Виды музыкальных строев. Камертон

Натуральный звукоряд имеет значение не только для тембра. Некоторые интервалы этого ряда положены в основу музыкальных строев и регламентируют их внутреннюю структуру, способствующую выявлению качественных отличий между разными строями.

Строем называется система организации музыкальных звуков по высоте, выраженная в соотношениях частот их колебаний.

Любой строй отталкивается от точно определенной высоты какого-либо одного звука. В большинстве случаев таким звуком-ориентиром служит ля (а) первой октавы, частота колебаний которого в настоящее время установлена в 440 Гц (при температуре воздуха 20°С). Именно эта высота данного звука и является международным эталоном, по которому производится настройка всех музыкальных инструментов, а также определяется высота и остальных звуков музыкальной системы.

Для воспроизведения звука эталонной высоты пользуются камертоном* [Камертон был изобретен в 1711 г. придворным трубачом английской королевы Елизаветы Джоном Шаром. Первоначально высота настройки издаваемого им звука ля первой октавы соответствовала 119,9 Гц. Однако с того времени высота настройки камертона непрерывно повышалась, доходя порой до 453 и даже 466 Гц (в Парижском и Венском оперных театрах), что вызвало резкие протесты вокалистов. В 1885 г. в Вене был установлен международный эталон основного тона музыкальной настройки, по которому ля первой октавы равнялось 435 Гц. Он просуществовал до середины 30-х годов XX века, когда был установлен новый эталон тона ля первой октавы, равный 440 Гц. Увеличение числа колебаний до 440 Гц способствовало заметному повышению яркости звучания оркестровых инструментов, и, следовательно, оркестра в целом, что прежде всего сказалось при исполнении произведений симфонической музыки. Очевидно, именно поэтому новый строй стал называться «оркестровым». В настоящее время вновь наблюдается тенденция к дальнейшему повышению оркестрового строя до 442-444 Гц, однако это вступает в противоречие с физическими возможностями певческих голосов.] - никогда не расстраивающимся инструментом, издающим только один, первоначально заданный тон с абсолютно точно выверенным числом колебаний в секунду* (Абсолютно точная настройка камертонов возможна лишь и условиях акустической лаборатории, оснащенной соответствующими контрольно-измерительными приборами). Обычный камертон представляет собой цельнолитую металлическую двузубую вилку с рукояткой, при ударе издающую звук настройки (название его обычно высекается внизу вилки): как правило, это ля первой октавы (440 Гц), реже - до второй октавы (523 Гц).

Камертон

Есть духовые камертоны в виде свистка или небольшой дудочки. Бывают также духовые камертоны, которые при помощи приспособления, изменяющего величину воздушного столба в трубке, могут издавать любой из двенадцати звуков хроматической системы.

Однако наиболее точными все же являются металлические камертоны, не подверженные влиянию каких-либо посторонних факторов (за исключением, разумеется, специальной механической обработки или больших перепадов температуры воздуха).

За последнее время получили распространение камертоны, источником звука в которых служит электрический генератop.

В основе так называемого равномерно-темперированного строя, являющегося базой для современной европейской музыки, лежит деление октавы на двенадцать равных полутонов. Раньше, до установления равномерной темперации (Равномерная двенадцатизвуковая хроматическая темперация для клавишных инструментов была введена в музыкальную практику в конце XVII века (в лютневой музыке она стала применяться ещё раньше - уже в XVI веке) и ныне, по сути дела, является общепринятой системой.), существовали другие строи. Так, в период, когда преобладающей являлась одноголосная музыка, большое значение имел пифагоров строй (наиболее древний из всех), в основу которого была положена чистая - акустически совершенная - квинта. Частоты звуков, составляющих такую квинту, относятся друг к другу как числа натурального ряда - 2 и 3. Например, ля малой октавы имеет 220, а ми первой октавы -330 Гц. Инструменты при этом настраивались несколькими ходами на чистую квинту и октаву. В строе от до это выглядело следующим образом: до 1 -соль 1 -ре 2 , ре 1 -ля 1 -ми 2 , ми 1 -си 1 и до 2 -фа 1 (в этой цепи октавные ходы и последний интервал - квинта до 2 - фа 1 - нисходящие, остальные - восходящие). В получаемой таким образом мажорной гамме все большие терции оказывались несколько расширенными по сравнению с аналогичными терциями в равномерно-темперированном строе. Такие терции звучали ярко, несколько напряженно и обостренно, и это отвечало тенденциям интонирования одноголосной музыки, особенно в восходящих мелодических ходах. Именно так и звучат III, VI и VII ступени лада в пифагоровом строе. В мелодической последовательности некоторое повышение звучания этих ступеней не вызывает ощущения фальши, не раздражает слух, а иной раз может оказаться даже незаметным. Но при сравнении гамм пифагорова и равномерно-темперированного строев эти повышения заметить легко.

