Какие деньги в арабских эмиратах. Как выглядит арабская клавиатура

Ов, мн. arabes pl. 1. Народ семитской этноязыковой группы. БАС 2. Мы взяли от Арапов науку рифмотворствовать. Ист. ром. 69. Я решился назваться не Европейцем, а Багдадским Арабом. Пант. ин. сл. 2 255. Сие уважение имеют не только к женщинам… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Современная энциклопедия

- (самоназвание аль араб) группа народов (алжирцы, египтяне, марокканцы и др.), основное население арабских стран Зап. Азии и Сев. Африки. Общая численность св. 199 млн. человек (1992). Язык арабский. Большинство мусульмане … Большой Энциклопедический словарь

АРАБЫ, арабов, ед. араб, араба, муж. Народ, населяющий Аравию. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

АРАБЫ, ов, ед. араб, а, муж. Населяющие Западную Азию и Северную Африку народы, к к рым относятся алжирцы, египтяне, йеменцы, ливанцы, сирийцы, палестинцы и др. | жен. арабка, и. | прил. арабский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов,… … Толковый словарь Ожегова

Арабы - (самоназвание аль араб) группа народов общей численностью 199000 тыс. чел. Регионы расселения: Африка 125200 тыс. чел., Азия 70000 тыс. чел., Европа 2500 тыс. чел., Америка 1200 тыс. чел., Австралия и Океания 100 тыс. чел. Основные страны… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Ов; мн. Обширная группа народов, населяющих страны Юго Западной Азии в районе Персидского залива и Северной Африки; представители этих народов. ◁ Араб, а; м. Арабка, и; мн. род. бок, дат. бкам; ж. * * * арабы (самоназвание аль араб), группа… … Энциклопедический словарь

арабы Этнопсихологический словарь

АРАБЫ - представители двадцати двух государств Ближнего и Среднего Востока, имеющие общие этнические корни и сходную психологию. Арабы бодрые, жизнерадостные и веселые люди, отличающиеся наблюдательностью, изобретательностью, приветливостью. Вместе с тем … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

арабы - Африки (самоназвание — аль араб), группа народов. Составляют большинство населения Египта (египетские арабы), Судана (суданские арабы), Ливии (ливийские арабы), Туниса (тунисские арабы), Алжира (алжирские арабы), Марокко (марокканские арабы) … Энциклопедический справочник «Африка»

Книги

  • Арабы , . Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1897 года (издательство`издание Книжного магазина П. В. Луковникова`). В…
  • Арабы , . Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1897 года (издательство "издание Книжного…

Х ристиан Северной Америки часто приводит в замешательство отношение между религией Ислама и этнической идентичностью мусульман. Эта путаница имеет две формы. Первая касается отношения между религиозной мусульманской и арабской этнической составляющей. Вторая касается глубины, на которую религиозное мусульманское самосознание проникло в этнические идентичности всех мусульманских групп людей.

Если христиане хотят понять своих соседей-мусульман (локально и глобально), полюбить их, как того велел Христос, и эффективно распространять Евангелие среди них, тогда нам необходимо осознание того, как они сами понимают себя.

«Араб» и «мусульманин»

Понятия «араб» и «мусульманин» — не синонимы. Мусульмане — последователи религии Ислам. Арабы являются этническо-языковой группой людей, большинство из которых — мусульмане, в религиозном отношении, но немало и тех, кто не исповедуют ислам. Их корни — на территории Аравийского полуострова, но в 7-8 веках они ворвались в окружающий их мир впечатляющими завоеваниями, которые последовали после смерти пророка Мухамеда в 632 году н.э. В течении 100 лет они передвигались на запад через Северную Африку и Испанию, и добрались до юга Франции. К востоку, арабы завоевали Персидскую империю и проникли на территорию нынешнего Пакистана и Центральной Азии. Они делали это как последователи ислама, но также и этнически, лингвистически и культурно — как арабы. С самого начала эти арабы-мусульмане жили как правящее меньшинство на большей территории их империи. Большинство из завоеванных ими людей говорили на других языках (таких как арамейский, коптский, берберский и персидский) и исповедовали другие религии (христианство на западе и зороастризм на востоке).

Через какое-то время, однако, начались двойные процессы исламизации и арабизации, которые проистекали в разных регионах по-разному, неравномерно. Египет, Северная Африка и говорящий по-арамейски Ближний восток стали фактически полностью арабизированными в плане языка и мусульманами в религиозном отношении. В таких же местах, как Ирак, Сирия, Ливия и Египет существенные меньшинства держались за свои исторические христианские идентичности. Таким образом, на сегодняшний день в каждой из этих стран есть сообщества людей, которые расцениваются этнически и лингвистически как арабы, но являются приверженцами древних христианских общин: Коптская Православная церковь в Египте, Маронитская Католическая церковь в Ливане, Восточная Православная и Римская Католическая церкви в Палестине, Восточная и Сирийская Православные церкви в Сирии и Халдейская Католическая и Ассирийская Православные церкви в Ираке. Эти группы оказались меж двух огней в столкновениях, которые заполонили эти страны в 20-21 веках.

