Александрийский театр здание. Историческое здание Александринского театра

Для нужд антрепренёра Казасси. Заведение было названо театром Казасси. После пожара в Большом театре в 1811 году зодчий Тома де Томон предлагал перестроить этот театр, расширив его сцену и зал. Но этому помешала война 1812 года.

Разговоры о перестройке театра вновь продолжились после войны, когда император Александр I вернулся в Санкт-Петербург. Для нового владельца Аничкова дворца великого князя Николая Павловича пространство усадьбы привели в порядок, но на перестройку заведения Казасси денег не хватило. В это время средства шли на строительство здания Главного Штаба . Несмотря на отказ от строительства театра, проект площади с новым зданием в 1810-х годах составил Карл Росси , занимавшийся переделкой интерьеров Аничкова дворца.

Проект Росси начал воплощаться в жизнь с приходом к власти Николая I. Император пожелал перестроить площадь перед великокняжеским дворцом, что и было поручено архитектору. 5 апреля 1828 года проект был утверждён, а на следующий день создана Комиссия "для построения каменного театра и позади оного двух корпусов". Во главе комиссии встал Н. Селявин, вице-президент Кабинета. Помощниками Росси на стройке стали архитекторы Н. Ткачёв и И. Гальберг.

К весне 1828 года владельцам необходимых для строительства участков из казны было выплачено 950 000 рублей. Тех, кто не спешил освободить место, выселили насильно за одну неделю.

Для фундамента театра в грунт забили около 5 000 свай. Стены здания возвели в этом же году. В 1829 - начали устанавливать перекрытия, которые архитектор задумал выполнить из металла. Против такого решения выступил генерал-инженер П. Базен, возглавлявший Комитет для строений и гидравлических работ. Свои сомнения в надёжности металлических перекрытий он выразил в рапорте императору. Николаем I была создана комиссия в целях освидетельствования проекта "устройства металлических стропил и крыши вновь строящегося театра на Невском проспекте, выдержат ли стены и стропила тяжесть машин и не будет ли опасно сие устройство". Работы на Александровском чугунолитейном заводе М. Кларка, изготавливавшем эти конструкции, были приостановлены. От Карла Росси и М. Кларка потребовали предоставить модель и объяснения. В связи с этими событиями императору архитектором Росси было написано следующее письмо:

"Сиятельный князь, милостивый государь!
Я имел честь получить предписание Вашего Сиятельства, от 2 сентября, с объявлением, что Государь Император, рассмотрев мнение генерала Базена и другие бумаги... относительно устройства металлических крыш на новостроящемся театре... соизволил все работы по сему устройству остановить впредь до повеления.
При сем случае я принимаю смелость донести Вашему Сиятельству, что когда Его Императорское Величество соизволил утвердить мой проект на новый театр и избрал меня к построению оного, то я через сие облечён был полнотою и совершенною доверенностью, которую имел счастие оправдать на опыте произведёнными уже мною другими зданиями, не относящимися к числу обыкновенных, как то: устройством металлического архива в Главном штабе и коническим сводом большой арки, соединяющей дом Главного штаба с новым зданием со стороны Малой Миллионной. Ныне, к величайшему прискорбию, вижу, что я сей доверенности лишаюсь совершенно, а зависть и интриги торжествуют.
Вследствии сего и дабы не омрачать мою репутацию, я всепокорнейше прошу... исходатайствовать дозволение окончить начатые работы по устройству металлической крыши, лично мне вместе с г. Кларком, по принятой нашей системе. Как и я, так и г. Кларк отвечаем честью и головой, что от упомянутой крыши не произойдёт ни малейшего несчастья и что всё устройство будет иметь надлежайшую прочность...
В заключение донесу Вашему Сиятельству, что в случае, когда бы в упомянутом здании от устройства металлической крыши произошло какое-либо несчастие, то в пример для других пусть тотчас же меня повесят на одной из стропил..." [Цит. по: 2, с. 528]

После осмотра 19 сентября 1829 года готовых металлических конструкций на заводе Кларка Николай I объявил решение: "...каменное устройство стен для металлической кровли продолжать и немедля поставить несколько железных стропил для крыши для испытания, равно поставить чугунные стропила и над сценой по сделании над ними опыта наперёд на заводе..." Испытание состояло в проверке прочности стропил подвешиванием на каждой из них груза весом в 40 тонн. Таким образом, проект Росси всё же был принят к исполнению.

