Леонид агутин интервью. Леонид Агутин: «Моя жена — единственный человек на земле, который имеет надо мной власть

7 декабря 2013, 22:06

Беседовал Андрей Коняев.

«У меня на ушах вкусы сограждан»

Леонид Агутин рассказал «Ленте.ру» о компромиссах, музыке для народа и «Голосе»

В воскресенье, 8 декабря, в «Крокус Сити Холл» пройдет концерт Леонида Агутина, посвященный его 45-летию. За пару недель до этого у певца вышел новый альбом «Тайна склеенных страниц», поэтому на концерте помимо старых вещей прозвучат и совсем новые песни. Впрочем, сейчас эстрадную популярность Агутина заслонил телевизионный успех - певец в качестве одного из наставников участвует в вокальном шоу Первого канала «Голос». «Лента.ру» поговорила с Леонидом Агутиным и выяснила, почему в России так не любят мажор и почему отечественный слушатель равнодушен к песням Уитни Хьюстон в исполнении российских певцов.

В интервью «Ленте.ру» Леонид Агутин рассказал о том, как он сочиняет и записывает свою музыку. При этом, по словам певца, вкусы россиян нередко вынуждают его идти на компромиссы - упрощать собственные сочинения до «съедобной» формы. Агутин также объяснил, почему отечественному исполнителю трудно выйти на западный музыкальный рынок, - оказалось, что собственное тщеславие артиста является далеко не последним препятствием на этом пути. Наконец, Агутин рассказал, куда уходят талантливые победители разного рода вокальных конкурсов и почему «Голос» - это своего рода музыкальная Олимпиада.

Леонид Агутин: Он в первый день в iTunes был на второй позиции. А сейчас даже и не знаю, не спрашивал.

У вас в последнее время выходит много дисков. Кажется, только в этом году три штуки?

Ну, у меня и раньше больше трех лет не было перерыва. Но тут будто прорвало. Я вообще в этом году много чего сделал.

Расскажите подробнее?

У меня был в Юрмале юбилейный концерт, тридцать два номера - все надо было подготовить, новые версии для каждой песни написать, сорок артистов собрать и с ними отрепетировать. На мой взгляд, знаковое событие получилось: трехчасовой прямой эфир на центральном телевидении, абсолютно живой концерт. И без накладок прошло, просто удивительно! Большой живой концерт - не только для нас редкость, но и на Западе такое редко бывает, ведь те концерты, которые мы смотрим на DVD, живые концерты, они все-таки смонтированы, смиксованы, иногда даже переписаны.

А помимо концерта была еще запись пластинки, подготовка к другому юбилейному концерту, уже в «Крокус Сити Холл». Там тоже надо многие номера готовить. «Голос» вот много времени забирает.

Где писали альбом? Где сводили?

Записывали в Твери, где и большинство моих пластинок, в студии SALAM. Я там работаю с 91-го года, то есть 22 года уже. До того, как я к ним пришел, я всего две пластинки - хотя какие пластинки, кассеты - записал. Но никак не мог найти соратников по звуку, чтобы могли со мной вместе творить, а не просто время отрабатывать. В общем, нашел таких ребят, которые тебя без хорошего материала не отпустят, в Твери.

Сейчас я часто в Москве могу записывать какие-то отдельные треки - в Тверь не наездишься постоянно. Или можем сводить в Штатах. Но начало процесса, создание аранжировки все равно по-прежнему происходит в Твери, потому что я привык. Там стены родные, там я запираюсь на два-три дня и выдаю.

Ну какие-то референсы у вас были?

Естественно. Набор приемов, знакомых ладов, фишек у любого музыканта есть. За основу я брал латинские, кантри и блюзовые приемы. Все это ставилось на собственную мелодическую фактуру, получался симбиоз. Но в конечном итоге все равно невозможно было делать похожее на кого-то конкретно, потому что поп-музыка - это самый сложный жанр. Хорошо, если есть гитарист, который почти как Пако де Люсия, но при этом не копирует его полностью, а делает что-то свое. Мне такого музыканта найти повезло. Это Саша Ольцман, который сыграл все гитары на первой пластинке. Он когда-то работал в группе «Поющие сердца», в которой мой папа был директором и гастрольным менеджером. Саша меня помнил маленького еще, а потом я его случайно встретил, попросил помочь. А он говорит: «Ты не представляешь, я три года просидел в испанском кабаке и так набил руку на фламенко, я тебе точно помогу!» Я обрадовался, но, признаюсь, такого уровня, какой он показал, я не ожидал. Он просто гений. И при этом он фламенко играет, но совершенно по-нашему, по-русски.

Когда вы так говорите, я себе представляю Am-F-C-E, сыгранные в ритме фламенко.

Ну не до такой степени по-нашему (смеется ). Чтобы вы понимали, какого уровня он музыкант, я историю расскажу. Мы в 94-м снимали в Испании клип «Того, кого [не стоило бы ждать]». У нас был свободный день (дело было в Барселоне), и мы пошли перекусить в старый город. Нашли там типично туристическое место. Сидит там гитарист играет, фламенко танцуют.

Гитарист очень хороший играл, и я спросил, может быть, он мог бы сыграть с нашим гитаристом. Нам объяснили, что это невозможно, что у него профессиональный инструмент, в общем, никак. Мы посидели, стали собираться и в гардеробе столкнулись с этим гитаристом. У него тоже рабочий день закончился. И как-то Саша попросил у него гитару просто попробовать. И дальше мы два часа сидели в этом гардеробе, играли. Гитарист обалдел просто: человек из Москвы, а так фламенко играет...

Хорошо. А как вы воспринимаете свое творчество в контексте мирового?

Мне очень сложно воспринимать в мировом контексте свое творчество. Я все-таки человек сплошных компромиссов. Я воспитан на форматах, на русском радио. У меня на ушах вкусы сограждан. То есть мне иногда приходится где-то жалеть аудиторию, заключать в четыре четверти что-то, что можно было сделать на пять. Или упрощать какие-то вещи. Чуть-чуть отойти в сложный бридж, а потом вернуться к съедобному припеву. Просто чтобы запомнилось.

У меня были попытки, даже довольно успешные для той музыки, которую я делал, выйти на международный рынок. Мы с Cosmopolitan Life как-то один раз очень хорошо продались в Германии. Очень хорошо. Но я сделал ошибку, пошел на поводу у немецкого продюсера, который предложил распространять диск по всему миру. В результате большие средства были потрачены на продвижение диска в разных странах. Это было глупостью. Надо было хвататься за ту страну, в которой хорошо идет, и дожимать, а мы этого не сделали. Но мы решили, что это все же нормально, и надо покорять Италию, Восточную Европу, Америку.

Тщеславие сыграло роль?

Да, тщеславие сыграло свою нехорошую роль. А нужно было стать, скажем, гастролерами одной отдельно взятой европейской страны. И потом уже думать, что делать дальше. Вплоть до выпуска следующей пластинки.

Но что было, то было. Второй раз в эту реку войти невозможно. Вообще у нас с тем альбомом сложно вышло: для интеллектуалов - это поп-музыка, а для любителей поп-музыки - это слишком сложно. Непонятно было, через что промоутировать. Не MTV и не джазовые фестивали, вот что это? Мексиканскую музыку обычно транслируют на радиостанциях, на которых звучит обычный деревенский латино. То есть совсем в жанре, куда ты никак не можешь попасть, потому что ты с акцентом, потому что ты делаешь не совсем, как у них, а нужно чтобы совсем как у них.

