В каком произведении чувства сильнее разума. Сочинение на тему «Разум и чувства

Я не случайно выбрала тему внутреннего конфликта между чувством и разумом. Чувство и разум - это две важнейшие силы внутреннего мира человека, которые очень часто вступают в конфликт между собой. Бывают ситуации, когда чувства выступают против разума. Что же происходит в подобной ситуации? Несомненно, это очень болезненно, тревожно и крайне неприятно, так как человек мечется, мучается, теряет почву под ногами. Его разум говорит одно, а чувства поднимают настоящий бунт и лишают покоя и гармонии. Как следствие начинается внутренняя борьба, которая нередко заканчивается очень трагично.

Подобный внутренний конфликт описан в произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров, главный герой, разделял теорию «нигилизма» и отрицал буквально все: поэзию, музыку, искусство и даже любовь. Но встреча с Анной Сергеевной Одинцовой, красивой, умной, непохожей на других женщиной, стала решающим событием в его жизни, после которого начался его внутренний конфликт. Неожиданно он ощутил в себе «романтика», способного глубоко чувствовать, переживать и надеяться на взаимность. Его нигилистические взгляды потерпели крах: оказывается, есть любовь, есть красота, есть искусство. Охватившие его сильные чувства начинают борьбу против рационалистической теории, и жизнь становится невыносимой. Герой не может продолжать научные эксперименты, заниматься медицинской практикой – все валится из рук. Да, когда наступает подобный разлад между чувством и разумом, жизнь становится порой невозможной, так как нарушается гармония, которая необходима для счастья, а внутренний конфликт становится внешним: нарушаются семейные и дружеские связи.

Можно вспомнить и произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», в котором анализируется бунт чувств главного героя. Родион Раскольников вынашивал «наполеоновскую» идею сильной личности, имеющей право преступить закон и даже убить человека. Проверив эту рационалистическую теорию на практике, убив старуху-процентщицу, герой испытывает терзания совести, невозможность общения с родными и близкими, практически нравственно и физически заболевает. Это болезненное состояние возникло из-за внутреннего конфликта человеческих чувств и вымышленных теорий.

Итак, мы проанализировали ситуации, когда чувства выступают против разума, и пришли к выводу, что она порой пагубна для человека. Но, с другой стороны, она же сигнал того, что к чувствам обязательно надо прислушиваться, так как надуманные теории могут разрушить как самого человека, так и нанести непоправимый вред, непереносимую боль окружающим людям.

Хорошо, что современные школьники еще пишут сочинения, хотя, вижу по юным родственникам это им дается не так просто. Я училась в сельской школе, но помню, что сочинения мы писали довольно часто. У меня такое ощущение, что чуть ли не каждую неделю мы что то писали или по изученным произведениям, или на вольную тему по произведениям, рекомендуемым (или выбранным на свой вкус) для самостоятельного чтения.

Темы "Разум и чувства" , мы тоже касались, и даже не однократно, так как в литературе примеров, рассматривая которые можно попытаться понять - что из них важней, предостаточно. Разум или чувства? Естественно, на множестве примеров было доказано, что только гармония сердца и головы, дает человеку и чувство внутренней свободы, и чувство счастья. Страсти бывают слепы, разум бывает слишком холоден.

Но как теория без практики, так и разум без чувств не может существовать. Ведь часто так и бывает, что чувства толкают на поступки, из поступков (какие бы они не были), рождается "опыт - сын ошибок трудных", опыт в свою очередь вновь идет на помощь разуму в трудной ситуации. Получается какой то замкнутый круг. Хотя отдельные, особо разумные индивиды даже способны брать на вооружение чужой опыт. Но таким уникумов не много, а если мы и готовы опираться на чужой опыт, то это не касается всех вопросов и проблем подряд.