Проект убранства зала не был полностью воплощён в жизнь. Архитектор задумывал его более нарядным, нежели было исполнено. Бронзу и медь заменили резьбой по дереву и художественной росписью. Такое решение было принято из-за нехватки средств, которые в это время шли на нужды армии. Оформление зрительного зала на основе эскизов Росси создавали охтинские резчики, лепных дел мастера Н. Сипягин и М. Соколов, художники братья Додоновы.

Николай I желал видеть обивку зрительного зала красной тканью. Росси объявил императору, что такой в наличии нет, и если ждать её закупки, то открыть театр в срок не удастся. Таким образом Росси добился реализации своего замысла - украсить зрительный зал обивкой голубого цвета.

Торжественное открытие театра состоялось 31 августа 1832 года. На следующий день газеты писали:

"Сие огромное, изящное, величественное здание построено архитектором Росси. Зала вмещает в себя пять ярусов лож, кроме бенуаров. Кресел числом 242, расположенных в девяти ярусах. Позади кресел возвышаются амфитеатром, до лож первого яруса, так называемые места за креслами (числом 182), нумерованные скамьи, для зрителей и слушателей весьма удобные... Представление открылось трагедией ""Пожарский, или Освобождение Москвы"" и испанским дивертисментом, то есть разными испанскими танцами" [Цит. по: 2, с. 530].

Театр назвали в честь жены императора Николая I Александры Фёдоровны. С тех пор его называют "Александринка". Здание вошло в единый архитектурный ансамбль площади Островского. Над колоннадой фасад театра украшает квадрига, управляемая богом искусств Аполлоном. Автор скульптуры - С. С. Пименов. Квадригу Аполлона изготовили мастера Александровского завода. За эту работу мастера Пётр Катеринин и Пётр Одинцов, а также подмастерье Рогозин получили серебряные медали на аннинских лентах, а мастер Андрей Маликов получил золотую медаль.

Александринский театр изначально находился в ведении Министерства Императорского двора. Его стены Росси были окрашены в светло-серый цвет .

В год открытия Александринского театра на основании императорского повеления дирекция предоставила Карлу Росси в безвозмездное и вечное пользование билет в ложу №14 второго яруса. 14 января 1837 года директор императорских театров Гедеонов доложил министру двора:

"....господин Росси предложил дирекции, не желает ли она отобрать от него сию ложу, а ему заплатить за неё деньгами.
По неизвестности в праве ли ещё г. Росси делать без особого дозволения подобного рода передачи ложи... я не решился принять его предложения.
Но ложа сия занимается почти на всех представлениях разными лицами из публики и как впуск в оную... делается всегда по особенному на неё выданному г. Росси билету, то и открылось, что с сим билетом присылается в театр человек, который и продаёт в коридоре сию ложу местами про одиночке разного рода людям... Сему посылаемому было не только много раз подтверждено сего больше не делать, но даже... был он за то задержан в театре с объявлением, что если продолжит ещё впредь подобныя действия, то... будет препровождён в полицию.
Несмотря однако на сие оказалось, что при спектакле бывшем 10 января впущено было таковым же образом в ложу... разного рода людей семь человек, из коих между двумя произошла ссора и драка, при разбирательстве коих полициею оказалось, что в числе сидевших в сей ложе были дворяне или чиновники, а также крепостные люди..." [Цит. по: 2, 548]

После этого случая Росси было объявлено о том, что следующий подобный инцидент завершится для него лишением билета.

Когда-то в дни театральных премьер и бенефисов у подъезда к Александринке выстраивалась длинная очередь из карет и экипажей. Среди "золотой молодёжи" того времени было неприлично ходить в театр пешком, поэтому предприимчивые извозчики специально ставили свои кареты вблизи театра, на Невском проспекте. Оттуда молодые люди и подъезжали к месту назначения.

Накануне 1849 года Николай I захотел обновить убранство зрительного зала Александринского театра. Он приказал увеличить четыре ложи около сцены и заменить обивку зала на красную, что было поручена Карлу Росси, который создал два проекта переделок. Эта работа стала последней для 72-летнего архитектора .

В советское время театр получил название "Академический театр драмы им. А. С. Пушкина". С приобретением этого имени он стал называться ещё и "Пушкинским".

