Шульгин александр продюсер личная жизнь сегодняшняя. Александр шульгин

Любому мужчине обидно, когда про него забывают.

Особенно, если бывшая жена потом становится известной, успешной и счастливой. Простить это трудно. И есть лишь один способ унять душевную боль. Написать о ней мемуары. В которых поведать миру о том, кому на самом деле она всем обязана.

Певица Валерия о своем первом супруге - саратовском джазовом пианисте и композиторе Леониде Ярошевском - вспоминает вскользь. Слишком давно это было, в середине 1980-х. Ей 18, ему 26 - молодо-зелено, первая любовь, больше похожая на дружбу на фоне творчества.

Она уже толком и не помнит этот брак, который просуществовал то ли пять, то ли шесть лет. Зато Леонид, который в 1990-е уехал в Европу за лучшей долей и до сих пор работает музыкантом в ресторане, вспоминает жену часто. Недавно написал о ней целую книгу воспоминаний - «Валерия. «Паровоз» из Аткарска» называется.

«БЫЛА БЫ СЕЙЧАС УЧИТЕЛЬНИЦЕЙ»

Десятиклассницу Аллу Перфилову он увидел на сцене ДК в Саратове - девчонка отлично пела джаз. Леонид загорелся: вот бы отправить ее на фестиваль молодежи и студентов.

Поехал в городок Аткарск, где жили родители Аллы. Мама заявила, что музыка дочке ни к чему и станет она историком. Ярошевский принялся уговаривать женщину не ломать девушке судьбу…

«Была бы Валерия по сей день Аллой Юрьевной, и работала бы она учителем истории в какой-нибудь общеобразовательной средней школе, если бы не моя настырность и изобретательность в тот момент», - гордится собой Леонид.

Начались репетиции, выступления по клубам да ресторанам - Ярошевский рассказывает, что пристраивал начинающую певицу везде, где мог. Вскоре Леонид понял, что влюбился.

Предложил Алле жить вместе. Еще пара месяцев - и сыграли свадьбу. С детьми решили не торопиться - об этом особо просила мама невесты.

Спустя некоторое время молодожены рванули покорять Москву. Меняли съемные квартиры, хватались за любую работу, пели в баре для иностранцев. Прилавки магазинов были пусты, есть было нечего, но «Алла научилась делать из капусты неимоверно вкусные котлеты…» Как вспоминает Леонид, они и на голодный желудок были счастливы.

«ШУЛЬГИН ТАКОЙ ПРОТИВНЫЙ!»

А потом в их жизни появился Александр Шульгин. Представился продюсером, сказал, что ищет певицу, и предложил Алле «попробоваться» - записать несколько песен в немецкой студии звукозаписи.

Дорогой костюм, хорошие манеры и две иномарки, по мнению Леонида, произвели на его жену неизгладимое впечатление.

Начали гадать: какой же взять для Аллы псевдоним? Мужу нравилось имя Лера, но Шульгин настоял на «Валерии».

Слетав с Шульгиным за границу, Алла, как пишет Ярошевский, вернулась другим человеком. Леонид вспоминает, что улыбка жены стала «загадочной». И у него возникли первые подозрения.

«Она рассказывала о Мюнхене, о людях, о метро, о том, где побывала, как вдруг… «Слушай, Шульгин такой толстый, противный, представляешь - розовое, толстое, рыхлое тело!»

Лишившись дара речи, я вопросительно посмотрел на нее. «Ну, там бассейн у них в студии, он там загорал», - пояснила она. Что-то нехорошее заворочалось во мне».

Дальше - больше: он замечал, что отношения между Аллой и Шульгиным все меньше и меньше напоминают рабочие:

«Меня не покидало ощущение, что кто-то старательно обрезает миллион нитей, которыми я был связан с ней».

Вскоре наступила развязка: Алла, по воспоминаниям Леонида, уехала как-то вечером к Шульгину «посмотреть видео». Вернулась домой лишь утром:

«Ничего не объясняла, не извинялась, а, глядя в сторону, сказала: «Саша сказал, нам надо расстаться». Это был конец».

Ярошевский наглотался снотворного, пытаясь свести счеты с жизнью, но выжил:

«Позже Валерия расскажет, что я специально «рассчитал» количество таблеток. Пусть эта «маленькая неправда» останется на ее совести».

После разрыва Алла, как пишет бывший муж, разделила пополам шесть книжных полок, два кресла и попросила вернуть часть денег за купленный в браке синтезатор.

«ОНА МЕНЯ ИСПУГАЛАСЬ!»

Леонид жалуется, что остался ни с чем. Заработок ушел вместе с женой. Помыкавшись в Москве, Ярошевский уехал в Европу. Где через несколько лет с удивлением узнал о громком разводе Шульгина и Валерии.

«Зная Аллу, не могу себе представить, чтобы кто-то посмел голос на нее повысить, не говоря уже о рукоприкладстве. А тут - годы
избиений и издевательств, и как результат - трое детей! Надо было и мне попробовать ее поколотить хотя бы разок, глядишь - и деток бы нарожали…»

Спустя 20 с лишним лет после последней встречи Леонид, узнав о выступлении Валерии в Германии, приехал на концерт в надежде ее увидеть.

«Дверь машины открылась, Валерия, трусливо пряча лицо и делая вид, что не видит меня, прокралась к спасительным дверям и скрылась за ними. Чего она так испугалась? Неужто совесть мучит? А может, Пригожин не разрешил?»