Chaoyue PAN — Coptic Good Friday Mass

Историческое христианское население на Ближнем Востоке резко сократилось в последние несколько десятилетий, в связи с тем, что христиан убивали или они были вынуждены бежать. Например, значительная доля населения Палестины исторически были христианами в начале 20 века, но Израиль не отделяет их от палестинских мусульман, и многие покинули свои родные места. Подобным же образом, ассирийские и халдейские верующие Ирака массово бежали от режима Саддама Хусейна. Но с тех пор, как режим был смещён, они вновь стали мишенью теперь уже для различных исламских группировок, и многим пришлось спасаться бегством. Значительный процент арабского населения в Соединённых Штатах принадлежит к одной из древних восточных церквей (следовательно, они не мусульмане), а патриарх Ассирийской Православной церкви в настоящее время живет в Чикаго.

С другой стороны, многие другие народы под исламским правлением стали мусульманами, но никогда не становились арабами. На самом Ближнем Востоке, персы (иранцы), курды и турки являются, в большинстве своём, мусульманами. Но они не расценивают себя как арабов и не говорят по-арабски. Более того, большая часть мусульманского населения в мире проживает в странах, где не говорят по-арабски: Индонезия, Пакистан, Бангладеш и Индия, наряду с некоторыми другими.

Большинство мусульман в мире не является арабами в языковом и этническом отношении.

Арабский центр

И всё таки, влияние арабов на этих не арабских мусульман огромно. Коран был написан на арабском языке и истинным мусульманами расценивается только Коран на языке оригинала. Молитвы, которые мусульмане читают пять раз в день, читаются на арабском, и неважно, понимает ли молящийся этот язык или нет. Хадисы и все авторитетные документы исламского права были написаны на арабском. Мусульмане юго-восточной Азии, не знающие арабского языка, до сих пор дают своим детям арабские имена. Это верно, что большинство общностей, живущих по соседству с арабским миром (турки, персы, курды и берберы) испытывают что-то вроде смешанного чувства «любви-ненависти» к арабам, часто выражая свое превосходство или неприязнь по отношению к ним. До сих пор, это влияние очень сильно, и мусульманский мир нерушимым образом соединён с арабским миром.

И здесь играет свою роль второе, распространенное, но ошибочное представление. Жители Северной Америке склонны расценивать религиозное самосознание как частное и персональное. Это правда, что мы до сих пор мыслим стереотипами: поляки и итальянцы — типичные католики, жители южных штатов США — протестанты. Еврейские семьи иногда будут отказываться от детей, которые перейдут в христианство. Впрочем, в общем и целом, религия рассматривается как право выбора, и этот вопрос держится подальше от общественного мнения. Человек может не иметь никакой религиозной идентичности, и быть американцем. В большой же части мусульманского мира, однако, правильным считается прямо противоположное мнение. Ислам — часть их этнического самоопределения. Быть турком, персом или малазийцем или представителем другой мусульманской группы людей — значит быть мусульманином. Вы можете попытаться перестать быть турком или персом, но не бывшим мусульманином, с точи зрения ислама. Как мусульманин, вы даже не обязаны точно следовать всем предписаниям своей религии, но вы не можете покинуть ислам.

Присоединение к другой религии означает совершение этнической и культурной измены, это значит отрезать себя от связей со своей семьей и обществом, которые служат основанием вашей идентичности. Это одна из сложнейших проблем, с которой сталкиваются христиане, возвещающие Евангелие мусульманам. Ислам не делит религию, культуру и политику на разные сферы, но рассматривает их как неделимое целое. По этой причине евангелизации и служение мусульманам расцениваются как политическая и культурная провокация, а также религиозная угроза.

Наш ответ

Что делать христианам с этими знаниями?

(1) Не принимайте каждого араба, которого вы встретите, за мусульманина. Они могут быть таковыми, но также могут быть и членами одной из древних Ближневосточных христианских церквей.

(2) Не принимайте каждого мусульманина, которого вы встретите, за араба. Большинство мусульман — не арабы, и они оценят то, что вы знаете и понимаете разницу.

Подписывайтесь:

(3) Поймите, что для многих мусульман ислам является религией, практикуя которую они используют язык, который не знают. И их приверженность ей базируется больше на этнической идентичности, культурной практике и семейных узах, чем на теологическом понимании.

(4) Осознайте цену, которую мусульманам нужно заплатить, чтобы следовать за Иисусом. Они не только сталкиваются с большой вероятностью внешнего преследования, они также сталкиваются с чувством семейной, культурной и этнической измены от самых близких людей, производя крутой переворот в понимании собственной идентичности. Иисус должен быть превознесен как нечто в высшей степени ценное, за ту цену, которую стоит за это заплатить.