Когда стало развиваться многоголосие и наряду с мелодией большое значение приобрели также аккорды, гармония, пифагоров строй перестал удовлетворять музыкантов, так как аккорды с расширенными большими терциями этого строя звучали слишком резко, напряженно, а иногда и просто фальшиво. Расширенные большие терции, благоприятные для исполнения мелодии, оказываются непригодными для аккордовых сочетаний. Действительно, в многоголосии пифагоров строй неприемлем, тогда как в одноголосии он воспринимается как естественный. Возникшие в практике художественные требования вызвали к жизни и новый строй. Это был так называемый чистый строй, в котором большие терции акустически совершенны, то есть частоты звуковых колебаний в них соотносятся как числа натурального ряда - 4 и 5. Например, ля первой октавы будет иметь 440 Гц, а лежащий выше его до-диез - 550 Гц. В чистом строе большие терции (по сравнению с пифагоровым и равномерно-темперированным строями) несколько сужены. Мелодические большие терций, построенные на I, IV и V ступенях мажорной гаммы, в чистом строе кажутся очень узкими и не удовлетворяют музыкальный слух, но в аккордах эти натуральные большие терции звучат очень хорошо. Поэтому интонации чистого строя находят применение в многоголосии (например, в ансамблях и хорах), для интонирования же мелодии чистый строй непригоден.

Совершенно очевидно, что и пифагоров, и чистый строй не могли полностью удовлетворить музыкантов. Сменивший их равномерно-темперированный строй, в котором все двенадцать звуков расположены по равномерным интервалам - полутонам, являющимся наименьшим высотным соотношением между соседними звуками, устраняет недостатки чистого и пифагорова строев и поэтому является лучшей базой для настройки многих музыкальных инструментов. Однако, с другой стороны, он ликвидирует и достоинства этих строев.

В пении и в игре на смычковых и щипковых струнных инструментах (тех из них, которые не имеют так называемых ладов или порожков), а также на духовых инструментах, то есть на инструментах со свободной интонацией, наряду с интервалами равномерно-темперированного строя широко используются интервалы пифагорова и чистого строев, а также интервалы других значений. Выбор их зависит от мелодической и гармонической организации музыки, от роли того или иного звука в музыкальном контексте, от того, в частности, входит ли данный звук в мелодическую последовательность, или он в большей степени является аккордовым звуком. Такие небольшие отклонения от точных значений высоты в равномерно-темперированном строе в музыкальной практике являются не исключением, а правилом, и они не вызывают ощущения фальши, что обусловлено зонной природой* [Практически воспроизводимые во время пения, игры или настройки музыкальных инструментов звуки являются лишь большим или меньшим приближением к требуемой высоте, достигая при этом одной из частот в пределах зоны колебаний, соответствующей тому или иному звуку. Дело в том, что каждый звук может быть выражен не одной, а несколькими близкими величинами частот колебаний в секунду, вместе образующими так называемую зону. Например, ля первой октавы в идеале должно всегда иметь 440 Гц, однако и 439, и 441 Гц будут соответствовать тому же самому ля, только в первом случае этот звук окажется чуть ниже, а во втором - чуть выше эталона. В процессе исполнения музыки такие незначительные отклонения от установленной для данного звука нормы колебаний слухом почти не ощущаются, а потому и не оказывают решающего влияния на восприятие высоты звука.] восприятия высоты.

