Распространенная путаница касательно арабов и мусульман. Какие деньги в арабских эмиратах

Арабы считают, что их родиной является «Остров арабов». Историки полагают, что это вовсе не случайно, ведь древние арабы изначально жили в окружении двух морей и заливов. Непосредственная близость с сирийской пустыней способствовала изоляция. В итоге Аравийский полуостров действительно мог представляться как отделенная от остального мира территория. Долгое время арабские племена были разрознены и жили раздельно. Сложные климатические условия и необходимость совместного проживания для защиты от невзгод помогли арабам обрести единство самосознания. Сейчас к арабскому народу относится большая группа населения, проживающая во многих регионах мира, в том числе Восточной Африке.

История

Объединение арабских племен происходило в 3–2 тысячелетиях до н.э. Историки называют существовавшие тогда племена семитскими, которые стали арабским народом. Арабизация коснулась финикийцев, ливийцев, египтян и прочих народностей.
Первые государства арабского происхождения появились в 6–5 веках до н.э. К ним относятся Сабейское, Минейское, Набатейское и другие.
Историки часто расходятся во мнении, в каком году именно произошло закрепление формирования арабской народности. Предположительно, это период 4–6 вв. н.э.
Города активно развивались, налаживались торговые отношения с кочевниками. Одновременно наблюдалось развитие торговли с Сирией, Эфиопией, Ираном. В Северной Аравии регулярно проводились состязания поэтов. Именно в них можно проследить становление арабского самосознания и национального патриотизма. Важной предпосылкой к объединению племен стало формирование двух главных языков (северо-арабский и южно-арабский).

Культура

Арабской культуре приписывают большое влияние на мир. Примерно в 4 веке нашей эры у арабов уже была сформирована письменность. Арабский халифат объединил множество государств, бурное развитие получили точные и прикладные науки. Особенно арабов интересовала астрономия. Они одними из первых определили размер земного шара, успехами арабов в математике восхищалась Западная Европа. Тригонометрические уравнения появились на рубеже 9–10 веков.
Даже сегодня престиж арабов - это ученые и врачи. С давних времен их увлекала медицина теоретического порядка и врачевание.
Одним из основоположников офтальмологии как дисциплины стал Ар-Рази, который в 10 веке нашей эры активно развивал геометрическую оптику.
Культурное богатство арабов не ограничивается наукой. Архитектурные шедевры известны во всем мире. Среди них мечети, минареты, дворцы. Эти типы зданий считаются уникальными, в том числе благодаря орнаментам.
Даже в период крестовых походов и нашествия монголов, когда наблюдалось уничтожение культурных ценностей, арабский народ смог показать серьезные достижения. Науки уже не просто развивались, но стали преподаваться как дисциплины. Одновременно развивалась художественная литература и обработка керамики.
В раннем средневековье активно развивался фольклор, поэты ценились невероятно сильно. В обиход граждан входили метафоры, поговорки, способность красиво говорить оценивалась очень высоко. Поэты восхваляли соплеменников, повышая их авторитет. В народе поэтов воспринимали неоднозначно. Часто люди говорили, что вдохновение к ним приходит от шайтана, который слушает разговоры ангелов. Часто поэты оказывались обезличенными - народ интересовался их творчеством, но не жизнью. Поэтому о многих представителях творческой элиты мало что известно.
Среди известных поэтов следует отметить Абу Нуваса, прославлявшего пиры и любовь. Абу-ль-Атахия восхвалял нравственность, подчеркивал несправедливость жизненного уклада, ругал мирскую суету. Аль-Мутанабби прослыл скитальцем, чествующим правителей Ирана, Египта, Сирии. Он не стеснялся бранить их и мириться.
Самым значимым поэтом в арабском народе считается Абуль-Ала аль-Маарри. Аль-Маарри был мусульманином, изучавшим Коран с детства. Будучи еще ребенком, он потерял зрение из-за оспы. Однако это подстегнуло его к изучению наук, философии и дало толчок к желанию познать мир. Путешествуя, поэт сочинял стихи, в которых современники отмечают глубокую эрудированность. Много трудов аль-Маарри посвятил изучению общества, отмечая его пороки.
Говоря об арабской литературе, невозможно не вспомнить произведение «Тысяча и одна ночь».
Каждый знаком с Али-Бабой, Аладдином, Синдбадом-мореходом. Именно арабские сказки с юных лет знакомят читателя с особенностями дворцового быта арабского народа.
Значимым именем в истории стало имя Омара Хайяма - персидского философа, ученого и поэта. Он придерживался гедонического мышления и восхвалял житейские радости.
Историки и востоковеды искренне удивляются стремлениям внести поэзию в самые разные труды, в том числе медицинские. В трактатах сохранились стихотворения, а позднее практически на всю литературу стал оказывать влияние Коран.
Коран является сборником положений учения ислама. Его основой служат заповеди, молитвы, назидания и юридические установки. Именно в Коране изложен древнейший договор займа, регламентирующий отношения между заемщиком и лицом, предоставляющим заем. Коран дает возможность прочесть притчи пророка Мухаммеда - последователи ислама учат суры наизусть. Мусульмане разделяют изречения на сказанные Мухаммедом и сказанные Аллахом, называя последние откровениями. Остальные называют преданиями. Коран был возведен в канон в 7 веке нашей эры. Значимым явлением для священного писания являются комментарии, позволяющие верующим лучше понять Писание.
Фанатизм учения Корана появился в средние века. Объемную книгу учили наизусть, считая ее одновременно книгой изучения арабского языка. Коран запрещалось переводить на иные языки, однако распространять среди арабского населения писание разрешалось. Это способствовало развитию мусульманской культуры арабского народа.

