В п астафьев детская биография. Биография В

Астафьев, Виктор Петрович (1924-2001), русский писатель. Родился 1 мая 1924 в д.Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 в газете «Чусовский рабочий» был опубликован его первый рассказ Гражданский человек. В Перми вышла и первая книга Астафьева До будущей весны (1953).

В 1959-1961 учился на Высших литературных курсах в Москве. В это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице, в том числе в журнале «Новый мир», возглавляемом А.Твардовским. Уже для первых рассказов Астафьева было характерно внимание к «маленьким людям» - сибирским староверам (повесть Стародуб, 1959), детдомовцам 1930-х годов (повесть Кража, 1966). Рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл Последний поклон (1968-1975) - лирическое повествование о народном характере.

В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960-1970-х годов - военная и деревенская. В его творчестве - в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, - Отечественная война предстает как великая трагедия.

В повести Пастух и пастушка (1971), жанр которой был обозначен автором как «современная пастораль», рассказывается о безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной. В пьесе Прости меня (1980), действие которой происходит в военном лазарете, Астафьев также пишет о любви и смерти. Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, и абсолютно без патетики показано лицо войны в повести Так хочется жить (1995) и в романе Прокляты и убиты (1995). В своих интервью прозаик неоднократно подчеркивал, что не считает возможным писать о войне, руководствуясь показным патриотизмом. Вскоре после публикации романа Прокляты и убиты Астафьев был награжден премией «Триумф», ежегодно присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.

Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести Царь-рыба (1976; Государственная премия СССР, 1978), жанр которой Астафьев обозначил как «повествование в рассказах». Сюжетной канвой Царь-рыбы стали впечатления писателя от поездки по родному Красноярскому краю. Документально-биографическая основа органично сочетается с лирическими и публицистическими отступлениями от ровного развития сюжета. При этом Астафьеву удается создать впечатление полной достоверности даже в тех главах повести, где очевиден вымысел - например, в главах-легендах Царь-рыба и Сон о белых горах. Прозаик с горечью пишет об истреблении природы и называет главную причину этого явления: духовное оскудение человека. Астафьев не обошел в Царь-рыбе главный «камень преткновения» деревенской прозы - противопоставление городского и деревенского человека, отчего образ «не помнящего родства» Гоги Герцева получился одномерным, почти карикатурным. Писатель без восторга воспринял перемены, произошедшие в человеческом сознании в начале перестройки, он считал, что при нарушении моральных основ человеческого общежития, которое было характерно для советской действительности, всеобщая свобода может привести только к разгулу преступности. Эта мысль высказывается и в повести Печальный детектив (1987). Ее главный герой, милиционер Сошнин, пытается бороться с преступниками, понимая тщетность своих усилий. Героя - а вместе с ним и автора - ужасает массовое падение нравственности, приводящее людей к череде жестоких и немотивированных преступлений. Такой авторской позиции соответствует стилистика повести: Печальному детективу более, чем другим произведениям Астафьева, свойственна публицистичность. В годы перестройки Астафьева пытались втянуть в борьбу между различными писательскими группировками. Однако талант и здравый смысл помогли ему избежать соблазна политической ангажированности. Возможно, этому в немалой мере способствовало и то, что после долгих скитаний по стране писатель поселился в родной Овсянке, сознательно дистанцировавшись от городской суеты. Овсянка Астафьева стала своеобразной «культурной Меккой» Красноярского края. Здесь прозаика неоднократно посещали видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели. Жанр миниатюрных эссе, в котором много работал Астафьев, он назвал Затесями, символически связав свою работу со строительством дома. В 1996 Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 - Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ). Умер Астафьев в с.Овсянка Красноярского края 29 ноября 2001, похоронен там же.

Родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Отец - Петр Павлович Астафьев (1899-1967). Мать - Лидия Ильинична Потылицына (1900-1931). В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. В 1945 году женился на Марии Семёновне Корякиной. У них было три дочери. В 1958 году был принят в Союз писателей СССР. В 1989 году получил звание Героя Социалистического Труда. С 1989 года по 1991 год был народным депутатом СССР. Умер 29 ноября 2001 в Красноярске, в возрасте 77 лет. Похоронен рядом с родным селом Овсянка. Основные произведения : «Фотография, на которой меня нет», «Прокляты и убиты», «Печальный детектив», «Васюткино озеро», «Царь-рыба», «Конь с розовой гривой» и другие.

Краткая биография (подробно)

Виктор Петрович Астафьев – русский писатель-эссеист. Родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка (Красноярский край). Отца посадили в тюрьму, когда ему было всего несколько лет от роду, а мать вскоре трагически погибла. Мальчик был отдан на воспитание родителям матери. О своих детских воспоминаниях он написал позже в автобиографическом романе «Последний поклон».

Освободившись, отец писателя женился повторно и новым составом семьи Астафьевы переехали на Крайний Север в Игарку. Здесь будущий писатель вместе с отцом занимался промысловой рыбалкой. Но вскоре Петр Астафьев серьезно заболел и угодил в больницу, а Виктора мачеха выгнала на улицу. Он долго скитался и жил в заброшенных помещениях, пока, наконец, не попал в детский дом. В 1942 году он ушел на фронт, а через год – в армию. За отвагу Виктора не раз награждали орденами.

После демобилизации, Астафьев уехал на Урал. В 1945 году женился на Марии Корякиной. С 1951 года он устроился на работу в редакцию газеты «Чусовский рабочий». Там появилось его первое произведение «Гражданский человек». Попутно он писал различные статьи и рецензии. Основной темой творчества писателя была военная и деревенская проза. Одно из первых произведений было написано еще в школе в качестве сочинения. Затем он превратил его в рассказ «Васюткино озеро». Астафьев часто публиковался в журнале «Смена».

В 1953 году вышла в свет первая книга писателя «До будущей весны». С 1958 года Астафьев числился в Союзе писателей СССР. С 1959 года он учился в Москве, затем переехал в Пермь, а после в Вологду. С 1980 года обосновался в Красноярске. Около двух лет числился народным депутатом СССР. В. П. Астафьев умер осенью 2001 года и был похоронен в родном селе.

Вариант 2

Виктор Петрович Астафьев – советский писатель, прозаик и эссеист. Родился 1 мая 1924 года недалеко от Красноярска, в селе Овсянка. Родители Астафьева была раскулачены, а отец, Петр Астафьев, вскоре попал в тюрьму. Мать, Лидия Ильинична, утонула в очередной переправе на пути к мужу. В результате мальчика воспитали бабушка с дедушкой по материнской линии. О детских годах он вспоминал с теплотой и позже рассказал о них в своей автобиографии «Последний поклон».

Когда отец Виктора вышел на свободу, то женился повторно и уже с двумя сыновьями решил поехать на заработки в сторону севера. Заключив договор с рыбзаводом в Игарке, Петр Астафьев взял с собой на работу и сына. Однако вскоре отец заболел и попал в больницу. Виктор оказался выброшенным на улицу мачехой и вынужден был выживать. Несколько месяцев он прожил в заброшенном здании, а затем его определили в детский дом. В возрасте 18 лет он поступил добровольцем в армию и проходил военную подготовку в Новосибирске. В конце войны получил тяжелое ранение, после чего был переведен в Западную Украину.

Творчество Астафьева было связано в основном с военной и деревенской прозой. К первым произведениям писателя относится и его школьное сочинение, позже переделанное в рассказ «Васюткино озеро». Вскоре в журнале «Смена» стали появляться его первые работы, привлекшие внимание критиков. Среди них повести «Стародуб» и «Перевал». Повествование Астафьева велось с точки зрения просто рабочего или солдата. Он также написал немало рассказов для детей. Его книги были переведены на многие языки, так как передавали самобытность русской деревни и военного дела.

