Как находят украденные картины. Самые знаменитые похищения картин Украденные картины рембрандта

Кражи произведений искусства, несмотря на сложность этого «ремесла», остаются популярными среди грабителей. Этот криминальный бизнес считается одним из самых прибыльных и занимает «почётное» четвёртое место по обороту денег среди преступлений. /сайт/

Кражи картин являются старинным промыслом, но остаются популярными и сегодня. В понедельник, 14 марта, полиция Мадрида рассказала об одной из крупнейших краж за последние десятилетия. Преступники похитили пять картин британского экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона общей стоимостью 30 миллионов евро. Произведения украдены из частного дома друга знаменитого художника.

Кража произошла ещё в июле прошлого года, однако владелец картин и полиция ранее не обнародовали данную информацию. Грабители воспользовались отсутствием хозяев, отключили сигнализацию и вынесли картины. При этом злоумышленники смогли остаться незамеченными. Хозяева картин и правоохранители надеются, что картины всё ещё находятся в Испании.

Это не единственная за последнее время кража картин, хотя и одна из крупнейших. Даже если полиции удаётся раскрыть преступление, то найти картины получается не всегда. Чаще всего грабители продают картины перекупщикам, а те - коллекционерам. Нередко произведения искусств попадают за границу, после чего их след теряется.

Знаменитые арт-преступления

В 2012 году грабители вынесли из музея «Кунстхал» в голландском городе Роттердам семь картин Пикассо, Моне, Гогена, Матисса и других известных художников. Воры вынули все картины из рам, при этом сигнализация почему-то не сработала. Эта кража стала крупнейшей в Нидерландах с 1991 года, когда из музея Ван Гога в Амстердаме похитили сразу 20 картин. Совершение преступления заняло у грабителей две минуты. Полиция нашла преступников, однако похищенные картины ищут до сих пор.

Не менее дерзкое преступление произошло в 1990 году, когда двое мужчин, переодетых полицейскими, вынесли из музея 13 экспонатов, среди которых картины Рембранта, Дега Вермеера и других художников. Преступники находились в музее 81 минуту, но никто их не остановил. Спустя 23 года после совершения преступления ФБР объявила о его раскрытии. Однако личности грабителей так и не были обнародованы, а картины до сих пор не найдены. В музее и сейчас оставлены пустые места и рамы на тех местах, где когда-то были экспонаты.

Однако есть ограбления, которые заканчивались менее печально, и даже принесли пользу самому экспонату. Так произошло с известной «Моной Лизой», которая не всегда была такой популярной. До 1911 года о картине знали лишь искусствоведы, однако кража произведения принесла ему мировую славу. Картину украл работник Лувра, который просто вынес её под одеждой. Журналисты настолько растиражировали информацию о преступлении, что сделали его настоящей мировой сенсацией. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.

Знаменитое произведение было найдено в 1913 году, спустя два года после кражи. Этому способствовал сам грабитель, опубликовавший объявление о продаже «Джоконды». Предполагается, что он собирался сделать копии и выдать их за оригинал. После того как картина вернулась в Лувр, она стала объектом поклонения, как шедевр мировой классики.

Эксперты утверждают, что оценить число картинных краж невозможно. Единственная страна, в которой есть полицейское арт-подразделение - это Италия. Однако даже в этой стране ежегодно регистрируют более 20 тысяч арт-преступлений. Специалисты утверждают, что урон от арт-преступлений гораздо серьёзнее, чем мы привыкли думать. Картины меняют на оружие, наркотики и другие опасные вещи.

Самыми популярными у преступников являются произведения Пикассо, Шагала, Ренуара, Ван Гога и Дали. Большим спросом у воров стали пользоваться и работы Эдварда Мунка. Ежегодные потери от грабителей, которые несут музеи и частные коллекции, оцениваются в $7 млрд. Количество преступных группировок, добывающих произведения искусства незаконным путём, постоянно растёт. Эксперты отмечают, что спрос рождает предложение. Пока создаются шедевры, всегда будут те, кто захочет их заполучить любыми путями. Поэтому всегда будет востребована работа тех, кто сможет украсть эти вожделенные произведения искусства.


Как это ни удивительно, но факт похищения произведений искусства прямо из музея – это не сюжет из старого фильма или классического детектива. К сожалению, это реалии сегодняшнего дня: половина самых ценных украденных картин были похищены в конце ХХ – начале ХХІ вв. Несмотря на усиленную охрану, камеры наблюдения и сигнализацию, криминальным талантам удается и в наши дни совершать подобные «подвиги». В нашем обзоре – самые дорогие картины, украденные и до сих пор не найденные.



