Интересы и занятия дворянской женщины кратко. Интересы и занятия молодой дворянской женщины


Интересы и занятия дворянской женщины 1

На общем фоне быта русского дворянства начала ХIХ в. «мир женщины» выступал как некоторая обособленная сфера, обладавшая чертами известного своеобразия. Образование молодой дворянки было, как правило, более поверхностным и домашним. Оно обычно ограничивалось навыком бытового разговора на одном-двух иностранных языках, умением танцевать и держать себя в обществе, элементарными навыками рисования, пения и игры на каком-либо музыкальном инструменте и самыми начальными знаниями по истории, географии и словесности.

Значительную часть умственного кругозора дворянской девушки начала ХIХ в. определяли книги.

Образование молодой дворянки имело главной целью сделать из девушки привлекательную невесту.

Естественно, что со вступлением в брак обучение прекращалось. В брак молодые дворянки в начале ХIХ в. вступали рано. Нормальным возрастом для брака считался возраст 17-19 лет. Однако время первых увлечений молодой читательницы романов начиналось значительно раньше. И окружающие мужчины смотрели на молодую дворянку как на женщину уже в том возрасте, в котором последующие поколения увидали бы в ней лишь ребенка.

Выйдя замуж, юная мечтательница часто превращалась в домовитую помещицу-крепостницу, как Прасковья Ларина, в столичную светскую даму или провинциальную сплетницу.

И все же в духовном облике женщины были черты, выгодно отличавшие ее от окружающего дворянского мира. Дворянство было служилым сословием, и отношения службы, чинопочитания, должностных обязанностей накладывали глубокую печать на психологию любого мужчины из этой социальной группы. Дворянская женщина начала ХiХ в. значительно меньше была втянута в систему служебно-государственной иерархии, и это давало ей большую свободу мнений и большую личную независимость. Защищенная к тому же, конечно лишь до известных пределов, культом уважения к даме, составлявшим существенную часть понятия дворянской чести, она могла в гораздо большей мере, чем мТжчина, пренебрегать разницей в чинах, обращаясь к сановникам или даже к императору.

Последствия петровской реформы не в одинаковой мере распространялись на мир мужского и женского быта, идей и представлений - женская жизнь и в дворянской среде сохранила больше традиционных черт, поскольку более была связана с семьей, заботами о детях, чем с государством и службой. Это влекло за собой то, что жизнь дворянки имела больше точек соприкосновения с народной средой, чем существование ее отца, мужа или сына.

УРОК 44

КОММЕНТИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ.

ПИСЬМО ТАТЬЯНЫ КАК ВЫРАЖЕНИЕ ЕЁ ЧУВСТВ,

ДВИЖЕНИЯ ЕЁ ДУШИ.

ГЛУБИНА, ЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ГЕРОИНИ
...Татьяна - существо исключительное,

натура глубокая, любящая, страстная.

В.Г. Белинский
ХОД УРОКА
I. Устный или письменный опрос по 2-6 пунктам домашнего задания.
II. Анализ третьей главы романа. Беседа по вопросам:

1. С чего начинается третья глава?

2. Вспомните, какое отношение у соседей-помещиков вызывал Онегин. Как эти слухи могли повлиять на чувство Татьяны? (Они могли вызвать интерес к нему, подчеркнуть его исключительность.)

3. А какую роль в растущем чувстве любви героини могли сыграть книги, которые она читала? В.Г. Белинский в своей статье о Татьяне писал: «Здесь не книга родила страсть, но страсть все-таки не могла не проявиться немножко по-книжному. Зачем было воображать Онегина Вольмаром, Малек-Аделем, де-Линаром и Вертером?..

Затем, что для Татьяны не существовал настоящий Онегин, которого она не могла ни понимать, ни знать…» 1

4. Проверка индивидуального задания. Сообщение на тему «Интересы и занятия дворянской женщины» (по карточке 27).

5. Прочитайте строфы ХVII-ХIХ. Почему о любви Татьяна говорит со старой няней? Сравните две любви, две судьбы.

6. Как строфы ХХII-ХХV объясняют читателю смелый поступок Татьяны - решение писать Онегину, открыть свою душу?

7. Проверка домашнего задания - выразительное чтение наизусть письма Татьяны.

8. Найдите строфы, в которых показано томительное ожидание Татьяной ответа на свое признание.

9. Как в ХХХVIII и ХХХIХ строфах показано смятение героини, ее страх перед долгожданной встречей?

Обратим внимание учащихся на то, что в самый напряженный момент развития сюжетного действия вдруг начинает звучать песня. (Если есть возможность, нужно дать запись «Песни девушек» из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин».) Как эта песня готовит читателя к предстоящему объяснению?

10. Прочитайте последнюю строфу (ХLI) третьей главы. Почему автор заканчивает главу на самом напряженном и интересном событии?
III. Домашнее задание.

а) Как отнесся Онегин к письму Татьяны?

б) Что мешает героям быть счастливыми?

в) Зачем в конце четвертой главы показана счастливая пара влюбленных: Ленский и Ольга?

УРОК 45

СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЫ.

ИСПОВЕДЬ ОНЕГИНА.

КОНТРАСТ МЕЖДУ КАРТИНАМИ

СЧАСТЛИВОЙ ЛЮБВИ И УЧАСТЬЮ ТАТЬЯНЫ
Открыв письмо Татьяны, мы - провалива-

емся. Проваливаемся в человека, как в реку, ко-

торая несет нас вольным, переворачивающим

течением, омывая контуры души, всецело вы-

раженной потоком речи...

