Мэрилин хорн оперная певица. Звёзды оперы: Мэрилин Хорн

Первый концерт прошёл в четыре года; в пять начала регулярно заниматься музыкой; в двенадцать стала профессионалом и выступала по радио – Диплом разностороннего музыканта и диплом по философии – "Я начала карьеру, записывая звуковую дорожку к фильму Кармен Джон – "Люблю Италию, ибо это родина Россини".

Её называли "Величайшей сопрано века", "Американской Каллас", "Королевой бельканто", "Потрясающим вокальным феноменом", "Голосом непревзойдённым и неповторимым", "Единственной певицей, способной исполнить подлинного Россини в точности, как он написал".

Всех этих наименований всё равно недостаточно для того, чтобы раскрыть такое явление, как Мэрилин Хорн, американская певица, родившаяся на ранчо в Пенсильвании в тридцатые годы.

Подобная певица – это действительно абсолютный вокальный феномен, наверное, самый интересный в нашем веке. Обладая совершенно необыкновенными вокальными данными, которые используеет с тонким музыкальным вкусом и чуткой художественной восприимчивостью, Мэрилин Хорн возродила россиниевские оперы - те, что, казалось, никто уже не силах исполнить, – Танкред, Семирамида, Осада Коринфа .

Это единственная современная певица, сумевшая вполне овладеть техническими секретами легендарных певцов прошлого. Поэтому она может исполнять оперы, написанные именно для тех, казалось бы, неповторимых голосов.

Она часто улыбается, доброжелательна и сразу же вызывает расположение. "У певицы никогда не бывает плохого настроения, – уверяют её друзья. – Она работает над собой едва ли не круглые сутки, обожает итальянскую кухню, терпеть не может диеты для похудения.

У неё исключительно привлекательное лицо с гладкой, как у ребёнка, кожей. Глаза немного удлинённые, чёрные, необыкновенно живые. В её поведении и манере держаться нет никакой манерности, ни тени снобизма.

– Критики во всём мире единодушно признают вас "исполнительницей наивысшего класса" и "потрясающей вокальности", – напоминаю я ей. – Как вам удалось достичь этого?

– Я родилась с хорошими вокальными данными и постаралась совершенствовать их, – отвечает Хорн на великолепном итальянском языке. – Я начала учиться музыке с раннего детства. Первый мой публичный концерт состоялся, когда мне исполнилось всего четыре года. В пять лет я начала регулярные занятия. В двенадцать уже стала профессионалом и пела по радио.

Я не была, однако, оперной певицей. Я исполняла песни, спиричуэлс, блюзы, аккомпанируя себе на гитаре. Выступала вместе с сестрой, и мы приобрели некоторую известность.

Я пела, чтобы заработать на жизнь. Мои родители были простыми крестьянами. Когда я родилась в Бредфорде, в Пенсильвании (в очень морозный день, бушевала снежная буря), моей семье жилось очень нелегко. Более того, Соединённые Штаты переживали тогда ужасный кризис. Был голод, на нас обрушилось множество проблем, и не предвиделось никакой постоянной работы. У моего отца – Бентца – был очень красивый тенор, и, стараясь заработать хоть что-то, он пел на приёмах, на свадьбах. В четыре года я тоже стала выступать вместе с ним, и это можно назвать началом моей артистической карьеры.

Семья у нас была очень большая – сестра и двое братьев, вместе с нами жили дяди и тёти, их дети. Помню тяготы и нищету в моём детстве, но вспоминаю также, что в нашей семье всегда было много веселья и циарили мир и спокойствие.

Когда мне исполнилось тринадцать лет, моя семья переехала в Калифорнию, недалеко от Лос-Анджелеса. Отец устроился необычайно хорошо, занялся бизнесом и политикой. Именно там, в Калифорнии, я стала думать об опере.

– Почему?

– Так получилось, что занимаясь музыкой, я заинтересовалась именно оперой. С детства я училась играть на многих инструментах – рояль, флейта, скрипка, гитара. Когда пришло время поступить в университет, я выбрала сразу два факультета – философский и музыкальный. Вот так я получила возможность лучше узнать собственный голос и начать совершенствовать вокальную технику.

– Как состоялся ваш дебют?

– Это любопытная история. Я училась в университете, и чтобы как-то заработать, пела в хоре в театрах Лос-Анджелеса и на радио. Однажды прочитала в газете, что ищут хористов на запись звука к фильму «Кармен Джонс», который Отто Премингер снимал в Голливуде. Классический сюжет «Кармен» был превращён в современную историю, события которой происходят в среде негров, но музыка Бизе осталась. Я пошла на прослушивание, и меня утвердили.

Вскоре я узнала, что было даже объявлено нечто вроде конкурса, чтобы найти хороший голос для партии Кармен. И так получилось, что вместо хористки в «Кармен Джонс» я "одолжила" свой голос Дороти Джендридж, которая играла в фильме главную роль с партнёром Гарри Беллафонте.

В следующем год мне предложили исполнить «Золушку» Россини в Лос-Анджелесе. После первого же спектакля критики единодушно писали, что мой голос, казалось, создан специально для россиниевских колоратур.

Вот так и определилась моя собственная дорога. Но оказалось нелегко двигаться по ней, оставаясь в Калифорнии, где существовало не так уж много театров и не выработалась большая оперная традиция.

Я понимала – чтобы стать действительно великой певицей, нужно учиться в Италии. Мне надо дышать воздухом родины Россини, выучить его язык, жить рядом с его соотечественниками, освоить итальянские музыкальные традиции.

Я решила поехать в Италию. Но здесь не очень-то благожелательно относятся к молодым зарубежным певцам. Не так, как в Америке, которая открыта для всех. Иноземный певец в Италии может работать только на небольших провинциальных сценах, а крупные театры ангажировали солистов только с известными именами. Мэрилин Хорн, никому неведомая молодая девушка, не могла попасть туда. Пришлось отказаться от Италии и уехать за Альпы. Германия со своими шестьюдесятью театрами, открытыми для всех, дала мне возможность поработать.

