Статуя екатерины 2 французский скульптор. Скульптура Италии в России при Екатерине II Великой

Статуя императрицы Екатерины Второй работы выдающегося русского скульптора А. М. Опекушина (1838-1923). Изготовлена из каррарского мрамора (высотой 260 см и весом более 3 тонн).

История создания

В 1785 году императрица Екатерина Вторая подписала очень важный документ - "Жалованая грамота на права и выгоды городам Российской империи", благодаря которому города получили право на самоуправление. Через 100 лет послеэтого события московская городская дума, решила в память об этом событии поставить памятник императрице на площади перед новым зданием думы. В 1885 году был объявлен конкурс на лучший проект памятника. Городской голова Н.А. Алексеев и некоторые гласные Думы выдвинули предложение, получить создание памятника Марку Матвеевичу Антокольскому. Широко известный к тому времени скульптор находился в этот момент в Париже, но для работы над памятником, готов был приехать в Россию. По непонятно причине окончательное принятие решения в пользу Антокольского затягивалось. Только в 1888 году скульптор начал работу. Уже к середине декабря того же года он выслал модель памятника в Москву, а через месяц состоялся её смотр на заседании Думы. Работа получила положительные отзывы, в том числе и от императора Александра III. Несмотря на это, разрешение на изготовление памятника не приходило. В итоге, в 1890 году Дума была вынуждена отказаться от услуг Антокольского, в связи с отклонением техническо-строительного комитета Министерства внутренних дел данной модели: "пропорции фигуры неудачны и общий контур всего памятника неизящен".

В 1891 году снова был поднят вопрос о памятнике. В этот раз работа была поручена скульптору Александру Михайловичу Опекушину, который был хорошо известен как автор памятника А.С. Пушкину в Москве. В марте 1893 года Опекушен предоставил на рассмотрение Думы свою модель памятника, которую высоко оценил, специально приглашенный знаток искусства Савва Иванович Мамонтов. В ходе переговоров было решено торжественно открыть памятник к 100-летию со дня смерти Екатерины Великой.

21 год украшала статуя императрицы зал заседаний Думы. После революции мраморная статуя была отправлена в запасники музея изящных искусств им. А.С. Пушкина как рабочий материал. В 1930-х годах её хотели применить для изготовления мраморных бюстов Карла Маркса, В. И. Ленина и И. В. Сталина. Статуя была обречена на гибель. Спас её директор музея - скульптор Сергей Меркулов. В 1952 году он тайком отправляет её своему другу, главному архитектору Еревана Марку Григоряну. Тот определил статую в национальную картинную галерею, где она простояла более 30 лет в музейном дворике в голубой нише.

Во время визита в Армению в 2003 году мэра Москвы Юрия Лужкова было принято решение о возвращении статуи. В этом же году специальным рейсом МЧС мраморная императрица прилетела в столицу. В Московской Думе ей установить не удалось, статуя оказалась слишком большой для современного здания. Скульптуру временно поместили в Третьяковскую галерею, где в течение нескольких лет реставраторы Ольга Владимировна Васильевна и Владимир Ильич Черемихин восстанавливали её первозданный вид. А в 2006 году памятник был отправлен в "Царицыно", где и получил постоянную прописку. Статую разместили в главном зале, который вскоре назвали Екатерининским.

Памятник Екатерине II

Пам. монументального

искусства (федеральн.)

1863-1873 - арх. Гримм Давид Иванович - пьедестал, общая компоновка

Худ. Микешин Михаил Осипович -

Ск. Опекушин Александр Михайлович - 9 статуй на постаменте

Ск. Чижов Матвей Афанасьевич - фигура Екатерины II

Арх. Шрётер Виктор Александрович

Еще в начале 60-х годов, академик скульптуры Микешин, предложил Государю Императору проект памятника императрице Екатерине II-ой, для постановки в Петербурге. Проект этот, однако, не понравился Государю и был переслан на рассмотрение в Императорскую Академию Художеств, которая, выслушав заключение Д. И. [Гримма], обратила внимание на отсутствие должной монументальности в проекте и указала на необходимость полной его переработки. Второй проект, переработанный ак. Микешиным, и вновь представленный в Академию художеств, постигла та же участь. Тогда, уже в 70-х годах, Государь Император Александр II поручил Д. И. составить, сообща с академиком Микешиным, новый проект. Этот последний и был Высочайше одобрен и немедленно принят к исполнению. В 1872 году памятник императрице Екатерине, поставленный на названной вследствие этого Екатерининской площади в Петербурге, был торжественно освящен и Д. И., в знак особого Царского одобрения, получил чин Тайного Советника.

<…> работы по сооружению в С.-Петербурге памятника императрице Екатерине II до 1871 года производились по проекту, Высочайше утвержденному 4-го Февраля 1865 года. 24 декабря 1870 г. и 15-го Февраля 1871 г. последовали Высочайшие повеления, по которым проект памятника изменился, а именно: по первому Высочайшему повелению увеличена покатость тетив и ступеней на три дюйма, по второму расширены на шесть вершков база и карниз и увеличен объем постамента. Последнее вызвано необходимостью поместить вокруг постамента, сверх определенных по проекту 1864 года семи статуй, еще две — графа Орлова-Чесменского и Чичагова. Сверх сего, 6-го июля текущего года Высочайше повелено развести вокруг памятника сквер и при нем устроить тротуар, а памятник окружить тумбами, соединив их бронзовыми цепями, и поставить четыре канделябра. Вследствие этого стоимость построения памятника увеличилась против первоначально исчисленной суммы (241,740 руб.) на 215,156 р. 85 к., составив, таким образом, сумму 456,896 р. 85 к. На работы по сооружению памятника отпущено по 1872 год включительно 327,428 р. 67 к. Ныне испрашиваются к ассигнованию на 1873 год остальные 134,468 р. 18 к. (Моск. Вед.)

