Картина «Утро в сосновом бору»: описание и история создания. Мишки раздора, или как поссорились шишкин с савицким Смысл названия картины утро в сосновом лесу

Наверное, едва ли не самой знаменитой картиной русского художника-живописца является «Утро в сосновом лесу». Эта картина известна и любима многим с детства по обертке не менее любимых шоколадных конфет «Мишка косолапый». С популярностью этого произведения живописи могут поспорить лишь немногие картины русских художников.

Замысел картины в свое время был подсказан живописцу Шишкину художником Константином Савицким, который выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медведей. В результате животные получились у Савицкого настолько удачно, что он расписался на картине вместе с Шишкиным. Но, когда картину приобрел Павел Михайлович Третьяков, он снял подпись Савицкого, и авторство осталось только лишь за Шишкиным. Третьяков посчитал, что всё в картине говорит о манере живописи и творческом методе, свойственных именно Шишкину.

На полотне изображена дремучая чаща соснового леса с упавшим сломленным деревом на краю оврага. Левая часть картины еще сохраняет полумрак холодной ночи дремучего бора. Мох покрывает вырванные корни дерева и упавшие сломленные ветки. Мягкая зеленая трава создает ощущение уюта и спокойствия. Но лучи восходящего солнца уже позолотили верхушки вековых сосен и заставили светиться утреннюю дымку. И хотя солнце пока еще не в состоянии развеять полностью этот ночной туман, скрывающий от взора зрителя всю глубину соснового бора, медвежата уже играют на сломанном стволе упавшей сосны, а медведица-мать их стережет. Один из медвежат, забравшись по стволу ближе к оврагу, встал на задние лапы и с любопытством оглядывается вдаль на свет дымки от восходящего солнца.

Мы видим не просто монументальное полотно о величии и красоте русской природы. Перед нами не только глухой дремучий замерший лес с его глубинной силой, а живая картина природы. Солнечный свет, пробивающийся сквозь дымку и колонны высоких деревьев, дает почувствовать глубину оврага за упавшей сосной, мощь вековых деревьев. Свет утреннего солнца еще как бы робко заглядывает в этот сосновый лес. Но уже чувствуют приближение солнечного утра животные — резвящиеся медвежата и их мать. Картина наполнена движением и жизнью благодаря не только этим четырем медведям, любящим уединение в бору, но и точно изображенному живописцем переходному моменту пробуждающегося раннего солнечного утра после холодной ночи. Расплывается умиротворённая улыбка леса: день будет солнечный. Зрителю начинает казаться, что уже и птицы заголосили свои утренние песни. Начинающийся новый день обещает свет и спокойствие!


Иван Шишкин прославил не только свой родной город (Елабугу) на всю страну, но и всю громадную территорию России на весь мир. Самой известной его картиной считается «Утро в сосновом лесу». Чем она так знаменита и почему считается практически эталоном живописи? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Шишкин и пейзажи

Иван Шишкин - известный художник-пейзажист. Его уникальный стиль работы берет свои истоки из Дюссельдорфской школы рисования. Но, в отличие от большинства коллег, художник пропустил основные приемы через себя, что позволило создать уникальный, не присущий никому другому стиль. Шишкин восторгался природой всю свою жизнь, она его вдохновляла на создание многочисленных шедевров из миллиона красок и оттенков. Художник всегда пытался изобразить флору такой, какой ее видит, без разных преувеличений и украшений.


Он старался выбирать пейзажи, нетронутые рукой человека. Девственные, как леса тайги. Картины Шишкина сочетают в себе реализм вместе с поэтическим взглядом на природу. Иван Иванович видел поэзию в игре света и тени, в могуществе Матушки-Земли, в хрупкости одной елочки, стоящей на ветру.

Многогранность художника

Сложно представить такого гениального художника главой города или же школьным учителем. Но Шишкин совмещал в себе множество талантов. Выходец из семьи купца, он должен был пойти по стопам родителя. К тому же добрый нрав Шишкина быстро располагал к нему людей во всем городе. Он был избран на пост управляющего и помогал развивать родную Елабугу, как мог. Естественно, это проявлялось и в написании картин. Перу Шишкина принадлежит «История города Елабуга».

Иван Иванович успевал и рисовать картины, и участвовать в увлекательных археологических раскопках. Некоторое время он жил за границей, и даже стал академиком в Дюссельдорфе.

