Мариинский театр. История названия

Санкт-Петербург не зря называют культурной столицей нашей страны. Это город памятников и музеев, город выставок и концертов. А еще это город театров, которых здесь больше ста! А знали ли вы, что когда-то в Петербурге был свой Большой театр? Сейчас он известен под именем Мариинского. Историю знаменитого театра оперы и балета расскажет сегодня Diletant . media .

Годом рождения Мариинского театра считается 1783. Но в этом году был создан, скорее, отец Мариинского. Именно тогда Екатерина Великая издала Указ о создании театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой». 5 октября того самого года на Карусельной площади был открыл Большой Каменный театр. Площадь жители вскоре стали именовать театральной, так она до нас и дошла.

Годом рождения Мариинского театра считается 1783 год


Петербургский Большой театр был построен по проекту архитектора Ринальди. Он был огромным и величественным, оборудован по последнему слову современной техники. Предпочтение отдавалось, конечно, французского или итальянскому репертуару, к тому же русская труппа нередко уступала сцену зарубежным. Первой оперой, поставленной в Большом театре, был «Лунный мир» Джованни Паизиелло. Но одной оперой театр не ограничивался: ставились драмы и вокально-инструментальные концерты.

В начале XIX в. Большой театр стал частью культурной жизни Петербурга

В начале XIX века Большой театр стал не только одним из символов города наряду с Адмиралтейством и Петропавловской крепостью, но и важной частью культурной жизни Петербурга. В то время театр был перестроен под руководством архитектора Тома де Томона и приобрел парадный вид. Но в 1811 в театре случился пожар, и все внутреннее убранство погибло, был поврежден и фасад здания. Через семь лет его восстановили, затем театр пережил еще одну важную перестройку, совершенную в 1836 Альберто Кавосом. Интересно, что в это время на сцене театра большой популярностью пользовалась опера отца архитектора Кавоса «Иван Сусанин». Это было, конечно, еще до создания Глинкой оперы с тем же названием.


Открылся перестроенный театр в 1836 постановкой той самой оперы «Жизнь за царя» Глинки. А ровно через 6 лет на этой же сцене впервые поставили «Руслана и Людмилу» работы того же композитора. Само собой, Большой театр стал по-настоящему знаменит. Правда, труппу театра постепенно переводили в Александринский и находящийся неподалеку Театр-цирк.

Здание современного Мариинского театра возведено на месте Театра-цирка

Дело в том, что в 1846 году был введен запрет на постановку опер русских композиторов, а русскую труппу заменили итальянской. Через 4 года запрет отменили, но ситуация едва ли улучшилась: собственного здания у русской труппы не было, и артисты давали представления в маленьком деревянном здании Театра-цирка.


В 1859 Театр-цирк сгорел, и вот именно на его месте и было возведено здание современного Мариинского театра. Руководил строительством все тот же Альберто Кавос. Театр назвали в честь супруги царя Александра IIМарии Александровны. Вы уже, наверное, догадались, что отпраздновали открытие нового театра постановкой оперы «Жизнь за царя».

Вторая половина XIXвека была временем расцвета театра. На его сцене ставили такие знаменитые произведения как «Борис Годунов» Мусоргского, «Орлеанская дева», «Чародейка», «Пиковая дама» Чайковского, «Псковитянка», «Майская дочь» и «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина, «Демон» Рубинштейна. В самом начале XXвека в репертуаре Мариинского театра была знаменитая театралогия Вагнера «Кольцо Нибелунга», «Электра» Рихарда Штрауса, «Хованщина» Мусоргского. Все эти имена и названия известны даже тем, кто далек от оперного искусства.


Балет не отставал от оперы. На сцене ставили не только классику («Корсара», «Жизель» и «Эсмеральду»), но и «Баядерку», «Спящую красиавицу», «Щелкунчика» и «Лебединое озеро». Знаменитой хореографией «Лебединое озеро» Чайковского обязано творческому союзу хореографов Иванова и Петипа.

