Библия франциска скорины.

Юноша решил не мелочиться и рванул в Краков - он в то время был столицей Польского королевства. Скорина поступает в Ягеллонский университет - место, куда съезжается лучшая молодежь из Польши и ВКЛ. Учится новоиспеченный студент на факультете свободных искусств: там изучают семь дисциплин (грамматика, логика, риторика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия). На занятия вместе с Франциском ходят еще 290 человек, но профессоры там не «тянут» нерадивых студентов: степень бакалавра через два года получают только 60 - Скорина среди них. В Кракове юноша впервые задумывается о своем будущем проекте: его вдохновляет ученый Ян из Глогова, который занимался переводом Библии на старославянский язык. Следующие 5 лет Скорина «темнит»: никто точно не знает, где он находился в это время. Самая вероятная и простая версия: Франциск продолжил свою учебу в Кракове и получил докторскую степень.


Чем заняться в Кракове сейчас

В первую очередь, отправляйся в тот самый университет: начни променад с крутого Профессорского сада (Jagiellońska, 17) - там гуляй по живописным местечкам и рассматривай научные приборы из разных веков: начиная от солнечных часов из XV века и заканчивая циклотроном из ХХ века. Затем двигай в сторону самого древнего здания университета Collegium Maius (Jagiellońska, 15) : внутри него - музей со старинными интерьерами, воссозданными профессорскими комнатами и отличной коллекцией картин. После такого прыжка в историю двигайся в корпус поновее - Collegium Novum (Gołębia, 24) - внутри найдешь мемориальную доску в честь Франциска Скорины. После этого не забудь устроить прогулку по старому городу с обязательным заходом в королевский замок Вавель . Если есть желание основательно погрузиться в местную историю, спустись под Центральную рыночную площадь и ищи музей (Rynek Główny, 1) : там тебя хорошенечко окунут в Средневековье. А если приедешь в во вторник, смело иди в местный музей современного искусства (Lipowa, 4) - там в этот день все бесплатно.

Дальше Скорина двигает на юг: отправляется в итальянскую Падую. Местный университет - один из мировых центров науки во времена Возрождения (там даже Коперник учился!). Франциск прибывает туда и проворачивает интересную авантюру: просит сдать экзамен на степень доктора медицины без трехлетнего курса лекций. На будущего первопечатника сморят с удивлением, но в качестве особой милости и из-за необычного для тех краев происхождения позволяют приступить к испытаниям. Требования к юноше, конечно, предъявляются серьезные, но с экзаменом Скорина справляется успешно. Случай для университета стал настолько уникальным, что сейчас портрет Скорины можно увидеть в «Зале сорока»: там собрали изображения лучших выпускников вуза.


Чем заняться в Падуе сейчас

Если хочешь прогуляться по тем же коридорам, где когда-то ходил Скорина, а потом увидеть его портрет, первым делом ищи дворец дель Бо (Via VIII Febbraio, 2) - там расположен Падуанский университет. Внутрь пустят только в составе экскурсии, которую проводят каждые полтора часа, стоит € 5. После универа исследуй основные падуанские локации: начинай со знаменитых на всю Италию храмов. В центре города найдешь красивейшую базилику Санта-Джустина (Via Giuseppe Ferrari, 2A) : в ее архитектуре ренессансный стиль интересно сочетается с византийским влиянием. В храме, к слову, находятся мощи знаменитого Луки. Самая большая базилика в городе (падуанцы гордятся!) - Святого Антония Падуанского (Piazza del Santo, 11) . На ней проследишь всю историю архитетурных веяний: храм начали строить в XIII веке, и с каждым новым периодом собирали элементы разных стилей. Рядом с храмом увидишь скульптуры самого Донателло. Чтобы увидеть работы другого знаменитого творца, отправляйся в капеллу Скровеньи - фресками с традиционными библейскими сюжетами ее расписал Джотто. Вечером выберись на самую большую площадь Италии Прато-делла-Валле (Piazza Prato della Valle) : когда-то в этом месте проводили городские собрания, а сейчас здесь любят отдыхать и местные, и туристы. В центре площади - целый остров со своим каналом, вокруг него - сотни фонарей, дворцы XIV - XVIII веков и 78 памятников самым известным падуанцам. В общем, лучше один раз увидеть!


