Лев додин. Лев додин - биография, информация, личная жизнь Постановка додина

Жидовский телеящик. Сборник статей и заметок. Составители Анатолий Глазунов (Блокадник) и др.

Режиссер Лев Абрамович Додин - жидовин

Додин - театральный режиссер - театральный зомбарь. Но можно и желательно немного рассказать о нём также в этом сборнике. Он ведь ещё ставил телеспектакли. И выступал публично против русского национализма, он утверждает, что русский национализм - это «раковая опухоль» в теле России, и даже утверждал, что «И в нашей стране был Холокост». Под Холокостом он понимает только «уничтожение бедных евреев»…

Додин Лев Абрамович родился в 1944 в Сталинске (ныне Новокузнецк). Семья бежала от немцев из Ленинграда в Юго-Западную Сибирь. Его отец Абрам работал в геологической экспедиции. «Мой отец был очень крупным ученым, геологом», так писал Додин. Мать была детским врачом. Когда блокада Ленинграда была прорвана и немцы отброшены от города, семья Додиных вернулась, естественно, в Ленинград.
По национальности - жидовин. Льва Абрамовича русского не бывает. Его имя в Российской Еврейской Энциклопедии. Его фамилия на некоторых жидовских сайтах выделена синим цветом («Знай наших!»). О нём с почтением и много пишут на жидовских сайтах. Например, на сайте
jewish.ru.

С детских лет занимался в Ленинградском Театре Юношеского Творчества под руководством жидовина Матвея Дубровина. После школы поступил в Ленинградский театральный институт театра, музыки и кинематографии в класс режиссера и педагога жидовина Бориса Вульфовича Зона.
В 1966 окончил институт. Дебютировал как режиссёр телеспектаклем «Первая любовь» по повести Тургенева. Работал в разных театрах. В 1974 начал сотрудничество с Малым драматическим театром. С 1983 жидовин Додин — художественный руководитель этого театра, с 2002 жидовин Додин еще и директор этого театра. Полный хозяин этого театра. Театр чаще теперь называют - «театром Додина».

В сентябре 1998 года театр Додина получил статус Театра Европы — третьим после Театра Одеон в Париже и Пикколо Театра в Милане. Лев Додин теперь член Генеральной Ассамблеи Союза Театров Европы. В 2012 Додин избран почётным Президентом Союза Театров Европы.
Новая власть его ценит. Народный артист Российской Федерации (1993), лауреат Государственной премии СССР (1986) и Государственных премий РФ (1992, 2002). Он получил ордена: «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени. Он - Почетный академик Академии художеств России. Почетный доктор Санкт-Петербургского гуманитарного университета. Заведующий кафедрой режиссуры Санкт-Петербургской академии театрального искусства, профессор.

В 2000 Додину, пока единственному из режиссеров России, присуждена высшая европейская театральная премия «Европа - Театру». Он получил еще много западных премий.

В 1967 жидовин Додин начал преподавать актёрское мастерство и режиссуру в ЛГИТМиКа. О нем пишут: «Он воспитал не одно поколение актёров и режиссёров». То-то даже среди русских артистов совсем не видно русскости и много ожидовленных.

Семья.

Был женат на актрисе Наталье Теняковой. Потом женился на народной артистке России Татьяне Шестаковой, а Наталья Тенякова стала супругой Сергея Юрского. Сообщали в новостях, что ведущая актриса театра Татьяна Шестакова, жена Льва Додина в Париже в 2012 конце декабря прошлого года выбросилась из окна второго этажа. Она выжила, отделавшись переломами рук и ног. Брат — Доктор геолого-минералогических наук, член-корр. РАН Давид Додин. Племянница — заместитель художественного руководителя Академического Малого драматического театра — Театра Европы - Дина Додина.

*****
Додин: Русский национализм - раковая опухоль

Он типичный жидовин. Он гневно против национализма, но не даёт научного или более-менее внятного ответа на вопрос: что такое национализм. Он предпочитает говорить «национализм», но подразумевает, прежде всего, «русский национализм». Для него русский национализм - это антисемитизм.

А ведь русский национализм - это осознавать свою принадлежность к своему - русскому - народу. Воспринимать себя частью своего - русского - народа. Любить русский народ. Служить интересам своего - русского - народа. Работать на его выживание и развитие… А для Додина русский национализм - это «раковая опухоль». Её надо облучать, воздействовать химией и вырезать. Он только стесняется ясно сказать, что русских националистов надо гнать с работы, травить, судить и отправлять в трудовые лагеря.
И он делает вид или не видит, что такое жидовский национализм и шовинизм, делает вид, что не видит или не видит, что такое жидовский фашизм.

И конечно, Лев Абрамович любит распространяться о гонениях на жидов. Он хочет поглубже вогнать эту тему в сознание русского народа и парализовать русских. Он поставил спектакль «Жизнь и судьба» по роману жидовского писателя Василия Гроссмана "Жизнь и судьба" . Этот роман КПСС не допустила издать в 1960. Работники КГБ изъяли машинописные копии. Но рукописный экземпляр сохранился у друзей Гроссмана, и через двадцать лет, в 1980-м, роман издали на Западе. А в 1988 издали и в России. По толщине он - как роман Льва Толстого «Война и мир». И многие жиды называли и называют этот роман - «Война и мир 20-го века», «главный роман советской эпохи»... Но общее с романом Льва Толстого только в толщине романа. Чтобы прочитать этот роман требуется очень большая воля. Там, естественно, очень много про страдания «бедных евреев» от Гитлера и Сталина. Жиды пишут, что этот роман - о «раковой опухоли цивилизации» - об антисемитизме. Но ни Гитлер, ни Сталин не были антисемитами. Они нормально относились к семитам-арабам. У них было лишь отрицательное отношение к экспансии жидовского народа. Надо всё же правильно, не по-жидовски, не по-додински употреблять термины. Можно (с большой натяжкой) употреблять термины - «юдофобия» и «жидофобия».

«В финале в пьесе Додина под музыку еврейского духового концерта, раздевшись донага, голые евреи, мужчины и женщины, в основном молодые, по приказу лагерных капо, шагают в печи Освенцима». Помог Додину поставить этот спектакль фонд жидовского миллиардера Михаила Прохорова. Каким образом этот жид заработал свои миллиарды во время развала СССР, во время страшных бедствий русского народа, конечно, Додина Льва Абрамовича не интересует. Он об этом ставить спектакль не собирается.

Лев Додин: «В России всегда не хотели знать свою историю или перевирали ее из страха обнаружить что-то плохое. В Германии, например, не проходит года, чтобы не вышли серьезные исследования на тему гитлеровского времени, постоянно выходят фильмы, спектакли. Хотя там этот период был короче, а наша система существовала почти век. Может, поэтому мы и не хотим с ней разбираться, что мы все — дети этой системы? В этом, по-моему, и есть самое страшное ее воздействие, знак того, что она жива. Пока мы не поймем, что за это несут ответственность не только Сталин и партия, но и все, кто позволял существовать такой власти, мы продолжаем находиться в прошлом».