Я провела там четыре года, зарабатывала мало, но могла заниматься вокалом, слушать многих итальянских певцов и иногда посещать обожаемую мною родину Россини. Эти поездки оказались необычайно полезными для моего формирования как певицы. Вернувшись в Америку, я уже не сомневалась в своих возможностях.

– Выходит, несмотря на успех «Кармен Джонс», ваша карьера оказалась не столь скорой.

– Если б я решила воспользоваться успехом «Кармен Джонс», возможно, потратила меньше труда, чтобы утвердиться, но вероятно не стала бы тогда Мэрилин Хорн. У меня всегда существовало инстинктивное недоверие к стремительным взлётам карьеры. Я столько видела дутых звёзд, от которых очень скоро ничего не оставалось. Профессия оперной певицы невероятно трудна, и если у человека нет прочной подготовки, то он недолго продержится.

– Что произошло, когда вы вернулись в Америку?

– Мне снова очень повезло. В Сан-Франциско готовили замечательную постановку «Воццека» Албана Берга, и в последний момент заболела исполнительница главной партии. Я уже пела в этой опере в Германии и предложила свои услуги. На спектакле присутствовали самые важные критики, и на другой день меня уже знала вся Америка.

Главная партия в Воццеке – сопрано. Как же вы, меццо, могли петь её?

– Я всегда пела всё. Мой голос обладает тремя октавами. В начале карьеры я выступала почти исключительно в партиях сопрано, и предлагали только их. Все знали меня как исполнительницу опер Россини, но в мой репертуар входят и сочинения Моцарта, Генделя Баха, Верди, Пуччини, Масканьи, Вагнера и Вивальди.

Россини - моя особая любовь. Не потому, что мой голос лучше подходит для его репертуара, чем для опер Верди, а вероятно из-за сходства наших характеров.

Встреча с Россини, та, что положила начало моей славе россиниевской исполнительницы, произошла в 1964 году. Когда в Лос-Анджелесе решили поставить «Семирамиду», мне предложили партию Арзаче, отважного воина, сына властительницы Вавилонии. Я согласилась и принялась учить её. Однако встретила непреодолимые трудности, особенно с некоторыми низкими нотами, которые не могла взять. Пришлось отказаться. Я ужасно огорчилась из-за поражения, не могла уснуть по ночам от отчаяния и всё думала, как же мог Россини написать такую трудную партию.

И вдруг меня осенило: "Должно быть, партия потому так трудна, что мы не знаем вокальную технику, с какой в те времена исполнялись некоторые пассажи?"

Я снова стала заниматься упражнениями, пытаясь взять эти низкие ноты, прибегая к разным техникам, пробуя различные способы дыхания. И наконец, нашла нужный ключ. Теперь всё получалось очень легко.

Я позвонила, интересуясь, свободна ли ещё партия Арзаче. "Нет, никому не удаётся спеть её", – ответили мне. "Я приеду", – сказала я. Это был грандиозный успех. Через несколько месяцев я спела эту оперу в Нью-Йорке вместе с Джоан Сазерленд, и спектакль стал событием, о котором писала печать всего мира.

– Вы тогда впервые выступили в Нью-Йорке?

– Да, но не в "Метрополитен". «Семирамида» была поставлена в другом театре. Я уже сказала вам, что моя карьера шла медленно, шажочек за шажочком. На сцену "Метрополитен" я впервые попала только в 1970, когда мне уже исполнилось тридцать пять лет, и я пела в операх уже четырнадцать лет.

В "Ла Скала" в Милане я выступила впервые годом раньше, в 1969. В римской "Опере" впервые пела в декабре 1977, в Вене – в 1978. И в Вероне я тоже дебютировала в 1978, но не на легендарной "Арене", куда все мечтают попасть, а в театре "Филармонико". Я никогда никуда не спешила. Я уверена, что буду петь по меньшей мере до шестидесяти, так что впереди у меня ещё много времени.

– Вы прославились прежде всего исполнением Россини. Но вот уже несколько лет с огромным успехом поёте и оперы Вивальди. Как прошла ваша встреча с музыкой венецианского композитора?

– Изумительно. Впервые я взялась за оперу Вивальди в 1978 году, в Вероне, где пела «Неистового Роланда» с "Венецианскими солистами" Клаудио Шимоне. Потом объездила с этой оперой многие театры мира, и её повсюду неизменно встречал бурный успех. Если вы спросите, много ли физического труда требуется для её исполнения, то признаюсь, что «Неистовый Роланд» – просто убийственно трудная опера. Из двух с половиной часов, какие длится спектакль, я пою в нём восемьдесят одну минуту. Каждый спектакль сравним с процедурой для похудения – я каждый раз теряю по четыре килограмма.

– Какие технические трудности встретились вам у Вивальди – оперного композитора?

– В общем-то ничего нового в его опере я не встретила. Я привыкла к вокальной акробатике Россини, и петь Вивальди ненамного сложнее. В «Роланде» мне опять пришлось исполнять мужскую партию. В восемнадцатом веке очень часто поручали такие роли контральто. В опере Вивальди я играю Роланда, влюблённого в прекрасную Анжелику. Мне вовсе не интересно нашёптывать любовное признание женщине, но, похоже, такова моя судьба на оперной сцене.

В «Танкреде» Россини я тоже исполняю заглавную роль, Танкреда, влюблённого в Аменаиду, в «Семирамиде» – ещё одна моя россиниевская коронная роль – я Арзаче, юноша, влюблённый в собственную мать. А я ведь женщина, ещё какая женщина, и мне трудно войти в психологию подобных персонажей.

– Будучи примадонной, вы капризны?

– Не думаю, что у меня выпукло проявляются классические недостатки звёзд, но я ругаюсь с дирижёрами, особенно, когда они хотят лишить меня каденций в конце арий. Эти каденции очень важны, потому что показывают мои вокальные возможности и соответствуют традициям того времени, когда создавалась опера. Я весьма скрупулёзно изучаю партитуру, всегда докапываюсь до первоначального, наиболее верного текста автора, но некоторые дирижёры всё равно не желают позволить петь по оригиналу. Тогда я негодую, нет, сцен я не устраиваю, а просто ухожу в гостиницу.

