«Какие качества романтических героинь свойственны Ревекке и Ровене. Смотреть что такое "Романтический герой" в других словарях

Сравнительный анализ характеров персонажей из циклов произведений Пушкина «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», а также цикла сказок показывает, что их героям присущи определенные стремления. При этом можно выделить семь типов персонажей , которым свойственны склонности определенного рода. Каждому из типов отвечает определенное многообразие характеров, различающихся между собой как видами стремлений, так и способами реализации своих намерений.
Аналогичная галерея психологических портретов представлена в «Мертвых душах» Гоголя в лице главного героя Чичикова, пяти помещиков, а также капитана Копейкина. Также в пьесах Шекспира действующие лица подразделяются на семь аналогичных типов. Тем самым анализ характеров литературных героев целого ряда классических авторов указывает на существование определенной традиции изображения психологических типов. Это дает основания говорить о том, что данные образы являются типическими.
Отметим, что упомянутой галерее человеческих характеров отвечает соответствующая научная типология. Данные типы находят свое соответствие как в известных классификациях потребностей так и эмоций, психических состояний, невротических личностей, а также подтверждены практическими психологическими исследованиями.
Сопоставляя стремления героев Пушкина , Шекспира и Гоголя можно также заметить следующее. Среди семи видов персонажей названных авторов выделяются шесть типов, каждому из которых присущи три вида специфических, только им свойственных стремления. Кроме того, героям свойственны сходные потребности: в любви, власти и поиске смысла. На этом основании персонажи могут быть разделены на три группы, в зависимости от выраженности соответствующих стремлений.
Так, персонажам пушкинских произведений «Станционный смотритель», «Моцарт и Сальери» и «Сказка о мертвой царевне...» присущи стремления к статусу, признанию и доверию. Аналогичные стремления движут героями трагедии Шекспира «Отелло», а также Маниловым, персонажем «Мертвых душ» Гоголя. Подобного рода потребности относятся к статусному или глорическому типу. Сходным образом обозначен и психологический тип, корреспондентный указанным потребностям - статусный.
Помимо этого персонажам названных произведений присуще стремление к поиску смысла.
Склонность к поиску смысла проявляется также у персонажей пушкинских произведений «Гробовщик», «Русалка» и «Сказка о попе и о работнике его Балде», равно как и у героев комедии Шекспира «Бесплодные усилия любви», а также гоголевского Плюшкина. Кроме того, персонажами данных произведений движут стремления к поиску, познанию и пониманию. Эту группу потребностей относят к когнитивному (познавательному) или гностическому типу. Сходным образом обозначен и соответствующий психологический тип - гностический.
Заметим, что потребность в осознании смысла является общей для двух психологических типов: статусного и гностического.
В свою очередь, персонажам пушкинских произведений «Барышня-крестьянка», «Пир во время чумы», «Сказка о золотом петушке», а также героям трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» и гоголевской Коробочке присущи стремления к принадлежности, принятию, идентичности и людей. Названные потребности отнесены к консолидирующему типу, также как и соответствующий психологический тип.
Дня сравнения, героями пушкинских произведений «Метель», «Каменный гость», «Сказка о царе Салтане...», персонажами комедии Шекспира «Два веронца» и гоголевским Ноздревым движут стремления к привлечению внимания, общению, привязанности и любви. Данные влечения сопряжены с коммуникативными потребностями, равно как и соответствующий психологический тип.
В данном случае потребность в любви соотносится как с консолидирующим, так и коммуникативным типом.
Стремления к удовольствию, комфорту, свободе и власти движут героями пушкинских произведений «Выстрел», «Скупой рыцарь» и «Сказка о рыбаке и рыбке». Сходные стремления присущи героям пьесы Шекспира «Венецианский купец» и гоголевскому Собакевичу. Подобные потребности относятся к гедонистическим, также как и соответствующий психологический тип.
Героям пушкинских произведений «История села Горюхина», «Сцена из рыцарских времен» и «Сказка о медведихе» (все эти произведения не были закончены) присущи стремления к безопасности, порядку, уважению и власти. Аналогичные стремления движут героями трагедии Шекспира «Макбет» и гоголевским капитаном Копейкиным. Названные потребности отнесены к организующему типу, равно как и соответствующий психологический тип.
При этом потребность во власти характерна для организующего и гедонистического типов.
В психологии при систематизации потребностей, как правило, используется два подхода: принцип иерархичности, а также деление на виды. Впервые на иерархичность потребностей обратил внимание А. Маслоу. При этом ученый различал потребности различного вида. Так, например, Маслоу к одной группе относил потребности в любви, привязанности и принадлежности. К другому подклассу, по его мнению, относятся потребности в статусе и признании. К «базовым когнитивным потребностям» согласно Маслоу относятся стремления знать и понимать, а также потребность в поиске смысла.
Принцип иерархичности потребностей сопряжен с традиционным выделением ряда их уровней. В психологии наиболее часто используются такие обозначения уровней потребностей, как природный, социальный, культурный, духовный. Потребность каждого вида, преломляясь на очередном уровне, предстает в своем новом качестве. Так, на примере «познавательной» потребности «социального культурного субъекта» В.А. Иванников поясняет, что «на уровне природного субъекта эта потребность представлена исследовательской активностью, ... на уровне нравственного субъекта эта потребность реализуется в поисках смысла жизни».
Тем самым изображенные в произведениях Пушкина, Гоголя и Шекспира типы характеров персонажей, обладающих определенными стремлениями, в целом соответствуют известным научным классификациям потребностей и психологических типов, одновременно позволяя их уточнить.
Можно заметить также, что потребность в поиске смысла, равно как и стремления к власти и любви, соотносятся с тремя высшими психическими функциями, соответствующими общепринятой в психологии понятийной триаде: «разум - воля - чувства». В свою очередь, данной триаде психических функций отвечают известные психологические типы: интеллектуальный, волевой и эмоциональный.
