Ирисы. Ван Гог — Ирисы Кто написал картину ирисы

Год создания: 1889.
Тип: Холст, масло.
Габариты: 71*93 см.
Местонахождение: Музей Гетти, Калифорния, США.

Ирисы

Картина «Ирисы» написана известным нидерландским художником Винсентом Ван Гогом в 1889 году. Эта картина была создана за год до смерти великого художника. Когда он писал эту картину, он находился в психиатрической лечебнице, которая находилась рядом с Сен-Реми-де-Прованс, тогда у него уже не было шансов на выздоровление. За ним вели постоянный контроль врачи клиники, так как у него часто случались приступы агрессии.

Описание

Эта картина сильно отличается от тех произведений, которые он создавал до нее. Возможно, причиной такой смене стиля послужила душевная болезнь художника. Это не тот стиль, который все привыкли видеть на картинах Ван Гога . В этом произведении нет напряженности, уныния и мрачных оттенков, которые вгоняли людей в тоску и вызывали нехорошие мысли. Эта картина наоборот содержит в себе свет, легкость и чистота. По стилю эту картину можно отнести к серии японских мотивов, по которым Ван Гог написал несколько картин.

Цветущие ветки миндаля

На картине «Ирисы» изображена небольшая часть луга, на котором растут только цветы. Помимо ирисов здесь есть и другие цветы, но ирисы все же занимают главную позицию, из-за чего картина и получила свое название. Картина изображает растения в необычном ракурсе, цветы заполняют практически все пространство картины. Изображение не выглядит оживленным, оно застыло. Композиция картины заставляет взгляд невольно двигаться в левый верхний угол. В этой картине есть необычная симметрия, земля сочетается с цветами в верхней левой части картины, а светлые ирисы лежат на центральной линии картины.

Техника

В технике, использованной при рисовании ирисов, чувствуется след японской живописи. Тонкие легкие линии, заливка отдельных элементов картины одним цветом. Но не вся картина выполнена в этом стиле, некоторые детали все же можно отнести к импрессионизму. Но смешение этих двух стилей не оказывает негативного влияния на картину, а лишь наоборот делает картину еще прекраснее и необычнее.

Картина «Ирисы», Ван Гог. обновлено: Октябрь 25, 2017 автором: Валентина

Вокруг имени этого голландского живописца живет много мифов и домыслов, но бесспорным остается одно: Винсент Ван Гог - это гений эпохи постимпрессионизма.

Живопись как исповедь

Картина Ван Гога «Ирисы», написанная в мае 1889 года, является не только шедевром, подтверждающим эмоциональную и неповторимую манеру письма великого художника, это еще и трогательная попытка рассказать миру о своей страсти к живописи и о своем одиночестве. В композиции, в красках, в технике исполнения есть сокровенная идея мастера о том, что немыслимое космическое великолепие природы отражает вселенная человеческих душ. Для того чтобы убедиться в этом, давайте взглянем, в какое время и при каких обстоятельствах создал свои «Ирисы» Ван Гог, и что предшествовало написанию этого колоритного полотна.

Страницы биографии

Винсент Ван Гог родился в маленьком Нидерландском городке Зюндерте, воспитывался в духе религиозного аскетизма. Он получил неплохое образование, знал языки. Одно время юноша мечтал о судьбе священника, готовясь пойти по стопам своего отца - пастора местной церкви. В возрасте двадцати лет Винсент сделал успешную карьеру в фирме дяди, занимавшейся продажей картин. Эта работа подарила Ван Гогу вкус к высокой живописи. Опыт миссионера в сумрачном шахтерском городе на границе Бельгии и Франции открыл в молодом проповеднике такое острое сострадание к несчастным рудокопам и их семьям, что Ван Гог решил делить с ними их страдания, мерз, голодал и делал десятки набросков и зарисовок. Первыми героями живописных полотен мастера были рабочие и крестьяне. Своей заветной удачей он считал написанных в 1885 году «Едоков картофеля», беспощадно раскритикованных друзьями.

Парижские впечатления

Когда уединение наскучило Винсенту, он уехал в бурлящий жизнью Париж, окунулся в мир импрессионизма. С этого момента живопись его становится светлее и красочнее. Еще далеко впереди его знаменитые «Ирисы». Ван Гог неделями рисует цветы, добиваясь контраста, в котором смешанные тона соответствовали бы резким противоположностям. В этот же период Винсент «заболел» японскими эстампами. Вместе с братом Тео и на его деньги Винсент скупает красочные гравюры, собирая причудливую восточную коллекцию, без устали копирует их, добавляя собственный художественный почерк. Отголоски этой страсти демонстрирует и картина «Ирисы». Ван Гог написал ее с тем же очарованием цвета и вырезанных линий, какими наслаждался в японских эстампах, и с той же незападной простотой перспективы.