Под конец своей книги бывший муж Валерии припас два мощных аккорда: сначала обвинил ее в том, что кичится богатством, и упрекнул, что до сих пор не создала фонд в помощь нуждающимся, как некоторые другие звезды. А потом, скрупулезно собрав все слухи и сплетни, сделал вывод, что певица его никогда не любила, использовала как трамплин, чтобы стать звездой. А теперь, вся ее жизнь - сплошной пиар:

«Это Примадонна может годами не появляться на публике, а Валерии же надо стараться изо всех сил поддерживать свой рейтинг…Эх, Валерия, Валерия… Можно уехать из Аткарска. Но вот беда - Аткарск уже никогда не уедет из тебя…»

- Саша, ты как-то исчез из поля зрения публики. Чем ты сейчас занимаешься?

Как занимался, так и занимаюсь музыкой, пишу. Я полтора года назад сказал, что продюсерством в нынешнем понимании слова "продюсер" не занимаюсь. В том смысле, которое сейчас вкладывается в слово "продюсер", я - не продюсер.

- То есть, произошло окончательное разделение менеджеров и производителей, собственно, музыки?

На сегодняшний момент – да. На сегодняшний день населению четко навязали, что продюсер – это нечто такое, что связано исключительно с деньгами, человек, который может деньгами или какими-то связями пробить любую бездарность в эфир, и, соответственно, "рубить" с этого деньги.

При этом продюсеру далеко не обязательно знать музыку и вообще иметь к ней какое-то отношение. Это должен быть некий делец, торговец, брокер или еще кто-то. То есть, все, что раньше везде в мире называлось менеджментом, а у нас директорством коллективов и исполнителей, в какой-то момент в России стало называться продюсированием.

Вот есть, например, режиссер в театре. Он занимается постановкой. Есть, скажем, пьеса "Гамлет" - она же много где поставлена, но в постановке именно этого режиссера она смотрится вот так, в постановке другого режиссера – вот этак. И есть песня, и при работе в студии с этой песней у этого продюсера она будет звучать вот так. Будет запись данной песни делать другой продюсер - она будет звучать как-то по-другому.

И еще в театре есть директор, который занимается всеми хозяйственными и коммерческими вопросами, в том числе счетами, оплатами, ценой билетов, какой-то там рекламой или еще чем-то. Это директорская совершенно работа. И чем меньше директор понимает в творческой части, тем меньше он лезет к режиссеру. А режиссер абсолютно не видит какие-то финансовые бумаги, он поглощен творчеством.

Соответственно, в том понимании, котором я сейчас живу, я – не продюсер совершенно в смысле того значения продюсера, как это сейчас масштабируется в медиа. Я не знаю, как себя назвать, я просто работаю в студии, делаю какой-то там оригинальный звук для исполнителя, для песни, для произведения, для альбома, сижу и работаю денно и нощно.

Лучшие дня

- А артисты, которым ты делаешь звук и песни – они потом куда идут с этими песнями?

Они пока никуда не идут, пока идут записи ведь. Да и к тому же был отвлечен от этой работы поступившим предложением поучаствовать в телевизионном проекте ("Фабрика звезд-3" - прим. Дней.Ру). Я в этом телевизионном проекте поучаствовал 100 дней, чуть более 3-х месяцев. И после него там месяца два надо было что-то доделывать, а потом я опять вернулся к тому, что и приостановил на время этого проекта. И вот сейчас я в этой основной работе близок к завершению. Сейчас через месяц, два, три…

- Что произойдет?

Произойдет выход ряда альбомов, условно говоря.

- Можешь ты их назвать, что это за артисты?

Это в первую очередь группа "FM", которой я помогаю. Это очень оригинальные ребята, талантливые. И то, что звучало по радио из "FM" ,хоть песни и полюбились слушателям - не совсем самое лучшее, что у них есть. Это только то, что было принято к ротации.

К сожалению, к ротации у нас принимают не совсем то, что бы тебе хотелось, или что являет собой артист. При этом ротация немного уродует песни, потому что требует еще неких изменений: специфическое звучание, определенная длительность. И поэтому приходится песню в это прокрустово ложе засовывать, приходится ее коверкать.

Поэтому на сегодняшний день все, что будет выпущено, видимо, будет кардинально отличаться от тех двух песен, которые были у группы в эфире. И даже обсуждается вопрос: ставить песни «форматные», то есть те, которые в эфире все же звучали, или не ставить в альбом? Но, наверное, группа будет их ставить, потому что это их история, но видимо как бонус-трек, потому что звук альбома будет совершенно иной.

И будет также сольный альбом Лёки, вокалистки "FM". Ее зовут Алевтина Егорова, а уменьшительное имя – Лёка. Вот у Лёки будет сольный альбом, который будет отличаться даже от "FM". "FM" - это молодежный коллектив, жесткий немножко, там есть какая-то позиция, есть стержень. А это просто песни про любовь: мягкие такие, светлые.

- Ты эти альбомы понесешь мейджору какому-то? Как ты их будешь выпускать? Где происходит разделение продюсера и композитора?

Да, я советую группе, что может альбомы и стоит каким-то дистрибьюторам и отдать. Но ребята хотят, что бы было распространение исключительно в Интернете. Но точно мы не понесем это ни в какие ротации.