«Зодчий», 1872, Вып. 12, С. 195

Обратимся теперь к обширной статье ближайшего помощника Д. И. Гримма - Николая Максимилиановича Бихеле:

Сооружение памятника Императрице Екатерине II

<…> Как известно, в 1860 году Академия художеств объявила конкурс [к столетию со дня восшествия на престол императрицы Екатерины II]на сочинение проекта монумента императрице Екатерине II, назначенного для постановки в Царском Селе; к определенному сроку на соискание были представлены проекты гг. профессоров: Иенсена и фон Бока, академиков: Штрома, Залемана и Меннерта и художника г. Микешина. Последний проект экспертами Академии художеств одобрен, и в 1862 году Государь Император соизволил удостоить художника Микешина заказом памятника Екатерине II, по модели, представленной им в 1861 году на конкурс. Почти одновременно, в одном из заседаний с.-петербургской городской думы, сочувственно был принят вопрос о сооружении памятника императрице Екатерине II в принадлежащем столице Александринском сквере, причем дума выразила желание, чтобы изображение действительного тайного советника Бецкого было помещено на пьедестале монумента; бывший генерал-губернатор, князь Италийский, граф Суворов-Рымникский поддержал эту мысль, и ходатайство думы, 29-го мая 1863 года, удостоилось Высочайшего одобрения. Соображаясь с местностью, избранною для постановки монумента в С.-Петербурге, г. Микешин составил новый эскиз памятника, с деталями в стиле времен Людовика XVI; эскиз этот был представлен Государю императору в сентябре 1863 года, вместе с отзывом о нем ректора Академии художеств, тайного советника Тона, который нашел необходимым изменить предложенную г. Микешиным высоту памятника и бронзовый пьедестал в нижней части уменьшить на ⅓ против рисунка, чрез что фигура императрицы получила бы более величественный вид. По Высочайшему повелению, художник Микешин в ноябре 1863 года переделал рисунок, но и этот эскиз не был одобрен советом Академии художеств; наконец, в августе 1864 года изготовлен был новый проект монумента, который 19 августа Его Величество изволил осматривать и 4 февраля 1865 года проект этот удостоился Высочайшего одобрения. Вслед за тем министерством путей сообщения было предоставлено г. Микешину исполнение лишь художественной части памятника, т. е. изготовление глиняных и гипсовых моделей в настоящую величину.

Сооружение памятника предполагалось произвести в три года, начиная с 1866 г., но как до 1869 года государственным советом было отказано в ассигновании сумм для исполнения памятника, то работы ограничивались изготовлением в мастерской художника Микешина части гипсовых моделей. Затем, по ассигновании сумм, было приступлено к работам по сооружению монумента. Общее заведывание производством работ по построению памятника, за исключением скульптурных, порученных г. Микешину, возложено было, с соизволения Государя Императора, на профессора архитектуры Д. И. Гримма; со стороны же министерства путей сообщения назначен был инспектором работ инженер действительный статский советник Лесников, а по выходе его (в июне 1870 года) в отставку,— инженер статский советник Стремоухов. <…>

I. Устройство фундамента и гранитного пьедестала.

Строителю памятника препровождены были подлинные проектные чертежи и сметный по ним расчет; профессор Гримм, приступая к рассмотрению проекта с конструктивной стороны, не мог оставить без внимания нижеследующих необходимых исправлений и дополнении, имеющих весьма важное значение для монументального сооружения, а именно:

a) Под фундамент необходимо забить сваи.

b) По проекту назначено бутовую кладку фундамента ниже поверхности земли облицевать гранитом,— что не только излишне, но и вредно <…>.

е) Внутренняя кладка памятника предназначена из плитной забутки на известковом растворе; не подлежит сомнению, что внутренняя бутовая кладка, при всем желании связать ее прочно с гранитною облицовкой, не может представить той прочности, какую следует ожидать от материала совершенно однородного, и неизбежная осадка кладки из мелких камней может оказать вредное влияние на все сооружение: а потому строитель предложил весь памятник сплошь соорудить из гранитных камней, так чтобы избежать по возможности употребления скоб, пиронов и других металлических скреплений.

f) Постамент под фигурою императрицы по проекту назначено сделать из столба красного гранита, с квадратным основанием, с обкладкой его снаружи киевским лабрадором; не находя здесь достаточной гарантии в прочности лабрадоровой облицовки гранитного камня, строитель нашел более свойственным отменить вовсе употребление лабрадора, а самый столб сделать из темно-серого гранита.

g) Под тротуар вокруг памятника надлежало также заложить бутовый фундамент и самый тротуар сделать <…> из гранита.

С этими изменениями и дополнениями исчисленная первоначально на все три категории работ сумма 241,740 рублей увеличилась на 53,342 рубля.

5 июля 1869 года приступлено к работам по сооружению памятника: по уборке дерев и кустов, начата выемка земли. <…>

По достижении надлежащей глубины выемки, а именно 4½ арш., приступили к забивке свай.

Подошва фундамента под памятником и тротуаром составляет круг, <…> площадь подошвы составляет 57,3 кв. саж.; на этой поверхности забито 293 сосновых свай<…>.

По забивке свай и выравнении верхов их под ватерпас, вынут между ними разрыхленный на поверхности грунт и приступлено к уплотнению всей подошвы забивкой между сваями на ребро поставленной бутовой плиты<…>.

По проверке горизонтальности всей искусственной подошвы, начата бутовая кладка фундамента<…>.

На весь пьедестал, с включением постамента, употреблено красного, светло и темно-серого гранита 72,260 пуд, <…> все бронзовые фигуры и прочие части и украшения весят 2,815 пуд. Следовательно, вес всего памятника составляет 200,222 пуда <…>.

Кладка фундамента производилась настолько успешно, что к 23 октября 1869 года, т. е. ко дню, первоначально назначенному для торжественной закладки памятника, все было приготовлено и для самой закладки в фундаменте оставлено было незабученным место, необходимое для устройства церемонии; назначенный, однако ж, день отложен был почти на месяц, т. е. на 24 ноября [в этот день по церковному календарю отмечается День Святой Екатерины, кроме того, в 1869 году исполнилось 140 лет со дня рождения Екатерины Великой]. На закладочный камень употреблен гранит, в котором выдолблено гнездо для помещения бронзового ковчега с медалями и монетами: ковчег этот сделан на заводе г. Кохуна, по рисункам профессора Д. И. Гримма. В него были вложены, кроме золотых, серебряных и медных монет, следующие 8 медалей: царствования императрицы Екатерины,— на вступление на престол Екатерины II золотая, и бронзовые: на присоединение к России Крыма и Тамани, на вступление Грузии в подданство России и на возвращение русских областей от Польши; царствования Императора Александра II,— на коронование Государя Императора золотая, и бронзовые: на открытие памятника тысячелетия, в память освобождения крестьян от крепостной зависимости и в награду войскам за покорение Западного Кавказа. Государь Император, замкнув ковчег, передал ключ от него графу Бобринскому и собственноручно опустил ящик в приготовленное для него место, которое было прикрыто бронзовою доскою, прикрепленною к мраморной плите. На доске этой надпись:

«В лето от Рождества Христова 1869, царствования Императора Всероссийского Александра II в пятнадцатое, положен Его Величеством сей основной камень памятника Императрице Екатерине II в 24 день месяца ноября.

В бытность исправляющим должность министра путей сообщения, свиты Его Величества генерал-майора графа Бобринского, и составителя проекта художника Микешина».