Однако это вовсе не означает, что музыкальный слух не способен замечать такие отклонения от акустически точной высоты.

Чувствительность к различению небольших звуковысотных сдвигов у людей с хорошим слухом очень высока. Музыкант может заметить отклонения, равные пяти-шести сотым долям полутона (или центам, как они называются в акустике), хорошие же настройщики способны порой замечать отклонения в один-два цента. Такие небольшие звуковысотные изменения в сторону повышения или понижения звука могут быть вполне заметны, разумеется, лишь для высокоразвитого и весьма хорошо тренированного музыкального слуха. Отсюда следует, что каждому музыканту необходимо неустанно работать над развитием тонкого интонационного слуха, так как в художественном исполнении звуковысотные нюансы применяются очень широко, как одно из средств музыкальной выразительности.

Глава II. МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА, НОТАЦИЯ ЗВУКОВ

Все начинающие гитаристы и даже уже более опытные рано или поздно сталкиваются с проблемой, а как же настроить гитару? Существует несколько способов настройки гитары. Все они дают хороший результат, при правильном подходе.
Но выбор,конечно же, за тобой. Кроме того, результаты настройки по разным методам отличаются – немного, но опытные гитаристы вполне могут услышать разницу.
Возможно лишь с достаточной точностью настроить гитару — достаточной ровно для того, чтобы слушатели посчитали строй достаточно благозвучным.

Способы настройки гитары:

1.Настройка с помощью гитарного переносного тюнера.
2.Настройка с помощью программного и онлайн тюнера.
3.Настройка с помощью телефона.
4.Настройка по камертону.
5.Настройка гитары по пятому ладу.
6.Настройка по флажолетам.

1. Гитарный переносной тюнер

Гитарный тюнер представляет из себя электронное устройство, которое с помощью микрофона анализирует частоту колебания струны и помогает гитаристу быстро и очень точно настроить гитару.

Принцип его работы:

Нажимая на кнопки на тюнере он проигрывает звук являющийся эталоном для каждой струны. Далее Вы дергаете струну, и тюнер покажет разницу (на шкале или экране), подтянуть вам надо струну или ослабить.
Если стрелка ушла влево, то струна недотянута, если ушла вправо — перетянута, остановилась посередине – настройка струны завершена.
Крутите колки до тех пор пока звучание струны не будет в унисон со звуком эталона.

Чтобы настроить гитару с помощью тюнера, нужно знать буквенное обозначение струн.
Каждая струна на гитаре имеет свое название.
Первая, она же самая тонкая, называется «E(ми)», далее по порядку: B(си), G(соль), D(ре), A(ля), а шестая, как и первая, тоже называется «E(ми)». В скобках указана нота, которой соответствует буква.
Конечно же, чем серьезнее тюнер, тем звук более приближен к эталонному.
Удобен этот способ тем, что Вы довольно быстро и точно настроите свой инструмент практически в любых условиях, а также не требует хорошего слуха.

2. Программный и Онлайн тюнер

С помощью данного тюнера вы можете настраивать как акустическую, так и электрогитару. Для настройки акустической гитары есть встроенный микрофон, для электрогитары можно воспользоваться линейным входом для инструментального кабеля.

Принцип его работы:

Когда вы извлекаете звук струны тюнер показывает ноту которая соответствует частоте колебания струны.
Таким образом, вы можете без труда настроить все струны. Тюнер показывает вам ноту, а также что нужно делать со струной, понижать или повышать.
Крутите колки до тех пор, пока индикатор не встанет точно по центру нужной вам ноты и загорится устойчиво зеленый светодиод.

Для настройки гитары c помощью онлайн тюнера Вам понадобиться только минимум знаний, а именно какими буквами обозначаются струны.