В 1885 на сцену Мариинского перенесли почти все выступления со сцены закрывающегося Большого театра. На месте Большого Каменного театра возвели Санкт-Петербургскую консерваторию. В 1917 театр объявили Государственным, а в 1935 переименовали в честь С. Кирова. Но труппа не сидела без дела, в это время появляются новые известные оперы («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Саломея» и «Кавалер розы» Штрауса) и балеты («Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Асафьева, «Ромео и Джульетта» Прокофьева).

В Великую Отечественную войну Мариинский театр эвакуирован в Пермь


Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь, где продолжал свою деятельность. В 1944 Мариинский приехал в Ленинград и отпраздновал возвращение угадайте чем? Правильно! «Иваном Сусаниным» Глинки. Так уж у театра повелось. В 60-х годах на сцене театра выступали знаменитые танцоры Нуреев и Барышников. В 1988 году руководство театром принял Валерий Гергиев, занимающий этот пост до сих пор. Мариинский театр активно сотрудничает со знаменитыми зарубежными театрами оперы и балета, в частности, с театром Ла Скала, Ковент Гарден, Метрополитен Оперой и Оперой де Бастиль.

— один из известнейших и значительных театров оперы и балета в России и мире, сыгравший ведущую роль в становлении русского хореографического и оперного искусства. Оркестр театра под руководством В. А. Гергиева входит в число лучших симфонических коллективов мира, тогда как оперная и балетная труппы по праву считаются сильнейшими среди отечественных и зарубежных коллективов.

Театр ведёт свою историю от основанного в 1783 году по приказу императрицы Екатерины Великой Большого (Каменного) театра на площади, позднее получившей название Театральной. Театр располагался в здании, позднее перестроенном под Санкт-Петербургскую консерваторию и входил в состав Императорских театров России.

В 1859 году сгорел расположенный напротив Большого театра Театр-цирк. На его месте архитектор Альберто Кавос построил новый театр, который был назван Мариинским в честь супруги Александра II императрицы Марии Александровны . Первый театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 года «Жизнью за царя» Глинки.

9 ноября 1917 года со сменой власти театр, ставший Государственным, был передан в ведение комиссариата просвещения РСФСР, в 1920 году он стал академическим и с тех пор полностью назывался «Государственный академический театр оперы и балета». После убийства С.М. Кирова, театр получил его имя. На протяжении практически всего советского периода театр именовался Кировским, под этим именем его до сих пор помнят за рубежом.
16 января 1992 года театру было возвращено его прежнее название.

Театры заняли важную ступень в истории формирования культуры и традиций России. Среди значимых и выдающихся театров и, уникальной исторической и архитектурной достопримечательностью страны стал Мариинский театр. Ценители искусства всегда относили его к числу лучших. Многих историков, архитекторов, да и обычных граждан интересует история создания Мариинского театра.

Она богата событиями и заслуживает внимания. Датой основания и началом существования Мариинского театра считается 1783 год, когда по непосредственному приказу Екатерины было принято решение об открытии Большого Каменного театра на Театральной площади, в те времена она носила название Карусельной площади.

В середине девятнадцатого столетия в 1859 году построенный сразу напротив известного Большого театра Театр-цирк был, к сожалению, полностью разрушен, причиной стал сильнейший пожар. Вместо сгоревшего строения было возведено новое здание – здание известного ныне Мариинского театра. Название он получил не случайно, его было принято назвать Мариинским. Такое название было ему присвоено недаром — в честь императрицы Марии Александровны (супруги Александра II).

В этом театре первый театральный сезон открылся немного позднее только в 1860 году. Чуть позже было решено его перестроить, а весь репертуар перенесли уже на сцену Мариинского театра.

Каждая эпоха в истории оставила свой исторический отпечаток. В революционный период театр сменил свое название на Государственный, а начиная с 1920 года был переименован в Государственный академический театр оперы и балета. Но и на этом не закончилось переименование театра — в середине тридцатых (1935 г) годов ему присвоили имя известного революционера Сергея Кирова.

