Разряды нарицательных существительных с примерами. Имя существительное

Лексико-грамматические разряды существительных

Лексико-грамматический разряд – это подкласс слов внутри одной части речи, характеризующихся общим семантическим признаком, морфологическими и нередко словообразовательными свойствами.

ЛГР существительного

· одушевленность/неодушевленность,

· собственные/нарицательные,

· нариц.=>конкретные/неконкретные

· неконкретные =>собирательные/вещественные/абстрактные.

Нарицательные существительные называют предмет, действие, событие обобщенно, в ряду однородных (человек, книга, дерево, тишина).

Имена собственные называют индивидуальные объекты (Россия, Ока, Киев, Байкал, Карпаты) или представляют предмет из класса однородных как индивидуальный: это имена, отчества, фамилии, людей (Александр СергеевичПушкин), клички животных (Белка, Рекс, Пушок), названия газет, журналов, художественных произведений, издательств («Известия», «Волга», «Жизнь исудьба», «Наука») учреждений, магазинов и т.д.

Собственные и нарицательные существительные отличаются не только по значению, характеру именования предмета, есть также морфологические и орфографические особенности: имена собственные употребляются, как правило, в форме одного числа – единственного (чаще всего) или множественного и пишутся с прописной буквы, тогда как нарицательные пишутся со строчной буквы. Поскольку границы между этими типами имен подвижны, написание позволяет различать омонимы: Ампер – фамилия и ампер – единица измерения, Обломов – литературный герой и обломовы– безвольные, ленивые люди.

Нарицательные имена существительные делятся на конкретные и неконкретные. Конкретные существительные обозначают отдельные предметы (живые существа, вещи, явления), дискретно существующие реалии, которые можно сосчитать. Именно поэтому конкретные существительные, в отличие от неконкретных, могут сочетаться с количественными числительными (три мальчика, восемь ручек, пять групп) и изменяться по числам (институт – институты, ураган – ураганы, стая – стаи), за исключением слов, употребляемых только в форме множественного числа (гусли, очки, сутки) и имен собственных.

Неконкретные существительные характеризуются отсутствием идеи счета, они включают три разряда: вещественные, собирательные и абстрактные (отвлеченные) существительные.

Вещественные существительные обозначают однородное по составу (твердое, сыпучее, жидкое, газообразное) вещество. Это названия пищевых продуктов (сыр, мука, макароны), химических элементов (кислород, сера, кремний), тканей (бархат, ситец), металлов (железо, медь), растений (рожь, мята) и др. Большинство вещественных существительных употребляется только в форме ед. числа (молоко), меньшая часть – в форме множ. числа(сливки).

Следует обратить внимание на особенности употребления вещественных существительных. Некоторые слова восполняют парадигму по числу, образуя форму мн. числа, при этом изменяют основное значение: они обозначают сорт, разновидность вещества (масло и растительные масла – льняное, соевое, оливковое), массу вещества на большом пространстве (играть впеске и в пескахСахары), изделие из этого вещества (хрусталь и Стол заставлен хрусталями).

Собирательныесуществительные обозначаютсовокупное множество живых существ или предметов и употребляются в форме ед. числа, за исключением лишь некоторых слов (деньги, дрова, финансы). Собирательное значение, как правило, выражается суффиксально (студенчество, мошкара, беднота, комарье, листва).

Отвлеченные (абстрактные) существительные называют отвлеченные понятия, свойства, качества, действия, состояния и чаще используются только в форме ед. числа (идеализм, свежесть, белизна,благородство, ходьба, сварка, признание, радость).Некоторые из них образуют форму мн.ч., развивая при этом новые значения: различное проявление качества, свойства, действия (высокие, низкие скорости), длительность, интенсивность проявления состояния (морозы, боли), повторяющееся действие (постукивания, крики).

Все существительные подразделяются на одушевленные и неодушевленные. Одушевленные существительные называют живые существа – людей и животных, неодушевленныесуществительные – неживые предметы. Грамматически одушевленность/неодушевленность проявляется в совпадении формы вин. падежа во мн. числе с формой род.падежа у одушевленных существительных (вижу братьев, сестер,животных), с формой им. падежа у неодушевленных существительных (вижу деревья, скамейки, фонари) . У слов мужского рода одушевленность выражается и в ед. числе (остановил грузовик и расспрашиваю водителя).

Одушевленность/неодушевленность слов регулярно выражается также синтаксически – формой вин.падежа мн. числа согласуемых слов. У несклоняемых существительных это единственное средство выражения: встретили прибывших кутюрье, взрослых какаду, огромных шимпанзе; надели красивые кашне, модные пальто.

Грамматическое выражение одушевленности/неодушевленности тем более важно, что представление о живом и неживом в сознании человека (это как раз отражено в языке) и в науке, реальной действительности не всегда совпадает. Например, неодушевленными оказываются названия растений, конкретные существительные, обозначающие совокупность живых существ (народ, полк, стая, табун). К неодушевленным словам относятся все неконкретные существительные, включая и собирательные, обозначающие совокупное множество лиц (детвора, крестьянство).

Вместе с тем, к одушевленным же существительным причисляют слова, обозначающие неживые предметы: названия кукол (матрешка, неваляшка,петрушка, марионетка, айболит), названия мифических существ (кентавр, Юпитер), карточные термины (валет, король, туз), названия шахматных фигур (конь, слон, ферзь, король), слова мертвец, покойник, утопленник (Ср.: трупы – неодушевленное существительное).

Колебания в определении одушевленности/неодушевленности наблюдаются у слов: бактерия, бацилла, куколка, микроб, личинка (Личинки зеленой мухи содержатбактерий, изучать бактерии.

Части речи в русском языке

Части речи - это группы слов, объединенных на основе общности их признаков.