По Додину, знать историю России - это знать, прежде всего, насилие Сталина над жидами. А знать историю экспансии жидовского народа в России, знать о бедах, которые принесли жиды России и русскому народу Додин не советует. Насилия жидов над русским народом, по Додину, не было.

В 2013 Лев Абрамович в Малом драматическом театре - Театре Европы организовал фестиваль «Мы и Они = Мы», который задумывался и состоялся как социальная, гражданская акция прежде всего. Конечно, прежде всего против «антисемитизма». О русском насилии. В течение трех дней были представлены восемь эскизов по текстам авторов из Польши, Финляндии, Казахстана, Бельгии, Венгрии, России, затрагивающих проблему национализма как рода нетерпимости. Каждый зритель покупал единый билет на все акции фестиваля, включая и финальное обсуждение увиденного - и в общей сложности за уик-энд провёл в театре 20 часов. Зал был аншлаговым, это естественно, противников возрождения русского народа, разного рода зомби в России множество. На фестиваль были приглашены журналисты и авторы текстов из шести стран.
http://calendar.fontanka.ru/articles/1139/

Фестиваль был насыщен русофобией. Например, в эскизе «Женщина и война» по воспоминаниям венгерского психолога Алан Польц русские солдаты-освободители насиловали - по сорок человек кряду - местных женщин. В «Очищении» молодого финского автора Софьи Оксанен предъявлялись последствия насильственной советизации Эстонии (акты прямого насилия, не только над женщинами, но и над ребенком)… Не обошлось без слов о гонениях на жидов. Об унижении и дискриминации русских - ни одного слова. На финальном обсуждении Лев Абрамович Додин ещё раз сравнил национализм в обществе с раковыми клетками в человеческом организме: «Великое заблуждение - считать, что национализм может спокойно, интеллигентно существовать в обществе. Это все равно, что говорить, что раковые клетки присутствуют в организме в цивилизованном количестве. Наши фестивальные истории - о поздних, уже неизлечимых, стадиях рака».

Понятно, что о жидовской раковой опухоли в России и Западной Европе - ни слова.

В кулуарах за чашкой чая говорили с возмущением победах французского «Национального фронта»… О российском законе, который запретил пропаганду педерастии среди подростков в России…

То есть это был махрово мракобесный фестиваль против возрождения России и русского народа и против освобождения народов всей Европы от либерастов, жидов и педерастов.

Додин; «Все больше людей настаивают на возвращении пятого пункта, в правительстве в том числе». По мнению Додина, это ужасно.

Да, все больше русских людей (и не только русских) пока еще не требуют, но хотят, чтобы в паспортах и анкетах была восстановлена графа о национальности, упраздненная жидами и жидовствующими при Ельцине, во время Второго Большого Прыжка жидов во Власть после 1991. Мнение угнетенного русского народа власть тогда не спрашивала. Но понемногу все больше русских осознают, что есть важная историческая задача, программа минимум русского народа - заставить власть принять Закон о национальном равноправии. В частности - Закон о восстановлении пункта о национальности в паспорте и анкетах, о национальных пропорциях в органах Власти, в СМИ, особенно в Телеящике, в Системе Образования… Надо покончить с жидовской цензурой. Надо покончить с дискриминацией русских в Телеящике. Надо, чтобы доля каждого народа в Телеящике соответствовала доли этого народа в составе населения России. Это значит, не меньше 80% для русских и 0,16 % для жидов… Это значит, например, что на 500 телеведущих, если по справедливости, если в интересах безопасности России, должен быть только один жидовин. На 500 режиссеров - только один жидовин... Надо покончить с зомбированием русского народа жидами… Жиды не должны иметь привилегий в России… Не должно быть дискриминации русского народа в России… Русские не должны жить под жидами… Надо покончить с замаскированным, хитрым жидовским шовинизмом и фашизмом…

Я про это повторяю в этом сборнике, но повторение здесь - мать учения…

Лев Абрамович Додин. Родился 14 мая 1944 года в Сталинске (ныне Новокузнецк) Кемеровской области. Советский и российский театральный режиссер, сценарист, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1986). Народный артист Российской Федерации (1993). Лауреат Государственной премии СССР (1986) и России (1992, 2002, 2015).

Брат - Давид Додин, доктор геолого-минералогических наук, член-корреспондент РАН.

Племянница - Дина Додина, заместитель художественного руководителя Академического Малого драматического театра - Театра Европы.

Из семьи коренных петербуржцев. В Сталинске, где он родился, его семья находилась в эвакуации.

После окончания войны в 1945 году семья вернулась в Ленинград, где он и вырос.

С ранних лет Лев был увлечен театром. Его одноклассником был , с которым они вместе посещали Театр Юношеского Творчества (ТЮТ) при Ленинградском дворце пионеров под руководством Матвея Дубровина.

После окончания школы в 1961 году Додин поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Поначалу учился в актерской группе, где его однокурсниками были Ольга Антонова, Виктор Костецкий, Наталья Тенякова, Владимир Тыкке, Леонид Мозговой, Сергей Надпорожский и другие будущие звезды отечественного театра и кино. Однако заканчивал ЛГИТМиК в 1966 году на режиссерском отделении в мастерской Зона.

В том же 1966 году Лев Додин дебютировал как режиссёр с телеспектаклем «Первая любовь» по повести И.С. Тургенева.

Работал в Ленинградском ТЮЗе, поставил спектакли: «Наш цирк»; «Наш, только наш...»; «Сказки Чуковского» («Наш Чуковский»); «Открытый урок» - все в сочинении Зиновия Корогодского; «А вот что бы ты выбрал?..» А. Кургатникова.

С 1967 года начал преподавать актерское мастерство и режиссуру в ЛГИТМиКа, воспитал не одно поколение актеров и режиссеров, профессор, заведовал кафедрой режиссуры в СПГАТИ. Лев Додин разработал свой собственный метод обучения театральных режиссеров. Он говорил: "Хотелось бы суметь передать тем, кто пришел учиться режиссуре, ряд технологических умений и непреложных законов. Литературная композиция, пространственная композиция, музыкальная композиция, закон контрапункта - обычно режиссеров этому не учат. Я ввел эти предметы на своем курсе. Мейерхольд когда-то обещал, что напишет учебник по режиссуре, который будет очень короткий и весь будет основан на теории музыки. Это правильно, потому что настоящий театр - это всегда музыкальное произведение, независимо от того, звучит в нем музыка или нет... Театр - это рукотворное ремесло. И, как в других ремеслах, опыт тут передается из поколения в поколение, от мастера к ученику".

