Айны — Белая Раса. Коренные жители японских островов

Где, как им думалось, твердь земная соединяется с твердью небесной, а оказались безбрежное море и многочисленные острова, они были изумлены обликом встретившихся им туземцев. Пред ними предстали заросшие густыми бородами люди с широкими, как у европейцев, глазами, с крупными, выступающими носами, похожие на мужиков южной России, на жителей Кавказа, на заморских гостей из Персии или Индии, на цыган, – на кого угодно, только не на монголоидов, которых казаки повсеместно видели за Уралом.

Землепроходцы окрестили их курилами, курильцами, наделив эпитетом «мохнатые», а сами они называли себя «айну», что значит «человек».

С тех пор исследователи бьются над бесчисленными загадками этого народа. Но и по сей день к определенному выводу они не пришли.

Япония - это не только японцы, но и аины. По сути два народа. Очень жаль, что мало кто знает о втором.

Легенда гласит, что божество дало аину меч, а японцу деньги. И это имеет отражение в реальной истории. Аины были лучшими воинами, нежели японцы. Но японцы были хитрее и брали доверчивых как дети аинов хитростью, перенимая при этом их воинскую технику. Харакири также пришло к японцем от аинов. Культура дзёмон, как теперь доказано ученными, тоже создавалась аинами.

Изучение Японии невозможно без изучения обоих народов.

Народ айны большинством исследователей признается аборигенами Японии, они населяют японский остров Хоккайдо и русские Курильские острова, а также о. Сахалин.

Наиболее любопытной чертой айнов является их заметное и по сей день внешнее отличие от остального населения японских островов.

Хотя сегодня из-за многовекового смешения и большого числа межнациональных браков встретить «чистых» айнов трудно, в их внешнем облике заметны европеоидные черты: у типичного айна вытянутая форма черепа, астеническое телосложение, густая борода (для монголоидов лицевое оволосение нехарактерно) и густые, волнистые волосы. Айны говорят на особом языке, не родственном ни японскому, ни какому-либо иному из азиатских языков. Среди японцев айны настолько известны своей волосатостью, что заслужили презрительное прозвище «волосатые айны». Только для одной расы на Земле характерен столь значительный волосяной покров - европеоидной.

Язык айнов не похож ни на японский, ни на какой-либо другой азиатский язык. Происхождение айнов неясно. Они проникли в Японию через о.Хоккайдо в период между 300г. до н.э. и 250 г. н.э. (период Yayoi) и затем расселились в северной и восточной областях основного японского острова Хонсю.

В период правления Ямато, около 500 г. до н.э., Япония расширила свою территорию в восточном направлении, в связи с чем айны были частью оттеснены на север, частью ассимилированы. В период Мейджи (Meiji) - 1868-1912 гг. - они получили статус бывших аборигенов, но, тем не менее, продолжали подвергаться дискриминации. Первое упоминание айнов в японских хрониках относится к 642г., в Европе сведения о них появились в 1586г.

Американский антрополог С.Лорин Брейс, из Университета штата Мичиган в журнале «Горизонты науки», №65, сентябрь- октябрь 1989г. пишет: «типичного айна легко отличить от японцев: у него более светлая кожа, более густой волосяной покров тела и более выступающий нос».

Брейс изучил около 1100 склепов японцев, айнов и др. азиатских этнических групп и пришел к выводу, что представители привилегированного сословия самураев в Японии являются на самом деле потомками айнов, а не Yayoi (монголоидов), предков большинства современных японцев. Далее Брейс пишет: «.. это объясняет, почему черты лица у представителей правящего класса так часто отличаются от современных японцев. Самураи - потомки айнов приобрели такое влияние и престиж в средневековой Японии, что породнились с правящими кругами и привнесли в них кровь айнов, в то время как остальное японское население было в основном потомками Yayoi».

Итак, несмотря на то, что сведения о происхождении айнов утеряны, их внешние данные свидетельствуют о каком-то продвижении белых, достигшем самого края Дальнего Востока, смешавшихся затем с местным населением, что привело к формированию правящего класса Японии, но, вместе с тем, обособленная группа потомков белых пришельцев - айны - до сих пор подвергаются дискриминации как национальное меньшинство.


Изначально жили на островах Японии (тогда она называлась Айнумосири — земля айнов ), пока не были оттеснены на север праяпонцами. На Сахалин пришли в XIII-XIV вв., «закончив» заселение в нач. XIX века. Следы их появления находили также на Камчатке, в Приморье и Хабаровском крае. Многие топонимические названия Сахалинской области носят айнские названия: Сахалин (от «САХАРЭН МОСИРИ» — «волнообразная земля»); острова Кунашир, Симушир, Шикотан, Шиашкотан (слова-окончания «шир» и «котан» означают соответственно «участок земли» и «поселение»).

Чтобы занять весь архипелаг до включительно (тогда он назывался «Эдзо») японцам потребовалось более 2 тысяч лет (самые ранние свидетельства о стычках с айнами датируются 660 г. до н.э.). Впоследствии айны практически все выродились или ассимилировались с японцами и нивхами . В настоящее время существуют лишь несколько резерваций на о.Хоккайдо, где живут айнские семьи. Айны, пожалуй, самый загадочный народ на Дальнем Востоке .