Однажды в Италии я пять дней не выходила из своего номера, отказываясь репетировать. В конце концов дирижёр пришёл просить у меня прощения, согласившись, что мои каденции превосходно согласуются со стилем Россини и поэтому я могу их исполнить.

– Говорят, ваши гонорары баснословны. Сколько же вы получаете за спектакль?

– Много поднимали шума из-за моих гонораров. Но всё это несправедливо. Я отношусь к певцам, которые работают во многих странах мира, и мои гонорары всем известны, они опубликованы в бюллетенях, какие рассылаются директорам театров. Не я устанавливаю их, а рынок. Мои гонорары обусловлены моими вокальными возможностями, трудностями той или иной оперы, а ведь есть среди них и такие, которые только я одна могу исполнять.

– Какой день в вашей жизни был самым тяжёлым?

– Тот день, когда умерла мама, это произошло в 1974 году. Моя мать была чудесной женщиной, она как никто понимала меня и постоянно оказывалась рядом в самые трудные моменты моей жизни. Я была очень привязана к ней. Когда у неё обнаружили рак, врачи сказали, что спасти её невозможно. Я продолжала ездить по свету, ведь этого требовали контракты, но как можно чаще приезжала домой побыть с ней. Она умерла в субботу.

На следующий день я должна была петь в Канаде на благотворительном концерте для фонда, который вёл борьбу с раком. Я была совершенно убита, но всё равно решила выступить, хоть и далеко от дома, в память о моей маме.

– А самый прекрасный день в вашей жизни?

– Рождение моей дочери Анджелы. Радость, какую мне приносили успехи, триумфы, дебюты в крупнейших театрах мира, ничто в сравнении со счастьем, которое я испытала, когда впервые взяла на руки мою крохотную девочку.

Перевод с итальянского Ирины Константиновой

Отрывок из книги Ренцо Аллегри «Звезды мировой оперной сцены рассказывают » любезно предоставлен нам её переводчицей

Обладала виртуозной техникой колоратуры и широким певческим диапазоном с высокими верхами и сильным грудным регистром.

Биография

Мэрилин Хорн родилась в Брадфорде (штат Пенсильвания). В одиннадцатилетнем возрасте вместе с семьёй переехала в Лонг-Бич .

В 13 лет стала участницей вновь сформированного Молодёжного концертного хора в Лос-Анджелесе . После школы Хорн поступила в университет Южной Калифорнии одновременно на музыкальный и философский факультеты , где была членом студенческого объединения Пи Бета Фи . В университете занималась в хоре Святого Луки под управлением Уильяма Рипли Дорра, выступления этого известного музыкального коллектива часто записывались студией Capitol Records .

В музыкальной школе университета Мэрилин Хорн училась у Уильяма Веннарда, а также брала уроки по вокальному мастерству у оперной певицы Лотты Леман .

Карьера и личная жизнь

В начале 1950-х годов Хорн подрабатывала на озвучках второстепенных персонажей в телевизионных сериалах, а также сделала записи нескольких популярных народных песен. Первой крупной профессиональной работой певицы стала запись в 1954 году песен к фильму Кармен Джонс , где её голосом пела Дороти Дэндридж . Фильм имел большой успех в прокате, а голос Мэрилин Хорн стал известен всей стране благодаря пластинке с записью фонограммы киноверсии. В том же же году состоялся дебют в качестве оперной певицы - Хорн исполнила роль Хаты в опере Бедржиха Сметаны Проданная невеста в лос-анджелесской «Гильдия Опера».

В 1956 году на молодую певицу обратил внимание Игорь Стравинский , пригласив её к участию в Венецианском фестивале. В течение следующих трёх лет Хорн работала в Гельзенкирхенской опере , где 22 мая 1960 года на открытии нового оперного зала с блеском исполнила партию Мари в опере Альбана Берга Воццек . В 1964 году Мэрилин Хорн вернулась в США, продолжив выступать в постановке Воццека в сан-францисской опере .

В течение многих лет Мэрилин Хорн исполняла партии белькантового репертуара вместе с австралийской оперной певицей Джоан Сазерленд . Совместный дебют состоялся в феврале 1961 года на Манхэттене в концертной постановке оперы Беатриче ди Тенда Беллини . Выступление имело большой успех, и оперу дважды давали в нью-йоркском Карнеги-холле . В 1965 году Хорн и Сазерленд пели в Семирамиде Россини с труппой бостонской оперы.

В октябре 1964 года Хорн впервые выступила на сцене Королевского театра Ковент-Гарден в роли Мари в Воццеке . Дебютным выступлением в Ла Скала стало исполнение 13 марта 1969 года роли Иокасты в опере-оратории Стравинского Царь Эдип . В том же году в середине акта оперы Осада Коринфа в Ла Скала зрители устроили Хорн семиминутную овацию.

В 1970 году Мэрилин Хорн дебютировала на сцене Метрополитен-опера в партии Адальджизы в опере Беллини Норма (с Джоан Сазерленд в главной роли).

В 1978 году впервые спела заглавную партию в опере Вивальди Неистовый Роланд . Опера была поставлена в Вероне и в дальнейшем шла с Хорн во многих странах, везде встречая неизменный успех. По оценке самой Мэрилин Хорн

…"Неистовый Роланд" - просто убийственно трудная опера. Из двух с половиной часов, какие длится спектакль, я пою в нём восемьдесят одну минуту. Каждый спектакль сравним с процедурой для похудения - я каждый раз теряю по четыре килограмма .

Несмотря на широкую известность Хорн в опере, она также много исполняла американские популярные песни, часто с такими академическими композиторами , как Уильям Болком .