Как начинались великие религии. История духовной культуры человечества Гаер Джозеф

Религия арабов

Религия арабов

Подобно всем народам древности, арабы поклонялись силам природы – солнцу, и звездам, и духам солнца и звезд. Они также поклонялись памяти своих предков – Авраама и Исмаила. А в Мекке рядом со Священным Храмом они установили идолов, которым тоже поклонялись.

У них было триста шестьдесят идолов – по одному на каждый день года. (У арабов в году было 360 дней.) Самым главным идолом был Хабал, изображенный в виде человека и сделанный из красного агата, одна его рука была из золота.

Над всеми богами природы, духами и идолами стоял самый главный богАллах Таала, и его также почитали арабы. Признавая Аллаха Таалу высшим божеством, они тем не менее больше внимания уделяли звездам и идолам.

На Аравийском полуострове в те времена существовало много кланов и племен, и у каждого племени были свои собственные идолы и верования. Племена часто жестоко воевали между собой и высмеивали веру друг друга, сознавая, однако, свою общность благодаря общим предкам.

В силу своего географического положения Аравийский полуостров никогда не подвергался притеснениям со стороны великих держав Востока и Запада. Честолюбивые устремления Вавилона, Персии, Греции и Рима никогда особенно не затрагивали землю Аравии. Эти государства далекого прошлого, устраивавшие завоевательные походы, не принесли в Аравию ни свои знания, ни цивилизацию.

Аравию оставили в покое с ее невежеством, жестокими племенными войнами, путаницей религиозных верований в Священные камни, Священные пальмы и Священные горы.

Время от времени по стране ползли слухи о том, что найдена гора, куча камней или роща, обладающие целительной силой или приносящие удачу. Вера в силу этих священных мест была столь велика, что иной араб мог проехать сотни миль по коварной пустыне к вновь обнаруженному месту, которое путешественники объявляли священным.

Все арабы твердо верили в святость Мекки, в которой находились Кааба и колодец Исмаила.

Аравия была известна как Страна ладана, и Мекка была местом торгов. Во время своих паломнических поездок к Священному Храму арабы привозили с собой ладан, специи и благовония, которые продавали или обменивали на рынках Мекки. Так они соединяли религию с бизнесом.

Естественно, богатые купцы в Мекке наживались на потоке паломников, товары которых они покупали. И они поощряли их чаще приезжать в их город, утверждая, что сама поездка в Мекку принесет им удачу.

Со временем купцы в Мекке заявили, что колодец Исмаила – их частная собственность, и начали продавать его воду верующим. Но какими бы невежественными ни были арабы, они засомневались в святости воды, проданной как товар.

«Если в воде Земзем нет святости, – говорили некоторые паломники, – сколько же святости в этих идолах и статуях?»

«Очень мало!» – думали многие, хотя и молчали.

И они постепенно теряли веру в силу воды из источника Земзем, святость Каабы и божественную природу идолов.

А когда их вера в святые вещи стала иссякать, арабы пустились в азартные игры, пьянство и предсказания будущего.

Будь они высокоразвитым народом в те времена, они могли бы заняться наукой и изобретательством. Но они были невежественны. А ничто не разжигает сердца невежественных людей больше, чем надежда узнать, что случится с ними в будущем, которое представляется чем-то таинственным, а удастся открыть этот секрет – можно заглянуть в него и увидеть все будущее. Этот секрет арабы пытались разгадать путем наблюдений за звездами, поиска знамений в воздухе, вскрытия птиц и мышей, хождения кругами или вытягивания жребия.

Вытягивание жребия привело к азартным играм.

Азартные игры привели к различным постыдным занятиям.

Многие евреи, которые приезжали в Аравию после разрушения Иерусалима римлянами, проповедовали им свое учение – иудаизм. Позднее сюда приезжали христианские миссионеры распространять среди арабов Благую Весть Иисуса.

Но арабы не слушали ни тех ни других.

Их интересовали только торговля, искусство верховой езды, состязания поэтов и удовольствия, которые они черпали в вине и азартных играх.

Из книги Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий автора Мечковская Нина Борисовна

118. Фонетические открытия арабов-мусульман в VIII в. Религиозное сознание придает большое значение внешней, формальной точности ритуала, в том числе – точному воспроизведению слова, звучащего в ритуале. Во многих традициях имелись специально разработанные правила

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 894: О том, кто владел рабами из числа арабов. 1089 (2541). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, напал на (людей из племени) бану аль-мусталик, когда они этого не ожидали, а их скот

Из книги Культы и мировые религии автора Порублёв Николай

Глава 9 СИКХИЗМ: РЕЛИГИЯ ДОБРОВОЛЬНОГО КОМПРОМИССА Синкретичная религия Сикхизм, или религия сикхов, является типичным примером синкретизма, т. е. возникновения новой религии на основе соединения двух или большего числа идей различных религиозных систем. И хотя сикхизм

Из книги Мифы, легенды и предания кельтов автора Роллестон Томас

Глава 14 Ислам:религия монотеистического кредо Религия монотеистического кредо Основатель ислама Достаточно услышать возглас человека: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк Аллаха», чтобы назвать его последователем ислама. В этом кредо выражается вся суть

