За селом на рассвете где колышется рожь. Николай якунин

Разделы: Внеклассная работа , Классное руководство

“Нам Родину завещано любить


Цель: способствование формированию взглядов и убеждений, соответствующих патриотической личности.

Данное мероприятие рассчитано на решение следующих задач коллектива :

  1. Усиление патриотических качеств личности.
  2. Расширение кругозора учащихся
  3. Создание условий для анализа и синтеза ситуации с опорой на личный жизненный опыт.
  4. Повышение интереса к истории Отечества
  5. Развитие эмоциональной сферы.

Форма проведения классного часа – беседа.

Основной вид деятельности на мероприятии – общение через диалог и полилог с учащимися, монолог учителя.

Техническое оборудование: медиапроектор, компьютер.

Аудиовизуальное сопровождение: фрагмент из мультфильма “Князь Владимир” (1:12:16); муз. фрагмент из песни гр. Любэ “Русские”, презентация <Приложение 1 >.

Оформление: столы расставлены полукругом, на экран проецируется пейзаж просторов России. (Слайд № 1)

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя: Добрый день, ребята. На сегодняшней встрече нам с вами предстоит обсудить один из важных, на мой взгляд, вопросов.

Упражнение “Салфетка”.

Инструкция: На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось.

Учитель: Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Как вы думаете, почему мы получили такой результат?

Дети отвечают.

Учитель:

Каждый человек уникален, он обладает только ему присущими качествами. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет.

Как вы считаете, что может объединять нас с вами?

Дети называют.

Учитель:

Да, все мы – жители замечательной, богатой страны. Наша Родина – Россия. (Слайд № 2 с географической картой России, слайд № 3). Россия, Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые дорогие слова для русского человека (слова сопровождаются слайдами № 4–11 с видами природы России). Русь – “голубая” и “златая”, “деревянная” и “полевая”, “задремавшая” и “буйственная”. Это “край дождей и непогоды” и край “разливов грозных тихих внешних сил”.

Учитель читает стихотворение “За селом на рассвете…”, которое сопровождается показом слайдов № 12–14.

За селом, на рассвете, где светло от берёз,
Я спросил у России: “Где ты силы берёшь?”
Где берёшь ты отвагу и свою красоту?
Соловьиные зори, синих рек чистоту?
За селом, на рассвете, где колышется рожь,
Я спросил у России: “Где ты счастье берёшь?”
“Где берёшь ты улыбку и спокойную грусть,
Расскажи мне, поведай, солнцеликая Русь!”

И мне бы хотелось наш сегодняшнюю беседу назвать “Мы – русичи, мы – россияне” (слайд № 15 с темой классного часа) .

Звучит музыка из мультфильма, на её фоне читаются слова эпиграфа: (слайд № 16).

“Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться”. (Слайд № 17).

Великий художник Васнецов писал: “Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории”. На протяжении всех лет существования нашей страны зарубежные деятели различных областей называли в своих выступлениях и публикациях, Россию великой страной.

Как вы считаете, а что создаёт величие нашего государства?

Дети называют.

Учитель: Главным богатством нашей страны является её народ, со своими традициями и чертами русского человека. Многие наши соотечественники по праву пользуются мировой славой во всём мире. Вот некоторые имена: Пётр I и А. С. Пушкин, Д. И. Менделеев и Н. И. Пирогов, Гагарин и Калашников, Третьяк и Фетисов, Шукшин и Плисецкая, Сахаров и Солженицын (фото известных деятелей на слайдах № 18–23). Многие поэты прославляли наше Отечество через свои произведения. Вот как говорил М. В. Ломоносов:(слайд № 24).

О ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.

Давайте прочтём отрывки из некоторых произведений.

Дети читают.

Так уж повелось, что всех людей, проживающих на территории нашей страны, называют русскими, независимо от их национальной принадлежности.

Что же отличает русского человека. Давайте попытаемся назвать несколько черт, присущих именно русского человека.

Дети называют, один из них записывает качества на доске.

Среди названных нами характеристик присутствуют и положительные черты и отрицательные. Несмотря на наличие отрицательных качеств, в годины тяжёлых испытаний для страны русский народ находил в себе силы, чтобы справиться с ними. Всегда русские люди были верны своей Родине. (Слайд № 25)

А какие испытания выпадали на долю нашей страны?

Любэ “Русские” муз. фрагмент.

Дети называют.

Какое испытание можно назвать самым трудным, даже самым трагическим?

Это не только гражданская война 1918 года, но и другие военные конфликты, в которых по разные стороны линии фронта находятся жители одного государства. Как вы думаете, почему это стало возможным?

Дети называют.

Не всякая идея способствует объединению всей нации, всего народа. Различие в убеждениях и отличие точек зрения на различные вопросы и ситуации зачастую становится причиной не просто разногласий между двумя людьми или небольшими группами, но и способно спровоцировать военные конфликты.

При принятии решения по вопросам, затрагивающим интересы нации и народа, нужно идти ни к разделению взглядов, а к объединению, искать точки соприкосновения.

Что же может способствовать объединению людей? На какие важные ценности мы должны опираться?

Любовь к ближнему, любовь к семье, к своей истории, к своим корням. Любовь между детьми и родителями, между юношей и девушкой. Любовь к своей Родине!

Фрагмент мультфильма “Князь Владимир” (1:12:16).

Клубок – рефлексия. Каждый из нас шёл на эту встречу с определёнными ожиданиями. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас озвучили, оправдались ли ваши ожидания. С какими чувствами вы покинете этот кабинет через несколько минут? Когда клубок попадёт к вам в руки, оберните виток ниткой у указательного пальца своей руки.

Дети называют свои ощущения и чувства, постепенно клубок проходит каждого из ребят и возвращается в руки учителя..

Учитель: Общение с вами было очень плодотворным и приятным. Чтобы сохранить наглядную память о нашей встрече, я хочу унести с собой этот круг. Который связал нас в единое целое. (сворачивает нитку и помещает в красивую коробочку).

Желаю Вам лёгкой дороги и исполнения желаний.