Первые русские мореплаватели, изучавшие Сахалин и Курилы, с удивлением отмечали европеоидные черты лица, несвойственные монголоидам густые волосы, бороды. Чуть позже этнографы долго задавались вопросом — откуда в этих суровых землях появились люди, носящие распашной (южный) тип одежды, а языковеды обнаруживали в языке айнов латинские, славянские, англо-германские и даже индо-арийские корни. Айнов причисляли и к индо-ариям, и к австралоидам и даже кавказцам. Одним словом, загадок становилось все больше, а ответы приносили все новые проблемы.

Вот вкратце то, что нам известно про айнов:

АЙНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Айнское население представляло собой социально расслоенные группы («утар»), возглавляемые семействами вождей по праву наследования власти (необходимо заметить, что род у айнов шел по женской линии, хотя главным в семье естественно считался мужчина). «Утар» строился на базе фиктивного родства и имел военную организацию. Правящие семейства, называвшие себя «утарпа» (глава утара) или «нишпа» (вождь), представляли собой слой военной элиты. Мужчины «высокого происхождения» уже с рождения предназначались к военной службе, высокородные женщины проводили время за вышиванием и шаманскими ритуалами («тусу»).

Семья вождя имела жилище внутри укрепления («часи»), окруженной земляной насыпью (также называемой «часи»), обычно под прикрытием горы или скалы, выступающей над террасой. Число насыпей нередко достигало пяти-шести, которые чередовались со рвами. Вместе с семьей вождя внутри укрепления обычно находились слуги и рабы («ушию»). Какой-либо централизованной власти у айнов не было.

ВООРУЖЕНИЕ

Из оружия айны предпочитали . Недаром же их называли «люди, из волос которых торчат стрелы» за то, что они носили колчаны (и мечи, кстати, тоже) за спиной. Лук изготовлялся из вяза, бука или бересклета большого (высокого кустарника, высотой до 2,5 м с очень крепкой древесиной) с накладками из китового уса. Тетива изготовлялась из крапивных волокон. Оперение у стрел состояло из трех орлиных перьев.

Несколько слов о боевых наконечниках. В бою использовались как «обычные» бронебойные, так и наконечники с шипами (возможно, для лучшего прорезания доспехов или застревания стрелы в ране). Встречались наконечники и необычного, Z-образного сечения, которые скорее всего были заимствованы у маньчжур или джурдженей (сохранились сведения, что в средние века дали отпор большой армии, пришедшей с материка).

Наконечники стрел изготовлялись из металла (ранние — из обсидиана и кости) и затем обмазывались аконитовым ядом «суруку». Корень аконита измельчали, замачивали и ставили в теплое место для брожения. Палочка с ядом прикладывалась к ножке паука, если ножка отваливалась — яд готов. Из-за того, что этот яд быстро разлагался, его широко использовали и на охоте на крупных зверей. Древко стрелы делали из лиственницы.

Мечи у айнов были короткие, 45-50 см длиной, слабоизогнутые, с односторонней заточкой и полутораручной рукоятью. Айнский воин — джангин — дрался именно двумя мечами, не признавая щитов. Гарды у всех мечей были съемные и часто использовались как украшения. Существуют сведения, что некоторые гарды специально полировались до зеркального блеска, чтобы отпугивать злых духов. Кроме мечей, айны носили два длинных ножа («чейки-макири» и «са-макири»), которые носились на правом бедре. Чейки-макири был ритуальным ножом для изготовления священных стружек «инау» и совершения обряда «пере» или «эритокпа» — ритуального самоубийства, которое потом переняли японцы, назвав « » или « » (как, кстати, и культ меча, специальные полочки для меча, копья, лука). Мечи айны выставляли на всеобщее обозрение только во время Медвежьего праздника. Старинное предание гласит: Давным-давно, после того, как эта страна была создана богом, жили старик-японец и старик-айн. Деду-айну было велено сделать меч, а деду-японцу: деньги (далее объясняется, почему у айнов был культ мечей, а у японцев — жажда денег. Айны осуждали своих соседей за стяжательство). К копьям они относились довольно прохладно, хотя и выменивали их у японцев.

Еще одной деталью вооружения айнского воина являлись боевые колотушки — небольшие валики с ручкой и отверстием на конце, сделанные из твердых пород дерева. По бокам колотушки снабжались металлическими, обсидиановыми или каменными шипами. Колотушки использовались как кистень, так и как праща — сквозь отверстие продевался кожаный ремень. Меткий удар такой колотушки убивал сразу, в лучшем (для жертвы, конечно) — навсегда уродовал.

Шлемов айны не носили. Они имели природные длинные густые волосы, которые сбивались в колтун, образуя подобие естественного шлема.

Теперь перейдем к доспехам. Доспехи сарафанного типа изготовлялись из кожи лахтака («морского зайца» — вид большого тюленя). На вид такой доспех (см. фото) может казаться громоздким, но на деле практически не стесняет движений, позволяет свободно сгибаться и приседать. Благодаря многочисленным сегментам получались четыре слоя кожи, которые с одинаковым успехом отражали удары мечей и стрел. Красные круги на груди доспеха символизируют трехмирье (верхний, средний и нижние миры), а также шаманские диски-«толи», отпугивающие злых духов и вообще имеющих магическое значение. Аналогичные круги изображены также и на спине. Застегиваются такие доспехи спереди при помощи многочисленных завязок. Были и короткие доспехи, вроде фуфаек с нашитыми на них дощечками или металлическими пластинками.

