Не стоит село без праведника. «Не стоит село без праведника Не стоит без праведника

«Не стоит село без праведника»

Исходное название рассказа “Матрёнин двор” - “Не стоит село без праведника”, окончательное дал А.П. Твардовский. При напечатании по требованию редакции год действия 1956 поменялся на 1953, т.е. дохрущевским временем. Из-за этого начало повествования менялось.

Первый подвергнут атаке советской прессы. В частности, автору указывалось, что не использован опыт зажиточного соседнего колхоза, где председателем был Герой Социалистического Труда.

Критика не доглядела, что он и упоминается в рассказе как уничтожитель леса и спекулянт. Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и её смерть воспроизведены как были. Истинное название деревни - Мильцево, Курловского района, Владимирской области. Взгляд А.И. Солженицына на деревню 50 - 60-х годов отличается суровой и жестокой правдой. Детали, подмеченные автором, красноречивее длинных рассуждений. “Что на завтрак, она не объявляла, да это и догадаться было легко: картовь необлупленная, или суп картонный (так выговаривали все в деревне), или каша ячневая (другой крупы в тот год нельзя было купить в Торфопродукте, да и ячневую-то с бою - как самой дешевой ею откармливали свиней и мешками брали)”. Поэтому редактор журнала “Новый мир” А.Т. Твардовский настоял заменить время действия рассказа с 1956 на 1953 год.

Это был редакторский ход в надежде пробить к публикации новое произведение Солженицына: события в рассказе переносились во времена дохрущевской оттепели. Уж слишком тягостное впечатление оставляет изображенная картина. “Облетели листья, падал снег - и потом таял.

Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся”. В основе рассказа обычно лежит случай, раскрывающий характер главного героя. По этому принципу строит свой рассказ и Солженицын.

Судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием - Торфопродукт. Здесь “стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса”. Но потом их вырубили, свели под корень. В деревне уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным - тол стал скуден и беден. Колхозники “до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз”, а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега.

Характер главной героини рассказа, Матрёны, автор раскрывает через трагическое событие - её гибель. Только одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором - “лучезарная”, “добрая”, “извиняющаяся” улыбка Матрёны. Окружающий мир Матрёны в её темноватой избе с большой русской печью - это как бы продолжение её самой, частичка её жизни.

Всё здесь ограничено и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал “далекий шум океана”, и колченогая кошка, и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрёны так метались за обоями, как будто сама Матрёна “невидимо металась и прощалась тут с избой своей”.

Любимые фикусы “заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой”. Те самые фикусы, что спасала однажды Матрёна при пожаре, не думая о скудном нажитом добре. “Испуганной толпой” замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы…

Историю жизни Матрёны автор-рассказчик разворачивает не сразу, а постепенно. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своём веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь.

В судьбе Матрёны сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины - наиболее выразительная, вопиющая. Но она не обозлилась на этот мир, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим. Жила Матрёна убого, бедно, одиноко - “потерянная старуха”, измотанная трудом и болезнью.

Родные почти не появлялись в её в доме, опасаясь, по-видимому, Что Матрёна будет просить у них помощи. Нещадно все пользовались Матрёниной добротой и простодушием - дружно осуждали за это. Смерть героини - это начало распада, гибели нравственных устоев деревни, которые крепила своей жизнью Матрёна. Она единственная жила в своем мире: устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу.

Но Матрёна умирает и “погибает” вся деревня ибо: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”.

