Сальвадор Дали и Гала: праздник длиной в жизнь. Распутная муза гения: Гала Дали и ее любовные многоугольники Испанский муж галы

4 выбрали

Он родился ровно 112 лет назад и утверждал, что помнит себя буквально с момента зачатия. Он всю свою жизнь пребывал в уверенности, что его миссия на этой Земле - спасти искусство. У него было совершенно свое - особенное представление о любви, и ему посчастливилось встретить на своем пути женщин, которые понимали и принимали его мировоззрение...

Они... Их было трое в его жизни - три Музы, которые сделали его жизнь еще более наполненной и удивительной. И которым удалось узнать, какой он на самом деле - автор "Лица войны", "Жирафов в огне", "Галатеи со сферами", "Постоянства памяти" и многих других произведений живописи и литературы...

Он...

Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек родился 11 мая 1904 года в каталонском городке Фигерас ровно через 9 месяцев после того, как трагически ушел из жизни его старший брат еще будучи в совершенно нежном в возрасте. И имя которому было также - Сальвадор.

Для четы Дали - зажиточного нотариуса и его жены - смерть первенца была большим горем. И чтобы хоть как-то унять душевные раны, семья отправилась в живописнейшее место, вернувшись откуда Филипа поняла, что беременна снова.

Появление сына воспринялось как чудо, и мальчик получил такое же имя - Сальвадор, что в переводе с испанского означает "спаситель". Над здоровьем мальчика тряслись и поэтому потакали практически во всем. Кроме того, Филипа часто водила сына на могилу его старшего брата.

Видимо, уже тогда юный гений сделал для себя вывод, что он - реинкарнация своего старшего брата... Только в улучшенном его виде. И все свое детство провел в статусе "выдающегося" ребенка. А если смотреть со стороны, то он изрядно попортил крови своим родителям, устраивая совершенно безобразные истерики и скандалы, сопровождаемые разного рода шалостями и выходками. Младшая сестра Ана-Мария не раз впоследствии вспоминала, как Сальвадор обливался слезами, бросался на пол и бился в истерике, переходя на ультразвук, и все это ради порой совершенно безумных желаний - например, ради флага со флагштока на Ратуше или леденца из закрытой кондитерской.

При этом у мальчика проявлялось огромное количество фобий и комплексов. Казалось, ему никогда не удастся завести друзей, но жажда внимания пересилила все страхи. Более того, нашла "компромисс" в творчестве...

Что его вдохновляло? Все. Природа, сны, проигрыш в карты, люди, друзья, Женщины... С прекрасным полом у гения были весьма сложные отношения. Но в них он находил своих главных Муз...

Елена Ивановна Дьяконова родилась 26 августа в г. Казани тогда еще в Российской импарии. Овдовев, ее мать повторно вышла замуж за адвоката, с которым позже переедет на постоянное место жительства в Москву.

Здесь она учится в одной гимназии с сестрами и Анастасией , но в 16 лет отчим отправил ее в Швейцарию - на лечение туберкулеза в санаторий.

Здесь - в городке Клавадель - состоялась ее встреча с сыном известного торговца недвижимостью Полем Элюаром. Результатом этого курортного романа стало заключение законного брака между молодыми людьми в 1917 году. Именно благодаря Полю Елена превратилась в Музу по имени Гала и родила ему дочь Сесиль.

Вращаясь в богемных кругах, пара не раз оказывалась в центре внимания, благодаря своим выходкам и образу жизни. Гала была настоящей Музой, вдохновлявшей не только своего супруга на создание удивительных романтических стихов, но и его друзей-живописцев, среди которых однажды оказался и Дали...

Это был гром среди ясного неба. Причем для обоих. Гала стала второй женщиной, которая появлялась на его полотнах (первой была родная сестра Дали - Ана-Мария), снискав при этом славу его злого гения. Хотя именно благодаря ее стараниям Дали оказался среди художников-миллионеров и оставался им до конца своих дней. Наверное, сейчас нет области, где не засветился бы бренд Salvador Dali - реклама, театр (вместе с они создавали костюмы для балета "Вакханалия", к которому Дали еще написал и либретто), парфюмерия, кино, мультипликация, литература...

Аманда Лир

Удивительная персона, телеведущая, певица, культовая личность своего времени. Она - настоящий качественный продукт пиара, руку к которому приложили ярчайшие личности: и Он - сам Сальвадор Дали.

Невероятный низкий голос, который легко можно было спутать с мужчиной, что, собственно, и стало причиной слухов о том, что Аманда - транссексуал. Они оба - И Дали, и Аманда - любили провокационные выходки, поэтому всячески подыгрывали "желтой прессе", объясняя, что псевдоним певицы - игра слов французской фразы "Любовница Дали" (L"Amant Dali), а любимой шуткой Дали была: "Какая роскошная женщина!... А ведь она - мужик! "

И все же... Аманда Тапп родилась 18 ноября 1946 года в Гонконге. В ней смешался коктейль из французской и китайской крови. В середине 1960-х на одном из приемов судьба свела ее с Сальвадором Дали, который по достоинству оценил ее необычность и сделал своей Музой. Она позировала ему и участвовала во всех его розыгрышах (а Гала тем временем - возможно, впервые в жзни - воспринимала Аманду как серьезную соперницу). Дали же обучал ее живописи и придумывал все новые и новые шалости.

Нанита Калашникофф

Мария Фернанда родилась на Пуэрто дель Соль рядом с Королевской Академией Сан-Фернандо (Мадрод, Испания). Отец хотел назвать дочку Амбариной из-за цвета волос и белоснежной кожи. Но церковь дала четко понять, что это невозможно. Нанита (уменьшительное от Фернанда) была дочерью знаменитого в начале ХХ века эротического романиста Хосе Мариа Карретеро, издававшегося под псевдонимом Эль Кабальеро Аудас. Этими книжками юный Дали зачитывался в подростковом возрасте, и тот факт, что на благотворительном балу Никерброкеров в Нью-Йорке покорившая его одним своим видом блондинка в роскошном красном платье - дочь его любимого писателя, потрясло художника до глубины души.

К моменту знаменательной встречи, Нанита была уже "глубоко замужем" за ювелиром Михаилом Калашниковым и матерью троих дочерей. Дали показался ей забавным чудаком, но дальнейшие их встречи показали, что у них много общего.

И снова Гала заподозрила, что Дали готов ее оставить. Но... Нинита и Сальвадор просто с удовольствием проводили время, поскольку понимали друг друга с полуслова. Они распевали любимые арии, гуляли, болтали обо всем на свете. Нанита позировала Дали, а ее муж воспринимал их дружбу как милую шалость.

Нанита стала для Дали настоящей отдушиной, настоящим другом, которая оставалась с ним до самого конца и которую он звал просто "Король"...

