Библия для детей. Стихи русских поэтов на библейские мотивы

Первый израильский царь Саул, происходивший из знатного рода, выделялся среди окружающих высоким ростом и красотой, к тому же он прекрасно владел оружием. Через пророка Самуила Господь всячески помогал ему. Однако за годы правления и после многих побед над врагами Саул возгордился, стал чрезмерно тщеславен и самонадеян. После смерти пророка Самуила он растерялся, не знал, у кого спросить совета. Накануне ответственного сражения против филистимлян, давних врагов израильского народа, Саул решил обратиться к Аэндорской волшебнице, чтобы попросить ее вызвать дух пророка Самуила и узнать его совет.

Согласно Библии, до Саула израильским народом управляли судьи, но они оказались неспособны объединить народ и дать достойный отпор врагам, в первую очередь филистимлянам. Предыдущий пророк Илий также не сумел привнести новые законы, чтобы общество могло жить по справедливости. А его сыновья и того хуже - полностью скомпрометировали себя и во время одной из битв с филистимлянами потеряли ковчег Завета - главную еврейскую святыню, а также каменные скрижали с десятью заповедями Господа, сосуд с манной небесной и посох Аарона.

Ковчег Завета служил символом единства израильского народа и Бога, и его не стало. Народ потребовал у Самуила поставить над ними царя, который правил бы ими и вернул святыню. Бог предложил избрать царем Саула и поручил пророку Самуилу всячески его опекать.

В Библии записано, что Господь пошлет многие блага для людей и для их царя, если все они будут слушаться повеления Господа. Но если они не будут слушать гласа Господня, то Он накажет и народ и их правителя.

Первые годы своего правления Саул показывал себя достойным божеского избрания, поступал по воле верховного повелителя. Многими победами над врагами израильского народа он приобрел любовь и всяческое почитание не только приближенных, но и простых людей.

Самуил провозглашает Саула царем

Однажды Саул пошел наперекор повелению Всевышнего

Бог приказал ему наказать амаликитян, кочевое племя идумейского происхождения, которые нападали на израильский народ во время его перехода из Египта в Ханаанскую землю. Саул напал на амаликитян, но не уничтожил их, а разогнал, к тому же пощадил царя. Затем он забрал все стадо амаликитян и лучших волов и овец погнал к себе, якобы для того, чтобы иметь возможность совершить жертвоприношение Господу.

Пророк Самуил был очень рассержен таким поступком Саула. Он сказал ему, что послушание Богу и есть лучшая жертва, а неповиновение есть отрицание Божьей воли и повлечет за собой наказание. И объявил ему волю Господа - Саул потеряет Израильское царство, и впереди его потомство ждет гибель.

С этого времени Саул страшно озлобился, царские почести больше не радовали его. Пророк же Самуил повинился перед Всевышним за Саула. Тогда Господь отправил его в Вифлеем для выбора нового царя. Им оказался Давид, его Самуил тайно помазал на царство. Давид был небольшого роста, но красив, умел играть на арфе и прекрасно пел. Его решили отправить во дворец Саула, чтобы своим пением он развлекал мрачного царя.

Однако после смерти пророка Самуила Саул еще больше возомнил о себе, стал самонадеянным. Он думал, что все блага, которые совершил для народа, это заслуга его одного и перестал выполнять повеления Господа. За проявленную дерзость он должен был быть наказан. Дух Божий тотчас оставил его. Саул почувствовал, что он лишился высшей поддержки, и сделался мрачным, нелюдимым, стал проявлять жестокость по отношению к близким людям.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

1 вариант

ЧАСТЬ 1

Перечень тем

1. 2.

3. 4.

Ответ: ______

Перечень тем

А) Древняя Греция Б) Древний Китай

В) Древний Египет Г) Вавилонское царство

3. Выбранная тема:________ (укажите букву в перечне).

пурпурная краска, агора, фараон, Хаммурапи, Ниневия,Поднебесная, Голиаф

Объясните смысл этого слова.

Ответ: _________________________________________________________________________________________

суд Соломона, демократия при Перикле, суд Осириса, деление общества на касты,

обучение детей клинописи, создание книг из бамбука

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: ________________________________________________________________________________________

ЧАСТЬ 2

_______________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тренировочная работа в формате ВПР

2 вариант

ЧАСТЬ 1

Прочтите перечень из тем и выполните задания 1-6

Перечень тем

1. Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме, обозначенной буквой, подберите по одной иллюстрации, обозначенной цифрой.

1. 2.

3. 4.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

2. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

С этих пор Саул стал скучать, сердиться и браниться. Редко выдавался час, когда он был спокоен.

Заметили это придворные и говорят Саулу:

Что это с тобою? Ты теперь совсем не так весел, как прежде. Позволь, мы приведём к тебе человека, который бы играл пред тобою на арфе, чтобы развеселить тебя.

Саул согласился:

Хорошо! Поищите такого человека, который хорошо играет и приведите ко мне.

Царедворцы отвечали:

Да мы уже нашли такого человека в Вифлееме. Его зовут Давидом. Славно играет он на арфе. Да и сам по себе он добрый, умный и благочестивый человек.

Взяли Давида с зелёного поля, которое так нравилось ему, от его овечек, которых он так любил, во дворец и заставили играть пред царём Саулом.

Давид умел также и петь хорошо. Саул скоро полюбил его, и Давид всегда должен был находиться при Сауле. Делалось ли Саулу скучно, начинал ли он сердиться - Давид брал свою арфу, начинал играть и петь, и Саул приходил в себя и становился спокойнее и веселее.

Ответ : _____

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3–6, только по выбранной вами теме. Перед выполнением каждого из заданий 3–6 укажите букву, которой выбранная тема обозначена в перечне. Указанные в заданиях 3–6 буквы должны быть одинаковыми.

Перечень тем

А) Древняя Палестина Б) Древняя Индия

В) Ассирийская держава Г) Древняя Греция

3. Выбранная тема: ________ (укажите букву в перечне).

Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме.

Ниневия, Конфуций, касты, фаланга, Дарий 1, папирус, Ветхий завет

Ответ: _________________________________________________________________________________________

Объясните смысл этого слова.

4. Выбранная тема:_____(укажите букву в перечне).

Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.

битва в Фермопильском проходе, строительство пирамид,борьба израильтян с филистимлянами, глиняные книги Ашшурбанапала, вера в переселение душ, вторая пуническая война

Ответ: ________________________________________________________________________________________

Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе).

Ответ: ________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

6. Выбранная тема:_____(укажите букву в перечне).

Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны.

Ответ: ________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЧАСТЬ 2

Вспомните важнейшие события истории Вашего региона или населенного пункта и выполните задания.

7.Укажите одного исторического деятеля – вашего земляка (жизнь которого была связана с Вашим регионом или населенным пунктом)

_______________________________________________________________________________________________

8. Чем известен Ваш земляк, каков его вклад в развитие Вашего региона, или населенного пункта, или нашей страны, или мира в целом?

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________


В традиции еврейского народа не было царской власти. Они вели кочевой образ жизни и испокон веку управлялись патриархами, старейшинами, судьями... Еще со времен Моисея в Иудее строилась теократическая система управления: народ - старейшины - судьи - первосвященник (иногда рядом с ним пророк) - Бог. И это оправдывало себя в тех условиях. Однако переход к оседлой жизни, опыт общения с соседними народами (ханаанеянами, филистимлянами...), корыстолюбие и неспособность правящей верхушки защитить народ от внешней экспансии тех же соседей привели к тому, что народ потребовал себе царя, обратившись с требованием о назначении царя к высшему авторитету того времени пророку Самуилу.

Самуил, понимая, что новый вид правления угрожает будущей власти его сыновей, сопротивлялся этому решению, но в итоге все-таки сделал выбор в пользу юноши Саула, сына Киса из рода знатного с добрым именем из малочисленного колена Веньяминова. Вначале Самуил тайно помазал его на царствие, а потом через некоторое время перед народом на помазанника выпал жребий. Так излагает историю избрания Саула Иосиф Флавий.

Правил Саул примерно 20 лет и первое время своего царствования поступал по воле Божьей, показывая себя достойным правителем. Многими победами над врагами он приобрёл себе любовь народа. Поначалу он отказывался от почестей и в мирное время сам пахал на своём поле (1Цар. 11:4). Со временем Саул перестал исполнять повеления Божии, став самонадеянным, и Дух Божий оставил его. Понимая это, он впал в депрессию, и ничто его не радовало. Тайно на царствие был помазан Самуилом приближенный к царю Давид, разгонявший хандру царя искусной игрой на арфе.

