Царица и царевна добро побеждает зло. Королевич Елисей

Урок развития речи

I. Королевич Елисей. Победа добра над злом
Заканчиваем разговор по эпизодам, выразительно читаем каждый отрывок, работаем с лексикой и ритмом сказки.
Эпизод восемнадцатый. «К красну солнцу наконец // Обратился молодец...»
Эпизод девятнадцатый. «Только месяц показался, // Он за ним с мольбой погнался...»
Эпизод двадцатый. «Елисей, не унывая, // К ветру кинулся, взывая...»
Обратим внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число три : столько раз королевич обращается к силам природы.
- Какими словами обращается Елисей к солнцу, месяцу и ветру?
Обращения Елисея к солнцу, месяцу и ветру приближают пушкинскую сказку к фольклорной. В них проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в настойчивом повторении главного вопроса:

Эпизод двадцать первый. «И о гроб невесты милой // Он ударился всей силой...»
- Найдите эпитеты в этом отрывке. Какое настроение создает автор с их помощью?
- Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту?
Строки о королевиче Елисее звучат сказочно-романтической кульминацией: «И о гроб невесты милой // Он ударился всей силой».
То, что хрустальный гроб будет разбит и царевна оживет, становится ясно. Мы ожидаем именно счастливой кульминации и развязки.
- Нравится ли вам иллюстрация Е. Пашкова к этому эпизоду сказки (с. 107 учебника) ? Почему?
- Сравните строки: «И молва трезвонить стала: // Дочка царская пропала!» - со словами: «И трубит уже молва: // Дочка царская жива!» В чем разница настроения и музыкального тона этих строк? В чем причина этой разницы? (12-й вопрос учебника, с. 109.) Какие картины вам представляются, когда вы слышите эти строки?
Первое двустишие звучит неуверенно, второе - уверенно, утверждающе, радостно. Разницу в настроении и музыкальном тоне строк создают звуки, из которых складываются слова. Например, слово трезвонить начинается теми же буквами, что и слово трубит . В первом случае неуверенность, ощущение надтреснутости создает мягкий звук [р’], сочетание [зв], второе двустишие звучит уверенно ([р] твердый, четко слышится звук [у]), его укрепляет слово «уже», в котором тоже звук [у].
В первом двустишии ударение падает на предпоследние слоги строк, и это тоже создает впечатление неуверенности. Во втором двустишии ударение на последних слогах строк, и это помогает утверждению чувства радости.
Эпизод двадцать второй. «Лишь ее похоронили, // Свадьбу тотчас учинили...»
Заметим, что злая мачеха сидела «в ту пору без дела».
- Отчего умерла злая царица?
- Какие качества царевны вознаграждаются в сказке?
Кротость, доброта и терпение вознаграждаются. Девушка становится королевной. Однако она не поступает подобно своей мачехе.
- Сравните финал сказки Пушкина и немецкой сказки «Белоснежка и семь гномов».
В немецкой сказке падчерица заставляет злую мачеху на своей свадьбе плясать в раскаленных железных башмаках до тех пор, пока та не умирает. Пушкинская царевна не делает и не может сделать такого. Она остается искренней и светлой в своих словах, обращенных к людям: «Всех я вас люблю сердечно...»
- Какой традиционный элемент русской народной сказки вводит автор в свою сказку?
Ученики находят и читают концовку.
II. Самостоятельная работа по стилистике сказки А. С. Пушкина
Письменно выполняем задание рубрики учебника «Будьте внимательны к слову» (с. 109) . Из предложенных в учебнике выражений выпишем только те, которые могут встретиться лишь в авторской сказке: восхищенья не снесла, свойство зеркальце имело, в горести душевной, сотворив обряд печальный, вдруг погасла жертвой злобе .
Трудность могут вызвать фразы: с мольбой погнался, трубит уже молва . Остальные перечисленные в учебнике выражения характерны для народной речи.
Пятиклассники работают самостоятельно, затем зачитывают выписанные выражения, обсуждают правильность выбора.
III. Музыкальность пушкинской сказки
Обратимся к вопросам рубрики учебника «Живопись, музыка, кино, театр» (с. 109-110) . Предложим ученикам 3-й вопрос:
- Какая музыкальная мелодия, по вашему мнению, - грустная или веселая, быстрая или медленная, резкая, четкая или плавная - могла бы сопровождать стихотворные строки, посвященные первой царице, царевне, богатырям и Елисею, царице-мачехе?
Дадим детям возможность высказаться. Строки, посвященные первой царице, могла бы сопровождать медленная, плавная и грустная мелодия. Строки, посвященные царевне, - не очень быстрая и тоже плавная; царице-мачехе - резкая мелодия с перепадами ритма, т. е. то быстрая, то медленная. Богатырям соответствует четкая, веселая, удалая музыка. Елисею - лирическая и в то же время решительная.
- Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны?
Подготовленный ученик расскажет, что по сказкам А. С. Пушкина Н. А. Римским-Корсаковым созданы оперы «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок», Д. Д. Шостакович написал оперу по «Сказке о попе и о работнике его Балде». Б. Кравченко написал детскую комическую оперу «Ай да Балда!». Наиболее известна опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила», написанная по одноименной поэме Пушкина.
Фрагменты этих музыкальных произведений использовались режиссерами при создании мультфильмов по пушкинским сказкам.
Хорошо, если у учителя будет возможность дать детям послушать несколько заранее выбранных отрывков из этих произведений.
По «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина поставлены художественный фильм и мультфильм. Существуют два диафильма: с рисунками художников Е. Мешкова и Л. Панова. Если кабинет литературы достаточно оснащен, можно посмотреть фрагменты фильма или одного из диафильмов.
IV. Выразительное чтение наизусть отрывков сказки
Оставшееся время слушаем выразительное чтение наизусть тех эпизодов, которые ученики готовили дома.
Домашнее задание
Прочитать поэму «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина. Подготовиться к уроку внеклассного чтения (исходя из замысла учителя).

