История Зилантова монастыря: Как на змеиной горе вырос кремль. Зилантов успенский монастырь Через забвение к возрождению

Зилантов монастырь, Казань — древнейшая обитель не только Татарстана, но и всего Поволжья. Он восхищает посетителей не только уникальной самобытной красотой, но и своей многогранной вековой историей.

Давней осенью 1552 года царь Иван Грозный совершил очередной поход на главный город существовавшего тогда самостоятельного государства, которое называлось Казанским ханством. Тем самым он собирался расширить границы Русского государства, присоединив к нему новые земли, и открыть так необходимый ему Волжский торговый путь для расширения торговли с различными странами.

Этот поход, в отличие от предыдущих, был тщательно спланирован, подготовлен и завершился полной победой русских войск, а значит, полным взятием города Казани. В ходе этой битвы погибло немало доблестных русских солдат, и в память о них, там, где в городе была установлена царская походная палатка и небольшая церковь, Иван Грозный основал мужской Свято-Успенский монастырь.

Через 7 лет спокойного существования обители, Волга сильно разлилась и деревянные стены монастыря оказались под угрозой разрушения. Чтобы спасти религиозную святыню, и не дать воде полностью её разрушить было решено перенести монастырь на возвышенность и окружить каменной стеной.

Зилантова гора – здесь обитал дракон

Выбор пал на Зилантову гору. Её название переводится как змеиная. Такое наименование получила она неспроста. По древнему поверью, на её вершине когда-то жил крылатый дракон по имени Зилант.

Кстати, памятники этому зверю можно часто встретить на улицах современной Казани. Да и на гербе города красуется это крылатое существо.

С этим драконом связана интересная история, передаваемая из поколения в поколение. Когда-то, давным-давно, жители Казани решили сообща избавиться от многочисленных змей на этой горе, чтобы приходить сюда без опаски и строить здесь свои жилища. Шаманско-колдовским способом провели они необычный обряд, который должен был сжечь всех змей на этом месте.

Обычных змей люди сожгли, но потом случилось что-то ужасное.

Собравшиеся на горе люди и проводившие обряд вдруг почувствовали чудовищный страх и увидели в воздухе, кто 2-х главого, а кто и 12-главого змея. Охваченные суеверным ужасом, они бросились бежать в разные стороны. Но разве может убежать человек от преследующего его крылатого огромного дракона?

Там, в жутких мучениях погибли многие. В их числе был один житель, звали которого Чурил. Он, не оглядываясь и не останавливаясь ни на секунду, бежал несколько километров. Но всё же был настигнут и растерзан воздушным драконом на 6 частей.

Но самое удивительное то, что примерно в 50 километрах от Казани находится в настоящее время село Чурилино. А рядом с ним есть овраг, название которого переводится как «6 частей». Вот и думайте после этого – дракон — это легенда или всё-таки быль?

Через забвение к возрождению

История создания

В монастырский комплекс в 17 веке входили главный Успенский собор и ещё один храм во имя Алексия Митрополита, а также необходимые постройки для жилья и хозяйственных нужд.

В 1732 году в монастыре начала работу духовная семинария, а чуть позже — школа. В эти годы архитектурный ансамбль обители состоял уже из 4 каменных церквей. Рядом находился прекрасный сад.

В 1823 году там был воздвигнут ещё один памятный храм с церковью в честь иконы Спаса Нерукотворного. Возвышался он над могилой всем воинам, погибшим под Казанью.

Красный террор

С приходом советской власти обитель, как и многие или почти все, была закрыта. По неясному и не имеющему под собой никаких правдоподобных доказательств обвинению в стрельбе по красногвардейцам было расстреляно 10 монахов во главе с настоятелем.

Штурм Казани красногвардейцами в 1918 году был начат именно с Зилантовой горы. Многие горожане в страхе покинули город. Однако, насельники обители решили остаться.

10 сентября 1918 года братия, как обычно, отслужили литургию и трапезничали после службы. Именно в этот момент на территорию монастыря ворвались красногвардейцы и расстреляли всех монахов во главе с архимандритом Сергием (Зайцевым).

