Серия сюжетных картин по развитию речи. Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе

Одним из средств развития связной речи является рассказывание по картине, об этом говорили многие педагоги и психологи: Е. И.Тихеева, Е. А.Флерина, В. С.Мухина, С. Л.Рубинштейн, А. А.Люблинская. Темой рассказывания по серии сюжетных картин в разное время занимались такие ученые как Н. Н.Поддъяков, В. В.Гербова и другие.


Актуальность и значение В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.


Объект: обучение дошкольников рассказыванию с использованием картин. Предмет: процесс развития связной речи дошкольников на занятиях с использованием картин. Цель: изучить и проанализировать влияние занятий с использованием картин на развитие связной речи дошкольников. Методы: теоретический анализ психолого- педагогической литературы, наблюдение, беседа.


СЕРИИ КАРТИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕТСКОМ САДУ: предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» - автор С. А Веретенникова, художник А. Комаров). сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.


Репродукции картин мастеров искусства: - пейзажные картины: А Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Март»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Золотая осень» и др.; - натюрморт: И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане»; П.Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».


Требования к отбору картин - содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; - картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; - картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.


Общие требования к организации работы с картиной: 1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада. 2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине. 3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей. 4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной. 5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема. 6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.


Виды рассказывания по картине: 1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.


4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта.


Обучение детей рассматриванию картин Структура занятия Методические приемы Мл., ср. группы Ст., подгот. группы I часть. Вызвать у детей интерес и желание рассмотреть картину. Подготовить их к ее восприятию. II часть. Рассматривание картины состоит из двух частей. Цель 1 части: создать целостное представление по всей картине. Цель 2 части: установить связи и отношения. III часть. Обобщить в связном монологе представления детей об увиденном на картине. Вызвать желание рассказывать самому и слушать рассказы других детей. Вопросы, загадки, дидактические игры до внесения картины. Художественное слово. Внесение картины. Вопросы от внесенного персонажа. Образец рассказа воспитателя. Вводная беседа, вопросы детей (ответ находят по картине). Загадки, художественное слово и т.д. Вопросы по содержанию картины. Образец воспитателя, частичный образец, план рассказа, литературный образец, коллективное рассказывание.


Цель: упражнять в отгадывании загадок, формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над ее содержанием, составлять развернутый рассказ по картине, опираясь на план; развивать умение подбирать слова, близкие по значению, обозначающие действия предметов; развивать чувство коллективизма, здоровое соперничество. Занятие (приложение Д) Тема: «Составление рассказов по картине «Кошка с котятами».



Занятие (приложение Е) Тема: Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Как щенок нашел друзей». Цель: Формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу). Упражнять в подборе прилагательных к существительному; в подборе слов, обозначающих действие. Развивать память, внимание.


1 234



Программа работы с детьми

Рассказывание по картине: "Лошадь с жеребенком".

Цель: Познакомить детей с новой картиной; учить составлять связанный рассказ по картине; продолжать учить детей отгадывать загадки и обосновывать отгадки; формировать умение объяснять смысл поговорки; продолжать учить детей отвечать на вопросы по прочитанному произведению (рассказ Е.И. Чарушина "Лошадь"); закреплять названия детенышей диких и домашних животных; воспитывать интерес к рассматриванию картины; воспитывать желание к рассказыванию по картине; воспитывать культуру речевого общения. Активизация словаря, уточнение и закрепление словаря (грива, копыта, подкова, телега, ноздри); обогащение словаря (фермер, молочная ферма, запряжена).

Рассматривание по сюжетным картинкам.

Цель: Учить детей составлять сюжетный рассказ по картинке; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенному и последующие; продолжать учить отгадывать загадки и объяснять их отгадки; закреплять названия животных и детенышей; упражнять детей в употреблении названий детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа, в подборе сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов; закреплять правильное произношение звука "л" в словах и фразовой речи. Воспитывать интерес к рассматриванию по картинкам, желание составлять самостоятельный рассказ по картинкам, умение работать парами, культуру речевого общения. Активизация, уточнение, закрепление и обогащение словаря (плелся, брел).

