Как выбирают президента США? Что такое коллегия выборщиков и электоральный колледж. Как выбирают президента сша

По аналогии с Россией в Америке власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Первая и вторая ветви являются выборными на всех уровнях, начиная с совета школы и заканчивая Президентом США, а суды, в зависимости от штата, могут выбираться или назначаться. Верховные судьи назначаются Президентом с одобрения Сената.

Конгресс (законодательная власть) состоит из двух палат:

Сенат (по два представителя от каждого штата), избираемый на 6 лет, с ротацией 1/3 через каждые два года,

Палата представителей, избираемая на 2 года по 435 одномандатным округам.

Президента и вице-президента выбирает коллегия выборщиков (538 человек), которая формируется в соответствии с результатами выборов в каждом отдельном штате. Общее число выборщиков от штата равно количеству сенаторов и членов Палаты представителей от данного штата. Федеральный округ Колумбия, не имеющий выборного представительства в Конгрессе, располагает тремя голосами выборщиков.

Президент и вице-президент приносят присягу и вступают в должность 20 января года, следующего за годом выборов.

В отличие от России, в Америке нет общего федерального закона об организации и проведении выборов, а в каждом штате выборы проводятся по закону штата в соответствии с требованиями Конституции США и конкретного штата. Только в четырех федеральных законах содержатся статьи, регламентирующие порядок организации и проведения выборов:

Закон 1965 г. об избирательных правах (предоставлено право голосовать национальным меньшинствам);

Закон 1975 г. о регулировании финансовой помощи кандидатам,

Закон 1984 г. о доступности мест голо - | сования для инвалидов,

Закон 1993 г. о регистрации избирателей. Кроме вышеперечисленных законов в ходе

проведения выборов применяются общегражданские законы, направленные против мошенничества и подлога.

В большинстве штатов конгресс состоит из двух палат и избирается по аналогии с общефедеральным. Губернаторы и их замы (вице-губернаторы) также избираются прямым и тайным голосованием.

Особенности избирательной системы сша Предварительные выборы («праймериз»)

В отличие от России, где официальная избирательная кампания в федеральные органы власти начинается не ранее чем за 110 дней до дня голосования, в Америке выборы президента США длятся практически год, а республиканцы могут официально начинать предварительные выборы в год, предшествующий году голосования.

Особенностью американской политической системы является то, что у них нет централизованных общефедеральных партий, как в России и в бывших союзных республиках. В каждом штате есть своя партия, со своим лидером. То есть в Америке 50 демократических партий и 50 республиканских, в большинстве штатов есть партия Зеленых.

Процедура выдвижения кандидата на должность президента и вице-президента однозначно не прописана в конституции или федеральных законах США, и поэтому каждый штат проводит ее со своими особенностями. В зависимости от законодательства штата избиратели могут подавать голоса непосредственно за самих кандидатов в президенты или опосредованно - за делегатов партконференций и съездов, которые обязаны поддерживать кандидатов.

Предвыборная гонка начинается с предварительных выборов (праймериз). Праймериз - это прямые выборы среди сторонников одной и той же партии, где определяются партийные кандидаты («кандидаты в кандидаты»), которые будут баллотироваться на всеобщих выборах. В ходе голосования на праймериз в большинстве случаев избиратели просто ставят крестик напротив фамилии того или иного кандидата. Иногда они также выбирают делегата, который обязуется голосовать на партийной конференции за конкретного кандидата. Республиканцы, для которых более характерна партийная дисциплина, иногда просто предлагают своим избирателям выбрать делегата на партийный съезд, предоставив ему возможность самому решить вопрос о достойном кандидате в президенты.

Праймериз могут быть закрытыми - тогда к голосованию допускаются только члены партии из этого штата - или открытыми - тогда любой избиратель приходит на участок, берет бюллетень той партии, которую поддерживает, и ставит в ней крестик напротив имени того кандидата, который может лучше всего представить эту партию на федеральных выборах. Потом голоса со всего штата подсчитываются, и становится понятно, сколько голосов получил каждый из кандидатов.

Праймериз являются первым серьезным шагом в избирательной кампании любого кандидата, и их результаты являются во многом определяющими для исхода выборов. Поэтому кандидаты тщательно готовятся к первичным выборам и уделяют особое внимание штатам, где будут в этих выборах участвовать (а кандидат не обязан участвовать во всех праймериз, проходящих в США). Больше всего от этого выигрывают штаты Айова и Нью-Гемпшир, в которых праймериз проходят на несколько недель раньше, чем в других местах. Результаты первичных голосований в этих штатах подробно обсуждаются в СМИ, и к моменту прохождения остальных праймериз общественное мнение по поводу основных кандидатов уже сформировано. Желая получить не меньше внимания от участников предвыборной гонки, некоторые штаты кооперируются и проводят праймериз в один день - так называемый «супервторник». Обычно в каждую избирательную кампанию проходит несколько таких «супервторников».

После проведения праймеризов партийные организации штата подсчитывают голоса и распределяют те места, которые штат получил на партийной конференции между делегатами, представляющими разных «кандидатов в кандидаты».

Фактическая численность делегации штата на национальном партийном съезде рассчитывается по установленной партией формуле, учитывающей такие факторы, как население штата, оказанная им поддержка на прошлых выборах, количество выбранных должностных лиц и т.п.

Штаты заинтересованы проводить выборы по партийным правилам, так как штаты, проводящие выборы без учета этих правил, сталкиваются с тем, что на общенациональных съездах полномочия их делегатов не будут признаны.

По аналогии с Россией в Америке власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Первая и вторая ветви являются выборными на всех уровнях, начиная с совета школы и заканчивая Президентом США, а суды, в зависимости от штата, могут выбираться или назначаться. Верховные судьи назначаются Президентом с одобрения Сената.

Конгресс (законодательная власть) состоит из двух палат:

Сенат (по два представителя от каждого штата), избираемый на 6 лет, с ротацией 1/3 через каждые два года,

Палата представителей, избираемая на 2 года по 435 одномандатным округам.

Президента и вице-президента выбирает коллегия выборщиков (538 человек), которая формируется в соответствии с результатами выборов в каждом отдельном штате. Общее число выборщиков от штата равно количеству сенаторов и членов Палаты представителей от данного штата. Федеральный округ Колумбия, не имеющий выборного представительства в Конгрессе, располагает тремя голосами выборщиков.

Президент и вице-президент приносят присягу и вступают в должность 20 января года, следующего за годом выборов.

В отличие от России, в Америке нет общего федерального закона об организации и проведении выборов, а в каждом штате выборы проводятся по закону штата в соответствии с требованиями Конституции США и конкретного штата. Только в четырех федеральных законах содержатся статьи, регламентирующие порядок организации и проведения выборов:

Закон 1965 г. об избирательных правах (предоставлено право голосовать национальным меньшинствам);

Закон 1975 г. о регулировании финансовой помощи кандидатам,

Закон 1984 г. о доступности мест голо - | сования для инвалидов,

Закон 1993 г. о регистрации избирателей. Кроме вышеперечисленных законов в ходе

проведения выборов применяются общегражданские законы, направленные против мошенничества и подлога.

В большинстве штатов конгресс состоит из двух палат и избирается по аналогии с общефедеральным. Губернаторы и их замы (вице-губернаторы) также избираются прямым и тайным голосованием.

Особенности избирательной системы США

Предварительные выборы («праймериз»)

В отличие от России, где официальная избирательная кампания в федеральные органы власти начинается не ранее чем за 110 дней до дня голосования, в Америке выборы президента США длятся практически год, а республиканцы могут официально начинать предварительные выборы в год, предшествующий году голосования.

Особенностью американской политической системы является то, что у них нет централизованных общефедеральных партий, как в России и в бывших союзных республиках. В каждом штате есть своя партия, со своим лидером. То есть в Америке 50 демократических партий и 50 республиканских, в большинстве штатов есть партия Зеленых.

Процедура выдвижения кандидата на должность президента и вице-президента однозначно не прописана в конституции или федеральных законах США, и поэтому каждый штат проводит ее со своими особенностями. В зависимости от законодательства штата избиратели могут подавать голоса непосредственно за самих кандидатов в президенты или опосредованно - за делегатов партконференций и съездов, которые обязаны поддерживать кандидатов.

