Как развить речь и научиться говорить красиво. Как сделать свою речь красивой и грамотной

Даром красноречия, к сожалению, обладают далеко не все, но это вовсе не значит, что этот навык невозможно развить в себе. Всем нам известно, что человека, умеющего красиво говорить, можно слушать часами! И все же, следует учесть, что имеется немалое количество различных нюансов, которые важно взять во внимание, развивая навык богатой разговорной речи.

Важно правильно дышать при разговоре Наверняка, слушая плавную речь диктора или какого-либо харизматичного ведущего, вы ловили себя на мысли, что вам и самим бы хотелось уметь так говорить. Конечно же, этого можно достичь, если развивать технику речи. Однако, в первую очередь, для этого следует научиться правильно дышать – глубоко, спокойно и незаметно.Обратите внимание на то, что речевое дыхание имеет отличия от обычного. Речь идет об управляемом процессе. Как известно, самым удобным для речи считается диафрагмально-реберное дыхание. В этом случае вдох и выдох производятся с помощью диафрагмы и межреберных мышц. Самая емкая часть легких (нижняя) приходит в активность. При этом плечи и верхние отделы грудной клетки остаются практически без движения.Научиться контролировать дыхание можно самостоятельно. Положите ладонь между животом и грудной клеткой – на область диафрагмы. Когда вы совершите вдох, стенка живота немного приподнимется, нижняя часть грудной клетки расширится. Выдох будет сопровождаться сокращением мышц живота и грудной клетки. При речи вдох должен быть легким и коротким, а вот выдох – плавным и длинным (соотношение примерно один к десяти).Когда происходит процесс речи, в немалой степени увеличивается значение именно выдоха. Перед тем как заговорить стоит сделать быстрый и глубокий вдох, который осуществляется и через нос, и через рот. Между тем, во время речевого выдоха задействован лишь рот.Правильное речевое дыхание можно назвать основой красивого звучания голоса. Если же вы будете дышать неправильно, то это приведет неустойчивости голоса. Говорить уверенно, четко и внятно При разговоре старайтесь избегать бормотания - говорите четко, внятно и уверенно. Практикуйтесь чтением книг вслух – делайте это неспешно и с выражением, иногда ускоряйте тем, но продолжайте говорить с выражением. Постепенно у вас выработается навык такой манеры разговора и в повседневной жизни.Нужно постоянно тренировать жестикуляцию и мимику Жестикуляцию и мимику можно назвать невербальным средством речи, которое также следует тренировать. Попробуйте говорить перед камерой или зеркалом, чтобы понять, не слишком ли много и «не по делу» вы жестикулируете. Порою, это может сильно отвлекать собеседника от темы разговора. Также важно понаблюдать за своей мимикой – недопустимо как безучастное выражение лица, так и чрезмерное проявление эмоций. Во втором случае это может выглядеть просто некрасиво.Ваши жесты и мимика должны выглядеть гармонично, плавно и естественно, и лишь иногда подчеркивать смысл сказанного. Важно, чтобы слушатель все же фокусировался на смысле текста, но не вашем лице или руках.

Грамотная речь - залог жизненного успеха. Ведь судят не только по одежке, но и по умению правильно доносить мысли и грамотно писать. Человек, который умеет выражать свои мысли просто, лаконично и понятно, правильно строить предложения, всегда воспринимается более позитивно. Собеседники, слушая грамотную речь, автоматически присваивают человеку совсем иной, более высокий уровень жизненной компетентности.

Бывало ли, что вы теряли или не получали работу из-за большого количества ошибок в письме или необходимости четко объяснить, почему именно вы подходите для этой работы? Развитие грамотной речи - одна из базовых задач каждого уважающего себя человека. Даже если вы не выступаете перед публикой, умение говорить красиво и понятно ценится всеми. Итак, как развить грамотную речь?

Читайте художественную литературу

Чтение качественной художественной литературы трудно назвать бесполезной тратой времени. В современном мире мы подвержены очень большому потоку информации, в основном слушаем новости или читаем их в интернете. Но сеть, развлекательное чтиво и бизнес-литература не могут заменить хорошие книги признанных отечественных и зарубежных авторов.