Фольклор


Фольклор арабского народа будоражит умы фантастов и любителей фэнтези. Есть целое учение, посвященное джиннам - джиннология. В исламе джинны воспринимаются как демоны, созданные из пламени. Человек же был сотворен из глины, а ангелы - из света. Джинны смертны, но способны жить сотни лет. Джинн должен есть, ему свойственно сближаться с человеком и даже вступать в брак с людьми. Среди сверхъестественных способностей, которыми обладали джинны, были обретение невидимости, превращения в животное, растение, другого человека.
Джиннов принято делить на добрых и злых. Первые приняли ислам, оставшись покорны Аллаху. Злые обернулись неверными, однако оба вида джиннов опасны для человека. Наибольшую угрозу представляли мариды и ифриты, жаждущие крови. Арабы верили (некоторые верят даже сейчас), что на кладбищах вводятся гули - огромные оборотни-людоеды.
Джинны сопровождали человека всю его жизнь, поэтому люди всегда предупреждали друг друга об опасности столкновения с ними. Для защиты мусульманин обращался к Аллаху, чтобы тот предостерег от нападения демонов. Часто использовались защитные амулеты, одним из наиболее популярных стала «Ладонь Фатимы», представлявшая собой медную ладонь с бусиной голубого цвета.
Фатима была дочерью пророка Мухаммеда, а амулет, названный ее именем, по верованию арабов, должен был защитить от сглаза.
Именно сглаз считался наиболее страшным явлением. Источником сглаза могла стать льстивая речь, грубость собеседника.
Боязнь сглаза повлияла на жизненный уклад арабов. Это проявляется в одежде, стремлении сохранить семейные тайны.
Сны у арабов воспринимаются, как уникальное явление. Первый сонник датируется 11 веком. В Коране сказано, что лгать о снах нельзя, поэтому придумывать и домысливать сон запрещалось. Разрешалось гадать, обращаясь к старцам, которые могли «прочитать» сон. Гаданию уделялось много внимания, прежде всего ориентировались на птиц. Увлекаться ритуалами гадания не стоило, так как это могло привести к магии. Считалось, что белая магия была уделом благочестивого человека. Ей соблаговолили ангелы, хорошие джинны. Неопытный человек мог быстро прийти к черной магии, способной воплотить тайные и темные желания. Злому магу помогали шайтаны, накликавшие беды, причем не только на окружающих, но и на него самого. Эти особенности мировоззрения появились еще в доисламские времена, они сохранились и в наши дни.

Жизнь


  • Основы морали, культуры, общественной жизни изложены в Шариате. Формирование наставлений шариата происходило в 7 веке. Шариат обязывает каждого мусульманина соблюдать пост, читать молитвы, выполнять ритуалы. Предписывалось совершать благотворительность;
  • Употребление пищи, ежедневный сон, бракосочетание никак не поощряются, но и не подлежат запрету. Шариат не одобряет наслаждение земной жизнью, например, вкушение яств. Употребление вина, свинины, азартные игры, колдовство и ростовщичество запрещались. Издавна Шариат соблюдался строго, исключением было употребление вина, которое очень любили горожане. Жители деревень старались соблюдать нормы неукоснительно;
  • Брак считается одним из важнейших событий в жизни каждого человека. Развод, наследование, другие пункты, связанные с бракосочетанием, созданы на основе традиций доисламского общества и учения Коран. Значимость рождения сына была невероятно велика - считалось, что только после родившегося мальчика мужчина становится полноценным человеком. Коран велел воспитывать в сыновьях доблесть, способность ответить за слово, доброту и щедрость;
  • Ислам поощряет освобождение раба. Мусульманин, освободивший человека из рабства, становился благочестивым. Однако такой поступок совершался редко, ведь купцы полностью опирались на работорговлю.