В Гелвуйской битве пали три сына Саула. Окружённый вражескими лучниками и израненный их стрелами, Саул бросился на свой меч (1Цар. 31:4).

Давид играет на арфе перед Саулом.
Александр Андреевич Иванов. 1831 г. Бумага, наклеенная на бумагу и на картон, масло. 8,5 х 13,5.
На библейский сюжет. Эскиз неосуществлённой картины.
Поступила в 1926 г. из Румянцевского музея (дар С. А. Иванова в 1877 г.). Инв.№ 7990.
Государственная Третьяковская галерея
http://www.tez-rus.net/ViewGood18360.html


Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила.
Дмитрий Никифорович Мартынов (1826-1889). 1857 г.
Ульяновский художественный музей

Рассказ об Аэндорской волшебнице содержится в Первой книге Царств (глава 28). В ней повествуется, как после смерти пророка Самуила войска филистимлян собрались на войну с Израилем. Царь Израиля Саул попытался вопросить Бога об исходе битвы, „но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков“ (1Цар.28:6). Тогда он приказал слугам - „сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу её“. Слуги нашли женщину-волшебницу в Аэндоре и Саул, сменив царские одежды на простые, взял с собой двух человек и ночью отправился к ней.

„И сказал ей [Саул]: прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе. Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне? И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело. Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне. И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты - Саул. И сказал ей царь: не бойся; что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли. Какой он видом? - спросил у неё [Саул]. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился. (1Цар.28:8-14)“

Саул спросил Самуила о том, как поступить ему в войне с филистимлянами, на что получил ответ - „для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду“. (1Цар.28:16-17). Далее Самуил предрёк, что „завтра ты и сыны твои [будете] со мною“. Саул испугался и пал на землю. Волшебница подошла к нему, предложила хлеба, после уговоров царь согласился и женщина заколола ему телёнка, испекла опресноки. Поев, Саул удалился.

На следующий день в битве сыновья Саула - Ионафан, Аминадав и Малхисуа были убиты, а сам царь покончил с собой (1Цар.31:15). Первая книга Паралипоменон сообщает, что „умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом“ (1Пар.10:13).


Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы).
Николай Николаевич Ге. 1856 г. Холст, масло. 288×341.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Царь Давид

Давид - второй царь Израиля, младший сын Иессея. Царствовал 40 лет (ок. 1005 - 965 до н. э., по традиционной еврейской хронологии ок. 876 - 836 до н. э.: семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года - царём объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме). Образ Давида является образом идеального властителя, из рода которого (по мужской линии), согласно иудейским библейским пророчествам, выйдет Мессия, что уже осуществилось, согласно христианскому Новому Завету, где подробно описано происхождение Мессии - Иисуса Христа от царя Давида. Историчность царя Давида является предметом дискуссии историков и археологов.


Древо Иессея.
Марк Шагал. 1975 г. Холст, масло. 130×81 см.
Частная коллекция


Давид и Голиаф.
И. Е. Репин. 1915 г. Бумага на картоне, акварель, бронзовый порошок. 22х35.
Тверская областная картинная галерея

Призванный к царю Саулу, Давид игрой на кинноре отгонял злого духа, мучившего царя за его отступничество от Бога. После того как Давид, пришедший в израильское войско навестить своих братьев, принял вызов великана-филистимлянина Голиафа и сразил его пращой, обеспечив тем самым победу израильтянам, Саул окончательно взял его ко двору (1Цар. 16:14 - 18:2).


Вирсавия.
Карл Павлович Брюллов. 1832 г. Не оконченная картина. Холст, масло. 173х125,5.
Поступила в 1925 г. из Румянцевского музея (собрание К. Т. Солдатенкова). Инв.№ 5052.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
http://www.tanais.info/art/brulloff6more.html


Вирсавия.
К.П. Брюллов. 1830-е (?). Холст, масло. 87,5 х 61,5.
Вариант одноименной картины 1832 из собрания ГТГ
Вторая книга Царств, 11, 2-4
Слева, на кране, подпись: К. П. Брюлло.
Поступила в 1907 от А. А. Козловой (Санкт-Петербург). Инв.№ Ж-5083.

http://www.tez-rus.net/ViewGood36729.html

Примерно в 1832 году Карл Брюллов создал полотно, явившееся своеобразным итогом его многолетних творческих исканий в мифологической и жанровой живописи. Замыслив картину «Вирсавия», он самозабвенно начинает над ней работать в течение четырех лет. Автора переполняло желание изобразить обнаженное человеческое тело в лучах заходящего солнца. Пронизывающая картину тонкая игра света и тени, воздушность окружающей фигуру среды, не помешали автору придать силуэту четкость и скульптурную объемность. В картине «Вирсавия» Брюллов искусно изображает чувственную эротику, откровенно по-мужски любуясь каждой складочкой на стройном теле и каждой прядью распушенных густых волос. Для того, чтобы усилить впечатление, мастер применил эффектный цветовой контраст. Мы видим, как белизну матовой кожи Вирсавии оттеняет смуглая темная кожа служанки-эфиопки, нежно прильнувшей к своей госпоже.

В основу картины лег сюжет из Ветхого завета. В Библии «Вирсавия» описывается, как женщина редкостной красоты. Гуляя по крыше своего дворца, царь Давид увидел внизу девушку, которая обнажилась и уже готова была войти в воды мраморной купальни. Пораженный неповторимой красотой Вирсавии, царь Давид испытал страсть. Муж Вирсавии в это время находился далеко от дома, служа в армии царя Давида. Не пытаясь соблазнить царя, Вирсавия все же явилась по его приказу во дворец и после их отношений Вирсавия забеременела. Царь Давид отдал командиру армии распоряжение, в котором приказал ее мужа направить в самое горячее место, где бы его убили. В итоге так и произошло, после чего царь Давид женился на Вирсавии. Появившись на свет, их первый ребенок прожил всего несколько дней. Давид долго горевал и раскаивался в содеянном. Несмотря на свое высокое положение и статус самой любимой жены Давида, Вирсавия вела себя очень скромно и достойно. Между тем, в Библии говорится о том, что она имела большое влияние на царя, это доказывает и тот факт, что она убедила правителя назначить своего старшего сына Соломона царем. После того, как за престол царя Давида началась ожесточенная борьба между его сыновьями, она всячески содействовала разоблачению четвертого сына Давида Адония, который стремился сместить отца с престола. У Вирсавии было два сына Соломон и Нафан. Всю свою жизнь она любила и была предана царю Давиду, став прекрасной женой и хорошей матерью. аrt-on-web.ru


Давид и Вирсавия.
Марк Шагал. Париж, 1960. Литография, бумага. 35,8×26,5


Песня Песней
Марк Шагал
Музей Марка Шагала, Ницца


Царь Давид.
Марк Шагал. 1962–63 г. Холст, масло. 179.8×98.
Частная коллекция


Царь Давид.
В.Л. Боровиковский. 1785 г. Холст, масло. 63,5 х 49,5.
Слева внизу дата и подпись: 1785 года писалъ Владимiръ Боровиковскiй.
Поступила: 1951 из собрания Р.С. Беленькой. Инв.№ Ж-5864
Государственный Русский музей
http://www.tez-rus.net:8888/ViewGood34367.html

Царь Соломон

Соломон - третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965-928 до н. э., в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), его соправитель в 967-965 до н. э. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм - главная святыня иудаизма, позднее разрушенный Навуходоносором. Традиционно считается автором «Книги Екклесиаста», книги «Песнь песней Соломона», «Книги Притчей Соломоновых», а также некоторых псалмов. При жизни Соломона начались восстания покорённых народов (эдомитян, арамеян); сразу же после его смерти вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства (Израильское и Иудейское). Для позднейших периодов еврейской истории царствование Соломона представляло своего рода «золотой век». «Солнцеподобному» царю приписывались все блага мира - богатство, женщины, недюжинный ум.


Суд царя Соломона.
Н.Н. Ге. 1854 г. Холст, масло. 147 x 185.
Киевский государственный музей русского искусства

Ученическая программная работа «Суд царя Соломона» выполнена по всем академическим канонам, в несколько скованной и сдержанной манере.

Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним. И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме; и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его; и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди; утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила. И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем.

