Лопаткина личная жизнь. Ульяна Лопаткина: рост, вес и фото балерины

Известная русская балерина, прима Мариинского театра с 1995 года.

Ульяна Вячеславовна Лопаткина родилась 23 октября 1973 года в городе Керчь (Украина). С раннего детства будущая балерина занималась в танцевальных кружках и секции спортивной гимнастики.

В возрасте 10 лет Ульяна, по инициативе матери, решила поступать в Академию русского балета им. А.Я. Вагановой в Ленинграде. С педагогами Лопаткиной повезло: она попала в класс Н.М. Дудинской – прима-балерины Кировского театра в 30-50-х годов.

Наталья Михайловна Дудинская (1912-2003) была одной из самых популярных балерин своего поколения. Ученица Агриппины Вагановой, Народная артистка СССР, лауреат четырех Сталинских премий второй степени. С 50-х годов Дудинская занималась педагогической работой.

В 1990 году Ульяна Лопаткина заняла первое место на Всероссийском конкурсе имени А.В. Вагановой для учащихся хореографических училищ (Vaganova-Prix). Она исполнила вариацию «Сильфида », вариацию Царицы вод из балета «Конек-Горбунок» и па-де-де из второго акта балета «Жизель ».

Лопаткина окончила Академию в 1991 году, после чего была принята в труппу Мариинского театра.

На выпускном спектакле балерина исполнила фрагмент из балета «Щелкунчик» (миниатюра «Учитель и ученица», постановка Дж. Ноймайера) и «Тени» из «Баядерки».

В начале своей карьеры Ульяна Лопаткина танцевала в кордебалете, но вскоре ей стали поручать сольные партии. Ее первыми ролями стали Уличная танцовщица в «Дон Кихоте » и Фея сирени в «Спящей красавице ».

В 1994 году в Мариинском театре состоялась премьера программы балетов Михаила Фокина . В одном из премьерных спектаклей Ульяна Лопаткина станцевала партию Зобеиды в «Шехерезаде », а позже вышла на сцену в роли Заремы в «Бахчисарайском фонтане ».

В том же году Лопаткина дебютирует в роли Одетты-Одилии в балете «Лебединое озеро». Ее партнерами по спектаклю стали Александр Курков (Зигфрид) и Евгений Нефф (Ротбарт). Выступление Лопаткиной в «Лебедином озере» стало заметным событием, ей сулили успех в романтическом и академическом репертуаре.

В 1994 г. Ульяна Лопаткина получила приз журнала «Балет» в номинации «Восходящая звезда». Годом позже она была награждена петербургской театральной премией «Золотой софит» за «Лучший дебют на петербургской сцене».

С 1995 года Ульяна Лопаткина становится прима-балериной Мариинского театра. Каждая ее новая роль привлекает восторженное внимание как зрителей, так и критиков. Лопатнику интересует не только классическая, но и современная хореография. Одной из любимых ролей балерины стала партию царицы Мехменэ Бану в «Легенде о любви» (постановка Ю.Н. Григоровича). Ей особенно удаются образы таинственных, инфернальных героинь.

Из современных хореографов Лопаткина выделяет известного чешского постановщика Иржи Килиана.

Сегодня в репертуаре балерины главные и сольные партии во множестве постановок, среди которых балеты «Корсар», «Раймонда», «Бахчисарайский фонтан», «Поцелуй феи». Лопаткина активно гастролирует с труппой Мариинского театра по России, странам Европы, Америки и Азии. Среди ее партнеров - Игорь Зеленский, Фарух Рузиматов и Андрей Уваров.

В 2006 году Ульяне Лопаткиной было присвоено Народной артистки России. Балерина является лауреатом многочисленных российских и зарубежных театральных премий.

Из-за серьезной травмы Лопаткина на несколько лет покинула сцену. В 2001 году Ульяна вышла замуж в 2001 году за художника, писателя и предпринимателя Владимира Корнева . В этот период балерина не выступала в Мариинском театре из-за травмы ноги. Через год в Австрии она родила дочь Машу, но в 2010 году супруги развелись.

В 2003 году после операции на ноге Лопаткина снова вышла на сцену, исполнив партию «Умирающий лебедь» на фестивале «Звезды белых ночей» в Мариинском театре.

В 2004 году Ульяна Лопаткина приняла участие в международном фестивале балета, премьере спектакля «Приношения Баланчину» . Также она стала российской премии «Триумф» в области литературы и искусства. В том же году Лопаткина впервые после травмы станцевала «Баядерку».

