Спектакль неподвижные пассажиры. Основная программа фестиваля Компания филиппа жанти

После Москвы спектакль Жанти увидят зрители Петербурга, Пскова, Екатеринбурга и Воронежа. Критики называют эту постановку "путешествием по океану подсознания", "визуальной поэзией".

Пускать журналистов за кулисы Филипп Жанти обычно строго-настрого запрещает. Все потому, что к секретам самого загадочного театрального режиссера на планете там будто бы становишься ближе. Но причудливые куклы, зловещие маски и манекены упрямо хранят тайну, как неживое на сцене становится живым.

"Знаете, самый приятный комплимент для меня - это шепот в зале, когда зрители в недоумении - где кукла, а где живой человек. Это, и правда, непросто - если б не знал, сам бы запутался. И в этом главный мой трюк - я хочу, чтобы на сцене у манекена и актера была одна жизнь, одна на двоих", - говорит режиссер Филипп Жанти.

В этой жизни они кружатся в танце, умирают, воскресают и делятся друг с другом страхами. Великий фокусник, кукольник и философ, Жанти не оставляет зрителю шанса понять, как механические создания превращаются в людей и вдруг вновь раскидывают безвольные пластиковые руки. Чтобы добиться максимального сходства с артистом, над каждым манекеном весом около 15 килограммов работают несколько недель. А дальше начинается магия.

"У каждого из нас есть двойник. Мы так к ним и обращается: двойник Анны, например. Чтобы привыкнуть к такому партнеру, нужно месяца три, не меньше. Потому что вы играете две роли - за себя и за него, и вы вместе рассказываете историю - вашу историю", - отмечает актриса Анна Мага Вигелиус.

Над каждой мельчайшей деталью реквизита работает целая команда художников. Вместе с режиссером они плетут эту историю - странную, смешную, иногда пугающую, понятную до конца только двоим: Филиппу Жанти и его вечной музе и жене - хореографу Мэри Андервуд, той, что всю жизнь записывала в тонкую тетрадь сны любимого мужа. Сны, которыми он всегда щедро делится со всем миром.

"Для Филиппа самое главное - образ, который он запомнил. Мы с ним вместе решаем, как этот образный ряд сопроводить - танцами, пением, просто музыкой. Так рождается сценарий, где главное - поиски смысла жизни, попытка понять, кто мы в этом мире, зачем пришли и куда уйдем", - поясняет хореограф Мэри Андервуд.

Впрочем, перед началом работы над самой романтичной своей постановкой "Не забывай меня" метели, сугробы и лыжники Филиппу Жанти вовсе не приснились. Крупными хлопьями снег падал за окном его палаты в норвежской больнице, где три года назад маэстро проходил реабилитацию после инсульта. Как оказался в Норвегии? Там в престижной театральной школе умоляли режиссера поставить спектакль. После долгих уговоров Жанти сдался.

"Я наверное один из самых преданных почитателей таланта Филиппа, я мечтал, чтобы он к нам приехал. Правда, каждый раз, когда я ему говорил, что увидел в его постановке тот или иной смысл, он говорил: "Нет, нет, ничего такого там даже близко нет", - рассказывает руководитель театральной школы Оливье Перроно.

Что в постановках Жанти есть точно - путешествие. Герои то танцуют под латиноамериканские ритмы, то оказываются на Северном Полюсе. Кочевать по миру, всегда быть в движении - это и про самого Жанти, который когда-то на крохотном автомобиле объехал 47 стран, 8 пустынь и везде давал кукольные представления. Хотя как говорит сам, всего-навсего рассказывал, каким видит мир с закрытыми глазами.

Спектакль Филиппа Жанти - один из самых ожидаемых на Чеховском фестивале. В зале - аншлаг, и после постановки артистов еще долго не отпускают со сцены. А зрители, кажется, остаются один на один с мыслью: а может это и был сон.

Гениальный кукольник Филипп Жанти, к сожалению, мало знаком русскоязычной публике. Это по-настоящему великий французский театральный и непревзойденный мастер кукольник . Его театральные постановки наполнены волшебством и невероятно похожи на сны. Дело в том, что большую часть идей Philippe Genty черпает из собственных сновидений, записывая их в блокнот, который всегда кладет возле подушки.

