Валерий павлович афанасьев. Валерий Афанасьев – пианист, писатель и философ Как понять, талантлив ли музыкант

Пианист Валерий Афанасьев дал концерт в Большом зале Московской консерватории. Музыкант выступил в сопровождении Государственного оркестра имени Светланова под управлением латвийского маэстро Андриса Поги. Афанасьева часто называют самой необычной фигурой среди представителей отечественной фортепианной школы. Он артистичен, экстравагантен и успел завоевать мировое признание не только на исполнительском, но и на литературном поприще.

Этот концерт Валерий Афанасьев посвятил своему педагогу Эмилю Гилельсу, у которого в свое время учился в Московской консерватории. В студенческие годы в репертуаре пианиста еще не было последнего концерта Моцарта, выучил он его уже в зрелом возрасте, но тогда в юности не раз слушал, как играл сам Гилельс.

«Эмиль Григорьевич заставил меня полюбить этот концерт больше, чем некоторые другие, - говорит Валерий Афанасьев. - Не только его какие-то музыкальные советы я помню, но и образ жизни. То, что он немного занимался, он меня этим немного отравил. Он-то себе это мог позволить, а я не могу».

Пианист даже сетует, что у него не получается заниматься в день столько часов, сколько репетировал, например, Рихтер. Впрочем, это не помешало Афанасьеву стать победителем престижных музыкальных смотров, например, конкурса имени королевы Елизаветы в Брюсселе. Сегодня он выступает с лучшими оркестрами мира. Его рабочий день начинается очень рано.

«Просыпаюсь в четыре часа вместе со своими котом. Он гуляет по саду, а я работаю - такой союз», - отмечает Афанасьев.

Дирижер Андрис Пога и с пианистом Валерием Афанасьевым, и с Государственным оркестром имени Светланова выступает на одной сцене впервые. Он потрясен интерпретацией пианиста.

«Мне очень нравится его взгляд на музыку Моцарта. Мы привыкли, что пианист, который играет концерт Моцарта, играет дисциплинированно, правильно, выбирает быстрые темпы - все, что господин Афанасьев делает наоборот, но это очень интересно. Он играет Моцарта как живую музыку, он ищет краски», - отмечает латвийский дирижер Андрис Пога.

«Музыкант-философ», - так говорят о Валерии Афанасьеве. Личность уникальная. Он и пианист, и писатель, и поэт. Что касается его литературных произведений, то пишет он их на английском и французском языках. Говорит, что хотел писать еще и на немецком, но язык сложный. Работает на стыке жанров.

«Эссе - не настоящее эссе, романы - не настоящие романы, так что нетрадиционно это все. Я не забочусь о жанре. Мне нужно, чтобы такая структура, а может и без структуры», - говорит Валерий Афанасьев.

Афанасьев признается, только что закончил большой роман на французском языке и уже пишет новый на английском. И в литературе, и в музыке он больше всего ценит гармонию.

Абонемент № 119 «Вечера фортепианной музыки»

К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЭМИЛЯ ГИЛЕЛЬСА

Концертный зал имени С. В. Рахманинова

«Филармония-2», 19:00

(фортепиано) /Франция/

В программе:

Моцарт - Соната № 10 до мажор, К 330

Соната № 11 ля мажор, К 331

Бетховен - Соната № 1 фа минор, соч. 2 № 1

Соната № 23 фа минор, соч. 57 («Аппассионата»)

Абонемент № 25 Госоркестра России имени Е.Ф. Светланова

Большой зал консерватории, 19:00

Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова

Дирижёр —

Андрис Пога /Латвия/

Солист —

(фортепиано) /Франция/

В программе:

Моцарт - Концерт № 27 для фортепиано с оркестром

Брамс - Симфония № 4


Завоевавший всемирное признание не только как глубокий музыкант-философ, но и как писатель и поэт, Валерий Афанасьев, без сомнения, принадлежит к числу самых необычных современных артистов. Его интерпретации неизменно привлекают особой свежестью, «незаигранностью», яркой индивидуальностью, а это значит, что два филармонических вечера Валерия Афанасьева, посвящённых музыке Моцарта и Бетховена, станут подлинным открытием. 22 февраля пианист продемонстрирует высочайшее исполнительское мастерство в сольной программе; 25 февраля партнёром Афанасьева по сцене станет Госоркестр России имени Е.Ф. Светланова под управлением латвийского маэстро Андриса Поги — в исполнении коллектива прозвучит знаменитая Четвёртая симфония Брамса.