В 1975-1979 годах работал в Театре драмы и комедии на Литейном, поставил спектакли «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Роза Берндт» Г. Гауптмана и др.

Ставил спектакли на Малой сцене БДТ - моноспектакль «Кроткая» по повести Ф. М. Достоевского (1981) и во МХАТе - «Господа Головлёвы» по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина с (1984), «Кроткая» с Олегом Борисовым (1985).

В 1975 году постановкой спектакля «Разбойник» по пьесе К. Чапека началось сотрудничество Льва Додина с Малым драматическим театром. С 1983 года он является художественным руководителем театра, а с 2002 года и директором.

Постановки Льва Додина в Малом драматическом театре:

«Разбойник» К. Чапека;
«Татуированная роза» Т. Уильямса;
«Назначение» А. Володина;
«Живи и помни» по повести В. Распутина;
«Дом» по роману Ф. Абрамова;
«Скамейка» А. Гельмана. Режиссёр Е. Арье;
«Братья и сёстры» по трилогии Ф. Абрамова «Пряслины»;
«Повелитель мух» по роману У. Голдинга;
«В сторону солнца» по одноактным пьесам А. Володина;
«Звёзды на утреннем небе» А. Галина. Режиссёр Т. Шестакова;
«Старик» по роману Ю. Трифонова;
«Возвращённые страницы» (литературный вечер);
«Gaudeamus» по мотивам повести С. Каледина «Стройбат»;
«Бесы» по Ф. М. Достоевскому;
«Разбитый кувшин» Г. фон Клейста;
«Любовь под вязами» Ю. О’Нила;
«Вишнёвый сад» А. П. Чехова;
«Клаустрофобия» по мотивам современной русской прозы;
«Пьеса без названия» А. П. Чехова;
«Чевенгур» по А. П. Платонову;
«Молли Суини» Б. Фрила;
«Чайка» А. П. Чехова;
«Московский хор» Л. Петрушевской;
«Дядя Ваня» А. П. Чехова;
«Король Лир» У. Шекспира;
«Жизнь и судьба» по В. С. Гроссману;
«Варшавская мелодия» Л. Зорина;
«Долгое путешествие в ночь»;
«Бесплодные усилия любви» У. Шекспира;
«Повелитель мух» У. Голдинга;
«Прекрасное воскресенье для разбитого сердца» Т. Уильямса;
«Три сестры» А. П. Чехова;
«Портрет с дождём» по киносценарию А. Володина;
«Коварство и любовь» Ф. Шиллера;
«Враг народа» Г. Ибсена;
«Вишнёвый сад» А. П. Чехова.

После гастролей в Англии в 1988 году Малый драматический театр (за спектакль «Звезды на утреннем небе») награжден премией Лоуренса Оливье.

В 1992 году Лев Додин и руководимый им театр были приглашены в состав Союза Театров Европы, а в сентябре 1998 года Малый драматический получил статус «Театра Европы», - третьим, после Театра Одеон в Париже и театра «Пикколо» Джорджо Стрелера.

Спектакли Льва Додина игрались почти в тридцати странах мира, в том числе в США, Австралии, Японии, Франции, Германии, Великобритании, Швейцарии, Италии, Финляндии, Чехии, Испании, Швеции, Бразилии, Израиле, Греции, Дании, Ирландии, Финляндии, Польше, Румынии, Норвегии, Португалии, Канаде, Голландии, Австрии, Югославии, Новой Зеландии, Бельгии, Венгрии.

Осенью 1999 года в Италии прошел фестиваль спектаклей Додина.

Спектакль «Гаудеамус» удостоен премии «UBU» в Италии, грамоты Лоуренса Оливье в Англии, премии за лучший спектакль на иностранном языке во Франции.

Ставил спектакли за рубежом: «Электра» Р. Штрауса (Зальцбургский Пасхальный фестиваль и Театр Коммунале в рамках Флорентийского музыкального мая); «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Д. Шостаковича (Театр Коммунале, Флорентийский музыкальный май): «Пиковая дама» П.И. Чайковского (Нидерландская опера (Стопера), Амстердам).

Автор ряда книг, в которых он рассказывает о секретах театрального искусства и режиссерского мастерства - «Репетиции пьесы без названия», «Диалоги с миром», «Погружение в миры». В книгах режиссер делится тайнами работы над спектаклями, взаимодействия с актерами, описывает репетиционный процесс.

О своем творческом кредо Додин говорил: "Постоянное стремление к совершенству при осознании, что оно недостижимо. И постоянный живой отклик на то, что происходит в жизни, и на то, что происходит с тобой. Познание жизни не умственное, не на уровне теории, а через личностный опыт и воображение".

"Режиссура - это ведь забег на длинную дистанцию. Более чем марафонскую. Она требует мощной жизненной закалки - надо вести куда-то большую группу артистов, вести театр в целом, всех сотрудников, тратить немалые деньги, принимая решения", - отмечал Лев Додин.

Личная жизнь Льва Додина:

Дважды был женат. Детей нет.

Первая жена - , советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка России. Они были однокурсниками в ЛГИТМиКе. Брак быстро распался в виду того, что у Натальи Теняковой начались отношения с . Как рассказывала Тенякова, влюбившись в Юрского, она честно сказала об этом Додину: "Когда я поняла, что меня ударило, я пришла и честно призналась Леве: «Прости, но я влюбилась». Он побледнел и спросил: «Боже, в кого?» Я ответила: «В Сергея Юрского»".

Вторая жена - , советская и российская актриса театра и кино, народная артистка России.

Фильмография Льва Додина:

1974 - Вороне где-то Бог... (документальный) - преподаватель (нет в титрах)
1990 - Лев Додин. Его братья и сестры (документальный)
2006 - Зиновий Корогодский. Возвращение (документальный)
2007 - Культурный слой. Хочинский и Шуранова (документальный)
2009 - Синее море...белый пароход...Валерия Гаврилина (документальный)
2009 - Петербург. Современники. Лев Додин (документальный)
2009 - Ленинградские истории. Дело Корогодского (документальный)
2010 - Жизнь на сцене своей судьбы (документальный)
2012 - Актёрская рулетка. Юрий Каморный (документальный)

Режиссерские работы Льва Додина:

1965 - Корабли в Лиссе (фильм-спектакль)
1966 - Первая любовь (фильм-спектакль)
1982 - Дом (фильм-спектакль)
1983 - Ах, эти звёзды... (фильм-спектакль)
1987 - Кроткая (фильм-спектакль)
1989 - Звезды на утреннем небе (фильм-спектакль)
2008 - Бесы (фильм-спектакль)
2009 - Чевенгур (фильм-спектакль)
2009 - Пьеса без названия (фильм-спектакль)
2009 - Московский хор (фильм-спектакль)

Сценарии Льва Додина:

2008 - Бесы (фильм-спектакль)
2016 - Жизнь и судьба (Life and Fate) (фильм-спектакль)

Библиография Льва Додина:

2004 - Репетиции пьесы без названия
2005 - Journey Without End. Reflections and Memoirs. Platonov Observed: Rehearsal Notes
2009 - Путешествие без конца. Погружение в миры
2009 - Путешествие без конца. Диалоги с миром
2010 - Путешествие без конца. Погружение в миры. Чехов
2011 - Путешествие без конца. Погружение в миры. «Три сестры»
2016 - Погружение в миры. «Вишневый сад»

Награды и звания Льва Додина:

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1986);
- Народный артист Российской Федерации (26 октября 1993) - за большие заслуги в области театрального искусства;
- Государственная премия СССР (1986) - за спектакли «Дом» и «Братья и сёстры» по произведениям Ф. А. Абрамова в Малом драматическом театре;
- Государственная премия Российской Федерации (1992) - за спектакль «Для веселья нам даны молодые годы» по мотивам повести С. Каледина «Стройбат» в Малом драматическом театре, г. Санкт-Петербург;
- Государственная премия Российской Федерации (2002) - за спектакль Академического Малого драматического театра - Театра Европы «Московский хор»;
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (24 марта 2009) - за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность;
- Орден за заслуги перед Отечеством IV степени (9 мая 2004) - за большой вклад в развитие театрального искусства;
- Орден Почёта (3 февраля 2015) - за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, телерадиовещания, печати и многолетнюю плодотворную деятельность;
- Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2000 года;
- Офицер ордена искусств и литературы (Франция, 1994) - за огромный вклад в дело сотрудничества русской и французской культур;
- Командор ордена Звезды Италии (Италия, 12 декабря 2016);
- Европейская театральная премия (2000);
- Премия имени Георгия Товстоногова (2002);
- Почётный доктор СПбГУП (2006);
- Премия Федерации еврейских общин России «Человек года» (2007);
- Почётный член Российской академии художеств;
- Почётный Президент Союза театров Европы (2012);
- Театральная премия «Золотой софит» (2013);
- Премия Правительства Российской Федерации в области культуры (2014) за создание спектакля «Коварство и любовь» по трагедии Ф. Шиллера;
- Государственная премия Российской Федерации за 2015 год в области литературы и искусства (2016)

Лев Абрамович Додин (род. 14 мая 1944, Сталинск) - советский и российский театральный режиссёр, Народный артист Российской Федерации (1993), лауреат Государственной премии СССР (1986) и Государственных премий РФ (1992, 2002, 2015).

Биография

Лев Додин родился в Сталинске (ныне Новокузнецк), где его родители находились в эвакуации. В 1945 году семья вернулась в Ленинград. С детства увлечённый театром, Лев Додин вместе с одноклассником Сергеем Соловьёвым занимался в Театре Юношеского Творчества (ТЮТ) при Ленинградском дворце пионеров под руководством Матвея Дубровина. Сразу после школы, в 1961 году, поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии на курс Б. В. Зона. Вместе с ним здесь в актёрской группе учились Ольга Антонова, Виктор Костецкий, Леонид Мозговой, Сергей Надпорожский, Наталья Тенякова, Владимир Тыкке. Но завершил обучение Л. А. Додин на год позднее своих однокурсников на режиссёрском отделении в мастерской Зона.

Окончив в 1966 году институт, Додин дебютировал как режиссёр телеспектаклем «Первая любовь» по повести И. С. Тургенева. Работал в Ленинградском ТЮЗе, где поставил, в частности, «Свои люди - сочтёмся» А. Н. Островского (1973) и несколько спектаклей вместе с Зиновием Корогодским.

В 1967 году Лев Додин начал преподавать актёрское мастерство и режиссуру в ЛГИТМиКа, воспитал не одно поколение актёров и режиссёров.

В 1975-1979 годах работал в Театре драмы и комедии на Литейном, поставил спектакли «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Роза Берндт» Г. Гауптмана и др.

Ставил спектакли на Малой сцене БДТ - моноспектакль Олега Борисова «Кроткая» по повести Ф. М. Достоевского (1981) и во МХАТе - «Господа Головлёвы» по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина с Иннокентием Смоктуновским (1984), «Кроткая» с Олегом Борисовым (1985).

В 1975 году постановкой спектакля «Разбойник» по пьесе К. Чапека началось сотрудничество Льва Додина с Малым драматическим театром. С 1983 года он является художественным руководителем театра, а с 2002 года и директором.

В 1992 году Лев Додин и руководимый им театр были приглашены в состав Союза Театров Европы, а в сентябре 1998 года Малый драматический получил статус «Театра Европы», - третьим, после Театра Одеон в Париже и театра «Пикколо» Джорджо Стрелера.

Семья

  • Супруга - народная артистка России Татьяна Шестакова.
  • Брат - Доктор геолого-минералогических наук, член-корр. РАН Давид Додин.
  • Племянница - заместитель художественного руководителя Академического Малого драматического театра - Театра Европы Дина Додина.

Был женат на актрисе Наталье Теняковой.