Признаки, на основании которых происходит разделение слов на части речи, не однородны для разных групп слов.

Так, все слова русского языка можно разделить на междометия и немеждометныеслова . Междометия - это неизменяемые слова, обозначающие эмоции (ах, увы, черт побери ), волеизъявления (стоп, баста ) или являющиеся формулами речевого общения (спасибо, привет ). Особенность междометий заключается в том, что они не вступают с другими словами в предложении ни в какие синтаксические связи, всегда обособлены интонационно и пунктуационно.

Немеждометные слова можно разделить на самостоятельные и служебные . Различие между ними заключается в том, что самостоятельные слова могут выступать в речи без служебных, а служебные без самостоятельных формировать предложение не могут. Служебные слова неизменяемы и служат для передачи формально-смысловых отношений между самостоятельными словами. К служебным частям речи относятся предлоги (к, после, в течение ), союзы (и, как будто, несмотря на то что ), частицы (именно, только, вовсе не ).

Самостоятельные слова могут быть разделены на знаменательные и местоименные . Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, отношения, количество а местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, количество, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении (ср.: стол - он, удобный - такой, легко - так, пять - сколько ). Местоименные слова формируют отдельную часть речи - местоимение.

Знаменательные слова разделяются на части речи с учетом следующих признаков:

1) обобщенное значение,

2) морфологические признаки,

3) синтаксическое поведение (синтаксические функции и синтаксические связи).

Выделяют не менее пяти знаменательных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное (группа имен), наречие и глагол.

Таким образом, части речи - это лексико-грамматические классы слов, т. е. классы слов, выделенные с учетом их обобщенного значения, морфологических признаков и синтаксического поведения.



Сказанное можно представить в виде следующей таблицы:

В комплексе 3 выделяется 10 частей речи, объединяемых в три группы:

1. Самостоятельные части речи:

Существительное,

Прилагательное,

Числительное,

Местоимение,

Наречие.

2. Служебные части речи:

Предлог,

Частица.

3. Междометие.

При этом каждая самостоятельная часть речи определяется по трем основаниям (обобщенное значение, морфология, синтаксис), например: существительное - это часть речи, которая обозначает предмет, имеет род и изменяется по числам и падежам, в предложении выполняет синтаксическую функцию подлежащего или дополнения.

Однако значимость оснований при определении состава той или иной части речи различна: если существительное, прилагательное, глагол определяются по большей части по своим морфологическим признакам (говорится, что существительное обозначает предмет, но специально оговаривается, что это такой «обобщенный» предмет), то есть две части речи, выделенных на основании значения, - местоимение и числительное.

В местоимение как часть речи объединены морфологически и синтаксически разнородные слова, которые «не называют предмета или признака, а указывают на него». Грамматически же местоимения разнородны и соотносятся с существительными (я, кто ), прилагательными (этот, какой ), числительными (сколько, несколько ).

В числительное как часть речи объединены слова, которые имеют отношение к числу: обозначают количество предметов или их порядок при счете. При этом грамматические (морфологические и синтаксические) свойства слов типа три и третий различны.

Комплекс 1 (его последние издания) и комплекс 2 предлагают выделять большее число частей речи. Так, причастие и деепричастие в них рассматриваются не как формы глагола, а как самостоятельные части речи. В этих комплексах выделены слова состояния (нельзя, нужно ); в комплексе 1 они описываются как самостоятельная часть речи - категория состояния. В комплексе 3 статус этих слов четко не определен. С одной стороны, их описание завершает раздел «Наречие». С другой стороны, про слова состояния сказано, что они «по форме похожи на наречия», из чего, видимо, должно следовать, что наречиями они не являются. Кроме того, в комплексе 2 расширено местоимение за счет включения в него незнаменательных слов, грамматически соотносимых с наречиями (там, зачем, никогда и др.).

Вопрос о частях речи в лингвистике является дискуссионным. Части речи - это результат определенной классификации, зависящей от того, что принять за основание для классификации. Так, в лингвистике существуют классификации частей речи, в основании которых лежит только один признак (обобщенное значение, морфологические признаки или синтаксическая роль). Есть классификации, использующие несколько оснований. Школьная классификация именно такого рода. Количество частей речи в разных лингвистических работах различно и составляет от 4 до 15 частей речи.

В русском языке есть слова, не попадающие ни в одну из частей речи, выделенных школьной грамматической. Это слова-предложения да и нет , вводные слова, не использующиеся в других синтаксических функциях (итак, итого ) и некоторые другие слова.

Имя существительное

Имя существительное - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые

1) имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что? ;

2) бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа;

3) в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.

Существительное - это часть речи, при выделении которой на первый план выходят грамматические признаки слов. Что же касается значения существительных, то это единственная часть речи, которая может обозначать все, что угодно: предмет (стол ), лицо (мальчик ), животное (корова ), признак (глубина ), отвлеченное понятие (совесть ), действие (пение ), отношение (равенство ). Объединены с точки зрения значения эти слова тем, что к ним можно задать вопрос кто? или что? ; в этом, собственно, и заключается их предметность.

Разряды существительных по значению

В пределах слов разных частей речи принято выделять разряды по значению - группы слов, объединенных их лексическим значением, влияющим на их морфологические признаки. Принадлежность слова к определенному разряду по значению (лексико-грамматическому разряду) определяется на основе его лексического значения, выраженного основой этого слова.

У существительных выделяют две группы разрядов по значению:

1) собственность / нарицательность;

2) конкретность / абстрактность / вещественность / собирательность.

Нарицательные имена существительные обозначают предметы, не выделяя их из класса однотипных (город, река, девочка, газета ).