Современный Мариинский театр

На данный момент он включает в себя три действующие площадки:

— основная площадка – само здание театра на Театральной;
— вторая сцена была открыта в 2013 году;
— третья сцена – Концертный зал, открытый на ул. Декабристов.

За все годы существования на сцене Мариинского театра было поставлено огромное множество уникальных произведений. Можно было купить билеты на балет «Щелкунчик», насладиться великолепной постановкой «Спящая красавица», «Питер Граймс» и др.

Всего за годы двадцатого века на его сцене прошли свыше тридцати опер и 29 балетов. Это очень высокий показатель. Здесь нашли свое вдохновение лучшие композиторы и художественные руководители страны. Сегодня здесь трудится огромное количество профессиональных актеров – настоящих асов театрального искусства.

Нельзя не отметить, что Великая Отечественная война оставила огромный неприятный отпечаток в истории самого театра. Помимо материального ущерба, коллектив театра потерял около трехсот деятелей искусства, которые, к сожалению, погибли на фронте.

Чтобы увидеть уникальную игру талантливых актеров в страну съезжалось немало гостей из других государств. Ежегодно театр принимал множество людей, желающих попасть на известные «Мариинские» постановки.

Многие артисты, участвующие в популярных и известных даже сегодня постановках, были отмечены особой благодарностью и наградами.

Будем надеяться, что таким строениям, как Мариинский театр, больше не грозят кардинальные изменения. Из-за небольшого финансирования со стороны государства, актерам приходится подключаться к развитию репертуара. Мы каждый год можем наблюдать, что старания наших предков не прошли даром – сцена Мариинского театра подарили довольно большое число выдающихся актеров и оперных исполнителей.

Мариинский театр. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР (по имени императрицы Марии Александровны), театр оперы и балета в Санкт Петербурге. Открыт в 1860 постановкой оперы “Жизнь за царя” М.И. Глинки в перестроенном в 1859 здании Театра цирка на Театральной площади… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР - открыт в 1783 в Санкт Петербурге как Каменный (Большой) театр, с 1860 в современном здании (арх. А. К. Кавос), тогда же получил современное название; в 1919 1991 Государственный академический театр оперы и балета, с 1935 им. С. М. Кирова, с 1992… … Большой Энциклопедический словарь

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР - (по имени императрицы Марии Александровны), театр оперы и балета в Санкт Петербурге. Открыт в 1860 постановкой оперы Жизнь за царя М.И. Глинки в перестроенном в 1859 здании Театра цирка на Театральной площади (реконструировано в 1968 1970). Один… … Русская история

Мариинский театр - (см. Театр оперы и балета имени С. М. Кирова). Санкт Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Мариинский театр - Мариинский театр, см. Театр оперы и балета имени С. М. Кирова … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Мариинский Театр - открыт в 1783 в Санкт Петербурге как Каменный (Большой) театр, с 1860 в современном здании (архитектор А. К. Кавос), тогда же получил современное название; в 1919 1991 Государственный академический театр оперы и балета, с 1935 имени С. М. Кирова … Энциклопедический словарь

Мариинский театр Большая советская энциклопедия

Мариинский театр - в СПб. открыт 2 окт. 1860 г. возобновлением оперы Жизнь за Царя. Перестроен архитектором А. К. Кавосом из сгоревшего в 1859 г. театра цирка. В последнее время (1894 96) театр капитально перестроен. Значительные работы, с целью улучшения… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Мариинский театр - см. Ленинградский театр оперы и балета … Музыкальная энциклопедия

Мариинский театр - МАРИИ́НСКИЙ ТЕÁТР, см. Ленинградский театр оперы и балета … Балет. Энциклопедия

