Владимир мулявин - биография, информация, личная жизнь. Владимир Мулявин — биография Мулявин годы жизни


6 июня актрисе Светлане Пенкиной-Мулявиной, вдове основателя легендарного ансамбля «Песняры», исполнилось бы 66 лет, но в октябре 2016 г. ее не стало. Ее уход для многих остался незамеченным – актриса давно перестала сниматься в кино, жила одна, вела уединенный образ жизни и не давала интервью. Даже те поклонники, которые полюбили ее после выхода фильмов «Хождение по мукам», «Берегите женщин» и «Солнечный ветер» постепенно о ней забыли.



Светлана Пенкина родилась в Белоруссии в семье учительницы и военного. После школы она поступила на актерский факультет Минского государственного театрально-художественного института и еще во время учебы начала сниматься в кино. Профессиональный успех пришел к ней очень рано и стремительно: ее дипломная работа в фильме «Хождение по мукам», где она сыграла роль Кати Булавиной, принесла ей всесоюзную популярность и признание.



В 1970-1980-х гг. актриса снималась достаточно много. Самыми заметными ее работами стали роли в фильмах «Пыль под солнцем», «Берегите женщин», «Солнечный ветер» и «Грядущему веку». Будучи известной актрисой, она встретила своего будущего мужа, основателя и руководителя ансамбля «Песняры» Владимира Мулявина, который тогда тоже пребывал на пике своей популярности.



Об их первой встрече в 1978 г. актриса позже вспоминала: «Я шла на озвучивание фильма «Хождение по мукам», а Володя с ребятами записывал там в звуковом ателье новый диск. Помню, что поразилась своему первому впечатлению: детская незащищенность, огромные лучистые глаза... И робость, удивление. Для себя отметила, что наверняка этот человек не такой, как о нем говорят». Спустя три года они снова встретились во время гастролей «Песняров» в Гродно и после этого уже не расставались.







Светлана стала третьей женой Владимира Мулявина. В 1981 г. они поженились, а через год у них родился сын Валерий. В этот союз никто не верил – оба были сильными личностями с непростыми характерами. Друзья Мулявина не одобряли слишком активное участие жены во всех его делах. Музыканты ансамбля «Песняры» называли ее капризной и своенравной: «К примеру, на гастролях в Америке опаздываем на самолет. А ее все нет и нет. Коллектив на нервах. Оказывается, Света сапоги пошла покупать. Потом еще и скандал учинила – почему мы ей какие-то сумки не вынесли? Мулявин, конечно, пытался на жену повлиять, но женщина есть женщина… Она из него веревки вила. Порой казалось, что Света его какими-то чарами околдовала. По крайней мере, без нее на гастролях это был один человек. По возвращении домой Георгиевича было не узнать – полная противоположность».







Как бы то ни было, сами супруги считали этот брак счастливым и любили друг друга. Вскоре после свадьбы актриса решила завершить свою кинокарьеру. Она снялась в двух фильмах в эпизодических ролях и ушла из кино навсегда. Светлана действительно активно занималась делами мужа и везде его сопровождала. Она посвятила ему всю свою жизнь, из-за чего однажды Надежда Бабкина у нее спросила: «Света, ты задумывалась хоть раз, что ты себя в жертву принесла?». Но сама актриса так не считала.







Они провели вместе 20 лет, вплоть до трагической гибели Мулявина в 2003 г. в результате автокатастрофы. После его смерти в Белорусской государственной филармонии был организован музей основателя ансамбля «Песняры», и Светлана стала его директором.

Владимир Мулявин родился 12 января 1941 года в Свердловске. Его предки были довольно зажиточными сибирскими купцами, держали свои магазины и получили хорошее образование, но с приходом советской власти были раскулачены. Отец Владимира Мулявина, Георгий Мулявин, был простым рабочим на заводе «Уралмаш», хорошо играл на гитаре, обладал музыкальным талантом, но рано ушёл из семьи к другой женщине, и матери Владимира, Акулине Сергеевне, пришлось воспитывать одной троих детей – старшего Валерия, Владимира и Наташу. Впоследствии Владимир Мулявин вспоминал, что мать почти не видел, так как ей приходилось много работать. Ее зарплата швеи была очень маленькой, чтобы обеспечить семью Акулине Сергеевне приходилось много работать и поэтому дети росли самостоятельными. Позже Владимир Мулявин рассказывал: «Мама говорила: «Что ты все время бренчишь? Когда делом займешься? Работой?» Однажды ко мне приехал друг и сказал: «Тебе надо работать в оркестре, ты будешь зарабатывать в два раза больше, чем токарь на заводе». Так я стал работать в оркестре, а было мне шестнадцать лет».

Владимир рано пристрастился к музыке, ещё в детстве ему довелось побывать в театре на показе оперы «Травиата», и его родные позже вспоминали, что маленького Володю буквально потрясло увиденное им восхитительное театрально представление. Он всё время спрашивал: «Где же такая страна? Где же люди такие живут?». В 12 лет Мулявин самостоятельно освоил игру на балалайке, затем научился играть на гитаре, и начал этим зарабатывать, играя в поездах, переходах и на улицах. К 14 годам он неплохо играл не только на гитаре и балалайке, но и на других струнных инструментах.

Позже Мулявин рассказывал, что ему очень повезло, и он встретил настоящего учителя. Им стал выпускник Харьковского института культуры и бывший политзаключённый Александр Иванович Навроцкий. Он был необычайно талантливым музыкантом-педагогом и первым разглядел в Мулявине не только настоящий самобытный талант, но и потрясающую работоспособность. Навроцкий занимался со своим воспитанником по шесть-семь часов в сутки, и результатом такой усердной работы стало поступление Мулявина в Свердловское музыкальное училище в 1956 году. Там он учился по классу гитары, остальные инструменты осваивал самостоятельно, при этом отлично играл даже на пианино. Там же он создал свою группу, игравшую джаз, и вскоре был отчислен из училища за «преклонение перед западной музыкой». Вместе с ним из училища были отчислены еще девять человек - все участники той группы. Но педагоги понимали, что Владимир Мулявин был удивительно талантливым учеником, и вскоре он снова смог вернуться в училище.