Характер


  1. Мужчины одного возраста могут похлопать друг друга по колену или по плечу.
  2. Старших непременно нужно уважать.
  3. Мужчины и женщины стараются общаться друг с другом, избегая контактов с лицами противоположного пола.
  4. Традиционно во время трапезы мужчины с женщинами сидят за разными столами.
  5. Демонстрировать чувства на публике считается неприличным даже в отношении супругов.
  6. Приветствием мужчин является троекратная имитация поцелуев, когда они соприкасаются щеками.
  7. Братские отношения между мужчинами широко распространены: в арабских странах часто можно видеть гуляющих мужчин, держащихся друг с другом за руки, иногда они ходят по трое, обнимая друг друга за талию.
  8. Поклоны устарели, но при встрече с особо важным по статусу гостем его нужно поцеловать в плечо.
  9. Пожилые люди иногда имитируют поцелуи рук.

Национальный костюм


Традиционным национальным костюмом арабов является платье кандура. Это платье носят мужчины. В летнее время года одежда неизменно белая, зимой надевают бежевую, реже светло-зеленую кандуру. На голове носят гафию, которая представляет собой маленькую шапочку. Знакомый всем нам платок называется гутра. Он может быть белым или в красную клетку. Если мужчина собирается на праздник, например, свадьбу, он наденет особую накидку бишт. Арабские мужчины также любят носить украшение керкушу, представляющую собой маленькую кисточку. Платье не надевается на голое тело - под ним всегда есть рубашка с поясом вузаром.
Женщины тоже носят кандуры, хотя и с более длинными рукавами. На ноги надевают штаны сирваль, а поверх платья - абайю. Есть несколько вариантов головных уборов, самыми популярными стали хиджаб и дишва. Последняя закрывает лицо и голову полностью. В редких случаях можно увидеть маску под названием бурка, закрывающую губы, нос и часть лба. Современные варианты костюмов могут предполагать настоящие галстуки или приталенные пиджаки. Арабы следят за модными тенденциями и часто носят одежду от модных кутюрье.

Традиции


На самом деле, у арабов насчитываются сотни обычаев. Все они предписаны Кораном, хотя некоторые родились еще в доисламскую эпоху. Вот несколько сохранившихся до наших дней:

  1. Пищу принимают сидя на полу. Редко настилают матрасы, обычно используют ковры. Есть нужно правой рукой, а левой можно вытирать рот салфеткой. Столовые приборы не используют, их заменяют лепешками, которые складывают в виде совка. После трапезы на одежду или кожу наносят благовония. Руки моют розовой водой.
  2. Женщине отводится роль хранительницы очага. Она не может готовить или заниматься уборкой. Муж обязан содержать ее и дарить подарки. На деле часто такую традицию приходится нарушать, ведь не у всех арабов есть достаточное благосостояние. Поэтому в простых арабских семьях матери по дому помогают дети.
  3. Молитвы совершаются каждый день по пять раз.
  4. В Рамадан необходимо соблюдать пост, запрещающий в дневное время курение, распитие алкогольных напитков и даже прием пищи.
  5. У бедуинов есть тысячелетний обычай, который велит принимать гостя, «постучавшегося в палатку». Бедуин приглашает незнакомца, вручая чашку горького чая, символизирующего суетную жизнь. Жизнь бедуина сладкая, поэтому после горькой следует чашка со сладким чаем. Гость может провести у бедуина 3 дня и 3 ночи, затем он должен рассказать, для чего пришел. Некоторые люди просто любят пользоваться бедуинским гостеприимством, однако есть и те, кто бежит от властей. Бедуин может помочь или отказать.
  6. Семьи в арабских странах делятся на кланы. Традиционно число детей в одной семье может достигать 5–8.
  7. Арабы активно развивают самых талантливых мальчиков. Максимум одного или двух. Остальные сами должны искать свое место в жизни, однако всегда могут рассчитывать на помощь родственников.
  8. Для женщин есть особый день, когда фитнес-центры, пляжи, аквапарки и другие общественные места открыты только для них.

Об арабах можно рассказывать очень долго. Это поистине великая нация, повлиявшая на развитие науки и искусства всего мира. Они не только внесли значительный вклад в историю человечества, но и продолжают делиться опытом и культурными традициями. В последние десятилетия нравственный облик арабов стал менее строгим. Многие молодые люди охотно знакомятся с иностранцами, пользуются достижениями современной цивилизации, изучают иностранные языки и часто обучаются в европейских странах. Сохранение устоев, приверженность религии и учению Корана можно назвать основными чертами арабского народа. Одновременно арабы являются людьми с широкой душой, которые очень любят жизнь, что проявляется в их речи, литературе и повседневном укладе.

Понять все волшебство и роскошь арабской культуры поможет танец живота. В этом видео вы можете посмотреть демонстрацию техники чарующего танца, которой насчитывается уже много веков.

В комментариях к блестящему топику высказали интересную идею: рассказать про набор текста в разных языках с необычной письменностью.