Мухтар Ауэзов. «Серый Лютый».

Художник А. Лурье.

К. А. Федину

Выезжаем из города на рассвете. Внизу, над рекою, стелется молочно-белый туман. Из серебристого моря тумана, точно видение, поднимаются стены городского собора, темнеют крыши домов. Далеко-далеко за рекою, из тумана, как в стародавние времена, слышится рожок пастуха.

Что-то древнее, призрачное во всем этом! Мы проезжаем мост, пустую базарную площадь, сворачиваем на большой тракт. Солнце встает над лугами. В клочьях поднявшегося тумана дымится лента реки; в заросших осокой, невыкошенных низинах без устали дерут коростели. Седые от утренней росы, у самой дороги лежат высокие, густые валы свежего сена. Там и там, в просторах заливных лугов, молнией вспыхнет в луче восходящего солнца и вдруг погаснет стальное лезвие косы. С лугов тянет туманом, медовым запахом трав. Под крутым берегом реки, отразившись в зеркале воды, пролетел лазурный зимородок - наша райская птица.

Тишина, утро, простор. Мы выезжаем на большак - широкую, бойкую дорогу, обсаженную старыми развесистыми березами, покрытыми потрескавшейся корою. Мало осталось этих древних берез - они дряхлы, дуплисты и, кажется, спят непробудным сном, до самой земли опустив свои плакучие ветви.

Еще стоят кое-где вдоль дороги похинувшиеся деревянные крестики, заросшие высокой муравою. По народному обычаю, отмечали на Смоленщине такими придорожными крестиками памятные места, где нежданная смерть застигала прохожего или проезжего человека. Сколько страшных рассказов слышал я в детстве об убиенных и умерших в пути, опившихся, сраженных грозою, утопших! Тревожное чувство вызывали эти немые памятники печальных событий. Помню, как набожно крестилась мать, как торопили мы, бывало, лошадей, минуя место, овеянное памятью давней трагической кончины…

Вот на перекрестке дорог высится знакомый тесаный камень. По рассказам стариков, некогда здесь стоял веселый кабак; гремя бубенцами, сюда подкатывали ямщицкие и помещичьи тройки, у изгрызенной коновязи, прикрытые армяками, дремали лохматые лошаденки возвращавшихся из города загулявших мужичков. По старинному обычаю, вместо писаной вывески над крышею кабака висела «ведьмина метла» - густая еловая ветка, служившая призывным маяком для проезжих и прохожих гуляк.

Дорога бежит, извивается, пропадает в кудрявых березовых рощах, исчезает в заросших ольшаником глубоких оврагах и рвах, темнеет весенними промоинами, краснеет размытой глиной. Вокруг - холмы, поля, колышется и дымит рожь, нежно зеленеют овсы, туманятся луга. Солнце светит весело и ярко; пухлые, белые, чуть золотистые облака плывут по синему летнему небу, а по холмам за рекою, по сизым хлебам, скользят их лиловые тени… Чернеют соломенными старыми крышами деревни, синевеют за рекою нетронутые леса; зеленым островком кажется деревенское старое кладбище с высокими соснами, с покосившимися крестиками на могилах, с островерхой крышей кладбищенской часовни - каплицы. От кладбища не спеша идет человек в подпоясанной ремешком рубахе; босые, серые от пыли ноги мягко ступают по гладкой, горячей от солнца дороге, стариковские зоркие глаза глядят на нас с любопытством…

Мы едем не торопясь, иногда идем пешком на подъемах. Ямщик идет рядом с дугою, бодро пощелкивая кнутовищем по пыльным солдатским сапогам. Бронзово-черный затылок его оброс курчавыми волосами; на выцветшем сукне старой солдатской гимнастерки налипли слепни. Слепни жадно вьются над потной спиной лошади, липнут на холку, на грудь. Скаля зубы, ямщик давит их рукою, вытирая о колени испачканную кровью грязную мозолистую ладонь.

День занимается ясный, паркий, высоко стоит солнце. По макушкам берез нет-нет прошумит и затихнет полуденный теплый ветерок. Он колышет ветви берез, наносит с полей запах трав и хлебов. В рощах пахнет сыростью, грибами, кое-где под деревьями еще лежит роса. Повиснув в знойном воздухе, плещется над межою крыльями длиннохвостая пустельга…

Я смотрю на поля, на деревья, на недвижно повисшую в воздухе освещенную солнцем пустельгу. Сколько картин, событий, забытых судеб, историй воскрешают эти знакомые с детства места, дороги! Вот здесь, над рекою, стоял против церкви большой, с пустыми зарадужелыми окнами, нежилой дом дворян Пенских, и мне опоминаются слышанные некогда рассказы о грозной барыне Пенчихе, беспощадно поровшей дворовых девок и баб, о полусумасшедшем карлике-барине, ходившем молиться в поле под старый дуб (развесистый дуб этот показывали мне в детстве). Далеким, почти сказочным показывается и недавнее прошлое: волостное правление на краю села, казенка, окруженная шумливыми хмельными мужиками, чернобородый старшина Фетисыч с заплывшими аленькими глазками, чахоточный длинношеий писарь… Далеким прошлым кажутся эти отжитые времена.

Стерт с лица земли, по бревнышкам разнесен дом дворян Пенских; сожжено, головешки не сыщешь, «волостное правление»; с землею сровняли мужики двор кузнечихи Марьи, в смутные годы укрывавшей у себя разбойников-бандитов… Осталась от прежнего высокая белая колокольня, да по-прежнему вьется- бежит среди зеленых лугов знакомая наезженная дорога.

Кормить останавливаемся в старинном Болдинском монастыре.