Леокадия Коршунова , сайт

Фото: art-dali.com, maxpark.com, pinterest.com, elcultural.com

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Автобиография Сальвадора Дали «Дневник одного гения» начинается такими словами: «Я посвящаю эту книгу моему гению , моей победоносной богине Гале Градиве , моей Елене Троянской , моей Святой Елене , моей блистательной, как морская гладь, Гале Галатее безмятежной ». Елену Дьяконову, которая сама себя называла Гала, что по-французски означает «праздник», одни считают той самой великой женщиной, стоящей за каждым великим мужчиной, а другие - злым гением, превратившим талант художника в средство для зарабатывания денег.

Хотя Дали и называл Елену Галатеей, сайт взял на себя смелость предположить, что в их паре настоящим Пигмалионом была именно она. А что думаете вы?

От Елены Дьяконовой до Галы Дали

Елена Ивановна Дьяконова, известная всему миру как Гала́, родилась 18 августа 1894 года в Казани. Через несколько лет ее отец умер, а мать вышла замуж во второй раз и вся семья переехала в Москву.

Своего отчима Елена очень любила - настолько, что даже взяла себе отчество по его имени - Дмитриевна. Словно бабочка из куколки, будущая муза Дали превращалась из Елены Ивановны в Елену Дмитриевну, из Елены Дьяконовой - в Елену Дьяконову-Элюар, затем в Галу и, наконец, в Галу Дали.

В Москве Елена поступила в гимназию, где вместе с ней учились сестры Цветаевы. Марина Цветаева, с которой Елена была дружна, так описывала ее:

«В полупустой классной комнате на парте сидит тоненькая длинноногая девочка в коротком платье. Это Елена Дьяконова. Узкое лицо, русая коса с завитком на конце. Необычные глаза: карие, узкие, чуть по-китайски поставленные. Темные густые ресницы такой длины, что на них, как утверждали потом подруги, можно рядом положить две спички. В лице упрямство и та степень застенчивости, которая делает движения резкими».

В 1912 году 17-летняя Елена заболела туберкулезом и семья отправила ее в швейцарский санаторий Клавадель. Там она познакомилась с никому пока не известным поэтом Эженом Гренделем - впоследствии ее первым мужем. Самой Елене была уготована судьба стать музой и вдохновлять того, кого весь мир узнает под псевдонимом Поль Элюар, на написание самых пылких любовных стихов. Так Елена открыла в себе свой, пожалуй, самый главный талант - быть музой.

Пара поженилась в 1917 году, а через год у них родилась дочь. В 1921 году Елена и Поль приехали в Кельн к художнику Максу Эрнсту - и это стало началом того типа отношений, которые принято называть любовным треугольником. В отличие от большинства подобных историй, их роман на троих был открытым - настолько, что они жили, не скрываясь, под одной крышей.

Неизвестно, сколько бы просуществовал этот необычный союз, если бы в 1929 году Поль Элюар и его жена не отправились в испанский город Кадакес в гости к 25-летнему художнику Сальвадору Дали. «Я сразу поняла, что он - гений», - напишет Гала позже.

«Я люблю Галу больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег»

Из дома в Кадакесе Поль Элюар уехал без жены, забрав в качестве небольшой компенсации свой портрет, написанный Дали. «Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз», - скажет художник.

С того момента Гала и Сальвадор были неразлучны, а в 1932 году, когда она наконец-то оформила развод с Элюаром, пара официально поженилась. Их брак с самого начала был довольно странным: он панически боялся женщин, и, скорее всего, интимной близости (некоторые считают, что Гала была единственным человеком, который мог прикасаться к Дали), она же была сладострастна и страстолюбива.

Впрочем, Дали тоже был страстен - но только в своих фантазиях и творчестве, а она же утоляла свою жажду с многочисленными молодыми любовниками из числа местных моряков.

В течение многих десятилетий Дали писал Галу в разных ипостасях: на его картинах она запечатлена то обнаженной в полупристойной позе, то в образе Мадонны. Впрочем, некоторые искусствоведы считают - и, скорее всего, в этом есть большая доля истины, - что Гала не была безмолвной моделью: она выступала в роли соавтора, помогая выстраивать композицию будущего полотна.

Гала способствовала разрыву Сальвадора Дали с сюрреалистами, но в то же время во многом благодаря ее таланту и предпринимательской жилке, художник смог небезосновательно заявить: «Сюрреализм - это я».

Кстати, именно из-за одного из основоположников сюрреализма, поэта Андре Бретона, который всей душой ненавидел Галу, она после развода с Элюаром обрела сомнительную славу распутницы и сребролюбицы (в чем, конечно же, была значительная доля истины). Позже в газетах ее нарекли «алчной валькирией» и даже «жадной русской потаскухой». Впрочем, ни Галу, ни Сальвадора это не трогало: для него она была Градивой, Галатеей, золотцем.

Однако лучше всего об отношениях супругов говорит эта фраза из воспоминаний сестры Галы Лидии:

«Гала возится с Дали как с ребенком: читает ему на ночь, заставляет пить какие-то необходимые таблетки, разбирает с ним его ночные кошмары и с бесконечным терпением рассеивает его мнительность. Дали швырнул часами в очередного посетителя - Гала бросается к нему с успокоительными каплями: не дай бог, с ним сделается припадок».

Avida Dollars

В 1934 году супруги отправились в Америку, как всегда, повинуясь безошибочному чутью Галы: она считала, что только там ее гениальный муж сможет обрести настоящее признание, и, само собой, разбогатеть. И она не ошиблась.

Именно здесь, в Америке, Сальвадор как нельзя больше стал соответствовать прозвищу, придуманному ему еще в Европе все тем же Андре Бретоном, - Avida Dollars. Оно было составлено из букв его имени, что в переводе означало примерно «жаждущий долларов». Пара устраивала многочисленные перформансы, а каждый свой выход в свет обставляла с большой помпой: спускаясь с борта корабля на американскую землю, Дали нес в руках двухметровый батон.

Спустя 6 лет после первого приезда в США Гала и Сальвадор снова вернулись сюда и провели здесь целых 8 лет. Они оба работали не переставая. Он писал картины, сценарии, создал декорации к фильму Альфреда Хичкока и даже работал над мультфильмом для Уолта Диснея (который увидел свет только в 2003 году), оформлял витрины, - словом, делал все, что приносило доход и приумножало славу. А она с неуемной энергией устраивала все это и заключала все новые договоры. Но и не забывала о собственных нуждах, постоянно заводя новых любовников значительно моложе себя.

Закат

В 1948 году супруги Дали вернулись в Испанию: Сальвадор очень любил свою родину и всегда по ней скучал. У них было все: слава, состояние, успех, но одно обстоятельство омрачало жизнь Галы - она старела. И чем старше она становилась, тем моложе и многочисленнее были ее поклонники: она тратила на них баснословные деньги, дарила им драгоценности, машины и даже картины своего мужа.