О воинском искусстве айнов в настоящее время известно очень мало. Известно, что праяпонцы переняли у них практически все. Почему не предположить, что и некоторые элементы единоборств также не были переняты?

До наших дней дошел только такой поединок. Противники, держа друг друга за левую руку, наносили удары дубинами (айны специально тренировали спины, чтобы пройти это испытание на выносливость). Иногда эти дубинки заменялись ножами, а иногда дрались просто руками, до тех пор, пока у противников не сбивалось дыхание. Несмотря на жестокость поединка, каких-либо случаев травматизма не наблюдалось.

Вообще-то сражались не только с японцами. Сахалин, к примеру, они отвоевали у «тонци» — низкорослого народца, действительно коренного населения Сахалина. От «тонци» айнские женщины переняли привычку татуировать губы и кожу вокруг губ (получалась своеобразная полуулыбка — полуусы), а также названия некоторых (очень хороших по качеству) мечей — «тонцини». Любопытно, что айнские воины — джангины — отмечались как очень воинственные, они были неспособны ко лжи.

Интересны также сведения о знаках собственности айнов — на стрелы, оружие, посуду они ставили особые знаки, передававшиеся из поколения в поколение, для того, чтобы например не спутать, чья стрела поразила зверя, кому принадлежит та или иная вещь. Таких знаков насчитывается более полутора сотен, а их значения не расшифрованы до сих пор. Наскальные надписи обнаружены близ отару (Хоккайдо) и на острое Уруп.

Пиктограммы были и на «икуниси» (палочках для поддерживания усов во время питья). Чтобы расшифровать знаки (которые назывались «эпаси итокпа») надо было знать язык символов и их составляющие.

Остается добавить, что японцы боялись открытого боя с айнами и завоевывали их хитростью . В древней японской песне говорилось, что один «эмиси» (варвар, айн) стоит ста человек. Существовало поверье, что они могли напускать туман.

На протяжении многих лет не раз поднимали восстание против японцев (по-айнски «чижем»), но каждый раз проигрывали. Японцы приглашали предводителей к себе для заключения перемирия. Свято чтя обычаи гостеприимства, айны , доверчивые как дети, не мыслили ничего плохого. Их убивали во время пиршества. Как правило, иные способы подавления восстания у японцев не удавались.

"Народ айну- кроткий, скромный, добродушный, доверчивый, вежливый,
общительный, уважающий собственность, на охоте- смелый.
Вера в дружбу и щедрость, бескорыстие, откровенность - их обычные качества.
Они правдивы и не терпят обмана"
Антон Павлович Чехов.

«Я айну почитаю лучшим из всех народов, которые мне известны"
Русский мореплаватель Иван Федорович Крузенштерн

Хокайдо и все Северные острова принадлежат айнам, так писал в 1646 году мореплаватель Колобов, первым из русских, побывавший там.

Коренным населением Японии были Айны, которые появились на островах около 13 тыс. лет назад.

В IV-I веках до н.э. на земли айнов стали вторгаться мигранты - племена, хлынувшие в это время с Корейского полуострова на восток, которым позднее суждено было стать основой японской нации.

Многие века айны ожесточённо сопротивлялись натиску и, порой, весьма успешно. Приблизительно в VII в. н.э. на несколько столетий установился рубеж между двумя народами. На этой пограничной черте были не только военные битвы. Шла торговля, вёлся интенсивный культурный обмен. Случалось, родовитые айны влияли на политику японских феодалов…

Культура японцев существенно обогатилась за счёт своего северного противника. Традиционная религия японцев - синтоизм - обнаруживает очевидные айнские корни; айнского происхождения ритуал харакири и комплекс воинской доблести «бусидо». Представители привилегированного сословия самураев в Японии являются на самом деле потомками айнов (а нам везде показывают самураев исключительно монголоидного типа.
Поэтому неудивительно, что наибольшее распространение свастика получила в японской геральдике. Её изображение является моном (гербом) многих самурайских родов - Цугару, Хатисука, Хасекура и других.

Вместе с тем, айнов постигла ужасная судьба. Начиная с XVII века, они подвергались беспощадному геноциду и принудительной ассимиляции, и вскоре стали национальным меньшинством в Японии. В настоящее время в мире насчитывается всего лишь 30 000 айнов.

«…Покорение огромного Хонсю продвигалось медленно. Ещё в начале VIII века нашей эры айны удерживали за собой всю его северную часть. Военное счастье переходило из рук в руки. А затем японцы стали подкупать айнских вождей, награждать их придворными титулами, переселять целые деревни айнов с захваченных территорий на юг, а на освободившемся месте создавать свои поселения. Мало того, видя, что армия не в силах удержать захваченные земли, японские правители решились на очень рискованный шаг: вооружили уходивших на север переселенцев. Так было положено начало служилому дворянству Японии - самураям, переломившим ход войны и оказавшим огромное влияние на историю своей страны. Однако XVIII век ещё застаёт на севере Хонсю небольшие деревушки неполностью ассимилированных айнов. Большинство же коренных островитян частью погибли, а частью успели ещё раньше перебраться через Сангарский пролив к своим соплеменникам на Хоккайдо - второй по величине, самый северный и самый малозаселённый остров современной Японии.