Символично, что, создавая галерею типических характеров, Пушкин в циклах своих произведений последовательно обращается к различным формам литературного самовыражения в жанрах повести, драмы и сказки. Как известно, жанр драмы предполагает театрализованную постановку, рассчитанную, прежде всего, на ее эмоциональное восприятие зрителем. Присущий повести стиль размеренного повествования преимущественно обращен к рассудку читателя. Сказка же - это захватывающее действо, происходящее по воле ее героев. Как разум, чувства и воля являются различными гранями человеческой души, столь же различен и язык повести, драмы и сказки, к которым прибегает писатель.
В драмах «Борис Годунов» и «Сцена из Фауста», а также в сказке «Жених» (относящихся к 1825 году) Пушкин обращается сразу ко всем трем вышеназванным темам: власти, любви и поиску смысла. Аналогичные стремления движут персонажами трагедии Шекспира «Гамлет», равно как и характеризуют Чичикова, главного героя гоголевских «Мертвых душ».
Напомним, что героев данных произведений отличают творческие потребности: стремления к самовыражению, игре, ориентировке, эстетические потребности, а также стремление к самоактуализации. Подобные потребности свойственны креативному, или творческому типу личности.
Характерологический анализ персонажей из циклов пушкинских произведений позволил системно описать и классифицировать психологические типы. При этом систематизация человеческих характеров, предложенная Пушкиным, и соответствующая психологическим портретам героев пьес Шекспира, почти на два века предвосхитила выделение соответствующих типов научной психологией.
О высочайшем уровне психологического мастерства Пушкина свидетельствует и то, что его персонажи подразделяются по типам, соответствующим известным классификациям. Так, пушкинские герои различаются по темпераменту, соответствуя четырем известным видам. Например, герой трагедии «Скупой рыцарь» молодой рыцарь Альбер, безоглядно бросающийся «вихрем» в схватку на турнире «с открытой головой», обладает вспыльчивым холерическим темпераментом. В порыве негодования он подобно «тигренку» готов бросить вызов собственному отцу. Героиню повести «Барышня-крестьянка» - жизнерадостную «ветреную» Лизу отличают «резвость и поминутные проказы», а также «веселость», соотносимые с сангвинистическим темпераментом. В «Пире во время чумы» в меланхолии пребывает «печальная» Мэри, поющая «уныло и протяжно». Флегматический нрав присущ «мрачному» Адриану, герою повести «Гробовщик», который «обыкновенно был угрюм и задумчив».
Характерологический анализ пушкинских персонажей показывает также, что они могут быть подразделены на типы, соответствующие полюсам экстраверсия - интроверсия. Напомним, что данный параметр, соотносящийся с темпераментом человека, характеризует ориентацию на внешний, либо внутренний мир. К примеру, экспрессивный экстравертированный темперамент «бешеного» дуэлянта и страстного «повесы» Дон Гуана, героя трагедии «Каменный гость», сильно разнится с интровертированным характером замкнутой и молчаливой Доны Анны, которой свойственно «каждый день... молиться и плакать». Если Дон Гуан живо откликается на происходящие вокруг него события, то Дона Анна по большей части поглощена своими внутренними переживаниями и воспоминаниями. Отметим, что аналогичные признаки различают также персонажей Шекспира. Так, по мнению К. Леонгарда, «в лице Гамлета перед нами личность безусловно интровертированная».
Широко известными разновидностями психологических типов являются невротические личности. Напомним, что естественные по своей природе человеческие потребности в случае невроза приобретают гипертрофированную форму навязчивых состояний. Между тем личности невротического склада, отличающиеся акцентированными чертами характера, встречаются среди героев Пушкина, Шекспира и Гоголя. Особенно рельефно подобные типы проступают в пушкинских сказках, где персонажи изображаются в гротескном, подчас пародийном виде.
Как правило, в художественной литературе невротические характеры предстают именно как «преувеличенные варианты... типов личности», изображаемые в качестве ярких фигур «гротескной формы». Таковыми часто являются герои сатирических произведений, в том числе, басен.
К примеру, в образе царицы из «Сказки о мертвой царевне...» отчетливо проявляются черты нарциссической личности. Действительно, самовлюбленная царица стремится быть «на свете всех милее». Она, во что бы то ни стало, желает обладать статусом первой красавицы. При этом царица постоянно требует признания собственного превосходства:
«Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, хоть весь мир; мне ровной нет», - добивается царица от зеркала признания своей красы, претендуя на статус первой красавицы.
Между тем неутолимые стремления к высокому статусу и признанию со стороны других людей являются отличительными чертами нарцассической личности.
Для сравнения, в образе старящегося царя Дадона из «Сказки о золотом петушке» проступают черты депрессивной личности:
«Инда плакал царь Дадон, инда забывал и сон. Что и жизнь в такой тревоге!» - печалится царь, что он не в силах защитить свое царство.
По ходу действия Дадон неоднократно впадает в депрессивное состояние. Особенно глубокий приступ печали охватывает царя при потере им сыновей:
«Царь завыл... Все завыли за Дадоном, застонала тяжким стоном глубь долин».
Следует также отдать должное психологическому мастерству Гоголя, которому удалось воплотить целую галерею человеческих характеров в «Мертвых душах». Так, предложенное им описание внешнего вида и телосложения трех героев (Собакевича, Плюшкина и Ноздрева) соответствует известной конституционной типологии, различающей пикника, астеника и атлетик. Тем самым Гоголь фактически предвосхитил выделение соответствующих типов в рамках научной психологии на целое столетие.
Отметим, что все рассмотренные выше типологии, нашедшие свое отражение в творчестве Пушкина, Гоголя и Шекспира, относятся к архетипическим. Напомним, что под архетипическим понимается изначальное (исконное) начало человеческой природы, универсальным образом проявляющееся в культурах различных народов и эпох.
В заключение можно добавить, что психологические типы в своем «чистом» виде в жизни едва ли встречаются и скорее являются некой абстракцией, своего рода системой координат, удобной для анализа реальных человеческих характеров. Следует признать, что образы персонажей из циклов пушкинских произведений зачастую прорисованы достаточно схематично в сравнении с образами других героев Пушкина, имеющих реальные жизненные прототипы. Так, известно, что изображенное в романе «Евгений Онегин» великосветское общество - результат наблюдений писателя во время его пребывания в Петербурге в 1828-1830 годах. При этом герои романа воспринимаются как реальные лица, вызывающие у читателя живой отклик и сопереживание их судьбе.

