, Калинин, Клара Цеткин, Максим Горький и др.. В 1938 году его институт был расформирован. Замков тяжело заболел, у него случился инфаркт, а через 4 года второй, после которого, в возрасте 59 лет он скончался.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. На могиле установлен памятник работы его жены - Веры Мухиной, с надписью: «Я сделал для людей все, что мог».


Илья Иванович Иванов (20 июля 1870, Щигры, Курская губерния - 20 марта 1932, Алма-Ата) - русский и советский биолог со специализацией в области искусственного осеменения и межвидовой гибридизации животных. Принимал участие в попытках вывести гибрид человека с другими приматами.
Проводил опытов искусственного осеменения самок шимпанзе спермой человека, и предпринимал попытки провести осеменение женщин спермой обезьяны в Сухуми.
В ходе политической чистки в советском научном обществе Горбунов был сослан в Алма-Ату, где он работал, сохранив звание и должность профессора в Казахском ветеринарно-зоотехническом институте до своей смерти от инсульта 20 марта 1932 года.

И насчет «папаши» - это вы напрасно. Разве я просил мне операцию делать?
Хорошенькое дело: ухватили животную, исполосовали ножиком голову...
А я, может, своего разрешения на операцию не давал.
А равно и мои родные.
Я иск, может, имею право предъявить.

Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно?

Человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар.

Сообразите, что весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которое существует в природе.

Профессор Преображенский - трудолюбивый человек:
"...Двери открывались, сменялись лица, гремели инструменты в шкафе, и Филипп Филиппович работал, не покладая рук..."
"...Ведь я пять лет сидел, выковыривал придатки из мозгов… Вы знаете, какую я работу проделал – уму непостижимо..."

Профессор Преображенский - человек фактов и наблюдения:
"...Голубчик, вы меня знаете? Не правда ли? Я – человек фактов, человек наблюдения. Я – враг необоснованных гипотез. И это очень хорошо известно не только в России, но и в Европе. Если я что‑нибудь говорю, значит, в основе лежит некий факт, из которого я делаю вывод..."

Профессор Преображенский - упорный ученый. Он все время что-то исследует:
"...Руки в скользких перчатках важный человек погружал в сосуд, доставал мозги, – упорный человек, настойчивый, всё чего‑то добивался, резал, рассматривал, щурился и пел..."

Преображенский - учитель и друг доктора Борменталя:
"...Вот что, Борменталь, вы первый ученик моей школы и, кроме того, мой друг, как я убедился сегодня..."

Преображенский знаком с важными чиновниками:
"...если бы вы не были европейским светилом, и за вас не заступались бы самым возмутительным образом <...> лица, которых, я уверена, мы ещё разъясним, вас следовало бы арестовать..."

Первая редакция «Собачьего сердца» содержала практически открытые намёки на ряд политических персон того времени, в частности на советского полпреда в Лондоне Христиана Раковского и ряд других функционеров, известных в кругах советской интеллигенции скандальными любовными похождениями

Профессор Преображенский - состоятельный человек:
"...Впрочем, у него и так, по‑видимому, денег куры не клюют..."

Профессор Преображенский живет в Москве:
"...С 1903 года я живу в этом доме. И вот, в течение этого времени до марта 1917 года не было ни одного случая..."

Преображенский живет в "калабуховском доме" на Пречистенке:
"...Разве где‑нибудь у Карла Маркса сказано, что 2‑й подъезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками..."


Москва, улица Пречистенка, 24/1 ("Калабуховский дом"). Архитектор Семён Кулагин. 1904

Принято считать, что основным прообразом жилища профессора Преображенского послужил доходный дом 24/1 на углу Пречистенки и Обухова переулка, построенный по проекту архитектора С. Ф. Кулагина в 1904 году на участке, принадлежавшем Е. С. Павловской. Дом представляет собой пятиэтажное массивное строение с облицовкой рустом по первому этажу. По фасаду, обращённому в Обухов (с 1922 года - Чистый) переулок, расположены два высоких окна, объединяющие второй и третий этажи. Несколько окон по фасаду на Пречистенке украшены портиками с полуколоннами.