Вот ноты, которые соответствуют этим струнам:

1 струна — нота Ми (лат. E)
2 струна — нота Си (лат. B)
3 струна — нота Соль (лат. G)
4 струна — нота Ре (лат. D)
5 струна — нота Ля (лат. A)
6 струна — нота Ми (лат. E)

А для настройки гитары в режиме онлайн используйте этот . Он подойдет как новичкам, так профессиональным гитаристам.

3. Настройка с помощью телефона

Если Вы оказались в полевых условиях, где совсем ничего нет, то настроить первую струну Вам поможет сотовый телефон. Набираем на телефоне номер и ставим на громкую связь.
Гудки издающиеся при ожидании ответа должна звучать в унисон с 1-й струной зажатой на 5 ладу)
После того, как настроена первая струна, настраиваем остальные:
2-я стpуна, зажатая на 5-м ладу, звучит в унисон с 1-й откpытой;
3-я стpуна, зажатая на 4-м ладу, звучит в унисон со 2-й откpытой;
4-я стpуна, зажатая на 5-м ладу, звучит в унисон с 3-й откpытой;
5-я стpуна, зажатая на 5-м ладу, звучит в унисон с 4-й откpытой;
6-я стpуна, зажатая на 5-м ладу, звучит в унисон с 5-й откpытой.

4. Стандартный способ настройки на слух с помощью камертона

Если у Вас нет возможности использовать гитарный тюнер, то есть еще несколько способов настройки гитары, но они более сложны. Например, с помощью камертона.

Камертон - это небольшой портативный прибор, точно и ясно издающий звук определённой высоты со слабыми гармоническими призвуками. Стандартный камертон издаёт звук ноты «Ля» 1-й октавы, частотой 440 Гц.

Камертоны бывают 2-х типов: Духовой камертон и Вилочный камертон.

Настройка гитары по духовому камертону (свистку)

Духовой камертон — это простое устройство, которое действует по принципу обыкновенного свистка. Прибор сконструирован таким образом, что в момент, когда вы в него дуете, он издает определенную ноту. По этому звуку настраивается одна из струн гитары. Следующая струна настраивается по ней и т.д.

Плюсом духовых камертонов для гитары является то, что посредством их, можно извлекать не только один, но и три или даже все шесть нотных звука, соответствующих каждой струне.
Для этого в конструкции устройства (в зависимости от модели) предусмотрено три или шесть отверстий.
Это значительно упрощает процесс настройки и проверки гитары.
Для того, чтобы пользоваться камертоном, необходим хороший слух, однако компактные размеры и невысокая цена делают его практически незаменимым. Кроме того, в отличие от электронного тюнера настройка по камертону хорошо развивает слух.

Настройка гитары по вилочному камертону

Вилочный камертон — представляет собой металлическую вилку, которая при ударе издает звук определённой ноты, в основном это нота «Ля» первой октавы, которая соответствует 5-ому ладу 1-ой струны гитары. Её частота равна 440 Гц.

Вилочные камертоны бывают 2-х типов:

Камертон, издающий эталон звука в ноте A»Ля»(пятая открытая струна), очень популярен, а также камертоны в ноте E»Ми»(первая струна).

Вообще вилочные камертоны в практике встречаются реже, чем духовые. Они не очень удобны. Для того, чтобы настроить гитару, нужны ещё одни свободные руки.

Способ настройки гитары вилочным камертоном:

Ударьте камертон чем-либо, в момент издания им звука, прислоните к деке гитары, дерните струну и сравните ее звучание со звуком эталона.

Настраивать 1-ю струну нужно в унисон со звуком камертона, прижав её на 5-ом ладу. Т.е. нужно подтягивать струну, поворачивая колки, до момента когда камертон и струна начнут звучать одинаково, с одинаковой частотой.