Роман «Айвенго» (1820) занимает особое место в творческой биографии В. Скотта. К этому времени романист написал несколько шотландских романов и решил обратиться к английскому и европейскому материалу. «Айвенго» также открывает цикл романов о средневековье и о крестовых походах («Талисман», «Граф Роберт Парижский», «Квентин Дорвард»).«Айвенго» был создан в течение трех месяцев, хотя в отличие от предшествующих романов время действия его было отнесено в далекое прошлое Англии, спустя сто лет после норманнского завоевания. Более того, события относятся к 1194 г., когда король Ричард Львиное Сердце возвратился в Англию из австрийского плена. В «Айвенго» сосредоточены различные противоборствующие интересы: политические, национальные и социальные. Ричард ведет борьбу за престол, отнятый у него его братом принцем Джоном.

Саксы, завоеванные норманнами, не могут примириться с участью покоренного народа, и война против норманнов обусловлена не только национальными, но и социальными противоречиями. Норманны находятся на более высоком уровне социального развития, но саксонская знать не может простить им потери своих владений и жестокого истребления соотечественников. В стране не сложилась единая нация, государственная система, национальный язык и культура. Судьба вымышленного персонажа доблестного рыцаря Айвенго зависит от участи английского короля Ричарда, который под именем Черного рыцаря появляется среди своих подчиненных и стремится узнать об их настроениях. Истинный рыцарь Айвенго, не существовавший в действительности, и истинный рыцарь Ричард Львиное Сердце, чей исторический облик, мягко говоря, не вполне соответствовал романтическому образу, необходимы Вальтеру Скотту для воплощения в романе собственных идей, причём он прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что реальный Ричард I вовсе не был романтическим рыцарем без страха и упрёка.

Особый интерес в романе вызывают женские образы. Пусть ученики назовут героинь, благодаря которым движется сюжет, найдут их портреты, опишут характеры. Предложите ученикам вспомнить образ героини романтического произведения. Какие качества романтических героинь свойственны Ревекке и Ровене? Кто из героинь вызывает у вас бульшую симпатию? Если белокурая леди Ровена представляет собой достаточно типичный романтический образ прекрасной дамы, ради которой рыцарь совершает свои подвиги и которая в финале с блеском играет роль заслуженной награды, то образ красавицы еврейки Ревекки более сложен.

В силу своего происхождения поставленная в особое положение, смелая и великодушная Ревекка высказывает отношение к происходящим событиям, достойное уст своего создателя. Так, описание подвигов Ричарда она сопровождает восклицанием: «Отпусти ему, Боже, грех кровопролития!», очевидно иначе (по сравнению с Айвенго) оценивая воинские подвиги английского короля. Вступая в спор с Айвенго, в которого она тайно влюблена, Ревекка называет рыцарские подвиги жертвоприношением демону тщеславия и самосожжением перед Молохом. В отличие от большинства героев, мечтающих о ратных подвигах, Ревекка врачует раны, исцеляет больных.

У Ревекки тоже есть свои понятия о чести, она упрекает Буагильбера в том, что он собирается ради неё изменить своему Ордену и своей вере. Именно она в ситуации выбора между жизнью и смертью ведёт философские споры с неукротимым храмовником о роли судьбы. Ей принадлежат слова, явно опережающие своё время, о том, что «люди нередко сваливают на судьбу последствия своих собственных буйных страстей».