Я помню, что одна из дискуссий в классе у нас (а это был у многих любимый предмет) была как раз развита на интересную тему. Обычно, ведь считается, что ум и разум, некая практичность, прагматичность - это больше свойственно мужчинам. Женщины наоборот более эмоциональны, больше подвержены чувствам. Но так ли это на самом деле? Нам было предложено найти пример в литературе, где мужчина как раз оказался полностью погружен в чувства. И в принципе это удалось сделать довольно легко - Желтков из Гранатового браслета как раз оказался тем человеком, для которого чувства (любовь к Вере Николаевне) оказались куда важней, чем молва и насмешки. Он отлично понимал и свое социальное неравенство, и осознавал, что "насильно мил не будешь", но в тоже время сделать со своими чувствами ни чего не мог. Поэтому и финал в "Гранатовом браслете" столь печален.

Я сейчас не вспомню, как именно звучала тема моего сочинения, тем более это было столько лет назад, но я в свое время выбрала для рассмотрения этой темы, то что меня зацепило более всего. Не то что остальные произведения были оценены как то не так, просто бывает же что то прямо очень сильные эмоции вызывает. Поэтому я писала на данную тему на примере произведения Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" . Ведь если рассматривать поведение героев, то получается, что каждый из них поступил в соответствии в тем, что над ним оказало большую власть.

Эраст больше оказался подвержен разуму, хотя низменные страсти (проиграть имение в карты - такого человека разумным не назовешь) над ним тоже верх в какой то момент одержали. Но он попытался чистым расчетом исправить положение - женился на богатой вдове. Поступок не благовидный, но очень прогматичный и логичный в такой ситуации. Разумеется, он не любил вдову, но ради денег и положения в обществе можно потерпеть.

Лиза в свою очередь, была настолько погружена в чувства, что разум под их напором просто слово не смел "сказать". Лиза отвергла выгодную партию для себя, Лиза начисто забыла, что по социальному статусу она не может быть с этим человеком - ей было все равно. И наконец, в своем отчаянье Лиза совершила самоубийство, при этом так же не думая ни о ком. Особенно о старенькой матери, которую, как кажется на протяжении этого короткого произведения, Лиза любит всем сердцем. Что же в итоге получилось? Кто то из героев стал счастлив? С Лизой все понятно, но Эраст выбрав разум и выгодную женитьбу, так же оказался глубоко несчастен, так как " почитал себя убийцей", узнав о гибели Лизы.

То есть совесть у Эраста все же была, а совесть - это тоже чувство. Вот и получается, что только гармония между чувствами и разумом может помочь человеку в сложных ситуациях, а когда он пытается выбрать только что то одно, у него высоки шансы допустить фатальную ошибку.

Тематическое направление

«Разум и чувства»


Универсальное вступление

  • Чувства – это наша реакция на события внешнего мира, наши внутренние установки. Нравится или не нравится, восхищает или оставляет равнодушным, вызывает страх или уверенность. Разум же - это способность открывать и познавать законы мира.

Александр Евгеньевич Гаврюшкин

  • Нет чувств без разума, и разума без чувств. Как много здесь цветов, тонов, оттенков. «Я Вас люблю» - срывается из уст, А разум с чувствами идут стена на стенку. Они враги, друзья, антитела? Что их роднит, и что их различает? Для разума важней всего дела, А чувства о любви лишь помышляют… Когда они едины – это взрыв. Взрыв счастья, что вокруг всё освещает, А, если врозь - болезненный нарыв, Который, воспаляясь, жить мешает. Все знания без чувств, увы, мертвы. На знаниях нам счастье не построить. Что толку в том, что так разумны мы? Наш разум без любви, так мало стоит!
  • Нам чувства шепчут: «Всё отдай любви…», А разум говорит: «На самом деле Ошибку совершаешь, не спеши! Немного подожди, хотя б неделю…» Так что главней? Всевышний, подскажи… Возможно разум, чудеса творящий, Иль наши чувства, ведь без них, увы, Любви мы не познаем настоящей? Нет чувств без разума и разума без чувств. Цвет белый помогает видеть чёрный. Мир без любви, так неуютно пуст, В нём одинок наш разум непокорный.