Абрам Терц (А.Д. Синявский)
ХОД УРОКА
I. Беседа по четвертой главе романа:

1. Четвертая глава романа - самая многозвучная. Здесь мы слышим полифонию голосов, мнений, мотивов: это и монолог Онегина, и его диалог с Ленским, и повествование о героях и событиях, и раздумья автора о жизни, о возможности счастья, любви, дружбы.

Какие события происходят в жизни героев в четвертой главе? (Два события: свидание Онегина и Татьяны (оно началось еще в третьей главе) и обед в зимнюю пору в доме Онегина, на котором Ленский передает ему злополучное приглашение на именины Татьяны. Эпизоды широко развернуты, а вокруг них авторские лирические отступления.)

2. С чего начинается четвертая глава? (С шести пропущенных строф. Эта пауза заставляет нас, подобно пушкинской героине, затаив дыхание, ждать развития событий.) И вот начинается текст:
Чем меньше женщину мы любим,

Тем легче нравимся мы ей...
Чьи это мысли? Автора? Онегина?

Строфы УIII-Х показывают, насколько опустошена душа Онегина, и то, что произойдет между Онегиным и Татьяной, после их прочтения кажется предопределенным.

3. Как отнесся Онегин к письму Татьяны? (Ответ предполагает анализ ХI и предшествующих строф.)

4. Выразительное чтение исповеди Онегина. (Строфы ХII-ХVI.)

5. Этот монолог литературоведы называют по-разному: исповедь, проповедь, отповедь. А как думаете вы? Свой ответ аргументируйте.
Слово учителя

Проповедь Онегина противопоставлена письму Татьяны совершенным отсутствием в ней литературных клише и реминисценций.

Смысл речи Онегина именно в том, что он неожиданно для Татьяны повел себя не как литературный герой («спаситель» или «соблазнитель»), а просто как хорошо воспитанный светский и к тому же вполне порядочный человек, который «очень мило поступил // С печальной Таней». Онегин повел себя не по законам литературы, а по нормам и правилам, которыми руководствовался достойный человек пушкинского круга в жизни. Этим он обескуражил романтическую героиню, которая была готова и к «счастливым свиданьям», и к «гибели», но не к переключению своих чувств в плоскость приличного светского поведения, а Пушкин продемонстрировал ложность всех штампованных сюжетных схем, намеки на которые были так щедро разбросаны в предшествующем тексте. Не случайно во всех последующих строфах главы доминирующей делается тема литературной полемики, разоблачения литературных штампов и противопоставления им действительности, истины и прозы. Однако при всей наивности начитавшейся романов героини в ней есть непосредственность и способность к чувству, отсутствующие в душе трезвого героя.

6. Что мешает героям быть счастливыми? (Однозначного ответа здесь быть не может: видимо, встреча эта, как думает Онегин, произошла слишком поздно для героя, а, может быть, наоборот, рано, и Онегин еще не готов полюбить. Особое внимание следует обратить на то, насколько необычен этот роман. Традиционная схема была такой: на пути к счастью есть серьезные преграды, злобные враги, а здесь никаких препятствий нет, но нет и взаимной любви.)

7. Какой важный жизненный совет дает Онегин Татьяне?
(Учитесь властвовать собою;

Не всякий вас, как я, поймет;

К беде неопытность ведет.)
Только все дело в том, что не «всякому», а именно Онегину открывает Татьяна свое сердце, и к беде ведет не неопытность, искренность Татьяны, а слишком богатый жизненный опыт Евгения.
8. Слово учителя.

Но от друзей спаси нас боже!
С чем это связано? Обратимся к комментарию Ю.М. Лотмана к ХIХ строфе, из которого мы узнаем, с какой низостью, подлостью столкнулся А.С. Пушкин, кто такой «враль», рождающий клеветнические слухи, и о каком «чердаке» идет речь.

На чердаке вралем рожденной... – смысл стихов раскрывается сопоставлением с письмом П.А. Вяземскому 1 сентября 1822 г.: «...мое намерение было (не) заводить остроумную литературную войну, но резкой обидой отплатить за тайные обиды человека, с которым расстался я приятелем и которого с жаром защищал всякий раз, как представлялся тому случай. Ему показалось забавно сделать из меня неприятеля и смешить на мой счет письмами чердак князя Шаховского, я узнал обо всем, будучи уже сослан, и, почитая мщение одной из первых христианских добродетелей - в бессилии своего бешенства закидал издали Толстого журнальной грязью».

Толстой Федор Иванович (1782-1846) - отставной гвардейский офицер, бретер, картежник, одна из наиболее ярких личностей ХIХ в. Его имел в виду Грибоедов, когда писал о «ночном разбойнике, дуэлисте» («Горе от ума», д. 4, явл. IV).

Пушкин узнал об участии Толстого в распространении позорящих его слухов и ответил эпиграммой («В жизни мрачной и презренной...») и резкими стихами в послании «Чаадаеву». Пушкин долгое время собирался драться с Толстым на дуэли.

Чердак - литературно-театральный салон А.А. Шаховского. «Чердак» помещался в доме Шаховского в Петербурге на Малой Морской, на углу Исаакиевской площади. Постоянными посетителями его были представители театральной богемы и литераторы, близкие к «архаистам»: Катенин, Грибоедов, Крылов, Жихарев и др.

О сплетнях, распространяемых Толстым на «чердаке», Пушкин узнал от Катенина.

10. Зачем в конце четвертой главы показана счастливая пара влюбленных: Ленский и Ольга?

11. По какому принципу построено описание «картин счастливой жизни» Ленского и Ольги относительно предыдущих строф? (Принцип антитезы, контраста.)