Чтение романов помогает интуитивно стоить правильные, красивые предложения, развивает чувство языка. Читая художественную литературу, научные статьи в специальных изданиях, человек расширяет свой кругозор и словарный запас. Если хотите сделать речь более живой, образной - читайте поэзию. Выделяйте для себя ритм, метафоры и речевые обороты, которые хотели бы использовать.

Пользуйтесь словарями

Ищите новые слова. Если услышали или прочли слово, значение которого вам незнакомо - смело берите словарь и узнайте, что оно значит. Происхождение слов - очень интересная наука. А вдруг это станет одним из ваших хобби?

Кроме обычного словаря, существуют словари метафор, иностранных слов, специальных терминов, даже словари, посвященные определённой науке. Пользуйтесь всеми - и ваш словарный запас начнет быстро расти. Вы всегда сможете найти самое точное слово и применить его в разговоре.

Играйте в развивающие игры

Как известно, дети получают почти все знания о языке до семилетнего возраста. Грамотная речь у ребенка развивается с помощью окружающих его людей. Существует также множество игр и методик, которые позволяют развить воображение, расширить словарный запас и научиться говорить красиво.

Если есть возможность - послушайте себя со стороны. Сделайте аудио- или видеозапись своего голоса. Если вы боитесь говорить на диктофон или получить неточный результат - попросите кого-то из близких записать вас во время обычного разговора.

Оцените свою речь. Грамотная речь всегда чиста от всего лишнего. Насколько точно вы передали другим свою мысль? Была ли она понятна? Можно ли было сказать короче, четче, понятнее? Делаете ли вы паузы не там, где следует? Правильно ли выстраиваете предложения? Не путаются ли ваши мысли, не перепрыгиваете ли с мысли на мысль, сбивая своих слушателей с толку?

Следите за ударениями. Неправильные ударения (звонИт, жАлюзи и прочие каверзные слова, коих в русском языке множество) выдают человека безграмотного и невоспитанного. Есть два выхода: не использовать эти слова или открыть словарь, учебники и твердо их запомнить.

Редактируйте написанное

Написали письмо, сообщение подруге, доклад руководству или художественный очерк? Что бы это ни было - просмотрите текст максимально внимательно и постарайтесь дать ему критическую оценку. Это прекрасная тренировка речи. Если практиковать "чистку" письма, очень скоро вы увидите результат. Кроме того, разговорная речь тоже ощутимо изменится!

Когда вы написали что-то, постарайтесь "переключиться" на что-то другое (хотя бы пойти и сделать себе чашку чая), после чего возвратитесь к тексту со "свежим" глазом. Представьте, что это чужой текст. Есть ли в нем ошибки? Насколько точно выражена мысль? Все ли вам понятно как постороннему читателю? Можно ли сформулировать эту мысль более четко и кратко?

Правильная речь и грамотная речь всегда яркая, выразительная и понятная. Избавляйтесь от слов, которые не несут никакой смысловой нагрузки. Зачастую они занимают треть текста, от чего ваша мысль точно проигрывает. Если можно использовать слово более простое и краткое - используйте. Можно также попробовать прочесть вслух (обязательно делайте это, если готовите речь, с которой будете выступать).

Развивайте свой голос

Для общения важна не только грамматически и лексически грамотная речь. Правильные манеры общения включают также владение голосом. Если вы применили все методики, изложенные выше, но при этом излагаете свои мысли монотонным голосом, лишенным всякой интонации - слушать вас будет неприятно и не очень интересно.

Стоит развивать свой голос. Делайте упражнения, слушайте выступления ораторов и старайтесь повторять за ними. Запишитесь на курсы ораторского мастерства. Даже при небольших усилиях результаты вас порадуют, а ваши собеседники перестанут зевать.

Итоги

Грамотная речь не дается от рождения. Работать над этим нужно постоянно, на протяжении всей жизни. Но даже если вы уделите развитию своей речи совсем немного усилий и времени, но чтение станет вашей хорошей привычкой - более интересная и успешная жизнь вам гарантирована.

Разве не приятно слушать дикторов радио или ведущих телевизионных шоу, у которых яркая правильная речь? Оказывается, стать таким же оратором может каждый, кто готов усердно работать над своим звучанием. Для красивого рассказа придется выучить правила языка, на котором происходит общение. Но одних только прописных истин о грамматике, лексике, фразеологии будет мало. Чего еще не хватает правильной речи? Как сделать так, чтоб она улучшилась?