До конца XVIII века Хоккайдо (в то время его называли Эдзо, или Эзо, то есть "дикий", "земля варваров") не слишком интересовал японских правителей. Написанная в начале XVIII века "Дайннипонси" ("История Великой Японии"), состоящая из 397 томов, упоминает об Эдзо в разделе, посвящённом иностранным государствам. Хотя уже в середине XV века даймё (крупный феодал) Такэда Нобухиро решил на свой страх и риск потеснить айнов южного Хоккайдо и построил там первое постоянное японское поселение. С тех пор иностранцы иногда называли остров Эдзо иначе: Матмай (Матс-май) по имени основанного Нобухиро Мацумаэского клана.

Новые земли приходилось брать с боем. Айны оказывали упорное сопротивление. Народная память сохранила имена наиболее мужественных защитников родной земли. Один из таких героев Сякусяин, который возглавил восстание айнов в августе 1669 года. Старый вождь повёл за собой несколько айнских племён. За одну ночь были захвачены 30 прибывших из Хонсю торговых кораблей, затем пала крепость на реке Кун-нуи-гава. Сторонники дома Мацумаэ едва успели спрятаться в укреплённом городке. Ещё немного и…

Но посланное осаждённым подкрепление успело вовремя. Бывшие хозяева острова отступили за Кун-нуи-гава. Решающее сражение началось в 6 часов утра. Закованные в латы японские воины с усмешкой смотрели на бегущую в атаку толпу необученных регулярному строю охотников. Когда-то эти орущие бородачи в доспехах и шапках из деревянных пластин были грозной силой. А теперь кого испугает блеск наконечников их копий? Падавшим на излёте стрелам ответили пушки…

Уцелевшие айны бежали в горы. Ещё месяц продолжались схватки. Решив поторопить события, японцы заманили Сякусяина вместе с другими айнскими военачальниками на переговоры и убили. Сопротивление было сломлено. Из свободных людей, живших по своим обычаям и законам, все они, от мала до велика, превратились в подневольных работников клана Мацумаэ. Установившиеся в то время отношения между победителями и побеждёнными описаны в дневнике путешественника Екои:

"…Переводчики и надсмотрщики совершали много дурных и подлых дел: они жестоко обращались со стариками и детьми, насиловали женщин.

Поэтому многие айны убегали к своим соплеменникам на Сахалин, южные и северные Курилы. Там они чувствовали себя в относительной безопасности - ведь здесь японцев ещё не было. Косвенное подтверждение тому мы находим в первом известном историкам описании Курильской гряды. Автор этого документа - казак Иван Козыревский. Он побывал в 1711 и 1713 годах на севере гряды и расспросил её жителей о всей цепочке островов, вплоть до Матмая (Хоккайдо). На этот остров русские впервые высадились в 1739 году. Жившие там айны рассказывали руководителю экспедиции Мартыну Шпанбергу, что на Курильских островах "…людей множество, и никому те острова не подвластны".

В 1777 году иркутский торговец Дмитрий Шебалин смог привести в русское подданство полторы тысячи айнов на Итурупе, Кунашире и даже на Хоккайдо. Айны получали от русских прочные рыболовные снасти, железо, коров, а со временем - и арендную плату за право охотиться возле их берегов.

Несмотря на самоуправство некоторых купцов и казаков, айны (в том числе и эдзоские) искали у России защиты от японцев. Возможно, бородатые большеглазые айны увидели в пришедших к ним людях естественных союзников, столь резко отличавшихся от живших вокруг монголоидных племён и народов. Ведь внешнее сходство наших землепроходцев и айнов было просто поразительным. Оно обмануло даже японцев. В их первых сообщениях русские упоминаются как “рыжие айны”…»

30 апреля 1779 года Екатерина II издала указ «О невзимании никаких податей с приведенных в подданство айнов», в котором говорилось: «Никакого сбору с них не требовать, да и впредь обитающих тамо народов к тому не принуждать, но стараться дружелюбным обхождением и ласковостию для чаемой пользы в промыслах и торговле продолжать заведённое уже с ними знакомство».

В 1785 году до северных островов айну добрались японцы и принялись их истреблять. Жителям запретили торговать с русскими и уничтожили кресты и другие знаки, свидетельствующие о принадлежности островов к России.

Здесь Айны находились фактически на положении рабов. В японской системе «исправления нравов» полное бесправие айнов сочеталось с постоянным унижением их этнического достоинства. Мелочная, доведенная до абсурда регламентация жизни была направлена на то, чтобы парализовать волю айнов. Многие молодые айны изымались из своего традиционного окружения и направлялись японцами на различные работы, например, айны из центральных районов Хоккайдо посылались на работу на морские промыслы Кунашира и Итурупа (которые в то время также были колонизированы японцами), где жили в условиях неестественной скученности, не имея возможности поддерживать традиционный образ жизни.

Айнам устроили настоящий геноцид. Все это привело к новым вооруженным выступлениям: восстанию на Кунашире в 1789. Ход событий был такой: японский промышленник Хидая пытается открыть на тогда ещё независимом айнском Кунашире свои фактории, вождь Кунашира — Тукиноэ не разрешает ему сделать это, захватывает все товары, привезенные японцами, и отправляет японцев обратно в Мацумаэ, в ответ на это японцы объявляют экономические санкции против Кунашира, и после 8 лет блокады Тукиноэ позволяет Хидая открыть несколько факторий на острове, население немедленно попадает в кабалу к японцам, через некоторое время айны под предводительством Тукиноэ и Икитои поднимают восстание против японцев и очень быстро одерживают верх, но несколько японцев спасается, добирается до столицы Мацумаэ и клан Мацумаэ посылает войска для подавления мятежа.

