Урок литературы паустовский. Краткосрочный план урока литературы

Урок по теме: "К. Г. Паустовский"Телеграмма" рекомендован для учащихся 7-8классов, посвящен празднику - День матери. Художественный текст произведения содержит огромный нравственный (воспитательный) потенциал, что особенно актуально в нашей жизни современного общества.

Подготовка к уроку: учащиеся заранее прочитали рассказ К. Паустовского.

На основе анализа эпизодов, составления схемы, учащиеся самостоятельно подходят к осмыслению основной мысли рассказа, выявляют проблематику, актуальность всего произведения в целом.

Данный урок может быть проведен как урок внеклассного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы.

(Внеклассное чтение)

Класс: 7-8

Тема: К. Г. Паустовский «Телеграмма».

Задачи:

  1. Знакомство с произведением К. Г. Паустовского.
  2. Формирование умения анализировать эпизоды, формулировать основную мысль эпизода и всего рассказа.
  3. Развитие устной речи, памяти, внимания, воображения.
  4. Воспитание чувства ответственности, любви, уважения, сострадания; чувства сыновнего долга.

Оборудование: записи на доске, текст художественного произведения.

Ход урока.

1.Сообщение темы урока. Работа с эпиграфом.

30 ноября 1998 года первым президентом России был подписан Указ об учреждении Международного праздника День Матери.

Мама! Как прекрасно это слово! Это наш самый близкий, самый любимый человек. Это наш советчик, друг, помощник.

На доске записан эпиграф нашего урока, прочтите слова О. Бальзака.

Сердце матери - это бездна,

в глубине которой всегда

найдется прощение.

О. Бальзак.

Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с мнением писателя?

Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма». И еще вернемся к эпиграфу в конце урока.

2. Беседа на первичное восприятие.

Какие чувства передал К. Г. Паустовский?

Кто из героев запомнился? Почему?

3. Анализ эпизодов рассказа.

Для подробного анализа рассмотрим следующие эпизоды:

  1. Ожидание дочери.
  2. Письмо Катерины Петровны.
  3. Телеграмма от «Насти».
  4. Финал рассказа.

Зачитывание и обсуждение эпизодов.

1 эпизод.

- Какие чувства остаются после прочтения рассказа?

Как описание природы помогает понять состояние, настроение Катерины Петровны?

Что было единственным живым существом в доме?

Как относится мать к Насте? Почему оправдывает занятость дочери?

2 эпизод.

- Какие строки в письме Катерины Петровны затрагивают душу?

Как образ скульптора Тимофеева и его скульптура Гоголя раскрывают образ Насти? (Настя заботится об открытии выставки чужого ей человека, забыв о самом дорогом- матери.)

Когда Настя прочла письмо?

Почему девушка чувствует безмолвный укор? О чем это говорит?

Почему Настя все-таки поспешила в Заборье к матери? В каких строках показано ее раскаяние? («Мама! Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы простила…»)

3 эпизод.

Почему название этого эпизода написано в кавычках? (Телеграмму написал сторож Тихон.)

Как об этом догадалась Катерина Петровна?

Чужие люди - Тихон, соседская девочка Манюшка - оказались роднее, они заботились о ней, жалели умирающую женщину.

4 эпизод.

Зачем нужен образ молодой учительницы?

Как прощались жители села с Катериной Петровной?

Прочитайте заключительные строки рассказа.

Какой урок получила Настя?

4. Работа со схемой «Главные герои рассказа»

На доске - схема к рассказу «Телеграмма», рассмотрите ее.

Почему именно так расположены герои?

Почему символ Катерины Петровны - солнце ?

Как ее лучи касаются других героев?

Даже один ее луч любви пробил стену занятости, равнодушия Ленинграда. Ведь Настя раскаялась, но слишком поздно.

Как вы думаете, простила ли Катерина Петровна свою дочь?

5. Итог урока.

Сравним вывод с эпиграфом. Как он связан с основной мыслью рассказа?

Постарайтесь в своей жизни не огорчать маму, не забывать о ней, чтобы потом не чувствовать тяжелой вины, как Настя. А начните с простого: помогите маме в домашних делах, порадуйте хорошей оценкой и не забудьте поздравить с праздником!

6. Домашнее задание.

Выберите одно из заданий:

1) подберите к следующему уроку стихотворения наших забайкальских поэтов о матери, одно из них выучите наизусть.

2) напишите сочинение-миниатюру на тему «Мой самый родной человек»

Приложение

Схема «Главные герои рассказа»

Заборье Ленинград

Жители села

Сторож Настя Тихон Манюшка Молодая учительница


На этом уроке вы узнаете о Константине Георгиевиче Паустовском и его цикле «Об известных людях», познакомитесь с началом творческого пути писателя и его ролью в русской литературе, рассмотрите избранные отрывки из его произведений.

Зимой 1917 года Бунин получил пачку стихов с просьбой об отзыве. Писал ему неизвестный юноша. Бунин ответил открыткой:

«Думается, Ваш удел, Ваша истинная поэзия - в прозе…»

Так появился на свет писатель Константин Георгиевич Паустовский (рис. 2).

Рис. 2. Константин Георгиевич Паустовский ()

В 1963 году в Советском Союзе проводился опрос о самом читаемом и почитаемом в России писателе. Таким писателем был назван Паустовский.

Паустовский вошёл в литературу как ценитель музыки, живописи, как автор поэтического слова. Читая его произведения, мы встретим вымышленные, но в то же время правдивые повествования о художниках, писателях, композиторах.