В 2010 г. во Франции произошла кража, которую назвали «ограблением века»: из Парижского музея современного искусства грабитель вынес 5 полотен, взломав оконную решетку. В числе похищенных были картины Матисса, Пикассо, Брака, Модильяни, Леже. Через полтора года полиции удалось найти и заказчика, и исполнителя, но картины исчезли бесследно: заказчик утверждал, что уничтожил их, когда обнаружил за собой слежку. Самой дорогой среди пропавших была картина Пикассо «Голубь с зеленым горошком» – ее стоимость оценивают в 28 млн долларов.



Самым любимым художником грабителей можно назвать Ван Гога – уже несколько его полотен исчезли бесследно. В 2002 г. из Музея Ван Гога в Амстердаме украли две картины стоимостью 30 млн долларов каждая – «Выход из протестантской церкви в Нюэнене» и «Вид моря в Шевенингене». Воры проникли в музей через крышу. Двух подозреваемых задержали через год, но полотен у них не нашли.



А в 2010 г. из Музея Мухаммеда Махмуда Халиля в Каире среди бела дня украли картину Ван Гога «Маки» («Ваза с цветами»), стоимостью около 50 млн долларов. Из 43 камер видеонаблюдения работало только 7, а сигнализация была отключена. При этом с момента открытия и до обнаружения пропажи в музее побывали всего 10 посетителей. Эту же картину в 1978 г. уже похищали, но тогда удалось найти вора и вернуть ее в музей. На этот раз ни одна из украденных картин до сих пор не найдена.



Громкие преступления случались и в ХХ в. Одним из них было похищение 13 картин из бостонского музея Изабеллы Стюарт Гарднер в 1990 г. Воры оделись как полицейские, скрутили охранников, заперли их в подвале и вынесли полотна, среди которых была картина «Шторм на море Галилейском» Рембрандта ван Рейна и картина Вермеера «Концерт». Эти две работы сегодня называют самыми дорогими из украденных, стоимость каждой – 500 млн долларов.



Многие картины исчезли во время Второй мировой войны, когда нацисты конфисковывали полотна из музеев и частных коллекций. Бесследно пропала картина Рафаэля «Портрет молодого человека», вывезенная из польского музея Чарторыйских в 1939 г. На сегодняшний момент это одна из самых дорогих пропавших картин – ее оценивают в 100 млн долларов.



Печальная судьба ждала картину Караваджо «Рождество со святыми Франциском и Лаврентием»: в 1969 г. она исчезла из часовни Сан Лоренцо в Палермо. В краже обвиняли сицилийскую мафию, в 2009 г. один из обвиняемых признался на суде в том, что картину держали в сарае, где ее обглодали крысы и свиньи. После чего шедевр стоимостью 20 млн долларов сожгли. Впрочем, эта версия не была подтверждена или опровергнута.

топ-10 самых дорогих картин в мире.

Похищение произведений искусства, кажется, не в силах предотвратить даже самое современное охранное оборудование. На днях на ярмарке Art Miami злоумышленники похитили серебряное блюдо работы Пикассо. Пока преступников ищут, мы решили рассказать о других громких музейных кражах

Самая знаменитая кража: приключения "Моны Лизы"

В наши дни знаменитую "Джоконду" сложно не то что украсть, но и просто сфотографировать исподтишка. Сто лет назад "Мона Лиза" тоже считалась жемчужиной коллекции Лувра, однако отсутствие современных технологий не позволяло охранять ее так же ревностно, как сейчас. В 1911 году картину украли. В преддверии Первой мировой ограбление обросло политическими домыслами. Мол, немцы похитили "Мону Лизу", чтобы унизить Францию. Немцы, в свою очередь, предположили, что французы обворовали сами себя, чтобы дискредитировать их. Но злоумышленником оказался итальянец Винченцо Перуджа, трудившийся в Лувре в качестве разнорабочего. Знакомый с музейным распорядком, похититель смог незаметно вынести полотно. Разоблачили злоумышленника только в 1913 году, когда тот предложил "Мону Лизу" директору итальянского музея Уффици, который тут же вызвал полицию — вскоре картина вернулась в Париж. Раскрыли преступление очень своевременно: через несколько месяцев страны-участницы столкнулись в Первой мировой.

Заботливая мать: как шедевры погибли в мусорном баке

Стефан Брайтвизер — один из самых известных арт-преступников последних лет. Музейное воровство он поставил на широкую ногу: его жертвами стали музеи во Франции, Нидерландах, Германии, Австрии и Бельгии. Официально молодой человек работал официантом, а неофициально был незаконным обладателем предметов искусства общей стоимостью почти $1,5 миллиарда. С 1995 по 2001 Брайтвизер украл более 200 экспонатов, среди которых — работы Брейгеля, Антуана Ватто, античные вазы, старинные музыкальные инструменты. Хранились украденные шедевры дома у матери Брайтвизера. Попался грабитель на краже охотничьего рожка в швейцарском музее. Узнав из газет о поимке любимого чада, матушка Брайтвизера поспешила уничтожить "улики": полотна она разрезала и выбросила в мусорный бак, а антиквариат скинула в водный канал. Кажется, за подобное преступление даже в демократичной Европе злоумышленникам должно светить самое суровое наказание. Как бы не так: мать и сын, повинные в краже и уничтожении целой коллекции арт-объектов, отсидели 18 и 26 месяцев соответственно.

