Что означают слова кощунство и богохульство в православии. Какие меры наказания существуют за святотатство

Словарь Ушакова

Богохульство

богоху льство , богохульства, ср. (церк. ). Брань, поношение бога.

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Богохульство

(Лев 24:11-16) - один из самых тяжких грехов, состоящий в произнесении дерзких и хульных слов на Бога и промысл Божий. По закону Моисееву за богохульство наказывали смертью, именно: виновного выводили за пределы стана и побивали камнями (Лев 24:15-16). Между видами богохуления, особенно тяжкий грех хула на Духа Святого (Мф 12:31, Мк 3:28-30), по заповеди Спасителя: «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простятся человекам ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12:31-32). Именей и Александр, упоминаемые в 1-м послании ап, Павла к Тимофею (1:20), за богохульство были преданы апостолом страшному наказанию, и в будущем, по слову Божию, суд таких людей не медлит и погибель их не дремлет (2 Пет 2:3, Иуд. 8-15).

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Богохульство

богох’ульство (Мат.9:3 ; Мат.26:65 ; Мар.2:7 ; Мар.7:22 ; Мар.14:64 ; Лук.5:21 ; Иоан.10:33 ,36; 1Тим.1:20 ; Отк.13:1 ,5) - поношение, оскорбление имени Божия. В Мат.9:2 -3 книжники считали богохульством даже попытку делать дело Божие и говорить от имени Бога. (см. ).

Православный энциклопедический словарь

Богохульство

оскорбление Бога и святынь, один из самых тяжких грехов. Христос предупреждал, что "хула на Духа (Святого) не простится человекам" (Евангелие от Матфея 12,31).

Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

Богохульство

хула на Бога, на то, что связано с верой в Бога. В любом случае неэтично. Субъект выказывает свое духовно-нравственное недостоинство или невежество и этим самым вызывает у порядочных людей отрицательное отношение к себе не только во время данного общения, но и надолго позже. Не следует вступать в спор с богохульствующим взрослым человеком, делать ему замечание: узнав о вашей позиции, он также будет относиться к вам плохо.

Целесообразная реакция – спокойное и краткое выражение неприятия высказывания или красноречивое неодобрительное молчание.

Православная энциклопедия

Богохульство

один из наиболее тяжких грехов, представляющий собой произнесение слов хулы на Бога и Божий промысел. В соответствии с законом Моисеевым богохульников предавали смерти. Виновного выводили из города или стана и публично побивали камнями. Самым тяжким из богохульств является поношение Святого Духа. Сам Спаситель по этому поводу говорил следующее: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. ни в сем веке, ни в будущем» (Евангелие от Матфея, 12, 31–32).

Библия: Тематический словарь

Богохульство

произносить хулу на Бога

А. Как совершаются богохульства:

речи против Бога:

Лев 24:11,16; Мф 26:64,65; Деян 6:11

речи против слова Божия:

идолопоклонство:

Неем 9:18,26; Иез 20:27,28

преследования церкви:

угнетение бедных:

богохульные имена:

Б. Установления о богохульстве

запрещено законом Божиим:

Исх 20:7; Исх 22:28

наказуемо смертью:

Лев 24:13–16,23; Мф 26:65,66

В. Причины обвинения Иисуса в богохульстве

прощал грехи:

Богохульство принадлежит к группе преступных деяний, направленных против веры и ограждающих ее законов. Подобные деяния впервые предусматриваются законодательством евреев, а оттуда, чрез каноническое право, переходят и в уголовные кодексы новых народов.

Относительно богохульства еврейское право постановляло: «и детям Израиля скажи: кто будет злословить Богу моему, тот понесет грех Свой, и кто хулительно произнесет Имя Всевышняго, да умрет, да побиют его каменьями, будет ли это свой или чужеземец» (Левит. 24, 15, 16). Тот же взгляд отразился и на римском праве христианской эпохи, вытеснив господствовавший до того времени принцип онаго: «deorum injurias diis curae», т. e. - наказание за оскорбление богов вверяется их личной заботе. Вот почему в 77-й новелле Юстиниана о богохульниках говорится следующее: «так как некоторые, кроме чародийства, произносят также хулительныя слова, клятву, божбу, чем возбуждают гнев Божий, то мы обращаемся к этим людям (с предупреждением), чтобы они воздержались от таких поступков, хранили в сердце страх Божий и подражали людям, нравственно живущим, ибо вследствие таких поступков посылаются на страну гонения, землетрясение и чума; поэтому виновные подлежат заключению, а затем и смертной казни, дабы от попустительства таких преступлений не погибли самые народы и целыя государства».