Среди рассказов о писателях особо можно выделить рассказы «Алексей Толстой», «Дядя Гиляй», «Иван Бунин», рассказ «Сказочник» о Гансе Христиане Андерсене, «Оскар Уайльд», рассказ «Поток жизни» о прозе Куприна (рис. 3).

Рис. 3. Александр Иванович Куприн ()

Обратимся к тем произведениям, в которых Паустовский останавливается на жизни и творчестве известных людей.

Паустовский пишет правдивые, но в то же время вымышленные истории, активно используя своё писательское воображение. Замечательная книга «Золотая роза» рассказывает о писательском труде, в котором немаловажную роль играет воображение. В главе «Животворящее начало» Паустовский пишет:

«Однажды Золя в обществе нескольких друзей говорил, что воображение совершенно не нужно писателю. Работа писателя должна быть основана только на точном наблюдении. Как у него, у Золя.

Бывший при этом Мопассан спросил:

- Как же тогда объяснить, что вы пишете свои огромные романы на основании какой-нибудь одной газетной заметки и при этом месяцами не выходите из дому?

Золя промолчал.

Мопассан взял шляпу и вышел. Его уход мог быть истолкован как оскорбление. Но он не боялся этого. Никому, даже Золя, он не мог позволить отрицать воображение.

Мопассан, как и каждый писатель, глубоко дорожил воображением - великолепной средой для расцвета творческой мысли, золотоносной землей поэзии и прозы.

Оно было животворящим началом искусства, его, как выражались восторженные поэты из Латинского квартала, "вечным солнцем и богом".

Но это ослепительное солнце воображения загорается только от прикосновения к земле. Оно не может гореть в пустоте. В ней оно гаснет.

<…>

…воображение - это свойство человеческой натуры.

- Какое?

- Это свойство человека, пользуясь запасом жизненных наблюдений, мыслей и чувств, создавать наряду с действительностью вымышленную жизнь, с вымышленными людьми и событиями. (Конечно, это надо сказать значительно проще.)

- А почему? - спросит нас собеседник. - Есть же настоящая жизнь. Зачем же выдумывать другую?

- А затем, что настоящая жизнь большая и сложная и человеку никогда не удастся узнать ее целиком и во всем разнообразии. Да многое он и не может увидеть и пережить. Например, он не может перенестись на триста лет назад и стать учеником Галилея, быть участником взятия Парижа в 1814 году или, сидя в Москве, прикоснуться рукой к мраморным колоннам Акрополя. Или беседовать с Гоголем, бродя по улицам Рима. Или заседать в Конвенте и слышать речи Марата. Или смотреть с палубы на Тихий океан, усеянный звездами. Хотя бы потому, что этот человек никогда в жизни не видел даже моря. А человек хочет знать, видеть и слышать все, хочет пережить все. И его воображение дает ему то, что не успела или не может ему дать действительность. Воображение заполняет пустоты человеческой жизни».

В своей книге «Золотая роза», посвящённой писательскому труду, Константин Георгиевич Паустовский рассказывает об особенностях творчества разных писателей. Рассмотрим некоторые примеры.

Лев Толстой:

«Лев Толстой (рис. 4) работал только по утрам. Он говорил, что в каждом писателе сидит и свой собственный критик. Злее всего этот критик бывает по утрам, а ночью он спит».

Рис. 4. Лев Толстой ()

Антон Павлович Чехов:

«Чехов (рис. 5) в молодости мог писать на подоконнике в тесной и шумной московской квартире. А рассказ "Егерь" он написал в купальне».

Рис. 5. Антон Павлович Чехов ()

Алексей Толстой:

«Алексей Толстой (рис. 6) мог писать, если перед ним лежала стопа чистой, хорошей бумаги. Он признавался, что, садясь за письменный стол, часто не знал, о чем он будет писать. У него в голове была одна какая-нибудь живописная подробность. Он начинал с нее, и она постепенно вытаскивала за собой, как за волшебную нитку, все повествование».

Рис. 6. Алексей Николаевич Толстой ()

Cреди произведений Паустовского можно встретить рассказы о русских художниках: об Оресте Кипренском (рис. 7), о Николае Ромадине, об Исааке Левитане.

Рис. 7. Орест Кипренский ()

Особое умение изображать краски в прозе принадлежало Паустовскому (рис. 8).

Рис. 8. К.Г. Паустовский. Портрет А. Г. Кручиной (1967) ()

Паустовский писал:

«Живопись важна для прозаика не только тем, что помогает ему увидеть и полюбить краски и свет. Живопись важна ещё и тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. Только после его картин мы начинаем видеть это и удивляться то, чего не замечали ранее».

Рассмотрите короткий отрывок из очерка Константина Паустовского об известном художнике Исааке Левитане (рис. 9).

Рис. 9. Исаак Левитан ()

«Неприязнь к Саврасову преподаватели переносили на его любимого ученика - Левитана. Картина была признана недостойной медали. Левитан не получил звания художника, ему дали диплом учителя чистописания. <…>

С этим жалким дипломом вышел в жизнь один из тончайших художников своего времени, будущий друг Чехова, первый и еще робкий певец русской природы. <…>

Левитан сдружился с художником Николаем Чеховым, подружился с чеховской семьей и прожил три лета рядом с нею. <…>

В своих письмах Чехов часто упоминал о красоте Левитана. "Я приеду к вам, красивый, как Левитан", - писал он. <…>

Но имя Левитана стало выразителем не только мужской красоты, но и особой прелести русского пейзажа. Чехов придумал слово "левитанистый" и употреблял его очень метко. <…>

"Природа здесь гораздо левитанистее, чем у вас", - писал он в одном из писем. <…>

Вначале это казалось шуткой, но со временем стало ясно, что в этом веселом слове заключен точный смысл - оно выражало собою то особое обаяние пейзажа средней России».