Она способна объективно (и поэтически) оценить характер своего жестокого похитителя Буагильбера: «У тебя сильная душа; иногда в ней вспыхивают благородные и великие порывы. Но она - как запущенный сад, принадлежащий нерадивому хозяину: сорные травы разрослись в ней и заглушили здоровые ростки». Ей не суждено быть счастливой: Ревекка воплощает идею автора о том, что «самоотречение и пожертвование своими страстями во имя долга редко бывают вознаграждены и что внутреннее сознание исполненных обязанностей даёт человеку подлинную награду - душевный покой, который никто не может ни отнять, ни дать».Итак, каждый герой получил по заслугам: Ричард Львиное Сердце - славу и память потомков, Айвенго - славу и возлюбленную, но самую высокую награду получила отказавшаяся от несчастной страсти Ревекка - душевный покой. О судьбе героев, не следующих кодексу чести, уже было сказано выше.

Главную привлекательность романа составляют динамика действия, колорит средневековья, выраженный не только в реалиях быта, в речи героев, описании обычаев и нравов, но и в мощной балладной эпической традиции, воспевающей благородство, смелость и справедливость демократического короля, находящегося на равных то в обществе монаха, то среди разбойников во главе с Робин Гудом, то на рыцарском поединке. Разнообразие сцен и эпизодов, быстрая смена событий свидетельствуют о верности шекспировской традиции в изображении эпохи и характеров. Главный пафос романа заключается в утверждении места личности в историческом процессе. Жизнь частная неотделима от судьбы государства, монарха.

Сочетание любовной и авантюрно-приключенческой линий придают убедительность и динамику сюжету исторического повествования. Повествователь, не вмешивающийся в происходящее, но комментирующий его, на какое-то время приостанавливает ход событий, но потом как бы наверстывает упущенное, быстро приближаясь к счастливой развязке. Король в романе идеализирован, приближен к балладному образу мудрого и справедливого правителя, а образ Айвенго - типично романтический, вполне соответствующий трактовке монарха, который ему покровительствует.

Верный своему поэтическому кредо, Скотт уважает право каждого народа на свою историю, культуру, обычаи. Поэтому в романе с такой достоверностью и убедительностью одинаково полно и многосторонне показаны норманн Буагильбер и еврей Исаак, сакс Седрик и король Ричард, гонимые и угнетенные, угнетатели и завоеватели. Одно из главных достоинств романа в том, что каждый персонаж от знатного рыцаря или храмовника до свинопаса или шута строго индивидуализирован, каждый по-своему говорит, носит одежду, общается с другими героями.

В повести «Дубровский», которую написал Александр Сергеевич Пушкин, главный герой является молодым барином. Он уверен в себе, уверен в своем будущем. Он совсем не задумывается о деньгах, а точнее о том, откуда они берутся и как много их у его отца. Владимир за свою жизнь ни разу не сталкивался с нехваткой денег.

Знакомство с главным героем

При знакомстве с главным героем, читатель узнает, что Дубровский не знал ведь он еще с малолетства лишился своей матери. А также, он совсем не был привязан к своему отцу, так как с восьми лет находился в закрытом где и жил, и учился. Его отец всегда старался дать сыну столько денег, чтобы он ни в чем не нуждался. Поэтому, после окончания училища, Владимир вел принятую в его кругу жизнь - играл в карты, часто входя в долги, мог себе позволить роскошные прихоти, был расточителен и совсем не заботился о будущем, часто задумываясь о богатой невесте.

Именно таким мы наблюдаем, характер Владимира Дубровского, когда его персона предстает перед нами в III главе. В основном, он ничем не отличается от других молодых людей его возраста и особо ничем не привлекает внимание читателя.

Настоящий характер Владимира Дубровского

Наблюдая за праздным времяпрепровождением молодого Дубровского, читатель забегает наперед и уже представляет этого человека в будущем самодовольным, жестоким и равнодушным барином. Но уже скоро все представления улетучиваются, так как Владимир показывает себя совершенно с другой стороны.

В один день Дубровский неожиданно получает из дома письмо с неприятными новостями (его отец очень болен). С этого дня и меняется вся его привычная жизнь, а читатель наблюдает новые Дубровского. Владимира уже нельзя назвать легкомысленным. Главный герой был очень привязан к своему отцу, даже не смотря на то, что он его мало знал

Здесь Владимир Дубровский выступает достойным сыном своего отца. Он такой же порядочный, честный и справедливый. Время, которое Владимир провел в кадетском корпусе, никак не испортило врожденные, а также заложенные в детстве отцом положительные и благородные качества.

Когда юноша узнает о болезни отца, он, ни секунды не раздумывая, бросает все отправляется к нему. Он считает виноватым себя, в том, что сам не узнавал о здоровье отца, пока тот ему не писал.

О встрече сына и отца А. С. Пушкин написал всего несколько слов, но и их было достаточно, что бы понять каким преданным, но сдержанным человеком являлся Владимир Дубровский. Характер героя в это время постепенно меняется в лучшую и лучшую сторону.

Родина для Дубровского

Для молодого Владимира родина не была просто словом. Автор описывал, как юноша подъезжал к отцовскому дому, рассматривая и узнавая с детства знакомые и родные места. Все мелочи, например, высокие и ветвистые березы, которые были посажены еще при нем в детстве, дом, что был когда-то украшен тремя цветниками - вызывали у героя трепет, нежность и боль.