Из книги Библейская археология автора Райт Джордж Эрнест

Из книги Книга о коране, его происхождении и мифологии автора Климович Люциан Ипполитович

1. Религия Израиля и религия Ханаана В этой главе мы сравним веру Израиля с религиозными воззрениями его соседей. Успех археологических изысканий последних лет позволяет нам с достаточной уверенностью говорить о теологии древних политеистических учений, имевших

Из книги Иисус Христос и библейские тайны автора Мальцев Николай Никифорович

Из книги Сборник работ автора Катасонов Владимир Николаевич

7. «Антисемитизм» семитских арабов Ни один ученый не может отрицать того факта, что арабы относятся к семитской группе народов мира. В то же время, невозможно отрицать и тот факт, что арабы сами, будучи истинными семитами, даже больше чем европейские народы, тайно и явно,

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Религия Но не всё в культуре и, тем более, в жизни исчерпывается «дневным сознанием». Наука и философия выступают как бы светлыми островками осмысленного, более или менее понятного, рационализованного в безбрежном океане жизни. Но жизнь не сводится только к понятному, в

Из книги История религий. Том 2 автора Крывелев Иосиф Аронович

Пустыня Доблесть и невежество арабов до Мухаммеда Все вокруг нас – безжалостная пустыня; голый, черный, блестящий берег, состоящий из вулканической лавы. Несколько зеленых ростков полыни на острых каменных выступах распространяют смолянисто-сладкий аромат под

Из книги Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке автора Джемаль Орхан

Плач арабов Давно знакомы мы с тобой, С тех пор, когда еще не дружен был со счастьем ты. Тогда сидел на рынке ты сенном. Но годы мчались, и уже В шелках, в парче тебя я вижу снова. Когда-то женщины, сидя на солнце, За прялкой пели песню грустную, Так печально, как плач голубок,

Из книги Национальная идея Руси – Жить Хорошо. Цивилизация Славян в действительной истории автора Ершов Владимир В.

РЕЛИГИЯ ИЛИ ЭТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА? МОЖЕТ БЫТЬ, АТЕИСТИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ? Если основываться на знаменитой бенаресской проповеди Будды в ее каноническом изложении, которая считается самым фундаментальным вероисповедным документом буддизма, то на первый взгляд перед нами

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

Али Шариати: Красный шиизм: религия мученичества. Черный шиизм: религия

Из книги автора

Из книги автора

1051. Нужды славян и арабов и мысль об учреждении общества для удовлетворения этим нуждам Добрейший Н-лай В-вич! Бог в помощь! Спасайтесь! Много обрадован вашим письмом. Господь да воздаст вам за вашу любовь и заботу о христианах - здешних. Много нужд! Полагаю, что много

Из книги автора

1081. Отзыв о желании арабов, об архим. Антонине, старце Иосафе, патриархе Иоакиме и ответ на приглашение на Афон. Труды по истолкованию Писания Милость Божия буди с вами! Добрейший мой Н-лай В-вич! С приездом! Теперь видели восток, знаете, что это, - и думаю, довольно с вас.

Народ - это группа людей, объединенных какими-то определенными признаками, их насчитывается на Земле более 300. Есть многочисленные, например китайский, а есть и малочисленные, например, гинухцы, представительство которых даже не достигает 450 человек.

Арабский народ - вторая по численности группа людей в мире, около 400 миллионов человек. Населяют государства Ближнего Востока и Северной Африки, но также в последнее время они активно эмигрируют в Европу из-за войн и политических конфликтов. Так что это за народ, какова его история, и существуют ли страны, где живут арабы?

Откуда пошел арабский народ?

Предшественниками арабов являются дикие племена Африки и Ближнего Востока. Вообще первые упоминания о них были обнаружены в различных вавилонских письменностях. Более конкретные указания записаны в Библии. Именно в ней говорится о том, что в 14 веке до н. э. в Заиордании, а затем и в Палестине появляются первые пастушеские племена из аравийских оазисов. Конечно, это достаточно спорная версия, но в любом случае ученые сходятся во мнении, что именно в Аравии зародился этот народ, и оттуда пошла история арабов.

Подавляющее большинство арабов исповедуют ислам (90%), а оставшаяся часть христианство. В 7-м веке, ранее никому не известный купец Мухаммед начал проповедовать новую религию. По истечению нескольких лет пророк создал общину, а позже и государство - Халифат. Эта страна начала быстро расширять свои границы, и буквально через сто лет она простиралась от Испании через Северную Африку и юго-западную Азии до границ Индии. В связи с тем, что Халифат имел огромную территорию, на подвластных ему землях активно распространялся государственный язык, благодаря чему происходил переход местного населения в культуру и обычаи арабов.