Кроме этого, среди произведений Константина Паустовского можно встретить произведения, посвящённые известным музыкантам и композиторам.

Все рассказы Паустовского проникнуты светом добра, светом искусства, которое способно дарить это добро и оставлять в душах читателей самые светлые и радостные чувства. Среди рассказов, посвящённых композиторам, стоит выделить такие: «Музыка Верди» о композиторе Джузеппе Верди, «Старый повар» познакомит с личностью Вольфганга Амадея Моцарта, рассказ «Корзина с еловыми шишками» - о творчестве Эдварда Грига (рис. 10).

Рис. 10. Эдвард Григ ()

Список литературы

  1. Лады-гин М.Б., Зай-це-ва О.Н. Учеб-ник-хре-сто-ма-тия по ли-те-ра-ту-ре. 7 класс. - 2012.
  2. Ку-тей-ни-ко-ва Н.Е. Уроки ли-те-ра-ту-ры в 7 клас-се. - 2009.
  3. Ко-ро-ви-на В.Я. Ди-дак-ти-че-ские ма-те-ри-а-лы по ли-те-ра-ту-ре. 7 класс. - 2008.
  1. Интернет портал «Детская энциклопедия» ()
  2. Интернет портал «Паустовский Константин Георгиевич» ()

Домашнее задание

  1. Назовите несколько рассказов Паустовского о писателях.
  2. Как Паустовский оценивает роль воображения в писательском труде?
  3. Прочитайте рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска

ИСАЕВА АНЖЕЛИКА ВЛАДИМИРОВНА

Конспект урока литературы на тему

«К.Г. Паустовский»

Дидактическая цель: создать условия для актуализации знаний, умений и навыков.

Задачи:

    Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев.

    Развивать навык слушания, анализа текста по вопросам, навык работы в группе, творческие способности детей, умение аргументировать свою точку зрения, расширять словарный запас.

    Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ожидаемые результаты:

    Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы.

    Оформлять свою мысль в речевое высказывание.

    Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран, портрет К.Г. Паустовского, фотовыставка «Мой друг».

Ход урока

1. Организационный момент.

( приветствие; концентрация внимания; настрой на работу.)

На уроках чтения мы с вами учимся правильно, сознательно, бегло и выразительно читать. А также красиво говорить, но мы не сможем это сделать, если наш речевой аппарат не будет готов к работе. А в этом нам поможет речевая разминка: (СЛАЙД)

Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход.

В дымоходе чернота.

Отыщи-ка там кота.

2. Актуализация знаний, мотивация, целеполагание.

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением К.Г. Паустовского. Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. Оно состоит из двух слов (на доске два закрытых слова). Первое слово вы узнаете, разгадав загадку: (СЛАЙД)

Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.
(кот)

Как вы догадались, что это кот?

Первое слова в заголовке - кот.

Второе слово вы узнаете, если внимательно послушаете начало произведения и назовете кличку кота (чтение первого и второго абзацев учителем).

Назовите кличку кота (ворюга).

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством К.Г. Паустовского и прочитаем произведение "Кот - ворюга". (СЛАЙД)

Как вы думаете, про что это произведение?

Может ли кот быть вором? Почему?

Хотите ли вы узнать, о каком коте идет речь в рассказе?

Поставьте цель урока. Закончите предложения:

Узнать… .

Учиться….

Определить….

Развивать….

Причитайте эпиграф. (Эпиграф: Добро всегда добром возвращается)

Как вы понимаете эти слова? К концу урока нам предстоит выяснить, какая связь между произведением и эпиграфом.

3. Сведения о писателе.

Вспомните какие произведения писал К.Г. Паустовский?

Что вам известно об этом писателе?

Каким видится он через свой портрет?

Давайте послушаем небольшое сообщение о Паустовском.

Родился Константин Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве. К писательству привела Паустовского еще его одна черта – любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года. Печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.

Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. В предвоенные годы открыл для себя мещерские места и городок Тарусу, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведения.

4. Открытие нового знания.

1) работа с текстом до чтения

Как люди относятся к кошкам? Ведь кошка сначала оценивает человека, и только если хозяин ей по нраву, она поселяется в его доме. Глядя на фотовыставку, я уверена, что у вас в доме живут кошки и любят вас.

Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа?

Что означает это слово? Сравните слова: вор, воришка (уменьшительно), ворюга (то же, что и вор), хитрюга (очень хитрый). О ком так говорят?

Какой оттенок у этого слова? (грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора)

2) первичное чтение, словарная работа

Перед тем, как прочитаем произведение, проведём словарную работу (работу можно организовать по учебнику, а можно наглядно на доске - учитель открывает слово, а дети читают его правильно и находят значение в учебнике)

Кукан – верёвка, на которую нанизывают пойманную рыбу.

Плотица – небольшая рыбка плотва.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

Бухало – производить сильный и глухой звук.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).

Понравилось ли произведение?

Чем? Какое настроение вызывает?

Почему это произведение можно назвать рассказом? (Рассказ – это один эпизод, одно событие из жизни героев. В рассказе один или несколько героев.)

Чтобы определить главную мысль надо читать вдумчиво и внимательно.

Прочитайте первое предложение. (Мы пришли в отчаяние)

Как вы понимаете слово «отчаяние»?

Есть ли от чего приходить в отчаяние?

Зачитайте, какие проделки совершал кот?

Чтобы выяснить, почему у кота были такие повадки, составим портрет главного героя.

