Клод Дебюсси «Ноктюрны. Клод Дебюсси «Ноктюрны Празднества дебюсси эссе

МКОУ «Новоусманская СОШ №4»

Урок музыки

в 7 классе

Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.

Инструментальный концерт.

МКОУ «Новоусманская СОШ №4»

Макухина Марина Николаевна

с. Новая Усмань

2014 год

Тема занятия: Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.

СЛАЙД 1

Цель данного занятия:

Обогащение культурного и духовного мира детей, через музыкальное, литературное и художественное наследия народов мира.

Задачи:

С помощью информационных технологий раскрыть многообразие и богатство культуры народов.

Развитие разносторонних интересов в различных областях искусств, воспитание любви и уважения к музыкальному, литературному и художественному наследию других народов, заложить основы эстетическому восприятию окружающей жизни.

Обогащение духовного мира детей. Воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.

СЛАЙД 2

План занятия:

№ п/п

Этапы занятия

Время, мин.

Организационный момент

Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.

Формирование знаний. Преподнесение нового материала, как музыкального, так и литературного

Практическая работа

Закрепление новых знаний

Песня «Оранжевое лето»

Подведение итогов

СЛАЙД 3

Учитель: Ребята, что вы видите на экране?

Ученики: Рамка

Учитель: Для какой цели необходима эта рамка?

Ученики: Эта рамка для картины.

Учитель: Картины как можно назвать по другому?

Ученики: Живопись

Учитель: Живопись и музыку как можно назвать?

Ученики: Искусство.

Учитель: Дайте, пожалуйста, определение: что такое искусство?

Ученики: Иску́сство - процесс и итог значимого выражения чувств в образе.

Искусство - одна из форм общественного сознания, составная часть...

Музыку можно увидеть, а живопись услышать. Живопись выразит то, что не скажешь словами, раскроет самые тонкие оттенки человеческой души. Учитель: Значит, наш урок можно назвать, не просто музыка?

СЛАЙД 4

Ученики: «Живописная музыка»

СЛАЙД 5

Цели и задачи; создать на уроке атмосферу увлеченности, заинтересованности. Развивать навыки целостного музыкального анализа. Предложить ребятам выразить настроение от прослушанной музыки. Выделить интонации для раскрытия образа произведения. Пробудить творческий поиск.

Формировать у учащихся эмоционально осознанное восприятие музыкального образа.

Учитель: Музыка имеет разные направления. Какие вам известны МУЗЫКАЛЬНЫЕ направления СТИЛИ МУЗЫКИ?

Ученики:

1 Народная музыка

2 Духовная музыка

3 Индийская классическая музыка

4 Арабская классическая музыка

5 Европейская классическая музыка

6 Латиноамериканская музыка

7 Блюз

8 Ритм-н-блюз

9 Джаз

10 Кантри

12 Электронная музыка

13 Рок

14 Поп

15 Рэп (Хип-хоп)

16. Фольклорная

17. Классическая и др.

СЛАЙД 6

Слушаем музыку «Празднества» - Клод Дебюсси

СЛАЙД 7

Учитель: Кто знает это произведение и автора7

Ученики: «Празднества» Клод Дебюсси

Учитель: Ашиль- Клод Дебюсси - французский композитор, музыкальный критик.

В 1872 году, в возрасте десяти лет, Клод поступил в Парижскую консерваторию. В классе фортепиано он занимался у известного пианиста и педагога Альбера Мармонтеля, в классе начального сольфеджио - у именитого традиционалиста Альбера Лавиньяка, а орган ему преподавал сам Сезар Франк. В консерватории Дебюсси учился довольно успешно, хотя как ученик ничем особенным не блистал. Только в 1877 году профессура оценила фортепианный талант Дебюсси, присвоив ему вторую премию за исполнение сонаты Шумана.

Систематически изучать композицию Дебюсси начал только с декабря 1880 года у профессора, члена Академии Изящных Искусств, Эрнеста Гиро. За полгода до поступления в класс Гиро Дебюсси совершил путешествие по Швейцарии и Италии в качестве домашнего пианиста и учителя музыки в семье богатой русской меценатки Надежды фон Мекк. Лето 1881 и 1882 годов Дебюсси и вовсе провёл под Москвой, в её имении Плещеево. Общение с семьёй фон Мекк и пребывание в России благотворно повлияло на развитие молодого музыканта. В её доме Дебюсси познакомился с новой русской музыкой Чайковского, Бородина, Балакирева и близких к ним композиторов.

СЛАЙД 8

Любовью светится композиция Дебюсси «Лунный свет». Клод Дебюсси вообще любил свет серебристой спутницы Земли. Ему лучше сочинялось в лунные ночи.