С 1960 по 1979 год Мэрилин Хорн состояла в браке с дирижёром Генри Льюисом . Супруги проживали в доме в местечке Эко-Парк под Лос-Анджелесом и воспитывали дочь Анджелу. Мать Мэрилин изначально была против межрасовых браков, выговаривая дочери «Будь его любовницей, ради Бога, но не его женой», однако впоследствии поменяла свои убеждения и стала другом семьи . В 1979 году супруги развелись.

В 1983 году Хорн совместно с Джейн Сковелл выпустила автобиографию «Моя жизнь» с рядом откровенных фактов, в 2004 году вышло продолжение автобиографии по названием «Мэрилин Хорн - песня продолжается».

Карьеру оперной певицы Хорн официально завершила в 1999 году, дав прощальный концерт в чикагском Symphony Center . С тех пор она эпизодически выступала на поп-концертах (главным образом со звездой Бродвея Барбарой Кук . Мэрилин Хорн ведёт мастер-классы для оперных певиц в Оберлинской музыкальной консерватории, Университете Мэриленда, музыкальной школы Манхэттена и в Университете Оклахомы.

В декабре 2005 года у 72-х летней Хорн диагностировали рак поджелудочной железы .

В 2013 году Мэрилин Хорн передала весь свой личный архив Питтсбургскому университету , в филиале которого (в Брадфорде) в 2004 году она получила должность почётного преподавателя .

Избранная дискография и фильмы

Напишите отзыв о статье "Хорн, Мэрилин"

Примечания

Ссылки

  • Хорн, Мэрилин (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • (Capon’s Lists of Opera Recordings)
  • by Bruce Duffie, November 15, 1988

Отрывок, характеризующий Хорн, Мэрилин

– Сегодня ночью, не позже, – сказал он тихо, с приличною улыбкой самодовольства в том, что ясно умеет понимать и выражать положение больного, и отошел.

Между тем князь Василий отворил дверь в комнату княжны.
В комнате было полутемно; только две лампадки горели перед образами, и хорошо пахло куреньем и цветами. Вся комната была установлена мелкою мебелью шифоньерок, шкапчиков, столиков. Из за ширм виднелись белые покрывала высокой пуховой кровати. Собачка залаяла.
– Ах, это вы, mon cousin?
Она встала и оправила волосы, которые у нее всегда, даже и теперь, были так необыкновенно гладки, как будто они были сделаны из одного куска с головой и покрыты лаком.
– Что, случилось что нибудь? – спросила она. – Я уже так напугалась.
– Ничего, всё то же; я только пришел поговорить с тобой, Катишь, о деле, – проговорил князь, устало садясь на кресло, с которого она встала. – Как ты нагрела, однако, – сказал он, – ну, садись сюда, causons. [поговорим.]
– Я думала, не случилось ли что? – сказала княжна и с своим неизменным, каменно строгим выражением лица села против князя, готовясь слушать.
– Хотела уснуть, mon cousin, и не могу.
– Ну, что, моя милая? – сказал князь Василий, взяв руку княжны и пригибая ее по своей привычке книзу.
Видно было, что это «ну, что» относилось ко многому такому, что, не называя, они понимали оба.
Княжна, с своею несообразно длинною по ногам, сухою и прямою талией, прямо и бесстрастно смотрела на князя выпуклыми серыми глазами. Она покачала головой и, вздохнув, посмотрела на образа. Жест ее можно было объяснить и как выражение печали и преданности, и как выражение усталости и надежды на скорый отдых. Князь Василий объяснил этот жест как выражение усталости.
– А мне то, – сказал он, – ты думаешь, легче? Je suis ereinte, comme un cheval de poste; [Я заморен, как почтовая лошадь;] а всё таки мне надо с тобой поговорить, Катишь, и очень серьезно.
Князь Василий замолчал, и щеки его начинали нервически подергиваться то на одну, то на другую сторону, придавая его лицу неприятное выражение, какое никогда не показывалось на лице князя Василия, когда он бывал в гостиных. Глаза его тоже были не такие, как всегда: то они смотрели нагло шутливо, то испуганно оглядывались.
Княжна, своими сухими, худыми руками придерживая на коленях собачку, внимательно смотрела в глаза князю Василию; но видно было, что она не прервет молчания вопросом, хотя бы ей пришлось молчать до утра.
– Вот видите ли, моя милая княжна и кузина, Катерина Семеновна, – продолжал князь Василий, видимо, не без внутренней борьбы приступая к продолжению своей речи, – в такие минуты, как теперь, обо всём надо подумать. Надо подумать о будущем, о вас… Я вас всех люблю, как своих детей, ты это знаешь.
Княжна так же тускло и неподвижно смотрела на него.
– Наконец, надо подумать и о моем семействе, – сердито отталкивая от себя столик и не глядя на нее, продолжал князь Василий, – ты знаешь, Катишь, что вы, три сестры Мамонтовы, да еще моя жена, мы одни прямые наследники графа. Знаю, знаю, как тебе тяжело говорить и думать о таких вещах. И мне не легче; но, друг мой, мне шестой десяток, надо быть ко всему готовым. Ты знаешь ли, что я послал за Пьером, и что граф, прямо указывая на его портрет, требовал его к себе?
Князь Василий вопросительно посмотрел на княжну, но не мог понять, соображала ли она то, что он ей сказал, или просто смотрела на него…
– Я об одном не перестаю молить Бога, mon cousin, – отвечала она, – чтоб он помиловал его и дал бы его прекрасной душе спокойно покинуть эту…
– Да, это так, – нетерпеливо продолжал князь Василий, потирая лысину и опять с злобой придвигая к себе отодвинутый столик, – но, наконец…наконец дело в том, ты сама знаешь, что прошлою зимой граф написал завещание, по которому он всё имение, помимо прямых наследников и нас, отдавал Пьеру.
– Мало ли он писал завещаний! – спокойно сказала княжна. – Но Пьеру он не мог завещать. Пьер незаконный.
– Ma chere, – сказал вдруг князь Василий, прижав к себе столик, оживившись и начав говорить скорей, – но что, ежели письмо написано государю, и граф просит усыновить Пьера? Понимаешь, по заслугам графа его просьба будет уважена…
Княжна улыбнулась, как улыбаются люди, которые думают что знают дело больше, чем те, с кем разговаривают.
– Я тебе скажу больше, – продолжал князь Василий, хватая ее за руку, – письмо было написано, хотя и не отослано, и государь знал о нем. Вопрос только в том, уничтожено ли оно, или нет. Ежели нет, то как скоро всё кончится, – князь Василий вздохнул, давая этим понять, что он разумел под словами всё кончится, – и вскроют бумаги графа, завещание с письмом будет передано государю, и просьба его, наверно, будет уважена. Пьер, как законный сын, получит всё.
– А наша часть? – спросила княжна, иронически улыбаясь так, как будто всё, но только не это, могло случиться.
– Mais, ma pauvre Catiche, c"est clair, comme le jour. [Но, моя дорогая Катишь, это ясно, как день.] Он один тогда законный наследник всего, а вы не получите ни вот этого. Ты должна знать, моя милая, были ли написаны завещание и письмо, и уничтожены ли они. И ежели почему нибудь они забыты, то ты должна знать, где они, и найти их, потому что…
– Этого только недоставало! – перебила его княжна, сардонически улыбаясь и не изменяя выражения глаз. – Я женщина; по вашему мы все глупы; но я настолько знаю, что незаконный сын не может наследовать… Un batard, [Незаконный,] – прибавила она, полагая этим переводом окончательно показать князю его неосновательность.
– Как ты не понимаешь, наконец, Катишь! Ты так умна: как ты не понимаешь, – ежели граф написал письмо государю, в котором просит его признать сына законным, стало быть, Пьер уж будет не Пьер, а граф Безухой, и тогда он по завещанию получит всё? И ежели завещание с письмом не уничтожены, то тебе, кроме утешения, что ты была добродетельна et tout ce qui s"en suit, [и всего, что отсюда вытекает,] ничего не останется. Это верно.
– Я знаю, что завещание написано; но знаю тоже, что оно недействительно, и вы меня, кажется, считаете за совершенную дуру, mon cousin, – сказала княжна с тем выражением, с которым говорят женщины, полагающие, что они сказали нечто остроумное и оскорбительное.
– Милая ты моя княжна Катерина Семеновна, – нетерпеливо заговорил князь Василий. – Я пришел к тебе не за тем, чтобы пикироваться с тобой, а за тем, чтобы как с родной, хорошею, доброю, истинною родной, поговорить о твоих же интересах. Я тебе говорю десятый раз, что ежели письмо к государю и завещание в пользу Пьера есть в бумагах графа, то ты, моя голубушка, и с сестрами, не наследница. Ежели ты мне не веришь, то поверь людям знающим: я сейчас говорил с Дмитрием Онуфриичем (это был адвокат дома), он то же сказал.
Видимо, что то вдруг изменилось в мыслях княжны; тонкие губы побледнели (глаза остались те же), и голос, в то время как она заговорила, прорывался такими раскатами, каких она, видимо, сама не ожидала.
– Это было бы хорошо, – сказала она. – Я ничего не хотела и не хочу.
Она сбросила свою собачку с колен и оправила складки платья.

