Открытки художника малютитиной о с. Малютин сергей васильевич

Малютин Сергей Васильевич (1859-1937) — русский и советский художник, живописец, портретист, архитектор, театральный художник, иллюстратор. Член «Товарищества передвижников», «Союза русских художников», объединения «Мир искусства», Ассоциации художников революционной России (АХРР), Объединения «Изограф». Экспонировался на Всемирной выставке в Париже, выставках русского искусства в Париже и Берлине, выставках передвижников в США, выставках МТХ, мюнхенского Сецессиона и других

Учеба и ранний период творчества

Родился в Москве 22 сентября 1859 в зажиточной семье фабриканта. Оставшись в 3 года сиротой, оказался на воспитании у тетки в Воронеже. Художественные наклонности у мальчика проявились рано, однако условий для их развития не было. Будущий художник учился в коммерческом училище, а затем на бухгалтерских курсах, после окончания которых поступил на службу конторщиком. В конце 1870-х годов Малютин оказался на выставке передвижников в Воронеже и окончательно утвердился в своем желании стать художником

В 1880 году вернулся в Москву, где поступил на должность чертежника Управления Брестской железной дороги, одновременно самостоятельно занимался живописью, писал многочисленные этюды, делал зарисовки во время долгих прогулок по московским улочкам. В 1883 году поступил в МУЖВЗ, где среди его наставников были И.М.Прянишников и В.Е.Маковский. Особое влияние на Малютина оказал Евграф Сорокин, которому, по признанию самого художника, он обязан более чем кому-либо за приобретенное в училище профессиональное мастерство. Учеба Малютина в МУЖВЗ совпала со временем подъема этого учебного заведения: среди учеников училища в это время были К.Коровин, М.Нестеров, С.Жуковский. Окончил МУЖВЗ в 1886 году со званием свободного художника. Для творчества Малютина 1880-90-х годов характерны творческий поиск, разнообразие жанров и техник. Пейзажи, близкие по манере работам В.Д.Поленова, постепенно становятся частью жанровых и исторических полотен, художник осваивает пленэр, овладевает импрессионистическими приемами, работает с цветовыми нюансами и формой

По приглашению С.И.Мамонтова в середине 1890-х годов создавал декорации для Нижегородской и Московской частной оперы. Одно из главных достижений Малютина в этот период творчества — работа в книжной графике и создание иллюстраций к произведениям А.С.Пушкина («Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила», «Песнь о Вещем Олеге»)

Талашкино

С конца 1890-х годов занимался декоративно-прикладным искусством. В 1899 году совместно с мастером-ремесленником из Сергиева Посада создал и расписал первую русскую матрешку. В 1900 -1903 годах Малютин возглавлял столярные мастерские «Талашкино», занимался дизайном мебели и предметов декоративно-прикладного искусства. Работал над архитектурными проектами и внутренним убранством построек в Талашкино, Смоленске и Москве. Среди его архитектурных работ — «Теремок», небольшой деревянный домик во Фленово, украшенный резьбой по мотивам русских былин и сказок; театр и Спасская церковь-усыпальница в Талашкино; музей «Русская старина» в Смоленске; дом Перцова в Москве. Проекты Малютина в области архитектуры и декоративно-прикладного искусства вдохновлены главным образом русскими народными мотивами и традиционными ремеслами, такими как резьба по дереву. Перерабатывая традиции русского искусства и по-своему интерпретируя используемые в нем художественные приемы, Малютин создал свой вариант «русского модерна», отличающийся невероятной живописностью и пластичностью образов

Вернувшись в Москву в 1903 году, Малютин начал преподавать в МУЖВЗ. В 1909 году стал руководителем портретно-жанрового класса, одновременно писал портреты современников, создавая портретную галерею выдающихся деятелей русского искусства. В 1914 году художнику было присвоено звание академика

После 1917 года

После октябрьской революции Малютин преподавал в Высших художественно-промышленных мастерских (1918 — 1923 гг.). Выступил одним из организаторов Ассоциации художников революционной России (АХРР). Участвовал в создании серии агитационных плакатов «Окна сатиры РОСТА». В 1927-1931 годах был участником Объединения художников-реалистов. Умер в Москве в 1937 году. Произведения Малютина Сергея Васильевича представлены в коллекциях крупнейших российских музеев, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ имени А.С.Пушкина и других.