Период надежды, сомнений и слез

Парижская жизнь с яростными спорами, ночными бдениями за абсентом утомили художника, которого друзья и женщины нередко отвергали из-за его порывистого странного характера, и он уехал в южную провинцию Франции - Арль. Здесь Винсент безропотно сдался обаянию природы и посвятил себя поиску гармонии в чистых и яростных ее красках. Сюда Ван Гог убедил приехать своего друга Гогена, чтобы создать общину художников. Два месяца совместного творчества привели двух гениев к пылкой ссоре, после которой Винсент повредил себе левое ухо и попал в психиатрическую клинику. Нервными приступами художник страдал все чаще, диагноз, который ему поставили доктора, звучит сейчас как личности. Из госпиталя в Арле, где он создал более 150 картин, художник согласился переселиться в лечебницу недалеко от деревушки Сан-Реми, где уединение и архитектура навевали монашеский дух в живопись гениального голландца. Первой работой его в этом местечке были «Ирисы». Ван Гог написал эти восхитительные весенние цветы, символизирующие в местном фольклоре пробуждение и воскресение, так, словно бы сыграл музыкальный опус.

Симфония в красках

Сады в Сан-Реми стали его мистической планетой, художник пишет цветы, бабочек, жуков. Им движет восточная идея о том, что в каждой травинке и жучке заключен космос. Мастер пишет истово, импульсивно, сочно. Словно звуковые ритмы кладет мазки и линии в картине «Ирисы» Ван Гог. Описание полотна можно сравнить с тем, как красочные изгибы на переднем и заднем планах картины пульсируют подобно тому, как льется мелодия. Не случайно живописец признавался в письме к брату в том, что кисть в его руке подобна смычку скрипки. Автор пишет динамично, устремляясь сначала к кульминации, а потом к завершению полотна. На залитом солнцем фоне поля и подчеркнуто красной земли неистовствуют насыщенно-синие цветки, среди которых неожиданно выделяется один Не самого ли художника олицетворяет этот не похожий на другие цветок?

О чем мечтал гений

Признание явилось живописцу при его жизни. Критики писали об ошеломительной экспрессии его холстов и о том, что цвет в его полотнах выглядит драгоценностью, а в содержании картин открывается мужественная и утонченная личность. Но это не спасло художника от трагедии. В июле 1890 года, в возрасте 37 лет, он выстрелил себе в грудь и через два дня умер.

Однажды художник сказал своему брату, что всю жизнь стремился к тому, чтобы в его искусстве было что-то утешительное. Что ж, сегодня мы определенно можем говорить, что мечта великого Ван Гога сбылась...

Ван Гог - Ирисы (Les Iris).

Год создания: 1889

Холст, масло.

Оригинальный размер: 71 × 93 см

Музей Гетти, Лос-Анджелес

«Ирисы» (фр. Les Iris) — картина нидерландского живописца Винсента ван Гога. «Ирисы» были написаны художником в 1889 году — в то время, когда он жил в лечебнице Святого Павла Мавзолийского близ Сен-Реми-де-Прованс, за год до своей смерти.

В картине отсутствует высокая напряжённость, которая проявляется в его последующих работах. Он назвал картину «громоотвод для моей болезни», потому что он чувствовал, что может сдерживать свой недуг, продолжая писать. В картине прослеживается влияние японских гравюр укиё-э, как и в других работах Ван Гога и части его современников. Это сходство проявляется в выделении контуров объектов, необычных ракурсах, наличии детально прорисованных областей и областей, залитых сплошным цветом, не соответствующим реальности.

Описание картины Винсента Ван Гога «Ирисы»

Картина Ван Гога «Ирисы» относится к позднему периоду его творчества. Она написана во время лечения в психиатрической больнице в Сен-Реми. Рассудок уже покидал гениального художника, но в нечастые моменты просветления он создавал новые пейзажи и натюрморты, которые вошли в сокровищницу мировой живописи.

Картина «Ирисы» отличается от большинства работ Ван Гога отсутствием тревоги, беспокойства. Напротив, полотно наполнено безмятежностью и покоем. Здесь нет насыщенных оттенков, создается впечатление полупрозрачности, акварельности изображения. Критики часто отмечают схожесть «Ирисов» по манере исполнения с гравюрами японских художников.

На картине изображена часть сада - клумба с ирисами и цветущий куст на заднем плане. Поражает необычность ракурса: цветы как будто видятся глазами ребенка или сидящего на земле человека. Ирисы покрывают почти все пространство, лишь желто-зеленая трава в верхнем углу намекает на продолжение лужайки. Оранжево-красные оттенки земли перекликаются с цветами в левом верхнем углу. Одинокий белый ирис слева и бледно-голубой справа уравновешивают восприятие, создавая симметрию.

Основная мысль, которую стремился передать художник, - свежесть, колоритность, выразительность цветов. Ирисы детально прописаны, контуры листьев выделены черным, мелкие детали скрупулёзно прорисованы - всё это придает сходства с японскими гравюрами.

Ван Гог на протяжении всей своей жизни старался, чтобы его картины не просто передавали то, что он видит вокруг себя, но и то, что он при этом чувствует, его восприятие изображаемого им мира. «Ирисы» наполнены стремлением разглядеть красоту природы не свысока, а наблюдая её, приблизившись вплотную, погрузившись внутрь, окружив себя её многоцветьем и запахами.