Тема: Р/р-3. Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки .

Разработчик: Тоноян Н.П., учитель русского языка и литературы МБОУ «ЗСШ».

Предмет: Литература. Авторы УМК: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.

Класс: 5 класс

Тип урока: урок комбинированного строения

Цель: развивать представления учащихся о добре; воспитывать стремление совершать добрые дела; способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости, милосердия к окружающим; развивать самооценку учащихся; речь, мышление, умение связно выражать свои мысли, развивать коммуникативные умения; формировать специальные читательские навыки, интерес к самостоятельному чтению.

Задачи: Образовательная : продолжить знакомство учащихся с творчеством А. С. Пушкина; продолжить знакомство с понятиями «мораль и нравственность»; совершенствовать речевые навыки; развивать умение вести беседу. Развивающая: создать условие для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение, работать над литературоведческими понятиями. Воспитательная: воспитывать культуру общения; любовь к жизни, веру в торжество добрых начал.

Методы и педагогические технологии: 1) технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов), 2) групповые технологии (В.К. Дьяченко),

3) педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), 4) объяснительно-иллюстративный метод, 5) проблемный метод.

Планируемые результаты : предметные – создать условия для интерпретации литературной сказки Пушкина; научить выявлять смысл; научить приемам анализа литературного произведения; – метапредметные – создать условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации; личностные – формировать духовно-нравственные качества личности на примере характеристики персонажей литературных произведений; воспитывать заложенные автором в литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности; воспитывать доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях. Формировать УУД: Личностные: – формирование волевых качеств личности на основе примеров из произведения ; познавательный интерес; – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные: – определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; – планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; – оформлять свои мысли в устной форме; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения, общения и следовать им. Познавательные: – ориентироваться в своей системе знаний; – осуществлять анализ объектов; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – преобразовывать информацию из одной формы в другую; – составлять ответы на вопросы.

Ход урока:

    Оргмомент. Мотивация (самоопределение) учебной деятельности.

    Актуализации учебного действия.

Заканчиваем разговор по эпизодам, выразительно читаем каждый отрывок, работаем с лексикой и ритмом сказки.

Эпизод восемнадцатый. «К красну солнцу наконец // Обратился молодец...»