Широкое распространение ислама позволило халифатцам наладить тесный контакт с христианами, евреями и т. д., что посодействовало образованию одной из величайших цивилизаций в мире. В период ее существования было создано множество великих произведений искусства, произошел стремительный подъем науки, в том числе астрономии, медицины, географии и математики. Но в 10-м веке началось падение Халифата (государства арабов) из-за войн с монголами и турками.

К 16-му веку турецкие подданные завоевали весь арабский мир, и так продолжалось вплоть до 19 века, когда уже англичане и французы господствовали на территории Северной Африки. Только после Второй мировой войны весь народ, кроме палестинцев, обрел независимость. Они же получили свободу только к концу 20 века.

Мы рассмотрим позднее, где живут арабы в наши дни, а пока стоит остановиться на языковых и культурных особенностях этого народа.

Язык и культура

Арабский язык, официальный всех странах, в которых живет эта группа людей, относится к афразийской семье. Около 250 миллионов человек говорят на нем, а еще 50 миллионов человек используют его как второй язык. Письменность составлена на основе арабского алфавита, который незначительно изменялся за свою многолетнюю историю. Язык же трансформировался постоянно. Сейчас на арабском пишут справа налево, и в нем нет заглавных букв.

Вместе с развитием народа развивалась и культура. Свой рассвет она приобрела в период Халифата. Примечательно то, что арабы основывали свою культуру на основе римской, египетской, китайской и других, и в целом этот народ сделал большой шаг в развитии общечеловеческой цивилизации. Изучение языка и наследия поможет понять, кто такие арабы, в чем их ценности.

Наука и литература

Арабская наука развивалась на основе древнегреческой, по большей части на военном деле, так как обширные территории невозможно было захватить и защитить только с помощью людских ресурсов. В это же время открываются различные школы. Также возникают и научные центры благодаря развитию естественных наук. Большие успехи были достигнуты в исторических и географических направлениях исследований. Математика, медицина и астрономия получили большой скачок в развитии именно в Халифате.

Главным литературным произведением арабского мира является Коран. Написан он в виде прозы и служит основой религии ислам. Впрочем, еще до появления этой религиозной книги были созданы великие письменные шедевры. В основном арабы сочиняли поэзию. Темы были различны, например самовосхваление, любовь и изображение природы. В Халифате были написаны такие мировые произведения, которые популярны до сегодняшнего дня, это: «Тысяча и одна ночь», «Макамат», «Послании прощения» и «Книга о скупцах».

Арабская архитектура

Множество предметов искусства были созданы арабами. На начальном этапе сказалось влияние римской и византийской традиций, но со временем их архитектура приобретает свой неповторимый вид. К 10-му веку создается своеобразный тип колонной мечети с прямоугольным двором в центре, окруженным многочисленными залами, галереями с изящными аркадами. К данному типу относятся Мечеть Амира в Каире, где живут арабы уже многие сотни лет.

С 12-го века начинают приобретать популярность различные буквенные и растительные узоры, которыми украшали здания как снаружи, так и внутри. С 13-го века появляются купола. В 15-м веке основу украшения зданий составляет мавританский стиль, примером этого направления является замок Альгамбра в Гранаде. После завоевания турками арабского Халифата архитектура приобретает византийские черты, что сказалось на мечети Мухаммеда в Каире.

Положение женщин и религия в арабском мире

Нельзя ответить на вопрос: кто такие арабы, если не изучить положение женщин в их мире. Вплоть до середины 20-го века девушки были на самом низшем уровне в обществе. Они не имели права голоса, можно сказать, не считались за людей, но что интересно, отношение к матерям всегда было почтительное. Сейчас, особенно в крупных городах, отношение к женщинам изменилось. Теперь они могут посещать школы, высшие учебные заведения и даже занимать высокие политические, государственные должности. Многоженство, которое разрешено в исламе, не быстро, но исчезает. Редко сейчас встретишь мужчину, у которого более двух жен.

Что касаемо религии, то, конечно же, в основном арабы исповедуют ислам, около 90 процентов. Также небольшая часть - приверженцы христианства, в большинстве своем протестанты и небольшая часть православных. В древности этот народ, как и большинство древних племен, поклонялись звездам, солнцу и небу. Почитали и отдавали дань они и наиболее известным и влиятельным предкам. Только в 7-м веке, когда начал проповедовать Мухаммед, арабы активно начали переходить в ислам, и теперь их принято считать мусульманами.

Страны арабского мира

В мире достаточно большое количество государств, где обитает арабский народ. Страны, в которых подавляющее большинство населения - именно эта национальность, можно считать их исконными. Для них место жительства в большинстве своем находится в странах Азии. Набольшее представительство арабов в следующих странах: Алжир, Египет, Ирак, Иран, Саудовская Аравия, Йемен, Ливия, Судан и Тунис. Конечно, еще живут арабы в Африке и европейских странах.