Наш сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску, выявлению и сохранению таких произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не представлены широкой публике, но, тем, не менее, представляют собой большую редкость. сегодня не составит труда – можно увидеть, чуть ли, не на каждой улице, но наш имеет все основания считаться одним из лучших в столице. Мы гордимся представленными, только у нас, работами наших дорогих соотечественников.
Этот раздел на нашем сайте содержит сведения о русских и советских художниках, работавших в разное время и в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, сведения о достижениях, заслугах и наградах, выделяет основные направления его творчества, и, конечно же, представляет галерею работ. Здесь можно выбрать и , найдя её по имени автора из алфавитного списка для удобства поиска, а также отсортировать по стоимости, жанру, или размерам.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

Живописец, график, сценограф, художник декоративно-прикладного искусства, архитектор

Из купеческой семьи. Юношеские годы провел в Воронеже; с конца 1870-х жил в Москве. В 1881 поступил на вечерние подготовительные курсы при МУЖВЗ. Учился в МУЖВЗ (1884–1890) у Е. С. и П. С. Сорокиных, И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского. В 1886 за рисунки с натуры награжден двумя малыми серебряными медалями. В 1890 получил звание неклассного (свободного) художника и, не завершив конкурсную картину, оставил учебу.

Жил в Москве. Писал пейзажи, портреты, картины на бытовые и исторические сюжеты; занимался монументальной живописью и оформлением интерьеров. В 1890-х работал для Российского Исторического музея над монументальным панно «Куликово поле» (1896–1898; не осуществлено); сблизился с историками И. Е. Забелиным и В. О. Ключевским. В 1896 по приглашению К. А. Коровина участвовал в оформлении павильона «Крайний Север» на Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде.

Как сценограф сотрудничал в театрах Г. Г. Солодовникова (1890-е), Русская частная опера С. И. Мамонтова в Москве (1896–1902), Мариинском театре в Петербурге (1911–1913). Создал эскизы костюмов и декораций к операм «Кащей Бессмертный» (1902), «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (1909), «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского (1912), балету «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1913) и другим.

В конце 1890-х по инициативе С. И. Мамонтова иллюстрировал сказки А. С. Пушкина и русские народные сказки. С конца 1890-х разрабатывал эскизы мебели, утвари, вышивок, предметов ювелирного искусства. С токарем кустарных мастерских Сергиева Посада создал первую русскую матрешку (1899). В 1899–1903 жил в имении М. К. Тенишевой Талашкино под Смоленском, где руководил столярной и керамической мастерскими; работал над проектами и декоративным убранством построек в Талашкино, Флёново (павильон «Теремок», Спасская церковь-усыпальница; обе - 1901–1903). Совместно с В. М. Васнецовым создал проект здания музея «Русская старина» в Смоленске (1904–1905). Член артели художников-гончаров «Мурава» (1904–1918). Автор проекта доходного дома П. Н. Перцова в Москве (1905–1907; совместно с инженером Н. К. Жуковым).

В 1914 был удостоен звания академика.

После Октябрьской революции входил в состав Коллегии ИЗО Наркомпроса (с 1919); участвовал в работе секции ИЗО Мосгубрабиса (1919–1923). Выполнил эмблему («Согласие художников Москвы») для Профессионального союза художников-живописцев (1917).

С 1881 - участник выставок (ученическая, МУЖВЗ). Член и экспонент Московского общества любителей художеств (1888, 1890, 1892; член с конца 1890-х), «Мира искусства» (1899–1901, 1903, 1921; член с 1900), Союза русских художников (1903–1905, 1907–1922; член с 1903), ТПХВ (1891, 1913–1918, 1922; член с 1914), Общества художников-реалистов (1927–1928, член с 1928). Один из основателей АХРР (1922–1926, 1928). Член объединения «Изограф» (с 1917), Московского художественного общества (с 1923). Участвовал в выставках Московского товарищества художников (1893, 1896, 1903), мюнхенского Сецессиона (1898), 36-ти художников (1901–1903). Экспонент Всемирной выставки в Париже (1900), выставок русского искусства в Париже (1906), Берлине (1906–1907, 1922), передвижных выставок в США (1924–1925, 1929), выставок «Социалистическое строительство в советском искусстве» (1930, 1931) в Москве, «Художники РСФСР за XV лет» в Москве, Ленинграде (1932–1934) и других.