И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой. И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю. И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой. И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите. И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она - его мать. 3-я Царств 3:16-27


Экклезиаст или Суета сует (Суета сует и всяческая суета).
Исаак Львович Аскназий. 1899 или 1900 г.
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств в С.-Петербурге

Самая большая, серьезная и последняя работа художника была написана в 1900 году - картина "Экклезиаст" или "Суета сует". Она экспонировалась даже на Парижской выставке 1900 года.
На картине изображен царь Иерусалимский Соломон, сидящий на престоле, мысли его мрачны, губы шепчут: "Суета сует, все суета". Художник изображает царя одиноким, давно покинутым детьми. Только два верных слуги - телохранителя и секретарь остались с ним. Слуги с пристальным вниманием следят за движением его губ, а секретарь записывает на доске высказывания мудрого царя.

Выверенная композиция, прекрасный рисунок, знание стиля изображаемой эпохи - все свидетельствует о том, что картина выполнена рукой мастера. Восточная роскошь убранства интерьера дворца и одежд сидящего на троне царя Соломона лишь подчеркивают главную идею произведения: внешнее великолепие - это все суета. Произведение, которому Аскназий посвятил шесть лет жизни, вошло в экспозицию Русского отдела на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Автор мечтал, чтобы полотно было приобретено Академией художеств для Русского музея императора Александра III. Однако картина, хоть и купленная за пять тысяч рублей, в новый музей не попала, оставшись в академической коллекции. Многочисленные этюды и эскизы для нее были впервые показаны на «Посмертной выставке работ академика И.Л.Аскназия», открывшейся в академических залах в 1903 году, на которой было представлено 110 картин и более 150 этюдов и эскизов. Это была персональная выставка работ Исаака Аскназия. Парашутов


Царь Соломон.
Нестеров Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1902 г.
Фрагмент росписи барабана купола церкви во имя благоверного князя Александра Невского
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15191

Текущая страница: 9 (всего у книги 33 страниц)

Руфь

В те времена, когда израильтянами управляли судьи, в земле израильской начался голод. Голод! Понимаете ли вы, мои добрые дети, что означает это страшное слово? Голод – это жестокое наказание Божье за наши грехи. На полях ничего не вырастает. Хлеба не достанешь и за деньги. А каково приходится бедным? Купить не на что, да никто и не продаст; просить – не подадут. И приходится беднякам умирать с голоду.

Вот в такое-то тяжелое время жил в небольшом иудейском городке Вифлееме один бедный человек с женой и двумя взрослыми сыновьями.

Много нужды и горя терпели они во время голода. В конце концов, чтобы не умереть, покинули они свою родину и отправились в чужую землю, где хлеб уродился и был дешев. Недолго пожил там этот человек и умер. Осталась жена его Ноеминь вдовой с двумя сыновьями своими. Оба они женились, но недолго радовалась Ноеминь, глядя на своих сыновей. И они умерли.

Теперь старая Ноеминь и две молодые жены ее сыновей совсем осиротели. Ноеминь любила этих женщин, как родных дочерей. Одну из них звали Орфа, а другую – Руфь.

Но вот Ноеминь узнала, что хлеб в земле израильской подешевел, и вздумала вернуться туда. Быстро она собралась в дорогу. Обе невестки (жены ее сыновей) пошли вместе с ней. По дороге Ноеминь предложила им: «Вернитесь назад на родину. Там Милосердный Бог пошлет вам счастье за то, что вы так любили меня и моих сыновей». Стали они прощаться, но Орфа и Руфь заплакали и сказали: «Мы пойдем вместе с тобой в твое отечество!»

«Нет, – сказала Ноеминь, – я не могу согласиться на это. Дома вы будете счастливее, чем в моем отечестве. Возвращайтесь».

Тогда одна из невесток, Орфа, еще раз простившись с матерью, вернулась назад к своим родным. Руфь же не вернулась. Она ни на шаг не отставала от Ноеминь, не хотела покинуть старую мать. Тогда Ноеминь сказала Руфи: «Моя добрая дочь! Посмотри, твоя сестра Орфа возвращается на родину. Сделай и ты то же, вернись к своим родным».

Но Руфь начала горько плакать: «Милая матушка! Зачем ты говоришь, чтобы я вернулась? Я не могу покинуть тебя. Куда пойдешь ты, туда пойду и я. Я буду жить вместе с тобой. Твой народ будет моим народом, и твой Бог – моим Богом. Где умрешь ты, там умру и я. Где тебя похоронят, там похоронят и меня. Только смерть разлучит нас».

Ноеминь поняла, что Руфь не хочет оставить ее, и перестала ее уговаривать. Пошли они обе в землю иудейскую и пришли в город Вифлеем. Добрая Руфь! Бог наградит ее за это, пошлет ей счастье, но об этом я расскажу вам дальше.

Бог награждает Руфь

Руфь почитала и любила Ноеминь, как родную мать, и заботилась о ней. Она работала, чтобы прокормить себя и свою старуху. Но обе были так бедны, что у них не было земли, на которой можно было бы посеять хлеб. Когда созревал на полях хлеб и начиналась жатва, бедная Руфь ходила подбирать колосья, которые оставались на чьем-нибудь поле после жатвы.

Однажды, во время жатвы ячменя, она пошла собирать колосья. Поле, на котором она их собирала, принадлежало одному очень богатому человеку, которого звали Воозом. Когда Руфь подбирала колосья на поле, пришел Вооз и увидел ее. Он пошел к своим жнецам (людям, которые срезают колосья) и спросил: «Кто эта молодая женщина?» Жнецы ответили: «Эта женщина пришла со старой Ноеминью из чужой страны. Она уже целый день подбирает колосья. Она очень прилежно работает». «А, вот это кто, – сказал Вооз. – Об этой женщине я уже слышал много хорошего».

После этого Вооз подошел к Руфи и сказал ей ласково: «Дочь моя, когда ты снова пойдешь собирать колосья, то не ходи ни на какое другое поле, а приходи сюда. Я сказал жнецам, чтобы они оставляли тебе колосьев побольше. Никто здесь не обидит тебя. И если тебе захочется пить, подходи к чашкам, в которых питье, и пей сколько хочешь».

Руфь никак не могла понять, за что господин так ласков с ней, и спросила Вооза: «Почему ты так добр ко мне? Разве ты меня знаешь? Ведь я здесь чужая».

«О, я уже слышал, что ты сделала для старой Ноемини, – ответил Вооз. – Я знаю, что ты оставила своего отца, мать, свое отечество и народ и пошла с ней. Да наградит тебя Бог за это!»

Руфь работала очень прилежно целый день. Вооз приказал накормить ее. Вечером она выколотила пучки колосьев и собрала очень много зерен. Когда Ноеминь увидела целую кучу зерен, она сказала: «Ты принесла сегодня очень много хлеба. На чьем поле ты собирала колосья?»

Руфь рассказала все, что произошло, и как богатый господин Вооз был ласков с ней.

С тех пор Руфь ходила на поле Вооза каждый день и собирала колосья, пока не закончилась жатва. Вооз часто видел Руфь, и она нравилась ему все больше и больше. Наконец богатый Вооз женился на бедной Руфи.

Теперь скромной Руфи было очень хорошо! Больше ей не нужно было подбирать колосья на чужом поле. Но и теперь она не покинула старую Ноеминь. Руфь взяла ее к себе и заботилась о ней до самой ее смерти.

Бог всегда посылает счастье добрым детям, которые любят и берегут своих родителей.

Рождение Самуила

Водном иудейском городе жил некий благочестивый человек по имени Елкана. Его жена Анна очень горевала о том, что у нее не было детей. Часто думала она, как бы была счастлива, если бы у нее тоже, как у других женщин, родился ребенок. Недалеко от ее родины находился город Силом. В этом городе была скиния (походная еврейская церковь), куда Анна ходила каждый год, молилась там и приносила жертвы. Однажды она, как всегда, преклонив колена перед алтарем, плакала и молилась. Я скажу вам, о чем была ее молитва. Подняв руки, она говорила: «Боже мой, сжалься надо мной, дай мне сына! Если Ты дашь мне его, обещаю: всю свою жизнь он посвятит служению Тебе».


Руфь подбирает колосья на поле Вооза. (Книга Руфи 2:2–7)


Бог услышал молитву Анны и дал ей сына, которого она назвала Самуилом.

Когда Самуил немного подрос, Анна подумала о том, что она обещала Богу, поэтому отвела маленького Самуила в храм.

При храме жил старый первосвященник Илий. Анна сказала Илию: «Я привела к тебе сына, которого мне дал Бог. Возьми его. Вся его жизнь должна быть посвящена служению Господу».

Илий взял к себе маленького Самуила, и тот остался служить Господу.