Эмиграция арабов

На протяжении всей истории эта национальность перемещалась по всему миру, по большей части это связано с великой цивилизацией Халифата. Сейчас же идет куда более активная эмиграция из стран Африки и Ближнего Востока арабов в Европу и Америку из-за нестабильной и угрожающей ситуации, которая сложилась в результате военных и политических конфликтов. В настоящее время арабы-иммигранты распространены на таких территориях: Франция, США, Германия, Италия, Австрия и т. д. В России на данный момент проживает около 10 тысяч переселенцев, это одно из самых маленьких представительств.

Объединенные Арабские Эмираты

ОАЭ - известное, влиятельное и успешное арабское государство. Это страна на Ближнем Востоке, которая поделена, в свою очередь, на 7 эмиратов. ОАЭ - одно из самых современных, продвинутых и богатых государств мира, считается лидирующим экспортером нефти. Именно благодаря этому природному запасу, Эмираты так быстро развиваются. Только в 1970-х годах страна получила независимость, и за такое короткое время достигла огромных высот. Самые известные города ОАЭ, это Абу-Даби, столица страны, и Дубай.

Туризм в Дубае

Сейчас Объединенные Арабские Эмираты привлекают туристов со всех уголков света, но, конечно же, центром притяжения является Дубай.

В этом городе есть все: любой отдыхающий сможет удовлетворить свои желания, даже любителям горных лыж здесь найдется место. Лучшие пляжи, магазины и развлекательные центры. Самым известным объектом не только Дубая, но и всего ОАЭ, является Бурдж-Халифа. Это самое высокое сооружение в мире, высота которого достигает 830 метров. Внутри этого массивного сооружения размещены торговые площади, офисы, квартиры, отели и многое другое.

Самый большой аквапарк в мире находится тоже в Дубае. Здесь живут тысячи различных экземпляров животных и рыб. Заходя в аквариум, вы погружаетесь в мир сказки, чувствуете себя обитателем морского мира.

В этом городе всегда все самое крупное и большое. Здесь расположен крупнейший и красивейший искусственный архипелаг «Мир». Очертания острова копируют контуры нашей планеты. Сверху открывается великолепный вид, поэтому стоит отправиться в вертолетную экскурсию.

Таким образом, арабский мир - это захватывающая история, культура и современный образ жизни. Каждому стоит познакомиться с особенностями этого народа, отправиться в государства, где живут арабы, для отдыха и развлечений, ведь это удивительное и неповторимое явление на планете Земля.

Уклад жизни арабских женщин всегда вызывал бурный интерес у европейцев, как, впрочем, всё необычное и диковинное. Представления о нём у уроженцев Запада зачастую складывается из предрассудков и домыслов. Одним арабская женщина видится сказочной принцессой, купающейся в роскоши, другим - безвольной рабыней, запертой дома и насильно облачённой в паранджу. Однако обе романтические идеи имеют мало общего с реальностью.

Женщина в исламе

В уклад жизни женщины во многом определяет ислам. Перед Богом она равна мужчине. Женщина, как и представители сильного пола, обязана соблюдать рамадан, исполнять ежедневный намаз, делать пожертвования. Однако социальная роль у неё особенная.

Предназначение женщины в арабских странах - это брак, материнство и воспитание детей. На неё возложена миссия хранительницы умиротворённости и религиозности домашнего очага. Женщина в исламе - праведная супруга, почтительно и с уважением относящаяся к мужу, которому предписано взять на себя за неё полную ответственность и обеспечивать материально. Женщине надлежит его слушаться, быть покорной и скромной. К роли хозяйки и жены мать готовит её с детства.

Жизнь арабской женщины, впрочем, не ограничивается только лишь домом и бытовыми делами. Она имеет право учиться и работать, если это не мешает семейному счастью.

Как одевается арабская женщина?

Женщина в арабских странах скромна и целомудренна. Выходя из дома, она может оставить открытыми только лицо и руки. При этом одеяние не должно быть прозрачным, плотно облегать грудь, бёдра и талию или пахнуть духами.

Арабская одежда для женщин имеет специфический Основных предметов гардероба, призванных защитить девушку от посторонних глаз, существует несколько:

  • паранджа - халат с длинными ложными рукавами и сеткой, закрывающей глаза (чачван);
  • чадра - лёгкое покрывало, скрывающее полностью фигуру женщины с головной частью из муслиновой ткани;
  • абайя - длинное платье с рукавами;
  • хиджаб - головной убор, оставляющий лицо открытым;
  • никаб - головной убор с узкой прорезью для глаз.

Стоит отметить, что хиджабом также называют любую одежду, покрывающую тело с головы до ног, которую традиционно носят на улице арабские женщины. Фото этого одеяния представлено ниже.

Дресс-код в арабских странах

От того, в какой стране проживает женщина, и от нравов, царящих там, зависит её внешний вид. Самый строгий дресс-код в Арабских Эмиратах и Саудовской Аравии. В этих странах девушки и женщины передвигаются по улицах в абайях чёрного цвета. Этот предмет гардероба обычно украшен бисером, вышивкой или стразами. По отделке абайи можно легко определить уровень достатка в её семье. Часто в этих странах девушки одевают не хиджаб, а никаб. Иногда встречаются арабские женщины в парандже, хотя этот предмет гардероба становится с годами всё менее распространённым.