Одной из наиболее знаменитых работ Астафьева был рассказ «Гражданский человек», опубликованный в 1951 году. Через короткий перерыв вышла в свет и другая значимая книга «До будущей весны». В 1958 году Астафьева приняли в Союз писателей. Неоднократно меняя города, в 1980 году он вернулся в родной Красноярск, где и скончался 29 ноября 2001 года.

Виктор Астафьев – известный советский и российский писатель. Лауреат государственных премий СССР и РФ. Член союза писателей. Его книги переведены на иностранные языки и издавались многомиллионными тиражами. Он один из немногих писателей, кого при жизни признали классиком.

Детство и юность

Родился Виктор Астафьев в селе Овсянка Красноярского края. В семье Петра Астафьева и Лидии Потылициной он был третьим ребенком. Правда, две его сестры умерли еще в младенчестве. Когда Вите исполнилось 7 лет, его отца посадили в тюрьму за «вредительство». Чтобы попасть к нему на свидание, матери приходилось переправляться на лодке через Енисей. Однажды лодка перевернулась, но выплыть Лидии не удалось. Она зацепилась косой за сплавной бон. В итоге ее тело нашли лишь через несколько дней.

Мальчика воспитывали бабушка и дедушка по материнской линии – Катерина Петровна и Илья Евграфович Потылицины. О годах, которые внук с ними жил, он вспоминал с теплотой и добротой, позже он описал свое детство в доме бабушки в автобиографии «Последний поклон».

Когда отец освободился, он женился во второй раз. Виктора забрал к себе. Вскоре их семью раскулачили, и Петр Астафьев со своей новой женой, новорожденным сыном Колей и Витей были высланы в Игарку. Вместе с отцом Виктор занимался промыслом рыбы. Но по окончании сезона отец серьезно заболел и попал в больницу. Мачехе Витя был не нужен, кормить чужого ребенка она не собиралась.


В итоге он оказался на улице, беспризорничал. Вскоре его поместили в детский дом. Там он встретил Игнатия Рождественского. Преподаватель сам писал стихи и сумел рассмотреть литературный талант в мальчике. С его помощью состоялся литературный дебют Виктора Астафьева. Его рассказ «Жив» напечатали в школьном журнале. Позже рассказ получил название «Васюткино озеро».

После 6 класса стал учиться в школе фабрично-заводского обучения, после которой работал сцепщиком на железнодорожной станции и дежурным.


В 1942 году Астафьев отправился добровольцем на фронт. Обучение проходил в Новосибирске в автомобильном подразделении. С 1943 года будущий писатель воевал на Брянском, Воронежском и Степном фронтах. Он был шофером, связистом и артиллерийским разведчиком. На войне Виктор был контужен и несколько раз ранен. За заслуги Астафьева наградили орденом Красной Звезды, а также ему вручили медали «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши».

Литература

Вернувшись с войны, чтобы прокормить семью, а на тот момент он уже был женат, кем ему только не приходилось работать. Он был и чернорабочим, и слесарем, и грузчиком. Работал на мясокомбинате вахтером и мойщиком туш. Мужчина не гнушался никакой работы. Но, несмотря на тяготы послевоенной жизни, желание писать у Астафьева никогда не исчезало.


В 1951 году он записался в литературный кружок. Он был так воодушевлен после собрания, что за одну ночь написал рассказ «Гражданский человек», позже он его переработал и издал под названием «Сибиряк». Вскоре Астафьева заметили и предложили работу в газете «Чусовской рабочий». За это время он написал более 20 рассказов и массу очерковых статей.

Свою первую книгу он издал в 1953 году. Это был сборник рассказов, он получил название «До будущей весны». Спустя два года он издал второй сборник – «Огоньки». В него вошли рассказы для детей. В последующие годы он продолжил писать для детей – в 1956 году вышла книга «Васюткино озеро», в 1957 – «Дядя Кузя, лиса, кот», в 1958 – «Теплый дождь».