Репертуар Ульяны Лопаткиной:

  • «Павлова и Чекетти», фрагмент из балета Джона Ноймайера «Щелкунчик»
  • Офелия, монолог из балета Константина Сергеева «Гамлет»
  • «Жизель» (Жизель, Мирта)
  • Медора, «Корсар»
  • Grand Pas из балета «Пахита»
  • Фея Сирени, «Спящая красавица» Мариуса Петипа
  • Китти, «Анна Каренина» на музыку П. И. Чайковского
  • Мария Тальони, Па-де-катр Антона Долина
  • Смерть, «Гойя-дивертисмент»
  • Никия, «Баядерка» Мариуса Петипа
  • Одетта и Одиллия, «Лебединое озеро» Льва Иванова и Мариуса Петипа
  • Клеманс, Раймонда, «Раймонда»
  • «Лебедь» Михаила Фокина
  • Зобеида, «Шехеразада»
  • Зарема, «Бахчисарайский фонтан» Ростислава Захарова
  • Мехменэ Бану, «Легенда о любви» Юрия Григоровича
  • Девушка, «Ленинградская симфония» Игоря Бельского
  • Фея, «Поцелуй Феи»
  • «Поэма экстаза»
  • «Звуки пустых страниц» Джона Ноймайера
  • «Серенада» Джорджа Баланчина
  • «Фортепианный концерт № 2» Джорджа Баланчина
  • 2-я часть, «Симфония до мажор» Джорджа Баланчина
  • «Вальс» Джорджа Баланчина
  • «Бриллианты», III часть балета «Драгоценности»
  • 3-й дуэт, «В ночи» Джерома Роббинса
  • «Юноша и Смерть» Ролана Пети
  • Анна Каренина, «Анна Каренина» Алексея Ратманского

Награды Ульяны Лопаткиной:

  • 1991 - лауреат балетного конкурса Vaganova-Prix (Академия русского балета, Санкт-Петербург)
  • 1995 - премия «Золотой софит»
  • 1997 - премия «Золотая маска»
  • 1997 - приз «Бенуа танца» (за исполнение партии Медоры в балете «Корсар»)
  • 1997 - премия «Балтика» (1997 и 2001)
  • 1998 - премия лондонских критиков Evening Standard
  • 1999 - Государственной премии России
  • 2000 - Заслуженная артистка России
  • 2005 - Народная артистка России
  • 2015 - премия Правительства Российской Федерации
  • 2015 - премия «Золотой софит» (за балет «Маргарита и Арман»)

Родилась 23 октября 1973 года в Керчи (Украина). Интерес к балету у впечатлительной девочки вспыхнул неожиданно. Потянуло к фотографиям, на которых застыли в танце легендарные мастера Г. Уланова, М. Плисецкая. Скульптурность поз завораживала. В некоторых чувствовалось остановившееся движение. Хотелось разведать те тайны танца, которые преображали героинь в существа необыкновенные.

Узнать о волшебном искусстве больше помогли книги. Ульяна с увлечением прочла о хореографах Дидло, Глушковском. Решила - стоит рискнуть, попробовать попасть в хореографическое училище.

И вот девочка в Ленинграде. Экзамен для нее завершился благополучно, хотя особого интереса у комиссии поступавшая не вызвала. Приговор был краток: весьма средние данные. Ощущение страха, что в волшебный мир танца не пустят, сохранилось на долгие годы. Это заставило замкнуться, уйти в себя, жить своей собственной жизнью.

С педагогами Ульяне повезло - все яркие, талантливые личности. Последние два года она занималась у Н. М. Дудинской. Полное взаимопонимание достигалось не всегда. Ученица была с норовом, с общими мерками нередко не соглашалась. Жила в интернате, с трудом привыкала к тому, что рядом нет близких. Как недоставало их опыта, совета!

Ульяна любила рисовать. Балет требует снайперской точности глаза, и это увлечение явно помогало. Она продолжала рисовать и позже, когда школьный курс завершился.

В 1990 году, будучи студенткой предвыпускного класса, Лопаткина приняла участие в конкурсе имени А. Я. Вагановой (Vaganova-Prix). Она исполнила вариацию Царицы вод из балета «Конек-Горбунок», вариацию «Сильфида» и па-де-де из второго акта балета «Жизель» (с Александром Мищенко). Лопаткина получила первую премию. В ее училищный репертуар входил также монолог Офелии из балета «Гамлет» К. Сергеева. Было очевидно - рождается неординарное дарование. На выпускном спектакле в 1991 году Ульяне доверили партию «Теней» из «Баядерки». Это - высший пилотаж, сложнейшая партия. Стройная, хрупкая воспитанница привлекала осмысленностью танца и затаенностью, которая чудилась в ее исполнении.

В труппе Мариинского театра, куда Лопаткина была принята по окончании училища, ей сразу стали поручать сольные партии: Уличная танцовщица в «Дон Кихоте», Фея Сирени в «Спящей красавице», Мирта в «Жизели». Ее высокий рост придавал то пикантность, то величавую значительность героиням. И рядом - центральные балеринские партии.