Игра в переодевание: как ограбили Музей Изабеллы Гарднер

Если Брайтвизер похищал предметы искусства долго и методично, то главные действующие лица следующей криминальной истории за один присест похитили шедевры, стоимость которых по разным оценкам составляет от $200 до $500 миллионов. В ночь на 19 марта 1990 года из бостонского Музея Изабеллы Гарднер были похищены "Мужчина и женщина в черном" и "Шторм в Галилее" кисти Рембрандта, "Концерт" Вермеера, работы Эдуарда Мане, акварели Дега и другие шедевры. Злоумышленники, переодевшись в полицейских, без труда проникли в музей, связали охранников, вырезали полотна из рам, прихватили пленку из камер видеонаблюдения и отправились восвояси. Все это они проделали менее чем за полтора часа. Искали их гораздо дольше — ФБР объявило о раскрытии дела лишь в 2013 году. Личности преступников установили, но пропавшие шедевры так и не нашли — залы Музея Изабеллы Гарднер до сих пор украшают пустующие резные рамы, ожидающие возвращения своих дорогостоящих хозяев.

Голливудская история в Стокгольме

Злоумышленники, обворовавшие Национальный музей в Стокгольме, тоже отличились изобретательностью, однако оказались куда менее удачливыми, чем американские грабители. Прежде чем отправиться в музей, преступники решили обезопасить себя не самым изящным образом — заложив бомбу на другом конце города. Пока датская полиция разбиралась со взрывчаткой, злоумышленники проникли в музей, прикарманили несколько полотен Рембрандта и Ренуара общей стоимостью $30 миллионов. С места преступления грабители скрылись весьма живописным способом — на скоростной лодке. Получилась история в духе американского блокбастера. "Хеппи-энд" не заставил себя ждать — банду из восьми человек поймали две недели спустя. Правда, полотна нашли несколько позже: "Разговор с садовником" Ренуара обнаружили в 2001 году, а автопортрет Рембрандта — в 2005.


Похищение Ван Гога: кража, раскрытая за полчаса

Преступники, похитившие 20 полотен из Музея Винсента Ван Гога в 1991 году, действовали по плану, который может разработать любой школьник средних классов. Сначала надо спрятаться в музее перед закрытием. Затем, натянув на головы чулки с дырочками для глаз, набрать картин стоимостью в несколько сотен миллионов долларов и скрыться с места преступления. Схема до смешного стереотипная, простая. Так же просто оказалось поймать злоумышленников и вернуть картины знаменитого живописца — полиция потратила на это чуть более получаса. Ложку дегтя в бочку сыскного меда добавляет только то, что даже за такой короткий промежуток времени преступники успели повредить практически все украденные полотна.

Люди придумали множество устрашающих вещей вроде камер видеонаблюдения, пуленепробиваемого стекла и охранных агентств, чтобы защитить произведения искусства от вандалов и воров, но до сих пор не слишком преуспели. Почти семь веков люди спасают картины в припадке патриотических чувств, меняют их на бытовые блага и переплавляют скульптуры на цветмет. Look At Me ответил на одиннадцать резонных вопросов о том, что происходит в мире подобных краж.

Кто первый придумал украсть картину?

Первыми злоумышленниками, которым пришло в голову украсть произведение искусства, оказались пираты во главе с неким Паулем Бенеке. В 1473 году они напали на судно «Маттео», которое перевозило во Флоренцию диптих Ганса Мемлинга «Страшный суд», проигнорировали вывешенный на судне флаг нейтральной стороны, отобрали картину и передали своим хозяевам в Гданьск. Ни протесты владельца, ни дипломатические миссии, ни даже булла тогдашнего Папы Римского Сикста IV не помогли вернуть украденное. С тех пор множество людей успели попытать счастья на этом поприще.

А куда смотрит охрана музеев? Почему они не охраняют картины как следует?

В большинстве случаев виноваты рассеянность или доверчивость. Кража тринадцати картин из музея Isabella Stewart Gardner в Бостоне стала возможной потому, что охранник сам впустил грабителей, переодетых полицейскими; подчинился, когда ему предъявили фальшивый ордер на арест, и за последующими событиями наблюдал уже связанным на полу. Музею такая доверчивость обошлась в 500 миллионов долларов, рекордную на сегодняшний день сумму для подобных преступлений. Ни картины, ни злоумышленников до сих пор не нашли.

