Золотой кувшин (Адыгейская народная сказка). Рассказывание адыгейской народной сказки «Золотой кувшин Лесной человек Яг-Морт

Золотой Кувшин Королькова сказка для детей

В некотором царстве, за тридевять земель, в в тридесятом государстве жил-был царь. Царство у него было небогатое. Но жили люди там долго - по сто лет и более. Царь же был у них недалёкого ума. Однажды он говорит:
- Это много - по стольку крестьянам жить. Какая от них польза? Приказываю: как семьдесят пять лет старику или старухе исполнится, везти в лес и там бросать. И не давать им ни хлеба, ни воды! Так старые люди помирали без времени. Жил в то время один бедный-пребедный крестьянин. У него было семеро детей. Всех их он вырастил, дочерей замуж отдал, сыновей женил. А сам с меньшим сыном остался. Звали сына Митрофан. Он так любил старика,что души в нём не чаял. Вот пришло время везти отца в лес, чтобы он там С голоду умер. Всю ночь не спал Митрофан: всё думал, как отца от смерти спасти. И вот что придумал. Запряг лошадь, посадил отца на телегу, положил ему хлеба, соли, кувшин для воды. И взял с собой железную лопату. Заехал в лес. Вырыл там землянку для отца, оставил ему пропитание и сказал: - Ты никому не показывайся, а я буду тебя кормить и поить. Каждую неделю возил Митрофан отцу пищу. Тот был очень рад. Сидит - разговаривает с сыном: - Что там, сынок, нового на белом свете? - Да вот, батя, какой случай! Пошёл царь со своей свитой купаться и увидел на дне пруда золотой кувшин. Теперь объявлен нам приказ: кто золотой кувшин достанет - того царь наградит, а кто не достанет - того казнит. Однако кто ни нырял, никто не достал. Подходит мой черёд нырять за кувшином. Вот горе какое! Старик говорит: - Пойди, сынок, к тому пруду, погляди издали: есть ли деревья около пруда? Митрофан пошёл к пруду, поглядел издали. Приходит и говорит: -Батюшка, в три ряда деревья вокруг пруда стоят. -Ну так Ступай к царю и скажи, что ты кувшин достанешь. Только знай, что кувшин тот не в ПРУДУ» а на дереве. Это царь его отражение в воде видел. Объявил Митрофан, что кувшин тот достанет. Пошёл к пруду, глядит, а кувшин, верно, висит на ветви высокого дуба. Достал он кувшин, приносит царю. Хотел царь его наградить, а вельможам завидно. Говорят: - Пускай он ещё одну задачу решит. У тебя, батюшка-царь, есть две лошади, которых отличить нельзя. Обе они одной масти. Прикажи вывести их, пусть он узнает, какая лошадь старше, какая младше. Вот приходит Митрофан к отцу и говорит: - Батя, не даёт царь мне, что обещал. Говорит: укажи сначала, какая из двух лошадей одной масти старше, а какая моложе? Не угадаю - беда будет. А старик отвечает: - Никакой беды, сынок, не будет. Иди к конюшне, стань поодаль, близко не подходи. Как выведут лошадей конюхи, ты гляди: какая лошадь будет идти степенным, тихим шагом, только головой помахивать, та старше годами, а молодая будет рваться и взбрыкивать, спешить к ней. Пошёл утром Митрофан на конный двор, стал поодаль и глядит. Выводят конюхи двух лошадей - обе одной масти, не отличишь. Только одна лошадь идёт шагом, головой помахивает, а другая пляшет, рвётся, на дыбы становится. Царь спрашивает Митрофана: -Ну, говори, какая лошадь старше? Митрофан указывает: -Вон та старше, а эта моложе. -Молодец, - говорит царь, - узнал. Хотел уже его одарить, а вельможи говорят: - Если он такой умный, пусть ещё задачу разгадает. Отрежем от дерева два одинаковых круга, кору с них снимем. Пусть он скажет - какой круг от корня, какой от макушки? Приходит Митрофан к отцу. Рассказывает: - Так вот и так. Отрежут от дерева два крута одинаковые, кору с них снимут. Должен я yгaдать: какой круг от корня, какой от макушки. Отец говорит: - Это, сынок, дело простое. Надо их только на воду положить. Какой круг от макушки, тот будет на воде лежать ровно, а какой от корня будет вроде покачиваться и на лежачую соломинку в воду погрузится. Митрофан так и сделал. Взял оба круга, бросил их на воду, посмотрел и говорит: - Вот этот от макушки, а этот от корня. - Угадал! - удивился царь. Говорит Митрофану: - Вот тебе награда - две десятины земли да десятина леса. Тебе и твоим детям навсегда. Ho только скажи: сам ты догадался или тебе кто-то! подсказал? Митрофан говорит: -Не вели казнить, а вели миловать. Правду скажу. -Говори! Ничего не будет плохого. -Меня научил отец. Я его не бросил умирать в лесу, а в землянке схоронил, кормлю и пою его! там. Сию же минуту отдал царь приказ, чтобы стариков и старух больше в лес не возить. Чтобы они молодых уму-разуму учили, а им за это будет почёт и уважение.