В 1958 году выходит его первый роман – «Тают снега». В том же году Виктор Петрович Астафьев стал членом Союза писателей РСФСР. Через год ему дали направление в Москву, где он обучался при Литературном институте на курсах для литераторов. В конце 50-ых годов его лирика стала известна и популярна во всей стране. В это время он издал повести «Стародуб», «Перевал» и «Звездопад».

В 1962 году Астафьевы перебрались в Пермь, в эти годы писатель создает цикл миниатюр, которые печатает в различных журналах. Он назвал их «затесями», в 1972 году он издал одноименную книгу. В своих историях поднимает важные темы для русского народа – война, патриотизм, деревенская жизнь.


В 1967 году Виктор Петрович написал повесть «Пастух и пастушка. Современная пастораль». Идею данного произведения он обдумывал давно. Но в печать ее брали с трудом, очень много было вычеркнуто по соображениям цензуры. В итоге в 1989 году он вернулся к тексту, дабы восстановить прежний вид повести.

В 1975 году Виктор Петрович стал лауреатом Государственной премии РСФСР за произведения «Последний поклон», «Перевал», «Пастух и пастушка», «Кража».


А уже в следующем году была издана, пожалуй, самая популярная книга писателя – «Царь-рыба». И вновь ее подвергли такой «цензурной» редактуре, что Астафьев даже попал в больницу после испытанного стресса. Он был так огорчен, что больше никогда не касался текста этой повести. Несмотря ни на что, именно за это произведение он получил Государственную премию СССР.

Начиная с 1991 года Астафьев трудился над книгой «Прокляты и убиты». Книга вышла только в 1994 году и вызвала массу эмоций у читателей. Разумеется, не обошлось и без критических замечаний. Некоторых удивила смелость автора, но вместе с тем они признали его правдивость. Астафьев написал повесть на важную и страшную тему – он показал бессмысленность репрессий военного времени. В 1994 году писатель получает Государственную премию России.

Личная жизнь

Со своей будущей женой Марией Корякиной Астафьев встретился на фронте. Она работала медсестрой. Когда война закончилась, они поженились и переехали в небольшой город в Пермской области – Чусовой. Она тоже начала писать.


Весной 1947 года у Марии и Виктора родилась дочь Лидия, но спустя полгода девочка скончалась от диспепсии. В ее смерти Астафьев винил врачей, а вот жена была уверена, что причиной является сам Виктор. Что мало зарабатывал, не мог прокормить семью. Через год у них родилась дочь Ирина, а в 1950 – сын Андрей.

Виктор и Мария были очень разными. Если он был талантливым человеком и писал по велению сердца, то она это делала в большей степени для собственного самоутверждения.


Астафьев был мужчиной статным, его всегда окружали женщины. Известно, что были у него и внебрачные дети – две дочери, о существовании которых он долго не говорил жене. Мария его безумно ревновала, и не только к женщинам, но даже к книгам.

Он не один раз уходил от жены, но каждый раз возвращался. В итоге они прожили вместе 57 лет. В 1984 году скоропостижно скончалась их дочь Ирина от сердечного приступа, и оставшихся внуков – Витю и Полину – воспитывал Виктор Петрович и Мария Семеновна.

Смерть

В апреле 2001 года писателя госпитализировали с инсультом. Две недели он пролежал в реанимации, но в итоге врачи выписали его, и он вернулся домой. Ему стало лучше, он даже самостоятельно читал газеты. Но уже осенью того же года Астафьев вновь попал в больницу. Ему диагностировали заболевания сердечных сосудов. В последнюю неделю Виктор Петрович ослеп. Умер писатель 29 ноября 2001 года.


Похоронили его недалеко от его родного села, через год в Овсянке открыли музей семьи Астафьевых.