Сыновья Илия

У первосвященника Илия было два сына. Оба они были нечестивы и распутны, хотя и выполняли священнические обязанности. А именно, когда приходили люди и приносили с собой в храм мясо, которое нужно было принести в жертву, оба брата потихоньку подкрадывались к мясу, брали вилки и таскали самые лучшие куски. Иногда же они силой отнимали куски мяса у людей.

Они совершали еще много других бесчинств. Одним словом, это были бессовестные, нехорошие люди.

Илий знал, что оба его сына проделывают много злых проказ, но не говорил им ничего. Люди жаловались, однако Илий ни разу не сделал своим сыновьям даже строгого выговора. Только один раз позвал он сыновей к себе. И вы думаете, что он бранил их? Нет. Он очень ласково сказал: «Дети мои, плохо то, что я слышу о вас. Не будьте же такими дурными».

Но дети не послушались отца. Тогда Бог решил наказать сыновей, а также и отца, который все позволял своим негодным сыновьям и тем избаловал их. Слушайте же!

Однажды Самуил ночевал в храме. Вдруг он услышал голос, который звал: «Самуил! Самуил!» Самуил быстро вскочил, пошел к Илию и спросил: «Я здесь, ты звал меня?» «Нет, – ответил Илий, – я тебя не звал. Иди ложись спать». Самуил пошел. Но лишь только он заснул, как снова услышал: «Самуил! Самуил!» Самуил быстро встал, снова пошел к Илию и сказал: «Я здесь, ты меня звал?» «Не звал я тебя, – ответил Илий, – иди и ложись». Самуил пошел. Но вскоре в третий раз кто-то позвал: «Самуил! Самуил!» Самуил встал, пошел к Илию и сказал: «Я здесь. Ты меня звал?» Только теперь догадался Илий, что это Бог зовет Самуила, и потому сказал мальчику: «Иди и ложись. Если же тебя снова позовут, отвечай: “Господи! Господи! Я слушаю Тебя!”»

Самуил пошел и снова лег на свое место. И в самом деле, вскоре он снова услышал: «Самуил! Самуил!» Теперь Самуил ответил так: «Господи, Господи, Твой раб слушает Тебя». Бог сказал Самуилу: «Первосвященник Илий совершил большой грех. Он знал, что его сыновья нечестивые, но ни разу не наказал их. За это Я накажу его самого и его сыновей».

На следующее утро Илий рано пришел к Самуилу и спросил его: «Что тебе говорил Бог?» Самуил сначала не хотел говорить, но Илий попросил: «Скажи мне все». Тогда Самуил рассказал Илию слово в слово все, что говорил ему Бог, и Илий сказал: «Он Господь: Он может делать все, что хочет».

Смерть Илия

Вскоре после этого израильтяне должны были начать войну с филистимлянами. Отправились на войну и оба сына Илия. Но Бог не помогал евреям, и они были побеждены. Многие из них были убиты, в том числе и оба сына Илия. Старый священник Илий сидел на стуле у дверей храма и ожидал своих сыновей с войны. Вдруг, запыхавшись, прибежал к нему вестник из войска и закричал: «Евреи разбиты! Филистимляне победили! Твои сыновья тоже убиты, и филистимляне отняли у нас ковчег завета».

Илий так испугался, что упал со стула и сломал себе спину. Он тут же умер на месте.

Так были наказаны Илий и его сыновья.

Видите, милые дети, иногда бывает нужна и строгость. Ведь вы порой доводите дело до того, что вас следует побранить и даже наказать. Надо жалеть о тех детях, которым родители разрешают все, не обращают на них никакого внимания, никогда не побранят, не накажут за леность или шалость. Ваши родители желают вам добра и хотят, чтобы вы были хорошими людьми. Оттого они и строги, что любят вас. Кто любит своего сына, тот наказывает его, если он заслуживает этого.

Израильтяне просят царя

После смерти Илия Самуил стал священником и судьей. У него тоже было двое сыновей, которые помогали ему управлять израильтянами. Но сыновья не были так благочестивы, как их отец Самуил.

Евреи приходили к Самуилу со своими проблемами или жалобами друг на друга. Сыновья Самуила брали у них деньги или принимали подарки и очень часто оправдывали виновного, а правого обвиняли, или богатому отдавали то, что следовало отдать бедному. Евреям это не нравилось: они сердились на сыновей Самуила и не хотели, чтобы ими управляли судьи, а желали иметь царя. Поэтому старейшие из израильтян пришли однажды к Самуилу и сказали ему: «Ты уже стар, а твои сыновья совсем не так совестливы, как ты. Поэтому дай нам царя. Другие народы имеют царей, и мы хотим».

Но Самуилу не понравилось, что израильтяне желают иметь царя. Он спросил Господа Бога, что делать ему, потому что народ непременно хочет иметь царя. Бог сказал: «Сделай то, чего хотят израильтяне, дай им царя. Они не слушаются больше и не хотят слушать Меня. До сих пор Я, Господь Бог, был Царем израильским, но они не хотят, чтобы Я был царем. Пусть у них будет царь. Только лучше ли им будет?»

Самуил собрал народ и сказал, что евреи оскорбляют Бога, не желая иметь Его своим царем. Но народ остался при своем: «Мы желаем царя».

Саул, первый царь израильский

Далеко от города Силома, в котором был дом Самуила, жил один богатый человек. У него был сын, которого звали Саулом. Саул был красивый молодой человек высокого роста, на целую голову выше других израильтян.

Однажды у отца Саула пропали ослицы. Тогда он сказал сыну: «Возьми слугу и поищи ослиц. Может быть, ты найдешь их».

Саул отправился со слугой. Долго искали они ослиц, но найти не могли. Наконец подошли они к городу, где жил Самуил, и слуга сказал: «Я слышал, что здесь живет один пророк». Вы еще не слыхали, дети, этого слова – «пророк»?

Пророками назывались святые благочестивые люди, которым Бог открывал, что произойдет в будущем. Пророки предсказывали будущее и учили народ закону Божьему. И Самуил был тоже святым пророком. К нему и посоветовал обратиться слуга Саула: «Отыщем его, может быть, он скажет, где нам найти ослиц».

Саул согласился. Они отправились в город и вскоре нашли Самуила.

Бог же перед этим открыл Самуилу, что к нему придет молодой человек, которого он должен сделать царем.

Саул спросил у Самуила, не знает ли он, где его ослицы. Самуил же ответил: «Не беспокойся об ослицах. Я должен передать тебе что-то более важное, поэтому останься сегодня у меня».

Саул остался. На следующее утро Самуил встал рано, взял сосуд с благоухающим маслом и вылил это масло на голову Саулу. Потом Самуил поцеловал Саула и сказал: «Это знак того, что Бог сделал тебя царем над израильтянами».

После этого у нас, когда царь вступал на царство, его помазывали священным миром (благовонным маслом). Поэтому наши цари назывались «помазанниками Божьими».

Вскоре после этого Самуил собрал израильтян, вывел к ним Саула и сказал: «Смотрите: вот царь, которого выбрал вам Бог». Народ закричал от радости: «Да здравствует царь!»

Непослушание Саула

Так Саул из простого подданного стал царем. Конечно, когда Бог посылает нам счастье, мы должны благодарить и слушать Его, иначе Господь прогневается на нас, отнимет у нас и счастье, и богатство, и мы снова станем бедными и несчастными.

Сначала Саул был послушен Богу и пророку Самуилу и следил, чтобы народ не забывал Бога и исполнял заповеди Божьи. Но вскоре забыл он, какое счастье послал ему Бог. Недолго он был послушен Богу и Самуилу.

Однажды отправился Саул на войну против филистимлян. Перед походом следовало помолиться Богу и принести жертвы. Самуил обещал Саулу прийти к нему через семь дней и принести Богу жертвы. Он велел Саулу дождаться его. Наступил седьмой день, Самуил все не приходил. Саулу надоело ждать. «Приведите ко мне животных, – приказал он, – я сам принесу жертвы». Несчастный! Он и не думал, какой страшный грех совершит, если принесет жертвы, которые может приносить только поставленный от Бога священник. Только окончил Саул жертвоприношение, как пришел Самуил и сказал ему: «Что ты сделал? Зачем нарушил заповедь Божью? За это Бог отнимет у тебя царство и отдаст другому».

В другой раз Бог велел Саулу начать войну с амаликитянами. Это были настоящие разбойники. Они грабили и убивали всех, кто был слабее их. Амаликитяне были настолько жестоки, что отнимали у матерей детей и брали их в плен или даже убивали. Господь прогневался на этих злых людей. Чтобы они впредь не могли обижать и убивать других, Бог приказал Саулу уничтожить во время войны всех амаликитян без всякой пощады. Саулу было также велено истребить и все стада, принадлежавшие этому народу. Их злого царя в наказание за все его жестокости Бог велел убить непременно.