В 1965 году Владимир Мулявин был призван в армию, служил под Минском, но даже в армии Мулявин не оставлял занятия музыкой, создал вокальный квартет и принимал уча-стие в организации ансамбля Белорусского военного округа. Именно там, в армии, собрался первый состав будущей группы «Песняры» - это Леонид Тышко, Владислав Мисевич, Валерий Яшкин и Александр Демешко. Вспоминал Владислав Мисевич: «Служили мы в разных ротах, но место репетиций было у всех общее – Дом офицеров. Там танцевали, играли разную музыку … подслушивали тайком «Голос Америки», джазовые композиции. Уже тогда Володя был потрясающим аранжировщиком!».

Увлечение джазом осталось страстью Мулявина на всю жизнь. Несмотря на строгие запреты того времени и недовольство руководства «увлечением западной музыкой», Владимир преклонялся перед талантом Джо Кокера и других зарубежных джазовых музыкантов. Уже в зрелом возрасте ему удалось побывать на концерте Кокера в Дортмунде. Му-лявин долго находится под впечатлением того, как двадцатитысячная толпа была единым целым, и как музыкант «держал» публику своим талантом. Впрочем, и сам Мулявин в полной мере владел этим даром. Народный артист республики Беларусь Александр Тиханович рассказывал о Мулявине: «На всю жизнь сохранилась в нём какое-то детское восприятие мира, какая-то наивность, доверчивость, открытость миру … Этот свет в глазах, эта распахнутость души …».

В 1968 году музыканты-сослуживцы создали ВИА «Лявоны», но это название не очень понравилось руководству филармонии. Лявон был комедийным персонажем белорусского фольклора. Так назывались белорусы, по аналогии с украинцами-хохлами и русским-иванами. Самим музыкантам название тоже не очень пришлось по душе. Тогда Леонид Тышко и Владислав Мисевич пошли в библиотеку и в стихах народного поэта Беларуси Янки Купалы нашли слово «песняр». Причем произведения этого белорусского классика чрезвычайно интересовали самого Мулявина, томик его стихов всегда был под рукой музыканта.

По признанию самого Мулявина, как только они стали «Песнярами», в их жизни многое сильно изменилось, особенно много дали группе поездки в глубинку, где сохранился белорусский фольклор в первозданном истинном виде. Именно Мулявин с «Песнярами» всколыхнул у всей страны интерес к народным белорусским песням, на тот момент уже почти забытым. Его всегда живо интересовала народная культура. Владимир не считал ее для себя чужой, и учил белорусский язык специально для того, чтобы лучше понимать народные напевы Беларуси. Владимир Мулявин рассказывал: «Надо было идти своим путем. Меня не устраивала эстрада в том виде, в котором она была тогда. Это был не наш путь. Мы взяли народные песни. Я их много слушал, впитывал в себя все лучшее. Мы добились успеха потому, что не были ни на кого похожи. Официально мы стали пер-вой группой, с которой начался жанр ВИА».

Впервые ВИА «Песняры» громко заявили о себе в 1970 году на четвёртом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве. Руководство Минской филармонии отпускать коллектив в Москву не очень хотело, ставка делалась на жену Мулявина – Лидию Кармальскую. В то время для артистов эстрады существовали строжайшие правила, у них не должно было быть длинных волос, усов и бород, им полагалось выступать в строгой одежде. Белорусские музыканты этим стандартам совсем не соответствовали, их «патлатые» головы, знаменитые мулявинские усы и цветные костюмы никак не могли понравиться столичному руководству. Но Мулявину удалось убедить все руководство, что внешний вид коллектива – это часть образа и часть народного белорусского костюма.

На фестивале «Песняры» произвели настоящий фурор исполнением белорусской народной песни «Ты мне весною приснилась». Публика была поражена звучанием забытой, а многим и вовсе неизвестной народной белорусской песни. Восхитительный вокал и безупречная музыкальная аранжировка сделали «Песняров» известными за несколько минут.

За всё время существования ансамбля в нём сменилось более полусотни музыкантов. Главным условием, которому они должны были соответствовать, был талант. Без яркого, безусловного и сильного таланта попасть в группу было невозможно. От своих талантливых музыкантов Мулявин требовал стопроцентной отдачи. Леонид Борткевич вспоминал: «Мы были как солдатики – вправо, влево, смотри сюда, встань туда … Иногда такие высокие ноты брал – кажется, уж куда лучше! А он недоволен, плохо! И в конце концов выяснялось, что он прав. Он был учителем, настоящим, от Бога». Но это не помешало Борткевичу в 1980 году покинуть своего учителя и уехать в Америку вместе с женой, гимнасткой Ольгой Корбут. Но жизнь за границей у него не задалась, и он вернулся на Родину уже в начале нового тысячелетия, на закате «Песняров», и даже не ожидал, что Мулявин вновь предложит ему петь песню «Берёзовый сок». Зал встречал «блудного сына» стоя, бешеными овациями.

В 1970-х годах «Песняры» переживали самый расцвет своей славы, их обожали, приглашали во все города Советского Союза, и руководство страны было обеспокоено столь высокой популярностью ансамбля. Из двух путей – придушить группу или приручить – был выбран второй. Партийная элита стала использовать «Песняров» в своих целях. Но и сам Мулявин использовал политиков. С их помощью он улаживал бытовые и прочие проблемы ансамбля, добывал редкие и дорогие инструменты, добивался хороших условий на концертах. С властью музыкант не боролся, но на компромиссы в творчестве не шёл. Он пел патриотические песни без фальши и пафоса, искренне и как всегда – талантливо. Бари Алибасов рассказывал: «Мне никогда не нравились все эти патриотические песни, написанные «по спецзаказу», всё это было слишком неискренне и наигранно … Но я не чувствовал никакого отторжения, слушая Мулявина. Даже зная, что и «Берёзовый сок», и «Молодость моя – Белоруссия» были написаны по приказу «сверху», эти песни было приятно слушать».

Мулявин обладал не только талантом аранжировщика, не только играл на всевозможных инструментах, он обладал уникальным, чистым и высоким тенором. Получив минимальное музыкальное образование, практически не учась вокалу, он тонко чувствовал и слышал музыку. Мулявин мог по много раз заставлять своих музыкантов перепевать одну и ту же ноту, добиваясь идеального звучания. Иногда это выглядело, будто бы он придирался, требуя невозможного, но на самом деле он не выносил фальши, не терпел ни единой неправильной ноты. Для Мулявина музыка была чем-то большим, чем просто сочетанием аккордов – он был с ней единым целым, сливался с песнями. Талантливых исполнителей для «Песняров» он находил везде – в других группах, ресторанах, порой ему достаточно было случайно услышать человека для того, чтобы потом пригласить его в группу. Причем, он не просто звал в группу – он ставил перед фактом, что музыкант дол-жен прийти на репетицию. Так попали в ансамбль Леонид Борткевич и Анатолий Кашепаров. «Песняры» в середине 1970-х годов были уже настолько популярны, что попасть в группу считалось невероятным везением. Но самые большие требования Мулявин предъявлял к самому себе, остальные участники группы автоматически подтягивались до его уровня. Владимир не мог себе позволить небрежного отношения к зрителям, не позволял себе недоработать, народную любовь он отрабатывал на сто процентов. Но все-народная и даже всемирная слава не могли заставить Мулявина заболеть «звёздной болезнью», он по-прежнему был скромным, весёлым и простым человеком. Муля – называли его коллеги, родные и близкие.