Сверх этой доски положены в один ряд 32 кирпича, нарочно приготовленные на этот предмет из песчаника; по укладке их Государем Императором, членами Августейшей Фамилии и прочими лицами, был надвинут покрывочный гранитный камень, поставлен на пироны и залит свинцом,— это единственный камень во всем памятнике, укрепленный пиронами.

Употребленные при закладке серебряное византийское блюдо, с рельефным вензелем Императрицы Екатерины II, серебряная лопатка и молоток с выгравированными вензелями были взяты у Сазикова; из орехового дерева каменщичий ящик (верстак) и шайки, с бронзовыми обручами и рельефными бронзовыми же вензелями, сделаны столярным мастером Шютц; все вообще предметы, употребленные при закладке, как железный заступ, железная шпага, дубовый ушат, полотенце и проч., были украшены вензелевым изображением Императрицы.

С наступлением зимы, над всем фундаментом возведена была временная крыша. <…>

Весь пьедестал сложен из сплошной массы гранитных камней, доставленных из Финляндии, Выборгской губернии, Сердобольскаго уезда, с островов Ладожского озера, а именно: красный гранит, употребленный на нижнюю часть, с ломок на острове Путсала [сейчас Путсаари], принадлежащем Валаамскому монастырю, серый гранит, употребленный на среднюю часть памятника, т. е. на базу и карниз над ней, доставлен с острова Яницарь [Янисари], принадлежащего местным жителям, и наконец для столба доставлен темно-серый гранит, с острова Сюскесаломи [Снескесальми], составляющего собственность Валаамского же монастыря.

Доставка камней к Петербургу производилась с Ладожского озера водою, на судах особо приспособленных для перевозки больших камней. Главная выгрузка производилась на Дворцовой набережной, между домом Его Императорского Высочества Принца Петра Георгиевича Ольденбургского и Летним садом, а оттуда камни перетаскивались вдоль Лебяжьего канала, по Царицыну лугу, чрез Инженерный мост и по Большой Садовой улице до места работ, при помощи особо устроенной переносной железной дороги. <…>Другая пристань для выгрузки находилась близ монумента Петра I, на набережной около водокачальни: тут предназначено было выгружать мелкие камни, весом каждый не более 500 пуд., так как перевозка камней к месту работ чрез Полицейский мост могла быть допущена с тем только условием, чтобы перевозимый груз не превышал 500 пуд. <…>

Из употребленных при сооружении памятника гранитных камней, красный гранит с ломок Путсала представляет совершенно другую структуру, нежели гранит питерлакский, обыкновенно и почти исключительно употребляемый в С. Петербурге; правда, обделка путсальского гранита немного труднее, но зато поверхность его выдерживает самую высокую полировку. <…>

Светло-серый камень представляет совершенно однородную массу, и хотя мы здесь, в Петербурге, привыкли видеть сердобольский гранит не иначе, как серым, тем не менее, место ломки иногда придает камню отличительный признак, так например: камень с ломки Яницарь по структуре своей имеет как бы волокнистое строение, в нем есть, если можно так выразиться, торец, что ясно усматривается из обделанного образчика, где видны и долевые волокна и торцы их<…>.

Темно-серый гранит с ломки Сюскесаломи по однородности своей во всех отношениях, т. е. как в цвете, так и в массе, заслуживает внимание, и хотя он по своей структуре уступает в прочности красному граниту, тем не менее, твердость его не много уступает яницарьскому. <…>

Как уже было сказано, пьедестал памятника сделан из трех цветов гранитных камней: из красного путсальского гранита основание, состоящее из 4 тетив, расположенных крестообразно под прямым углом, и между ними по высоте 4 ступени, на верхней площадке лестницы цоколь, над ним из светло-серого гранита с ломок Яницарь база с выкружкою и над нею карниз. Переход от этого карниза к постаменту на высоте до скамейки, как совершенно облицованный снаружи бронзою, сделан из красного гранита: затем постамент над скамейкой и подножие статуи императрицы из темно-серого гранита с ломок Сюскесаломи. <…>

Вся гранитная кладка памятника, в том числе гранитный тротуар вокруг него, с 26 тумбами, производилась в шатре, устроенном в начале весны 1870 года<…>.

II. Художественные модели.

По Высочайше утвержденному, 4 февраля 1865 года, проекту, памятник Екатерине II должен был состоять из колоссальной фигуры императрицы и фигур сподвижников ее: князя Потемкина, графа Румянцева, князя Суворова, княгини Дашковой, Державина, князя Безбородко и Бецкого, четырех кронштейнов, карниза, переднего щита с вензелем и короною и с задней стороны картуши с надписью; впоследствии, а именно в 1869 году, назначено было с боковых сторон постамента, где имеются два свободных места, поместить два небольших медальона: Орлова-Чесменского и Чичагова, в бронзовых рамках.

Художнику Микешину предоставлено было исполнение моделей в глине и гипсе. К 1869 году изготовлены им были статуи императрицы, Державина и Дашковой; по мере их изготовления, таковые свидетельствовались светом Академии художеств. В марте месяце того же года им вновь изготовлены модели статуй: фельдмаршалов князя Суворова и графа Румянцева; в феврале 1870 года была готова в глине модель князя Потемкина.

Его Высочество, товарищ президента Академии, доложил Его Величеству об освидетельствовании светом Академии художеств в глине изготовленной статуи Потемкина, на что Государь Император Изволил отозваться, что, при представлении еще бронзовой модели этого памятника, Его Величество обратил внимание на позу Потемкина и тогда же, найдя ее слишком фамильярною, велел лично Микешину ее изменить и затем Его Величество повелел немедленно приступить к переделке означенной фигуры. Остальные фигуры — Безбородко и Бецкого — были окончены гораздо позже. Из мастерской художника все модели перевозились на завод фирмы «Никольс и Плинке» <…>. Готово установленную гипсовую модель Государь Император осмотрел 15 февраля 1871 года и, согласно с мнением совета Академии и в дополнение к нему, Высочайше Повелеть соизволил:

1) надпись, проектированную для памятника, поместить с переднего фаса на цоколе, ниже статуи графа Румянцева и князя Потемкина;

2) с заднего фаса, вместо большого медальона, в котором предположено было сделать надпись, поместить две статуи — графа Орлова-Чесменского и Чичагова, боковые же медальоны с изображениями последних снять совершенно;

3) складки порфиры набросить более гармонично и соответственно упругости материи, употребляемой обыкновенно для порфир;

4) орнаментную отделку памятника привести более в один характер, приличный памятнику;

5) расширить, насколько возможно, основание памятника и соответственно этому раздвинуть несколько все нижние фигуры;

6) тщательно проверить пропорции каждой статуи относительно других и исправить все погрешности в этом отношении, причем особенно обратить внимание на корпус князя Суворова;

7) подушку под ногою князя Потемкина заменить каким-нибудь военным атрибутом;

8) шляпу у графа Румянцева убавить соразмерно его голове;

9) статую Державина, слишком выгнутую назад, немного выпрямить, в соответствии с двумя новыми статуями.