Эпизод девятнадцатый. «Только месяц показался, // Он за ним с мольбой погнался...»

Эпизод двадцатый. «Елисей, не унывая, // К ветру кинулся, взывая...»

Обратим внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число три : столько раз королевич обращается к силам природы.

- Какими словами обращается Елисей к солнцу, месяцу и ветру?

Обращения Елисея к солнцу, месяцу и ветру приближают пушкинскую сказку к фольклорной. В них проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в настойчивом повторении главного вопроса:

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

    Изучение нового материала

    Беседа по вопросам.

Эпизод двадцать первый. «И о гроб невесты милой // Он ударился всей силой...»

- Найдите эпитеты в этом отрывке. Какое настроение создает автор с их помощью?

- Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту?

Строки о королевиче Елисее звучат сказочно-романтической кульминацией: «И о гроб невесты милой // Он ударился всей силой».

То, что хрустальный гроб будет разбит и царевна оживет, становится ясно. Мы ожидаем именно счастливой кульминации и развязки.

- Нравится ли вам иллюстрация Е. Пашкова к этому эпизоду сказки (с. 107 учебника) ? Почему?

- Сравните строки: «И молва трезвонить стала: // Дочка царская пропала!» - со словами: «И трубит уже молва: // Дочка царская жива!» В чем разница настроения и музыкального тона этих строк? В чем причина этой разницы? (12-й вопрос учебника, с. 109.) Какие картины вам представляются, когда вы слышите эти строки?

Первое двустишие звучит неуверенно, второе - уверенно, утверждающе, радостно. Разницу в настроении и музыкальном тоне строк создают звуки, из которых складываются слова. Например, слово трезвонить начинается теми же буквами, что и слово трубит . В первом случае неуверенность, ощущение надтреснутости создает мягкий звук [р’], сочетание [зв], второе двустишие звучит уверенно ([р] твердый, четко слышится звук [у]), его укрепляет слово «уже», в котором тоже звук [у].

В первом двустишии ударение падает на предпоследние слоги строк, и это тоже создает впечатление неуверенности. Во втором двустишии ударение на последних слогах строк, и это помогает утверждению чувства радости.

Эпизод двадцать второй. «Лишь ее похоронили, // Свадьбу тотчас учинили...»

Заметим, что злая мачеха сидела «в ту пору без дела».

- Отчего умерла злая царица?

- Какие качества царевны вознаграждаются в сказке?

Кротость, доброта и терпение вознаграждаются. Девушка становится королевной. Однако она не поступает подобно своей мачехе.

- Сравните финал сказки Пушкина и немецкой сказки «Белоснежка и семь гномов».

В немецкой сказке падчерица заставляет злую мачеху на своей свадьбе плясать в раскаленных железных башмаках до тех пор, пока та не умирает. Пушкинская царевна не делает и не может сделать такого. Она остается искренней и светлой в своих словах, обращенных к людям: «Всех я вас люблю сердечно...»

- Какой традиционный элемент русской народной сказки вводит автор в свою сказку?

Ученики находят и читают концовку.

2. Самостоятельная работа по стилистике сказки А. С. Пушкина

А) Письменно выполняем задание рубрики учебника «Будьте внимательны к слову» (с. 109) . Из предложенных в учебнике выражений выпишем только те, которые могут встретиться лишь в авторской сказке: восхищенья не снесла, свойство зеркальце имело, в горести душевной, сотворив обряд печальный, вдруг погасла жертвой злобе .

Трудность могут вызвать фразы: с мольбой погнался, трубит уже молва . Остальные перечисленные в учебнике выражения характерны для народной речи.

Пятиклассники работают самостоятельно, затем зачитывают выписанные выражения, обсуждают правильность выбора.

Б) Обратимся к вопросам рубрики учебника «Живопись, музыка, кино, театр» (с. 109-110) . Предложим ученикам 3-й вопрос:

- Какая музыкальная мелодия, по вашему мнению, - грустная или веселая, быстрая или медленная, резкая, четкая или плавная - могла бы сопровождать стихотворные строки, посвященные первой царице, царевне, богатырям и Елисею, царице-мачехе?