Спустя десять лет после неожиданного взлёта «Песняров» один за другим из коллектива начали уходить те, с кем Мулявин начинал работать. Вначале покинул коллектив Борткевич, а вслед за ним и Анатолий Кашепаров, у которого экзамены в ГИТИСе совпадали с выступлениями ансамбля, и он выбрал дипломный спектакль. Вскоре вслед за Борткевичем он покинул страну, и уехал в Америку. Там Кашепаров открыл пиццерию и занялся бизнесом. В 1999 году во Флориде он встретил Мулявина, и они вместе разговаривали о новых проектах. Но этим планам не суждено было сбыться. В 1981 году покинул ансамбль Леонид Тышко, а в 1988 году – балагур и «скоморох» Александр Демешко. Распад коллектива происходил постепенно, Мулявин несколько лет старался спасти люби-мое «детище», но тщетно. Люди, которые боготворили своего руководителя, разделяли с ним славу, не смогли поддержать его в сложный период, и не смогли остаться с ним. Позже музыканты обвиняли Мулявина в том, что он перестал заниматься группой, и у нее было мало концертов. Но в 1990-е годы концертов было мало у всех. Мулявин же, при-давленный грузом ухода близких людей, проблемами в группе, всё больше уходил в себя. За всё время существования «Песняров» - более тридцати лет – Мулявин написал более десяти неповторимых, уникальных и талантливых музыкальных программ. Но в последние годы существования группы новых песен они уже не исполняли, ездили со старым, привычным и любимым народом репертуаром.

С 1985 года Мулявин написал много песен, несколько рок-опер и музыкальных программ, но ни в Белоруссии, ни в России их не услышали. Последний диск с новыми песнями был записан им в 1994 году в Голландии. Тем временем в родном Минске музыканты существовали в нищенских условиях, репетировали в двух комнатах школы-интерната для глухонемых детей, со старыми инструментами. В 1997 году, когда сломался единственный студийный магнитофон, Мулявин написал резкую записку в министерство. Ответом стал приказ об отстранении Мулявина от должности директора ансамбля. Мулявин оставался на должности художественного руководителя, а должность директора занял бывший участник группы Владислав Мисевич. Мулявин говорил, что очень устал и не хочет жить, а артисты эстрады подписали просьбу президенту Лукашенко разобраться с ситуацией. Мулявина восстановили в должности, но вслед за Мисевичем ушли и остальные музыканты. Мулявин остался один, и набрал коллектив заново, после чего тридцатилетие группы было отпраздновано концертом в «Олимпийском» и закладкой звезды Мулявина на Аллее Славы. В 2001 году президент Белоруссии Александр Лукашенко вручил Мулявину высшую белорусскую награду - орден Франциска Скорины. Но, несмотря на славу и множество поклонников, Владимир Мулявин всю жизнь был очень одиноким человеком, он сам говорил, что вне творчества он скучный, погружённый в себя человек. Возможно, единственным по-настоящему близким человеком был брат Мулявина Валерий, так рано погибший.

14 мая 2002 года Владимир Мулявин попал в автомобильную аварию, в результате кото-рой получил тяжелейшие травмы. Врачи поставили ему диагноз «тетрапарез, повреждение спинного мозга с нарушением функций тазовых органов, закрытый перелом-вывих шестого позвонка, ушибленная рана затылочной области». Мулявин попал в реанимацию, вскоре из Минска Мулявин был переведен в Москву в больницу имени Бурденко, где проходил курс реабилитации, пытался сам есть, двигал руками, делал попытки встать. Мулявин мечтал вернуться в коллектив, его даже посетили журналисты и взяли интервью. Леонид Борткевич рассказывал: «Муля был патологически скромен. Именно из-за этой его скромности в последние годы «Песняры» очень мало звучали, нигде не светились. Ведь чем скромнее человек, тем меньше он говорит о себе, пропагандирует сам себя. Мулявин вообще был гений, но он сам не понимал этого, не знал этого, не догадывался об этом. Он ощущал себя самым обыкновенным человеком. Образно говоря, гений одевается в простую одежду. И еще. Гений везде сеет добро. Он все делал для людей. Но так, чтобы люди этого не заметили. Да и звания ему были не нужны. Но именно с этого и начинается художник. Мулявин – это Высоцкий в своем жанре. Он работал на износ, работал всегда. На гастролях все идут на пляж, а он сядет в сторонке, берет бумагу и пишет, пишет, пишет… Отдыхал он мало. Поэтому у него было слабое здоровье. Дважды он перенес клиническую смерть, но врачи возвращали его…».

Несмотря на усилия врачей, Владимир Мулявин ушел из жизни 26 января 2003 года в возрасте 62-х лет. Прощание с ним прошло в Москве, и по просьбе множества людей - в Минске.

Владимир Мулявин был похоронен в Минске на Восточном кладбище.

Владимир Георгиевич Мулявин. Родился 12 января 1941 года в Свердловске (ныне Екатеринбург) - умер 26 января 2003 года в Москве. Советский и белорусский музыкант, эстрадный певец (лирический тенор), гитарист, композитор, аранжировщик, художественный руководитель вокально-инструментального ансамбля «Песняры». Заслуженный артист Белорусской ССР (1973). Народный артист Белорусской ССР (1979). Заслуженный деятель культуры Польши (1980). Народный артист СССР (1991).

Отец - рабочий, трудился на заводе «Уралмаш».

Мать - швея.

Старший брат - Валерий Георгиевич Мулявин (1938-1973), музыкант, погиб на гастролях в Ялте.

Семья была музыкальной, в доме играли на балалайке, гитаре и даже на домре. Дети музицировали вместе с родителями. Братья аккомпанировали, а сестра пела.