Добрый характер Владимира Дубровского также подчеркивает встреча с его любимой няней, которую он с нескрываемой любовью обнимал. В этот момент автор показывает читателю, что сердце этого взбалмошного молодого человека полно любви, жалости и сострадания.

Справедливость и честь

После смерти отца открываются и другие черты характера Дубровского. Владимира долго мучила мысль о том, почему умер его родной человек и как с его отцом обошелся Троекуров. Судейские, что прибыли вводить во владение новоиспеченного барина, к Дубровскому относились невежливо и грубо. И тогда дворовые выступили в его защиту. Назревал бунт. Сам Дубровский просто кипел от негодования, но, несмотря на то, что он был молод, он был достаточно рассудительным. Многие его уважали и прислушивались к его мнению. Первая вспышка негодования крестьян была погашена, на что повлиял твердый характер Владимира Дубровского. Но своему теперь врагу Троекурову Владимир настроен отомстить за то, что он лишил его и родного отца, и всех его владений.

Характер Владимира Дубровского. Кратко о главном

В характере главного героя собрано очень большое количество положительных черт. Дубровский не только порядочен и хорошо образован, но и решителен и честен. Также, ему присущи ловкость и отвага.

Дубровский выступает перед читателем бесстрашным, сильным и смелым. Опровергать наличие этих черт характера просто глупо. Но каким сдержанным и робким предстает этот смелый парень перед читателями, когда автор описывает встречи Дубровского с его возлюбленной - Машей.

Для Владимира любовь - это чувство возвышенное и чистое, чувство, которое несовместимо с обманом. Именно поэтому Дубровский открывает все карты перед своей любимой девушкой, признаваясь, кем он является на самом деле. При этом он оставляет Маше право выбора.

Но ко всему этому добавляется некая двойственность характера главного героя. Он отпускает мысль о мести Троекурову, как только влюбляется в его дочь Машу, даже несмотря на то, что повод для мести у него был достаточно серьезный. В неком роде этот шаг характеризирует его ненастойчивость, но в то же время делает образ героя более романтичным и преданным.

Дубровский для каждого свой

Собирая все сказанное о главном герое повести А. С. Пушкина, складывается довольно-таки привлекательный образ. Именно таким: благородным и честным, смелым и решительным, нежным, добрым и отзывчивым, автор хотел представить перед читателями своего персонажа.


Какой характер у Владимира Дубровского на самом деле, предстоит решить читателю, каждому индивидуально, ведь кто-то восторгается его подвигами, а кто-то умиляется его чувствами. И это нормально, ведь настоящий герой на все века должен быть именно таким, как Владимир Дубровский!

1. Определения.
Герой и литературный герой
Качества и черты личности
«Большая пятерка» - экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, невротизм и открытость опыту
2. Физические качества героев. Портретные описания
3. Личностные черты
Структура героического идеала
Герой. Антигерой. Фальшгерой
4. Идеал

Для начала определимся в терминах и разделим понятия.

Есть философско-этическое понятие «герой» - человек, совершающий акт самопожертвования ради общего блага.

И есть «литературный герой» - любое действующее лицо в литературном произведении.

Литературных героев принято ранжировать на главных, второстепенных, эпизодических и т.д. В данной статье не будем останавливаться на разнице между ними в плане степени их участия в сюжете. Все они будут – литературными героями (далее – ЛГ).

Это первый момент.
Второй – что есть качества?

Качества личности – это определенные составляющие характера человека, сформированные в течение жизни, или же переданные по наследству.

По наследству передаются физические качества – цвет волос, разрез глаз, форма носа и т.д.

В течение жизни формируются личностные черты (свойства личности), описывающие внутренние особенности человека.

Отметим, что чертами личности НЕ являются:
- Субъективное к отношение к личности (Необычный, Удивительный, Неприятный)
- Социальная оценка личности (Благочестивый)
- Временное, не устойчивое состояние человека, в том числе его знания, умения, навыки (Опытный, Мудрый, Излучающий счастье). В отличие от позиции, которую можно оперативно выбирать, личностная черта оперативно не меняется. Личностная черта - неизменное обстоятельство, с которым можно только считаться, использовать или преодолевать.

Создать полный список черт личности невозможно – он бесконечен.
Был такой британско-американский психолог Реймонд Кеттел. Так вот, он собирал названия всех-всех свойств личности, которые встречались либо в словарях, либо в психиатрической и психологической литературе. Собрал 4500 штук, потом объединил явные синонимы и получилось у него 171 свойство личности. С теоретической точки зрения, наверное, это интересно, но с точки зрения практики - многовато. Поэтому в практической психологии черты личности сужены до т.н. «Большой пятерки»: экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, невротизм и открытость опыту.

Для заинтересовавшихся:

ЭКСТРАВЕРСИЯ - направленность вовне, к внешнему миру, к другим людям. Обратная черта – интроверсия.