Здание Александринского театра в Санкт-Петербурге на площади Островского было построено в 1832 году по проекту Карла Росси.


Территория, где был сооружён Александринский театр, в XVIII веке принадлежала полковнику Аничкову , строителю моста, названного его именем, и была куплена у него казной. На этой территории находился сад, простиравшийся до нынешней Садовой улицы.

Аничковы (Оничковы) — род русского столбового дворянства. В течение последних трёх столетий был тесно связан с городом Санкт-Петербургом, дав своё имя нескольким ключевым объектам городской инфраструктуры.

Герб рода Ани́чковых (в старину Они́чковых).

Род известен c XVI века. По позднейшей родословной сказке, в 1301 г. некий татарский хан Берка (Беркай), царевич Большой Орды, поступил на службу к Ивану Калите. После крещения Берка якобы принял имя Оникий, женился на дочери знатного человека Викулы Воронцова и его потомки стали зваться Ани́чковыми .

В 1801 году архитектор Бренна перестроил стоявший на месте теперешнего сквера большой деревянный павильон в театр, в котором итальянский антрепренёр Антонио Казасси организовал итальянскую оперную труппу.

Винченцо Бренна
Винченцо (Викентий Францевич) Бренна (20 августа 1747, Флоренция — 17 мая 1820, Дрезден) — художник-декоратор и архитектор, по происхождению итальянец. Придворный архитектор императора Павла I.

Гравюра С. Карделли по оригиналу А. Ритта. 1790-е

Казасси, Антонио

Антонио Казасси — итальянский импресарио, работавший в Санкт-Петербурге. В 1780 году поступил на службу в дирекцию петербургских императорских театров. О самом Антонио Казасси сведения сохранились крайне скудные. В 1801 году по его заказу В. Бренна построил в Санкт-Петербурге, на месте нынешнего Александринского театра деревянный театр, в котором содержал итальянскую оперную труппу. Труппа и сам театр, под названием «Малого», поступили в 1803 году в ведение казенной дирекции.

Это помещение со временем перестало удовлетворять растущие потребности города, и было решено соорудить новый, каменный театр. Однако осуществление идеи отодвинулось из-за нестабильной ситуации при Александре I — военные конфликты с Турцией, война с Наполеоном 1812 года.

В 1818 году границы сада были сужены, а площадь, образовавшаяся между Публичной библиотекой и садом Аничкова дворца, была передана театральной дирекции.

Здание Росси

Карл Росси в период с 1816 по 1827 год разработал ряд проектов реконструкции и застройки этой площади. Все эти варианты предусматривали сооружение на площади городского театра. Окончательный вариант проекта был утверждён 5 апреля 1828 года, в том же году началось строительство здания театра.

Четыре года спустя, 31 августа (12 сентября) 1832 года, в центре Петербурга, на Александринской площади (ныне площади Островского), на месте деревянного «Малого» театра, состоялось торжественное открытие нового величественного ампирного здания театра.

Александринский театр. 1903

Государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина. 1957

Основной фасад театра — со стороны Невского проспекта оформлен глубокой многоколонной лоджией, пространство которой как бы является частью Площади Островского.




Александрийский театр, XIX век


Александрийский театр, XIX век


Боковые фасады здания выполнены в виде восьмиколонных портиков.

С другой стороны к театру ведёт спроектированная Росси и составляющая общий ансамбль с театром улица (Зодчего Росси), перспективу которой замыкает на всю ширину задний, почти плоский, но богато декорированный фасад театра.

Здание окаймляет выразительный скульптурный фриз с античными театральными масками и гирляндами лавровых ветвей. В нишах на торцевых фасадах — статуи муз, на аттике главного фасада — квадрига Аполлона. Работы вёл один из выдающихся скульпторов своего времени — В. И. Демут-Малиновский.

Муза с арфой (правая ниша)

Муза с маской (левая ниша)

Интерьер

Лоджия с мощной коринфской колоннадой, увенчанная аттиком с лепными рельефами Славы и колесницей Аполлона, богатая разработка карнизов, фризы, барельефы, ритмические линии окон, арок, балюстрад — всё это составляет торжественный ансамбль, своеобразную архитектурную симфонию; замечательна и внутренняя отделка театра.