В начале XX века в этом доме жили два дяди Булгакова по матери - врачи Николай Михайлович и Михаил Михайлович Покровские. Первый из них стал основным прототипом Ф. Ф. Преображенского. В московских адресно-справочных книгах дореволюционных и первых пореволюционных лет один и тот же адрес братьев значится по-разному: «Покровский Н. М. - женские болезни - Обухов переулок, 1, квартира 12» и «Покровский М. М. - венерические болезни - Пречистенка, 24, квартира 12».

В киноверсии «Собачьего сердца», снимавшейся в Ленинграде, роль «калабуховского» исполнил дом 27-29 на Моховой улице - бывший доходный дом страхового общества «Россия», построенный в стиле французского ренессанса по проекту архитектора Л. Н. Бенуа в конце XIX - начале ХХ века.


Петербург, ул. Моховая, 27-29

Преображенский живет в 7-комнатной квартире. Здесь же он и работает:
"...Вы один живёте в семи комнатах..."
"...Я один живу и работаю в семи комнатах, – ответил Филипп Филиппович, – и желал бы иметь восьмую. Она мне необходима под библиотеку..."

Зина, там в приемной... Она в приемной?
- В приемной, зеленая, как купорос.
- Зеленая книжка...
- Ну, сейчас палить. Она казенная, из библиотеки!
- Переписка - называется, как его... Энгельса с этим чертом... В печку ее!

Московский краевед и булгаковед Б. С. Мягков указывает, что квартира Покровского изначально насчитывала пять комнат, однако после приезда племянниц в 1920 году одна из больших комнат была перегорожена, в результате комнат образовалось семь. Племянницы Покровского - Александра Андреевна и Оксана Митрофановна жили в этой квартире до конца 1970-х годов.
Указывая, что описание семикомнатной квартиры профессора Преображенского в деталях совпадает с квартирой Покровского, Б. В. Соколов делает наблюдение, что «в адресе прототипа названия улиц связаны с христианской традицией, а его фамилия (в честь праздника Покрова) соответствует фамилии персонажа, связанной с праздником Преображения Господня».

Вестибюль «калабуховского дома» с мраморной парадной лестницей и бельэтаж, где помещалась «роскошная квартира» Преображенского, позаимствованы Булгаковым из стоявшего напротив дома 13/7, стр. 1 на пересечении Пречистенки и Лопухинского переулка.


Доходныйдом Я. А. Рекка. Москва, Пречистенка, 13/7
Импозантное здание по улице Пречистенка, 13 в Москве, что на углу с Лопухинским переулком, построили в 1911 году по заказу торгово-строительного общества под управлением «девелопера» Якова Рекка. Проект разработал архитектор Г.А. Гельрих в стиле московского модерна.

У дома роскошный экстерьер: первые два этажа выложены рельефной кладкой; фасад оформлен лепными украшениями; граненые формы эркерных окон; балюстрады на лоджиях арочного вида. Помимо этого, у дома есть благоустроенный внутренний дворик.

До революции две квартиры на последнем, шестом этаже дома занимал родственник ювелира Фаберже Александр. Фамилия Анны Францевны Фужере - ювелиршы из «Мастера и Маргариты» - созвучна фамилии Фаберже. Хотя «проживала» она в квартире на Большой Садовой, 10 (там жил сам писатель и где создан его музей «Нехорошая квартира»), но внутреннее убранство помещений соответствовало обстановке в бывших комнатах Александра Фаберже: огромная люстра на цепи (на ней качался один из персонажей - кот Бегемот); камин с прекрасно выполненной чугунной решеткой; деревянные диванчики, расположенные на лестничных площадках; описание парадного входа в здание.