Дадим детям возможность высказаться. Строки, посвященные первой царице, могла бы сопровождать медленная, плавная и грустная мелодия. Строки, посвященные царевне, - не очень быстрая и тоже плавная; царице-мачехе - резкая мелодия с перепадами ритма, т. е. то быстрая, то медленная. Богатырям соответствует четкая, веселая, удалая музыка. Елисею - лирическая и в то же время решительная.

- Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны?

Подготовленный ученик расскажет, что по сказкам А. С. Пушкина Н. А. Римским-Корсаковым созданы оперы «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок», Д. Д. Шостакович написал оперу по «Сказке о попе и о работнике его Балде». Б. Кравченко написал детскую комическую оперу «Ай да Балда!». Наиболее известна опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила», написанная по одноименной поэме Пушкина.

Фрагменты этих музыкальных произведений использовались режиссерами при создании мультфильмов по пушкинским сказкам.

Хорошо, если у учителя будет возможность дать детям послушать несколько заранее выбранных отрывков из этих произведений (используем аудиокнигу).

По «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина поставлены художественный фильм и мультфильм. Существуют два диафильма: с рисунками художников Е. Мешкова и Л. Панова. Если кабинет литературы достаточно оснащен, можно посмотреть фрагменты фильма или одного из диафильмов.

    Систематизация и обобщение изученного материала.

    Вывод : Королевич Елисей, пустившись на поиски своей любимой, сумел отыскать ее даже под землей. Много пришлось постранствовать королевичу по свету, пока Ветер не помог ему отыскать пещеру, где в хрустальном гробу спала вечным сном царевна. Любовь и преданность Елисея оказались сильнее смерти: гроб разбился, и царевна ожила. Сила любви победила смерть, и мы верим, что молодые будут счастливы всю жизнь.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг

Изумленными глазами,

И, качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла:

«Как же долго я спала!»

И встает она из гроба...

Ах!.. и зарыдали оба.

В руки он ее берет

И на свет из тьмы несет,

И, беседуя приятно,

В путь пускаются обратно,

И трубит уже молва:

Дочка царская жива!

В своей сказке Пушкин не только порадовал читателя верой в силу добра и справедливости, но и заслуженно наказал злую мачеху, чтоб она уже никогда не смогла помешать счастью царевны и королевича Елисея. И царица умерла от тоски и злости.

Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала.

Тут ее тоска взяла,

И царица умерла.

Злая, завистливая, коварная мачеха-царица получила по заслугам за свои козни. Правильно говорят: «Не рой другому яму - сам в нее попадешь». Ревность и черная злость сгубили гордячку, а вовсе не месть изгнанной ею царевны.

    Пословицы и поговорки

Много пословиц и поговорок сложил народ о добре. Давай познакомимся с некоторыми из них, объясним их смысл.

Злой не верит, что есть добрый.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Доброго чтут, а злого жалуют.

Добрые вести прибавят чести.

Твоя красота в твоей доброте.

· Добрым словом и камень растопишь.

    Правила доброты.

Были ли в твоей жизни случаи, когда ты совершал какое-либо доброе дело. Так что же значит «быть добрым»? Давай составим «Правила доброты и постараемся следовать им в течение всей жизни.

1. Будь приветлив, вежлив.

2. Будь внимателен к людям.

3. Делай добрые дела.

4. Не отвечай злом на зло.

5. Прощай другим их ошибки.

6. Жалей других, а не себя.

7. Относись к людям так, как хотел бы чтобы они относились к тебе.

Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.

Если хочешь протянуть руку помощи,

Но не можешь

Пожелай человеку добра в пути,

Добрым словом ты также поможешь.

    Рефлексия учебной деятельности .

Давайте будем жить и следовать нашим правилам доброты, и тогда каждый человек будет необыкновенно красив и привлекателен, потому что доброта украшает человека.

Давайте каждый новый день своей жизни начинать с улыбки и не стесняться улыбаться себе самому, новому дню, маме, папе, учительнице и всем прохожим.

