Алибасов бари каримович национальность. Провокатор Бари Алибасов и его «на-найцы

Бари Каримович (Борис Николаевич) Алибасов (каз. Бари Кәрімұлы Әлібасов; тат. Bari Kərim uğlı Əlibasov - Бари Кәрим улы Әлибасов). Родился 6 июня 1947 года в Чарске Семипалатинской области (Казахская ССР). Советский и российский музыкант, композитор, музыкальный продюсер, заслуженный артист РФ (1999).

По национальности наполовину казах, на четверть татарин, на четверть - русский.

Отец - Карим (Николай) Касымович Алибасов, алтайский казах из рода аргын, управлял Сельхозбанком в Чарске.

Мать - Ираида Ибрагимовна Абрарова, наполовину татарка, была бухгалтером в детском саду и по совместительству подрабатывала в паровозном депо.

У него есть две старшие сестры Зоя и Роза, а также братья Булат и Газиз.

Казахского языка не знает.

О своем детстве вспоминал: "Мы росли в то время, когда наши родители не работали – пахали. Ночью я слышал, как скрежещет стиральная доска. Мама работала в депо и еще в детском садике бухгалтером. Мы спали, а она стирала. Соседи были немцы, украинцы, русские, чеченцы, дагестанцы... У меня мама наполовину татарка. А отец – казах алтайский. Родители были абсолютные атеисты... Нас воспитывали в брезгливости к деньгам. Хотя отец был управляющим банка и деньги были. Деньги были мерилом пошлости и низости человеческой". Учился в школе № 232 города Чарска. За вольный характер и частое нарушение дисциплины был исключён из комсомола и несколько раз из школы.

Уже в детстве Бари проявлял склонность к творчеству. В школе он начал активно заниматься в художественной самодеятельности - пел в хоре, играл на барабанах, был конферансье. Затем создал свой собственный драмкружок, поставил спектакль по А. Чехову «Сельский эскулап».

В начале 1960-х, учась в старших классах, он вместе с несколькими одноклассниками организовал свой первый музыкальный ансамбль, с которым гастролировал по близлежащим колхозам.

После окончания школы в 1965 году, поступил в Усть-Каменогорский строительно-дорожный институт (ныне Восточно-Казахстанский государственный технический университет) на Архитектурно-строительный факультет.

С 1969 по 1971 год проходил срочную службу в рядах Советской армии в войсках ПВО Средне-Азиатского военного округа в Алма-Атинской области. Прослужив полгода, был переведён в ансамбль песни и пляски САВО, где создал ансамбль «Задор» при штабе ПВО САВО.

В 1973-1974 годах учился в Усть-Каменогорском музыкальном училище по классу ударных, но из-за начала гастрольной деятельности группы «Интеграл» , образование не завершил.

В 1966 году вместе со своим однокурсником Михаилом Араповым, организовал музыкальную группу «Интеграл», играющую музыку в стиле джаз. Она числилась при Усть-Каменогорском строительно-дорожном институте. Тогда же проявляет себя и как композитор, написав свою первую песню - твист «Весенний дождь».

В 1971 году, вернувшись из армии, он возрождает «Интеграл». С 1973 года ансамбль работает в Восточно-Казахстанской областной филармонии, получив в Казахстане аттестационные удостоверения артистов ВИА. Группа становится лауреатом фестиваля «Дружба народов» в Алма-Ате и ряда других конкурсов.

В 1980 году группа стала лауреатом 1-го Всесоюзного рок-фестиваля «Тбилиси-1980», в 1985 была участником программы 12-го Международного фестиваля молодёжи и студентов в Москве.

Под руководством Алибасова группа «Интеграл» просуществовала 22 года, за это время она экспериментировала со многими музыкальными стилями: от рок-н-ролла до психоделик-андеграунда, от фьюжн до кантри и блюза.

В 1989 году Алибасов распустил группу «Интеграл» и объявил кастинг в поп-группу «На-На» , бессменным руководителем которой является и по сей день. В том же году проходит первое выступление группы «На-На» на Международном фестивале «Фэйс ту фэйс» («Лицом к лицу»).