Арабам относительно повезло: у них лишь 28 букв - даже меньше, чем в русском. Каждой букве можно назначить отдельную клавишу, и ещё останутся свободные. Зато с их письменностью возникают свои сложности, неведомые китайцам.


По стандарту 1906 г., арабский шрифт должен был состоять из 470 литер . В 1945 г. приняли новый стандарт, сокративший число литер до 72 : теперь литера соответствовала не букве целиком, а графическому элементу - например, отдельно «подкова», и отдельно «хвостик». На все 28 букв есть всего несколько различных форм хвостиков, что позволяет сократить число различных литер. Кроме того, в новом стандарте отказались от диакритики и от большинства лигатур. Что важно, новый стандарт был «обратно совместимым»: все новые литеры можно было получить из старых, распиливая их на части. Не нужно было отливать новые шрифты: можно было «апгрейдить» существующие. Диакритические же значки в случае необходимости врисовывались в текст вручную.

Сокращённый стандарт был принят за основу арабского машинописного шрифта; адаптация была необходима из-за того, что в печати «хвостик» мог набираться под буквой, но в машинописи буквы следовали одна за другой в строчку. Ровная строчка однообразных букв, наверное, соответствовала европейским понятиям о типографике; но от традиционных печатных и рукописных текстов, где форма и положение букв менялись в зависимости от контекста, она отличалась разительно.

Каретка печатной машинки двигалась справа налево, не позволяя вставлять в текст фрагменты латиницей. (Числа тоже набирались справа налево.) «Урезанные» символы (буквы заодно с хвостиками, цифры, основная пунктуация) заполнили все четыре ряда клавиш, в обоих регистрах:

В верхнем регистре верхнего ряда - цифры (от 0 и 1 справа до 9 слева); слева от ряда цифр - табуляция; ниже - CapsLock, ещё ниже - Shift. Справа, под Backspace - возврат каретки (красный), под ним - Shift. Для большинства клавиш, символы в двух регистрах образуют пару «буква без хвостика, та же буква с хвостиком». Ещё можно заметить, что расположение пунктуации на этих двух клавиатурах не полностью совпадает.

Первые арабские текстовые процессоры, естественно, приняли за основу раскладку арабской печатной машинки, и соответствующий набор символов. Но если в машинописи ещё можно обойтись без латиницы, то в компьютере - вряд ли; поэтому с самого начала стояла проблема создания двуязычной латинско-арабской кодировки.

В кодировке DOS для арабского (CP-864) обнаруживаем по символу для каждой литеры арабской печатной машинке. Они почти полностью заполнили верхнюю (нелатинскую) половину кодировки, не оставив места даже для традиционной досовской псевдографики. Важно заметить, что это визуальная кодировка: она кодирует не сам текст, а то, как он выглядит на экране. Даже сами символы печатались слева направо: ОС была не в курсе, что часть символов «особенные», и выводила все одинаково. Естественно, что для программ обработки текста это был ад: даже поиск в тексте заданного сочетания букв оказывался нетривиальным.

Более поздняя DOS-кодировка, CP-708 , содержит по единственному символу для каждой арабской буквы, поэтому в ней осталось место и для псевдографики, и для французских дополнительных букв - для применения в странах Магриба, где вторым языком является французский. ОС по-прежнему выводит все символы слева направо, но теперь она уже умеет опознавать сочетания соседних арабских букв, и отображать их правильно соединёнными. Арабский текст записывается «логически» - каждый символ соответствует букве - но задом наперёд: от конца предложения к началу. Это означает, например, что каждую вводимую с клавиатуры строчку приходилось «разворачивать», чтоб можно было показать её на экране.

На сайте Microsoft нет ни малейшего упоминания CP-864; вероятно, её делали «на коленке» местные умельцы, не озабоченные совместимостью ни с независимыми стандартами, ни с европейскими вариантами DOS. (Похожим образом, вообще говоря, появилась и CP-866. Её создание уже описано самими создателями ; маленькая выдержка: «Нужно написать о том, как решалась судьба буквы Ё. У Давыдова на даче по этому поводу была собрана вся наша команда, и под водочку мы решили, что без этой буквы русский язык много чего потеряет - так буква Ё получила право на существование.» ) С другой стороны, CP-708 совместима со стандартом ISO-8859-6, разработанным, ни много ни мало, международной «арабской организацией по стандартизации и метрологии» (ASMO). Стандарт определяет не все 256 символов; CP-708 доопределила стандарт, добавив в кодировку псевдографику и французские буквы. На Макинтошах применялась арабская кодировка, также совместимая с ISO-8859-6, но несовместимая с CP-708: тамошние арабификаторы дополнили её по-своему, добавив французские буквы в другом порядке, и заменив псевдографику «зеркальной пунктуацией», о которой мы ещё упомянём.