Места для зрителей создавались по самой совершенной для своего времени многоярусной системе лож с амфитеатром и просторным партером. Пятиярусный зрительный зал отличается удачными пропорциями и прекрасной акустикой. На 1841 год здесь было 107 лож (10 в бенуаре, 26 лож первого яруса, 28 — второго, 27 — третьего и 16 — четвёртого), балкон на 36 человек, галерея четвётрого яруса на 151 место, 390 мест в пятом ярусе, 231 кресло в партере (9 рядов) и 183 места за ними. В общей сложности театр мог вместить в себя до 1 700 человек.

Александрийский театр сегодня


Убранство зрительного зала торжественно и нарядно, интерьеры театра практически сохранили первоначальную отделку. Изначально была использована голубая обивка, она была заменена в 1849 году на пунцовую: театр, в котором освещение производилось посредством масляных ламп, закоптился изнутри. По этой же причине со временем была обновлена вся стенная и плафонная живопись, кроме того позже полностью была переделана сцена. Кроме бархатной отделки, ложи богато украшены золочёной резьбой: резьба центральной («Царской») ложи и лож у сцены выполнена по рисункам Росси, а орнамент на барьерах ярусов был создан во второй половине XIX века.

Отделка зрительного зала дополнялась замечательным перспективным живописным плафоном, который изображал Олимп и Парнас (художник А. К. Виги), позднее заменённым.

Оригинальная инженерная конструкция

В основе конструкции кровли театра — оригинальные системы металлических конструкций, изобретённые К. И. Росси в содружестве с инженером М. Е. Кларком. Эта конструкция явилась новаторской, и была предложена впервые в истории строительной техники. Кровля покоится на 27 железных с чугунными деталями арочных фермах пролётом 29,8 м. Внутренние продольные стены являются опорами для 18 нижних дугообразных ферм, несущих чердачное перекрытие и подвесной плафон над зрительным залом. Ярусы лож поддерживают чугунные кронштейны. Перекрытие над сценой представляет собой систему треугольных ферм пролётом 10,76 м, опирающихся на чугунные консоли и подкосы.


К. И. Росси, отстаивал свою конструкцию перед косными официальными кругами, что было нелегко. Уверенность в прочности предложенной им металлической конструкции иллюстрирует один из рапортов
« …в случае, когда бы… …от устройства металлических крыш произошло какое-нибудь несчастье, то в пример для других пусть тот же час меня повесят на одной из стропил театра.

Владимир ЯРАНЦЕВ

АЛЕКСАНДРИНСКАЯ ПЛОЩАДЬ
И ТЕАТРАЛЬНАЯ УЛИЦА

Т еатральная, или Александринская, площадь (ныне пл. Островского), Театральная улица (ныне ул. Зодчего Росси) и пл. Чернышёва (ныне пл. Ломоносова) - система ансамблей в центре Санкт-Петербурга, созданная архитектором К.И. Росси в 1828–1834 гг. на Спасском острове, на месте обширных участков между Фонтанкой, Невским проспектом и Садовой улицей.

Раскрытая к Невскому проспекту, Театральная (Александринская) площадь с построенными Росси Александринским театром и новым корпусом Императорской публичной библиотеки расположена на территории, входившей в усадьбу Аничкова дворца. (Дворец получил название от соседнего моста через Фонтанку, а мост - от фамилии начальника стоявшей у моста в начале XVIII в. воинской команды.) В 1793 г. усадьба с Аничковым дворцом была приобретена казной, ведавшей имуществом государей, для размещения Кабинета Ее Императорского Величества. В 1795–1801 гг. архитектор Кабинета Е.Т. Соколов построил в Аничковой усадьбе на углу Невского и Садовой здание для учрежденной Екатериною II Императорской публичной библиотеки.

В. Садовников. Александринский театр и публичная библиотека. 1835

В 1799 г. часть Аничковой усадьбы была передана Дирекции императорских театров, а существовавший в саду Итальянский павильон перестроен в театр. С 1803 г. здание театра - основная площадка императорской русской актерской труппы (отныне - Малый театр). С 1809 г. Аничкова усадьба, подаренная сестре императора Александра I великой княгине Екатерине Павловне по случаю бракосочетания с принцем Ольденбургским, стала ее резиденцией.

Идея создания архитектуры площади между Аничковым дворцом и Публичной библиотекой принадлежит Ж.Ф. Тома де Томону, который в 1811 г. разработал проект театра в виде греческого храма в глубине площади, отделенной от Невского оградой с воротами. Еще одна, закругленная, площадь, обрамленная колоннадой, намечалась в сторону Садовой. Высочайше утвержденный проект помешала осуществить война с Наполеоном.