Тренировать речевое дыхание

Хорошее речевое (фонационное) дыхание - залог правильной расстановки пауз в рассказе, оптимальной длительности проговариваемых фраз. Тренировки мышц груди и живота повышают выносливость, заряжают бодростью и даже положительно влияют на вокальные данные. Одно из наиболее эффективных упражнений этой методики делается в таком порядке:

  1. принять удобную позу лежа;
  2. расслабить все мышцы, сконцентрироваться на своем дыхании;
  3. постараться сделать вдох так, чтобы грудная клетка не вздымалась — перейти на брюшной тип дыхания;
  4. медленно выдохнуть;
  5. повторять действия до тех пор, пока не появится ощущение, что дышать “животом” (а не диафрагмой) стало легче.

“Настроить” громкость

Оратор, выступающий с трибуны, говорит громко, гулко. При повседневном общении звучание другое — более ровное, спокойное. Если поменять ситуации местами, получится нелепость. Тихого ритора никто не услышит. Слушатель, на которого вдруг начали резко повышать тон, скорее всего не поймет такой перемены и обидится.

В обычном разговоре с друзьями, коллегами, близкими используется более мягкий тон, без преувеличения эмоций. Рассказ со сцены, наоборот, звучит немного театрально, звонко. Как тренировать ораторский голос:

  • читать прозу или драмы в голос, стараясь преподнести кульминационные моменты максимально ярко, звучно;
  • начинать говорить длинную фразу почти шепотом, а заканчивать практически криком и наоборот;
  • пытаться отображать громкость услышанных звуков;
  • экспериментировать с тембром, пародировать голоса известных людей.

Правильное дыхание, описанное в первом совете, тоже хорошо помогает в постановке громкости звучания.

Следить за темпом речи

Спикер вышел на сцену. Он одет в чистый аккуратный костюм. На его лице читается готовность побуждать к действиям, решительность. Походка уверенная. Зал затаивает дыхание. Остановившись у микрофона, выступающий приветствует аудиторию. Все идет по плану, ничто не должно помешать успеху.

Но срывает весь процесс одна непродуманная деталь .

Нет, это не проблемы в тексте речи, не резкая поломка микрофона. Диктор вдруг начинает говорить, как пятиклассник, не любящий декламировать стихи. Он тараторит, “заглатывает” окончания слов, часто оговаривается. Возникает ощущение, будто бы он пытается поскорее отделаться от публики. И залу это не нравится. Слушатели даже не понимают, о чем идет речь. Оратор же упрямо не замечает проблемы

На самом деле все просто. Выступление — это стресс. Когда человек нервничает, в его организме все процессы моментально ускоряются. Темп речи — не исключение. Как справиться:

  • за 10 минут до выхода на сцену начать говорить очень медленно, растягивать фразы;
  • заниматься артикуляционной гимнастикой — она поможет четко проговаривать каждое слово даже в стрессовой обстановке;
  • во время выступления задать вопрос человеку из зала, настроиться на темп его ответа, а лучше — на еще более медленный;
  • дома озвучить рассказ, используя секундомер и подсчитывая, сколько времени занимает воспроизведение каждого блока. На мероприятие взять секундомер или таймер с собой, чтобы сверяться с ним.

В быту играет роль еще и темперамент собеседника. Меланхолики, флегматики любят неспешные, долгие беседы. Холерики, сангвиники предпочитают узнавать все как можно быстрее. Уловив и переняв манеру разговора у знакомого, можно лучше донести до него информацию.

Работать с интонацией

Полностью нейтральный тон приемлем только в научном докладе. В остальных ситуациях передача эмоций улучшает рассказ.

Правильная смена интонации обеспечивает плавный переход между смысловыми блоками речи, создает впечатляющий эффект контраста, неожиданности. Живость звучания воздействует на зрителей лучше, чем самые достоверные факты или аргументы. Для тренировки интонационного фона, как и для голоса, подойдет декламация произведений.

Улучшать дикцию

“Зажеванные”, “проглоченные”, исковерканные звуки не украсят ни общественного спикера, ни простого рассказчика. Хорошей дикции можно достичь несколькими способами:

  • проговаривать скороговорки, практиковать распевки, пение частушек;
  • произносить сложные связки согласных звуков (дбди-дбде-дбда, рж-рш-шр-жр, скрпо-скпро);
  • заниматься гимнастикой речевого аппарата;
  • изучать словари для выявления правильных ударений в словах;
  • читать тексты вслух с винной пробкой, шариком или камнем, зажатым между передними зубами.