Чем заняться в Праге сейчас

Следуя традициям, сначала ищи в городе памятник Скорине: для этого нужно пройти минут семь от излюбленного туристами Пражского града в сторону Градчан - еще одного исторического района. Чтобы точно не потеряться, лови координаты: 50°5"32"N 14°23"23"E . Затем продолжай окунаться в атмосферу и изучай местные исторические районы. Начинай со Старого места: там обязательно найди знаменитую Староместскую площадь (Staroměstské náměstí) с городской ратушей. Затем двигай в сторону самого милого городского квартала - Мала страна (Malá strana). Твой путь к кварталу пройдет через знаменитый Карлов мост (Karlův most), а сам район из серии «все, как ты любишь»: узенькие мощеные улочки, пряничные домишки с интересными названиями, зеленые сады - задержишься здесь надолго!. А чтобы увидеть тот самый собор святого Вита (III. nádvoří 48/2) , направляйся в Пражский град. Не забудь прогуляться по знаменитому еврейскому кварталу Йозефов (Josefov) и изучить Вышеград (Vyšehrad). В общем, куда ни пойдешь, в любом случае найдешь что-то интересное!

В своих произведениях Скорина допускает достаточно вольностей, за которые его начинает недолюбливать церковь. Из-за преследования еретической литературы Франциск уезжает в Вильнюс, там находит мецената - Якуба Бабича , и в его доме обустраивает типографию. Первой из-под станка Скорины в Вильне выходит «Малая подорожная книжка», где он собрал церковные книги для путешественников. В 1525-ом Франциск издает «Апостол», который, к сожалению, оказывается последней книгой первопечатника - вскоре сгорает его типография. После этого Скорина уходит в личную жизнь и наконец женится. Однако тихого семейного счастья Франциску не видать: приходится решать проблемы с судебными органами.


Чем заняться в Вильнюсе сейчас

Чтобы найти памятник Скорине в , а заодно увидеть место, где находилась первая в Восточной Европе типография, ищи адрес Dіdzіоjі, 19 - на самом доме мемориальная доска в честь первопечатника, а во внутреннем дворике - памятник. Здание находится прямо в историческом центре города - там и оставайся. Вдоволь нагулявшись по городским улицам и насмотревшись на соборы в стиле виленского барокко, двигай на Кафедральную площадь (Katedros aikštė) , совсем рядом - Дворец великих князей литовских (Katedros a. 4) , а в нем полный набор любителя истории ВКЛ: остатки зданий, орудия, украшения, элементы интерьеров. В одном из залов можешь даже воспользоваться очками виртуальной реальности - в общем, нехилая порция знаний на нескольких этажах. На самом верху здания - обзорная площадка с отличным видом на город и (Arsenalo g. 5) . Ближе к вечеру устрой прогулку по Бернардинскому саду (B. Radvilaitės g. 8A) , который словно перенесли из XIX века, а затем отправляйся в Ужупис - район художников, артистов и поэтов: там изучай местную конституцию, знакомься с интересными личностями, заходи в лавки аутентичных мастеров и ищи .

Из Праги Скорина убежал как потенциальный еретик, а Москве его не приняли как убежденного католика. В столицу Великого княжества Московского первопечатник отправляется со своеобразной «промо-акцией»: предлагает свои книги и ищет возможность печататься после пожара в своей типографии. Но встречают беларуса не очень радушно: есть сведения, что книги Скорины сожгли за латинство .


Чем заняться в Москве сейчас

В уверенно православной Москве первым делом изучай местные церкви: твой must-see - невероятный Храм Василия Блаженного (Красная пл) . Кто сотворил такой необычный собор, до сих пор сомневаются: среди русских ставят на псковских мастеров Барму и Постника, но есть версия, что архитектором был видный итальянец - отсюда и нестандартный подход. Следующий контрольный пункт - самый большой собор Русской православной церкви - Храм Христа Спасителя (ул. Волхонка, 15-17) . Его размах, конечно, поражает - собор возводили более сорока лет. Однако размер не помог устоять перед советской властью: храм взорвали в 1931-ом. Вернуть его решили только в 80-х, на строительство ушло около 20 лет.

Скорина приезжает в город, когда тот еще был Кенигсбергом и столицей Прусского герцогства. Первопечатник прибывает сюда по поручению самого герцога Альбрехта Старшего. Причина такого приглашения до конца неизвестна: вероятнее всего, герцог хотел издавать в Кенигсберге книги. Несколько лет Скорина проводит у Альбрехта, но серьезных результатов они не добиваются: Франциску пришлось вернуться в Вильню из-за семейных проблем.


Чем заняться в Калининграде сейчас

В одном из самых западных городов России осталось кое-что интересное со времен его прусской истории: один из символов того времени - Кафедральный собор (ул. Канта, 1) , первый вариант которого начали возводить еще в начале XIV века. Его последнюю версию завершили в начале нулевых: собор остается одним из немногих готических сооружений в России. Сейчас здание используют как музей, где точно разберешься в истории необычного города, рядом с собором - могила самого известного уроженца Кенигсберга - Иммануила Канта. В трех минутах ходьбы оттуда Рыбная деревня - квартал, стилизованный под архитектуру довоенного города. Советуем подняться на смотровую площадку местного маяка, чтобы полюбоваться отличным видом! Кроме того, в Калининграде множество отменных музеев. Начинай с Музея мирового океана (наб. Петра Великого, 1) : там прогуляешься по отличной набережной, попадешь на настоящую подводную лодку и изучишь редких рыбок в океанариуме. Дальше загляни и в Музей янтаря (пл. Маршала Василевского, 1) : драгоценный камень там во всех возможных вариациях!