Описательный рассказ по картинкам с изображением зайца и медведя.

Цель: Продолжать учить детей детально рассматривать картины; развивать связанную речь; отвечать на вопросы воспитателя; активизировать речь детей; подбирать эпитеты к изображениям зайца и медведя; учить рассказывать эмоционально, выразительно; обогащать словарный запас. Воспитывать интерес к рассматриванию картин, желание рассказывать по картине, культуру речевого общения.

Сравнительный рассказ по картинкам с изображением двух птиц: сороки и воробья.

Цель: Развивать связанную речь детей; активизировать речь детей; учить отвечать на вопросы воспитателя; описывать картины, соблюдая детализацию; научить детей сравнивать двух птиц; продолжать учить подбирать эпитеты; обогащать словарный запас. Воспитывать интерес к рассматриванию картин, желание рассказывать по картине, культуру речевого общения.

Словесная игра – небылица

Цель: Познакомить детей с небылицами; научить детей находить несоответствия между небылицами и реальностью; научить детей самостоятельно придумывать небылицы; продолжать активизировать речь; продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать интерес к небылицам, желание самостоятельно составлять небылицы, культуру речевого общения.



Индивидуальная работа

Составление рассказа по сюжетным картинкам по произведению Н. Носова "Живая шляпа"

Цель: Учить детей составлять рассказ по произведению; самостоятельно озаглавить части рассказа; описывать характеры героев, их настроения; научить детей придумывать собственный конец к рассказу; формировать навыки подбора эпитетов, образных выражений; учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать интерес к рассказыванию по картинкам, умение слушать рассказ, культуру речевого общения, умение эмоционально рассказывать, сопереживать героям.

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Цель: Учить детей составлять рассказ по сюжетным картинкам; самостоятельно выстраивать сюжет каждой картинки; озаглавливать рассказ и каждую часть; активизировать глаголы, выражающие разные состояния; формировать навыки описывать характеры героев и их настроения; придумывать рассказ, выходя за пределы картинок (прошлое, будущее); учить отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать интерес к рассказыванию по картинкам, культуру речевого общения, желание сопереживать героям.

Рассказывание стихотворения "Орел и лягушка"

Цель: Познакомить детей с новым стихотворением; развивать память и мышление детей; активизировать речь; научить рассказывать стихотворение с опорой на картинки; вызвать интерес и желание рассказывать стихотворение по картинкам.



Заключение.

Целью моей работы было изучение литературных источников по вопросу: использование картин и картинок в развитии связной речи у детей дошкольного возраста. Анализ литературы показал, что по этому вопросу существует множество точек зрения и исследований.

Этим вопросом в свое время занимались многие известные педагоги – Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.А. Пельевская, Е.И. Родина, М.М. Конина и психологи – С.Л. Рубинштейн, А.А. Люблинская, В.С. Мухина.

Я полагаю, что все по своему правы и внесли свой весомый вклад в развитие связной речи. Мы думаем, что рассказывание по картинам и картинкам в старшем дошкольном возрасте бесспорно играет весьма солидную роль в развитии правильной, свободной и красивой с точки зрения эстетики речи детей.

С полной уверенностью остается сказать, что из выбранной и изучаемой нами литературы была вынесена цель нашего исследования. Исходя из прочтенного материала, мною было выявленно, что уровень влияния картин и картинок на общее развитие детей как гармоничных личностей и, в частности, их не ценимая польза для ценности развития речи, необычайна, полезна и высока.

Часть информации по выбранной мною теме, я получила изучая работы А.М. Бородич "Методика развития речи детей" и Е.И. Тихеевой "Развитие речи детей". выше названных источников подробно и доступно изложены приемы и методы развития связной речи при работе с картинами и картинками. Этому вопросу посвящен большой раздел в книге А.М. Бородич. Е.И. Тихеева отводит особое место картине в жизни ребенка и подчеркивает ее значение в формирование речевых навыков.