Преподавал в московском Елизаветинском институте (1891–1893; рисование), МУЖВЗ (1903–1917), Первых и Вторых государственных свободных художественных мастерских - Вхутемасе (1918–1920).

Малютин - выдающийся русский художник рубежа XIX - XX веков, проявивший себя в различных областях: живописи, архитектуре, театрально-декорационном и декоративно-прикладном искусстве. В раннем творчестве (1890-е) был близок передвижникам повествовательностью, часто - социально-критической направленностью работ. В работах 1900-х преобладают черты модерна; для живописи этого времени характерны свободная, динамичная манера письма, экспрессия, яркий насыщенный колорит. Живописным произведениям 1910–20-х, напротив, присущи строгость и графичность (в 1910-х иногда смягченная пастелью). Ярким новатором выступил в декоративно-прикладных работах, оказав значительное влияние на формирование неорусского направления в искусстве.

Произведения Малютина находятся в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.

Сергей Васильевич Малютин родился в Москве, в купеческой семье. В три года он остался круглой сиротой. Начал рисовать в раннем детстве, с 14-и лет сам заботился о своем заработке. В 1890-е годы Малютин писал портреты и пейзажи. Манера его картин в то время была очень далека от стиля модерн. В первой половине 1900-х годов художник увлекся народным искусством и русской стариной. Началась его дружба с Саввой Мамонтовым, хорошо известным другом и покровителем художников. По заказу Мамонтова Малютин писал картины - панно и оформлял спектакли.
На произведения Малютина обратил внимание Сергей Дягилев. Работы художника показались С. Дягилеву очень похожими на полотна каких-то дорогих и редких тканей, такими они были яркими и красивыми.
На 1900-е годы приходится расцвет искусства Малютина. Он работает в стиле модерн и создает множество предметов декоративно-прикладного искусства.
С конца 1900-х годов его творчество приняло другое направление. Он возвращается от декоративно-прикладного искусства к живописи, пишет портреты и пейзажи, сохранив свой собственный взгляд на мир.
В 1900 - 1903 годах художник работал в Талашкине. Княгиня М. К. Тенишева пригласила Малютина руководить столярной керамической мастерской, где по рисункам изготавливали мебель, сани, вышивки, расписывали балалайки. По проекту Малютина в Талашкине был построен «Теремок» - нарядное здание в нарядном стиле.
В керамической мастерской делали изразцы - расписные керамические плитки для облицовки печей или украшения для фасадов домов. Малютин делал эскизы рисунков, по которым затем изготавливались изразцы. В них художник соединял традиции народного искусства с характерными чертами стиля модерн.
Сергей Малютин был одним из создателей матрешки, любимой игрушки детей и взрослых. Матрешка так полюбилась в России, что многие считают ее народной русской игрушкой, придуманной много веков назад. Но это не так - Матрешку придумали в начале ХХ веке художники стиля модерн.. В матрешке соединились черты русской «неваляшки», «Ваньки-встаньки» и японской игрушки «фукурума», это было слиянием традиционного и нового.
Иллюстрировал книги: А. С. Пушкин - «Руслан и Людмила»; Б. С. Житков - «Что бывало»; В. В. Маяковский - «Конь - огонь»; С. В. Михалкова - «А что у вас?».
Работы художника







Малютин Сергей Васильевич (1859-1937)

В конце 1870-х гг. в Воронеже открылась передвижная выставка, среди посетителей которой оказался молодой человек из купеческой семьи, недавно окончивший бухгалтерские курсы и служивший конторщиком. Здесь он впервые встретился с подлинной живописью, и глубокие впечатления от увиденного придали вполне конкретный смысл его неопределенным мечтаниям: он твердо решил стать художником.

Этим молодым человеком был С. В. Малютин. В 1883 г. он поступил в МУЖВЗ. 1880-е гг. были периодом расцвета русского искусства, связанного, как и в предшествующее десятилетие, с деятельностью ТПХВ. Однокашниками Малютина по училищу были И. И. Левитан, С. А. и К. А Коровины, А. П. Рябушкин, М. В. Нестеров, А. Е. Архипов, а среди его учителей - известные живописцы В. Е. Маковский и И. М. Прянишников. Своей же профессиональной подготовкой он был обязан прежде всего талантливому рисовальщику Е. С. Сорокину.