Долгое время на месте обители располагались коммунальные квартиры, тюрьма, склады, а после — колония.

Через несколько лет там организовали православную общину. Она существовала до 1928 года, а потом была ликвидирована.

И, в конце концов, пришло время общего запустения. На долгие годы недействующий Свято-Успенский Зилантов монастырь в Казани стал пустынным местом. Постепенно на этом заброшенном всеми месте образовалась свалка для мусора, монастырские стены были почти стёрты с лица земли.

Память предков

В 30-е годы было также уничтожено старейшее кладбище, которое существовало на монастырской земле. На нём были погребены самые именитые граждане города. Название «старое русское кладбище» долгое время фигурировало даже в официальных документах. Это было старейшее русское кладбище в Казани.

Ещё в 1529 году здесь было упокоено тело нижегородца Иоанна, святого мученика, находившегося долгое время в плену Казанского ханства и принявшего смерть за Христа. Кстати, по одной из версий, его могила на этом месте и стала основополагающей причиной для построения здесь монастыря.

Кроме захоронений священнослужителей там находились семейные склепы горожан, похоронены губернаторы, генерал-майоры, князья. Некрополь Казани стал последним прибежищем для брата Пушкина, дяди Л.Н Толстого.

Не оскудеет рука дающего

Особого рассказа заслуживает похороненная на том погосте Ольга Александрова-Гейнс — известная благотворительница города Казани. Очень богатая женщина, она долгое время работала с детьми в сиротском приюте, заботясь о них не только по долгу службы, но, действительно, заменив детям родную мать.

На собственные средства покупала Ольга Александрова-Гейнс мебель, книги и другие необходимые детям вещи. А позже, опять же, на свои собственные деньги построила ещё один приют для детей-сирот. Очень многое сделала благотворительница для города, пожертвовав в городскую казну большую сумму и подарив здание Пассажа, принадлежавшего ей лично.

Редкой красоты резные деревянные памятники украшали собой некоторые могилы. Когда в советское время это кладбище собирались снести, сровнять его с землёй, то один надгробный крест причислили к произведениям искусства, и, именно поэтому, его не уничтожили, а, как величайшую ценность 18 века, передали в качестве экспоната в Национальный музей города.

Там он находится и сейчас. Удивительно, но время, почти 300 лет, не разрушили красоту, сотворённую людьми из дерева. Фотографии этого креста украшают собой не только страницы дореволюционных книг, но и путеводителей по Казани в настоящее время.

Наши дни

В 1998 году обитель вернули церкви, и она стала возрождаться, но уже как Успенский Зилантов женский монастырь в Казани. Сейчас это единственная женская обитель на территории Казанской епархии.

Зилантьев монастырь сейчас выглядит очень богато: новые храмы и здания для насельниц. Территория очень красивая, ухоженная.

Мне почему-то вспомнилась моя недавняя поездка в очень похожий , расположенный в селе Лесное недалеко от Сочи. Эта обитель тоже начала свое существование совсем недавно: в 1999 году. Здесь также возводятся очень красивые храмы, обустраивается территория.

А вот внутри храмов пустынно, нет ни туристов, ни паломников. Тишина и спокойствие вокруг. Правда, я была в будний день. Возможно, в воскресные и праздничные дни здесь более оживленно…

Вот план современного Зилантова монастыря в Казани.

Давайте теперь вместе прогуляемся по этой удивительно красивой женской обители.

Территория монастыря

Чтобы попасть в монастырь паломникам предстоит подняться на небольшую горку, где установлена монастырская колокольня.

Возле главных ворот справа и слева находятся иконы Небесных Архангелов: Михаила и Гавриила, а в колокольне расположилась Михайловская надвратная церковь.

На клумбе, расположенной здесь же, красуется надпись, что монастырю исполнилось 460 лет.

Войдя на территорию Зилантьевского монастыря, первым делом, видишь красивые колокола. Только почему-то сейчас они находятся внизу, на своеобразном постаменте. Возможно, со временем они найдут свое место на монастырской звоннице.

На территории женского монастыря расположено несколько храмов. В настоящее время здесь действует Владимирская церковь, освящённая в 2004 году.