Под руководством Алибасова группа «На-На» становится чрезвычайно популярной и коммерчески успешной в 1990-е годы.

После выхода первой пластинки и победы в телеконкурсе «50х50» (1990) группа названа «открытием года» в области поп-музыки. Выступала на многих международных фестивалях, в том числе «MIDEM 94», где получила 27 предложений на участие в музыкальных фестивалях США, Македонии, Португалии, Австралии, Новой Зеландии и других странах. Обладатель двух премий в области развлечений и поп-музыки «Овация» (1993) - как лучшая поп-группа страны за исполнение лучшего шлягера года «Фаина».

Бари Алибасов и группа "На-На"

Как художественный руководитель «На-На», Бари создал и срежиссировал 9 шоу-программ, является режиссёром 21 фильма-концерта о группе. Также является автором текстов и композитором множества песен из репертуара коллектива. Бари Алибасов и «На-На» также занимаются благотворительной деятельностью, дают концерты для детей-инвалидов, участвуют в благотворительных акциях (таких как «День Добра» на ВВЦ, «Щит и Лира» и множество других).

В 2004 году продюсировал группы «DJ Big Bang» и «Pin C@de».

Рождение Ивана поставило крест на отношениях супругов. Алибасов сразу после рождения мальчика бросил Викторию Максимову.

Он рассказывал: "У меня прекрасные отношения с Викторией и по сегодняшний день. У нас были невероятные чувства, которые сохранились только частично. После того, как она родила, и я понял, что ребенок не мой. Сразу же после того, как случился наш брак, и Виктория родила, мы разошлись и стали жить отдельно. Потому что было очевидно, что ребенок не мой. Не могу сказать, что я ее как-то прижал к стенке и потребовал: «Говори правду». Просто я сказал: «Он совсем на меня не похож». И спросил: «Было?» Она ответила: «Было»", - уверяет Бари Каримыч. По его словам, он не стал устраивать скандалов, собрал вещи и съехал от жены в свою роскошную большую квартиру в центре Москвы, которую он тогда только-только заново отремонтировал после пожара.

"Дело в том, что я довольно легко отношусь к изменам своих жен. Легко отношусь к тому, что мои супруги, так же, как и я, ведут свободную сексуальную жизнь", - объяснил Алибасов.

Свою фамилию Алибасов Ивану не дал – мальчика записали под фамилией матери. "Ребенка я на себя не оформил, потому что он не от меня", - отмечал шоумен.

Ходили слухи о романе Алибасова с моделью Аллой Бергер, которая участвовала в шоу «Холостяк». Сами они этого официально не подтверждали.

По утверждению первой школьной любви Бари Алибасова Светланы Боховчук, ныне проживающей в Италии, у них есть внебрачная дочь Вера, она кандидат медицинских наук. В декабре 2014 года он впервые встретился с Верой в студии Первого канала.

С 2016 года состоял в отношениях с бизнес-леди Ляной Фридман, которая на 22 года моложе его. В июле 2017 года .

В течение нескольких десятилетий увлекается фотографией. В рамках международного фестиваля «Мода и стиль в фотографии» в галерее «ТХТ» прошла персональная выставка фотографий Бари Алибасова.

Фильмография Бари Алибасова:

1992 - Солнце, воздух и... "На-На" - Бари, маэстро (+ композитор)
1996 - Умереть от счастья и любви
1996 - Старые песни о главном - 1 - бригадир косарей
1998 - Старые песни о главном - 3 - чукча
2001 - FM и ребята - продюсер
2003 - Игры мотыльков - член жюри
2004 - Слова и музыка
2004 - Коси и забивай - Патрон
2005 - Попса - камео
2005 - Моя прекрасная няня - камео
2007-2015 - Моя правда (Украина, документальный)
2007 - Жизнь, как кино, или Шоу строгого режима (документальный)
2008 - Печки-лавочки Лидии Шукшиной (документальный)
2008 - Лидия Шукшина. Непредсказуемая роль (документальный)
2008 - Лидия Федосеева-Шукшина. О любви, о детях, о себе... (документальный)
2011 - Товарищи полицейские - Эдуард Якубов, директор финансовой пирамиды
2012-2015 - Деффчонки - камео

Библиография Бари Алибасова:

1999 - Основы НА-НАйской философии


Национальность: казах (по отцу). Мать - татарка.