Какие картины воруют чаще всего?


Крис Маринелли, исполнительный директор сайта Art Loss Register, каталога украденных произведений искусства, указывает на Пикассо: «У него много работ и все о нем слышали». Кстати, сам художник и по совместительству автор знаменитого высказывания «Хорошие художники копируют, великие художники воруют» однажды оказался жертвой собственного остроумия. Так, ему самому было предъявлено обвинение в краже «Моны Лизы» в 1911 году (вторым подозреваемым был Гийом Аполлинер; оба, понятное дело, оказались невиновны).

Что нужно, чтобы украсть картину?


На всякую музейную охрану довольно простоты. Одна из самых изящных краж последнего времени совершилась в галерее Venus Over Manhattan, когда худощавый человек в клетчатой рубашке попросил у охранника разрешения сфотографировать понравившуюся картину. Этим он, однако, не ограничился, и когда охранник отвлекся, снял со стены акварель Дали Cartel de Don Juan Tenirio стоимостью 150 тысяч долларов, положил ее в черный пакет, сел в лифт и пошел по своим делам. Акварель довольно скоро вернулась в галерею почтой, а злоумышленника найти так и не удалось.

А что нужно, чтобы найти украденную картину?

Я хочу найти украденную картину и получить вознаграждение. Где их прячут?


багажник велосипеда


камера хранения


кладбище

Эту картину Рембрандта называют Takeaway Rembrandt. Это полотно художника меньше остальных, всего лишь 29,99 на 24,99 сантиметра, поэтому крали ее рекордных четыре раза - чаще, чем какое-либо другое произведение искусства. Всякий раз её находили в каком-то странном месте - в камере хранения железнодорожной станции гарнизона британской армии, на кладбище или на багажнике велосипеда.

Можно ли поменять картину Франсиско Гойи на телевизионную подписку?

Водитель автобуса по имени Кемптон Бентон слишком пристально следил за новостями искусства. В 1961 году он узнал, что британское правительство собирается выплатить американскому коллекционеру крупную сумму денег, только чтобы он не вывозил из страны принадлежащий ему портрет герцога Веллингтона работы Гойи. Сумма денег была настолько больше зарплаты бедствующего Бентона, что он разозлился и решил украсть злополучный портрет, что вполне удачно и сделал. Бентон вычислил время, когда в музее отключается сигнализация, чтобы она не мешала уборщикам, влез в окно туалета, забрал картину и в него же вылез. Бентон согласился отдать картину взамен на амнистию для себя и телевизионную подписку для всех бедных, но его условия не были приняты. Он продержал у себя картину еще четыре года и затем добровольно вернул, но, к сожалению, забыл вернуть раму, за что и отсидел три месяца в тюрьме.

Можно ли украсть картину и стать национальным героем?

Работник Лувра, итальянец Винченцо Перуджиа, всей душой любил свою родину и люто ненавидел Францию. Он был уверен, что итальянские шедевры, содержащиеся в Лувре, слишком красивые для этого ужасного музея в столице ужасной страны и вообще были выкрадены Наполеоном, а потому он, Винченцо Перуджиа, должен спасти их и увезти обратно в Италию. Картин было слишком много, поэтому Перуджиа выбрал Джоконду как самую красивую, без труда справился с защитным стеклом, которое сам же и спроектировал, и выкрал шедевр. Его довольно быстро поймали, но на этом история не закончилась. Перуджиа переругался со всеми на суде, включая собственного адвоката, заявил, что во всем виновата картина, из-за которой он потерял голову, в результате был признан умственно неполноценным и отпущен. Что самое любопытное, общественное мнение было целиком на его стороне. Перуджиа признали истинным патриотом, джентльмены приносили ему вино, а дамы пекли для него пироги.

Можно ли украсть произведение искусства и не разбогатеть?


В 2005 году бесстрашные люди украли скульптуру Генри Мура «Лежащая фигура» весом в две тонны и стоимостью 3 миллиона фунтов стерлингов и переплавили ее на металл, продав ее в две тысячи раз дешевле настоящей стоимости. Несколько дней назад была украдена скульптура «Солнечные часы 1965», скорее всего, с теми же целями.

Можно ли украсть картину, не имея никакого желания разбогатеть?


Любитель старины и красоты Стефан Брайтвизер с 1994 по 2001 годы путешествовал по Европе, работал официантом и заодно исправно посещал музеи, после чего там пропадали ценные произведения искусства. Всего он украл более 200 предметов на сумму в 1,4 миллиарда долларов, и все это не было предназначено для перепродажи. Попался он, вернувшись за понравившимся охотничьим рожком в то место, в котором уже был. Мать Брайтвизера страшно раздражала любовь сына к антиквариату, поэтому, когда его арестовали, она уничтожила все глазом не моргнув.


Top