После настройки 1-й струны, остальные струны можно настроить по ней, следующим образом:

Зажимаешь 2-ую стpуну на 5-ом ладу и подстpаиваешь ее так, чтобы она звучала точно также как 1-ая.
Затем зажимаешь 3-ю стpуну на 4-ом ладу и подстpаиваешь ее так, чтобы она звучала точно также как 2-я.
Затем зажимаешь 4-ю стpуну на 5-ом ладу и подстpаиваешь ее так, чтобы она звучала точно также как 3-я.
Затем зажимаешь 5-ю стpуну на 5-ом ладу и подстpаиваешь ее так, чтобы она звучала точно также как 4-я.
Затем зажимаешь 6-ю стpуну на 5-ом ладу и подстpаиваешь ее так чтобы она звучала точно также как 5-я.

Если звучание струн различается - значит, вам необходимо подстроить 5-ю струну путем регулировки колка до высоты, при которой два звука будут звучать как одно целое. Перед этим нужно на слух определить: ниже или выше звучит 5-я открытая струна, чем 6-я струна, прижатая на пятом ладу.

Если 5-я открытая струна звучит ниже, чем 6-я, прижатая на пятом ладу, значит, вам нужно натягивать 5-ю струну соответствующим колком. Делать это нужно внимательно и не спеша до тех пор, пока звучание пятой открытой струны будет невозможно отличить от прижатой 6-й. Если же 5-я открытая струна звучит выше, чем 6-я, прижатая на пятом ладу, то следует ослаблять натяжение пятой струны, то есть крутить колок в обратном направлении.

Данный классический способ настройки гитары наиболее распространен среди начинающих музыкантов из-за своей относительной простоты и наглядности.

6. Настройка гитары по флажолетам

И вот мы подошли к самому трудному способу настроить гитару. Используется он, в основном, только профессиональными гитаристами.

Флажолет – это приём игры на музыкальном инструменте, заключающийся в извлечении звука-обертона т.е звука с удвоенной частотой.

Флажолетный звук даёт возможность услышать едва заметные расхождения в унисоне. Поэтому настройка гитары флажолетами является самой точной.

Лучше всего флажолеты извлекаются на 12-ом, 7-ом и 5-ом ладах.

Натуральный флажолет — это способ извлечения звука из струны без прижатия ее к порожку лада, а лишь при легком прикосновении подушечки пальца к месту деления струны на 2, 3, 4 и др. частей.

Чтобы извлечь флажолет нужно слегка прикоснуться кончиком пальца к шестой струне над пятым ладовым порожком. Затем правой рукой извлекаем звук, после чего сразу же убираем палец левой руки со струны. Нельзя убирать палец раньше времени, так как получится звук открытой струны. Далее тут же извлекаем флажолет над седьмым ладом пятой струны. Звуки обоих флажолетов должны быть ровными.
Этот способ разумно использовать в качестве доводки после стандартного способа настройки гитары.

Способ настройки по флажолетам:

Флажолет на седьмом ладу 1-й струны должен звучать в унисон с флажолетом 2-й струны на пятом ладу.
Флажолет на двенадцатом ладу 3-й струны должен звучать в унисон с 1-й струной прижатой на третьем ладу.
Открытую 3-ю струну настраиваем по 2-й струне прижатой на восьмом ладу.
Флажолет на седьмом ладу 3-й струны должен звучать в унисон с флажолетом 4-й струны на пятом ладу.
Флажолет на седьмом ладу 4-й струны должен звучать в унисон с флажолетом 5-й струны на пятом ладу.
Флажолет на седьмом ладу 5-й струны должен звучать в унисон с флажолетом 6-й струны на пятом ладу.

Стандартный камертон издаёт звук ля 1-й октавы частотой 440 Гц. В исполнительской практике применяется для настройки музыкальных инструментов . При пении хора а капелла (то есть без инструментального сопровождения) хормейстер находит по камертону и указывает хористам высоту звуков, с которых они начинают своё пение. Устройство камертона может быть различным. Встречаются механические, акустические и электронные камертоны.