Но полная формулировка богохуления получилась лишь в каноническом праве. Так, здесь вместе с богохулением в тесном смысле появляется богохуление особого вида, а именно, - когда предметом поношения являются Божия Матерь и признаваемые церковью святые, при чем этот вид богохуления карается только тогда, когда он совершен публично, при многолюдном собрании (multis coram astantibus publice) - в виду того, что в этом преступлении усматривается посредствующий умысел совратить присутствующих к отпадению от божественного учения. Кроме того, к богохулению каноническое право отнесло божбу и в особенности лжеприсягу. При божбе различалась клятва каким-либо небожественным существом от клятвы Богом, как существом физическим, или частями его существа (волосами, головой); сюда же относилось и призывание имени Бога всуе, без достаточного к тому основания. К подобным воззрениям канонического права примыкает и светское законодательство средних веков и даже начала нового времени, каковы, например, известное «Abschied und Befehl auf dem Reichstag; zu Worms» 1495 г. - в Германии и ордонанс 1670 г. - во Франции, а также городские права, особенно право города Шпейера). Тот же, затем, взгляд переходит в Bambergensis и в Каролину, которая, между прочим, грозила наказанием «an Leib, Leben oder Glieder» (в отношении тела, жизни или членов) тому, «кто Богу приписывает то, что не преличествует Богу, или своими словами отнимает у Бога то, что принадлежит ему, всемогущество Божие, оскорбляет Его Святую Матерь Деву Марию». Но мало-помалу в практику судов по подобным преступлениям начинает врываться стремление смягчить излишнюю суровость закона, особенно в виду субъективных обстоятельств вроде легкомыслия, опьянения, невежества, или чистосердечного раскаяния. Вследствие этого во всех подобных случаях смертная казнь, полагавшаяся за богохуление, начинает заменяться не только телесным наказанием, но нередко и денежною пенею. Затем, в ХVІІ столетии, наряду с уменьшением ответственности за богохуление, значительно изменяется и самый объем этого преступления. Так, прежде всего исчезает уголовная наказуемость божбы, клятвы (о ней, например, уже не упоминается в Allgemeines Preussisches Landrecht 1794 г.); самое богохуление по немецкому земскому праву уже перестает наказываться смертною казнию и определяется так: «что публично высказанными грубыми богохульствами дает повод к общему соблазну», т. е., на первый план выдвигается момент возбуждения соблазна, а не прежнее понятие об оскорблении Божества. В Австрии еще Терезиана 1768 г. ставила богохуление во главе всех тяжких преступлений и объясняла это опасением чтобы всемогущий Бог по праведному гневу сам не наказал попустительные власти и всю страну» Но уже по кодексу Иосифа II (1787) богохуление рассматривается со стороны нарушения им интересов религиозной общины и возникающей отсюда опасности для государственного спокойствия; богохульник наказывался заключением в дом для умалишенных до тех пор, пока не раскаивался в своем преступлении. Во Франции смягчение ответственности за богохуление началось еще ранее; так, еще в ХVІ в. здесь исчезает применение к богохулению смертной казни, при чем за случаи более легкие стала назначаться денежная пеня, а за более тяжкие - наказания телесные, переходившие, при повторении преступления, в наказания членовредительные. Правда, в ХVІІ в. при Людовике ХІV эдикт 1666 г. снова возвращается к строгим наказаниям за богохуление, доходящим до смертной казни простой и даже до квалифицированной, вроде колесования, четвертования и т. п.; но затем, в конце того же столетия и в ХVІII в. практика вновь возвратилась к значительно более смягченной наказуемости богохуления.

Вместе с реформацией появляется и усердно разрабатывается мыслителями, каковы: Мильтон, Спиноза и особенно - Локк, идея веротерпимости, которая имела сильнейшее влияние на изменение группы религиозных преступлений и самую юридическую конструкцию посягательств этого рода. Так, господствовавшая до того, как мы видели, идея о том, что богохульник посягает на самое Божество или на самую веру, стала вызывать справедливые возражения. «Невозможно, чтобы Божество было оскорблено, говорит Фейербах в § 303 своего учебника, немыслимо, чтобы оно мстило человеку за оскорбление; нелепо, чтобы оно было удовлетворяемо наказанием оскорбителя», а комментатор Фейербаха Морштадт поясняет эти положения так: невозможно - потому, что Божество недосягаемо для преступника; немыслимо - ибо иначе пришлось бы приписать Всеблагому Существу потребность мести, между тем нельзя говорить о потребности мщения у лица, имеющего безграничную силу предупреждения; нелепо, ибо нельзя говорить об удовлетворении того кто неуязвим и не нуждается в человеческих страданиях.

Последствием этого учения было то, что криминалисты от понятия посягательства (в религиозных преступлениях и, в частности, в богохульстве) на Божество, перешли к понятию посягательств на права религиозных обществ и их членов, оскорбляемых в их наиболее дорогих убеждениях и стесняемых в наиболее ценном проявлении их свободы. Основатель этого воззрения Штюбель утверждает, что, понося и унижая предмет верования какого-либо лица, тем самым оскорбляют и самое лицо, ибо для человека нет более тяжкого оскорбления, когда уничижают, порицают, хулят или насмехаются над тем предметом, который, по искреннему убеждению этого лица, составляет его святыню. То же говорит и Гролльман. А Фейербах, кроме того, поясняет: церковь, как моральное лицо, имеет право на честь; кто унижает цель ее бытия, унижает и самое общество, верующее в нее; кто ругается над предметами религиозного почитания или поклонения, служащими целью церковного единения, тот ругается над самою церковью.