Собственные имена существительные обозначают предметы, выделяя их из класса однородных предметов, индивидуализируя их (Москва, Волга, Маша, «Известия »). От собственных имен надо отличать собственные наименования - неоднословные названия индивидуализированных объектов («Вечерняя Москва »). В состав собственных наименований не обязательно входит собственное имя (Московский Государственный университет ).

Конкретные существительные называют чувственно воспринимаемые предметы - вещи (стол ), лица (Марина ), которые можно воспринять зрением и осязанием.

Абстрактные существительные обозначают отвлеченные понятия (радость ), признаки (белизна ), действия (рисование ).

Вещественные существительные обозначают вещества (молоко, сливки, песок ).

Собирательные существительные обозначают совокупности однородных предметов (листва ) или лиц (детвора ).

Смысл морфологического выделения именно этих групп существительных по значению заключается в том, что принадлежность существительного к этим разрядам влияет на морфологический признак числа данного существительного. Так, форму обоих чисел имеют нарицательные конкретные существительные (дом - дома ). Слова остальных групп чаще имеют форму только одного из чисел (преимущественно только единственного), например.

«В пределах каждой знаменательной части речи выделяются лексико-грамматические разряды слов. Это такие подклассы данной части речи, которые обладают общим семантическим признаком, влияющим на способность слов выражать те или иные морфологические значения или вступать в противопоставления в пределах морфологических категорий» [Русская грамматика–1980, т. 1, с. 459].

Имена существительные делятся на следующие лексико-грамматические разряды: 1) собственные и нарицательные; 2) одушевлённые и неодушевлённые; 3) конкретные (собственно конкретные, вещественные, собирательные) и абстрактные (отвлечённые). Эти разряды в ряде случаев пересекаются; например, собственные и нарицательные имена делятся на одушевлённые и неодушевлённые.

Собственные и нарицательные имена существительные

К собственным существительным относятся слова, обозначающие индивидуальные, единичные предметы, входящие в класс однородных предметов.

Среди собственных имён выделяют: а) имена собственные в узком понимании термина; б) наименования.

Имена собственные в узком понимании термина включают:

личные имена, фамилии, псевдонимы, прозвища (Нина, Андрей, Михаил Кузьмич, Федоров, Миронова );

клички животных (Жучка, Шарик );

географические названия (Симферополь, Салгир, Крым );

названия государств, организаций (Канада, Англия );

астрономические названия (Орион, Вега, Сириус ) и т. д.

Наименования – имена собственные – включают в себя нарицательное существительное или сочетания слов. «При этом нарицательное существительное не утрачивает своего лексического значения, а лишь изменяет свою функцию» [Русская грамматика–1980, т. 1, с. 461]. Примеры: газета «Известия» , журнал «Юность» и т. д. Если названия представлены не однословно, а сочетаниями и предложениями, то такие собственные имена нельзя назвать существительными, ибо они не являются частью речи вообще. Поэтому не следует считать собственными существительными многие заглавия художественных произведений, критических статей, представляющие собой разноструктурные многословные наименования. Имена собственные принято писать с большой буквы. Как правило, они имеют форму только одного числа (единственного или множественного): Европа, Татьяна, Волга, Альпы, Афины . В форме мн. ч. они употребляются в том случае, если обозначают разных лиц с одинаковыми именами или фамилиями (в группе пять Ирин , трое Жуковых ); лиц, находящихся в родственных отношениях (сестры Лебедевы , братья Гусаковы , супруги Орловы ), а также географические и астрономические названия при сравнении территорий, объемов и т. п. (пять Франций , два Днепра и т. д.).

Нарицательными называются имена существительные, обозначающие общие понятия, охватывающие однородные предметы, абстрактные понятия: толпа, дерево, собака, творчество, юность, понедельник, звезда, город . Эти существительные в большинстве своем употребляются как в единственном, так и во множественном числе (торт – торты, книга – книги ).

Границы между собственными и нарицательными существительными подвижны, между ними возможен взаимопереход. Имена собственные переходят в нарицательные, если 1) имя человека перешло на его изделие, изобретение (ом, ампер, джоуль, вольт, рентген, форд, батист, браунинг, кольт, маузер ); 2) если изделию дано имя человека (катюша, максим, матрёшка ); 3) если имя человека стало обозначением целого ряда однородных лиц (меценат, геркулес ).

Нарицательные имена переходят в собственные: Близнецы, Весы (названия созвездий), Орёл, Шахты (названия городов), Октябрь (название Октябрьской революции), «Восход», «Союз» (названия космических кораблей), Шарик, Валет (клички собак) и т. д.

Собственными становятся нарицательные имена, употреблённые в баснях в качестве действующих лиц: Волк и Ягненок, Ворона, Кот и Повар .

Приведенные выше примеры собственных существительных одноструктурны – они представлены однословными единицами и отражают узкое понимание термина. В широком понимании к собственным существительным относят наименования, включающие также два и более слов, иногда – предложения. Обычно это заглавия литературных произведений, например: «Кому на Руси жить хорошо», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и др. Естественно, в системе имён существительных в разделе «Морфология» они не рассматриваются.

Имя существительное. Разряды существительных. Род, число, падеж существительных

Цели:

Расширить знания учащихся об имени cyществительном как части речи и его грамматических категориях рода, числа и падежа; повторить правописание окончаний и суффиксов существительных; раскрыть стилистическую роль различных форм имен существительных в художественном тексте.

Способствовать развитию речи и расширению словарного запаса учащихся; - способствовать развитию аналитических способностей учащихся;

Воспитывать нравственные качества личности.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Актуализация

1. Синтаксическая пятиминутка. Запись и анализ предложений.