История

См. также

  • Тюнер для настройки музыкальных инструментов

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Камертон" в других словарях:

    Камертон … Орфографический словарь-справочник

    - (от лат. camera, и tonus тон). Стальной инструмент, в виде двузубой вилки, посредством которого дают тон певческой капелле. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАМЕРТОН от лат. camera, и tonus, тон.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Камертон - Камертон. КАМЕРТОН (немецкое Kammerton), прибор (самозвучащий вибратор), производящий звук, служащий эталоном высоты при настройке музыкальных инструментов, для хорового пения. Стандартная частота тона ля первой октавы 440 Гц. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (немецкое Kammerton), прибор (самозвучащий вибратор), производящий звук, служащий эталоном высоты при настройке музыкальных инструментов, для хорового пения. Стандартная частота тона ля первой октавы 440 Гц … Современная энциклопедия

    - (нем. Kammerton) прибор источник звука, служащего эталоном высоты звука при настройке музыкальных инструментов и в пении. Принята эталонная частота тона ля первой октавы 440 Гц … Большой Энциклопедический словарь

    КАМЕРТОН, камертона, муж. (нем. Kammerton) (муз.). Стальной инструмент в форме вилки, издающий при ударе о твердое тело всегда один и тот же звук, которым пользуются как основным тоном при настраивании инструментов в оркестре, а также в хоровом… … Толковый словарь Ушакова

    КАМЕРТОН, а, муж. Металлический инструмент, издающий при ударе звук, к рый является эталоном высоты при настраивании инструментов, в хоровом пении. | прил. камертонный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - «КАМЕРТОН», СССР, ОДЕССКАЯ киностудия, 1979, цв., 115 (тв) мин. Школьный фильм. Девятиклассники разбираются со своими проблемами.Одесский вариант фильмов Д.Асановой.Использованы рисунки Нади Рушевой. В ролях: Елена Шанина (см. ШАНИНА Елена… … Энциклопедия кино

    - (diapason, Stimmgabel, tuning fork) служит для полученияпростого тона постоянной и определенной высоты. В этом заключается еговажное значение и в физике, и в музыке. Приготовляется он обыкновенно изстали и имеет вид вилки с двумя совершенно… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    камертон - а, м. Прибор в виде упругой стальной двузубой вилки, издающей при ударе звук определенной частоты, условный тон для настройки инструментов. [Я] придумал симфонию. Я введу в нее аккорды сотни колоколов, настроенных по различным камертонам (В.… … Популярный словарь русского языка

Книги

  • Камертон , Алексей Петров. Феонин находит наконец халтуру у контрабандистов, перевозящих загадочное вещество камертон. Но готов ли он к тому, что его команда будет состоять из странных существ, которые от скуки сходят…

Сейчас для настройки гитары практически всегда музыканты применяют тюнер . Это удобный девайс, который имеет различные модификации. С помощью него процесс настройки инструмента осуществляется очень легко. Но раньше настройку всех инструментов осуществляли с помощью камертона. Классическое исполнение этого устройства представляет собой подобие вилки.

Камертон

Его изобрел в 1711 году Джон Шур из Англии, который был трубачом самой королевы. Если чем-то ударить по камертону, то он начинает колебаться и издавать звук. Звук камертона присвоили звучанию ноты ля первой октавы. Её частота составляет 440 Гц. Это стало, так скажем, эталоном звучания, от которого можно определить звучание остальных нот.

Камертон стал незаменимым предметом для многочисленных людей, начиная от всех музыкантов и заканчивая профессиональными настройщиками инструментов.

Дирижеры хоров дают вокалистам настройку именно с помощью камертона (в наше время в хорах делают абсолютно также).

Звук классического камертона достаточно тихий. Поэтому для усиления его звучания используют резонатор. Это небольшой деревянный ящичек без одной стенки. На него устанавливают сам камертон. Благодаря специально подобранной длине ящичка звук от камертона усиливается.

Встречаются также камертоны для гитары в виде небольшого духового устройства.