Включите фоном арабскую музыку! (тема из Civilization IV: Warlords)
Арабская раскладка клавиатуры получилась из раскладки печатной машинки: там, где клавише в обоих регистрах соответствовала одна буква, оставили эту букву; там, где разные - по возможности оставили одну из них. Освободившийся верхний регистр раскладки заняли диакритикой и пунктуацией. Неудивительно, что Apple сделали всё по-своему, и оставили на «спорных» клавишах другие буквы; так что на их арабских клавиатурах даже порядок букв отличается, не говоря уже о пунктуации.

Любопытно, что в раскладке от Microsoft осталась «обязательная» лигатура لا, упомянутая в начале поста; при нажатии этой клавиши вводится пара символов لـ+ـا, как если бы их нажали последовательно.

Латинская часть раскладки соответствовала французской AZERTY - у магрибинцев, и американской QWERTY - на востоке:

На первой фотографии - марокканская клавиатура, на второй - йеменская, на третьей - катарский макбук.

Для Windows выдумали новую, ни с чем не совместимую арабскую кодировку CP-1256 , хотя раскладку клавиатуры оставили старую. (Ветераны помнят, как в русской раскладке для Windows перетасовали пунктуацию.) Как и в предыдущие кодировки, в CP-1256 вошли заодно с арабскими буквами французские, а также новые появившиеся в Windows типографические символы: длинное тире, неразрывный пробел, и т.п.

Другая важная новая фича Windows - логический порядок букв в тексте: предложения записываются от начала к концу, и выводятся на экран справа налево, как положено. Когда в одной строчке сочетаются латиница и арабица, Windows высокоинтеллектуально догадывается, в каких точках нужно изменить направление вывода; выводимые буквы прыгают взад и вперёд по всей строчке, образуя визуальные разрывы в логически непрерывных блоках текста, как было проиллюстрировано разорванной ссылкой в начале поста.

Но самая заморочная проблема с логическим направлением письма - это ориентация парных символов, например скобок. Предположим, араб напечатал предложение, и взял в нём одно слово в скобки. Это значит, правую скобку он напечатал раньше левой. Если использовать визуальный порядок, как в DOS, то никакой проблемы нет: араб печатает «аб)вг(де»; мы при вводе разворачиваем строку и храним её в виде «ед(гв)ба»; если напечатаем её слева направо, получим именно то, что араб имел в виду. При логическом же порядке, введённая строка так и будет храниться в виде «аб)вг(де», а значит, любая программа обработки текста споткнётся о непарные скобки. Есть несколько вариантов решения: можно переписать программу так, чтобы внутри арабского предложения она трактовала скобки наоборот. Можно объявить, что в арабской раскладке набираются особые «арабские скобки», для которых правая всегда должна идти перед левой. (Именно эту «зеркальную пунктуацию» добавили в арабскую кодировку для Макинтошей; у каждого парного знака препинания были отдельные «латинский» и «арабский» варианты.) Тогда неарабифицированная программа обработки текста просто не заметит арабские скобки, а арабифицированная будет уметь правильно их обрабатывать. С одной стороны, это удобнее, чем первое решение: тут не нужно анализировать контекст, чтобы определять про каждую скобку, «латинская» она или «арабская»; с другой стороны, символы, которые вводятся одинаково, выглядят одинаково, но обрабатываются по-разному, - вызывают жуткую путаницу. Наверняка вам не единожды доводилось путать русскую «с» и латинскую «c»; представьте себе, каково было арабам со скобками.

В Юникоде используется третье решение: объявим, что нет символов «левая скобка» и «правая скобка», а есть «открывающая скобка» и есть «закрывающая». В любом тексте открывающая скобка должна идти перед закрывающей. В латинской раскладке клавиша «левая скобка» вводит открывающую скобку, а «правая» - закрывающую; в арабской раскладке - наоборот. Аналогично при выводе: в арабском тексте отображаем открывающую скобку как левую, а закрывающую как правую; в тексте латиницей - наоборот. Как и в первом решении, здесь приходится анализировать для каждой скобки контекст; но теперь это возлагается не на прикладную программу, а на процедуру отрисовки текста в операционной системе. Всё описанное касается не только круглых скобок, но и квадратных, и фигурных, и знаков «больше-меньше», и ещё десятков символов Юникода. Одна из частей этого стандарта - список «зеркальных пар», которые должны взаимозаменяться при выводе арабского текста. Стандарт регламентирует также и алгоритм определения «ориентации» скобок по их контексту. Для текстов на естественных языках он даёт более-менее приемлемые результаты, но, например, код на языках программирования чаще всего содержит причудливые сочетания знаков препинания, которые превращают двуязычный код в нечитаемую кашу.