В Познани обосновался Иван - старший брат Скорины: он продолжает отцовское дело и занимается купечеством. В 1529-ом Иван умирает, а на младшего брата сваливаются все судебные тяжбы. Франциск с переменным успехом справляется с проблемами, но затем к делу подключаются обозленные кредиторы покойного Ивана. Они идут к королю и откровенно «катают» жалобу на Скорину: якобы тот скрывал унаследованное от брата имущество. Теперь перед глазами Франциска на несколько месяцев оказывается решетка познанской тюрьмы. Освобождают первопечатника лишь после того, как его племянник добивается встречи с королем и доходчиво объясняет ему, кого они посадили. Скорину не просто отпускают, но еще и обеспечивают практически полную неприкосновенность до конца жизни.


Чем заняться в Познани сейчас

Познань, между прочим, одна из первых столиц Польши: здесь отлично сохранился дух того времени, поэтому по приезде сразу отправляйся изучать исторический центр города. Найди площадь Старый рынок и обрати внимание на городскую Ратушу (Stary Rynek 1) , в которой сочетается несколько архитектурных стилей. Прогуляйся по острову Тумскому (Ostrow Tumski) и не упусти возможность сделать снимок с Кафедральным собором святых апостолов Петра и Павла

  • 6. Культура беларускіх земляў у IX-xiiIст.: дэкаратыўна-прыкладное мастацтва.
  • 7. Культура беларускiх земляў у IX – XIII стст.: пiсьменства, літаратура.
  • 8. Рэлiгiйна-асветнiцкая дзейнасць Кiрылы Тураўскага, Ефрасiннi Полацкай, Клiмента Смаляцiча.
  • 9. Горадабудаўніцтва на беларускіх землях (другая палова xyii – XVIII стст.).
  • 10. Ваеннае дойлідства на Беларусі (xiy – першая палова xyii стст.).
  • 11. Прыватнаўласніцкія рэзідэнцыі
  • 12. Мастацкiя стылi ў архiтэктуры Беларусi: раманскi стыль, беларуская готыка абарончых I культавых збудаванняў.
  • 13. Іканапіс Беларусі.
  • 14. Францыск Скарына I яго дзейнасць.
  • 15. Выдатныя дзеячы эпохi Адраджэння на Беларусi.
  • 16. Культура рукапіснай кнігі на Беларусі.
  • 17. Узнiкненне I развiццё кнiгадрукавання на Беларусi (xyi – xyiii стст.).
  • 18. Замак у Мiры: гiсторыя ўзнiкнення I пераўтварэння ў княжацкую рэзiдэнцыю.
  • 19. Манументальны жывапic на Беларусi (xiy – xyiii стст.).
  • 21. Развiццё мiнiяцюры I кнiжнай графiкi (па xyiii ст.). Гравюры ф. Скарыны. Вiленская I Куцеiнская школы гравюры.
  • 22. Дэкаратыўна-прыкладное мастацтва Беларусi (xiy – xyiii стст.): мастацкае шкло, мастацкая апрацоўка металу.
  • 23. Дэкаратыўна-прыкладное мастацтва Беларусi (xiy – xyiii стст.): ткацтва, вышыўка, дываны, шпалеры. Слуцкiя паясы.
  • 24. Дэкаратыўна-прыкладное мастацтва Беларусi (xiy – xyiii стст.): разьба па дрэве, выраб дэкаратыўнай кафлi.
  • 25. Развiццё адукацыi на беларускiх землях (xiy – сяр. Xyii ст).
  • 26. Развiццё адукацыi і літаратуры на беларускiх землях у складзе Рэчы Паспалiтай.
  • 27. Культура Беларусі ў XIV – першай палове XVII ст.: літаратура.
  • 28. Школьны I прыгонны тэатры на Беларусi.
  • 29. Барока I ракако ў архiтэктуры Беларусi.
  • 30. Нясвiжскi палацава-замкавы комплекс.
  • 31. Музычнае мастацтва Беларусi (па xyiii ст.).
  • 32. Класiцызм у архiтэктуры Беларусi.
  • 33. Развiццё сiстэмы адукацыi на Беларусi (XIX – пачатак XX ст.).
  • 34. Развiццё навуковага беларусазнаўства (XIX – пачатак XX ст.).
  • 35. Развiццё лiтаратуры на Беларусi: ад рамантызму праз сентыменталiзм да рэалiзму. Асаблiвасцi беларускай лiтаратуры нашанiваўскага перыяду.
  • 36. Музычнае мастацтва Беларусi (XIX – пачатак XX ст.).
  • 37. Прафесiйны тэатр на Беларусi (XIX – пачатак XX ст.).