Проезжаем подмонастырную, богатую некогда деревню с высокими тесовыми крышами, резными нарядными крылечками, с затейливыми скворечнями на деревьях. Монастырь обнесен кирпичной оградой с бойницами, через которые - сказывают люди - некогда лазили по ночам гулять к солдаткам-бабам молодые монахи. Тяжелы, несокрушимы монастырские кованые ворота с тяжелым железным запором. Прославился монастырь веселыми вхождениями монахов, которых духовные власти ссылали на покаяние в эту глухую обитель. Теперь в монастыре - музей и хозяйственный склад, а на опустевшем монастырском дворе пробирается между камнями веселая зеленая мурава. Темная фигура единственного уцелевшего монаха-скопца, отрекшегося от своего сана и оставшегося жить при музее, испуганной птицей метнулась за углом каменного дома…

В опустелом монастыре задерживаемся недолго. Солнце уже высоко, поднимается над дорогою легкая пыль. Дороги здесь вьются вдоль реки перелесками, полями - уводят в синюю зыблющуюся даль.

Большая темная туча растет за рекою. Мы наблюдаем, как надвигается с запада страшная туча, как клубятся, сивой грядою бегут впереди нее грозные клокастые облака. Застывший воздух тяжел и недвижен. Как бы стараясь подчеркнуть наступившую предгрозовую тишину, наперебой изо всех сил стрекочут кузнечики; еще настойчивее липнут к усталой лошади злые слепни. Отсвет пробившегося сквозь облака солнца янтарными бликами ложится на лица. Внезапно налетевший вихрь вдруг поднимает с дороги, несет в глаза пыль, отчаянно треплет, заворачивает на деревьях листву, играет гривою лошади с завязшими в ней репьями. Все громче, все грознее приближаются громовые раскаты. Смутное чувство забытого детского страха возникает в душе.

Первые капли дождя, смешиваясь с пылью, грузно падают на дорогу, на пыльные крылья тележки. Подгоняя лошадь, мы едем, пока позволяет дождь, потом, торопливо привязав к изгороди лошадь, скрываемся в лес под деревья. Макушки деревьев грозно качаются над нами, уныло скрипят. Беспрерывно одна за другою полыхают молнии, громыхает гром, с треском обрушиваются близкие удары, после которых еще сильнее вдруг припускает дождь.

Пережидая грозу, мы сидим долго в лесу под деревьями, потом, мокрые почти до костей, по прибитой дождем траве выходим на залитую водой дорогу. Потемневшая от дождя лошадь радостным ржаньем приветствует нас. Далеко-далеко за полями поднимаются сизые клубы дыма. Это горит деревенский сарай, зажженный прокатившейся грозою. Грозная темная туча медленно уходит. Все реже и реже полощут

* * *
За селом на рассвете, где светло от берез,
Я спросил у России: «Где ты силы берешь?
Где берешь ты отвагу и свою красоту,
Соловьиные зори, синих рек чистоту?»

Там, где ясное небо, где колышется рожь,
Я спросил у России: «Где ты счастье берешь?
Где берешь ты улыбку, где спокойную грусть,
Расскажи мне, поведай, солнцеликая Русь?»

На меже у опушки, в голубой тишине
За селом на рассвете вдруг послышалось мне
В тихом шелесте нивы, в легком звоне ветвей:
- Да от наших любимых, дорогих матерей!

Я домой возвратился, и у мамы спросил:
- Где берешь ты, родная, столько жизненных сил,
Столько нежности, ласки, доброты и тепла,
Что от глаз твоих ясных вся Россия светла?

Призадумалась мама, поправляя платок
И ответила тихо: «У России, сынок…»

* * *
Других, не себя, милосердию учим,
В сердцах уличаем кого-то во зле,
А там, за туманом, за лесом дремучим,
Есть место святое на грешной земле.

Стучатся к нам в души то счастьем, то горем
Зимы кулаки и ладошки весны.
А там за туманом, за сказочным бором,
Есть место святое, где все мы равны.

В тиши той священной ни песни, ни крика,
Обманщик вдруг вздрогнет, замрет краснобай.
Стекает закатом в траву земляника,
И тянутся ветки деревьев к грибам.

В правах там равны и вдова, и невеста,
Наполнены гнезда там вечностью звезд.
На грешной земле есть священное место -
Священное место - крестьянский погост.

* * *
Ах, как бы я хотел весною
Тропинкой талой в звонкий день
Уйти куда-нибудь с тобою
От шумных сел и деревень.

Хотел бы все твои печали
Оставить где-то позади,
И, ничего не замечая,
Счастливым рядышком идти.

Не слышать шорохи и звуки,
Не видеть птиц и гнезд в кустах,
Твои доверчивые руки
Вдруг ощутить в своих руках.

И в белой роще незнакомой
В глаза родные посмотреть,
Забыть, что ждут нас где-то дома,
И ни о чем не сожалеть.

Осыпать прошлую тревогу
Росой в лесную благодать,
К твоим губам найти дорогу,
А все другие - потерять!…

* * *
Затерялся в репейнике след
Тот, что я здесь когда-то оставил.
Лишь струится над памятью свет:
Желтый лист на зеленой отаве.

Старый вяз, словно раненый зверь,
Шарит ветками в поисках детства.
Крепко заперта в прошлое дверь,
И не пустит никто обогреться.

Где-то трубит рассерженный лось,
Мышь шуршит в заколоченном доме.
Рыжий ветер, промокший насквозь,
Что-то ищет в холодной соломе.

В роднике загустевшую тушь
Не пригубят ни люди, ни кони.
Лишь на боль мою тянет из луж,
Как и встарь, подорожник ладони…

* * *
Ты для меня как заря и как тайна,
Годы искал, а вот встретил случайно,
Не затерялась ты в мире огромном -
Светлая лилия в омуте темном!
Не затерялась, не запропала,
А лепестки по воде расплескала.
Дни так длинны! А свиданья - коротки,
Мне до тебя - и ни вплавь, ни на лодке.
И надо мною кувшинки смеются,
Не донырнуть до тебя не коснуться.
Хочешь, в жару истеку я слезою,
Чтобы лишь вместе быть, рядом с тобою?
Хочешь, твоим стану стеблем и корнем,
Белая лилия в омуте черном?
Ива молчит, усмехается вереск,
Знают, ко мне ты не выйдешь на берег.
В темную глубь среди полдня заманишь,
Но лепестки мне свои не протянешь.
Сколько бродить мне напрасно влюбленным,
Светлая лилия в омуте черном?
Свет твой прохладный, мои неудачи
Осень погасит и в реченьке спрячет.