В 2009 году Виктора Астафьева посмертно наградили премией . Диплом и сумму в $25 тыс. передали вдове писателя. Мария Степановна умерла в 2011 году, пережив супруга на 10 лет.

Библиография

  • 1953 – «До будущей весны»
  • 1956 – «Васюткино озеро»
  • 1960 – «Стародуб»
  • 1966 – «Кража»
  • 1967 – «Где-то гремит война»
  • 1968 – «Последний поклон»
  • 1970 – «Слякотная осень»
  • 1976 – «Царь-рыба»
  • 1968 – «Конь с розовой гривой»
  • 1980 – «Прости меня»
  • 1984 – «Ловля пескарей в Грузии»
  • 1987 – «Печальный детектив»
  • 1987 – «Людочка»
  • 1995 – «Так хочется жить»
  • 1998 – «Веселый солдат»

Виктор Петрович Астафьев родился 2 мая 1924 года в селе Овсянка (ныне Красноярский край) в крестьянской семье.

Отец - Пётр Павлович Астафьев. Мать, Лидия Ильинична Потылицына, утонула в Енисее в 1931 . Воспитывался в семье дедушки и бабушки, затем в детском доме в Игарке, часто беспризорничал. После окончания 6-го класса средней школы поступил в железнодорожную школу ФЗО, окончив которую в 1942 , работал некоторое время составителем поездов в пригороде Красноярска. Оттуда осенью 1942 ушел на фронт добровольцем, был шофером, артразведчиком, связистом. Участвовал в боях на Курской дуге, освобождал от фашистских захватчиков Украину, Польшу, был тяжело ранен, контужен.

После демобилизации в 1945 вместе с женой - впоследствии писательницей М.С. Корякиной - поселился на Урале, в г. Чусовом. Работал грузчиком, слесарем, литейщиком, плотником в вагонном депо, мойщиком мясных туш на колбасном заводе и т.д.

В 1951 в газете «Чусовой рабочий» появился первый рассказ «Гражданский человек» (после доработки получил название «Сибиряк»). Тяга к «сочинительству» проявилась у Астафьев очень рано.

С 1951 по 1955 Астафьев является литературным сотрудником газеты «Чусовой рабочий»; публиковался в пермских газетах «Звезда», «Молодая гвардия», альманахе «Прикамье», журнал «Урал», «Знамя», «Молодая гвардия», «Смена». Первый сборник рассказов «До будущей весны» вышел в Перми в 1953 , за ним последовали книги для детей: «Огоньки» (1955 ), «Васюткино озеро» (1956 ), «Дядя Кузя, лиса, кот» (1957 ), «Теплый дождь» (1958 ).

В 1958 вышел роман Астафьева о жизни колхозной деревни «Тают снега», написанный в традициях беллетристики 1950-х.

С 1958 Астафьев - член СП СССР; в 1959-1961 учился на Высших литературных курсах при СП СССР. Переломным в творчестве Астафьев оказался 1959, когда появились в печати повести «Старо-дуб» и «Перевал», рассказ «Солдат и мать». Посвященная Леониду Леонову повесть «Стародуб» (действие разворачивается в старинном кержацком поселении в Сибири) явилась источником авторских размышлений об исторических корнях «сибирского» характера. Критика упрекала Астафьева в неясности этического идеала, в тривиальности проблематики, основанной на противопоставлении «общества» и «естественного человека».

Повесть «Перевал» начинала цикл произведений Астафьева о становлении молодого героя в нелегких жизненных условиях - «Звездопад» (1960 ), «Кража» (1966 ), «Где-то гремит война» (1967 ), «Последний поклон» (1968 ; начальные главы). Они рассказывали о трудных процессах мужания неопытной души, о ломке характера человека, оставшегося без поддержки родных в страшные 1930-е и в не менее жуткие 1940-е. Все эти герои, несмотря на то что носят разные фамилии, отмечены чертами автобиографизма, похожи судьбами, драматическим поиском жизни «по правде и совести». В повестях Астафьева 1960-х обнаружился со всей очевидностью дар рассказчика, умеющего увлечь читателя тонкостью лирического чувства, неожиданным солоноватым юмором, философической отрешенностью. Особое место среди этих произведений занимает повесть «Кража».