Книги

  • Мариинский балет: взгляд из Москвы , Татьяна Кузнецова. Эта книга - сценический портрет петербургской труппы, увиденной глазами москвички. Здесь описаны спектакли, которые театр представлял в качестве хитов своих сезонов с 1997 по 2012 год:… Купить за 632 руб
  • Большой театр. Культура и политика. Новая история , Соломон Волков. Живая, неортодоксальная история взаимодействия политики и искусства, власти и общества, Царя и Театра. Большой театр – один из самых прославленных брендов России.На Западе слово Bolshoi не…

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР - го-су-дар-ст-вен-ный ака-де-ми-че-ский, те-атр опе-ры и ба-ле-та, один из ста-рей-ших те-ат-ров Рос-сии (Санкт-Пе-тер-бург).

На-зван в 1860 в честь имп. Ма-рии Алек-сан-д-ров-ны - суп-ру-ги имп. Алек-сан-д-ра II. До Февральской ре-во-лю-ции 1917 вхо-дил в сис-те-му им-пе-ра-тор-ских те-ат-ров. Пра-ви-тель-ст-вен-ным дек-ре-том 9.11.1917 объ-яв-лен го-су-дар-ст-вен-ным и пе-ре-дан в ве-де-ние Нар-ком-про-са. С 1920 Гос. ака-де-мич. те-атр опе-ры и ба-ле-та, с 1935 Ле-нингр. ака-де-мич. те-атр опе-ры и ба-ле-та им. С. М. Ки-ро-ва. С 1992 вновь Ма-ри-ин-ский те-атр.

Ис-то-рия М. т. вос-хо-дит к при-двор-ным муз. спек-так-лям франц. (с 1720-х гг.) и итал. (с 1730-х гг.) трупп. В 1736 «Италь-ян-ская ком-па-ния» по-ка-за-ла пер-вую в Рос-сии опе-ру-се-риа - «Си-ла люб-ви и не-на-вис-ти» Ф. Арайи. По-сте-пен-но в «Италь-ян-скую ком-па-нию» ста-ли про-ни-кать отеч. ис-пол-ни-те-ли. Проф. тан-цов-щи-ки и тан-цов-щи-цы поя-ви-лись по-сле уч-ре-ж-де-ния имп. Ан-ной Ива-нов-ной в 1738 тан-це-валь-ной шко-лы (см. Ака-де-мия рус-ско-го ба-ле-та) под рук. Ж. Б. Лан-де. В 1783 от-крыл-ся Боль-шой (Ка-мен-ный) те-атр (зда-ние по-строе-но в 1775-83, арх. А. Ри-наль-ди, на мес-те ны-неш-ней Пе-тербургской кон-сер-ва-то-рии); ука-зом имп. Ека-те-ри-ны II ор-га-ни-зо-ва-на труп-па «не для од-них ко-ме-дий и тра-ге-дий, но и для опе-ры», 1-я по-ста-нов-ка - ко-мич. опе-ра «Лун-ный мир» Дж. Паи-зи-ел-ло (1783, итал. труп-па). В 1803 опер-ная и ба-лет-ная труп-пы от-де-ли-лись от дра-ма-ти-че-ской. В 1836 им от-да-но за-но-во от-стро-ен-ное зда-ние Боль-шо-го (Ка-мен-но-го) те-ат-ра (арх. А. К. Ка-вос); сезон от-кры-лся пер-вой по-ста-нов-кой опе-ры «Жизнь за ца-ря» М. И. Глин-ки . До 1860 на этой сце-не ста-ви-лись спек-так-ли Итал. опер-ной труп-пы; Рус. опер-ная труп-па с 1845 ра-бо-та-ла на имп. сце-не в Мо-ск-ве, с 1854 - в С.-Пе-тер-бур-ге на сце-не Те-ат-ра-цир-ка (по-стро-ен в 1847-49, арх. Ка-вос) на бе-ре-гу Крю-ко-ва ка-на-ла.