— выпускник Московской консерватории, где его педагогами были профессора Я. И. Зак и Э. Г. Гилельс. В 1968 году В. Афанасьев стал победителем Международного конкурса имени И. С. Баха в Лейпциге, а в 1972 году выиграл конкурс имени королевы Елизаветы в Брюсселе. Через два года, во время гастролей по Бельгии, остался на постоянное жительство в этой стране. В настоящее время живёт в Версале (Франция).

Валерий Афанасьев — постоянный участник многих международных фестивалей; его выступления проходят в сопровождении лучших оркестров мира, среди которых Берлинский филармонический, Лондонский Королевский филармонический, оркестр Мариинского театра. Большое внимание пианист уделяет камерному музицированию, среди его партнёров — А. Князев, Г. Кремер, Ю. Милкис, Г. Нуньес, А. Огринчук.

Репертуар пианиста включает произведения композиторов различных эпох: от венских классиков до Дж. Крама, С. Райха и Ф. Гласса. Среди особенно близких ему авторов — И. С. Бах, венские классики (В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен), западноевропейские романтики (Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Ф. Лист, И. Брамс). Музыкант записал свыше тридцати компакт-дисков на фирмах Denon, Deutsche Grammophon и других. Среди последних записей — «Хорошо темперированный клавир» Баха, циклы пьес Брамса (соч. 116-119), «Картинки с выставки» Мусоргского, сонаты и «Музыкальные моменты» Шуберта, все концерты, три последние сонаты, «Багатели» и «Вариации на тему Диабелли» Бетховена, «Детские сцены» и «Симфонические этюды» Шумана. Тексты буклетов к своим дискам музыкант пишет сам. Его цель — дать слушателю понять, каким образом исполнитель проникает в творческий замысел композитора.

В последние годы В. Афанасьев выступает и как дирижёр с различными оркестрами. Образцами в искусстве дирижирования для него являются В. Фуртвенглер, А. Тосканини, В. Менгельберг, Х. Кнаппертсбуш, Б. Вальтер и О. Клемперер.

Валерий Афанасьев также известен как писатель. Им создано 14 романов (девять на английском языке, пять на французском), опубликованных во Франции, России и Германии, а также повести, рассказы, циклы стихотворений на английском, французском и русском языках, комментарии к «Божественной комедии» Данте (более 2000 страниц!), лекции и эссе о музыке. По мнению известного писателя Саши Соколова, В. Афанасьев — первый русскоязычный литератор после В. Набокова, который столь блестяще пишет на неродном языке.

Андрис Пога окончил Латвийскую музыкальную академию имени Я. Витола по классу дирижирования. С 2004 по 2005 обучался дирижёрскому мастерству у Уроша Лайовица в Венском университете музыки и исполнительского искусства. Студентом принимал участие в мастер-классах Мариса Янсонса, Сейджи Озавы и Лейфа Сегерстама.

После окончания учёбы молодой дирижёр стал активно сотрудничать с оркестрами Латвии: Латвийским национальным симфоническим оркестром, Латвийской национальной оперой, профессиональным духовым оркестром «Рига», который возглавлял в 2007-2010 годах. В 2007 году Андрис Пога был удостоен высшей награды Латвии в области музыки. В 2010 году молодой маэстро завоевал I премию на Международном конкурсе дирижёров имени Евгения Светланова в Монпелье. Члены жюри конкурса отметили его «безупречное мастерство и тонкий, серьёзный подход к музыке в целом». Вслед за этим успехом дирижёрское мастерство Андриса Поги получило международную известность: с 2011 по 2014 годы он являлся ассистентом Пааво Ярви в Оркестре де Пари, а в 2012 году был назначен ассистентом дирижёра Бостонского симфонического оркестра, с которым провёл серию концертов в Бостоне и на престижном Тэнглвудском фестивале. Среди оркестров, с которыми сотрудничал Андрис Пога — Симфонический оркестр NHK (Токио), Новый Японский филармонический оркестр, Израильский симфонический оркестр, Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», Мюнхенский филармонический оркестр, Лионский национальный оркестр и многие другие.