Сегодня, вспомнив пушкинскую сказку, мы поговорили о добре и зле. В завершение нашего урока хочется сказать: «Хоть зло сильно – всему вредит, Добро на свете победит!»

Музыкальность пушкинской сказки

    Домашнее задание : подготовить биографические данные о А.А. Погорельском, читать произведение «Черная курица, или Подземные жители».

Конспект урока по литературе для 5 класса

Добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина

Эпиграф к уроку: Лишь добро одно бессмертно

Зло подолгу не живёт.

Шота Руставели, грузинский поэт

Вводное слово учителя

Сегодня мы продолжаем работу над «Сказкой о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.

Ребята, на доске карточки. (Полоски бумаги, расположенные вразнобой, на которых написаны слова: ДОБРО, ЗЛО, ДОБРОТА, ВЕРНОСТЬ, ЛЮБОВЬ, КРОТОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ЗЛОБА, РЕВНОСТЬ, ЭГОИЗМ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО). Распределите их по двум группам: положительные и отрицательные качества человека.

На доске появляется ряд:

Что причиняют людям те, кто обладает положительными качествами? А отрицательными?

Возможные ответы: 1)добро, радость, удовольствие, счастье, тепло, любовь

2) боль, страдание, досаду, обиду, несчастье

О чем мы будем сегодня говорить?

Попытайтесь сформулировать тему урока.

На доске записывается тема урока и эпиграф. (Тема и эпиграф демонстрируются на слайде)

Дети делают запись в тетради.

Ребята, как вы думаете, какие вопросы у нас могут возникнуть в течение урока?

Возможные варианты, предложенные детьми:

1.Как мы можем определить, какой человек – злой или добрый?

2.Кто в сказке совершает добрые, а кто злые поступки?

3.Как поступать с теми, кто делает зло другим?

4.Стоит ли мстить тем, кто причиняет зло людям?

5.А легко ли распознать добро и зло?

6.Что в итоге побеждает: добро или зло?

7.Почему добро часто бывает беззащитным?

Учитель

Ребята многие вопросы, предложенные вами, будут звучать на нашем уроке, и мы постараемся на них вместе ответить.

А что нам необходимо в первую очередь сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы?

(Обратиться к тексту сказки, сделать наблюдения по тексту).

Я предлагаю поработать таким образом: поработать над текстом сказки и найти ответы на следующие вопросы: (вопросы демонстрируются на слайде)

1.Как в сказке А.С. Пушкин изображает царевну и царицу?

2.Каков характер царевны и царицы?

3.Какова царевна во взаимоотношениях с другими людьми?

4.Какие люди окружают нас и как нам следует относиться к недобрым людям?

5. Легко ли отличить добро и зло?

6.Чему учит «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?

Учитель

Мы сегодня рассмотрим два этих понятия - добро и зло.

Я вижу свою задачу в том, чтобы вы не только усвоили эти понятия, но и увидели, как Пушкин показывает добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».

Я постараюсь помочь вам разобраться в том, что зло и добро – понятия отнюдь не простые и не однозначные.

Как мы можем определить, какой человек - злой или добрый?

Дети отвечают: по поступкам.

Давайте разберемся, каковы поступки главных героинь сказки - царевны и царицы-мачехи, как нам их представляет автор.

Сядьте по группам.

Работа в группах . (Задания группам дается в приложении к конспекту. Вместе с заданиями раздаются и листы для оценок).

Учитель подытоживает, дает оценку работе каждой группы.

Ребята, одна группа сравнивала царевну и царицу, другая – обратила внимание на характер царевны, третья – обратила внимание на характер царицы, 4 группа рассмотрела вопрос о том, какова царевна во взаимоотношениях с другими людьми, а пятая размышляла о том, какие люди окружают нас и как нам следует относиться к недобрым людям.

Вывод: Царица тщеславна, она считает себя самой красивой и постоянно хочет слышать подтверждение этому. Однако при всей своей красоте она не уверена в себе. Зеркальце необходимо ей для самоутверждения. Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.
Изображая кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне красивый человек, если лишён красоты внутренней.
Доброта доверчива, она нуждается в защите, потому что зло жестоко и коварно, но изначально обречено.
Таким образом, автор показывает внутреннюю несостоятельность и обречённость зла.