Постановки

  • 1968 - «Наш цирк» Сочинение и постановка З. Корогодского, Л. Додина, В. М. Фильштинского. Художник З. Аршакуни
  • 1969 - «Наш, только наш…». Сочинение и постановка З. Корогодского, Додина, В. Фильштинского. Художник М. Азизян
  • 1970 - «Сказки Чуковского» («Наш Чуковский»). Сочинение и по­становка З. Корогодского, Додина, В. Филыштинского. Художники З. Аршакуни, Н. Полякова, А. Е. Порай-Кошиц, В. Соловьёва (под руководством Н. Ивановой)
  • 1971 - «Открытый урок». Сочинение и постановка З. Корогодского, Додина, В. Фильштинского. Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • 1971 - «А вот что бы ты выбрал?..» А. Кургатникова. Художник М. Смирнов
  • 1974 - «Разбойник» К. Чапека. Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай
  • 1977 - «Татуированная роза» Т. Уильямса. Оформление М. Катаева, костюмы И. Габай
  • 1978 - «Назначение» А. Володина. Художник М. Китаев
  • 1979 - «Живи и помни» по повести В. Распутина. Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай
  • 1980 - «Дом» по роману Ф. Абрамова. Оформление Э. Кочергина, кос­тюмы И. Габай
  • 1984 - «Скамейка» А. Гельмана. Режиссёр Е. Арье. Художник Д. А. Крымов (художественный руководитель постановки)
  • 1985 - «Братья и сёстры» по трилогии Ф. Абрамова «Пряслины». Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай
  • 1986 - «Повелитель мух» по роману У. Голдинга. Художник Д. Л. Боров­ский
  • 1987 - «В сторону солнца» по одноактным пьесам А. Володина. Худож­ник М. Китаев
  • 1987 - «Звёзды на утреннем небе» А. Галина. Режиссёр Т. Шестакова. Худож­ник А. Е. Порай-Кошиц (художественный руководитель постановки)
  • 1988 - «Старик» по роману Ю. Трифонова. Оформление Э. Кочерги­на, костюмы И. Габай
  • 1988 - «Возвращённые страницы» (литературный вечер). Постанов­ка Додина. Режиссёр В. Галендеев. Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • 1990 - «Gaudeamus» по мотивам повести С. Каледина «Стройбат». Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • 1991 - «Бесы» по Ф. М. Достоевскому. Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай
  • 1992 - «Разбитый кувшин» Г. фон Клейста.Режиссёр В. Фильштинский. Оформление А. Орлова, костюмы О. Саваренской (художественный руководитель постановки)
  • 1994 - «Любовь под вязами» Ю. О’Нила. Оформление Э. Кочергина, костюмы И. Габай
  • 1994 - «Вишнёвый сад» А. П. Чехова. Оформление Э. Кочергина, кос­тюмы И. Габай
  • 1994 - «Клаустрофобия» по мотивам современной русской прозы. Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • 1997 - «Пьеса без названия» А. П. Чехова. Оформление А. Е. Порай-Кошиц, костюмы И. Цветковой
  • 1999 - «Чевенгур» по А. П. Платонову. Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • 2000 - «Молли Суини» Б. Фрила. Художник Д. Л. Боров­ский
  • 2001 - «Чайка» А. П. Чехова. Художник А. Е. Порай-Кошиц
  • 2002 - «Московский хор» Л. Петрушевской (художественный руководитель постановки
  • 2003 - «Дядя Ваня» А. П. Чехова. Художник Д. Л. Боров­ский
  • 2006 - «Король Лир» У. Шекспира. Художник Д. Л. Боров­ский
  • 2007 - «Жизнь и судьба» по В. С. Гроссману, инсценировка Л. Додина.
  • 2007 - «Варшавская мелодия» Л. Зорина (художественный руководитель постановки)Идея сценографии Д. Л. Боров­ский; Художник А. Е. Порай-Кошиц.
  • 2008 - «Долгое путешествие в ночь» Ю. О’Нила
  • 2008 - «Бесплодные усилия любви» У. Шекспира
  • 2009 - «Повелитель мух» У. Голдинга. Сценография и костюмы Д. Л. Боров­ский; реализация сценографии А. Е. Порай-Кошиц.
  • 2009 - «Прекрасное воскресенье для разбитого сердца» Т. Уильямса. Художник Александр Боровский.
  • 2010 - «Три сестры» А. П. Чехова.
  • 2011 - «Портрет с дождём» по киносценарию А. Володина. Худож­ник А.Боровский
  • 2012 - «Коварство и любовь» Ф.Шиллера. Худож­ник А.Боровский
  • 2014 - «Враг народа» Г. Ибсена
  • 2014 - «Вишнёвый сад» А. П. Чехова

Великий режиссер Лев Абрамович Додин в 1993 году был удостоен почетного звания Народный артист России и трех Госпремий нашей страны (1992, 2002, 2015), а еще ранее, в 1986 он стал лауреатом Государственной премии СССР. Всего имеет 16 государственных наград. Личная жизнь Льва Додина тесно связана с его творчеством. Женился талантливый постановщик дважды, и обе его супруги — актрисы.

Личная жизнь Льва Додина, его жены и дети

Прославленный Петербуржец родился 14 мая 1944, в г. Сталинск, в настоящее время г. Новокузнецк. С 1983 года он является худруком МДТ, а с 2002 года и по сей день — его директором. Кроме того, Лев Абрамович преподает в государственном институте сценических искусств Российской Федерации, где воспитал плеяду признанных артистов и режиссеров-постановщиков, к которым сам относится с сердечной теплотой и гордится ими, как мастерами театрального искусства.

Брат режиссера-постановщика 58 театральных представлений, шесть из которых, зарубежные (Нидерландская опера, Национальный театр, г. Хельсинки и др.) — доктор геолого-минералогических наук, член-корреспондент РАН Давид Додин. А его дочь, заместитель художественного руководителя Академического Малого драматического театра — Театра Европы Дина Додина, которая работает в МДТ вместе со своим дядей и под его общим руководством.

Лев Додин сегодня является почетным членом жюри театральных и литературных премий и дает мастер-классы у себя на родине и в других странах. Художественный руководитель Петербургского Малого драматического театра является также лауреатом многих престижных, как российских, так и иностранных премий, обладателем наград «Золотая маска» и «Золотой софит». Первая его жена — актриса Наталья Тенякова (род. 1944 г.).

Первая жена Льва Додина

Для Натальи Ленинград — родной и самый любимый город, в котором она родилась, окончила школу и, как и сам известнейший режиссер-постановщик, поступила в Государственный институт театра, музыки и кино. Наташа и ее будущий супруг познакомились еще в ее студенческие годы, когда девушка учились в ЛГИТМиКе, где с 1967 года он успешно преподает. После получения диплома, Наталья Максимовна была принята в Ленинградский театр им. Ленинского комсомола, где и берет начало ее творческая биография. Ее мужем стал Лев Додин.

Однако биография двух людей, подчиненных великой силе творчества, в конце шестидесятых резко изменилась. Работая над телеспектаклем, Наталья повстречалась с ее «интеллектуальным кумиром» Сергеем Юрским, в которого она сразу же влюбилась... В результате их рабочие отношения переросли в нечто большее, невзирая на то, что она была замужем за Львом Додиным, а Юрский состоял уже несколько лет в браке с несравненной Зинаидой Шарко. В 1970 году Наталья Тенякова вышла замуж во второй раз.

Биография талантливой актрисы — жены Льва Додина

Татьяна Борисовна Шестакова (род. 23 октября 1948, г. Ленинград) встретила свою судьбу еще будучи студенткой на факультете актерского мастерства в институте сценических искусств, где преподавал ее будущий муж. После получения диплома, в 1972 году, ее пригласили на первую роль в комедийное кино «Соленый пес», где выпускнице посчастливилось сыграть главную героиню этого фильма. С 1984 года она начала работать в МДТ, где трудится и до сих пор, периодически снимаясь в короткометражных, а также в драматических и мультипликационных фильмах.

Свою личную жизнь и отношения супруги не афишируют. Доподлинно известно, что своих детей у Льва Абрамовича и Татьяны Борисовны нет. Племянница Додина, Дина, которая пошла по стопам своего известнейшего дяди, практически, заменив им дочь, сейчас работает заместителем художественного руководителя в МДТ. Фото и видео материалы о замечательной творческой чете можно посмотреть на личном сайте Льва Додина.