В 1960-е годы организовал музыкальную группу «Интеграл» (она числилась при Усть-Каменогорском строительно-дорожном институте), творчество которой с 1972 года было связано с рок-музыкой, но Алибасову не удалось выпустить с этой группой ни одного большого хита.

В 1980-х и 1990-х годах занимался продюсерской деятельностью, продюсируя группы «На-на», «DJ Big Bang» и «Pin C@de».

В 1996-1997 годах совместно с Лидией Федосеевой-Шукшиной возглавлял журнал «Секрет&Тайна».

Занимается фотографией в течение 20 лет. В рамках международного фестиваля «Мода и стиль в фотографии» в галерее «ТХТ» прошла персональная выставка фотографий Бари Алибасова.

В 2009 году подал судебный иск по факту оскорбления его на странице Президента РФ Дмитрия Медведева в Живом Журнале. По неизвестным причинам судебное разбирательство было приостановлено. В суде интересы шоумена представляет адвокат Сергей Жорин.

23 марта 2010 года, Бари Алибасов добился беспрецедентного судебного решения в отношении блогера, назвавшего Алибасова «татаро-казахским гастарбайтером» . Он не только сумел привлечь клеветника к суду, но и взыскать с него рекордную по российским меркам, компенсацию морального вреда в размере 1 100 000 рублей. Правда, по мнению Станислава Садальского и Николая Фандеева эта история - типичный пиар-ход, причина которого - отсутствие спроса на группу "На-на" .

26 мая 2010 года Алибасов устроил в шутку репетицию собственных похорон. На репетицию были приглашены коллеги по группе «На-на», которые произносили памятные речи.

Фильмография

  • 2005 - «Попса» - камео
  • 2005 - «Здравствуйте, мы ваша крыша!»
  • 2005 - «Коси и забивай» - Патрон
  • 2003 - «Игры мотыльков» - член жюри

Ему семьдесят, и вот — брак седьмой, равновесие во главе всего!?


Начало пути

Бари вырос в Казахстане — все детство ставил спектакли и пел, а вот с дисциплиной сплошь были проблемы. И из школы, и из комсомола Алибасова несколько раз исключали. Прошли годы, и теперь в его родном Чарске есть улица имени Бари Алибасова, и его музей — в родной школе!

Окончив школу, Бари занялся музыкой всерьез: организовал группу «Интеграл», вначале джаз-, а затем рок-коллектив. Хотя статус рок-музыки в Союзе был полуподпольным, он все равно устраивал гастроли и даже получил в министерстве культуры признание! Таланты продюсера проявились на ура.

Перестройка

Люди перестали тянуться к музыке запада, когда это перестало быть вызовом. И на один из концертов группы «Интеграл» пришло всего девятнадцать человек… Неудивительно — когда восходящая звезда рок-музыки, на которого повсюду приходят толпы, Павел Пиковский, приезжал в Киев, на него пришло человек пятнадцать, и для Киева это было еще очень даже и вполне! Так что с музыкой вообще в целом все плохо со времен перестройки в ряде городов: она просто не нужна, если она не массовая. И Алибасов тоже решил делать музыку для масс!

Елена Уронич

Уже будучи в разводе, Алибасов начал встречаться с поклонницей своей группы. В 1985 году стал отцом — мальчика назвали Бари, в честь папы. Но и жену, и коллег отец легко бросил в Саратове, уехав в Москву ради массовой музыки… Ребенок жил с мамой и бабушкой, только деньги иногда получал. А Алибасов-старший только после четырнадцатилетия сына перевез сына в Москву, устроил в лицей, а потом заграницу.

Елена Уронич оказалась настолько мудрой, что отнеслась ко всему этому спокойно. И сын, которому уже тридцать два года, называет ее единственной женщиной, которая смогла склонить Алибасова к зачатию и признанию ребенка.