Но Саул уже перестал слушаться Бога, а поступил так, как ему хотелось самому. Он, правда, пошел войной на амаликитян, истребил почти весь этот народ, взял их царя в плен, но пожалел этого злого человека и не убил его. Из стад он выбрал самых лучших животных и оставил их себе, убить же велел только никуда не годных.

Когда Самуил пришел к Саулу, Саул сказал: «Я исполнил волю Божью».


Самуил сообщает Саулу о знамениях. (Первая книга Царств 10:1–9)


Самуил спросил Саула: «А чьи это овцы блеют и чьи коровы мычат?»

Саул оправдывался: «Я оставил их, чтобы принести в жертву Богу».

«Лучше было бы, если бы ты вместо того, чтобы приносить жертвы, был послушен Господу, – сказал Самуил. – Не нужны Богу твои жертвы, Ему приятно послушание. Послушание лучше жертвы. Не будешь ты царем за то, что не послушался Бога». Самуил повернулся и пошел прочь.

Саул хотел остановить Самуила и схватил его за одежду, но так сильно, что оторвал полу. «Как ты оторвал мою полу, так Господь отнимет у тебя царство и отдаст другому, который лучше тебя», – проговорил обиженный Самуил Саулу.

Давид

Самуил очень жалел Саула и плакал о нем. И вот однажды явился Самуилу Господь и сказал: «Перестань плакать о Сауле. Поскольку он не слушает Меня, то и не будет больше царем над Моим народом. Поэтому наполни свой рог маслом и иди в город Вифлеем. Там живет пастух, которого зовут Иессеем и у которого восемь сыновей. Из них одного ты помажь в цари. Я тебе укажу его». Самуил отправился к Иессею. Иессей велел сыновьям войти. Увидев первого, Самуил подумал, что это и есть избранник, потому что он был высок ростом и красив лицом. Но Бог сказал Самуилу: «Не смотри на красоту и рост. Люди смотрят на лицо, а Господь смотрит на сердце. Не этого Я избрал». Иессей ввел другого сына. Но и на этого не указал Бог Самуилу. Позвали третьего. Но и он не был выбран. Потом вошли четвертый, пятый, шестой, седьмой, но среди них все еще не было избранного.

Тогда Самуил спросил у отца: «Все ли твои сыновья здесь?» «Нет, – ответил Иессей, – здесь нет самого младшего: он пасет овец». «Позови его», – сказал Самуил.

Вскоре перед Самуилом предстал и восьмой сын Иессея, Давид. У него было румяное лицо и прекрасные добрые глаза. Бог сказал Самуилу: «Вот он! Помажь его!» Самуил взял масло и помазал Давида в цари над израильтянами. С этого дня Давид стал совсем другим человеком. Дух Божий вошел в его сердце.

Так Давида помазали в цари. Но Саул пока не знал этого, да и Давид оставался еще в доме своего отца.

Погодите, друзья мои, одну минуту. Ваш маленький товарищ спрашивает меня: «Что это такое – рог с елеем?» Мы держим деревянное масло (для лампад) или в стеклянных бутылках, или в жестяных кувшинах. У евреев таких бутылок и кувшинов не было. Они, когда убивали быков, брали у них рога, приделывали к ним донышко и пробку и хранили в них масло. Вот в такой-то рог вместо бутылки и налил Самуил елей (масло), из такого-то рога он и вылил елей на голову Давида.

Давид играет перед Саулом на арфе

Дети, нужно жалеть того человека, который не слушает Бога. Это самый несчастный человек. Он уже не может быть спокоен сердцем. Он не может быть веселым и ласковым. Его мучает совесть. Он все время словно чего-то боится и часто тоскует. Это случилось и с царем Саулом. Дух Божий оставил Саула, и стал его мучить злой дух. С этих пор Саул стал скучать, сердиться и браниться. Редко выдавался час, когда ему было не так плохо и он был спокоен. Заметили это придворные и говорят Саулу: «Что с тобой? Ты теперь совсем не так весел, как прежде. Позволь привести к тебе человека, который будет играть перед тобой на арфе, чтобы хоть немного развеселить тебя». Саул согласился: «Поищите человека, который хорошо играет, и приведите ко мне». Царедворцы ответили: «Да мы уже нашли такого человека в Вифлееме. Его зовут Давидом. Как хорошо он играет на арфе! Да и сам по себе он очень добрый, умный и благочестивый человек».

И увели Давида от зеленого поля, которое так нравилось ему, от овечек, которых он так любил, во дворец и заставили играть перед царем Саулом.

Давид умел также и хорошо петь. Саул вскоре полюбил его, и Давид всегда должен был находиться при Сауле. Становилось ли Саулу скучно, начинал ли он сердиться – Давид брал свою арфу, начинал играть и петь, и Саул приходил в себя, становился спокойнее и веселее. Но Давид пел не веселенькие песенки, под которые хочется плясать и которые могут нравиться только глупым людям, а умному человеку быстро надоедают. Нет! Давид пел священные песни о Боге, о Его милосердии, о премудрости Божьей, о Божьих благодеяниях.

Эти священные песни называются псалмами и собраны в одной книге – Псалтыри.

Голиаф

Снова поднялась война между израильтянами и филистимлянами. Вышли войска – израильское и филистимское – и стали друг против друга. Израильтяне находились на горе; напротив, на другой горе, встали филистимляне. Между горами простиралась долина, по которой протекал ручей. Войска долго стояли друг против друга и не начинали сражение.

В войске филистимлян был великан и страшный силач – Голиаф, очень высокий, почти вдвое выше обыкновенного человека. На голове у него был большой медный шлем (каска), ноги, руки и все туловище покрывали тяжелые медные латы. В руке он держал длинное копье с длинным тяжелым железным наконечником. Лицо у этого великана было просто страшное из-за большой косматой бороды и огромных сердитых глаз. Я думаю, что, увидев такого ужасного человека, вы непременно испугались бы и убежали.

Вот этот-то великан и силач спускался с горы в долину и, насмехаясь над евреями, своим грубым, хриплым голосом громко кричал им: «Кто из вас осмелится прийти сюда и сразиться со мной? Если среди вас найдется такой смельчак, который победит меня, филистимляне станут рабами евреев; если же я убью его, евреи будут рабами филистимлян». Он проделывал это каждый день – утром и вечером – в течение сорока дней.

Обидно было евреям слушать насмешки и ругательства Голиафа, а выйти против него никто не решался – страшно! Такой богатырь убьет любого.

Три старших брата Давида тоже были на войне. Отец послал к ним Давида проведать их и отнести им хлеба. Приходит Давид в лагерь и слышит, как Голиаф насмехается над евреями. Давиду стало досадно, что Голиаф бранит евреев, он и спросил: «А чем наградят того человека, который убьет этого великана?» Ему ответили: «За того, кто убьет этого филистимлянина, царь Саул отдаст замуж свою дочь». «Я хочу сразиться с ним», – сказал Давид.

Доложили Саулу, что Давид хочет бороться с Голиафом. Саул позвал Давида к себе и сказал ему: «Где тебе бороться с таким великаном: ведь ты еще мальчик, а он уже давно ходит на войну».

«Я убивал и львов, и медведей, когда они нападали на моих овец. Бог поможет мне победить и этого великана, чтобы он не оскорблял евреев», – ответил Давид.

«Ступай с Богом. Иди, да будет с тобой Господь», – сказал Саул и дал Давиду свой медный шлем (каску), латы и меч.

Надел Давид шлем на голову, латы на грудь, привязал сбоку меч. Но с непривычки и оттого, что доспехи были для него слишком велики и тяжелы, Давид чувствовал себя неловко. Он не мог даже двигаться в них. «Нет, – сказал Давид, – не нужно мне этих вещей, они мешают мне». Он взял свою палку, сумку и пращу и пошел драться с Голиафом.

Я расскажу вам, что такое праща. Это, видите ли, небольшой кожаный мешочек (или петелька), привязанный к палке. В этот мешочек кладут небольшой гладенький камешек. Если размахнуться палкой, камешек выскочит из мешка и полетит. Были такие мастера бросать камни из пращи, что никогда не промахивались.

Посмотрим же, что сделает Давид, как он будет бороться с великаном, которого все боялись. Будет очень жаль, если Голиаф убьет Давида.

1.