Принцип их работы следующий. Вы видите, что присутствуют шесть отверстий с указанием номера гитарной струны, а также соответствующей её ноты. Вы дуете в одно из отверстий и получаете точное звучание нужной ноты. Преимущество такого камертона перед классическим то, что он воспроизводит звуки нескольких нот. Удобен в использовании специально для гитар.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова камертон

камертон в словаре кроссвордиста

Словарь медицинских терминов

камертон (нем. Kammerton)

прибор в виде U-образно изогнутого металлического стержня (или пластины) со свободно колеблющимися концами, издающий после удара по нему звук определенной частоты; в медицине применяется для исследования слуховой чувствительности.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

камертон

камертона, м. (нем. Kammerton) (муз.). Стальной инструмент в форме вилки, издающий при ударе о твердое тело всегда один и тот же звук, к-рым пользуются как основным тоном при настраивании инструментов в оркестре, а также в хоровом пении.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

камертон

А, м. Металлический ин- струмент, издающий при ударе звук к-рый является эталоном высоты при настраива-нии инструментов, в хоровом пении.

прил. камертонный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

камертон

    Металлический инструмент в виде небольшой вилки с двумя зубцами, дающий при ударе звук определенной высоты, которым пользуются как основным тоном при настраивании музыкальных инструментов, а также в пении.

    перен. Что-л., задающее, определяющее общее настроение, общий тон.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

камертон

КАМЕРТОН (нем. Kammerton) прибор - источник звука, служащего эталоном высоты звука при настройке музыкальных инструментов и в пении. Принята эталонная частота тона ля первой октавы - 440 Гц.

Камертон

(нем. Kammerton), источник звука, представляющий собой изогнутый и закрепленный посредине металлический стержень, концы которого могут свободно колебаться. В музыке служит эталоном высоты звука при настройке музыкальных инструментов и в пении. Обычно употребляют К. в тоне a1 (ля первой октавы). Певцы и хоровые дирижёры пользуются также К. в тоне c2. Имеются и хроматические К.; ветви таких К. снабжены передвижными грузиками и колеблются с переменной частотой в зависимости от местоположения грузиков. Эталонная частота колебаний a1 ко времени изобретения К. английским музыкантом Дж. Шором (1711) была 419,9 гц. В конце 18 в. по инициативе работавшего в Петербурге композитора и дирижёра Дж. Сарти в России был введён «петербургский К.» с частотой a1 = 436 гц. В 1858 Парижская АН предложила т. н. нормальный К. с частотой a1 = 435 гц; эта частота была принята на международной конференции в Вене (1885) как международный эталон высоты звука и получила название музыкального строя. В СССР с 1 января 1936 действует общесоюзный стандарт с частотой a1 = 440 гц.

Лит.: Музыкальная акустика, под ред. Н. А. Гарбузова, М. ≈ Л., 1940.

Википедия

Камертон

Камерто́н (- «комнатный звук ») - инструмент для фиксации и воспроизведения эталонной высоты звука, которая также называется словом « камертон ». Современный настроечный инструмент камертон издаёт звук ля 1-й октавы частотой 440 Гц. В исполнительской практике применяется для настройки музыкальных инструментов. При пении хора а капелла хормейстер находит по камертону и указывает хористам высоту звуков, с которых они начинают своё пение. Устройство камертона может быть различным. Встречаются механические, акустические и электронные камертоны.

Камертон (фильм)

«Камерто́н» - советский двухсерийный художественный фильм 1979 года.

Камертон (значения)

Камертон :

  • Камертон - инструмент для фиксации и воспроизведения эталонной высоты звука.
  • Камертон - эталон высоты звука, применяемый в практике музыкального исполнительства.
  • Камертон - советский художественный фильм (1979).

Камертон (эталон высоты)

Камерто́н - эталон высоты звука, применяемый в практике музыкального исполнительства для соотнесения звука заданной частоты с избранным музыкальным звуком - как правило, со звуком a (ля первой октавы). В современной России музыканты-практики для обозначения эталона высоты используют слово «строй» в значении «тон настройки» .