Винсент Ван Гог. Ирисы. 1889 г. Музей Гетти, Лос-Анджелес

«Ирисы» Ван Гог создал в сложный момент своей жизни. Находясь в лечебнице для душевнобольных в Сен-Реми (юго-восток Франции).

За несколько месяцев до этого он отрезал себе бритвой мочку уха, испытав сильнейший нервный срыв. С тех пор где-то раз в месяц с ним случались припадки. Он впадал в забытье на несколько часов.

«Ирисы» созданы сумасшедшим?

Никто не знает, какая болезнь поразила художника. Возможно, он страдал эпилепсией (как его дядя и сестра). Но это значит, что между припадками он был абсолютно вменяем.

А может это были панические атаки. Но когда они проходят, то человек также вполне адекватен.

В любом случае, достаточно посмотреть на его «Ирисы», чтобы убедиться, что это написал человек в здравом уме.

Более того, человек, который всеми фибрами души хотел выздороветь и продолжить работать.

Винсент Ван Гог. Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой. Январь 1889 г. Цюрих Кунстхаус музей, Частная коллекция Ниархоса. Wikipedia.org

Ведь у Ван Гога была мечта. Он хотел изменить живопись и доказать другим, что его метод работы имеет право на жизнь.

В конце концов, он хотел продавать свои работы, чтобы получить материальную независимость и расплатиться с братом Тео (тот выплачивал ему ежемесячное содержание).

Когда Ван Гог создавал «Ирисы», все эти надежды ещё теплились в нем. Он был уверен, что живопись поможет ему преодолеть недуг.

Поэтому картина такая светлая, позитивная. В ней отражается настрой художника на лучшее.

В чем особенность «Ирисов» Ван Гога?

На картине мы видим цветочный ковёр. Нет горизонта и неба. Ван Гог сделал так, чтобы внимание зрителя было приковано только к цветам. Это очень необычный ракурс, который до него почти не встречался в западной живописи.

Но не Ван Гог придумал так писать. Такой ракурс часто встречается у японских мастеров. Когда художник очень близко приближает зрителя к объекту. А фон при этом нейтральный. Так работал знаменитый Кацусика Хакусай.


Кацусика Хакусай. Ирисы и кузнечик. 1820-е гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

А вот после Ван Гога такая техника встречается чаще.

Клод Моне напишет не одну подобную картину. В том числе с ирисами.


Клод Моне. Ирисы и кувшинки. 1914-1917 гг. Частная коллекция

Эту же идею подхватят и представители модерна. Среди которых самым ярким был .


Густав Климт. Цветущий сад. 1907 г. Фонд Ро для стран третьего мира, Цюрих

Но «Ирисы» Ван Гога интересны не только ракурсом.

Если их сравнивать с работой Моне, то сразу бросается в глаза разница в изображении цветов.

У Моне цветы написаны нечетко, в импрессионистской манере. Лишь сочный, почти светящийся цвет выделяет их в пространстве.

У Ван Гога цветы более реалистичные и правдоподобные.


При этом земля написана совсем в другой технике. Раздельными, разноцветными мазками. В результате у нас создаётся впечатление рыхлости почвы.

Только каких оттенков здесь нет. Пудровый, розовый, красный, желтый, коричневый. И даже местами синий. Такая техника чем-то похожа на пуантилизм.


Ван Гог. Ирисы (деталь). 1889 г. Музей Гетти, Лос-Анджелес

Это когда художник рисует отдельными точками или мазками разных цветов. С расчетом, что на расстоянии несмешанные краски соединятся в единую цветовую массу.

Одним из самых знаменитых пуантилистов был Поль Синьяк. Который как раз и познакомил Ван Гога с техникой разделения цвета.

Поль Синьяк. Красный буек. 1895 г. , Париж

Это весьма интересно. До Ван Гога ещё никто не соединял на одном полотне две такие разные техники. Реализм и пуантилизм.

Но он их как бы смягчил. Поэтому ничего не отталкивает. Как будто только так и можно было написать эти ирисы и почву.

Это ещё раз говорит о том, насколько Ван Гог стремился учиться у других. Но при этом все перерабатывал на свой лад. Он сознательно искал новый путь.

Согласитесь, на такое сумасшедший человек вряд ли способен.

Есть ли в «Ирисах» зашифрованное послание?

Наверняка вы обратили внимание, что среди синих цветов растёт одинокий белый ирис. Что Ван Гог хотел этим сказать? Нас так и подмывает искать в этом скрытый смысл.

Может художник так обозначает собственное одиночество?

Ведь никто не верил в него. Кроме его брата Тео и его самого.

Вряд ли. Ван Гог не любил символику. Стремился рисовать только реальный мир.

Ему была важнее выразительность. То есть возможность через цвет и форму выразить суть вещей. То, как он ее видел и понимал.

Поэтому он так легко отступал от реалистичности ради этой сути. Яркие цвета (). Гипертрофированные черты лиц ().

А вот специально что-то добавлять, чтобы зашифровать некое послание, он не хотел. Поэтому почти всегда писал с натуры, а не по памяти.


Top