Группа «На-На»

Трагедией смену жанра своей работы Алибасов не считал. «Рок умер», говорили многие и подтвердил он сам, потому пора, мол, работать всерьез! Так что полтора города кряду Бари подбирал исполнителей, собрав наконец состав из Левкина, Жеребкина, Политова и Асимова. И что же — группа стала суперизвестной! Отчасти в силу жесткой дисциплины — Бари не позволял отвлекаться ни на женщин, ни на развлечения! По контракту на тридцать восемь листов нельзя было ни репетиции пропускать, ни романы заводить с коллегами по «цеху», ни женщин после двух часов ночи принимать...

Зато и заботился он о группе по полной программе: выбивал квартиры, бронировал лучшие номера в гостиницах, часто сам готовил… Продолжалось так вплоть до дефолта 1998 года, который внезапно лишил людей возможности ходить на концерты. Надо было что-то делать, и смена жанра бы уже не помогла!

Америка

Собрав денег, Алибасов оплатил участникам группы уроки танцев, вокала и английского языка, а потом повез их в Америку. Почти договорились со студией, уже все было решено!.. Но появление в 2001 году бесплатного файлообменника Napster лишило студии доходов с продажи альбомов… И не вышло с американским проектом, увы.

Космос

Под финансированием Фредди Хайнекена — его компания производила то самое пиво «Хайнекен», которое так любят во всем мире! - планировалось отправить одного из ребят в космос, спеть гимн планеты. Но как с Америкой не срослось — так и Хайнекен умер! Так что Бари пришлось честно признать: сил больше нет, и деньги тоже кончились. Ребята продолжили работу без него, а Бари еле уговорили обратиться к психотерапевту, что спасло продюсера от самоубийства.

Сегодня


«На-на», вновь под руководством Алибасова, порой концертируют. А Алибасов все женится и разводится, а также критикует окружающий мир. … Ну что ж, журналист ДжоИнфоМедиа Диана Линн надеется, что талант Бари Каримовича не пропал с возрастом, и что он сможет провести старость с удовольствием и успехом!

Бари Алибасов и группа «На-На»

В 2017-м ему исполнилось 70, а пресса по‑прежнему пишет о его личной жизни, эксцентричных поступках и достижениях в шоу-бизнесе. Когда-то он создал группу, солистов которой называли «новыми Beatles». Для самого Бари Каримовича «На-На» были словно семья, которую он всегда ставил на первое место.

Бари Алибасов родом из Казахстана. С раннего детства он любил выступать перед публикой с песнями и ставить спектакли, и совсем не отличался дисциплиной и послушанием. Юного Алибасова несколько раз исключали из школы и из космомола — зато спустя много лет в его честь назовут улицу в родном городе Чарске, а в школе организуют музей, посвященный продюсеру.

Первые шаги


Бари Алибасов, Лидия Федосеева-Шукшина

Почти сразу после учебы Алибасов впервые пробует силы в качестве руководителя музыкального коллектива: организует группу «Интеграл». Сначала они играли джаз, затем переключились на рок. Уже тогда проявился талант будущего продюсера: несмотря на полуподпольный статус рок-музыки в СССР, «Интеграл» гастролирует по городам, получает признание в министерстве культуры и в общем неплохо себя чувствует.

Все изменилось после перестройки: потеряв привычный уклад жизни, публика перестала тянуться к «западной» музыке. Когда на один из концертов «Интеграла» пришли всего 19 человек, Алибасов понял, что нужно что-то менять.

«Интеграл» был «прописан» в Саратове. Новый проект Бари решил начинать в Москве — и не задумываясь покинул провинцию, оставив там не только коллег-музыкантов, но и фактическую супругу с сыном.

Его отношения с Еленой Уронич начались незаметно для него самого. Уже разведенный к тому моменту, Алибасов совершенно не собирался встречаться с поклонницей группы, которая не пропускала ни одного концерта. Но девушка оказалась настойчивой и добилась своего.

В 1985-м родился сын, которого тоже назвали Бари. До 14 лет мальчик будет жить с мамой и бабушкой, периодически получая от отца финансовую помощь. Зато после 14-ти Алибасов возьмется за сына всерьез: перевезет в Москву, устроит в престижный лицей, а после отправит учиться заграницу.