Для фиксации и воспроизведения эталона начиная с XVIII в. используется небольшое устройство одноимённого названия (в России конца XVIII века оно называлось словом «стройник»).

Единого абсолютного физического эталона для относительного музыкального звука не существует. Ныне для исполнения академической музыки в ряде стран принят стандарт a = 440 Гц. Использовавшиеся в прежние времена стандарты высоты отличаются от нынешнего вплоть до целого тона.

Примеры употребления слова камертон в литературе.

Через три дня тримаран причалил к пристани в Аресибо, и все время, прошедшее до этой минуты, Макдональд настраивал себя, подобно камертону , в такт неспешному пульсу волнующегося океана - с его ритмами вдохов и выдохов, приливов и отливов, распоряжающегося жизнями всех существ, обитающих в его глубинах и на поверхности.

Чуть погодя Цинциннати, Крестлайн, Дейтон и Лима выветрились у меня из головы, и место их заняла ключевая фраза, камертон моего сознательного бытия, Пепси-кола в точку бьет, произносимая - про себя, естественно - медленно и с подвыванием, на манер оракула.

Я в церковном хоре долго в дискантах был, голос був у меня звонкий, характер бойкий, - за голос хвалили, за характер гули от регентовского камертона с головы не слазили, а от второй тезис на многое мени очи открыв.

Там же письменный стол, где громоздятся фонограф, ларингоскоп, батарея тонких органных труб с воздуходувными мехами, ряд газовых горелок под ламповыми стеклами, подсоединенных резиновым шлангом к газовому рожку на стене, несколько разного размера камертонов , муляж человеческой головы в натуральную величину, показывающий голосовые органы в разрезе, и коробка с запасными восковыми валиками для фонографа.

В этом же углу письменный стол, на нем - фонограф, ларингоскоп, набор миниатюрных органных труб, снабженных раздувальными мехами, ряд газовых рожков под ламповыми стеклами, резиновой кишкой соединенных со вводом в стене, несколько камертонов различных размеров, муляж половины человеческой головы в натуральную величину, показывающий в разрезе голосовые органы, и ящик с восковыми валиками для фонографа.

Реакция была почти первобытной, будто камертон , настроенный в лад с его нервной системой, заставил все инстинкты работать на форсаже, включил нейропептиды и заставил подняться каждый волосок на коже.

Под камертоном тунеядной администрации могло образоваться только общество повального тунеядства.

Сергей Бердников На правах Камертона В этой рубрике должны печататься произведения, еще не ставшие классическими, но, на взгляд редактора, любопытные и представляющие интерес для творческой публики.

Имидж-психотерапия Как оттенить прелести лица - Художественные образы Великих Мастеров - Капризы Природы и мимолетность женской красоты - Привычный тип макияжа - Образ по вдохновению - Выразительность лица - Лучистые глаза - Художественное обрамление глаз - Незабываемое очарование бровей - Загадка на устах - Игра губ в ослепительной улыбке - Характерная манера накладывать макияж - Вечерний макияж - Праздничный камертон в стиле шоу-макияжа - Создание приподнятого настроения Глава 5.

Цель этого действия -- уяснить смысл реалий, лежащих в основе художественного образа, и получить таким образом смысловой ориентир, камертон , с которым должны быть сверены остальные смыслы.

Время семидесятых потребовало вспомнить, возродить наше старое, подстроить его под камертон нового времени и сегодняшние темпоритмы.

По эталонному камертону можно настроить и гитару и камертонный генератор.

Теперь за шторой, возле установки, остался только Валерка со своим камертоном да Рекс.

По мысли авторов реформы несущей конструкцией и своеобразным камертоном при принятии и осуществлении всех других решений по хозяйственной реформе должен служить Закон о предприятии, принятый Верховным Советом СССР 30 июня.

В наше прозаическое время эталоны звуков - камертоны - помечают числом герц - колебаний - в секунду.


Top