Слышать мне довелось от наших стариков, старики наши слышали от своих дедов, а их деды - от своих стариков, что жил когда-то бедняк-пахарь и был у него только клочок земли да пара волов.
И вдруг зимой у этого пахаря-бедняка издыхают волы. А когда наступила весна и пришло время пахать и сеять, без волов он не мог работать и сдал землю внаймы соседу.

Стал этот сосед пахать, и вдруг плуг его наткнулся на что-то твёрдое. Смотрит он и видит большой глиняный кувшин, полный золота. Бросает он волов и плуг и бежит к хозяину земли.
- Эге, свет глазам твоим! - говорит. - В твоей земле отыскался кувшин с золотом, иди забирай его!
- Нет, братец, это золото не моё, - отвечает хозяин. - Ты снял у меня землю, ты пашешь, и всё, что в земле, твоё. Золото нашёл - пусть будет золото, всё равно оно твоё - бери!

Начинают спорить: один твердит - золото твоё, другой - нет, твоё. Спор разгорается, начинается драка. Идут к царю с жалобой. Как услышал царь о кувшине с золотом, глаза у него так и загорелись. Говорит:
- Не твоё золото и не его. Кувшин с золотом нашли в моей земле - значит, он мой.

И царь со своей свитой спешит туда, где нашли кувшин. Приходит, велит открыть его и видит: кувшин полон змей! В ужасе и в гневе возвратился царь во дворец и повелел наказать дерзких пахарей, посмевших обмануть его.
- О государь, да продлится жизнь твоя, - завопили несчастные, - за что ты хочешь погубить нас? В кувшине никаких змей нет - там одно золото... чистое золото!

Царь посылает своих людей проверить. Люди идут, возвращаются и говорят - в кувшине золото!
- Вай! - удивляется царь, а про себя думает: "Наверно, я не разглядел как следует или не тот кувшин видел".
И снова идёт он туда, открывает кувшин, а в нём опять полно змей. Что за чудо? Никто понять не может. И царь приказывает собрать всех мудрецов своего царства.
- Растолкуйте, - говорит, - мудрецы, что это за чудо? Пахари нашли в земле кувшин с золотом. Иду я туда - в кувшине змеи, идут они - он полон золота. Что это может значить?
- Не прогневайся, о государь, на наши слова. Этот кувшин с золотом дарован бедным пахарям за их трудолюбие и честность. Когда идут они - находят золото, это награда им за честный труд. А когда идёшь ты и хочешь похитить чужое счастье - вместо золота находишь змей.

Царь содрогается и слов не находит в ответ.
- Хорошо, - говорит он наконец. - А теперь решите: кому из них принадлежит золото?
- Конечно, хозяину земли! - восклицает пахарь.
- Нет, тому, кто пахал землю! - возражает хозяин земли.
И опять начинается перебранка.
- Ладно-ладно, погодите, - останавливают их мудрецы. - Нет ли у вас детей - сына или дочери?

И оказалось, что у одного есть сын, а у другого дочь. Тогда мудрецы решают: поженить молодых и кувшин с золотом отдать им. Родители согласны, все довольны. Ссора кончается - начинается свадьба. Семь дней и семь ночей справляют они свадьбу. А кувшин с золотом, полученный в дар за трудолюбие и честность, отдают они своим детям. Золото - новобрачным, а змеи - жадному царю.

Все – от мала до велика – боялись царя, а сам он боялся только одного – старости.

Целыми днями сидел царь в своих покоях и рассматривал себя в зеркале.

Заметит седой волос – подкрасит краской. Заметит морщинку – разгладит рукой.