Лопаткина начала с Жизели. Работа увлекала; сложности были, но они не отпугивали. Балерина готовила первую роль основательно, тщательно прорабатывая детали с О. Н. Моисеевой. В 1994 году Лопаткина дебютировала в роли Одетты - Одиллии в балете «Лебединое озеро». В работе над спектаклем ей очень помог А. Лиепа. И не только в сложных дуэтах, где его опыт партнера оказался бесценен. Важно было его ощущение особенностей пластики. Это помогало найти свое решение, особенно выразительные нюансы.

Дебют Лопаткиной в этом спектакле стал заметным событием. Удивляли зрелость мысли и техническая отработка. Особенно удалась ей грустная Одетта - замкнутая, погруженная в печальные мысли. Она вовсе не стремилась покинуть свой заколдованный мир. Словно боялась вновь вступить в жизнь реальную, столь опасную и обманчивую.

В 1994 году Лопаткина получила от журнала «Балет» приз «Душа танца» в номинации «Восходящая звезда». Ей сулили успех в романтическом репертуаре. В академическом - тоже. И действительно, каждая новая роль Лопаткиной привлекала внимание и зрителей и критики. О ней писали много и восторженно. В таких партиях, как Никия («Баядерка»), Аврора («Спящая красавица»), Медора («Корсар»), отмечали верность традиции и вместе с тем желание найти в привычном новые интонации.

Современная хореография притягивала Ульяну, загадывала загадки. Как смягчить присущую танцовщице жестковатую угловатость, как приблизиться к округлой текучести пластики, которая так необходима для восточных героинь - Заремы («Бахчисарайский фонтан»), Зобеиды («Шехеразада»)?

Встреча с хореографией Ю. Н. Григоровича в «Легенде о любви», где Ульяна исполнила партию царицы Мехменэ Бану, потребовала совсем других красок - умения сдерживать страсть. Масштабность чувств скрытых, загнанных внутрь и лишь изредка выплескивавшихся наружу, придавала напряженному драматизму особую остроту. Эта роль стала одной из любимейших. Хотя нелюбимых ролей у Лопаткиной нет. Танец раскрывался перед молодой балериной в богатстве своих контрастных возможностей и переливах оттенков. Встреча с хореографией Дж. Баланчина принесла много нового. В его «Симфонии до мажор», «Бриллиантах», «Серенаде» интересно было разгадать, как гениальный хореограф слышит музыку и претворяет ее в танец. И каждый раз делает это в высшей степени изобретательно. Ульяна жадно осваивала эту новую для нее пластику, восторгаясь разнообразием ритмических красок и глубинной музыкальностью, а это требовало особой чуткости исполнительницы.

Внутренняя сосредоточенность, погруженность в себя особенно привлекательны в танце балерины. Она как бы чуть отстраняется от зрителя, не впускает его в свой внутренний мир и становится от того еще загадочней и глубже. Образы героинь таинственных, инфернальных Лопаткиной удаются чрезвычайно. Такой удачей стали, например, партия Смерти в одноактном балете Р. Пети «Юноша и Смерть», героиня «Вальса» М. Равеля в постановке Дж. Баланчина. Мистические интонации, магнетизм собственной или чужой воли концентрируют внимание зрителей, подчиняют их логике таинственных превращений. Реальное становится символическим, не утрачивая при этом своей действенной силы.

Помимо упомянутых выше в репертуаре балерины - главные и сольные партии в балетах «Раймонда» (М. Петипа), «Пахита» (М. Петипа), «Поцелуй феи» (А. Ратманский), «Поэма экстаза» (А. Ратманский), «В ночи» (Дж. Роббинс), «Звуки пустых страниц» (Дж. Ноймайер) и др., миниатюра «Умирающий лебедь». Среди ее партнеров - Игорь Зеленский, Фарух Рузиматов, Андрей Уваров, Александр Курков, Андриан Фадеев, Данила Корсунцев.

Лопаткина истово относится к профессии, любит много работать. К сожалению, в профессии танцовщицы травма - вещь почти неизбежная. Серьезная травма выбила балерину надолго из привычных занятий. Сейчас, к счастью, самое трудное позади. Возобновились уроки, репетиции, спектакли.

Ульяна Лопаткина принимает активное участие в гастрольных проектах Мариинского театра по России, Европе, США, Японии. Она участвовала в обменных гастролях Большого и Мариинского театров, выступала с труппой Баварского государственного балета (Мюнхен), танцевала в Линкольн-центре Нью-Йорка, в лондонских театрах «Колизей», «Ковент-Гарден», Садлерс-Уэллс и Альберт-холл, Королевском театре в Копенгагене, а также в Зальцбурге, Граце, Милане, Салониках, Амстердаме, Баден-Бадене.

В 2000 году Ульяне Лопаткиной присвоено звание заслуженной артистки России, в 2006 году - народной артистки России. Она - лауреат Государственной премии РФ (1999), Национальной театральной премии «Золотая маска» (1997), Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (1995), приза «Бенуа де ля данс» (1997), премии «Триумф» (2004), Международной премии «Божественная» (1997).