- Ты работаешь только с женщинами?

Почему? Нет. Вот я сделал альбом Саше Буйнову, нашел ему звук. К Саше-то я сам нормально отношусь, я его знаю лет 20. Но один из таких известных в этом мире людей, когда узнал, что я взялся писать альбом Буйнову, сказал: "Не знаю, но менее перспективного из старых людей ты мог найти, наверное, только Шуфутинского". Но в результате Буйнов омолодился, совершенно поменял себя, звучание стало достаточно модное. Почему ты решил, что я работаю только с женщинами?

- Публика так считает. Рядом с Шульгиным одни женщины.

Нет, это просто так, как бы некая история, связанная с моей половиной. 1994-5-6-7-й год – там же много в работе у меня было и гитарных молодежных проектов, и всех прочих. "Мумий тролль", "Мечтать"… Я бы с удовольствием помог какому-то исполнителю. Просто такие парни пошли… Сейчас же ведь немножко более испорченное поколение…

- Ты о том, что у нас сейчас большой дефицит мужского вокала?

Вышел весь мужик, да. У нас долго было время таких непонятных унисекс-мальчиков, субтильных. А именно сильных вокалистов, при этом с такой мужской харизмой – у нас их нет абсолютно. Поэтому приходят, условно говоря, какие-то молодые люди, в которых, может быть, и есть некая потенция с точки зрения вокала - но с точки зрения личности они не Мужчины. При этом они хотят ежеминутной славы быстро. А ведь никто за историю мгновенно признан не был, ведь бесплатный сыр в мышеловке только.

Пугачева только к 30-ти годам стала реально популярной, а до этого где-то и на подпевках, и на раскладушках спала на гастролях, тяжелую жизнь прошла. "Pink Floyd" с пятого альбома стал популярен, даже The Beatles с первого альбома не стал популярен. И такую тяжелую жизнь проходили все: "Машина времени", "Воскресенье", "Динамик". Нет такого, что – бац, и ты популярен и всеми любим.

А сейчас – нет, сейчас приходят и говорят: "Сделай меня звездой". Ведь звездой надо родиться, уже что-то иметь внутри, а после этого работать, работать, работать, работать. А ведь что такое работать? Эта молодёжь говорит: "Как работать? Мы же ведь попали в эфир. Все уже. Как работать? А что еще надо делать?" Я не понимаю их - в их возрасте мы ездили на гастроли, по шесть концертов в день, без всякой фонограммы – ее тогда просто не было. Очень утомительно. Но зато сейчас такой популярности, какая была тогда, ни у одного артиста нет.

Просто предложения стало больше.

А интереса стало меньше. Потому что на сегодняшний день музыка, которая звучит, скажем, через эфир - она вообще ничего не несет.

- Валерия – это был первый проект, которым ты занимался?

Если не брать во внимание рок группу «Круиз», где я работал? После «Круиза» первый был такой талантливый музыкант – Гена Рябцев, который мне помогал. Он работал с Володей Кузьминым в "Динамике", - аранжировки делал, в студии работал, играл на саксофоне. И вот он сделал свой сольный альбом, но, практически дописав его, понял, что все это суета сует, и ушел в монастырь. И его теперь очень многие знают как отца Германа, а люди, которые покупают записи церковных песнопений хора Валаамского монастыря, могут его слышать - это как раз отец Герман и есть.

Потом была группа "Скандал", из которой вышел "Моральный кодекс". В общем-то, Коля Дивлет-Кильдеев и пара ребят тот "Скандал" оставили, потом пришел Мазаев и получился "Моральный кодекс". "До свиданья, мама" была сочинена на диване у меня дома.

Потом еще был некий проект, который назывался "Белый камень". Мы записали уже пол-альбома, это был 1989-й год. Там был очень талантливый певец – сейчас я вообще таких не знаю, их нет. Таких вокалистов, с таким уникальным голосом. Он и технически очень сильный певец был, и тембр уникальный. И в какой-то момент его где-то мельком услышала Пугачева, и звонит мне: "Хочу, чтобы ты заехал". Я поехал к ней, она на Тверской жила, приехал, она говорит: "Короче, вот этот парень из "Белого камня" работает сейчас у меня в "Театре Пугачевой". О-па…

Она начала с какого-то такого странного тона, интонации... Как правило, так разговаривают, когда нужно как-то сразу показать свое "я". Я сказал: "Ради Бога, если у вас получится сделать из него хорошего артиста, значит, я за него буду очень рад". Но вот после "Рождественских встреч", это 1989-й год, где он выступил, я так его больше и не видел. То есть, он как-то так и стух там, в театре.

- Как его звали?

Да это не столь важно сейчас.. Я для себя тогда сказал: "Ну, хорошо, это такой маленький урок, эксперимент. Я уже понял - кто есть кто, какие бывают люди в этом мире «искусства»". Да вся жизнь – это урок. Я понял, кто какими форматами, нравами и принципами руководствуется. Я сказал: "Ну, да, замечательно.Спасибо за урок". Перевернул страницу и пошел дальше.

- Ты сейчас пишешь песни, которые предназначены только Валерии?

У меня сейчас пишется много песен, очень много.

- Я именно для Валерии? Имея в виду именно ее?