Что входит в понятие «портрет»? (изображение внешности героя, характера и авторская оценка)

3) исследовательская работа в группах

Дается задание 3 группам. Группы работают самостоятельно, затем работа проверяется.

1 группа:

1) Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?

2) На каком рисунке, на ваш взгляд, наиболее точно изображен кот-ворюга? Объясните свой ответ.

Динамическая пауза.

Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту.

    У него бесшумная походка.

    Прекрасный нюх.

    Умывается собственной лапой.

    Хорошо видит в темноте.

    Называют другом человека.

    Любит гулять сам по себе.

    Дружит с собаками.

Физминутка для глаз

Ах, как долго мы читали,

Глазки у ребят устали.

4) работа по содержанию

Почему же у кота были такие повадки?

Как он попался? Зачитайте.

Почему именно Ленька смог выманить кота?

Как хотели поступить с котом после того, как его поймали?

Какое решение оказалось верным?

Накормили

Изменился

Добро побеждает зло – основная мысль, идея рассказа.

Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.

6. Творческая работа.

Встречались ли вам в жизни подобные истории?

Как вы поступали в таких случаях?

Напишите синквейн.

Примерный ответ:

1)кот-ворюга

2) грязный, шустрый,

3) бегает, ворует, царапает

4) Он одинокий, ему нужна забота.

5) хороший друг

7. Домашнее задание.

Проиллюстрируйте наиболее понравившийся эпизод рассказа и подготовьте его пересказ.

Дополнительно - исследовательская деятельность: узнать о содержании кошек, разобраться в причинах их поступков.

8. Рефлексия.

Продолжите фразу: Сегодня на уроке…

Было интересно…

Я понял, что …

Мне захотелось …

Урок дал мне для жизни …

Трудно было …

Я почувствовал …

Я научился …

Я смог …

Урок литературы в 7 классе

К.Г.Паустовский – романтик и гуманист. Паустовский о писательском труде. Рассказ «Телеграмма» - чтение в классе и первичное восприятие произведения учащимися.

Цель: пробудить у школьников интерес к личности писателя – романтика и гуманиста; показать, как рождался писатель-прозаик; выявить непосредственное восприятие произведения школьниками.

Оборудование: репродукции портретов К.Г.Паустовского, произведения писателя.

ХОД УРОКА

Слово учителя

Константин Георгиевич Паустовский прожил, как он сам говорил, «длинную и сложную жизнь». Он пережил три войны (первую мировую, гражданскую, Великую Отечественную), тяжёлые потери, мучительную болезнь, непонимание. И вместе с тем это был счастливый человек; его книги пронизаны убеждением, что жизнь прекрасна, что в мире непременно и всегда восторжествуют добро, любовь и справедливость, а если зло и встречается – такова жизнь, - оно обязательно будет побеждено. Откуда это радостное восприятие жизни у человека, прожившего нелёгкую жизнь? Наверное, оттого, что он смог «создать себя», реализовать то, что в нём было заложено от рождения. быть тем, к чеиу он был привязан, писателем.

Всмотритесь в лицо этого человека.

Учитель. Вот каким видели его знакомые, друзья, таким он остался в их памяти.

«Мы знаем К.Г.Паустовского по его фотопортретам, - вспоминает А.Ф.Измайлов, - гладко зачёсанные волосы, широкий лоб, внимательные, как бы изучающие вас глаза, большой нос и рот, крупный подбородок – признак волевого, настойчивого характера».

Е.Н.Андриканис, известный кинооператор и кинорежиссёр, осуществивший киноверсию «Северной повести», дополняет портрет писателя: «Он (Паустовский) немножко сутулился… Красивое своей мудростью лицо с большим лбом. Горбинка носа создавала своеобразный, орлиный, но далеко не горделивый профиль. От Константина Георгиевича веяло какой-то, присущей только ему, добротой и привлекательностью. Большое впечатление оставляли его излучающую душевную теплоту глаза».

Кто заинтересуется, у писателя есть автобиографическая «Повесть о жизни», где описывается период с раннего детства до начала 1930-х гг.

От отца, железнодорожного статистика (как скажет сам Паустовский. «неисправимого мечтателя») будущий писатель воспринял необычный, светлый взгляд на мир и окружающее, умение видеть прекрасное в самом обычном, необыкновенную чуткость и тонкость восприятия.

Ученик 1.

Паустовский считал, что «писателем может быть только тот, у кого есть что сказать людям значительного и интересного, тот человек, который видит многое, чего остальные не замечают…» Поняв, что он знает до обидного мало, что запас его жизненных наблюдений «слишком небогат и узок», он, как в своё время Максим Горький, «ушёл в люди»: «начал скитаться по России, менять профессии и общаться с самыми разными людьми». «Я жил, работал, любил, страдал, надеялся, мечтал, зная только одно – что рано или поздно, в зрелом возрасте или, может быть, даже в старости. но я начну писать вовсе не оттого, что поставил себе такую задачу, а потому, что этого требовало моё существо. И потому, что литература была для меня самым великолепным явлением в мире».

Ученик 2.

Первой своей настоящей книгой Паустовский считал сборник рассказов «Встречные корабли» (1928г.)

Ездит он по-прежнему много: был на Кольском полуострове, жил в Мещере, изъездил Кавказ и Украину, Волгу, Каму, Дон, Днепр, Оку и Десну, Ладожское и Онежское озеро, был в Средней Азии, в Крыму, на Алтае, в Сибири, на чудесном нашем северо-западе – в Пскове, Новгороде, Витебске, в пушкинском Михайловском.

Во время Великой Отечественной войны Паустовский был военным корреспондентом и также изъездил множество мест. После войны он опять много путешествует, впервые едет на Запад: Чехословакия, Италия, Турция, Греция, Швеция, Франция…

Учитель.