Можно использовать эти методы по отдельности, но в комплексе они возымеют гораздо больший эффект.

Очистить язык

  • вульгаризмов, грубостей, тем более — нецензурной лексики;
  • заимствованных лексем там, где можно использовать родной язык;
  • бесцельных тавтологий — повторов одних и тех же слов или словосочетаний;
  • неуместных терминов, жаргонизмов, профессионализмов, сленга;
  • инверсии — неправильного порядка слов.

Выждать полторы секунды перед ответом

Это простое правило решает сразу несколько проблем. Оно позволяет убедиться в том, что собеседник закончил свою реплику, а значит — не будет перебит ответом. Вежливость, знание правил этикета — так же важны, как и дикция или грамотность.

В то же время секундная заминка дает возможность собраться с мыслями, начать новую фразу четко, организовано, ясно. Мозгу хватит всего полторы секунды, чтобы начать выстраивать логические цепочки. У мгновенного ответа такого преимущества нет. Эта пауза не будет слишком длинной, а для собеседника, вполне возможно, что и вовсе останется незаметной.

Попросить помощи

Порой самостоятельно справиться с задачей кажется непосильным заданием. Просить о помощи в таких случаях — нормально. К кому же обратиться?

К знакомым. Можно попросить близких прислушаться к повседневным разговорам или тексту выступления и указать на ошибки. Дефекты речи, ее скудность, частые повторы, отход от основной темы, недостаточно отточенное чувство юмора — вот что могут выявить друзья или родные.

К специалистам. Курсы ораторства, культуры речи, дикции помогут развить навыки общения. Кроме того, красиво заговорить позволят посещения:

  • коучей по личностному развитию (уверенный человек говорит соответствующе);
  • логопеда;
  • невропатолога (прописывает препараты для улучшения мозговой деятельности, кровообращения);
  • психолога или психотерапевта (как в примере с коучем, только все на более глубоком уровне).

К интернету. Если не хочется платить за успех, можно попробовать вариант с ютуб-каналами. Здесь соберется большое количество блогеров, которые делятся своими “рецептами” по улучшению разговорных навыков. Однако есть минус — в речи этих “специалистов” порой проскакивают серьезные ошибки. Поэтому лучше будет найти сайт признанного эксперта и поискать видео в его блоге. Иногда на таких площадках бесплатно проводятся онлайн-вебинары.

Помочь может и хороший диктофон. Достаточно будет записать свою декламацию, а затем внимательно прослушать ее, выявляя ошибки, а затем старательно их прорабатывая.

Правильная речь не ставится за считанные минуты. Чтобы овладеть искусством общения, придется заниматься прилежно и ежедневно. Однако вслед за потраченным временем и усилиями придет достойное вознаграждение. Окружающие будут слушать истории оратора, жадно “заглатывая” каждое слово. Ускорится ход мыслей. Люди начнут чаще прислушиваться к советам или предложениям. Укрепится хорошая репутация. Грамотное звучание — надежный атрибут успеха.

Пол-светского Киева ходит на курсы ораторского мастерства к Веронике Селегe. Алена Пономаренко взяла несколько уроков - и поняла, чем вызван ажиотаж.

Широко распахиваю рот, жду три секунды, пока расслабятся мышцы, а затем растягиваю губы, чтобы получилась улыбка-оскал. У меня первое занятие в школе ораторского мастерства «Аристотель», на курсе Вероники Селеги, и я делаю упражнение «Открытая пасть», чтобы разогреть мышцы артикуляционного аппарата. Мышц всего 21, и работают они так себе. Во-первых, потому, что в славянской культуре, в отличие от американской, исторически не принято активно артикулировать. Во-вторых, с возрастом мышцы становятся более зажатыми. Это накладывает отпечаток на то, как человек говорит, и, конечно, на то, как его речь воспринимают окружающие.