С ранних лет увлекался музыкой и пением, имел отличный слух. С 12-ти лет хорошо играл на гитаре. Поскольку денег на музыкальную школу у семьи не было, он пошел в Дом культуры им. Сталина, где был детский сектор со струнным оркестром. Руководил этим кружком бывший политзаключенный Александр Навроцкий, который и рассмотрел в Мулявине талант.

Когда отец ушел к другой женщине, его матери, чтобы прокормить троих детей, приходилось много работать. И Владимир, чтобы хоть как-то помочь матери, стал играть на гитаре в переходах и поездах, получая в награду, как правило, продукты.

В 1956 году после окончании 8-летней школы поступил в Свердловское музыкальное училище, на отделение струнных инструментов, учился по классу гитары. Отчислялся из училища за увлечение джазом. Несмотря на то, что в итоге был восстановлен, через некоторое время ушёл из училища по собственному желанию.

В 1958-1963 годаж работал артистом-инструменталистом в Тюменском областном концертно-эстрадном бюро, Томской, Кемеровской, Читинской областных филармониях, Петрозаводске, Оренбурге. Играл в Неаполитанском ансамбле ДК «Уралмаша» в Свердловске.

В 1963 году был приглашён на работу в Белорусскую государственную филармонию.

В 1965-1967 годы проходил службу в рядах Вооружённых сил СССР под Минском. Создал в роте вокальный квартет, принял участие в организации ансамбля Белорусского военного округа.

После окончания службы в армии вернулся в Белорусскую государственную филармонию, где некоторое время работал гитаристом в коллективе .

В 1968 году в филармонии был создан вокально-инструментальный ансамбль «Лявоны» в составе: Вл. Мулявин, Вал. Мулявин (родной брат Вл. Мулявина), Л. Тышко, В. Мисевич, В. Яшкин, А. Демешко.

С названием «Лявоны» группа просуществовала около года - до IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады, проходившего в октябре 1970-го, когда группе посоветовали сменить название. Появился ВИА «Песняры» . Коллектив разделил на конкурсе II место с певцом и грузинским ансамблем «Диэло». В 1970 году «Песняры» побеждают также и на Всесоюзном конкурсе политической песни, проходившем в Москве. Коллектив исполнял белорусские народные песни в современной интерпретации, а также песни советских композиторов.

В конце 1970 года в коллектив вливается бывший солист группы «Золотые яблоки» , а весной 1971 года выходит первый виниловый диск-гигант группы (записан в конце 1970 - начале 1971 годов).

В 1971 году начинаются первые зарубежные поездки ансамбля - в августе «Песняры» выступают на Международном фестивале песни в Сопоте (Польша) в конкурсе фирм грамзаписи. В 1973 году продолжающий набирать популярность ансамбль побеждает на проходившем в Минске Всесоюзном конкурсе советской песни.

С 1973 года Владимир Мулявин снимался в кино. В 1974 году сыграл главную роль в музыкальном фильме «Ясь и Янина» . Его герой - зоотехник Адам. В этой картине не только дебютировал в качестве драматического актёра Владимир Мулявин, но и впервые прозвучали некоторые композиции «Песняров», ставшие впоследствии хитами. Именно в картине «Ясь и Янина» впервые прозвучала известная аранжировка «Касіў Ясь канюшыну». И не на эстрадной сцене, а на съёмочной площадке на Гродненщине «Песняры» впервые спели свои произведения «Ты моя надежда», «Наши любимые», «Прощальная».

Владимир Мулявин в фильме "Ясь и Янина"

В 1976 году Песняры становятся первым советским ВИА, который проводит гастроли по США. В этом же году ансамбль выступает на международном конкурсе грамзаписей MIDEM в Каннах, к участию в котором допускаются только коллективы, выпустившие за год максимальное количество пластинок в своей стране.

В 1976 году «Песняры» представляют рок-оперу на стихи Янки Купалы - «Песня о доле». Премьера состоялась в концертном зале «Россия». В 1978 году концептуальная серия продолжается оперой «Гусляр». Этот альбом по музыке отличается в сторону более серьёзного арт-рока по сравнению с радио-хитами, по которым больше известны «Песняры».

В 1977 году ВИА «Песняры» был удостоен премии Ленинского комсомола - за концертные программы 1975-1976 годов, активную пропаганду патриотической песни среди молодёжи.

В 1979 году весь классический состав «Песняров» получил звания заслуженных артистов: Александр Демешко (ударные), Леонид Тышко (бас-гитара), Анатолий Кашепаров (вокал), Леонид Борткевич (вокал) и Владислав Мисевич (духовые); а руководитель коллектива Владимир Мулявин - звание народного артиста.

В репертуаре ансамбля были песни на стихи М. Шушкевича, Н. Н Добронравова, Р. И. Бородулина, Г. Н. Буравкина, Янки Сипакова, Петруся Макаля, Л. И. Прончака, Максима Богдановича, М. Л. Матусовского, А. И. Фатьянова, Л. П. Дербенева, В.Э. Крайчинского. Кроме того, «Песняры» часто исполняли песни на стихи известных поэтов, таких как Янка Купала, Р. Бёрнс, В. В. Маяковский, Якуб Колас.

Член Союза композиторов СССР.

В 1980-е годы многое поменялось: из коллектива ушёл (на учёбу в ГИТИС) в 1980 году фронтмен Борткевич. Его сменил Игорь Пеня. Следом группу покинул басист Тышко, а в 1989 году - второй вокалист Кашепаров. К моменту развала СССР из классической шестёрки в «Песнярах» оставались только Мулявин и Мисевич.

Первый серьёзный раскол группы случился в 1998 году, когда на должность директора «Песняров» был назначен Владислав Мисевич. По официальной версии, причиной была болезнь Мулявина, а по словам самого Мисевича - пристрастие лидера «Песняров» к алкоголю в последние годы жизни. В коллектив вернулся Валерий Дайнеко. Пришёл ещё один гитарист Александр Соловьёв. Так «Песняры» проработали почти год. Но затем Мулявин обратился к президенту Беларуси А. Г. Лукашенко, после чего под его руководством был сформирован новый состав «Песняров» из молодых музыкантов. Старый состав написал заявления об уходе и стал гастролировать как «Белорусские песняры».

Владимир Мулявин - Наши любимые

Автомобильная авария и смерть Владимира Мулявина

14 мая 2002 года попал в автокатастрофу под Минском, в результате чего получил перелом позвоночника и был полностью обездвижен.