Поэтому в исходниках, в смсках, а также на просторах Интернета - в мессенджерах, чатах и форумах, где поддержка арабского письма оставляет желать лучшего, - арабы по сей день интенсивно пользуются транслитом. Так одним махом решаются все перечисленные в начале поста проблемы. Арабский «интернет-транслит» примечателен тем, что буквы, для которых не нашлось соответствия в латинице, обозначаются цифрами: например,

Как начинались великие религии. История духовной культуры человечества Гаер Джозеф

Религия арабов

Религия арабов

Подобно всем народам древности, арабы поклонялись силам природы – солнцу, и звездам, и духам солнца и звезд. Они также поклонялись памяти своих предков – Авраама и Исмаила. А в Мекке рядом со Священным Храмом они установили идолов, которым тоже поклонялись.

У них было триста шестьдесят идолов – по одному на каждый день года. (У арабов в году было 360 дней.) Самым главным идолом был Хабал, изображенный в виде человека и сделанный из красного агата, одна его рука была из золота.

Над всеми богами природы, духами и идолами стоял самый главный богАллах Таала, и его также почитали арабы. Признавая Аллаха Таалу высшим божеством, они тем не менее больше внимания уделяли звездам и идолам.

На Аравийском полуострове в те времена существовало много кланов и племен, и у каждого племени были свои собственные идолы и верования. Племена часто жестоко воевали между собой и высмеивали веру друг друга, сознавая, однако, свою общность благодаря общим предкам.

В силу своего географического положения Аравийский полуостров никогда не подвергался притеснениям со стороны великих держав Востока и Запада. Честолюбивые устремления Вавилона, Персии, Греции и Рима никогда особенно не затрагивали землю Аравии. Эти государства далекого прошлого, устраивавшие завоевательные походы, не принесли в Аравию ни свои знания, ни цивилизацию.

Аравию оставили в покое с ее невежеством, жестокими племенными войнами, путаницей религиозных верований в Священные камни, Священные пальмы и Священные горы.

Время от времени по стране ползли слухи о том, что найдена гора, куча камней или роща, обладающие целительной силой или приносящие удачу. Вера в силу этих священных мест была столь велика, что иной араб мог проехать сотни миль по коварной пустыне к вновь обнаруженному месту, которое путешественники объявляли священным.

Все арабы твердо верили в святость Мекки, в которой находились Кааба и колодец Исмаила.

Аравия была известна как Страна ладана, и Мекка была местом торгов. Во время своих паломнических поездок к Священному Храму арабы привозили с собой ладан, специи и благовония, которые продавали или обменивали на рынках Мекки. Так они соединяли религию с бизнесом.

Естественно, богатые купцы в Мекке наживались на потоке паломников, товары которых они покупали. И они поощряли их чаще приезжать в их город, утверждая, что сама поездка в Мекку принесет им удачу.

Со временем купцы в Мекке заявили, что колодец Исмаила – их частная собственность, и начали продавать его воду верующим. Но какими бы невежественными ни были арабы, они засомневались в святости воды, проданной как товар.

«Если в воде Земзем нет святости, – говорили некоторые паломники, – сколько же святости в этих идолах и статуях?»

«Очень мало!» – думали многие, хотя и молчали.

И они постепенно теряли веру в силу воды из источника Земзем, святость Каабы и божественную природу идолов.

А когда их вера в святые вещи стала иссякать, арабы пустились в азартные игры, пьянство и предсказания будущего.

Будь они высокоразвитым народом в те времена, они могли бы заняться наукой и изобретательством. Но они были невежественны. А ничто не разжигает сердца невежественных людей больше, чем надежда узнать, что случится с ними в будущем, которое представляется чем-то таинственным, а удастся открыть этот секрет – можно заглянуть в него и увидеть все будущее. Этот секрет арабы пытались разгадать путем наблюдений за звездами, поиска знамений в воздухе, вскрытия птиц и мышей, хождения кругами или вытягивания жребия.

Вытягивание жребия привело к азартным играм.

Азартные игры привели к различным постыдным занятиям.

Многие евреи, которые приезжали в Аравию после разрушения Иерусалима римлянами, проповедовали им свое учение – иудаизм. Позднее сюда приезжали христианские миссионеры распространять среди арабов Благую Весть Иисуса.

Но арабы не слушали ни тех ни других.

Их интересовали только торговля, искусство верховой езды, состязания поэтов и удовольствия, которые они черпали в вине и азартных играх.