Предвыборная гонка начинается с предварительных выборов (праймериз). Праймериз - это прямые выборы среди сторонников одной и той же партии, где определяются партийные кандидаты («кандидаты в кандидаты»), которые будут баллотироваться на всеобщих выборах. В ходе голосования на праймериз в большинстве случаев избиратели просто ставят крестик напротив фамилии того или иного кандидата. Иногда они также выбирают делегата, который обязуется голосовать на партийной конференции за конкретного кандидата. Республиканцы, для которых более характерна партийная дисциплина, иногда просто предлагают своим избирателям выбрать делегата на партийный съезд, предоставив ему возможность самому решить вопрос о достойном кандидате в президенты.

Праймериз могут быть закрытыми - тогда к голосованию допускаются только члены партии из этого штата - или открытыми - тогда любой избиратель приходит на участок, берет бюллетень той партии, которую поддерживает, и ставит в ней крестик напротив имени того кандидата, который может лучше всего представить эту партию на федеральных выборах. Потом голоса со всего штата подсчитываются, и становится понятно, сколько голосов получил каждый из кандидатов.

Праймериз являются первым серьезным шагом в избирательной кампании любого кандидата, и их результаты являются во многом определяющими для исхода выборов. Поэтому кандидаты тщательно готовятся к первичным выборам и уделяют особое внимание штатам, где будут в этих выборах участвовать (а кандидат не обязан участвовать во всех праймериз, проходящих в США). Больше всего от этого выигрывают штаты Айова и Нью-Гемпшир, в которых праймериз проходят на несколько недель раньше, чем в других местах. Результаты первичных голосований в этих штатах подробно обсуждаются в СМИ, и к моменту прохождения остальных праймериз общественное мнение по поводу основных кандидатов уже сформировано. Желая получить не меньше внимания от участников предвыборной гонки, некоторые штаты кооперируются и проводят праймериз в один день - так называемый «супервторник». Обычно в каждую избирательную кампанию проходит несколько таких «супервторников».

После проведения праймеризов партийные организации штата подсчитывают голоса и распределяют те места, которые штат получил на партийной конференции между делегатами, представляющими разных «кандидатов в кандидаты».

Фактическая численность делегации штата на национальном партийном съезде рассчитывается по установленной партией формуле, учитывающей такие факторы, как население штата, оказанная им поддержка на прошлых выборах, количество выбранных должностных лиц и т.п.

Штаты заинтересованы проводить выборы по партийным правилам, так как штаты, проводящие выборы без учета этих правил, сталкиваются с тем, что на общенациональных съездах полномочия их делегатов не будут признаны.

Партийные конференции

Партийная конференция в предвыборный год всегда преследует две главные цели - выбрать единого кандидата в президенты от партии и определиться с партийной программой. До того как в США повсеместно был принят механизм праймериз, конференции часто сопровождались горячими дискуссиями, подковерными играми и закулисным принятием решений. Однако теперь имя будущего кандидата от партии обычно известно задолго до партийной конференции. Так как в большинстве штатов проходят праймериз и кокусы (партийные собрания), обязывающие каждого из делегатов голосовать за того или иного кандидата, расклад голосов можно предсказать после проведения одного или двух «супервторников». Для того чтобы стать официальным кандидатом от партии, человек должен набрать как минимум две трети голосов делегатов. Поэтому, как только в результате очередного предварительного голосования в каком-либо штате кто-либо из кандидатов набирает это количество, процесс выдвижения кандидатов теряет интригу.

Политологи считают такую работу партийных конференций признаком высокого уровня развития демократии. Партийный съезд фактически становится простым инструментом ратификации решений, принятых на уровне штата и местном уровне, а значит, политическая система максимально приближена к народу. Для Демократической партии это утверждение более верно, чем для Республиканской, где партийное руководство все еще играет большую роль. Например, в этом году почти никто не сомневается в том, что Буш-младший станет кандидатом от республиканцев и при этом получит на съезде подавляющее большинство голосов.

Кандидат в президенты подбирает себе партнера по выборам, то есть человека, который станет кандидатом в вице-президенты. Обычно партии стараются выдвинуть в вице-президенты человека, который по своим качествам будет дополнять кандидата в президенты.

Достаточно сложно выдвинуться кандидатом от третьей партии или быть независимым, хотя периодически такие кандидаты возникают на горизонте американской политики. Так, в 1912 году Прогрессивная партия Т. Рузвельта набрала 27,5% голосов, но впоследствии вернулась в лоно Республиканской партии. Реформаторская партия (Г. Росс Пер-ро) в 1992-м и в 1996 годах набрала соответственно 18,9 и 8,4% голосов. Но всерьез конкурировать с двумя ведущими партиями ни одна «третья сила» не могла. Осознавая этот фактор, американцы преднамеренно не голосуют за третью партию, так как не хотят «терять» свой голос и ставят отметку в бюллетени за кандидата-республиканца либо за демократа. Однако опрос, проведенный в 1995 году в США Институтом Гэллапа, показал, что 62% опрошенных высказались за формирование третьей партии.

По мнению американцев, у независимых кандидатов, в отличие от республиканцев и демократов, существует еще одна непреодолимая проблема в случае победы - отсутствие кадрового ресурса для формирования своего аппарата и взаимодействие с Конгрессом, где присутствуют только две ведущие партии.

Система выдвижения кандидатов в президенты США выглядит сложной, даже хаотичной и находится в состоянии перманентного изменения. Наибольшего успеха добиваются те партийные кандидаты, которые хорошо понимают ее и умеют гибко действовать в заданных рамках, а иногда и за их пределами.

Общие выборы

Финансирование избирательных кампаний

После того как съезд выдвигает кандидата, все внутрипартийные конфликты обычно откладываются до момента окончания выборов и партия превращается в более или менее отлаженный механизм для проведения предвыборной кампании. Утвержденный каждой из двух основных партий кандидат получает право на пользование федеральным избирательным фондом. Этот фонд содержит достаточно крупную сумму и предоставляется для того, чтобы минимизировать влияние частных интересов на будущего президента. Согласившись его использовать, кандидат не имеет права привлекать для своей кампании любые сторонние средства, а также обязуется тратить деньги в строгом соответствии с определенными законом правилами. Если кандидат отказывается от федерального фонда, он имеет право привлекать любое количество частных пожертвований и использовать их как хочет (естественно, эта свобода не распространяется на такие расходы, как, например, покупка голосов).

Президент и вице-президент США избираются не прямым всенародным голосованием, а косвенно — через механизм коллегии выборщиков.

Отмечая в день выборов в бюллетенях, кому из кандидатов в президенты и вице-президенты они отдают предпочтение, американские избиратели на самом деле голосуют за группу выборщиков от своего штата, которые затем в составе коллегии выборщиков должны будут назвать президента и вице-президента страны.

Списки выборщиков составляются комитетами Демократической и Республиканской партий штата и регистрируются секретарем штата.

Всего в США 538 членов коллегии выборщиков. Число выборщиков от каждого штата равно числу его представителей в конгрессе (два сенатора и члены палаты представителей, количество которых равно количеству избирательных округов на территории штата). Федеральный округ Колумбия, на территории которого находится столица страны — Вашингтон, в конгрессе не представлен, но на президентских выборах имеет трех выборщиков.

При этой системе действует принцип "победитель получает все" , и все выборщики от каждого штата должны отдать свои голоса за того кандидата, который получил простое большинство голосов избирателей в этом штате. Уступивший ему кандидат не получает ничего, вне зависимости от числа поданных за него бюллетеней.

Имена победителей на президентских выборах обычно становятся известны почти сразу после проведения голосования, но формальный процесс избрания президента и вице-президента продолжается намного дольше. После завершения выборов в специально назначенный день (первый понедельник после второй среды декабря года выборов) выборщики собираются в своих штатах и официально отдают свои голоса за кандидатов на пост президента и вице-президента, получивших наибольшее количество голосов рядовых избирателей в штатах. Результаты тайного голосования выборщиков в запечатанном виде отсылаются в Вашингтон.

Официально избранными новые президент и вице-президент считаются только после формального оглашения результатов голосования в коллегии выборщиков на специальном совместном заседании обеих палат конгресса США, проходящем в Вашингтоне в шестой день января года, следующего за годом выборов.

Совместное заседание палат Конгресса США может быть завершено только после официального оглашения результатов президентских выборов. Допускается продление совместного заседания палат не более чем на четыре дня.

В том случае, если кандидаты не наберут большинства (270) голосов выборщиков, применяется экстраординарная процедура избрания президента и вице-президента конгрессом, предусмотренная XII поправкой к Конституции США. Согласно этой поправке, президента избирает палата представителей конгресса из числа трех кандидатов, набравших наибольшее число голосов, вице-президент избирается сенатом из двух кандидатов, которые набрали наибольшее число голосов выборщиков штатов.