Это удивительно красивое здание с небесно-голубым куполом находится слева от входа в обитель. Владимирская церковь открыта в течение дня. Сюда свободно можно зайти, помолиться, поставить свечи.

Владимирский храм был построен на том самом месте, где ранее стояла церковь, освященная в честь святителя Алексия, митрополита Московского и Всея России Чудотворца. Предыдущий храм простоял здесь более 200 лет: с 1720 года по 1928 г.

А 10 сентября 1918 года в трапезной именного этого Алексеевского храма был расстрелян архимандрит Сергий с братией монастыря.

Сейчас за Владимирской церковью установлен памятный крест в память о воинах, отдавших свои жизни за православную веру и Отечество.

В центре монастыря возвышается белоснежный Троицкий храм, освящённый в 2006 году. Он стал точной копией одноимённого собора, расположенного в Троице-Сергиевой Лавре.

Возле собор святой Троицы — большая монастырская площадь. В будний день она была абсолютно пуста. А вот в праздничные дни здесь бывает особенно многолюдно.

Если встать на площади лицом к Троицкому Собору, то слева будет белоснежный храм святых мучеников Адриана и Наталии.

А справа — тоже необычный и очень красивый Успенский собор, когда-то он назывался Всехсвятским.

Его роспись выполнена в уникальном стиле письма по золоту. Это очень красиво! В таком же стиле расписана Грановитая палата в Кремле нашей Москвы.

За Всехсвятским собором есть еще одна Малая Колокольня, возвышающаяся в окружении самых разнообразных цветов.

Вообще территория женского Казанского Зилантова монастыря очень чистая и обустроенная. Вокруг храмов и сестринских корпусов разбиты многочисленные цветочные клумбы. Восхитительно все это смотрится в сочетании с небесно-золотыми храмами.


Где находится, как добраться

«Змеиный» — Зилантовский монастырь расположен по адресу: Кировский район Казани. Архангельский переулок, дом 1. Это совсем недалеко от центра: всего в паре километров от Казанского Кремля.

Приходите! Для посещения ворота монастыря открыты ежедневно с 7 утра до 19:30 вечера.

Богослужения в Зилатовом Успенском монастыре совершаются ежедневно. Утренняя служба начинается в 7:30, а вечерняя — в 16:00. В воскресенье литургия утром служится в 8:40.

Добраться сюда можно на троллейбусах 3, 4 и 10. Или на маршрутках, проходящих по Кировскому району. Машины могут въезжать на Зилантову гору только со стороны станции железной дороги «Адмиралтейская слобода».

Координаты входа: 55.80794, 49.05862.

Прямо возле колокольни есть небольшая парковка, но, возможно, она предназначена только для монастырского транспорта. Поэтому машину лучше оставить внизу, и уже пешком подняться в небольшую горку к Зилантовскому монастырю.

На сайте монастыря есть информация о том, что в воскресные дни сюда можно доехать на бесплатном автобусе. Он отправляется от остановки «Речной Техникум» в 8:15 и в 8:30. А обратно в город можно вернуться от Зилантова монастыря в 10:50.

Также можно приехать сюда на такси. Кстати, такси в Казани стоит очень недорого: по городу всего от 60 до 150 рублей в зависимости от расстояния. Очень даже удобный способ передвижения, особенно, если собирается несколько человек.

Так что приезжайте, любым удобным для вас способом!

Посмотрите расположение Свято-Успенского Зилантова монастыря в Казани на карте (нажмите «+», чтобы приблизить объекты или «-«, чтобы отдалить).

В городе Казани есть много вариантов жилья, чтобы остановиться здесь на несколько дней. Очень легко можно снять квартиру или комнату на сервисе , или же через забронировать отель.

Моя поездка в Казанский Зилантов монастырь состоялась 25 июля 2017 года. Другие достопримечательности Казани и ее окрестностей, где мне удалось побывать, есть на этой карте. А их подробное описание можно посмотреть .