Шишкин был активным членом общества передвижников, где встречался с другими прославленными российскими художниками. Его считали настоящим авторитетом среди остальных живописцев. Стиль мэтра пытались наследовать, а картины вдохновляли как литераторов, так и живописцев.

После себя он оставил память из многочисленных пейзажей, ставших украшениями музеев и частных коллекций по всему земному шару.

После Шишкина мало кому удавалось так реалистично и так красиво изобразить всю многогранность природы России. Что бы ни случалось в личной жизни художника, он не давал своим бедам отражаться на полотнах.



Предыстория

Художник с огромным трепетом относился к лесной природе, она буквально пленила его своим бесчисленным количеством красок, разнообразием оттенков, лучами солнца, пробивавшимися сквозь густые сосновые ветви.

Картина «Утро в сосновом бору» стала воплощением этой любви Шишкина к лесу. Она очень быстро обрела популярность, и вскоре уже использовалась в поп-культуре, на марках, и даже на фантиках конфет. По сей день ее бережно хранят в Третьяковской галерее.



Описание: «Утро в сосновом бору»

Иван Шишкин сумел поймать один миг из целой лесной жизни. Он передал при помощи рисунка момент начала дня, когда солнце только начало вставать. Удивительный миг зарождения новой жизни. Картина «Утро в сосновом бору» изображает пробуждающийся лес и еще сонных медвежат, которые выбираются из укромного жилища.

В этой картине, как и во многих других, художник хотел подчеркнуть необъятность природы. Для этого он срезал верхушки сосен вверху полотна.

Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что у дерева, на котором резвятся медвежата, вырваны корни. Шишкин как будто бы подчеркнул, что этот лес настолько нелюдимый и глухой, что в нем могут обитать только звери, а деревья падают сами, от старости.

На утро в сосновом бору Шишкин указал при помощи тумана, который мы видим между деревьями. Благодаря этому художественному ходу становится очевидным время суток.


Соавторство

Шишкин был отличным пейзажистом, но редко брался за изображения зверей на своих работах. Картина «Утро в сосновом бору» не стала исключением. Он создавал пейзаж, а вот четверых медвежат нарисовал другой художник, специалист по зверям, Константин Савицкий. Говорят, что именно он подсказал саму идею для этой картины. Рисуя утро в сосновом бору, Шишкин взял Савицкого соавтором, и картина изначально была подписана ими двумя. Однако, после того как полотно было передано в галерею, Третьяков посчитал работу Шишкина более обширной и стер имя второго художника.

История

Шишкин и Савицкий отправились на природу. Так началась история. Утро в сосновом бору показалось им настолько прекрасным, что его нельзя было не увековечить на холсте. Для поиска прототипа они поехали на остров Гордомля, что стоит на озере Селигер. Там нашли этот пейзаж и новое вдохновение для картины.

Остров, весь покрытый лесами, хранил в себе остатки девственной природы. На протяжении многих веков он стоял нетронутым. Такое не могло оставить безразличным художников.



Претензии

Картина появилась на свет в 1889 году. Хоть изначально Савицкий и ставил в претензию Третьякову то, что он стер его имя, но вскоре передумал и отказался от этого шедевра в пользу Шишкина.

Павел Третьяков обосновал свое решение тем, что стиль картины полностью соответствует тому, что делал Иван Иванович, и даже эскизы медведей первоначально принадлежали именно ему.

Факты и заблуждения

Как и любое известное полотно, картина «Утро в сосновом бору» вызывает к себе огромный интерес. Следовательно, у нее появляется ряд интерпретаций, она упоминается в литературе и в кино. Про этот шедевр говорят как в высшем обществе, так и на улицах.



Со временем некоторые факты были изменены, и всеобщие заблуждения плотно укоренились в обществе:

*Одной из распространенных ошибок является мнение, что «Утро в сосновом бору» Васнецов создавал вместе с Шишкиным. Виктор Михайлович, безусловно, был знаком с Иваном Ивановичем, поскольку они вместе состояли в клубе передвижников. Тем не менее, Васнецов никак не мог быть автором такого пейзажа. Если обратить внимание на его стиль, он совсем не похож на Шишкина, они принадлежат к разным художественным школам. Эти имена все же упоминаются вместе время от времени. Васнецов - это не тот художник. «Утро в сосновом бору», без всяких сомнений, нарисовал Шишкин.