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ - готовность ответить добром, если партнер будет в этом заинтересован и проявит инициативу (попросит или хотя бы даст знать, что ему что-то от нас надо). Доброжелательность - достаточно пассивное (иногда и ленивое) состояние. Активная и энергичная форма – забота и любовь.
Доброжелательный человек не любит критиковать, а любит поддерживать, восхищаться и хвалить. Доброжелательный человек не обвиняет, пока не разобрался и готов простить то, что простить можно. Доброжелательная критика - критика поступков, но не самого человека. Доброжелательный отзыв - отмечает в первую очередь позитивные, сильные моменты, а слабые извиняет.
При этом доброжелательность может быть и наступательной, с элементами жесткой критики. Если вы уверены, что перед вами сильный и адекватный человек, ваша доброжелательность проявится в том, что вы ему прямым текстом и максимально доходчивыми формулировками скажете то, что может ему помочь.

ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ - тщательное исполнение формальных или неформальных социальных обязанностей. Основными составляющими добросовестности являются трудолюбие и порядочность.

НЕВРОТИЗМ характеризуется эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением и высоким чувством вины. Компонентами невротизма являются раздражительность, незащищенность и эмоциональность.

ОТКРЫТОСТЬ ОПЫТУ - способность и готовность человека видеть (прислушиваться, воспринимать) то, что происходит в нем, в окружающих людях и жизни.

Это, собственно, были базовые понятия в психологии. А мы попробуем применить их к литературе, а именно – к созданию (и оценке!) образа ЛГ.
Поехали.

Физические качества ЛГ находят свои отражения в портретах.

В литературе прошлого, скажем, в 19 в. портретные описания занимали значительную часть произведения. По тем временам это был неплохой способ манипуляции читательским восприятием.

Сравните фрагменты:

То был стройный мужчина в распашной сибирке, под которою надет был бархатный камзол; такие же шаровары спускались на лаковые сапоги; цветной персидский платок два раза обвивал шею, и в руках его была бобровая шапка с козырьком, особого вида. Одним словом, костюм его доказывал, что он или приказчик, или поверенный по откупам. Лицо его было правильно, но бледно, как полотно, черные потухшие глаза стояли неподвижно. <…> Злая усмешка презрения ко всему окружающему беспрестанно бродила у него на лице, и когда он наводил свои пронзающие очи на меня, невольный холод пробегал по коже. (Бестужев-Марлинский. Страшное гадание)

Высокий, стройный стан, благородная осанка и это не знаю что-то привлекательное в лице, нисколько не правильном и столько выразительном, отличали его от прочих. Но глаза его - что это были за глаза, моя Софья! - влажные, голубые как волна моря, они сверкали и хмурились подобно волне, готовой и лелеять и поглотить того, кто ей вверится. В приемах его не было модной вертляности; в нем заметна была даже какая-то крутость, какая-то дикость, происходящая, быть может, не от замешательства; со всем тем это очень шло к нему. Он, краснея, говорил с нами; он опускал очи перед взорами дам, и сначала голос его дрожал как металлическая струна цитры. (Бестужев-Марлинский. Фрегат «Надежда»)

Даже если вы не читали ни той, ни другой повести, то все равно догадались – кто из персов злодей. А по каким признакам?

На протяжении долгого времени портретные описания служили не столько для того, чтобы описать внешность персонажа как таковую, а чтобы через описание внешности (= определенной экспрессивной лексикой) подчеркнуть его внутренние качества.

В современной литературе портретные описания отошли на задний план. Практически никто из авторов не растрачивает целые страницы (да что страницы – и абзацев бывает жалко) на описание внешности персонажей. Сейчас в тренде динамические описания, когда автор как бы между строк вставляет:
«- Вы действительно застрелили его? – она вопросительно подняла нежно-голубые глазки.
- Сто пудов! – и он залихватски подкрутил свой черный ус».

Пожалуй, единственным жанром, где еще остались развернутые портреты героев – это ЖП. Ну, как говорится, там сам бог велел не скупиться на слова, описывая бренды и тренды – начиная с педикюра героини и кончая ее авто.

Хорошо это или плохо (то, что портретные описания персонажей вытесняются описанием действий) – вопрос дискуссионный.
В любом случае автор должен учитывать два момента.

1. Портретное описание (как впрочем, и всякое другое описание) снижает динамику действия.

2. Портреты второстепенных лиц не могут быть подробнее, чем портрет ГГ. Исключение – повествование от 1-го лица, когда герою не вполне удобно описывать себя, но ничто не мешает ему описывать окружающих. Хотя и тут надо автору призадуматься – а как портрет второстепенного перса продвинет весь сюжет в целом? (и продвинет ли)

Теперь поговорим о ЧЕРТАХ ЛИЧНОСТИ ЛГ.

Классифицировать ЛГ можно в нескольких плоскостях.

2. Герои могут быть положительными и отрицательными.

На самом деле, положительность-отрицательность (назовем это так) черт личности и степень задействованности в сюжете никак не связаны. Негодяем может быть и ГГ, и третьестепенный перс. «Хорошими» могу быть все персонажи (если, конечно, автор разыгрывает конфликт лучшего с хорошим).
Кто-то из героев может быть святым, для кого-то, наоборот, святых надо выносить. Короче, варианты многообразны. Но! Закономерность все-таки есть, и мы сейчас о ней поговорим.