Несмотря на все это, в 1958 году Гала и Сальвадор Дали заключили церковный брак. За более чем полувековую историю их союза Елена Дмитриевна дала массу интервью, но никогда не раскрывала подробностей совместной жизни с мужем. Сам Дали уверял, что в течение 4 лет его жена вела дневники на русском языке, но, где они находятся и существуют ли на самом деле, и сегодня никто не знает.

В 1964 году Градиве исполнилось 70 лет, и они с мужем все больше отдалялись друг от друга: она проводила большую часть времени с поклонниками, а он - в компании своей платонической возлюбленной певицы Аманды Лир. В 1968 году Дали совершил один из своих «далианских» поступков - купил своей бессменной возлюбленный замок Пуболь, посещать который ему дозволялось только с письменного разрешения Галы.

Все последние годы, которые были омрачены борьбой с недугами и попытками противостоять неизбежной старческой немощи, Гала провела в замке. В 1982 году она сломала шейку бедра, и после нескольких дней, проведенных в больнице, Гала Дали, урожденная Елена Ивановна Дьяконова, скончалась в возрасте 88 лет.

Дали похоронил ее в склепе замка Пуболь, в гробу с прозрачной крышкой. Он прожил без своей единственной любви еще 7 лет, страдая от глубокой депрессии и прогрессирующей болезни Паркинсона. В 1989 году на 85-м году жизни Сальвадор Дали скончался. Все свое состояние, включая картины, он оставил той, которую любил почти так же сильно, как свою неповторимую Галу, - Испании.

Конечно, можно относиться к Гале по-разному, но одно остается совершенно ясным: если бы в 1929 году не состоялась судьбоносная встреча художника с его Градивой, мир вряд ли бы узнал о том, кто такой Сальвадор Дали. Тот, который и есть сюрреализм.

За каждым великим мужчиной стояла великая женщина. Для Сальвадора Дали таковой была Гала, которую он боготворил. В посвящении к книге «Дневник одного гения» Дали напишет: "Я посвящаю эту книгу МОЕМУ ГЕНИЮ, моей победоносной богине ГАЛЕ ГРАДИВЕ, моей ЕЛЕНЕ ТРОЯНСКОЙ, моей СВЯТОЙ ЕЛЕНЕ, моей блистательной, как морская гладь, ГАЛЕ ГАЛАТЕЕ БЕЗМЯТЕЖНОЙ". Русская Елена Дьяконова знала, что делала, когда взяла себе имя Гала, что в переводе с французского означает «праздник». Праздник, увлекший в омут безумной страсти не одного гения…

Сентябрь 1929 года. Небольшой каталонский поселок Кадакес, что в нескольких километрах от Порт-Аьигата. Здесь живет начинающий художник Сальвадор Дали, известный своими странными картинами и пристрастием к философии Ницше. Ему 25 лет, но он все еще девственник и даже более того — панически боится женщин. Сальвадор Дали боялся контакта с женщинами, но мог говорить о них с точки зрения большого ценителя женской красоты. Вот одно из его рассуждений из книги «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».

В ту пору я возымел интерес к элегантным женщинам. А что такое элегантная женщина?...Итак, элегантная женщина, во-первых, вас презирает, а во-вторых, чисто выбривает подмышки...Я никогда не встречал женщины одновременно красивой и элегантной — это взаимоисключающие характеристики. В элегантной женщине всегда ощутима грань ее уродства (конечно, не ярко выраженного) и красоты, которая заметна, но не более того... Итак, лицу элегантной женщины не нужно красоты, зато руки ее и ноги должны быть безукоризненно, умопомрачительно красивы и — насколько возможно — открыты взору. Грудь же не имеет ровным счетом никакого значения. Если она красива — прекрасно, если нет — прискорбно, но само по себе это неважно. Что касается фигуры, то я предъявляю к ней одно непременное для элегантности требование — это рисунок бедер, крутых и поджарых, если позволительно так выразиться. Их угадаешь под любой одеждой, они словно бросают вызов. Вы, наверное, полагаете, что не менее важен рисунок плеч? Ничего подобного. Я допускаю любой, лишь бы волновал. Глаза — Это очень важно! Глаза обязательно должны хотя бы казаться умными. У элегантной женщины не может быть глупого выражения лица, как нельзя более характерного для красавицы и замечательно гармонирующего с идеальной красотой...

Соседи поговаривают, что молодой человек «с большими странностями», болезненно застенчив, то засмеется невпопад, то заплачет, боясь в одиночку перейти улицу. Он очень худ, носит длинные, закрученные вверх усы, смазывает волосы бриолином на манер танцоров аргентинского танго, одевается в шелковые рубашки диких расцветок, дополняя наряд уродливыми сандалетами и браслетами из фальшивого жемчуга…Той осенью Дали пригласил к себе погостить художника Магрита с женой Жоржет и супругов Элюар. Он уже предвкушал, как шокирует гостей, выйдя к ним, благоухая «ароматом козла», для чего еще с утра заготовил «духи» из клея, сваренного из рыбьих голов, козлиного помета и нескольких капель лавандового масла. Но неожиданно из окна он увидел молодую женщину, с интересом рассматривавшую его жилище. Она была в белом платье, а ее черные как смоль волосы развевались по ветру. Он тут же вспомнил авторучку из детства и поразился сходству двух женщин. Неужели это Она?...

Он быстро смыл с себя козлиный «аромат», надел ярко-оранжевую рубашку и, заложив за ухо цветок герани, выбежал навстречу гостям. «Знакомьтесь, Дали, — произнес Поль Элюар, показывая на женщину в белом. — Это моя жена Гала, она из России, и я много рассказывал ей о ваших интересных работах». «Из России. Там много снега… Дама в санях», — лихорадочно пронеслось в голове художника. Вместо того чтобы пожать женщине руку, он лишь глупо захихикал, пританцовывая вокруг нее…

С той минуты Дали потерял покой — он влюбился до безумия. «Тело у нее было нежное, как у ребенка, — напишет он много лет спустя в своей книге «Тайная жизнь». - Линия плеч почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного энергичного троса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной». Дали не мог больше работать, его неодолимо влекло к этой женщине.

Гала быстро усвоила, что означает свобода любви, и незамедлительно воспользовалась ее плодами. Так что перед встречей с Сальвадором Дали Гала была уже вполне знающей, что ей нужно, женщиной. Гала не была красавицей, но обладала большим шармом, женским магнетизмом, от нее исходили флюиды, которые околдовывали мужчин. Неслучайно Французский книгоиздатель, коллекционер живописи Пьер Аржилле, отвечая на вопросы журналистов, сказал:

Эта женщина обладала необычайной притягательностью. Ее первый муж Элюар до самой своей смерти писал ей нежнейшие любовные письма. И только после того как он умер в 1942 году, Дали и Гала официально поженились. Сальвадор без конца ее рисовал. Честно говоря, она была не так уж и молода для натурщицы, но художники, сами знаете, народ непростой. Коль скоро она его вдохновляла...