Для исполнения 4-го пункта Высочайшего повеления, Его Высочество, товарищ президента Академии художеств, поручил профессорам: А. И. Резанову, Д. И. Гримму, А. И. Кракау, Р. А. Гедике и К. К. Рахау рассмотреть это дело и представить свое мнение.

Гг. профессоры, рассмотрев Высочайше утвержденный чертеж и малую модель памятника, пришли к тому заключению: что карнизы, кронштейны, картуши и т. п. исполнены на чертеже и в малой модели с полным знанием дела и могут быть признаны вполне удовлетворительными, при следующих незначительных исправлениях:

1) верхнему карнизу над главною фигурою придать более высоты и украшения обделать в стиле Людовика XVI;

2) нижней части картуши с вензелем Императрицы дать более строгую форму, соответствующую времени Людовика XVI;

3) верхнюю часть кронштейнов, разделяющих группы фигур, несколько уширить, сообразно с верхней раскреповкой;

4) обратить внимание на более плавный переход при стыках кронштейнов с карнизами, сохраняя при этом вышеозначенный стиль.

При сравнении всех этих частей с исполненною в настоящую величину моделью оказалось:

1) что архитектурные части ни по характеру, ни по формам, ни по орнаментации, ни по размерам не согласны с Высочайше утвержденным проектом и малой моделью;

2) что все части, как-то: карнизы, кронштейны, картуши,— исполнены не с должною тщательностью.

Вследствие вышеизложенного следует: переделать все упомянутые части большой модели, согласно Высочайше утвержденной малой модели и сделанным на оную замечаниям.

Художник Микешин занялся исключительно исправлениями гипсовых статуй, исполнение же архитектурных и орнаментных частей памятника министром путей сообщения поручено было академику Шретеру, согласно эскизу, изготовленному им по указаниям совета Академии художеств. По окончании всех этих работ, 12 мая 1872 г., они вновь были осмотрены Его Высочеством товарищем президента и членами совета Академии, и 14 июня 1872 г. модели памятника осмотрены Государем Императором, после чего приступлено к формовке модели для бронзовой отливки.

III. Отливка и установка бронз.

Отливку и установку бронзовых частей памятника Екатерине II принял на себя, согласно заключенному контракту, Р. Я. Кохун, фирма «Никольс и Плинке».

Приняв от казны установленные у него на заводе гипсовые модели памятника, г. Кохун принялся было за формовку, но осмотрев модели с точки зрения заводчика, он не мог оставить без внимания некоторых, по-видимому, незначительных, неловкостей в моделях, которые, однако ж, придали бы бронзе вид неоконченности; так напр. меховая опушка порфиры была до того эскизно сделана, что при взгляде на часть опушки, снятой для формования, нужно было догадываться, что это должно изображать мех, единственным признаком которого были хвостики, свойственные горностаю. Парики и волосы на всех фигурах тоже не были окончательно отделаны, а равно шитье на мундирах, орлы на порфире и вообще мелочи, которые с первого взгляда не бросятся в глаза<…>. И вот работа закипела: в несколько дней модели были очищены надлежащим образом, все маленькие погрешности исправлены и приступлено к разрезке их для формования, которое начато с главной фигуры.

Статуя императрицы разделена и формована для отливки следующим образом: голова, верхняя часть туловища, обе руки почти от локтей; потом средняя часть туловища, ноги с подножием и, наконец, шлейф. Разрезкой всех прочих фигур произведено отделение их на такие части, которые упрощали бы формование и не затрудняли бы впоследствии сборку и постановку статуй. <…>

… бронзовые работы шли до того успешно, что в течение 9-ти месяцев, а именно: к июню 1873 г., все части были не только отлиты, но собраны и установлены в сборной мастерской, где они, до отправки на место сооружения, были осмотрены Государем Императором.

Разобранные для отвозки на место сооружения памятника бронзы взвешивались. <…>

Всего [вес бронзовых частей составил] 2650 пуд. 33 фунта.<…>

С установкой статуи императрицы, высота всего памятника составляет 6 саж. 2 арш.

<…> На установку всех бронзовых частей памятника и на окончательную очистку их от пыли употреблено с небольшим два с половиной месяца.

При памятнике, против четырех тетив, по проекту профессора Д. И. Гримма, устроены на гранитных цоколях четыре бронзовых канделябра, о четырех фонарях каждый, в стиле времен Людовика XVI. Основание этих канделябр состоит из бутовой кладки, в которую вделаны чугунные пирамидальной формы подножия; высота гранитных цоколей 10 вершк., высота канделябра с фонарем 9 арш. 12 вершк.; вес бронзы каждого канделябра 111 пуд. 16 фунт.

Стоимость сооружения памятника равняется 456,896 руб.<…>

По высочайше утвержденному церемониалу, торжественное открытие памятника назначено было на 24 ноября 1873 года.<…>

В память торжественного открытия монумента Екатерине II выбиты медаль и жетон. Рисунок медали составлял академик М. О. Микешин, лицевую сторону резал медальер А. Семенов, оборотную — П. Мещеряков.

Н. М. Бихеле.

«Зодчий», 1874, Вып. 7, С. 83—90

24 ноября в Петербурге последовало открытие монумента, сооруженного в память деяний Екатерины Великой.

Торжество открытия совершилось с обычными, в случаях, обрядами, в присутствии Государя Императора и лиц Августейшей фамилии. Хорошая погода благоприятствовала торжеству; вечером город был роскошно иллюминован и украшен транспарантами и флагами; Невский проспект и Большая Морская улица, залитые светом газа и бенгальских огней, представляли обширное гульбище, занятое массами пешеходов и экипажей.

Перед зданием городской думы обращала на себя внимание, поставленная на фонарном столбе массивная корона, унизанная цветными стеклами по проволочному скелету; скрытый внутри короны горящий газ разливал свет по стеклу; световые лучи, преломляясь в граненых бусах, производили тысячи блестящих искорок, эффектно мерцавших на короне, вследствие колебания пламени газа.

Горевший на здании Исаакиевского собора, по углам, газ не производил ожидаемого эффекта.

Монумент Екатерины II освещался посредством четырех приборов (в виде труб), отражавших на поверхность памятника свет пламени особого горючего состава. Много было копоти и дыма, но эффекта не было. Свет оказался слабым, не достигал вершины центральной фигуры, а постамент очутился в полумраке.