Подобные нештатные ситуации могут произойти, когда в президентской избирательной кампании принимают участие кандидаты от третьей политической силы.

В истории США экстраординарная процедура избрания президента и вице-президента применялась дважды. Один раз, в 1824 году, палата представителей вынуждена была избирать президента. Тогда в президентской гонке участвовали четыре сильных кандидата. В конце концов, президентом Соединенных Штатов был избран Джон Куинси Адамс (John Quincy Adams).
В 1937 году сенат США избирал вице-президента, с кандидатурой которого не могли определиться выборщики. Им стал Ричард Ментор Джонсон (Richard Mentor Johnson).

В 2000 году проблема подсчета голосов на выборах президента США . Несмотря на то, что кандидат от Республиканской партии, губернатор штата Техас Джордж Буш получил на 0,5% голосов меньше, чем кандидат от Демократической партии и вице-президент страны Альберт Гор, он смог заручиться поддержкой большего числа членов коллегии выборщиков, играющих решающую роль в президентских выборах в США. За Буша были готовы голосовать 271 выборщик, за Гора — 266.
Гор отказался признать свое поражение. Между республиканцами и демократами началась затяжная и напряженная юридическая схватка в судах различных инстанций, в которой с обеих сторон участвовали десятки известных адвокатов. Юридический спор потребовал вмешательства со стороны Верховного суда США.
14 декабря Альберт Гор подчинился решению суда и объявил о прекращении своего участия в президентской гонке "ради единства страны".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Дизайн, разработка: Дарья Томченко

Вступление

Избирательная система США столь же старая, как и сами Штаты. На ней держится весь американский федерализм. За ходом этих выборов следят во всем мире, и кажется, что они похожи скорее на некое реалити-шоу, чем на избрание главы государства.

У нас в стране далеко не все знают, как избирают лидера самой могучей страны мира. Но что парадоксально - далеко не все знают это и в самых США. Избирательная система Штатов настолько вариативна, запутана и интересна, что заслуживает подробного рассмотрения. Мы расскажем все, что нужно знать о президентских выборах в США – от самого начала и до самого конца.

КАК ВЫБИРАЮТ ПРЕЗИДЕНТА США

Уникальная система

В основе избирательной системы Соединенных Штатов лежит не принцип обычного большинства, а принцип равноправия жителей всех штатов и жесткая фильтрация кандидатов. В далеком 1787 году на Конституционном конвенте в Филадельфии "отцы нации" рассматривали различные варианты американской избирательной системы.

Первый вариант - избрание президента членами Конгресса. Его отвергли потому, что такой метод вызовет серьезные разногласия между членами Конгресса, снизит эффективность Конгресса, породит коррупцию и интриги в Конгрессе. Кроме того, предоставление таких полномочий Конгрессу приведет к опасному и нежелательному изменению баланса сил между законодательной и исполнительной ветвями власти.

Второй вариант - избрание президента законодательными собраниями штатов. Его отвергли по причине возможного ослабления центральных органов исполнительной власти страны. Президент станет в таком случае сильно зависимым от законодателей штатов, станет их заложником.

Третий вариант - прямые выборы президента гражданами США. И он был отвергнут, потому что в таком случае густонаселенные штаты определят исход выборов, а роль остальных будет сведена к минимуму. При этом в Конституции записано, что все штаты вне зависимости от численности населения имеют равные права. Представители Род-Айленда даже объявили бойкот конвенту из-за несогласия с таким подходом. В ХХ веке к этому варианту добавился еще один недостаток. Прямые выборы ущемляли бы права темнокожего населения, составляющего всего 12% численности населения США.

В результате была создана совершенно уникальная избирательная система США, успешно функционирующая и по сей день. За 200 лет существования страны в Конгресс поступило порядка 750 предложений по ее изменению, но там ни разу не смогли собрать большинства в три четверти голосов для изменения избирательной системы страны. Однако несколько поправок, регулирующих некоторые нюансы, в Конституцию все же было внесено.

Все 50 американских штатов имеют свои правительства. Штаты равноправны между собой и, как отдельные государства, участвуют в выборах президента страны. Игнорирование штатов по причине малозаселенности недопустимо в демократической системе американского федерализма. Авторы Конституции видели в разделении власти между правительством страны и правительствами штатов гарантию безопасности личных свобод. Если бы выборы проводились по принципу "один человек - один голос", штат Род-Айленд, ставший одним из основателей США, с населением 1 млн человек никогда не имел бы влияния на выбор президента, ведь, к примеру, в Калифорнии, проживает 37,5 млн человек, в Техасе 25,5 млн. Поэтому выборы президента США непрямые.

С 1787 года и по сегодня к США присоединились более 30 новых штатов, население выросло до 300 млн человек, а система выборов не поменялась. Вот что значит мудрость «отцов-основателей».

Основы избирательного законодательства заложены в Конституции США, принятой в 1787 году. Картина Говарда Чендлера Кристи «Сцена подписания Конституции Соединенных Штатов»

Президента США выбирает Коллегия выборщиков. Статья 2 раздела 1 Конституции Соединенных Штатов гласит: "Каждый штат назначает в порядке, установленном его легислатурой, выборщиков, число которых должно быть равно общему числу сенаторов и представителей, которые штат имеет право направлять в Конгресс".

Фактически в бюллетенях избиратели голосуют не за конкретного кандидата в президенты, а за выборщика, который обязывается отдать свой голос в поддержку кандидата. Избиратели понимают, что, отдавая голос за выборщика, они, по сути, поручают ему проголосовать в будущем за соответствующего кандидата. В некоторых штатах это обязательство является не формальным, в то время как другие штаты законом обязывают выборщика отдавать свой голос лишь за того кандидата, за которого выборщик обещал голосовать.

Порядок избрания выборщиков каждый штат определяет самостоятельно. Наиболее распространенным способом является избрание выборщиков на партийных конференциях штата. Данная практика применяется в 36 штатах. В 10 штатах выборщики избираются комитетами партийных организаций штата. То есть каждая партия в данном штате составляет свой список выборщиков.

Конституция США предусматривает некоторые ограничения при избрании выборщиков. Выборщик не может состоять в органах исполнительной или законодательной власти, не может быть конгрессменом, не может занимать должность, связанную с распределением имущества. Выборщиком не может быть человек, принимавший участие в мятеже против США, или помогавший врагам США, или поддерживавший их. Это ограничение, прописанное в 14-й поправке к Конституции США, было введено после Гражданской войны. Обычно на должность выборщиков претендуют известные в штате должностные лица, партийные активисты или просто известные личности, поддерживающие отношения с кем-либо из кандидатов.

В настоящее время в состав коллегии входит 538 выборщиков. Каждый штат в этой коллегии представляет столько выборщиков, сколько представителей этого штата заседает в Конгрессе. Их число подлежит регулярному пересмотру - представительство в Конгрессе от каждого из штатов раз в десять лет корректируется в соответствии с изменением численности населения штата.

Наиболее «представительными» штатами сейчас являются Калифорния (53 члена Палаты представителей + 2 сенатора = 55 выборщиков), Техас (36 членов Палаты представителей + 2 сенатора = 38 выборщиков) и Нью-Йорк (27 членов Палаты представителей + 2 сенатора = 29 выборщиков).

Жители столицы США - Вашингтона - долгое время были лишены возможности участвовать в выборах. Только с 1961 года округ Колумбия представляют три выборщика. Остальные территории США, не являющиеся штатами, не имеют выборщиков до сих пор. Парадоксально, но малонаселенные штаты, несмотря на малое количество выборщиков, имеют преимущество над густонаселенными. К примеру, в Калифорнии с ее 37,5 млн населения 55 выборщиков, а в Род-Айленде с его 1 млн жителей 4 выборщика. В Калифорнии один выборщик представляет интересы 682 тысяч жителей, а в Род-Айленде – 250 тысяч. А в пустынном Вайоминге с населением меньше полумиллиона человек и тремя выборщиками этот показатель составляет 165 тысяч человек. Таким образом реализовано перераспределение количества выборщиков от штатов. Уменьшено количество выборщиков от густонаселенных штатов и увеличено количество выборщиков от штатов с малым количеством населения. В таких условиях группа малых штатов может конкурировать с крупными штатами.


Хиллари Клинтон празднует победу на предварительных выборах в Неваде. Бывший госсекретарь произнесла победную речь во Дворце Цезаря в Лас-Вегасе после уверенной «виктории» над Берни Сандерсом. Позади нее муж, президент Билл Клинтон, который помогает жене вести избирательную кампанию.