Композитор Н. Я. Московский писал о творчестве Дебюсси: "...В моментах, когда он (Дебюсси) берется запечатлеть свое восприятие природы, происходит что-то непостижимое: человек исчезает, точно растворяется или превращается в неуловимую пылинку, и над всем воцаряется точно сама вечная, изменчиво неизменяемая, чистая и тихая, всепоглощающая природа, все эти бесшумные, скользящие "облака", мягкие переливы и взлеты "играющих волн", шелесты и шорохи "весенних хороводов", ласковые шепоты и томные вздохи беседующего с морем ветра - разве это не подлинное дыхание природы! И разве художник, в звуках воссоздавший природу, не великий художник, не исключительный поэт?"

Его музыка основана на зрительных образах, наполнена игрой светотени, прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен.

Влияние живописи на композиторов было настолько велико, что многим своим сочинениям он дал название, связанные с изобразительным искусством: «Эстампы», «Эскизы» и др. Понимание того, как оркестр может нарисовать живописные картины, пришло к К. Дебюсси во многом от русского композитора Н. Римского-Корсакова.

Дебюсси был не только одним из самых значительных французских композиторов, но также одной из самых значительных фигур в музыке на рубеже XIX и XX веков; его музыка представляет собой переходную форму от поздней романтической музыки к модернизму в музыке XX столетия.

Учитель: Ребята, каких вы еще знаете композиторов:

Ученики: Чайковский, Лист, Глинка, Бах, Бетховен, Шопен, Моцарт, Шостакович, Шнитке, и другие.

Учитель? А какие знаете музыкальные произведения?

Ученики: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», Ленинградская симфония – «нашествие фашистов в годы Великой Отечественной войны», «Лунный свет», «Времена года». «Вальс» и другие.

Учитель: Музыке можно дать определение?

Ученики: Музыка – это ритм, звук, темп…… Музыка нужна для души.

СЛАЙД 9

Слушаем музыку «Лунный свет» Клод Дебюсси

СЛАЙД 10 – 16

Учитель: Когда вы слушали музыку, вы что-то себе представляли? Может быть, вы видели цвета, краски или что-то другое?

Ответы самые разнообразные. От теплых тонов до самых холодных, от белого цвета до черного.

Учитель: Ребята, а все то, что мы сейчас слышали, это можно изобразить?

Ученики: Да.

Учитель: СЕЙЧАС МЫ С ВАМИ сделаем небольшую практическую работу. Изобразите то, что вы сейчас УСЛЫШАЛИ. Разделимся на три группы. У одних работа с гуашью. У других работа с тушью и нитками. У третьих работа с цветной бумагой, картоном и клеем. Приступаем к работе.

Защита работ.

СЛАЙД 17

Мелодекламация стихов под музыку К. Дебюсси

«В лунном свете»

В минуты грусти в час ночной

Уставши от напастей,

Не в тщете радостей мирских,

В покое ищешь счастья.

Забыться, слившись с тишиной,

Отбросив всё земное,

Наедине с тоской одной

Поговорить с Луною.

Луна, за то тебя люблю,

Что только в лунном свете

Я забываю о зиме,

И думаю о Лете.

Палач рассудка моего

Суровый, но прекрасный - Луна!

Я, глядя на неё,

Теряю разум ясный.

Луна тревожит и влечёт,

И, в лунном свете тая,

Я отдыхаю от забот,

О прошлом забывая.

Ночным светилом теша взор

Мечтами упиваюсь,

И в ткань мечтаний лунный свет

Вливается, сплетаясь -

Сплетаясь в тонкую вуаль

Из невесомых кружев...

Шум. Двери скрип.

Я снова влип, себя не обнаружив.

«Лунный свет»

Владимир Воднев

Подари мне лунный камень,

Подари мне лунный свет!

Чуть заметными мазками

Я рисую лунный свет,

Что на землю льет веками

Та, что ближе всех планет.

Пусть не раз уже воспета,

Но, по-прежнему, манит

И пленяет всех поэтов

Бледный цвет ее ланит.

Только ежели одни мы,

(Уж проверено не раз!) –

Настроение поднимет

Свет ее холодных глаз.

И бессонницей гонимый

И художник, и поэт

Нарисует для любимой

Серебристый лунный свет.

Нет желаннее подарка

В ночь недолгую весны

Неба звездного под аркой –

Взгляд чарующий луны...

«НОЧНАЯ ЛУНА»

И снова вечер ночь сменяет,

Мир окружает темнота,

И путь небесный начинает

Ночная странница-Луна.

Из года в год, вторя одной дороге,

Она туманно освещает мглу,

И свет ее понятен лишь немногим,

Кто смог постичь природы красоту.

