Святитель николай чудотворец когда родился. Святые дела с юных лет


Всего 57 фото

Туристическая поездка в эти удивительные, насыщенные историей места около Антальи считается обязательной и стандартной. И, действительно, находиться в 150 км от Миров Ликийских, где проповедовал святой Николай Угодник, и где древний загадочный античный мир, прячась за каждым камнем и холмом, веско заявляет о себе, и не побывать здесь, для нашей души было бы вопиющим духовным преступлением. Поэтому путешествие в Миру было запланирована заранее, но тогда, я даже не подозревал, что получу нечто большее, чем просто поездка на любопытную и обязательную экскурсию «для галочки».

Поездка оказалась очень насыщенной и богатой на впечатления. Конечно же, это храм святого Николая Угодника в Мире, хорошо сохранившийся античный греко-римский амфитеатр в Мире и морская средиземноморская прогулка с посещением таинственных и загадочных затонувших античных скальных городов острова Кекова… Надо сказать, что, в этих древних местах просто куда не кинь взгляд - всюду видны многочисленные следы былых цивилизаций и теней прошлых событий, что прямо дух захватывает… История властно, но не навязчиво раскрывает здесь тебе свои загадочные объятия и, в тоже самое время, тихо шепчет о былом, с тоской об утрате…


Начнем же мы с древней Ликийской Миры, где жил, проповедовал и окончил свои славные дни христианский святой Николай Угодник и Чудотворец Мирликийский.

Сама по себе поездка по средиземноморскому побережью, лично у меня, вызывает бессознательный неописуемый восторг. Ведь ты как будто паришь над Историей, над Смертью и вечной Жизнью, былыми великими и простыми событиями, что происходили здесь. Эти ликийские горы, поросшие реликтовыми соснами, Средиземное море, искрящееся на солнце, все напоминает, что ты сейчас находишься именно в колыбели цивилизаций, образным теле-языком говоря)

Фото будут не очень, особенно на уровне сегодняшних прорывных технологий в мире фото индустрии, но мне кажется главное даже не в этом, а в том, что Миры Ликийские сейчас перед нами и, у нас, есть уникальная возможность прикоснуться к ним и слиться с ними. В самом этом слове "Мира" уже проявляются состояние мира, спокойствия, пребывания в мире с собой, другими и миром вообще. Наверное, в этом фото ниже и можно как-то выразить нечто подобное. Тогда мы остановились на побережье передохнуть и выпить свежевыжатого гранатового сока из плодов, собранных только, что, прямо с дерева.
02.

Ми́ра (греч. Μύρα) - это крупный город в конфедерации древней Ликии, расположенный рядом с морским побережьем в 5 км у подножия приморских гор, на реке Андрак, у устья которой была когда-то гавань древнего Андриаке. В конце IV в. до н. э. Ликия входила в состав державы Александра Македонского. После его смерти перешла к Неарху, а в 295-197 гг. до н. э. принадлежала Птолемеям. В 197 году до н.э. Ликия стала одним из владений Селевкидов. Позднее многие города региона объединились в Ликийский союз. В I в. до н. э. в качестве автономного государства Ликия входила в состав Римского государства.

Территориально этот древний город расположен рядом с современным небольшим турецким городом Демре (провинция Анталья). По одной из версий, город получил название от слова «мирра» - смола, из которой делают благовония. По другой - название города («Маура») - этрусского происхождения и означает «место Матери-богини», лишь позже вследствие фонетических изменений превратившееся в Миру.
03.


Википедия, автор Ivanchay

Являясь одним из крупных городов Ликии, Мира, со времени Феодосия II (401 - 450 гг. н.э. - император Восточной Римской империи), была её столицей. В III-II веках до н.э. она получила право чеканить свои монеты. В этот период Мира как раз и входила в Ликийский союз. Упадок наступил в VII веке, когда город подвергся разрушению в ходе набегов арабов, а также затоплению грязевыми потоками реки Мирос.
04.

Святитель Николай родился в Малой Азии в 270 году в греческой колонии Патара римской провинции Ликия в семье состоятельных родителей-христиан. Патара был, по сути, эллинистическим городом, как по культурному, так и по своему внешнему облику. Будущий святитель избрал своим путем путь христианства, став священником. Его родители долго не могли иметь детей и дали обет, что если у них родится сын, посвятят его служению Богу. Молитва их была услышана: Господь даровал им сына, который при святом крещении получил имя Николай, что значит по-гречески - «побеждающий народ». Уже в первые дни своего младенчества святитель Николай показал, что он предназначен на особое служение Господу. Сохранилось предание, что во время крещения, а тогда обряд был очень длительным, он, никем не поддерживаемый, простоял в купели в продолжение трех часов. С первых же дней святитель Николай начал строгую подвижническую жизнь, которой остался верен до гроба.

Благочестивая жизнь юного Николая скоро стала известной всем жителям города Патары. Епископом в этом городе был его дядя, по имени тоже Николай. Заметив, что племянник выделяется среди других молодых людей добродетелями и строгой подвижнической жизнью, он стал уговаривать родителей отдать его на служение Господу. Они охотно согласились, потому что еще перед рождением сына как раз дали такой обет. Дядя епископ посвятил тогда его в пресвитера.

При совершении над святителем Николаем Таинства священства, епископ, исполненный Духа Святого, пророчески предсказал народу великое будущее Угодника Божиего: «Вот, братие, я вижу новое солнце, восходящее над концами земли, которое явится утешением для всех печальных. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь такого пастыря! Хорошо он будет пасти души заблудших, питая их на пажитях благочестия; и всем, находящимся в бедах, явится теплым помощником!...»…Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовав их состояние, отдал его нуждающимся…

05.

Начальный период деятельности святителя Николая в качестве священнослужителя относят к правлению римских императоров (годы правления 284-305) и Максимиана (годы правления 286-305). В 303 году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи. После отречения обоих императоров 1 мая 305 года произошли изменения в политике их преемников по отношению к христианам. В результате, христианские общины стали быстро развиваться. К этому периоду и относится епископство святителя Николая в Мире (провинция Ликия Римской империи).

Святитель Николай является традиционно покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, если ситуация угрожает потопление или кораблекрушение. В соответствии с его жизнеописанием, будучи молодым человеком, Николай отправился учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию воскресил моряка, сорвавшегося с мачты в шторм и разбившегося насмерть. В другом случае Николай спас моряка на своем обратном пути из Александрии в Миру и по прибытии взял его с собою служить в церкви.

Самая известная история жития святого Николая из католической традиции - о трех девушках, которым он помог. Их отец, не имея возможности собрать приданое, планировал извлекать доход из красоты своих дочерей, по сути принуждая их к проституции. Узнав об этом, Николай решил помочь девицам. Будучи скромным, он тайком пробрался в их дом и оставил кошелёк с приданым для старшей дочери. То же самое он проделал вскоре и для средней. Отец, поняв, что кто-то помогает ему, решил поблагодарить его, дождавшись нужной даты третьей дочери, спрятался в комнате, и когда Николай принес очередной кошелек для младшей дочери, застал его врасплох. Николай отказался принимать благодарность этого человека, заявляя, что отец должен благодарить только Бога. По другой версии, Николай, узнав о чудовищном плане бедняка, бросил своё пожертвование в дымоход, где оно в конечном итоге оказалось в носке младшей дочери, сушившемся над огнём. Именно эта легенда и породила сказку о рождественском Санта Клаусе и подарке в носке…

При жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти. Святой Николай скончался в глубокой старости по разным сведениям 6 декабря (старый стиль) 342 или 351 года. и был похоронен в небольшой соборной церкви Миры. Когда на его гробнице стали происходить чудеса и паломники исцелялись после долгих молитв, Святитель Николай стал уже почитаться как чудотворец.

06.

Фрески с изображением того, как святитель Николай помогает трем девицам...

В XI веке турки опустошали владения Византии в Малой Азии, сопровождая свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и уничтожением книг. По легенде, в 792 году калиф Харун Ар-Рашид послал начальника флота Хумейда опустошить остров Родос. Разграбив остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать и разграбить гробницу святителя Николая. Однако вместо неё он, якобы, разрушил другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя, и едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда Хумейда были тогда разбиты и сметены стихией… Подобное осквернение христианских святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков, и вот, что произошло далее...