Село тем и отличается от города, что оно более патриархально и архаично. Рождающиеся здесь явления встречают в деревне, часто подозрительно и неприветливо, считая чем-то дурным, идущим не от бога.
Да мне можно возразить, мол город несет не только дурное влияние и что есть в идущем оттуда много положительного, например, того же водопровода, канализации и еще много чего хорошего. С этим утверждением, пожалуй, не стану спорить, ибо рискую затеять ненужную полемику. Хочу сказать вот о чем, эта архаичность не всегда отрицательна: деревенская среда она мягче добрей и наивней всегдашней городской сухости и сама почва для праведной жизни тут немного мягче.К тому же, сама Русь напоминает прежде всего сельскую местность: крестьянин-мужик, баба, земля и вера и т.д. Чтобы не случилось в жизни, плохое или хорошее, а вера прежде всего: забудешь сегодня помолиться, пообщаться с богом, как умеешь, то завтра
обязательно скажешь:«С Богом иди». И так в истории нашего народа
всегда и было ведь, все тысячи лет, от князя Владимира до наших дней. И так было правильно, ибо вера помогает жить в самые трудные времена.
Еще одной чертой нашего многоликого народа является радушие и безобидный нрав.
Суровы к врагам, милосердны к побежденным и готовы снять последнюю рубаху и снести горницу родного дома для просящих. Да это именно про нас и даже самые заядлые наши неприятели с этим утверждением в полный голос соглашаются. Здесь можно перечислить еще множество признаков и черт типичного русского обывателя из сельской глубинки, но достаточно будет сказать, что все они и
перечисленные, и не упомянутые воплощены в образе главной героини рассказаАлександра Исаевича Солженицына созданного в 1959 году «Матренин двор».Героиня Солженицына не первая народная героиня в русской литературе. Это
типичная крестьянка, каких было и в жизни, и в книгах достаточно. Присущие ей черты,такие как трудолюбие и страдания, мы видим в стихах Николая Некрасова, например,написанных веком ранее, однако, на мой взгляд, то что жизнь и гибель Матрены Васильевны, описаны очевидцем, ведь у героини был реальный прототип, дает нам возможность оценить ее праведность, народность и приглядеться к жизни таких: одиноких людей еще ближе не так ли???
В чем же заключается жизненный подвиг Матрены Васильевны и ее праведность??? На мой взгляд ответ на поставленный вопрос, прост: Матрена Васильевна проста и бесхитростна. Не берет денег за труд, в котором по словам автора «у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа-работа» не сильно хлопочет за свою пенсию, даром отдает горницу и делает шаг к гибели: своей и своего дома, это тем более контрастно на фоне непонимания, остальной части окружающих героиню людей, о чем и говорит Солженицын в конце рассказа: «Не гналась за обзаводом…Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая есть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно- она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка,фикусы.Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, безкоторого, по пословице, не стоит село.Ни город.Ни вся наша земля». Большое место в рассказе уделяется символам, которые очень просты и доступны читателям: так, колченогая кошка - это во многом сама Матрена Васильевна,исчезновение кошки, животного охраняющего дом от мышей, разной нечисти сам по себе дурной признак для дома и хозяев. Сами мыши, которые начали особо сильно шуметь за обоями, это родственники героини, стремящиеся поживиться тем немногим, что осталось после ее смерти. Нельзя упомянуть козу, которая, в данном случае еще и отображение скромности. Но самым главным символом остается разрушение дома и горницы,окончательное искоренение домашнего очага, остатков семейного тепла и воспоминаний
Если сравнить рассказ с историей Ивана Денисовича, то несмотря на явно
автобиографичность обоих произведений, то «Один день…» уделяет куда больше внимания к истории самого Солженицына чем «Матренин двор», где автор лишь свидетель потрепанной, но не сломленной человеческой судьбы (Матрена Васильевна полна решимости жить, хоть и понимает, что не долго ей осталось быть на этой земле) о нем самом известно не очень много, как и автор прошел войну, систему исправительных лагерей, выйдя на свободу ищет себя и учительствует. Сходство Ивана Денисовича и Матрены Васильевны в уважении к труду, в стремлении быть честным перед собой в стремлении жить, различие же в их в социальном положении, в круге их общения и образе
жизни.Игнатич-как называет рассказчика хозяйка дома, уважительно относится к хозяйке,но при этом мало принимает участия в ее судьбе, не принимая участия ни в краже торфа,ни в помощи по хозяйству, ни в огороде, больше примеряя роль, стороннего наблюдателя,что тоже не слишком правильно. Матрена Васильевна Григорьева, простая русская крестьянка, прожившая жизнь в горе, заботах и тяжком крестьянском труде, является одним из символов русского народаи крестьянства. Сама ничего не имея и не желая, она стала жертвой скупости-скупости своего деверя и родни которая оказалась просто неспособной понять праведническуюмиссию этой необычной и сильной женщины.
Солженицын вывел образ сильного духом и чистого сердцем героя, живущего в условиях тоталитарной страны, когда власти мало интересовались судьбой простого народа, во время постоянных притеснений, когда многие люди становятся доносчиками,преступниками и т.д. Героя сумевшего сохранить доброту и душевность.

Рецензии

Иван, несомненно интересно, хотя и напоминает аналитическое школьное сочинение после прочтения произведения, но читать о праведной миссии деревенских баб интересно, молодец, что затрагиваешь народные корни и истоки, в том история наша и объяснение многих проблем современности. Кое- что живо в деревне и сегодня, хотя, если честно, деревня спивается и теряет свои лучшие качества и традиции, в том числе и свою духовность и праведность.

Есть энтузиасты среди молодежи которым интересна глубинка традиции и культура,что меня как природного сельчанина радуют.А вообще да в большинстве случаев все с этим плохо. Слышал что в некоторых странах вообще их не осталось.Спасибо вам за отзыв. Мне очень приятно)