Неярок свет Луны, но нам негоже

Ее невинную в грехе том упрекать,

Темна земная ночь, но все же,

В ней без Луны совсем ни зги не увидать.

Мы так привыкли к ней, что перестали

Ее поход небесный замечать,

Лишь избранных, зовя с собою в дали,

Она не уставала удивлять.

И что-то в свете лунном есть такое,

Что я никак не в силах был понять,

Недаром же влюбленные так любят

Свиданья в лунном свете назначать.

СЛАЙД 18 – 19

Учитель:

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Всё вызывает интерес:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски...

Всё нарисуем!

Были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле.

СЛАЙД 20 – 21

Учитель: Проведем викторину. Узнаем правильный ответ.

Учитель: Ребята, а сейчас мне бы очень хотелось узнать: что нового вы узнали сегодня на уроке?

Ответы учеников.

Учитель: Песню можно увидеть?

Ученики: Да.

Учитель: А что такое пеня?

СЛАЙД 22

Ученики: Песня – это мост между поэзией и музыкой.

СЛАЙД 23 - 31

Учитель: сделаем с вами небольшую разминку. И закончим мы наш урок замечательной песней. «Оранжевая планета».

Подведение итогов.

СЛАЙД 32

Учитель: Спасибо за урок.

Симфонические партитуры Дебюсси - «Послеполуденный отдых фавна» (1892), «Ноктюрны» (1897-1899), три симфонических эскиза «Море» (1903-1905), «Иберия» из серии «Образы» - принадлежат к его наиболее репертуарным сочинениям.

«Ноктюрны» представляют собой симфонический триптих: «Облака», «Празднества» и «Сирены». Цикл объединен тональным единством: I часть написана в h-moll, финал - в одноименном H-dur. Имеются также образные и интонационные связи: обе крайние части носят пейзажный характер (картины облаков и моря), они обрамляют жанровую среднюю часть танцевально-игрового склада.

«Облака»

В оркестровке ведущая роль принадлежит низким тембрам деревянных духовых и засурдиненным струнным. Особо выделяются многократно повторяемое «загадочное» соло английского рожка и холодноватые краски флейты. В группе медных инструментов - лишь квартет валторн.

Форма «Облаков» типична для Дебюсси - трехчастная с малоконтрастной серединой и сокращен-ной «угасающей» репризой синтетического склада.

Музыку экспозиции образуют два тематических элемента: нисходящие фразы кларнетов и фаготов, которым отвечает уже упомянутый краткий мотив-сигнал английского рожка, сменяющийся отдаленным отзву-ком валторн.

Средняя часть «Облаков» звучит прозрачно и чуть отрешенно. Меланхолически певучая мелодия флейты (и арфы) мерно движется по ступеням пентатонного звукоряда (на черных клави-шах); ее повторяют, как эхо, три солирующих струнных - скрипка, альт и виолончель

Заметно укороченная «синтетическая» реприза воспроизводит знакомые тематические элементы всех предшествующих разделов, но в иной последовательности.

«Празднества»

Резкий контраст «Облакам» образует вторая пьеса цикла - «Празднества» - картина торжественного шествия, уличного лико-вания веселящейся толпы . Здесь используется более мощный оркестровый состав с трубами и тромбонами, тарелками, литаврами и малым барабаном.

В противоположность смутным, статичным звучностям «Обла-ков», эта пьеса отличается сочностью песенно-танцевальных образов, близких итальянскому фольклору. Зажигательный ритм тарантеллы господствует в крайних разделах развернутой трехчастной формы.

«Тарантельная» тема уже во вступлении и в широко развитой экспозиции подвергается тембровым и ладовым превращениям: она звучит то в дорийском или миксолидийском, то в целотонном ладу; ровное движение в размере 12/8 сменяется более прихотливыми - трехдольными и даже пятидольными формулами. Внутри экспозиции возникает жан-ровый контраст - новая, остро пунктирная мелодия в духе серенады, играющая роль «побочной партии».

Чисто театральный эффект нарастающего марша-шествия пред-ставлен в среднем разделе «Празднеств». На фоне мерно отстукиваемого органного пункта (арфы, литавры и струнные pizzicato) вступает упругая фанфарная мелодия трех засурдиненных труб.

Праздничное движение становится все более мощным: вступает тяжелая медь, и в качестве подголоска к маршевой теме присоеди-няется «тарантельная» тема из первого раздела.

«Сирены»

Музыка «Сирен», третьего из «Ноктюрнов», снова навеяна со-зерцанием природы, на этот раз - стихии моря. Образ фантастических морских красавиц представлен здесь партией женского хора, поющего без слов (восемь сопрано и восемь меццо-сопрано). Оркестр «Сирен» богат деко-ративно-изобразительными эффектами.