В 1087 году барийские и венецианские купцы отправились в Антиохию. И те и другие предполагали на обратном пути в Италию забрать «и уберечь» мощи святителя Николая и вывести их в Италию. В разведку были посланы двое жителей Бари, которые, вернувшись, сообщили, что в городе всё тихо, а в церкви, где находятся мощи, только четверо монахов. Тут же 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая. Для начала купцы предложили монахам 300 золотых монет за мощи. Но монахи гневно отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье, однако итальянцы пресекли эту попытку, связав их. Итальянцы разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами, и увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Юноша по имени Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. События происходили 20 апреля 1087 года. Ввиду отсутствия ковчега пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барийцев перенёс их на корабль. Освобождённые впоследствии монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было уже поздно…
07.

8 мая корабли прибыли в Бари, и скоро «радостная» весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало ещё большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.

08.

В настоящее время мощи Николая Чудотворца хранятся в базилике Святого Николая в Бари. Там же, в Бари, находится православная Церковь Николая Чудотворца. По некоторым сведениям часть его мощей (фрагменты челюстей и черепа) находится в археологическом музее Антальи.

Моряки из Бари забрали тогда только половину мощей святителя, оставив все мелкие фрагменты в могиле. Они были собраны венецианскими моряками во время первого крестового похода и доставлены в Венецию, где была построена церковь святого Николая - покровителя моряков. Подлинность мощей была подтверждена в двух научных исследованиях в Бари и Венеции, которые доказали, что мощи в двух городах принадлежат к одному скелету.

На Руси в XI веке почитание святителя распространяется довольно быстро и повсеместно. Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочнившегося почитания русским народом великого угодника Божия.

Так мог мог реально выглядеть святитель Николай согласно реконструкции его лица.
09.

Закончив с необходимыми историческими выкладками я перейду к своим непосредственным впечатлениям посещения этого святого для всех православных христиан места.

Современый Демре как город ничем особым не примечателен, разве, что тем, что это одно из крупнейших мест по выращиванию помидоров, отправляемых на экспорт, сами знаете куда. Основные пространства этой благодатной долины заняты фантастическим количеством банальных овощных теплиц, что вплотную наступают к чудом уцелевшим ликийским памятникам истории.

10.

Для начала же нас ненавязчиво привели прямо к местному специализированному рынку святого Николаса, давая возможность приобрести иконы и прочие атрибуты культа, связанные со святителем и не только.
11.


12.


13.

Есть даже изображения Николая на настенной плитке.
14.

Надо однако сказать, что продукция здесь в основном очень качественная и ее не стыдно прикупить на память. Я приобрел вот эту небольшую икону святого Николая на деревянной основе за 25 долларов. Как сообщалась торговцами, эта икона с Горы Афон, изготовлена местными монахами, и к тому же, была уже освящена.


А теперь приступим к главному событию, ради которого мы и приехали сюда - посетить храм Святителя Николая Мирликийского.

Церковь Святителя Николая - замечательный памятник византийской эпохи. По некоторым сведениям первоначально церковь была построена в 343 г. н.э. на руинах храма богини Артемиды, разрушенного землятрясением во II-м веке н.э., где и были захоронены останки святителя в мраморном саркофаге.

Церковь множество раз разрушалась, но неизменно возрождалась к жизни и неоднократно перестраивалась. Она была разграблена во время арабских набегов в 1034 г., когда Мира и вся Ликия были полностью разорены. Развалины церкви с находившимися там мощами святого в античном саркофаге были заброшены, хоть и сохранялись местными монахами. В XI-м веке при Византийском императоре Константине IX церковь отреставрировали и окружили ее стенами. Датировка фресок и напольной мозаики относятся к этому же периоду. В дальнейшем в XIII веке, церковь была затоплена водами и грязями реки Мирос из-за сильнейших землетрясений, в результате которых русло реки Мирос повернуло вспять. Церковь была полностью занесена грязью и илом на 3-4 м и от нее виднелась лишь небольшая часть колокольни.
16.

Современное здание храма построено приблизительно в VIII веке. Внешне он представляет собой базилику в форме креста с одним помещением, посредине покрытым куполом с двумя залами по бокам. Пол частично покрыт мозаикой с геометрическими узорами, а на стенах можно еще до сих пор разглядеть фрески ХІ-ХІІ вв. Крышу церкви изначально венчал купол, а во время реставрации он был заменён сводом.

Во время Крымской войны в 1853 году княгиня Анна Голицына выкупила участок земли вокруг этого храма с целью основать здесь русское поселение и монастырь в честь святителя Николая получила специальное разрешение. Уже начались раскопки и реконструкция церкви, но все это стало вызывать недовольство населения Демре, и турки пошли на попятную, отозвав свое разрешение.

Церковь снова начали раскопывать в 1956 году, она практически полностью находилась в толще наносов. При последующих раскопках проведенных в 1989 г., были найдены помещения в северо-восточной части здания церкви. К настоящему времени первоначальный пол церкви находится на 7 м ниже уровня земли.


Со стороны очень трудно увидеть эту древнюю церковь. Она практически полностью закрыта внешними защитными конструкциями.
19.

Эта площадка перед входом в сам храм.
20.

Здесь находится скульптурное изображение святого и несколько мраморных колонн под навесом.
21.


22.

В самой церкви очень интересно и волнительно. Ведь здесь практически всю свою жизнь провел наш самый почитаемый православный святой.
25.

Вокруг сложено множество найденных обломков прежних культовых строений, находившихся некогда на этом месте.
26.

Возможно здесь есть и некоторые уцелевшие архитектурные детали античного храма Артемиды, что находился когда-то здесь...
27.


28.

Здесь т ебя охватывает густая необычная волна понимания исторических событий и бесчисленных эмоций людей, посещавших как святилище Артемиды, так и в последствии, церковь Святителя Николая. Стены церкви как будто говорят с тобой, стоит только открыть свое сердце...
29.

Античные порталы заставляют вспоминать об Артемиде и череде затерянных событий во тьме веков, связанных с этим местом Силы...
30.

Вот здесь, даже, до сих пор видны песчано-галечно-грязеевые следы наносов разбушевавшейся некогда речной стихии.
31.


32.

33.

Чу́дные крестово-вспарушенные (парусные) своды почему-то заставляли чаще биться мое сердце... Как будто что-то вспоминаешь, но никак не вспомнишь, как после яркого насыщенного сна от которого осталось только ощущение события и странное чувство, что произошло нечто очень важное ...
34.

Это, пожалуй, второе место по воздействию на посетителя церкви и важности, после саркофага святого. Здесь происходили церквные службы. Это престол. Только представьте, святой стоял здесь бесчисленное количество раз, обращаясь в молитве к Богу. Пришлось дожидаться пока престол будет визуально без туристов в кадре)
35.

36.

Мозаичный пол времен Византии...
37.


38.

По туристической традиции, купленные на иконном рынке иконы и крестики, посетители "освящают", прикладывая их к саркофагу, где когда-то покоились мощи свтителя Николая. Гид всячески отговаривал проделывать эти манипуляции с саркофагом (очевидно их обязывают к этому власти) и настойчиво предлагал альтернативу - престол, доступ к которому, в отличие от саркофага полный и беспрепятственный...

Прикосновение к престолу вызвали у меня неожиданный отклик и всплеск внутреннего света, как будто все потемнело и звуки и образы резко отдалились... Мимо сознания прорывались рваные всполохи смутных образов, цветных пятен, фигур людей, слышались необычные и незнакомые звуки церковной службы. Они были глубокими, торжественными, мрачно-тоскливо-победно возвышенными. Строгие образы святых, смотрящих тебе прямо в душу, заполнили мое внутреннее ви́дение и состояние...
39.

Совершенно потрясенный этим своим неожиданным впечатлением я, вдруг, обнаружил себя по прежнему стоящим перед престолом, касающимся его рукой, а туристы в это время деловито раскладывали целофановые пакеты на престоле , со своими только, что купленными иконами и крестиками для "освящения" ... Сознание медленно, тяжело и нехотя "возвращалось" и я, спохватившись, тоже достал свою икону святого Николая и приложил ее к другим...

Так, что вот, как это делается. Нескольких минут вполне достаточно, по общему молчаливому согласию...)