«У царя этого племени родился первенец, которому дали имя Гаутама. На седьмой день после рождения сына умерла его мать. Отец решил посвятить свою жизнь сыну. Он приказал огородить дом высокой стеной, чтобы ничто не могло смутить юную душу. В ворота пропускали только красивых и хорошо одетых людей. Прожив 29 лет, став мужем и отцом, Гаутама ни разу не выходил за ворота и наивно полагал, что всюду живут также беззаботно, как он. Но однажды он встретил дряхлого старца и понял, что старость неизбежна. Встретил больного и понял, что не вечно будет здоров. Он задумался о смерти и решил стать отшельником. Долго странствовал он, голодал и терпел лишения. И однажды, когда он сидел под огромным деревом, скрестив ноги, предаваясь глубокому размышлению, он обрёл мудрость».

Пе­ре­чень тем

А) Шу­мер­ские го­ро­да-го­су­дар­ства Б) Древ­няя Индия В) Древ­ний Еги­пет Г) Древ­няя Гре­ция

2.

Пе­ре­чень тем

А) Ва­ви­лон­ское цар­ство Б) Фи­ни­кия В) Древ­ний Еги­пет Г) Древ­няя Па­ле­сти­на

3. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

Пе­ре­чень тем



А) Шу­мер­ские го­ро­да-го­су­дар­ства Б) Древ­няя Индия В) Древ­ний Китай Г) Древ­няя Гре­ция

4. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

Уста отверз, государю Мардуку он вещает:

«Государь Мардук, пока в тот дом не войдёшь,

А Огнь одежды твои не очистит и к себе ты не вернёшься,

До тех пор буду править, укреплю уставы земли и неба,

Поднимусь в небеса. Дам приказ Игигам,

В Бездну спущусь, подчиню Ануннаков,

В Страну без Возврата верну демонов злобных,

Над ними взмахну моим грозным оружьем.

Злому ветру, как птице, сломаю крылья.

К дому, куда войдёшь ты, государь Мардук,

По бокам ворот Ану и Энлиля, как быков положу я».

Пе­ре­чень тем

А) Ва­ви­лон­ское цар­ство Б) Древ­няя Индия В) Древ­няя Па­ле­сти­на Г) Древ­няя Гре­ция

5. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

Когда Давид принёс показать Саулу голову убитого им Голиафа, Саул спросил его: «Чей ты сын?» Давид ответил: «Я - сын Иессея, который живёт в Вифлееме». При разговоре присутствовал Ионафан, сын царя Саула. Он был рослым и мужественным юношей. Ионафан от души полюбил Давида и заключил с ним дружеский союз. В знак этого союза он подарил Давиду свою одежду, пояс, меч и лук. Давид также полюбил Ионафана.

Однако Саулу не нравилась их дружба. Когда Давид убил Голиафа, то народ прославлял его, восклицал: «Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч!» Услышав эти песни, Саул очень огорчился, потому что он жаждал славы только для себя. С тех пор он стал завидовать Давиду и хотел убить его.

Однажды, когда злой дух возмущал его, и Давид играл перед ним на гуслях, Саул бросил в него копьё, но Давид, уклонившись от него, спасся.

Пе­ре­чень тем

А) Пер­сид­ская дер­жа­ва Б) Древ­няя Китай В) Древ­ний Рим Г) Древ­няя Па­ле­сти­на

6. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

Рука об руку с ним шла его верная супруга Изида. Между дикими растениями поля она отыскала пшеницу и ячмень, научила людей хлебопашеству, а Осирис изобрёл хлебопечение...

Маленький город Тапе, т. е. Фивы, скоро расстроился, украсился храмами и дворцами, и со временем вырос в стовратую столицу страны...

И вот, однажды, царь позвал к себе супругу свою Изиду, сына своего Гора и своего брата Сета и сказал:

Вы видите, народ мой счастлив и уже не нуждается в моём личном присутствии; поэтому я хочу уйти и дать другим народам то, что делает добрыми и счастливыми. Ты, моя Изида, остаешься царицей страны и носи высшее достоинство в продолжение моего отсутствия; но на твои плечи, брат мой Сет, возлагаю я всю тяжесть правления заботы о моей жене и моём ребёнке. И так поступай, чтобы с честью предстать предо мною, когда я вернусь!

Пе­ре­чень тем

А) Ас­си­рий­ское го­су­дар­ство Б) Древ­няя Па­ле­сти­на В) Древ­ний Еги­пет Г) Древ­няя Гре­ция

7. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

Перед отплытием в далёкую Колхиду Ясон объездил всю Элладу, созывая славных героев в далёкий поход. Все обещали помочь Ясону. Среди них находились знаменитый певец Орфей, крылатые сыновья Борея, братья Кастор и Полидевк, Геракл, Линкей, Адмет, сын Пелия Акает, друживший с Ясоном, и много других отважных мужей. Вот собрались наконец смелые мореплаватели в Иолке. За это время был построен у подножия горы Пелион под руководством Афины, благоволившей к Ясону, большой крепкий пятидесятивёсельный корабль. Строил его знаменитый строитель Арг, и назван был тот быстроходный корабль «Арго», а герои, собравшиеся плыть на нём, - аргонавтами.

Вделала Афина в корму корабля кусок священного дуба из рощи оракула Додоны, и взяла под свою защиту аргонавтов могущественная Гера, которая была благодарна Ясону за то, что он однажды зимой перенёс её на плечах через реку.

Пе­ре­чень тем

А) Древ­ний Рим Б) Древ­няя Индия В) Древ­ний Китай Г) Древ­няя Гре­ция

8. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

Там они снова вошли в речное устье и вновь принесли жертвы. Но бог опять отверг жертвоприношение. И пришлось тирийцам вернуться несколько назад. Они остановились у небольших островков около самого побережья. На этот раз жертвоприношение оказалось удачным. Узнав волю Мелькарта, жители Тира, вышедшие из него, огородили место на острове и внутри ограды построили город. И назвали они его Гадиром, что означает «огороженное место» или «крепость». На противоположном конце этого же острова финикийцы воздвигли храм Мелькарта.

Пе­ре­чень тем

А) Шу­мер­ские го­ро­да-го­су­дар­ства Б) Древ­няя Индия В) Фи­ни­кия Г) Древ­няя Рим

9. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

С этих пор Саул стал скучать, сердиться и браниться. Редко выдавался час, когда он был спокоен.

Заметили это придворные и говорят Саулу:

Что это с тобою? Ты теперь совсем не так весел, как прежде. Позволь, мы приведём к тебе человека, который бы играл пред тобою на арфе, чтобы развеселить тебя.

Саул согласился:

Хорошо! Поищите такого человека, который хорошо играет и приведите ко мне.

Царедворцы отвечали:

Да мы уже нашли такого человека в Вифлееме. Его зовут Давидом. Славно играет он на арфе. Да и сам по себе он добрый, умный и благочестивый человек.

Взяли Давида с зелёного поля, которое так нравилось ему, от его овечек, которых он так любил, во дворец и заставили играть пред царём Саулом.

Давид умел также и петь хорошо. Саул скоро полюбил его, и Давид всегда должен был находиться при Сауле. Делалось ли Саулу скучно, начинал ли он сердиться - Давид брал свою арфу, начинал играть и петь, и Саул приходил в себя и становился спокойнее и веселее.

Пе­ре­чень тем

А) Шу­мер­ские го­ро­да-го­су­дар­ства Б) Древ­няя Индия В) Древ­ний Па­ле­сти­на Г) Пер­сид­ская дер­жа­ва

10. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

Сын Юноны и Юпитера - Марс, был богом войны. Шум битвы он предпочитал звукам любой музыки, обожал борьбу и кровопролитие.

Помощниками Марса были воинственные боги, это Фобос (бог страха), Эрида (богиня раздора), Демиос (опасения), Паллор (ужаса) и Метус (бог тревоги). Богиня Беллона постоянно сопровождала его, правила колесницей Марса, отражала все удары, следила за безопасностью бога. Поэтому этим двум богам поклонялись в одном храме, алтари которых обагрялись кровью.

Воины, отправляясь на войну, приходили в храм Марса, где он был изображён в доспехах, с шлемом в одной руке и с копьём в другой. Дотрагиваясь до копья, воины громко восклицали ‹Бодрствуй, Марс!» Они верили, что Марс шагает впереди воинов и ведёт их к победе. После победы полководцы складывали свои лавровые венки к подножью.