Кстати заметим, что железная решетка, которой обнесены газоны вокруг памятника, была совершенно изломана — видно, где тонко, там и рвется....

«Зодчий», 1873, Вып. 10—11, С. 126

<…> При виде памятника первое впечатление довольно приятно, и было бы еще более приятно, если бы нижняя часть его, занимающая половину всей вышины, представляла более интереса. Общая форма напоминает памятник тысячелетия России, того же автора. Та же круглая форма в основании, то же деление, только вместо Веры и России — фигура Екатерины II, а эпохи русской истории заменены девятью фигурами, изображающими знаменитых деятелей того времени.

Императрица изображена в порфире, ниспадающей широкими богатыми складками, покрывающими позади часть пьедестала: в правую руку, несколько выдвинутую вперед и согнутую, вложен скипетр, в левую, спокойно опущенную, — лавровый венок, полускрытый складками порфиры. Движение фигуры неопределенно, так сказать, двойственно. Если рассматривать статую en face — она стоит; со стороны — она не то летит, не то падает, так как движение ног скрыто под складками одежды. Эта двойственность вредит характеру статуи: нет того спокойного величия, которое зритель ожидает увидеть в изображении великой Императрицы. Идея лаврового венка в руке тоже непонятна; он имел бы значение на челе великой Государыни, в руке же не имеет никакого.

На лицевой стороне памятника, ниже статуи Екатерины II, зритель видит группу трех знаменитых фельдмаршалов: князь Потемкин посередине, с правой стороны его граф Румянцев, с левой — Суворов Рымникский. Князь Таврический изображен сидящим в парадном придворном костюме того времени, с откинутой назад головой, обращенной к князю Суворову. Румянцев-Задунайский, тоже в сидячем положении, нагнулся вперед и видимо слушает, разговор Потемкина с Суворовым, который стоит, правым коленом прислонившись к кронштейну, левой рукой опирается на обнаженную шпагу. Поза графа Суворова очень неудобна, и зрителя удивляет обнаженная шпага в группе мирно беседующих фельдмаршалов. Несравненно лучше задумана группа из двух фигур: Безбородко и Бецкого, поставленных в памятнике со стороны Публичной Библиотеки. Мотив заключается в обоюдном обсуждении плана воспитательного дома, одного из благодетельных учреждений Екатерины II. В группе много жизни: Бецкой держит на коленях план и объясняет графу Безбородко расположение его.

Со стороны Аничкова дворца, подле графа Румянцева видна кокетливо сидящая молодая дама, с опущенной головой и с книгой на коленях. Статуя эта очень привлекательна, но едва ли возможно узнать в ней характер энергической президентши Академии наук, графини Дашковой. Подле нее стоит в геройской, отчасти театральной, позе — знаменитый поэт Державин, с листом стихотворений в руке. По нашему мнению, обе статуи были бы ближе к истине, если бы художник изобразил поэта Державина скромнее и изображению графини Дашковой придал более энергии. Со стороны Александринского театра, около шлейфа порфиры, помещены две фигуры, изображающие знаменитых адмиралов: графа Орлова-Чесменского и Чичагова. Обе фигуры в сидячем положении; Орлов — с обнаженной шпагой в руке, Чичагов — с морскою зрительною трубой. Статуи сподвижников Екатерины II непропорциональны, по крайней мере, статуя стоящего графа Суворова чуть-чуть выше сидящего князя Потемкина. Если такая разница в росте исторически верна, то художнику, олицетворяющему их в памятнике, следовало избегнуть подобной дисгармонии. Мы находим также неблагодарным место, отведенное для девяти фигур. По свойству места, фигуры пришлось изобразить с согнутыми под сиденье ногами, что может быть натурально, но неизящно. Возможно ли было этого избегнуть и как — мы не будем об этом говорить.

Памятник сочинен академиком М. О. Микешиным; недостатки, указанные нами, доказывают, что автор памятника, при всем его таланте, небезупречен в своих сочинениях. Он, до сих пор сочиняет памятники, как бытовые сцены. Рисунки его очень хороши, изящны, полны вкуса; но для памятника на площади всего этого недостаточно. Тут необходимо строго обдумать каждое движение, выразить характер исторических лиц, и г. Микешин, при его таланте, в силах выполнить это, если бы серьезно развил свои способности и не увлекся успехом.

Модели статуй выполнены с большим вкусом и знанием, по рисункам М. О. Микешина, академиками скульптуры М. Л. Чижовым и А. М. Опекушиным.

Во всяком случае, памятник Екатерине все-таки один из лучших памятников у нас в Петербурге, и местность около Александринского театра и по Невскому проспекту, от устройства памятника, разбивки сквера, постановки канделябр и проч., чрезвычайно выиграла. Решительно не узнать того, что было здесь прежде, и как прекрасно выделились здания Александринского театра и Публичной библиотеки. Теперь остается ждать застройки на этой же площади пустопорожних мест.

«Зодчий», 1873, Вып. 12, С. 143

Позднее, уже в 1879 году, Д. И. [Гриммом]предложена новая разбивка плана местности, т. е. сектора, около самого памятника, распределяя в нем целый ряд статуй и бюстов сподвижников императрицы; но, в силу неблагоприятно сложившихся по этому делу обстоятельств, пришлось отказаться от этой благодарной идеи.

«Зодчий», 1898, Вып. 11, С. 83

В рост должны были быть изображены: граф Н. И. Панин, адмирал Г. А. Спиридов, писатель Д. И. Фонвизин, генерал-прокурор Сената князь А. А. Вяземский, фельдмаршал князь Н. В. Репнин и генерал А. И. Бибиков, бывший председателем Комиссии по уложению. В бюстах — издатель и журналист Н. И. Новиков, путешественник П. С. Паллас, драматург А. П. Сумароков, историки И. Н. Болтин и князь М. М. Щербатов, художники Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский, архитектор А. Ф. Кокоринов, фаворит Екатерины II граф Г. Г. Орлов, адмиралы Ф. Ф. Ушаков, С. К. Грейг, А. И. Круз, военачальники: граф З. Г. Чернышёв, князь В. М. Долгоруков-Крымский, граф И. Е. Ферзен, граф В. А. Зубов; московский генерал-губернатор князь М. Н. Волконский, новгородский губернатор граф Я. Е. Сиверс, дипломат Я. И. Булгаков, усмиритель «чумного бунта» 1771 года в Москве П. Д. Еропкин, подавившие пугачевский бунт граф П. И. Панин и И. И. Михельсон, герой взятия крепости Очаков И. И. Меллер-Закомельский.

Державин.

  • Чичагов - Орлов.

  • Все фото - 02.11.2013 г.