После четырех лет вдовства великая княгиня Екатерина Павловна вышла замуж во второй раз - за наследника Вюртембергского престола кронпринца Вильгельма и покинула Россию. В 1817 г. император Александр I подарил Аничков дворец своему брату великому князю Николаю Павловичу (будущему императору Николаю I), для которого архитекторы К.И. Росси и А.А. Менелас перепланировали усадьбу.

На ее границе с участком Малого театра, примерно по осям боковых ризалитов дворца, Росси построил два садовых павильона, украшенные изображениями воинов в русских доспехах с лавровыми венками, - для коллекции вооружения (собственного арсенала Николая Павловича) и для цветов (вероятно, для его супруги). Между павильонами была установлена металлическая ограда. Выполняя эти работы, Росси уже предполагал создание площади с театром. Окончательный проект ансамбля двух площадей сложился к 1828 году.

Монументальное здание театра было возведено как композиционный и смысловой центр созданной для него площади, подчиняющий себе даже находящийся на этой же площади императорский Аничков дворец. Поставленное в глубине площади здание театра рассчитано на круговой обзор, все его фасады - парадные. Первый этаж предстает как мощное основание, обработанное рустом - символом каменной кладки. Переработав традиционный для архитектуры классицизма тип греческого храма, Росси поставил на обращенном к Невскому проспекту главном фасаде театра не портик, а эффектную шестиколонную коринфскую лоджию на уровне 2-го и 3-го этажей. Над нею ступенчатый аттик, на плоскости которого помещены фигуры Слав, венчающие Российского государственного орла (ныне заменен на лиру). Завершает композицию квадрига Аполлона (скульптор С.С. Пименов), означающая триумф искусств.

Огромная высота зрительного зала и сценической коробки потребовала дополнительного этажа, поднятого над основным объемом здания. Он оформлен частыми небольшими окнами с полуциркульным завершением. На боковых фасадах далеко выступающие от стены подъезды служат цоколем для мощных восьмиколонных коринфских портиков. Задний фасад театра оформлен коринфскими пилястрами. Скульптурный декор фасада, выделяющийся на фоне стен, вторит назначению здания театра как храма искусств. Это статуи Муз в нишах на боковых ризалитах главного и заднего фасадов и опоясывающий здание широкий барельефный фриз, зрительно продолжающий линию капителей - с изображениями театральных масок и гирлянд.

Новый театр, получивший название Александринского в честь царствовавшей императрицы Александры Федоровны, жены Николая I, был открыт 31 августа 1832 года. Как и все здания императорских театров обеих столиц, он был сценической площадкой для разных императорских трупп, подчиненных единой Дирекции императорских театров

Восточная граница Александринской площади - в сторону Аничкова дворца и Фонтанки - отмечена оградой и павильонами сада Аничкова дворца. Западная граница задана построенным одновременно с театром новым корпусом Публичной библиотеки. Он пристроен к старой угловой части библиотеки у Невского проспекта, но в композиции Росси стал основным зданием. Фасад библиотечного корпуса, построенного архитектором Росси, гармонизирован с фасадом библиотечного корпуса архитектора Соколова настолько, что оба воспринимаются как единое целое.

Декор фасада здания библиотеки аллегорически осмысливает ее как храм науки. Между ризалитами протянулась грандиозная ионическая лоджия из 18 колонн, между которыми размещены статуи мудрецов и поэтов древности: Гомер, Еврипид, Гиппократ, Демосфен, Вергилий, Тацит, Цицерон, Геродот, Евклид, Платон. Над каждой статуей - многофигурный барельеф. Здание венчает растянутый ступенчатый аттик с фигурами Слав и Российским государственным орлом (заменен в советское время эмблемой «книга с пером в лавровом венке»), на аттике - статуя Минервы с маленьким сфинксом на шлеме, аллегория мудрости. Фасады здания библиотеки с белыми колоннами, статуями и декоративными деталями сохранили любимый Росси цвет gris-perle (жемчужно-серый).

Ось Александринской площади по другую сторону Невского проспекта продолжается Малой Садовой улицей, ведущей к Манежной площади, и заканчивается построенным Росси декоративным портиком. Портик является своеобразным отражением Александринской площади, связывающим ее с системой Манежной и Михайловской площадей.