Таким образом, государственное и общественное значение религиозных посягательств совершенно стушевывается, и они входят в область посягательств против частных (как физических, так и юридических) лиц, причем богохуление и кощунство отходят в область оскорблений, а различные виды посягательств на свободу вероисповедания - в группу посягательств на свободу вообще. Этих, отчасти, воззрений держалось общее земское уложение Германии 1794 г. Гораздо далее в отрицании государственного и общественного значения религии и необходимости ее охраны пошло французское революционное законодательство. Так, кодекс 1791 г. совсем не знал религиозных посягательств, а закон 7 вандемиера ІV года, хотя и предусматривал случаи оскорбления предметов религиозного почитания в местах, назначаемых для отправления культа, но имел в виду не столько направленные против религии посягательства, сколько злоупотребления, учиняемые в интересах какого-либо вероисповедания, как например, принуждение к соблюдению праздников, к участию в издержках культа, выставление предметов религиозного поклонения вне назначенных для того мест, публичное совершение недозволенных церемоний, злоупотребления, учиняемые духовными лицами и т. п.

Однако изложенное учение о существе религиозных посягательств вообще и богохульства в частности, - учение, вполне соответствовавшее общим воззрениям конца XVIII века на сущность преступления, оказалось односторонним и неполным. В самом деле, религия является не только одним из важнейших благ отдельных лиц, не только интересом, около которого группируются известные церковные общения, но она, по-крайней мере в большинстве современных государств - является одним из самых главных условий развития и существования обществ, одним из тех основных устоев, на коих покоятся государственная и общественная жизнь. Поэтому-то религия представляется ценнейшим публичным достоянием, охрана коего вызывается не только соображениями об отдельных, к тому или другому исповеданию принадлежащих, верующих, но и интересами всего государства. «Нравственность и религия, говорит Гепп, образуют настоящие основы государства и гражданского союза, а потому защита религии составляет один из священнейших государственных интересов». Стоящий на той же точке зрения Миттермайер (в комментариях к учебнику Фейербаха) утверждает, что основание наказания богохуления заключается в том, что государство в высшей степени заинтересовано в защите религиозных чувств, равно как и предметов религиозного почитания. Посягательство на религию не только оскорбляет религиозные чувства отдельных лиц и целых народных масс, но, при безразличном отношении закона к таким деяниям, может поколебать уважение к религии и подорвать основы государственной жизни. Из западных ученых того же воззрения держатся Россгирт, Тотман, Вахтер, Вальберг и Берпер, а из наших - Кистяковский, Таганцев и Белогриц-Котляревский. По словам Гуго Мейера, современные кодексы отказались видеть в религиозных преступлениях посягательство на известные частные права, но признают здесь нападение на призвание государства охранять религиозные воззрения и учреждения, в виду их общественного, нравственного значения. «Религия, - говорит один из новейших исследователей вопроса о постановке религиозных посягательств, Колер, охраняется государством, как один из тех высших культурных человеческих интересов, установление и развитие которых составляет задачу государственной жизни». Этою публичностию защищаемых государством религиозных интересов только и может быть объяснено, почему религиозные посягательства преследуются не как нападения на честь и свободу отдельных лиц, страдающих от этих посягательств, а в порядке публичном, и почему наказания за эти посягательства назначаются иные, чем за посягательства против чести частных лиц. Только с этой точки зрения государственного значения посягательств этого рода может быть выяснена различная постановка их в отдельных современных законодательствах, при чем относительная тяжесть уголовной наказуемости сих посягательств определится, судя по значению религии в данном государстве, по взаимным отношениям религиозных обществ в оном и, наконец, - по тому значению, которое придается, среди других вероисповеданий, господствующей в том государстве вере.

Сообразно этому религиозные посягательства будут поставлены совершенно иначе в государствах: 1) где известное исповедание имеет значение господствующего, 2) где хотя одно исповедание и признается религиею государственною, но без предоставления ей преобладающего пред прочими значения и 3) где церковь и государство поставлены совершенно независимо друг от друга (по определению Кавура, «libera chiesa in libero stato»).

Переходя за сим к рассмотрению постановки религиозных посягательств в отдельных современных уголовных кодексах, нельзя не заметить, что к приведенным выше доктринам XVIII века всего ближе и по ныне стоит законодательство французское. Во Франции code penal религиозным посягательствам посвящено пять статей (260-264) § VIII, гл. I, кн. III, причем кодекс совершенно не предусматривает случаев богохуления и порицания веры и ее догматов, когда таковые не соединены с надругательством над священными или освященными предметами. Наказание за эти посягательства по code penal идут от денежной пени, 16-500 франков и до заключения в тюрьму, на 6 дней - 6 месяцев, а нанесение побоев духовному лицу какого-либо исповедания, при исполнении им обязанностей его звания, влечет за собой и лишение прав - degradation civique, - если только не вызывает более сильного взыскания по другим статьям того же кодекса. Кроме кодекса, во Франции по отношению к этим посягательствам принимаются еще законы: 19 марта 1859 г. (о терпимых или допускаемых вероисповеданиях), 25 марта 1822 г., 10 сентября 1830 г. и 29 июня 1881 г. Постановления бельгийского кодекса (ст. 142-146) совершенно тождественны с французскими, за исключением только того, что он дает охрану не только вероисповеданиям, признанным таковыми государством, но и всяким вообще религиозным единениям лиц, одинаково верующих. Новейший итальянский кодекс (1890 г.) говорит о преступлениях против свободы вероисповеданий в ряду преступлений против прав, гарантированных конституцией (ст. 140 до 144). Наказание - штраф от 50 до 3000 лир и заточение от 3 до 30 месяцев. По кодексу нидерландскому (ст. 145-147) религиозные преступления облагаются пенею до 120 флоринов или влекут за собою тюрьму на срок не свыше 1 года.