«Нельзя мне стареть, – думает царь. – Сейчас все меня боятся, никто перечить не смеет. А сделаюсь старым и дряхлым – народ сразу перестанет меня слушаться. Как я с ним тогда управлюсь?» И, чтобы никогда не вспоминать о старости, приказал царь убивать всех стариков.

Чуть только поседеет голова у человека, тут ему и конец. Царские стражники с топорами и секирами хватают его, ведут на площадь и рубят ему голову.

Со всех концов страны приходили к царю женщины и дети, юноши и девушки – все приносили царю богатые подарки, все проливали горькие слезы, все молили царя пощадить их отцов и мужей.

Наконец надоело царю слушать каждый день жалобы. Позвал он своих гонцов и велел им по всем городам и сёлам, на всех дорогах и площадях объявить народу о своей великой милости.

Оседлали гонцы коней и разъехались в разные стороны, а всех дорогах и улицах, на всех перекрёстках и площадях трубили они в трубы и громко выкрикивали:

– Слушайте все! Слушайте все! Царь дарует вам свою милость. Кто достанет со дна озера золотой кувшин, тот спасёт жизнь своего отца, а кувшин получит в награду. Такова царская милость! А кто не сможет достать кувшин, тот и отца не спасёт и сам голову потеряет. Такова царская милость!

Не успели гонцы объехать и половину страны, как стали сходиться и съезжаться к озеру храбрые юноши.

Берег озера был обрывистый, и с высоты его, сквозь чистую, прозрачную воду, ясно виден был прекрасный золотой кувшин с тонким горлышком, с узорной резьбой, с выгнутой ручкой.

И вот прошло девяносто девять дней.

Девяносто девять храбрецов пытали своё счастье.

Девяносто девять голов отрубил жестокий царь, потому что никто не мог достать кувшин со дна озера, – точно его заколдовал кто. Сверху посмотреть – кувшин всякому виден, а в воде – никто найти его не может.

А в то самое время, в той самой стране жил юноша по имени Аскер. Очень любил Аскер своего отца, и, когда увидел он, что отец становится стар, что на лице его появляются морщины, а волосы становятся серыми от седины, увёл Аскер отца далеко в горы, в глухое ущелье, построил там хижину и в этой хижине спрятал своего старика.

Каждый день, когда солнце уходило за горы, юноша тайком пробирался в ущелье и приносил отцу еду. Вот однажды пришёл Аскер в ущелье, сел возле отца и задумался.

– Какая забота у тебя на сердце, дитя моё? – спросил старик. – Может, наскучило тебе каждый день ходить сюда?

– Нет, отец, – ответил юноша, – чтобы видеть тебя здоровым и невредимым, я готов трижды в день ходить через эти горы. Другая забота у меня на сердце. Ни днём ни ночью не выходит у меня из головы царский кувшин. Сколько ни думаю я, никак не могу понять, почему это, когда с берега смотришь в прозрачную воду, кувшин виден так ясно, что кажется, протяни только руку – и он твои.

А стоит кому-нибудь прыгнуть в воду, вода сразу мутнеет и кувшин точно сквозь дно проваливается, словно и не было его.

Старик молча выслушал сына и задумался.

– Скажи мне, сын мой, – сказал наконец старик, – не стоит ли на берегу озера, в том месте, откуда виден кувшин, какое-нибудь дерево?

– Да, отец, – сказал юноша, – на берегу стоит большое, раскидистое дерево.

– А вспомни-ка хорошенько, – снова спросил старик, – не в тени ли дерева виден кувшин?

– Да, отец, – сказал юноша, – от дерева падает на воду широкая тень, и как раз в этой тени стоит кувшин.

– Ну, так слушай меня, сын мой, – сказал старик. – Взберись на это дерево, и ты найдёшь среди его веток царский кувшин. А тот кувшин, который виден в воде, – это только его отражение.

Быстрей стрелы помчался юноша к царю.

– Ручаюсь головой, – закричал он, – я достану твой кувшин, милостивый царь!

Засмеялся царь.

– Только твоей головы мне и не хватает для ровного счёта. Девяносто девять голов я уже отрубил – твоя будет сотой.

– Может, так, а может, и не так, – ответил юноша. – Но боюсь я, что на этот раз не сравнять тебе счёта.

– Что ж, попытай своё счастье, – сказал царь и приказал слугам поострей наточить секиру.

А юноша пошёл к берегу и, не задумываясь, полез на дерево, которое росло над самым обрывом.