23 октября – день рождения Ульяны Лопаткиной, прославленной примы Мариинского театра, народной артистки России.

Лопаткина – одна из самых известных балерин современности. Её называют национальным достоянием. Однако любимица миллионов остаётся, пожалуй, самой «закрытой» танцовщицей нашего времени.

Как же складывался её путь в искусстве, и через что прошлось пройти, чтобы подняться на вершину творческого Олимпа?

Одна в большом городе

Лопаткина родилась в 1973-м году в Керчи в семье учителей. Любила спортивную гимнастику, занималась и в балетной студии, которую вела Лидия Яковлевна Пешкова, в прошлом танцевавшая в Мариинском театре. Это во многом повлияло на всю дальнейшую судьбу Ульяны.

Когда на семейном совете стали решать, где учиться балету, речь первым делом зашла о Ленинграде, Мариинском театре и намоленной Вагановке.

В знаменитое училище она поступила и осталась одна, без родителей, в чужом незнакомом городе. Жила в интернате, что для 10-летнего подростка оказалось нелёгким испытанием. Полной отдачи требовала и учёба. То, что у девочки звёздное будущее, было видно сразу.

Не случайно знаменитый хореограф Джон Ноймайер подарил ей, семикласснице, номер «Чекетти и Павлова». Миниатюра, показанная на гастролях школы в Москве, вызвала восторг, уже тогда сделав Лопаткину любимицей зрителей и прессы.

Выделяла талантливую ученицу и легендарная , в классе которой она занималась.

«В балете невозможного не существует – нужно только работать»,

– навсегда запомнила Ульяна слова великого педагога. Это правило в очередной раз подтвердилось, когда её приняли в труппу Мариинского театра.

Первое время она набиралась мастерства в кордебалете, но вскоре стала выходить и в ведущих партиях. Кстати, станцевать в 1992-м первую в её жизни «Жизель» тоже помог случай.

Основная труппа уехала на гастроли и срочно понадобилась солистка. Сначала в театре сомневались, стоит ли давать эту сложную роль начинающей артистке. Но педагогам удалось убедить руководство, и они оказались правы. Вчерашняя выпускница не подвела, а в 1995-м получила премию «Золотой софит» в номинации «Лучший дебют на петербургской сцене».

Для балета не подходит?

С тех пор она удостоилась многих наград и званий. В 1996-м, например, ей присвоили титул «божественная». При этом по академическим меркам Ульяна для балета не подходит. Слишком высокая – рост 175 см. Слишком крупные стопы и кисти, «неудобная» длина рук и ног. Однако балерина настолько органично выглядит на сцене, что все эти «слишком» стали её достоинствами, а со временем – неповторимой особенностью танца.

Но ошибётся тот, кто подумает, что жизнь Лопаткиной – сплошные цветы и аплодисменты.

В 2000-м она сильно повредила голеностоп, причём это произошло прямо во время балета «Баядерка». Боль была адской, но, несмотря на это, артистка закончила спектакль, ничем не омрачив праздник зрителям. Травма оказалась настолько серьёзной, что сцену пришлось на два года оставить. Понадобилась и операция, которую помог организовать в Нью-Йорке Михаил Барышников.

Началось непростое восстановление. Старые проблемы не отпускают и сейчас. Вот и в эти дни на официальном сайте балерины появилось объявление, что

«в связи с профессиональными травмами и необходимостью лечения, Ульяна Лопаткина делает перерыв в выступлениях на этот сезон».


Ульяна Лопаткина. Фото – Илья Питалев/РИА Новости

Ну а если вернуться на 15 лет назад, то тогда в её жизни произошло и другое, приятное событие. В 2001-м Ульяна вышла замуж за Владимира Корнева. Они познакомились в 1999 году в Петербурге, во время вручения премий в области культуры. Тогда она была признана «Балериной года», а он – «Писателем года».

Владимир оказался личностью многогранной. Прозаик, архитектор, художник, бизнесмен… Кстати, был замысел снять по его роману «Модерн» фильм, где главную роль предлагали Лопаткиной, но она отказалась.

Их венчание прошло в Софийской церкви Веры, Надежды, Любови посёлка Вартемяги под Петербургом, без помпы, в узком кругу гостей. Событие скромно отметили в ресторане Дома архитектора и отправились в свадебное путешествие. В те дни Ульяна откровенно признавалась, что ей нравится чувствовать себя

«просто женой и хозяйкой, учиться рисовать, а также то, что Володя ничего не понимает в балете и терпеть не может разговоров о театре».

А на следующий год Лопаткина в одной из австрийских клиник родила дочь Машу. Вопрос – балет или ребёнок – перед ней не стоял. Она осознанно стала мамой, а затем успешно вернулась на профессиональную сцену, тем самым разбив ещё один стереотип, что танец и счастье материнства несовместимы. К сожалению, семейный союз оказалось недолгим, в 2010 году супруги развелись.