Обратите внимание: автор подчеркивает состояние души Владимира Ленского, его ожидание счастья: «Он весел был», «Он был любим» и «был счастлив», но есть стиховой перенос, настораживающий внимательного читателя: «...По крайней мере!! Так думал он». Опять зазвучала авторская ирония. Надо ли верить в любовь, если тебе как будто отвечают взаимностью? Как обстоит все на самом деле и нужно ли об этом узнавать? Может быть, лучше не рассуждать, а безоглядно верить? А Татьяна хотела и верить, и знать. Поистине, знание приумножает скорбь 1 .

12. Время в четвертой главе бежит очень быстро. Как мы помним, объяснение между Онегиным и Татьяной происходило в пору сбора ягод, и вот уже автор рисует картины осени: «И вот уже трещат морозы // И серебрятся средь полей...». А изменился ли за это время Онегин? Как проходили его дни в деревенской тишине? (Он спокоен, его жизнь ничем не напоминает петербургскую суету; он забыл «и город, и друзей, и скуку праздничных затей».)

Но зимой в глуши что делать в эту пору? (Остается радость общения с другом, Ленским. Евгений ждет его, не садится без него обедать. Строфы ХLVII-ХLIХ рисуют зимний обед друзей.)
II. Домашнее задание.

1. Как Ленский передал приглашение на именины Татьяны? Почему он так настаивает на приезде Онегина?

3. Индивидуальное задание - подготовить сообщение на тему «Народные приметы, встречающиеся в пятой главе» (по карточке 28).

Карточка 28

Народные приметы, встречающиеся в пятой главе

Героиня романа в пятой главе погружена в атмосферу народной жизни, и это решительно изменило характеристику ее духовного облика. Пушкин противопоставил заявление в третьей главе «она по-русски плохо знала» противоположному по значению «Татьяна (русская душою)...» Этим он привлек внимание читателей к противоречивости образа героини.

Ее тревожили приметы... - П. А. Вяземский к этому месту текста сделал примечание: «Пушкин сам был суеверен» (Русский архив. 1887. 12. С. 577). В эпоху романтизма вера в приметы становится знаком близости к народному сознанию.

Настали святки. То-то радость! - Зимние святки представляют собой праздник, в ходе которого совершается ряд обрядов магического свойства, имеющих целью повлиять на будущий урожай и плодородие. Святки - время гадания на суженых и первых шагов к заключению будущих браков. «Никогда русская жизнь не является в таком раздолье, как на святках: в эти дни все русские веселятся. Всматриваясь в святочные обычаи, мы всюду видим, что наши святки созданы для русских дев. В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели - к сближению суженых. Только в святочные дни юноши и девы сидят запросто рука об руку; суженые явно гадают при своих суженых, старики весело рассказывают про старину и с молодыми сами молодеют; старушки грустно вспоминают о житье девичьем и с радостью подсказывают девушкам песни и загадки. Наша старая Русь воскресает только на святках» 1 .

«По старине торжествовали /7 В их доме эти вечера», то есть святочные обряды выполнялись в доме Лариных во всей их полноте. Святочный цикл, в частности, включал посещение дома ряжеными, гадания девушек «на блюде», тайные гадания, связанные с вызыванием суженого и загадыванием сна.

Посещение дома ряжеными в пушкинском романе опущено, но следует отметить, что традиционной центральной фигурой святочного маскарада является медведь, что, возможно, оказало воздействие на характер сна Татьяны.

Во время святок различали «святые вечера» (25-31 декабря) и «страшные вечера» (1-6 января). Гадания Татьяны проходили именно в «страшные вечера».

Как ваше имя? Смотрит он... - Иронический тон повествования создается за счет столкновения романтических переживаний героини и простонародного имени, решительно несовместимого с ее ожиданиями.

Девичье зеркало лежит. - Во время святочного гадания «на сон» под подушку кладут различные магические предметы. Среди них зеркало занимает первое место. Все же предметы, связанные с крестной силой, удаляют.

ХI - ХII строфы - переправа через реку - устойчивый символ женитьбы в свадебной поэзии. Однако в сказках и народной мифологии переход через реку является также символом смерти. Это объясняет двойную природу образов сна Татьяны: как представления, почерпнутые из романтической литературы, так и фольклорная основа сознания героини заставляют ее сближать влекущее и ужасное, любовь и гибель.

Большой, взъерошенный медведь... - Исследователи отмечают двойную природу медведя в фольклоре: в свадебных обрядах в основном раскрывается добрая, «своя», человекообразная природа персонажа, в сказочных - он представляется хозяином леса, силой, враждебной людям, связанной с водой (в полном соответствии с этой стороной представлений, медведь во сне Татьяны - «кум» хозяина «лесного дома», полудемона, полуразбойника Онегина, он же помогает героине перебраться через водяную преграду, разделяющую мир людей и лес. В этой, второй функции медведь оказывается двойником лешего, «лесного черта», и роль его как проводника в «шалаш убогой» вполне оправдана всем комплексом народных верований).

Х V I - Х V II строфы - содержание строф определено сочетанием свадебных образов с представлением об изнаночном, вывернутом дьявольском мире, в котором находится Татьяна во сне. Во-первых, свадьба эта - одновременно и похороны: «За дверью крик и звон стакана, // Как на больших похоронах». Во-вторых, это дьявольская свадьба, и поэтому весь обряд совершается «навыворот». В обычной свадьбе приезжает жених, он входит в горницу вслед за невестой.

Во сне Татьяны все происходит противоположным образом: прибывает в дом невеста (дом этот не обычный, а «лесной», то есть «антидом», противоположность дому), войдя, она также застает сидящих вдоль стен на лавках, но это лесная нечисть. Возглавляющий их Хозяин оказывается предметом любви героини. Описание нечистой силы («шайки домовых») подчинено распространенному в культуре и иконографии средних веков и в романтической литературе изображению нечистой силы как соединению несоединимых деталей и предметов.