(Дети рассаживаются на свои места. Это делается все быстро, если такая работа проводится часто, а дети знают, какие столы сдвинуть парами, какие не следует трогать, кто в какой группе работает).

Продолжаем нашу работу.

Ребята, а всегда ли легко отличить добро и зло?

Мы подумаем над этим вопросом, а сейчас давайте посмотрим фрагмент из сказки «Царица и зеркальце».

Инсценирование (от слов «На девичник собираясь…» до слов «З невестой молодой…»)

Кто ещё совершает злые поступки?

Давайте разберемся, добро или зло несут такие персонажи сказки, как Зеркальце, Чернавка, богатыри?

Умеет ли Зеркальце лгать? (нет, оно всегда говорит только правду)

Есть ли на нем какая-нибудь вина?

Правдивое Зеркальце направило гнев и зависть царицы на ни в чём не повинную царевну, затем сообщило, что царевна живет в лесу у семи богатырей - и девушка оказалась беззащитной перед силой зла. Безусловно, Зеркало честно, но именно оно косвенно стало причиной смерти царевны.

Таким образом, есть в нем добрые свойства: говорит правду, не лжёт, верно служит своей хозяйке. Но с другой стороны, оно помогает царице, хотя и не ведает о коварстве злой мачехи.

А какова Чернавка?

Есть в ней добрые движения души? (Да, она пожалела царевну, отпустила её)

Она тоже верно служит. Но кому?

Чем продиктовано её верное служение царице((боится наказания и смерти)

Вспомните, что означает её имя? (делает черную, грязную работу, помогает царице в её коварных замыслах)

Опять-таки и здесь мы видим и плохое, и хорошее. Чернавка способна пожалеть («не убила, не связала, отпустила и сказала…»), тоже верно служит своей хозяйке. Но служит обману, злу, коварству. Верность её основана на страхе.

Вспомните, кто обладает настоящей верностью, светлой, лишённой зависти, чёрных замыслов?

Такая верность основана на любви.

Да, это Соколко, который съел отравленное яблоко. Так он рассказал богатырям, чо случилось с царевной.

Конечно, это и Елисей. Он ищет любимую, обращается к силам природы, чтобы те помогли ему отыскать невесту.

Выразительное чтение наизусть отрывка «Монолог Елисея» (от слов «За невестою своей королевич Елисей…» до слов «Вкруг того пустого места; в том гробу твоя невеста».)

Чтение сопровождается показом слайдов с изображением фрагментов «Елисей обращается к Солнцу», «Елисей обращается к Месяцу», «Елисей обращается к ветру».

Давайте немного отвлечемся от темы урока. Откройте учебник на стр. 126. Прочитайте вслух определение – риторическое обращение. Запишите определение в тетрадь.

Найдите риторические обращения в монологе Елисея. Выпишите их.

Сверьте написанное: «Свет наш солнышко!»; «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!»; «Ветер, ветер! Ты могуч…»

Как Елисей обращается в силам природы? (Ласково, уважительно, с почтением).

Почему только ветер смог подсказать Елисею, где его невеста? (всюду веешь на просторе…»)

Почему царевну смог спасти только королевич Елисей(Елисей означает спаситель).

Любил царевну, был преданным, верным, настойчивым в поисках своей невесты.

Учитель

В сказках у добра много помощников, а зло – одиноко. Мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти свою невесту.

А что же происходит со злой царицей-мачехой?

Найдите строки, в которых говорится о ней в конце сказки.

Чтение (от слов «Злая мачеха, вскочив,.. до слов «И царица умерла».

И никто не пожалел, что царицы не стало.

Пять раз в сказке царица названа злой. Она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует. В сказке, как и в жизни, силы зла побеждает любовь, которая сильнее смерти.Истинная ценность человека – это красота внутренняя: кротость, трудолюбие, скромность, искренность, верность.
Зло может скрываться за внешне прекрасной формой. В таком случае ему легко обмануть доверчивость доброты, однако зло изначально обречено на поражение. Сказка предупреждает: жестокость, злоба, зависть, будут непременно наказаны.