Изображение Николая Чудотворца на иконе имеет большое значение во всем христианском мире. Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, который стал великим Божьим угодником, искренне любят и почитают католики, православные. Нет христианского храма или дома, где бы ни было образа Николая Чудотворца. Часто его фигуру изображают возле Господа Иисуса Христа. Православная церковь празднует дни Николая Чудотворца три раза каждый год:

  • День рождения святого – 11 августа (по старому стилю 29 июля).
  • Последний день его земной жизни – 19 декабря (по старому стилю 6 декабря).
  • Дату прибытия мощей святого в город Бари – 22 мая (по старому стилю 9 мая).

Святой еще при жизни славился большим помощником людей во всех их проблемах, поэтому к нему с горячими молитвами идут, чтобы просить о содействии и защите. Российским народом святой уважаем и почитаем уже много веков. Почти каждый, даже небольшой, город имеет храм, посвященный Николаю Угоднику. Это и главный собор северной столицы России – Санкт-Петербурга, а также славная Никольская башня, венчающая Московский Кремль.

Со знаменитой башней, возведенной в 1491 году, связано чудесное событие, в реальности которого нет сомнений. Сооружение было украшено ликом святого. 1917 года, когда на территории Москвы бесчинствовали солдаты армии Наполеона, враги предали огню и мечу весь город. Несмотря на сильные повреждения и разрушения, само изображение Николая Угодника сохранило целостность.

Жизненный путь Николая Чудотворца

Как свидетельствует жизнеописание Николая Чудотворца, он родился во второй половине третьего века (около 280 года) в городе Патары Ликийской области. Тогда эти территории южного побережья Малоазийского полуострова являлись греческой колонией.

Детские годы

Родители Николая были состоятельными благочестивыми людьми, поэтому мальчик получил начальное образование, рос достойным христианином. С юных лет его отличали от сверстников серьезность, спокойствие, любовь к мудрости книг Священного Писания, к церковной службе. Дни напролет он проводил в стенах храма, а когда приходила ночь, читал священные книги и молился.

Служение

Увидев благочестие и духовные устремления юного Николая, дядя, епископ Патарский, которого также звали Николаем, взял его в церковь чтецом. Немного позже он сделал молодого человека своим помощником, рукоположил в сан пресвитера, поручив поучать прихожан. Так, Патар стал местом, где начался христианский подвиг несения Слова Божия святого Николая Угодника.

Существует еще одна версия жизнеописания, согласно которой совсем еще молодой священник сразу стал епископом Мирры по решению собора епископов Ликии. Такое быстрое восхождение в IV веке было возможным. После смерти отца и матери молодой священник стал наследником семейного состояния, всецело используя его для помощи нуждающимся людям. Причем всегда свершал добрые дела и пожертвования тайно, бескорыстно, избегая благодарности и славы. Первые годы служения церкви Николая Чудотворца совпали с годами правления императоров Диоклетиана и Максимиана (до 305 года), которые систематически преследовали христиан. Гонения на последователей Иисуса Христа в разных регионах Римской империи продолжались до 306-311 годов.

После совершения паломничества к святыням Иерусалима Чудотворец хотел стать одним из палестинских отшельников, но по воле Господа изменил свое решение. Всевышний явился к священнику во сне и открыл, что его истинное предназначение – это служение Богу на родной земле. Удивительные происшествия случились уже во время следования к Святой Земле. Молодой путешественник дважды смог успокоить бурные морские воды, угрожающие кораблекрушением, и вернул к жизни матроса, который упал с мачты.

По возвращении на Ликийскую землю святитель, желая избежать известности, славы от жителей родного города, направился в Мирру (центр Ликии). Как раз тогда епископский собор был занят вопросом избрания архипастыря. Божьей волей и решением собрания должность была отдана Николаю. Такое внезапное быстрое возвышение смутило священника и повергло в растерянность. Тогда для укрепления веры и силы к юноше пришел Господь вместе с Пресвятой Богородицей. Они передали Николаю Евангелие и омофор, сказав, что ожидают от священника не отшельнического служения, а прославления Божьего Имени. Это чудо часто изображают на образах Николая Чудотворца.

Несмотря на высокое уважаемое положение, образ жизни архиепископа Николая почти не изменился. Он остался простым, скромным, трудолюбивым. Молитва и пост занимали много времени. А главной заботой Николая Чудотворца осталась помощь всем, кому она была нужна: бедным, богатым, здоровым, немощным, молодым, старым.

Невзирая на скромность, чистоту, святитель, когда было нужно, становился ревностным и настойчивым защитником Христовой Церкви. Вместе с соратниками он находил храмы, места жертвоприношений язычников Мирры и пригородных земель, разрушал их, уничтожая идолов, активно привлекая заблудшие души к Истиной Вере. 325 года состоялся Первый Вселенский собор (который принял Символ Веры), среди его активных участников присутствовал святитель. Вместе со славными защитниками Веры – Спиридоном Тримифунтским, папой Римским, Александром Александрийским, святым Сильвестром (и еще 312 священниками) – противостояли агрессивным нападкам еретика Ария.

Согласно с некоторыми источниками, Николай при всех дал богоборцу увесистую пощечину. За этот поступок священника на время лишили сана епископа, а затем взяли под стражу. Но Господь чудесным образом избавил защитника Веры от несправедливого наказания. Позже, будучи в сане архиепископа, он сам много раз освобождал христиан из заточения и даже сохранял жизнь тем, кого невинно приговорили к казни. После освобождения и восстановления в сане святитель Николай снова вернулся к своим обязанностям, продолжая сеять слово Истиной Церкви, борясь за чистоту Веры против лукаво мудрствующих, еретиков, сомневающихся. Священник искоренял семена неверия, сомнений, чтобы укрепить слабых, излечив их неспокойные души.

Святитель Николай отошел в лучший мир в преклонном возрасте приблизительно в 345-351 году. Он прожил благочестивую, полную сострадания и помощи людям жизнь, священник был щедрым, добрым человеком. Служение Господу и Вере стало его смыслом и призванием не только во время земной жизни, но и поныне. Святого Николая почитают великим христианским помощником во многих странах мира. Множественные чудеса, творимые при жизни, и помощь, даруемая верующим, до сегодня сделали образ Николая поистине легендарным.

Почитание святого Николая Чудотворца

Николай Чудотворец – особо почитаемый Православной Церковью святой. Путешествующий по Руси итальянец А. Гваньини (XVI век) засвидетельствовал, что более других русские чтут Николая Угодника, воздавая ему почести, почти такие же, как и Богу. Конечно, иноземец слегка приукрасил действительность, но подметил верно – множество русских храмов посвящено святому, простые люди часто обращаются к его помощи и заступничеству. Многочисленные иконы, новые иконографические сюжеты, связанные с реальными чудесными случаями являются ярким подтверждением участия святого в разрешении проблем верующих.

Мощи святого Николая в Италии

Почитание Николая Чудотворца (архиепископа Мирликийского) на его родине берет начало в скорости после его кончины (во второй половине IV века). Византия пришла к этому позже – к VII веку. Так, Константинопольский Патриарх Симеона Метафраста, характеризуя святого Николая, писал, что это был старец с ангельским ликом, на нем каждый видел печать святости и Божией благодати. От образа исходило светлое сияние. Тот человек, который смотрел на него, сам совершенствовался, становился лучше. А опечаленные, страдающие души обретали утешение.

Завладеть мощами святого угодника стремились многие. В том числе жители Бари. Таким образом они желали вернуть своему городу значение духовного центра. Барийцы явились к месту захоронения Чудотворца, предложили монахам за вознаграждение отдать реликвии. Когда иноки отказались, итальянцы связали их. Мощи святого угодника Николая покинули гробницу с наполненным миром саркофагом в Мирах Ликийских, после чего были переправлены на корабле в Бари (на юг Италии).

Корабли пристали к берегу Бари 9 мая. Мощи торжественно перенесли в стоящий недалеко храм святого Стефана. Во время шествия происходили чудотворные исцеления, что усиливало радость и духовный подъем встречающих реликвии горожан. Спустя один год под руководством аббата бенедиктинской обители Илии специально для помещения святых реликвий возвели и освятили новую церковь – базилику святого Николая. Мощи святителя хранятся здесь до сегодняшнего дня.