Выборщики избираются отдельно в каждом из штатов, отдельно двумя партиями. Кандидат, получивший на выборах голосов больше, чем его соперники, получает голоса всех выборщиков от штата. То есть действует принцип «Победитель получает все». Исключение составляют штаты Мэн и Небраска. В этих штатах победитель безусловно получает только два голоса выборщиков (соответствующих двум сенаторам от штата), а остальные голоса отдаются кандидатам, победившим в каждом избирательном участке штата. Однако за всю историю выборов все голоса выборщиков в Мэне и Небраске доставались одной паре "президент + вице-президент" (то есть результаты голосования в каждом избирательном округе совпадали с результатами голосования по штату в целом).

На практике это приводит к ситуациям, подобным сложившейся в штате Висконсин в 2004 году. Джон Керри опередил Джорджа Буша-младшего чуть более чем на 1000 голосов (разрыв составляет менее 0,4%, кандидаты получили 1 489 504 и 1 488 140 голосов соответственно), но голоса всех 10 выборщиков отошли кандидату-демократу Керри, а проголосовавшие за Буша почти полтора миллиона человек остались фактически неуслышанными.


В 2000 году на выборах президента США сложилась парадоксальная ситуация: демократ Эл Гор набрал больше голосов, чем республиканец Джордж Буш, однако в Белый дом заехал последний. Судьба президентства решилась во Флориде, где Буш выиграл всего 537 голосов, получив в Коллегии выборщиков 25 голосов этого штата.

В штате Флорида в 2000 году перевес голосов избирателей от Республиканской партии над голосами "демократов" составил всего 537 голосов. Это определило всех 27 выборщиков от Флориды как выборщиков Республиканской партии и решило исход голосования за президента Буша.

Следует отметить, что в 1966 году была предпринята попытка через Верховный Суд изменить указанный принцип голосования, но ничего не вышло. Суд постановил, что любой штат может использовать свое право распределять голоса выборщиков так, как считает целесообразным.

Другой парадокс состоит в том, что президентом страны может быть избран лидер, не набравший большинства голосов избирателей во всех штатах. Например, в 2000 году за Альберта Гора проголосовало на полмиллиона избирателей больше, чем за Джорджа Буша, но президентом стал Джордж Буш, так как количество проголосовавших за него выборщиков было больше – 271 на 266. До этого кандидат, получавший большинство голосов избирателей по стране, проигрывал в 1824, 1876 и 1888 годах.

Случаи, когда выборщики голосуют не так, как предписывает штат, крайне немногочисленны и на исход выборов ни разу не влияли. За всю историю США подобное случалось 156 раз. Например, в 2000 году Барбара Летт-Симонс - демократ-выборщик от Округа Колумбия - воздержалась от голосования в поддержку лидера своей партии демократа Альберта Гора. Другой пример: доктор Ллойд Байли - республиканский выборщик от Северной Каролины - отказался голосовать за кандидата своей партии Ричарда Никсона в 1968 году, а проголосовал за независимого кандидата Уоллеса. Очень давно, на заре становления американской демократии в 1796 году, выборщик от Пенсильвании Самуэль Майлес вместо того, чтобы поддержать "федералиста" Джона Адамса, проголосовал за республиканца Томаса Джефферсона.

Штаты имеют право управлять своими выборщиками, а в 24 штатах неправильное голосование выборщика от этих штатов наказуемо по закону, хотя эти законы и ни разу не применялись на практике. Если раньше выборщики действительно играли очень важную роль в избрании президента, то сейчас это только дань традиции, ведь по факту никто конкретно штат не представляет. Просто существует определенное число электоральных голосов, закрепленных за каждым штатом американским Центризбиркомом. Коллегия реально не существует как единый совместно заседающий орган: в один и тот же день выборщики каждого штата собираются в столице своего штата и голосуют (в каждом штате, кроме тех, где выборщики назначаются пропорционально, это голосование единогласное), потом их голоса суммируются.

Чтобы стать президентом США, необходимо получить голоса не менее 270 членов Коллегии выборщиков. В случае, если никто из кандидатов не получил этого большинства, президент избирается Палатой представителей из числа не более трех кандидатов, получивших большинство (так были избраны Томас Джефферсон, набравший равное количество голосов с Аароном Бэрром в 1800, и Джон Адамс, когда ни один кандидат не получил большинства в 1824, причем Адамс набрал меньше голосов выборщиков и избирателей, чем Эндрю Джексон). В 12 поправке к Конституции США существует процедура на случай, когда и это не приведет к результатам. На практике при фактической двухпартийной системе все голоса выборщиков уже более полувека получают два кандидата от двух основных партий - Демократической и Республиканской. Поэтому побеждает тот кандидат, который набирает больше голосов, чем его единственный соперник.


Барак Обама и Джо Байден празднуют переизбрание в 2012 году.

Таким образом, борьба на президентских выборах в США ведется не за поддержку большинства избирателей в целом по стране, а за победу в отдельных штатах. Подобная система вынуждает кандидатов распределять предвыборные усилия в пользу «колеблющихся штатов», то есть штатов, где нет очевидного победителя. В штатах же, где сильны позиции партии кандидата либо партии-оппонента, агитация ведется меньшими силами.

Кто может стать президентом США

Согласно статье 11, разделу 1 Конституции США, президентом США может стать гражданин этой страны по рождению или рожденный вне Соединенных Штатов ребенок, родители которого были американцами. Формулировка «гражданин по рождению» со временем вызвала споры. Полагают, что она была включена в Конституцию в связи с письмом от 1787 года, которое Джон Джей, первый глава нового Верховного суда страны, направил Джорджу Вашингтону.

Спор вокруг гражданства Теда Круза породил множество карикатур. То его отправляли в премьер-министры Канады, то называли кубино-канадцем, то вообще говорили, что он «родился где-то неподалеку США».

«Уважаемый сэр, позвольте мне обратить Ваше внимание на то, что было бы разумно ограничить доступ иностранцев к руководству нашим правительством. Нужно открыто заявить, что главнокомандующим американскими вооруженными силами может быть только гражданин по рождению. Остаюсь, преданный Вам, Джон Джей», - говорилось в письме. В то время Джордж Вашингтон возглавлял Конституционное собрание США. Предложение Джона Джея было добавлено в текст Конституции без всякого обсуждения.

На выборах 2016 года даже возник спор вокруг этого пункта Конституции. Кандидат в президенты от Республиканской партии Тед Круз родился в семье кубинских эмигрантов в канадском городе Калгари. Из-за этого некоторые критики считают Теда Круза "нечистоплотным" американцем. Однако на момент его рождения отец Круза уже был гражданином США, поэтому его сын получил американское гражданство по "праву крови".

Еще по поводу гражданства. В главном документе США прописан пункт, что президентом может стать тот, кто получил гражданство с принятием Конституции. Дело в том, что первые семь президентов от Вашингтона до Джексона и девятый президент Уильям Гаррисон не имели гражданства США при рождении.

Газета The Daily Telegraph сообщает о победе Барака Обамы на выборах 2012 года.

Кандидату в президенты должно быть не менее 35-ти лет, он должен проживать на территории США уже 14 лет. Никаких иных ограничений – ни половых, ни расовых, ни религиозных – для претендента на пост главы государства Конституция Соединенных Штатов не устанавливает, однако исторически сложилось так, что сорок три предыдущих американских президента были белыми мужчинами, исповедовавшими христианство. И лишь 44-й президент США Барак Обама стал первым афроамериканцем, возглавившим Америку.

К слову, самым молодым президентом США был Теодор Рузвельт (1901-1909) – он стал президентом без выборов (после убийства в 1901 году Уильяма Мак-Кинли), когда ему было 42 года, 10 месяцев и 18 дней. Джон Кеннеди (1961-1963) был самым молодым президентом на момент избрания (43 года 6 месяцев).

Самым старым президентом был Рональд Рейган (1981-1989). На момент первой инаугурации ему было 69 лет, 11 месяцев и 14 дней. Если Берни Сандерс выиграет гонку, то побьет этот рекорд. На момент выборов в ноябре ему будет 75 лет и 2 месяца.


Берни Сандерсу уже 74 года, но он предлагает своим избирателям проверить на практике, сможет ли он дожить до конца своего срока на посту президента.

Типичный американский президент, скорее всего, служил в армии и, вероятнее всего, был офицером. Мы насчитали трех глав государства, которые так и не дослужились до офицерского чина. Это Джеймс Бьюкенен, а также Билл Клинтон и Барак Обама, которые вообще не служили в армии.