Перестанут же когда-нибудь люди драться, воевать, казнить людей, а будут все любить друг друга. Время это непременно придет, потому что в душе всех людей заложена не ненависть, а огромная любовь друг к другу. Давайте же делать все, что можем, для того, чтобы поскорее пришло это время. (Л.Толстой)

Объясните правописание слов, постановку знаков препинания.

Обозначьте грамматическую основу и составьте схемы предложений.

Назовите все части речи, встретившиеся в предложениях.

2. Словарно-смысловой диктант. Запишите ответ одним словом.

1. Лицо, управляющее оркестром, хором.

2. Кондитерское изделие - застывшая масса какао с сахаром или напиток из него.

3. Тонкая веревка.

4. Дорога с твердым покрытием.

5. Цвета сажи, угля.

6. Водитель автомобиля.

7. Танец с частым, дробным пристукиванием.

8. Стержень для чистки стрелкового оружия

9. В церковном обиходе: шнурок с бусами.

10. Мелкий маринованный огурец.

11. Пестрая клетчатая ткань.

12. Место соединения частей чего-нибудь.

13. Наездник на скачках.

14. Цвета песка, золота.

15. Едкое химическое соединение, окрашивающее лакмусовую бумагу в синий цвет.

Для справок : щёлочь, шоколад, дирижёр, шоссе, бечёвка, шофёр, шомпол, чёрный, чётки, корнишон, чечётка, шов, жокей, жёлтый, шотландка.

3. Раб. тетрадь, задание 50. Словарно-орф. работа. Запишите слова под диктовку.

Прецедент*, завистник, интриганка, опасный, дерматин, ужасный, констатировать*, искусный, инцидент*, захолустный, безмолвствовать, юрисконсульт, повиснуть, почерк, осмеять, насмешка, почтамт, компрометировать.*

На какие правила были записаны слова? (непроизносимые согласные, непроверяемые гласные и согласные)

4. Занимательный словарь

Инцидент - неприятный случай, конфликт местного значения, отдельное столкновение, не перешедшее пока во всеобщую потасовку, но способное послужить её причиной.

Прецедент - это случай, который произошел впервые и который может послужить примером, образцом для других. В любой армии, например, довольно сурово пресекается любое, даже незначительное неповиновение солдата офицеру - ведь оно создает прецедент неисполнения приказа, и у других солдат может сложиться впечатление, что и им можно поступать так же (а если такое произойдет в бою, да ещё в массовом порядке, то поздно будет наказывать сотни вооруженных подчиненных)

III

Имя существительное, обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Имена существительные изменяются по родам.

Имена существительные в предложении выполняют только роль подлежащего.

Конкретные существительные называют конкретные предметы, поддающиеся счету и сочетающиеся с количественными числительными.

Отвлеченные существительные обозначают совокупность лиц или предметов как единое целое.

Вещественные существительные называют однородное вещество, поддающееся измерению, но не счету.

Граница между нарицательными и собственными именами существительными очень строгая, и никогда имя собственное не может стать нарицательным.

Одушевленные существительные являются наименованиями живых предметов.

III . Формирование новых понятий и способов действия

1. Самостоятельно прочитайте материал § 39. Составьте план статьи.

План.

1. Три родовых группы существительных.

2. Слова общего рода.

3. Определение рода у несклоняемых существительных.

4. Число имен существительных:

а) имена существительные, которые употребляются только во множественном числе;

б) имена существительные, которые употребляются только в единственном числе.

5. Падеж имен существительных.

6. Три склонения имен существительных.

7. Разносклоняемые имена существительные.

2. Перескажите содержание статьи учебника по плану.

3 . Запишите три группы слов. Сформулируйте правило написания существительных. Добавьте в каждый ряд по пять своих примеров.

Ночь, рожь, тишь, вещь,

Ключ, пляж, малыш, борщ,

Свеч, крыш, зрелищ, луж,

IV

Нарицательные существительные разнообразны. Их разряды по значению:

    конкретные: стол, компьютер, документ, мышь, тетрадь, удочка

    абстрактные (отвлечённые): удивление, радость, страх, счастье, чудо

    вещественные: железо, золото, вода, кислород, молоко, кофе

    собирательные: молодёжь, листва, дворянство, зритель

1. Укажите, к какой группе (конкретные, вещественные, отвлеченные, собирательные) относятся данные существительные по их лексико-грамматическому значению.

Дом, океан, труд, время, красавица, ребенок, серебро, заря, повидло, чернила, молодежь, смелость, герой, геройство, пение, интеллигенция, собрание, порошок, вода, радость, животное, лето, масло, детвора, небеса, ребятня, крокодил, береза, листва, зелень, ягода, малина, рыба.

2. Слово учителя

Деление существительных на одушевленные и неодушевленные не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое. Так слово кукла, мертвец, туз, валет, козырь, леший относят к одушевленным. А слова народ, толпа, детвора, стая, группа, молодежь, крестьянство, рота – к неодушевленным. С точки зрения грамматики, у неодушевленных существительных форма Винительного падежа множественного числа совпадает с формой Именительного падежа, а у одушевленных – с формой Родительного падежа: увидел тетради – увидел братьев, услышал голоса – услышал соловьев.

3. Запись и анализ текста.

Ливень хлынул неожиданно, и тогда гроза перешла в ураган. В том самом месте, где около полудня, близ мраморной скамьи в саду, беседовали прокуратор и первосвященник, с ударом, похожим на пушечный, как трость переломило кипарис. Вместе с водяной пылью и градом на балкон под колонны несло сорванные розы, листья магнолий, маленькие сучья и песок. Ураган терзал сад.

Чем осложнено второе предложение (близ мраморной скамьи – уточняющий член предложения; с ударом, похожим на пушечный обособленное определение)

Назовите имена существительные, укажите их семантические и морфологические признаки, определите синтаксическую роль в предложении.