    Памятник Екатерине II внесен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге, как памятник монументального искусства. (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001)

    И зданием Публичной библиотеки . Идея установить памятник Екатерине II впервые возникла ещё в первые годы её правления. Однако сама императрица оказалась против этого.

    Поводом для реализации такой идеи стало 100-летие со дня восшествия на престол императрицы, в 1862 году. Тогда объявили конкурс на проект памятника, который первоначально хотели установить в Царском Селе, во дворе Царскосельского дворца. Победителем конкурса стал скульптор Михаил Микешин. Он изготовил модель памятника Екатерине II в стиле рококо, которая получила почётную медаль на Всемирной выставке в Лондоне.

    В апреле 1863 года "Соединённые комиссии о пользах и нуждах общественных", все сословные отделения Городской думы и лично барон Фредерикс подняли вопрос об установке памятника Екатерине Великой на Александринской площади, рядом со зданием Публичной библиотеки, "учреждение которой принадлежит покойной императрице" .

    Для нового места пришлось переделывать проект. По новому рисунку Микешина мастер Соколов отлил его макет в масштабе 1/16. Этот макет позже находился в павильоне "Грот" в Царском Селе. Общая идея в новом проекте осталась прежней. Императрица расположена на высоком пьедестале, вокруг которого разместились её приближённые. Личным пожеланием барона Фредерикса было:

    "чтобы на пьедестале было помещено изображение действительного тайного советника Бецкого, как главного сотрудника Великой Екатерины по устройству учреждений учебных и человеколюбивых заведений и по проекту коего... последовала неоценённая по своим благодетельным последствиям Всемилостивейшая Грамота на права и выгоды городам Российской Империи" [Цит. по: 1, с. 141].

    В результате рядом с императрицей скульптор разместил девять персон, которые находятся в своих тематических группах: П. А. Румянцев-Задунайский, Г. А. Потёмкин и В. А. Суворов, Г. Р. Державин и Е. Р. Дашкова, А. А. Безбородко и И. И. Бецкой, В. Я. Чичагов и А. Г. Орлов-Чесменский. На переднем фасаде памятника Екатерине II помещена доска с атрибутами наук, художеств, земледелия, военного, сухопутного и морского дела. На книге, находящейся среди этих атрибутов, написаны слово "закон" и фраза "Императрице Екатерине II в царствование Императора Александра II-го 1873 год".

    Руководителем всех работ по созданию памятника Екатерине II был назначен архитектор Д. И. Гримм. Кроме него и скульптора Микешина в работе принимали участие скульпторы А. М. Опекушин и М. А. Чижов, архитектор В. А. Шретер .

    Ломка гранита в Финляндии и устройство фундамента памятника начались в 1869 году. Все соединения были выполнены при помощи выступов и гнёзд, без применения гвоздей, винтов или железных полос.

    "На нижнюю часть пьедестала постамента употреблён гранит с ломок Путсало, база и карниз из серого гранита с ломок Янисари и на постамент - тёмно-серый гранит с ломок Снескесальми..." [Цит. по: 1, с. 142].

    При подготовке фундамента в землю вбили 1 200 восьмиметровых свай. На них был положен закладной камень с вставленным в него ковчегом, созданным по рисунку Гримма, с образцами золотых и серебряных монет, медалями времён царствования Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I и Александра II. Под фундамент также положили доску с именем В. А. Бобринского, который тогда являлся главным управляющим путей сообщения и присутствовал при закладке.

    Гранит для памятника Екатерине II доставляли из Карельского перешейка в Петербург по воде, выгружали на набережной около Летнего сада . Дальше камень перевозили по специальной переносной железной дороге, изготовленной на заводе Сан-Галли. Фигуры для постамента отлиты на литейном заводе Кохуна (фирма "Никольс и Плинке"). Пьедестал состоит из более 600 кусков гранита. Стоимость сооружения монумента составила 316 000 рублей, а вместе с изготовлением памятных медалей, организацией торжественной церемонии открытия и переустройством Александринского сквера - 456 896 рублей.

    Открытие памятника состоялось 24 ноября 1873 года. Оно сопровождалось военным парадом и салютом. После церемонии открытия в Публичной библиотеке накрыли столы для чествования авторов памятника.

    Спустя почти 20 лет после установки монумента обнаружились повреждения в его основании. О необходимости реставрации заговорили в начале 1890 годов, но она не была проведена даже к 200-летию основания Санкт-Петербурга (к 1903 году). Только в июне 1904 года Городская управа поручила ремонт памятника некоему Баринову. Окружающие памятник фонари ремонтировала фирма Верфеля, завершившая работы 3 ноября. К 1 июля 1905 года памятник Екатерине II был окружён низкой железной оградой, о чём рапортовал архитектор Бобров.

    По памятнику Екатерине сквер перед театром в обиходе называют "Екатерининский", или просто "Катькин садик".

    Скульптура Екатерины II работы Опекушина является не просто памятником истории, но

    политическим знаком – это один из замечательных женских образов в российской культуре

    C пасённую статую Екатерины II вернули Москве

    24 января 2006. Сергей ХАЧАТУРОВ, Время новостей . В понедельник в главном зале Третьяковской галереи мэр Москвы Юрий Лужков принял в дар «мраморную бабушку» скульптуру императрицы Екатерины, которую презентовала столице Республика Армения. В церемонии участвовал посол Армении в России г-н Смбатян. Так славно начался Год Армении в России. Так славно начался юбилейный год Третьяковской галереи и обозначились приоритеты московского мэра в монументальной пропаганде столицы.

    История статуи весьма любопытна, она напоминает мистические, подробно описанные Натаном Эйдельманом, приключения «медной бабушки», статуи Екатерины II, монаршей волей вторгшейся в фамильную историю рода Гончаровых и биографию самого Александра Сергеевича Пушкина.

    Уже символично, что две «монументальных» истории, пушкинскую и екатерининскую, объединяет имя скульптора Александра Опекушина. Обоих героев он увековечил. Отлитый на народные деньги в 1880 году памятник Пушкину до сих пор самый любимый и почитаемый, у него назначают свидания, проводят манифестации и читают стихи. А вот с опекушинской Екатериной, выполненной в полтора человеческих роста (260 см) из каррарского мрамора на шесть лет позже Пушкина (к столетию кончины императрицы), неувязочка вышла.

    То есть с ней собирались сделать ровно то самое, что сам Александр Сергеич

    желал сделать с томящейся в подвалах гончаровского имения Полотняный Завод своей «медной бабушкой» статуей императрицы Екатерины Великой, отлитой из немецкой бронзы. Поэт по наущению деда невесты собирался порадовать торговцев медью и сиятельную бабку продать на переплавку.