Несколько иной характер имеют постановления германского кодекса. Он сходен с французским в том отношении, что одинаково исходит из принципа религиозной свободы, в силу коего каждому предоставляется свобода исповедовать любую веру и полная свобода научного разбора вопросов религии и философии, при чем обнаружение тех или других религиозных воззрений не подлежит стеснению. Равным образом, подобно французскому, германское законодательство предоставляет свободу перехода из одного вероисповедания в другое, и действие уголовного закона имеет место лишь в том случае, когда такой переход является результатом принудительных мер. Но, исходя таким образом из идеи религиозной свободы, германский кодекс старается оградить как государственную религию, так и все иные, допускаемые в государстве исповедания, от всякого посягательства не только на свободное отправление их культа, но и на их догматы и учение. Отсюда далее в самом оглавлении того отдела германского уголовного уложения, который трактует о религиозных преступлениях, замечается большая полнота и широта по сравнению с кодексом французским и подражающими последнему. И, действительно, по кодексу германскому к отделу религиозных преступлений относятся: а) богохуление и б) препятствование богослужению. Первое делится на отдельные преступления, а именно: 1) возбуждение соблазна хулением Бога, 2) поругание церкви и веры и 3) учинение в церкви или ином назначенном для религиозных собраний месте, оскорбительного бесчинства. Наказание за все эти преступления одинаково - тюрьма на срок не свыше 3-х лет. Второе делится на две группы преступлений - препятствование совершению публичного богослужения и прерывание богослужения, безразлично публичного, или частного. Наказание за то и другое - одно и то же - тюрьма не свыше 3 лет. Кроме того, отдельно стоят похищение трупа или его частей, разрушение и оскорбление могил и оскорбление предметов религиозного чествования (ст. 168) - тюрьма до 3-х лет или пеня в 1500 марок, иногда с лишением почетных гражданских прав. Из религиозных проступков, караемых полицейскими законами, германский кодекс знает несоблюдение воскресных и праздничных дней. Наказание - арест до 2 недель, или денежная пеня но свыше 60 марок. По венгерскому уголовному уложению преступления и проступки против религии и свободы вероисповеданий (глав. IX, ст. 190-192) поставлены на ряду с посягательствами на права, охраняемые конституцией. Наказание - пеня до 1000 флоринов или тюрьма до 1 года. По проекту нового австрийского уложения все религиозные преступления и проступки делятся на 3 группы, а именно: препятствование богослужению или прерывание оного, оскорбление святыни, куда относится и богохуление (Gotteslasterung), словесное оскорбление духовного лица при совершении им обязанностей своего сана, оскорбительное бесчинство на кладбище и распространение религиозного вероучения, запрещенного австрийскими государственными законами. Наказание - тюрьма или исправительный дом (Zuchthaus) на срок не свыше 3 лет или пеня до 600 флоринов.

В России первые постановления относительно религиозных посягательств встречаются в уставах св. Владимира и Всеволода, при чем постановления эти носят на себе все отличительные признаки норм византийского церковного права, перешедшего на Русь чрез номоканон Иоанна Схоластика и номоканон в XIV титулов, вместе с христианством. Но вплоть до уложения царя Алексея Михайловича из обширной группы посягательств этого рода наибольшее внимание и церкви и государства вызывали соблюдение языческих обрядов, склонение в ереси и суеверия с волшебством. Собственно богохульство впервые предусматривается этим именно уложением здесь, в главе 1-й - «о богохульниках и о церковных мятежниках»; - статья 1-я говорит о богохулении (о религиозных преступлениях говорится еще и в XXII главе), при чем таковым преступлением признается: возложение хулы на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на родившую его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на Честный Крест, или на святых Божиих угодников - и при том безразлично - иноверец ли это совершит или русский человек. Наказание - смертная казнь сожжением, безотносительно к тому, где и при каких условиях было учинено таковое богохульство.