4. Раб. тетрадь, задание 51.

1. Ралли, кандалы, мемуары, пожитки.

2. Барокко, торнадо , банджо, контральто.

3. Умишко, носишко, бельишко , голосишко.

4. Шасси , клещи, носилки, пассатижи.

По лексическому значению слова определите, о каком существительном общего рода идёт речь.

Тот, кто постоянно жалуется на всех. (Ябеда).

Очень рассеянный. (Растяпа.)

Суетливый, беспокойный человек. (Непоседа. Егоза.)

Любящий вкусно и сладко поесть. (Сладкоежка.)

Лентяй, бездельник. (Лежебока)

Болтун. (Пустомеля)

Тихий, смирный человек. (Тихоня)

Человек, имеющий одинаковое с кем-нибудь имя. (Тёзка)

Очень скупой человек. (Скряга)

Человек, делающий всё медленно и вяло. (Копуша)

Почему эти существительные называются существительными общего рода?

(Среди существительных с окончанием –а в именительном падеже единственного числа есть группа слов, которые называются существительными общего рода, так как они могут выступать то как слова мужского, то как слова женского рода.)

Задание № 2.

У Григория Остера в «Книге о вкусной и здоровой пище людоеда» собраны «вредные» рецепты. Запишите названия рецептов, вставляя существительные общего рода.

_____________________ с горячим носом.

Сильно зазнавшуюся девочку посадить на сковородку, несколько раз похвалить, как только задерёт нос, полить его подсолнечным маслом, хорошо прожарить и есть, похваливая.

Мучные блюда из ______________.

Из ____________ можно приготовить много сытных и вкусных блюд, если, не отвечая ни на какие вопросы, сразу же закатать ___________ в тесто, предварительно залепив им рты густым сливочным кремом.

________________ в маринаде.

Трёх сладкоежек, с утра объевшихся пирожных, конфет и мармелада, замариновать в стеклянной банке и хранить в сухом прохладном месте. В зимнее время они могут служить хорошей закуской.

_______________ с начинкой.

Сонную, всё время зевающую девочку посадить на противень и обложить большим количеством крупных красных помидоров. Каждый раз как зевнёт – запихивать в неё по три штуки. Начинённая помидорами ________ спит, как убитая, и вы можете варить, жарить или тушить её на медленном огне. Перед тем как съесть – разбудите.

Азу из _________________.

Вертлявую третьеклассницу, крутящуюся юлой, остановить, нарезать тонкими ломтиками её туфельки и бросить вместе с ней в булькающую подливку.

Подавая к столу, смотрите, чтобы она, прыгая по тарелке через верёвочку, не забрызгала ваших гостей подливкой.

_______________ с _____________.

Равное количество ____________ и ______________ положить в одну посуду, бросить туда же три куска мыла, две мочалки, десять обувных щёток и одну одёжную, полить свежей грязью, подождать, пока ______________ почистятся, а __________ измажутся, и торжественно подать к столу.

Для справок: егоза, неряхи и чистюли, зазнайка, соня, сластёны, почемучка.

Что обозначают существительные общего рода?

(Существительные общего рода обозначают черты характера человека, качества людей.)

Как характеризуют данные существительные людей?

Задание № 6.

1 вариант

Составьте предложения с существительными общего рода, отрицательно характеризующими человека.

2 вариант

Составьте предложения с существительными общего рода, положительно характеризующими человека.

Для справок: мазила, трудяга, растяпа, неженка, работяга, тихоня, левша, тёзка, юла, хитрюга, трусишка, пустомеля.

Были ли в списке нейтральные слова? Назовите.

(Тёзка, левша.)

Творческое задание

Напишите сочинение-миниатюру «Школьный денёк», используя существительные общего рода.

1. Раб. тетрадь, задание 52. Определите род существительных. Отметьте слова общего рода, составьте с ними словосочетания или предложения.

Радость, тюль, депо, кофе, имя, мышь, педагог, работа, домишко, насекомое, рантье, умница, шимпанзе, инженер, врач, парикмахер, атташе, мастер, задира, кенгуру, недотрога, профессор, леди, Баку, Капри, растяпа, жюри, эскимо, Сочи, меню, товарищ, индюк, Миссисипи, вуз, ИТАР - ТАСС.

3. Упр. 338.

IV . Применение. Формирование умений и навыков

Слово учителя. Большинство несклоняемых существительных – слова среднего рода, называющие неодушевленные предметы (какао, кофе, меню ). К мужскому роду относятся слова, обозначающие лиц мужского пола (маэстро, конферансье ), к женскому - женского пола (мисс, леди ). Род иноязычных географических наименований определяется по родовому понятию или по опорному слову словосокращений: Онтарио - озеро, Перу - государство, авеню - улица, кольраби - особый вид капусты.

Род сложносокращенных слов определяется по роду ведущего слова: ИТА - информационно-телевизионное агентство.

2. Раб. тетрадь, задание 53. Из данных слов выпишите существительные, которые имеют форму: а) только множественного числа; б) только единственного числа.

Деньги, сумерки, мед, молодость, сутки, счета, ворота, холод, фарфор, вражда, молодежь, молоко, дрожжи, игры, каникулы, очки, искатели, ворота, огорчения, белила, коньки, чулки, ножницы, гусли, козлы, окна, щи, счеты, родня, учительство, влажность, смех, белье, мечта, счастье.

3. Составление схемы « -Е, -И в окончаниях существительных разных склонений»

пишется в 1) на -мя (у времени, о знамени);

2) 1 скл. (у рощи, у свечи)

словах: 3) 3-го скл. (матери, дочери, пути);

4) на -ия (в Р., д-, п. п.- армии, об армии);

5) на -ий, -ие (в п. п.) об известии, в санатории

6) - Е – в остальных случаях

4. Раб. тетрадь, задание 54. Запишите, обозначая окончания существительных и указывая номер приведенного выше правила - алгоритма.