С ноября 2013 года Андрис Пога занимает пост музыкального руководителя Национального симфонического оркестра Латвии.

Валерий Афанасьев - пианист, дирижер, поэт, писатель, философ, один из самых необычных современных артистов. Он родился в Москве в 1947 году. Окончил Московскую консерваторию, где его педагогами были профессора Я. И. Зак и Э. Г. Гилельс. В 1968 году В. Афанасьев стал победителем Международного конкурса имени И. С. Баха в Лейпциге, а в 1972 году выиграл конкурс имени королевы Елизаветы в Брюсселе. Через два года, во время гастролей по Бельгии, остался на постоянное жительство в этой стране. В настоящее время живет в Версале (Франция).

Валерий Афанасьев - пианист, дирижер, поэт, писатель, философ, один из самых необычных современных артистов. Он родился в Москве в 1947 году. Окончил Московскую консерваторию, где его педагогами были профессора Я. И. Зак и Э. Г. Гилельс. В 1968 году В. Афанасьев стал победителем Международного конкурса имени И. С. Баха в Лейпциге, а в 1972 году выиграл конкурс имени королевы Елизаветы в Брюсселе. Через два года, во время гастролей по Бельгии, остался на постоянное жительство в этой стране. В настоящее время живет в Версале (Франция).

Пианист регулярно выступает в Европе, США и Японии, а в последние 15 лет и в России - от Сочи и Адлера до Иркутска и Читы. Он неоднократно участвовал в концертах проекта «Гастрольная карта России», организованного Фондом «Русское исполнительское искусство». Валерий Афанасьев - постоянный и желанный гость на концертных площадках Москвы. Особые отношения связывают его с Санкт-Петербургом - родным городом его родителей: в «северной столице» пианист играет несколько концертов в год.

Валерий Афанасьев - участник известных российских и зарубежных фестивалей: «Декабрьские вечера» и «Арт-ноябрь» (Москва), «Звезды белых ночей» (Санкт-Петербург), Международный фестиваль искусств имени А. Д. Сахарова (Нижний Новгород), Зальцбургский фестиваль, Международный музыкальный фестиваль в Кольмаре (Франция). Пианист выступает с лучшими оркестрами мира, среди которых Берлинский филармонический, Лондонский Королевский филармонический, оркестр Мариинского театра, оркестр Московской филармонии.

Помимо сольных выступлений, В. Афанасьев много внимания уделяет камерному музицированию. Среди его сценических партнеров - А. Князев, Г. Кремер, Ю. Милкис, Г. Нуньес, А. Огринчук.

Репертуар пианиста включает произведения композиторов различных эпох: от венских классиков до Дж. Крама, С. Райха и Ф. Гласса. Среди особенно близких ему авторов - И. С. Бах, венские классики (В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен), западноевропейские романтики (Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Ф. Лист, И. Брамс). Но, что бы ни исполнял В. Афанасьев, его интерпретации непременно привлекают особой свежестью, «незаигранностью», яркой индивидуальностью, необычными, порой весьма экстравагантными идеями.

Музыкант записал свыше тридцати компакт-дисков на фирмах Denon, Deutsche Grammophon и других. Среди его последних записей - «Хорошо темперированный клавир» Баха, циклы пьес Брамса (соч. 116-119), «Картинки с выставки» Мусоргского, сонаты и «Музыкальные моменты» Шуберта, все концерты, три последние сонаты, «Багатели» и «Вариации на тему Диабелли» Бетховена, «Детские сцены» и «Симфонические этюды» Шумана. Тексты буклетов к своим дискам музыкант пишет сам. Его цель - дать слушателю понять, каким образом исполнитель проникает в творческий замысел композитора.

В последние годы В. Афанасьев выступает и как дирижер с различными оркестрами. Образцами в искусстве дирижирования для него являются В. Фуртвенглер, А. Тосканини, В. Менгельберг, Х. Кнаппертсбуш, Б. Вальтер и О. Клемперер.