В 1807 году к Итурупу двинулась экспедиция русских. «Долг призывал нас, - писал капитан Хвостов, - освободить островитян [айнов] от тиранства японцев». Японский гарнизон на Итурупе, увидев русские корабли, бежал вглубь острова. Айнам было объявлено "об изгнании японцев, поскольку Итуруп принадлежит России".

В 1845 году Япония в одностороннем порядке провозгласила суверенитет над всем Сахалином и Курильскими островами. Это вызвало негативную реакцию со стороны Николая I. Однако начавшаяся в 1853 году Крымская война вынудила Российскую империю пойти навстречу Японии.

7 февраля 1855 года Япония и Россия подписали первый русско-японский договор — Симодский трактат о торговле и границах. Документ устанавливал границу стран между островами Итуруп и Уруп.

Курильские айны более тяготели к русским, нежели к японцам: многие из них владели русским языком и были православными. Причина подобного положения вещей заключалась в том, что русские колониальные порядки, несмотря на многие злоупотребления сборщиков ясака и вооруженные конфликты, спровоцированные казаками, были куда мягче японских. Айны не вырывались из своей традиционной среды, их не заставляли радикально менять образ жизни, не низводили до положения рабов. Они жили там же, где жили и до прихода русских и занимались теми же самыми занятиями.

Однако северокурильские айны не решились расстаться со своей родиной и уйти к русским. И тогда их постигла самая тяжкая участь: японцы перевезли всех Северокурильских айнов на остров Шикотан, отняли у них все орудия лова и лодки, запретили выходить в море без разрешения; вместо этого айны привлекались на различные работы, за которые получали рис, овощи, немного рыбы и сакэ, что абсолютно не соответствовало традиционному рациону Северокурильских айнов, который состоял из мяса морских животных и рыбы. Кроме того, курильские айну оказались на Шикотане в условиях неестественной скученности, в то время как характерной этноэкологической чертой курильских айнов было расселение мелкими группами, причем многие острова оставались вообще незаселенными и использовались айнами как охотничьи угодья щадящего режима. Нужно также учитывать, что на Шикотане жило много японцев.

Очень многие айны умерли в первый же год. Разрушение традиционного уклада Курильских айну привело к тому, что большинство жителей резервации ушли из жизни. Однако об ужасной участи Курильских айнов очень скоро стало известно японской и зарубежной общественности. Резервацию ликвидировали. Уцелевшую горстку — не более 20 человек, больных и обнищавших, — вывезли на Хоккайдо. В 70-е годы имелись данные о 17 курильских айнах, однако, сколько из них являлись выходцами с Шикотана — неясно.

Айны – загадочное племя, живущее на севере Японии. Внешность айнов достаточно необычна: они имеют черты европеоидов: необыкновенно густой волосяной покров, широкие глаза, светлую кожу. Их существование как бы отрицает привычные представления о схемах культурного развития наций.