Авария произошла примерно в 12.30 на 25-м километре дороги Колодищи - Заславль вблизи деревни Луполово Минского района, где находится его дача. Выезжавшая на происшествие оперативно-следственная группа Госавтоинспекции Минской области установила, что Мулявин не справился с управлением автомобиля "Мерседес-420" на закруглении проезжей части, обозначенной знаком "опасный поворот". В результате автомобиль выехал на левую по ходу движения обочину, и при попытке водителя вернуться на свою полосу движения произошел занос. После этого автомобиль вынесло в правый по ходу движения кювет, где произошло касательное столкновение с деревьями и опрокидывание. Наличие попутных или встречных транспортных средств в момент аварии не установлено.

После операции, проведенной В.Мулявину в Минском Институте травмотологии и ортопедии был поставлен диагноз "закрытый перелом, вывих шестого позвонка, повреждение спинного мозга с нарушением функций тазовых органов, ушибленная рана затылочной области". Певец и композитор был парализован.

Затем он проходил курс лечения в больнице Управления делами президента Беларуси, а в сентябре 2002 года его перевезли в московскую нейрохирургическую клинику имени Бурденко. По оценкам врачей, его состояние "несколько стабилизировалось, но оставалось тяжелым". В середине января 2003-го наступило ухудшение, и больного опять перевели в реанимацию. 26 января 2003 года скончался в Москве в ГВКГ имени Н.Н. Бурденко.

Похоронен в Минске на Восточном кладбище. В 2006 году на Восточном мемориальном кладбище Минска открыта надгробная скульптурная композиция Владимиру Мулявину работы скульптора А. М. Кастрюкова и архитектора С. И. Федченко.

В 2004 году в честь Владимира Мулявина переименован бульвар в центре Минска, носивший до этого имя А. Луначарского.

В 2006 году в Екатеринбурге установлена мемориальная доска на доме, где прошло детство музыканта. Авторами памятного знака стали скульптор П. Войницкий и архитектор В. Иванов.

В 2009 году выпущена почтовая марка Беларуси, посвященная В. Мулявину.

17 августа 2017 года в Минске установлен памятник Владимиру Мулявину на бульваре имени артиста - за зданием Белорусской государственной филармонии, где музыкант работал около 40 лет.

Рост Владимира Мулявина: 170 сантиметров.

Личная жизнь Владимира Мулявина:

Трижды был женат.

Первая жена - Лидия Алексеевна Кармальская (1939-1975), артистка, работала на сцене в жанре художественного свиста.

В браке родились дочь Марина (1961 г.р.) и сын Владимир (1974-2006).

Вторая жена - Светлана Константиновна Слизская. В браке в 1976 году родилась дочь Ольга.

Третья жена - (1951-2016), актриса. Познакомились в студии звукозаписи: она работала над озвучиванием фильма «Хождение по мукам», а он с коллективом записывал новый диск. После этого не виделись три года, вновь встретились в Гродно, куда Светлана Пенкина приехала проведать отца, а «Песняры» были там с гастролями. Поженились в 1981 году.

В браке в 1982 году родился сын Валерий.

Светлана стала для Владимира Мулявина его музой и опорой в жизни. При непосредственной поддержке супруги им был в 1987 году поставлен спектакль «Во весь голос» по произведениям Владимира Маяковского - на Светлане Пенкиной всецело лежал подбор литературного материала.

После смерти Мулявина в Белорусской государственной филармонии был создан музей основателя «Песняров», директором которого работала Светлана Мулявина-Пенкина до последних дней своей жизни.

Фильмография Владимира Мулявина:

1973 - Эта весёлая планета - солист ВИА (нет в титрах)
1973 - Горя бояться - счастья не видать - музыкант (нет в титрах)
1974 - Ясь и Янина - Адам, зоотехник
1977 - Диск (документальный) - художественный руководитель
1979 - В песне жизнь моя... Александра Пахмутова (короткометражный) - музыкант ВИА "Песняры"
1980 - Двадцать минут с "Песнярами" (документальный)
1982 - Гусляр (документальный) - Гусляр
1983 - А также цирк (документальный) - музыкант ВИА "Песняры"

Вокал Владимира Мулявина в кино:

1971 - Мировой парень - песня "Лишь только подснежник распустится в срок..."
1972 - Улица без конца - песня "Был я - и нет"
1976 - Воскресная ночь - песня "В минуты музыки печальной"
1981 - Раскиданное гнездо - песни на стихи Янки Купалы

Работы Владимира Мулявина в кино как композитора:

1974 - Ясь и Янина
1977 - Диск (документальный)
1983 - А также цирк (документальный)
1987 - Комедиант (фильм-спектакль)

Дискография Владимира Мулявина:

ВИА «Песняры»:

1972 - «Песняры I»
1974 - «Песняры II»
1978 - «Песняры III»
1979 - «Песняры IV»
1979 - «Гусляр» (поэма-легенда по произведению Янки Купалы «Курган»)
1983 - «Зачарованная моя»
1985 - «Через всю войну»
1994 - «Песняры - 25 лет»

Песни ансамбля «Песняры» под управлением В. Мулявина:

«30 000 дней» (О. Иванов - А. Жигарев, С. Алиханов)
«Аве Мария» (В. Иванов - М. Танк)
«Александрына» (В. Мулявин - П. Бровка) - поёт Владимир Мулявин
«Баллада о фотокарточке» (В. Мулявин - В. Тарас)
«Белая Русь ты моя» (В. Мулявин - В. Скарынкин)
«Беловежская пуща» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Белорусочка» (Ю. Семеняко - А. Ставер)
«Белоруссия» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«Берёзовый сок» (В. Баснер - М. Матусовский)
«Будочник» (В. Мулявин - С. Крылов)
«Вероника» (И. Лученок - М. Богданович)
«Возвращение» (В. Мулявин - В. Тарас)
«Вологда» (Б. Мокроусов - М. Матусовский)
«Гитара» (О. Аверин - Ю. Рыбчинский)
«Делайла» (Л. Рид - В. Яшкин)
«Добрый вечер, девушка» (И. Лученок - слова народные)
«До третьих петухов» (А. Пахмутова - Н. Добронравов)
«За полчаса до весны» (О. Фельцман - Н. Олев) - поёт Владимир Мулявин
«Завушніцы» (В. Мулявин - М. Танк) - ведущий вокал Владимира Мулявина
«Зачарованная» (И. Лученок - Г. Буравкин)
«И здесь гора, и там гора» (Белорусская народная песня) - голос Владимира Мулявина
«Касіў Ясь канюшыну» (Белорусская народная песня)
«Каляда» (Белорусская народная песня)
«Конь невзнузданный» (Э. Ханок - Г. Буравкин) - поёт Владимир Мулявин
«Красная роза» (В. Мулявин - слова народные) - солирует Владимир Мулявин
«Крик птицы» (В. Мулявин - Ю. Рыбчинский) - поёт Владимир Мулявин
«Купалінка» (Белорусская народная песня)
«Любовь» (И. Лученок, В. Мулявин - Я. Колас)
«Мои года» (И. Лученок - А. Велюгин)
«Марыся» (В. Мулявин - Я. Купала)
«Машенька» (Белорусская народная песня)
«На что бабе огород» (Белорусская народная песня)
«Наши любимые» (Д. Тухманов - И. Шаферан)
«Ой, рана на Івана» (В. Мулявин - слова народные)
«Алеся» (И. Лученок - А. Кулешов)
«Пойдём вдоль улицы» (Белорусская народная песня) - соло Владимира Мулявина
«Поцелуй» (И. Лученок - В. Каризна)
«Рушнікі» (Н. Петренко - Г. Соколова)
«Скажы мне, Ганулька» (на стихи Я. Коласа «Каханне») - поёт Владимир Мулявин
«Скрипят мои лапти» (Белорусская народная песня) - поёт Владимир Мулявин
«Слуцкие ткачихи» (В. Мулявин - М. Богданович)
«Сонет Шекспира» (В. Резников - В. Шекспир, пер. С. Маршака) - поёт Игорь Пеня
«Спадчына» (И. Лученок - Я. Купала)
«Там, где клён шумит» (Ю. Акулов - Л. Шишко)
«Тальяночка» (В. Мулявин - В. Тарас)
«Ты мне весною приснилась» (Ю. Семеняко - М. Шушкевич)
«Ты моя надежда» (Э. Ханок - В. Боков)
«Уголок России» (В. Шаинский - Е. Шевелёва)
«У полі вярба» (Белорусская народная песня)
«Хатынь» (И. Лученок - Г. Петренко)
«Я всё тот же» (И. Любимский - В. Шанаев)


точки над «i» в истории легендарного ансамбля, в биографии его руководителя, в той роли, которую сыграла первая жена Мулявина

Сегодня 77-й день рождения лидера «Песняров» Владимира Мулявина, 26 января — 15-я годовщина его ухода. Вместе с Мариной Владимировной, старшей дочерью Владимира Мулявина, Комсомольская правда раскрыла некоторые семейные тайны знаменитого музыканта.

Старшая дочь музыканта Марина Мулявина и музыковед Ольга Брилон год назад выпустили шикарную книгу «Владимир Мулявин и Лидия Кармальская. Недосказанное…». Здесь расставлены многие точки над «i» в истории легендарного ансамбля, в биографии его руководителя, в той роли, которую сыграла первая жена Мулявина.

«Песняры» в зените своей славы. Фото: личный архив / «Комсомольская правда»

Шикарный фолиант со множеством фотографий издан, к сожалению, небольшим тиражом, да и стоит соответственно. Но за год книга зажила своей жизнью. К примеру, стала первым белорусским экспонатом в новой эстрадной коллекции Московского театрального музея имени Вахрушева . В 2018-м «Недосказанное…» переиздадут, а уже 26 и 27 января книгу представят в Вильнюсе и Клайпеде .

Книга «Владимир Мулявин и Лидия Кармальская. Недосказанное…» стала великолепным результатом сотрудничества Марины Мулявиной (слева) и музыковеда Ольги Брилон.
Фото: СЕРГЕЙ ТРЕФИЛОВ / «Комсомольская правда»

Вот несколько интересных фактов из книги.

Про идею «Песняров»

Идея первого ансамбля у Мулявина появилась еще во время работы в Томске , а это конец 1950-х. Марина Мулявина была уверена, что мама ездила за папой, как декабристка, из Томска в Калининград , Кемерово , Читу , Минск . Но нет: именно мамин художественный свист был редким жанром, потому она оказалась востребованной артисткой по всему СССР , а отец долго оставался неизвестным гитаристом.

Фамилия Курман и старообрядцы

До начала ХХ века род носил фамилию Курман по названию деревни Курмановка, где жили старообрядцы. А когда крестьянам начали выдавать паспорта, взяли фамилию Мулявины — по названию местной речки Мулявки.

Владимир Мулявин рассказывал дочери, что его мать, Акулина Сергеевна, поначалу не особо тепло приняла жену сына, когда он привез Лидию рожать в родной Свердловск , а сам уехал работать. Но всем колкостям свекрови в свой адрес Лидия не придавала значения, успевая за день с маленькой Мариночкой сделать еще и все необходимое по дому.

Постепенно отношение семьи Мулявиных к невестке улучшилось, и когда Акулина Сергеевна слегла с онкологией, допускала заботиться о себе только Лиду . В предсмертной беседе мать попросила сына Володю:

«Никогда не обидь Лиду! Ты, видно, не сам ее выбрал, — это за тебя и для тебя сделал Бог. Береги ее, а если обидишь, знай, что обидел не ее, а меня».

Молодой Владимир Мулявин был никому не известным гитаристом, а его супруга Лидия Кармальская уже была востребованной артисткой. Фото: личный архив / «Комсомольская правда»

Мать «Песняров»

Вместе с Владимиром Лидия Кармальская проработала 16 лет, вспоминает дочь Владимира Мулявина. Из них пять — в «Песнярах»: Лидия была на сцене до седьмого месяца беременности моим братом Володей — до мая 1974 года. Помимо того что она вела концерты, у Лидии Алексеевны был сольный выход с тремя номерами, а «Песняры» ей аккомпанировали. Сегодня об этом не вспоминают. Вообще жена Мулявина была центром притяжения в любом коллективе, где работала, и никогда не становилась яблоком раздора. В тех же «Песнярах» к ней тянулись ребята, ощущали в ней опеку — даже называли Мать.

Владимир и Лидия полюбили друг друга совсем юными: Мулявину только исполнилось восемнадцать, Кармальская была на три года старше. Фото: личный архив / «Комсомольская правда»

Не просто любимая женщина

Лидия Кармальская для Владимира Мулявина была не просто любимой женщиной. Она стала для него и матерью, и лучшим другом, и хозяйкой дома. Всем! С ней он был защищен. Был случай, когда знакомая из мира музыки удивлялась, почему Лидия так носится с мужем: рыбьи глаза, лысый… На что был ответ: «У него самые красивые глаза, а лысина — череп, усыпанный цветами». Простой, ничем не примечательный гитаристик? «Он та-лант-ли-вый! И у него большое будущее», — парировала мама. И для меня папа до сих пор самый красивый мужчина.