Герой повести - Толя Мазов - из раскулаченных крестьян, род которых погибает в северных краях. Сцены детдомовской, «табунной» жизни воссозданы Астафьевым с состраданием и жестокостью, представляя щедрое разнообразие изломанных временем детских характеров, импульсивно впадающих то в ссору, истерику, издевательство над слабым, то вдруг, неожиданно объединяющихся в сочувствии и доброте.

С рассказа «Солдат и мать», по меткому определению критика А. Макарова, много размышлявшего о сущности таланта Астафьева, начинается серия рассказов о русском национальном характере. В лучших рассказах («Сибиряк», «Старая лошадь», «Руки жены», «Еловая ветка», «Захарко», «Тревожный сон», «Жизнь прожить» и др.) человек «из народа» воссоздан естественно, достоверно. Творчество Астафьева в 1960-е было причислено критикой к т.н. «деревенской прозе», в центре которой находились размышления художников об основах, истоках и сущности народной жизни.

Повесть Астафьева «Пастух и пастушка» (1971 ; подзаголовок «Современная пастораль») была неожиданной для литературной критики. Уже сложившийся облик Астафьева-рассказчика, работающего в жанре социально-бытового повествования, на глазах менялся, приобретая черты писателя, стремящегося к обобщенному восприятию мира, к символическим образам. Впервые в творчестве писателя появляется тема войны. Любовный сюжет (лейтенант Костяев - Люся) был окружен огненным кольцом войны, оттеняющим катастрофичность встречи возлюбленных.

Еще в самом начале 1970-х Астафьев утверждал право каждого человека, имевшего фронтовой опыт, на память о «своей» войне. Философский конфликт повести реализовался в противостоянии пасторального мотива любви и чудовищной испепеляющей стихии войны; нравственный аспект касался отношений между солдатами. Наиболее противоречивые отклики критики были посвящены жанру и композиции повести. Кольцевая композиция повести казалась жесткой, излишне рационалистической. Выдержанные в стиле народных плачей и причитаний «увертюра» и «финал» произведения, по мнению некоторых исследователей, «не совсем сопрягаются с сюжетно-конфликтной основой повести». Критиковали эту яркую, ставшую классической повесть Астафьева и за «бытовизм», и за «пацифизм», и за пасторальность, за «дегероизацию», за «романтического» «невоенного» героя, умирающего от любви.

Повесть «Ода русскому огороду» (1972 ) - своеобразный поэтический гимн трудолюбию крестьянина, в жизни которого гармонично сочетались целесообразность, утилитарность и красота. Повесть проникнута печалью об утраченной гармонии земледельческого труда, позволявшей человеку ощущать животворную связь с землей.

Создаваемый в течение двух десятилетий «Последний поклон» (1958-1978 ) является эпохальным полотном о жизни деревни в трудные 1930-40-е и исповедью поколения, детство которого пришлось на годы «великого перелома», а юность - «на огневые сороковые». Написанные от первого лица рассказы о трудном, голодном, но прекрасном деревенском детстве объединяет чувство глубокой благодарности судьбе за возможность живого, непосредственного общения с природой, с людьми, умевшими жить «миром», спасая ребятишек от голода, воспитывая в них трудолюбие и честность. В главе «Бурундук на кресте», вошедшей в «Последний поклон» в 1974 , рассказана страшная история распада крестьянской семьи, в главе «Сорока» - повесть о печальной судьбе яркого и талантливого человека дяди Васи-Сороки, в главе «Без приюта» - о горьких скитаниях героя в Игарке, о беспризорничестве как социальном явлении 1930-х.