Так можно писать только тогда, когда ты видишь, представляешь человека, как бы общаешься с ним. Это бывает, когда тебе нужно для него написать какие-то песни. Когда есть некая задача - тогда ты держишь этот образ в голове и пишешь специально для человека. Когда такой задачи нет, то музыка вообще пишется по-другому. Сейчас у меня музыка пишется совершенно по-другому, и пишется очень много песен.

Среди этих песен есть, например, совершенно мужские песни, которые пока откладываются. Но есть среди них, конечно, и какие-то песни, которые, мне кажется, могла бы донести Валерия. Но это не пишется, специально держа образ в голове. Просто есть песни, которые может донести Валерия, потому что есть некий характер у человека. Правда, скорее всего это могла бы сделать та Валерия. Потому что сегодняшнюю Валерию я, действительно не представляю - она достаточно поменялась, и с точки зрения творчества в том числе.

Точно также, когда мы были вместе - у меня писалось очень много песен, которые Лера не могла спеть, потому что это тоже было не ее совершенно. Это естественно, нормально.

- Как ты думаешь, может так случиться, что когда-нибудь она их исполнит?

Не знаю, потому что нам вообще неведомо знать, что будет завтра. Мы можем только думать о хорошем, а что будет - не нам это дано знать.

- Как ты думаешь, для появления певицы такого масштаба, как Валерия, обязательны какие-то особенные взаимоотношения между артистом и автором? Если союз не только творческий, а еще какой-то другой – это усиливает креативную силу?

Нет. Я думаю, что нет единого ответа на это. Это может как помогать, так и мешать. Нет одного рецепта. Конечно, для взаимопонимания автора и исполнителя желательно знать: а что, в общем-то, есть внутри артиста? Потому что есть артист, а есть лицедей, который может выходить на сцену и играть какую-то роль, оставаясь при этом совершенно другим внутри человеком. Вот у нас есть некие люди, которые выходят и играют роль таких мужчин, но они ими не являются в силу каких-то отклонений. Или выходят, играют счастливых, а на самом деле несчастны.

А есть Артисты, кои и на сцене несут слушателю то, что они есть на самом деле. Мне хочется знать, что внутри такого артиста. Для этого нужно понять человека, но для этого не обязательно то, о чем ты говоришь. Мы с Лерой начали работать 4 декабря 89-го года. И только в конце июля 92-го мы поцеловались и стали жить вместе. А до этого шла работа. Просто ты работаешь с артистом, а когда видишь, что есть Любовь, то начинается как бы другая жизнь. Ты можешь работать лучше, спокойней.

- Ты хотел бы, чтобы кто-нибудь из твоих детей занимался музыкой?

Занимался Музыкой – да, потому что Музыка необходима для человека. Музыка расширяет его мировоззрение и делает душу утонченной. Но я говорю именно о Музыке. Я не говорю о том, что сейчас творится на эстраде. То, что сейчас творится на эстраде, я не могу, к сожалению, назвать музыкой. Поэтому я не хочу, чтобы дети занимались тем, что сейчас творится на эстраде - ни в коем случае.

- То есть, на "Фабрику" ты бы детей не отпустил?

Моего благословления на это не было бы.

- С третьей "Фабрикой" у тебя не получилось продолжить. Расскажи, а как все могло бы быть?

Я бы не стал ставить вопрос так, что там не получилось продолжить, потому что я свое дело сделал. Разговоры с правообладателями "Фабрики", с Костей Эрнстом как вещателем, и с Ларисой Синельщиковой как производителем, у меня были изначально исключительно только такие, что я не хотел бы в дальнейшем заниматься участниками телешоу как «продюсер», в том смысле, что мы говорили в самом начале нашей беседы. Для этого есть ряд людей, которые могут успешно делать гастроли. А чего их не делать? Это же легко. У нас есть прокатные компании. Все эти компании знают, и здесь, в общем-то, проблем, вообще никаких нет. А я не хочу иметь дело ни с какими деньгами.

Музыку, альбомы если их нужно было написать для выпускников третьей «Фабрики», я готов был написать по окончании "Фабрики" в течение 6-8 месяцев. Там у каждого фабриканта, которого отобрали – а это 8-9 единиц, сольные артисты и группы, было бы по альбому совершенно спокойно. Пожалуйста, если это надо. Поэтому, что значит - не получилось? У меня все, в смысле творчества, как было, так и получилось: "Фабрика" ездит на гастроли с моими песнями, они получили движение стартовое, а сейчас делаются какие-то свои движения уже в той компании, которая теперь ими занимается.

А гастролями я не хотел заниматься. Дело в том, что эту работу, которая называется "продюсерская", сейчас может делать очень много людей. Любой мало-мальски способный директор любого артиста, условно говоря, может потянуть эту работу спокойно. Они работают с артистами, у которых иногда есть коллектив 30-50 человек, отправляют их на гастроли, возят, договариваются, делают рекламу, то, другое, третье. Поддержка канала обеспечена - что здесь не сделать-то? Но зачем мне тратить на это время? Это время я потрачу лучше – напишу песню, напишу альбом. Вот моё ощущение.

А иное ощущение я не могу там представить. Было так, как есть. Поэтому "не получилось" - это неправильное представление о ситуации. А нерешённые вопросы по «Фабрике» как-то решатся.

Главное, что я постарался для ребят найти чистые образы и попытаться донести им, что б они не пели никогда песни, скажем так пошловатые. Во время телепроекта это получилось, а далее не знаю… Переживаю я за них.