Пожалуй, единственная сохранившаяся аудиозапись совместного выступления Лидии Кармальской с «Песнярами». Видео: stasyaGS:

Сумасшедшая любовь

Их связала сумасшедшая любовь Владимира. Лидия была старше Мулявина на три года, сначала не разглядела этого 18-летнего мальчика. А он смог убедить ее в своих чувствах. Но Лидия быстро поняла, что собой представляет отец как музыкант. Не знаю, как она уловила, почувствовала одаренность в этом тихом, застенчивом юноше. Может, это чутье, а может, ответной любовью ей хотелось сделать из этого мальчика талантливого музыканта.

Владимир Мулявин и Лидия Кармальская были красивой талантливой парой. Фото: личный архив / «Комсомольская правда»

Про измены

Одним теплым вечером, когда беременная Володей-младшим Лидия, Владимир и их дочь (ей было 13 лет) не торопясь шли из кинотеатра с позднего сеанса. Марина с мамой обсуждали фильм, а Мулявин молчал. Когда впереди замаячил подъезд, со словами «Что-то вы, девчонки, слишком медленно идете. Пробегусь-ка я вперед!» он скрылся в дверях. Несколько минут спустя, когда женская часть семьи зашла домой, в квартире не было никого — Владимир убежал через балкон первого этажа. Лидия тогда сказала, мол, наверное, пошел на репетицию в филармонию — такое бывало у «Песняров». Но глаза у нее были грустные, она уже знала о новом романе со Светланой Слизской, будущей второй женой певца.

Лидия Кармальская старалась быть мудрой, смотреть на все с чувством юмора. А ведь она знала и о другом романе Владимира, который начался еще тогда, когда она сидела в декрете со Мариной. Этой женщиной была исполнительница цыганских романсов Валентина Пономарева . Но семья тогда удержалась: Лидия слишком любила Владимира, и пока эта любовь была сильной, он держался за жену.

Лидия Кармальская, Марина Мулявина и Владимир Мулявин-младший. Фото: личный архив / «Комсомольская правда»

Владимир Мулявин-младший — Мулечка

Марина Мулявина рассказывает:

Да, когда появился на свет Володя, мама отдала часть своей любви ему. Кстати, она сама выбрала имя — назвала сына в честь отца. Папа очень радовался рождению Мулечки, так мы называли Володю-младшего. Он ведь и уговаривал 36-летнюю маму, несмотря на предостережения врачей, родить второго ребенка — так мечтал о сыне. Но как раз тогда он стал отдаляться, ощутил свободу от обязательств по отношению к нашей семье.

Володя Мулявин-младший был совсем крошкой, когда развелись родители. И когда вырос, папа не баловал его своим вниманием. А ведь брат Марины Мулявиной унаследовал и внешность отца, и его характер — мягкий, отзывчивый, ранимый. Даже покапризничать он любил, чтобы потом его пожалели, в точности как папа! И при этом сын Мулявина был трудоголиком, часами занимался на скрипке. Когда он сломал руку, вынужденно перевелся на альт. Но спустя какое-то время его педагог Владимир Перлин не раз говорил: такого альтиста белорусская земля еще не рождала — талант, сопоставимый по уровню с Юрием Башметом . А Мулявин как-то сказал Перлину после одного из концертов с участием Володи: «Он давно меня переиграл».

Марина Мулявина считает брата Володю своим первым ребенком – на нее легло немало забот о Мулечке, как его называли домашние. Фото: личный архив / «Комсомольская правда»

Невероятная связь

Первые пару лет, когда Владимир Мулявин еще был влюблен в Светлану Слизскую, он приходил в первую семью нечасто. За это время Лидия эмоционально успокоилась. Но продолжала любить Владимира, не погасила свое чувство, жила воспоминаниями. А потом Мулявин стал чаще приходить к первой жене — они были близки до последних дней мамы. Марина Мулявина уверена, что между ними существовала какая-то невероятная связь. Когда в 1978-м певец попал в первую автокатастрофу, Лидия, ничего не зная, сказала дочери: «Марина, я не могу, мне плохо! Что-то с отцом». Позже узнали: да, в тот день Владимир разбился под Пуховичами. А когда умерла бабушка Катя, мама Лидии, к неожиданно пришел Мулявин, ничего не зная о случившемся.

Однажды артист заглянул в семью, и дочь заявила: буду поступать в театральный. Родители переглянулись, встали и легли на порог входной двери: «Сможешь переступить через нас? Ступай!»

Буктрейлер книги о Владимире Мулявине и Лидии Кармальской, сделанный по идее Ольги Брилон Георгием Дагаевым и Ириной Голубцовой (Тула). Видео: Ирина Голубцова:

Вот уже много лет мы не слышим живого голоса Мулявина, но его наследие не обесценилось и всё так же радует нас. Давайте же сегодня вспомним песни, которые подарил миру выдающийся музыкант и узнаем интересные факты из биографии простого уральского парня, рассказавшего о Беларуси больше, чем целые поколения предшественников. Интересные факты про песняра читайте .

Концерт к 1000-летию города, 1974 г. Источник pesnyary.com

Витебск можно назвать счастливым городом уже потому, что история ансамбля «Песняры» тесно связана с историей самого города. Где и когда Владимир Мулявин был в Витебске первым, почему хотел жить именно на Витебщине, а также чем город отблагодарил песняра за творчество, читайте .

Руководитель «Песняров» жалел, что бросил артистку художественного свиста Лидию Кармальскую

26 января исполняется 15 лет с тех пор , как ушел из жизни художественный руководитель и солист ансамбля «Песняры» Владимир МУЛЯВИН. Старшая дочь музыканта Марина не так давно выпустила книгу воспоминаний, где впервые рассказала об отношениях отца с мамой - первой женой Владимира Георгиевича Лидией КАРМАЛЬСКОЙ.

- Марина, была ли у ваших родителей красивая свадьба ?

Они тихо расписались в Калининграде. Папа на тот момент был 18-летним мальчиком, который играл на гитаре, а мама уже была востребованной артисткой художественного свиста - редкого жанра на эстраде. «Свадебную» бутылку вина пили месяц и допили только тогда, когда в гости пришли друзья… Мама сделала все, чтобы папа стал солистом. Когда они через 17 лет в 1975 году развелись, папа имел звание заслуженного артиста Белоруссии и был лауреатом многочисленных конкурсов.