Занятиям с детьми по картинам и картинкам принадлежит в методике развития речи первенствующие место. Свои переживания при рассматривание картин ребенок охотно претворяет в жизнь. Дети всегда с удовольствием рассматривают картинки и участвуют в беседе по ним.

Занимаясь данной проблемой, я смогла значительно повысить свой профессиональный уровень. Научилась легко устанавливать контакт с детьми, определять степень их заинтересованности на занятиях, более правильно грамотно подбирать материал к занятиям в соответствии с программой и интересами детей. знания, полученные при работе над темой "Развития связной речи на занятиях с картинами и картинками в дошкольном возрасте", а так же материал, подобранный при подготовке к занятиям, могут быть использованы мною при работе в детском саду.

Список литературы

1)Алексеева М.М., Яшина В.И. "Методика развития речи и обучения

родному языку дошкольников"; Москва, 1997 г.

3)Белобрыкина О.А. "Речь и общение"; Ярославль, 1998 г.

12)Козырева Л.М. "Развитие речи. Дети от рождения до пяти лет";

Ярославль, 2001 г.

15)Психология дошкольника.

16)Рубинштейн С.Л. "Основы общей психологии"; Москва, 1989 г.

17)Смирнова М.А., Ушакова О.С. "Использование серии сюжетных

картин в развитии связной речи старших дошкольников",

"Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду";

Москва, 1987г.

18)Сохин Ф.А. "Развитие речи детей дошкольного возраста";

Москва, 1979 г.

19)Сохин Ф.А. "Развитие речи детей дошкольного возраста";

Москва, 1984 г.

20)Соловьева О.И. "Усвоение детьми родного языка"; Москва, 1951г.

21)Тихеева Е.И. "Развитие речи детей"; Москва, 1981 г.

22)Урунтаева Г.А. "Дошкольная психология"; Москва, 1999 г.

23)Федоренко Л.П. "Методика развития речи детей дошкольного

возраста"; Москва, 1984 г

ольга васильева

онспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе . Рассматривание картины (картина из серии для детских садов ).

Работу подготовила воспитатель Васильева О. С

Образовательная область : Речевое развитие .

Интеграция образовательных областей «Социализация» , «Коммуникация» , «Художественное творчество» .

Программное содержание :

Цель :

Совершенствовать умение составлять рассказы о содержании картины .

Учить детей выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.

Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Обогащать словарь словами обществоведческого характера.

-Развивать умение называть слова с заданным звуком.

Использовать выразительные средства языка.

Продолжать учить отчетливо и внятно произносить слова.

- Активизировать словарь : рассада , название цветов (ирисы, бархотки, касмея, хризантемы)

Развивающие задачи : Развивать умение словесного описания картины .

Воспитательные задачи : Воспитывать любовь к труду; уважение к труду взрослого; желание оказать помощь

Материал к занятию :

Картина из серии для детских садов «Работа на пришкольном участке» , карточки с цветами , искусственные цветы.

Методы и приёмы :

1. Организационный момент.

Введение в тему воспитатель читает стихотворение :

Мы, цветы не обижаем,

Мы не рвём их, а сажаем,

Льём им тёплую водицу,

У корней рыхлим землицу.

Будут наши незабудки

Выше Оли, выше Анютки

С. Семенова

2. Работа по картине «Работа на пришкольном участке» .

Давайте молча понаблюдаем за ребятами на картине и поделимся своими впечатлениями от увиденного.

Какая же все – таки, замечательная картина .

Герои картины – кто они , во что одеты, настроение и характер действующих лиц? (ответы детей) .

Чем занимаются дети? (сажают цветы)

Вспомните летом на участке мы тоже сажали с вами цветы, а какие мы цветы сажали? Как они назывались? (бархотка, ирис, хризантемы, лилейник, астры, цинния)

Ребята, а как вы думаете какие цветы сажают дети на картине ? (ответы детей)

Почему они это делают? (что бы было красиво около школы)

А какое время года изображено на картине ? (Весна)

Как вы догадались? (Посадка происходит всегда весной)

Ребята, а если мы подойдем поближе к картине , как вы думаете, что мы можем услышать, какие звуки?