После выхода в свет «Печального детектива» (1986 ), «Людочки» (1989 ), заключительных глав «Последнего поклона» (1992 ) пессимизм писателя усилился. Мир предстал перед его глазами «во зле и страдании», полным порока и преступности. События современности и исторического прошлого стали рассматриваться им с позиции максималистского идеала, высшей нравственной идеи и, естественно, не соответствовали их воплощению. Этот жесткий максимализм был обострен болью за порушенную жизнь, за потерявшего себя и равнодушного к общественному возрождению человека.

Параллельно с художественным творчеством в 1980-е Астафьев занимается публицистикой. Документальные рассказы о природе и охоте, очерки о писателях, размышления о творчестве, очерки о Вологодчине, где писатель жил с 1969 по 1979 , о Сибири, куда вернулся в 1980 , составили сборники «Древнее, вечное...» (1980 ), «Посох памяти» (1980 ), «Всему свой час» (1985 ).

В 1988 опубликована книга «Зрячий посох», посвященная памяти критика А. Макарова. По своим рассказам Астафьев создает драмы «Черемуха» (1977 ), «Прости меня» (1979 ), пишет киносценарий «Не убий» (1981 ).

Роман о войне «Прокляты и убиты» (Ч.1. 1992 ; Ч.2. 1994 ) не только поражает фактами, о которых раньше не принято было говорить, его отличает удивительная даже для Астафьев резкость, страстность, категоричность авторской интонации.

В 1995 опубликована повесть Астафьева «Так хочется жить» о причудливой фронтовой судьбе и послевоенной жизни простого русского солдата Коляши Хахалина, а позднее повести «Обертон» (1996 ) и «Веселый солдат» (1998 ). Созданные в жанре социально-бытового и даже натуралистического повествования, вещи эти соединяют и уравновешивают противоречивые авторские интонации, возвращая писателя в состояние мудрости и печали. «Спасибо еще Всевышнему,- говорил Астафьев в одном из последних интервью, что память моя милосердна, в обычной жизни многое тяжелое и страшное стирается» (Литературная Россия. 2000. №4).