Путешествия по северу вызвали к жизни такие книги, как «Судьба Шарля Лонсевиля», «Северная повесть», рассказы «Колотый сахар» и «Беглые встречи».

Средняя Россия подарила нам известные книги писателя: «Мещерская сторона», «Повесть о лесах», цикл рассказов «Летние дни», «Старый челн», «Наедине с осенью», «Телеграмма».

Паустовский был неисправимым романтиком. Как вы понимаете смысл слов: романтик, романтизм?

Романтик – человек, проникнутый романтикой; романтика – умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью.( Ожегов С.И. «Толковый словарь»)

Ученик 3.

Уже будучи зрелым писателем, Паустовский писал: «Мне кажется, что одной из характерных черт моей прозы является её романтическая настроенность. Истинное счастье – это прежде всего удел знающих, удел знающих, ищущих и мечтателей…».

Ученик 4.

Паустовского, как человека безусовно образованого и знающего, всегда интересовали жизнь и судьба замечательных людей. «Я пытался найти общие черты их характеров, те черты, что выдвинули их в ряды лучших представителей человечества». У него есть проникновенные книги, посвящённые людям искусства – мастерам живописи, музыки, литературы: это отдельные книги о художниках – И.И.Левитане, О.А.Кипренском, украинском поэте Т.Г.Шевченко, композиторах П.И.Чайковском, В.А.Моцарте, художнике М.А.Врубеле, о писателях и поэтах А.П.Чехове, А.С.Пушкине, М.Ю.Лермонтове и др.

Учитель.

Профессиональным писателем Паустовский становится только в 1929г., когда вышел его роман «Блистающие облака».Впрочем, с его характером вряд ли он сам когда-нибудь решился бы назвать себя «профессиональным писателем»… Ему было свойственно сомневаться, переделывать по множеству раз один и тот же текст, шлифовать его, разбираться в тонкостях того или иного слова, вычёркивать и снова шлифовать.

Всё больше он обращался к мотивам природы родного края, он старался через неё понять человеческую душу, культуру, язык. Русский язык был очень важен для Паустовского,он придавал ему чуть ли не мистическое значение. Писатель говорил:»Каждый, самый скромный журналист обязан знать строй и выразительную интонацию родного языка, чувствовать характер каждого слова и особенно внимательно изучать русский глагол».

Неизменным мерилом краткости и точности для Паустовского всегда был Пушкин. Именно в это время начал формироваться его неповторимый стиль – состоящий из оттенков и полутонов.

Из воспоминаний современницы Паустовского Т.Хмельницкой: «Паустовский, виртуозно владеющий словесной палитрой, прежде всего мастер эпитета. Ему всего важнее не предметы и не действия, а отношение к предметам – прилагательные. Эпитет во фразе Паустовского – это тот воздух, которым окутан предмет. Описания изобилуют оттеночными эпитетами: «зеленоватый отблеск хвои», «Голубоватое зарево Москвы», «в розоватом цвете зари»… Именно оттенки, а не цвета. Не свет,а отсвет, не блеск, а отблеск, отражения, переходы, переливы».

Ученик 5.

«Писательство – не ремесло и не занятие. Писательство – призвание..,» - говорил Паустовский.

Через все невзгоды судьбы он пронёс светлое стремление к своей мечте, и писательство стало для него смыслом жизни. «Нет в мире работы более увлекательной, трудной и прекрасной! Может быть, поэтому мы почти не знаем примеров ухода из этой профессии. Кто пошёл по этому пути, тот почти никогда не сворачивает».

Учитель.

В жизни уже немолодого Паустовского была встреча, о которой вспоминают многие: встреча с… Марлен Дитрих. Казалось бы, что может быть общего между голливудской звездой и советским писателем? Вспоминает его дочь Галина Арбузова: «Отец хотел пойти на её концерт в Дом литераторов, но врачи – к тому времени у него было несколько инфарктов и тяжёлая астма – его не пускали. И. кроме того, он только что вернулся из больницы. Но его любимый домашний врач, Виктор Абрамович Коневский, сказал: «Ну, хорошо, я пойду с вами». После концерта Марлен Дитрих задали несколько вопросов: «Знаете ли вы русскую литературу?», «Какой у вас любимый писатель?»… Она ответила: «Я люблю Паустовского, и особенно его рассказ «Телеграмма». Когда она это сказала, то по залу пошёл шумок: «Паустовский здесь, Паустовский здесь…» Переводчик ей это перевёл, и она стала смотреть в зал, думая, что писатель сейчас поднимется. А Паустовский не вставал. Тогда зал начал аплодировать, как бы подталкивая его выйти на сцену… Константин Георгиевич, наконец-то, поднялся, а Марлен, не говоря ни слова, встала перед ним на колени в своём вечернем платье, расшитом камнями. Платье было таким узким, что нитки стали лопаться, и камни посыпались по сцене. Когда Марлен помогли подняться, Паустовский поцеловал ей руку, и неловкость исчезла. Потом Дитрих ему прислала три фото на память.

Паустовский - признанный мастер прозы. Его произведениям присущи лиризм, глубокий психологизм, драматизм сюжета, лаконизм и выразительность языка. Один из примеров – это рассказ «Телеграмма», который мы сможем вместе прочитать.

Рассказ написан в 1945г. Великая Отечественная война обогатила писателя новым подходом к отображаемой действительности, усилилась лирическая интонация его произведений.