Когда я слушаю какое-нибудь мексиканское радио, я понимаю, что я, ребят, по сравнению с вами просто Бетховен, вернее Моцарт, любая моя песня будет по крайней мере чем-то новым для вас. Песня «Остров» должна быть у вас суперхитом, потому что никто из вас такую песню даже приблизительно не придумал. Вы такие предсказуемые все ужасно, вы даже боитесь влево-вправо отклоняться. Но они такие и есть, им не нужна «другая» песня, им нужны свои, чтобы 180-ая была похожа на 179-ую песню. И именно это им нравится, и именно от этого они получают удовольствие.

А как же цифровые способы распространения?

Все равно надо начинать с нуля. У меня сейчас много предложений, в частности из Штатов. Конечно, сейчас не нужно быть молодым человеком, которого Sony берет на большой бюджет. Сейчас неважно, сколько тебе лет, неважно, что ты играешь, ты найдешь своего потребителя. Сейчас, говорят, ты двадцать тысяч пластинок продашь и у тебя уже, считай, золото, потому что это очень круто. Но я говорю: «Я уже стар для этого».

Вам же всего 45 лет, откуда вдруг «я уже стар для этого»?

Да, но мне ужасно лень снова начинать доказывать. Опять все эти тьюторы, петь по-английски. Я и так здесь что-то доказываю постоянно - музыка непростая, мучаюсь, что массовое что-то тяжело сделать. Но все-таки здесь меня знают. Есть очень много артистов в Штатах, которым семьдесят и они популярны, но когда-то они были популярны в двадцать. С нуля никто не начинает. А я бы еще сам кого-нибудь продюсировать хотел бы.

Ну, вы сами жаловались на компромиссы. А там могли бы попробовать что-то новое. Не ограничивались бы мнением слушателей.

Это почти слово в слово доводы тех, кто уговаривает меня уехать. Говорят, мол, там ты сможешь, уже не задумываясь о формате, сделать как сам захочешь. Мол, у тебя много русских поклонников, они поймут. Я им объясняю, что русские по-другому устроены. Русским не нужна пластинка на английском языке. Знаешь, когда Марк Энтони довольно среднюю, серенькую пластиночку записал (с электронными дудками), он с ней выступал в Madison Square Garden. Так вот, он два полных Madison Square Garden"а битком собрал. На 90 процентов это были латиноамериканцы, которым пофигу было, что сыграно не в живую! Человек по-испански поет в Америке, он наш, мы придем, скажем «Viva Cuba! Viva Argentina!».

Русские немножко по-другому: «Ой можно подумать, можно подумать, ну я не знаю, сейчас вы будете в Америке звездой!» Нет вот такого: «Наш, вот мы за него сейчас!» Наш должен знать свое место. Пой на русском, не надо начинать этот выпендреж. Для американца твой акцент будет забавный, симпатичный, а для русского он будет свой, русский, это им не нравится. Вот не надо этого, ты вот давай, делай как делаешь и не выпендривайся, пожалуйста.

Мне кажется, что все время! (смеется ). Я постоянно думаю о проекте. Дело даже не в том, сколько времени уходит на репетиции, а в том, что голова постоянно в процессе. Довольно сложно составить все эти программы, чтобы и номера были интересные, и каждого человека из моей команды в выгодном свете представить

А вы ставите перед собой и такую цель - представить каждого?

Да, конечно. Мне очень важно, чтобы ребята по максимуму получили от этого проекта. Он для каждого из них должен стать событием. Ну и, как я говорил, с некоторыми хочу потом поработать. Имена сейчас не назову, а то гении еще могут и сами не захотеть.

Внимание к вам со стороны иностранцев как-то связано с участием в «Голосе»?

Да, это же мировая сеть, корпорация. Если ты участвуешь в этом проекте, то считается, что ты у себя в стране признанный человек, и это круто. Надо понимать, что судьи в разных странах всегда сидят примерно в одном порядке. То есть Градский сидит на месте, где сидит Том Джонс, Дима Билан сидит на месте, где сидит кто-то из R&B или рэп музыки. Женщина в жюри всегда одна, а я сижу на месте профи примерно моего возраста, то есть лет 40. Это обязательно, вне зависимости от страны, крайнее левое кресло.

Недавно я был в Майами, на студии Criteria Hit Factory (помогал дочке записать альбом, у нее группа Without Gravity). Меня там все хорошо знают. И вот, когда мы записывали, прибежал шеф студии и говорит: «Voice, ты молодец, я видел все». Им все равно, и в Иране тоже Voice, не важно где. В эту контору просто так не берут, как бы считается.

Я придумал номер, «Босоногий мальчик» будет в такой медленной самбе. Там будет огромный развернутый бридж на португальском языке, который будет петь вся моя команда хором. Минимум нужно двенадцать человек, чтобы это прозвучало. Лучше - больше. Вот такое будет их участие, слава богу, никто не отказался.

Есть еще несколько известных гостей, без которых нельзя. Я не могу петь «Аэропорты», могу в концертах петь, но по телевизору не могу ее спеть без Володи (Преснякова - прим. «Ленты.ру» ), просто нехорошо, некрасиво, да и скучно.

Вы знали, что эта песня довольно популярна в караоке? Как «Рюмка водки» Лепса или «Без тебя» Михайлова.

Да-да, я знаю. С этой песней вообще была целая история - мы ее целый год носили по радиостанциям. Радиостанции говорили: «Да вы что? Темный лес! Вы что, рок? Это сложно». Там же мажор, потом в миноре припев.

Чтобы протолкнуть эту песню, мы с Володей почти год ходили с ней на все съемки в Останкино, на все эти Дни работника народного хозяйства, сборные солянки под фанеру. Мы клип показывали, песню полгода на радио директор мой носил. В результате она из-за телевидения и раскрутилась. Потом ее взяли на радио и бац - «Золотой Граммофон»!

А потом проходит пару лет, я несу новую песню - «Время последних романтиков». И что мне говорят? Правильно. Что это сложно, не, этого не надо.

Вы сказали про мажор. У нас же народная музыка либо грустная, либо очень грустная. Вон, даже веселые детские песни - «Учат в школе», «Голубой вагон», про волшебника и день рождения у Гены - все в миноре.

У нас в стране к мажору очень странное отношение. Это фирменно, это музыкально, это современно - делать грустные баллады в мажоре. «Аэропорт», в принципе, тоже тяготеет к мажору. Но там минорный припев. Если нет минорного припева - все, ничего не получится. А у меня ведь есть песни - «Время последних романтиков», «Игрушки», так там мажор полный. Чистый, фирменный мажор: блюзовые ходы, пониженные ступени, тяготение к каким-то развернутым аккордам. Но такая музыка почему-то у нас в стране не прижилась...

А как вы относитесь к интернет-пиратству?

Как я могу относиться к пиратству? Никак. Да меня это и не должно интересовать. Это вне моей компетенции.

То есть, если вы видите у кого-то в «Вконтакте» свою песню на стене, вы, в отличие от Сергея Лазарева, ужаса не испытываете?

Нет, я могу этот ужас испытать, если я уже договорился с выпускающей компанией, а песня появилась еще до выхода альбома. Это, конечно, неправильно - еще подумают, что это я сделал, слил. А у меня договор. А все остальное - не моя забота, а забота выпускающей компании, пусть они переживают.

Да и не замечал я, если честно, чтобы в Фейсбуке много музыки слушали. В основном фотки рассматривают. Стишок могут заценить. А в других соцсетях меня и нет.