Известный кукольник Филипп Жанти (Philippe Genty) родился в 1938 году. Окончив парижскую Школу графических искусств, он получил специальность художник-график, но суждено ему было стать гениальным театральным режиссером, кукольником и хореографом. Первой его театральной труппой стала «Компани Филипп Жанти», которую он создал совместно с Мари Андервуд в 1967 году. Здесь он начал ставить свои первые театральные эксперименты совмещая классический кукольный с элементами танца, варьете, драмы, пантомимы и танца. Мастерски используя свет и спецэффекты, Филипп Жанти ссоздает по-настоящему сюрреалистические постановки, которыми восхищается весь мир.
Театр «Компани Филипп Жанти» за свою долгую историю существования объехал практически всю планету и даже совершил кругосветное путешествие во время которого был снят фильм о кукольном театре для ЮНЕСКО. Их представления проходили в США, СССР, Австралии, Франции, Японии, Англии, Южной Америке, Индии, Китае и Африке. Сегодня они часто посещают Москву и каждый желающий может подобрать билеты в театр Philippe Genty, чтоб самостоятельно оценить мастерство этого великого театрального режиссера. Самыми знаменитыми постановками его театра можно назвать следующие: «Круглый, как куб», «Парадные желания», «Проделки Зигмунда», «Сдвиги» (премия критики на Эдинбургском фестивале), «Не забывай меня», «Неподвижный путник», «Лабиринт» и «Одиссея во сне». Его последний комедийный

12 июня театральная компания Филиппа Жанти закончила свои выступления в Москве. У тех, кто не успел увидеть здесь «Болилок», осталась возможность догнать его в конце июня на театральном фестивале в Норвегии. У опоздавших грустные перспективы: Жанти на год прерывает показы «Болилока».

Есть, правда, информация, что в июле мэтр будет давать мастер-классы в парижском Институте марионеток, а осенью может оказаться со своим «Краем земли», который москвичи могли видеть на прошлом Чеховском фестивале, в Латинской Америке. Но запись на уроки Жанти уже закрыта, а Латинская Америка под вопросом. Зато в пространстве торрентов и онлайновых видеоресурсов его спектакли-сновидения, сбежав, как куклы в «Болилоке», от своего создателя, уже давно живут самостоятельной жизнью.

Так что зрителям, только открывающим для себя Жанти, не составит труда найти в интернете, к примеру, образцы его раннего творчества. Тогда Жанти делал кукольные ревю, составленные из отдельных номеров вроде историй про танцующих страусов; горжетку, флиртующую с фотоаппаратом, или взбунтовавшуюся марионетку Пьеро, которая не захотела подчиняться своему хозяину и решила оборвать все нити, связывающие куклу и кукловода.

Именно с таким Жанти - режиссером-кукольником, аниматором, в чьих руках неодушевленные предметы оживали и вели себя как гомо сапиенс, -российская публика познакомилась в конце в 1970-х. То время, когда со своим театром человекоообразных предметов Жанти объехал почти весь мир, режиссер определяет как бегство от самого себя. Если верить тому, что рассказывает Жанти, он с детства страдал от невозможности наладить нормальный контакт с людьми и решить эту проблему смог только в театре - с помощью неодушевленных предметов, кукол.

После десятилетия поисков в области кукольного театра Жанти стал последовательно от него дистанцироваться.

Начиная с двух спектаклей - «Круг как куб» и «Парад желаний», - сделанных в 1980-1983 годах в соавторстве с женой Мари Андервуд, форма у Жанти все меньше походила на варьете. Куклы постепенно уступали место актерам, традиции театра марионеток вытеснялись традициями пантомимы и балета, мир спектаклей становился менее предметным, всё больше напоминая сновидения.

Во многом это было следствием увлечения Жанти работами Фрейда и Юнга. Результатом его исканий в области психоанализа стал спектакль 1984 года с соответствующим названием - «Проделки Зигмунда». Главными героями в нем были пальцы, которые режиссер обнаружил у себя в кармане, когда полез туда за словом; а сюжетообразующим мотивом - путешествие по лабиринтам подсознания.

В 90-х годах его спектакли «Не забывай меня» и «Неподвижный путник» уже мало чем напоминали зрителям о Жанти-кукловоде. В итоге из режиссера-аутиста, который начинал когда-то с интимного кукольного театра, боялся людей и открытых пространств, Жанти к концу ХХ столетия превратился в мегаломана, легко оперирующего огромными пространствами и множеством актеров. В 1997-м для фестиваля в Авиньоне Жанти поставил «Дедала», ежедневно собиравшего во дворе Папского дворца под открытым небом по две тысячи зрителей. А в 1998-м в Лиссабоне, куда Жанти был приглашен на Всемирную выставку, он срежиссировал «Океаны и утопии» - представление, рассчитанное на десять тысяч зрителей, с участием двухсот актеров, танцовщиков и циркачей.