Все приведенные примеры свидетельствуют о том, что Пушкин хорошо ориентировался в обрядовой, сказочной и песенной народной поэзии, поэтому сюжет главы основан на точном знании всех деталей святочных и свадебных обрядов.

«Открытое занятие» - Проверочный блок. Продумайте итоговый этап занятия. Взаимодействие. Определите необходимый дидактический, демонстрационный, раздаточный материалы и оборудование. Итоговый этап. Требования к открытому занятию. Рекомендации: Типичные ошибки: Долой монолог, да здравствует диалог! Критерии открытого занятия «Введение в дополнительную образовательную программу».

«Познавательный интерес» - Общая характеристика проблемы. Загадки, пословицы и поговорки о физкультуре, спорте, разумном стиле жизни. Познавательные интересы. Вариантность. Основные каналы формирования познавательных интересов: Как научить ученика работать самостоятельно? Продумывание последовательности заданий. Снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

«Развитие интереса» - Почему погибли земноводные? Задачи на воспроизведение имеющихся знаний. Слайды для микроскопа. Интерес к учебно-познавательной деятельности является мощным двигателем в обучении. Прием научного спора. Использование символов для выполнения заданий. Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.

«Молодой учитель» - Сравнение ситуации. С администрацией С учениками С коллективом учителей С родителями. Введение магистратуры с педагогическим содержанием в профильных ВУЗах. Критерии эффективности: Нами не занимаются, не интересуются. Реализация: с июля 2011 г. по декабрь 2014 г.). Психолого-педагогическая подготовка Теория без практики.

«Занятия для детей» - Взаимосвязь в работе воспитателей и специалистов. 17. Организация предметной среды. Примерная схема анализа занятия. План- схема наблюдений за педагогическим процессом. Эффективность выбора приемов и методов воспитания и обучения. Технология анализа качества образовательного процесса в ДОУ. Схема анализа педагогом собственной педагогической деятельности.

«Занятия в детском саду» - Основные цели и задачи, поставленные нами для воспитания подрастающего поколения: Как же мы хотим видеть наших детей здоровыми, красивыми, жизнерадостными. Основная программа развития: Простейшие правила игры. Я в путешествие отправлюсь И в сказку загляну, С задачами я справлюсь, Примеры все решу. Спешу на прогулку жару и в метель, В любую погоду гулять мне не лень.

Замечательна разоблачительная интонация этой строфы; выразительность характеристик усилена анафорическим началом строк (Всё… Всё… Всё…), синтаксическим параллелизмом парных строк:

(Иван Петрович так же глуп,

Семён Петрович так же скуп…) -

и повтором слов: тот же, то же, так же... Это ироническое, злое, а не добродушно насмешливое описание провинци­ального дворянства. Типичность характеристик подчеркнута многообразием примеров, укладывающихся под общее правило.

Еще более обобщенная и убедительная характеристика московского дворянства дана в строфе 48:

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор;

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно;

В бесплодной сухости речей,

Расспросов, сплетен и вестей

Не вспыхнет мысли в целы сутки,

Хоть невзначай, хоть наобум;

Не улыбнется томный ум,

Не дрогнет сердце, хоть для шутки:

И даже глупости смешной

В тебе не встретишь, свет пустой!

Эта строфа звучит как гневное разоблачение. Долго сдерживаемое негодование вдруг прорывается, и строфа завершается уничтожающей насмешкой, горьким сарказмом. Здесь нужно анализировать каждую строку, многократно и внимательно воспринимать этот гнев поэта, его презрение и негодование.

Еще глубже и беспощадней дана сатира на высший свет в восьмой главе. В строфах 24, 25, 26 в окончательной редакции и в черновиках к ним выведена целая галерея сатирических образов представителей высшего света:

Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лица,

Необходимые глупцы.

Здесь и «на все сердитый господин» и «диктатор бальный, прыгун суровый, должностной»; и «фертик молодой», «румян, как вербный херувим, затянут, нем и недвижим»; «Тут был Проласов, заслуживший Известность низостью души», «И путешественник залетный, перекрахмаленный нахал». Каждый образ пронизан здесь презрением поэта, его ненавистью.

Вспомним слова Белинского об отношении Пушкина к дворянскому классу: «Он нападает в этом классе на все, что противоречит гуманности; но принцип класса для него - вечная истина... И потому в сатире его так много любви, самое отрицание его так часто похоже на одобрение и на любование...»

Что в «Онегине» «принцип» дворянского класса не отрицается Пушкиным, это верно. О сатирических же моментах в характеристике провинциального дворянства нельзя сказать, что «в сатире его так много любви, что самое отрицание его так часто похоже на одобрение и любование». Это относится только к образам Лариных, хотя и здесь Пушкин не затушевывает отрицательных черт в их характеристике. Но вот Гвоздин - разве в этом образе есть авторское одобрение и любование?

Слова Белинского уже ни в какой степени не могут быть отнесены к характеристике столичного дворянства, данной резко и гневно, в ней нет ни грана «одобрения и любования». Важно отметить, что отрицательную характеристику Лариных Пушкин постепенно, по мере работы над романом, смягчал; и наоборот, обострял сатирическую, по-ювеналовски гневную характеристику высшего света, что явилось следствием развития политического мышления Пушкина под влиянием событий 1825- 1826 и последующих годов.

Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную «картину русского общества, взятого в один из интереснейших моментов его развития…»

Глава II . Интересы и занятия дворянской женщины

На общем фоне быта русского дворянства начала XIX века «мир женщины» выступал как некоторая обособленная сфера, обладавшая чертами известного своеобразия. Образование молодой дворянки было, как правило, более поверхностным и домашним. Оно обычно ограничивалось навыком бытового разговора на одном-двух иностранных языках, умением танцевать и держать себя в обществе, элементарными навыками рисования, пения и игры на каком-либо музыкальном инструменте и самыми начальными знаниями по истории, географии и словесности.

Значительную часть умственного кругозора дворянской девушки начала XIX века определяли книги.

Образование молодой дворянки имело главной целью сделать из девушки привлекательную невесту.

Естественно, что со вступлением в брак обучение прекращалось. В брак молодые дворянки в начале XIX века вступали рано. Нормальным возрастом для брака считался возраст 17-19 лет. Однако время первых увлечений молодой читательницы романов начиналось значительно раньше, как например, у Татьяны Лариной:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли всё;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Она любила Ричардсона

Не потому, чтобы прочла,

Не потому, чтоб Грандисона

Она Ловласу предпочла…

Конечно, прочитанные Татьяной романы Ричардсона и Руссо воспитывали и культивировали в её душе эту жажду любви. Татьяна получила из таких романов не только представление о любви как о величайшей радости жизни, но и представление о благородстве женщины, возвышенности и силе её чувства; таковы были любимые Татьяной литературные героини – Кларисса, Юлия, Дельфина. Поэтому естественным было то чувство, которое рождается в героине, как только Онегин был замечен ею:

Пора пришла, она влюбилась.

Так в землю падшее зерно

Весны огнём оживлено.

И окружающие мужчины смотрели на молодую дворянку как на женщину уже в том возрасте, в котором последующие поколения увидали бы в ней ребенка.

Выйдя замуж, юная мечтательница часто превращалась в домовитую помещицу-крепостницу, как Прасковья Ларина. В юности это московская сентиментальная девица по имени Pachette :

…она была одета

Всегда по моде и к лицу…

Бывало, писывала кровью

Она в альбомы нежных дев,

Звала Полиною Прасковью

И говорила нараспев,

Корсет носила очень узкий,

Произносить умела в нос.

Выданная замуж за нелюбимого человека и увезённая «разумным мужем» в деревенскую глушь, мать Татьяны «рвалась и плакала сначала, /с супругом чуть не развелась». Но очень скоро она научилась самодержавно управлять супругом, всецело взяла в свои руки хозяйство:

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь –

Всё это мужа не спросясь.

И, наконец, «привыкла и довольна стала»:

Корсет, альбом, княжну Алину,

Стишков чувствительных тетрадь

Она забыла; стала звать

Акулькой прежнюю Селину

И обновила наконец

На вате шлафор и чепец.

Другой путь превращения юной девицы, выданной замуж, - в провинциальную сплетницу или столичную светскую даму. Одним из примеров является Татьяна, став светской дамой, она постепенно изменяется в соответствии с обществом, в котором ей приходится постоянно находиться. Татьяна надевает маску «равнодушной княгини», кажется «неприступною богиней». В ответ на признание Онегина Татьяна, хоть и любила его, дает прямой и безоговорочный ответ:

Но я другому отдана,

Я буду век ему верна.

В этих словах заключена вся сила характера Татьяны, её сущность. Несмотря на сильную любовь к Онегину, она не может нарушать обет, данный ею мужу перед богом, не может поступиться моральными принципами.

И все же в духовном облике женщины были черты, выгодно отличавшие её от окружающего дворянского мира. Дворянство было служащим сословием, и отношения службы, чинопочитания, должностных обязанностей накладывали глубокую печать на психологию любого мужчины из этой социальной группы. Дворянская женщина начала XIX века значительно меньше была вытянута в систему служебно-государственной иерархии, и это давало ей большую свободу мнений и большую личную независимость. Защищённая к тому же, конечно, лишь до известных пределов, культом уважения к даме, составлявшим существенную часть понятия дворянской чести, она могла в гораздо большей мере, чем мужчина, пренебрегать разницей в чинах, обращаясь к сановникам или даже к императору.

Последствия петровской реформы не в одинаковой мере распространялись на мир мужского и женского быта, идей и представлений – женская жизнь и в дворянской среде сохранила больше традиционных черт, поскольку более была связана с семьёй, заботами о детях, чем с государством и службой. Это влекло за собой то, что жизнь дворянки имела больше точек соприкосновения с народной средой, чем существование её отца, мужа или сына.

Глава III . Поместное дворянство в романе.

В романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкин подробно и верно изображает современную ему русскую действительность. В.Г.Белинский охарактеризовал роман как «энциклопедию русской жизни». Действительно, открывая «роман в стихах», читатели погружаются в атмосферу пушкинской эпохи.

В первой главе перед ними во всём своём блистательном великолепии предстаёт чопорный Петербург, в котором проводит своё детство и юность главный герой, именем которого назван роман. В конце седьмой главы, трясясь с Лариным в кибитке, читатели имеют возможность оценить облик тогдашней Москвы:

церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг…

Но особенно ярко и образно изображён в «Евгении Онегине» деревенский помещичий быт.

Основная часть действия романа разворачивается в деревне, куда «молодой повеса» приезжает ухаживать за больным дядей, но не успевает застать того в живых. Кажется, что в доме его дяди, где поселяется Онегин, время давно остановилось: нет ни книг, ни газет, «нигде ни пятнышка чернил», валяется только «календарь осьмого года». Автор иронично объясняет это отсутствием какого бы то ни было интереса к образованию тем, что у дяди Онегина было «много дел», ведь

Деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил.