* * *
О, что за создания - русский народ!
В избе-развалюхе старушка живет.

В почете была. И была знаменита.
Теперь же соседями даже забыта.

Живет-доживает на старости дней
Без злобы на мир, без обид на людей.

Живет-доживает, как в сумерках серых, -
Ни к бывшей снохе и ни в дом престарелых.

Все было - прошло. Ни вдова. И ни мать.
«Зачем же я буду кого-то стеснять?»

Одна, как в пустыне, нища и убога,
Достатка, здоровья не просит у Бога.

Ночами стоит у лампады своей:
«О, Боже, пошли ты мне смерть поскорей!

О, Добрый Всевышний, я слезно молю,
Прими же Ты грешную душу мою…»

* * *
За деревней сонною, за печалью тихою
Пахнет луг туманами пополам с гречихою.

В лозняке за выпасом, над рекой недальнею
Истекают росами голоса печальные.

Я стою да слушаю, - хочется, не хочется, -
Справа - грусть глубокая, слева - одиночество.

Бродят по тропиночкам в темноте - не светятся,
Только я предчувствую, что они здесь встретятся.

Так и вышло к радости. И сбылось пророчество:
Где-то в пойме встретились - грусть и одиночество.

Ласточки над омутом. Спит звезда на отмели.
Обнялись два голоса и зарю приподняли.

Родине

Мимо тусклых рябин
По тропинке гусиной
Выйду в поле один
На свиданье с Россией.

Воздух, что на меду -
Малый Ковш - без закуски.
И к земле припаду
По-крестьянски, по-русски.

Боль и бедность - не грех,
Мать виновных не ищет.
Поклонюсь я за всех
Неимущих и нищих.

И у неба светло
Попрошу как прощенья,
Чтоб убавилось зло,
Не иссякло терпенье.

Чтоб садились за стол
С верой мы и любовью,
И чтоб каждый твой стон
Отзывался в нас болью.

1

Сценарий курсового мероприятия

«Россия – все, чем я живу!», (слайд 1)

посвященного дню Конституции

Эпиграф: (слайд 1)

“Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться ,
Не перервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться”.

1-ведущий Какое прекрасное имя – Россия!

Мы с именем этим добрей и сильней.

В нём ветер надежды и дни фронтовые,

И шорох берёз, и печаль журавлей.

Завьюженный лес и молчанье полей.

Я в сердце своём это имя носила,

Когда расставалась с Россией моей.
1 - ведущий Проходят года над моею страною,

Проходят года над великой судьбой,

И если мы в жизни чего-нибудь стоим,

То лишь потому, что мы сердцем с тобой.
2 - ведущий Какое прекрасное имя – Россия!

Она нам свой добрый характер дала.

Всю жизнь об одном я судьбу лишь просила,

Чтоб вечно Россия счастливой была.

1 ведущий

Необозримая ширь полей. Развесистые белые берёзы. Степей необъятный простор. Это – Россия.
2 ведущий

Ты смотришь в ясное голубое небо. Идёшь ясными тропинками. Сидишь у прохладной речки. Это – Россия.
1 ведущий

Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Жизни минувший след. И это - Россия.
2 ведущий
Руки матери. Её песни у твоей колыбели. Душистый хлеб за праздничным столом. Это тоже Россия!
Стихотворение «Родина» (читает учащийся)

«Родина» - мы произносим,

И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается гречиха,

И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверно,

Чистая, прозрачная до дна.

И в траве тропиночка видна.
«Родина» - мы говорим, волнуясь,

Даль без края видим пред собой,

Это наше детство, наша юность,

Это всё, что мы зовём судьбой!
Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,

Разговор в деревне нараспев,

Где звезда на ставенку присела,

До земли чуть – чуть не долетев.
Родина! Земля отцов и дедов!

Мы влюбились в эти клевера,

Родниковой свежести отведав

С краешка звенящего ведра.
Это позабудется едва ли –

И навек останется святым.

Землю ту, что Родиной назвали

Коль придётся, сердцем защитим.
1 ведущий :

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, каждый человек должен проделать большую работу по самовоспитанию и приобретению гражданских качеств. А гражданские качества проявляются не только и не столько в его словах, но, главным образом в его реальных делах.

2 ведущий :

Какие ждут нас в будущем дела?
Об этом думать вы должны все чаще.
И если гражданин ты настоящий ,
Большой отдачи ждет от вас страна.
И подымай, бездумью вопреки,
Свою решимость до конца бороться.
И, может, от твоей руки
Зависит все, что будущим зовётся.

1 ведущий :

Да, все мы – жители замечательной, богатой страны. Наша Родина – Россия. (Слайд № 2 с географической картой России ). Россия, Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые дорогие слова для русского человека (слова сопровождаются слайдами № 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 с видами природы России).

Русь – “голубая” и “златая”, “деревянная” и “полевая”, “задремавшая” и “буйственная”. Это “край дождей и непогоды” и край “разливов грозных тихих внешних сил”.

2 ведущий :

За селом, на рассвете, где светло от берёз,

Я спросил у России: “Где ты силы берёшь?”
Где берёшь ты отвагу и свою красоту?
Соловьиные зори, синих рек чистоту?
За селом, на рассвете, где колышется рожь,
Я спросил у России: “Где ты счастье берёшь?”
“Где берёшь ты улыбку и спокойную грусть,
Расскажи мне, поведай, солнцеликая Русь!”

1 ведущий :

Главным богатством нашей страны является её народ, со своими традициями и чертами русского человека. Многие наши соотечественники по праву пользуются мировой славой во всём мире. Вот некоторые имена: Пётр I и А. С. Пушкин, Д. И. Менделеев и Н. И. Пирогов, Гагарин и Калашников, Третьяк и Фетисов, Шукшин и Плисецкая, Сахаров и Солженицын. Многие поэты прославляли наше Отечество через свои произведения. Вот как говорил Сергей Есенин

2 ведущий :

…Знать у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси. (слайд с этим стихом -13)
Стихотворение (читает учащийся)

Как не любить мне эту землю,

И эту синь, и эту зелень

И тропку тайную во ржи!
Мне хорошо в твоих раздольях,

Моя любовь, моя земля,

Крестьянка русская в ладонях

Весною нянчила тебя…
Как не любить мне эту пашню,

Что битва кровью обожгла!