Сам не знаю, но скорее мне не хочется. Должен быть другой человек, который будет все по-новому делать. Боюсь надоесть, я же сделал в принципе, что мог. Сделал неплохо. Кто-то должен меня сменить.

Да и мне морально это тяжело - каждые полгода. Первую половину года Юрмалу готовил, вторую - «Голосом» занимаюсь. А жить когда?

Как вам второй сезон?

Хороший, удачный и сильнее первого. Это же конкурс для профессионалов, а в чем прикол тогда? Это не «Фабрика звезд», здесь не учат петь. Здесь уже в первом туре отбирают только тех, кто умеет петь. А умеют петь кто? У кого есть опыт.

Когда на слепом туре выбирали людей, было проще? Представляли себе, кого сведете в пары?

Нет, не представлял. У меня нет принципа: костяк взял, а дальше на выброс. Это нехорошо, на мой взгляд. Я всех набрал абсолютно осмысленно. Потом ведь очень тяжело расставаться, но ничего не поделаешь. Я очень много трачу времени на тренинги психологические, чтобы они понимали, что мы делаем концерт, мы делаем шоу. Главное, быть частью чего-то очень хорошего. Это важнее, чем быть самым лучшим у себя дома, в четырех стенах. Что даже один-два раза выступить с лучшими - это уже очень здорово.

Вот есть певица Нюша, которая выиграла «СТС зажигает суперзвезду». Не сгинула на корпоративах и вроде даже поет. Но поет на 10 процентов от возможностей - она же ведь и блюз умеет, и вообще. А что будет дальше, по-вашему, с участниками «Голоса» ?

Блюз, джаз, соул, фанк, р"н"б и очень сильные, мощные голоса - это для нас то же самое, что спортивное соревнование. Это воспринимается только в рамках конкурса. Вот пока идет конкурс, очень важно, кто лучше споет Уитни Хьюстон. И все, кто любит шансон, кто любит русский рок, кто любит русскую поп-музыку, во время этой Олимпиады, чемпионата России по голосу, собираются - им интересно, им нравится. Но как только заканчивается конкурс, никому Уитни Хьюстон больше не нужна.

Это очень странно. У нас довольно много иностранной музыки.

Так я про это говорил. Им можно, нашим нельзя. Simply Red приезжают и собирают Олимпийский. Simply Red. Мелодично, но сложно. Но довольно просто для меня. Для меня это элементарно. Я могу это делать просто вот так. (Щелкает пальцами ). Но мне нельзя это делать. Не надо, спасибо, чувак, для этого есть Simply Red.

А в чем причина?

Этот вопрос, на который я не могу ответить. Я только знаю, что это так. И при этом постоянно говорят: у нас так не могут. А как же мы это сможем, если вы, слушатели, нам этого делать не даете, вы не хотите от нас это слышать? Радио у нас этого не берет. Мы-то хотим делать что-то посложнее - пусть те же три аккорда, но по-другому взятые, нажатые в другом ритме, сделанные в другой гармонии. Но вы хотите слушать то, к чему привыкли. Как мы можем стать звездами, не делая то, к чему вы привыкли? Мы не можем. С нашим умом и талантом сидеть дома и кричать «Я непризнанный гений!» мы отказываемся, ребят. И если вы хотите это слушать, значит, мы используем наши приемы, которые мы знаем, более или менее так перемежая их с вашими, но не унижаясь сильно, чтобы вам было понятно.

Вот ты, скажем, инженер. Тебя спросят: ты хороший инженер? А ты такой в ответ: мол, меня просто пока не поняли, поэтому я ничего не построил. Как? Значит, ты плохой инженер. Чем больше ты получаешь, тем лучше ты делаешь свою работу. Поэтому приходится ее делать таким образом.

Это замкнутый круг. Что касается культурных приобретений, то все постепенно, по чуть-чуть: вот эта песня шлягернула, а вот эта нет. На эту ты ничего не потратил, которая шлягернула, она просто выстрелила, а на эту ты потратил восемьдесят тысяч долларов на клип. Ее две недели показывали и все. Зато она в моей жизни есть. Вот такая у меня работа, и есть те пять процентов слушателей, которые обратили внимание на это, - им стало не так грустно, тем, которые понимают. Все-таки есть у нас что-то такое, что-то святое еще. Есть у артиста, понимаешь. Я обязан баловать этих людей, неокупаемых, хотя мне это стоит денег. Но я окупаю это какими-то другими вещами. Вот и все. Песней про шофера, например.

Вот вам 45. Где вы видите себя еще через 25 лет?

Не знаю. Главное, чтобы не в гробу.

Ну, например, где вы будете жить? Тут? У вас дочка в Америке. Будет к маме и папе, как в деревню, в Россию приезжать?

Очень сложный вопрос. Жизнь меняется быстро. Просто я хочу, чтобы дети мои прожили без глобальных потрясений, которые способны перевернуть их навсегда в худшую сторону. И это главное, что я хочу.

Привозить ее не собираетесь обратно в Россию?

Нет. Я просто не хочу сейчас, на этом этапе, взять и все в ней поменять. Слава Богу, русский она не забывает, это единственное, что я у нее сейчас прошу. В остальном жизнь идет, если она сама захочет в двадцать лет приехать, то приедет. Не буду ее трогать принципиально, чтобы никаких потрясений. В том числе и политических.

Она там с бабушкой и дедушкой. Не переживаете за нее?

Конечно переживаю. Не хочу, чтобы ее кто-то обидел, кто-то сердце ей разбил. Любой отец, думаю, за ребенка волнуется.

Я помню себя в 15 лет, я был уверен в том, что я умнее родителей. Мол, тут мне помогите, а дальше я сам. Она абсолютно такая же. Я, знаете, так хотел сына, а получил дочь, со всеми теми способностями, которые мне хотелось бы видеть в сыне. И, может, это лучше, чем если бы родился сын, но с другим складом характера, ума и так далее. В то же время я очень за нее беспокоюсь, потому что вижу в ней все-все те же самые комплексы, какие-то опасные рифчики, на которые она по жизни может наскакивать. Ее открытость, ее сердечность, ее отношение к людям, ранимость, постоянное творческое состояние, состояние жизни в придуманном мире.

Все это сложно и опасно, и для девочки даже опаснее, чем это было для меня, для мальчика. К чему все это приведет, я не знаю, не знаю, кем она станет, какую карьеру выберет. Быть может, она вообще не будет музыкантом. У нее ведь вообще очень мощные литературные способности. То, что она пишет тексты, это одно. Но она же еще пишет прозу, меня даже специально вызывали в школу ее педагоги, говорили, что ей следует плотнее заниматься литературой. У нее талант, она может начать писать серьезно уже скоро. Опять-таки по-английски. Тяжело это пережить. Я сам человек, работающий со словом и хорошо знающий литературу и историю. Она не может в тонкостях понять, что делаю я, а я не могу в тонкостях понять, что делает она. Это не очень...

Современную музыку слушаете?

Нет, не слежу, слушаю что подвернется. В основном околоджазовую музыку и, честно говоря, больше старье.

За политикой, экономикой следите? Новости читаете?

Ну да, я же взрослый человек. Вот, например, Украина - очень важная для меня страна. Мне, конечно, страшно за то, что там происходит. Но политика - это очень долгий и серьезный разговор. Еще больше, наверное, чем мы с вами проговорили. Меня просто зовут, мне надо идти.