Закоснелость, боязнь нововведений характеризует и помещиков – новых соседей Онегина. Из-за того, что Евгений заменяет «ярем барщины старинной» лёгким оброком, облегчая жизнь своим крестьянам, соседи решают, что он – «опаснейший чудак». Здесь можно провести параллель между Онегиным и Чацким, героем поэмы «Горе от ума». Мысли и идеи Чацкого кажутся опасными и сумасбродными московскому обществу на балу в доме Фамусова.

В «Евгении Онегине» автор не позволяет себе выносить однозначный приговор помещикам. Своеобразие пушкинского «романа в стихах» состоит в том, что он не столько строится по законам литературного произведения, сколько течёт и меняется как сама жизнь. Все явления русской действительности предстают в нём описанными с разных сторон.

По-новому, тепло и задушевно начинает звучать роман, когда в нём появляется семейство Лариных со своими «привычками милой старины»:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод;

В день Троицын, когда народ,

Зевая, слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слёзки три…

Автор добродушно посмеивается над помещиками, которым «квас, как воздух был потребен». В сценах романа, посвященных быту и нравам помещиков, авторская ирония соседствует с искренним любованием простотой и естественностью их жизненного уклада.

В юности мать Татьяны любила романы, имела «светские» манеры, «вздыхала» о гвардейском сержанте:

Корсет носила очень узкий,

И русский Н как N французский

Произносить умела в нос…

Однако замужество изменило её привычки и характер. Муж увёз её в деревню, где она занялась домом и хозяйством, навсегда забросив

Корсет, альбом, княжну Полину,

Стишков чувствительных тетрадь.

Постепенно Ларина привыкла к новому образу жизни и даже тала довольна судьбой:

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь-

Всё это мужа не спросясь.

Вместо корсета, она надевает «на вате шлафор и чепец» и забывает про альбомы, чувствительные стишки и прочие романтические причуды. Автор предоставляет читателю право судить, какой образ жизни вести достойнее.

В деревне мать Татьяны зажила деятельной жизнью, занялась хозяйством, научилась «супругом самодержавно управлять». Привычка постепенно заменила ей счастье, к ним стала наезжать «соседей добрая семья», с которыми можно было «…и потужить и позлословить, И посмеяться кой о чём…». Автор не скрывает, что жизнь в деревне скучна и однообразна для тех, кто к ней ещё не привык. Однако, по сравнению с жизнью в Петербурге, деревенский быт спокойнее и, в то же время, деятельнее, естественнее.

Только в такой семье, где царили «нравы милой старины», могла появиться Татьяна «русскою душою». Её с детства окружали «преданья простонародной старины», она любила слушать страшные рассказы няни, гадать; её, как и самого автора «романа в стихах», «тревожили приметы». Всё это придавало Татьяне естественность, невыразимое обаяние и искренность, которые превратили её в «милый идеал» автора. В деревне она была окружена русской природой: лесами, рощами, лугами, - которые она искренне любила, черпала в них свои душевные силы, предавалась там отдыху, размышлениям и мечтам. С ними она, «как с давними друзьями», прощается перед отъездом в Москву.

Типичной уездной барышней в романе предстаёт и Ольга. «Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела…» - это обычная, посредственная девушка, простодушная и невинная как в своём незнании жизни, так и в своих чувствах. Ей не свойственны глубокие раздумья, сильные чувства, какая-либо рефлексия. Потеряв Ленского, она вскоре вышла замуж. Как заметил Белинский, из грациозной и милой девочки она «сделалась дюжинною барынею, повторив собою свою маменьку. С небольшими изменениями, которых требовало время».

Картины русской природы украшают его «свободный» роман, придают повествованию особую правдивость, натуралистичность. Они часто заполняют авторские лирические отступления, на их фоне более живым и естественным выглядит описание помещичьего быта.

Среда эта глубоко чужда Татьяне, недаром все эти люди напоминают ей чудовищ. Д.Благой считал, что в образах чудовищ, привидевшихся героине во сне, дана карикатура на мелкопоместное дворянство.

На общем фоне быта русского дворянства начала XIX века "мир женщины" выступал как некоторая обособленная сфера, обладавшая чертами известного своеобразия. Образование молодой дворянки было, как правило, более поверхностным и значительно чаще, чем для юношей, домашним. Оно обычно ограничивалось навыком бытового разговора на одном-двух иностранных языках (чаще всего это бывали французский и немецкий, знание английского языка уже свидетельствовало о более чем обычном уровне образования), умением танцевать и держать себя в обществе, элементарными навыками рисования, пения и игры на каком-либо музыкальном инструменте и самыми начатками истории, географии и словесности. Конечно, бывали и исключения. Так, Г. С. Винский в Уфе в первые годы XIX века обучал 15-летнюю дочь С. Н. Левашова: "Скажу, не хвастаясь, что Наталья Сергеевна через два года понимала столько французский язык, что труднейших авторов, каковы: Гельвеций, Мерсье, Руссо, Мабли - переводила без словаря; писала письма со всею исправностию правописания; историю древнюю и новую, географию и мифологию знала также достаточно" (Винский Г. С. Мое время. СПб., с. 139). Значительную часть умственного кругозора дворянской девушки начала XIX в. определяли книги. В этом отношении в последней трети XVIII в. - в значительной мере усилиями Н. И. Новикова и H. M. Карамзина - произошел поистине поразительный сдвиг: если в середине XVIII столетия читающая дворянка - явление редкостное, то поколение Татьяны можно было представить

…барышней уездной,

С печальной думою в очах,

С французской книжкою в руках

(VIII, V, 12–14 ).