В своей книге «Тайная жизнь» Дали пишет:

Она призналась, что приняла меня за противного и невыносимого типа из-за моих лакированных волос, которые придавали мне вид профессионального танцора аргентинского танго... У себя в комнате я всегда ходил нагишом, но, если надо было отправиться в селение, целый час приводил себя в порядок. Я носил безукоризненно белые брюки, фантастические сандалеты, шелковые рубашки, колье из фальшивого жемчуга и браслет на запястье. Она стала рассматривать меня как гения, — признавался далее Дали. — Полусумасшедшего, но обладающего большой духовной силой. И чего-то ждала — воплощения ее собственных мифов. Считала, что я, может быть, смогу стать этим воплощением.

А что было дальше? А дальше Гала якобы сказала Сальвадору Дали «историческую фразу»: «Мой маленький мальчик, мы никогда не покинем друг друга». Она твердо решила связать свою жизнь именно с художником Дали и бросить поэта Элюара. По существу, она бросала не только мужа, но и дочь. Чего оказалось больше в этом решении? Авантюризма или глубокого расчета? Трудно ответить. Что оставалось делать Полю Элюару? Он собрал чемоданы и покинул прибежище. В 1934 году Гала разведется с Полем Элюаром, но из жалости к нему официально оформит свои отношения с Дали только после смерти поэта. (Последний, к слову сказать, до конца своих дней надеялся, что Гала вернется к нему, и был готов ей простить все что угодно).

Они обвенчались 8 августа 1958 года, через 29 лет после своей первой встречи. При этом церемония носила частный, почти тайный характер. Это был, конечно, странный брак во всех житейских смыслах, но только не в творческом. Чувственная Гала, которая и во времена Дали не захотела оставаться верной женой, — и девственник-художник, который панически боялся близости с женщиной. Как они уживались друг с другом? Очевидно, Дали превращал свою сексуальную энергию в творческую, а Гала реализовывала свою чувственность на стороне. Как свидетельствует испанский журналист Антонио Д. Олано: «Она действительно была ненасытной. Гала неустанно преследовала юношей, которые позировали для Дали, и часто добивалась своего. Дали тоже был ненасытен, но лишь в своем воображении».

В быту же они оказались почти идеальной парой, как часто случается с совсем разными людьми. Сальвадор Дали — абсолютно непрактичный, робкий, закомплексованный человек, который боялся всего — от езды в лифтах до заключения договоров. По поводу последнего Гала однажды сказала: «Утром Сальвадор совершает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю, разрывая легкомысленно подписанные им договоры».

«Гала пронзила меня, словно меч, направленный самим провидением, — писал Сальвадор Дали. — Это был луч Юпитера, как знак свыше, указавший, что мы никогда не должны расставаться».

Отныне Дали пишет фантастические картины одну за другой, подписывая их двойным именем «Гала-Сальвадор Дали», как будто речь идет об одном лице. Она внушила ему, что он гений. «Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть, мой мальчик», — говорила Гала. И он, как ребенок, верил каждому ее слову. Гала оградила Дали от всего, что мешало ему работать, взвалив на свои плечи и быт, и продюсерские функции. Она предлагала работы мужа галереям, уговаривала своих богатых приятелей (а среди них были такие знаменитости, как Стравинский, Дягилев, Хичкок, Дисней, Арагон) вкладывать деньги в творчество Дали.

Результат не заставил себя долго ждать. К Сальвадору еще не пришла всемирная слава, а он уже получил чек на 29 тысяч франков за еще не написанную картину. А к его жене — титул главной Музы. С этого момента супруги начинают буквально купаться в роскоши и не устают поражать публику эксцентрическими выходками. О Дали говорят, что он извращенец, шизофреник и капрофаг. Его знаменитые усы и выпученные безумные глаза знает весь мир. О Гала в прессе не перестают злобно судачить: «Семейная пара Гала-Дали в какой-то мере напоминала герцога и герцогиню Виндзорских. Дали без устали рисует свою Гала то в образе Богоматери, то Елены Прекрасной, а то и… женщины с отбивными на спине. Когда спрос на его живопись начал падать, Гала тут же подбросила ему идею создавать дизайнерские вещички, и «далимания» повторилась с новой силой: богачи со всего мира принялись раскупать странные часы, слонов на длинных ногах и красные диваны в форме губ.

Теперь уже не было нужды убеждать Дали в его гениальности, потому что он как никогда верил в себя. Верил настолько, что даже рассорился со своим другом Бретоном и другими сюрреалистами, безапелляционно заявив однажды: «Сюрреализм это Я!».

«Во всем мире, — пишет Дали, — и особенно в Америке, люди сгорают от желания узнать, в чем же тайна метода, с помощью которого мне удалось достигнуть подобных успехов. А метод этот действительно существует. И называется он «параноидно-критическим методом». Вот уже больше тридцати лет, как я изобрел его и применяю с неизменным успехом, хотя и по сей день так и не смог понять, в чем же этот метод заключается. В общем и целом его можно было бы определить как строжайшую логическую систематизацию самых что ни на есть бредовых и безумных явлений и материй с целью придать осязаемо творческий характер самым моим опасным навязчивым идеям. Этот метод работает только при условии, если владеешь нежным мотором божественного происхождения, неким живым ядром, некой Гала — а она одна — единственная на всем свете...».

Насчет матери — это не обмолвка. Сальвадор Дали, рано лишившийся матери и недополучивший ее любви, подсознательно искал мать и нашел ее идеальное выражение именно в Гала, ну а она, в свою очередь, нашла в нем сына (свою дочь Сесиль она любила меньше, и не случайно ее воспитывала бабушка Поля Элюара). Несмотря на то, что всю жизнь Дали называл свою жену не иначе как «божественной», она все-таки была земной женщиной. А еще никому из простых смертных не удавалось избежать старости. После 70-ти Гала начала безудержно стареть. Пришла очередь пластических операций, новомодных витаминов, бесконечных диет и молодых любовников в большом количестве.

Но чем больше она старела, тем больше хотела любви. Она пыталась соблазнить любого, кто попадался ей на пути. «Сальвадору все равно, у каждого из нас своя жизнь», — убеждала она друзей мужа, затаскивая их в постель. Её любовником был молодой певец Джефф Фенхольт, один из исполнителей главной роли в рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда». Говорили, что именно Гала стала причиной его разрыва с молодой женой, только что родившей ему ребенка. Гала приняла деятельное участие в судьбе Джеффа, создавала ему условия для работы и даже подарила роскошный дом на Лонг-Айленде. Это была последняя ее любовь. Разумеется, любовь к Сальвадору Дали не в счет. И все-таки Гала остается загадкой. В многочисленных интервью, которые она дала за полвека, о своих отношениях с Дали она упорно не рассказывала. Все ее письма к Элюару бывший муж уничтожил, попросив ее сделать то же самое со своими, чтобы «лишить любопытных потомков заглянуть в их интимную жизнь». Правда, Гала, по утверждению художника, оставила автобиографию, над которой работала 4 года. Гала вела дневник на русском языке. Где сейчас эти бесценные документы — неизвестно. Возможно, художественный мир ждут новые находки и новые открытия.