Из книги Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий автора Мечковская Нина Борисовна

118. Фонетические открытия арабов-мусульман в VIII в. Религиозное сознание придает большое значение внешней, формальной точности ритуала, в том числе – точному воспроизведению слова, звучащего в ритуале. Во многих традициях имелись специально разработанные правила

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 894: О том, кто владел рабами из числа арабов. 1089 (2541). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, напал на (людей из племени) бану аль-мусталик, когда они этого не ожидали, а их скот

Из книги Культы и мировые религии автора Порублёв Николай

Глава 9 СИКХИЗМ: РЕЛИГИЯ ДОБРОВОЛЬНОГО КОМПРОМИССА Синкретичная религия Сикхизм, или религия сикхов, является типичным примером синкретизма, т. е. возникновения новой религии на основе соединения двух или большего числа идей различных религиозных систем. И хотя сикхизм

Из книги Мифы, легенды и предания кельтов автора Роллестон Томас

Глава 14 Ислам:религия монотеистического кредо Религия монотеистического кредо Основатель ислама Достаточно услышать возглас человека: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк Аллаха», чтобы назвать его последователем ислама. В этом кредо выражается вся суть

Из книги Библейская археология автора Райт Джордж Эрнест

Из книги Книга о коране, его происхождении и мифологии автора Климович Люциан Ипполитович

1. Религия Израиля и религия Ханаана В этой главе мы сравним веру Израиля с религиозными воззрениями его соседей. Успех археологических изысканий последних лет позволяет нам с достаточной уверенностью говорить о теологии древних политеистических учений, имевших

Из книги Иисус Христос и библейские тайны автора Мальцев Николай Никифорович

Из книги Сборник работ автора Катасонов Владимир Николаевич

7. «Антисемитизм» семитских арабов Ни один ученый не может отрицать того факта, что арабы относятся к семитской группе народов мира. В то же время, невозможно отрицать и тот факт, что арабы сами, будучи истинными семитами, даже больше чем европейские народы, тайно и явно,

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Религия Но не всё в культуре и, тем более, в жизни исчерпывается «дневным сознанием». Наука и философия выступают как бы светлыми островками осмысленного, более или менее понятного, рационализованного в безбрежном океане жизни. Но жизнь не сводится только к понятному, в

Из книги История религий. Том 2 автора Крывелев Иосиф Аронович

Пустыня Доблесть и невежество арабов до Мухаммеда Все вокруг нас – безжалостная пустыня; голый, черный, блестящий берег, состоящий из вулканической лавы. Несколько зеленых ростков полыни на острых каменных выступах распространяют смолянисто-сладкий аромат под

Из книги Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке автора Джемаль Орхан

Плач арабов Давно знакомы мы с тобой, С тех пор, когда еще не дружен был со счастьем ты. Тогда сидел на рынке ты сенном. Но годы мчались, и уже В шелках, в парче тебя я вижу снова. Когда-то женщины, сидя на солнце, За прялкой пели песню грустную, Так печально, как плач голубок,

Из книги Национальная идея Руси – Жить Хорошо. Цивилизация Славян в действительной истории автора Ершов Владимир В.

РЕЛИГИЯ ИЛИ ЭТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА? МОЖЕТ БЫТЬ, АТЕИСТИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ? Если основываться на знаменитой бенаресской проповеди Будды в ее каноническом изложении, которая считается самым фундаментальным вероисповедным документом буддизма, то на первый взгляд перед нами

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

Али Шариати: Красный шиизм: религия мученичества. Черный шиизм: религия

Из книги автора

Из книги автора

1051. Нужды славян и арабов и мысль об учреждении общества для удовлетворения этим нуждам Добрейший Н-лай В-вич! Бог в помощь! Спасайтесь! Много обрадован вашим письмом. Господь да воздаст вам за вашу любовь и заботу о христианах - здешних. Много нужд! Полагаю, что много

Из книги автора

1081. Отзыв о желании арабов, об архим. Антонине, старце Иосафе, патриархе Иоакиме и ответ на приглашение на Афон. Труды по истолкованию Писания Милость Божия буди с вами! Добрейший мой Н-лай В-вич! С приездом! Теперь видели восток, знаете, что это, - и думаю, довольно с вас.

И еще ряд других прибрежных государств. Небольшое число арабского населения имеется также в Израиле . Арабский мир насчитывает почти 130 млн. человек, из которых 116 млн. являются арабами.

Многие народы были арабизированы путем восприятия арабского языка и арабской культуры. Почти для всех из них арабизация шла через ислам – основную религию арабского мира.

Арабы подразделяются на три основные группы: бедуины-скотоводы, занимающиеся разведением овец, коз или верблюдов, крестьяне-земледельцы и жители городов.

Арабский мир также включает в себя и ряд неарабских меньшинств, например, берберы и туареги, курды в Ираке , евреи , армяне и некоторые народы географической области Судан. Копты - христиане Египта, также говорят на арабском, но считают себя исконно доарабскими египтянами.

Основные группы населения

Большинство бедуинов живет в Аравии и в соседних пустынных районах Иордании, Сирии и Ирака, часть бедуинов проживает в Египте и в северной Сахаре. Их число составляет от 4 до 5 млн. Бедуины ведут строго племенной и кочевой образ жизни. Племя и каждая из его частей возглавляется шейхом, считающимся старшим по мудрости и опыту. Бедуины занимаются в основном разведением верблюдов и разведением овец и коз.