Паустовскому пришлось многое испытать, перечувствовать, передумать за свою жизнь, и он не жалел ни физических. ни душевных сил, вкладывая в каждую строку все свои знания, свой опыт и мастерство, подмечая малейшие оттенки человеческого настроения и душевных переживаний, с лирической взволнованностью и достоверностью передавая их читателю, пробуждая в нём лучшие духовные устремления.

Чтение рассказа.

Учитель.

Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Какие мысли и чувства пробудил? Что показалось самым волнующим?

Ученики высказывают своё мнение.

Танкова А.Н. учитель.

Урок нравственности

по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»

« Нет никого ближе и роднее матери»

Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет,

И долголетен будеше

на земле.

(пятая заповедь Божья)

Есть на свете удивительное существо,перед

Которым мы в вечном долгу

М.Горький

Цели урока:

Метапредметные:

1.Формирование представлений о нравственности: добре,чуткости, отзывчивости, милосердии.

2.Раскрытие духовно-нравственных ценностей,по которым живут герои.

Обучающие:

Формировать:

1.навыки самостоятельного анализа текста;

2.умение высказывать свое отношение к прочитанному;

3.умение выделять наиболее важные качества в человеке

4.способности раскрывать положительные и отрицательные черты характера героев.

Воспитательные:

1.Учить заботиться о тех,кто дорог

2.Формировать способность быть заботливыми, внимательными и благодарными детьми.

Вступительное слово учителя.

Ребята,сегодня у нас необычный урок - урок нравственности по рассказу Г.К. Паустовского «Телеграмма», с которым вы дома познакомились. Надеюсь, внимательно читали. А что же обозначает слово «нравственность»? Давайте обратимся к толковым словарям В. Даля и Ожегова.(учащиеся находят значение слова)

Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определённые этими качествами.(Ожегов )

Как вы думаете, какие же понятия включает в себя нравственность?

(Доброта, чуткость, милосердие, сострадание, совесть, отзывчивость, честность, справедливость ).

Вспомните произведение, изучая которые мы обращались к этим нравственным категориям. (« Лапти» И. Бунина, «Уроки французского» В. Распутина, «Юшка» А. Платонова )

Что общего между этими рассказами? (Они заставляют задуматься о доброте, чуткости, о любви к близким, учат быть неравнодушными)

А о чём рассказ «Телеграмма» К. Паустовского?Какие проблемы затрагивает автор?(отношение детей к родителям, чуткости, милосердия )

Тему нашего урока я обозначила словами «Нет никого ближе и роднее матери».

Кто из героев и когда произносит эти слова? (Настя, когда узнает, что мать умирает )

Скажите, а что такое «телеграмма»? Вам приходилось получать её? Представьте такой момент. Что бы вы испытали в подобной ситуации? (Когда не ждёшь никаких вестей, то первое чувство - тревога, беспокойство)

Ребята, а как название рассказа отражено в содержании? (в рассказе было две телеграммы )

А выполнили они своё предназначение? (одна опоздала, другой не поверили )

Так стоило их упоминать? Может, автор имеет ввиду что-то другое?, говорит о другой тревожной вести?(возможно, название символично)А может быть, телеграмма адресована нам?(автор обращается к нам этим рассказом ).

Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами постараемся ответить на проблемный вопрос:

«Что вы услышали в телеграмме от Паустовского?»

Назовите, пожалуйста, героев рассказа.(Катерина Петровна,Настя,Тихон,Манюшка )

Чтобы понять,какой урок нравственности преподносит нам Паустовский,я предлагаю вам проанализировать систему образов произведения, работая в группах.Каждая из 4-х групп получит свой образ и задание.Во время работы на лист записываете качества характера героя.

(Задание на слайде и раздается детям по группам) . Подготовить связный рассказ с текстовым подтверждением об одном из героев. Объяснить его поступки и постараться увидеть, с помощью каких средств художественной выразительности показано отношение героя к Катерине Петровне, оказавшейся перед лицом смерти.

Исследование текстового материала должно проходить примерно по следующим категориям: пейзаж, портрет, интерьер, характер, речь, поступки, детали.

Знаете, И.А.Бунин говорил, что проза обладает такой же мелодией как и стихи, музыка. Я предлагаю работать под музыку П.И.Чайковского»Октябрь» и обратить внимание на тональность музыки и пейзажа в произведении.(звучит музыка)

Аналитическая беседа по образу Катерины Петровны. Группа 1.

Ребята что задело, тронуло вас в судьбе этой женщины ? "Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет?

- Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее - известный художник, дом "мемориальный", она "последняя обитательница" его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго - французского писателя. Добрая - страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра.

Все описываемое происходит холодной осенью. Вообще, слово холодный встречается несколько раз. Автор рисует мрачную картину:

Спутанная трава в саду полегла..." (Спутанная, потому что высокая, некошеная, мокрая от дождя.) "Над лугами тащились из-за реки (именно тащились, а не плыли), цепляясь за облетевшие ветлы, рыхлые тучи" (тучи идут низко; они как бы растворяются в пространстве, лишены строгих очертании). "Из них назойливо сыпался дождь" (не лил, а сыпался -" дождь мелкий, словно песок, и сыпался беспрерывно, надоедливо, назойливо).

Выделяется только маленький подсолнечник у забора, но и он доцветает, и он одинок среди серого, черного, и поэтому становится грустно.

Попытаемся передать душевное состояние героини:

(одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери ).

В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна?(Чтение со слов "Как-то в конце октября…" до "… побрела в дом").

Метафора в предложении "Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю". автор употребляет слово позабытые, чтобы подчеркнуть одиночество Катерины Петровны, ведь и ее как бы "позабыли", и звезды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.