Значительные видоизменения этого определения были внесены законодательством Петра Великого. Воинский устав (арт. 3 и 4) разделил это преступление по объектам хулы на два вида: к 1-му отнесены те, которые имени Божию хуление произносят, оное презирают и службу Божию поносят и ругают Слово Божие и Св. Таинство; за это деяние полагалось прожжение языка и затем отсечение главы. Второй же вид составляло поношение Богородицы и Святых ругательными словами, а по морскому уставу - и поношение Св. Писания и веры кафолической; наказание - отсечение сустава или «лишение живота». Следует при этом заметить, что во всех этих случаях виновный подлежал наказанию одинаково, «хотя сие в пьянстве или в трезвой жизни учинится», но за то артикул 6-й указывал те случаи, когда слова хулителя никакого богохуления не содержат, а произнесены только по легкомыслию. За таковое легкомыслие в 1-й и 2-й раз полагалось заключение в железо на 14 дней, вычет жалованья за месяц (по гошпитали) или гонение шпицрутенами, а в 3-й раз- аркебузирование. Наконец, в артикуле 5-м воинского устава установлено особое наказание для тех, которые слышали богохуление, но не донесли о нем, за что виновный «яко причастник богохуления» имел быть лишенным живота или своих пожитков. Реакция против этих суровых наказаний замечалась в проекте уголовного уложения Елизаветы Петровны (1754 г.), где, между прочим, предполагалось богохульников отсылать «в духовное правительство» на увещание «и если он раскается, а иноверец - примет православную веру, то поступать с ними по правилам каноническим, а нераскаянных отсылать к светскому суду»; тоже начало проводилось и в проекте уложения 1813 г. При Екатерине II о богохулении трактовалось в уставе благочиния 1782 г., причем по ст. 195 под таковым понималось возложение хулы на Господа Бога, Богородицу, Честный Крест и Святых. При составлении в 1832 г. свода законов российской империи все религиозные преступления были отнесены ко 2-му разделу 1-й книги XV-го тома; богохуление же занимает 1-ю главу этого раздела, вместе с порицанием веры. Тоже самое место за религиозными преступлениями было сохранено у нас и в уложении 1845 г., но из богохуления были выделены при этом случаи оскорбления святыни, каковые и помещены совместно со случаями нарушения благочиния в церквах и оскорбления духовных лиц, при чем к этой последней категории были отнесены даже случаи убийства, или изувечения и поранения священнослужителя. Нужно заметить, что уже к этому времени религиозные преступления подверглись такой детальной разработке в нашем уголовном кодексе, что перечисление их по уложению 1845 г. занимало целых 81 статью - количество, которого не было отведено для религиозных преступлений ни в одном из западных уголовных кодексов того времени. В действующем нашем уголовном уложении (изд. 1885 г.) преступления религиозные, или «преступления против веры и ограждающих оную постановлений» занимают 2-й раздел части 1-й, статьи 176-240 (всего 64 статьи), из которых собственно богохулению отведены ст. 176-181. Богохуление определяется здесь так: «кто дерзнет публично в церкви с умыслом возложить хулу на славимаго в Единосущной Троице Бога, или на Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на Честный Крест Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на безплотныя Силы Небесныя, или на Святых угодников Божиих и их изображения, тот подвергается лишению всех прав, состояния и ссылке в каторжную работу в рудниках на время от 12 до 15 лет. Когда сие преступление учинено не в церкви, но в публичном месте, или при собрании более или менее многолюдном, то виновный приговаривается к лишению всех прав, состояния и к ссылке в каторжную работу на заводах на время от 6 до 8 лет» (ст. 176). «Учинивший сие преступление хотя и не публично и не в многолюдном собрании, но однакож при свидетелях, с намерением поколебать их веру или произвести соблазн, приговаривается к лишению всех прав, состояния и к ссылке на поселение в отдаленнейших местах Сибири» (ст. 177). «Кто в публичном месте, при собрании более или менее многолюдном, дерзнет с умыслом порицать христианскую веру или православную церковь, или ругаться над Св. Писанием, или Святыми Таинствами, тот подвергается лишению всех прав, состояния и ссылке в каторжную работу на заводах на время от 6 до 8 лет. Когда сие преступление учинено не в публичном собрании, но однакож при свидетелях и с намерением поколебать их веру или произвести соблазн, то виновный приговаривается к лишению всех прав, состояния и к ссылке на поселение в отдаленнейших местах Сибири» (ст. 178). «Кто, будучи свидетелем произносимого в публичном месте с умыслом богохуления или поношения Святых угодников, или же дерзкого, с намерением поколебать в ком-либо веру, порицания христианского закона вообще, или в особенности церкви православной, или же ругательства над Священным Писанием и Святыми Таинствами, не дает о том знать надлежащему начальству для прекращения соблазна, тот за сие подвергается заключению в тюрьме от 4 до 8 месяцев, или аресту от 3 недель до 3 месяцев» (ст. 179). «Если будет доказано, что дозволивший себе в публичном месте произнести слова, имеющие вид богохуления, или поношения Святых Господних, или же порицания веры и церкви православной, учинил сие без умысла оскорбить святыню, а единственно по неразумию, невежеству или пьянству, то он подвергается заключению в смирительном доме на время от 8 мес. до 1 года и 4 мес. с потерею некоторых особенных прав и преимуществ, или заключению также в смирительном доме, без ограничения в правах и преимуществах, на время от 4 мес. до 8 мес., или. наконец, заключению в тюрьме на время от 4 мес. до 1 года и 4 мес.» (ст. 180). «Кто в печатных или хотя и письменных, но каким-либо образом распространяемых им сочинениях дозволит себе богохуление, поношение Святых Господних, или порицание христианской веры, или церкви православной, или ругательства над Священным Писанием и Святыми Таинствами, тот подвергается лишению всех прав, состояния и ссылке на поселение в отдаленнейших местах Сибири. Сим же наказаниям подвергаются и те, которые будут заведомо продавать или иным образом распространять такие сочинения» (181 ст.). Таким образом оказывается, что богохуление по нашим уголовным законам, по строгости уголовной кары, принадлежит к важнейшим преступлениям. Таким же оно остается и по внесенному ныне на рассмотрение Государственного Совета проекту нового уголовного уложения, хотя уголовная кара здесь значительно легче, как, впрочем, и по всем другим преступлениям в этом проекте.