В 1886 г. Малютин закончил училище, получив звание свободного художника. Его деятельность в ранний период (конец 1880-х - 1890-е гг.) была весьма разнообразной. Отдавая предпочтение лирическим жанровым сценам без развернутой фабулы ("Подруги", 1889; "В гостях у соседки", 1892, и др.), он писал и пейзажи, обнаруживающие связь с поленовской школой, и исторические картины ("Нашествие татар", 1890-е).

В середине 1890-х гг. по приглашению С. И. Мамонтова он создает декорации для его Нижегородской оперы, а затем работает для Московской частной оперы. Но самые крупные достижения Малютина в этот период, особенно в конце 1890-х гг., связаны с книжной иллюстрацией ("Сказка о царе Салтапе", "Руслан и Людмила" и другие произведения А. С. Пушкина). Несмотря на некоторую неровность и подчас непоследовательность исканий, работы художника в этой области стали важным шагом вперед по сравнению с иллюстрацией второй половины XIX в.

В 1900 г. Малютин поселился в Талашкино - имении княгини М. К. Тенишевой, которое было тогда центром возрождения художественных ремесел. Деятельность Тенишевой по собиранию произведений народного искусства и обучению резчиков, ткачих, вышивальщиц и других мастеров в специально устроенных мастерских приобрела широкий размах. Эскизы художественных изделий выполняли В. М. Васнецов, К. А. Коровин, М. А. Врубель, Н. К. Рерих, но расцвет талашкинского промысла связан прежде всего с именем Малютина, под чьим постоянным руководством велась работа кустарей.

По его проектам столярная и резная мастерские выполняли внешнее и внутреннее убранство талашкинских построек, из которых сохранился до наших дней домик-библиотека ("Теремок"). Не стремясь точно следовать образцам традиционного народного искусства и не заботясь особенно об утилитарной стороне, Малютин осмыслял национальное наследие прежде всего на образном уровне и стал одним из создателей своеобразного русского варианта стиля модерн.

В 1900 г. журнал "Мир искусства" познакомил публику с творчеством художника, приобретавшего все большую популярность. По возвращении в Москву в 1903 г. Малютин вступает в СРХ, начинает преподавательскую деятельность в МУЖВЗ. Самая значительная его работа того времени - оформление, совместно с архитектором Н. К. Жуковым, фасадов и интерьеров доходного дома П. Н. Перцова (1905-07). Здание это стало интересным явлением в архитектуре начала века. Особенную известность Малютин получил как портретист.

В 1909 г. он возглавил в училище портретно-жанровый класс, которым до этого руководил В. А. Серов. Вскоре у художника возник замысел продолжить создание портретной галереи "лучших людей русских", начатой по инициативе П. М. Третьякова. Открыл эту галерею портрет В. В. Переплетчикова (1912), за ним последовали портреты М. В. Нестерова, В. Я. Брюсова (оба 1913), А. М. Васнецова, К. Ф. Юона (оба 1914), В. А. Гиляровского, Н. П. Богданова-Бельского (оба 1915), И. Д. Сытина и др.

В 1914 г. С. В. Малютину было присвоено звание академик:: а в следующем году он стал членом ТПХВ. В советское время живописец продолжал писать портреты в русле реалистической традиции. В 1922 г. на его квартире молодые художники-реалисты приняли решение о создании нового объединения, получившего потом название Ассоциации художников революционной России (АХРР).

Самое знаменитое произведение Малютина советского времени - портрет Д. А. Фурманова (1922). В нем органично слились две основные темы портретного творчества художника: человек новой эпохи, деятель революции, и человек искусства. Герой портрета - писатель, комиссар легендарной Чапаевской дивизии - прост м естествен; его живой, чуть насмешливый взгляд обращен к зрителям. Очень удачно композиционное решение картины: динамика диагональных линий, сходящихся в смысловом центре - лице изображенного, усиливает живую подвижность и одновременно монументальность образа. В сдержанной гамме полотна, решенного в сероватых, зеленоватых и охристых тонах, интенсивно звучит пятно открытого алого цвета - боевой орден на левой стороне груди комиссара. Этот цветовой акцент служит важным штрихом к образу Фурманова, который в то время, несмотря на ранение, мужественно работал над завершением своего романа. К теме героики Гражданской войны Малютин обратился и в другом портрете - "Партизан" (1936), написанном им незадолго до смерти.