Русские землепроходцы - казаки, покоряя Сибирь, добрались до Дальнего Востока. Им пришлось при этом отмахать не одну тысячу верст. За Уралом они сталкивались в основном с монголоидными племенами. Но люди, которые встретили их у океана, вызвали изумление у путешественников. Вот что писал есаул Иван Козырев о первой встрече: «Навстречу высыпало человек полсотни, одетых в шкуры. Смотрели без испуга и были облика необыкновенного - волосатые, длиннобородые, но с белыми лицами и не раскосые, как якуты и камчадалы». Можно сказать, что они были похожи на кого угодно: мужиков юга России, жителей Кавказа, Персии или Индии, даже цыган - только не монголоидов. Эти необычные люди называли себя айнами, что значит «настоящий человек», но казаки окрестили их курилами, прибавив эпитет - «мохнатые». Впоследствии казаки встречали курилов по всему Дальнему Востоку- на Сахалине, юге Камчатки, Приамурье. В настоящее время «мохнатых» людей осталось 30 000 человек, и они живут только в Японии (25 тыс. – на Хоккайдо). В других источниках озвучивается цифра в 50 тыс. человек, но сюда входят метисы первого поколения с примесью айнской крови, их 150 000. Ученые до сих пор спорят о происхождении айнов. Часть исследователей считают, что эти люди родственны индоевропейцам. Другие придерживаются мнения, что они пришли с юга, то есть имеют австронезийские корни. Сами же японцы уверены, что айны родственны палеоазиатским народностям и пришли на Японские острова из Сибири. Кроме того, в последнее время появились предположения о том, что они – родственники Мяо-яо, живущих в Южном Китае. Такая несовместимость теорий о происхождении этой народности вызывается и загадочной культурой, элементы которой могут вызвать шок у любого цивилизованного человека. Например, культ медведя. У айнов этот культ имел резкие отличия от ему подобных на территории Европы и Азии. Только они вскармливали жертвенного медвежонка грудью женщины-кормилицы! Язык айнов - также загадка (он имеет латинские, славянские, англо-германские и даже санскритские корни). Этнографы также бьются над вопросом - откуда в этих суровых землях появились люди, носящие распашной (южный) тип одежды. Их национальная повседневная одежда - платья-халаты, украшенные традиционным орнаментом, праздничная – белого цвета, материал сделан из волокон крапивы. Русских путешественников также поразило, что летом айны носили набедренную повязку. Охотники и рыболовы, айны создали необычную и богатую культуру (дземон), которая характерна лишь для народностей с очень высоким уровнем развития. Например, у них есть деревянные изделия с необыкновенными спиральными орнаментами и резьбой, удивительной по красоте и выдумке. Древние айны создавали необыкновенную керамику без гончарного круга, украшая ее причудливым веревочным орнаментом. Также этот народ поражает талантливым фольклорным наследием: песнями, танцами и сказаниями. Доподлинно известно, что айны пришли на японские острова 13 000 лет назад. Они занимались собирательством, рыболовством и охотой, и жили небольшими удаленными друга от друга группами вдоль рек на островах архипелага. Но вскоре их идеалистической жизни на архипелаге помешали мигранты из Юго-Восточной Азии и Китая, которые практиковали рисоводство и скотоводство, проживая компактно. Образовав государство Ямато, они стали угрожать нормальному существованию айнов. Поэтому часть из них двинулась на Сахалин, нижний Амур, Приморье и Курильские острова. Оставшиеся айны начали эпоху постоянных войн с государством Ямато, длившуюся около двух тысяч лет. Вот как айны охарактеризованы в японской хронике тех лет: «…Мужчины и женщины совокуплялись абсолютно беспорядочно, кто являлся отцом, а кто сыном – не имело значения. Зимой все жили в пещерах, а летом в гнездах, оборудованных на деревьях. Эти люди носили звериные шкуры, пили сырую кровь. В горы они поднимались как птицы, а по траве бежали, как дикие звери. Добра никогда не помнили, но, если их обидеть – обязательно отомстят…». Что и говорить, «добрая» характеристика. Скорее всего, часть этого описания японцы позаимствовали из хроник древнего Китая. Но это описание показывает, какой силы достигло противостояние народов. Сохранилась также запись японского хрониста, сделанная в 712 году: «Когда наши возвышенные предки спустились на корабле с неба, на этом острове (Хонсю) они застали несколько диких народов, среди них самыми дикими были айны». Но японцы в военном отношении довольно долго уступали дикарям - айнам. В результате этих войн у японцев появилась даже особая культура – самурайство, которая имеет много айнских элементов. А одни из самурайских кланов, по своему происхождению, считаются айнскими. Например, айнский воин имел два длинных ножа. Первый был ритуальным - для совершения обряда самоубийства, которое потом переняли японцы, назвав «харакири» или «сеппуку». Известно также, что айнам шлемы заменяли густые длинные волосы, которые сбивались в колтун.
Японцы боялись открытого боя с айнами и признавали, что один воин – айн стоит ста японцев. Существовало поверье, что особо умелые воины-айны могли напускать туман, чтобы скрыться незаметно для врагов. Впрочем, японцам все же удалось завоевать и вытеснить айнов хитростью и предательством. Но для этого потребовалось 2 тысячи лет. Совсем иначе об айнах отзывались русские и голландские путешественники. По их свидетельствам, это очень добрые, приветливые и открытые люди. Даже европейцы, посещавшие в разные годы острова, отмечали характерную для айнов галантность манер, простоту и искренность. Возможно, именно добродушие и открытость не позволили айнам противостоять пагубному влиянию других народностей. Курильские айны оказались стерты с лица Земли. Ныне айны проживают в нескольких резервациях на юге и юго-востоке Хоккайдо и практически ассимилировались с японцами. Их культура уходит в небытие вместе со своими тайнами.

В пылу непрекращающегося спора между Россией и Японией за право обладания Курильскими островами как-то забывается, что истинными хозяевами этих земель являются айны Немногие знают, что этот загадочный народ создал одну из самых древних в нашем мире культур. Как утверждают некоторые ученые, культура айнов древнее египетской. Среднему обывателю известно, что айны являются притесняемым меньшинством Японии. Но мало кому известно, что айны есть и в России, где они также не чувствуют себя уютно. Кто такие айны, что это за народ? В чем их отличие от других народов, кому они родственны на этой Земле по происхождению, культуре и языку.

Древнейшее население японского архипелага

Айны, или айну, означает буквально «человек». Названия многих других народов, таких как, например, «нанай», «манси», «хун», «нивх», «тюрк» также означают «человек», «люди», «народ». Айны это древнейшее население японских островов Хоккайдо и ряда ближайших островов. Некогда они жили и на землях, принадлежащих ныне России: в низовьях Амура, т.е. на материке, на юге Камчатки, на Сахалине и на Курилах. В настоящее время айны остались в основном только в Японии, где их по официальной статистике около 25 000 человек, а по неофициальным данным более 200 000. Там они в основном заняты в туристском бизнесе, обслуживая, развлекая туристов, жаждущих экзотики. В России по итогам переписи 2010 г. было отмечено лишь 109 айнов, из них 94 айна в Камчатском крае.

Загадки происхождения

Европейцы, столкнувшиеся с айнами в XVII в., были удивлены их внешностью. В отличие от азиатов-монголоидов, т.е. с монгольской складкой века, редкими волосами на лице, айны были очень «волосаты и косматы», имели густые чёрные волосы, большие бороды, высокие, но широкие носы. Их австралоидные черты лица по ряду признаков были схожи с европейскими. Несмотря на жизнь в умеренном климате, летом айны носили набедренные повязки, как экваториальные южане. Существующие гипотезы ученых о происхождении айнов в целом могут быть объединены в три группы.