  • 38. Архiтэктура Гомеля (канец xyiii – пачатак XX ст.).
  • 39. Горадабудаўніцтва на Беларусі ў XIX – пачатку XX ст.
  • 40. Эклектыка I мадэрн у архiтэктуры Беларусi.
  • 41. Дэкаратыўна-прыкладное мастацтва Беларусі (XIX - пачатак XX ст.).
  • 42. Станковы жывапic Беларусi (XIX – пачатак XX ст.).
  • 43. Палiтыка беларусiзацыi ў культурным жыццi насельніцтва бсср.
  • 45. Беларуская лiтаратура I драматургiя ў 1920-ыя – пачатку 1940-х гг.
  • 46. Жывапic I графiка ў бсср (1920-ыя - пачатак 1940-х гг.).
  • 47. Тэатральнае жыццё у бсср (1920-ыя - пачатак 1940-х гг.).
  • 48. Музычная культура ў бсср (1920-ыя - пачатак 1940-х гг.).
  • 49. Развiццё архiтэктуры ў бсср (1920-ыя - пачатак 1940-х гг.). Канструктывiзм I функцыяналiзм.
  • 50. Культура Заходняй Беларусi (1921 – 1939 гг.).
  • 51. Зараджэнне I развiццё беларускай кiнематаграфii ў даваенны перыяд.
  • 52. Беларуская культура ў гады Вялiкай Айчыннай вайны.
  • 53. Адукацыя ў бсср (другая палова XX ст. – 1991 г.) I на сучасным этапе.
  • 54. Навуковае жыццё ў бсср (другая палова XX – пачатак XXI ст.). Развіццё гістарычнай навукі.
  • 55. Архiтэктура бсср: другая палова 1940-х гг. – 1991 г.
  • 56. Музычнае мастацтва бсср: другая палова 1940-х – 1991 г.
  • 57. Тэатральнае мастацтва бсср: другая палова 1940-х – 1991 г.
  • 58. Лiтаратурнае жыццё ў бсср: другая палова 1940-х – 1991 г.
  • 59. Развiццё кинематаграфii ў бсср: другая палова 1940-х – 1991 г.
  • 60. Жывапiс I графiка ў бсср: другая палова 1940-х – 1991 г.
  • 61. Скульптура ў бсср: другая палова 1940-х – 1991 г.
  • 62. Музеi Беларусi ў XX – пачатку XXI ст
  • 63. Мастацтва кiно I смi (канец XX – пачатак XXI ст.).
  • 64. Архiтэктура сучаснай Беларусi.
  • 65. Сучасная беларуская лiтаратура (канец XX – пачатак XXI ст.).
  • 66. Выяўленчае мастацтва Беларусi на сучасным этапе.
  • 67. Музычна-тэатральнае жыццё Беларусi на сучасным этапе.
  • 68. Культурнае жыццё Гомеля ў савецкi перыяд I на сучасным этапе.
  • 69. Тэатральныя, музычныя і кінафестывалі на Беларусі. Святочная культура сучаснай Беларусі.
  • 14. Францыск Скарына I яго дзейнасць.

    (до 1490, Полоцк, - до 1541, Прага), белорусский первопечатник и просветитель. В 1504 учился в Краковском университете, где получил степень бакалавра философии. В 1512 С. в Падуанском университете сдал экзамен на степень доктора медицины. Издательская деятельность С. началась в Праге. В 1517 он выпустил "Псалтырь" на славянском языке (известны 2 экз.; хранятся в Историческом музее в Москве и Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде). За 1517-19 С. издал в Праге 19 отдельных книг Библии; в одной из них помещен титульный лист ко всем книгам - первый титульный лист славянской книги кирилловского шрифта. Пражские издания С. отличаются высокими художественными достоинствами (много иллюстраций, заставок, инициалов, выполненных в технике гравюры на дереве); в 2 изданиях С. поместил свой портрет (см. рис.). В начале 20-х гг. С., переехал в Вильнюс, где основал первую типографию. В 1522 С. выпустил "Малую подорожную книжицу", а в 1525 - "Апостол" на славянском языке. В своих изданиях С. помещал написанные им предисловия, послесловия, примечания, глоссы. Гуманистические идеи С. оказали влияние на общественно-политическую жизнь восточно-славянских народов. Он выступал сторонником широкого просвещения народа, веротерпимости, социального равенства. С именем С. связано становление белорус.литературного языка и развитие белорусской письменности. Последние годы жизни провёл в Праге в должности личного врача и садовника короля Фердинанда.