Зилантов Свято-Успенский монстырь - монастырь, расположенный в г. Казани на Зилантовой горе, в 2-х с лишним километрах ниже от Казанского кремля по старому руслу реки Казанка.
Монастырь основан Иоанном IV 15 октября 1552 года после взятия города, был построен на том месте, где стояла царская палатка и походная церковь и где были похоронены русские воины, убитые под стенами Казани. В 1559 разлив Волги подмыл и разрушил монастырские стены, после чего монастырь был перенесён на вершину горы.
Московская царственная чета приняла близкое участие в деле возобновления монастыря на его новом месте. Царь Иоанн Васильевич и царица Анастасия пожертвовали 400 рублей (сумма по денежной системе того времени весьма значительная) на монастырское строение, а царица Анастасия сверх того принесла для монастырской церкви в дар целый иконостас.


Старая фотография Зилантова монастыря - почти весь комплекс монастыря был разрушен.

Название монастыря связано с преданиями о мифическом существе Зиланте.

Существует много легенд о Зилантовой горе. Вот одна из них.
«Однажды хан велел привести к себе девушку, которая громко порицала его, основателя города.
– Почему ты ругаешь меня, красавица?
– О, великий основатель города, ты не знаешь, как тяжело женщинам носить воду так далеко. Вот бы перенести город поближе к воде.
– Поближе к воде есть удобный холм, но там много змей и диких свиней, - возразил хан.
– Разве колдуны великого хана не могут с этим справиться? - сказала девушка.

Хан решил перенести город на холм, где сейчас стоит Кремль. Но место это было неудобным, так как было заполнено змеиными гнёздами. Люди пугались змеиного свиста и обходили холм стороной. За зиму свезли на гору множество хвороста и соломы, а весной, когда змеи выползли на солому, всё это подожгли.

Огонь уничтожил всех змей, больших и малых. Но один змей, крылатый, кинулся вслед за богатырём, который поджёг солому. Настиг змей богатыря у села Чурилина, возле оврага, что по-татарски называется Алты-кутар, а у русских - Кутарка и разорвал на 6 частей. Позже обгоревший змей поселился на горе Джилантау, откуда по ночам вылетал в сторону казанской крепости и наводил страх на её жителей».

Охранник монастыря сказал, что колокола старые, были сохранены в свое время. А выглядят как новоделы.

Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке. В нём находились Успенский собор (1625), храм во имя Алексия Митрополита Московского (1720), храм Всех Святых (1681 г., перестроен в 1890-е гг.), Святые ворота с шатровой колокольней на южной стене (1897), зубчатые белокаменные стены (1822), много жилых и хозяйственных построек, в т.ч. Настоятельский корпус, уцелевший до наших дней (1808).

Церковь Владимира Равноапостольного

К монастырю приписан храм-памятник с церковью во имя иконы Спаса Нерукотворного, сооруженный над братской могилой воинов, павших под Казанью. В дошедшем до наших времен виде новый храм освящен 30 августа 1823 года архиепископом Амвросием.

На этом месте с 1720 по 1923 год стоял храм честь святого Алексия, митрополита Мосовского и всея России чудотворца. 10 сентября 1918 года в трапезной этого храма был расстрелян архимандрит Сергий с братией Зилантова монастыря.

Троицкий собор монастыря - точная копия одноименного собора Троице-Сергиевой Лавры.

В 1640-1642 гг. в монастыре жил в ссылке суздальский епископ Иосиф, выходец из Украины, сосланный по обвинению в ереси. В 1732-1740 гг. в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года - Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания. В 1829-1850 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил, автор первой в России многотомной истории философии.

На территории монастыря установлен крест. Надпись под крестом гласит: "Памяти воинов отдавших свои жизни за веру православную и Отечество, послушников добровольно и безропотно подъемлющих крест послушания, и всех известных и безизвестных православных молитвенников и праведников, монашествующих и мирян, чьим молитвенным подвигом держится сей мир".

Прекрасный вид на монастырь открывался как с Волги, так и из поездов железной дороги, проложенной мимо монастыря в 1890 году. В 1918 году именно здесь устанавливали белочехи свои орудия.