Действительно, нельзя не согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели - прочитать слова эпиграфа.

Но в жизни происходит всё гораздо сложнее, мы не можем разделить людей только на добрых и только на злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Мы ведь совершаем и добрые поступки, и не очень…добрые… Завидуем, обижаем тех, кто рядом с нами, обижаемся …

Подумайте, чему научила вас сказка Пушкина?

Составьте синквейн об этой сказке. Обсудите это по рядам. Дети собираются в группы: 1-ый ряд и 3-ий – у первой парты своего ряда, средний ряд – у последней парты своего ряда. На общем листе записывается синквейн.

1. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

2………………………………………………………………………………..

3………………………………………………………………………………..

3……………………………………………………………………………....

4……………………………………………………………………………….

5……………………………………………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ - ЗАДАНИЯ ПО ГРУППАМ

1 группа .

Найдите лексическое значение слов в словаре добро и зло.

Кто является олицетворением добра и зла в сказке А.С.Пушкина

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях?

В сказках присутствует всегда добро и зло.

В словаре мы нашли лексическое значение слов:

Добро – это………………………………………………………………………………………………………..........................................

Зло – это………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Олицетворением добра в сказке А. С. Пушкина является …………....………..…………………………………………….

зла-……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Итак, царевна кроткая и ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

А царица –…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

2 группа.

Заполните таблицу. Царевна.

Характер

(Царевна у богатырей)

Используйте начало предложения при ответе:

Мы исследовали литературный персонаж - царевну. Пришли к такому выводу: она

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Характером отличалась от всех, потому что была…………………………………………………………………………………….

3 группа.

За что, почему преследует царевну мачеха?

Какие чувства вызывает в злых людях красота, доброта, ум?

Слова для справок: зависть, ненависть, злоба, ревность, желание отомстить

Что случилось с мачехой? Плакал ли кто по ней? Почему?

Надо ли наказывать таких людей?

Используйте начало предложения при ответе:

Царевна - героиня сказки………………………………………………………………………………………………………………………

Мачеха преследовала царевну, потому что……………………………………………………….(прочитать отрывок)

Злые люди завидуют, злятся, испытывают недовольство ……………………….., если с ними рядом живут

добрые, отзывчивые и любимые другими людьми………... люди.

Мы считаем, что злых людей наказывать…. (выбрать вариант ответа)

Да, надо на злобу отвечать злобой.

Нет, надо таких людей понять, поддержать.

Зло само себя накажет

4 группа .

Заполните таблицу.

Какие чувства испытывает царевна?

В доме с отцом и мачехой

Вдалеке от дома, когда живет у семи богатырей

Когда вновь увидела Елисея

Хочет ли она отомстить царице?

Используйте начало предложения при ответе:

Наша группа исследовала, какие чувства испытала царевна.

Царевна испытывает такие чувства:…………………………………………………………………………………………………………….

Поэтому она мстить………………………………………………………………………………………………………………………………………

5 группа.

Вспомните, какие испытания пришлось перетерпеть царевне по вине мачехи?

А теперь ответьте на вопросы:

Какие люди могут нас окружать в жизни?

Каких людей мы хотим видеть вокруг себя?

Какие качества их качества нам симпатичны?

Что нужно, чтобы тебя окружали добрые, верные люди?

Как нам относиться к злым, недобрым людям, если они будут рядом с нами?

Используйте начало предложения при ответе:

В сказке А.С. Пушкина есть добрые и злые герои.

Царица – это……………………………………………………………………………………………………………………………………………

царевна – это………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Добрый человек (царевна) по характеру…………………………………………………………………………………………….

по поступкам………………………………………………………………………………………………………

Нам всегда хочется видеть вокруг себя………………………………………………………………………………………………..

Таких людей я встречал…………………………………………………….

Недобрым, злым людям надо (выбрать вариант ответа):

На злобу отвечать злобой.

Таких людей понять, поддержать, чтобы самому не быть похожим на них.

Зло само себя накажет

Цели:

  • раскрыть нравственный смысл сказки Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”;
  • продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;
  • формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.