Иконография образа Николая Чудотворца

Практически сразу после Крещения Руси (XI век) повсеместно распространяется почитание Николая Угодника. Самым ранним изображением святого является роспись храма Святой Софии в Киеве. Интерес вызывает фреска киевского Михайловского Златоверхого монастыря (находится в Третьяковской галерее). На изображении святой стоит в полный рост, благословляя всех правой рукой, а левой держа открытое Евангелие

Другой древний способ изображения святителя Николая – по пояс. Святой держит левой рукой закрытое Евангелие. Подобные образы первыми стали писать Византийские иконографы, работающие с XI по XIII век. Российская икона Николая Чудотворца этого типа раньше принадлежала Новодевичьей обители (Смоленский собор). Старинный образ XII века попал в Москву из Новгорода благодаря Ивану Грозному. Сейчас святой лик хранится в Третьяковской галерее.

Образы Николая Угодника Смоленского собора привлекают своими изображениями на полях. Центр верхней части демонстрирует Престол уготованный (символ второго пришествия); по обе стороны от Николая – находятся Дамиан, Косьма. Боковые поля, раскрашены тремя рядами святых: в полный рост святые Борис и Глеб с мученическими крестами, мечами в ножнах; мученики Лавр и Фрол; святые жены-мученицы, чтимые Новгородской земли, преподобная мученица Домна и Евдокия; Фотиния и Параскева (оплечно). В Государственном Русском музее сегодня хранится Новгородская икона Николая Чудотворца (из Свято-Духовой обители), образ написали около средины XIII века. Его композиция также включает изображения местночтимых святых города Новгород.

Образцы икон Николая Чудотворца XI-XIV веков формируют традицию житийных икон святого. Широкое распространение в Италии, на Руси, Балканах получили образы со сценами из жизни святителя. Самыми древними житийными русскими иконами считают новгородский образ погоста Любони, датируемый XIV веком, а также коломенская икона святителя Николая в сокровищнице Третьяковской галереи.

Если сравнить популярность образа Николая Чудотворца в разных странах христианского мира, то наибольшей она является именно в России. Поэтому часто можно услышать, что это истинно русский святой. Возможно потому, что его образ многогранен: святитель, опора Церкви, борец с ересью, покровитель властителей, путешественников и защитник бедных, заступник за всех несчастных.

Всем нам хорошо известен праздник Николая Чудотворца. Ещё с самого детства мы знаем, что в этот день все послушные малыши получают подарки, которые святой оставляет под подушкой или в башмаках. Одновременно не все осведомлены, кем был Николай Чудотворец, какие деяния он совершал, что за традиции связаны с его именем в разных странах и верованиях.

памяти Святого Николая

В славянских странах принято отмечать 19 декабря праздник Николая Чудотворца. Самый интересный и запоминающийся момент знаменательной даты (особенно для детей) - это приход ночью сказочного персонажа, который кладёт малышам презенты возле кровати, в башмачки или в приготовленные заранее специальные декорированные носки.

Интересно узнать, откуда взялась такая традиция и имеет ли праздник Николая Чудотворца исторические корни? На самом деле в жизни святого была такая история: в соседнем доме с ним жила одна бедная семья, женщина рано умерла, а мужчина остался вдовцом, но была у него красивая молодая дочь, которая любила парня из богатой семьи. Состоятельные родители юноши не принимали бедную девушку без приданого. Николай решил помочь красавице, ведь у него оставалось наследство от родителей. Тогда он переоделся, чтобы его никто не смог узнать. Подойдя к бедному дому в ночное время, он вкинул в окно комнаты пакет с золотыми деньгами. Так, святой помог двум любимым сердцам соединиться. От этого и сам Николай был неимоверно счастлив.

Стал тогда Чудотворец ходить по городу и приносить бедным одежду, пищу и игрушки. Всегда он делал это в ночное время, но жители всё равно выследили его и очень были удивлены, что скромный парень приносит людям бескорыстное добро. Немного позже Николая выбрали епископом.

Жизнь святого

Житие Николая Чудотворца вовсе не окутано легендами. Этот святой был реально существующей исторической личностью. Считается, что он родился в 270 году н. э. и жил до 345 года. Родителями Николая Чудотворца были весьма набожные и состоятельные люди: Феофан и Нона. Он был единственным ребёнком в семье. Его родители постоянно молились, так как на протяжении долгого времени у них вовсе не было детей. Когда же в их семье появился малыш, то они пообещали Богу, что житие Николая будет посвящено поклонению, вере и религии. Всё случилось не так, как было преднамеренно, ведь мальчик остался сиротой. Житие Николая Чудотворца в тот период ознаменовалось тем, что он стал жить вдали от людей, как отшельник. Мужчина был полностью занят научной деятельностью.

Николай Чудотворец был в числе епископов-участников в первом Вселенском Христианском Соборе в 325 году. Он совершил множество святых поступков и чудесных вещей:

  • когда оклеветали трёх военачальников, Николай спас их от смерти;
  • предотвратил тяжёлый голод жителей родного для него города под названием Мира;
  • он не один раз спасал от беды и голода людей на воде и суше.

Николай умер, когда ему было 75 лет. После этого его мощи стали издавать благоухание целебного вещества, что сильно возвеличило его и прославило. Уже совсем недавно, в 2009 году, на основании рентгеновских снимков и краниоскопии учёные смогли описать черты лица святого. Определили, что это был мужчина невысокого роста (около 1 метра 68 сантиметров) с высоким лбом, выступающими скулами и подбородком, у него были глаза карего цвета и смуглая кожа.

Чем помогает Николай Чудотворец?

За свою жизнь много святых поступков и чудес совершил Николай Чудотворец. В чём помогает он нам, простым людям? Считается, что святой является защитником и благодетелем бедного простого народа и детей, а также тех, кто занимается мореплаваньем и торговлей. Существует история о том, что однажды Николай смог воскресить простого мореплавателя, который сорвался с корабля в одном из своих походов во время шторма и разбился насмерть. В народе считается, что св. Николай Чудотворец помогает не только морякам, но и военным, простым рабочим, крестьянам. Как говорит народная мудрость: «Николай спасёт и в море, Николай и крестьянину поможет воз поднять».

Святой Николай помогает людям:

  1. Избавиться от злых мыслей и недобрых умыслов.
  2. Найти и создать гармоничные отношения со второй половиной.
  3. Скрепить брачные узы, сохранить счастье и любовь супружеской жизни.
  4. Помогает и тем, кто был невинно осуждён и оговорён.

В поддерживает людей Николай Чудотворец. В чём помогает он ещё и в каких случаях можно к нему обратиться? Святой поддержит, если у простого человека возникли сложные ситуации в жизни и материальные проблемы. Девушки, которые ещё не замужем, просят его об удачном будущем браке. Женщины, которые уже соединены узами, молят о взаимопонимании и любви с мужем. Люди, чья профессия связана с опасной дорогой (водители, моряки, путешественники и т. д.), обращаются к святому, чтобы им сопутствовала удача, миновала опасность.

Мощи

После смерти Николая Чудотворца в 345 году его мощи стали нетленными и находились в одной из церквей родного города Мира. Как уже говорилось, они стали изливать благоухание целебного вещества. Его миро исцелило многих верующих от самых разнообразных недугов. В одиннадцатом веке происходили набеги военных на Византию: мощи святого они пытались разграбить и осквернить. Тогда верующие христиане решили спасти их и перенесли в город где они находятся до сих пор. В наши дни каждый желающий может помолиться возле них и попросить об исцелении болезней. 22 мая православные верующие отмечают весенний праздник Святого Николая в честь перенесения мощей Чудотворца.

Поклонение русского народа святому

Поклоняться ему начали после Крещения Руси. Первые иконы и молитва Николаю Чудотворцу появились только в конце одиннадцатого века. Несмотря на это, на Руси существовало большое количество церквей и храмов, посвящённых ему. В Киеве святая Ольга над возвела храм Святого Николая, который был первым на всей русской земле. В сегодняшнее время одна из башен Кремля носит имя Никольской.