Литература.
Katz, Ein Grundriss des kanonischen Strafrechts. 1881 г.; S. Mayer, Geschichte d. Strafrechte. 1876 г. Wahlberg, Die religiosen Beziehungen (в его Gesammelte Schriften т. I) Tissot, Le droit penal. Севоров, О церковных наказаниях; Л. С. Белогриц-Котляревский, Преступления против религии в важнейших государствах Запада. 1886 г.; Рефераты В. Д. Спасовича и Н. С. Таганцева, - О преступлениях против веры и О религиозных преступлениях и об основаниях к их будущему пересмотру (в ІІІ т. протоколов Юридического Общества при С.-Петербургском Университете); Ф. Г. Тернера, Свобода совести и отношение государства к церкви (ІІІ-й т. Сборника государственных знаний, издан. В. П. Безобразовым); Объяснения к проекту нового уголовного уложения т. IV, 1895 г.

* Николай Федорович Марков,
кандидат канонического права С.-Петербурского университета,
помощник юрисконсультанта при Священном Синоде.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 2, стлб. 849. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1901 г. Орфография современная.

Умные люди, даже если они атеисты (а такое сочетание встречается довольно редко), все равно воздерживаются от богохульства. Так, на всякий случай. И дело не только в страхе перед возможной карой Всевышнего. Любой стремится к тому, чтобы по возможности не обидеть окружающих, среди которых встречаются искренне верующие люди.

Законы пишутся не для умных людей, которые и так знают в большинстве случаев, как поступить, чтобы не нанести морального или материального ущерба окружающим. Вполне естественно стремление морально здорового члена общества жить честно, не красть, не убивать, не богохульствовать. Это заложено в самой природе человеческого общения. Однако есть, к сожалению, примеры другого отношения к общественной морали, когда вмешательство просто необходимо.

В дореволюционной России православие было государственной религией, но при этом создавалось терпимое отношение к иноверцам, которые составляли значительную часть населения империи. Случаи агрессивной ксенофобии имели место, но власти делали все для того, чтобы их пресечь. При этом никому, независимо от исповедуемой конфессии, не позволялось богохульствовать. Это означало недопустимость непочтительного использования имени Бога и публичного выражения неуважительного отношения к религиозным догматам.

В период масштабных социальных преобразований, последовавших за октябрьским переворотом 1917 года, активно попирались исконные ценности, выработанные столетиями. Детей заставляли отрекаться от родителей, брат шел против брата, а людей заставляли богохульствовать. Это делалось для того, чтобы создать новую религию, в которой были свои святые мощи в мавзолее на Красной площади, своя «красная Пасха» - Первомай, и аналог Рождества - Годовщина Великой революции 7 ноября. Оскорбление, пусть и неумышленное, новых реликвий влекло кару намного более строгую, чем наказание за богохульство в прошлые времена. Уликой могла стать газета, использованная в гигиенических целях (с пипифаксом тоже были проблемы), если на ней был напечатан портрет кого-то из вождей.

Закон о богохульстве в России призван защитить права тех, кто исповедует ценности, традиционные для нашего многонационального и поликонфессионального общества. В первую очередь он касается православной общины, которая, несмотря на свою многочисленность, проявляет редкую в наше время терпимость к вандализму. Попробовали бы «Pussy Riot» попеть-поплясать в мечети…

богохульствовать

словом или делом оскорблять святыню, ругаться над тем, что свято, отрекаться Бога, Господа. Богохуление, богохульство, богохульначество ср. хула на Господа. Богохульный, содержащий хулу на Бога; к ней относящ. Богохульник м. -ница ж. произносящий хулу на Бога. Богочеловек м. Бог, принявший тело, образ человека, Бог во плоти. Сын Божий, Бог Сын, Господь, Спаситель, Искупитель, Иисус Христос. Богочеловеческий или богочеловечный, принадлежащий, свойственный Богочеловеку. Богочестие ср. богопочитание; благоговейное почитание или чествование Бога. Богоявление ср. явление Бога на земле человеку.