Айны родственны индоевропейцам/кавкасионной расе - этой теории придерживались Дж. Бэчелор, С. Мураяма и др. Но последние исследования ДНК решительно сняли эту концепцию с повестки дня ученых. Они показали, что никакого генетического сходства с индоевропейцами и кавказскими популяциями у айнов не обнаружено. Разве что «волосатое» сходство с армянами: мировой максимум волосатости у армян и айн – под 6 баллов. Сравнить фото – очень похожи. Мировой же минимум роста бороды и усов, к слову, принадлежит нивхам. Кроме того, армян и айну сближает другая внешняя схожесть: созвучие этнонимов Ай – Айн (армяне – Ай, Армения - Айастан).

Айны родственны австронезийцам и пришли на Японские острова с юга - эта теория выдвинута советской этнографией (автор Л.Я. Штернберг). Но и эта теория не нашла подтверждения, ибо ныне ясно доказано, что культура айнов в Японии намного древнее культуры австронезийцев. Тем не менее, вторая часть гипотезы – о южном этногенезе айнов – устояла благодаря тому, что последние лингвистические, генетические и этнографические данные позволяют предполагать, что айны вполне могут быть дальними родственниками народа мяо-яо, живущего в Юго-Восточной Азии и Южном Китае.

Айны родственны палеоазиатским народностям и пришли на Японские острова с севера и/или из Сибири - такой точки зрения придерживаются, в основном, японские антропологи. Как известно, теория происхождения самих японцев также отталкивается от материка, от тунгусо-манчжурских племён алтайской семьи Южной Сибири. «Палеоазиатские» означает «древнейшие азиатские». Термин этот предложил русский исследователь народов Дальнего Востока академик Л. И. Шренк. В 1883 г. в монографии «Об инородцах Амурского края» Шренк изложил интересную гипотезу: когда-то в древности почти вся Азия была населена народами, отличавшимися от представителей монголоидной расы (монголов, тюрков и др.) и говорившими на своих особых языках.

Затем палеоазиаты были вытеснены азиатами-монголоидами. И только на Крайнем Востоке и Северо-Востоке Азии остались потомки палеоазиатов: юкагиры Колымы, чукчи Чукотки, коряки и ительмены Камчатки, нивхи в устье Амура и на Сахалине, айны на севере Японии и на Сахалине, эскимосы и алеуты Командор и Алеут и других областей Арктики. Японцы считают айну метисами австралоидов и палеоазиатов.

Древние насельники Японии

По основным антропологическим признакам айны очень сильно отличаются от японцев, корейцев, китайцев, монголов-бурят-калмыков, нивхов-камчадалов-ительменов, полинезийцев, индонезийцев, аборигенов Австралии и, в целом, Дальнего Востока. Известно также и то, что айны близки только к людям эпохи Дзёмон, которые являются непосредственными предками айнов. Хотя неизвестно, откуда айны пришли на Японские острова, но доказано, что в эпоху Дзёмон айны населяли все Японские острова - от Рюкю до Хоккайдо, а также южную половину Сахалина, южную треть Камчатки и Курильские острова.

Это доказали археологические раскопки и айнские названия мест: Цусима - «далекий», Фудзи - божество очага у айн, Цукуба (ту ку па) - «голова двух луков», Яматай - «место, где море рассекает сушу», Парамушир – «широкий остров», Уруп - лосось, Итуруп - медуза, Сахалин (Сахарэн) – волнообразная земля по-айнски. Установлено также, что на японских островах айны появились около 13 тысяч лет до н.э. и создали весьма высокоразвитую неолитическую культуру Дзёмон (12-3 тыс. лет до н.э.). Так, керамика айну считается самой древней в мире – 12 тысяч лет.

Некоторые полагают, что легендарное государство Яматай китайских хроник и есть древнеайнское государство. Но айны бесписьменный народ, их культура – это культура охотников, рыболовов и собирателей первобытного строя, живших дисперсно маленькими поселениями на большом удалении друг от друга, не знавших земледелия и скотоводства, правда, имевших уже лук и керамику. Они практически не занимались земледелием и кочевым скотоводством. Айны создали удивительную систему жизнедеятельности: чтобы сохранить гармонию, равновесие в природной среде, они регулировали рождаемость, не допуская демографических взрывов.

Благодаря этому они никогда не создавали крупных сел, и основными их единицами были маленькие поселения (по-айнски - утар/утари - «люди, живущие в одном месте у одной реки»). Им, собирателям, рыболовам и охотникам, для выживания была необходима весьма большая территория, поэтому маленькие села неолитических первобытных айнов были далеко удалены друг от друга. Такой тип хозяйства ещё в древнее время вынудил айнов расселиться разбросанно.

Айны как объект колонизации

С середины эпохи Дзёмон (8-7 тыс. лет до н.э.) на японские острова начинают прибывать группы из юго-восточной Азии, говорившие на австронезийских языках. Затем к ним присоединились колонисты из южного Китая, принесшие культуру земледелия, прежде всего, рис – весьма продуктивную культуру, позволяющую жить очень большому количеству людей на малой территории. В конце Дзёмон (3 тыс. до н.э.) на Японские острова прибывают уже алтаеязычные скотоводы, которые дали начало корейским и японским этносам. Сложившееся государство Ямато теснит айнов, Известно, что и Яматай, и Ямато рассматривали айнов как дикарей, варваров. Трагическая борьба айнов за выживание шла 1500 лет. Айны вынуждены были мигрировать на Сахалин, Амур, Приморье и Курилы.