Преемница Плисецкой

Сегодня Лопаткина – признанная мировая звезда, прима Мариинского театра. Её также называют преемницей Майи Плисецкой, а на Западе считают «главным русским лебедем».

В арсенале балерины сложнейшие партии классического репертуара, однако она не отказывается и от концертов.


Николай Цискаридзе и Ульяна Лопаткина. Фото – globallookpress.com

Особое место в её душе занимает вера. В 16 лет, ещё в училище, она с подругой приняла крещение, и с тех пор, как сама признаётся «старается не расплёскивать себя по мелочам». Также Лопаткина рисует, берёт уроки, но работы не выставляет, тщательно оберегая своё личное пространство.

Важной частью жизни балерины стала и благотворительность. Она несколько лет принимала участие в проекте «Рождественская ярмарка», где звёзды искусства, политики, шоу-бизнеса под присмотром профессиональных художников создавали картины на сказочные зимние сюжеты. Затем эти полотна реализовывались с аукциона в пользу больных детей.

Лот Ульяны, как правило, продавался за большие деньги одним из первых. Она входит и в попечительский совет Фонда профилактики рака, а летом этого года на сцене Александринского театра её «Русский танец» стал украшением концерта мировых звёзд оперы и балета, где все средства перечислялись на лечение и уход за детками с ментальной инвалидностью.

«С моей точки зрения то, что ты делаешь для кого-то другого, и есть смысл человеческой жизни. Часто мы бежим, торопимся, стараемся достичь высот, но истинная цель в том, чтобы уметь отдавать другим. Потому что награда – внутри самого дела. Не потому, что скажут, какой ты молодец, что участвуешь и поддерживаешь людей, которым сто крат тяжелее, чем тебе.

Самое главное – состояние души, когда знаешь, что помогаешь максимально бескорыстно и получаешь от этого удовлетворение. Значит, живёшь не зря. И чем больше делаешь и меньше об этом известно, тем глубже ощущение самой полноты жизни»,

– рассуждает балерина.

Ее имя на афише было поводом для ажиотажа публики и почти стопроцентной гарантией аншлага. Балетные критики и пресса всего мира восхваляют балерину, придумывая новые красочные эпитеты, но сама «божественная» танцовщица, «прекрасный лебедь с руками, похожими на птичьи крылья», признается, что от этих восторгов ей не по себе.

Детство и юность

Ульяна Вячеславовна Лопаткина родилась в Керчи 23 октября 1973 года (по зодиаку это пограничный день между Весами и Скорпионом). Мама будущей балерины нисколько не сомневалась, что дочь прославится, и уже с 4-летнего возраста водила ее в кружки и секции. В балетной школе малышка оказалась по совету знакомых преподавателей и взялась на новое увлечение с восторгом.

После школы Лопаткина не смогла поехать учиться в столицу, провалившись на третьем туре вступительных экзаменов. Педагоги предложили попытать судьбу в Ленинградском балетном училище (сейчас это Академия русского балета им. А. Я. Вагановой). Трудно поверить, но легендарная танцовщица тогда сдала экзамены на тройки.

Строгое жюри критически отнеслось к ее фигуре: непривычно высокий для балерины рост (175 см при весе в 52 кг) мог стать помехой при подборе партнера, а крупные стопы и кисти – некрасиво смотреться со сцены. В финальном туре юная Ульяна с широкой улыбкой станцевала «полечку». Ее обаяние произвело благоприятное впечатление на экзаменаторов, и девушку приняли.


Следующие 8 лет прошли в жесткой «муштре», непрерывной работе и одиночестве, которые неизбежно сопутствуют становлению балетных танцоров. Родители остались в Керчи, и на выходные Ульяна ходила в гости к лучшей подруге. Будни ее наполняли бесконечные репетиции, но Лопаткина смирилась с неприятными сторонами будущей профессии и приняла их как должное. На выпускном концерте юная балерина, не рассчитав баланс во вращении, упала спиной к зрителям. Публика поддержала ее искренними аплодисментами. Ульяна взяла себя в руки и закончила танец как следует.

Балет

После выпуска Лопаткина некоторое время проработала в кордебалете Мариинского театра. В 1992 году ей выпал прекрасный шанс – половина труппы уехала на гастроли, и молодой балерине впервые предложили сольную партию, с которой она справилась блестяще. Первый раз Ульяна исполнила своего фирменного «лебедя» в 1994 году. За это выступление она получила престижную премию «Золотой софит». В 1995-м балерина стала примой Мариинского театра.


Сравнивать Лопаткину с Плисецкой начали после «Лебединого озера». Для самой Ульяны этот титул оказался тяжелой ношей. Она утверждает, что все известные балетные артисты страдают перфекционизмом, а сравнение со звездами включает внутреннего критика на полную мощность.

«Вы не представляете, сколько поводов у танцовщицы быть несчастной!», – уверяла она в интервью.