День памяти святого - 19 декабря. Праздник припадает на Рождественский (Филиппов) пост, поэтому в этот день можно есть рыбу, но яйца и мясо нельзя употреблять в пищу. Каждый человек может обратиться к святому с просьбой. Первая молитва Николаю Чудотворцу просит о помощи в унылой и настоящей жизни, об отпущении грехов делом, словом, помышлением и всеми чувствами, об избавлении от воздушных мытарств и вечного мучения. Во второй молитве святому люди прославляют его, называют надеждой христиан, защитником, кормителем, веселием плачущих, врачом болящих, просят мирного жития. В третьей молитве Николаю Чудотворцу люди восхваляют его, говоря о спасении душ и телес от озлобления живущих людей.

История появления дня Николая Чудотворца

Общепринято и известно всем, что 19 декабря - праздник Николая Чудотворца. Его отмечают в день кончины святого. Но его также почитают и 22 мая - это день, когда были перевезены его мощи в итальянский город Бари. Эти два месяца (май и декабрь) выбраны неспроста, ведь и тот и другой важен для хлеборобов. Как говорили наши предки: «Один Николай радует травой, другой - морозами».

День Николая Чудотворца в декабре и в мае празднуют согласно легенде о крестьянине.

Ехал однажды простой мужик по просёлочной дороге, и застрял его воз в грязи. Тележка была очень тяжёлой: не мог вытащить крестьянин её в одиночку. Как раз в это время шли святые к Богу. Один из них, Касьян, проходил мимо мужика с возом. Взмолился тогда крестьянин о помощи. Касьян обиделся, что его беспокоят из-за такой мелочи. В чистых красивых одеждах он прошёл мимо крестьянина. Затем возле тележки появился св. Николай Чудотворец. Мужик также попросил его о помощи. Святой без раздумий помог крестьянину. Вместе они вытащили воз из грязи. Вот только Николай весь измазался.

Собрались все святые у Бога. Тот стал у них спрашивать: почему Николай так опоздал, из-за чего вся его одежда измазана в грязи? Рассказал тогда Николай Чудотворец, какая история приключилась с ним по пути. Бог тогда осведомился у Касьяна, почему тот не помог мужику и прошёл мимо него? Тот ответил, что не мог опоздать на встречу с Богом и прийти в грязных одеждах. Сказал тогда Всевышний, что праздник святого Касьяна будут отмечать люди только один раз в 4 года - 29 февраля. Одновременно день Святого Николая будут праздновать 2 раза в год - в мае и декабре. Ведь он без раздумий помогает простым людям, пускай же почитают и прославляют его.

Приметы и поверья дня зимнего Святого Николая

Особенные верования присущи празднику, который отмечают 19 декабря (Николай Чудотворец). Приметы были известны ещё нашим предкам:

  • После дня Николая в зимнее время девушки и парни начинали готовиться к гуляниям и шили костюмы для коляды.
  • Существует поверье, что именно 19 декабря начинаются первые сильные заморозки.
  • Есть и такая примета: какая погода 19 декабря, такую же стоит ожидать и 22 мая.
  • Если до Николая дороги полностью засыплет снегом, то зима будет морозной и снежной.
  • Много инея предвещало хорошее урожайное лето и осень.
  • День святителя Николая Чудотворца 19 декабря считался последним, когда нужно было раздать все свои долги. Кроме того, он считался началом хлебных торгов.

Летний праздник

  1. Считалось, что после 22 мая можно уже распродавать все оставшиеся запасы зерна с прошлого года.
  2. На Николая весь двор и хозяйство первым должен обойти хозяин, чтобы не было в доме никакой беды и несчастья.
  3. Праздник Николая Чудотворца славен душистыми пирогами и пивными напитками. В этот день все жители села складывались деньгами, варили пиво и ходили в церковь, чтобы помолиться, поставить свечу за богатый урожай. Затем угощали друг друга пивом, бражкой, пирожками, ездили по селу, пели весёлые песни. Всё, что оставалось после гуляния, раздавали бедным людям.
  4. Говорили так: «В день святителя Николая Чудотворца зови и друга, и врага - все будут друзья». Ведь именно 22 мая легко было найти общий язык даже с врагом.

Ворожба

Гадание в день Николая Чудотворца среди молодых девушек и парней было популярным, как и в остальные дни накануне Рождества Христова. Но нужно также упомянуть, что праздник, посвящённый памяти святого, не очень подходит для таких ритуалов. Несмотря на это, молодёжь активно проводит следующие обряды:

  • Гадание на суженого. Незамужняя девушка должна была выйти во двор и снять со своей левой ноги сапог, затем кинуть его за ворота. Потом нужно смотреть, как упадёт башмак: в какую сторону смотрит его носок, оттуда и нужно ждать парня, который вскоре приедет свататься. Если сапог падает носком к дому девушки, то это не предвещает замужества в предстоящем году. Нужно посмотреть также насколько далеко от двора отлетела обувь. Если она лежит вдали от забора, то девушке предстоит дальний переезд после свадьбы.
  • при помощи проросшей луковицы. Для этого собирались три незамужних девушки накануне праздника, каждая из них брала по 1 головке овоща. Они помечали каждая свою луковицу, сажали их в землю или ставили в воду. Чья луковица прорастала в праздник Николая Чудотворца, та из девушек первой должна была выйти замуж.

Николай Чудотворец родился в Греции. Но его почитают люди православного и католического вероисповедания, даже мусульмане и язычники верят в силу его помощи. Его популярность объясняется тем, что Николай Чудотворец самый простой из всех святых и наиболее близок к простому люду, а также быстро исполняет просьбы и молитвы.

Существуют разные иконы Чудотворца. Лики зимнего Николая соответствуют декабрьскому празднованию, а образа вешнего - майскому. При этом зимний Николай изображается на иконах в головном уборе, который носили епископы, а летний - с непокрытой макушкой. Существует легенда: русский царь Николай первый обратил внимание на то, что святой нарисован на иконе без шапки, после чего сделал духовным служащим замечание. С тех пор оплошность исправили.

Считается также, что Николай Чудотворец послужил прототипом для создания современного Санта-Клауса. Люди стран Западной Европы верят в то, что он развозит подарки вместе с осликом, поэтому дети оставляют не только декоративный носок или башмак, но и несколько штук морковок, чтобы животное могло подкрепиться и ехать дальше.

Поздравительные слова в день святого Николая

Святому Николаю Чудотворцу поклоняются, его почитают славянские народы. Поэтому и поздравления с днём Николая Чудотворца также важны, как молитва и соблюдение традиций.

Поздравить в этот день родных и близких можно стихами и простыми словами, главное - чтобы они излучали тепло, доброту и благодарение святому. Можно использовать такие поздравления с днём Николая Чудотворца:

  • Пусть в праздник Николая
    Любовь и радость в дом войдёт.
    Детишкам пусть подарки святой
    В носочки принесёт.
    А взрослым - побольше терпения
    И хорошего настроения.
  • Пусть праздник Николая
    Одарит всех улыбкой,
    Наполнит смехом дом.
    И дети пусть резвятся
    И веселятся в нём.

Поздравить родных и близких вам людей можно и своими словами: «С днём святого Николая! Желаю, чтобы и сегодня, и круглый год царили в доме покой, уют и тепло. Родные и близкие люди, чтобы согревали вас своей любовью!»

Святой Николай считается главным защитником детей. С незапамятных времён в этот день всем послушным карапузам под подушку, в башмачки или в декоративные носочки, развешенные возле камина, клали подарочки. Те дети, которые были непослушными, получали розги или камни. Поэтому подготовьте подарки для малышей и взрослых, а также приятные слова поздравлений. Этим вы поднимите настроение не только окружающим, но и самому себе.

В Малой Азии. Родители его Феофан и Нонна были из благородного рода и весьма зажиточны, что не мешало им быть благочестивыми христианами, милосердными к бедным и усердными к Богу. До глубокой старости они не имели детей; в непрестанной горячей молитве они просили Всевышнего дать им сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана: Господь даровал им сына, который при святом крещении получил имя Николай, что значит по-гречески – «побеждающий народ».

Сохранилось предание, что во время крещения, когда обряд был очень длительным, будущий святитель, никем не поддерживаемый, простоял в купели в продолжение трех часов.

Все необычное поведение ребенка показало родителям, что он станет великим угодником Божиим, поэтому они обратили особое внимание на его воспитание и постарались, прежде всего внушить сыну истины христианства и направить его на праведную жизнь. Отрок вскоре постиг, благодаря богатым дарованиям, руководимый Святым Духом, книжную премудрость. Успевая в учении, отрок Николай успевал также и в благочестивой жизни. Его не занимали пустые беседы сверстников: заразительный пример товарищества, ведущий к чему-либо худому, ему был чужд.