    15. Выдатныя дзеячы эпохi Адраджэння на Беларусi.

    Гісторыка-культурная эпоха паміж Сярэднявеччам і Новым Часам (14–першая палова 17 ст.) у краінах Заходняй і Цэнтральнай ЕўропыПерадумовамі станаўлення і развіцця культуры Адраджэння на беларускіх землях сталі ўзаемасувязі ВКЛ з краінамі Заходняй Еўропы, адносна дэмакратычны лад жыцця, рост гарадоў, завяршэнне працэсу фармавання беларускага этнасу і старабеларускай мовы. Тыповыя рысы рэнесанснай культуры (гуманізм, свабодалюбства, патрыятызм, антыдагматычнасць) выразна праявіліся ў культурна-асветніцкай, творчай дзейнасці Ф. Скарыны, С. Буднага, В. Цяпінскага, М. Гусоўскага, Сімяона Полацкага і інш. Расквітнела летапісанне, заняпала жыційная літаратура, былі створаны хронікі, гістарыяграфічныя творы, на старабеларускую мову перакладаліся ўзоры свецкай прозы. Пашырэнню рэнесансных ідэй паспрыяла ўзнікненне і хуткае развіццё мясцовага кнігадрукавання.

    Ф. Скарыны. Беларускі і ўсходнеславянскі асветнік-гуманіст, першадрукар, вучоны, пісьменнік, перакладчык, мастак, графік эпохі Адраджэння. Нарадзіўся ў сям"і полацкага купца. У 1506 г. скончыў Кракаўскі (Ягелонскі) універсітэт, дзе атрымаў вучоную ступень бакалаўра філасофіі. У 1512 г. у Падуанскім універсітэце атрымаў вучоную ступень доктара медыцыны. У заснаванай у Празе друкарні ў 1517-19 гг. упершыню выдаў на царкоўна-славянскай мове ў беларускай рэдакцыі 23 кнігі "Бібліі...". Каля 1520 г. ім была заснавана друкарня ў Вільні, дзе каля 1522 і 1525 гг. былі выдадзены "Малая падарожная кніжыца" і "Апостал". У прадмовах і пасляслоўях да сваіх выданняў Скарына развіваў многія перадавыя ідэі - аб дзяржаўным суверэнітэце, патрыятызме, прававой роўнасці, рэлігійнай і маральнай свабодзе і адказнасці, "натуральным праве", самакаштоўнасці зямнога чалавечага жыцця. Служэнне грамадству Скарына прыраўноўваў да служэння Богу і сваю перакладчыцкую, пісьменніцкую і выдавецкую дзейнасць трактаваў як духоўную ахвяру Радзіме. Творчасць Скарыны ў значнай ступені абумовіла спецыфіку беларускай культуры XVI - XVII ст., спрыяла пашырэнню кнігадрукавання, Гуманізму і Рэфармацыі. Памяць пра вялікага палачаніна ўвекавечана ў розных краінах свету, у тым ліку - помнікам у Полацку, мемарыяльнымі дошкамі ў Вільні, Кракаве і Падуі.

    С. Буднага. (1530 - 1593 гг.) Гуманіст, асветнік, рэлігійны рэфарматар, філосаф, кнігавыдавец. Паходзіў з сям"і дробнага шляхціча. Быў адным з самых адукаваных людзей свайго часу. Скончыў Кракаўскі універсітэт. У 1562 г. з нясвіжскай друкарні выйшла кніга Сымона Буднага "Катэхізіс", якая з"явілася першым друкаваным выданнем на землях сучаснай Беларусі. Напісаны і выдадзены "Катэхізіс" на старабеларускай мове. Потым Будны друкаваў творы ў Бярэсці, Лоску, Вільні. Там ён выказаў свае меркаванні па праблемах веры, аб "мірскім" прызначенні чалавека, аб дзяржаўнай уладзе. Меў перадавыя па тых часах погляды, якія распаўсюджваў разам са сваімі аднадумцамі і паплечнікамі, выступаў за ўсебаковае супрацоўніцтва славянскіх народаў.