А некоторые из бывших хозяев Белого дома дослужились до генеральских погон, участвовали в боевых действиях. Кроме того, высока вероятность, что среднестатистический президент Соединенных Штатов уже имел опыт административной работы. Почти все американские президенты до избрания на высшую государственную должность успели поработать губернаторами, сенаторами, членами Конгресса или вице-президентами.

Президент США не может занимать пост более двух сроков. Это правило длительное время оставалось традицией, заложенной еще первым президентом США Джорджем Вашингтоном, но после четырех президентских сроков Франклина Рузвельта, нарушившего этот порядок, было оформлено законодательно 22-й поправкой к Конституции в 1951 году. Если вице-президент исполнял обязанности президента более двух лет, то это засчитывается как первый срок полномочий, и он может переизбраться только один раз. В противном случае вице-президент может быть избран президентом дважды. Так, Джонсон 14 месяцев исполнял обязанности президента в 1963-1965 гг. (после убийства Кеннеди), был избран в 1965 и снова баллотировался (неудачно) в 1969 году.


Франклин Делано Рузвельт «отсидел» в Белом доме четыре президентских срока – больше любого другого президента США.

Единственный человек, занимавший президентский пост два срока не подряд, - демократ Гровер Кливленд (1885-1889 и 1893-1897).

Начиная с 1804 года, президент и вице-президент США участвуют в выборах тандемом. Подобная система была введена для того, чтобы избежать возможности избрания президента и вице-президента от разных партий и исключить вероятность конфликта между ними. При этом президент и вице-президент США не могут представлять один и тот же штат. Вице-президент - второй по важности пост в системе исполнительной власти США. В случае досрочного окончания полномочий избранного президента именно вице-президент исполняет его обязанности до следующих очередных президентских выборов. Например, умершего Франклина Рузвельта сменил Гарри Трумэн, а погибшего Джона Кеннеди - Линдон Джонсон. С принятием в 1967 году 25 поправки к Конституции США стала возможной ситуация, когда президентом США становится неизбранное лицо - в случае, если пост вице-президента освобождается по причине смерти, отставки, замещения президентского поста и т. д., то нового вице-президента назначает Конгресс США. В случае досрочного прекращения полномочий президента США именно этот «неизбранный» вице-президент займет этот пост. Первым и пока единственным неизбранным президентом США стал в 1974 году Джеральд Форд. Незадолго до этого он сменил избранного вице-президента Спиро Агню и стал президентом США благодаря отставке Ричарда Никсона.

Президент США может быть досрочно освобожден от занимаемой должности в том случае, если нижняя палата Конгресса возбудит процедуру импичмента, а две трети членов верхней палаты одобрят это решение. За всю историю США два президента были представлены к импичменту Палатой представителей, но оправданы потом Сенатом, где обвинение не набрало необходимые 2/3 голосов: Эндрю Джонсон в 1868 г. (дело о незаконной отставке военного министра) и Билл Клинтон в 1998-1999 гг. (дело о лжесвидетельстве и препятствии правосудию в связи с историей Моники Левински). В 1974 г. президент Ричард Никсон, также представленный к импичменту по делу Уотергейта Палатой представителей, ушел в отставку, прежде чем вопрос был рассмотрен Сенатом (скорее всего, приговор был бы обвинительным), что позволило его преемнику Джеральду Форду помиловать Никсона.


Ричард Никсон, чтобы не быть уволенным с поста президента в порядке импичмента, ушел в отставку, прежде чем вопрос был рассмотрен Сенатом.

Первый президент США Джордж Вашингтон являлся независимым кандидатом. Он же единственный, кто получил 100% голосов избирателей. С тех пор в условиях сложившейся в США двухпартийной системы на всех выборах одерживал победу и становился президентом представитель одной из двух основных партий (с середины XIX века - Демократической или Республиканской), и только два раза (1860 и 1912 годы) т. н. третьим партиям удавалось занять второе место. Последний раз, когда «третий» кандидат добился относительно существенных процентных результатов (хотя и остался на третьем месте), были выборы 1992 года, когда Росс Перо набрал 18,9% голосов. И это серьезный звоночек для Майкла Блумберга, который рассматривает возможность вклиниться в борьбу республиканцев и демократов в этом году.


Первые президентские выборы в США состоялись в 1789 году. На них был избран первый президент США - Джордж Вашингтон, получивший 100% голосов. Справа – церемония инаугурации Вашингтона.

Больше всего президентов дал США штат Огайо (семь). На втором месте – Нью-Йорк (шесть), на третьем – Вирджиния (пять), далее – Массачусетс (четыре), Техас, Теннесси и Калифорния (по три). Из родного штата Барака Обамы Иллинойса до этого происходил один президент - Авраам Линкольн.

Если на выборах 2016 года победят Дональд Трамп или Берни Сандерс, они сравняют показатели Нью-Йорка и Огайо – у обоих штатов будет по семь президентов. Если же победит Хиллари Клинтон, она станет третьей в почетном списке президентов от штата Иллинойс после Линкольна и Обамы.

Несмотря на то что в руках этого человека сосредоточена вся полнота государственной власти самой могущественной державы мира, окружающие обращаются к нему запросто – "мистер президент". Так повелось со времен первого президента США Джорджа Вашингтона, заложившего основы американской демократии.

Первый этап. Выдвижение

Пару веков назад каждая партия определяла, кто будет представлять ее на президентских выборах, путем голосования внутри фракции в Конгрессе, на партийном съезде или на собрании партийного руководства. Сейчас кандидатов выбирают сами граждане США.

Первый этап кампании начинается за полтора или даже два года до даты выборов. Результатом этого этапа становится выделение из множества желающих стать президентом тех, чьи имена появятся в бюллетенях на общих федеральных выборах.

В принципе, принять участие в первом этапе избирательной кампании может любой желающий. В начале предвыборной гонки обе крупнейшие партии США проводят съезды, на которых кандидаты заявляют о том, что намерены баллотироваться на пост президента.


Поначалу Берни Сандерса считали статистом на выборах 2016 года. Однако сейчас кампания 74-летнего дедушки покоряет сердца миллионов, в том числе молодых американцев.

Затем кандидатов рассматривают на соответствие закону о федеральных выборах, и одним из главных критериев, который отсеивает потенциальных кандидатов, является требование к сумме, затраченной на избрание президентом до подачи заявки на регистрацию. Она составляет всего 5 тыс. долларов. Кандидаты обязаны зарегистрироваться в течение 15 дней после того, как их расходы превысят 5 тысяч долларов. Сумма небольшая, и набрать много сторонников не позволяет, а без приверженцев странно вступать в гонку.

В некоторых штатах Республиканская и Демократическая партии объединяются для того, чтобы не допустить к регистрации кандидатов от третьих партий. В других штатах местные законодательные органы следят за тем, чтобы все кандидаты получили доступ к участию в выборах.

Обычно в качестве претендентов на пост президента регистрируется несколько сотен человек, в истории были случаи, когда в президенты баллотировались и не только люди. Эта президентская гонка не исключение.

Одним из кандидатов зарегистрировался кот Лимбербатт МакКаббинс, кандидат от Демократической партии. В его биографии указано, что он родился в Луисвилле, Кентукки, бездомным, а основной пункт его программы – право животных на медицинскую помощь наравне с людьми. Правда, возникает вопрос, как насчет 35 лет, но, может, в "кошачьих" годах?

Еще один кандидат из необычных - рак Кроуфиш Б. Кроуфиш, чья избирательная кампания началась в Facebook под слоганом: "Сможет ли этот рак набрать больше голосов, чем Бобби Джиндал?" И да, он тоже зарегистрирован Федеральной избирательной комиссией. На предвыборном сайте кандидата указано, что он краснопанцирный американец, который родился и вырос в одном из проливов Луизианы, а в качестве хобби указаны готовка, с примечанием, что сам он не варится, и сериал "Игра престолов".


Странных кандидатов на президентских выборах в США всегда хватает. И часто это не только люди.

Хотя в 1980 году горилла Колосс так и не смогла принять участие в праймериз в Нью-Гемпшире в качестве кандидата от Республиканской партии, и не помогла даже судебная тяжба, в которой защитники гориллы пытались доказать, что в Конституции не указано, что кандидатом должен быть человек. Поговорим и о более «человечных» кандидатах.

В этой кампании в заявке у демократов оказался 21 кандидат, 4 из которых отказались от участия даже в праймериз, еще 11 подали заявки на участие в предварительной гонке хотя бы в одном штате, но в этих штатах пока не проводились праймериз. Еще трое заявили о выходе из гонки после первых праймериз в Айове и Нью-Гемпшире. И двое фаворитов – Хиллари Клинтон и Берни Сандерс, между которыми и разворачивается главная борьба в демократических рядах.