Жену Льва Додина, неповторимую в своем артистизме, зрители полюбили по таким фильмам, как «Царевич Проша»; «Гори, гори ясно...»; «Соленый пес»; «Человек, которому везло»; «Подсудимый»; «Ненаглядный мой»; «Иди и смотри»; «Где-то гремит война» и другим. Всего Татьяна Борисовна сыграла более шестидесяти персонажей в театре и кино, и сегодня с успехом продолжает свою работу. Ее труд отмечен такими наградами, как «Заслуженная артистка России» и «Народная артистка Российской Федерации».

Она также является Лауреатом: Государственной премии России; премии «Триумф»; высшей театральной премии города Санкт-Петербург «Золотой софит», полученной в номинации «Лучшая женская роль». Народная и Заслуженная артистка России Татьяна Шестакова прожила вместе со своим мужем полевка. За это время в семейной биографии супругов было немало знаковых событий, но любовь и теплые нежные чувства они сохранили на всю жизнь.

Родился в 1944 году в городе Сталинске Кемеровской области. С детских лет занимался в Ленинградском театре юношеского творчества под руководством замечательного педагога и режиссера Матвея Дубровина, ученика Мейерхольда. В Ленинградском театральном институте закончил класс выдающегося режиссера и педагога Бориса Зона, ученика Станиславского.

В 1966 году телеспектакль «Первая любовь» по повести Тургенева стал режиссерским дебютом Льва Додина. После этого были десятки драматических спектаклей, в том числе «Кроткая» Достоевского в БДТ и во МХАТе, «Господа Головлевы» во МХАТе, «Свои люди - сочтемся» в ленинградском ТЮЗе и в Финском национальном театре в Хельсинки.

Сотрудничество с Малым драматическим театром началось в 1974 году «Разбойником» Чапека. Постановка абрамовского «Дома» в 1980 году определила творческую судьбу Льва Додина и МДТ. В 1983 году Додин становится художественным руководителем театра. В 1985 году ставит в Малом драматическом спектакль «Братья и сестры» по трилогии Абрамова «Пряслины» - именно эта постановка станет художественно-человеческим манифестом МДТ. Ставя спектакли в МДТ и преподавая в Ленинградском театральном институте, Додин стирает грань между процессом обучения артиста и «службой» актера в профессиональном театре. Легендарные спектакли МДТ «Повелитель мух», «Gaudeamus», «Бесы», «Пьеса без названия», «Король Лир», «Жизнь и судьба» рождаются в творческом содружестве взрослых артистов труппы и совсем юных студентов. Сегодня практически вся труппа театра - ученики Додина разных лет выпуска. Процесс совместного постижения загадок большой литературы и тайн человеческой природы связывает Додина и несколько поколений его артистов общими идеалами постоянного художественного поиска. Недавние премьеры МДТ в постановке Додина: «Коварство и любовь» Шиллера, «Враг народа» Ибсена, новая постановка «Вишневого сада» - доказывают, что поиск этот безусловно интересен не только труппе театра, но и зрителям России и всего мира.

С начала девяностых годов и по сей день театр Додина ведет активную гастрольную деятельность в России и за рубежом. Спектакли театра были показаны на всех континентах, кроме Антарктиды - более восьмидесяти городов Европы, Австралии, Южной и Северной Америки, Азии принимали на своих сценах МДТ, и сегодня об уровне российского драматического искусства в мире судят во многом по постановкам Льва Додина и Малого драматического театра. В сентябре 1998 года театр Додина получил статус Театра Европы - третьим после Театра Одеон в Париже и Пикколо театра в Милане. Лев Додин является членом Генеральной ассамблеи Союза театров Европы. В 2012 году он избран почетным Президентом Союза театров Европы. Недаром исследователи называют театр Додина «самым европейским театром в России и самым русским театром в Европе».

Знакомство и дружба с великим Клаудио Аббадо становятся первым шагом Додина к оперной режиссуре - в 1995 году Аббадо приглашает его поставить «Электру» Штрауса на Зальцбургском фестивале. С этого момента сочетание великой музыки и выдающихся дирижеров сопутствует Додину в его крайне тщательном отборе оперных постановок: «Электра» Штрауса с Аббадо в Зальцбурге, а потом и во Флоренции; «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича во Флоренции сначала с Семеном Бычковым, а затем с Джеймсом Конлоном; «Пиковая дама» Чайковского в Амстердаме с Семеном Бычковым; «Мазепа» Чайковского с Мстиславом Ростроповичем в миланском Ла Скала, «Демон» Рубинштейна в Валерием Гергиевым в Театре Шатле в Париже, «Отелло» Верди с Зубином Мета во Флоренции, «Саломея» Штрауса с Джеймсом Конлоном в Париже. Додин неоднократно возвращается к «Пиковой даме» - новые редакции амстердамской постановки сводят его в Парижской опере с замечательными дирижерами Владимиром Юровским, Геннадием Рождественским, Дмитрием Юровским.

И все эти оперы Додин ставит в счастливом художественном товариществе с великим сценографом Давидом Боровским. Додин - оперный режиссер не менее требователен к оперным солистам, хору, статистам, чем к собственной драматической труппе - всегда пытается вовлечь их в процесс совместного постижения истории, судьбы героев, мира, возникающего на сцене. Звезда сотворчества-соратничества-дружбы сопутствует Додину в его оперных постановках: в 2014 году он ставит в Венской государственной опере «Хованщину» Мусоргского: за дирижерским пультом Семен Бычков, сценография и костюмы Александра Боровского, свет Дамира Исмагилова - эти два художника постоянные соавторы Додина в спектаклях последних лет в Малом драматическом театре.

Театральная и педагогическая деятельность Льва Додина и его спектакли отмечены многими государственными и международными премиями и наградами. В том числе Государственными премиями России и СССР, Премией Президента России в 2001 году, орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, независимой премией «Триумф», Премией К. С. Станиславского, национальными премиями «Золотая маска», премией Лоуренса Оливье, итальянской премией Аббиати за лучший оперный спектакль и другими. В 2000 году ему первому и пока единственному из российских режиссеров присуждена высшая европейская театральная премия «Европа - Театру». Лев Додин - почетный академик Академии художеств России, офицер Ордена искусств и литературы Франции, лауреат Платоновской премии 2012 года, почетный доктор Санкт-Петербургского гуманитарного университета. Заведующий кафедрой режиссуры Санкт-Петербургской академии театрального искусства, профессор.