Эпиграф:

Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.

Шота Руставели

Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение.

Оборудование: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, слайды, мультипликационный фильм по сказке.

Ход урока

1. Организационный этап.

2. Слово учителя .

Учитель: С какой сказкой А. С. Пушкина мы познакомились на прошедших уроках?

Ученики: Со “Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях”

Учитель: Что мы узнали об этой сказке и ее героях?

(Учащиеся рассказывают о сюжете, главных героях, о противоположных образах царицы и царевны.)

Учитель: Сегодня на уроке мы будем беседовать о героях “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”;

Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

3. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала. Проверка индивидуального домашнего задания.

Учитель : Нам всем знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов.

(Ученик зачитывает определения терминов из толкового словаря)

“Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье” (Школьный философский словарь)

“Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека

Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный” (Словарь живого русского языка Владимира Даля)

Учитель: Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Ученик: Да, добро и зло – противоположные понятия.

Учитель: Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.

На первом уроке по этой сказке мы с вами сделали вывод, что она близка к народным (фольклорным) сказкам.

4. Этап проверки знаний.

Учитель: В народных сказках всех героев можно распределить на положительных и отрицательных. Назовите положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).

Ученик: Добро – Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван - крестьянский сын. Зло – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое.

Учитель: Можем ли мы так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”?

(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным)

Учитель: Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

Ученики: Царевны и царицы.

Учитель: Для того, чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся ко второй части вашего домашнего задания – устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.

(Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы)

Учитель: Необходимо было также выписать определения, характеризующие героинь. Посмотрим, что у вас получилось, и сравним с таблицей.

(Учащиеся зачитывают определения и сравнивают с таблицей, представленной в виде слайда)

Учитель: Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

Учитель: Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

Ученики: Ненависть, зависть.

Учитель: Обладает ли добрый человек такими чувствами?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.

Учитель: А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить

Учитель: И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

5. Объяснение нового материала. (Беседа, анализ текста)

Учитель: Мы составили словесные портреты героинь, а теперь обратимся к иллюстрациям сказки и сравним образы Царицы и Царевны.

(Показ иллюстраций, комментарии)

К сказке Пушкина созданы не только иллюстрации, но и фильмы.

Сейчас мы посмотрим эпизоды из мультипликационного фильма “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.

Просмотр эпизодов

1. “Царица и зеркало”(комментарии)

2. “Но царевна молодая

Тихомолком расцветая”(комментарии.)

Ученики: С цветком. Она так же прекрасна, как роза.

Учитель: Как вы считаете, правильно ли представил режиссер образы Царицы и Царевны?

(Учащиеся сравнивают свои представления об образах героинь с представлением режиссера фильма)

А сейчас для того, чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна – добро, обратимся к чтению и анализу эпизодов, в которых видна яркая характеристика образов героинь.

Выразительное чтение. . Анализ эпизодов

Анализ эпизода “Но невеста молодая

До зари в лесу блуждая” (Выразительное чтение)

Учитель: Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?

Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.

Учитель: Что сделала героиня в доме?

Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.

Учитель: Как это характеризует героиню?

Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.

Учитель: Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.

Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?

Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.

Выразительное чтение и анализ эпизода “Раз царевна молодая”

Учитель: Кто приходит к царевне с целью погубить ее?

Ученики: Царица, переодетая монахиней.

Учитель: На чьей стороне Соколко? Почему?

Ученики: Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.

Учитель: Получается, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это?

Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту.

Учитель: В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.

В “Сказке о мертвой царевне” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.

Что же происходит со злой царицей-мачехой?

Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.

Учащиеся зачитывают строки:

“Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла. ”

Учитель : Пять раз в сказке царица названа злой. И она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней.

Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

А сейчас обратите внимание на эпиграф.

Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием поэта Руставели “Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет”?

Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит добро победило.

6. Закрепление изученного материала.

Учитель: В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом.

В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми?

Запишите ответ на этот вопрос.

7. Информация о домашнем задании.

Выберите для чтения наизусть понравившийся отрывок. (Границы отрывка определите самостоятельно).

Выучите его.


Top