Участие примы в балете – своеобразный знак качества, и каждое выступление на сцене родного Мариинского театра Лопаткина воспринимала с волнением. По ее словам, «домашняя» публика гораздо строже «гастрольной», хотя на выездах приходилось работать дольше и тяжелее. В 2003-2007 годах Лопаткина попробовала себя в роли актрисы. На ее счету работы в 6 фильмах: в двух Ульяна сыграла саму себя, в остальных – похожих по духу девушек-танцовщиц.


В 2006-м ей присвоили звание Народной артистки России. Лопаткина дважды выступала дуэтом с . Правда, первую попытку в «Баядерке» признали не совсем удачной, но на второй раз в «Корсаре» пара смогла станцеваться.

Другие ее известные образы – «Умирающий лебедь» в хореографической миниатюре Сен-Санса, романтичная Жизель в одноименном балете, на Балу сказок, а также роль во фрагменте балета «Щелкунчик». «Русский танец» Александра Горского в исполнении Лопаткиной считается шедевром балетного искусства.

Ульяна Лопаткина исполняет «Русский танец»

В балете «Анна Каренина» она создала масштабный и трагический образ главной героини. Эту партию также танцует , но большинство критиков отдают предпочтение работе Лопаткиной, отмечая, что она лучше передала материнские чувства Анны, а ее величественный танец словно захватывает сцену.


В 2017-м Ульяна Лопаткина завершила карьеру в балете. Поводом стали обострившиеся старые травмы: из-за повреждения стопы танцовщица иногда не могла даже ходить, не то что выступать. Сложная операция, проведенная в Нью-Йорке, не решила проблемы. Мир балета она оставила с сожалением и надеждой, что ее творческая биография еще продолжится в каком-нибудь другом направлении.

В 2017 году Ульяна поступила в СПбГУ, выбрав образовательную программу «дизайн среды».

Личная жизнь

В 1996-1997 годах Лопаткиной приписывали роман с актером , но она не подтверждает эту информацию.

В 2001 году балерина вышла замуж за архитектора и бизнесмена Владимира Корнева, взяв двойную фамилию. Через год она рискнула на время уйти со сцены и родила дочь Марию.


Ульяна Лопаткина и ее бывший муж Владимир Корнев

Поклонники удивились смелости этого решения – вернуться в балет после рождения детей очень трудно, но в тот момент Лопаткина переживала не лучшие времена: мучила хроническая усталость, пошатнулось здоровье, и отдых от сцены был просто необходим. Ульяне очень нравилось, что муж ничего не понимает ни в театре, ни в балете, а она может побыть просто хозяйкой и женой, уделить время рисованию и ребенку.

В 2010 году пара объявила о разводе. Балерина отказалась от фамилии мужа и вновь стала Лопаткиной. По рассказам друзей, портреты балерины по-прежнему украшают дом Владимира Корнева, но общаются супруги нечасто и в основном по поводу дочери.


Ульяна слывет сдержанным и тактичным человеком. Друзья и журналисты отмечают ее искреннюю доброжелательность. Она любит Санкт-Петербург, но считает его тяжелым для жизни местом.

«Он построен на крови, потерянных жизнях, болотах, – поясняет артистка. – Танцовщики, как никто другой, ощущают на себе влияние его тяжелого климата».

Сонный дух города влияет на темп и режим репетиций, мешает рано вставать и быстро работать.

Ульяна Лопаткина сейчас

В жизни Ульяна Лопаткина предпочитает изысканный минимализм, выбирая темные цвета, струящиеся наряды, длинные шарфы и короткие стрижки. Она не любит пользоваться социальными сетями. Страницы во «ВКонтакте» и в «Инстаграме» ведут поклонники.


Знаменитая танцовщица явно скучает по сцене, но пока не планирует возвращаться. В 2018 году Лопаткина не участвовала в творческих проектах, предпочитая уделять время учебе и личной жизни.

Партии

  • «Щелкунчик» Джона Ноймайера – фрагмент «Павлова и Чекетти»
  • «Гамлет» Константина Сергеева – Офелия
  • «Жизель» – Жизель, Мирта
  • «Корсар» – Медора
  • «Пахита» – Grand Pas
  • «Спящая красавица» Мариуса Петипа – Фея Сирени
  • «Анна Каренина» – Анна, Китти
  • «Гойя-дивертисмент» – Смерть
  • «Баядерка» Мариуса Петипа – Никия
  • «Лебединое озеро» Льва Иванова и Мариуса Петипа – Одетта и Одиллия
  • «Раймонда» – Клеманс
  • «Шехеразада» – Зобеида
  • «Бахчисарайский фонтан» Ростислава Захарова – Зарема
  • «Легенда о любви» Юрия Григоровича – Мехменэ Бану
  • «Ленинградская симфония» Игоря Бельского – Девушка
  • «Поцелуй Феи» – Фея
  • «Звуки пустых страниц» Джона Ноймайера
  • «Серенада» Джорджа Баланчина
  • «Фортепианный концерт № 2» Джорджа Баланчина
  • Симфония до мажор», 2-я часть, Джорджа Баланчина
  • «Вальс» Джорджа Баланчина
  • «Бриллианты», III часть балета «Драгоценности»
  • 3-й дуэт, «В ночи» Джерома Роббинса
  • «Юноша и Смерть» Ролана Пети
  • «Анна Каренина» Алексея Ратманского – Анна