Теперь сюрреализм Филиппа Жанти, год назад отметившего сорокалетие своей театральной компании и свое собственное семидесятилетие, вновь стал интимным, почти камерным. Чтобы бороться с демонами, путешествовать по лабиринатам подсознания и с неизменным успехом демонстрировать свои сны публике, Жанти оказалось достасточно подмостков среднестатистического театра.

Более того, в «Крае земли» и «Болилоке» Жанти даже вернул на сцену кукол - тех самых, от которых так настойчиво пытался отделаться два предыдущих десятилетия.

Впрочем, в «Болилоке» эти маленькие кукольные бестии, как когда-то Пьеро у Жанти, снова вбунтовались: отказались подчиняться своему создателю и, соскочив с крючков пыльного театрального шкафа, стали бегать по коридорам правого и левого полушарий мозга своего хозяина.

Просто теперь этот бунт уже, кажется, не удивляет ни самого Жанти, ни его публику. Зато по-прежнему поражает другое - то, как человек, которому в иные времена грозил бы костер инквизиции или колпак умалишенного, научился сублимировать свои страхи и создавать из них завораживающие театральные шедевры.

12 июня театральная компания Филиппа Жанти закончила свои выступления в Москве. У тех, кто не успел увидеть здесь «Болилок», осталась возможность догнать его в конце июня на театральном фестивале в Норвегии. У опоздавших грустные перспективы: Жанти на год прерывает показы «Болилока».

Есть, правда, информация, что в июле мэтр будет давать мастер-классы в парижском Институте марионеток, а осенью может оказаться со своим «Краем земли», который москвичи могли видеть на прошлом Чеховском фестивале, в Латинской Америке. Но запись на уроки Жанти уже закрыта, а Латинская Америка под вопросом. Зато в пространстве торрентов и онлайновых видеоресурсов его спектакли-сновидения, сбежав, как куклы в «Болилоке», от своего создателя, уже давно живут самостоятельной жизнью.

Так что зрителям, только открывающим для себя Жанти, не составит труда найти в интернете, к примеру, образцы его раннего творчества. Тогда Жанти делал кукольные ревю, составленные из отдельных номеров вроде историй про танцующих страусов; горжетку, флиртующую с фотоаппаратом, или взбунтовавшуюся марионетку Пьеро, которая не захотела подчиняться своему хозяину и решила оборвать все нити, связывающие куклу и кукловода.

Именно с таким Жанти - режиссером-кукольником, аниматором, в чьих руках неодушевленные предметы оживали и вели себя как гомо сапиенс, -российская публика познакомилась в конце в 1970-х. То время, когда со своим театром человекоообразных предметов Жанти объехал почти весь мир, режиссер определяет как бегство от самого себя. Если верить тому, что рассказывает Жанти, он с детства страдал от невозможности наладить нормальный контакт с людьми и решить эту проблему смог только в театре - с помощью неодушевленных предметов, кукол.

После десятилетия поисков в области кукольного театра Жанти стал последовательно от него дистанцироваться.

Начиная с двух спектаклей - «Круг как куб» и «Парад желаний», - сделанных в 1980-1983 годах в соавторстве с женой Мари Андервуд, форма у Жанти все меньше походила на варьете. Куклы постепенно уступали место актерам, традиции театра марионеток вытеснялись традициями пантомимы и балета, мир спектаклей становился менее предметным, всё больше напоминая сновидения.

Во многом это было следствием увлечения Жанти работами Фрейда и Юнга. Результатом его исканий в области психоанализа стал спектакль 1984 года с соответствующим названием - «Проделки Зигмунда». Главными героями в нем были пальцы, которые режиссер обнаружил у себя в кармане, когда полез туда за словом; а сюжетообразующим мотивом - путешествие по лабиринтам подсознания.

В 90-х годах его спектакли «Не забывай меня» и «Неподвижный путник» уже мало чем напоминали зрителям о Жанти-кукловоде. В итоге из режиссера-аутиста, который начинал когда-то с интимного кукольного театра, боялся людей и открытых пространств, Жанти к концу ХХ столетия превратился в мегаломана, легко оперирующего огромными пространствами и множеством актеров. В 1997-м для фестиваля в Авиньоне Жанти поставил «Дедала», ежедневно собиравшего во дворе Папского дворца под открытым небом по две тысячи зрителей. А в 1998-м в Лиссабоне, куда Жанти был приглашен на Всемирную выставку, он срежиссировал «Океаны и утопии» - представление, рассчитанное на десять тысяч зрителей, с участием двухсот актеров, танцовщиков и циркачей.