Какова роль эпизода встречи с кленом? (У них одинаковая судьба. В судьбе клена, как он описан в рассказе, тоже видны неустроенность, одиночество: "Ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи". Метафора и олицетворение здесь помогают нам понять настроение героини, ее переживания, ведь ее тоже никто не ждет, ей тоже некуда идти, она просто доживает) .

Страдает человек,и природа у Паустовского "сочувствует" ему. Именно после встречи с кленом она решается написать письмо дочери.

(Учащиеся читают письмо (слайд) : "Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. - Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень".

А что-то удивило в письме?

Никакой радости, только одиночество. Причитание (в конце) бабки Матрёны говорят «такая задушевна, сердечна, и одинокая» и как укор звучат её слова Насте «видно высоко залетела»

Тоска прорывается в письме, всю силу материнской любви вложила она в письмо. Нет у неё никако дивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти ("зиму эту я не переживу", "смерть забыла ко мне дорогу").

А еще удивительно, что в таком коротком письме она пишет об окружающей природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках. А Катерина Петровна упоминает о саде, об осени.

Действительно, образ Катерины Петровны очень цельный. Паустовский мастерски показывает тонкий склад души Катерины Петровны.Она и окружающий ее мир - единое целое.А что обозначает ее имя?

Катерина (греч.)-чистая,непорочная.Именно такой представляем ее (слайд)

Спасибо. Вы очень подробно раскрыли образ Катерины Петровны.

Аналитическая беседа по образу Насти. Группа 2.

Что мы узнаем о жизни и занятии Насти?

Настя - единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников; много работы, устраивает выставки. В почтовых переводах одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее. Один раз в два-три месяца шлет перевод на 200 рублей; последний раз приезжала три года назад..

Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему? (Спрятала в сумочку; раз пишет - значит жива).

- Настя беззаботна, равнодушна, бессердечна.

Какой разоблачительный эпитет? (Холодные глаза - о жестоком сердце ).

Но ведь в тексте читаем: “После работы Насте надо было пойти в мастерскую молодого скульптора Тимофеева, посмотреть, как он живет, чтобы доложить об этом правлению Союза. Тимофеев жаловался, что его затирают, не дают развернуться”.

И она ему готова помочь? Докажите, что она не намерена отступать.

Ну что ж, будем драться вместе. Она ушла с твердым намерением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безызвестности. В Союзе художников долго говорила, доказывала, что необходимо устраивать выставку .

Выставка удалась? Чья это заслуга?

Как вы думаете, почему Настя самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Бескорыстна ли она? (Карьеристка. Началось обсуждение, говорили о внимании к человеку , незаслуженно забытому художнику. Этой выставкой целиком обязаны Анастасии Семеновне, ей аплодировали).

Очень странно,что такая равнодушная к матери Настя сумела понять строптивого художника. Паустовский использует прием контраста в изображении характера Насти, показывает несоответствие ее поступков и похвалы.(зачитать)

Полученное письмо от матери Настя прочитала только вечером и сказала: “Куда там сейчас ехать! Две недели возилась с выставкой”. А в это время в Заборье умирала мать.

Во время выставки получила телеграмму. Как ведет себя?

Какая Катя умирает? Должно быть не мне; узнала адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. На вопрос: “Что-то неприятное?”, ответ: “Нет, это так, от одной знакомой.

Кто словно пробуждает ее сознание? (Чей-то взгляд тяжелый все время чувствовала; Гоголь смотрел на нее усмехаясь; Насте показалось, что Гоголь тихо сказал: “Эх, ты!”).

Я понимаю: она совершила предательство, и оценку ее поступкам дает Гоголь.Он видит насквозь фальшь и предательство, презирает ее за тщеславие и эгоизм.

Почувствовала ли Настя укор Гоголя?-Пробудилась ли совесть Насти? Показать динамику пробуждения.

(Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила “ненаглядная моя” - заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию - лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала ).

Эта сцена кульминационная в центральной части рассказа. Настя прозрела, поняла, что неправильно относилась к матери, в ней проснулась совесть, понимание того, что она никогда уже не увидит мать.

Найдите по толковым словарям,что означает слово «совесть»?(Чувство моральной ответственности за свое поведение)

- Имя «Настя»(греч.)-воскрешающая,поэтому хочется верить,что она изменится .

Действительно,мать могла бы успокоить,простить,но ее нет,и теперь до конца жизни она будет испытывать чувство вины.Оказывается,что к тому,кто был и,кажется,всегда будет,можно не успеть,не сказать самое главное.

Какую библейскую заповедь нарушила Настя? (пятую )

Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Эту-то опору в жизни и потеряла Настя. Так какие же качества характера мы увидели у Насти?(приколоть на доску)(Черствость, равнодушие, бессердечность, эгоизм, показная доброта, тщеславие,фальшивость.)

Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. И такие рядом оказались. Кто это?

Аналитическая беседа по образу Тихона. Группа 3.

- Тихон в отличие от Насти проявил настоящую человечность, чуткость, заботу и преподнес урок нравственности Манюшке.»Не будь пустельгой! За добро плати добром.» ". Что значит "пустельгой?(на слайде)

Пустельга - 1. Хищная птица из семейства соколиных.

2. Легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.).

Сторож Тихон помогает старой женщине:рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.

Почему он решился на обман? (чтобы поддержать ее, утешить, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни).

Две телеграммы: настоящая и мнимая, в обеих- большая душа простого человека, отнюдь не родного Катерине Петровне, но в какой-то мере более человечного, чем ее родная дочь. Сущность человека проявляется в его поступках. Как вы оцениваете Тихона?(на доске прикалывают лист с качествами характера Тихона)

Аналитическая беседа по образу Манюшки. Группа 4.