По-сле по-жа-ра 1859 зда-ние Те-ат-ра-цир-ка ре-кон-ст-руи-ро-ва-но тем же ар-хи-тек-то-ром; от-кры-то под назв. «М. т.» в 1860 опе-рой «Жизнь за ца-ря» М. И. Глин-ки. При пе-ре-строй-ке уси-ле-на слож-ная объ-ём-ная ком-по-зи-ция зда-ния, фа-са-ды в рус-ле эк-лек-тиз-ма со-хра-ни-ли го-ри-зон-таль-ные чле-не-ния и оформ-ле-ние по-этаж-ным ор-де-ром, зри-тель-но-му за-лу при-да-на под-ко-во-об-раз-ная фор-ма. Так-же уст-рое-ны до-пол-нит. вес-ти-бю-ли и фойе (для цар-ской ло-жи и др.), рас-ши-ре-но фойе для пуб-ли-ки. То-гда же зри-тель-ный зал по-лу-чил совр. оформ-ле-ние с бо-га-тым скульп-тур-ным и жи-во-пис-ным де-ко-ром (в т. ч. пла-фон худ. Э. Фран-чио-ли по эс-ки-зам К. Ду-зи). В 1885 про-ве-де-на сле-дую-щая ре-кон-ст-рук-ция зда-ния (арх. В. А. Шрё- тер; к ле-во-му кры-лу при-стро-ен 3-этаж-ный кор-пус под-соб-ных по-ме-ще-ний). В 1894 зда-ние вновь пе-ре-строе-но Шрё-те-ром: гл. фа-сад оформ-лен ко-лос-саль-ным ор-де-ром, де-кор экс-терь-е-ра зда-ния стал бо-лее дроб-ным, уве-ли-че-но про-стран-ст-во фойе и уст-рое-ны но-вые ле-ст-ни-цы, гл. фойе и па-рад-ные ле-ст-ни-цы по-лу-чи-ли со-хра-нив-шее-ся до на-ших дней оформ-ле-ние, де-рев. пе-ре-кры-тия и кир-пич-ные сво-ды бы-ли за-ме-не-ны ме-тал-лич. и бе-тон-ны-ми кон-ст-рук-ция-ми и т. д. В 1914 А. Я. Го-ло-вин соз-дал сце-ни-че-ский за-на-вес (ре-с-тав-ри-ро-ван в 1952 С. Б. Вир-салад-зе). Зда-ние по-стра-да-ло во вре-мя Вел. Отеч. вой-ны, ре-кон-ст-руи-ро-ва-но в 1943-44. В 1966-67 при-строе-ны но-вые кор-пу-са, уст-рое-ны но-вые ре-пе-ти-ци-он-ные за-лы и ма-лая сце-на (арх. С. М. Гель-фер). С нач. 2000-х гг. ве-дёт-ся строи-тель-ст-во зда-ния вто-рой сце-ны М. т. В ре-кон-ст-руи-ро-ван-ном зда-нии Де-ко-ра-ци-он-но-го ма-га-зи-на и за-ла быв. Ди-рек-ции имп. те-ат-ров (1900, арх. Шрё-тер) от-крыт кон-церт-ный зал М. т. (2004-06, арх. К. Фабр).