Леонид Агутин и Анжелика Варум прошли огонь, воду и медные трубы. Звезд не раз разводили, но, несмотря ни на что, они вместе уже 20 лет. Сегодня, 26 мая, у Леонида будет повод в очередной раз признаться жене в любви – у Анжелики день рождения. Накануне музыкант поделился со «СтарХитом», что до сих пор считает себя недостойным Варум, а также поведал, почему дочери Лизе неинтересно с ним общаться и в какие моменты «чувствует себя бабушкой».

Вечная нежность

Леонид, как вам с Анжеликой удается держаться на плаву столько лет?

Ваш роман развивался загадочно. Почему вы долго не переходили рамки дозволенного?

Наверное, считал, что недостоин. Слишком легкомысленный для нее. И до сих пор так думаю, кстати. Потом мы начали выезжать вместе на концерты. А когда возвращался, чувствовал пустоту. Начинал находить поводы ее увидеть, услышать. Вызывал на встречи, звонил. По сути ухаживал, но не думал, что это по-настоящему. Мы типа общались. У нее был парень, порядочный человек. Я хорошо к нему относился. Не отдавал себе отчета в том, что фактически отбиваю девушку. Вроде бы и не намеревался. Мне ее не хватало как воздуха. А люди ведь находят то, что ищут. Это закон. Как только пустота образуется, она заполняется, хочешь ты или нет.

Свадьба с Анжеликой была не первым вашим браком…

Я прошел и женитьбу, и романы. У меня был большой, опустошающий опыт звездной вседозволенности. И вот познакомился с женщиной, с которой встречи не ждал.

Как вы ее завоевывали?

Уже потом, когда мы были вместе, она призналась, что ждала от меня активных действий, а не походов в бильярдный клуб, где она ничего не понимала, или ресторан, в котором ей не нравилось. Слухи про нас уже распространялись. Но мы притворялись – как будто не вместе. Нас фотографировали, а мы все равно были порознь. И это был не обман журналистов. Только потом я понял, что играть в ту игру было жутко интересно. А когда начали вместе жить, то скрывались ото всех.

«Старперские» представления

Кстати, о детях. Ваша 18-летняя дочь Лиза играет тяжелый рок. Как так получилось?

В ее возрасте я тоже слушал подобную музыку. Тяжелый рок – это как бы круто, своеобразное окружение. Ее парень тоже ортодоксальный рокер – волосатый, ходит в клешах. Я ездил с Лизой на концерты – это страшно! Меня чуть не затоптали. Выходят перед толпой четыре маленькие девочки и поют рок. При этом у Лизы красивый тембр голоса, но когда она кричит, весь окрас пропадает. Сейчас она перешла с гитары на клавиши, начала использовать сложные аккорды, стала петь ближе к Эми Уайнхаус или Адель. Почувствовала, как люди балдеют, когда она исполняет лирику.

В каких вопросах она обращается к вам за советом?

Когда надо купить что-то. На день рождения мы должны были приобрести для нее комбоусилитель для электрогитары. Поехали выбирать. Пытался тыкать в комбик за $700, Marshall, он хороший! Но нет, взяли самый большой Orange за $3500. Еле довезли. Ее друзья выпали в осадок от зависти.

Старшая дочь Полина – от брака с балериной Марией Воробьевой - отличается от Лизы?

Лиза непростая. Она богемно-творческого склада. Фотографирует, снимает мини-фильмы, рисует. У нее особенное видение, гуманитарный ум. Все должно быть талантливо и не попсово. А Поля в этом смысле проще – без творческих закидонов. Играет на гитаре, но без претензий. Основной ее талант – интеллект. Весь ум идет в науку и учебу. Свободно говорит на пяти языках. Переключается за минуту. Сейчас учит японский. Думаю, добьется своего.

Какое у нее образование?

Она учится на юридическом факультете в Сорбонне. Поступала на филологический, но там ей показалось слишком просто. Перепрофилировалась, причем так, что из их потока отобрали только четверых, включая Полю. В общем, она у нас – Софья Ковалевская. Смотрю на обеих и не понимаю: откуда таланты? Почему умные, добрые – ясно. Но почему настолько? От кого это перешло? Загадка...

Они общаются?

Видятся крайне редко. Все-таки Поля живет с мамой и отчимом во Франции, Лиза – с родными Анжелики в США: мы купили квартиру в Майами. А вот заочно девочки общаются постоянно – списываются, разговаривают. Несколько раз летом выбирались все вместе во Францию. Поля организовывала. Это еще один ее талант. В этом году подумываем о поездке в Лондон. Дети мечтают, папа озадачен.

Период взросления у дочек проходит непросто для вас?

Чем дальше, тем тяжелее. Все умные, на эмоциях. Лиза всегда перехитрит нас. Она не особо любит что-то объяснять, просто уворачивается от того, что неудобно. Как и я! Родители иногда раздражают «старперскими» представлениями о жизни. Но я люблю их. Безумно. И ругаю себя потом: «Ну как так? Езжай, побудь с мамой и папой. Они ждут». Так и Лиза: не очень ей интересно общаться со мной, при этом она меня любит. Лучше провела бы время с парнем. Однако папа позвонил – значит, надо встретиться. «Ладно, – наверное, думает она, – посижу с отцом в кафе. Сейчас снова все придется рассказывать, читать стихи». А я чувствую себя бабушкой: «Ну давай, дочь, покажи, что написала». Лиза достает телефон и открывает стихи. Я читаю и восторгаюсь... Жена говорит: «Ты, главное, ее хвали!» А я и так это делаю. Но ведь кто-то и критиковать должен.

Певец раскрыл весьма пикантные детали из личной жизни. Так, Агутин признался, что лучший секс у них с Анжеликой Варум случился только спустя год после свадьбы, а также поделился, что они с супругой очень любят экспериментировать в интимном плане.

Откровенная исповедь 49-летнего артиста не всем пришлась по душе. Если практически все СМИ моментально разобрали интервью на цитаты, то многие пользователи Сети отметили, что Леонид не вписывается в формат программы и непонятно, почему выбор Дудя пал именно на него. Агутин спустя сутки бурных обсуждений решил сам прокомментировать свое появление в популярном интернет-шоу.

«Был у Юры Дудя на интервью. Очень популярный в интернете и, что уж там говорить, талантливый молодой журналист. Уже знаковая фигура нынешнего времени. Пошёл не совсем на своё поле. Я не диссидент, не рок, не рэп и не отчаянный матершинник. В общем, ничего во мне честного.)) Признаюсь - согласился, из-за того, что передача очень популярна. Конечно же, не обошлось без провокаций, скользких тем и политических вопросов, обсуждать которые, я ненавижу. Как следствие, получил кучу негатива, хотя сам Юра - человек вежливый и воспитанный. Просто, для всех хорошим быть невозможно. Если уж быть совсем честным, очень хотелось посмотреть, как это бывает. Разок почувствовать это на себе, когда за сутки передачу с твоим участием сморят 3000000 человек и ставят 70000 лайков. Правда, ещё и 10000 дизлайков. Но ведь и эти люди получили удовольствие. Потому что не любить, раздражаться и считать себя умнее - это тоже эмоция. Главное, что я такого должен был спеть, чтобы в you tube меня столько народу за сутки посмотрело?! Нет у меня таких эпатажных песен)))», - написал музыкант в своем микроблоге в Instagram (орфография и пунктуация автора даны без изменений. - Прим. ред. ).