К первым праймериз у демократов добрались пять кандидатов. После Айовы от этой пятерки остались двое – Хиллари и Берни.

У республиканцев, которые на предыдущих выборах Конгресса "взяли" Верхнюю палату, борьба развернулась еще более жесткая. Выдвинулись 22 кандидата. 8 из них снялись еще до первых праймериз, еще 9 отказались участвовать в гонке после праймериз в Нью-Гемпшире, Айове и Южной Каролине. Сейчас "на дистанции" 5 кандидатов, а фаворитами считаются одиозный миллиардер Дональд Трамп, сенаторы Марко Рубио и Тед Круз.


Хотя «слонов» сейчас осталось пятеро, к праймериз подходили 14. Первые три голосования отсеяли «лишних», а лидирует Дональд Трамп.

Главные претенденты на итоговую победу на выборах

Хиллари Клинтон

Демократическая партия

Образование: В 1969 году в Колледже Уэллсли получила степень бакалавра и поступила на юридический факультет Йельского университета. В 1973 году получила степень доктора права.

Биография: Хиллари Клинтон известна, в первую очередь, благодаря своему мужу, 42-му президенту США Биллу Клинтону, за которого она вышла замуж еще в 1975 году. Но это далеко не единственная ее заслуга – она является первой в истории США первой леди, которая заняла пост сенатора и госсекретаря страны.

В Белом доме Клинтон провела 8 лет - с 1993 по 2001 годы, в первый же год она возглавила штаб по реформе здравоохранения, но уже в 1994 ушла с поста из-за провала реформы. В 2001 году она стала сенатором США от Нью-Йорка, а в 2006 ее переизбрали. Попытку занять президентское кресло Клинтон совершила еще в 2007 году. Тогда она соперничала в праймериз с Бараком Обамой, который и стал единым кандидатом, а затем и 44-м президентом США.

В 2009 году Обама предложил Клинтон занять пост госсекретаря США. На этой должности она декларировала необходимость разработки США стратегии по борьбе с исламским экстремизмом наподобие той, которая была у США для коммунизма.

Когда весной 2015 года Клинтон объявила о планах вновь попробовать себя в президентской гонке, в прессе возник скандал и против нее началось расследование. Выяснилось, что для деловой переписки в должности госсекретаря она использовала личную электронную почту. Спецслужбы США опасаются, что таким образом Клинтон создала угрозу утечки секретных данных.

Программа: Главная идея программы Клинтон перекликается с пунктами программы Обамы – преодоление дискриминации в США, никакой разницы между гражданами по цвету кожи, ориентации и так далее.

Вопрос налогообложения в программе Клинтон один из ключевых. Она предлагает снизить налоги для семей, в которых дети учатся в колледже, на 2,5 тыс. долл. на каждого студента, а также снизить на 15% налоги для предприятий, которые делят прибыль со своими работниками. Малому бизнесу она обещает расширить доступ к капиталу и налоговые льготы. Также в ее планах потратить 350 млрд долл. на высшее образование американцев, чтобы они имели возможность получать его бесплатно, а также реструктуризировать задолженности по просроченным кредитам на обучение. Кроме того, Клинтон намерена вмешаться в Уолл-Стрит и заставить фондовый рынок перейти к планированию долгосрочной перспективы, а экономику отвязать от квартальных спадов на бирже.

В социальном плане одной из основных тем Хиллари являются, конечно же, права женщин. Причем она развернула целую кампанию против сексуального насилия в студенческих городках и обещает продолжить усилия Обамы в этом направлении. Также в ее программе можно выделить реформу пенитенциарной системы, которая предусматривает пересмотр сроков минимального заключения, а также преступления, за которые к ним приговариваются, расовое профилирование и использование камер в работе полиции, чтобы повысить доверие между полицией и общиной. Пересмотр суровости приговоров за марихуану: она поддерживает использование марихуаны в лечебных целях и будет бороться за то, чтобы та была исключена из списка опасных наркотиков. Она выступает за отход от практики частных тюрем.

Берни Сандерс

Демократическая партия

Образование: Год Берни изучал психологию в Бруклинском колледже, затем перевелся в Чикагский университет, окончил его в 1964 году со степенью бакалавра искусств в области политологии.

Биография: Долгое время Сандерс был "независимым кандидатом", широко известна его приверженность социалистическим взглядам. Еще в колледже в Чикаго он стал членом Социалистической партии Америки, которая прекратила свое существование в 1979 году. Будучи студентом, в 1963 году включился в движение за гражданские права, став студенческим организатором Студенческого координационного комитета ненасильственных действий. Политическая карьера Сандерса началась в 1971 году, когда он вступил в вермонтскую партию "Союз свободы", придерживавшуюся социалистических взглядов, выступавшую за ненасильственную борьбу против Вьетнамской войны и связанную с общенациональной Народной партией. Выдвигаясь кандидатом от нее, он проиграл несколько выборов, в том числе в Сенат США в 1972 и 1974 гг., а также на пост губернатора штата Вермонт в 1972, 1976 и 1979 гг.

Первые свои выборы на пост мэра Берлингтона – крупнейшего города штата Вермонт – он выиграл с перевесом всего 14 голосов у кандидата, который до этого переизбирался на пост мэра 6 раз. Там же сторонники Сандерса основали Вермонтскую прогрессивную партию, которая привержена социалистическим взглядам. В 1990 году Сандерс выиграл выборы в Палату представителей. С 3 января 2007 года является сенатором от штата Вермонт.

Программа: Девизом его предвыборной кампании можно считать фразу: "Никто из тех, кто работает по 40 часов в неделю, не должен жить в нищете". Главной его темой является борьба с богатыми. Он предлагает установить специальный налог для всех, кто наследует имущество стоимостью свыше 3,5 млн долларов, а минимальную зарплату поднять с 7,25 долл./час до 15 долл./час. Сандерс обещает инвестировать 1 трлн долл. в восстановление дорог, мостов и инфраструктуры США, чем создать 13 млн рабочих мест. Ратует за закрытие льготных программ сотрудничества американского бизнеса с китайским производством, что привело к снижению количества рабочих мест в самих США. В его программе отдельной строкой указывается бесплатное высшее образование в государственных колледжах и университетах, а также прекращение федеральных программ кредитования на высшее образование, которые, как ожидается, за следующие 10 лет принесут казне 110 млрд долл. Сандерс называет такие программы аморальными. А вот компенсировать все это он предлагает налогом на операции на Уолл-Стрит, ожидается, что в год такой налог будет приносить казне 75 млрд долл. Здесь же - борьба за права женщин и ЛГБТ, в том числе за равные зарплаты, равный доступ к медицине, забота о ветеранах и снижение цен на лекарства, отпускаемые по рецептам.

Дональд Трамп

Республиканская партия

Образование: Окончил Нью-Йоркскую военную академию, затем Уортон в 1968 году со степенью бакалавра наук по экономике и специализацией в области финансов.

Биография: Трамп заработал состояние, успешно развив бизнес отца. Тот занимался строительством недвижимости для среднего класса. Первым успешным проектом Трампа стала модернизация жилого дома на 1,2 тыс. квартир.

Предпринимателя не всегда сопровождал успех, в 1989 году у него образовались финансовые задолженности, с которыми он разбирался почти 10 лет. Банкротство бизнеса заставило его передать большие доли отелей и казино в собственность кредиторов, что спасло личное состояние Трампа. Восстановление империи Трампа пришлось на 1997-2007 годы, в 2000 он даже попытался поучаствовать в президентской гонке и выиграл праймериз в Мичигане и Калифорнии. Своим вице-президентом тогда он назвал Опру Уинфри. Финансовый кризис 2008 года опять поставил Трампа на грань банкротства, но он подал исковое заявление в суд о своей пострадавшей репутации, где указал, что кризис - это форс-мажор, о чем упоминается в соответствующем пункте подписанного им договора. Трампу с 1996 года принадлежат права на проведение конкурса "Мисс Вселенная".

Программа: Девиз предвыборной кампании Трампа: Сделаем Америку великой снова!" Первым пунктом программы является реформа производственных отношений между США и Китаем, с тем, чтобы защитить рабочие места для американцев. В первую очередь Трамп настаивает на необходимости "заставить Китай уважать патентное и авторское право", а также прекращение экспортных субсидий и укрепление позиций США на переговорах с Поднебесной. Трамп обещает отмену подоходного налога для одиноких граждан с доходом до 25 тыс. долл. и пар с общим доходом до 50 тыс. долл. Остальные американцы получат 4 вместо 7 нынешних налоговые ставки: 0%, 10%, 20% и 25%. Налог с любой коммерческой деятельности не будет превышать 15%.