В сравнении с «Облаками» и «Празднествами» форма «Сирен» менее контрастна, более монотематична. В ее основе - секундовый нис-ходящий «мотив морской волны». Из него вырастает и хроматическая фраза английского рожка, многократно повторяе-мая во вступлении, и призывно манящий напев женского хора, открывающий собой экспозицию пьесы:

Ладовое своеобразие темы сирен представлено лидомиксолидийским звукорядом(H-dur с повышенной IV ступенью и пониженной VII), близким к целотонному ладу, столь любимому импрессионистами.

Оба мотива, господствующие в экспозиции, сохраняют свою ведущую роль и в среднем разделе «Сирен» (Ges-dur).

Реприза и кода «Сирен», как обычно у Дебюсси, отличаются подчеркнутой сжатостью. Новое здесь - в возвращении некоторых характерных мо-тивов из «Облаков» (в частности, слегка видоизмененного мотива английского рожка).

В беседе с одним из своих друзей Дебюсси рассказал, что толчком к созданию «Празднеств» послужило впечатление от народного гуляния в Булонском лесу и от торжественных фанфар оркестра республиканской гвардии, а в музыке «Облаков» отразилась картина грозовых туч, поразившая автора во время прогулки по ночному Парижу; сирена проходящего по реке судна, услышанная им на мосту Согласия, превратилась в тревожную фразу английского рожка.

Симфонические произведения занимают в творчестве Дебюсси место не менее значительное, чем фортепианные. Они также отражают эволюцию его творчества.

К раннему периоду творчества Дебюсси относятся: симфоническая ода «Зулейма», симфоническая сюита «Весна», симфоническая кантата с хором «Дева-избранница». Сочинения этого периода несут на себе черты влияния Вагнера, Листа, французской лирической оперы.

Лучшие симфонические произведения Дебюсси появляются, начиная с 90-х годов . Это прелюд «Послеполуденный отдых фавна» (1892), три «Ноктюрна» (1897-1899), три симфонических эскиза «Море» (1903-1905) и «Образы» для симфонического оркестра (1909).

Симфоническое творчество Дебюсси – особая ветвь в западноевропейской музыке. Дебюсси прошел мимо влияния бетховенского драматического симфонизма . Романтический симфонизм Листа и Берлиоза оказал на него влияние отдельными чертами (программность, приемы гармонизации, оркестровки). Принцип программности у Дебюсси – листовский, обобщенный: это стремление воплотить лишь общую поэтическую идею, сформулированную в названии, а не сюжет.

Дебюсси отказывается от жанра циклической симфонии. Чужда ему была и сонатность , ибо она требовала контрастных противопоставлений образов, их длительного и логичного развертывания. Для воплощения живописно-поэтических тем Дебюсси был гораздо ближе жанр сюиты со свободной композицией цикла и отдельных частей («Море», «Образы», «Ноктюрны»).



Принцип формообразования у Дебюсси состоит в том, что тема подвергается не мелодическому развитию, а фактурному и тембровому варьированию («Фавн»). Дебюсси чаще всего использует 3-частную форму . Ее особенность заключается в новой роли репризы , где темы 1-й части не повторяются и не динамизируются, а лишь «напоминают» о себе (реприза «угасающего» характера, как в «Фавне»).

Оркестровка играет основную выразительную роль. Преобладают «чистые» тембры . Группы оркестра смешиваются в только в редких tutti. Красочно-колористические функции каждой группы оркестра и отдельных солирующих инструментов необычайно возрастают.

Струнная группа теряет свое господствующее значение. Деревянные духовые занимают центральное место в силу яркой характерности тембров. Большую роль играет арфа , придающая звучанию прозрачность. К любимым тембрам относятся также флейта, засурдиненнная труба.

Дебюсси использует разнообразные оркестровые приемы , напр., длительное divisi струнной группы, флажолеты струнных и арф, сурдины у всех групп оркестра, glissando аккордами у арф, женский хор без слов с закрытым ртом, обширные соло инструментов с ярко индивидуальным тембром – английского рожка, флейты в низком регистре.

«Послеполуденный отдых фавна»

Прелюдия «Послеполуденный отдых Фавна» продолжает романтический жанр оркестровых идиллий. Поводом к созданию прелюдии послужило произведение бельгийского поэта Стефана Малларме. Музыка воплощает любовные переживания древнегреческого полубожества фавна на фоне картины летнего дня.