    В. Цяпінскага. (~1530-40-я, в. Цяпіна Полацкага ваяводства (зараз Чашніцкі раён) - 1603), гуманіст-асветнік, пісьменнік, кнігавыдавец, перакладчык. Нарадзіўся ў сям"і баярына гаспадарскага Полацкага павету Мікалая Амельяновіча. Жыццёвы шлях Васiля Цяпiнскага амаль не асветлены пісьмовымі крыніцамі. Няма звестак аб вучобе Васіля Цяпінскага ў замежных універсітэтах, што таксама дало б нейкія падставы для больш дакладнага вызначэння даты яго нараджэння. Васiль Цяпiнскi прадоўжыў гуманістычныя і культурна-асветніцкія традыцыі Францыска Скарыны, быў асабіста і ідэйна звязаны з Сымонам Будным, падзяляў яго грамадска-палітычныя і рэлігійныя погляды

    У 1570-я гады Васiль Цяпiнскi на свае сродкі арганізаваў друкарню (якая знаходзілася, відаць, у Цяпіне) з намерам выдаваць кнігі на русінскай мове. У яго была добрая бібліятэка, неабходная яму для выдавецкай дзейнасці. Наважыўшыся надрукаваць Евангелле на дзвюх мовах - царкоўнаславянскай і русінскай, Цяпiнскi распачаў цяжкую і складаную па тым часе работу па яе перакладзе. Зараз вядома толькі адно яго выданне Евангелле, якое выйшла каля 1570 года і змяшчае Евангеллі ад Матфея, Марка і часткова ад Лукі (захоўваецца ў Расійскай нацыянальнай бібліятэцы ў Санкт-Пецярбургу

    Мяркуюць, што ў 1562 годзе Васiль Цяпiнскi надрукаваў у Нясвіжы 2 творы Сымона Буднага: «Катэхізіс» і «Апраўданне грэшнага чалавека перад Богам».

    М. Гусоўски (каля 1470-1533 гг.),Паэт-гуманіст і асветнік эпохі Адраджэння. Паходзіў з сям"і паляўнічага. Атрымаў адукацыю на Беларусі, у далейшым паглыбляючы веды ў Вільні, Польшчі і Італіі. У 1518 г. у складзе польска-літоўскай дыпламатычнай місіі трапіў у Рым, дзе ў 1522 г. стварыў свой лепшы твор - "Песню пра зубра", прасякнуты любоўю да роднай зямлі, трывогай за яе лёс і гонарам за слаўнае мінулае Вялікага Княства Літоўскага. "Песня пра зубра", як і іншыя творы Гусоўскага, напісаны на лаціне - мове пісьменства тагачаснай Еўропы. Аднак творчасць яго аказала значны ўплыў не толькі на лацінамоўную літаратуру, але і на развіццё х целым такіх жанраў ва ўсходняй Еўропе, як ліра-эпічная, гістарычная і сатырычная паэма, эпіграма, элегія, палемічна-публіцыстычны трактат. Мікола Гусоўскі выступаі таксама не толькі як папулярызатар сваёй Радзімы ў Захаднім свеце, але і як выразнік перадавых грамадска-палітычных і эстэтычных поглядаў свайго часу.

    С.Полоцкий (1629, Полацк - 1680, Масква), праваслаўны і грэка-каталіцкі дзеяч, духоўны пісьменнік. Аўтар твораў «Рыфмалагіён», «Вертаград» і інш.

    Нарадзіўся ў заможнай купецкай сям"і. Пачаў спасціжэнне навукі ў брацкай школе полацкага Богаяўленскага манастыра. Скончыў Кіева-Магілянскую калегію (1650). Пасля яе заканчэння выкладаў у брацкай школе ў Полацку. У 1656 стаў манахам у Полацку. Выступаў на ўрачыстай сустрэчы ў Полацку рускага цара Аляксея Міхайлавіча з чытаннем прывітальных вершаў. У 1664 пераехаў у Маскву, стаў там настаўнікам царскіх дзяцей. Быў настаўнiкам Фёдара Аляксеевiча, якi дзякуючы яму атрымаў добрую адукацыю, ведаў латынь і польскую мову, пісаў вершы. Да шлюбу цара Фёдара Аляксеевiча на Агафii Сямёнаўне Грушэцкай склаў, разам з новым прыдворным пiiтам i вучаням беларуса, манахам Сiльвестарам Мядзведзеевым, шырокавяшчальные оды на гэтую «вялiкую i радасную для ўсёй зямлi Рускай урачыстасць». Яго выхаванцам быў і будучы расійскі імператар Пётр І. У кан. 1670-х арганізаваў і ўзначаліў друкарню ў Крамлі. У гэтай друкарні выйшлі кнігі «Буквар языка славенска» (1679), «Псалтыр рыфматворная» (1680), якая ўяўляла сабой вершаваны пераклад Псалтыра. Па ініцыятыве С. Полацкага была заснавана першая ў Маскве вышэйшая агульнаадукацыйная навучальная ўстанова - Славяна-грэка-лацінская акадэмія, статут якой складаў Сімяон. Быў адным з першых расійскіх царкоўных дзеячоў заходняга кірунку; значна паўплываў на працэсы расійскіх царкоўных рэформ.

    Книга была издана в Праге в 1517-1519 годы, стала первым печатным изданием на западнорусском изводе церковнославянского языка и в восточнославянском мире.