Также Трамп намерен провести реформу системы поддержки ветеранов, сократить бюрократические процедуры для оформления помощи и развить систему психологической реабилитации. Трамп выступает за незыблемость права граждан США на ношение оружия, он намерен отменить все шаги, которые были сделаны по ограничению этого права. Причиной всех бед, связанных с огнестрельным оружием, считает недостаточное внимание к психологическому здоровью американцев и именно таким путем намерен уменьшать угрозу применения оружия - увеличивать число центров психологической помощи.

Наиболее острые дискуссии вызывает позиция Трампа по иммиграционной политике. Во-первых, он намерен построить стену на границе с Мексикой, во-вторых, уверен, что иммиграционное законодательство надо ужесточить таким образом, чтобы приток иммигрантов способствовал увеличению количества рабочих мест американцев, а не плодил безработицу. Всех иммигрантов- преступников Трамп намерен в обязательном порядке депортировать в страну, из которой они приехали, так же как и нелегалов. Увеличение штрафов за просроченные визы и еще целый сонм правил, которые делают миграционную политику США более строгой и закрытой.

Марко Рубио

Республиканская партия

Образование: Получил степень бакалавра искусств степени в политологии от университета Флориды в 1993 году, а позже степень младшего доктора права на юридическом факультете в Университете Майами.

Биография: Рубио - сын кубинских иммигрантов, которые покинули остров в 1959 году. Он был звездой школьной футбольной команды, благодаря чему получил путевку в колледж. Как говорит сам Рубио, его образование стоило ему 100 тыс. долл. кредита, который он выплатил только в 2012 году.

В 1998 году избран в городское правление Западного Майами, в 1999 - в Палату представителей Флориды. В 2003-2006 годах был в Палате лидером большинства, в 2006-2008 - спикером. В 2010 году победил на выборах в Сенат США и занимает кресло сенатора от Флориды с 3 января 2011 года. Во время предвыборной гонки 2012 года кандидат от республиканцев Митт Ромни рассматривал Рубио в качестве кандидата на должность вице-президента.

Программа: Девиз кампании Рубио: "Новый век Америки". В ходе предвыборной гонки Рубио значительно ужесточил свою позицию относительно нелегальных мигрантов, ведь еще в 2013 году он работал над законопроектом, который легализовал бы на территории США всех незаконных иммигрантов.

Рубио построил свою кампанию на критике таких шагов администрации Обамы, как реформа здравоохранения, Иранская ядерная программа и возобновление дипломатических отношений с Кубой. Все это он считает неправильным и намерен менять политику в этих направлениях. Главным экономическим фактором для Рубио стали фермеры, он намерен ослабить законодательное регулирование деятельности фермеров, особенно в части экологических законов, использовании водоемов и осваивании новых земель под сельхознужды. Налоговое законодательство Рубио также желает упростить, сделав только три ставки налогов – 15% для дохода до 75 тыс. долл. для одного или 150 тыс. долл. для семьи, 25% - от 75 до 150 тыс. долл. (от 150 до 300 тыс. долл. для семьи) и 35 % для всех остальных. Для бизнеса Рубио предлагает установить налоговую ставку 25% и нулевые ставки налогов на прирост капитала и дивиденды.

Кроме того, для укрепления семьи он предлагает выделять льготные кредиты на рождение ребенка по 2,5 тыс. долл., а разводы облагать штрафом, который, впрочем, не нанес бы ущерба домохозяйству.

Рубил является противником ограничений для владельцев оружия и обещает продолжать бороться за их фундаментальное право.

Что касается вопроса пенсионного возраста, то его Рубио намерен повысить, но запретить какие- либо понижения работников, приближающихся к пенсии, также его программа предполагает снижение социальной защиты пенсионеров с высоким доходом и повышение таковой для пенсионеров с низкими доходами. Американцев старше 65 лет, которые продолжают работать, Рубио обещает освободить от налогов.

Тед Круз

Есть ряд кандидатов от маленьких партий, и даже независимые кандидаты. Например, одиозный пастор Терри Джонс из Флориди, известный сожжением Корана и конфликтом с мусульманами. Однако шансов у таких кандидатов на избрание нет никаких. Зарегистрировавшись, кандидаты начинают официальную кампанию. На этом этапе главная битва происходит между кандидатами от одной и той же политической партии. Как среди демократов, так и среди республиканцев всегда появляется сразу несколько человек, готовых побороться за звание президента. К середине лета у каждой партии должен остаться только один кандидат в президенты и один - в вице-президенты.

Второй этап. Первичные выборы

Определить единого кандидата от каждой партии помогают первичные выборы. Главная цель этих первичных выборов - избрать делегатов на национальный партийный съезд, который проходит летом и на котором делегаты от штатов выбирают из списка претендентов одного кандидата в президенты от партии. Демократическая и Республиканская партии имеют равные права по выбору делегатов -участников общенационального съезда своей партии. Каждый штат представлен на съезде своей партии делегатами пропорционально численности своего населения. Единым кандидатом в президенты США от партии становится человек, набравший две трети голосов делегатов съезда. Делегаты от штатов на национальный съезд выбираются двумя способами: на штатных праймериз и на штатных кокусах.


Избирательная система США в вопросах и ответах

© Win McNamee/Getty Images

Кто может стать президентом США?

  • Только гражданин США по рождению.
  • Проживающий в США не менее 14 последних лет.
  • Кандидат должен быть старше 35 лет.
  • Самый молодой президент США за всю историю – Джон Кеннеди (возглавил страну в 43 года), самый пожилой – Рональд Рейган (возглавил страну в 69 лет, переизбран в возрасте 73 лет).

Чем отличаются праймериз от кокусов?

  • Президентские выборы в США начинаются с процесса определения наиболее популярных претендентов на звание кандидата в президенты. Для этого по всей стране проводятся праймериз (первичные выборы) и кокусы (собрания партийных активистов). Прежде чем получить возможность сразиться за пост президента с лидером партии-соперника, кандидат должен выиграть выборы внутри своей собственной партии.
  • Праймериз и кокусы в 2016 году проводятся с февраля до начала июня.
  • Организацию праймериз на себя берут штаты. При голосовании на праймериз используются урны.
  • Праймериз, как правило, бывают либо закрытыми, либо открытыми. В первом случае право голоса имеют избиратели, заранее зарегистрированные в качестве сторонников какой-либо партии. Во втором - голосовать могут все желающие.
  • Существуют и другие варианты, в том числе смешанная система, при которой в одном штате партии используют разные типы голосования. Например, в Западной Вирджинии в ходе праймериз Республиканской партии голосование по форме открытое, в то время как в Демократической - закрытое.
  • Считается, что слово “кокус“ пришло из языка американских индейцев алгонкинов и означает скопление людей, которые производят много шума.
  • Формат кокусов предполагает, что члены двух партий собираются в школах, общественных зданиях и открыто голосуют за кандидата путем обсуждения и поднятия рук. За проведение кокусов платит партия.
  • Кокусы бывают закрытые и открытые. В первых могут участвовать только зарегистрированные члены соответствующей партии. Во вторых - все избиратели, безотносительно к их партийной принадлежности.
  • Результаты кокуса являются решающими только в тех случаях, когда партия не участвует в проводимых в этом штате праймериз или праймериз там вообще не проводятся.
  • Большинство штатов перешли на систему праймериз, хотя несколько штатов до сих пор проводят кокусы.


Почему первыми предварительные выборы проводят штаты Айова (кокус) и Нью-Гэмпшир (праймериз)?

  • Так сложилось исторически. В 1977 году Нью-Гэмпшир принял закон, по которому ему гарантируется статус первого штата, проводящего первичные выборы. Традиция проводить первые кокусы в Айове существует с 1972 года.
  • Считается, что именно в Айове и Нью-Гемпшире с высокой долей вероятности выявляется лидер будущей президентской гонки (точнее, фаворит той или иной партии).
  • Подсчитано, что о ходе и результатах голосования в Айове и Нью-Гэмпшире публикуется столько же материалов в СМИ, сколько о выборах во всех остальных штатах.

Что такое "супервторник"?

  • В этот день партии проводят праймериз и кокусы одновременно в нескольких штатах.
  • В 2016 году "супервторник" выпал на 1 марта.

Что такое партийные съезды?