На песчаной отмели, в большом здании консерватории, в моей тетради, назовите по имени, был в библиотеке, служил в армии, ходил в шинели, рассказывал о разведке, подошел к площади, на первой странице, на ветке ели, участвовал в соревновании, был в школе, театре, на улице, был в планетарии, забыл о грусти, сила в объединении, о грустном известии, стоял у знамени, вне себя от радости, был в Румынии, любовь к Родине.

5. Раб. тетрадь, задание 55. Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа.

Абрикос, яблоко, договор, мандарин, полотенце, басня, помидор, кочерга, блюдце, сапог, рельс, сабля, северянин, грамм, солдат, татарин, минчанин, таджик, носок, сын, друг, курица, килограмм, дворянин, ущелье, платье, лист, князь муж, полено.

6. Раб. тетрадь, задание 56. Определите, по какому признаку объединены слова, найдите «лишнее» слово

1. Рагу, бра, купе, леди , такси.

2. Салями, какао, лобби, резюме.

3. Коммюнике , шимпанзе, кенгуру, кофе.

4. Сани, салями, сливки, тиски.

7. Раб. тетрадь, задание 57. Проверочная работа

1 вариант

1. Только во множественном числе употребляется существительное

A ) Осло.

B ) синева.

C ) любовь.

D ) железо.

E ) мемуары.

2. Правильно образованы все формы родительного падежа множественного числа в варианте

A ) башкир, носок, партизан, помидор.

B ) башкир, носков, партизан, помидоров.

C ) башкир, носок, партизанов, помидоров.

D ) башкир, носков, партизанов, помидоров.

E ) башкиров, носков, партизанов, помидоров.

3. Выберите строку с существительными второго склонения

A ) Валя, Ваня.

B ) юноша, дядя.

C ) полесье, звено.

D ) судьба, родина.

E ) высота, слепота.

4. Два варианта окончания: Е и У (Ю) – имеют в предложном падеже единственного числа существительные

A ) круг, край.

B ) кожа, сосна.

C ) падеж, лицо.

D ) дорога, тропка.

E ) одежда, костюм.

5. Несклоняемым является существительное

A ) грипп.

B ) добро.

C ) козни.

D ) метро.

E ) щавель.

6. К третьему склонению относятся существительные

A ) рама, стол.

B ) улица, забор.

C ) кость, лесть.

D ) диван, шкаф.

E ) карандаш, ручка.

7. К третьему склонению относятся существительные

A ) ноль, день

B ) толь, тюль.

C ) конь, огонь.

D ) пень, плетень.

E ) свекровь, церковь.

8. Слово общего рода

A ) врач.

B ) лентяй.

C ) генерал.

D ) задавака.

E ) продавец.

9. К разносклоняемым относятся существительные

A ) имя, знамя, семя, стремя, путь.

B ) радио, метро, табло, пенсне, плато.

C ) лошадь, площадь, ночь, мать, дочь.

D ) страна, юноша, статья, певунья, плясунья.

E ) слово, здание, здоровье, санаторий, ветер.

10. К третьему склонению относятся существительные

A ) ответ, дар.

B ) лицо, взор.

C ) привет, удар.

D ) письмо, слово.

E ) мощь, храбрость.

2 вариант

1. Правильно согласуется подлежащее со сказуемым в предложении

A ) ГЭС вступил в строй.

B ) СМУ получила обязательства.

C ) ВДНХ представил новые экспонаты.

D ) НИИ начала работать над новой темой.

E ) КазГУ получил статус национального университета.

2. Только форму единственного числа имеют

A ) названия игр.

B ) слова бремя, вымя, пламя, темя.

C ) названия промежутков времени.

D ) названия составных и парных предметов.

E ) названия материалов, веществ или их остатков.

3. Укажите, в каком случае форма множественного числа существительного не обозначает множество предметов:

A ) Море – моря.

B ) Грязь – грязи.

C ) Стул – стулья.

D ) Ребёнок – дети.

E ) Человек – люди.

4. К среднему роду относится сложносокращённое слово:

A ) РТС.

B ) ГЭС.

C ) ГАИ.

D ) ПТУ.

E ) ТЮЗ.

5. Только форму множественного числа имеет слово

A ) чай.

B ) силос.

C ) дебаты.

D ) ельник.

E ) учительство.

6. Только форму множественного числа имеют существительные

A ) горы, леса.

B ) народы, дети.

C ) борцы, бойцы.

D ) камни, цветы.

E ) шорты, каникулы.

7. К среднему роду относятся имена существительные

A ) тенге, атташе.

B ) салями, мадам.

C ) авеню, кольраби.

D ) бюро, коммюнике.

E ) колибри, пенальти.

8. Слово общего рода

A ) сестра.

B ) сирота.

C ) страна.

D ) папаша.

E ) дедушка.

9. К несклоняемым относятся имена существительные

A ) среднего рода с окончанием Я.

B ) среднего рода с окончаниями О, Е.

C ) мужского и женского рода с окончаниями А, Я.

D ) мужского и женского рода с нулевым окончанием.

E ) иноязычные с конечными гласными О, Е, У, Ю, И, Э.

10. Ни к одному из трёх склонений не относятся существительные

A ) дома, земли, церкви.

B ) забияки, нюни, ломаки.

C ) караваи, батоны, калачи.

D ) каникулы, сутки, дрожжи.