Произведение написано в 3-частной форме, крайние части которой - цепь утонченных свободных вариаций на 1-ю тему. Эта повторяющаяся лейттема звучит у флейты в среднем регистре. В ней два элемента – (1) хроматически извилистый «свирельный» наигрыш в пределах тритона, который сменяется (2) певучей диатонической фразой, завершаемой томными вздохами валторн.

В каждом новом варианте темы дано ее иное ладогармонической освещение, появляются новые комбинации темы и подголосков. Вариантное развитие сопровождается переменой метров (9/8, 6/8, 12/8, 3/, 4/4 и т.д.) и включением новых изобразительных эффектов

За развернутой «экспозицией» следует контрастный средний раздел , основанный на двух новых мелодиях-темах: 1-я (у солирующего гобоя) - пасторальная, светлая, в ней преобладает пентатоника; 2-я (Des-dur) – порывисто распевна. Это восторженная кульминация всей пьесы.

В репризе появляются новые варианты начальной свирельной темы. Она меняет тональную и тембровую окраску (звучит у флейты, гобоя, английского рожка), лад (более прозрачный диатонический вариант с опорой на чистую кварту вместо тритона). Лишь в предпоследнем проведении темы возникает ощущение подлинной репризы, возвращения к начальному варианту. Но и здесь нет точного повтора – в качестве подголоска к лейттеме возникает первая, «пентатонная» тема из среднего раздела.

Партитура «Фавна» - образец импрессионистского оркестра. Автор отказывается от преобладающей роли струнных, от тяжелой меди и обилия ударных. На первом плане – три флейты, два гобоя, английский рожок, четыре валторны. Важная роль принадлежит арфам, создающим эффекты таинственных журчаний или искрящихся взлетов, и мягко звенящим «античным» тарелочкам.

Причудливая игра оркестровых красок сливается с тонкой гармонической палитрой. Ладовые опоры E-dur в крайних разделах завуалированы с помощью побочных септаккордов, альтерированных субдоминантовых созвучий, целотонных комбинаций. Привычные функциональные соотношения уступают место колоритным сопоставлениям диатоники и хроматики, увеличенных и натуральных ладов.

«Ноктюрны»

Если в «Фавне» Дебюсси отталкивается от образов символистской поэзии Малларме, то в симфоническом триптихе (т.е. из 3-х частей) «Ноктюрны» преобладает живописная манера, близкая красочности импрессионистов . Можно найти параллели с живописью художников-импрессионистов: в «Облаках» - К. Моне, в «Празднествах» – Ренуара, а в «Сиренах» - Тёрнера.

«Ноктюрны» построены в виде 3-частной сюиты. Двум крайним частям пейзажного характера (картины облаков и моря) противопоставлена жанровая средняя часть танцевально-игрового склада.

Облака»

В 1-й части цикла представлена тончайшая зарисовка природы – ночное небо с медленно плывущими облаками. Оркестровый колорит прозрачен и чист. Как и в «Фавне», здесь практически исключены медные ; ведущая роль принадлежит низким тембрам деревянных, засурдиненным струнным, к которым присоединяются приглушенные «вздохи» валторн , таинственный рокот литавр.

Типична для Дебюсси статичная форма «Облаков» - 3-частность с малоконтрастной серединой и сокращенной «угасающей» репризой синтетического склада.

Музыку 1 части образуют два тематических элемента : тусклые нисходящие фразы кларнетов (цитата из вок.цикла Мусоргского «Без солнца») и фаготов, которым отвечает краткий мотив-сигнал английского рожка, сменяющийся отдаленным отзвуком валторн.

Средняя часть «Облаков» звучит прозрачно и отрешенно. Меланхолически певучая мелодия флейты мерно движется по звукам пентатоники, ее повторяют, как эхо, три солирующих струнных – скрипка, альт и виолончель.

Сокращенная «синтетическая» реприза воспроизводит тематические элементы 1 и средней частей, но в иной последовательности, как будто перетасованные фантазией художника-импрессиониста.

Празднества»

Резкий контраст «Облакам» образует вторая пьеса цикла – «Празднества». Это картина торжественного шествия, уличного ликования веселящейся толпы. Здесь Дебюсси пользуется более четкими контурами формы, более мощной тембровой палитрой (тройной состав деревянных, трубы, тромбоны, тарелки, литавры). В противоположность статике «Облаков», эта пьеса захватывает стихийностью движения, сочностью песенно-танцевальных образов.

Зажигательный ритм тарантеллы господствует в крайних разделах развернутой трехчастной формы .

Основная «тарантельная» тема уже во вступлении и широко развитой экспозиции подвергается тембровым и ладовым изменениям: она звучит у деревянных инструментов – то в дорийском или миксолидийском, то в целотонном ладу; ровное движение в размере 12/8 сменяется более прихотливыми – трехдольными и даже пятидольными формулами.