Ребята с каким событием познакомила нас картина ? (с трудом учителя и детей)

Ребята, давайте придумаем называние этой картине ? (ответы детей)

Какое название вам понравилось больше всего?

3. Словарная работа.

Дети, эта картина выполнена в технике сюжет. Сюжет – это определенное событие, ситуация изображенная на картине . Давайте скажем это новое слово все вместе четко и громко : СЮЖЕТ.

4. Рассказ воспитателя по картине .

А теперь я вам немного расскажу по этой картине , а вы внимательно послушайте : «В центре картины изображены дети и воспитатель. Погода стоит теплая солнечная это можно понять по одежде детей. Дети одеты в легкую одежду почти летнюю. Обратите внимание никто не мешает друг друга все заняты своим делом . На заднем плане виден детский сад, а чуть дальше изображена школа. В школьном дворе посажены молодые березы. Они не большие возможно их так же посадили школьники совсем недавно.»

5. Физкультминутка «Тучки дождевые» .

А теперь давайте немного отдохнем. Повторяйте за мной.

Приплыли тучки дождевые : лей, дождик, лей! (Шагаем на месте и хлопаем в ладоши) .

Дождинки пляшут, как живые! Пей, земля, пей! (Шагаем на месте) .

И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, (Наклоняемся вперед) .

А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт! (Хлопаем в ладоши) .

6. Дидактическая игра «Собери букет» .

Дети, я вам предлагаю поиграть в игру «Собери букет» . Вам необходимо составить букеты из цветов, перечислить, сколько и какие цветы у вас в букете.

7. Рассказ детей по картине .

Ребята, мы сегодня с вами описывали сюжетную картину «Работа на пришкольном участке» , мы отвечали на вопросы, слушали мой рассказ , а теперь я хочу послушать кого ни будь из вас (воспитатель вызывает по желанию, если нет желающих, предлагает начать одному ребенку, потом подключает следующих в идеале должен получится связной рассказ из 7 – 8 предложений, разделенный между двумя или тремя детьми).

Молодцы, вы сегодня постарались, спасибо за занятие !

8. Анализ рассказа .

Привлечь ребенка или несколько детей к анализу, ответа описавших картину . Объяснить почему, то или иной ответ понравился больше. Выделить более яркие выступления, вместе с детьми.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень» и рисование» Программное содержание. Тема: «Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень» и рисование» Цель занятия: познакомить детей с творчеством.

Конспект комплексного занятия по развитию речи «Задание для Антошки». Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» Демонстрационный материал: Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели» Раздаточный материал: Картинки со звуком «Л», таблицы. Предварительная.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Рассматривание картины «Осень» по технологии ОТСМ-ТРИЗ Цель: Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рассказа по пейзажу. Создать условия для усвоения.

Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание картины «Дед Мороз» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 комбинированного вида» 683030, г. Петропавловск-Камчатский,.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе. Рассматривание сюжетной картины «Спасаем мяч» Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе. Рассматривание сюжетной картины «Спасаем мяч» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1. Учить.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана. Программное.

Конспект занятия по речевому развитию «Рассматривание картины В. Д. Илюхина «Последний снег» Программное содержание. Познакомить детей с картиной В. Д. Илюхина «Последний снег». Развивать интерес к произведениям живописи. Учить видению.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Рассматривание картины И. И. Левитана «Март» Конспект занятия. Подготовительная группа. Развитие речи. Тема: Рассматривание картины И. И. Левитана «Март». Программное содержание: Продолжать.

Коспект НОД по развитию речи "Рассказывание по картине И. Шишкина "Зима".

Киселева Евдокия Ивановна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №4» г.Лиски, Воронежская область.
Описание: данный конспект позволяет научить детей правильно составлять описательный рассказ по картине. Он будет полезен воспитателям, учителям ИЗО, педагогам дополнительного образования, родителям. Беседа поможет с уверенностью рассказывать об увиденном и придаст уверенности в собственных силах.
Цель: формирование умения составлять связный, последовательный рассказ по картине.
Задачи: продолжать учить детей рассматривать пейзажи; помогать возникновению эмоционального настроя в процессе их восприятия; подвести к пониманию художественного образа; высказывать свои чувства, вызываемые картиной; учить подбирать определения, по - разному отвечать на один и тот же вопрос.