Вместе с Тихоном рядом с Катериной Петровной находилась девочка Манюшка. Она занимала то место,которое должна занимать дочь Настя.

Манюшка - дочь колхозного сапожника - прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване. По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде - надо помогать

Девочка окружает одинокую старушку теплом и заботой. Милосердие и сострадание проявляются у маленькой девочки в большей степени,чем у дочери.

- Меня до глубины души тронул эпизод,когда Манюшка относила письмо на почту(зачитывает) «Жестяная пустота» в почтовом ящике имеет многозначительный смысл: такая же пустота на душе у Катерины Петровны.Очень жаль девочке эту старую одинокую женщину,Она напугана смертью, трясется,но на похоронах несет крышку гроба,

Кто же из героев проявил гуманное отношение к Катерине Петровне?(Тихон и Манюшка ) (Читаем на доке слова-характеристики каждого из героев) .Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.А что же родная дочь?(Она забыла о матери )

Да,никакие поступки не могут оправдать дочь, если она забыла о родной матери.

А для чего, по-вашему, вводится в рассказ образ молодой учительницы?

Я думаю, что этот образ противопоставлен образу Насти. Ведь учительница сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе.

Мне кажется, что сердце у нее доброе, ведь она не знала Катерину Петровну, а пошла за гробом, потом, во время похорон, поцеловала "высохшую желтую руку" покойной.

А почему она сделала это?

Она, видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания.

Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это и, может быть, воспитает и своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми.

Писатель как бы предупреждает эту учительницу: будь внимательна к своей матери .

И, я уверена, что от нас с вами тоже зависит, чтобы таких Катерин на Земле стало меньше. У вас есть тоже бабушки, прабабушки, дедушки. А как часто вы звоните им, коротаете вечера за чашкой чая, посвящаете свое время им, тем, кто дарил и дарит вам свою любовь просто за то, что вы есть, за то, что вы родные им люди?

Давайте вернемся к схемам, на которых вы разместили слова, обозначающие общечеловеческие ценности в каждом герое. И может быть, Паустовский смог помочь нам заглянуть в самих себя, и что-то в вашем миропонимании, мироощущении изменилось? Попробуйте еще раз определить место перечисленных ценностей в вашей жизни. А кому же автор посылает телеграмму? Что вы услышали в ней? На уровне рефлексии мы попробуем ответить на проблемный вопрос нашего урока.

Рефлексия

Урок помог задуматься…

(о том, как страшно потерять маму;

Об одиночестве, доброте и милосердии

О человечности, об отношении к маме

О моих родных

О том, какой ценой Настя расплатилась за свой эгоизм

Почему Настя не поняла, что не деньги были нужны её маме .)

Что я услышал(а) в телеграмме Паустовского?

- (нельзя быть таким бесчеловечным, как Настя

Нужно заботиться о маме

Я многого не знаю, но я никогда не поступлю так, как Настя

Старые люди нуждаются в нашей поддержке

Я очень люблю свою маму и боюсь её потерять

Нельзя совершать такие ошибки, которые исправить невозможно

Я никогда не стану «сорокой» и «пустельгой »)

Какую телеграмму написали бы вы Насте?(учащиеся пишут на бланках телеграммы Насте)

(-Настя, желаю тебе обрести человечность.

Настя, одумайся! Нельзя так поступать! Ведь мама у тебя одна!

Настя, желаю, чтоб душа твоя оттаяла.

Эх ты, сорока. Мне тебя жаль.

Настя, поздно ты поняла свою ошибку. Не дай бог, чтобы с тобой произошло то же самое.

- Пустельга. То, что совершила ты - неисправимо .

А сейчас послушайте напутствие:

Не забывай о том, что мать вспоила нас,

Отец же воспитал родное чадо,

Поэтому страшись в беспечности своей

В их старые сердца пролить хоть каплю яда,

К тому же - минёт час: ты старцем будешь сам,

Смотри же, не нарушай священного уклада.

(Из книги “В мире мудрых мыслей Хиероу


Подписи к слайдам:

по рассказу К.Паустовского "ТЕЛЕГРАММА" Урок Нравственности.

Нравственность – это склад души, выражающийся в страстях и поступках. Аристотель Нравственность - это разум сердца. Г.Гейне

Задание группам. Подготовить связный рассказ с текстовым подтверждением об одном из героев. Объяснить его поступки и постараться увидеть, с помощью каких средств художественной выразительности показано отношение героя к Катерине Петровне, оказавшейся перед лицом смерти. Исследование текстового материала должно проходить примерно по следующим категориям: пейзаж, портрет, интерьер, характер, речь, поступки, детали.

Такой мы представляем Катерину Петровну, героиню рассказа «Телеграмма».

Письмо Катерины Петровны дочери: « Ненаглядная моя! Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, - смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень»

Любили тебя без особых причин За то, что ты – внук, За то, что ты – сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. В.Берестов.

Пустельга – 1. Хищная птица из семейства соколиных; 2. Легкомысленный пустой человек (разг.)

Рефлексия Урок помог задуматься… Я понял… В телеграмме от Паустовского я услышал…

Не забывай о том, что мать вспомнила нас, Отец же воспитал родное чадо Поэтому страшись в беспечности своей В их старые сердца пролить хоть каплю яда, К тому же - минет час: ты старцем будешь сам, Смотри ж, не нарушай священного уклада. (из книги «В мире мудрых мыслей» Н.Хиероу.) Напутствие.

Домашнее задание: написать письмо – покаяние своей маме (принести в конверте)



Top