Возможные тезисы

  • «ЧУВСТВА ДОБРЫЕ» БЕРУТ ВЕРХ НАД РАЗУМОМ. ГОЛОС МИЛОСЕРДИЯ СИЛЬНЕЕ РАССУДОЧНЫХ ДОВОДОВ.

(Очень часто возникают ситуации, когда человек поступает по велению сердца вопреки голосу разума. Например, так происходит, когда нами движет сочувствие.

Иногда, помогая кому-то, приходится нарушать правила, действовать вопреки своим интересам. Голос милосердия оказывается сильнее доводов рассудка.)


Аргументы

Многие писатели обращались к теме милосердия. Так, в рассказе Валентина Петровича Распутина «Уроки французского» рассказывается об учительнице Лидии Михайловне, которая не смогла остаться равнодушной к бедственному положению своего ученика (игра на деньги)….

В рассказе Андрея Платоновича Платонова «Юшка» главный герой, именем которого назван рассказ, тоже живёт больше чувствами, нежели руководствуется разумом (почти все заработанные на кузнице деньги – сироте. А сам…)


Возможные тезисы

2. НЕГАТИВНЫЕ ЧУВСТВА ИНОГДА БЕРУТ ВЕРХ НАД ПОНЯТИЯМИ О ДОБРЕ И ЗЛЕ. ПОСЛЕДСТВИЯ ПОСТУПКОВ, ПРОДИКТОВАННЫХ ТАКИМИ ЧУВСТВАМИ, МОГУТ БЫТЬ ТРАГИЧЕСКИМИ.

(Иногда случается так, что человеком владеют негативные чувства: гнев, обида, зависть. Охваченный ими, он совершает достойные осуждения поступки, хотя, конечно же, разумом сознает, что творит зло. Последствия же таких действий могут быть трагическими)


Аргументы

Обратимся к рассказу Анны Масс «Ловушка», в котором описывается поступок девочки Валентины. Героиня испытывает неприязнь по отношению к жене брата Рите. Это чувство настолько сильно, что Валентина решает устроить невестке ловушку:…

Рассказ позволяет задуматься над тем, что нельзя поддаваться власти негативных чувств, так как они могут спровоцировать жестокие поступки, о которых потом придется горько сожалеть.


Анна Владимировна Масс (1935 г.р)

Её герои ходят в походы, помогают родителям, учатся в школе, много читают, делают уроки, исправляют плохие оценки, влюбляются, ревнуют, ссорятся… Чаще всего повествование идёт от лица девочки-подростка, переживающей пору взросления, становления личности.


Возможные аргументы

3. РАЗУМ БЕРЕТ ВЕРХ НАД ЧУВСТВАМИ. ЭТО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ТРАГИЧЕСКИМ ПОСЛЕДСТВИЯМ.

( Всегда ли человек должен прислушиваться к голосу разума? На первый взгляд кажется, что да. Однако далеко не всегда разум дает верные советы. К сожалению, иногда случается так, что поступки, продиктованные рассудочными доводами, приводят к негативным последствиям)


Аргументы

Обратимся к рассказу А.П.Чехова «В аптеке». Автор описывает домашнего учителя Свойкина, который, будучи тяжело больным, сразу после приёма врача пришел в аптеку…

Прочитав эту короткую историю, мы видим, что не всегда разумные решения ведут к добру. Порой они имеют весьма трагические последствия.


Аргументы

А в рассказе А.П. Чехова «О любви» мы знакомимся с

грустной историей взаимоотношений главных героев…

. Любовь не может руководствоваться никакими

правилами, однако Алёхин и Анна Луганович

поддавшись зову рассудка, отказываются от своего

счастья, запирают любовь в футляр, и оба глубоко

несчастны

Повесть Альберта Лиханова «Лабиринт».