Подъезд дома Я. А. Рекка. Москва, Пречистенка, 13/7

После революции дом был «уплотнён». Фаберже оказался в эмиграции, а в принадлежавших ему квартирах 11 и 12 поселились знакомые Булгакова, художники из группы «Бубновый валет». Булгаков любил бывать у них в гостях. Часть интерьеров квартиры профессора Преображенского позаимствована из их жилища.
Внутренние помещения имели богатое убранство и соответствующую запросам богатых клиентов планировку: огромные устроенные квартиры до семи комнат, дубовый паркет, высокие потолки с лепными украшениями, сделанная из мрамора парадная лестница.


интерьер с соседнем доходным доме Перцова в Москве.

Вместе с бельэтажем, отсутствующим в доме 24, позаимствованы для калабуховского дома и другие реалии, относившиеся к дому 13, - стеклянная дверь парадного, у которой дежурил швейцар с «околышем с золотыми галунами», ступени серого мрамора в вестибюле, ковёр на лестнице, дубовая вешалка, «калошная стойка». Дому 13 соответствует и количество квартир на лестнице калабуховского дома: «Заметьте, здесь 12 квартир…» - говорит профессор Борменталю. В доме 24 квартир было 8.


Современный вид парадной лестницы

Почему убрали ковёр с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через чёрный двор? Кому это нужно?
Собачье сердце. Гл. 3

Такого убранства в доме на углу Пречистенки и Чистого (Обухова) переулка уж точно не было. Да и ссылка на количество квартир - числом 12 - точно соответствовало дому на улице Пречистенка, 13.
В этом элитном клубном доме сейчас 15 квартир. Реконструкция доходного дома Рекка, построенного архитектором Густавом Гельрихом. В квартире действующий камин. Прекрасные панорамные виды на Кремль и исторический центр Москвы. Потолки 3.8 метров. Круглосуточная охрана. (Из объявления о продажи квартир).

«- Это вас вселили в квартиру Фёдора Павловича Саблина?
- Нас, - ответил Швондер.
- Боже! Пропал калабуховский дом! - в отчаянии воскликнул Филипп Филиппович и вплеснул руками».

Собачье сердце. Гл. 2
Вновь повторяет её профессор, услышав доносящиеся «откуда-то сверху и сбоку» звуки хорового пения новых соседей - «жилтоварищей»:

«- Опять! - горестно воскликнул Филипп Филиппович, - ну, теперь, стало быть, пропал калабуховский дом. Придётся уезжать, но куда, спрашивается? Всё будет как по маслу. Вначале каждый вечер пение, потом в сортирах замёрзнут трубы, потом лопнет котёл в паровом отоплении и так далее. Крышка Калабухову!»
- Собачье сердце. Гл. 3

Домовые комитеты, на которые сетовал профессор Преображенский, и один из которых возглавлял Швондер, действительно работали после революции очень плохо. Как пример можно привести предписание жителям Кремля от 14 октября 1918 года: «[…] домовые комитеты совершенно не выполняют возложенных на них законом обязанностей: грязь на дворах и площадях, в домах, на лест­ницах, в коридорах и квартирах ужасающая. Мусор от квартир не выносится неделями, стоит на лестницах, распространяя заразу. Лестницы не только не моются, но и не подметаются. На дворах неделями валяется навоз, отбросы, трупы дохлых кошек и собак. Всюду бродят бездомные кошки, являясь постоянными носителями заразы. В городе ходит „испанская“ болезнь, зашедшая и в Кремль и уже давшая смертные случаи…»

Позвольте-с вас спросить, почему так отвратительно пахнет?
Шариков понюхал куртку озабоченно.
- Ну, что ж, пахнет... известно: по специальности. Вчера котов душили, душили.

Профессор Преображенский - умный и уверенный в себе человек:
"...После этого мы имели совещание с Филиппом Филипповичем. Впервые, я должен сознаться, видел я этого уверенного и поразительно умного человека растерянным..."

Профессор Преображенский - здравомыслящий и опытный человек:
"...никакой этой самой контрреволюции в моих словах нет. В них здравый смысл и жизненная опытность..."