    В России до сих пор почитают Ивана Федорова (а он, кстати, имел белорусские корни) как первопечатника. Но Франциск Скорина «из славного города Полоцка» издал свою «Библию Русскую» еще за пятьдесят лет до Ивана Федорова. И в ней четко указал, что книга сия «для всех русских людей писана». Франциск Скорина - белорусский и восточнославянский первопечатник, переводчик, издатель и художник. Сын народа, живущего на европейском пограничье, он гениально соединил в своем творчестве традиции византийского Востока и латинского Запада. Благодаря Скорине белорусы получили печатную Библию на родном языке раньше русских и украинцев, поляков и литовцев, сербов и болгар, французов и англичан…

    В 1517-1519 годы в Праге Франциск Скорина напечатал кириллическим шрифтом на белорусском варианте церковнославянского языка «Псалтырь» и ещё 23 переведённые им книги Библии. В 1522 году в Вильно (ныне - Вильнюс) Скорина напечатал «Малую подорожную книжицу». Эта книга считается первой книгой, напечатанной на территории, входившей в состав СССР. Там же в Вильно в 1525 году Франциск Скорина напечатал «Апостол». У Скорины учился помощник и коллега Фёдорова - Пётр Мстиславец.

    Франциск Скорина - белорусский гуманист первой половины ХVI в., ученый-медик, писатель, переводчик, художник, просветитель, первопечатник восточных славян.

    Далеко не все детали биографии Скорины дошли до наших дней, до сих пор осталось ещё немало «белых пятен» в жизни творчестве великого просветителя. Неизвестны даже точные даты его рождения и смерти. Предполагают, что родился он между 1485 и 1490 годами в Полоцке, в семье состоятельного полоцкого купца Луки Скорины, который вел торговлю с Чехией, с Московской Русью, с польскими и немецкими землями. От родителей сын перенял любовь к родному Полоцку, название которого он позднее всегда употреблял с эпитетом «славный». Первоначальное образование Франциск получил в доме родителей - научился читать по Псалтыри и писать кириллицей. Предполагают, что латынь (Франциск знал ее блестяще) он выучил в школе при одном из католических костелов в Полоцке или Вильне.

    Первое свое высшее образование Скорина, сын полоцкого купца, получил в Кракове. Там он прослушал курс «свободных наук» и был удостоен ученой степени бакалавра. Скорина получил также степень магистра искусств, которая давала тогда право поступать на самые престижные факультеты (медицинский и теологический) университетов Европы. Ученые предполагают, что после Краковского университета, в течение 1506-1512 годов Скорина служил секретарем у датского короля. Но в 1512 году он оставил эту должность и отправился в итальянский город Падуя, в университете которого «молодой человек из очень отдалённых стран» (так о нём говорят документы того времени) получил степень «доктора лекарских наук», что стало знаменательным событием не только в жизни молодого Франциска, но и в истории культуры Беларуси. До сих пор в одном из залов этого учебного заведения, где находятся портреты знаменитых мужей европейской науки, которые вышли из его стен, висит портрет выдающегося белоруса работы итальянского мастера.

    О периоде 1512-1516 вв. жизни Ф. Скорины нам пока ничего не известно. Современные ученые выдвинули предположение, что в это время Скорина путешествовал по Европе, знакомился с книгопечатанием и первыми печатными книгами, а также встречался со своими гениальными современниками - Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем. Основанием для этого служит такой факт - на одной из фресок Рафаэля изображен человек, очень похожий на автопортрет Скорины в изданной им позже Библии. Интересно, что Рафаэль написал его рядом с собственным изображением.

    С 1517 года Скорина жил в Праге. Здесь же он начал свое издательское дело и приступил к печатанию Библейских книг.

    Первой напечатанной книгой стала славянская «Псалтырь», в предисловии к которой сообщается: «Я, Франциск Скорина, сын славного Полоцка, в лекарских науках доктор, повелел есми Псалтырю тиснути русскими словами, а словенским языком». В то время «русским языком» называли белорусский язык, в отличие от церковнославянского, называемого «словенским». Вышел «Псалтырь» 6 августа 1517 года.

    Затем почти каждый месяц издавались все новые и новые тома Библии: Книга Иова, Притчи Соломона, Экклезиаст… За два года в Праге Франциск Скорина выпустил в свет 23 иллюстрированные библейские книги, переведенные им на понятный широкому читателю язык. Каждую из книг издатель снабдил предисловием и послесловием, включил в Библию почти полсотни иллюстраций.

    Примерно в 1520 году или чуть позже первопечатник возвратился на родину и в Вильно основал первую восточнославянскую типографию. Здесь вышла «Малая подорожная книжица», которая считается первой книгой, изданной на белорусских землях (точной даты выхода книги нет). Здесь же в 1525 году был напечатан «Апостол», который оказался последней книгой первопечатника - во время пожара в Вильне типография Франциска погибла. Именно с этой книги спустя 40 лет начали в Москве российское книгопечатание Иван Федоров и Петр Мстиславец, оба уроженца Беларуси.