В 2008 году Валерий Афанасьев входил в состав жюри II Московского международного конкурса им. С. Т. Рихтера, а в 2014 году своим концертом открыл 34-й Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера».

Валерий Афанасьев также известен как писатель. Им создано 14 романов (девять на английском языке, пять на французском), опубликованных во Франции, России и Германии, а также повести, рассказы, циклы стихотворений на английском, французском и русском языках, комментарии к «Божественной комедии» Данте (более 2000 страниц!), лекции и эссе о музыке. По мнению известного писателя Саши Соколова, В. Афанасьев - первый русскоязычный литератор после В. Набокова, который столь блестяще пишет на неродном языке. Две театральные пьесы В. Афанасьева, навеянные «Картинками с выставки» Мусоргского и «Крейслерианой» Шумана, стали театральными спектаклями в жанре особого «действа» на стыке музыки, театра и литературы, в котором автор выступает одновременно как пианист и как актер. Моноспектакль «Крейслериана» с Валерием Афанасьевым в главной роли был поставлен в Московском театре «Школа драматического искусства» в 2005 году. Недавно В. Афанасьев представил композицию по мотивам новеллы «В исправительной колонии» Франца Кафки с музыкой Мортона Фелдмана “Palais de Mari”.

Сейчас, кажется, в российской культуре невозможно появление человека, профессионально совмещающего литературу и классическую музыку. Наш соотечественник, пианист и писатель Валерий АФАНАСЬЕВ еще и утонченный интеллектуал, знаток вин и собиратель старинных интерьеров. Афанасьев уже много лет живет в Версале, однако время от времени приезжает на родину, в Москву. Во время своего последнего визита он дал интервью «Новым Известиям».


– Что сейчас происходит в вашей жизни?

– Видите ли, для меня заканчивается определенный период моей жизни, мне уже 60 лет. И я действительно много написал – романы, пьесы, стихи, эссе – и сейчас отшлифовываю их. Теперь я собираюсь писать гораздо меньше. Всему свое время. Томас Харди писал романы, кажется, до пятидесяти лет, потом только стихи. Толстой закончил «Анну Каренину» где-то в возрасте 50 лет.

– А «Воскресение»?

– Это несколько другой случай. А так, в принципе, он стал отходить от литературы примерно в 50–55 лет. У меня получается примерно так же. Последний, десятый роман я писал по-английски в течение почти десяти лет и закончил в позапрошлом году. Теперь на английском уже писать вообще не буду. Буду больше внимания уделять музыке – играть, расширять репертуар.

– А как же с личной жизнью?

– Вот она сейчас начинается. Я никогда не уделял этой стороне жизни должного внимания, а теперь созрел для этого, потому что пребывать в каком-то четвертом измерении, конечно, хорошо, но когда начинаешь просто жить – это очень приятно. Как говорил Монтень, не думайте о том, что вы сделали сегодня, вы жили – и этого достаточно. Я сейчас понимаю, что такое просто жизнь. Не спрашиваю себя, что я сегодня успел, почему бездельничал. Мне вполне достаточно присутствия любимой, чтобы день не прошел зря, чтобы я чувствовал себя счастливым.

– Если говорить о вашей исполнительской деятельности, сегодняшняя московская публика отличается от публики 33-летней давности, времени, когда вы покинули СССР. И отличается ли от европейской и американской?

– Буду говорить очень простые вещи, но они нас, музыкантов очень расстраивают, когда мы на сцене. Ни в одном музыкально цивилизованном городе мира после частей аплодировать не будут. Может, мне надо говорить более высокопарно, но просто я не могу не высказать своего удивления.

– Понизился образовательный уровень публики?

– Да. Я недавно играл в Одессе, которую вообще очень люблю, и ехал туда с трепетом. Казалось бы, одна из музыкальных столиц мира. В прошлом, к сожалению. Я играл сонату Шуберта. После первой части – аплодисменты. После второй части не аплодировали. После третьей – опять аплодировали. У меня такого за границей не было никогда. До отъезда из СССР я все же довольно много поездил по стране. Я вас уверяю, что в 60–70-е годы такого не было нигде – даже в самой глухой провинции.