Отвечая на недвусмысленные вопросы журналистов, Дали придерживался той же «легенды»: «Я разрешаю Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется. Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает». Но что он чувствовал на самом деле? Этого не знал никто. Наконец, Гала попросила Дали купить для нее средневековый замок в Пуболе, где устраивала настоящие оргии, а мужа принимала лишь изредка, посылая заранее приглашение в надушенном конверте… Все закончилось в 1982 году, когда Гала сломала шейку бедра при падении. Вскоре она умерла. В последние дни в клинике старая женщина, страдающая от сильной боли, покинутая всеми молодыми любовниками, была на грани безумия и все время старалась спрятать деньги под матрас… Сальвадор Дали надел на покойную жену ее самое красивое алое шелковое платье, большие солнцезащитные очки и, усадив как живую на заднее сиденье «кадиллака», повез к месту последнего приюта — в их семейный склеп в Пуболе. Забальзамированное тело Гала положили в гроб с прозрачной крышкой и тихо похоронили. Дали не пришел на погребение, а лишь несколько часов спустя заглянул в склеп, чтобы произнести всего одну фразу: «Видишь, я не плачу»…

Очевидцы говорили, что с уходом Гала не стало и прежнего Дали. Он больше не писал, мог подолгу не есть, часами громко кричал, плевал в медсестер и царапал им ногтями лицо. Безумие окончательно овладело его разумом. Его нечленораздельное мычание никто не понимал. Он пережил Гала почти на семь лет, но это была уже не жизнь, а медленное угасание. Согласно завещанию Сальвадора, Дали не похоронили, а выставили забальзамированное тело под «геодезическим куполом» в фамильном склепе подле Гала. А чуть поодаль установили желтую лодку, носящую имя жены художника. В свое время Дали привез ее из Кадакеса, где он впервые встретил свою «черноволосую даму из детства» и был так сюрреалистически счастлив.

Мне нравится 71

Похожие посты

Тридцать лет назад скончалась одна из самых загадочных женщин – Гала Дали. Она умела вызывать в мужских сердцах безумную страсть, не признавала верности, не знала границ в плотских наслаждениях, не ведала стыда. А привязанность к ней мужчин отдавала мазохизмом.

Поль Элюар, поэт, первый муж Галы, любил снимать ее голой. Эти снимки он показывал друзьям. Ему доставляло удовольствие видеть, как мужчины пускают слюни, рассматривая в подробностях его женщину. На свою беду, а возможно, и на счастье он однажды показал такое фото и Сальвадору Дали. Совершенный контур стройных бедер, мягко закругленные ягодицы, осиная талия и маленькая грудь – это был идеал молодого художника. Такие формы он называл «сладкими». Женщина, которую он увидел, показалась ему воплощением его снов, именно такую он изобразил задолго до того, как увидел Галу, на картине «Останки». Поль заметил, какое впечатление произвела его жена на Дали. Но это лишь раззадоривало его. Он находил особое удовольствие в том, чтобы делить ее с другими мужчинами.

До замужества она хранила девственность. Но став женщиной в 23 года, дала волю своей склонности к блуду. С Полем они договорились сразу: в их браке на верность наложено табу. Их отношения разнообразила порочность, а к любовным приключениям друг друга они относились с восторгом.

«Пойми и сделай так, чтобы он тоже понял, я хочу, чтобы как-нибудь мы имели тебя вместе, как и было договорено», – писал Элюар своей Гале, узнав о ее новой интрижке на стороне.

Впрочем, он и сам не оставался в долгу. И сообщал жене об этом: «Дорогая Гала, я занимаюсь здесь любовью очень много, слишком много. Но что бы я ни отдал за одну ночь с тобой!» В другом письме он просил Галу не приезжать к нему во время менструации, чтобы не портить взаимного удовольствия. А удовольствие это заключалось во взаимной мастурбации. Супруги шли на любые эксперименты ради острых ощущений. На долгое время в их постели обосновался Макс Эрнст, художник. Спустя годы Гала с ностальгией вспоминала этот «замечательный брак втроем» и сожалела, что некоторые «анатомические особенности» не позволяли ей вступать в одновременный контакт с двумя мужчинами.

Показывая фото Галы Сальвадору Дали, Поль понимал, что она вызовет в нем бурю чувств. Элюару хотелось разделить секс с гениальным художником.

Гала и Дали встретились в Кадакесе.

– Элюар постоянно твердил мне о красавце Дали. Я чувствовала, что он просто толкал меня в его объятья еще до того, как мы познакомились, – откровенничала она.

«Встретив Галу, Дали изменился неузнаваемо, – вспоминал в своих мемуарах испанский режиссер Луис Бунюэль. – Он был занят одним – разговорами о Гале, он повторял каждое ее слово».

По словам Бунюэля, художник был ею околдован и ходил, как помешанный.

К 25 годам, к моменту встречи с Галой, Сальвадор все еще был девственником. По его же воспоминаниям, он постоянно пребывал в состоянии эротической подавленности. Выход находил только в мастурбации. И вот он встретил женщину столь же бесстыдную, насколько он был сам стыдлив. И с огромным облегчением Дали узнал, что Гала тоже обожает мастурбацию.

Молодой гений как нельзя вовремя попал в поле зрения Галы. Состояние ее мужа уже было промотано. И отсутствие денег очень тяготило ее. А тут молодой, гениальный, перспективный художник.

Сальвадор был в восторге от своей любовницы: Гала помогла ему усовершенствовать технику онанизма, которая облегчала достижение эякуляции. И этот восторг нашел отражение во многих его бессмертных творениях.

Гала ушла от мужа к Дали. Они прожили вместе больше сорока лет. Став женой Дали, она, разумеется, не поменяла своих сексуальных пристрастий…

И даже в 70 лет она по-прежнему хотела любви. Чем больше она старела, тем больше жаждала секса. Гала соблазняла любого, кто попадался ей на пути. Она убеждала, что Сальвадору все равно, что каждый из них живет своей жизнью. Да и Дали не опровергал ничего.

– Я разрешаю Гале иметь столько любовников, сколько ей хочется, – говорил он. – Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает.

Гала дарила молодым любовникам за постель с ней картины Дали, покупала им дома, автомобили. И Дали не скучал, вдохновляясь на творчество в обществе молодых красоток.

В 1968-м художник купил для жены замок. Она запретила ему навещать ее без предварительного письменного разрешения. Прожила Гала 88 лет. В последние годы любовь ушла из ее жизни. Наверное, поэтому она говорила, что день смерти станет для нее самым счастливым.