Вероника уверена, что артикуляционная гимнастика показана всем, а особенно тем, кто часто выступает перед публикой, бывает в эфире или просто хочет звучать красиво и убедительно. Если заглянуть за кулисы любого ток-шоу, говорит она, можно увидеть, как спикеры с будничным видом растягивают мышцы - делают «лошадку», «медузу» (когда нижняя губа с силой прочесывает зубы), кусают язык. «Кстати, если во время выступления пересохло во рту, то можно просто покусать язык - это вызовет мгновенный приток слюны», - говорит она. И это лишь один из сотни лайфхаков, которые мне предстоит узнать в ближайшие несколько дней.

Среди клиентов Вероники - политики, адвокаты и прочие типичные «ораторы»: жены дипломатов, бизнесменов, люди, недавно получившие повышение и так далее. Всем им надо не просто красиво говорить, но и знать этикет, уметь находить темы для разговора и подавать себя, выбирать правильную аудиторию и собеседников, отвечать на неудобные, а подчас и на хамские вопросы, элегантно уходить от ответов. «Публичное выступление, - объясняет Вероника, - это необязательно огромный зал и спикер с микрофоном. Это и рабочее совещание, и презентация своего проекта, и тост на дне рождения, и объяснение детям, что такое хорошо и что такое плохо». Курсы нельзя отнести к категории «развлечения»: это все-таки труд (хотя и очень благодарный) - с домашними заданиями, упражнениями, чтением дополнительной литературы. Всего 16 занятий, а потом люди иногда возвращаются, чтобы усовершенствовать навыки, - например, «выбить» русские звуки из украинской речи.

Здесь я получаю самый ценный совет в жизни по украинскому произношению. Оказывается, чтобы говорить, как телеведущая (или просто киевская интеллигентка в пятом поколении), достаточно правильно произносить «ч» и «щ»: ч - всегда твердая (буквально - «чОрный», «чЫстый»), щ - образована двумя звуками: «ш» и «ч». Как только я попробовала выговорить «ШЧедрый» и «ШЧастя», все изменилось - я поняла, что могу звучать не хуже Екатерины Осадчей. Кстати, ее артикуляция («большой открытый рот») и дикция (предельно четкие звуки) считаются эталонными. И конечно, над ними Осадчей пришлось потрудиться. Главный редактор сайта сайт Наталья Васюра, несколько лет проработавшая шеф-редактором «Светской жизни», говорит, что сценической речью с Осадчей занималась народная артистка Украины Лидия Вовкун.

Занятия построены так, чтобы одновременно с увлекательным процессом самопознания быстро ухватить полезные навыки. Селега считает, что, когда человек знает свою сверхзадачу (например, «общение с прессой»), результат приходит быстро. «С теми, кто просто чувствует, что чего-то не хватает в его выступлениях, мы первым делом анализируем проблемы, затем разрабатываем программу занятий и определяем желаемый результат».

Вероника задает простые сложные вопросы вроде «Когда люди любят вас слушать?» («Когда я хорошо разбираюсь в том, о чем говорю»); «Почему вы делитесь информацией?» («Обожаю делиться хорошим»), «Насколько ваша внешность располагает к общению?» («Наверное, стоило бы быть более миловидной»). Мои ответы Вероника тезисно фиксирует на доске - так ей становится ясно, над чем придется поработать, а что и так в порядке. Вопросы перетекают из одного в другой, периодически всплывают новые детали. Главная моя проблема и есть самая распространенная: спич перед аудиторией. Когда моя голова стремительно пустеет, и вместо отведенных на выступление 30 минут я справляюсь за пять, отбарабанив все одним махом и упустив главное.

Что интересно, просьбы к скоростным спикерам говорить медленнее зачастую бессмысленны. Люди не способны контролировать темп своей речи дольше пары минут. Отлично помогает чтение вслух. Выясняется, что читать в темпе, в котором обычно объясняют какие-то простые вещи, - не так уж и легко. Но еще сложнее - первая скорость, когда паузы надо делать между всеми словами. Мне это удается только со второй попытки. Для этого приходится занять специальную позу: вальяжно сесть, закинув ногу на ногу, и положить руку на спинку кресла. Положение тела помогает говорить совсем иначе - но об этом я узнаю чуть позже, на занятии с телесно ориентированным психотерапевтом. А пока Вероника открывает мне еще один секрет: чтобы замедлить речь и звучать более внушительно, надо четко проговаривать согласные. И побольше читать на первой скорости - именно так и переучивают тех, кто тараторит.