E ) тростинки, лозинки, росинки

V . Этап информации о домашнем задании § 38, упр. 329

VI . Подведение итогов урока

VII . Этап рефлексии

Понятие об имени существительном. Признаки имён существительных. Разряды имён существительных

1. Имя существительное - самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

2. Главные признаки имени существительного.

Общее грамматическое значение - это значение предмета, другими словами всего того, о чём есть возможность сказать: это кто? либо это что? Это единственная часть речи, которая может обозначать всё, что угодно, а конкретно:

1) наименования определенных вещей и предметов (дом, дерево, тетрадь, книжка, порт-фель, кровать, лампа);

2) наименования живых созданий (чело-век, инженер, девочка, парень, олень, комар);

3) наименования разных веществ (кислород, бензин, свинец, сахар, соль);

4) наименования разных явлений природы и публичной жизни (буря, мороз, дождь, праздничек, война);

5) наименования отвлечённых параметров и признаков (свежесть, белизна, синева);

6) наименования отвлечённых действий и состояний (ожидание, убийство, бег).

Морфологические признаки имени существительного - это род, число, падеж, склонение. Имена существительные

1) принадлежат к одному из четырёх родов - мужскому, женскому, среднему, общему, однако не меняются по родам: океан, река, море ; см. Как найти род имени существительного?;

2) меняются по числам: океан - океаны, река - реки, море - моря ;

3) меняются по падежам: океан - океана, океану, океаном и т.д.; см. Какие есть падежи в российском языке?

Изменение по падежам и числам именуется склонением . См. Как найти склонение имён существительных?

Исходная форма существительного - именительный падеж единственного числа.

Синтаксические признаки: в предложении имена существительные в большинстве случаев выступают как подлежащие либо дополнения, однако могут быть какими угодно другими членами предложения:

Книжка делает человека владельцем вселенной (П. Павленко) - подлежащее ;
Вся жизнь населения земли оседала в книжке (А. Герцен) - дополнение ;
Книжка - хранилище познаний (Б. Полевой) - именная часть составного сказуемого ;
Сырость от земли начинала холодить бок (А. Гайдар) - несогласованное определение ;
Над седоватый равниной моря ветер тучи нагоняет (М. Лермонтов) - событие места ;
Не забудет народ-фаворит беззаветных героев собственных (В. Лебедев-Кумач) - приложение .

Существительное в предложении может выступать в роли воззвания (не является членом предложения): Люся , я тебя жду!

3. По нраву лексического значения существительные делятся на два разряда:

  • нарицательные существительные - это существительные, которые именуют класс однородных предметов: стол, мальчишка, птица, весна ;
  • собственные существительные - это существительные, которые именуют единичные (личные) предметы, к которым относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, наименования городов, рек, морей, океанов, озёр, гор, пустынь (географические наименования), наименования книжек, картин, кинофильмов, журналов, газет, спектаклей, наименования кораблей, поездов, разных организаций, исторических событий и т.п.: Александр, Жучка, Наша родина, Астрахань, Волга, Байкал, «Капитанская дочка» .
  • Примечание . Собственные имена существительные имеют ряд особенностей.

    1) Имена собственные могут состоять из 1-го слова (Москва, Каспий, Кавказ, «Мцыри» ) либо из нескольких слов (Нижний Новгород, Новый Орлеан, Василий Андреевич Жуковский, «Война и мир», Восточно-Сибирское море ).

    2) Имена собственные пишутся с большой буквы (Тула, Альпы ).

    3) Наименования (заглавия) книжек, газет, журналов, кинофильмов, картин, кораблей, поездов и т.п. пишутся с большой буквы и, не считая того, выделяются кавычками (роман «Евгений Онегин», картина «Утро в лесу», теплоход «Василий Суриков» ).

    4) Имена собственные не употребляются во множественном числе и не смешиваются с именами числительными (не считая случаев обозначения различных предметов и лиц, называющихся идиентично: У нас в классе две Ирины и три Оли ). Город Набережные Челны.

    5) Собственные существительные могут перебегать в нарицательные, а нарицательные - в собственные, к примеру: Нарцисс (имя юноши-красавца в древнегреческой мифоло-гии) - нарцисс (цветок); Бостон (город в США) - бостон (шерстяная ткань), бостон (неспешный вальс), бостон (карточная игра); труд - газета «Труд».

    4. По значению имена существительные делятся на четыре главных разряда:

  • определенные - это существительные, которые именуют определенные предметы живой и неживой природы (меняются по числам, смешиваются с количественными числительными). К примеру: стол (столы, два стола ), ученик (ученики, два ученика ), гора (горы, две горы );
  • вещественные - это существительные, которые именуют разные вещества, однородную массу чего-либо (имеют только одну форму числа - единственного либо множественного; не смешиваются в количественными числительными; смешиваются со словами много, не достаточно , а также с разными единицами измерения). К примеру: воздух (нет множественного числа; нельзя сказать: два воздуха , однако есть возможность: много воздуха, не достаточно воздуха; два кубометра воздуха ), грязь (нет множественного числа; нельзя сказать: две грязищи , однако есть возможность: много грязищи, не достаточно грязищи; два килограмма грязищи ), чернила (нет единственного числа; нельзя сказать: 5 чернил , однако есть возможность: много чернил, не достаточно чернил, двести граммов чернил ), опилки (нет единственного числа; нельзя сказать: 5 опилок , однако есть возможность: много опилок, не достаточно опилок; полкилограмма опилок );
  • отвлечённые (абстрактные) - это существительные, которые именуют абстрактные явления, воспринимаемые на уровне мыслей (имеют только единственное либо только множественное число, не смешиваются с количественными числительными). К примеру: сочувствие (нет множественного числа; нельзя сказать: два соболезнования ), теплота (нет множественного числа; нельзя сказать: две теплоты ), горечь (нет множественного числа; нельзя сказать: две горечи ), хлопоты (нет единственного числа; нельзя сказать: 5 морок );
  • собирательные - это существительные, которые именуют огромное количество схожих предметов как одно целое (имеют только форму единственного числа; не смешиваются с количественными числительными). К примеру: молодёжь (нет множественного числа, хотя обозначает огромное количество; нельзя сказать: две молодёжи ), учительство (нет множественного числа, хотя обозначает огромное количество; нельзя сказать: два учительства ), зверьё (нет множественного числа, хотя обозначает огромное количество; нельзя сказать: два зверья ), листва (нет множественного числа, хотя обозначает огромное количество; нельзя сказать: две листвы );
  • единичные - это существительные, которые являются разновидностью вещественных существительных. Эти существительные именуют один экземпляр тех предметов, из которых состоит огромное количество. К примеру: жемчуг - жемчужина, картофель - картофелина, песок - песчинка, горох - горошина, снег - снежинка, трава - соломина .
  • 5. По типу обозначаемых предметов существительные делятся на два разряда:

  • одушевлённые существительные, которые именуют предметы живой природы, к ним задаётся вопрос кто?: отец, мама, соловей, кошка, муха, червь ;
  • неодушевлённые существительные, которые именуют предметы неживой природы, к ним задаётся вопрос что?: страна, камень, хохот, снег, окно .
  • Примечание . Время от времени бывает тяжело разграничить одушевлённые и неодушевлённые существительные.

    1) Одушевлёнными приемущественно являются существительные мужского и дамского родов. Одушевлённых существительных среднего рода сильно мало (дитя, животное, лицо в значении «человек», млекопитающее, насекомое, страшилище, существо в значении «живой организм», чудовище ).

    2) Одушевлённые и неодушевлённые существительные имеют особенности в склонении:

  • у одушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа (у одушевлённых существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе): В.п. мн.ч.= Р.п. мн.ч.
  • Ср.: мама - вижу матерей (мн.ч. В.п.), нет матерей (мн.ч. Р.п.); отец - вижу отцов (мн.ч. В.п.), нет отцов (мн.ч. Р.п.); вижу отца (ед.ч. В.п.), нет отца (ед.ч. Р.п.);

  • у неодушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа (у существительных мужского рода 2-го склонения и в единственном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа): В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.
  • Ср.: страна - вижу страны (мн.ч. В.п.), тут есть страны (мн.ч. И.п.); камень - вижу камешки (мн.ч. В.п.), тут есть камешки (мн.ч. И.п.); вижу камень (ед.ч. В.п.), тут есть камень (ед.ч. И.п.).

    3) Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпадает с научным представлением о живой и неживой природе. К примеру, существительное полк обозначает совокупа людей, однако это неодушевлённое существительное (В.п. = И.п.: вижу полк - тут есть полк ). То же самое есть возможность следить на примере существительного микроорганизм. Исходя из убеждений биологии, это часть живой природы, однако существительное микроорганизм неодушевлённое (В.п. = И.п.: вижу микроорганизм - тут есть микроорганизм ). Существительные покойник и труп являются синонимами, однако существительное покойник является одушевлённым (В.п. = Р.п.: вижу покойника - нет покойника ), а существительное труп является неодушевлённым (В.п. = И.п.: вижу труп - тут есть труп ).

    Дополнительно:

  • Как найти род имени существительного?
  • Как найти род неизменяемых существительных (слова класса жалюзи, какао)?
  • Как найти род существительных, оканчивающихся на -ЛЬ (слова класса тюль, мозоль)?
  • Как найти род составных существительных (слова класса торт-мороженое, кресло-кровать)?
  • Как найти род неизменяемых существительных, называющих людей (слова класса идальго, леди)?
  • Как найти род существительных, обозначающих наименования обуви (тапка либо тапок, кед либо кеда)?
  • Как найти род неизменяемых существительных, называющих животных (слова класса кенгуру, шимпанзе)?
  • Как найти род существительных, обозначающих наименования парных предметов (рельс либо рельса, гольф либо гольфа)?
  • Как найти род неизменяемых существительных, обозначающих профессии и род занятий (слова класса атташе, портье)?
  • Где отыскать упражнения к теме «Морфологические нормы. Род имён существительных»?
  • Сколько типов склонения существительных в российском языке?
  • Где отыскать эталоны склонения существительных?
  • Как склоняются существительные 2-го склонения?
  • Как склоняются существительные 3-го склонения?
  • Как склоняются существительные 1-го склонения?
  • Где отыскать эталон склонения разносклоняемых существительных?
  • Где отыскать эталон склонения субстантивированных существительных?
  • Где отыскать таблицу типов склонения существительных российского языка?
  • Где отыскать упражнения к теме «Морфологические нормы. Особенности склонения существительных»?
  • Источник материала Интернет-сайт

  • licey.net - Балашова Л.В., Дементьев В.В. Курс российского языка (§ 3.2.1 «Понятие об имени существительном. Морфологические признаки имён существительных. Разряды имён существительных»).
  • Дополнительные источники:

  • ru.wikipedia.org - статья «Имя существительное в российском языке»;
  • gramota.ru - подробнее об особенностях одушевлённых и неодушевлённых существительных;
  • rusgram.narod.ru - о различиях меж своими именами и своими наименованиями (§ 1124-1125), подробнее о разграничении одушевлённых и неодушевлённых существительных (§ 1129-1131);
  • studysphere.ru - короткое изложение темы «Имя существительное»;
  • lik-bez.com - тест по теме «Имя существительное»;
  • licey.net - упражнения к теме «Понятие об имени существительном. Морфологические признаки имён существительных. Разряды имён существительных».
  • 
    Top