- Ты уже прошел целую "Фабрику" - ты опытный, а Пугачева нет, только начинает, можешь дать ей какие-нибудь советы?

Пугачёвой советы?? От меня??... Мы разные очень. Но если гипотетически, то совет был бы уместен перед "Фабрикой". Ходить туда или не ходить. Но сейчас уже поздно, наверное.

Сейчас в русской поп-музыке наблюдается чудовищная стагнация. Совершенно не появляется новых песен, не говоря уж о новых авторах…

Я совершенно четко сравниваю эту ситуацию с 83-84-м годом. Я прочитал весь самиздат того времени, не поленился, нашел, прочитал всё, что было доступно. Ситуация абсолютно аналогичная. Все те материалы можно публиковать прямо сейчас.

Возьми передачу "Песня-83", поменяй только имена, какую-нибудь Анне Вески на Катю Лель - и ты получишь абсолютно тот же самое. Было то, что разрешено: всего лишь 27 коллективов, перечисленных в знаменитом указе Демичева. "Верасы", "Песняры", еще что-то. Еще там были перечислены не рекомендованные коллективы, но они не были запрещены. Там все было очень просто.

Когда ты читаешь интервью БГ того времени, 83-го года, интервью Макаревича, ты видишь, что в них нет никакого антагонизма, никакой позиции "против". Там было просто: "Мы играем свою музыку". И Макаревичу в "Москонцерте" говорили: "Пожалуйста, приди, мы рады будем". Потому что по всей стране звучал "Поворот" - везде, изо всех углов. Ему и говорили: приди, сдай программу, только в программе должны быть песни советских композиторов. А Макаревич говорит: "Нет, я хочу свои петь". "Ну, свои… Ты тогда не будешь аттестован".

И сейчас абсолютно то же самое. На радио тебе говорят: "Мы же не запрещаем вам. Только формат, давайте формат, и тогда вы будете у нас. А петь мы вам не запрещаем". И тогда никто никого не запрещал. Это все в интервью-то есть. Никто никого не запрещал: "Пожалуйста, давайте песни «Союза Советских Композиторов". И вся страна эти песни слушала, при этом пропаганда была гораздо сильнее, чем сейчас - потому что был один канал, одно радио, одна газета, условно говоря. Были еще какие-то ряд газет, но эта пропаганда накрывала их сразу же, и тиражами, и всем прочим.

Так вот с 83-го года из тех разрешенных песен до нас мало что дошло. Вот этот период времени – 83-й и по 85-й, когда начали чуть-чуть запрещать. Из этого периода из разрешенной музыки до нас мало что дошло. Вот период до 81-82-го - есть какие-то песни, которые хорошо у нас сейчас в бэк-каталоге на радио "Ретро" идут, и потом после 85-го резко идут. Или какие хорошие песни были в 60-70-е. То, что до той «цезуры» писались и пелись.

А с 82-го по 85-й, практически ничего такого нет. Я не говорю, что нет ни одной песни, но резкий спад очевиден. Отличие от сегодняшнего дня лишь в том, что тогда было засилье таких простоголосых мальчиков-дяденек – а сейчас у нас как раз засилье девочек. А тогда были мальчики, которые ушли, их нет, и в жизни их никто и никогда не вспомнит.

Я говорил это, в разговорах в том числе и руководителям "Первого канала". Я говорил им: "Все, что сейчас делается – это вырезание из будущего. Потому что через 10 лет, или через 15 любые радиостанции, которые играют в формате минус 5, 10, 15 лет – им нечего будет играть, потому что даже технологически это все не выживет".

Почему сейчас у радио "Ретро", скажем, в Питере, суперуспех? Там вся молодежь, причем та самая, которая вроде бы должна на диджеев ходить и колбаситься - она вся слушает радио "Ретро". Едут в машинах и поют все эти песни: "Говорят, что некрасиво". "Алешкина любовь", "Мечты сбываются". Потому что там все более-менее правильно записано, более-менее живые инструменты, которые ты можешь постоянно ремастерить. Живые инструменты, гитара – они не устаревают. А самое главное: были Песни.

А все, что звучит сегодня, построено исключительно на сегодняшних звуках. Ты послушай музыку 92-го, 91-го года на всех модных тогда навороченных звуках - она не будет актуально звучать, она будет для тебя также смешна, как мобильный телефон 93-го года. Это устаревает, поэтому через 10-15 лет у нас не будет пласта вот этой музыки. Она устареет. Значит, кто-то займет ее место в эфире массы радиостанций. Конечно, это место вероятнее всего займет западная музыка. Вот какое добро на сегодняшний день делают люди, взявшие на себя ответственность, и заявившие в средствах массовой информации, что они ответственны за музыку в нашей стране.

- Да, это интересная параллель. И на фоне всего этого застоя как раз происходил самый интересный момент в развитии русского рок-н-ролла.

Да, конечно! А представляешь, если бы в 83-м году "Машину времени" показывали бы по телевизору.

- Их стали показывать во второй половине 80-х…

И в народном понимании они почти сразу же стали "Верасами", условно говоря. Или что случилось с "Ленинградом" в итоге сейчас. То есть, они это не осознают, но осознают через три-четыре года. Им не надо было выходить в эту ротацию с тем эпатажем, не надо было.

- А ты слышал альбом "Бабаробот"? Сережа все-таки, мне кажется, это понимает. Он сделал работу, которую никто никогда не поставит на радио. Гениальную, мне кажется.