В Иране царят более свободные нравы. Молодые девушки отдают предпочтение и косынкам. Особенно религиозные дамы, несмотря ни на что, носят чадру.

В либеральных государствах, таких как Тунис, Кувейт или Иордания, многие женщины и вовсе не покрываются. Они выглядят, как типичные европейки. Однако такое явление можно встретить только в крупных городах. В провинции женщины носят традиционный хиджаб, чтобы скрыть свою красоту от посторонних глаз.

Красивые арабские женщины: стереотипы о внешности

У жителей Запада сложилось немало стереотипов о том, как выглядят арабки. В их представлении они обязательно кудрявые, черноглазые, полноватые и обладают шоколадной кожей. Однако внешность этих женщин не подходит полностью под вышеописанный шаблон, поскольку в их венах течёт и африканская, и европейская, и азиатская кровь.

Большие миндалевидные глаза арабки могут быть и ярко-голубыми, и черными. Преимущественно они карие или зеленоватые. Волосы у них тёмно-русые, шоколадные, чёрные, и не только кудрявые, но и прямые, и волнистые. Арабки редко отдают предпочтение коротким стрижкам. Ведь длинные выглядят намного женственней.

Цвет кожи у восточных красавиц варьируется от молочно-белого до шоколадного. Лицо у арабских женщин, как правило, овальное, однако в Египте и Судане оно может быть и удлинённой формы. Они хорошо сложены, а если и склонны к полноте, то совсем немного.

Красота не для всех

Как выглядят арабские женщины без паранджи или иной уличной одежды, знают только родственники, муж, дети или подруги. За чёрными просторными одеяниями нередко скрывается самая обычная европейская одежда: джинсы, или платья. Арабки любят одеваться модно и стильно. Как и западным женщинам, им доставляет удовольствие демонстрировать свои последние обновки, но только близким людям.

В домашних условиях арабка ничем не отличается от европейки. Однако если к её супругу пришли гости-мужчины, она обязана покрыться. Как выглядит арабская женщина, не должны видеть даже самые близкие друзья её мужа, и она, вопреки домыслам и предрассудка уроженцев Запада, вовсе не чувствует себя ущербной. Напротив, женщине комфортно и удобно, ведь быть скромной её учили с детства. Абайи, хиджабы, никабы, скрывающие модные наряды, - не оковы, а те предметы одежды, которые с гордостью носят арабские женщины. Фото восточной красавицы в одном из них представлено ниже.

Арабские женщины: образование и карьера

Шопинг и домашние хлопоты для арабских женщин не являются смыслом существования. Они занимаются саморазвитием, учатся и работают.

В прогрессивных странах, таких как ОАЭ, женщины получаю хорошее образование. После школы многие поступают в созданные специально для них университеты, а потом устраиваются на работу. Причём женщины занимаются тем видом деятельности, который действительно им приходится по вкусу. Они работают в сфере образования, в полиции, занимают значимые посты в правительственных ведомствах, а некоторые имеют собственный бизнес.

Ещё одной страной, где арабки могут самореализоваться, является Алжир. Там многие представительницы прекрасного пола находят себя в юриспруденции, науке, а также в сфере здравоохранения. В Алжире женщин, работающих судьями и адвокатами, больше, чем мужчин.

Проблемы самореализации

Однако не каждая арабская страна может предоставить настолько привлекательные условия для обучения и профессионального развития.

В Судане по-прежнему оставляет желать лучшего. В школах только основам письма, чтения и арифметики. Среднее образование получает лишь десятая часть женского населения.

Самореализацию арабок в трудовой сфере правительство не одобряет. Основной способ их заработка в Судане - сельское хозяйство. Работниц там сильно притесняют, не позволяя им пользоваться современной техникой и выплачивая мизерные оклады.

Однако в какой бы стране женщина ни жила, полученные деньги она тратит исключительно на себя, ведь, согласно канонам ислама, материальная забота о семье целиком лежит на плечах супруга.

Когда арабки вступают в брак?

Замуж арабская женщина выходит в среднем в возрасте от 23 до 27 лет, часто после окончания университета. Впрочем, жизненные ситуации бывают разные. Во многом судьба женщины зависит от взглядов, которых придерживается её семья, и нравов в стране, где она проживает.

Так, в Саудовской Аравии нет чётко определённого минимального возраста для вступления в брак. Там замуж родители могут выдать и десятилетнюю девочку, однако брак будет считаться формальным. Это означает, что до наступления половой зрелости она будет жить в доме отца, а затем переедет к мужу. В Саудовской Аравии формальный брак практикуется редко.

А в Йемене эта проблема стоит достаточно остро. В стране зафиксирован достаточно высокий процент ранних браков. Часто их заключают, если они выгодны с финансовой точки зрения родителям юной невесты.