Айны – первые самураи

В военном отношении японцы очень долго уступали айнам. Путешественники XVII-XIX вв. отмечали потрясающую скромность, тактичность и честность айнов. И.Ф. Крузенштерн писал: «Народ айну – кроткий, скромный, доверчивый, вежливый, уважающий собственность... бескорыстие, откровенность – их обычные качества. Они правдивы и не терпят обмана». Но эта характеристика дана айнам тогда, когда они потеряли всякий боевой дух после всего лишь трех веков русской колонизации. Между тем, айны в прошлом были весьма воинственным народом. 1,5-2 тысячи лет они героически боролись за свободу и независимость свой родины – Эдзо (Хоккайдо).

Их воинские отряды возглавляли вожди, в мирное время бывшие главами сел - "утар". Утар имел полувоенную организацию, как у казаков. Из оружий айны любили мечи и луки. В бою они использовали как бронебойные стрелы, так и наконечники с шипами (для лучшего прорезания доспехов или застревания стрелы в теле). Были и наконечники Z-образного сечения, видимо, перенятые у маньчжуров/джурдженей. Японцы переняли у воинственных, а потому непобедимых, айнов искусство боя, кодекс чести самурая, культ меча, ритуал харакири. Мечи у айнов были короткие, 50 см длиной, перенятые у тонци, тоже воинственных аборигенов Сахалина, покоренных айнами. Айнский воин – джангин – лихо дрался двумя мечами, не признавая щитов. Интересно, что кроме мечей, айны носили на правом бедре два кинжала ("чейки-макири" и "са-макири"). Чейки-макири был ритуальным ножом для изготовления священных стружек "инау" и совершения обряда ритуального самоубийства – харакири. Японцы, лишь переняв у айнов многие приёмы войны и дух воина, изобретя, наконец, пушки, переломили ситуацию и установили свое господство.

О том, что японское господство в Эдзо (Хоккайдо), несмотря на несправедливость любого колониального управления, всё же не было столь диким и жестоким, как на северных островах, подвластных России, отмечают почти все исследователи, в том числе русские, указывая на волны бегств айнов с Сахалина, Курил и других земель России в Японию, на Хоккайдо-Эдзо.

Айны в России

Миграции айнов на данные территории начались, по некоторым данным, в XIII в. Как они жили до прихода русских – вопрос практически не исследованный. Русская колонизация айнов ничем не отличалась от сибирской конкисты: погром, покорение, обложение ясаком. Однотипными были и злоупотребления: многократное наложение и выбивание ясака все новыми отрядами казаков и так далее. Айны, гордый народ, наотрез отказывались платить ясак и принимать русское подданство. К концу XVIII в. ожесточенное сопротивление айнов было сломлено.

Врач Добротворский писал, что в середине XIX в. в Южном Сахалине у бухты Буссе было 8 больших поселений айнов, по 200 человек в каждом минимум. Через 25 лет не было ни одного села. Такой исход был не редок в русском ареале айнских селений. Причины исчезновения Добротворский видел в опустошительных войнах, незначительной рождаемости «из-за неплодовитости айнок» и в болезнях: сифилис, цинга, оспа, «косивших» именно малые народы. При Советской власти айну подверглись политическим преследованиям – до и после войны они объявлялись «японскими шпионами». Самые «умные» айны переписывались в нивхов. Тем не менее, их ловили, переселяли на Командоры и другие места, где они ассимилировались, например, с алеутами и другими народами.

«В настоящее время айно, обыкновенно без шапки, босой и в портах, подсученных выше колен, встречаясь с вами по дороге, делает вам реверанс и при этом взглядывает ласково, но грустно и болезненно, как неудачник, и как будто хочет извиниться, что борода у него выросла большая, а он все еще не сделал себе карьеры», - так с великой горечью писал гуманист А.П. Чехов в своем «Острове Сахалин». Ныне в России айнов осталось 109 чел. Из них чистокровных – практически нет. Чехов, Крузенштерн, да и польский ссыльный Бронислав Пилсудский, добровольный этнограф и патриот айну и других малых народов края, вот малая горсточка тех, кто поднимал голос в защиту этого народа в России.

Айны в Японии

В Японии, по неофициальным данным, 200 000 айну. 6 июня 2008 г. японский парламент признал айну отдельным национальным меньшинством. Теперь здесь проводятся разные мероприятия, оказывается государственная помощь этому народу. Жизнь айнов в материальном отношении практически ничем не отличается от жизни японцев. Но оригинальная культура айнов практически служит лишь туризму и, можно сказать, выступает в роли своеобразного этнотеатра. Японцы и сами айны эксплуатируют этноэкзотику на потребу туристам. Есть ли у них будущее, если нет языка, древнего, гортанного, но родного, тысячелетнего, и если утерян дух? Некогда воинственный и гордый. Единый язык как код нации, и гордый дух самодостаточных единоплеменников, - вот два фундаментальных базиса нации-народа, два крыла, поднимающих в полет.


Top