Позади театра - одинаковые здания Министерства внутренних дел и Дирекции императорских театров с театральным училищем. Их фасады, отделанные дорическими полуколоннами, являются своего рода кулисами Александринской площади. Дорический ордер десяти простых полуколонн на каждом здании говорит о подчиненности. Эти здания переходят в Театральную улицу, состоящую из всего двух необычайно протяженных зданий, чья высота равна ширине улицы (22 метра), а длина ровно в десять раз больше. Нижний этаж зданий Театральной улицы был первоначально аркадным и соотносился по ширине с лоджиями театра. Два верхних яруса зданий, вопреки канонам ампира, оформлены сдвоенными колоннами (по 50 на каждом здании).

На другом конце Театральной улицы Росси оформил круглую Чернышеву площадь у одноименного моста через Фонтанку, продолжив традицию предмостных площадей, намеченную еще А. Квасовым. Он построил на ней здания Министерства внутренних дел и Министерства народного просвещения с огромными окнами. Через ставшую центром Чернышевой площади двухъярусную тройную арку Министерства народного просвещения проходит Чернышева улица. Над аркой внутри здания располагалась министерская церковь св. Николая Чудотворца, отмеченная на фасаде сдвоенными дорическими колоннами и увенчанная массивным крестом.

Фасад Министерства внутренних дел со стороны Фонтанки парадно оформлен трехчетвертными колоннами и симметричными лоджиями. Такое же архитектурное решение и у узкого фасада здания со стороны площади. Двухъярусная тройная арка здания Министерства народного просвещения открывает перспективу на сдвоенные дорические колонны Большого Гостиного двора, визуально словно бы увенчанные куполом находящегося вдалеке за ними Казанского собора. Участок напротив министерства между зданием театрального училища и Фонтанкой остался в частном владении, и грандиозный проект К.И. Росси не был окончательно завершен.

М. Микешин. Памятник Екатерине II. 1862–1873

В центре Александринской площади Росси устроил второй в истории Петербурга сквер. В 1862–1873 гг. в нем был установлен пышный и тяжеловесный монумент Екатерине II по проекту художника М.О.Микешина. Он применил колоколообразную форму монумента, создающую общую слитность композиции и образ «православия, самодержавия и народности». На постаменте из серого полированного гранита русская императрица с атрибутами императорской власти стоит в окружении выдающихся деятелей своего царствования. В нижней части постамента - посвятительная надпись «Императрице Екатерине II в царствование Императора Александра II» и композиция из атрибутов, в центре которой в лавровом венке - аллегория закона (книга с надписью «Закон») как основная историческая заслуга обоих государей.

К. Росси, скульптор С. Пименов. Павильон Росси. 1817–1818

Проект Микешина осуществили архитекторы Д.И.Гримм и В.А.Шрётер, скульпторы М.А.Чижов (статуя императрицы) и А.М.Опекушин (статуи государственных деятелей). Несмотря на художественное расхождение с ампирным ансамблем созданной Росси площади, памятник императрице связан с ним содержательно - развивая тему екатерининского «золотого века», воплощенную Росси в системе ордеров и аллегориях, обозначенных Аполлоном и Минервой. Но, поставленный по центральным осям библиотеки и театра, этот памятник нарушил визуальные связи зданий как частей ансамбля.

На Чернышевой площади главный садовник Петербурга А. Визе устроил небольшой сквер, в 1892 г. в нем перед зданием Министерства народного просвещения был установлен бронзовый бюст М.В.Ломоносова (скульптор П.П. Забелло).

А. Беземан. Александринский театр. Середина XIX в.

Создавая Александринскую площадь, Росси оставил участки по сторонам театра свободными. В 1870-е квартал вдоль бокового фасада театра рядом со зданием Министерства внутренних дел был застроен. В 1874 г. в углу площади был построен четырехэтажный дом Императорского Русского музыкального общества в скромных формах безордерного неоренессанса. Рядом, напротив бокового портика театра, возвели импозантное четырехэтажное здание Первого городского кредитного общества в ордерном неоренессансе, с глубокой рустовкой фасада и коринфскими пилястрами на уровне 3–4-го этажей. Здание, несомненно, нарушило ордерную иерархию организации площади, но общий облик фасада воспринимается скорее как аккомпанемент зданиям Росси, нежели как контраст.