Картины художника

Автопортрет в шубе. 1901


Автопортрет. 1918г.


Масло Кащей


Портрет Валерия Яковлевича Брюсова


Портрет Веры Малютиной

Портрет Н. II. Богданова-Белъского


Портрет василия Васильевича Переплетчикова


Сергей Малютин родился 22 сентября 1859 года в Москве в зажиточной семье фабриканта. Когда ему исполнилось три года, его родителей не стало, и он остался сиротой. Далее его детство проходило в Воронеже, куда его тетка, чей муж ее был простым чиновником, взяла на воспитание.

Окружение и воспитание мальчика не способствовало развитию его художественного таланта: он учился в коммерческом училище, а затем окончил бухгалтерские курсы и служил конторщиком в Воронеже. В конце 1870-х годов в Воронеже состоялась выставка передвижников. На Сергея эта настоящая живопись, созданная выдающимися художниками, произвела неизгладимое впечатление, он почувствовал в себе силы заняться рисованием.

Малютин вернулся в Москву в 1880 году. Несмотря на то, что он родился в этом городе, все ему было незнакомо и интересно: образ жизни, люди, архитектура, контраст между центральными районами города и его пригородами. Он поступил на службу чертежником Управления Брестской железной дороги. После службы, закончив свой рабочий день, он мог подолгу гулять по окраинным московским улочкам.

В 1883 году Малютин поступил на обучение в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, и проучился там 3 года. В 1888 году совет Московского художественного общества удостоил его творчество двумя малыми серебряными медалями. Малютин хотел получить звание классного художника - он выполнил эскиз и этюды для картины, изображавшей труд плотовщиков на Москве-реке, но его преподаватель В.Е.Маковский сделал много критических замечаний по поводу этой работы, и Малютин, будучи человеком эмоциональным, оставил работу над этой картиной.

В 1890 году он получил звание неклассного (свободного) художника. С этих пор Малютин без остановки совершенствовал свои навыки, а на жизнь зарабатывал уроками рисования. С 1891 года он три года преподавал рисунок в московском Елизаветинском институте. В 1890-х годах Малютин выполнил декорации для Нижегородской оперы Саввы Мамонтова, а затем для Московской частной оперы. В конце этого же периода он выполнил иллюстрации к книгам Пушкина, а в 1896 году стал членом Московского товарищества художников.

«Сказка о мертвой царевне (А.С.Пушкин)»

В эти годы Малютин работал в различных жанрах: его пейзажи имели связь с поленовской техникой (например, «Подмосковный пейзаж» в 1883 году). Затем пейзаж стал составной частью других жанров, сохранившись только в форме этюда. Художник все чаще писал на пленэре (например, «Окно в вишневый сад» в 1887 году и «Пейзаж с цветущей ивой» в 1892 году), в его работах присутствовало все больше импрессионистских элементов, которые позволяли эмоционально передать взаимодействие света и цвета в природе, при этом Малютин много внимания уделял форме. Об этом можно судить по его крымским пейзажам, где все более была заметна его связь с поленовской школой. Также он работал над жанровыми (например, «Подруги» в 1889 году и «В гостях у соседки» в 1892 году) и историческими картинами, в том числе картиной «Нашествие татар».

Особо примечательная картина этого периода «По этапу», написанная в 1890 году. В этой работе Малютин рассказывал о судьбе разных сословий, что было традиционно для передвижников. Художник создавал обобщенный образ низшего сословия ловко воссозданными деталями и позами, а также смелой, фрагментарной композицией. Картина была пропитана трагизмом положения и страданиями этих арестантов: зрителям были видны сонный стражник, кричащий городовой, отсутствие дневного неба и глухие плоскости стен.