Как мне забыть за правду павших

Крестьян из нашего села!

1 ведущий :

Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов…

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель , но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
Песня «С чего начинается Родина»

1 ведущий :

Каждая страна по традиции имеет свой гимн, флаг и герб. Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ. Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству.
2 ведущий :

Торжественная песнь-гимн занимает особое место среди высших официальных символов государства. Гимн народа – это сокровищница его национальной культуры.
Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твоё достоянье на все времена! (слова на слайде - 14)

1 ведущий :

Каждый житель России должен наизусть знать гимн своей страны. Когда исполняют государственный гимн все встают, мужчины снимают головные уборы.

Стихотворение «Широка страна моя родная»

(читает учащийся)

Широка страна моя родная,


От Москвы до самых до окраин,

С южных гор до северных морей

Человек проходит как хозяин

Необъятной Родины своей.
Всюду жизнь привольно и широко,

Молодым везде у нас дорога,

Старикам везде у нас почет.
Над страной весенний ветер веет,

С каждым днём всё радостнее жить,

И никто на свете не умеет

Лучше нас смеяться и любить!
Но сурово брови мы насупим,

Если враг захочет нас сломать.

Как невесту, Родину мы любим,

Бережём, как ласковую мать!
Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек!

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

1 ведущий :

Следующим государственным символом России является государственный флаг страны. (слайд флага – 15, 16)

2 ведущий :

А флаг России – триколор,
Полотнище в три цвета.
В нем яркой красной полосой
Страна наша воспета.
В России так заведено,
Что любят красный цвет давно.
Не зря ведь названы у нас
И площадь Красной, и изба,
А также девица красна,
Ведь красный – это красота.
И цвет крови , и цвет жизни,
И цвет верности Отчизне.
Продолжим экскурс в старину,
Тогда узнаем, почему
У флага есть еще цвета,
Что значат еще цвета два.
Синий – Украины цвет,
Белый – Белоруссии.
Народы их объединились,
Чтобы жить в согласии.
День рожденья есть у флага
В середине августа.
Символы страны родной
Помните, пожалуйста!

1 ведущий :

А теперь мы поговорим о государственном гербе нашей страны. Герб России славен своей многовековой историей. Однако бурное 20-е столетие резко изменило многовековые геральдические традиции нашей страны

(слайды гербов нашей страны 17, 18, 19, 20, 21, 22)

2 ведущий : (слайд герба России - 23)

На герб посмотрим: здесь орел,
Да не простой – двуглавый,
Символизирует страну –
Могучий, величавый.
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко -
Меж океанов и морей,
От запада к востоку.
Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль все, не шел чтоб враг,
Следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть,
Над главами – короны.
И всадник на коне верхом ,
И змей, копьем сраженный.

Вершины гор, попутный ветер,

По нивам вдаль бежит волна,

Ты для меня милей всего на свете,

Моя земля, моя страна!

Шумят леса, сверкают реки,

Возводит юность города.

Моя судьба слилась с тобой навеки,

Моя душа тобой горда.

Простор морей, сады Алтая,

Цветы на северном снегу –

Я всю тебя, от края и до края,

В сыновьем сердце берегу.

Над Ангарой, над Енисеем

От новых строек даль светла.

Страна моя, я сил не пожалею,

Чтоб ты ещё светлей была!
1 ведущий :

Россия, Русь – куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы.

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя…

Россия, Русь! Храни себя, храни.

2 ведущий :

Край родной долготерпенья… Тютчев отмечает основную черту русского народа – терпение. «Господь терпел и нам велел»- гласит русская пословица. Значит, это наше терпение «Царь Небесный» благословил?

(видео ролик)

1 ведущий : (слайд 24)

Россия всю свою многовековую историю терпела: нашествия ; войны; погромы; пожары; болезни; страдания и выходила из этих испытаний обновлено, словно птица Феникс из пламени. За то, что Россия много терпела и страдала, её и называют «Святой» и «Священной».

1 ведущий :

Мы сохраним благодарную память о тех, кто защищал нас, спас от фашизма, принёс мир народам. Мы учимся у них стойкости и верности Родине. Никогда не погаснет в наших сердцах свет Победы! Каждый гражданин страны, в том числе и юный, должен быть готов к защите Родины.
Стихотворение (читает учащийся)

Завет

В час испытаний

Поклонись Отчизне.

По-русски,

И скажи ей:

Ты жизнь моя!

С тобою жить,

С тобою – умирать!
Будь верен ей.

И как бы ни был длинен

Тяжкий день военной маяты,

Коль пахарь ты,

Отдай ей всё, как Минин,

Будь ей Суворовым,

Коль воин ты.
Люби её.

Клянись, как наши деды,

Горой стоять

За жизнь её и честь,

Чтобы сказать

В желанный час победы:

И моя тут капля есть!

1 ведущий :

Наверное, каждый человек , способный ощущать себя как частицу своей Родины, испытывает законное чувство гордости, слушая песни и стихи, посвященные родной земле…

Песня «Гляжу в озера синие»

Стихотворение (читает учащийся)

Откуда начинается Россия?

Скурил? С Камчатки? Или с Командор?

О чём грустят глаза её степные

Над камышами всех её озёр?

Россия начинается с пристрастия

К труду, к терпению, к правде, к доброте.

Вот в чём её звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела её большие.

Её неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней – Россия

Не с гор берёт начало, а с тебя!

1 ведущий :

Сегодня мы говорили о нашей Родине, её символах и задумались над тем, как мы сами относимся к своей Родине, любим ли её, сможем ли посвятить ей какое-то доброе и достойное дело.