Пе­ре­чень тем

А) Древ­ний Рим Б) Ва­ви­лон­ское цар­ство В) Древ­ний Еги­пет Г) Пер­сид­ская дер­жа­ва

11. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

Фуси и Нюйва были работящими, добрыми, встретится им голодный человек - всегда дадут что-нибудь, помогут. Об этом узнал один небесный бессмертный. Подошёл к воротам дома Фуси и стал просить подаяние. Фуси и Нюйва гостеприимно приняли его. Он отдал им свою бамбуковую корзину и сказал:

Дарю вам эту корзину, если случится потоп, залезайте в неё оба тогда не потонете.

Только Фуси взял в руки корзину, как нищий тотчас же исчез. Поняли Фуси и Нюйва, что это был опустившийся в мир людей бессмертный.

Прошло несколько дней, и впрямь наступил потоп. Фуси и Нюйва, помня совет, забрались в плетённую из бамбука корзину и поплыли по разлившейся воде. А когда вода отступила, бамбуковая корзина легонько опустилась на землю. Фуси и Нюйва вылезли из неё, оглянулись: во всей Поднебесной только они вдвоём, брат с сестрой, и остались. Стали Фуси с сестрой советоваться: а не выделить ли нам людей из глины, чтобы не прервался род людской на земле? Накопали они глины, замесили её, подлив воды, и принялись лепить людей.

Пе­ре­чень тем

А) Ва­ви­лон­ское цар­ство Б) Древ­ний Китай В) Древ­ний Рим Г) Древ­няя Гре­ция

12. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

Чтобы на широкой земле травы в изобилии вырастить,

Чтобы в хлевах и вагонах масло и сливки густыми сделать,

Чтобы овечьих пастухов возвеселить, -

Герой Нинурта в Эреду направился.

Чтобы Тигр с Евфратом могли разливаться,

Чтобы [...], чтобы Бездна могла яриться,

Чтобы на болоте рыбы «сухурхи» и усач (могли резвиться)...

Пе­ре­чень тем

А) Ва­ви­лон­ское цар­ство Б) Древ­няя Индия В) Древ­ний Еги­пет Г) Древ­няя Рим

13. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

Пе­ре­чень тем

А) Шу­мер­ские го­ро­да-го­су­дар­ства Б) Пер­сид­ская дер­жа­ва В) Древ­ний Китай Г) Фи­ни­кия

14. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

О его детстве и юности известно только из легенд. Согласно Геродоту, матерью Кира была дочь индийского царя Астиага Мандана, которой предсказали, что она родит сына, который станет владыкой мира. Легенда гласит, что после рождения Кира знатному мидийцу Гарпагу было поручено убить младенца, но он отдал его пастуху и его жене, а те, вместо того чтобы оставить ребёнка на съедение диким зверям, вырастили мальчика как собственного сына. Когда Киру было десять лет, за незначительный проступок его доставили к царю Астиагу, который признал в нём своего внука, заставил приёмного отца Кира рассказать правду и жестоко наказал Гарпага за обман.

Пе­ре­чень тем

А) Древ­няя Па­ле­сти­на Б) Древ­няя Индия В) Пер­сид­ская дер­жа­ва Г) Древ­няя Гре­ция

15. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

Сет дал самую великую и последнюю клятву:

Я больше не буду драться и проливать кровь. Мы построим себе каменные ладьи и поплывём наперегонки. Тому, кто обгонит соперника, пусть будет отдана корона...

Я согласен, - ответил Гор, - но вы все слышали - это состязание будет последним!

Он придумал великую хитрость. В потаённом месте сделал лодку из кедра, обмазал её гипсом и вывел к причалу. Сет поверил, что лодка Гора из камня. Он взобрался на высокую гору, отломал её вершину, вырубил из неё ладью и поставил её рядом с лодкой Гора. Едва начались состязания, каменная лодка пошла ко дну.

Лишь после этой добытой хитростью победы справедливость восторжествовала. Побеждённый Сет сказал:

Пусть отдадут Гору сан его отца, Осириса.

Сыну Исиды возложили на голову белую корону. Исида, радостная, воскликнула:

Ты - прекрасный царь! Сердце моё радуется, когда ты озаряешь землю своим сиянием.

Пе­ре­чень тем

А) Шу­мер­ские го­ро­да-го­су­дар­ства Б) Пер­сид­ская дер­жа­ва В) Древ­ний Еги­пет Г) Древ­няя Гре­ция

16. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

В пучине первичных вод в глубоком сне возлежал Вишну. Из живота бога появился стебель лотоса, из которою родился Брахма. Он посмотрел вокруг себя, но увидел только безбрежное водное пространство. Он был счастлив, считая себя Перворождённым. Но Брахма обнаружил, что стебель лотоса выходит из пупка Вишну, который возлежал на змее Ананте (Вечности), плавающем в первобытных водах. Вишну спросил у Брахмы, кто он такой. Брахма ответил, что является Создателем. Вишну начал оспаривать утверждение Брахмы, говоря, что он, Вишну, а не Брахма, является Творцом. Между ними произошла ссора.

Пе­ре­чень тем

А) Шу­мер­ские го­ро­да-го­су­дар­ства Б) Древ­няя Индия В) Древ­ний Китай Г) Пер­сид­ская дер­жа­ва

17. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

Месяца айяра 14-го дня, я выступил из Ниневии; переправился через Тигр и приблизился к поселенцам Гиамму у реки Балих.

Они убоялись ужаса моего владычества, горечи моего яростного оружия и убили своим собственным оружием своего владыку Гиамму.. Я вступил в Китлалу и во дворцы его поместил моих богов, во дворцах его устроил праздник. Я открыл хранилище, нашёл его сокровища, захватил его богатство и его имущество и доставил в мой город Ашшур.

Пе­ре­чень тем

А) Пер­сид­ская дер­жа­ва Б) Древ­ний Рим В) Древ­ний Еги­пет Г) Ас­си­рий­ское го­су­дар­ство

18. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

Ганеша родился прекрасным младенцем. Все боги пришли поздравить Шиву и Парвати с рождением сына и принесли подарки. Каждый, увидев ребёнка, восхищался его красотой. Лишь один бог Шани ни разу не взглянул на младенца, объяснив, что его взгляд обладает губительной силой. Но Парвати настаивала, чтобы и он посмотрел, как красив её сын. Лишь только Шани взглянул на ребёнка, как его голова упала на землю. Шива пытался приставить голову к телу мальчика, но она не прирастала. Тогда Брахма посоветовал безутешной матери приставить к нему голову первого встретившегося животного. Так мальчик обрёл голову слона.

Пе­ре­чень тем

А) Древ­ний Рим Б) Древ­няя Индия В) Древ­ний Еги­пет Г) Древ­няя Гре­ция

19. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

Господь увидел, что велико развращение людей на земле, и что мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; каждый извратил путь свой на земле. Тогда Бог сказал: «Истреблю с лица земли всех людей, которых Я сотворил... ибо Я раскаялся, что создал их».

Ной же обрёл благодать пред очами Господа. Бог обратился к нему и сказал: «Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в нём и осмоли его смолою внутри и снаружи... И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить всякую плоть под небесами, в которой есть дух жизни; всё, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и ты войдёшь в ковчег, и сыновья твои, и жена твоя, и жёны сынов твоих с тобою».

Пе­ре­чень тем

А) Ва­ви­лон­ское цар­ство Б) Древ­няя Индия В) Древ­няя Па­ле­сти­на Г) Древ­няя Рим

20. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

Пан гордился своей игрой на свирели. Однажды вызвал он самого Аполлона на состязание. В пурпурном плаще, с золотой кифарой в руках и в лавровом венке явился Аполлон на состязание. Пан первый начал состязание. Раздались простые звуки его пастушеской свирели, нежно неслись они по склонам горы Тмола. Когда замолкли отзвуки его свирели, Аполлон ударил по золотым струнам своей кифары. Полились величественные звуки божественной музыки. Торжественно гремели золотые струны кифары, вся природа погрузилась в глубокое молчание, и среди тишины широкой волной лилась мелодия, полная дивной красоты. Замерли последние звуки кифары Аполлона. Бог горы Тмола присудил Аполлону победу. Все славили великого бога-кифареда. Только Один Мидас не восторгался игрой Аполлона, а хвалил простую игру Пана.

Пе­ре­чень тем

А) Ас­си­рий­ское го­су­дар­ство Б) Древ­ний Китай В) Древ­ний Рим Г) Древ­няя Гре­ция

21. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

Доброму богу морской пучины и разума Эа - давнему другу и покровителю людей - не понравилось задуманное богами злое дело. Эа стал помогать людям. Он спас их от засухи, от голода, а потом предупредил благочестивого и мудрого Ут-Напиштима о грозящем наводнении. Он перенёсся в Шуруппак, подкрался к хижине Ут-Напиштима и дуновением ветра прошептал:

Слушай, хижина! Стена, запомни!