Астафьев Виктор Петрович

(1924 г.) - прозаик.
Виктор Астафьев родился в Красноярском крае и сейчас живет на своей родине в городе Красноярске.
Детство писателя было трудным. Мальчику было всего лишь семь лет, когда погибла его мать. Она утонула в Енисее. Памяти матери, Лидии Ильиничны, он посвятит повесть "Перевал".
Астафьев побывал даже в беспризорниках, воспитывался в детдоме. Здесь добрые, умные учителя пробудили в нем интерес к писательству. Одно его школьное сочинение признали лучшим. У этого сочинения очень характерное название: "Жив!" Позже события, описанные в нем, предстали в рассказе "Васюткино озеро". Разумеется, в новой форме, по-писательски.
Весной 1943 года рабочий Виктор Астафьев уже на фронте, на передовой. Воинское звание - рядовой. И так до самой победы: шофер, артразведчик, связист.
После войны будущий писатель сменил много профессий, метался, как он сам скажет, по разным работам, пока в 1951 году в газете?Чусовской рабочий" не был опубликован первый рассказ, и стал он газетным, литературным сотрудником.
Отсюда и начинается его собственно творческая биография.
Потом он закончил Высшие литературные курсы, а в середине пятидесятых годов известный критик Александр Макаров уже говорил о признании Астафьева как писателя и точно обозначил основные творческие устремления художника: "размышление о нашей жизни, о назначении человека на земле и в обществе и его нравственных устоях, о народном русском характере... по натуре своей он моралист и поэт человечности".
Произведения, созданные Астафьевым, хорошо известны. Это книги о войне, о мире, о детстве, многочисленные рассказы и повести "Перевал", "Стародуб", "Кража", "Звездопад", "Пастух и пастушка", "Последний поклон".
Настоящим событием в литературе стало произведение "Царь-рыба. Повествование в рассказах" (1972-1975).
Автор - не любопытствующий собиратель географических сведений, а человек, с детства изведавший суровую печаль северной земли и не забывший, не разуверившийся в ее красоте и правде. И один из ведущих героев "Повествования" - Аким, Акимка, "пана? - родился и вырос в Заполярье, а потому хорошо знает его.
Многое в повести вызывает восхищение. Живопись, богатство красок, размах, буйство и удаль языка, дар реалистического описания создают высшую достоверность. Талант создания характеров столь колоритных и зримых, что, кажется, стоит поехать - и встретишь их на берегах Енисея: Акимку, Колю, Командора, Грохотало...
"Царь-рыба? написана в открытой, свободной, раскованной манере. Прямой, честный, безбоязненный разговор о проблемах актуальных и значимых: об утверждении и совершенствовании разумных связей современного человека и природы, о мере и целях нашей активности в "покорении" природы. Это проблема не только экологическая, но и нравственная; как сделать, чтобы сохранить и приумножить земное богатство, как спасти и обогатить красоту природы. Сознание серьезности этой проблемы необходимо каждому, чтобы не истоптать, не повредить природу и себя огнем бездушия и глухоты. Тупым браконьерством Грохотало и Командора или холодным рассудочным эгоизмом Гоги Герцева.
Моральный спор между Гогой Герцевым и Акимом - это не просто спор двух слишком разных людей, он отражает столкновение бездушно-потребительского и гуманного, милосердного отношения к природе, ко всему живущему на земле. Писатель утверждает: кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен, жесток и к человеку. Страстный протест вызывает у писателя бездушно-потребительское обращение с природой, хищническое поведение человека в тайге, на реке.
Мир природы таит в себе и дух справедливого возмездия. О нем взывает страдание Царь-рыбы, израненной человеком.
Внимание автора сосредоточено на людях, их судьбах, страстях и заботах. В повести много героев: добрых и злых, справедливых и вероломных, работников рыбнадзора и браконьеров. Писатель не судит их, даже самых закоренелых, он заботится об их душевном исцелении.
Автор выступает с позиций добра, он остается поэтом человечности, в нем живет необыкновенное ощущение цельности и взаимосвязанности всего живого на земле, настоящего и будущего, сегодняшнего и завтрашнего.
Будущее - это дети. Вот почему такая озабоченность: "Вот долдоним: дети - счастье, дети - радость, дети - свет в окошке! Но дети - это еще и мука наша! Вечная наша тревога! Дети - это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу - всю наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими - никогда".
Вспомним рассказ "Уха на Боганиде". Из памяти прошлого, из дальних голубых пространств возникает этот островок жизни на северной земле. Послевоенное время. Бедно, скудно живут люди. С беспощадной правдивостью выписывает Астафьев быт рыбаков. Но нигде, ни единой строчкой автор не взывает к чувствам горечи и печали. Напротив, повествование согрето любовью и доверием к людям трудной судьбы, которые артельно, сообща растили и согревали детей, закладывая в их души здоровую, трудовую мораль. В этом видит автор истинное течение жизни.
Добро и справедливость прямо обращены к судьбе будущих поколений.
В неистовой борьбе против всего темного, против бездушно-хищнического индивидуализма человек устроит свою жизнь с щедростью и любовью настоящего хозяина. И как поэтический символ стойкости в жизненной борьбе в повести живет скромный таежный цветок - туруханская лилия. "Туруханскую лилию не садили руками, не холили. Наливалась она студеным соком вечных снегов, нежили и стерегли ее уединение туманы, бледная ночь и незакатное солнце... Как было, что было - не угадать. Но я нашел цветок на далеком пустынном берегу Нижней Тунгуски. Он цветет и никогда уже не перестанет цвести в моей памяти".


Top