Народ, собравшийся на берегу, так и ахнул от удивления.

– Аллах да помилует его! Верно, от страха он лишился рассудка! – говорили одни.

– Может быть, он с дерева хочет прыгнуть в воду, – говорили другие.

А юноша тем временем взобрался на самую вершину и там среди ветвей нашёл золотой кувшин – с тонким горлышком, с узорной резьбой, с выгнутой ручкой.

Только висел кувшин на дереве вверх дном, чтобы всем казалось, что стоит он в воде, как и подобает, вверх горлышком.

Снял юноша кувшин с дерева и принёс его царю.

Царь так и развёл руками.

– Ну, – говорит, – не ждал я от тебя такого ума. Неужто ты сам додумался, как достать кувшин?

– Нет, – сказал юноша, – я бы сам не додумался. Но у меня есть старик отец, которого я укрыл от твоих милостивых глаз, он-то и догадался, где спрятан кувшин. А я только послушался его совета.

Задумался царь.

– Видно, старики умнее молодых, – сказал он, – если один старик угадал то, чего не могли угадать девяносто девять юношей.

С тех самых пор в той стране никто пальцем не смеет тронуть стариков, все чтят их седины и мудрость, а когда встречают старого человека на пути, уступают ему дорогу и низко кланяются.

"Нельзя мне стареть, – думает царь. – Сейчас все меня боятся, никто перечить не смеет. А сделаюсь старым и дряхлым – народ сразу перестанет меня слушаться. Как я с ним тогда управлюсь?"Кто скажет, было то или не было, только верно, что жил на свете хитрый и жестокий царь.

В жизни своей ни с кем не обошёлся он по-хорошему, не было такого человека, которого бы он пожалел,не было такой собаки, которую бы он приласкал.

Все – от мала до велика – боялись царя, а сам он боялся только одного – старости.

Целыми днями сидел царь в своих покоях и рассматривал себя в зеркале.

Заметит седой волос – подкрасит краской. Заметит морщинку – разгладит рукой.

"Нельзя мне стареть, – думает царь. – Сейчас все меня боятся, никто перечить не смеет. А сделаюсь старым и дряхлым – народ сразу перестанет меня слушаться. Как я с ним тогда управлюсь?" И, чтобы никогда не вспоминать о старости, приказал царь убивать всех стариков.

Чуть только поседеет голова у человека, тут ему и конец. Царские стражники с топорами и секирами хватают его, ведут на площадь и рубят ему голову.

Со всех концов страны приходили к царю женщины и дети, юноши и девушки – все приносили царю богатые подарки, все проливали горькие слезы, все молили царя пощадить их отцов и мужей.

Наконец надоело царю слушать каждый день жалобы. Позвал он своих гонцов и велел им по всем городам и сёлам, на всех дорогах и площадях объявить народу о своей великой милости.

Оседлали гонцы коней и разъехались в разные стороны, а всех дорогах и улицах, на всех перекрёстках и площадях трубили они в трубы и громко выкрикивали:

– Слушайте все! Слушайте все! Царь дарует вам свою милость. Кто достанет со дна озера золотой кувшин, тот спасёт жизнь своего отца, а кувшин получит в награду. Такова царская милость! А кто не сможет достать кувшин, тот и отца не спасёт и сам голову потеряет. Такова царская милость!

Не успели гонцы объехать и половину страны, как стали сходиться и съезжаться к озеру храбрые юноши.

Берег озера был обрывистый, и с высоты его, сквозь чистую, прозрачную воду, ясно виден был прекрасный золотой кувшин с тонким горлышком, с узорной резьбой, с выгнутой ручкой.

И вот прошло девяносто девять дней.

Девяносто девять храбрецов пытали своё счастье.

Девяносто девять голов отрубил жестокий царь, потому что никто не мог достать кувшин со дна озера, – точно его заколдовал кто. Сверху посмотреть – кувшин всякому виден, а в воде – никто найти его не может.

А в то самое время, в той самой стране жил юноша по имени Аскер. Очень любил Аскер своего отца, и, когда увидел он, что отец становится стар, что на лице его появляются морщины, а волосы становятся серыми от седины, увёл Аскер отца далеко в горы, в глухое ущелье, построил там хижину и в этой хижине спрятал своего старика.

Каждый день, когда солнце уходило за горы, юноша тайком пробирался в ущелье и приносил отцу еду. Вот однажды пришёл Аскер в ущелье, сел возле отца и задумался.