Опе-ра. В кон. 18 - нач. 19 вв. ос-но-ву ре-пер-туа-ра со-став-ля-ли опе-ры франц. (Ф. Бу-аль-дьё, А. Грет-ри, П. А. Мон-си-ньи и др.) и итал. (Дж. Паи-зи-ел-ло, Дж. Сар-ти, Д. Чи-ма-ро-за и др.) ком-по-зи-то-ров, ста-ви-лись пер-вые про-из-ве-де-ния рус. ком-по-зи-то-ров - M. M. Со-ко-лов-ско-го, Е. И. Фо-ми-на, В. А. Паш-ке-ви-ча, позд-нее С. И. Да-вы-до-ва и др. В 1803-1840 опер-ную труп-пу воз-глав-лял К. А. Ка-вос, ав-тор мн. опер, по-став-лен-ных на сце-не те-ат-ра, сре-ди них - «Иван Су-са-нин» (1815). В эти го-ды осу-ще-ст-в-ле-ны пер-вые на рус. сце-не по-ста-нов-ки опер «Вол-шеб-ная флей-та» В. А. Мо-цар-та (1818), «Воль-ный стре-лок» К. М. фон Ве-бе-ра (1824), «Нор-ма» и «Со-мнам-бу-ла» (1837), «Пу-ри-та-не» (1840) В. Бел-ли-ни, «Лю-чия ди Лам-мер-мур» Г. До-ни-цет-ти и др. Ве-ду-щи-ми отеч. со-лис-та-ми бы-ли П. А. Бу-ла-хов, Я. С. Во-робь-ёв, П. В. Злов, Г. Ф. Кли-мов-ский, А. М. Кру-тиц-кий, Е. С. Сан-ду-но-ва, В. М. Са-мой-лов и др. Вы-сту-па-ли итал., франц. и нем. труп-пы. Вы-даю-щим-ся со-бы-ти-ем ста-ла по-ста-нов-ка опе-ры М. И. Глин-ки «Жизнь за ца-ря», оз-на-ме-но-вав-шая ро-ж-де-ние рус. клас-сич. опе-ры. В 1842 по-став-ле-на вто-рая опе-ра Глин-ки - «Рус-лан и Люд-ми-ла». В обо-их спек-так-лях рас-кры-лось да-ро-ва-ние вы-даю-щих-ся рус. пев-цов О. А. Пет-ро-ва и А. Я. Пет-ро-вой-Во-робь-ё-вой. В опер-ную труп-пу во-шли так-же М. С. Ле-бе-дев, А. И. Ле-о-нов, М. М. Сте-па-но-ва, В. А. Ше-ма-ев, M. P. Ше-ле-хо-ва, С. С. Гу-лак-Ар-те-мов-ский, Е. А. Се-мё-но-ва и др. С 1843 под по-кро-ви-тель-ст-вом дво-ра вы-сту-па-ла Итал. опер-ная труп-па, в её со-ста-ве - пев-цы ми-ро-во-го клас-са Дж. Ру-би-ни, A. Там-бу-ри-ни, Джу-лия Гри-зи, Л. Лаб-лаш, П. Ви-ар-до-Гар-сия и др. Рус. труп-па бы-ла от-тес-не-на на вто-рой план, а в 1845-54 фак-ти-че-ски из-гна-на (вы-сту-па-ла на имп. сце-нах Мо-ск-вы).