Энтузиасты
Не стоит село без праведника





Над созданием хутора в Свердловском работала слаженная команда. И таланты проявлялись здесь неординарные. Скажите, где могли постичь азы ландшафтного дизайна простые сельские труженики? Но работа в этом русле в хуторе чётко отслеживается. Сегодня здесь более трёх десятков объектов, созданных людьми для односельчан. И все они, стоит отметить, расположены не хаотично, а создают цельные групповые композиции. Тут выложена из камня русская печка, вокруг неё плетень с висящими чугунками. Рядом колодец, мосток. Чего здесь только нет!
Каждый год вносят архитекторы-любители новый объект в общую картину хутора. Но вот последнее приобретение, стоящее чуть в стороне, достойно отдельного внимания.
– Когда руководители хозяйства ездили в Крым, они увидели там довоенную машину, «полуторку», – рассказывает местный «Кулибин». – Мы решили, что она тоже украсит наш уголок.
И началась пора сбора раритета. Собирали автомобиль частями. Кто-то раму привезёт, прочие детали разыскивали.
– Сын из Новоспасска привёл оригинал заводной рукоятки, – говорит Александр Клещерёв.
Не спеша, за два года, Сан Саныч с единомышленниками собрали-таки полуторку. Кабину мастерили по фотографии. Двигатель в ней, что называется, «родной». По утверждению мастера, машину можно и завести. Один человек из Тоцка, приезжавший посмотреть местную достопримечательность, узнав о том, что собирают полуторку, спустя время привёз колёса – так захотелось ему в благом деле помочь.
Конечно, одному Клещерёву не под силу было бы воплотить столь грандиозный проект в жизнь. Не обошлось и без инициативы руководителей, Александра и Владимира Погорелых, явно поддерживающих это доброе дело и являющихся идейными вдохновителями. Работали всей командой тружеников КФХ. Кирилл Бершанский, сварщик, выполнял свою задачу, вместе трудились с Клещерёвым Сергей Полувёшкин и Владимир Грязнов.
– Когда машину собрали, покраску доверили только профессионалу – Владимиру Чеснокову, – говорит с гордостью Клещерёв.
Вновь возрождённая к жизни машина нашла своё место на хуторе. Здесь ей приготовили пьедестал, и табличку установили. «В память о шофёрах совхоза Свердловский» – можно прочитать на ней. Кстати, чтобы установить машину на место, работающие неподалёку нефтяники выделили подъёмный кран.
К «чудачествам» Клещерёва в селе относились вначале по-разному. Кто-то поддержал сразу, были и такие, кто считал, что делать ему нечего. Но ошибались они. В деле своём Клещерём многим даст фору. Он работу не бросал, а сборкой автомобиля занимался в те дни, когда погода в поле выезжать не позволяла.
Сегодня полюбоваться на этот хутор, созданный добрыми начинаниям небольшой группы людей, съезжаются со всей округи. А у Клещерёва и его соратников в голове новые идеи. У совершенства, говорят, предела не существуют.
Вот так и живёт небольшое село, в глубине огромной страны, славясь трудом и людьми своими. Вероятно, в селе почва для праведной жизни благодатная. Потому и не перестают удивлять своим бескорыстием, добротой дела деревенских тружеников.
Оксана Церт.
Фото автора.

Именно так первоначально назывался рассказ Александра Солженицына «Матрёнин двор», написанный им в 1959 году. Почему-то эти строки пришли мне в голову во время общения с простым сельским жителем Александром Клещерёвым.
Не знаю, насколько применимо к нему понятие «праведник», то есть следующий во всём закону Божию, но уж в бескорыстности, доброте этот образ сильного духом и чистого сердцем человека очень близок к героине того самого рассказа.
Когда-то в Ермакове Свердловского сельсовета кипела жизнь. Это было крупное отделение совхоза «Свердловский». Сегодня в посёлке не больше двух десятков домов. Многие усадьбы, ранее цветущие, заброшены. Разъехалась в поисках лучшей жизни из села молодёжь. Это судьба тысяч российских деревень. Но Александр Клещерёв свою малую родину ценит и любит.
– Мне здесь спокойно, – говорит Сан Саныч (так чаще всего его и зовут земляки). – Места кругом родные, красивые. Люблю речку и лес, каждая травинка мне родная.
Здесь, в своём доме, живёт Александр Александрович с супругой, Натальей Фёдоровной. Два сына со своими семьями устроили свой быт за пределами области. Но в гости к родителям приезжают регулярно. Несмотря на свой пенсионный возраст, Клещерёв верен не только родному селу, но и родной профессии. Вся жизнь его связана с сельскохозяйственной техникой. Более 16 лет он трудится механизатором в КФХ Погорелого А.В. в соседнем посёлке Свердловский. И к работе своей относится так же тепло, как и к селу родному.
Но есть у опытного механизатора излюбленное увлечение, которое приносит радость не только ему, но и односельчанам, а с недавних пор и гостям Свердловского сельсовета. За свои инженерные таланты прозвали Сан Саныча в селе Кулибиным. Изобрести для Клещерёва какое-либо усовершенствование в рабочей технике – в удовольствие. Но что дело примет такой широкий размах, несколько лет назад никто и не подозревал.
– Лет пять назад купили в хозяйство трактор К-700, – вспоминает Александр Клещерёв. – Гнали его из Соль-Илецка. По дороге есть место, облюбованное людьми, «Татьянин родник» называется.
С руководителем хозяйства, Александром Погорелым заехали они посмотреть достопримечательность, и подумали: а чем Свердловский хуже, и здесь может быть так.
С той поры, по утверждению мастера, они стали возводить на окраине села место отдыха. В народе этот уголок живо прозвали «хутором».
– И понеслось! – именно так ознаменовал начало большого проекта простой сельский труженик.


Top