Краевед Ренат Бикбулатов категорично утверждает, что Гала Дали (Елена Дьяконова) «придумала» свое казанское происхождение

35 лет назад ушла из жизни женщина, которая одной из первых разглядела недюжинный талант молодого каталонца и с помощью которой художник не только обрел мировую известность, но и стал самым высокооплачиваемым живописцем ХХ века. По словам Галы-Елены, местом ее рождения была Россия, город Казань. Этот факт считался вроде как общеизвестным, пока им не заинтересовался местный краевед. С Ренатом Бикбулатовым встретился корреспондент «БИЗНЕС Online».

Гала и Сальвадор Дали

«РОДИЛАСЬ В ТАТАРСКОЙ СТОЛИЦЕ, НА БЕРЕГУ ВОЛГИ»

— Ренат Хайруллович, почему инженер завода ЭВМ вдруг заинтересовался такой далеко не компьютерной темой, как судьба супруги Сальвадора Дали?

— Все просто: в 1993 году завод, на котором я работал, перестал существовать, а я вышел на пенсию. Надо было чем-то заняться. Поскольку я был любителем книг (у меня порядка 10 тысяч томов), Казани, ее истории, то начал писать статьи в местные журналы и газеты. Примерно в 1998 году я увидел вот эту книжку — «Гала». Она меня заинтересовала, поскольку ходили слухи о том, что Гала родилась в Казани. И даже указывали дом, где она родилась. Некоторые выдержки из этой книги я опубликовал в газете, где заместителем редактора работал Рафаэль Мустафин, вы, наверное, слышали о нем (Рафаэль Ахметович Мустафин (1931–2011) — писатель, литературовед, литературный критик, публицист, редактор, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая (2006), лауреат премии комсомола Татарской АССР имени Мусы Джалиля (1976) прим. ред. ) А я с ним учился в Казанском университете. Он тоже подключился к поискам. Информации о казанской жизни Галы было мало, и мы решили восполнить этот пробел.

Действительно, что мы знаем о казанском периоде жены знаменитого художника, о ее происхождении, семье, детстве? В книге «Казанский ретро-лексикон» казанский краевед Максим Глухов пишет: «Елена Дьяконова (1894–1982) родилась в Казани. Окончила Ксенинскую гимназию и Высшие женские курсы (1912). В 1916 году вышла замуж за французского поэта Поля Гренделя (впоследствии всемирно известного под именем Поля Элюара) и прожила с ним около 15 лет, навсегда оставшись для поэта „сестрой, подругой, возлюбленной и тайной“. После этого она сблизилась и в 1934 году оформила брак с выдающимся испанским живописцем».

Более подробный рассказ о ее детских годах в Казани и Москве я узнал из книги французского писателя Доминика Бона, изданной в России в русском переводе в 1997 году: «Дьяконова родилась в Казани — татарской столице, на берегу Волги. На Руси да и по всему Востоку женщины из Казани имеют легендарную репутацию: султаны рекрутировали их в свои войска, так как считали, что в сладострастии им нет равных. Она появилась на свет в 1894 году, 26 августа, под знаком Девы».

Ренат Бикбулатов

«ЕЕ МОЖНО БЫЛО БЫ НАЗВАТЬ УРОДЛИВОЙ»

«У нее славянская внешность: широкие скулы, крупный подбородок, огромный лоб, очерченный рот, матовый цвет лица; не красавица, однако, даже не хорошенькая. В овале лица и во всей внешности есть какая-то суровость, не хватает изящества. Если бы не густые, черные, завитые в локоны волосы, если бы не длинные сильные руки с округлыми ногтями, если бы не стройный стан, ее можно было бы назвать уродливой. Худая, с выступающими костями шеи и плеч, но довольно хорошо сложена. У тела ее гармоничные пропорции, у нее красивые ноги с тонкими лодыжками. Но первое впечатление говорит не в ее пользу. На первый взгляд, в ней нет ничего привлекательного, а высокомерный вид держит людей на расстоянии.

Она среднего роста, но держится так прямо и столь гордо несет свою голову, что кажется высокой. Ее внешность привлекает внимание. Но что в конечном счете выделяет ее из толпы (не только молодость и гордый вид) — так это взгляд. У нее черные глаза, лихорадочные и черные, блестящие и темные одновременно. Как смоль — полное соответствие сравнению».

— Отличное, но всего лишь описание. А как насчет конкретных фактов — помог ли вам француз в вашем исследовании?

— Да, книга Бона стала настольной; стала, что называется, хорошей отправной точкой для поисков. Читаем дальше:

«Что известно о ней? О ее недавнем прошлом совсем немного информации. Мать зовут Антониной, девичья фамилия матери — Деулина... Род Антонины Деулиной происходит из Сибири, где у семьи были золотые рудники. Но девушка всего лишь один-единственный раз со своими братьями и сестрой навещала бабушку в Тобольске. В Сибири жил также дядя, брат матери, с ним Елена едва знакома...

У девушки два старших брата, Вадим и Николай, и сестра Лидия, которая на восемь лет ее младше. У старшего, Вадима, такие же, как у Елены, черные волосы и темные глаза. Лидия и Николай светло-русые, у них сине-зеленые глаза, унаследованные от отца. Их отцом является Иван Дьяконов, точнее — являлся. Он умер в 1905 году, когда Елене едва исполнилось одиннадцать лет. Он был чиновником в министерстве сельского хозяйства. Елена никогда о нем не рассказывала».

— Но ведь министерства сельского хозяйства в Казанской губернии тогда вроде бы не было — это была столичная прерогатива. В провинции больше практиковались департаменты...

— Совершенно верно. Поэтому напрашивался простой вывод: подвергать сомнению и проверке все источники, невзирая на авторитеты авторов. Но пока вернемся к Бона:

«Елена не любила рассказывать о своем детстве, она была скупа на откровения о своем прошлом. Известно, что у ее матери был диплом акушерки, но она никогда не работала по специальности, а занималась творчеством — писала сказки для детей. Известно, что сама Елена любит читать... По тому, как она умеет приручать кошек, можно догадаться, что Елена к ним неравнодушна. Дома у нее остался черный кот. Сведения, неохотно сообщенные любителям порасспрашивать, незначительны и малоинтересны.

Во время знакомства с новыми людьми Елена никогда не произносила своего истинного имени, а использовала имя Гала, делая ударение на первом слоге. Имя редкое, видимо, уменьшительное от Галины. Гала — так ее называла мать. А ее настоящее имя, которое дал ей отец, так и осталось лишь в официальных документах...