Награды

  • 1991 - лауреат балетного конкурса Vaganova-Prix
  • 1995 - премия «Золотой софит» за лучший дебют
  • 1997 - премия «Золотая маска»
  • 1997 - приз «Бенуа танца» (за исполнение партии Медоры в балете «Корсар»)
  • 1997 - премия «Балтика»
  • 1998 - премия лондонских критиков Evening Standard
  • 1999 - Государственная премия России
  • 2000 - Заслуженная артистка России
  • 2006 - Народная артистка России
  • 2015 - премия Правительства Российской Федерации
  • 9 ноября 2015 - премия «Золотой софит» (за исполнение партии Маргариты в балете «Маргарита и Арман»)

Рост Ульяны Лопаткиной, как и другие ее основные параметры, всегда интересовал поклонников и знатоков балета. Ведь это одна из самых популярных современных балерин, которая завершила творческую карьеру только в прошлом году. С 1995 года практически без перерывов Лопаткина блестяще выступала в Мариинском театре. В 2006 году она стала обладательницей звания народной артистки России, ранее стала лауреатом Государственной премии.

Биография балерины

Рост составляет один метр 75 сантиметров. Она появилась на свет в Керчи на территории Украинской ССР на полуострове Крым в 1973 году. Ее детство, прошедшее на берегу Черного моря, было насыщенным и радостным.

Родители героини нашей статьи были учителями. Вячеслав Иванович и Елена Георгиевна преподавали в школе. Ульяна росла в семье не одна, а вместе с родным братом, который всегда и во всем ее поддерживал. Брата Лопаткиной зовут Евгений.

Еще в школе девушка увлеклась балетом, рост Ульяны Лопаткиной располагал к занятию именно этим видом искусства. Параллельно с учебой она занималась в танцевальных кружках, а также спортивных секциях, чтобы поддерживать хорошую физическую форму.

Творческое образование

Параметры Ульяны Лопаткиной (рост и вес) идеально подходили для сцены. Возможно, поэтому она поступила в Академию русского балета имени Агриппины Вагановой, которую окончила в 1991 году. Героиня нашей статьи занималась в творческой мастерской народной артистки СССР Натальи Дудинской, в 50-х блиставшей в балете «Лебединое озеро».

На всем протяжении учебы рост и вес Ульяны Лопаткиной были оптимальными для выступления в балете. И специалисты это оценили. Кстати, вес 52 килограмма и рост балерины Ульяны Лопаткиной оптимально подошли для труппы Мариинского театра, куда ее и приняли.

Успешный дебют

Балерина Ульяна Лопаткина, рост и вес которой были идеальными для того, чтобы танцевать, с первых своих выступлений стала покорять публику. Скоро ей стали поручать сложные сольные партии, а затем и главные роли. Уже в 1995 году художественный руководитель Мариинского театра назначает ее примой-балериной в труппе.

Всего за свою карьеру в Мариинском театре Ульяна Лопаткина (рост, вес, размер ноги, кстати, 40-й, известны ее многочисленным фанатам) исполнила несколько десятков первых ролей в ключевых постановках.

В балете «Гамлет» Константина Сергеева Лопаткина танцует Офелию, в «Спящей красавице» Мариуса Петипа - Фею Сирени, в «Анне Каренине» Петра Чайковского - Китти, в «Па-де-катр» Антона Долина - Марию Тальони, в «Лебедином озере» Мариуса Петипа и Льва Иванова - Одетту и Одиллию, в «Бахчисарайском фонтане» Ростислава Захарова - Зарему, в «Легенде о любви» Юрия Григоровича - Мехменэ Бану, в «Ленинградской симфонии» Игоря Бельского - Девушку. Со временем в балете «Анна Каренина» уже в постановке ей досталась заглавная роль вместо образа Китти.

Досадная травма

В 2000 году настоящая профессиональная трагедия произошла в судьбе Лопаткиной. В балете «Баядерка» Мариуса Петипа она традиционно танцевала Никию. В ходе выступления балерина получила досадную травму голеностопа. Но превозмогла боль и сумела завершить спектакль, несмотря на довольно серьезное повреждение.

Все это негативно сказалось на ее дальнейшей судьбе. Травма голеностопа оказалась настолько серьезной, что ей на несколько лет пришлось оставить сцену, посвятив их длительному и тяжелому восстановлению.

В начале 2003 году Лопаткиной сделали операцию, только после нее она сумела окончательно восстановиться и вернуться в свои идеальные формы, чтобы снова выступать на сцене.