Еще в 1770-е гг. на чтение книг, в особенности романов, часто смотрели как на занятие опасное и для женщины не совсем приличное. А. Е. Лабзину - уже замужнюю женщину (ей, правда, было неполных 15 лет!), отправляя жить в чужую семью, наставляли: "Ежели тебе будут предлагать книги какие-нибудь для прочтения, то не читай, пока не просмотрит мать твоя. И когда уж она тебе посоветует, тогда безопасно можешь пользоваться" (Лабзина А. Е. Воспоминания. СПб., 1914, с. 34). В дальнейшем Лабзина провела некоторое время в доме Херасковых, где ее "приучили рано вставать, молиться богу, утро заниматься хорошей книгой, которые мне Давали, а не сама выбирала. К счастью, я еще не имела случая читать романов, да и не слыхала имени сего. Случалось раз начали говорить о вышедших вновь книгах и помянули роман, и я уж несколько раз слышала. Наконец спросила у Елизаветы Васильевны о каком она все говорит Романе, а я его у них никогда не вижу" (там же, с. 47–48). В дальнейшем Херасковы, видя "детскую невинность и во всем большое незнание" Лабзиной, отсылали ее из комнаты, когда речь заходила о современной литературе. Существовали, конечно, и противоположные примеры: мать Леона в "Рыцаре нашего времени" Карамзина оставляет герою в наследство библиотеку, "где на двух полках стояли романы" (Карамзин, 1, 764). Молодая дворянка начала XIX в. - уже, как правило, читательница романов. В повести некоего В. 3. (вероятно, В. Ф. Вельяминова-Зернова) "Князь В-ский и княгиня Щ-ва, или Умереть за отечество славно, новейшее происшествие во времена кампании французов с немцами и россианами 1806 года, российское сочинение" описывается провинциальная барышня, живущая в Харьковской губернии (повесть имеет фактическую основу). Во время семейного горя - брат погиб под Аустерлицем - эта прилежная читательница "произведений ума Радклиф, Дюкредюмениля и Жанлис, славных романистов нашего времени" (цит. соч. ч. I, с. 58), предается любимому занятию: "Взяв наскоро "Удольфские таинства", забывает она непосредственно виденные сцены, которые раздирали душу ее сестры и матери За каждым кушаньем читает по одной странице, за каждою ложкою смотрит в разгнутую перед собою книгу. Перебирая таким образом листы, постоянно доходит она до того места, где во всей живости романического воображения представляются мертвецы-привидения; она бросает из рук ножик и, приняв на себя испуганный вид, нелепые строит жесты" (там же, с. 60–61). О распространении чтения романов среди барышень начала XIX в. см. также: Сиповский В. В. Очерки из истории русского романа, т. I, вып. 1. СПб., 1909, с. 11–13.

Образование молодой дворянки имело главной целью сделать из девушки привлекательную невесту. Характерны слова Фамусова, откровенно связывающего обучение дочери с будущим ее браком:

Дались нам эти языки!

Берем же побродяг, и в дом, и по билетам,

Чтоб наших дочерей всему учить, всему

И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

Как будто в жены их готовим скоморохам

Естественно, что со вступлением в брак обучение прекращалось.

В брак молодые дворянки в начале XIX в. вступали рано. Правда, частые в XVIII в. замужества 14- и 15-летних девочек начали выходить из обычной практики, и нормальным возрастом для брака сделались 17–19 лет. Однако сердечная жизнь, время первых увлечений молодой читательницы романов, начинались значительно раньше. И окружающие мужчины смотрели на молодую дворянку как на женщину уже в том возрасте, в котором последующие поколения увидали бы в ней лишь ребенка. Жуковский влюбился в Машу Протасову, когда ей было 12 лет (ему шел 23-й год). В дневнике, в записи 9 июля 1805 г., он спрашивает сам себя: "…можно ли быть влюбленным в ребенка?" (см.: Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и "сердечного воображения". СПб., 1904, с. 111). Софье в момент действия "Горя от ума" 17 лет, Чацкий отсутствовал три года, следовательно, влюбился в нее, когда ей было 14 лет, а может быть, и ранее, поскольку из текста видно, что до отставки и отъезда за границу он некоторое время служил в армии и определенный период жил в Петербурге ("Татьяна Юрьевна рассказывала что-то, Из Петербурга воротясь, С министрами про вашу связь…" - III, 3). Следовательно, Софье было 12–14 лет, когда для нее и Чацкого наступила пора

Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,

Которые во мне ни даль не охладила,

Ни развлечения, ни перемена мест.

Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!

Наташе Ростовой 13 лет, когда она влюбляется в Бориса Друбецкого и слышит от него, что через четыре года он будет просить ее руки, а до этого времени им не следует целоваться. Она считает по пальцам: "Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать" ("Война и мир", т. I, ч. 1, гл. X). Эпизод, описанный И. Д. Якушкиным (см.: Пушкин в воспоминаниях современников, 1, 363), выглядел в этом контексте вполне обычно. Шестнадцатилетняя девушка - уже невеста, и к ней можно свататься. В этой ситуации определение девушки как «ребенка» отнюдь не отделяет ее от "возраста любви". Слова «ребенок», «дитя» входили в бытовой и поэтический любовный лексикон начала XIX в. Это следует иметь в виду, читая строки вроде: "Кокетка, ветреный ребенок" (V, XLV, 6 ).

Выйдя замуж, юная мечтательница часто превращалась в домовитую помещицу-крепостницу, как Прасковья Ларина, в столичную светскую даму или провинциальную сплетницу. Вот как выглядели провинциальные дамы в 1812 г., увиденные глазами умной и образованной москвички М. А. Волковой, обстоятельствами военного времени заброшенной в Тамбов: "Все с претензиями, крайне смешными. У них изысканные, но нелепые туалеты, странный разговор, манеры как у кухарок; притом они ужасно жеманятся, и ни у одной нет порядочного лица. Вот каков прекрасный пол в Тамбове!" (Двенадцатый год в воспоминаниях и переписке современников. Сост. В. В. Каллаш. М., 1912, с. 275). Ср. с описанием общества провинциальных дворянок в EO .