Для четкой, легкой и свободной речи есть еще один лайфхак - как у Элизы Дулиттл в «Пигмалионе» Бернарда Шоу, когда она тренировалась говорить с полным ртом орехов. Вместо орехов Вероника советует зажать в зубах пробку - чтобы не повредить эмаль. Выбираю одну от шампанского - и приступаю: «пкти, пктэ, пкта, пкто, пкту, пкты» - и другие труднопроизносимые сочетания. Но стоит убрать пробку - и случается волшебство: звуки выскакивают легко, как у диктора. «Это как если бы вы делали упражнения с гантелями, а потом отложили их», - говорит Вероника.

Я узнала секреты внезапных зависаний при выступлении - когда вдруг напрочь забываешь, что хотел сказать. Такого не случится, если дать мозгу передышку и осознанно «выключиться» хотя бы на 2‑3 секунды. Вероника дала мне ключ и к телефонным интервью. Оказывается, когда не видишь собеседника, легко растеряться и забыть главное. Чтобы этого не произошло, надо уйти в тихое помещение и максимально сосредоточиться, иначе не избежать такой ситуации, которая возникла у меня с интервью радио «Аристократам»: я стояла в очереди в «Мыстецкий Арсенал», лил дождь, галдела публика, и я предсказуемо забыла все, о чем хотела рассказать в эфире.

Потом мы играли в ассоциации: Вероника называла слово, а я быстро говорила первое, что приходило на ум. Было страшно брякнуть что-то неприличное, но обошлось. Оказывается, игра нужна была, чтобы выявить атавистические звуки вроде «эээ», «ммм» и «ааа», когда люди тянут и озвучивают паузы (я вошла в число тех редких 10 %, которые этого не делают).

Мы играли и в другую игру, которая помогает расширить словарный запас и активировать пассивный запас. Вероника выдала слово «точка», а мне надо было пристраивать к нему другие, чтобы получались правильные сочетания: «точка пересечения», «точка с запятой», «точка опоры», «жирная точка» и так далее. В таких играх сначала на ум приходят очевидные сочетания, и только потом всплывает словарный резерв. Вероника говорит, что слова, которыми хочется обогатить свою речь, надо немедленно «ставить на язык» - произносить вслух, пусть сначала они будут и не к месту. Именно так интуитивно поступают дети, когда учатся говорить.

Занятие с телесно ориентированным психотерапевтом для меня стало настоящим откровением. Психолог Елена Козелецкая говорит, что люди общаются вербально только на 30 %, а остальные 70 % информации считывают через язык тела. Имеет значение буквально все: как человек сидит, как расправляет плечи, как держит спину. «Наклон позвоночника, - говорит она, - играет большую роль. Стоит чуть наклониться вперед - и все пойдет не так». Оказывается, собеседник может расценить наклон как агрессию или, того хуже, воспринять позу как просящую. Поза интервьюера, при которой тело откинуто назад, может быть истолкована как скучающая и хамская. Зато если так сидит интервьюируемый - например, мужчина-звезда, - это вполне нормально.

Елена наблюдала за мной, а потом, чтобы мне было проще оценить себя со стороны, «отзеркаливала» мои позы, жесты и мимику. Сразу стало ясно, что я веду себя как отличница, которая намерена хорошо поволноваться: сомкнутые колени, прямая спина, закрытые плечи. Психолог посоветовала походить на носках, на пятках, на внутренней и внешней стороне стоп. «Уверенность в теле живет в икроножных мышцах, - объясняет она. - Чувствовать их - значит твердо стоять на ногах». И советует всем, кто волнуется перед ответственной встречей, фотосессией или лекцией, зайти в ванную и немного размяться - это и правда помогает. Есть и еще кое-что. Выясняется, что один из самых важных телесных маркеров - спина. Она должна быть: а) сильной («поскольку несет все ценности») и б) гибкой («чтобы быстро реагировать на изменения вокруг и успешно к ним приспосабливаться»). Потому спину надо тренировать - на тренажерах с небольшим весом, и растягивать - занимаясь йогой или пилатесом.