В среднем разделе дан театральный эффект приближающегося марша-шествия. Это создается с помощью нарастания звучности и оркестровки. На фоне мерного органного пункта арф, литавр и струнных pizzicato вступает дразняще-упругая фанфарная мелодия трех засурдиненных труб. В развитии движение становится более мощным – вступает тяжелая медь, и в качестве подголоска к маршевой теме присоединяется «тарантельная» тема первого раздела.

Предельно сжатая реприза вместе с кодой создает эффект «удаления» шествия . Здесь проходят почти все темы произведения, но лишь как отголоски .

Сирены»

Третий «Ноктюрн» - «Сирены» - близок по замыслу «Облакам». В литературном пояснении к нему раскрываются пейзажные мотивы и сказочная фантастика: «”Сирены” - это море и его многообразный ритм; среди осеребренных луной волн возникает, рассыпается смехом и удаляется таинственное пение сирен».

Вся творческая фантазия композитора направлена не на мелодическое развитие, а на попытку передать богатейшие световые и цветовые эффекты, возникающие на море при различном освещении.

Развитие так же статично, как в «Облаках». Отсутствие ярких контрастных мотивов восполняется инструментовкой, в которой участвует небольшой женский хор, поющий с закрытым ртом: восемь сопрано и восемь меццо-сопрано. Этот необычный тембр используется на протяжении всей части не в мелодической функции, а в качестве гармонического и оркестрового «фона». Эта необычная тембровая краска играет основную роль в создании иллюзорного, фантастического образа сирен, чье пение доносится как бы из глубин спокойного, переливающегося разнообразными оттенками моря

Дебюсси. «Ноктюрны»

«Облака»

Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, литавры, арфа, струнные.

«Празднества»

Состав оркестра: 3 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 3 фагота, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, 2 арфы, литавры, малый барабан (в отдалении), тарелки, струнные.

«Сирены»

Состав оркестра: 3 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 3 фагота, 4 валторны, 3 трубы, 2 арфы, струнные; женский хор (8 сопрано и 8 меццо-сопрано).

История создания

Еще не закончив свое первое зрелое симфоническое сочинение «Послеполуденный отдых фавна », Дебюсси в 1894 году задумал «Ноктюрны». 22 сентября он сообщал в письме: «Я работаю над тремя «Ноктюрнами» для скрипки соло с оркестром; оркестр первого представлен струнными, второго - флейтами, четырьмя валторнами, тремя трубами и двумя арфами; оркестр третьего соединяет и то и другое. В целом это поиски различных комбинаций, которые способен дать один и тот же цвет, как, например, в живописи этюд в серых тонах». Письмо это адресовано Эжену Изаи, известному бельгийскому скрипачу, основателю струнного квартета, который в предыдущем году первым сыграл Квартет Дебюсси. В 1896 году композитор утверждал, что «Ноктюрны» созданы специально для Изаи - «человека, которого я люблю и которым восхищаюсь... Только он и может их исполнить. Попроси их у меня сам Аполлон, я бы ему отказал!» Однако уже в следующем году замысел меняется, и на протяжении трех лет Дебюсси работает над тремя «Ноктюрнами» для симфонического оркестра.

Об их окончании он сообщает в письме от 5 января 1900 года и там же пишет: «Мадемуазель Лили Тексье сменила свое неблагозвучное имя на гораздо более благозвучное Лили Дебюсси... Она неправдоподобно белокура, красива, как в легендах, и присоединяет к этим дарам то, что она отнюдь не в «стиле модерн». Она любит музыку... только согласно своей фантазии, ее любимая песня - хороводная, где речь идет о маленьком гренадере с румяным лицом и в шляпе набекрень». Женой композитора стала манекенщица, дочь мелкого служащего из провинции, к которой он в 1898 году воспылал страстью, чуть не доведшей его до самоубийства в следующем году, когда Розали решила с ним расстаться.

Премьера «Ноктюрнов», состоявшаяся в Париже в Концертах Ламурё 9 декабря 1900 года, не была полной: тогда под управлением Камилла Шевийяра прозвучали только «Облака» и «Празднества», а «Сирены» присоединились к ним год спустя, 27 декабря 1901-го. Эта практика раздельного исполнения сохранилась и столетие спустя - последний «Ноктюрн» (с хором) звучит значительно реже.

Программа «Ноктюрнов» известна от самого Дебюсси:

«Заглавие «Ноктюрны» имеет значение более общее и в особенности более декоративное. Здесь дело не в привычной форме ноктюрна, но во всем, что это слово содержит от впечатления и ощущения света.