Гала — нелюдимая, холодная, суровая, раздражительная, одинокая... до такой степени замкнута, что это наводит на мысль: не скрывает ли она что-нибудь? Есть ли ей о чем умалчивать? Тайна происхождения? Болезненные воспоминания? А может, она предпочитает навсегда отделаться от своего прошлого, чтобы не оживлять, думая о нем беспрестанно, неизбежное страдание. Елена ничего не говорит о своем прошлом, о своей биографии. Любой вопрос о предыдущей жизни выводит ее из себя».

Лена Дьяконова (или Гала, как любила называть ее мать)

«О ПРОЖИВАНИИ В КАЗАНИ ДЬЯКОНОВЫХ НЕТ НИКАКИХ ДОКУМЕНТОВ!»

— Тайны — настоящий хлеб краеведа. Что было по прочтении загадочной французской книжки?

В «Казанских историях» я как-то давненько уже рассказывал о своих дальнейших действиях. А именно: чтобы приоткрыть завесу над секретом казанского рождения Елены Дьяконовой, узнать побольше о ее жизни в Казани до 1905 года, о ее семье, я обратился в государственный республиканский Национальный архив, где в течение года просмотрел буквально горы старой документации. Первые же результаты буквально шокировали! В метрических книгах казанских церквей за 1894 год не оказалось записей о рождении Елены Дьяконовой, не было аналогичных записей и о ее сестре Лиде, которая родилась в 1902 году. В документах казанских гимназий и школ ничего не говорится о том, что в какой-либо из них с 1894 по 1905 год обучались два ее старших брата, а также нет никаких упоминаний и о самой Елене.

Дальше — больше. Дом по улице Грузинской (ныне улица Карла Маркса, 55/29), где якобы в 1894 году она родилась и где проживала с семьей до 1905 года, оказывается, принадлежал известному для всех казанских краеведов коллежскому советнику Ивану Александровичу Котелову. Он жил здесь со своей семьей, больше никого из постоянных жильцов там не было. Кстати, этот дом известен еще и тем, что после ареста родителей в нем жил будущий знаменитый писатель Василий Аксенов. И еще: в адресных книгах Казани о проживании в нашем городе отца Елены — Ивана Дьяконова — тоже не говорится ни слова!

Кстати, в 2003 году в Казань приезжали кинематографисты из Испании, они готовили фильм к 100-летнему юбилею Сальвадора Дали. Так вот и они не обнаружили в нашем Национальном архиве никаких документальных подтверждений о дате и месте рождения Елены Дьяконовой!

Так что вывод из загадки, которую нам задала Елена Дьяконова, один: она не родилась в 1894 году в Казани, как и ее сестра Лида в 1902 году. Ее братья Вадим и Николай не учились в казанских гимназиях, а семья Елены Дьяконовой с 1894 по 1905 год не проживала в Казани.

Дом по улице Грузинской (ныне улица Карла Маркса, 55/29) в Казани / Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОНА НИКОГДА НЕ БУДЕТ ЛЮБИТЬ ГЕТТО»

— Упомянув дом по улице Грузинской, вы сказали, что будущая сеньора Дали, по предыдущим версиям, в нем якобы проживала с семьей до 1905 года. Куда они оттуда съехали?

— Как уже было сказано, Иван Дьяконов умер в 1905 году, когда Елене еще не исполнилось 11 лет. Вдова с детьми переезжает в Москву. И то, что они там жили, — это уже известно вполне достоверно. Там Антонина Дьяконова вторично выходит замуж — за адвоката Димитрия Ильича Гомберга.

«Димитрий Ильич Гомберг, — читаем у Доминика Бона, — еврей только по отцу, что позволяет ему жить в Москве, в городе, котором евреям запрещалось проживать до 1917 года. Хотя дети Антонины православные, исповедуются раз в году, регулярно посещают богослужения и никогда не расстаются с иконами, живут они, однако, под одной крышей с человеком нерелигиозным, открыто проповедующим новые идеи свободы, справедливости и прогресса. Димитрий Гомберг — либеральный буржуа. Библиотека в его доме не украшение, но неотъемлемая часть существования. У себя он принимает своих друзей, таких же либералов, как и сам. Возможно, благодаря отчиму-еврею, чувствительному к эволюции нравов, очень умному и обеспеченному, у Елены рано развилось стремление к независимости. Она никогда не будет любить гетто.

Адвокат великодушно содержит семью своей жены в достатке, потому что, кроме четверых детей Ивана Дьяконова, он принимает у себя и двух двоюродных братьев, приехавших из далекой провинции учиться в Москву. Димитрий Ильич Гомберг оплачивает не только учебу, но еще и походы в театры, занятия спортом и, конечно, медицинское обслуживание, необходимое пасынкам и падчерицам. Специально для Елены он оплачивает расходы на дорогостоящее пребывание в санатории (Елена после окончания московской гимназии в 1912 году с января 1913 по апрель 1914 год лечилась от туберкулеза в швейцарском санатории).

Елена, по мнению братьев и сестры, вне всякого сомнения, его любимица; и это правда. Ходят даже слухи о том, что Димитрий Гомберг — настоящий отец девушки. Тень сомнения падает на ее происхождение. Она же сама, если бы и знала ответ этой загадки, предпочла бы второго отца первому. Она приняла линию поведения, от которой не отклонялась никогда: не говорить об этом...

Вместо того чтобы добавить имя отца к собственному имени, как это делается по русскому обычаю, Елена Дьяконова прибавляет к нему имя второго мужа матери. Поступая по-своему, она выбирает понравившееся сочетание: Елена Димитриевна Дьяконова. Это имя свидетельствует о значении в жизни молодой женщины отчима, который смог до такой степени заменить законного отца и был любим ею, что она взяла себе в отчество его имя...

В Москве семья Дьяконовых-Гомбергов живет в доме номер 14 по улице Трубниковской, на шестом — последнем — этаже нового дома, куда она въехала в поисках чистого воздуха: здоровье Елены с самого раннего возраста — постоянный повод для беспокойства Антонины и Димитрия. Физическое состояние мешало ей заниматься спортом, но не учебой. Елена, как позже и Лидия, поступила в лицей, точнее — в частную школу для девочек, в гимназию к Брюхоненко (это имя их смешило: по-русски «брюхо» — толстый живот). Елена, несмотря на слабое здоровье, была блестящей ученицей. В семестровых табелях у нее только четверки и пятерки — оценки превосходные, так как пятерку ставят за наивысшие достижения в учебе. Особенных успехов она достигает в русской словесности. Дома же Елена разговаривает по-французски со служанкой-швейцаркой по имени Жюстина...»

Анастасия Цветаева, Николай Миронов и Марина Цветаева

«НЕТ, ЦВЕТАЕВЫ БЫЛИ НАСТОЯЩИЕ»

— А дружба с сестрами Цветаевыми в гимназии Брюхоненко тоже из области слухов?