Профессор Преображенский не любит пролетариат:
"..– Вы ненавистник пролетариата! – гордо сказала женщина.
– Да, я не люблю пролетариата, – печально согласился Филипп Филиппович..."

Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах.

Не читайте перед завтраком советских газет.
- Так ведь других нет.
- Вот никаких и не читайте.

Папа - судебный следователь…
- Дак это же дурная наследственность!

Что-то вы меня больно утесняете, папаша.
- Что?! Какой я вам папаша! Что это за фамильярность? Называйте меня по имени-отчеству.
- Да что вы всё: то не плевать, то не кури, туда не ходи. Чисто, как в трамвае. Чего вы мне жить не даёте?

Документ, Филипп Филиппыч, мне надо.
- Документ? Чёрт... А, может быть, это... как-нибудь...
- Это уж - извиняюсь. Сами знаете, человеку без документов строго воспрещается существовать.

Но я не Айседора Дункан! Я буду обедать в столовой, а оперировать в операционной!

Холодными закусками и супом закусывают только недорезанные большевиками помещики. Мало-мальски уважающий себя человек оперирует закусками горячими (Преображенский).

Профессор Преображенский - законопослушный гражданин:
"...На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками..."

Профессор Преображенский не любит суетиться и спешить:
"...Успевает всюду тот, кто никуда не торопится, – назидательно объяснил хозяин. – Конечно, если бы я начал прыгать по заседаниям, и распевать целый день, как соловей, вместо того, чтобы заниматься прямым своим делом, я бы никуда не поспел..."

Профессор Преображенский не любит насилия:
"...Никого драть нельзя, – волновался Филипп Филиппович, – запомни это раз навсегда. На человека и на животное можно действовать только внушением..."

Профессор Преображенский любит музыку. Например - оперу "Аида" Верди:
"...сегодня в большом – «Аида». А я давно не слышал. Люблю… Помните? Дуэт… тари‑ра‑рим..."

Преображенский любит напевать песни:
(например, "От Севильи до Гренады" и "К берегам священным Нила")
"...рассматривал, щурился и пел: «К берегам священным Нила…"
"...Напевая по своему обыкновению, он спросил: «Что же мы теперь будем делать?» И сам же ответил буквально так: «Москвошвея, да… От Севильи до Гренады...».."

Профессор Преображенский - одинокий человек:
"...В сущности ведь я так одинок…"

«Этот ест обильно и не ворует, этот не станет пинать ногой, но и сам никого не боится, а не боится потому, что вечно сыт.»(Шарик)

P.S. Впервые повесть была напечатана за рубежом в 1968 году, а в нашей стране она увидела свет лишь во время перестройки. Публикация «Собачьего сердца» состоялась в июньском номере журнала «Знамя» за 1987 год, а уже в ноябре следующего года состоялась премьера телевизионной версии повести.
В 1990 году режиссер картины Владимир Бортко и Евгений Евстигнеев, исполнивший роль профессора Преображенского, стали лауреатами Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

Тематика произведения

В свое время вызвала много толков сатирическая повесть М. Булгакова. В «Собачьем сердце» герои произведения яркие и запоминающиеся; сюжет - фантастика вперемешку с реальностью и подтекст, в котором открыто читается резкая критика Советской власти. Поэтому сочинение было очень популярным в 60-е годы среди диссидентов, а в 90-е, после официальной публикации его и вовсе признали пророческим.

Тема трагедии русского народа хорошо просматривается в этом произведении, в «Собачьем сердце» главные герои вступают в непримиримый конфликт между собой и никогда не поймут друг-друга. И, хотя в этом противостоянии победили пролетарии, Булгаков в романе раскрывает нам всю сущность революционеров и их тип нового человека в лице Шарикова, подводя к мысли, что ничего хорошего они не создадут и не сделают.

Главных персонажей «Собачьего сердца» всего три, а повествование в основном ведется из дневника Борменталя и через монолог пса.