Крещенье, Иордань, водокрещи, праздник в воспоминание крещения Господа нашего Иисуса Христа, 6 января. Накануне, крещенский вечер, крещенский или второй сочельник. Яркие звезды породят белых ярок. Крещение под полный месяц, к большой воде. Крещенский снег (коли идет) собирают от недугов и для беления холстов. Увидать Господне крещенье: в полночь, чаша с водою сама колыхнется. На крещенский сочельник ставят меловые кресты. В богоявленскую ночь, перед утреней, небо открывается; а о чем открытому небу помолишься, то сбудется. Кто о святках рядился, обмывается на Иордани. На Крещенье день теплый - хлеб будет темный, густой. В Крещенье метель, и на святой метель. Коли на воду пойдут в туман, хлеба будет много. На Крещенье снег хлопьями, к урожаю; ясный день, к недороду. Коли прорубь на Иордани полна, будет большой разлив. На полдень облака - к урожаю. Звездистая ночь - урожай на горох и ягоды. Коли собаки много лают, будет много зверя и дичи, перм. До трех дней, до первого Спаса и после Крещенья, белья не прут. Трещи, не трещи, а минули водокрещи. Дуй, не дуй, не к Рождеству пошло, к Великодню. Разъездился, как мордва на Богоявленье. В этот день иногда трудно проехать через мордовское село, где все катаются, запрягая почередно всех лошадей своих, чтобы шайтан на них не ездил. Богоявленный, явленный, показанный Богом, соделанный явным, видимым для человека. Богоявленский, относящийся до праздника

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

богохульствовать

богохульствую, богохульствуешь, несов. (церк.). Произносить богохульства.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

богохульствовать

Твую, -твуешь. Хулить Бога, поносить, оскорблять церковные реликвии, обряды.

сущ. богохульство, -а, ср.

прил. богохульствен-ный, -ая, -ое. Богохульственные речи.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

богохульствовать

несов. неперех. Заниматься богохульством.

Примеры употребления слова богохульствовать в литературе.

богохульствующим

Плотники были угрюмы, электрики вымотаны, антрепренер не скрывал отчаяния, уборщики богохульствовали .

На лице у нее застыло ошеломленное выражение богобоязненной женушки, которая только что услыхала, как ее дорогой мужинек богохульствует в Божьем храме.

Ибо безумие и дикое отмщение бездны -- вот единственные дары Ньярлатотепа самонадеянным смертным, и хотя наездник с безумным усилием пытался поворотить своего летучего возницу, с насмешливым клекотом птица шантак продолжала неумолимо нестись вперед, в злонамеренной радости хлопая гигантскими перепончатыми крыльями, держа путь прямо к тем богомерзким провалам, куда не долетают сны, в тот предельный аморфный хаос нижних пределов естества, где бурлит и богохульствует в средоточии бесконечности неразумный султан демонов Азатот, чье имя никто не смеет произнести вслух.

Интересно другое: ты становишься совершенно неотразима, Василиса, когда богохульствуешь !

Несмотря на усердные увещевания, монах не переставал богохульствовать до тех пор, пока монахи, присутствовавшие при этом, не разделись догола и не стали истязать себя плетьми.

Наталья Николаевна, вы будете видеть, как дьякон Ахилла начнет казнить учителя Варнавку, который богохульствует , смущает людей живых и мучит мертвых.

До сих пор они как бы не замечали эту вопиющую ересь, но теперь Освободитель богохульствовал всего в дюжине миль от храма Висека, величайшего божества Вейлов.

В этот час ее неукротимый дух и порой даже дух сына, который, быть может, родился бы у них и будущем году, витали по всему дому, построенному для нее, хотя теперь в нем уже не было ни одной вещи, которую она бы трогала, держала в руках или видела, кроме печи, кухонного стола и одного платья - не сорочки или ночной рубашки, а клетчатого платьишка, похожего на то, в котором он впервые увидел ее в школе, да еще этого окна, из-за которого он даже в самые жаркие летние вечера, пока негр готовил ужин, сидел в душной кухне, пил виски из каменного кувшина, разбавляя его тепловатой водой из дубовой кадки, и разговаривал вслух, все больше ожесточаясь, богохульствуя яростно и непримиримо, но ему не на кого было броситься, некого было одолеть, победить.

Вы не должны богохульствовать , мой господин, - удалось ей прошептать, хотя она и не смела взглянуть на него.

Три точки также связываются исконно со Святой Троицей, по поводу которой Юные Редисы часто богохульствуют .

Там вам не придется каждый божий день иметь дело с проклятыми англичанами, или с богохульствующим и сквернословящим отребьем, вроде Брока, или с самим дьяволом во плоти, вроде Струана, или даже со старшим партнером, вроде Джефферсона Купера, который считает Бостон пупом земли и по молодости лет не имеет представления о сдержанности.

Конечно, тем самым они никого не убивают, даже более того, не приносят никому тяжкого вреда здоровью, но они наносят глубокое моральное оскорбление, которое может в будущем отразиться не только на здоровье граждан но и на их психическом состоянии.

Понятия

Святотатство

Понятие святотатства идет к нам из древнерусской культуры.

Давайте разберемся, что это такое?

Сразу же после крещения Руси появись сторонники старой веры, которые на отрез отказались принимать новую но они не просто тихо молчали, они пытались оскорбить основное населения, совершая при этом сожжение церквей, развал святынь.