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня мы будем говорить о зиме.


Ребята, вспомните, что бывает только зимой. Отгадайте загадку: «Белая скатерть все поле покрыла». Что это?
(Дети отвечают на вопросы).
Воспитатель. Какой бывает снег?
Дети. Белый, пушистый, чистый, воздушный, тяжелый, искристый.
Воспитатель. Что такое сугроб? Какие бывают сугробы? (Ответ детей)
- Каким бывает лес зимой?
Дети. Спящим, сказочным, неподвижным, волшебным, таинственным, суровым, величественным.
Воспитатель. Какими словами можно описать зиму?
Дети. Волшебная, сказочная, вьюжная, морозная, сверкающая, зима - волшебница.

Дети под музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года» рассматривают картину. Воспитатель читает отрывки из стихотворений, называя авторов.


Ф. Тютчев
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.


С. Есенин
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку дня.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Воспитатель. Перед вами картина, которую написал русский художник
И. Шишкин, он очень любил родную природу. Подумайте и скажите, что изображено на картине? (Ответ детей).


- Какими художник нарисовал снег, небо, лес? (Ответ детей).
- Какое название вы дали бы картине? Почему? (Ответ детей).
- Какое настроение у зимы на картине? (Ответ детей).
- Какие чувства они вызывают у вас? (Ответ детей).
Послушайте мой рассказ об этой картине.
«Великолепен вид зимней природы. Кусты и деревья покрыты блестящим инеем, по которому скользят солнечные лучи, осыпая их холодным блеском алмазных огней. Воздух мягок. В лесу торжественно, светло и тепло. День как бы дремлет. Снегири сидят, нахохлившись, на засыпанных снегом деревьях. Небо очень светлое, почти белое, к горизонту оно густеет и цвет его напоминает свинец… Там собираются тяжелые снеговые тучи. В лесу становится все сумрачней, все тише, вот - вот пойдет густой снег. Вся земля покрыта сияющим, мягким белым снегом. Синеют лишь глубокие следы. Воздух морозный, кажется покалывает щеки колючими иголочками.
Зима - волшебница. Она очаровывает природу, украшает ее сказочными нарядами…»
Воспитатель. Ну, а теперь вы попробуйте рассказать свой рассказ. С чего вы начнете? Чем закончите рассказывание?
(Дети рассказывают, воспитатель оценивает рассказы детей, исходя из критериев: передан ли художественный образ картины, насколько связна и образна речь, степень творчества в описании картины).
Воспитатель. Каждый из вас по - своему, с помощью слов, нарисовал зимнюю картину. А теперь мы сядем за стол и нарисуем зиму с помощью карандашей и красок.


Подводится итог занятия. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Серии сюжетных картин,предназначенные для самостоятельного составления рассказов детьми.

Воздушный шарик.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ

1. Ответить на вопросы:
Кто и где потерял воздушный шарик?
Кто нашёл шарик на поле?
Какой был мышонок и как его звали?
Чем мышонок занимался на поле?
Что мышонок стал делать с шариком?
Чем закончилась игра с шариком?

2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Воздушный шарик».

Девочки рвали в поле васильки и потеряли воздушный шарик. Маленький мышонок Митька бегал по полю. Он искал сладкие зёрнышки овса, но вместо них в траве нашёл воздушный шарик. Митька стал надувать шарик. Он дул, дул, а шарик становился все больше и больше, пока не превратился в огромный красный шар. Подул ветерок, подхватил Митьку с шариком и понес над полем.

Домик для гусеницы.