Окончив общеобразовательную школу, Хорн поступила в музыкальную школу Университета Южной Калифорнии, где училась сольному мастерству в классе Уильяма Веннарда. Окончив Университет, она прошла певческую практику, работая в кино, на телевидении, выступая в шоу; тогда же впервые записала на диск свое исполнение народных песни.


Мэрилин родилась 16 января 1934 года, в Брэдфорде, штат Пенсильвания. Творчество Мэрилин Хорн особенно связано с музыкой Россини и Генделя. Свою карьеру она начала в качестве легкого лирического сопрано, однако, впоследствии её голос обрел звучание драматического меццо-сопрано, приобрел большую красоту и силу, его гибкость и превосходное дыхание позволяют певице исполнять трудные колоратурные пассажи.

В возрасте 13 лет Мэрилин вошла в состав вновь сформированного в Лос-Анджелесе Концертного молодежного хора. Окончив общеобразовательную школу, Хорн поступила в музыкальную школу Университета Южной Калифорнии, где училась сольному мастерству в классе Уильяма Веннарда. Окончив Университет, она прошла певческую практику, работая в кино, на телевидении, выступая в шоу; тогда же впервые записала на диск свое исполнение народных песни. В начале 50-х сос

тоялся её дебют в Лос-Анжелесе, в «Гильдия Опере». В тот период на молодую певицу обратил внимание композитор Игорь Стравинский, который оценил её певческий талант, и пригласил в 1956 году на Венский фестиваль, с выступления на котором, началась её блестящая творческая карьера. Она стала солисткой «Гельзенкирхен Оперы» (Германия), и в течение трех лет пела в Европе. В 1960 году Хорн вернулась США, и стала солисткой Сан-францисской оперы. В течение ряда лет, начиная с 1961, она пела в партнерстве с тогда уже известной австралийской певицей колоратурного сопрано Джоан Сазерленд. В 1965 году им вновь довелось петь партнерами в «Опер Компании» Бостона «Семирамиду» Россини. До этого, в 1964 Хорн дебютировала в «Королевской Опере Ковен Гарден» (Лондон), а в 1969 в «Ла Скала» (Милан) - в опере-оратории «Царь Эдип» Стравинского.

В 1970 году Хорн дебютиро

вала уже на сцене «Метрополитен-оперы» (Нью-Йорк) в «Норме» Беллини, опять вместе с Сазерленд, исполнявшей заглавную роль.

Кроме ролей «бель канто» репертуара, Хорн пела музыку и современных американских композиторов, таких, как Уильям Болком, а также популярные эстрадные песни.