Леонид Агутин и Анжелика Варум

Леонид Агутин стал гостем Юрия Дудя

Напомним, ранее большое интервью Юрию Дудю дал Алексей Серебряков , известный по ролям в таких неоднозначных проектах, как «Штрафбат », «Груз 200 » и «Левиафан ». В частности, актер впервые рассказал о том, почему принял решение усыновить двух мальчиков из детского дома и поведал о знакомстве с женой . Но пристальное внимание общественности привлекли другие слова артиста, который редко общается с журналистами.

Так, Алексей Серебряков назвал «силу, наглость и хамство» главными составляющими национальной идеи России. «Думаю, если отъехать 30-50-70 километров от Москвы, много элементов 90-х годов вы увидите. Так или иначе, ни знания, ни сообразительность, ни предприимчивость, ни достоинство не являются прерогативой национальной идеи. Национальной идеей являются сила, наглость и хамство», - заявил Серебряков.

Пикантности высказыванию Серебрякова добавил тот факт, что актер уже несколько лет живет в Канаде. Он переехал в Торонто в 2012 году вместе с семьей. По его словам, для того чтобы растить детей в другой идеологии, в России его не устраивала неблагоприятная социальная обстановка и рост нетерпимости. Актер не скрывает, что в Канаде он «никому не нужен», а потому часто принимает предложения о работе от отечественных киноделов. Количество таковых, впрочем, грозит сократиться в самое ближайшее время: словами Серебрякова оказались возмущены и пользователи соцсетей, и именитые коллеги Алексея .

Алексей Серебряков

И много лет подряд встречают праздник на сцене. А спустя несколько дней улетают в Америку, где живет их дочь. О том, что в семье Агутина — Варум принято друг другу дарить, как воспитывать ребенка на расстоянии и в чем секрет долгого брака, «ТН» расспросила артистов, навестив их в новом доме в Майами.

—Есть ли американские традиции встречи Нового года?

Анжелика: Новый год здесь практически не встречают, только русская диаспора собирается в ресторанах и празднует дней десять подряд.

Леонид: Новогодняя неделя — страшное дело. В городе много знакомых, надо со всеми отметить — идет какая-то непрерывная борьба за выживание. (Смеется.) Уже позже можно зажить нормальной жизнью: в теннис играть, в море плавать.

Ну и, конечно, счастливые моменты, когда удается потусоваться вместе с Лизой. Обычно она проводит время с друзьями, как и положено 14-летнему подростку. Лишь если я скажу: «Дочь, сегодня со мной обедаешь», она останется дома.

— Много лет подряд вы встречаете Новый год на сцене. Интересно, а когда вы обмениваетесь подарками? Оставляете их дома под елкой?

Анжелика: Не каждый подарок помес­тится под елкой. (Смеется.) Я не люб­лю сюрпризов — мне нравится подарки для себя выбирать самостоятельно и заблаговременно. И сама всегда спрашиваю, что кому купить, чтобы потом никому не приходилось изображать вежливый восторг. В нашей семье все предпочитают подарки заказывать. Можем ими обменяться хоть 4 января, хоть 26-го — это непринципиально.

Леонид: Я и вовсе предпочитаю дарить, а не получать. Такое удовольствие найти что-то классное, то, что родной человек с радостью станет носить. Если жена говорит: «Видела кольцо потрясающее…», с радостью пойду и куплю, потому что у Мани (так Леонид называет жену. — Прим. «ТН») нет нелепых замашек, она никогда не просит что-то ради глупой прихоти.

— Леонид, вроде бы на прошлый Новый год вы подарили жене квартиру?

Анжелика: Я сама ее выбрала, устав от запаха старого дома и соседских кошек. Когда завела с мужем разговор, что неплохо бы переехать, он поддержал.

— В новую квартиру уже поставили елку или смысла нет, раз в первых числах января все равно надолго улетите?

Анжелика: Елку мы наряжаем как можно раньше. В старой квартире елка «жила» у нас целых 10 лет. Всегда ее с восторгом наряжала, она была такая красивая. Помню, как увидела ее в витрине, очень захотелось купить. Мне говорят: «Елка не продается — это оформление». Пришлось оставить свои координаты: вдруг надумают? И очень обрадовалась, когда из магазина перезвонили и сказали: «Забирайте».

— А помните, как праздновали Новый год в детстве?



Леонид:
Почему-то не очень хорошо помню… При этом у меня было счастливое детство, все нормально. Когда я смот­рю на свои детские фотографии, поражаюсь: ни на одной не улыбаюсь, ни на одной… Единственный сын в семье, вокруг меня все всегда тряслись, мама больше хвалила, чем ругала. Отец если делал замечания, то по существу. Согласитесь — идеальные условия, но при этом я рос таким смурным мальчиком. Плотненький был, крепенький, мрачноватый… И постоянно дубасил одноклассников. Конечно, родителям казалось, что с ребенком что-то не так… А со мной все было так. Знаете, как в том анекдоте? Когда мальчик не разговаривал до четырех лет, потом сказал: «Каша пригорела». — «Что ж ты раньше молчал?» — «Прецедента не было — не пригорала никогда…» (Смеется.)

Анжелика: Когда я была маленькой, у нас жил волнистый попугайчик Пет­руша. Ручной, ласковый, мы даже ели с ним из одной тарелки. Я расстраивалась, что он никак не хотел разговаривать. Петруша обожал предпраздничную суматоху, и когда мы с мамой приносили домой елку и начинали развешивать игрушки, садился на мое плечо и наблюдал. Вот однажды случилась такая история. Наряжаем елку, а мама моя, педант до невозможности, все перевешивает игрушки с ветки на ветку, чтобы добиться полной симметрии — ряд шаров, ряд сосулек. Кажется, уже все было идеально, но, отойдя в сторону, она каждый раз говорила: «Что-то не то, что-то не то…» И вдруг Петруша вспорхнул, завис над шаром и закричал: «Что-то не то-о!» Через пару месяцев он воспроизводил уже какое-то невероятное количество слов: «Петруша хочет обедать. Дайте Петруше гитару… Наденьте Петруше пижаму».

А еще я очень любила наряжать елку у бабушки с дедушкой. У них хранились старинные игрушки, каждая — настоящее произведение искусства. Шары невероятных оттенков, стеклянные куклы невозможной красоты. Потолки были высотой три с половиной метра, и дед всегда покупал огромную елку. Он становился на стремянку, и мы с бабушкой бережно подавали ему игрушки. Потом он спускался, доставал из коробки замотанных в папиросную бумагу деда-мороза и снегурочку, которым было лет по сто, и позволял мне установить их под елкой.

Ничего от всего этого великолепия не осталось. Я лишь несколько игрушек забрала с собой в Москву, но в кочевой жизни растеряла. Сказать «жалко» — это ничего не сказать. Потому что игрушки вызывали море эмоций. Под елкой 1 января меня всегда ждали невероятные подарки — в основном вещи: их родственники из-за границы присылали. В шестом классе я стала первым в городе обладателем кроссовок на липучках. Вы не представляете, что это такое! На меня смотрели как на инопланетянина. Старшеклассники ходили по пятам, пытаясь разгадать, как вообще эти «литые туфли без шнурков» обувать?!

— Вашу дочь можно обрадовать ультрамодной обновкой?

Анжелика: Нет, Лиза равнодушна к девчачьим радостям, одевается неформально-консервативно. Ей бы новую гитару, микрофон и удобную стойку для микрофона. Это то, чем можно порадовать нашу дочь в ее 14 лет.

— Лиза с рождения живет в Америке и совсем не читает по-русски. Вы хоть раз пожалели, что приняли решение оставить ее на воспитание папе Анжелики?