Лауреат Государственной премии СССР в 1986 году
Лауреат премии имени Лоуренса Оливье в 1988 году
Лауреат премии французских театральных и музыкальных критиков в 1992 году
Лауреат региональной английской театральной премии в 1992 году
Лауреат Российской национальной независимой премии ТРИУМФ в 1992 году
Лауреат Государственной премии России в 1993, 2003 году
Лауреат итальянской премии UBU в 1994 году
Лауреат Премии Фонда имени К.С.Станиславского «За выдающиеся заслуги в педагогике» в 1996 году, «За вклад в развитие российского театра» в 2008 году
Лауреат премии «Золотой софит» в 1996, 2007, 2008, 2011, 2013, 2014 годах
Лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» в 1997, 1999 и 2004 годах
Лауреат премии критики Италии Abbiati «За лучший оперный спектакль» в 1998 году
Награжден орденом литературы и искусства офицерского достоинства «За огромный вклад в дело сотрудничества русской и французской культур» в 1994 году
Награжден Высшей театральной премией Европы «Европа - Театру» в 2000 году
Награжден Премией Президента России «За выдающиеся заслуги» в 2001 году
Премия имени Г.А.Товстоногова «за выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2002)
Лауреат независимой московской театральной премии «Чайка» в 2003 году
Лауреат премии Национальной ассоциации театральных критиков Италии за сезон 2003/2004 годов
Награжден орденом Российской Федерации «За заслуги перед отечеством» 4-й степени (2004)
Премия Правительства Санкт-Петербурга в области культуры, литературы и архитектуры в 2004 году
Награжден медалью венгерского правительства «За вклад в развитие культуры Венгрии» в 2005 году
Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» в 2007 году
Лауреат Премии Федерации еврейских общин России «Человек года» в номинации «Театр» (2007)
Награжден орденом Российской Федерации «За заслуги перед отечеством» 3-й степени (2009)
Присвоено звание почетного академика Российской академии художеств (2010)
Премия «Прорыв» в номинации «Мастер» (2011)
Премия им. Андрея Толубеева в номинации «За сохранение и развитие методологии живого театра» (2011)
Платоновская премия в области литературы и искусства «За сохранение традиций русского репертуарного театра и выдающиеся постановки последних лет» (2012)
Почетный Президент Союза Театров Европы (2012)
Национальная актерская премия им. Андрея Миронова «Фигаро» в номинации «За служение русскому репертуарному театру» (2013)
Почетный знак «За заслуги перед Санкт-Петербургом» (2013)
Царскосельская художественная премия «За выдающийся вклад в мировое театральное искусство» (2013)
Звезда Славы Льва Додина (г. Сибиу, Румыния, 2014)
Звезда театрала (лучший режиссер за спектакль «Вишневый сад»), 2014
Премия Правительства РФ (за создание спектакля «Коварство и любовь»), 2014

Список спектаклей Л.А.Додина

1. «После казни прошу...» В.Долгого. Постановка З.Корогодского, режиссер Л.Додин. Художник Г.Берман. Ленинградский театр юных зрителей, 1967
2. «Наш цирк.» Постановка и сочинение З.Корогодского, Л.Додина, В.Фильштинского. Художник З.Аршакуни. Ленинградский ТЮЗ, 1968
3. «Хозяин» по рассказам М.Горького «Хозяин» и «Коновалов». Постановка З.Корогодского, режиссер Лев Додин. Художник А.Е.Порай-Кошиц. Ленинградский ТЮЗ, 1968
4. «Модель 18-68» Б.Голлера. Постановка З.Корогодского, режиссер Л.Додин. Художник Н.Иванова. Ленинградский ТЮЗ, 1968
5. «Наш, только наш...» Постановка и сочинение З.Корогодского, Л.Додина и В.Фильштинского. Художник М.Азизян. Ленинградский ТЮЗ, 1969
6. «Сказки Чуковского» («Наш Чуковский»). Постановка и сочинение З.Корогодского, Л.Додина, В.Фильштинского. Художники З.Аршакуни, Н.Полякова, А.Порай-Кошиц, В.Соловьева (под руководством Н.Ивановой). Ленинградский ТЮЗ, 1970
7. «Гибель эскадры» А.Корнейчука. Постановка З.Корогодского, режиссер Л.Додин. Художник В.Доррер. Ленинградский ТЮЗ, 1970
8. «Открытый урок». Постановка и сочинение З.Корогодского, Л.Додина, В.Фильштинского. Художник А.Е.Порай-Кошиц. Ленинградский ТЮЗ, 1971
9. «А вот что бы ты выбрал?..» А.Кургатникова. Художник М.Смирнов. Ленинградский ТЮЗ, 1971
10. «Месс-Менд» В.Меньшова по роману М.Шагинян. Постановка З.Корогодского, режиссер Л.Додин. Художник М.Китаев. Ленинградский ТЮЗ, 1973
11. «Свои люди - сочтемся» А.Островского. Художник Э.Кочергин. Ленинградский ТЮЗ, 1973
12. «Разбойник» К.Чапека. Оформление Э.Кочергина, костюмы И.Габай. Ленинградский областной Малый драматический театр (МДТ), 1974
13. «Роза Бернд» Г.Гауптмана. Художник Л.Михайлов. Ленинградский областной Театр драмы и комедии, 1975
14. «Недоросль» Д.Фонвизина. Сценография Э.Кочергина, костюмы И.Габай. Ленинградский областной Театр драмы и комедии, 1977
15. «Татуированная роза» Т.Уильямса. Сценография М.Китаева, костюмы И.Габай. МДТ, 1977
16. «Назначение» А.Володина. Художник М.Китаев. МДТ, 1978
17. «Братья и сестры» по трилогии Ф.Абрамова «Пряслины». Постановка А.Кацмана и Л.Додина. Художник Н.Билибина. Учебный театр ЛГИТМиК, 1978
18. «Живи и помни» по роману В.Распутина. Сценография Э.Кочергина, костюмы И. Габай. МДТ, 1979
19. «Бесплодные усилия любви» У.Шекспира. Постановка А.Кацмана и Л.Додина. Художник Н.Билибина. Учебный театр ЛГИТМиК, 1979
20. «Если бы, если бы...» Постановка А.Кацмана и Л.Додина. Учебный театр ЛГИТМиК, 1979
21. «Продолжение Дон Жуана» Э.Радзинского. Сценография М.Китаева, костюмы О.Саваренской. Ленинградский Театр комедии, 1980
22. «Дом» по роману Ф.Абрамова. Сценография Э.Кочергина, костюмы И.Габай. МДТ, 1980
23. «Кроткая» по Ф.Достоевскому. Сценография Э.Кочергина, костюмы И.Габай. Ленинградский Большой драматический театр (ныне им. Г.Товстоногова), 1981
24. «Братья Карамазовы» по роману Ф.Достоевского. Постановка А.Кацмана, Л.Додина и А.Андреева. Художник Н.Билибина. Учебный театр ЛГИТМиК, 1983
25. «Ах, эти звезды!» Постановка А.Кацмана, Л.Додина и А.Андреева. Учебный театр ЛГИТМиК, 1983
26. «Господа Головлевы» по роману М.Салтыкова-Щедрина. Сценография Э.Кочергина, костюмы И.Габай. Московский Художественный Театр им.М.Горького (ныне им.А.Чехова), 1984
27. «Скамейка» А.Гельмана. Руководитель постановки Л.Додин, режиссер Е.Арье. Художник Д.Крымов. МДТ, 1984
28. «Кроткая» по Ф. Достоевскому. Сценография Э.Кочергина, костюмы И.Габай. МХАТ им.Горького (ныне им.А.Чехова), 1985
29. «Братья и сестры» по трилогии Ф.Абрамова «Пряслины». Сценография Э.Кочергина, костюмы И.Габай. МДТ, 1985
30. «Повелитель мух» по роману У.Голдинга. Художник Д.Боровский. МДТ, 1986
31. «Банкрот» («Свои люди - сочтемся») А.Островского. Сценография Э.Кочергина, костюмы И.Габай. Финский Национальный театр (г.Хельсинки), 1986
32. «В сторону солнца» по одноактным пьесам А.Володина. Художник Э.Кочергин. МДТ, 1987
33. «Звезды на утреннем небе» А.Галина. Художественный руководитель постановки Л.Додин, режиссер Т.Шестакова. Художник А.Порай-Кошиц. МДТ, 1987
34. «Старик» по роману Ю.Трифонова. Сценография Э.Кочергина, костюмы И.Габай. МДТ, 1988
35. «Возвращенные страницы» (литературный вечер) Постановка Л.Додина, режиссер В.Галендеев. Художник А.Порай-Кошиц. МДТ, 1988
36. «Gaudeamus» по мотивам повести С.Каледина «Стройбат». Художник А.Порай-Кошиц. МДТ, 1990
37. «Бесы» по роману Ф.Достоевского. Сценография Э.Кочергина, костюмы И.Габай. МДТ, 1991
38. «Разбитый кувшин» Г.фон Кляйста. Художественный руководитель постановки Л.Додин, режиссер В.Фильштинский. Сценография А.Орлова, костюмы О.Саваренской. МДТ, 1992
39. «Любовь под вязами» Ю.О Нила. Сценография Э.Кочергина, костюмы И.Габай. МДТ, 1994
40. «Вишневый сад» А.Чехова. Сценография Э.Кочергина, костюмы И.Габай. МДТ, 1994
41. «Клаустрофобия» по мотивом современной русской прозы. Художник А.Порай-Кошиц. МДТ, 1994
42. «Электра» Р.Штрауса. Дирижер К.Аббадо. Художник Д.Боровский. Зальцбургский Пасхальный фестиваль, 1995
43. «Электра» Р.Штрауса. Дирижер К.Аббадо. Художник Д.Боровский. Театр Комунале. Флорентийский музыкальный май. 1996