    Так вот и опекушинскую Катерину, с 1895 года украшавшую зал Городской думы, после революции хотели распилить на куски и изготовить из них сорок (!) бюстов Карла Маркса. И немудрено, ведь Гордума превратилась в Музей вождя пролетариата!

    Совершенно фантастическим образом скульптура избежала участи других опекушинских творений в честь фамильного древа Романовых: созданный им для Кремля памятник императору Александру II, поставленный около храма Христа Спасителя монумент Александру III были уничтожены в 1918--1919 годах.

    За Екатерину Великую вступился отличный скульптор Сергей Меркуров. Пользуясь высокой должностью директора ГМИИ, Меркуров предотвратил акт вандализма, спрятал статую и хранил какое-то время у себя в мастерской. А в 1952 году отправил в Картинную галерею Армении, где «мраморная бабушка» и пребывала полвека. В 2003 году самолетом МЧС ее перевезли в Москву. Долго и тщательно реставрировали. Вернули утраченную корону и выбитый из рук скипетр. А теперь вот представили на суд публики и торжественно передали Москве.

    Сама акция отлично вписывается в идеологию монументальной пропаганды московского мэра Юрия Лужкова. Вспомним, как за последние годы столица преображается в своем томлении по державному прошлому. Царям памятники ставят. Царицынский дворец достраивают под что-то вроде «дома приемов московской мэрии», а украсят его пышной декорацией на тему «апофеоз правления императрицы Екатерины Великой».

    Будут задействованы все знатные придворные художники мэра – от уже «улучшающего» XVIII век Михаила Посохина до исторических живописцев класса академии Глазунова. И есть предчувствие, что в Третьяковке «мраморная бабушка» долго не загостит. Отправят ее, родимую, на службу при новом «царицынском» дворе.

    Пять лучших памятников императрице Екатерине II в России

    1. При жизни императрицы ее увековечивали не раз самые лучшие скульпторы Европы. Богатые дворянские фамилии считали своим долгом установить фигуру государыни в специально построенных беседках фамильного парка. Императрица будто гостила у них всегда и им покровительствовала. Однако самым лучшим из прижизненных памятников, появившихся в России, был созданный Федотом Шубиным в 1789 1790 годах для потемкинского Таврического дворца (Екатерина изображена в образе Законодательницы; теперь скульптура в Русском музее).

    2. Другой великий прижизненный монумент императрицы был заказан князем Потемкиным в 1787 году в Берлине немецким скульпторам братьям Мейерам в честь закладки предполагаемой новой третьей столицы России города Екатеринослава (ныне украинский Днепропетровск). Однако Потемкин умер, столицы не случилось. Памятник из Берлина никто не выкупил, покуда его не приглядел и не приобрел там купец Афанасий Гончаров, дед Натальи Гончаровой.

    С этого момента и началась таинственная история «медной бабушки». Огромную бронзовую глыбу с изображением императрицы в римском военном панцире и тоге привезли в калужское имение Гончаровых Полотняный Завод. Там она долго лежала в подземелье. Потом дедушка Афанасий, дабы дать денег в приданое внучке – невесте Пушкина, безуспешно пытался ее продать на переплавку (заставив при этом будущего зятя писать письмо шефу жандармов Бенкендорфу с просьбой разрешить плавить образ монархини).

    Потом сам Пушкин хотел уже не переплавить, а просто продать статую в Царское Село (где памятника Екатерине не было) и погасить «бабушкой» долги. Словно другая бабушка из «Пиковой дамы», Катерина все искушала какими-то деньгами, все участвовала в семейных делах, все была навязчивой идеей... Самое загадочное – Пушкин был обречен всю жизнь с этой статуей маяться. Дело с места не двигалось. Только после смерти поэта статую купили в Екатеринославль. Однако историческая справедливость торжествовала не долго. После революции с центральной площади статую сослали в музей. Во время Великой Отечественной войны ее вывезли немцы. Следы ее потеряны...

    3. Третий памятник связан с той же «медной бабушкой». Дело в том, что по просьбе министра двора князя Волконского памятник с Полотняного Завода инспектировал ректор Академии художеств скульптор Иван Мартос с тремя профессорами. Цель: выяснить, насколько ценна статуя, чтобы покупать ее у Пушкина и выставлять публично. Мартосу статуя понравилась. А сам он, между прочим, еще в 1812 году украсил бронзовой «персоной» Екатерины II древнюю столицу, Москву. И это был первый гигантский монумент государыне в древнем городе, в зале московского Дворянского собрания.

    4. Самый известный монумент Екатерине находится на площади Островского перед Александринским театром Петербурга. Это уже монументальная пропаганда нового времени (дата открытия скульптуры 1873-й). Императрица в державной позе стоит на высоком гранитном постаменте. У подножия выдающиеся люди екатерининского царствия: Суворов, Румянцев, Державин, Бецкой, Дашкова, Орлов, Безбородко, Потемкин, Чичагов. Автор памятника М.О. Микешин. Архитектор Д.И. Гримм. Статуя Екатерины сделана по модели М.А. Чижова , а вот девять придворных создал Александр Опекушин, так что этот памятник в свою очередь связан с пятым монументом.

    5. Только что презентованная опекушинская статуя по праву входит в число лучших памятников в честь светлейшей монархини.

    Скульптура Екатерины II на временном хранении в Третьяковской галерее

    25.01.2006 | Музеи России В Третьяковской Галерее произошла передача скульптуры Екатерины II работы А. М. Опекушина от Республики Армения в дар городу Москве.

    Это событие проходило Третьяковской галерее, потому что скульптура поступила в музей в 2003 году на реставрацию. Скульптура была выполнена знаменитым скульптором Александром Михайловичем Опекушиным. Творческое наследие мастера в основном известно по памятнику А. С. Пушкину в Москве.

    Памятники Александру I и Александру II Опекушина были уничтожены. Скульптура Екатерины II была создана в 1892-1896 годах для установки в здании Городской Думы. Там она была выставлена в Екатерининском зале до 1917 года. После революционных событий скульптура была демонтирована, ее ожидала судьба многих памятников, которые не отвечали новым политическим условиям. Скульптура не была уничтожена, так как она состоит из ценного мрамора, ее предназначили на распил, для создания памятников новым политическим деятелям.

    Но опытные музейные сотрудники буквально спасли скульптуру, отправив ее подальше от Москвы – в Армению. Долгое время скульптура хранилась на улице, пока не была переведена Картинную галерею в Ереване. Скульптура выполнена из великолепного мрамора, но из-за неквалифицированных перевозок, из-за не соблюдения условий должного хранения, имеет утраты.