*Название картины звучит как «Утро в сосновом лесу». Бор - это просто второе название, которое, по-видимому, показалось людям более подходящим и загадочным.

*Неофициально некоторые россияне до сих пор называют картину «Три медведя», что является грубой ошибкой. Животных на картине не три, а четыре. Вполне вероятно, что полотно стали так называть из-за популярных в советское время конфет под названием «Мишка косолапый». На фантике была изображена репродукция Шишкина «Утро в сосновом лесу». В народе конфете дали название «Три медведя».

*Картина имеет свою «первую версию». Шишкин нарисовал еще одно полотно той же тематики. Назвал он его «Туман в сосновом лесу». Об этой картине знают немногие. Ее редко вспоминают. Полотна нет на территории Российской Федерации. По сей день оно хранится в частной коллекции в Польше.

*Изначально на картине было всего лишь два медвежонка. Позже Шишкин решил, что на изображении должны присутствовать четыре косолапых. Благодаря добавлению еще двух медведей у картины поменялся жанр. Она стала находиться на «пограничье», поскольку появились некоторые элементы игровой сцены на пейзаже.

На картине известного художника И. И. Шишкина изображено ранее утро в лесу. Сосновый лес пробуждается ото сна, солнышко еще не совсем вышло и не успело прогреть полянку. Высокие зеленые сосны окутывает густой туман.

Медведица с тремя бурыми медвежатами уже проснулись и вышли порезвиться на лесную полянку. Косолапые медвежата, совсем еще маленькие, забрались на огромное поваленное дерево. Оно вывернуто из земли с корнем, видимо после недавно прошедшего урагана.

Один, самый проворный медвежонок, взобрался на самую верхушку сломанного ствола. Он наблюдает за вторым медвежонком, который уселся на середине ствола и смотрит на медведицу. Третий, видимо самый маленький из них, стоит на другой сломанной части могучего дерева, взгляд его устремлен вглубь леса.

Большая, бурая медведица внимательно следит за озорными медвежатами. Она знает, что лес таит в себе много опасностей и готова в любой момент защитить своих детей.

Когда смотришь на картину как будто бы погружаешься в нее. Ощущаешь прохладное дыхание зеленого леса, слышишь лесные шорохи и звуки, которые издают животные, птицы и насекомые.

Живым и достаточно реалистичным получился сюжет картины. Дикая природа восхищает, а забавные, маленькие медвежата умиляют и вызывают желание оказаться на полянке и поиграть вместе с ними.

Сочинение по картине Утро в сосновом лесу Шишкина

Передо мной творение кисти И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» (иногда называют "Утро в сосновом бору"). Это полотно можно назвать поистине самым известнейшим шедевром, ведь каждый, и ребенок, и взрослый, без сомнения знает эту прекрасную картину.

Художник с небывалым трепетом, заботой и нежностью мастерски прописал каждую иголочку могучих сосен, каждый корешок и веточку. Вдохновленный могуществом и величием природы он вдохнул в свое творение небывалую реалистичность и волшебство обыкновенного лесного утра.

Картина изображает утренние часы в сосновой чаще. Природа только пробуждается после прохладной ночи, на траве и деревьях выпала холодная роса, воздух чист и свеж. Воздух еще холоден, но вот-вот прогреется, и по всему лесу разнесется запах прелой травы и сосновой хвои. Наверняка день выдастся жарким, и потому это прохладное утро по-настоящему чудесно.

В угрюмом лесу тишина, лишь изредка крик ранней пташки прорежет глушь.

Великаны-сосны, величаво стремящиеся в небо, приветствуют первые солнечные лучи, скользящие по верхушкам деревьев, своими кустистыми ветвями. Восход – это пробуждение и начало нового дня. И вся природа с нетерпением ждет его прихода.

Теплые золотистые и желтые оттенки завораживают, ярко контрастируя с темной палитрой угрюмого леса, из-за чего создается образ загадочного таинственного бора, словно сошедшего со страниц русских народных сказок. Приглушенные спокойные тона не раздражают глаз, а наоборот услаждают взор.
В центре картины изображены главные герои, без которых полотно потеряло бы свое очарование.
Медведица и трое её бравых медвежат, проснувшись с первыми лучами солнца, уже вовсю хозяйничают в лесу, рыщут в поисках пищи.