«Грудной отдел позвоночника, - говорит Елена, - отвечает за то, насколько мы уверены в себе». Грудные мышцы часто называют мышцами Тарзана - это именно в них бьют самцы шимпанзе, когда хотят ошеломить противника. Этот трюк можно повторить - и «включить» уверенность в себе. Чтобы уверенность не выключалась, нужны тренировки. «С унылыми плечами можно годами безуспешно ходить к психотерапевту, - говорит Елена, - но стоит завести новый паттерн - и жизнь пойдет по-другому». Я проверила: если подобрать плечи и удерживать их лопатками, голос звучит крепче и смелее, а значит, произвести впечатление уверенного в себе и напористого человека очень легко.

В школе много времени посвящают не только артикуляции и дикции, но и работе с голосом (есть даже специалист-фониатр), техникам дыхания и правилам подготовки к выступлениям. Один из хороших проверенных рецептов - накануне проговорить свою речь, причем не перед зеркалом, а, например, с коллегами - так всплывут неожиданные нюансы и байки, которые потом оживят спич. Вероника учит отвечать на неудобные вопросы, правильно вести себя перед камерой, журналистами или просто публикой; объясняет, как лучше одеться, чтобы максимально соответствовать обстановке. Советов так много, и все они настолько живые, что я начала следовать им мгновенно. И удивительное дело: первое же интервью после курсов у меня прошло блестяще. Осталось записаться на пилатес.

Что посмотреть и прочесть на тему

«Король говорит!»

Герцог (Колин Ферт) готовится принять трон и занимается с логопедом-экспериментатором (Джеффри Раш), чтобы избавиться от нервного заикания и неуверенности в себе. Селега считает, что это лучший фильм о занятиях риторикой, а еще «он ближе всего к правде об отношениях ученика и преподавателя».

«Общество мертвых поэтов»

Джон Китинг (Робин Уильямс) учит студентов на курсе английской словесности слышать себя и найти свой голос.

Конференции TED

Американский некоммерческий фонд TED (Technology Entertainment Design - технологии, развлечения, дизайн») прославился своими конференциями, на которых выдающиеся ораторы делятся идеями, касающимися науки,бизнеса, технологий и так далее. Лекции доступны онлайн - например, на YouTube можно найти спичи Клинтона и нобелевских лауреатов. «Стоит смотреть выступления по интересующим темам и параллельно анализировать их», - советует Вероника.

Учебник с упражнениями по риторике Хайнца Леммермана

Своеобразная «Википедия» для тех, кто хочет овладеть основами ораторского мастерства.

13 упражнений для легкой речи

Артикуляционная гимнастика занимает всего пять минут, но отлично включает мышцы, и говорить потом очень легко. Если времени мало, достаточно сделать «медузу» и «открытую пасть» - прямо перед эфиром.

1. «Трубочка »: вытянуть губы, а потом растянуть их в улыбке, не размыкая.

2. «Трубочка с зубами »: то же, только с обнажением зубов. Чем шире, тем лучше - это не улыбка, а механический оскал.

3. «Медуза » (см. в тексте): рот стоит открывать пошире.

4. «Верхняя медуза »: то же, только работают верхняя губа и верхние зубы. Бонус: упражнение помогает уменьшить носогубные складки.

5. «Две медузы »: третье и четвертое упражнения выполняются одновременно.

6. «Вращение »: надо вращать языком по часовой стрелке.

7. «Укусы »: покусывать язык - от кончика до корня.

8. «Уколы »: кончиком напряженного языка точечно касаться неба, внутренней стороны щек и губ.

9. L : нужно произносить вслух звук «л», меняя положение кончика языка (то внутрь, то наружу).

10. «Ириска »: язык прилипает к небу, и от натяжения происходит щелчок. Это упражнение помогает активизировать центр языка.

11. «Лошадка »: цокать языком, чтобы активировать его кончик, отвечающий за красивую правильную букву «р».

12. «Орехи »: рот закрыт, нижняя челюсть неподвижна. Кончиком языка надо постараться достать до «шестерок» - задних зубов.

13. «Открытая пасть » (см. в тексте).

Никто, думаю, не станет спорить с тем, что умение красиво говорить - ценнейшее человеческое качество.

Человек, владеющий грамотной речью, производит выгодное впечатление, он чаще добивается поставленной цели, он более успешен в профессиональной деятельности, ему легче адаптироваться в любой жизненной ситуации.

Правильная речь имеет почти магическое действие. Ее хочется слушать и слушать; а от иной - закрыть уши и бежать подальше.