44. «Пьеса без названия» А.Чехова. Сценография А.Порай-Кошица, костюмы И.Цветковой. МДТ, 1997
45. «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Шостаковича. Дирижер С.Бычков. Художник Д.Боровский. Театр Комунале, Флорентийский музыкальный май, 1998
46. «Пиковая дама» П.Чайковского. Дирижер С.Бычков. Художник Д.Боровский. Нидерландская опера (Амстердам), 1998
47. «Пиковая дама» П.Чайковского. Дирижер В.Юровский. Художник Д.Боровский. Парижская национальная опера, 1999
48. «Мазепа» П.Чайковского. Дирижер М.Ростропович. Художник Д.Боровский. Театр Ла Скала, 1999

49. «Чевенгур» А.Платонова. Сценография А.Порай-Кошица, костюмы И.Цветковой. МДТ, 1999
50. «Молли Суини» Брайена Фрила. Сценография Д.Боровского, костюмы И.Цветковой. МДТ, 2000
51. «Чайка» А.П.Чехова. Сценография А.Порай-Кошица, костюмы Х. Оболенской. МДТ, 2001
52. «Московский хор» Л.Петрушевской. Художественный руководитель постановки Лев Додин. Сценография Алексея Порай-Кошица, костюмы И.Цветковой. МДТ, 2002
53. «Демон» А.Рубинштейна. Дирижёр В.Гергиев. Художник Д.Боровский. Художник по костюмам Х.Оболенская. Париж, Театр Шатле, 2003

54. «Дядя Ваня» А.П.Чехова. Художник Д.Боровский. МДТ, 2003
55. «Отелло» Дж. Верди. Дирижёр З.Мета. Художник Д.Боровский. Флоренция, Театр Комунале, 2003
56. «Саломея» Р.Штрауса. Дирижёр Дж. Конлон. Художник Д.Боровский. Париж. Парижская национальная опера, 2003
57. «Пиковая дама» П.Чайковского. Дирижер Г. Рождественский. Художник Д.Боровский. Парижская национальная опера, 2005

58. «Король Лир» У.Шекспира. Художник Давид Боровский. МДТ, 2006
59. «Жизнь и судьба» В.Гроссман. Художник Алексей Порай-Кошиц. МДТ, 2007
60. «Варшавская мелодия» Л.Зорина. Художественный руководитель постановки Лев Додин. Художник Алексей Порай-Кошиц. МДТ, 2007
61. «Бесплодные усилия любви» У.Шекспира. Художник Александр Боровский. МДТ, 2008
62. «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Шостаковича. Дирижер Дж.Конлон. Художник Д.Боровский. Театр Комунале, Флорентийский музыкальный май, 1998

63. «Долгое путешествие в ночь» Ю.О’Нила. Художник Александр Боровский. МДТ, 2008
64. «Повелитель мух» У.Голдинга. Сценография и костюмы Давид Боровский. Реализация сценографии Алексей Порай-Кошиц. МДТ, 2009
65. «Прекрасное воскресенье для разбитого сердца» Т. Уильямса. Художник Александр Боровский. МДТ, 2009
66. «Три сестры» А.П. Чехова. Художник Александр Боровский. МДТ, 2010
67. «Портрет с дождем» А.Володина. Художник Александр Боровский. МДТ, 2011
68. «Пиковая дама» П.Чайковского. Дирижер Д.Юровский. Художник Д.Боровский. Парижская национальная опера, 2012

69. «Коварство и любовь» Ф.Шиллера. Художник А.Боровский. МДТ, 2012
70. «Враг народа» Г.Ибсена. Художник Александр Боровский. МДТ. 2013
71. «Он в Аргентине» Л. Петрушевской. Художественный руководитель постановки Лев Додин. Режиссер Т.Шестакова. Художник А.Боровский. МДТ, 2013
72.«Вишневый сад» А.Чехова. Художник Александр Боровский. МДТ, 2014
73.«Gaudeamus». Новая редакция. По мотивам повести С. Каледина. Художник А.Порай- Кошиц. МДТ, 2014
74. «Хованщина» М. Мусоргского. Дирижер С. Бычков. Художник А. Боровский. Венская государственная опера. 2014

Распечатать


Top