Шуруппакиец, сын Убар-Туту!

Снеси жилище, построй корабль,

Покинь изобилье, заботься о жизни,

Богатство призри, спасай свою душу!

Пе­ре­чень тем

А) Шу­мер­ские го­ро­да-го­су­дар­ства Б) Фи­ни­кия В) Древ­ний Китай Г) Древ­няя Гре­ция

22. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

Из той части первоначальной материи, которая носилась ещё между небом и землёю, Мент, творящий дух, и Птах, первобытный огонь, мало-помалу образовали два больших мировых тела - солнце, бога Ра, и луну, бога Эаг.

Когда произошли солнце и луна, могла пойти речь и о разделении времени; ибо с богом и через бога Ра произошли одновременно две богини: Сате, день, светлая половина мира, и Гаттар, ночь, мрачная половина мира.

Пе­ре­чень тем

23. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

Считалось, что когда-то Янус был главным небесным божеством. Утром открывал небесные врата, выпуская солнце на небо, а вечером запирал их после того, как солнце возвращалось на ночь. Но потом эту обязанность он передал Юпитеру, а сам занял не менее почётную должность владыки всех начал и начинаний.

Под его покровительством находились все входы и выходы - частных домов, храмов, городских ворот. Именем Януса, призываемого жрецами, начинался каждый день, месяц, год. Приступая к любому делу, люди славили двуликого бога.

Именем Януса называли первый день нового года и весь первый месяц - януарий.

В первые дни януария устраивался большой праздник. Богу приносились жертвы в виде медовых пирогов, вина, плодов. Люди желали друг другу добра и дарили сладости как пожелание того, чтобы весь год проходил счастливо, сладко.

Пе­ре­чень тем

А) Древ­няя Па­ле­сти­на Б) Древ­няя Индия В) Древ­ний Еги­пет Г) Древ­ний Рим

24. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

Однажды они попросили женщину по имени Далида, которую любил Самсон, выведать у него секрет его силы. Много раз она спрашивала его, но Самсон не хотел сказать правды. Тогда она стала каждый день умолять его и тяготить своей просьбой. От этого тяжело становилось Самсону на душе, и он, наконец, открыл ей тайну, сказав: «Если остричь волосы на голове моей, то отступит от меня сила и я стану таким же, как и все люди».

Услышав это, Далида усыпила его и позвала филистимлян. Они пришли и остригли ему волосы. Тогда начал Самсон ослабевать, и сила оставила его. Господь тоже отступил от него.

Пе­ре­чень тем

А) Пер­сид­ская дер­жа­ва Б) Древ­няя Па­ле­сти­на В) Древ­ний Рим Г) Древ­няя Гре­ция

25. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

В своё время у Дашаратхи родились четверо сыновей - воплощения Вишну. А боги между тем сотворили могучих обезьян, храбрых, мудрых и проворных, способных менять облик. Они должны были помогать Вишну в его борьбе с ракшасами. Сыновья Дашаратхи мужали, превосходя всех храбростью и добродетелями. Особенной любовью отца и всего народа пользовался Рама. Юноша был сведущ не только в толковании Вед, прекрасно управлял слоном, лошадью и колесницей и был истинным зерцалом добродетели. Лакшмана посвятил свою жизнь Раме, ни на минуту не расставаясь с братом. Как верная тень, Лакшмана следовал за Рамой, делился с ним последним, охранял на охоте. Шатругхна же был привязан к Бхарате. Так безмятежно текла жизнь сыновей Дашаратхи, пока Раме не исполнилось шестнадцать лет.

Пе­ре­чень тем

А) Ва­ви­лон­ское цар­ство Б) Древ­няя Индия В) Фи­ни­кия Г) Древ­няя Гре­ция

26. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

Пе­ре­чень тем

А) Ва­ви­лон­ское цар­ство Б) Древ­няя Па­ле­сти­на В) Древ­ний Еги­пет Г) Древ­няя Гре­ция

27. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

«Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хоровод с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины, - постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идёт Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа - муза эпи ческой поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато - муза любовных песен, Мельпомена - муза трагедии, Талия - муза комедии, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания - муза астрономии и Полигимния - муза священ ных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению».

Пе­ре­чень тем

А) Шу­мер­ские го­ро­да-го­су­дар­ства Б) Пер­сид­ская дер­жа­ва В) Древ­ний Рим Г) Древ­няя Гре­ция

28. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

Обратился однажды царь Соломон за советом к придворному мудрецу с просьбой: «Помоги мне - очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я очень подвержен страстям, и это мне мешает!» На что мудрец ответил: «Я знаю, как помочь тебе. Надень это кольцо - на нём высечена фраза: ,Это пройдёт". Когда нахлынет сильный гнев или сильная радость, посмотри на эту надпись, и она тебя отрезвит. В этом ты найдёшь спасение от страстей!» Соломон последовал совету мудреца и обрёл спокойствие. Но настал момент, когда, взглянув, как обычно, на кольцо, он не успокоился, а наоборот - ещё больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг заметил, что и на внутренней стороне кольца имеется какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: «И это тоже пройдёт».

Пе­ре­чень тем

А) Древ­няя Индия Б) Древ­няя Па­ле­сти­на В) Древ­ний Рим Г) Древ­няя Гре­ция

29. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

Однажды молодая женщина пила чай в саду, под тутовым деревом, когда в чашку случайно упало несколько коконов шелкопряда. Она стала их вынимать, и коконы стали разматываться в длинную нить. Тогда Лэй-цзу стала срывать остальные коконы, висевшие на дереве, и и разматывать их. Из полученных нитей она выткала ткань и сшила одежду своему супругу. Хуанди, узнав об этом открытии, усовершенствовал методы разведения шелкопрядов и производства шёлка. Так появилось шелководство и шелкоткачество.

Благодаря своему открытию Лэй-цзу также стали именовать Силин-чи - Владычицей шёлкового червя, и она стала считаться богиней-покровительницей шелководства. До сих пор в начале апреля в провинции Чжэцзян проводятся празднества в честь Лэй-цзу.

Пе­ре­чень тем

А) Пер­сид­ская дер­жа­ва Б) Фи­ни­кия В) Древ­ний Еги­пет Г) Древ­няя Китай

30. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

Я, Тиглатпаласар, отправился в земли далёких царей, которые находились на берегу Верхнего моря, которые никогда не знали подчинения, Я повёл свои колесницы и своих воинов через обрывистые горы, по их изнурительным тропам, Я вырубал путь кирками из бронзы; Я делал проходимыми дороги для моих колесниц и войск. Я пересёк Тигр. Я рассеял вражеских воинов...

Пе­ре­чень тем

А) Фи­ни­кия Б) Ас­си­рий­ское го­су­дар­ство В) Древ­ний Еги­пет Г) Древ­ний Рим

31. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

Нут была богиней неба. Она нередко перевоплощалась и больше всего ей нравился облик коровы. Однажды бог Ра поплыл по пути к вечеру. А Нут непочтительно махнула хвостом. Это очень задело бога солнца, он страшно разгневался и призвал бога мудрости Тота, который записывал указы Pa.

Отныне Нут лишается счастья материнства! - воскликнул Pa.

Тот превратился в птицу ибис, взлетел к уху Нут и сообщил ей эту печальную новость. Из глаз Нут хлынули слёзы, ведь она мечтала быть матерью богов.

Не печалься, Нут, я помогу тебе.

Бог Тот спустился к богине луны, которая днём очень скучала, и предложил ей сыграть в шашки. Богиня с радостью согласилась, но проиграла.

Чем же я расплачусь с тобою?

А ты отдай мне самую малость своего времени, такую, чтобы Ра даже не заметил.

Луна заплатила двадцатью минутами света, надеясь отыграться. Но разве можно обыграть бога мудрости! Долг луны рос. И когда они закончили 360-ю партию, выигрыш Тота составил целых пять суток! Он забрал свой выигрыш, превратился в ибиса и подлетел к уху Нут:

Вот тебе пять дней. Теперь ты можешь создать богов.

И Нут создала двух братьев - Осириса и Сета, и двух сестёр - Исиду и Нефтиду, которые, конечно же, стали богами.

Пе­ре­чень тем

А) Древ­няя Па­ле­сти­на Б) Пер­сид­ская дер­жа­ва В) Древ­ний Еги­пет Г) Древ­няя Гре­ция


Top