Избегая суетных греховных развлечений, отрок Николай отличался примерным целомудрием и избегал всяких нечистых помыслов. Почти все время он проводил в чтении Священного Писания, в подвигах поста и молитвы. К храму Божию питал такую любовь, что проводил там иногда целые дни и ночи в богомысленной молитве и чтении божественных книг.

Пресвитер

Благочестивая жизнь юного Николая скоро стала известной всем жителям города Патары. Епископом в этом городе был его дядя, по имени тоже Николай . Заметив, что племянник выделяется среди других молодых людей добродетелями и строгой подвижнической жизнью, он стал уговаривать родителей отдать его на служение Господу. Они охотно согласились, потому что еще перед рождением сына дали такой обет.

Дядя епископ посвятил его в пресвитера .

Приняв сан священника, святитель Николай стал проводить еще более строгую подвижническую жизнь. По глубокому смирению он совершал свои духовные подвиги наедине. Но Промыслу Божию угодно было, чтобы добродетельная жизнь святителя направляла и других на путь истины.

Возвращение в Ликию и принятие епископского сана

Желая удалиться от суеты мирской, святитель Николай отправился не в Патары, а в Сионскую обитель (Μονή τῆς Νέας Σιών τῶν Μύρων), основанную его дядей епископом примерно в десяти километрах к северу от города Миры , где он был принят братиею с большой радостью. В тихом уединении монашеской келии он думал остаться на всю жизнь.

Но однажды, стоя на молитве, он услышал глас: «Николай! Ты должен вступить на служение народу, если хочешь получить венец от Меня!». Повинуясь этому велению, святитель Николай удалился из обители и местом жительства избрал не свой город Патары, где все его знали и оказывали ему почести, а большой город Миры , столицу и митрополию Ликийской земли, где, никем не знаемый, он мог скорее избегнуть мирской славы. Жил он как нищий, не имел где приклонить голову, но неизбежно посещал все церковные службы. Скончался архиепископ всей Ликийской страны Иоанн. Для избрания нового архиепископа собрались в Миры все местные архиереи. Много было предложено к избранию умных и честных людей, но общего согласия не было. Епископы усердно молились Богу, прося указать лицо наиболее достойное.

Одному из старейших епископов явился в видении муж, озаренный неземным светом, и повелел в эту ночь стать в притворе храма и заметить, кто первый придет в храм на утреннее богослужение: это и есть угодный Господу муж, которого епископы должны поставить своим архиепископом; открыто было и имя его – Николай. Старец епископ сообщил об откровении другим, которые, в чаянии милости Божией, еще усилили свои молитвы. С наступлением ночи старец епископ стал в притворе храма, ожидая прибытия избранника. Святитель Николай, встав с полуночи, пришел в храм. Его остановил старец и спросил о имени. Он тихо и скромно ответил: «Называюсь я Николай, раб святыни твоея, Владыко!»

По имени и глубокому смирению прибывшего старец убедился, что он и есть избранник Божий. Он взял его за руку и повел на собор епископов. Все с радостью приняли его и поставили на середину храма. Несмотря на ночное время, весть о чудесном избрании разнеслась по городу; собралось множество народа. Старец епископ, сподобившийся видения, обратился ко всем со словами: «Примите, братие, своего пастыря, которого помазал для вас Святой Дух и которому он поручил управление ваших душ. Не человеческий собор, а Суд Божий поставил его. Вот теперь мы имеем того, кого ждали, приняли и обрели, кого искали. Под его мудрым руководством мы смело можем надеяться предстать Господу в день Его славы и суда!»

При вступлении в управление Мирликийской епархией, святитель Николай сказал сам в себе: «Теперь, Николай, твой сан и твоя должность требуют от тебя, чтобы ты всецело жил не для себя, а для других!»

Теперь он не стал скрывать свои добрые дела для блага паствы и для прославления имени Божиего; но был, как всегда, кроток и смирен духом, незлоблив сердцем, чужд всякой надменности и своекорыстия; соблюдал строгую умеренность и простоту: носил простую одежду, вкушал постную пищу раз в сутки – вечером. Целый день великий архипастырь творил дела благочестия и пастырского служения. Двери его дома были открыты для всех: каждого он принимал с любовью и радушием, являясь для сирот отцом, для нищих – питателем, для плачущих – утешителем, для притесненных – заступником. Паства его процветала.

Гонения Диоклетиана

Но приближались дни испытаний. Церковь Христова подверглась гонениям императора Диоклетиана (284-305 гг.). Храмы разрушались, божественные и богослужебные книги сжигались; епископы и священники заключались в темницы и предавались пыткам. Все христиане подвергались всяческим обидам и мучениям. Гонение дошло и до Ликийской Церкви.

Святитель Николай в эти трудные дни поддерживал в вере свою паству, громко и открыто проповедуя имя Божие, за что был заключен в темницу, где не переставал укреплять веру среди заключенных и утверждал их в крепком исповедании Господа, чтобы они были готовы пострадать за Христа.

Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его продолжают по сей день источать благоуханное миро , обладающее даром чудотворения.

Перенесение мощей в Бари

Прошло семьсот с лишним лет после кончины святителя. Город Миры и вся Ликийская страна были разрушены турками. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими монахами.

Пресвитеры и знатные горожане Бари снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Эта предосторожность была нужна для того, чтобы усыпить бдительность венецианцев , которые, проведав о приготовлениях жителей Бари, имели намерение их опередить и привезти мощи Святителя в свой город.

Баряне, окружным путем, через Египет и Палестину, заходя в порты и ведя торговлю, как простые купцы, прибыли, наконец, в Ликийскую землю. Посланные разведчики сообщили, что никакой стражи у гробницы нет и ее охраняют только четыре старика монаха. Баряне пришли в Миры, где, не зная точного местоположения гробницы, пытались подкупить монахов, предложив им триста золотых монет, но ввиду их отказа, применили силу: связали монахов и, под угрозой пыток заставили одного малодушного указать им местонахождение гробницы.

Чудесно сохранившаяся гробница белого мрамора была вскрыта. Она оказалась наполненной до краев благоуханным миром, в котором и были погружены мощи святителя. Не имея возможности взять большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заготовленный ковчег и отправились в обратный путь.

Путешествие длилось двадцать дней, и 9 мая года они прибыли в Бари . Великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения. Вначале мощи святителя были помещены в церкви святого Евстафия.

Множество чудес происходило от них. Через два года была закончена и освящена нижняя часть (крипт) нового храма и во имя святого Николая, сооруженного нарочито для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены папой Урбаном II 1 октября года. Верхняя часть храма (базилика) была построена значительно позже – 22 июня года.

День прибытия мощей в "Бар-град" (9 мая) празднуется там весьма торжественно. К этому дню туда стекаются паломники не только из западной Европы, но и из России, где также чествуется день 9 мая. Служба святителю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Барград – 9 мая – была составлена в году русским православным иноком Печерской обители Григорием и русским митрополитом Ефремом .

Распространенное мнение о непризнании Греческой Церковью праздника перенесения мощей свт. Николая является ошибочным. В современном греческом календаре это событие празднуется 20 мая . В печатный календарь эта память была внесена благодаря преподобному Никодиму Святогорцу (1809 г.), который обнаружил сведения об этом празднике в ряде афонских рукописей, перевел с церковнославянского языка соответствующее синаксарное сказание и сам написал службу на перенесение мощей свт. Николая. Согласно прп. Никодиму, мощи были вывезены из Мир Ликийских 1 апреля, сделали остановку на о. Закинф 10 мая, а именно 20 мая были привезены в Бари. Одной из ранних рукописей с точной датой, упоминающей 9 мая как дату перенесения мощей свт. Николая, является Типикон Криптоферратского монас­тыря 1300 г. Дата 20 мая зафиксирована в ряде византийских рукописей, самая ранняя из известных нам - майская служебная Минея 1431 г. библиотеки Ватопедского монастыря №1145 .