С 1970 по 1984 мужем Хорн был дирижер Генри Льюис, с которым она имеет дочь. В 1983 году Хорн опубликовала (вместе с писателем - Джейном Сковеллом), откровенную автобиографию «Моя жизнь», а в 2004 году её продолжение - «Мэрилин Хорн, песня продолжается». В 1999 году, обладая множеством наград за свою творческую деятельность, Мэрилин Хорн ушла из активной сценической деятельности, но иногда, она все же выступает на приватных концертах. Репертуар творчества Хорн составляют, главным образом, произведения композиторов Беллини, Генделя, Пуччини, Россини, Бизе, Верди, Вивальди

Мерилин Хорн родилась в Брэдфорде, штат Пенсильвания. Выбором профессии Хорн обязана своему отцу, певцу-любителю и ее первому педагогу – именно он поощрял в ней желание заниматься музыкой и добиться воплощения всех своих амбициозных мечтаний на этом поприще. Впервые отец выпустил дочь для публичного исполнения незамысловатой песенки уже в четырехлетнем возрасте – то были первые аплодисменты в жизни будущей звезды. Вплоть до своей смерти в июле 1956 года Брайан Хорн всячески поддерживал дочь, с ним она советовалась по всем мало-мальски важным вопросам. Образование Хорн получила в Южнокалифорнийском университете в Лос-Анджелесе, где обучалась сначала в классе Уильяма Веннарда, а затем у знаменитой вагнеровской дивы Лотте Леман.

На оперной сцене Хорн начала выступать очень рано: в двадцать лет она дебютировала в Опере Лос-Анджелеса в «Проданной невесте» Сметаны (партия Хаты), однако чаще она тогда поет в концертах, что с самого начала предопределило интерес певицы и к камерному репертуару. В том же 1954 году она впервые пробуется и в звукозаписи, спев (за кадром) за голливудскую звезду Дороти Дандридж в фильме Оскара Хаммерштайна «Кармен Джонс».

Смерть отца была большим потрясением для юной Хорн. Тем не менее, она находит в себе силы не только не впасть в депрессию, но и продолжить то дело, к которому готовил ее Брайан: Хорн второй раз в своей жизни (в 1953-м она уже совершала небольшой тур по странам Старого Света) отправляется в Европу, чтобы на три сезона осесть в небольшом немецком городке Гельзенкирхен. В немецком провинциальном театре Хорн поет в основном сопрановый репертуар: Джульетту в «Сказках Гофмана» Оффенбаха, Мими в «Богеме» и Минни в «Девушке с Запада» Пуччини, Амелию в «Симоне Бокканегре» Верди, Татьяну в «Евгении Онегине» Чайковского. Однако работой в Гельзенкирхене Хорн не ограничивается. Она наведывается с концертами несколько раз в Вену, где знакомится с Игорем Стравинским, пригласившем юную певицу на Венецианский фестиваль: здесь с большим успехом Хорн поет в концерте в Соборе Святого Марка. В 1957-м Хорн дебютирует на Зальцбургском фестивале в «Электре» Штрауса в маленькой роли Девушки-прислужницы: это была уже несомненно веха в ее набиравшей обороты карьере. В Зальцбург Хорн вернется через двадцать лет мировой знаменитостью в лучах славы, спев в 1979 году Амнерис в «Аиде». А в 1986-м она в последний раз появится на родине Моцарта с большой и сложной камерной программой.

Первый большой успех к Хорн пришел как ни странно все в том же заштатном Гельзенкирхене: 22 мая 1960 года она впервые в своей карьере поет Марию из берговского «Воццека», партию, которая ее поначалу совершенно не вдохновляла. Получив превосходную прессу на премьерный спектакль, Хорн оставляет Марию в своем репертуаре достаточно надолго. Именно Марией она дебютирует в Опере Сан-Франциско в том же 1960-м: это будет ее первый значительный американский контракт после возвращения из европейской провинции, когда она срочно заменила заболевшую Бренду Льюис. В этой же партии она впервые выйдет на сцену Ковент-Гардена в 1964-м.

В первое десятилетие своей карьеры Хорн никак не может определиться со своим амплуа, поскольку ее прекрасному голосу с феноменальным диапазоном оказывается доступно все, написанное в скрипичном ключе. Именно поэтому первые годы она чаще поет сопрановые партии, именно с их исполнением связаны ее первые крупные успехи. Коррективы внесла сама жизнь: в 1965-м Хорн, уже добившаяся к тому времени мировой известности, вследствие беременности была вынуждена отказаться от выступления в заглавной партии в «Лукреции Борджиа» Доницетти – концертное исполнение в Карнеги-холл устраивало Американское оперное общество. По срочной замене пела никому неизвестная испанка, имевшая за плечами несколько сезонов на немецких сценах средней руки. Теперь это имя знает каждый, даже тот, кто ни разу в жизни не послушал ни одной оперы: в тот вечер на мировом небосклоне зажглась звезда Монсеррат Кабалье. Хорн сидела в зале, и именно блистательное исполнение Кабалье подвигло ее к мысли не возвращаться к сопрановому репертуару, сосредоточившись на амплуа меццо.

В 1961 году происходит важное событие в жизни Хорн: встреча с Джоан Сазерленд, с которой ее будут связывать долгие годы совместного творчества и личной дружбы. Впервые они выступили вместе в феврале 1961-го опять же в проекте Американского оперного общества: в концертном исполнении была дана беллиниевская «Беатриче ди Тенда», где Хорн спела партию Аньезе. Сочетание хрустального тембра Сазерленд и медового, вязкого меццо Хорн оказалось поистине идеальным: где бы ни выступали артистки впредь, их дуэту всегда сопутствовал грандиозный успех. А петь им вместе приходилось не раз, среди самых знаменательных выступлений необходимо отметить первое выступление в «Семирамиде» в Лос-Анджелесе в том же 1961 году, «Норму» в Ковент-Гарден в 1967-м, и, конечно же, дебютную для Хорн «Норму» в Метрополитен в 1970-м.