Раннее замужество (до 18 лет), впрочем, не является тенденцией современности, а в большинстве прогрессивных арабских государств считается исключительным явлением. Там родители руководствуются желаниями дочери, а не своими выгодами.

Замужество в арабских странах

Поиск будущего супруга ложится на плечи отца семейства. Если кандидат в мужья женщине не понравится, то ислам даёт ей право отказаться от брака. Подходит он ей или нет, девушка решает в течение нескольких встреч, которые обязательно проходят в присутствии родственников.

Если женщина и мужчина согласны стать супругами, они заключают брачный контракт (никях). В одном из его разделов указывается размер приданого. В качестве махра, как его называют мусульмане, мужчина дарит женщине деньги или драгоценности. Часть приданого она получает во время заключения брака, остальное - в случае смерти мужа или развода, который он сам инициировал.

Контракт подписывает не невеста, а её представители. Таким образом осуществляется формальное заключение брака. После никяха должна состояться свадьба. Причём торжественное событие может произойти на следующий день или через год, и только после него молодые люди начинают жить вместе.

Жизнь в браке

В браке арабская женщина мягка и уступчива. Она не перечит мужу и не вступает с ним в дискуссии, однако активно участвует в обсуждении важных вопросов. Все ответственные решения принимает мужчина, ведь он - глава семьи, а забота женщины - воспитание детей и уют в дому.

Там у неё всегда чистота и порядок, супруга ждёт горячий ужин, а она сама выглядит ухожено и опрятно. Женщина старается следить за собой: посещает салоны красоты и спортзалы, покупает красивую одежду. Муж взамен обязан оказывать ей знаки внимания, говорить комплименты и дарить подарки. Он регулярно даёт супруге деньги на шопинг, однако за продуктами арабка ходит редко. Носить тяжёлые пакеты - не женское занятие. Вся работа по дому, которую девушке выполнять сложно, ложится на плечи супруга.

На улицу арабка выходит без сопровождения мужа только с его разрешения. Однако не стоит рассматривать это правило как ущемление прав женщины. На арабских улицах не всегда безопасно гулять в одиночестве, поэтому муж считает своим долгом оберегать супругу.

Когда арабская женщина не защищена?

Арабка не бросает взглядов в сторону других мужчин. Такое поведение может её опозорить. И тем более женщина никогда не изменит мужу, иначе станет грешницей и будет наказана за прелюбодеяние. Женщины в Арабских Эмиратах, к примеру, за измену могут попасть в тюрьму, а в Саудовской Аравии стать жертвой избиения камнями. В Иордании, несмотря на либеральные нравы, практикуются так называемые убийства чести. Шариатские суды относятся к мужчинам, совершившим их, снисходительно. Само убийство считается его «личным делом».

В арабских странах, как нигде, остро стоит проблема сексуального насилия над женщиной. Арабка, над которой надругался мужчина, как правило, не сообщает об инциденте в правоохранительные органы. Ведь её могут осудить за прелюбодеяние.

Физическое и психологическое особенно распространено в Ираке. Причём недостойное поведение легко сходит с рук мужчине. Только в некоторых странах, в частности, в Саудовской Аравии, предусмотрено уголовное наказание за избиение женщины.

Является ли многожёнство проблемой?

Жителя Европы ужасает не только вопрос насилия, но и многожёнства, которое официально разрешено во всех арабских странах. Как может женщина терпеть такой беспредел?

В действительности этой проблемы практически не существует. Чтобы взять в жёны ещё одну девушку, необходимо заручиться согласием своей настоящей супруги. Далеко не каждая арабская женщина, даже учитывая её воспитание, согласится с таким положением дел.

Своей привилегией иметь несколько жён мужчины, в принципе, пользуются редко. Это слишком затратно. Ведь условия содержания всех жён должны быть одинаковые. Если не соблюдать это правило, то супруга, которую муж ущемляет материально, может подать на развод, и суд закончится её победой.

Права арабской женщины при разводе

Арабские женщины финансово защищены от всех невзгод, которые могут с ними приключиться. Она может потерять всё лишь в случае развода, на который отважится по собственной воле и без уважительной причины.

Расстаться с супругом, не потеряв махр, женщина может только если он не обеспечивает её должным образом материально, исчез, сидит в тюрьме, является душевнобольным или бездетным. Причина, по которой может развестись со своим мужем европейка, например, из-за отсутствия любви, считается неуважительной для мусульманки. В этом случае женщина лишается всех компенсаций, а её дети по достижении определённого возраста передаются на воспитание бывшему супругу.

Быть может, именно такие правила и сделали развод крайне редким явлением в Ведь, по сути, он невыгоден обоим супругам. Но если он всё же произошёл, то женщина может выйти замуж повторно. Это право ей дал ислам.

В заключение

Так сложно и неодназначно устроена жизнь арабских женщин. В ней действуют особенные законы и правила, которые, быть может, не всегда справедливы, однако они имеют право на существование. Во всяком случае, сами арабки воспринимают их как данность.


Top