Ну, давай, подождем немножко.

- Да. Он парень-то очень неглупый…

Никто не говорит, что он глупый, в том-то и дело! Но когда ты попадаешь в некое медиа-пространство, тогда, когда это медиа-пространство вызывает у всех раздражение, то ты сам начинаешь вызывать раздражение как часть этого пространства. На сегодняшний день если ты попадаешь в эфиры любой существующей медиа группы, связки "Первый канал", "Русская медиагруппа", "MTV" – вывод зрителя будет однозначным. Вот если туда сейчас попадет, условно говоря, группа "FM" - сразу же публика скажет: "Ага, блатные, кто-то купил, голоса нет, потому что на компьютере все сделали. Мы знаем, что талантливых туда не берут". И ребята из группы это понимают, поэтому и не навязываются такой музыкальной медиаформе в нынешнем эфире.

Примерно такая же ситуация была в 83-84-м году, соответственно, это давало почву для работы всяких ленинградских рок-клубов, московских рок-лабораторий, екатеринбургских рок-клубов, владивостокских. Люди пытались сделать что-то другое, что-то не такое, как везде. И магнитоальбомы помогали им в этом деле – сделать. Я помню прекрасно весь этот шквал магнитоальбомов в 84-м году. Хорошего, разумеется, попадалось мало. На сегодняшний день, эту функцию магнитной записи совершенно спокойно может взять на себя Интернет.

Просто в стране очень много людей, которые ищут там информацию и готовы слушать хорошую музыку. Пока в Интернете почти нет никакого достойного музыкального предложения, потому музыканты что еще не совсем понимают ситуацию и пытаются делать либо чистый формат, либо "антиформат", то есть, играют в очень прямолинейную оппозицию. Не надо ничего делать оппозиционно, нужно просто играть хорошую музыку, потому что музыка не делится ни по стилям, ни по направлениям. Она делится на две категории: хорошая и плохая.

- Революция грядет?

Скорее социальная. И очень печальная. А в музыке? Я не могу сказать, что это революция, но у нас все равно жизнь-то по спирали идет и по маятнику, хотел бы кто так или не хотел бы. Так что что-то произойдет, хотим мы того или нет. Просто потому, что маятник качнется в другую сторону. И наступит очередной виток спирали. Но уже с новыми именами и новыми героями.

- Ты думаешь, что со стороны Интернета должна придти какая-то новая система дистрибуции музыки?

Да, новая система вообще. И дистрибуции, и понимания того, что эта новая система дистрибуции не может не построиться имен на каком-то новом продукте, на новой музыке.

- При том, что сейчас стало музыку записать-то очень просто…

- Сейчас любой человек на компьютере это может сделать.

Нет, нет, нет. Я считаю, что вообще, цифра убила музыку. Цифра убивает музыку даже не столько по звуку, хотя понятно, что любители-меломаны, которые слушают винил, с этим согласятся. С ней удобно работать, монтировать, скажем, цифра дала единственный плюс - возможность людям, которые не поют и не играют,петь и проявить себя, потому что голос можно подправить, из сэмплов как паззл составить композицию и сказать: я - автор песни. Человек особо не поющий может, используя цифру, спеть хорошо – есть возможность реализации какой-то большей массы людей вообще без образования, навыков, или опыта.

Вот что дала цифра, но как таковую музыку она, условно говоря, убила. Потому что все, что связано с сэмплами и всем прочим - это может уметь уже практически каждый. Это как в "Photoshop" - человек может многое нарисовать, но он не Леонардо да Винчи.

Да воздастся каждому по делам его
Голос истины 29.07.2014 01:01:45

Обязательно прочитайте книгу Валерии. Там об этом Шульгине действительно вся правда написана.

Скандальные подробности личной жизни композитора и продюсера Шульгина всплыли после его громкого развода с Валерией. Жена Александра Шульгина певица Валерия познакомилась с ним в одном из московских клубов, в котором она выступала, а Шульгин зашел туда ради встречи с деловыми партнерами. Как только он увидел молодую певицу, сразу был очарован ее голосом и красотой. После выступления Александр подошел к Валерии, которая в то время выступала под своим настоящим именем - Алла, и предложил поработать вместе.

На фото — Шульгин и Валерия

Он оставил ей свой телефон, по которому на следующий же день будущая звезда позвонила продюсеру. Для певицы это было огромной удачей, ведь Шульгин к тому времени был уже известен, имел большой опыт работы с артистами, в том числе со многими знаменитостями.

Сначала их отношения были только партнерскими, но очень скоро они переросли в настоящий роман. Александр признался Валерии, что любит ее и предлагает выйти за него замуж. В тот период певица была замужем, но, услышав предложения от продюсера, тут же приняла решение разойтись с первым супругом и стать женой Александра Шульгина.

На фото — продюсер с семьей

Через несколько месяцев она родила сына Арсения. Через год Валерия снова забеременела, и это время было ознаменовано взлетом ее популярности. Но успех ее ждал лишь в творчестве, а вот личная жизнь постепенно превращалась в настоящий ад. Шульгина после рождения детей словно подменили - он стал настолько агрессивен, что при любом удобном случае не только кричал на жену, но и поднимал на нее руку.