Озорные малыши затеяли игру – скачут и лазят по поваленной стволу сосны, словно играют в салочки. Выглядят пушистые зверята совсем беззащитно, но под присмотром своей бдительной матери, они в безопасности. Огромные поваленные деревья, словно повергнутые в бою богатыри, лежат высоко вздыбив свои корявые толстые корни, всем своим видом показывая былую силу и мощь.

Бурая родительница недовольно ворчит, пытаясь усмирить непослушную детвору, но шустрые маленькие хулиганы не принимают сердитых рыков матери всерьез.

Смотря на картину, будто вдыхаешь аромат леса, его сосновую свежесть, чувствуешь лесную тенистую прохладу, слышишь шорох ветерка, треск сучьев под сильным звериными лапами.

Вместе с вдохновленным творцом, проникшись красотой русской природы, зритель невольно затаит дыхание, пораженный глубоким таинством жизни и радости, который излучает пейзаж.

Задают это сочинение во 2, 5, 3, 7 классе.

Сочинение «Утро в сосновом бору» по картине Шишкина 5 класс

Наверное, с детства знакома картина Шишкина «Утро в сосновом лесу». Даже если не интересуешься искусством глубоко, то с этой картиной практически все знакомы, благодаря изображению ее на конфете. Медведица с тремя медвежатами на фоне соснового бора.

Замысел Шишкину подсказал его друг, тоже художник. И он даже приложил руку, дополнив пейзаж медведями. Они настолько удачно получились, что художники оба расписались на картине. Однако, Третьяков, который приобрел в дальнейшем эту картину, оставил подпись только Шишкина, вторую подпись замазал. Считая, что основная манера написания все же ближе по духу к Шишкину.

И, действительно, Шишкин очень точно передал общую атмосферу просыпающего леса. Мы можем наблюдать лучи встающего утреннего солнца, которое только касается верхушек деревьев. В глубине картины лес окутан утренним туманом. И его легкостью и воздушностью наблюдателю передается свежесть, которая обычно еще стоит в это время суток.

На переднем плане находится целое медвежье семейство. Медведица и трое маленьких медвежат, которые резвятся на большом поваленном дереве. Можно предположить, что они только вылезли из берлоги после ночного сна. Еще не такие игривые спросонья, но мать не дремлет и следит за округой и своими питомцами, немного порыкивая на нерадивых отпрысков.

Картина очень позитивная и своим мотивом, и красками. Художник очень точно передал атмосферу просыпающей природы.

2 класс, 5 класс.

  • Сочинение Описание Картины Александр Невский Корина

    Перед нами представлена картина художника Павла Корина под названием Александр Невский На картине изображён князь Александр Невский. Он оставил большой след в истории средневековой Руси

  • Сочинение по картине Маковского В.Е. Рыбак. Финляндия (описание)

    На картине Владимира Егоровича Маковского изображен летний день, два человека в лодке рыбачат. Один из них еще совсем маленький, второй старше, похож на дедушку. Они наслаждаются природой


Жанровая живопись во все эпохи считалась самым ярким отображением жизни людей и окружающей их действительности. Поэтому всегда был так чрезмерно велик интерес зрителей к этому виду изобразительного искусства. И сегодня хотелось бы показать читателям великолепную галерею сюжетных картин известного русского художника-передвижника Константина Савицкого , подарившего потомкам частичку истории России 19 века. А еще рассказать об легендарной истории соавторства с Иваном Шишкиным, которое собственноручно аннулировал Павел Третьяков.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219414246.jpg" alt="«Утро в сосновом лесу». Совместная работа Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Третьяковская галерея." title="«Утро в сосновом лесу». Совместная работа Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Третьяковская галерея." border="0" vspace="5">


И, вспоминая об этом талантливом мастере, нельзя не упомянуть об одной щекотливой истории из его жизни. Многие знают, что именно Савицкий является автором знаменитых мишек, изображенных на полотне Шишкина «Утро в сосновом лесу». Изначально даже в углу холста стояло два автографа - Шишкина и Савицкого. Однако фамилию второго автора собственноручно стер Павел Третьяков, купивший «Утро» для своей галереи.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219417441.jpg" alt="Охотник.