Елена оказалась мудрой матерью и не стала припоминать Бари былые обиды: легко отпустила сына к отцу, не препятствовала их общению. «Единственная женщина, которая умудрилась склонить Барии Алибасова к зачатию и признанию ребенка», — говорит о ней Бари-младший.

«На-найцы»


«Для меня смена жанра совершенно не стала трагедией. И ломать себя не пришлось. Главное, чему я всегда учился сам и чему пытался научить «интегральцев», — полная раскрепощенность и свобода», — объяснил потом продюсер свое решение.

А смена жанра произошла кардинальная. «Рок умер», — решил для себя Алибасов и объявил большой кастинг в мальчишечью поп-группу.

Принято считать, что «На-На» «выстрелили» буквально за несколько месяцев. На деле все было не так просто. Первые полтора года продюсеру никак не удавалось сформировать коллектив, он пробовал и менял все новых и новых солистов, пока не нашел «золотой» состав: Левкин, Политов, Жеребкин, Асимов.

Они собирали стадионы, их плакатами были обклеены комнаты каждой второй школьницы, а дамы постарше с удовольствием любовались на красивых парней, прощая им даже провокационные номера.

Алибасов вспоминает случай, когда для номера «Эскимосы и папуасы» костюмер принес наряд для папуасов: едва прикрывающие наготу набеденные повязки. Продюсер боялся, что солисты откажутся выходить в этом на сцену, но они к тому времени так раскрепостились, что проблем не возникло.

За кулисами яркого эпатажного шоу скрывалась жесткая дисциплина: Бари понимал — чтобы тянуть плотный гастрольный график, нельзя отвлекаться на развлечения и женщин.

Став солистом «На-На», каждый подписал подробный договор на 38 листах: нельзя пропускать репетиции, заводить романы с сотрудницами «Шоу Бари Алибасова», а все посторонние женщины должны покидать номера артистов до двух часов ночи. В противном случае — штраф.

Сам Бари старался заменить подопечным родного отца:

«…если хочешь добиться от артиста достижений на сцене, избавь его от насущных проблем. И я избавлял: «выбивал» для «на-найцев» квартиры, бронировал в гостиницах лучшие номера, чтобы накормить чем-то особенным, часто сам вставал к плите».

10 лет он жил бок о бок с парнями, зарабатывал, копил и наслаждался плодами успеха. Но впереди Алибасова ждал очередной крутой поворот: дефолт 1998-го года положил конец успешными гастролям. Публика больше не могла ходить на концерты, у людей не было на это денег.

Распускать «На-На», как когда-то «Интеграл», Алибасов не стал. С ними он, наоборот, решился на смелую авантюру — покорение Америки.

Космические амбиции

«На-На» и раньше бывали в США на гастролях, с успехом выступая перед мигрантами из России. Часто Бари Каримовичу предлагали попробовать повторить успех группы и здесь. Момент настал.

Он собрал все накопленные сбережения, перевез ребят, оплатил им уроки английского, вокала и танцев. В США совсем другой уровень шоу-бизнеса, и Бари не хотел ударить грязь в лицом.

Ему почти удалось добиться заключения контракта с крупной звукозаписывающей студией — в США это означало, что дальнейшие расходы по записи альбома и раскрутке студия возьмет на себя. Но случилось непредвиденное: в 2001 году в Интернете появился первый бесплатный файлообменник Napster.

Студии больше не могли зарабатывать на продаже альбомов. Контракты разрывались даже с именитыми исполнителями типа Мэрайи Кэрри — а уж русская группа стала и вовсе никому не нужна.

Это было крушение первой мечты. Вторую он до поры до времени скрывал.

Лишь небольшой круг посвященных знал, что Алибасов готовит грандиозный проект с Центром подготовки космонавтов: один из «на-найцев» должен был отправиться в космос, чтобы исполнить там гимн планеты.

Финансировал проект Фредди Хайнекен, владелец крупной пивоваренной компании. Но едва «На-На» вернулись в Москву после неудачи в Америке, как пришла вторая плохая новость: Хайнекен скончался, проект приостановили.


Top