«Подруги»

В 1900 году Сергей Малютин поселился в Талашкино - усадьбе княгини М.К.Тенишевой, проявлявшей огромный интерес к народным художественным ремеслам и всеми силами способствовавшей их возрождению. Малютин руководил художественными мастерскими до 1903 года, по его эскизам резчики и столяры выполняли внутреннее и внешнее убранство зданий в усадьбе, Москве и Смоленске. Но из всех этих построек сохранился лишь домик-библиотека «Теремок». Известные художники Н.К.Рерих, К.А.Коровин, В.М.Васнецов и М.А.Врубель создавали эскизы для художественных изделий. Работы, проводимые в талашкинских мастерских, стали толчком для развития русской художественной промышленности. В этом своем творчестве Сергей Васильевич брал за основу образы народного творчестве, избегая слепого копирования традиций народного искусства. Поэтому Малютин считается основателем оригинального русского модерна. Уже в конце своей жизни, пытаясь обобщить свои достижения, он превозносил роль декоративного искусства, ставя его на одну ступень с другими видами изобразительных искусств.

Первая матрешка появилась в России в конце XIX века. Это была восьмиместная деревянная кукла, изображавшая девушку в сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках. Выточил ее в московской мастерской-магазине «Детское воспитание» токарь В.П.Звездочкин, а расписал Сергей Малютин.

Также в 1900 году Малютин вошел в состав объединения художников «Мир искусства». Имя Сергея Малютина не раз фигурировало на страницах журнала «Мир искусства», и публику все больше интересовало творчество художника.

Городок. Дерево, резьба, темпера

«Теремок»

Но душевное состояние Малютина в этот период можно назвать кризисным, несмотря на бурную творческую деятельность. В его жизни наступила пора зрелости, но он не мог определить область своего творчества.

В 1903 году Малютин вернулся в Москву, вступил в «Союз русских художников» и начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где проработал 14 лет до 1917 года. Наиболее значимой работой Малютина в этот период стало оформление интерьеров и фасадов доходного дома П.Н.Перцова, совместно с архитектором Н.Жуковым. Эта работа явилась модерновым явлением в зодчестве XX века.

В 1908 году умерла жена Сергея Васильевича, и все его внимание сосредоточилось на детях: он часто рисовал их портреты, наблюдая, как они растут, изменяются, как формировался их характер и образ мыслей. Эти произведения стали одними из самых пронзительных в его творчестве, и были представлены на выставках «Союза русских художников». Далее Малютин создал серию потрясающих, характерных портретов. В 1909 году он стал руководителем в училище портретно-жанрового класса. Он поставил себе целью создать портретную галерею выдающихся русских деятелей (такая же задача была поставлена П.М.Третьяковым перед передвижниками): положил этому начало портрет В.В.Переплетчикова, а затем портреты М.В.Нестерова, В.Я.Брюсова, А.М.Васнецова, В.А.Гиляровского, Н.П.Богданова-Бельского и многих других известных людей. Малютин прославился именно своими неповторимыми портретами русской интеллигенции предреволюционных лет, а после - деятелей Советского государства.

В 1913 году Малютин вступил в ряды Товарищества передвижных художественных выставок, а в 1914 году художнику было присвоено звание академика.

Скульптурная мастерская

«Портрет дочери художника»

«Портрет В.В.Переплетчикова»

«Рыбаки на Черном море»

«Портрет М.В.Нестерова»

С 1918 по 1923 год года Сергей Малютин преподавал в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Он хранил верность реалистической традиции в живописи, продолжая писать портреты. Он не оставался в стороне, когда зарождалась молодая Советская республика, участвовал в создании «Окон сатиры РОСТА» (серия специфических агитационных плакатов, созданная советскими художниками и поэтами, работавшими в Российском телеграфном агентстве - РОСТА). В 1922 году художник стал одним из организаторов «Ассоциации художников революционной России» (АХРР). В 1927 году он вошел в художественную группу «Объединение художников-реалистов», где состоял до 1931 года.

Одно из самых показательных и известных произведений Малютина советского времени - портрет Д.А.Фурманова, написанный в 1922 году. Дмитрий Фурманов, комиссар знаменитой дивизии Чапаева, был человеком нового времени: он сочетал в себе черты и представителя искусства, и яркого революционера. На полотне он сидел в естественной, расслабленной позе, его простой взгляд был обращен прямо. Зритель сразу замечал на спокойном, сероватом фоне яркое пятно - орден. Художник неслучайно обращал внимание зрителя на эту награду: писатель был ранен, но, не смотря на это, продолжал работу над романом.


Top