2 ведущий :

Хочется, чтобы на земле всегда был мир. Поэтому больно слушать радио и смотреть телевидение. Каждый день на Земле гибнут люди. Мы не хотим воевать, а на планете пусть всегда будет мир.
Песня «Пусть всегда будет солнце»

2 ведущий :

Дорогие друзья. Наш праздник завершается. Мы поздравляем с днем Конституции Российской Федерации!

Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа»

Внеклассное мероприятие

«Щедра Московская земля талантами»

Подготовила

Учитель начальных классов

Терентьева Е.А.

Ноябрь,2012г.

Цели мероприятия:


  1. Создание представления о характерных особенностях народных промыслов Хохлома, Дымково, Жостово, Гжель, а также таких изделий, как русская матрёшка.

  2. Развитие восприятия, воображения, чувства красоты, гармонии, национального самосознания, творческих способностей.

  3. Формирование интереса к истории и культуре своего народа.

  4. Воспитание уважения к русским мастерам и к родному народу.

  5. Воспитание гордости за национальную культуру и творчество.

  6. Развитие интереса к изучению родного края.
Задачи :

  1. Развивать творческие способности, мышление, речь.

  2. Усиливать патриотические и нравственные качества личности.

  3. Развивать эмоциональную сферу.

  4. Научиться беречь традиции русского народа.

  5. Развивать познавательную активность учащихся.
Оборудование :

  1. Выставка изделий народных промыслов России.

  2. Плакаты о народных промыслах.

  3. Книга стихов Владислава Бахревского «Золотые к сердцу ключи».

  4. Рисунки и поделки детей.

  5. Музыкальное оформление.

  6. Доклады учащихся о городах Золотого кольца России.

Ход мероприятия


  1. Зал украшен плакатами; рисунками, которые дети выполняли на уроках изобразительного искусства; рисунки воспитателей; доклады учащихся о городах Золотого кольца России.

  2. Оформлена выставка образцов декоративно-прикладного искусства Московской области и детские работы: гжельская посуда, жостовские подносы, богородская игрушка, матрешки из Сергиева Посада, павловский платок, народный костюм жителя Московской губернии, кудринская резьба по дереву, лаковая миниатюра Федоскино.
Ученик 1: За селом, на рассвете, где светло от берёз,
Я спросил у России: “Где ты силы берёшь?”
Где берёшь ты отвагу и свою красоту?
Соловьиные зори, синих рек чистоту?
За селом, на рассвете, где колышется рожь,
Я спросил у России: “Где ты счастье берёшь?”
“Где берёшь ты улыбку и спокойную грусть,
Расскажи мне, поведай, солнцеликая Русь!”

Ученик 2: Подмосковье, Подмосковье,

Край любимый и родной!

Подмосковье, Подмосковье!

Мы любуемся тобой.

Ученик 3: Солнце яркое встаёт, спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары: продаются самовары,
Покупают люди сушки и отличные игрушки!

Ведущий: - Вы знаете, кто к нам пришёл? Правильно, Коробейник. Ходит он по ярмаркам, продаёт товары. Давайте-ка, заглянем к нему в короб (вынимает предметы и показывает ).

Здесь и хохлома, и гжель, и дымковские барышни. А поднос-то хорош – жостовский!

Ученик 3: - Видите сколько у меня в коробе товара! Хочу пригласить вас на ярмарку – помочь мне товар продать. Да вот сомневаюсь я: сможете ли вы мне помочь, знаете ли вы, как называются мои товары?

Дети: Знаем, знаем! И не только как они называются, но и как, и где они делаются.

Ученик 3: - А вот мы сейчас и проверим.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз.
О промыслах народных пойдёт сейчас рассказ.

Ведущий: Ни для кого не секрет, что русская матрёшка стала лучшим сувениром из России.

(Выходят девочки в костюмах матрёшек. Демонстрируют несколько матрёшек, вынимая их одну за другой).

Русские Матрёшеньки, девицы белёшеньки.
Все с аленькими щёчками, покрытые платочками.
Удивительное чудо - говорят о нём повсюду.
Погляди, как хороша матрёшка – русская душа!

Исполняются частушки московских матрешек.

Мы веселые матрешки

Любим петь и танцевать,

У нас розовые щечки,

Губки алые горят.

У меня на сарафане –

Косолапы петухи.

Я сама не косолапа,

Косолапы женихи.

На окошке два цветочка –

Голубой да аленький.

Я девчонка боевая,

Хоть и ростом маленька.

Я – матрешка смелая,

Самая умелая.

Круглолица и румяна,

В сарафан одетая.

Девчоночки – беляночки,

Где вы набелилися?

Мы вчера коров доили,

Молоком умылися.

Впервые матрёшка появилась в 90-х гг. XIX в. в Москве.

Самый весёлый базар на Руси в то время был в Сергиевском Посаде. Как только не исхитрялись бойкие торговцы, как не расхваливали свой товар! У кого необычней, к тому и покупателей больше подходит. Казалось, ничем уже не удивить покупателей. Но однажды насторожились продавцы, прислушались покупатели.

Ученик 4: Вот Машка, Дашка и Наташка
Три штучки в одной кучке.
А сыночек Ванюша дома остался,
Мороза испугался.

Так описывал свой товар крестьянин из села Абрамцево и неторопливо раскладывал перед покупателями деревянных кукол в разноцветных сарафанах. Вдруг переломил одну пополам, а в ней другая, поменьше. Раскрыл её, а из неё ещё одна смотрит. Что за невидаль?

Вот так мастер!

Но не он придумал эту диковинку. Привезла помещица Мамонтова из-за границы японскую игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а в нём японка, а в ней ещё и малыш-японец спрятан. Очень понравилась игрушка Мамонтовым. Попросили они токаря Звёздочкина вырезать из дерева куклу наподобие японской. Художнику Малютину поручили расписать её.

Малютин любил расписывать дерево, часто использовал мотивы русских народных сказок.

Кукла его не была похожа на японскую. Это была девочка в русском сарафане и переднике. Настоящая Матрёна. Так и прозвали куклу матрёшкой.

Многие любовались матрёшкой, но купить могли только богачи.