Характеристика главных героев

Шариков

Персонаж, появившийся в результате операции из дворняги Шарика. Пересадка гипофиза и половых желез пьяницы и дебошира Клима Чугункина превратила милую и дружелюбную собаку в Полиграфа Полиграфыча, дармоеда и хулигана.
Шариков воплощает в себе все негативные черты нового общества: плюет на пол, бросает окурки, не умеет пользоваться уборной и постоянно матерится. Но даже не это самое страшное - Шариков быстро научился писать доносы и нашел призвание в убийстве своих извечных врагов, котов. И пока он расправляется только с котами, автор ясно дает понять, что точно также он поступит с людьми, которые станут на его пути.

Это низменная сила народа и угрозу всему обществу Булгаков увидел в грубости и недалекости, с которой решает вопросы новая революционная власть.

Профессор Преображенский

Экспериментатор, использующий новаторские разработки в решении проблемы омоложения путем пересадки органов. Он известный мировой ученый, уважаемый всеми хирург, «говорящая» фамилия которого дает ему право экспериментировать с природой.

Привык жить на широкую ногу - прислуга, дом из семи комнат, шикарные обеды. Его больные - бывшие дворяне и высшие революционные чины, покровительствующие ему.

Преображенский солидный, успешный и уверенный в себе человек. Профессор - противник любого террора и Советской власти, называет их «пустобрехами и бездельниками». Считает ласку единственным способом общения с живым существами и отрицает новую власть именно за радикальные методы и насилие. Его мнение: если людей приучить к культуре - тогда исчезнет разруха.

Операция по омоложению дала неожиданный результат - пес превратился в человека. Но человек вышел совершенно никудышный, не поддающийся воспитанию и впитывающий в себя самое плохое. Филипп Филиппович делает вывод, что природа - это не поле для экспериментов и он зря вмешался в ее законы.

Доктор Борменталь

Иван Арнольдович целиком и полностью предан своему учителю. В свое время Преображенский принял живое участие в судьбе полуголодного студента - зачислил на кафедру, а затем взял к себе ассистентом.

Молодой доктор всячески пытался культурно развивать Шарикова, а затем и вовсе переехал к профессору, так как справляться с новым человеком становилось все сложнее.

Апофеозом стал донос, который Шариков написал на профессора. В кульминационный момент, когда Шариков достал револьвер и готов был пустить его в ход, именно Броменталь проявил твердость и жесткость, в то время как Преображенский колебался, не решаясь убить свое творение.

Положительная характеристика героев «Собачьего сердца» подчеркивает, насколько для автора важны честь и собственное достоинство. Булгаков во многих чертах обоих докторов описал себя и врачей-родственников и во многом поступил бы так же, как они.

Швондер

Новоизбранный председатель домкома, ненавидящий профессора, как классового врага. Это схематический герой, без глубоких рассуждений.

Швондер полностью преклоняется перед новой революционной властью и ее законами, а в Шарикове видит не человека, а новую полезную единицу общества - он может покупать учебники и журналы, участвовать в собраниях.

Ш. можно назвать идейным наставником Шарикова, он рассказывает ему о правах в квартире Преображенского и учит писать доносы. Председатель домкома из-за своей недалекости и необразованности всегда тушуется и пасует в разговорах с профессором, но от этого ненавидит его еще больше.

Другие герои

Список персонажей повести был бы не полон без двух помощниц по хозяйству - Зины и Дарьи Петровны. Они признают превосходство профессора, и, как и Борменталь, всецело преданы ему и согласны пойти на преступление ради любимого хозяина. Они доказали это в момент повторной операции по превращению Шарикова в собаку, когда были на стороне докторов и точно выполняли все их указания.

Вы познакомились с характеристикой героев «Собачьего сердца» Булгакова, фантастической сатиры, предвосхитившей крах Советской власти сразу после ее появления - автор еще в 1925 году показал всю сущность тех революционеров и на что они способны.

Тест по произведению


Top