Тогда, в летописях впервые промелькнуло это слово и используется до сих пор не только в православии, но и в юридическом языке.

Примером служит уголовный кодекс, в который еще в двух тысяча двенадцатом году внесли данное деяние как преступление.

Об этом говорится в статьях 148 и 282 УК РФ . Возможно, толчком к этому действию послужил всем известный в России инцидент, связанный с танцами на святом месте в храме Христа спасителя в Москве.

Но прежде чем говорит про характеристики данного преступления стоит сказать его определение.

Под святотатством понимают оскорбление нанесенное святыни, или же ее осквернении.

Уголовной практике известны множество таких преступлений, но раньше они подходили под статьи вандализм и хулиганство.

На сегодняшний день есть статьи, которые закрепят наказание за подобное дерзкое преступление, предусматривающее неуважение к вере и к выбору других.

Кощунство

государственных системах разных верований.

Уголовно-правовая характеристика

Уголовно правой характеристикой данного преступления является его общественная опасность.

Она не приносит вреда здоровью, из-за этого преступления никто не умирает, но остающийся осадок наносит удар по репутации церкви, по моральному здоровью граждан, которые свято верят в свою религию.

Состав преступления


Объектом данного преступления как и предметом в равных долях являются моральные ценности, которые тщательно охраняются законом. А вот объективную сторону стоит рассмотреть подробнее.

Конечно, и святотатство и кощунство выражаются в действиях. Невозможно совершить подобное деяние бездействуя.

Именно поэтому, под характеристикой данного преступления понимают деяние, совершенное лицом или группой лиц, и направлено оно на унижение людей и их веры.

Также, к объективной стороне стоит отнести действия, направленные на порчу имущества, памятников, святынь, имеющих не только материальную, но и духовную ценность.

Субъективной стороной данного преступления является наступление общественно опасных последствий, которых непременно хочет подсудимый, который представляет себе нанесенный урон, но все равно желает их наступления.

Также, говоря о субъективной стороне необходимо упомянуть мотив преступления.

А также преступники преследуют определенную цель.

Субъектом данного преступления являются граждане, достигшие возраста шестнадцати лет, и понимающих что они делают, то есть, обладающие дееспособностью.

Отграничение святотатства от смежных преступлений


Очень часто святотатство путают с такими преступлениями, как вандализм и хулиганство .

Ведь совсем недавно статьи святотатство не было в кодексе и разрушение памятников, танцы у алтаря и другие невероятные преступные деяния можно было охарактеризовать и вменить наказание только по вышеупомянутым составам.

На сегодняшний день все проблемы такого рода полностью исчерпаны.

Очень важно знать определения вандализма и хулиганства.

Вандализм признается учеными психологами да и теоретиками права, формой деструктивного поведения гражданина, которое может являться также дивиантным.

Вандализм (ст.214 УК РФ ) представляет собой действия, которые направлены на осквернение различных ценностей, начиная с предметов искусства, и заканчивая зданиями, строениями и сооружениями.

Многочисленные рисунки краской из баллона на новых красивых домах- как паз признак того самого вандализма.

Под хулиганством (ст. 213 УК РФ ) также понимают действия, которые направлены на разрушение и несут в себе все показательное неуважению как к обществу в целом, так и к конкретным людям в частности.

Как правило, при хулиганстве грубо и резко нарушаются закоренелые устои, общество расслаивается.

Наказание и ответственность


За данное преступление предусмотрена уголовно правовая ответственность статья 148 УК РФ .

Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих — наказываются:

  1. в размере до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 2 лет,
  2. на срок до 240 часов,
  3. на срок до 1 года,
  4. на срок до 1 года.

Другое дело что практически нет судебной практики, в соответствии с которой можно было бы основательно применять решения.

Пример из судебной практики

Самый яркий пример произошел в Москве, в храме Христа спасителя, когда посреди службы три девушки в масках оказались в центре, у алтаря и начали распевать неприемлемые песни и танцевать.

Осуждены они были по статье 213 УК РФ — Хулиганство.

Одеты были также неподобающим образом. Пока прихожане пытались прийти в себя девушки скрылись.

Но правосудие взяло верх и беглянок нашли. Сегодня они отбывают наказание и сожалеют о содеянном.

Заключение

Если вы пройдетесь по своему городу, то наверняка увидите всевозможные согнутые перила и кощунство над памятниками – это признак вандализма.


Случаи с осквернением святынь очень редки, но это не значит что их нет.

Просто хочется верить, что даже у самых отъявленных вандалов и хулиганов есть душа.

Святотатство – преступление, о котором больно читать верующему человеку.

Не только потому, что это оскорбление его религии, а потому, что основа любой традиционной религии – это вера, любовь и самопожертвование.

И когда люди проявляют друг к другу столько эгоизма и злобы, становится очень горько.

Хочется верить, что скоро это преступление уйдет из сводок преступности и вовсе уйдет в историю, ведь вера – это немногое из того, что подбадривает и ведет нас в этом темном мире ярким светом.


Top