Изобретательные мастера придумывали уже и новую форму матрёшки. Появились матрёшки запорожцы, витязи, мухоморы, но любимой игрушкой оставалась весёлая крестьянская девочка.

Матрёшку стали вывозить за границу. И там она всем полюбилась, всех удивила.

Сделать матрёшку можно только на токарном станке, где из выдержанной берёзовой или липовой древесины вытачивают первую, самую маленькую, фигурку, по ней – нижнюю часть фигурки побольше, затем её верхнюю половинку, и так весь ряд многоместной игрушки.

Формы у матрёшки мягкие, округлые, очертания головы плавно переходят в туловище. Основание у фигурки устойчивое.

После того как мастер сделает деревянную заготовку матрёшки, к работе приступает художник.

В каждой местности матрёшку расписывают по-разному. Я вам расскажу о росписи матрёшки из Сергиева Посада. Рисуем матрёшке расписной платочек, глазки, бровки, носик и рот, румяним щёчки. Из-под платочка видны русые волосы, уложенные на прямой пробор. Рисуем ручки. Затем наряжаем матрёшку в расшитую рубашку и сарафан.

Краски яркие, сочные, используем позолоту, лак.

Вот такая она наша русская матрёшка!

Ученик 5: Алый шёлковый платочек, русский сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть: может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко наша русская матрёшка!

(Исполняется танец матрёшек)

Ученик 6: Мягко падает снежок, вьётся голубой дымок.
Дым идёт из труб столбом, точно в дымке всё кругом.
Голубые дали. И село большое – Дымково назвали.

Ученик 7: Вечера зимою длинные, лепит мастер здесь из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно-расписные:
Кружочки, клеточки, полоски – простой, казалось бы узор,
А отвести не в силах взор.

Ученик 8: Мы из Дымкова пришли, вам игрушки принесли.
Мастера и мастерицы живут в Дымково-селе
Кто-то сделал индюка – распушённые бока.
У кого-то глина стала вдруг павлином.
Кто-то вылепил синицу – сразу стало веселей!

(Демонстрируют игрушки: конька, индюка, утку, даму в шляпке и др.)

Ученик 9: Барашек-свисток, левый рог – завиток,
Правый рог – завиток, на груди – цветок.
Утка-Марфутка бережком идёт,
Уточек-Марфуточек купаться ведёт.
Индя-индя-индючок, ты похож на сундучок.
Сундучок не простой, красный, белый, золотой.

А появились эти замечательные игрушки в слободе Дымково, недалеко от города Хлынова. Дымковские мастера занимались разными ремёслами, но игрушечное дело было для них самым любимым.

В далёкие времена, 100 и более лет тому назад, устраивались праздничные ярмарки, лучшим украшением которых были дымковские игрушки-свистульки, исполненные в виде сказочных животных. Эти игрушки любили не только дети, но и взрослые, ими украшали свои дома.

(Свистят в игрушки-свистульки)

До наших дней дошла легенда о дымковском коньке (показ конька)

“Каждую весну чудесные кони с серебряными гривами и золотыми хвостами выводят на небо колесницу Солнца. Солнце несёт людям тепло, урожаи, оттого на дымковских игрушках появились яркие круги, полосы”.

Старая дымковская игрушка – сложная ручная работа. Весной собирали красную глину и смешивали её с речным песком. Из полученной глины раскатывали шарики, которые превращали в “блины”, а затем сворачивали “блин” так, чтобы получилась нужная форма игрушки. Мелкие детали лепили отдельно, а затем прикрепляли к основной фигуре. Делали это искусно, для этой цели у мастериц всегда были под рукой и мокрая тряпка, и острая лучинка. После лепки игрушки сушили несколько дней, затем обжигали в русской печи и остужали.

Следующий этап работы – “отбеливание”: фигурку погружают в раствор мела с молоком. И красная глиняная фигурка становится ослепительно белой.

Теперь можно приступить и к раскрашиванию. Для этого потребуются краски особенные, составленные на яйце с квасом. Узоры, казалось бы, и несложные: клетки, полоски, точки, кружки, овалы. Но мастерицы умеют их так сочетать друг с другом, что игрушка становится яркой, интересной, самобытной. Кроме того, игрушку украшали сияющими листочками-ромбиками сусального золота, что делало её ещё нарядней, богаче.

(Демонстрируют деревянную посуду с хохломской росписью).

Ученик 10: Хохломская роспись – алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы,
Рощи-перелески, шёлковые всплески
Солнечной медовой золотой листвы.

Ученик 11: Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама,
И нигде на свете нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней наша Хохлома.

Названа эта роспись деревянной посуды и мебели по имени села, расположенного в Нижегородской области. В селе Хохлома, на ярмарках продавалась эта замечательная посуда, которую привозили сюда из деревень Сёмино, Кулигино, Новопокровское.

А когда и как родилось это чудо народных умельцев, расскажем вам.

В давние времена жил в Москве мастер-живописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался на Волгу, в глухие леса. Срубил себе избу. И была она с виду самая обычная, а переступишь через порог – глаз нельзя отвести от мебели да от посуды, что мастер сделал. Как будто солнце поселилось в его избе. Знал мастер, как из простой деревянной посуды сделать праздничную, чтобы золотом горела. Для этого натирал он посуду оловянным порошком, покрывал льняным варёным маслом и ставил в печку. От жары масло желтело, а олово сквозь него на золото становилось похоже.

Слава о мастере разнеслась по всей земле, дошла она и до грозного царя. Повелел он стрельцам найти беглеца. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва.

Узнал мастер о своей беде, собрал людей и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда пришли царские стражники, все увидели, как горит ярким пламенем изба мастера-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Подхватили его ремесло односельчане. И так много они сделали красивой расписной посуды, что решили продавать её всем, кто захочет.

Деревянная посуда с древних времён была в повсеместном употреблении:

Деревянную ложку с миской можно было увидеть на столе боярыни и в избе крестьянина, и в царском обиходе. Требовалась такая посуда в большом количестве, ведь дерево быстро изнашивалось. Поэтому уже в XVI веке посуда выделывалась на продажу и привозилась на рынки сотнями и тысячами штук.