«Облака» - это неподвижный образ неба с медленно и меланхолически проплывающими и тающими серыми облаками; удаляясь, они гаснут, нежно оттененные белым светом.

«Празднества» - это движение, пляшущий ритм атмосферы со взрывами внезапного света, это также эпизод шествия (ослепительное и химерическое видение), проходящего через праздник и сливающегося с ним; но фон остается все время - это праздник, это смешение музыки со светящейся пылью, составляющее часть общего ритма.

«Сирены» - это море и его безгранично многообразный ритм; среди посеребренных луной волн возникает, рассыпается смехом и удаляется таинственное пение сирен».

В то же время сохранились и другие авторские пояснения. По поводу «Облаков» Дебюсси говорил друзьям, что это «взгляд с моста на тучи, подгоняемые грозовым ветром; движение по Сене парохода, гудок которого воссоздается короткой хроматической темой английского рожка». «Празднества» воскрешают «память о прежних увеселениях народа в Булонском лесу, иллюминированном и наводненном толпой; трио труб - это музыка республиканской гвардии, играющей зорю». По другой версии здесь отражены впечатления от встречи парижанами российского императора Николая II в 1896 году.

Немало параллелей возникает с картинами французских художников-импрессионистов, любивших рисовать струящийся воздух, блеск морских волн, пестроту праздничной толпы. Сам заголовок «Ноктюрны» возник от названия пейзажей английского художника-прерафаэлита Джеймса Уистлера, которыми композитор увлекся еще в молодые годы, когда, окончив консерваторию с Римской премией, жил в Италии, на вилле Медичи (1885-1886). Это увлечение сохранилось до конца жизни. Стены его комнаты украшали цветные репродукции картин Уистлера. С другой стороны, французские критики писали, что три «Ноктюрна» Дебюсси - это звукопись трех стихий: воздуха, огня и воды, или выражение трех состояний - созерцания, действия и упоения.

Музыка

«Облака » нарисованы тонкими импрессионистскими красками небольшого по составу оркестра (из медных использованы только валторны). Зыбкий сумрачный фон создается мерным колыханием деревянных духовых, образующих причудливые скользящие гармонии. Своеобразный тембр английского рожка усиливает ладовую необычность краткого основного мотива. Колорит светлеет в среднем разделе, где впервые вступает арфа. Она вместе с флейтой ведет в октаву пентатонную тему, словно насыщенную воздухом; ее повторяют солирующие скрипка, альт, виолончель. Затем возвращается сумрачная мелодия английского рожка, возникают отголоски других мотивов - и все будто уплывает вдаль, подобно тающим облакам.

«Празднества » образуют резкий контраст - музыка стремительна, полна света и движения. Полетное звучание струнных и деревянных инструментов перебивается звонкими возгласами медных, тремоло литавры и эффектными глиссандо арф. Новая картина: на том же пляшущем фоне струнных гобой ведет задорную тему, подхватываемую другими духовыми в октаву. Внезапно все обрывается. Издалека приближается шествие (три трубы с сурдинами). Вступают молчавший до того малый барабан (в отдалении) и низкие медные, нарастание приводит к оглушительной кульминации tutti. Затем возвращаются легкие пассажи первой темы, мелькают и другие мотивы, пока звуки празднества не затихают вдали.

В «Сиренах » вновь, как и в «Облаках», господствует медленный темп, но настроение здесь не сумеречное, а озаренное светом. Тихо плещет прибой, набегают волны, и в этом плеске можно различить манящие голоса сирен; повторяющиеся аккорды без слов небольшой группы женского хора дополняют звучание оркестра еще одной причудливой краской. Мельчайшие, из двух нот, мотивы варьируются, разрастаются, сплетаются полифонически. В них слышатся отзвуки тем предшествующих «Ноктюрнов». В среднем разделе голоса сирен становятся настойчивее, их мелодия - более протяженной. Вариант у труб неожиданно сближается с темой английского рожка из «Облаков», и сходство еще усиливается в перекличке этих инструментов. В конце пение сирен замирает, как истаивали облака и исчезали вдали звуки празднества.

А. Кенигсберг










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Познакомить учащихся с новым направлением в искусстве – импрессионизмом, рассмотреть особенности проявления импрессионизма в музыке и живописи.

Задачи урока:

  1. Познакомить обучающихся с направлением в искусстве “Импрессионизм”;
  2. Развивать умения сравнивать и сопоставлять; развивать образное, логическое мышление;
  3. Воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней;
  4. Воспитывать позитивное отношение к искусству;

Оборудование:

  • компьютер
  • мультимедиа
  • экран
  • презентация
  • музыкальный инструмент
  • нотное приложение

Ход урока

Музыка на вход: «Празднества» К. Дебюсси (фрагмент).