Леонид:
Так сложились обстоятельства. Жалеть нет смысла. Но нам теперь надо думать, что с этим делать. Мне лично тяжело. Я всю жизнь работаю со словом, прочитал шкафы книг и очень много чего знаю. Хотелось бы передать дочери, но ей мешает языковой барьер. Да и я не могу в полной мере оценить ее замечательные литературные способности. Английский язык для меня неродной, хотя я им неплохо владею. Лизин преподаватель литературы ее хвалит, она пишет реально хорошие зрелые тексты. Есть и еще одна причина моих переживаний. Из-за того, что Лиза растет в другой культуре, мои успехи для нее незримы. Будь я чемпионом мира по тяжелой атлетике или композитором, пишущим для американских артистов, — другое дело. А моя музыка или стихи ей не очень близки.

Анжелика: В том, что Лиза живет от нас за тысячи километров, несомненно, есть минусы, но больше плюсов. Во-первых, в Майами прекрасный климат. Во-вторых, на мой взгляд, для ребенка полезен отрыв от звездных родителей. Лиза взрослая девочка, масштабы нашей популярности она приблизительно представляет. В этом году мы привозили ее в Москву получать паспорт. Я видела, что ее тяготит пристальное внимание незнакомых людей, хотя она все стойко перенесла. И еще ей явно не хочется быть «Агутин — Варум+1». Ее самолюбие мне нравится.

— В феврале Лизе исполнится 15. Вы ее воспринимаете как ребенка или как девушку?

Анжелика: Как взрослую, конечно. У нее уже есть бойфренд (надеюсь, дочь не обидится, что я выдала эту тайну). Знаю, что ей важно, чтобы человек был умным и с хорошим чувством юмора. И в этом смысле со Стоуном ей повезло. Он старше на два года и, по-моему, неплохой музыкант.

Леонид: Я за Лизу боюсь. Умом-то понимаю, что с ней все в порядке. Она создала рок-команду, сочиняет песни. У нас получилась не по годам талантливая и умная дочь, очень эмоциональная, тонко чувствующая… Я так боюсь всего, что ей предстоит: и первой любви, и разбитого сердца, и переживаний. Ее приятель Стоун, естественно, гитарист и, естественно, волосатый. Он ездит на убитом, 1967 года выпуска, «мерседесе», который заводится вручную. Как не переживать за свою девочку? Хотя когда я был в ее возрасте, в моей жизни творился полный рок-н-ролл. Бедная мама! (Смеется.)

Анжелика: Недавно наша бабушка всех переполошила. Позвонила: «Ой, у Лизы что-то со Стоуном не то. Не знаю, что делать. Позвони ей». Мне бы переждать, прилететь, приглядеться, а уже потом пытаться поговорить, но я не выдержала, позвонила и слышу: «Мама, успокойся. Ты меня пугаешь. Не говори со мной об этом — сама разберусь».

— Дочь может вам нагрубить?

Анжелика: Никогда и никому из нас. Зато она отлично умеет манипулировать папой. И делает это настолько тонко, что он даже не замечает и реагирует на дочку как кролик на удава.

— А кто из вас готовит дочь к взрослой жизни? Кто ведет разговоры об отношениях мужчины и женщины? Или пусть сама разберется?

Анжелика: Ее контролируют все: и бабушка, и дедушка, и мы с Леней. Когда Лиза первый раз влюбилась, она мне так сказала: «Мам, я устала от бесконечных мыслей о нем, я хочу жить как раньше». На что я ей ответила: «Поверь, что та музыка и стихи, которые ты напишешь в этот период, будут самыми яркими. Когда в сердце пустота, не о чем петь и писать». И этого разговора пока оказалось достаточно.

— Как часто вы ездите к дочери?

Анжелика: Раз пять-шесть в году. Полтора месяца зимой, а потом уже наездами. Я за ней все время наблюдаю: она же общительная, выкладывает в Сеть фотографии, песни, видео. Когда ей плохо или что-то не складывается, а я это чувствую, подхожу тихонечко, как кошка к больному, завожу разговоры на посторонние темы, и она постепенно выходит на важный для нее разговор.

— Часто ведь как: родители следят исключительно за оценками и поел ребенок или нет. На разговоры по душам совсем нет времени.

Анжелика: Это в лучшем случае. А в худшем: убери тумбочку, постирай, сходи в магазин… Помню, в детстве ощущала себя Золушкой. Мы жили во Львове, где горячую воду давали дважды в день, и пока мама была на работе, я должна была перемыть всю посуду, постирать, отстоять шесть часов в очереди за сливочным маслом. Я жутко обижалась, мне казалось, что у меня отобрали детство.

Закончилось это тем, что с 16 лет и почти до рождения Лизы у нас с мамой были довольно прохладные отношения. Сейчас я готова плакать горючими слезами, поняв маму, ее непростую жизненную ситуацию. Мне не хватило мозгов, опыта и времени, чтобы ее поддержать. А ведь она у меня потрясающая. Наше общение с Лизой я строю исходя из собственного негативного детского опыта, но мне все равно приходится настаивать на каких-то вещах, касающихся домашнего хозяйства.

— Подростковое самовыражение у Лизы уже прошло? Вы рассказывали, что она красила свои роскошные русые волосы то в «вишню», то в «воронье крыло».

Анжелика: Прошло, к счастью. Но когда это началось, я была в ужасе. У Лизы пухлые, как у Леньки, губы, и когда она красила их красной помадой, надевала короткую юбку, рваные колготки и ботфорты, мне становилось страшно. Можете представить: ребенку всего 13 лет!

Я понимала, что бороться бесполезно, насилием вопрос не решишь, надо этот гормональный взрыв пережить. К тому же что лежит в основе моего возмущения? Если разобраться, то это просто неловкость перед социумом. Но давить на дочь ради собственного спокойствия — преступление.


Когда же Лиза прилетела в Москву, мне все же пришлось сказать: «Если можно, губы не крась, потому что наш зритель этого не поймет. Так у нас красятся лишь девочки легкого поведения». Она ответила: «О’кей, мам, не вопрос». Сейчас история с боевым раскрасом, слава Богу, закончилась. Ей по-прежнему нравится агрессивный рок-стиль, но она практически не использует мейк-ап. И от жуткого свекольного оттенка волос мы тоже ушли. К счастью, мне удалось Лизу уболтать: «Давай попробуем изменить цвет волос. Не понравится — не надо: на нет и суда нет». Мой парикмахер Диана как-то нашла с ней общий язык, и, к моему удивлению, Лиза легко согласилась перейти на мягкий натуральный цвет. Хотя до этого звучало категорическое нет.

— А папа дочке что говорил?

Анжелика: Папа негодовал из-за того, что она губила свои шикарные кудрявые светлые волосы. От папы ей хочется слышать только хорошее — исключительно восторженное «вау».

Леонид: У Лизы замечательный вкус, но она, как любой человек, находящийся в поиске, иногда заблуждается. Когда носила красные волосы, ей казалось, что это такой рок-н-ролл. Я понимал, что она хочет сказать, но со стороны видел: никакой фишки в облике нет — просто некрасиво. Она портила волосы и неважно выглядела, больше ничего. Пришлось бороться. Говорил так: «Красься не красься, но пока ты не начнешь круто играть на гитаре, ничто не поможет выделиться из толпы. И хоть ты меня убей, но светлый натуральный цвет тебе идет, а этот — нет!»