– Какая забота у тебя на сердце, дитя моё? – спросил старик. – Может, наскучило тебе каждый день ходить сюда?

– Нет, отец, – ответил юноша, – чтобы видеть тебя здоровым и невредимым, я готов трижды в день ходить через эти горы. Другая забота у меня на сердце. Ни днём ни ночью не выходит у меня из головы царский кувшин. Сколько ни думаю я, никак не могу понять, почему это, когда с берега смотришь в прозрачную воду, кувшин виден так ясно, что кажется, протяни только руку – и он твои.

А стоит кому-нибудь прыгнуть в воду, вода сразу мутнеет и кувшин точно сквозь дно проваливается, словно и не было его.

Старик молча выслушал сына и задумался.

– Скажи мне, сын мой, – сказал наконец старик, – не стоит ли на берегу озера, в том месте, откуда виден кувшин, какое-нибудь дерево?

– Да, отец, – сказал юноша, – на берегу стоит большое, раскидистое дерево.

– А вспомни-ка хорошенько, – снова спросил старик, – не в тени ли дерева виден кувшин?

– Да, отец, – сказал юноша, – от дерева падает на воду широкая тень, и как раз в этой тени стоит кувшин.

– Ну, так слушай меня, сын мой, – сказал старик. – Взберись на это дерево, и ты найдёшь среди его веток царский кувшин. А тот кувшин, который виден в воде, – это только его отражение.

Быстрей стрелы помчался юноша к царю.

– Ручаюсь головой, – закричал он, – я достану твой кувшин, милостивый царь!

Засмеялся царь.

– Только твоей головы мне и не хватает для ровного счёта. Девяносто девять голов я уже отрубил – твоя будет сотой.

– Может, так, а может, и не так, – ответил юноша. – Но боюсь я, что на этот раз не сравнять тебе счёта.

– Что ж, попытай своё счастье, – сказал царь и приказал слугам поострей наточить секиру.

Наталья Доленко
Рассказывание адыгейской народной сказки «Золотой кувшин»

МБДОУ Детский сад №16 "Солнышко" пгт. Краснобродский, Кемеровская область.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе детского сада

«Рассказывание адыгейской народной сказки "Золотой кувшин

Программное содержание :

Познакомить со сказкой «Золотой Кувшин » .

Развивать память, мышление детей с помощью вопросов.

Учить внимательно, слушать литературное произведение, чтение которого сопровождается показом.

Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Развивающие задачи :

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Развивать зрительную память, воображение.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.

Воспитательные задачи :

Вызвать интерес к театру.

Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций на тему «Посуда» .

Материал : Пластилин, салфетки, клеенки.

Методические приёмы :

Игровой (использование сюрпризных моментов) .

Наглядный (использование кукол) .

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей) .

Поощрение, анализ занятия.

Материалы к занятию : кукольный театр с персонажами сказки «Золотой кувшин » .

1 часть. Сюрпризный момент.

Раздается стук в дверь групповой комнаты. Помощник воспитателя говорит : «Слышите, ребята, кто-то стучит…»

Заходит кукла Айшат. «Здравствуйте ребята. Вы меня узнали?» (ответы детей) . «Я пришла Вам сказку рассказать и с Вами поиграть » .

Воспитатель от имени Айшат рассказывает сказку , при этом используется кукольный театр.

- Золотой кувшин

Беседа после рассказывания :

Как называется сказка ?

Назовите, главных героев сказки ?

Почему царь не хотел стареть?

Что царь приказал ему достать?

Кто принес царю кувшин ?

О чем задумался царь?

Воспитатель : Ребята, я вам предлагаю с помощью кукольного театра рассказать сказку «Золотой кувшин » (выходят несколько детей по желанию, сказка повторяется 2-3 раза.

Кукла Айшат : Молодцы ребята! А я вам предлагает слепить кувшины . Садитесь за столы, берите пластилин. (дети лепят кувшины используя свои навыки) .

Воспитатель : -Молодцы. А теперь давайте посмотрим, какие красивые кувшины у вас получились и подарим их нашей гостье Айшат.

Итог занятия

Вам понравилась сказка ?

Кто или что вам понравилось в сказке ?

Кто вам понравился больше всех? Почему?

Дети прощаются с героем, постепенно переходят в самостоятельную игровую деятельность.


Top