Владение искусством красиво и грамотно говорить, к сожалению, встречается все реже.

Люди, мыслящие шедеврально, порой не умеют столь же ярко выразить себя на словах. Многим бывает трудно высказать свои мысли, чувства, пересказать что-либо интересное из прочитанного, увиденного, пережитого.

А ведь за безыскусной речью таких людей порой скрывается великолепный интеллект, интересная личность. Но чтобы распознать это, требуется время. А время - это то, чего нам постоянно не достает.

Отсюда только один путь - свою речь нужно и можно тренировать. Ведь умение красиво говорить - это не природный дар, а благоприобретенный навык, который можно довести до совершенства. Даже если вы не собираетесь стать профессиональным оратором, умение красиво говорить, правильно пользоваться речью, необычайно пригодится как в работе, так и в повседневной личной жизни.

Следование некоторым правилам может существенно повысить качество речи.

Во-первых, больше читайте. Газеты, журналы, качественная художественная литература. В этом смысле идеально подойдет наша отечественная классика, которую мы все штудировали в школьные годы (или не штудировали, что печально). Читайте или перечитывайте классиков! Причем вслух, не торопясь. Такое чтение даст колоссальный эффект. Оно приучит вас к правильному построению слов в предложении, увеличит словарный запас.

В-третьих, следите за темпом речи. Она не должна быть монотонной. Паузой выделяйте главные моменты разговора. Она должна быть уместна и не затянута.

В-четвертых, используйте в разговорной речи, беседе сравнения, метафоры, образные выражения, поговорки, наконец. Это оживит речь, сделает ее более интересной. И конечно, беспроигрышный вариант - юмор. Уместная самоирония, шутки придадут блеск вашей речи. Ведь слова - это только средства для передачи информации, а то, как вы их составите, произнесете - либо западет в душу, либо нет.

В-пятых, говорите, тренируйте речь как можно больше. Это легко сделать, если у вас широкий круг общения. Если же его нет, то поможет телевизор или радио. Выберите телеведущего, который вам больше всех нравится, и старайтесь подражать ему. Повторяйте вслух (!) за ним фразы, копируя также его голосовые интонации. Это не просто, но спустя некоторое время вы непременно увидите прогресс. Кроме выработки мелодичной речи, вы пополните свой лексикон.

Есть еще одно забавное, и только поначалу сложное упражнение. Выберите какой-нибудь простой предмет из домашнего обихода, например, торшер или домашние тапочки. Определите себе лимит времени, в котором будете рассказывать об этом предмете красивым литературным языком. Сначала будет сложно целых 5 минут говорить о каком-то банальном торшере. Но с каждой тренировкой будет проще. Увеличивая лимит времени, и усложняя тему, вы вскоре преодолеете неуверенность, робость перед словами, неумение их подобрать. В итоге же вы целый час сможете увлеченно рассказывать о своих домашних тапочках, ни разу не повторившись. Этим лучше заниматься в группе или с домашними, превратив тренировку в своеобразную игру. Поочередно каждый становится и исполнителем, и слушателем.

Вы не заметите, как влюбитесь в слова: вы почувствуете свою власть над ними, они придадут вам уверенности, и будут служить вам.

Пополняя словарный запас, черпайте информацию отовсюду - из книг, статей, фильмов. Запоминайте яркие фразы, словосочетания, интересные речевые обороты. Записывайте их в блокнот, используйте в повседневной речи.

Узнавайте значение незнакомых слов, обращая внимание на правильное ударение, тренируйте их произношение.

Неправильное произношение и неуместное употребление слов может сделать вашу речь смешной, вмиг обесценив ее. Составляйте сами новые фразы и предложения. Избегайте словарных клише, используйте речевую образность.

В идеале, после нескольких месяцев систематических (!) тренировок, у вас сформируется мелодичная, запоминающаяся и яркая речь. Вы легко простыми предложениями сможете объяснить суть сложных вещей. Ваша речь будет походить на журчание ручейка. Она будет литься легко и свободно. Отныне такая речь всегда и везде будет с вами.

Отличное владение своим родным языком придаст вам уверенности в себе. Более того, изменит качество вашей жизни, - вы без труда и страха сможете общаться с людьми. Вы будете всегда на высоте!

Желаю вам процветания.


Top