Такое вот отцовское занудство, но что поделать, не всегда же конфетки дарить. Она в ответ: «Ну это понятно, пап». Обижалась, наверное, но кто ей скажет правду, кроме меня?

Анжелика: У Лизы мой характер, так что никакой критики в ее адрес быть не может. Леня понял это не сразу. Лизу я всегда старалась поддерживать, находить в ее экспериментах что-то позитивное. Она хорошо рисует и талантливо делала себе макияж smoky eyes. «Лиза, супер! Глаза сегодня красивые», — подавляя свой протест, говорила я. В конце концов, самое главное — избежать серьезных вредных привычек.

— Для России эта тема крайне злободневная. Анжелика, вы совсем не переносите алкоголь. И как же реагируете, если муж выпивает?

Анжелика: Когда мы познакомились, Леня уже был состоявшимся мужчиной со своими вредными и полезными привычками, а не 15-летним мальчиком.

Пока мужчина свое море не выпьет, его не остановить. Все само должно сойти на нет. Но мы решили этот вопрос. Леня, когда ему хочется покутить, едет на студию в Тверь, где устраивает с музыкантами сейшены. Ленька не умеет гулять мало, у него же э-ге-гей — на два-три дня. Возвращается домой, конечно, полчеловека. (Смеется.) Я его реанимирую, и дальше это опять мой любимый муж.

Но если возникают какие-то стихийные штуки: дни рождения друзей, свадьбы, то я предпочитаю держать с ним дистанцию — в компаниях, где выпивают, практически не бываю.

Анжелика: Да, все разговоры только об этом. Я даже ревную немного, потому что обычно речь дома идет о совместных творческих планах.

Конечно, этот проект совершенно потрясающий, восхитительный. Но второй сезон я решила смотреть в Интернете, когда уже станет известен победитель. Чтобы без нервов, спокойно насладиться зрелищем. Я так «наболелась» в первом сезоне! По натуре я очень азартна. Помню, когда Лене пришлось расстаться с Артемом Качаряном, рыдала 40 минут.

— Леонид рассказывал, что вы ему поставили условие: выгонит из проекта участницу Анну Ризман по прозвищу Помпон — домой не пустите. Но Анна — яркая, харизматичная девушка — была все же изгнана… Так пустили мужа домой?

— Вот, кстати, после Помпона я Леньке и сказала, что борщом кормлю по-прежнему, но проект пока не смот­рю. Если бы он назывался «Харизма», то были бы другие финалисты. Все же помнят нашумевшую историю с Севарой. Леню тогда заклевали.

— Леонид, а Севару зачем убрали?

Леонид: Одно вам скажу: артисту что надо? Быть популярным. Правильно? Севара — самый популярный человек на проекте. Теперь думайте, что я сделал не так. По-моему, все так.

Леонид: Среди знакомых идиотов нет, слава Богу. Иногда девушки пишут в «Фейсбуке»: «Хочу участвовать в «Голосе». Я отвечаю: «Участвуйте». У меня в команде была Элина Чага, и я ее фотографию с микрофоном случайно увидел в «Фейсбуке» и подумал про себя: любопытно, она певица или просто под караоке поет? Хорошо бы, если певица — она такая интересная. Через две недели на прослушивании поворачиваюсь и вижу, что это она. Я сильно удивился.

— Почему вы свою бэк-вокалистку Ангелину Сергееву не узнали по голосу?

Леонид: Я же никогда не слышал, как она поет сольно. Тем более что у меня она пела испанские и кубинские песни, а тут вышла с советской. Я подозреваю, что она просто хотела попасть к Градскому и точно выбрала песню, на которую я сто процентов не повернусь, а Градс­кий среагирует. Расчет верный.

— Анжелика, вы бы согласились, если бы вас позвали, стать наставником «Голоса»?

Анжелика: Думаю, нет. Я смогла бы создать яркую команду, но мне не хватило бы самообладания — я сердцем переживаю за все, что происходит. Недавно снялась в четырех программах «Модного приговора», и ни разу мне не удавалось удержаться в рамках формата и остаться в роли прекраснодушного защитника.

— От Надежды Бабкиной женщинам тоже достается. Так даже интереснее смотреть.

Анжелика: Бабкина всегда позитивно настроена, а мне бывает трудно скрыть возмущение. У меня, например, сложное отношение к женщинам-жертвам. Не могу понять, как можно десятилетиями жить в статусе нелюбимой женщины, терпеть издевательства и унижения нелюбимого мужа.

— Может, дело в квадратных метрах или в деньгах?

Анжелика: Жертвовать своим здоровьем и самоуважением ради каких-то метров — идиотизм. Можно пойти работать, снять комнату, быть независимой и получать от жизни удовольствие. Одним словом, на «Приговоре» я не сдержалась, вышла из имиджа, не знаю, что из этого получится в эфире. Понимаю, что так эмоционально реагировать нелепо, но взрывной характер мне иногда мешает.

— Со стороны и не скажешь… Вы кажетесь такой умиротворенной.

Анжелика: Очень забавно, когда меня воспринимают этакой спокойной кошечкой. Значит, годы работы над собой оказались не напрасны. Я десять лет честно отрабатывала этот полусонный флегматичный образ!

— Зачем? Чтобы выигрышнее смотреться в паре с мужем?

Анжелика: Я интуитивно чувствовала, что Ленька уставал от моего лидерства.

— И когда оно закончилось?

Анжелика: Оно не закончилось — я его маскирую. Когда у нас начинались размолвки, я уходила к себе и разбирала ситуацию. И каждый раз понимала, что с таким персонажем, как я, трудно жить. Спорить и настаивать на своем я, конечно, не перестала, но градус стал ниже.

— Так вот секрет вашего прочного союза! В этом году вы отметили 13 лет со дня свадьбы.

Анжелика: Все наши даты лучше помнит Леня. Я знаю лишь то, что вместе мы уже 17 лет, а поженились, когда Лизе был год.

— Почему не раньше?

Анжелика: Я замуж вообще не хотела. И Леню в качестве мужа не рассматривала. Когда поняла, что жду ребенка, Леня сказал: «Будем жениться. Что, мой ребенок будет расти без отца? Нет, так не годится». Я долго упиралась, и вдруг Леня на эту тему замолчал. Меня это даже задело. «Лень, а почему про свадьбу ничего не говоришь?» — спрашиваю. Он отвечает: «Жду». Тогда я согласилась: «Ну ладно, давай».

— Вас наградили орденами «Служение искусству» первой степени с формулировкой: «За крепость союза, пропагандирующего семейные ценности». Если семейное счастье замесить как тесто, без каких ингредиентов не обойтись?

Анжелика: Про ордена очень трогательно! Надо было прочесть формулировку, прежде чем их получать. Если я начну говорить про семейное счастье, получится банально. И тем не менее во главе угла стоит дружба. Не любовь, не страсть, а именно дружба. И вот уже внутри нее все остальное: и взаимопонимание, и умение прощать.

— Леонид, а что для вас важно в союзе?