Память святителя Николая также отмечается на церковных богослужениях еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя́ ста́ду твоему́,/ Я́же веще́й И́стина:/ сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая,/ о́тче священнонача́льниче Нико́лае,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3

В Ми́рех, свя́те, священноде́йствитель показа́лся еси́:/ Христо́во бо, преподо́бне, Ева́нгелие испо́лнив,/ положи́л еси́ ду́шу твою́ о лю́дех твои́х/ и спа́сл еси́ непови́нныя от сме́рти:/ сего́ ра́ди освяти́лся еси́,// я́ко вели́кий таи́нник Бо́жия благода́ти.

Тропарь на рождество, глас 4

Чу́дное и сла́вное рождество́ твое́, святи́телю Нико́лае,/ Це́рковь дне́сь правосла́вных све́тло пра́зднует,/ и́бо стоя́нием ногу́ твое́ю/ яви́ тя́ Госпо́дь и провозвести́ у́бо бы́ти свети́льника и учи́теля ми́ряном,/ ве́сь ми́р обогаща́юща и просвеща́юща чудесы́,/ те́м вопие́м ти́:// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь на рождество, глас 2

Дне́сь возсия́ на́м, я́ко со́лнце, то́ржество твое́, о́тче Нико́лае,/ и́бо в рождестве́ твое́м ди́вным стоя́нием но́г твои́х/ а́нгелы возвесели́л еси́, и челове́ки удиви́л еси́,/ проти́вныя же устраши́л еси́,/ те́мже ны́не и Христо́ва Це́рковь украша́ется я́ко неве́ста,/ и высо́ким гла́сом вопие́т ве́село:/ уясни́ся моя́ добро́та прекра́сно,/ прииди́те ве́рнии, возвесели́теся/ и подыми́те спасе́ние ва́ше и душе́вное нетле́ние,/ в беда́х ско́раго помо́щника, в ско́рбех посети́теля,/ в мо́ри обурева́емых ти́хое пристани́ще,/ а́лчущих пита́теля, слепы́х вождя́, ни́щих бога́тство,/ ста́рцев же́зл, ю́ных наказа́теля и чистоты́ учи́теля,/ и вси́ притека́ющии с ве́рою // прие́млют исцеле́ние душа́м и те́лом.

Кондак на рождество, глас 3

В Ми́рех ро́ждься, свя́те Нико́лае,/ от благоро́дна ко́рене,/ я́ко благопло́дна ве́твь, прозя́бл еси́,/ испо́лнь бо бы́в Боже́ственных даро́в,/ я́ко со́лнце заря́ми, ве́сь ми́р чудесы́ просвети́л еси́./ Сего́ ра́ди прославля́ем тя,// я́ко ученика́ и таи́нника Бо́бжия благода́ти.

Ин кондак на рождество, глас 3

Я́ко звезда́ пресве́тлая просия́л еси́, блаже́нне Нико́лае,/ посреде́ Лики́и гра́да от пра́веднику роди́лся еси́, о́тче,/ и в честне́м рождестве́ твое́м чу́дна и сла́вна тя́ показа́ Госпо́дь,/ и во святе́м младе́нстве твое́м ди́вная явле́на бы́ша о тебе́./ Тро́ицу бо пропове́дал еси́/ тре́х часо́в стоя́нием честны́х но́г твои́х на земли́ в ча́с рожде́ния твоего́,/ и от сосца́ десна́го пита́шеся, от ле́ваго же ника́коже,/ в сре́ду же и в пято́к еди́ною и то́ во вре́мя вече́рнее,/ и от того́, о́тче, позна́н бы́л еси́ воздержа́ния неле́стное пра́вило,// и я́ко и́маши бы́ти ве́лий таи́нник Бо́жия благода́ти.

Тропарь на перенесение мощей, глас 4

Приспе́ де́нь све́тлаго торжества́,/ гра́д Ба́рский ра́дуется,/ и с ни́м вселе́нная вся́ ликовству́ет/ пе́сньми и пе́ньми духо́вными:/ дне́сь бо свяще́нное торжество́/ в пренесе́ние честны́х и многоцеле́бных моще́й/ святи́теля и чудотво́рца Никола́я,/ я́коже со́лнце незаходи́мое возсия́ светоза́рными луча́ми/ и разгоня́я тьму́ искуше́ний же и бе́д от вопию́щих ве́рно:/ спаса́й на́с, я́ко предста́тель наш,// вели́кий Нико́лае.

Кондак на перенесение мощей, глас 3

Взыдо́ша, я́ко звезда́, от восто́ка до за́пада/ твоя́ мо́щи, святи́телю Нико́лае,/ мо́ре же освети́ся ше́ствием твои́м,/ и гра́д Ба́рский прие́млет тобо́ю благода́ть:/ на́с бо д"еля, яви́лся еси́, чудотво́рец изя́щный,// преди́вный и ми́лостивый.

Критическое рассмотрение жития свт. Николая

Критически обработанного жизнеописания его доселе не существует. В известном житии его, помещенном в "Четиях-Минеях " св. Димитрия Ростовского , заимствованном, с сокращениями, из сказаний Симеона Метафраста и распространенном в бесчисленном множестве пересказов, черты жизни этого святого в. смешиваются с деяниями другого святого Николая , епископа Пинарского (также в Ликии), жившего двумя столетиями позже - в

Имя: Николай Чудотворец (Николай Мирликийский)

Дата рождения: 270 г.

Возраст: 75 лет

Дата смерти: 345 г.

Рост: 168

Деятельность: архиепископ, православный святой

Семейное положение: не был женат

Николай Чудотворец: биография

Самый почитаемый святой в православии, чудотворец, покровитель моряков, путешественников, сирот и заключенных. Со дня почитания Николая Чудотворца в декабре начинаются новогодние праздники. От него ожидают рождественских подарков дети, ведь святой стал прототипом Деда Мороза и Санта-Клауса. Согласно житию святителя, он родился в 270 году в ликийском городке Патара, в то время греческой колонии. Сегодня это территория турецких провинций Анталия и Мугла, а местностью расположения Патары называют окрестности поселка Гелемиш.


В биографии-житии Николая Чудотворца говорится, что его родители были состоятельными христианами, давшими сыну приличествующее III веку образование. Семья Николая Мирликийского (еще одно имя святого) была верующей, дядя – епископ Патарский – заметил религиозность племянника и поставил его чтецом на общественном богослужении.

Юный Николай дни проводил в обители, а ночи посвящал изучению Священного Писания и молитвам. Мальчик отличался удивительной отзывчивостью и рано понял, что посвятит жизнь служению . Дядя, видя усердие племянника, взял подростка в помощники. Вскоре Николай получил священнический сан, и епископ доверил ему поучать верующих мирян.


Памятник Николаю Чудотворцу в Ейске

Молодой священник, испросив благословения у дяди-епископа, отправился в Святую Землю. По дороге в Иерусалим Николаю было видение: дьявол, вышедший на корабль. Священник предсказал бурю и крушение судна. По просьбе экипажа корабля Николай Чудотворец усмирил взбунтовавшееся море. Поднявшись на Голгофу, ликиец вознес благодарственные мольбы Спасителю.

В паломническом путешествии, обойдя святые места, взошел на Сионскую гору. Знаком милости Господа оказались распахнутые двери закрытого на ночь храма. Преисполненный благодарности Николай решил уединиться в пустыне, но голос с небес остановил молодого священника, велев ему вернуться домой.


В Ликии Николай вступил в братство Святого Сиона, чтобы вести безмолвную жизнь. Но ему явились Всевышний с Богоматерью и вручили Евангелие и омофор. По преданию, ликийским епископам было знамение, после которого они решили на соборе сделать молодого мирянина Николая епископом Миры (город Ликийской конфедерации). Историки и религиоведы утверждают, что для IV столетия назначение было возможным.


После смерти родителей Николай вступил в права наследства и раздал причитающееся ему богатство бедным. Служение епископа Мир Ликийских выпало на трудные времена гонений. Римские императоры Диоклетиан и Максимиан преследовали христиан, но в мае 305 года, после императорского отречения, занявший престол Констанций прекратил гонения в западной части империи. На востоке они продолжались до 311 года римским императором Галерием. После периода притеснений христианство в Мире Ликийской, где был епископом Николай, стремительно развивалось. Ему приписывают разрушение языческих капищ и храма Артемиды в Мире.