Среди бедуинов есть и христиане, и мусульмане-шииты , но большинство принадлежит номинально либо к мусульманам-ваххабитам , либо к мусульманам-суннитам . Бедуины не настолько религиозны, как мусульмане сел и городов, но при этом они регулярно совершают предписываемые исламом пять ежедневных молитв. Поскольку большинство бедуинов неграмотно, они не могут сами читать Коран и вынуждены полагаться на устную передачу религиозных идей. Вместе со многими жителями деревень и городов они разделяют веру в дурной глаз и злых духов как причину болезней и несчастий, а также в целительные и защитные силы гробниц различных мусульманских святых.

Около 70% арабов живет в деревнях и являются крестьянами. У большинства арабских крестьян глубоко развито чувство принадлежности к своей деревне, жители которой обычно помогают друг другу в случае внешней угрозы. Их сплачивают также религиозные праздники или похороны. Но большую часть времени деревенские жители оказываются разделенными на отдельные группировки.

Арабские города – это торговые, промышленные, административные и религиозные центры. Некоторые из них во многом похожи на европейские мегаполисы с большими зданиями, широкими улицами и напряженным автомобильные движением. Для традиционного арабского города и тех старых районов современных городов, которые все еще продолжают существовать, характерны узкие улочки и тесная застройка домов часто с лавками и мастерскими на первых этажах.

История

Исторические свидетельства из Месопотамии начинают отделять арабов от других их семитских соседей не ранее I тысячелетия до н.э. В то время арабы южной Аравии уже создали процветающие города и царства, такие, как Саба на южной оконечности Аравийского полуострова. Западная Аравия в эпоху Христианства была населена горожанами и кочевниками, говорившими на арабском языке и считавшими свое происхождение восходящим к библейским патриархам (обычно к Исмаилу , см. также агаряне), а в городе Мекка совершали богослужение идолам в храме, впервые построенном, предположительно, Авраамом.

А через сто лет после смерти Мухаммеда территория распространения ислама простиралась уже от Испании через Северную Африку и юго-западную Азию до границ Индии . Распространение ислама обеспечивало арабам сеть полезных для них контактов, и вместе с зависимыми народами – христианами, евреями, персами и др. – они построили одну из величайших цивилизаций.

Черты арабов

Материал "увели" с сайта http://сайт/

«Они – говорит – чуть выше среднего роста, крепкие и хорошо сложенные; кожа у них загорелая или смуглая и эластичная. Лицо овальное, с бронзовым оттенком, лоб большой, высокий, брови черные и хорошо очерченные, глаза тоже черные, живые и впалые. Нос прямой, средней величины, рот хорошо очерчен, зубы ровные, красивые и белые как слоновая кость, уши красивой формы и нормальной величины, слегка изогнуты вперед; слуховые отверстия параллельны внешней или височной комиссуре век. Как и у представителей других народов, у арабских женщин можно отметить некоторые привлекательные отличия; восхищают изящные линии их рук и ног, правильные пропорции их кистей и ступней, благородство их манер и походки и т. д.

Арабы Верхнего Египта, сфотографированные близ Фив автором Г.Лебоном.

Бедуины, или арабские пастухи, обычно делятся на племена, разбросанные по краям плодородных земель, на границе с пустынями: они живут в шатрах, которые они перевозят с места на место. Они очень похожи на других , однако, у них более блестящие глаза, черты лица мягче, ростом они чуть ниже оседлых арабов. Они также отличаются большей ловкостью, и, несмотря на свою худобу, они очень крепкие. У них живой ум, гордый и независимый характер; они недоверчивы и скрытны, но смелы и отважны. Они особенно выделяются своей сноровкой, обладают глубоким и редким умом. Их считают превосходными наездниками и вполне обоснованно расхваливают их умение обращаться с копьями и дротиками. Что же касается остального, то они обладают большими способностями во всех искусствах и профессиях».

Среди черт, отмеченных Ларреем, больше всего среди арабов, которых мне довелось видеть, меня поразил удивительный блеск глаз, особенно у детей, ослепительная белизна зубов, грациозность рук и ног и благородство манер. Но сегодня эти характеристики присущи только кочевникам.

Единственное практическое различие, доступное для выделения сегодня между арабами, кроме основного уже упомянутого нами отличия, является то, в основу которого положены страны, где они обитают. Именно его мы и собираемся применить при описании арабов , Сирии, Египта, Африки и Китая. Мы уделим больше внимания описанию психологических черт, важность которых мы показали выше, чем физическим типам, весьма различным, как нами уже было установлено. Впрочем, репродукция наших фотографий, даст больше сведений об этих типах, чем самые длинные объяснения.


Top