После развода Валерия призналась, что после побоев ее тело бывало сплошь покрыто синяками. Тем не менее, она решилась на рождение третьего ребенка, потому что хотела сохранить семью и верила, что Александр должен исправиться. Но ее надежды оказались напрасными, и, потеряв надежду и устав от постоянного унижения, жена Александра Шульгина забрала детей и уехала к родителям в Аткарск.

Александр Шульгин — российский композитор и продюсер. Благодаря ему на большую сцену вышли певицы Валерия и Алевтина Егорова, саксофонистка Елена Шеремет, группа «Мечтать» и другие музыканты. Также с его именем связаны телевизионные шоу «Фабрика звёзд» и «Стань звездой». Сейчас Шульгин руководит группой компаний «Фамилия», которая ведет деятельность в сфере СМИ и индустрии развлечений. Он ещё достаточно молод, поэтому мы надеемся, что страна пополнится его работами и курирующими.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Александру Шульгину

Александр не отличается стройным телосложением, но всё же сильно себя не запускает. При росте 175 он весит 73 кг. Родился мужчина 25 августа 1964 года, значит, на данный момент ему 52 года. Помимо всех прочих талантом, Александр так же пишет стихи, и первый свой стих он написал ещё в школьные годы, посвятив его маме. Рост, вес, возраст, сколько лет Александру Шульгину, данный вопрос не раз интересовал его фанатов, которых, у талантливого композитора достаточно много. Начинал свой путь Александр достаточно тяжело, зато сейчас его успех не знает границ.

Биография Александра Шульгина

Родился парень в городе Иркутск. И с самого детства увлекался музыкой. Серьёзно начал заниматься ещё в младших классах. Тогда он брал уроки по игре на гитаре у старшеклассников. Он брал у старших парней музыку, для того, чтобы в дальнейшем переписать её на бобины. Начиная с 12 лет, он вступил в школьный ансамбль, где показывал свои музыкальные успехи. Поначалу ансамбль играл только те песни, которые в те времена были приняты для школьного репертуара. Затем в ход пошли и более известные и современные на те времена песни, например группы «Машина времени», которая в то время только начала набирать популярность.

Ансамбль развивался, парни становились всё опытнее, и на выпускном вечере это уже была целая группа, которая играла собственные песни. Конечно, финансов на инструменты у ребят тогда не было, поэтому с этим вопросом помогали родители.

Помимо развития талантов биография Александра Шульгина содержит и менее приятные моменты, а именно проблемы с милицией. Однажды ансамбль при прогулке в парке украли мегафон, а затем репетировали с ним в одном здании государственного учреждения. Когда директор здания узнал, как ребятам достался этот мегафон, он обратился в милицию. Саше тогда было меньше 14-ти лет, поэтому его к ответственности не притянули, а вот другим парням дали условный срок 2 года.

Но ребята, несмотря на это происшествие, продолжали заниматься любимым делом, развивать свои таланты. Александр тогда сочинял песни для группы и не забывал участвовать в различных музыкальных конкурсах, которые не редко выигрывал.

Поступление в институт так же никого не остановило, и группа так же давала концерты для местной публики и продолжала свои репетиции.

Как-то раз удача улыбнулась парню и приехавшая группа «Карнавал» в Иркутск, заметила талантливого Александра и позвала с собой в Москву. Там он уже познакомился с группой «Круиз», которые приняли его в состав. Но в России на тот момент вышел приказ о запрете рок-музыки, поэтому Шульгину пришлось приложить много усилий и нервов, чтобы добиться разрешение на существование этой группы. Затем коллектив набирал популярность, давал концерты по всей стране и даже за её пределами, например, в Германии, где собственно коллектив и распался, из-за постоянных ссор между участниками. После этого Саша остался жить в Германии.

Немного побыв в Германии, он вернулся в Москву и стал продюсером, продолжая заниматься сочинением песен и музыки. Его слава началась с певицы Валерии, которую он смог «раскрутить» как популярную певицу. Именно Шульгину она благодарна своей славой. Правда, в ходе работы молодые люди поняли, что интересны друг другу не только в рабочих рамках.

Личная жизнь Александра Шульгина

Личная жизнь Александра Шульгина не такая красочная как его талант и рост карьеры. Как уже было сказано, когда он занимался продюссированием Валерии, он влюбился в девушку и они даже решили пожениться. За время брака у них было трое детей. Но перед рождением третьего пара развелась. После развода Валерия рассказала прессе такие подробности и жизни, от которых волосы «становятся дыбом». Например, она рассказывала как однажды, когда они с Александром ужинали, они начали ругаться и ему не понравилась фраза сказанная супругой. За это он вонзил ей в колено нож, после чего у неё началось сильное кровотечение. Но несмотря на такое, Валерия простила мужа, как потом оказалось, зря, ведь агрессия и подобное продолжалось ещё долго.

Сам Александр не раз отрицал подобные высказывания жены, но правда это или нет, нам не узнать, потому что их супружеская жизнь долгие годы была надёжно скрыта.

Ещё одной женщиной Александра стала Юлия Михальчик, которая была участницей программы «Фабрика звёзд» и даже заняла третье место. Она посчитала слова Валерии клеветой и решила попробовать отношения с Александром, но позже самостоятельно убедилась, что его бывшая жена была права и достаточно быстро ушла от звезды.