Сотрудничество с Цискаридзе

В 2013 году Лопаткину неожиданно для многих рекомендовали на пост художественного руководителя Академии русского балета имени Агриппины Вагановой. С такой инициативой выступил только что назначенный исполняющим обязанности ректора академии Николай Цискаридзе.

Само назначение Цискаридзе в академию получилось весьма скандальным. Цискаридзе незадолго до этого покинул Большой театр после того, как руководство учреждения культуры отказалось продлевать с артистом трудовой договор. Сам Цискаридзе в октябре 2013 года приехал в академию вместе с министром культуры Владимиром Мединским. Руководитель ведомства представил профессорско-преподавательскому составу нового исполняющего обязанности ректора, что прямо нарушало устав учебного заведения.

Вера Дорофеева, которая занимала пост ректора до этого, была переведена на работу в Михайловский театр, хотя, как отмечали специалисты, в академии она занималась исключительно хозяйственными делами. После назначения Цискаридзе ректором с должности художественного руководителя уволилась балерина которая проработала на этом месте целых 13 лет. Она не сработалась с Цискаридзе, который тоже был артистом и оказался фактически ее начальником.

Контракт не подписан

Именно на место Асылмуратовой предлагалось назначить Лопаткину, которая в то время еще не окончила танцевальную карьеру, а продолжала выступать в Мариинском театре. В самой Академии русского балета многие были недовольны сложившимся положением вещей. В ноябре даже было составлено обращение в Министерство культуры, которое подписали большинство представителей профессорско-преподавательского состава. В нем сотрудники академии требовали пересмотреть, безусловно, спорное назначение Цискаридзе и Лопаткиной. При этом сама балерина, которой посвящена наша статья, никак не комментировала происходящее.

В результате Лопаткина отказалась от места художественного руководителя, контракт с академией не был подписан. Художественным руководителем стала педагог Михайловского театра Жанна Аюпова. Параллельно с этим она получила должность первого проректора академии. А вот Цискаридзе утвердили на посту ректора. На выборах он получил 227 голосов, при 17 против.

16 июня 2017 года Лопаткина официально объявила о завершении карьеры балерины: 26 лет своей жизни она посвятила Мариинскому театру.

Личная жизнь

Рост Ульяны Лопаткиной, фото которой представлены в статье, для многих ее поклонников стал эталоном настоящей балерины.

Героиня нашей статьи была замужем за состоятельным предпринимателем, писателем и художником, которого звали Владимир Корнев. Они заключили брак в июле 2001 года, а через несколько недель после официальной регистрации венчались в церкви. Церемония прошла в селе Вартемяги, в расположенном там Софийском храме.

Уже в 2002 году в австрийской частной клинике Лопаткина родила дочь Марию. Естественно, что какое-то время она не могла выступать на сцене. Но соотношение веса и роста Ульяны Лопаткиной довольно быстро вернулось в норму.

Однако брак счастливым не получился. Через какое-то время супруги поняли, что быть и дальше вместе не имеет никакого смысла, и в 2010 году они развелись.

Занятные факты о жизни балерины

Как это ни удивительно, Ульяна была не по годам самостоятельной с первых дней своей жизни. Уже в два с половиной года родители спокойно оставляли девочку одну дома, а когда ей исполнилось десять лет, отправили учиться балетному искусству в Санкт-Петербург, где она жила совершенно самостоятельно, так как у родителей не было возможности переехать вместе с дочерью.

Интересно, что в балетном классе, в котором занималась будущая прима Мариинского театра, все зеркала делились на две категории. Одни стройнили каждого, кто бы в него ни заглянул, а другие визуально полнили человека, добавляя ему несколько лишних килограммов в самых неожиданных местах. Естественно, стоять у второй категории зеркал никто не хотел, поэтому Ульяна, как и все ученицы в ее классе, стремилась прийти на занятие как можно раньше, чтобы занять место у «стройных» зеркал и не расстраиваться зря.

Пока девочка училась в академии, у нее был очень строгий режим дня и питания, ведь балеринам очень важно следить за своим внешним видом. Но даже в этой ситуации юные танцовщицы умудрялись найти для себя маленькие радости. Например, особенным лакомством для них был кусок нарезного батона с маслом, который утюгом придавливался с обеих сторон, чтобы получился импровизированный тост, ведь есть много хлеба будущим балеринам было нельзя.

Рост не проблема

Интересно, что сейчас многие восхищаются параметрами Лопаткиной, но когда она только начинала заниматься балетом, ее рост считался не совсем стандартным. Например, в школе она не была самой высокой среди своих сверстниц.

Причем ранее небольшой рост никого не смущал. Например, рост Улановой был метр 65 сантиметров, а выступала, будучи еще на сантиметр ниже. Но в последние годы стали цениться более высокие балерины, что позволило Лопаткиной сделать блестящую карьеру.

Сейчас ей 44. Уже год как она покинула сцену.


Top