    Последние пятнадцать лет жизни Франциска Скорины полны невзгод и лишений: какое-то время он служит у прусского герцога Альбрехта Старшего в Кенигсберге, затем возвращается в Вильно, где живет его семья. За долги умершего брата Скорину сажают в познанскую тюрьму. Польский король Сигизмунд I специальной грамотой освобождает его от суда.

    В 1534 году Франциск Скорина предпринимает поездку в Московское княжество, откуда его изгоняют как католика, а книги его сжигают (см. письмо 1552 года короля Речи Посполитой Жигимонта II Августа к Альберту Кричке, своему послу в Риме при папе Юлии III).

    Примерно в 1535 году Франциск Скорина переезжает в Прагу, где становится личным доктором и ученым-садовником короля Фердинанда I Габсбурга, который позже станет императором Священной Римской империи. 1540-й считается годом смерти великого просветителя.

    До появления известной Острожской Библии в Украине издания Скорины были единственными напечатанными переводами Священного Писания, выполненными на территориях восточных и южных славян. Эти переводы стали предметом наследований и переделок - вся восточнославянская издательская деятельность в области библейских текстов так или иначе ориентировалась на Скорину. Это не удивительно - его Библия во многих отношениях опередила подобные издания в других странах: раньше немецкой Мартина Лютера, не говоря уже о польских и российских издателей. Примечательно, что Библия была издана на старобелорусском языке, что в значительной степени определило развитие белорусской печати. Знаменитые «Статуты Великого княжества Литовского» были напечатаны именно на языке Беларуси.

    С именем Скорины связано также заметное возрастание внимания к наследию античности. Он едва ли не первым в наших краях предпринял попытку синтезировать античность и христианство, а также предложил образовательную программу, разработанную в Древней Греции - систему «Семи свободных наук». Позднее она была взята на вооружение братскими школами Украины и Беларуси, развита и усовершенствована профессорами Киево-Могилянской академии и немало содействовала сближению отечественной культуры с культурой Запада.

    Шрифты и гравированные заставки из виленской типографии Скорины использовались книгоиздателями ещё сто лет.

    Чем на самом деле Франциск Скорина занимался в Праге последние годы жизни - в точности неизвестно. Вероятнее всего, практиковал как врач.

    Точная дата его смерти не установлена, большинство учёных предполагают, что Скорина скончался около 1551 года, поскольку в 1552 году его сын Симеон приезжал в Прагу за наследством.

    До нынешних дней дошли всего четыре сотни экземпляров книг Скорины. Все издания очень редкие, особенно виленские. Раритеты хранятся в библиотеках и книгохранилищах Минска, Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Вильнюса, Львова, Лондона, Праги, Копенгагена, Кракова.

    Язык, на котором Франциск Скорина печатал свои книги, был основан на церковнославянском языке, но с большим количеством белорусских слов, и поэтому был больше всего понятен жителям Великого княжества Литовского. Долгое время среди белорусских лингвистов существовал жаркий научный спор о том, на какой язык, из двух вариантов, перевел книги Скорина: на белорусскую редакцию (извод) церковнославянского языка или, под другой версии, на церковный стиль старобелорусского языка. В настоящее время белорусские лингвисты сходятся во мнении, что язык переводов Библии Франциска Скорины, это белорусская редакция (извод) церковнославянского языка. При этом в работах Скорины замечено влияние чешского и польского языков.

    Библия Скорины нарушала те правила, которые существовали при переписывании церковных книг: содержала тексты от издателя и даже гравюры с его изображением. Это единственный подобный случай за всю историю издания Библий в Восточной Европе. Из-за запрета на самостоятельный перевод Библии католическая и православная церковь не признавала книги Скорины.

    В Беларуси давно почитают Франциска Скорину. Жизнь и творчество Ф. Скорины изучает комплексная научная дисциплина - скориноведение. Его биографию изучают в школах. Его именем названы улицы в Минске, Полоцке, Витебске, Несвиже, Орше, Слуцке и многих других городах Беларуси. Имя Ф. Скорины носит Гомельский государственный университет. Памятники выдающемуся учёному установлены в Полоцке, Минске, Лиде, Вильнюсе. Последний из памятников был совсем недавно установлен в столице Беларуси, рядом с входом в новую Национальную библиотеку.

    Во всех школах Полоцка введён специальный предмет - «Полоцковедение», в котором Ф. Скорина занимает достойное место. Мероприятия, посвящённые памяти первопечатника, проводятся в городе по отдельно составленному плану.

    В Беларуси введены специальные награды - медаль Скорины (1989) и орден Скорины (1995).

    
    Top