Все действующие лица литературного произведения обладают определенными личностными чертами. (Если не обладают – то они картон и лабуда, и говорить о них бессмысленно).
Так вот, личностные черты по персонажам должны распределяться не абы как, а в соответствие с идеей произведения и в определенных пропорциях. Про количества уже миллион раз говорили – ГГ всё, остальным по иерархии.
Интересней поговорить про качественные параметры.
И тут давайте говорить про ЛГ, который является носителем некоего идеала, который автор хочет продемонстрировать нам=читателям.
То есть, ЛГ = ГГ = герой в философско-этическом смысле.

Героические качества бывают:

Функциональные (сила, интеллект, ловкость – то, что позволяет ЛГ действовать, скажем, сражаться за свободу отечества)

Эстетические (например, красота – качество, прямой пользы не приносящее, но позволяющее идентифицировать ЛГ на соответствие определенной группе\сообществу)

Этические (доброта, милосердие, верность, справедливость – это ключевые качества, прямое соответствие ЛГ героическому идеалу)

Казуальные (позиция в конфликте). В данном случае имеется в виду – если Штирлиц, то он наш, разведчик. Если Кречетов из «Ликвидации», то шпион.
Или более «литературный» пример – «Тарас Бульба», где «проклятым ляхам» противостоят «наши», хотя по способам ведения войны (бросать жидов в воду, а младенцев в пламя) и та, и другая сторона одинаковы хороши. Казуальные качества героев, кстати, как нельзя лучше, высвечивают нравственную позицию автора.

А теперь переходим к практической части.

Подумайте, что вы=автор будущего «героического» рассказа возьмете из данного набора.
На самом деле, из набора вы должны взять все 4 пункта, только расставить приоритеты.
Например, важно ли для вашей задумки, чтобы ваш ГГ обладал силой льва, мускулатурой Шварцнеггера, ловкостью змеи и интеллектом Перельмана?
Или, бог с ней, с мышечной массой, но в умишке я своему ГГ не откажу?
А важно ли, чтобы мой герой был красив, как Марлон Брандо, или рожа типа медной кастрюльки не помешает ему совершить героическое деяние?
Ну, и т.д.
В результате у вас должен получиться набор качеств, которые позволят читателю идентифицировать вашего перса как героя. Добавьте туда качеств из «Большой пятерки»

Однако составить пул качеств – это только полдела. Вторая половина, более сложная – это презентовать читателю выбранные черты.

Самый провальный способ – просто назвать их. Типа, «Иван Иванович был смелым и верным». Без картинок это – голые слова, вряд ли читатель им поверит (в смысле – проникнется). Идти надо другим путем.
И тут, помимо множества других литературных приемов, существует один, очень простой. Заключается он в том, что вы не будете создавать своего ГГ в вакууме, а сыграете на сопоставлении его=ГГ с другими персонажами. Беспроигрышный вариант.
Но чтобы разыграть эту карту, предлагаю еще вникнуть в теорию.

Конфликт хороших с еще более хорошими изначально обречен на провал.

Для конфликта нужна упругость – прежде всего, столкновение характеров.

Другими словами, для вашего ГГ необходимо создать Антигероя (далее – АГ).

Как это сделать практически? Не скажу, что это будет просто (просто только кошки родятся), но это будет _д о с т а т о ч н о_ просто, если вы хорошо продумали качества своего ГГ.

Возвращаемся на несколько абзацев выше (там, где про героические качества).

Исходите из того, что:
А) АГ не является АБСОЛЮТНОЙ противоположностью ГГ,
Б) По функциональным и эстетическим качествам он должен либо превосходить (желательно), либо быть вровень с ГГ.

Объяснение очень просто – ГГ не только стремится к чему-то, он хочет этого так сильно, что уничтожит все на своем пути или будет уничтожен сам.
АГ – это препятствие (желательно) или сдерживающая сила (как минимум).
А сами понимаете, что сдержать Героя (вот так, с большой буквы) – это вам не ребенку пальчиком погрозить, мол, а-та-та тебе будет. Да и победа, одержанная над могучим противником, гораздо слаще, чем какому-то задохлику накостылять в присутствии собственных телохранителей.

Практически это выглядит так – к качествам ГГ вы подбираете соответствующие качества АГ. Важно! По этическим качествам ГГ должен превосходить АГ – это однозначно.

Как же «заставить» ГГ победить – если вы выбрали сильного противника?

При всем разнообразии сюжетов и сюжетных ходов выкроек произведений не так уж и много.

Победа ГГ обуславливается:

Преимуществами в этическом плане.
ГГ способен на самопожертвование, а АГ нет, и это может послужить причиной того, что на сторону ГГ встанут изначально нейтральные персы, привлеченные его благородным поведением.

Неэтичным поведением АГ (дрязги, бессмысленная жестокость, пороки и пр.), которые отталкивают от него изначально нейтральных персов.
АГ совершает неэтичные поступки из-за непосредственной выгоды (убить, чтобы обогатиться, солгать, чтобы возвыситься, или что-то вроде). Еще штришок для памяти – АГ не соблюдает требований этики не только по отношению к «врагам», но и по отношению к «своим» (может предать, подставить и т.д.)

Его образ можно охарактеризовать фразой – не все то золото, что блестит. Или, выражаясь умными словами, задача образа фальшгероя - демонстрация неабсолютности формы, связываемой с героем, при сохранении абсолютности этической доминанты.