Теперь сюрреализм Филиппа Жанти, год назад отметившего сорокалетие своей театральной компании и свое собственное семидесятилетие, вновь стал интимным, почти камерным. Чтобы бороться с демонами, путешествовать по лабиринатам подсознания и с неизменным успехом демонстрировать свои сны публике, Жанти оказалось достасточно подмостков среднестатистического театра.

Более того, в «Крае земли» и «Болилоке» Жанти даже вернул на сцену кукол - тех самых, от которых так настойчиво пытался отделаться два предыдущих десятилетия.

Впрочем, в «Болилоке» эти маленькие кукольные бестии, как когда-то Пьеро у Жанти, снова вбунтовались: отказались подчиняться своему создателю и, соскочив с крючков пыльного театрального шкафа, стали бегать по коридорам правого и левого полушарий мозга своего хозяина.

Просто теперь этот бунт уже, кажется, не удивляет ни самого Жанти, ни его публику. Зато по-прежнему поражает другое - то, как человек, которому в иные времена грозил бы костер инквизиции или колпак умалишенного, научился сублимировать свои страхи и создавать из них завораживающие театральные шедевры.

На пять дней в Москву приехал знаменитый французский режиссер-сюрреалист Филипп Жанти. Его постановка «Внутренние пейзажи» − это некий итог его долгого творческого пути. Второе название на афише - «Одиссея для актеров и марионеток». Филипп Жанти начинал когда-то с кукольного театра, а сейчас известен на весь мир своими волшебными спектаклями, где смешивает хореографию, спецэффекты, музыку и кукол. В основе шоу «Внутренние пейзажи» - книга воспоминаний режиссера-мага. Подробности - в репортаже Ирины Разумовской.

Спектакли Филиппа Жанти всегда очень сложные по сценографии. Из Парижа приехали десятки кофров, полные самых разных тканей, марионеток, кукол. И даже надувной батут, который занимает всю сцену, тоже привезли с собой.

Пока шесть кукловодов и танцоров выступают на сцене, за ней трудятся еще пять артистов. В свою труппу Филипп Жанти набирает фанатов магического и сюрреалистического театра со всего света. Испанцы, австрийцы, венгры и норвежцы попали под очарование этого в прошлом кукольника, теперь всемирно известного режиссера «одиссей».

«Поначалу, конечно, казалось невероятным запомнить все эти передвижения. Для таких визуальных эффектов за сценой мы проделываем чуть ли не больше трюков, чем на ней», − рассказал артист Саймон Ранн.

Если поэзию модернистов попробовать представить визуально и театрально, она будет выглядеть примерно так: это театр, где слова не нужны, здесь главное - образ. Сюрреализм в действии. Кто дергает героя за ниточки, и сможет ли он без кукловода? Как скоро схлопнется эта клетка человеческой жизни, где с годами становится все тесней и тесней? И одна из самых красивых и интересных метафор - это лестница, висящая в воздухе, как добраться до нужной двери - та ли это дверь?!

В этой бурной фантазии на тему всей своей жизни режиссера, помимо его снов и мечтаний, встречаются реальные воспоминания из детства Филиппа Жанти.

«В спектакле есть эпизод - встреча мальчика с солдатом. Мне было шесть лет тогда», − вспоминает Филипп Жанти.

«Я должна вам объяснить. После инсульта Филипп пока не восстановил речь до конца, поэтому я тут стою рядом с ним и помогаю говорить. В той книге его воспоминай, по которой сделан этот спектакль, ключевая история связана с потрясением после гибели отца, бомбежек Второй мировой и пожара в их доме», − пояснила хореограф Мэри Андервуд.

Мэри Андервуд - верная спутница всей жизни Жанти - в прошлом танцовщица во всех его спектаклях, сейчас соавтор. Насколько велик и важен для него образ женщины - режиссер показал с присущим ему комизмом.

Магический и эффектный театр от Филиппа Жанти похож на экзотический фрукт. Каждый день есть его, конечно, не будешь. Но пару раз в жизни попробовать точно стоит тем более, что в нашей стране такое почти не растет.


Top