– А в XIX веке это была традиция – аплодировать между частями.

– Я знаю, между частями даже арии пели. Но сегодня другая традиция. В России сегодня есть и еще одна дурная традиция. Это ведущие концертов, которые объявляют программу. Ни в одной стране этого нет – ни в Японии, ни в Штатах, ни в Европе. В 60-х годах этого не было и в Москве, а началось с конца 70-х. Это прерывает настрой. Я люблю создавать свое пространство на сцене – мне оно очень важно, а тут кто-то в него вторгается. Я отвлекаюсь. Лишь я сам могу говорить на сцене, хотя и делаю это очень редко и в особых случаях.

Беда в том, что уровень публики сейчас совершенно другой – нет никакого сравнения. Я был на одном из последних концертов Софроницкого. Начало концерта задержалось. Так слушатели не разговаривали друг с другом. В зале минут 15–20 стояла тишина. Было совершенно другое слушание. Тогда слушали даже тишину перед концертом. Сейчас такое невозможно. В Японии никогда не знаешь: слушают они или просто вежливо сидят. Но хотя бы тишина в зале – это очень важно. Американская публика, наоборот, боится тишины.

– Вы продолжаете коллекционировать вина?

– Да, конечно. В Париже, рядом с которым я живу, лучшие винные аукционы в магазине «Ла Винья» – мне там очень хорошо. И у меня дома около трех тысяч бутылок в коллекции.

– Французские вина – лучшие?

– Да, хотя есть хорошие и в Италии, и даже в Австралии.

– У вас столько занятий. Зачем еще вино?

– Просто потому, что это занятие доставляет мне удовольствие. Как гедонисту. А что не доставляет – я этого просто не делаю.

– С той же целью собираете и старинную мебель?

– Да, но для нее у меня уже нет места. Потому что та мебель, которую я собираю в моей версальской квартире, – и Людовик XV, и Людовик XVI, и Шарль-Луи тоже – требует все больших пространств.

Валерий Афанасьев. Фото – Елена Мулина/ИТАР-ТАСС

Валерий Афанасьев - о том, чем плохи победители Конкурса имени Чайковского и почему книги Коэльо - «буддизм для бедных».

Знаменитый русский пианист Валерий Афанасьев, живущий ныне в Версале, 19 ноября даст концерт в Берлине.

Накануне выступления в столице Германии артист дал мастер-класс и концерт в рамках фестиваля «Дебюсси и его время» в Москве, где с ним встретилась корреспондент «Известий».

- Ваш мастер-класс - редкое событие.

Я давал их всего четыре раза в жизни. Первое, что я говорю: «Если вы хотите сделать карьеру, то идите домой. А если хотите кое-что узнать о музыке - оставайтесь». Сейчас бессмысленно говорить о музыке, убеждать, что есть нюансы, что не надо рвать фразу, делать эмоцию из каждого такта.

Например, пианист Ланг Ланг - это же черт знает что. В одной фразе он чувствует весь мир и запредельный космос. Публика довольна, визжит от восторга, но музыка забыта. О ней сейчас никто не думает, за редким исключением. А если музыкант думающий, то его не хотят. Публике нужно другое.

- Что же?

Энергия. Публика должна видеть эмоции, уши уже атрофированы. Нас заморили с бесконечными растяжками, рекламой. Недавно один из самых крупных концертных менеджеров в мире на вопрос, почему у него везде играет одна плохая пианистка, ответил: «Кто сейчас думает о музыке? Лишь бы артистка была sexy».

Если бы такой же вопрос задали менеджеру 30 лет назад, то он бы ответил: «Почему плохая? Мне нравится», а 15 лет назад - «Да, плохая, но важна харизма». При этом страшно не только то, что сейчас бездарности становятся знаменитыми, но и то, что действительно талантливые люди не могут никуда пробиться.

- Как понять, талантлив ли музыкант?

Профессионалы чаще всего сходятся в мнениях. Есть критики, которых никто не слушает под предлогом, что они - неудавшиеся пианисты, сами играть не умеют. А к критикам надо прислушиваться, это профессиональные музыканты.