У: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым направлением в искусстве. Обратите внимание на картины, скажите, что их объединяет?

Презентация слайда №3.

Во второй половине XIX века во французской живописи сложилось направление, названное художественной критикой «Импрессионизм» (от французского слова impression – впечатление). (Слайд №4 )

Художники этого направления стремились передать в своих произведениях мимолетные впечатления от реально существующего мира, пользуясь художественными средствами, создавая иллюзию света и воздуха, используя широкие мазки и цвет во всей его чистоте. Импрессионисты перестали делить предметы на главные и второстепенные. Отныне на картинах появились стога сена, куст сирени, движение толпы, городские здания. У истоков создания этого направления стояли французские художники К.Моне, К. Писсарро, Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега. (Слайд №5 )

У: Что характерно для импрессионистов? (Слайд №3 )

Светоносность живописи, передаче на холсте бесконечной изменчивости природы. Посмотрите подвижные мазки, положенные под разными углами, контрасты цветовых пятен, то ярких и насыщенных, то разделенных создают эффект вибрации, переливчатости, изменчивости мира.

Это направление в живописи перешло и в музыку. Яркими представителями этого направления являются французские композиторы Клод Дебюсси и Морис Равель.

Французский композитор, дирижер и пианист Клод Дебюсси (слайд №6 ) был выдающимся мастером звуковой живописи. Он писал множество картин для симфонического оркестра, фортепиано и голоса. В начале урока прозвучал фрагмент музыкального произведения К. Дебюсси «Празднества». Слушая это произведение, обратите внимание, как претворяются принципы импрессионизма живописи в музыке.

Слушание. К. Дебюсси «Празднества».

У: Что вы услышали? Какие образы вы представили? Позволяют ли музыкальные краски симфонической картины «Празднества» услышать, в какое время суток происходят праздничные гуляния? В какой форме написано произведение?

Музыка К. Дебюсси красочная, нарядная, воздушная. Написана в 3-частной форме. В крайних частях – мерцание прозаических огней, веселая суета ночного карнавала. В средней – праздничное шествие, возникающее где-то вдали и постепенно приближающееся к нам. Музыка «Празднеств» очень «живописная», вызывает в нашем представлении яркие зрительные образы – картины природы, картины народного гулянья.

Современник Клода Дебюсси - Морис Равель – французский композитор, импрессионист. (Слайд №7 ) Он очень любил литературу, живопись и музыку разных народов. Всю свою жизнь композитор разрабатывал мотивы любимой им Испании. Так появились «Испанская рапсодия» для оркестра, комическая опера «Испанский час», «Болеро». Большое внимание Равель уделял жанрам танцевальной музыки. «Хабанера» - старинный испанский танец, позднее из хабанеры сформировалось танго.

Давайте послушаем произведение М.Равеля «Хабанера», вслушаемся в нее: определим форму, солирующий инструмент.

Слушание. М. Равель «Хабанера»

У: Какой инструмент солировал?

В какой форме написано произведение?

Сколько человек могут танцевать: один или несколько?

Морис Равель написал эту пьесу для трубы с сурдиной. (Слайд №8 )

Сурдина – (от латинского слова глухой, глухо звучащий) – приспособление, служащее для уменьшения силы звука, смягчения звука, изменения тембра музыкального инструмента. Вставляется в раструб трубы.

У: Присутствуют ли в Хабанере принципы импрессионизма?

Таким образом, художники - импрессионисты стремились выразить изменчивую игру света, тончайшие цветовые оттенки, передать свои мимолетные настроения, а композиторы – импрессионисты – К.Дебюсси и М.Равель – унаследовали от художников стремление передать тончайшие настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки. Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и колористичностью.

Музыка импрессионизма не сообщает нам никаких фактов, это не реалистическое описание, в ней только колорит, движение, внушение. Это главная идея, которую исповедуют все импрессионисты.

У: Ребята, я предлагаю завершить сегодняшний урок исполнением песни.

Дыхательная гимнастика и распевка.

Исполнение песни “Песня о картинах”. (Слайд №9)

Стихи Александра Кушнера. Музыка Григория Гладкова.

Итог урока:

Какие впечатления у вас от музыки и картин? (Дети высказывают свои впечатления).

Итак, с какими произведениями мы сегодня познакомились?

К какому известному течению в искусстве относятся они?

Что такое импрессионизм?

Домашнее задание: Нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению (на выбор). (Слайд №10 )

(Объявляются оценки за работу на уроке).

Урок окончен, спасибо за работу.


Top