«Александр Шульгин личная жизнь 2016 где сейчас» — этот запрос интересует многих, кто следит за жизнью Александра и стоит сказать, что на данный момент у него нет любовных связей и он с головой ушёл в работу, и не зря, ведь нет ничего важнее развития своего таланта. Стоит отметить, что у продюсера так же есть тёзка, а именно американский химик Александр Шульгин. Возможно, имя всё же играет роль в жизни человека.

Семья Александра Шульгина

У Александра подрастает трое прекрасных детей. После рождения первой дочери, по словам Валерии как раз и началась проявляться агрессия мужа. Когда она забеременела третьим ребёнком, она решила уйти от Александра и подала на развод. Он, узнав о беременности, обещал исправиться и даже заключил брачный контракт, но исправления не произошло и пара всё же расстались. Семья Александра Шульгина состоит только из детей, которые сейчас с ним и не живут. На данный момент известный продюсер одинок и занимается только продвижением своей карьеры и новых звёзд.

Дети Александра Шульгина

Сейчас дети Александра Шульгина растут с матерью и её новым мужем, а с отцом видятся достаточно редко. По словам Валерии, детей Шульгин тоже обижал и даже однажды так ударил среднего сына, что у него почернело ухо. Такое не сможет простить ни одна мать. На данный момент у Александра нет детей кроме уже существующих троих от Валерии и возможно это и хорошо. Он занимается раскруткой своей карьеры, хотя после развода с певицей его репутация сильно пострадала, ему тогда пришлось пережить не только скандальный развод и обвинения бывшей жены, но и несколько судов из-за отказа от коллектива «Другие правила», ему пришлось потратить много времени на реабилитацию своего имени, хотя чёрный пиар – это тоже пиар.

Сын Александра Шульгина – Артём Шульгин

На данный момент парень учится в Женеве, причём получает сразу два образования, из-за этого Артём практически не видится с родными. Он уже достаточно давно уехал в Швейцарию, для начала закончил там школу бизнеса, после чего поступил в высшее учебное заведение. Учёба даётся парню хорошо и с такими успехами его явно ждёт хорошее будущее. Сейчас он учится сразу на двух факультетах – программирование и область финансов. Парень самостоятельно выбрал своё будущее и поступил совершенно без помощи влиятельных родителей. Сын Александра Шульгина – Артём Шульгин вырос очень способным парнем.

Сын Александра Шульгина – Арсений Шульгин

Сын Александра Шульгина – Арсений Шульгин был рождён в ноябре 1998 года. Он был рождён как раз на пике всех ссор и бракоразводного процесса, но мальчику повезло с матерью, которая всячески пыталась оградить детей от этих проблем. Младший сын Валерии и Александра растёт талантливым музыкантом и в свои 18 лет уже заработал много наград при помощи своего таланта. Он занимал призовые места на Московских международных конкурсах. И как стало известно прессе, помимо творческих дел, он преуспел и в любовных, ведь на данный момент он состоит в отношениях с начинающей моделью Анной Шеридан.

Дочь Александра Шульгина – Анна Шульгина

Несмотря на тяжёлое детство, семейные проблемы и развод родителей, дети Александра выросли очень талантливыми и целеустремлёнными.

Вот и дочь Александра Шульгина – Анна Шульгина уже стала достаточно популярной актрисой и певицей. Сейчас ей только 23 года, а её уже знает вся страна. Так же с июля 2016 года — ведущая программы «PRO-Новости» на телеканале Муз-ТВ. За время своей карьеры она уже написала 6 песен, которые слушает вся страна, одна из них в дуэте с Валерией. Девочка продолжает строить успешную карьеру.

Бывшая жена Александра Шульгина – Алла Юрьевна Перфилова (Валерия)

Бывшая жена Александра Шульгина – Алла Юрьевна Перфилова (Валерия), стала популярной как раз благодаря своему бывшему мужу, который помог ей начать свою карьеру, вот только личная жизнь у пары не заладилась. После ухода от супруга, в жизни Валерии появился новый, более достойный мужчина, который принял её и детей как родных. Сейчас она замужем за талантливым продюсером Иосифом Пригожиным, несмотря на достаточно грозную внешность, Иосиф обращается с женой как с хрустальной вазой, и именно он смог сделать женщину по-настоящему счастливой.

Фото Александра Шульгина до и после пластики

Обращался ли Александр к помощи пластических хирургов? Однозначно нет. Мужчина занимается продвижением своей карьеры, жизни и такие вопросы как собственная внешность уходят для него на второй план. Поэтому не раз можно заметить Шульгина на улице в обычной одежде, без особых изысков, с несколькими лишними килограммами. Но Александру некогда заботится о своей внешности, потому что работа забирает всё время.

Фото Александра Шульгина до и после пластики, в интернете не витают, в отличие от фотографий его дочери, которая по мнению журналистов прибегала к помощи пластической хирургии, хотя девушка отрицает этот факт.

Инстаграм и Википедия Александра Шульгина

Как и любой активный человек, Александр пользуется социальными сетями, в которых выкладывает свои мысли, соображения по тому, или иному вопросу, а так же фото и новости про себя, или свои группы, которые он продюсирует на данный момент. Инстаграм и Википедия Александра Шульгина позволит вам лучше узнать этого человека, его биографию и интересные факты из жизни. Возможно, Александр и сделал много ошибок в своей личной жизни, всё же в профессиональной деятельности он является одним из лучших, за что стоит интересоваться его карьерой. Он подарил миру не одного талантливого исполнителя и прекрасные песни и композиции.


Top