(Уступая давлению семьи, герой приносит чувства в жертву разуму: он отказывается от любимой работы в пользу заработка)


Возможные тезисы

4. РАЗУМ И ЧУВСТВА.ТРАГЕДИЯ ВЫБОРА

(Чувства или разум? Иногда в нашей жизни возникают такие ситуации, в которых нет правильного выбора. Прислушиваясь к чувствам, человек погрешит против нравственных норм и обречет себя на трагические последствия; прислушиваясь к разуму, он тоже будет страдать. Может не быть такого пути, который привел бы к благополучному разрешению ситуации)


Аргументы

  • Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (Трагедия судьбы пушкинской героини в том, что выбор между разумом и чувством в ее ситуации – это выбор без выбора, любое решение приведет только к страданию (Эпизоды встречи Татьяны с Онегиным после замужества))
  • Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (любовь Андрия к прекрасной полячке)

Возможные тезисы

5. «УЧИТЕСЬ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЮ». ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН СУМЕТЬ СПРАВИТЬСЯ С НЕГАТИВНЫМИ ЧУВСТВАМИ.

(Поддаваться чувствам или побеждать их? Наверное, однозначного ответа не существует. Конечно, если нами движут «чувства добрые», например, сострадание, желание помочь, то следует прислушаться к ним. Если же это чувства негативные, разрушительные - нужно уметь укрощать их, слушать доводы разума)


Аргументы

Так, в рассказе Анны Масс «Трудный экзамен» говорится о девочке, Ане Горчаковой, которая сумела выдержать непростое испытание…

Писатель хочет преподать нам урок: как бы ни были сильны негативные чувства, мы должны уметь справляться с ними и идти к поставленной цели, несмотря на разочарования и неудачи.


Домашнее задание (ко вторнику)

Используя первый тезис, написать сочинение на тему

«Всегда ли совпадают разумное и нравственное?»


Опираясь на краткий комментарий к первому направлению для итогового сочинения, попыталась подобрать к нему темы-цитаты. Приглашаю коллег к их обсуждению, своим ученикам предлагаю выбрать наиболее близкую душе цитату и попробовать свои силы в изложении мыслей.

"Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума".


Темы, отражающие единство разума и чувств:

1.«Мудрость – это сочетание знания и чувств». Иван Ефремов

2.«Нравственность — это разум сердца». Генрих Гейне

3.«Разум обретает ценность лишь тогда, когда он служит любви».А.де Сент-Экзюпери


4.«Когда от любви поет сердце, разум должен не подпевать, а дирижировать». Вадим Панов

5.«Сердце и разум сильны лишь тогда, когда они заодно». Людмила Татьяничева

6.«Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце».Фридрих Шиллер

7.«Разум и страсть — руль и паруса …плывущей по морю души». Джубран Хамиль (ливанский писатель)

8.«Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой».К.Г. Паустовский

9.«Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств». Франческо Патрици (итальянский и хорватский философ)

Темы, отражающие противоборство разума и чувств, составляющее внутренний конфликт личности:

1.Когда ум с сердцем не в ладу

2.« Коль сердце и разум затеяли спор, не жди для себя добра». Людмила Татьяничева

3.«Основная причина совершаемых человеком ошибок кроется в постоянной борьбе чувств с разумом». Блез Паскаль

Огромен простор для аргументации суждений, выражающих суть каждой темы. Причем в большинстве произведений можно найти как героев, «обладающих разумом сердца», так и тех, чьи «ум с сердцем не в ладу». Порою один и тот же персонаж оказывается то в той, то в другой ситуации.

Назову лишь несколько таких произведений из русской и зарубежной литературы: А.С. Пушкин «Капитанская дочка», И.С. Тургенев «Отцы и дети», Л.Н. Толстой «Война и мир», В.В. Вересаев "Состязание", А. И. Куприн "Гранатовый браслет", И.А. Бунин. Рассказы из цикла "Темные аллеи", А.И. Солженицын «Матренин двор», В.Г. Распутин «Прощание с Матерой», И.Ефремов «Туманность Андромеды», А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц», Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» и др.

Сочинение на тему «Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?»

Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно дать определения главным его составляющим. Разум — это способность человека логически мыслить: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, находить смыслы, делать выводы, формулировать принципы. А чувства – это эмоциональные переживания человека, возникающие в процессе его отношений с окружающим миром. Чувства формируются и вырабатываются в ходе развития и воспитания человека.

Многим кажется, что нужно жить лишь разумом, и они в чем-то правы. Разум дан человеку, чтобы он все обдумывал и принимал верные решения. Но человеку даны и чувства. Они всегда борются с разумом, показывая, что именно на них стоит обращать большее внимание. Чувства важны для каждого из нас: они помогают сделать нашу более насыщенной и интересной. Иногда сердце подсказывает одно, а мозг говорит нам совсем противоположное. Как же быть? Хочется, чтобы они жили в мире и не спорили друг с другом, но это недостижимо. Душа желает свободы, праздника, веселья… А разум твердит нам, что нужно трудиться, работать, заботиться о повседневных мелочах, чтобы они не скапливались в неразрешимые бытовые проблемы. Две противоборствующие силы тянут бразды правления каждая на себя, поэтому в разных ситуациях нами управляют разные мотивы.

Многие писатели и поэты поднимали тему борьбы разума и чувств. Так, например, в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» главные герои принадлежат к враждующим между собой кланам Монтекки и Капулетти. Всё против чувств молодых людей, и голос разума советует каждому не поддаваться вспыхнувшей любви. Но эмоции оказываются сильнее, и даже в смерти Ромео и Джульетта не захотели расставаться. Мы никогда не знаем наверняка, что случится, если чувства возьмут верх над разумом, но Шекспир показал нам трагическое развитие событий. И мы охотно верим ему, ведь подобный сюжет не раз повторялся как в мировой культуре, так и в жизни. Героям – всего лишь подростки, которые наверняка полюбили впервые. Если бы они попытались хотя бы унять пыл и попробовать договориться с родителями, сомневаюсь, что Монтеки или Капулетти предпочли бы смерть своих детей. Они бы, скорее всего, пошли на компромисс. Однако подросткам в этой ситуации не хватило мудрости и житейского опыта,ю чтобы достичь своей цели иными, разумными способами. Иногда чувства выступают в роли нашей внутренней интуиции, но бывает и так, что это всего лишь минутный порыв, который лучше сдержать. Я думаю, Ромео и Джульетта поддались порыву, свойственному их возрасту, а не интуитивно установили нерушимую связь. Любовь подтолкнула бы их к решению проблемы, а не к суициду. Такая жертва – только веление капризной страсти.

В повести «Капитанская дочка» мы также наблюдаем столкновение между разумом и чувством. Пётр Гринев, узнав о том, что его возлюбленная Маша Миронова насильно удерживается Швабриным, который хочет заставить девушку выйти за него замуж, вопреки голосу разума обращается за помощью к Пугачёву. Герой знает, что это может грозить ему смертью, ведь связь с государственным преступником сурово каралась, но он не отступается от задуманного и в итоге сохраняет собственную жизнь и честь, а позже получает Машу в законные жёны. Этот пример – иллюстрация того, что голос чувства необходим человеку в принятии окончательного решения. Он помог спасти девушку от несправедливого притеснения. Если бы юноша только думал да прикидывал, любить до самопожертвования он не смог бы. Но разумом Гринев не пренебрег: он составил мысленный план, как максимально эффективно помочь возлюбленной. Он не записывался в предатели, а воспользовался расположением Пугачева, который оценил мужественный и сильный характер офицера.

Таким образом, я могу сделать вывод о том, что в человеке должны быть сильными и разум и чувства. Нельзя отдавать предпочтение крайности, нужно всегда находить компромиссное решение. Какой выбор сделать в той или иной ситуации: подчиниться чувствам или прислушаться к голосу разума? Как избежать внутреннего конфликта между этими двумя «стихиями»? На эти вопросы каждый должен ответить сам. И выбор человек тоже делает самостоятельно, выбор, от которого иногда может зависеть не только будущее, но и сама жизнь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!


Top