А казус с удалением второго автографа произошел скорее всего по причине того, что при покупке картины Третьяков видел лишь подпись Шишкина, Савицкий же расписался чуть позже. Поэтому, когда картина была доставлена в галерею, возмущенный меценат приказал принести скипидару и собственноручно стёр вторую подпись. Этот поступок Третьякова никак не отразился на дружбе двух художников. Иван Шишкин тогда отдал четвертую часть гонорара, то есть сумму в тысячу рублей Савицкому за соавторство.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219416499.jpg" alt="Тёмные люди.

В тот тяжелый период жизни друга Иван Иванович сделал запись в своем дневнике, отмечая, что провидение заставляет художника страдать, воспитывая в нём Божий дар. И это было действительно так. В жизни Константину Аполлоновичу не раз пришлось испытать горечь утрат, но его всегда спасало любимое дело.

Несколько страниц из биографии художника

Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905) был человеком исключительного ума и таланта, гениальным русским жанровым живописцем-реалистом, академиком, членом Товарищества передвижных художественных выставок, первым директором Пензенской художественной школы. Ему довелось жить и творить в эпоху политических и социальных передряг, что напрямую отразилось в его произведениях.

Сильные, запоминающиеся образы простых людей из народа – крестьян, рабочих и солдат стали главными героями его произведений.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219417709.jpg" alt="«Панихида в 9-й день на кладбище». (1885 год). Автор: К.А.Савицкий." title="«Панихида в 9-й день на кладбище». (1885 год).

К тому времени Константин уже определенно мечтал о петербургской Академии художеств, и через три года он покидает пансион и поступает вольнослушателем в класс исторической живописи. Однако был вынужден уйти практически сразу же после поступления. Сказалась недостаточная подготовка даровитого юноши, стремившегося стать настоящим живописцем.

Два года упорной самостоятельной подготовки и Савицкий снова студент Академии. Теперь уже талантливый молодой художник успешно осваивает академический курс и очень скоро становится одним из лучших учеников академии, получив за конкурсные работы шесть серебряных и одну золотую медаль.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219417940.jpg" alt="«На войну». (1888 год).

Вернувшись в 1883 году в Петербург, Савицкий начинает преподавательскую деятельность в училище технического рисования в Петербурге, затем в Московском училище, и, наконец, перебирается в Пензу, где становится первым директором картиной галереи и городской художественной школы. И нужно отметить, что на этой должности живописец проявил себя весьма профессиональным управленцем. Константин Аполлонович лично разработал учебную программу для своих учеников, которые в результате обучения получали великолепную подготовку, позволявшую лучшим выпускникам школы быть зачисленными в Академию художеств без вступительных экзаменов.

«Утро в сосновом лесу» - картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один Шишкин.

Картина пользуется популярностью благодаря композиционному включению в пейзажное полотно элементов анималистической сюжетности. Картина детально передает состояние природы, увиденное художником на острове Городомля. Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны высоких деревьев. Чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев, солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата.

Предположительно, замысел картины был подсказан Шишкину Савицким, который позже выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат (по эскизам Шишкина). Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах (например, в Государственном Русском музее хранятся семь вариантов карандашных набросков Шишкина). Животные получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. Сам Савицкий сообщил родным: «Картина продана за 4 тысячи, и я участник в 4-ю долю».

Приобретя картину, Третьяков снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным, ведь в картине, говорил Третьяков, «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».

В описи галереи изначально (при жизни художников Шишкина и Савицкого) картина значилась под названием «Медвежье семейство в лесу» (и без указания фамилии Савицкого).

Русский прозаик и публицист В. М. Михеев в 1894 году написал такие слова:
Уйдите взглядом в этот седой туман лесной дали, в «Медвежье семейство в лесу»… и вы поймете, с каким знатоком леса, с каким сильным объективным художником имеете дело. И если цельности вашего впечатления помешает что-нибудь в его картинах, то никак не деталь леса, а, например, фигуры медведей, трактовка которых заставляет желать многого и немало портит общую картину, где поместил их художник. Очевидно, мастер - специалист леса далеко не так силен в изображении животных.

Репродукции «Утра в сосновом лесу» широко тиражировались в СССР. Впрочем это началось ещё до революции, в частности уже с XIX века репродукция воспроизводится на обёртке шоколадных конфет «Мишка косолапый». Благодаря чему картина хорошо известна в народе, нередко - под названием «Три медведя» (хотя мишек на картине - четверо). Из-за такой конфетно-обёрточной растиражированности картина стала восприниматься на советском и постсоветском культурном пространстве как элемент китча.


Top