Н. Басин. Доходный дом. 1870-е

Одновременно рядом с ними, в линии с главным фасадом театра, архитектор Н.П. Басин построил собственный доходный дом - архитектурный манифест русского стиля Александра II, ставший знаменитым. Это новая стадия поисков национального стиля в архитектуре - позже прозванного «петушиным стилем». В контексте ампирного ансамбля Росси дом производит на зрителя ошеломляющее впечатление.

Расположенный на углу идущего от площади Толмазова переулка (ныне пер. Крылова), пятиэтажный дом Басина имеет два фасада и тем самым, в отличие от других построек, обладает объемностью, соперничая со зданием театра. Ее подчеркивают эркеры, в том числе угловой, венчаемые башенками. В основе архитектурного решения здания лежат формы неоренессанса (что соответствует реальному происхождению русской архитектуры Московского царства от итальянского ренессанса). Богатую пластику фасадов создает их разнообразное оформление: разные по конфигурации и размерам окна, наличники, сандрики, колонки, венчающие карниз кокошники. Все фасады щедро орнаментированы лепными узорами, воспроизводящими декоративные мотивы русской деревянной резьбы и вышивки. Украшающие фасады дома Басина рельефные петухи, перенесенные с русских полотенец, стали знаковым элементом стиля, давшим ему название.

Зодчие периода исторических стилей не утратили культуру ансамбля, но переосмыслили ансамбль как насыщение городской среды историческими ассоциациями, свободное сочетание разностильных построек, знаково подобное сочетанию разновременных зданий. Дом Басина на Александринской площади развил стилевое столкновение, уже заданное памятником Екатерине II в не столь демонстративном, но тоже «русском» стиле. Знаменательно, что тогдашний хозяин Аничкова дворца цесаревич Александр Александрович - будущий император Александр III - именно в эти годы первым из Романовых отпустил бороду, демонстрируя стремление к национальным традициям.

Е. Воротилов. Публичная библиотека. 1901

На остававшемся незастроенным участке между библиотекой и домом Басина архитектор Е.С.Воротилов в 1896–1901 гг. возвел новый корпус библиотеки. Фасад здания вдоль площади продолжает фасад Росси и почти равен ему по длине. Воротилов повторил вертикальные поэтажные членения Росси и общую композиционную схему протяженной центральной части с боковыми ризалитами, выдержав формы, близкие общему классическому облику комплекса. Следуя духу времени, Воротилов не оштукатурил фасады, а облицевал их серым песчаником, в тон окраске стен корпуса Росси, но без цветового выделения колонн, наличников и пр. Почти единственным украшением фасада, не повторяющим формы старого здания, являются металлические флагштоки в стилистике протомодерна.

При больших размерах корпус Воротилова, в ином месте имеющий все основания быть градостроительным акцентом, подчеркнуто скромно уступает корпусу Росси, словно бы уходя в тень. Художественное решение здания Воротилова более чем на десять лет опередило свое время, предваряя стиль неоклассицизма в петербургской архитектуре.

По другую сторону театра облицованное темно-серым гранитом здание Управления Виндаво-Рыбинской железной дороги, построенное в начале XX века в формах модернизованной неоклассики, повторяет в декоре фасадов мотивы декора ампира: львиные маски, венки, гирлянды, рога изобилия; фигуры Слав венчают вензель железной дороги.

В 1902 г. на противоположной от Александринской площади стороне Невского проспекта появилось здание торгового дома братьев Елисеевых (архитектор Г.В. Барановский) - яркий манифест стиля модерн. На его фасадах на консолях фигуры, являющиеся аллегориями Промышленности (мастер с кораблем в руках), Торговли (обнаженный Меркурий), Науки, Искусства. В целом скульптурное убранство площади стало воплощением идеи идеального царствования - «золотого века».

Здание Александринского театра , созданное К. И. Росси, - один из наиболее характерных и выдающихся памятников архитектуры русского классицизма. В ансамбле площади Островского оно играет доминирующую роль.

В результате перепланировки усадьбы Аничкого дворца в 1816–1818 годах между зданием Публичной библиотеки и садом Аничкого дворца возникла обширная городская площадь.

На протяжении более десяти лет, с 1816 по 1827 год, Росси разработал ряд проектов реконструкции и застройки этой площади, предусматривавших сооружение на ней городского театра.