В опер-ном ре-пер-туа-ре от-крыв-ше-го-ся в 1860 М. т. ак-цент был сде-лан на рус. му-зы-ке. Сре-ди наи-бо-лее зна-чит. по-ста-но-вок - «Рус-лан и Люд-ми-ла» М. И. Глин-ки (1861), «Ру-сал-ка» А. С. Дар-го-мыж-ско-го (1865). Бы-ли осу-ще-ст-в-ле-ны пер-вые в ис-то-рии по-ста-нов-ки рус. клас-сич. опер: «Юдифь» (1863), «Рог-не-да» (1865) А. Н. Се-ро-ва; «Ка-мен-ный гость» Дар-го-мыж-ско-го (1872); «Пско-ви-тян-ка» (1873), «Май-ская ночь» (1880), «Сне-гу-роч-ка» (1882), «Мла-да» (1892), «Ночь пе-ред Ро-ж-де-ст-вом» (1895) Н. А. Рим-ско-го-Кор-са-ко-ва; «Бо-рис Го-ду-нов» (2-я ред., с про-ло-гом) М. П. Му-сорг-ско-го (1874); «Оп-рич-ник» (1874), «Куз-нец Ва-ку-ла» (1876), «Ор-ле-ан-ская де-ва» (1881), «Ча-ро-дей-ка» (1887), «Пи-ко-вая да-ма» (1890), «Ио-лан-та» (1892) П. И. Чай-ков-ско-го ; «Де-мон» А. Г. Ру-бин-штей-на (1875); «Князь Игорь» А. П. Бо-ро-ди-на (1890); «Оре-стея» С. И. Та-нее-ва (1895), и др. Из зап.-ев-роп. ре-пер-туа-ра по-став-ле-ны «Про-рок» Дж. Мей-ер-бе-ра (1869); «Си-ла судь-бы» (1862; опе-ра на-пи-са-на для М. т.), «Тра-виа-та» (1868), «Аи-да» (1877), «Ри-го-лет-то» (1878), «Отел-ло» (1887), «Фаль-стаф» (1894, впер-вые на рус. яз.) Дж. Вер-ди; «Ло-эн-грин» (1868), «Тан-гей-зер» (1874), «Три-стан и Изоль-да» (1899) Р. Ваг-не-ра; «Кар-мен» Ж. Би-зе и «Ма-нон» Ж. Масс-не (обе 1885); «Ме-фи-сто-фель» А. Бой-то (1886), опе-ры К. М. фон Ве-бе-ра, В. А. Мо-цар-та, Дж. Пуч-чи-ни и др. ком-по-зи-то-ров. Гл. ди-ри-жё-ром в 1860-69 был К. Н. Ля-дов (отец ком-по-зи-то-ра А. К. Ля-до-ва), в 1869-1916 - Э. Ф. На-прав-ник, дея-тель-ность ко-то-ро-го сыг-ра-ла зна-чит. роль в ис-то-рии те-ат-ра: он ус-та-но-вил творч. свя-зи с из-вест-ны-ми рус. ком-по-зи-то-ра-ми, со-брал в те-ат-ре луч-шие ар-ти-стич. си-лы, под-нял проф. уро-вень опер-ных по-ста-но-вок. Сре-ди со-лис-тов те-ат-ра: пев-цы Ф. П. Ко-мис-сар-жев-ский, Е. А. Лав-ров-ская, Д. М. Ле-о-но-ва, И. А. Мель-ни-ков, Ф. К. Ни-коль-ский, Ю. Ф. Пла-то-но-ва.

В кон. 19 - нач. 20 вв. ре-пер-ту-ар те-ат-ра вклю-чал опе-ры Р. Ваг-не-ра («Валь-ки-рия», 1900; «Ги-бель бо-гов», 1903; «Зо-ло-то Рей-на», 1905), «Элек-тру» Р. Штрау-са, со-бы-тия-ми ста-ли по-ста-нов-ки рус. опер «Ска-за-ние о не-ви-ди-мом гра-де Ки-те-же и де-ве Фев-ро-нии» Н. А. Рим-ско-го-Кор-са-ко-ва (1907, впер-вые на сце-не), «Хо-ван-щи-на» М. П. Му-сорг-ско-го (1911, впер-вые в М. т.) и др. В М. т. вы-сту-па-ли круп-ней-шие мас-те-ра опер-но-го иск-ва: И. А. Ал-чев-ский, А. Ю. Боль-ска, М. И. До-ли-на, И. В. Ер-шов, Е. И. Збруе-ва, B. И. Кас-тор-ский, В. И. Ку-за, Ф. В. Лит-вин, Е. К. Мра-ви-на, Э. К. Пав-лов-ская, М. А. Сла-ви-на, Л. В. Со-би-нов, Ф. И. Стра-вин-ский, И. В. Тар-та-ков, М. И. и H. H. Фиг-не-ры, М. Б. Чер-кас-ская, Л. Г. Яков-лев и др.; час-то вы-сту-пал Ф. И. Ша-ля-пин. В те-ат-ре ра-бо-та-ли из-вест-ные ди-ри-жё-ры - Ф. М. Блу-мен-фельд, А. Ко-утс, ху-дож-ни-ки - А. Н. Бе-нуа, А. Я. Го-ло-вин, К. А. Ко-ро-вин, Б. М. Кус-то-ди-ев.


Top