Самой почётной посудой на столе была солоница. (показ изделия).

В народных пословицах хлеб и соль объединены в одно неразделимое целое.

“Хлеб-соль ешь, а правду режь” - говорит одна.

“Без соли, без хлеба – худая беседа” - вторит другая.

Особое место занимала и деревянная ложка. Взяв определённой величины кусок дерева – баклушу, мастер – ложкарь разрубал её на несколько частей. Затем шла окончательная отделка. Крючком-ножом убиралась внутренняя часть, а поверхность обстругивалась, заглаживалась, и изделие готово.

На выделке ложек трудились всей семьёй. Самые ответственные операции входили в обязанность мужчин, а поверхность ложек отделывали женщины и дети. Затем их отдавали мастеру в окраску.

Теперь за дело принимается художник. Сначала всё изделие надо покрыть серебристым алюминиевым порошком, а уж потом нанести роспись масляными красками.

Расписанную вещь опять покрывают олифой и сушат в печи, после чего серебро даёт золотистый оттенок, а красные узоры ещё ярче пламенеют на золотом и чёрном фоне.

Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент.

Вот элементы хохломской росписи (показ образцов со стенда):

“травка”, “яблочко”, “ягодка”, “виноград” и другие.

Самые главные виды росписи: “травка” и “Кудрина”.

Ученик 12: Ложки, ложки, расписные ложки!
Ложки золочёные, узоры кручёные!
Хоть щи ими хлебай, а хочешь – музыку играй!

(Мальчики отбивают ложками ритм, приплясывают).

Ученик 13: До чего же он хорош – этот жостовский поднос!
Все цветы горят на нём, словно писаны огнём.
На жостовском подносе в зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев, степной румянец мака.
Багрянец поздних листьев, лесной подснежник первый...
А жостовские кисти нежнее лёгкой вербы.

В начале XIX в. неподалёку от Москвы в старинных деревнях Жостово, Осташково, Новосильцево возник промысел расписных лаковых подносов.

В 20-е гг. XX в. маленькие мастерские объединились в одну артель, которая впоследствии стала Жостовской фабрикой декоративной росписи.

Начинается рождение подносов с вырубки из железного листа заготовки нужного размера. Затем с помощью мощных прессов заготовке придают нужную форму.

На фабрике существует 26 различных форм подносов: круглая, овальная, прямоугольная, “гитарная”, восьмигранная и др. Острые края формы подгибают, заготовку грунтуют, просушивают, шлифуют и покрывают чёрной краской, а затем лаком.

Жостовская роспись - это цветочная композиция из роз, тюльпанов, астр, георгинов, маков, колокольчиков, ромашек, незабудок. Эти цветы собираются в букеты, гирлянды, венки. Их дополняют листьями и маленькими веточками. Наносится рисунок в определённой последовательности.

Ученик 14: Синие птицы по синему небу, море цветов голубых.
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Синяя сказка – глазам загляденье, словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье – русская звонкая Гжель!

Есть под Москвой село, Гжель называется. В этом районе издавна были обнаружены богатейшие залежи высококачественной глины, что и привело к развитию здесь гончарных промыслов. Впервые эта маленькая деревенька была упомянута 650 лет тому назад в послании великого московского князя Ивана Калиты.

Делают гжельскую посуду из белой глины. Эта посуда белая, а на ней нарисованы сине-голубые цветы.

Гжельские мастера использовали в своей росписи только синий цвет, разные оттенки синего: от голубого, до тёмно-синего и даже фиолетового цвета. Техника росписи, которую и поныне используют гжельские мастера, называют майоликой.

Фарфор Гжели многообразен, в нём отразились все стили и смены вкусов прошлых веков.

Но неизменно в нём одно – народный характер, т. к. создавался он в сфере народных мастеров и традиций.

Ученик 3: Да, умели русские мастера трудиться. В свою работу они вкладывали всё своё умение. Поэтому изделия получались такими красивыми, так радовали людей.

Ученик 15: Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!
Ведущий: А наши ребята тоже своими руками сделали поделки!

(Выходят дети, каждый показывает свою поделку).

Ну, спасибо, ребятушки! Вижу, многое вы знаете о народных промыслах. Да и сами кое-что делать умеете! Пойдёмте со мной на ярмарку! Такие изделия мы быстро продадим!

Так давайте на прощанье балалаечку возьмём, вместе все ей подпоём!

^ Исполняются частушки:

Кто сказал, частушки, вроде, в наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде, если любят их в народе!

Эй, девчонки-хохотушки

Запевайте-ка частушки!

Выходите поскорей

Да порадуйте гостей!

Мы - ореховски девчата,

Мы нигде не пропадем,

Сами музыку играем,

Сами пляшем и поем.

Город свой мы уважаем

Город свой мы бережем

О родном своём Орешке

Песни звонкие поем.

Мы с веселой песней дружим,

Все по-русски говорим.

Хорошо живем, не тужим,

Со сметаной хлеб едим.

Ой, березонька-береза

Раскудря-кудрявая,

Город не такой большой.

Но все же замечательный!

Очень рады мы гостям,

Ждем еще Вас в гости к нам.

Хлебом- чаем угостим,

С нами в пляску пригласим.

Дети исполняют русский народный хоровод «По городу ходила царевна».

Ученик читает стихи Владислава Бахревского «Воспоминания об Орехово-Зуево».

За недолями, болями, далями,

За восторгом зеленых полей

Мы не детство, мы душу оставили,

Лебедей, журавлей, снегирей.

Там до чуда нежданного близко,

Там ежи все кружат – ворожат,

И в траве, как лукавая присказка,

Золотая корона ужа.

Все участники праздника и гости исполняют песню «Подмосковные вечера».

Литература:


  1. Клепинина З.А. «Мой край: природа, история, культура».

  2. Дайн Г.Л. «Игрушечных дел мастер».

  3. Клиентов Алексей «Народные промыслы».

  4. Бахревский Вл. «Золотые к сердечку ключи».

Top