После 1961 года и вплоть до ее последнего появления на сцене Метрополитен в 1996-м карьеру Хорн иначе как блистательной и феноменальной не назовешь. Она пела на всех ведущих сценах мира, в том числе в Ла Скала (дебютировала в 1969-м в «Царе Эдипе» Стравинского, в том же году пела в «Осаде Коринфа» Россини с Беверли Силс, Франко Бонизолли и Хустино Диасом), Ковент-Гарден, Венской государственной опере (дебют в 1978-м в «Севильском цирюльнике»), Римской опере (1978, заглавная партия в «Танкреде» Россини) и пр., а также в венецианском Ла Фениче, на россиниевском фестивале в Пезаро (в том числе в таких редких операх как «Бьянка и Фальеро» и «Эрмиона») и т.д. Многочисленны ее выступления на родине, помимо Лос-Анджелеса и Сан-Франциско это – Чикаго (дебют в 1961, партия Лауры в опере Витторио Джаннини «Урожай»), Хьюстон (дебют в 1975, титульная партия в «Ринальдо» Генделя), Даллас (дебют в 1974, партия Малкольма в «Деве озера» Россини), Ванкувер (1963 и 1965, Адальжиза и Изабелла в «Итальянке в Алжире» соответственно) и пр.

Более четверти века основной сценой для Хорн оставалась нью-йоркская Метрополитен. Как уже упоминалось, здесь она дебютировала в 1970 году в «Норме», пела на открытии сезона 1972-73 годов в «Кармен». К грандиозным свершениям певицы в этом театре стоит также отнести Изабеллу в «Итальянке в Алжире» (1973), первое обращение театра к генделевскому «Ринальдо» (1984), партию Арзаче в «Семирамиде» (1990). Всего Мерилин Хорн выходила на прославленную нью-йоркскую сцену более 180 раз в таких партиях (помимо упомянутых) как Розина в «Севильском цирюльнике» (1971 – здесь и далее указан год дебюта в роли), Амнерис в «Аиде» (1976), Фидес в «Пророке» Мейербера (1977), Эболи в «Доне Карлосе» (1979), Далила в «Самсоне и Далиле» (1987), Самира в «Призраках Версаля» Дж. Корильяно (1992), Квикли в «Фальстафе» (1992), Женевьева в «Пеллеасе и Мелизанде» Дебюсси (1995).

В 1981 году американский журнал «Opera News» назвал Хорн «возможно величайшей певицей в мире». Думается, это не было слишком большим преувеличением. Безусловно, Хорн принадлежит к числу самых ярких звезд своего поколения. Она сыграла выдающуюся роль в возрождении репертуара бельканто в 60-70-х годах на европейских и американских сценах. У знатоков имя Хорн ассоциируется прежде всего с россиниевским репертуаром, блистательной исполнительницей партий для колоратурного меццо в операх пезарского гения она была на протяжении всей своей долгой карьеры. Не менее значителен ее вклад и в интерпретацию партий в операх Генделя, Вивальди, Беллини. Специфика голоса Хорн – темный, вязкий, в то же время с ярким металлическим блеском звук с превосходными контральтовыми низами, делавший ее незаменимой в так называемых брючных ролях, по причине чего за кулисами Метрополитен за ней закрепилось прозвище «генерал Хорн». В оперном мире ходит даже анекдот, что когда первый муж певицы, дирижер Генри Льюис, будучи еще не знаком с Мерилин лично, услышал впервые ее пение из оркестровой ямы, он, не отрывая головы от партитуры, пробормотал: «Какой интересный новый тенор у нас появился!» Техническая вооруженность певицы восхищает каждый раз, когда вы слышите ее записи. К одной из совершеннейших относится трансляционная версия «Танкреда» из Римской оперы (1978), где медовый, жирный, и в то же время героический звук, позволяющий женщине создать правдивый образ мужественного воина средневековых легенд, сочетается с головокружительными колоратурами, исполненными легко и непринужденно.

Зрелый период карьеры Хорн пришелся на период, когда телевидение пришло в оперу. Поэтому с участием певицы мы сегодня можем посмотреть не одну видеозапись. Одна из лучших – «Итальянка в Алжире» из Метрополитен в постановке Жана-Пьера Поннеля, записанная 11 января 1986 года. «Вульгарно», - таков был вердикт газеты «Нью-Йорк Таймс», когда в 1973 году состоялась премьера «Итальянки» в этой постановке. В своей автобиографии, опубликованной двадцать лет спустя, Мерилин Хорн вспоминает об этой реакции солидного издания с юмором, который она, конечно, может себе позволить после того грандиозного успеха, что выпал на ее долю после этой премьеры, возможно, самого большого успеха в ее карьере, триумфа, который вновь повторился после возобновления постановки в 1986 году. То ли видеовариант не передает нам каких-то не вполне удавшихся деталей постановки, то ли наши стандарты в этой области сильно снизились, но сегодня трудно себе представить, чтоб на подобный спектакль могла появиться столь уничижительная критика. Голобрюхие евнухи, конечно, не самое приятное зрелище, но они не так уж много появляются на сцене. У итальянских моряков красные носы и вид пропойц, но они – лишь незначительные эпизоды, когда их корабль чудесным образом скользит по сцене. Гора спагетти для Мустафы – это модификация идеи, уже однажды опробованной режиссером в венской постановке, показанной в 1988 году в «Ковент-Гарден». На самом же деле по многим причинам спектакль смотрится образным и стильным, а по прошествии времени даже красивым. Еще один характерный момент, упоминаемый Хорн в своих воспоминаниях, это ее первый выход на сцену. Первоначально ей казалась безумной идея появляться спиной к публике и поворачиваться только с первыми нотами ее партии, но вскоре она поняла, что этот эффект работает, и получала истинное удовольствие от этой мизансцены. Ее собственная находка, от которой она также получала удовольствие, - это жизнерадостный характер ее героини на протяжении всего спектакля, и, конечно же, голос, не менее яркий, чем это было в самые звездные годы, по прошествии стольких лет карьеры все еще богатый, гибкий и исключительно индивидуальный.