Раньше имела обитель и церковно-приходскую школу, находившуюся подле Зилантовой горы вне стен монастыря и помещавшуюся в одноэтажном деревянном здании на каменном фундаменте. В школе училось около сорока мальчиков, из коих до половины - чуваши, жившие в помещении школы на полном иждивении обители. Школа была освящена и открыта 17 сентября 1909 года попечением архиепископа Казанского Никанора (Каменского) и усердием настоятеля Зилантова монастыря архимандрита Сергия.

В начале XX в. Зилантов монастырь переживал пору расцвета. В 1909 году его возглавил архимандрит Сергий (Зайцев), при котором численность братии возросла до 34 человек. Когда в августе 1918 года Казань была занята белочехами, то на Зилантовой горе, почти перед входом в обитель, белочехами были установлены два орудия, из которых обстреливались миноносцы Раскольникова, бомбардировавшие древний город. Военные действия, проходившие в непосредственной близости от стен святой обители, не могли не сказаться на нормальном ходе монастырской жизни, и без того нарушенной декретами советской власти.

В центре монастыря – Троицкий собор, копия собора Троице-Сергиевой Лавры. Говорят, снять мерки с собора Лавры распорядился сам Иван Грозный, правда, такой храм так и не был построен, а возведенный в 1625 г. в камне Успенский собор был просто похож на собор Лавры. Он был разрушен в 1929 г. и в 2002 г. здесь возвели храм, освященный в честь Троицы.

Вдоль стены монастыря стоит маленькая колоколенка, которую называют «Зилантовской свечой».
Колокольня открытая, можно забраться на самый верх.

10 сентября 1918 года белочехи покинули Казань. В город ворвались красные войска. Десять монашествующих Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев.

Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре на его основе была образована православная община. Община просуществовала до 1928 года, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы.

В 1998 году разрушенный почти до основания монастырь был передан Казанской епархии. Здесь разместилась женская монашеская община. В настоящее время трудами ктитора обители Натальи Владимировны Девятых, генерального директора АКБ "Заречье", восстановлен Успенский собор, настоятельский и сестринский корпуса с домовой церковью Адриана и Наталии, построены колокольня, Троицкий собор и крестильный храм св. равноап. кн. Владимира, завершена роспись храмов.

Успенский собор Зилантова монастря является старейшим.

На территории монастыря есть своя библиотека (на фото).

Самый большой храм монастыря – во имя мучеников Адриана и Наталии, при нем расположен сестринский корпус.

Ансамбль на самой Зилантовой горе был почти стерт с лица земли (кроме Всехсвятской церкви - 1681 г., перестроена и приобрела современный вид в 1890-е гг., и Настоятельского корпуса - 1808).
Бывший мужской монастырь сейчас возрожден как женский.

Возрождаться монастырь стал как женский, в начале XXI в. Сохранившийся Настоятельский корпус и храм Всех святых подреставрировали, заново возвели надвратную колокольню с Михайловской церковью.

Зилантов монастырь является одним из старейших в Татарстане. Первоначально в обители находилось три каменные церкви. Первая - соборная, в честь Успения Пресвятой Богородицы; вторая - во имя Всех Святых с приделом Свв. Апостолов Павла и Петра, где находилась древняя икона Божией Матери Смоленская и почитаемый большой иконописный образ мученика Иоанна Казанского, погребенного, по преданию, на месте Зилантова монастыря. Третья церковь, возле восточной монастырской стены, была посвящена Святителю Алексию митрополиту Московскому. Помимо этих трех церквей к монастырю была приписана и церковь в честь Нерукотворного Образа Спасителя.

В 1836 и 1839 годах Зилантов монастырь посещали император Николай I и царевич Александр, будущий Царь-Освободитель Александр II.

В 1930-1950-х годах на территории монастыря находилась тюрьма НКВД.

На верхней площадке звонницы висят 10 колоколов, подаренных Донецким металлургическим заводом, самый большой из которых весит 7,4 т.

Не менее известно Зилантовское кладбище монастыря. Кладбище занимало всю восточную половину горы, было неотъемлемой частью святой обители. Оно составляло часть его многовековой истории, славного прошлого монастыря и являлось источником многих пожертвований – вкладов в обитель на помин души.
Это самое древнее в Казани русское кладбище. Здесь в 1529 г. был погребен святой мученик Иоанн. Позже появилось и новое русское кладбище: там, где в огромной братской могиле упокоились все воины, павшие под Казанью в 1552 г.