1. Ответить на вопросы:
Про кого будем составлять рассказ?
Расскажи, какая была гусеница и как её звали?
Чем гусеница занималась летом?
Куда однажды заползла гусеница? Что там увидела?
Что гусеница сделала с яблоком?
Почему гусеница решила остаться в яблоке?
Что гусеница смастерила в своём новом жилище?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Домик для гусеницы».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Жила – поживала молодая, зелёная гусеница. Звали её Настя. Хорошо ей жилось летом: лазила по деревьям, лакомилась листочками, нежилась под солнышком. Вот только дома у гусеницы не было и она мечтала его найти. Один раз гусеница заползла на яблоню. Увидела красное большое яблоко и начала его грызть. Яблоко было такое вкусное, что гусеница не заметила, как прогрызла его насквозь. Гусеница Настя решила остаться жить в яблоке. Ей там было тепло и уютно. Скоро гусеница смастерила в своём жилище окошко и дверцу. Получился чудесный домик

Новогодние приготовления.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.


1. Ответить на вопросы:
Какой приближался праздник?
Как ты думаешь, кто купил елку и поставил её в комнате?
Расскажи, какая была ёлка.
Кто пришёл украшать ёлку? Придумай имена детям.
Чем дети украсили ёлку?
Для чего в комнату принесли лестницу?
Что прикрепила к макушке ели девочка?
Куда дети посадили игрушечного деда мороза?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Новогодние приготовления».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Приближался новогодний праздник. Папа купил высокую, пушистую, зелёную елку и поставил ее в зале. Павел и Лена решили украсить елку. Павел достал коробку с елочными игрушками. Дети повесели на елку флажки и разноцветные игрушки. Лена не могла дотянуться до макушки ели и попросила Павла принести лестницу. Когда Павел установил лестницу около ели, Лена прикрепила к макушке ели золотую звезду. Пока Лена любовалась наряженной елкой, Павел побежал в кладовую и принес коробку с игрушечным дедом морозом. Дети посадили деда мороза под ёлку и довольные убежали из зала. Сегодня родители повезут детей в магазин выбирать для новогоднего карнавала новые костюмы.

Неудачная прогулка.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.



1. Ответить на вопросы:
Назови, кого ты видишь на картинке. Придумай имя мальчику и кличку собаке.
Где гулял мальчик со своей собакой
Что увидела собака и куда побежала?
Кто вылетел из яркого цветка?
Что маленькая пчёлка делала в цветке?
Почему пчёлка укусила собаку?
Что случилось с собакой после укуса пчелы?
Расскажи, как мальчик помог своей собаке?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Неудачная прогулка».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Стас и собака Сойка гуляли по аллее парка. Сойка увидела яркий цветок и побежала его нюхать. Собака носом коснулась цветка и он закачался. Из цветка вылетела маленькая пчёлка. Она собирала сладкий нектар. Пчелка разозлилась и укусила собаку за нос. У собаки распух нос, из глаз потекли слезы. Сойка опустила хвост. Стас забеспокоился. Он достал из сумки пластырь и заклеил им собаке нос. Боль успокоилась. Собака лизнула Стаса в щёку и завиляла хвостом. Друзья поспешили домой.

Как мышонок забор красил.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Придумай кличку мышонку, о котором будешь рассказывать в рассказе.
Чем решил заняться в выходной день мышонок?
Что мышонок купил в магазине?
Расскажи, какого цвета была краска в вёдрах
Какой краской мышонок стал красить забор?
Красками какого цвета мышонок нарисовал на заборе цветы и листочки?
Придумай продолжение этого рассказа.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Как мышонок забор красил».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

В выходной день мышонок Прошка решил покрасить забор около своего домика. Утром Прошка сходил в магазин и купил в магазине три ведра с краской. Открыл и увидел: в одном ведре- красная краска, в другом - оранжевая, а в третьем ведре зеленая краска. Мышонок Проша взял кисточку и стал красить забор оранжевой краской. Когда забор был покрашен, мышонок обмакнул кисточку в красную краску и нарисовал цветы. Зеленой краской Проша нарисовал листочки. Когда работа была выполнена, к мышонку в гости пришли друзья, чтобы посмотреть на новый забор

Утёнок и цыплёнок.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.