Практически это может выглядеть так.
Скажем, у ГГ есть друг (кум, брат, сват), который до поры до времени разделяет взгляды ГГ. Наступает кульминация - ГГ дает брату-свату парабеллум, а тот пугается и говорит: ну не могу!! Не герой я! Или (как вариант) берет парабеллум и тут же мчится с доносом в соответствующие органы.

Понятно, что введение фальшгероя сильно осложнит сюжетную линию, прибавит автору работы, но результат может получиться отменным. Образ ГГ окажется подсвеченным (освещенным) с двух точек – с точки зрения Антагониста и с точки зрения «просто» перса.

Яркий пример фальшгероя – младший сын Тараса Бульбы, Андрий. Кстати, обратите внимание, что и после предательства (с казуальной точки зрения) он сохранил качества героя, не превратившись в антигероя. Повод для обдумывания, однако…

Прочие персонажи произведения могут быть разнесены по двум большим группам – объекты защиты (за кого, собственно, бьется ГГ) и временные союзники.
Персонажи этих групп дают автору большую свободу в выборе для них личностных качеств. Кеттел (см. начало статьи) выделил 171 свойство личности. Для рассказа оно, может, и многовато, но пара-тройка хороших=сочных персов с означенными разнообразными качествами – в самый раз.

В заключение хочется пару слов сказать про идеал.

Нет универсального идеала. В различных культурных, религиозных, конфессиональных традициях существуют разные идеалы.
Назначая на роль идеала какого-то персонажа, автор должен «наградить» его не только атрибутивными свойствами (ум, сила, мужество, доброта), но и казуальными. То есть, попросту говоря, доходчиво объяснить читателю, почему именно этому ГГ дано право на роль и функцию Высшего Идеала.
Только и всего (смайлик)

Вот как-то так примерно…

Желаю все конкурсантам удачных идей и сочных многомерных персонажей!

© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2014
Свидетельство о публикации №214122700212

Романтический герой

Романтический герой - один из художественных образов литературы романтизма. Романтик - исключительная и часто таинственная личность, которая пребывает обычно в исключительных обстоятельствах. Столкновение внешних событий перенесено во внутренний мир героя, в душе которого происходит борьба противоречий. В результате такого воспроизведения характера романтизм чрезвычайно высоко поднял ценность личности, неисчерпаемой в своих душевных глубинах, открыв её неповторимый внутренний мир. Человек в романтических произведениях также воплощен с помощью контраста, антитезы : с одной стороны, он понят венцом творения, а с другой - безвольной игрушкой в руках судьбы, неведомых и неподвластных ему сил, играющих с его чувствами. Поэтому он часто превращается в жертву своих собственных страстей.

Признаки романтического героя

  1. Исключительный герой в исключительных обстоятельствах
  2. Действительность активно пересоздаётся соответственно с идеалом
  3. Независимость
  4. Неразрешимость конфликта между героем и обществом
  5. Абстрактное восприятие времени
  6. Ярко выраженные две или три черты характера

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Романтический герой" в других словарях:

    романтический герой - см. герой произведения + романтизм …

    герой произведения - одно из главных действующих лиц произведения искусства (в отличие от персонажа); развитие характера героя и его взаимоотношения с другими действующими лицами играют решающую роль в развертывании сюжета и композиции произведения, в раскрытии его… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    герой - 1. Человек, совершивший военные или трудовые подвиги. Беззаветный, бесстрашный, блестящий (устар.), дерзновенный (устар. поэт.), доблестный, достославный (устар.), знаменитый, известный, истинный, легендарный, мужественный, народный, настоящий,… … Словарь эпитетов

    Грушницкий ("Герой нашего времени") - Смотри также Юнкер. Он только год на службе. Находился в действующем отряде и был ранен в ногу. Носит, по особому роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно… … Словарь литературных типов

    - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

    Пушкин А. С. Пушкин. Пушкин в истории русской литературы. Пушкиноведение. Библиография. ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 1837) величайший русский поэт. Р. 6 июня (по ст. стилю 26 мая) 1799. Семья П. происходила из постепенно обедневшего старого… … Литературная энциклопедия

    1. Герой трагедии А.П.Сумарокова «Димитрий Самозванец» (1771). Исторический прототип Лжедмитрий I, он же, вероятно, Юрий (Григорий) Отрепьев. В 1601 г. Самозванец объявился в Польше под именем Димитрия, сына Ивана IV Грозного; летом 1604 г. с… … Литературные герои

    Герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (1824; в первой редакции написание фамилии Чадский). Вероятные прототипы образа П.Я.Чаадаев (1796 1856) и В.К.Кюхельбекер (1797 1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с… … Литературные герои

    - (фр. Jean Valejean) герой романа В.Гюго «Отверженные» (1862). Одним из прототипов героя стал каторжник Пьер Морен, в 1801 году приговоренный на пять лет каторги за украденный кусок хлеба. Лишь один человек, епископ города Диня монсеньор де… … Литературные герои

    Sunset Beach … Википедия

Книги

  • М. Лермонтов. Полное собрание сочинений , М. Лермонтов. Михаил Юрьевич Лермонтов - младший современник Пушкина и вторая после него величина в русской поэзии XIX века. В 2014 году отмечается 200-летний юбилей со дня рождения поэта. Судьбой ему было…

Top