Многие жители Казани изъявляли желание быть погребёнными на «святой горе при доме Пресвятой Богородицы» и ещё при жизни составляли завещания в пользу Успенской обители. За других давали вклад на помин души родственники. Здесь же хоронили и усопших братьев святой обители. Кладбище было совсем небольших размеров, как и большинство русских монастырских некрополей, но при этом считалось одним из самых святых мест не только Казани, но и всей епархии.

Не только вне монастырских стен, но и внутри самой ограды находилось множество захоронений – они заполняли все свободные от строений места. На дореволюционных фотографиях виден буквально лес крестов у алтаря Успенского собора. При реставрации и реконструкции обители человеческие останки обнаруживаются постоянно и повсюду: у фундаментов строений, под корнями деревьев…поистине монастырь весь стоит на костях, и только осознавая это, постепенно начинаешь понимать его особую роль и святость этого места.

На монастырском некрополе простолюдинов хоронили к юго-западу от обители (напротив железнодорожного полотна). Эта часть погоста была разрушена в 30-40-е годы XX века. Большая часть Зилантовой горы была срезана землеройной техникой, т.к. песок, грунт, щебенка были необходимы для строительных работ.

Другая же, элитная часть кладбища, где хоронили именитых горожан и лиц, сделавших вклады в монастырь, располагалась либо на территории обители, либо к северо-востоку от монастыря. Там же, в фамильном склепе был похоронен почетный потомственный гражданин Казани Иван Иванович Алафузов. На монастырском кладбище имелись семейные усыпальницы известных казанских купцов Александровых, Тихомирновых, Кондыриных, Крашенинниковых, Шмагиных, Моисеевых, маркизов де Траверсе.

Монастырь на Зилантовой горе основан в Казани уже в 1552 году. Первоначально он находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани. Но это место почти каждый год в половодье заливалось водой и в 1559 году монастырь перенесли на Зилантову гору. Название горы (по татарски - Жилантау) происходит от имени легендарного дракона, якобы жившего на горе.

Именно Зилант изображен на гербе Казани. Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке. На высокой горе, за стенами находились Успенский собор (1625), храм во имя Алексия Митрополита Московского (1720), много жилых и хозяйственных построек. Прекрасный вид на монастырь открывался как с Волги, так и из поездов железной дороги, проложенной мимо монастыря в 1890 году.

В 1640-1642 гг. в монастыре жил в ссылке суздальский епископ Иосиф (Курцевич) (ум. 1642), выходец из Украины, он был снят с кафедры и сослан по обвинению в ереси. Однако через десять лет, при патриархе Никоне, его взгляды были приняты церковью. Могила Иосифа, находившаяся в Успенском соборе не сохранилась.

В 1732-1740 гг. в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года - Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания. В 1829-1850 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский) (1795-1868) - ученый-философ, автор первой в России многотомной истории философии. В начале XX в. Зилантов монастырь переживал пору расцвета. В 1909 году его возглавил архимандрит Сергий (Зайцев), при котором численность братии возросла до 34 человек. В августе 1918 года Казань была занята белочехами, и на Зилантовой горе (как на господствующей) были установлены орудия (против воли монашествующих). 10 сентября 1918 года белочехи покинули Казань. В город ворвались красные войска. Десять монашествующих Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре был заселен монахинями. Женская монашеская община просуществовала до начала 20-х годов, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы. в 1998 году комплекс Зилантова монастыря был передан Казанской епархии. Здесь разместилась женская монашеская община. В настоящее время трудами ктитора обители Натальи Владимировны Девятых, генерального директора акционерного комерческого банка "Заречье", восстановлен внешний фасад и главки храма Всех Святых и настоятельский корпус с домовой церквью, построена занова колокольня, церковь св. равноап. кн. Владимира и Троицкий собор.

(Журавский А.В., Липаков Е.В. Православные храмы Татарстана. - Казань, 2000.)


Top