- Вам на момент развода уже исполнилось 15 лет. Кого вы винили в этой ситуации?

Девочки всегда любят пап. Поэтому в случившемся я больше винила маму. Хотя это он ей изменял, а мама, пытаясь спасти брак, в 1974 году, несмотря на запрет рожать детей, все же решилась завести сына, которого папа так хотел. На развод подал папа, потому что маме с маленьким Володей на руках просто некогда было этим заниматься. Я часто вспоминаю рассказ мамы о том, что в молодости подруга Анна Арго ей нагадала, что она останется одна и ослепнет. Предсказание сбылось.

- Какие отношения сложились у родителей после развода?

Они остались друзьями. Папа навещал маму и иногда даже оставался ночевать. В тот момент, когда умерла бабушка, папина бывшая свекровь, он тоже был с нами. Мама тогда сказала: «Ты словно почувствовал сердцем - что-то произойдет». Как умная женщина, она понимала, что мой отец прежде всего творческий человек, музыкант, а потом уже глава семейства. Со второй женой Светланой Слизкой , из-за которой, собственно, он и ушел от нас, быстро развелся. Потом женился на актрисе Светлане Пенкиной . Мама же так и оставалась одна - не смогла найти замену такому интересному человеку. Это не так просто, да она и не хотела. Посвятила себя воспитанию моего младшего брата.

Марина МУЛЯВИНА (на фото) написала книгу о родителях в соавторстве с музыковедом Ольгой БРИЛОН. Фото с сайта sputnik.by

- Состоялся ли у вас с отцом разговор, пусть даже спустя годы , о том, почему он оставил жену с грудным ребенком на руках?

Да, однажды. Ему было тяжело эту тему обсуждать. Он лишь заметил: «От таких женщин не уходят и их не бросают». Папины глаза говорили о большем. Он раскаялся, что ушел от мамы, а также во многих других поступках. Он всегда был порядочным человеком.

- Ваша книга о родителях вышла сразу после смерти третьей жены отца , звезды фильма «Хождение по мукам» Светланы Пенкиной

Я даже сообщила Пенкиной о дате презентации книги. Светлана тоже писала воспоминания, но так и не успела их выпустить. Теперь судьбу издания будет решать ее с папой сын Валерий Мулявин .

- А какие у вас отношения с братом по отцу?

Мы до сих пор одна семья, разногласий с Валерием у нас никогда не было. Брат старше моего сына на полтора года. Он для меня ребенок, которому я когда-то мыла попку. Когда Светлана Александровна была жива, мы все решали совместно. Кстати, после ухода из жизни папы она попросила, чтобы ее похоронили рядом с ним на Московском кладбище в Минске. Ей даже подготовили место. А моя мама похоронена рядом с моим младшим братом Владимиром.


Музыкант назвал младшего сына Валерием в честь своего брата, который был музыкантом в «Песнярах», а 1973 году погиб на гастролях в Ялте. Фото из личного архива

- Писали, что Пенкина страдала алкоголизмом и умерла именно от запоев...

Светлана страдала от сердечной недостаточности, ей надо было поставить стент. А она после смерти папы боялась больниц как огня.

- Как вы считаете, гордился ли ваш отец сыном Владимиром, на которого возлагал надежды, и мечтал, чтобы тот продолжил династию?

Володя был талантливым музыкантом, и папа говорил, что он его переиграл. Но из-за фамилии Мулявин брату пришлось покинуть Белорусский государственный ансамбль «Песняры», которым на тот момент руководил Вячеслав Шарапов . Володя очень из-за этого переживал, но, как и отец, все держал в себе. Он так и не смог понять, почему ему не нашлось места в том коллективе, где работал отец. (Владимир Мулявин умер в 2006 году от употребления наркотиков в тюрьме. - Н. М.)

- Марина, а вы не жалеете, что не стали артисткой?

Имея таких родителей, надо быть либо лучше их, либо искать себя в другой профессии. Мама могла, но не научила меня художественному свисту, хотя и всегда говорила: «Тебе свист нужен для того, чтобы уголки губ не опускались. Свисти в баночку 15 минут в день». Нисколько не жалею, что не стала певицей. Я вышла замуж в 1979 году, сейчас у меня двое взрослых сыновей и двое внуков. Никто из них не стал артистом, поем только дома. Дети, правда, играют на гитарах, доставшихся от дедушки. Одну он подарил моему старшему, а младшему инструмент перешел по наследству от моего брата Володи.

Перед смертью Пенкина увидела двойника мужа

Галина Иванова больше 45 лет была преданной поклонницей творчества Владимира Мулявина и ансамбля «Песняры». С Владимиром Георгиевичем фанатка близко дружила.

В 1998 году, когда Мулявина все бросили, я приехала на его день рождения в Минск, - вспоминает Иванова. - Именно в этот день его вызвали в Министерство культуры Белоруссии. Мы со Светой Пенкиной ждали его дома. Володя вернулся с поникшей головой и сообщил, что его подвинули с должности худрука и назначили Влада Мисевича


Со Светланой и маленьким Валерой. Фото: Архив «СБ Беларусь сегодня»

- Галина, как вы думаете, кого из женщин Мулявин любил больше всего ?

Однажды признался: «Если бы далось повторить жизнь, я бы остался с первой женой», имея в виду Лидию Кармальскую. Но и третью, Светлану Пенкину, очень любил. Когда они познакомились, я Свете сразу сказала: «Знала Мулявина до тебя, любила, буду любить». В ней, кстати, все время сквозила народная артистка. Она подчеркивала, что ради Володи бросила карьеру. Но если посмотреть на ее актерскую биографию, то, кроме «Хождения по мукам», там ничего интересного нет.

- Как думаете, почему Пенкина умерла так рано, в 65 лет?

Версий много. Накануне смерти Светы Игорь Николаев предстал в образе Мулявина в телешоу перевоплощений «Точь-в-точь». Очень четко его передал, даже мои советы выслушал. И Света с того момента перестала подходить к телефону. Может, она через 13 лет увидела на экране покойного мужа и сердце ее не выдержало? Она ведь не выпивала уже, а входила в транс иначе - с помощью аптекарских препаратов.

Только факт

  • Белорусский оркестр имени Жиновича восстановил программу «Песняров» «Вянок». Ноты были утеряны, но у коллекционера нашлась запись с прогона всех 15 песен концерта.

Top