Окончательный вариант проекта был утвержден 5 апреля 1828 года. Строительство театра началось в том же году. 31 августа 1832 года состоялось его торжественное открытие.

Здание театра расположено в глубине площади Островского и обращено своим главным фасадом в сторону Невского проспекта. Обработанные рустами стены нижнего этажа служат как бы цоколем торжественных колоннад, украшающих фасады театра.

Колоннада главного фасада из шести коринфских колонн четко вырисовывается на фоне стены, отодвинутой в глубину. Традиционный мотив вынесенного вперед классического портика здесь заменен редким в Петербурге эффектным мотивом лоджии.

Гладь стен по сторонам лоджии прорезана неглубокими полуциркульными нишами со статуями муз - Терпсихоры и Мельпомены и завершена широким скульптурным фризом, опоясывающим здание. Аттик главного фасада, украшенный скульптурными фигурами Славы, увенчан квадригой Аполлона, символизирующей успехи отечественного искусства.



Торжественны и эффектны боковые фасады театра и южный фасад, замыкающий перспективу улицы Зодчего Росси.

В работе над проектом театра Росси сосредоточил свое внимание на объемно-пространственном его решении, монументальности и выразительности внешнего облика.



Внутри здания наибольший интерес представляет зрительный зал. Его пропорции хорошо найдены. Здесь сохранились фрагменты первоначального архитектурного оформления, в частности декоративная позолоченная резьба лож у сцены и центральной большой («царской») ложи. Барьеры ярусов декорированы вызолоченными орнаментами, выполненными во второй половине XIX века.

В оформлении фасадов важную роль играет скульптура. Её исполнителями были С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и А. Трискорни. Колесница Аполлона вычеканена из листовой меди на Александровском чугунолитейном заводе по модели С. С. Пименова.

К столетнему юбилею театра в 1932 году под руководством И. В. Крестовского были заново изготовлены несохранившиеся статуи Терпсихоры, Мельпомены, Клио и Талии, установленные в нишах на фасадах.

История Александринского театра

В 1801 году в садах полковника Аничкина был сооружен деревянный театр для выступлений итальянской оперной труппы. Из-за растущей популярности этого вида искусства здание вскоре перестало удовлетворять требования публики, потому было принято решение о строительстве нового. Реализации идеи помещало несколько военных конфликтов, в том числе, война с Наполеоном. В 1818 году сады были значительно сужены, в результате чего образовалась обширная площадь, отданная под строительство нового театра.

Известный архитектор Карл Иванович Росси одиннадцать лет разрабатывал проект застройки образовавшейся площади. В апреле 1828 года был наконец утвержден окончательный вариант, в который входил и новый каменный театр. Процесс значительно затянулся из-за амбициозных планов архитектора.

Новаторский подход, который он планировал применить в строительстве здания, был с недоверием встречен чиновниками. Росси использовал систему металлических перекрытий, разработанную совместно с инженером Кларком, в которую входили оригинальные стальные конструкции кровли, перекрытий и балконов. В одном из документов сохранились слова архитектора о том, что он согласен быть повешенным на стропилах, если его оригинальное решение станет причиной несчастья. В итоге ему удалось отстоять свою инновацию и спустя четыре года после начала строительства, был построен новый театр, поражавший своими размерами и великолепием.


Архитектура и убранство Александринского театра

Главный фасад здания со стороны Невского проспекта выходит на Площадь Островского. Оригинальное решение для Санкт-Петербурга - лоджия с шесть массивными коринфскими колоннами - заменяет традиционный портик в древнегреческом стиле. Стена нижнего этажа, украшенная рустом, служит визуальной опорой для колоннады, за которой расположена ритмическая линия арочных окон. По обе стороны от лоджии выполнены неглубокие ниши со статуями Мельпомены и Терпсихоры. Завершает композицию скульптурный фриз, опоясывающий здание. Над украшенным скульптурными изображениями аттиком главного фасада установлен один из символов Петербурга - квадрига Аполлона.

Несмотря на солидный возраст, сегодня сохранилась значительная часть внутренней отделки. После замены в 1849 году закоптившейся голубой оббивки и обновления росписи плафонов, практически не менялись. Неизменной осталась резьба царской и ближних к сценам лож и установленные позже позолоченные панели на барьерах ярусов.


Top