  • После праймериз и кокусов Республиканская и Демократическая партии созывают съезды, на которые штаты направляют своих делегатов.
  • На съездах штаты представлены разным числом делегатов – пропорционально количеству избирателей в штате.
  • Чтобы официально стать кандидатом в президенты, номинант должен завоевать абсолютное большинство голосов, то есть набрать голоса половины делегатов плюс один голос.
  • В 2016 году для того, чтобы выиграть номинацию Демократической партии, кандидат должен получить 2383 голоса (всего на съезде ожидается 4764 делегата; данные на конец января 2016 г.). За республиканца должны проголосовать 1237 делегатов (из 2472).
  • На съезде также утверждают предложенную победителем кандидатуру вице-президента.

Можно ли выдвинуться на выборы от “третьей“ партии (не от двух крупнейших – Республиканской и Демократической)?

  • С 1852 г. демократы и республиканцы попеременно побеждают на президентских выборах. С 1856 г. эти партии контролируют обе палаты Конгресса, а также законодательные собрания штатов.
  • Обычно на президентских выборах кандидаты "третьих партий" набирают 1-2% голосов. С начала XX в. лишь Теодор Рузвельт (республиканец, президент в 1901-1909 гг.), баллотировавшийся в 1912 г. от Прогрессивной партии, получил второе место (за него проголосовало 27% избирателей и 88 выборщиков), обойдя представителя Республиканской партии. В последующие годы повторить этот результат не удалось никому.

Когда проходят всенародные выборы?

  • С 1845 г. президентские выборы всегда проводятся в первый вторник после первого понедельника ноября каждого високосного года. В 2016 году выборы пройдут 8 ноября.
  • Выборы являются двухступенчатыми. Отмечая в бюллетенях, кому из кандидатов в президенты и вице-президенты они отдают предпочтение, избиратели на самом деле голосуют за группу выборщиков от своего штата.

Кто такие выборщики?

  • Каждый штат может избрать столько выборщиков, сколько представителей он посылает в Конгресс. Всего в сенате 100 человек, в палате представителей – 435. Еще трех выборщиков избирает федеральный округ Колумбия, не представленный в Конгрессе. Таким образом, в настоящее время в коллегию выборщиков входят 538 человек.
  • Обычно на должность выборщиков претендуют известные в штате должностные лица, партийные активисты или просто известные личности, поддерживающие отношения с кем-либо из кандидатов. Их отбор происходит на партийных съездах, которые проводятся на уровне штатов. В каждом штате партии составляют свои списки выборщиков.
  • Для избрания на посты президента и вице-президента кандидатам необходимо получить абсолютное большинство голосов выборщиков (не менее 270). Если ни один из кандидатов не наберет нужного числа голосов, президента избирает палата представителей, а вице-президента – сенат. Эта процедура применялась дважды: в 1801 году так был избран 3-й президент Томас Джефферсон, в 1824 году – 6-й президент Джон Куинси Адамс.

Что такое принцип "победитель получает все"?

  • Кандидат, набравший в штате большинство голосов, автоматически получает поддержку всех выборщиков данного штата. Уступивший ему кандидат не получает ничего, вне зависимости от числа поданных за него бюллетеней. Исключение составляют лишь штаты Мэн и Небраска, законы которых предусматривают иной порядок.
  • По законам штата Небраска действует неединогласное распределение голосов пяти выборщиков от штата: два голоса выборщиков получает кандидат, набравший во всем штате простое большинство голосов, каждый из остальных голосует за кандидата-победителя в своем избирательном округе (их в Небраске три). Разделение голосов выборщиков произошло на выборах 2008 г., когда большинство голосов населения штата получил Джон Маккейн, но в одном из округов победил Барак Обама и таким образом получил 1 голос выборщика от Небраски. Подобная сложная система голосования за президента принята еще в штате Мэн, но в нем еще никогда за всю историю голоса выборщиков, поданных за претендентов на пост президента, не делились.
  • Имена победителей на выборах обычно становятся известны почти сразу после проведения голосования, но формальный процесс избрания президента и вице-президента продолжается намного дольше. Через полтора месяца после всеобщих выборов – в первый понедельник после второй среды декабря – выборщики собираются в столицах штатов и голосуют за кандидатов в президенты и вице-президенты (голосование раздельное).

Когда президент считается официально избранным?

  • Президент считается официально избранным после того, как результаты голосования коллегии выборщиков оглашаются в начале января на совместном заседании обеих палат Конгресса.
  • Отсчет срока пребывания президента на посту начинается с 20 января года, следующего за годом выборов.

10 ФАКТОВ О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА США

От Джорджа Вашингтона до Барака Обамы


© AP Photo/Mary Altaffer

  • Президенты США избираются с 1789 г. Первым главой государства единогласно был избран Джордж Вашингтон . В 1792 г. его также единогласно переизбрали на новый срок. С тех пор он остается единственным президентом США, за которого проголосовали все без исключения члены коллегии выборщиков (100% голосов).
  • В истории США было всего два беспартийных президента – Джордж Вашингтон (1789-1797) и Джон Тайлер (1841-1845) . Джордж Вашингтон отвергал идею партийности, полагая, что межпартийная борьба негативно сказывается на политической жизни и ведет к замедлению развития страны. Джон Тайлер избирался как вице-президент, но после смерти президента Уильяма Гаррисона, умершего в 1841 г. всего через месяц после инаугурации, стал президентом. В момент избрания вице-президентом Джон Тайлер состоял в существовавшей тогда Партии вигов. Заняв президентский пост, стал проводить политику, идущую вразрез с интересами однопартийцев, и был исключен из партии.
  • Единственным президентом, который находился в должности два срока с перерывом и получил двойную нумерацию в списке президентов, был Гровер Кливленд . Он - 22-й и 24-й президент (1885-1889 и 1893-1897).
  • До середины ХХ в. большинство президентов, соблюдая неписаное правило, установленное Джорджем Вашингтоном, не баллотировалось на третий срок. Попытки Улисса Гранта (1869-1877) и Теодора Рузвельта (1901-1909) были неудачными. Единственным президентом, избиравшимся более двух раз, был Франклин Рузвельт (1933-1945). Во время Второй мировой войны он был избран на третий срок (1940), а затем и на четвертый (1944) и пробыл в должности более 12 лет. В 1951 г. 22-я поправка к конституции ограничила пребывание президента в должности двумя сроками.
  • В истории США было несколько случаев, когда результаты голосования выборщиков не совпали с мнением избирателей . Так, в 1824, 1876, 1888, 2000 гг. кандидаты, получившие большинство голосов избирателей, потерпели поражение при голосовании в коллегии выборщиков. В 2000 г. демократ Альберт Гор проиграл республиканцу Джорджу Бушу. Выборы 1876 и 2000 гг. сопровождались обвинениями в фальсификациях, и победа в ключевых "колеблющихся штатах" была достигнута очень небольшим перевесом голосов.
  • Было 157 случаев, когда выборщик не голосовал за того кандидата, за которого проголосовал его штат , однако они не изменили результаты выборов. Последний раз это произошло в 2000 г., когда выборщик-демократ от федерального округа Колумбия воздержалась от голосования в поддержку кандидата от своей партии Альберта Гора. В 24 штатах законом предусмотрена возможность наказания "недобросовестных" выборщиков штрафами, но на деле эти законы ни разу не были применены.
  • В 2008 г. Барак Обама стал первым кандидатом в президенты, отказавшимся от государственного финансирования своей избирательной кампании (финансирование президентских выборов за счет средств налогоплательщиков было введено в 1976 г.; кандидат, получающий порядка $80 млн для ведения своей предвыборной агитации, не может привлекать другие средства).
  • В выборах 2008 г. впервые с 1928 г. не участвовали ни действующий президент, ни действующий вице-президент .
  • Еще ни разу в США посты президента и вице-президента не занимала женщина . На пост вице-президента женщины баллотировались дважды: в 1984 г. Джеральдин Ферраро от Демократической партии (в паре с Уолтером Мондейлом) и в 2008 г. - Сара Пейлин от Республиканской партии (в паре с Джоном Маккейном). В 2008 г. Хиллари Клинтон стала первой в истории США женщиной, которая имела реальные шансы стать президентом страны (проиграла Бараку Обаме). Тогда канцелярия Белого дома даже выпустила специальное разъяснение, согласно которому, к женщине, возглавляющей американское государство, следует обращаться "мадам президент".
  • В Конгрессе за всю историю США было предпринято около 700 попыток изменить или поправить существующую систему выборов президента с целью ее упрощения и рационализации.

Top