Леонид:
Каждый находит то, что ищет. Бывает так, что мужчина влюбляется в женщину, ему нравится в ней все: фигура, волосы, глаза, манера разговаривать, запах. Но когда страсть заканчивается, ему уже чего-то не хватает, не хочется идти домой, жить с этой женщиной. И он понимает, что надо было не вить с ней гнездо, а просто встречаться в гостинице. Мне лично в нашем с Маней доме очень уютно. Я ощущаю себя как младенец в теплой воде. Мы давно уже как брат с сестрой, родные и близкие люди, единый организм. Но при этом мы еще и любовники. Так хорошо лечь вечером на диван, сплестись хвостами, посмотреть кино…

Так, чтобы серьезно, когда не разговариваешь сутками, мы ругались два раза в жизни. По мелочи не считается. Почему-то ярко помню все те ситуации, когда жена отвоевывала свои права, меняла меня и правила нашей жизни. Говорила: «Так дальше нельзя, уже предел, мне тяжело». Вопрос при этом не ставился ребром — например, либо твои друзья, либо я или еще какие-то глупости. Но она могла так сказать, что я понимал: она действительно не может больше все это выносить. И так называемых друзей, и огромное количество работы, за которую я хватался, и пристрастия… Но эта женщина для меня — все! Значит, чувак, надо меняться. В ответ я, естественно, как любой мужчина, сопротивлялся: типа степные волки просто так не отдают свою территорию. (Смеется.)

— Как выглядят ваши ссоры?

Анжелика: Ссор нет. Демонстративные обиды — да. Молчать, дуться.

— Для чего? Чтобы человек почувствовал раскаяние?

Анжелика: Конечно. А для чего же еще? В основном так делаю я. Ленька реже. Он лучше покричит. Но я же всегда права. И тогда он устает обижаться, подходит: ладно, давай поговорим. Мы садимся и объясняем друг другу, почему обиделись. Это очень полезно, в молчании мы отдыхаем друг от друга, а в разговоре выясняем, что вместе быть уютнее, чем врозь.

Если говорить о ссорах по мелочам, то каждая наша съемка заканчивается пылким выяснением отношений. (Смеется.) Леня пытается надеть свои любимые джинсы и как-то себя повеселить, но моя настойчивость ему мешает. Я очень довольна, что удалось вытянуть его из «казаков» и ярких рубашек и переодеть в костюмы более традиционные. Хотя он поднывает, считает, что стал похож на клерка.



Леонид:
В «казаках» я ходил всегда — летом, зимой, как настоящий ковбой. Они удобные! Но Маня говорит: «Это невозможно — ты выглядишь питекантропом». Вообще-то на съемки я всегда сам собираюсь, но иногда на свою голову спрашиваю: «Как тебе?» Если не спросить, жена промолчит. Но раз уж задал вопрос, терпи жуткий дурацкий раз­говор: «Если честно, вот это с этим не сочетается». А меня такие слова злят, и медленно раскручивается конфликт. «Если хочешь, я вообще не буду ничего говорить, ты же сам спрашиваешь», — обижается жена. Но даже если она права, я должен на всякий случай поскандалить, потому что оскорблено мое достоинство. Как же так? Я что, лошок какой-то? Я, между прочим, одно время был эталоном стиля, вся страна одевалась так, как я: клеши, яркие рубашки. Я был одним из тех, кто в свое время вернул в моду стиль хиппи. Очень многие вещи я делал без подсказки. Не сказать, что у меня дурной вкус.

Вообще, знаете, в моей жизни не было человека с таким же влиянием, как моя жена. Ни школьный завуч, ни мама, ни начальник погранзаставы — никто не мог со мной справиться. Маня — единственный человек на земле, кто имеет такую силу.

— Кризисы семейной жизни проявляются в том, что супруги ощущают отчуждение, хотя и продолжают любить друг друга. С вами такое бывает?

Анжелика: Отчуждение — нет. В первую очередь потому, что мы в одном деле и дружим.

В тяжелые моменты нас всегда спасала работа. Поссорился или нет, но все равно надо выходить на сцену и петь дуэтом, глаза в глаза…

Когда в нашей жизни случился эпизод Юрмалы (Леня называет его «мое самое популярное видео») — вы, наверное, знаете, о чем я говорю, — я месяц отказывалась исполнять дуэтные песни. Это был один из самых серьезных кризисов. На сцену мы вместе не выходили, хотя работали общие концерты.

— В своем интервью на эту тему Леонид сказал, что после случившегося вы очень эмоционально высказались, уехали к маме…



Анжелика:
Пусть думает, что к маме. (Смеется.) Эмоционально я, конечно, высказалась, но вполне деликатно. Не было криков, никаких оскорблений и бабских истерик. Лишь страх, что это конец. Я не понимала, что делать: и остаться не могу — самолюбие не позволяет, и семьи лишиться тоже. Взяла паузу, чтобы разобраться, чего хочу и как мне с этим жить. Но, несмотря на сильную обиду, быстро пришла в себя. Поговорила и с мамой, и с папой. Мы очень близки с родителями. И все эти разговоры очень помогли. Мама сказала: «Да успокойся, о чем ты говоришь, чего только не бывает!» И папа тоже: «Ну Маруся, ты из чего трагедию делаешь? Человек был пьян и сам оказался в ужасе от публичности скандала. Леня интеллигентный человек…»

И я поняла, что история, в которой самолюбие побеждает здравый смысл, не моя. Я самостоятельный и независимый человек. И всегда строила свою жизнь так, чтобы ничего не бояться. Для меня страх равен смерти.

— Анжелика, в трудных жизненных ситуациях вы часто обращаетесь к помощи родителей?

Анжелика: Нет, этот эпизод был исключением. Я боец по натуре. Как правило, мне не нужны советы, я привыкла разбираться во всех своих делах сама. И пока не было такой ситуации, которая загнала бы меня в тупик и состояние отчаяния.

— Интересно, какое желание вы загадаете под бой курантов?

Анжелика: Из года в год у нас набор одинаковых желаний, и все они касаются семьи. Пишем на бумажке, сжигаем, топим пепел в шампанском и выпиваем. Просим нематериальное: зачем лишний раз беспокоить фортуну? Просим, чтобы родные были здоровы и счастливы и оставались рядом с нами. Ничего в своей жизни мы не хотим менять.

Интервью музыканта Леонида Агутина видеоблогеру Юрию Дудю наделало много шума. Артист так и сыпал откровениями – рассказывал, как после адской попойки подрался в американском стриптиз-клубе, вспоминал о секс-игрищах с женой. "Я решил, что нужно поэкспериментировать в ванной, и чуть свою жену не утопил. Вот это было смешно. Еле откачал, правда. Есть что вспомнить", – например, признался артист. Словом, интервью вызвало большой резонанс. А как сам певец его оценивает?

ПО ТЕМЕ

"Очень популярный в интернете и, что уж там говорить, талантливый молодой журналист, – поделился впечатлением от встречи Леонид. – Уже знаковая фигура нынешнего времени. Пошел не совсем на свое поле. Я не диссидент, не рок, не рэп и не отчаянный матерщинник. В общем, ничего во мне честного. Признаюсь: согласился из-за того, что передача очень популярна. Конечно же, не обошлось без провокаций, скользких тем и политических вопросов, обсуждать которые я ненавижу. Как следствие, получил кучу негатива, хотя сам Юра – человек вежливый и воспитанный. Просто для всех хорошим быть невозможно".

"Если уж быть совсем честным, очень хотелось посмотреть, как это бывает. Разок почувствовать это на себе, когда за сутки передачу с твоим участием сморят 3000 000 человек и ставят 70 000 лайков. Правда, еще и 10 000 дизлайков. Но ведь и эти люди получили удовольствие. Потому что не любить, раздражаться и считать себя умнее – это тоже эмоция. Главное, что я такого должен был спеть, чтобы в YouTube меня столько народу за сутки посмотрело?! Нет у меня таких эпатажных песен", – резюмировал артист.


Top