Сегодня Мерилин Хорн помимо работы в собственном фонде является директором вокального отделения музыкальной академии в Санта-Барбаре (Калифорния). Пение она оставила вовсе: ее последний рецитал состоялся в ноябре 1999 года в Чикаго, а вообще последний раз Хорн пела публично в Карнеги-холл в январе 2000. Хотя участники ее мастер-классов, которым она показывает примеры в полный голос утверждают, что «старушка Мерилин» могла бы дать фору еще многим и многим из ныне поющих звезд.

Мэрилин Хорн
Marilyn Horne
Основная информация
Дата рождения 16 января (1934-01-16 ) (85 лет)
Место рождения Брадфорд (Пенсильвания) , США
Страна США
Профессии оперная певица
Годы активности - наст. время
Певческий голос меццо-сопрано
Жанры опера
Награды
marilynhornefdn.org
Медиафайлы на Викискладе

Обладала виртуозной техникой колоратуры и широким певческим диапазоном с высокими верхами и сильным грудным регистром.

Биография

Мэрилин Хорн родилась в Брадфорде (штат Пенсильвания). В одиннадцатилетнем возрасте вместе с семьёй переехала в Лонг-Бич .

В 13 лет стала участницей вновь сформированного Молодёжного концертного хора в Лос-Анджелесе . После школы Хорн поступила в университет Южной Калифорнии одновременно на музыкальный и философский факультеты , где была членом студенческого объединения Пи Бета Фи. В университете занималась в хоре Святого Луки под управлением Уильяма Рипли Дорра, выступления этого известного музыкального коллектива часто записывались студией Capitol Records .

В музыкальной школе университета Мэрилин Хорн училась у Уильяма Веннарда, а также брала уроки по вокальному мастерству у оперной певицы Лотты Леман .

Карьера и личная жизнь

В начале 1950-х годов Хорн подрабатывала на озвучках второстепенных персонажей в телевизионных сериалах, а также сделала записи нескольких популярных народных песен. Первой крупной профессиональной работой певицы стала запись в 1954 году песен к фильму Кармен Джонс, где её голосом пела Дороти Дэндридж . Фильм имел большой успех в прокате, а голос Мэрилин Хорн стал известен всей стране благодаря пластинке с записью фонограммы киноверсии. В том же же году состоялся дебют в качестве оперной певицы - Хорн исполнила роль Хаты в опере Бедржиха Сметаны Проданная невеста в лос-анджелесской «Гильдия Опера».

В 1956 году на молодую певицу обратил внимание Игорь Стравинский , пригласив её к участию в Венецианском фестивале. В течение следующих трёх лет Хорн работала в Гельзенкирхенской опере, где 22 мая 1960 года на открытии нового оперного зала с блеском исполнила партию Мари в опере Альбана Берга Воццек . В 1964 году Мэрилин Хорн вернулась в США, продолжив выступать в постановке Воццека в сан-францисской опере.

В течение многих лет Мэрилин Хорн исполняла партии белькантового репертуара вместе с австралийской оперной певицей Джоан Сазерленд . Совместный дебют состоялся в феврале 1961 года на Манхэттене в концертной постановке оперы Беатриче ди Тенда Беллини . Выступление имело большой успех, и оперу дважды давали в нью-йоркском Карнеги-холле . В 1965 году Хорн и Сазерленд пели в Семирамиде Россини с труппой бостонской оперы.

В октябре 1964 года Хорн впервые выступила на сцене Королевского театра Ковент-Гарден в роли Мари в Воццеке . Дебютным выступлением в Ла Скала стало исполнение 13 марта 1969 года роли Иокасты в опере-оратории Стравинского Царь Эдип . В том же году в середине акта оперы Осада Коринфа в Ла Скала зрители устроили Хорн семиминутную овацию.

В 1970 году Мэрилин Хорн дебютировала на сцене Метрополитен-опера в партии Адальджизы в опере Беллини Норма (с Джоан Сазерленд в главной роли).

В 1978 году впервые спела заглавную партию в опере Вивальди Неистовый Роланд . Опера была поставлена в Вероне и в дальнейшем шла с Хорн во многих странах, везде встречая неизменный успех. По оценке самой Мэрилин Хорн

…"Неистовый Роланд" - просто убийственно трудная опера. Из двух с половиной часов, какие длится спектакль, я пою в нём восемьдесят одну минуту. Каждый спектакль сравним с процедурой для похудения - я каждый раз теряю по четыре килограмма .

Несмотря на широкую известность Хорн в опере, она также много исполняла американские популярные песни, часто с такими академическими композиторами , как Уильям Болком .

С 1960 по 1979 год Мэрилин Хорн состояла в браке с дирижёром Генри Льюисом. Супруги проживали в доме в местечке Эко-Парк под Лос-Анджелесом и воспитывали дочь Анджелу. Мать Мэрилин изначально была против межрасовых браков, выговаривая дочери «Будь его любовницей, ради бога, но не его женой», однако впоследствии поменяла свои убеждения и стала другом семьи . В 1979 году супруги развелись.

В 1983 году Хорн совместно с Джейн Сковелл выпустила автобиографию «Моя жизнь» с рядом откровенных фактов, в 2004 году вышло продолжение автобиографии по названием «Мэрилин Хорн - песня продолжается».

Карьеру оперной певицы Хорн официально завершила в 1999 году, дав прощальный концерт в чикагском Symphony Center. С тех пор она эпизодически выступала на поп-концертах (главным образом со звездой Бродвея Барбарой Кук . Мэрилин Хорн ведёт мастер-классы для оперных певиц в Оберлинской музыкальной консерватории, Университете Мэриленда, музыкальной школы Манхэттена и в Университете Оклахомы.

В декабре 2005 года у 72-х летней Хорн диагностировали рак поджелудочной железы .

В 2013 году Мэрилин Хорн передала весь свой личный архив Питтсбургскому университету , в филиале которого (в Брадфорде) в 2004 году она получила должность почётного преподавателя .

Избранная дискография и фильмы

Примечания

  1. National Medal of Arts (неопр.) . arts.gov . Дата обращения 27 ноября 2015.

Top