«…есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум...»

Л.Н.Толстой

За главами, повествующими о высшем салонном обществе, в романе следуют сцены, знакомящиечитателей с семьями Ростовых и Болконских. И это не случайно.

Из истории

Французы воспитывали русских детей, готовили еду, шили платье, учили танцам, походке, манерам, верховой езде, преподавали в привилегированных учебных заведениях, скопированных с парижских, а русскую историю в них изучали по французским книгам.

Профессором французской словесности в Царскосельском Лицее служил родной брат мятежного Поля Марата, Давид, переименованный с соизволения Екатерины II в « де Будри».

Начальницей Смольного института - самого привилегированного женского учебного заведения страны назначили обрусевшую француженку из семейства гугенотов, Софью де Лафон.

Софья де Лафон - пленница судьбы


Мода требовала, чтобы образование было во французском духе, и чтобы воспитателями были исключительно французы. Пример пушкинского Онегина:

Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur L,Abbe, француз убогий,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.

В «Очеркахдворянского быта онегинской поры. Интересы и занятия дворянской женщины» (комментарии Ю. Лотмана к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин») читаем:

Образование молодой дворянки было, как правило, более поверхностным и значительно чаще, чем для юношей, домашним. Оно обычно ограничивалось навыком бытового разговора на одном-двух иностранных (чаще всего это бывали французский и немецкий, знание английского языка уже свидетельствовало о более чем обычном уровне образования), умением танцевать и держать себя в обществе, элементарными навыками рисования, пения и игры на каком-либо музыкальном инструменте и самыми начатками истории, географии и словесности.


Значительную часть умственного кругозора дворянской девушки начала XIX в. определяли книги. В этом отношении в последней трети XVIII в. – в значительной мере усилиями Н.И. Новикова и Н.М. Карамзина – произошел поистине поразительный сдвиг: если в середине XVIII столетия читающая дворянка – явление редкостное, то поколение Татьяны можно было представить

...барышней уездной,
С печальной думою в очах,
С французской книжкою в руках

(8, V, 12-14).


Молодая дворянка начала XIX в. – уже, как правило, читательница романов. В повести некоего В.З. (вероятно, В.Ф. Вельяминова-Зернова) «Князь В-ский и княгиня Щ-ва, или Умереть за отечество славно, новейшее происшествие во времена кампании французов с немцами и россианами 1806 года, российское сочинение» описывается провинциальная барышня, живущая в Харьковской губернии (повесть имеет фактическую основу). Во время семейного горя – брат погиб под Аустерлицем – эта прилежная читательница "произведений ума Радклиф, Дюкре-Дюмениля и Жанлис славных романистов нашего времени", предается любимому занятию:

«Взяв наскоро „Удольфские таинства“, забывает она непосредственно виденные сцены, которые раздирали душу ее сестры и матери <...> За каждым кушаньем читает по одной странице, за каждою ложкою смотрит в разогнутую перед собою книгу. Перебирая таким образом листы, постоянно доходит она до того места, где во всей живости романического воображения представляются мертвецы-привидения; она бросает из рук ножик и, приняв на себя испуганный вид, нелепые строит жесты».

Но в главах, посвященных семейству Болконских, писатель рисует иную картину.

В речи героев(Князь Андрей: "Где Lise?",княжна Марья: "Ах, Andre!" (книга 1, гл. XXY), французские выражения сиюминутны, так речь и поведение героев естественны и просты.

Старый князь Болконский <…> входил быстро, весело, как он всегда ходил, как будто умышленно своими торопливыми манерами представляя противоположность старому порядку дома. (книга 1, гл XXIY)

Обращение его к дочери звучит не иначе, как «сударыня» в отличие от «мадам» или «мадмуазель», принятых во французском обществе: «Ну, сударыня, - начал старик, пригнувшись близко к дочери над тетрадью…»(гл. XXII)

Но подругу княжны Марьи Жюли Карагину старый князьназывает не иначе, как на французский манер - Элоиза (намек на роман Ж-Жака Руссо «Юлия, или новая Элоиза»). Звучит это немного насмешливо, что подчеркивает отношение князя к новым порядкам, моде.

А как увесисто звучит речь князя на древнерусский манер!

«Нет, дружок, говорит он сыну, - вам с своими генералами против Бонапарте не обойтись; надо французов взять, чтобы своя своих не познаша и своя своих побиваша.

Князь, вопреки француженке Бурнье, которая должна была заниматься воспитанием княжны Марьи, «сам занимался воспитанием своей дочери, давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум...» (книга 1, гл XXII).

Если в салоне А.П.Шерер молодой Пьер с отзывается о Наполеоне, то Болконский переходит на крик, когда посылает князя Андрея к «его Буанопарте»: «Мадмуазель Бурнье, вот еще поклонник вашего холопского императора!»

В семье Болконских существовало еще одно неоспоримое правило:

«В назначенный час, напудренный и выбритый, князь вышел в столовую, где ожидала его невестка, княжна Марья m-lle Бурьен и архитектор князя, по странной прихоти его допускаемый к столу, хотя по своему положению незначительный человек этот никак не мог рассчитывать на такую честью. Князь, твердо державшийся в жизни различия состояний и редко допускавший к столу даже важных губернских чиновников, вдруг на архитекторе Михайле Ивановиче, <…> доказывал, что все люди равны… » (книга 1, гл XXIY)


Top