Исследователи жития Николая Чудотворца говорят о соборном суде, на котором его подвергли разбирательству. Греческий митрополит Навпактский в книге «Сокровище» утверждает, что судили будущего святого за пощечину Арию во время Никейского собора. Но исследователи склонны считать пощечину клеветой. Они говорят, что Николай назвал еретика «безумствующим богохульником», за что и стал объектом соборного суда. К помощи Чудотворца Николая прибегают оклеветанные, так как считается, что святитель избавит их от печальной участи.

Чудеса

За помощью к Святому Николаю обращаются путешественники и моряки, попавшие в шторм. В жизнеописаниях святого говорится о неоднократном спасении мореплавателей. Во время путешествия в Александрию на учебу судно Николая накрыло штормовой волной. Моряк сорвался со строп и погиб. Чудотворец Николай, тогда еще молодой человек, воскресил умершего.


В житии святого описывается случай спасения чести трех сестер из бедной семьи, которых отец, чтобы избежать голода, намерился отдать на блудодеяние. Девушек ждала незавидная судьба, но Николай под покровом ночи подбросил в дом мешочки с золотом, обеспечив девушек приданым. По католическому преданию, мешочки с золотом попали в чулки, которые сушились перед камином. С тех пор появилась традиция оставлять детям подарки «от Санта-Клауса» в красочных рождественских чулках (носках). Чудотворец Николай мирит враждующих и защищает невинно осужденных. Обращенные к нему молитвы избавляют от внезапной смерти. Поклонение святителю стало массовым после его кончины.


Рождественские чулки символизируют дар Николая Чудотворца

Еще одно упоминание о чуде, совершенном Чудотворцем Николаем, связано со спасением князя Новгородского Мстислава Владимировича. Заболевшему вельможе приснилось, что его спасет икона святого из киевского Софийского собора. Но посланцы не добрались до Киева из-за разразившейся на реке Мсте бури. Когда волны улеглись, рядом с кораблем, на воде, посланцы увидели круглую икону, на которой изображен Чудотворец Николай. Больной князь, прикоснувшись к лику святого, выздоровел.


Верующие христиане называют чудом акафист Николаю Чудотворцу. Они уверены, что эта молитва способна изменить судьбу к лучшему, если ее читать 40 дней кряду. Верующие утверждают, что все молитвы о помощи в работе и о здравии святитель слышит. Молебен святому угоднику Николаю помогает девушкам благополучно выйти замуж, голодающим – насытиться, а страждущим – избавиться от житейских проблем. Молящиеся в церкви отмечают, что Николай Чудотворец без промедления откликается на искреннюю молитву, произнесенную у его иконы при зажженных свечах.

После смерти

Точная дата кончины Николая неизвестна. Называют 345 год. После ухода в мир иной тело святого замироточило и превратилось в объект паломничества. В IV веке над могилой Николая Чудотворца появилась базилика, а в IX веке в турецком Демре, ранее известном как Мира, воздвигли церковь, двери которой распахнуты и в XXI столетии. До 1087 года останки святителя покоились в Демре. Но в мае торговцы из Италии похитили 80% мощей, оставив в спешке их часть в могиле. Перевезли украденное сокровище в город Бари – столицу итальянского региона Апулия.


Через девять лет венецианские торговцы украли оставшиеся в Демре мощи Чудотворца Николая и перевезли их в Венецию. В наши дни 65% мощей святого находятся в Бари. Их разместили под алтарем католической базилики Святого Николая. Пятая часть священных останков покоится на венецианском острове Лидо, над престолом храма. В барийской базилике в гробнице Николая Чудотворца сделано отверстие. Каждый год 9 мая (день, когда к берегу причалил корабль с мощами, день города Бари) из гроба вынимают миро, которому приписывают чудотворные свойства, исцеление от смертельных болезней.


Две экспертизы, проведенные в середине и в конце 1990-х, подтвердили, что мощи, хранящиеся в двух городах Италии, принадлежат одному человеку. Антропологи из Британии в 2005 году реконструировали по черепу внешний облик святого. Если верить воссозданному облику, то Николай Чудотворец был ростом 1,68 метра, имел высокий лоб, смуглую кожу, карие глаза и резко очерченные скулы и подбородок.

Память

Весть о перенесении мощей Николая Чудотворца в Италию облетела всю Европу, но поначалу праздник перенесения святых мощей отмечали лишь барийцы. Греки, как и христиане Востока и Запада, приняли новость о переносе останков с печалью. В России почитание Святого Николая распространилось в XI столетии. После 1087 (по другим данным, 1091) года православная церковь установила 9 (по юлианскому календарю 22) мая днем празднования перенесения мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари.


Так же широко, как в России, праздник отмечают православные Болгарии и Сербии. Католики (кроме барийцев) не празднуют 9 мая. Русский православный месяцеслов называет три даты праздников, посвященных Николаю Чудотворцу. 19 декабря – день его кончины, 22 мая – прибытие святых мощей в Бари и 11 августа – рождение святителя. В православных храмах Чудотворца Николая поминают песнопениями каждый четверг.


Вторая группа праздников, связанных с памятью самого почитаемого на Руси святителя, связана с чудотворными иконами с его ликом. 1 марта 2009 года в Бари во владение Русской православной церкви передали храм 1913 года и Патриаршее подворье. Ключи от них принял президент России .

В России количество написанных икон и построенных храмов Николая Чудотворца второе после Богородицы. До начала двадцатого столетия имя Николай было одним из самых популярных в стране. В XIX-XX столетиях почитали Чудотворца так, что встречалось мнение о вхождении святителя Николы в святую Троицу. По славянским верованиям (сохранилась легенда белорусского Полесья), Николай сменит Бога на престоле как «старший» из святых.


Западные и восточные славяне приписывают Николаю Чудотворцу владение ключами от неба и функцию «переправки» душ в мир иной. Южные славяне называют святителя «начальником рая», «волчьим пастырем» и «истребителем змей». Говорят, Николай Угодник – покровитель земледелия и пчеловодства.

Православные христиане выделяют в иконографии «Николу зимнего» и «Николу вешнего». Изображение на иконах отличается: «зимний» Чудотворец изображен в митре епископа, у «вешнего» голова непокрыта. Примечательно, что Николая Чудотворца почитают калмыки и буряты, исповедующие буддизм. У калмыков святого называют «Микола-бурхан». Он покровительствует рыбакам и считается хозяином Каспийского моря. Буряты отождествляют Николая с Белым старцем – богом долголетия.


Николай Чудотворец – прообраз Санта-Клауса, от имени которого детям вручают подарки. До Реформации святителя почитали 6 декабря, но потом перенесли празднование на 24 декабря, поэтому он ассоциируется с Рождеством. В Британии XVII века Николай был обезличенным «отцом Рождества», но в Голландии его зовут Синтерклаас, что переводится как Святой Николай.

В Нью-Йорк голландцы, основавшие город, привезли и традицию праздновать Рождество с Синтерклаасом, который вскоре стал Санта-Клаусом. От церковного прототипа у героя осталось лишь имя, в остальном образ подвергся основательной коммерциализации. Во Франции к детям приходит Рождественский Дед, к финским малышам – Йоулупукки, ну а в России и странах постсоветского пространства Новый год невозможен без Деда Мороза, прообраз которого – любимый в России святой.

Мощи в России

В феврале 2016 года состоялась встреча патриарха Кирилла и папы римского Франциска, на которой было достигнуто соглашение о переносе части мощей святого из Бари в Россию. 21 мая 2017 года мощи Николая Чудотворца (левое ребро) были помещены в ковчег и доставлены в московский Храм Христа Спасителя, где их встретил российский патриарх. Поклониться мощам желающие смогли с 22 мая по 12 июля. 24 мая в храме побывал президент России . 13 июля ковчег перевезли в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру. Мощи были открыты до 28 июля 2017-го.


К мощам Николая Чудотворца в Москве и Санкт-Петербурге выстраивались километровые очереди паломников, из-за чего ввели особый режим доступа в храмы. Люди писали записки святому, прося помощи в исцелении. Организаторы доступа к святым мощам попросили не делать этого, напомнив, что у православных иные формы обращения к святым – чтение акафистов, молитв и песнопения. Частицы мощей Николая Чудотворца хранятся в церквях десятков храмов русской епархии, в монастырях Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга.


Top