— Нет, на сей раз сущая правда. Доминик Бона пишет в своем исследовании о первой знаменитости, тоже — будущей, с которой Гала-Елену сводит ее потрясающая судьба. Действительно, писатель имеет в виду подругу-одноклассницу, которую звали Асей, — Анастасию Цветаеву, дочь университетского профессора истории и младшую сестру начинающей поэтессы, сердечно любимой, непревзойденной Марины Цветаевой. Ася и Елена были неразлучны. Но это Елена всегда приходила к Асе, в красивый дом Цветаевых в Трехпрудном переулке; атмосфера богатства и интеллектуальности, царящая в нем, казалась ей в высшей степени изысканной. В книге «Воспоминаний» Анастасия Цветаева так расскажет об их странноватой подруге:

«Описанию личности Гали Дьяконовой позднее и Полем Элюаром, и другими людьми искусства была посвящена не одна книга, стихи и статьи. И может быть, мой долг — рассказать, какой же Галя была в детстве. Один из самобытнейших характеров, мною встреченных. Взгляд ее узких, поглощающих глаз, движение волевого рта — и она была милее, нужнее всех, что глядели на меня с восхищением. Темы, все, были — общие. Стихи, люди, начинающиеся в вихре рождавшегося вкуса — причуды. В ней, пожалуй, сильней моего — некое оттолкновение; во взлете брови вдруг вспугивающий весь пыл застенчивости короткий взрыв смеха (в ее брате Коле повторенный кровным сходством). Она хватала меня за руку, мы неслись.

Чувство юмора в Гале было необычайно: смех ее охватывал, как стихия. Как нас с Мариной. Только была в ней Марине и мне не присущая, какая-то ланья пугливость, в которой было интеллектуальное начало, только внешне выражаемое мгновенной судорогой смеха, вскипающего одним звуком, почти давящим ее; взлетали брови, все ее узенькое лицо вспыхивало, и, озираясь на кого-то, на что-то ее поразившее, отпугнувшее, она срывалась с места: не быть здесь. Так некая часть ее сущности была — в убегании, в ускальзывании от всего, что не нравилось. Не осуждая, не рассуждая, она, может быть еще не осознав, отвертывалась. Девочкой в матроске, с незаботливо заброшенной на плечи — пусть живет! — косой, кончавшейся упрямым витком. Быть занятой ее толщиной, холить? Стараться — над косами? Гордиться? Взлет бровей, короткое задыхание смеха.

Мне казалось, я всегда знала Галю. Мы сидели — Марина, Галя и я — в воскресенье, в субботу вечером с ногами на Маринином диване в ее маленькой (через одну от моей) комнате и рассказывали друг другу все, что хотелось, подумалось, было. Мы водили Галю по нашему детству, дарили ей кого-то из прошлого, вздохом покрывая безнадежность подобного предприятия, и от тайной тоски легко рушились в смех, прицепившись к какому-нибудь нескладному выражению, словесной ошибке, поглощая из кулечка душистые, вязкие ирисы, любимые всеми нами больше других конфет.

— Н-не отлипает! Яз-зык прилип... — вдруг, еле ворочая им, говорил кто-то из нас, и делалось так смешно, что от смеха было больно, потому что в эту бездну, ненасытимую, как одиночество (его поправ!), вместе летели трое, связанные, как горцы. «Не тает...» — продолжал язык борьбу с ирисом. «Н-не растает...» — еле выговаривал утешающий. Пароксизм смеха походил на страшный рассказ Эдгара По.

— А бывало у тебя так, Галя?! — (я).

— А так с вами бывало, Галочка? — (одновременно со мной Марина)».

«Гала Дали не была ни художником, ни искусствоведом. И тем не менее навеки вписала свое имя в историю мировой живописи» / Сальвадор Дали, "Портрет Галы с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече", 1933 г.

«ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ?»

О зарубежной жизни Елены Дьяконовой, о том, как она там превратилась сначала в мадам Элюар, а потом в сеньору Дали, узнать можно много и довольно легко, если не лениться. Но ваши выводы о том, что Гала в Казани совсем даже не родилась, а может статься, и вообще не бывала, не слишком ли категоричны?

Минуточку терпения! Как-то в Москве я увидел на книжной обложке крупные заветные буквы — «Дали». Не мог я пройти мимо и не купить эту книжку. Автор опять же французский — Софья Бенуа, название — «Гала. Как сделать гения из Сальвадора Дали». Меня просто потрясло, что там упомянуты я и мои поиски. И вполне доходчиво, по-писательски, дается ответ на ваш вопрос. Читайте:

«Помните: краевед Ренат Бикбулатов вел тщательные поиски документов, подтверждающих происхождение русской Музы? Оказывается, узнав об этих поисках, хороший знакомый Бикбулатова — профессор-психиатр — рассказал, что у него как-то была пациентка, уверявшая, что знает семью Дьяконовых. По ее словам, Елена родилась в селе Антоновка, которое находится по дороге из Казани в Камское Устье. Краевед, обнадеженный поступившими сведениями, перелистал метрические книги двух церквей села за большой период, но и там ничего не нашел.

Зачем надо было супруге Сальвадора Дали сочинять историю про то, что она родилась на берегу Волги в Казани? «В этом вся Гала, — считает Р. Бикбулатов. — Эта женщина не могла поступить иначе — история ее жизни должна была вдохновлять, а для этого быть красивой. Почему бы не придумать, что Елена Дьяконова родилась в Казани? Ведь присвоила же она себе отчество отчима и стала Еленой Димитриевной. А потом и вовсе не Еленой, а Галиной. И это было в порядке вещей. Кто бы стал проверять, где она родилась? Согласитесь, Казань как нельзя лучше подходила для музы Дали, для ее образа русской женщины, в жилах которой текла татарская кровь. Казань знали в Европе благодаря университету. А еще семья Дьяконовых если была не богатой, то очень зажиточной. Но в смутные годы, когда началась Октябрьская революция, а в сталинские годы — репрессии, разве могла Гала сказать, что в их семье водились деньги? Наверное, нет. А чтобы никто не мог проверить, что это не так, Гала могла еще больше запутать следы и соврать про место своего рождения».

— Обидно, если так... И Рафаэль Мустафин, ваш спутник по этим поискам, был согласен с этими выводами?

— Давайте так: оставим ваш вопрос риторическим, а под занавес прочитаем у Рафаэля Ахметовича следующее: «Гала Дали не была ни художником, ни искусствоведом. И тем не менее навеки вписала свое имя в историю мировой живописи. Ей посвящены десятки статей и специальных исследований. Ни один из теоретиков искусств, писавших о Сальвадоре Дали, не обходится без упоминания ее имени и признания той огромной роли, которую она сыграла в судьбе художника. Многие искусствоведы проводят параллель между Галой и русскими женами Пабло Пикассо, Луи Арагона и других выдающихся деятелей западной культуры. Справедливо отмечают, что русские женщины внесли в мировое искусство особый шарм и интеллектуальный блеск. Более того, сами истоки французского сюрреализма связывают с влиянием России и русских женщин».


Top