    Она была отправлена в Москву на реставрацию. Скульптура, упакованная специальным образом, путешествовала в деревянном ящике-саркофаге с песком. Вес произведения искусства 3 тонны, а вместе с упаковкой – в два раза тяжелее. Любые манипуляции со скульптурой чрезвычайно сложны. Реставраторы Третьяковской галереи и Реставрационного центра И. Грабаря восстановили по документам недостающие детали.

    Много времени заняло снятие форм со скульптуры. Но теперь, если какой-то музей пожелает иметь ее гипсовую копию или бронзовую отливку – это возможно. В знак дружеских отношений между Арменией и Россей было принято решение передать скульптуру в дар городу Москве. Так как скульптура создавалась для Москвы и имеет большое значение для российского культурного наследия.

    Всех волнует вопрос, в каком месте в Москве скульптура будет выставлена постоянно? Конечно, Третьяковская галерея очень хотела бы иметь такой замечательный образец российского скульптурного искусства в своей коллекции. Сотрудники музея говорят, что перемещение скульптуры нежелательно.

    Директор Третьяковской Галереи Валентин Алексеевич Родионов отметил, что в юбилейный год, в год 150-летия музея, скульптура будет выставлена здесь и, безусловно, привлечет большое внимание зрителей. Юрий Михайлович Лужков сказал, что после реконструкции Екатерининского дворца в Музее "Царицыно" скульптура будет передана музею, где предполагается наличие специального зала.

    Есть и еще вопрос: ожидаются ли ответные подарки для Армении? Представители Армении отметили, что скульптура – подарок от чистого сердца, который не требует ответного шага. Оказывается, решение политических вопросов может иметь положительное результаты для отечественного искусства. Скульптура Екатерины II работы Опекушина является не просто памятником истории, политическим знаком – это один из замечательных женских образов в российской скульптуре (Н. Трегуб).

    Монумент Екатерине Великой по праву считается одним из самых известных памятников Санкт-Петербурга. Императрица, запечатленная в граните, величественно взирает на своих подданных с высоты, а подле ее ног смиренно сидят ее фавориты - люди, которые определяли тогдашнюю политику, плели интриги, теряли и обретали власть...

    История создания памятника

    Идея обессмертить императрицу в камне возникла еще в первые годы ее правления (Екатерина Вторая пришла к власти в 1762 году и правила Российской Империей до своей смерти в 1796 году), но сама императрица тогда категорически отвергла этот замысел. Однако ее заслуги были по достоинству оценены не только ее собственными подданными, но и преемниками. Так, император Александр ІІ (тот самый, который отменил крепостное право в России и получил за это приставку "освободитель") повелел объявить конкурс на лучший проект памятника Екатерине. Монумент хотели установить в Царском Селе, а проект – доверить художнику Микешину. В итоге памятник по модели художника был отлит из бронзы, благополучно отправился на выставку в Лондон, где удостоился почестей и медали.

    В 1863 году князь Суворов (внук знаменитого русского полководца) лично обратился к императору Александру ІІ с тем, дабы установить памятник напротив Александрийского театра. Микешин значительно изменил проект, который уже мало чем походил на предыдущую модель. Примерно через год работы по изготовлению модели были завершены. Было получено разрешение "свыше", и тогда памятник, наконец, начали возводить.

    Во главе строительных работ стоял архитектор Давид Гримм. Гранит для пьедестала доставляли водным путем: шел тот достаточно причудливым маршрутом - с Карельского перешейка к набережной Невы у Летнего сада и оттуда уже до нужного места по железной дороге. Создавался не только сам памятник императрице: параллельно с этим обустраивали и прилегающий к памятнику сквер.

    В целом строительство заняло чуть больше 10 лет и продолжалось с 1862 по 1873 гг. День открытия памятника был выбран не случайно: торжественная, удивительно пышная, церемония состоялась в день святой Екатерины, тогда же справлялись именины и самой императрицы Екатерины Великой - 24 ноября (6 декабря) 1873 года. В масштабе города это был настоящий праздник: улицами прошел торжественный парад, гремел салют, а в Национальной библиотеке накрыли роскошные столы, дабы по достоинству чествовать авторов памятника и тех, кто принимал участие в этом грандиозном строительстве.

    Из государственной казны на создание памятника потратили свыше 300 000 рублей, но в долгосрочной перспективе это обернулось по-настоящему выгодной инвестицией: даже через много лет после открытия монумента тысячи жителей и гостей города с восхищением приходят посмотреть на один из самых видных памятников Старого Петербурга.

    В память о первом "Царскосельском проекте" в Царском селе был установлен монумент, аналогичный тому, что стоит на площади Островского - размером примерно в 1/16 величины того.

    Согласно некоторым источникам, в 1930-х годах правительство советского Ленинграда намеревалось снести памятник, заменив его статуей Владимиру Ленину. Вместо девяти фаворитов Екатерины, соответственно, планировалось расположить на постаменте членов Политбюро. Однако, эти планы так и остались планами, и памятник стоически пережил даже блокаду Ленинграда. В середине 1960-х здешний гранитный Суворов лишился своей шпаги, которую потом пришлось реставрировать.

    Композиция памятника следующая: Екатерина, одетая в горностаевую мантию, сжимает в руках символ власти - скипетр и символ триумфа лавровый венок, а у ног ее находится корона Российской империи. Строгая и спокойная, Екатерина молча взирает на город с высоты почти в четыре с половиной метра, а в подножье сидят те, кто был обязан ей своим высоким положением при дворе и оставил немаловажное место в истории Российской империи. Всего среди членов "екатерининского кружка" девять фигур…

    Григорий Потемкин-Таврический - основатель Днепропетровска, Севастополя и Николаева, по слухам, являлся тайным супругом Екатерины Великой.

    Александр Суворов - величайший русский полководец, ославивший Россию в триумфальных военных компаниях.

    Гавриил Державин - русский поэт и государственный деятель, принимавший участие в подавлении восстания Емельяна Пугачева.

    Екатерина Дашкова - одна из приближенных Екатерины Великой, ее подруга, которая, в частности, принимала участие в перевороте 1762 года, позволившем Екатерине взойти на российский престол.

    Александр Безбородко - русский государственный деятель, выступивший инициатором раздела Польши.

    Иван Бецкой - секретарь императрицы и президент императорской Академии Искусств.

    Алексей Орлов-Чесменский - видный русский деятель и полководец, который за свое триумфальное участие в Чесменском бою получил приставку к своей фамилии.

    Фавориты Екатерины окружены различными атрибутами военного дела, художеств, наук, земледелия. Среди всего этого находится большая книга, на которой выведено слово "закон" и сделана надпись "Императрице Екатерине II в царствование Императора Александра II, 1873 год". Так Александр почтил заслуги императрицы перед последующими поколениями.

  • 
    Top