Вторая проблема - люди боятся говорить. Даже Горовиц боялся и всех хвалил, хотя в частной беседе он мог сказать, что Бенедетти Микеланджели - сумасшедший идиот.

- Вы говорить не боитесь?

Нет. Надо служить музыке, а в искусстве - вездесущие образы «хорошего парня». Например, я никак не могу согласиться с одной фразой, которую сказал Ростропович. Его спросили, с каким из оркестров лучше всего играть, и он ответил, что у каждого оркестра есть свой конек. Все оркестры сразу почувствовали себя хорошо: «А, у нас кое-что есть, вот мы позавчера сыграли «Бабу-Ягу» Лядова, так что вообще».

А меня не интересуют достижения посредственностей, пусть у них даже вдруг что-то получилось. А вот на провалах больших артистов действительно можно поучиться. К музыке надо относиться серьезно. Если играет слепой пианист, а они сейчас в моде, не думайте о том, что он слепой, слушайте музыку.

Я понимаю, что с их стороны это подвиг. Приглашайте их на коктейли и говорите им, какие они мужественные и прекрасные. Но нельзя ходить на их концерты только потому, что они слепые. Не надо использовать музыку.

Преступление, что конкурс Чайковского показывали по телевизору с репетициями. Люди слушают эту отраву и думают - вот она, музыка будущего. Это стереотип, что победители конкурса Чайковского не могут быть плохими. Могут, и в основном они плохие и есть. Из-за коррупции, из-за спонсоров, которые определяют, какой стране надо дать премию. Если висит растяжка - это не значит, что концерт будет хороший. Это значит, что есть спонсор, который за это платит.

- В литературе сейчас дела лучше?

Тоже кошмар. Все, что сейчас популярно, - это ужас. Коэльо - буддизм для бедных. Мураками - сюрреализм для бедных: один параллельный мир откуда-то выскочил и дальше 40 страниц бездарной прозы. «Код да Винчи» - просто плохая книга, ровно как и «50 оттенков серого».

Я считаю, что главу преступления против человечества надо расширить и людей, которые говорят, что музыка не важна, надо судить в Гааге. Многие говорят, что 21 декабря будет конец света. Будем надеяться, что это будет поворотный пункт и люди все-таки вернутся в нормальное состояние, ведь речь идет о человеческом достоинстве. Человек - это звучит гордо. А когда ты слушаешь плохие концерты и читаешь плохие книги - это вообще перестает звучать.

- Пару лет назад вы говорили, что будете писать меньше.

А стал писать больше. Сейчас закончил сборник русских стихов - я решил выпускать их каждые два года. Еще написал книгу о Марии Антуанетте, книгу о греческой философии и поездке моей в Камбоджу. Всего в этом году - 4–5 книг, в прошлом - тоже. Думаю, сейчас немножко приостановлюсь. Хотел бы начать писать книгу о своем увядании, постепенно когда-нибудь же я начну умирать. Интересно записывать это состояние.

- В судьбу вы верите?

Не совсем. У меня трезвая самооценка, и я не могу заниматься тем, что у меня не получается хорошо. Я хотел быть математиком - не получилось, хотел быть шахматным чемпионом - меня обыграл деревенский мальчишка.

Но когда услышал «Тристана и Изольду» в исполнении Фуртвенглера - музыка меня победила. Я даже забросил литературу и почти перестал читать, стал играть оперы по партитурам - хотел быть дирижером. Без творчества моя жизнь была бы просто смешной. Наверное, мне даже не захотелось бы ходить в рестораны и пить вино.

- Вина продолжаете собирать?

Сейчас это делать труднее, старых вин, до 1961 года, осталось мало. Из новых я иногда что-то покупаю, но в основном - пью. На старые вина сейчас безумные цены. То, что я покупал за €50, теперь стоит €500–600. Моих вин мне хватит еще на 20 лет.

- Вы не пользуетесь мобильным телефоном. Почему?

Не хочу брать на себя обязательства. Мобильный телефон надо носить с собой, не ответить просто так нельзя. А если мне звонят домой, можно сказать, что меня нет. Потом я перезваниваю через месяц и говорю: был в Египте, пирамиды - это прекрасно. Да и вообще, у Прохорова же, например, нет мобильного телефона.


Top