1. Ответить на вопросы:
Придумай клички утёнку и цыплёнку.
Какое время года изображено на картинках?
Как ты думаешь куда направились утёнок с цыплёнком?
Расскажи, как друзья переправлялись через реку:
Почему цыплёнок не пошёл в воду?
Как утёнок помог цыпленоку переплыть на другой берег?
Чем закончилась эта история?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Утёнок и цыплёнок».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Летним днём утенок Кузя и цыпленок Цыпа пошли в гости к индюшонку. Индюшонок жил с папой индюком и мамой индюшкой на другом берегу реки. Утенок Кузя и цыпленок Цыпа подошли к реке. Кузя плюхнулся в воду и поплыл. Цыпа в воду не пошел. Цыплята плавать не умеют. Тогда утенок Кузя схватил зеленый листок кувшинки и посадил на него Цыпу. Цыплёнок плыл на листике, а утёнок подталкивал его сзади. Скоро друзья переправились на другой берег и встретились с индюшонком.

Удачная рыбалка.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Кто однажды летом пошел на рыбалку? Придумай клички коту и псу.
Что взяли с собой друзья?
Где друзья устроились для ловли рыбы?
Как ты думаешь,что стал кричать кот, когда увидел, что поплавок ушёл под воду?
Куда кот кинул пойманную рыбку?
Почему кот решил украсть рыбку, которую выловил пёс?
Расскажи, как псу удалось поймать вторую рыбку.
Как ты думаешь кот и пёс ходят ещё вместе на рыбалку?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Удачная рыбалка».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Однажды летом Кот Тимофей и пёс Полкан пошли на рыбалку. Кот взял ведро, а пёс удочку. Сели на бережок реки и стали ловить. Поплавок ушёл под воду. Тимофей стал громко кричать: «Рыбка, рыбка, тяни, тяни». Полкан вытянул рыбку, а кот кинул её в ведро. Пёс во второй раз кинул удочку в воду, но на этот раз поймал старый сапог. Увидев сапог, Тимофей решил с Полканом рыбкой не делиться. Кот быстро подхватил ведро и побежал домой обедать. А Полкан вылил воду из сапога, а там была другая рыбка. С тех пор пёс и кот на рыбалку вместе не ходят.

Находчивый мышонок.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Придумай имя девочке, клички кошке, мышонку.
Расскажи, кто жил в доме у девочки.
Что девочка налила в кошачью миску?
Что сделала кошка?
Откуда выбежал мышонок и что увидел в кошачьей миске?
Что сделал мышонок, чтобы напиться молока?
Чему удивилась кошка, когда проснулась?
Придумай продолжение этой истории.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Находчивый мышонок».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Наташа налила кошке Вишенке в миску молока. Кошка немного полакала молока, положила ушки на подушку и уснула. В это время из-за шкафа выбежал мышонок Тишка. Он огляделся и увидел в кошачьей миске молоко. Мышонок захотел молока. Он залез на стул и вытянул из коробки длинную макаронину. Мышонок Тишка тихонько подкрался к плошке, опустил макаронину в молоко и выпил его. Кошка Вишенка услышала шум, вскочила и увидела пустую плошку. Кошка удивилась, а мышонок убежал обратно за шкаф.

Как ворона горох вырастила.



Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Как ты думаешь,в какое время года петушок шёл по полю?
Что петушок нёс домой?
Кто заметил петушка?
Что сделала ворона, чтобы полакомиться горохом?
Почему ворона не съела весь горох?
Как птица посеяла семена гороха в землю?
Что показалось из земли после дождя?
Когда на растениях появились стручки гороха?
Чему радовалась ворона?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Как ворона горох вырастила».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Ранней весной шёл по полю петушок и нёс за плечами тяжёлый мешок с горохом.

Петушка заметила ворона. Она ткнула клювом в мешок и оторвала заплатку. Из мешка посыпался горох. Ворона стала лакомиться сладкими горошинками, а когда наелась, решила вырастить свой урожай. Лапками птица утоптала несколько горошин в землю. Пошел дождь. Совсем скоро из земли показались молодые побеги гороха. В середине лета на ветках появились тугие стручки с крупными горошинами внутри. Ворона поглядывала на свои растения и радовалась богатому урожаю гороха, который ей удалось вырастить.


Top