Как Перейти От Своей Ежедневной Работы К Успешной Музыкальной Карьере.

Перевод и публикация этой статьи произведены с письменного разрешения автора. Любое полное или частичное копирование запрещено. Вы можете связаться с автором, чтобы получить разрешение на перевод и публикацию этой статьи: [email protected]

1. Хорошая музыка - не значит достаточно хорошая музыка

Если вы считаете свою музыку "хорошей", то занимайтесь музыкой исключительно как хобби. Музыкальной индустрии не нужна просто "хорошая" музыка, ей нужна действительно ПОТРЯСАЮЩАЯ музыка, которая будет волновать слушателей и продаваться. По причине доступности программ и оборудования для сочинения и записи музыки, а также под влиянием навязчивой рекламы, у многих людей сформировалась иллюзия того, что каждый сегодня может создавать превосходную музыку. Печальный факт - начиная с 1990-х годов на рынок выходит всё больше и больше посредственной музыки. Многие сегодня записывают набор звуков, называют это музыкой, а потом провозглашают себя музыкантами и пытаются продвигать и продавать свои записи. В результате музыкальный рынок переполняется посредственностью.

2. Знайте свою аудиторию

С того момента, как вы решили предложить послушать кому-то свою музыку, вы вступаете в музыкальный бизнес. Если вы не знаете, кому могла бы понравиться ваша музыка, то, во-первых, зачем вы ее сочиняете? Искусство и торговля не только могут совмещаться, на сегодняшнем рынке они должны совмещаться. Уходит время, когда одного только музыкального таланта было достаточно для успеха. В наши дни компании грамзаписи развивают новых артистов с применением испытанных тактик развития карьеры, начиная с определения области музыкальной деятельности, в которой артист сможет наилучшим образом проявить свои музыкальные и артистические способности. Потратьте много времени на то, чтобы выяснить, кто он - ваш средний поклонник. Узнайте всё об образе жизни своих потенциальных поклонников, их возраст, пол и уровни дохода. Сделайте это, и перед вами откроется целая вселенная возможностей привлечения внимания этих людей к вашему творчеству.

3. Хорошая идея дороже большого бюджета

Поднятие музыкальной карьеры с нуля - это не только тяжелая, но и дорогостоящая работа. Однако простые и понятные идеи вполне могут получить финансирование. Осмотритесь внимательно, где вы живете, и постоянно ищите простые способы, которые смогут привести вашу музыкальную карьеру в движение. Как насчет учебных учреждений, где вы могли бы выступить? А может быть, в вашем городе проходит ярмарка или фестиваль с участием местных музыкантов? А местные розничные магазины или сервис-центры - как насчет того, чтобы поговорить с ними о распределении и продаже вашей музыки? Идеи рождаются в нашей голове тогда, когда мы думаем. Понаблюдайте за собой - сколько времени вы проводите, занимаясь ерундой (слишком частые посиделки с приятелями или у телевизора, например). Используйте свое время с пользой - каждую неделю придумывайте хотя бы одну новую маркетинговую идею, касающуюся продвижения вашей музыки. Если вы будете делать это, то вы еще удивитесь количеству блестящих идей и возможностей, реализация которых не будет стоить вам ни копейки.

4. Недальновидность приводит к полной слепоте

Если вы не представляете себе ясно и точно, куда вы двигаетесь, то вы можете легко уйти в ложном направлении и упустить возможность, которая сама идет к вам в руки. Не зацикливайтесь только на конкретных вещах, которые вы собираетесь делать для своей музыки. Узнайте столько, сколько сможете о том, как в действительности устроен музыкальный бизнес, каким образом он функционирует как индустрия. Смотрите широко - как взаимосвязаны все элементы развития вашей музыкальной карьеры. Помните, что каждая функция, профессия, область деятельности, касающиеся создания, записи, продвижения и продажи музыки - взаимосвязаны друг с другом, необходимы друг другу и должны взаимодействовать друг с другом для взаимной выгоды. Есть ли у вас свой собственный реалистичный план, представляющий собой ясную и целостную картину развития вашей музыкальной карьеры?

5. Сделайте свою работу, и сделайте её хорошо

Если вы говорите, что собираетесь сделать что-то, то сделайте это и не ищите никаких оправданий, почему вы не смогли сделать намеченное. Каждый, кто пожелает вам помочь в реализации ваших бизнес-идей, также сможет получить свою выгоду от вашего успеха. Когда необходимо перешагнуть новый порог - сделайте это. Если вы будете взаимодействовать с людьми как непрофессионал, то они запомнят вас, как непрофессионала. Если вы будете взаимодействовать с людьми, как профессионал, то они запомнят вас, как профессионала. Ваша репутация зависит только от вас самих. Чем бы вы не занимались, делайте это настолько качественно, насколько вы способны. Каждый артист, успешный в музыкальном бизнесе - ваш конкурент. Действительно ли вы работаете над самосовершенствованием так же упорно и плодотворно, как ваши конкуренты? Помните, что в музыкальном бизнесе полно бесполезной шелухи, и не становитесь сами этой шелухой.

6. Отражайтесь во всем, что делаете

Нравится это вам или нет, но являясь музыкантом, вы являетесь частью шоу-бизнеса. Поэтому вы должны уяснить для себя важность построения и развития ясного, честного и определенного ИМИДЖА, который будет недвусмысленно говорить публике о том, кем вы являетесь, и что представляет собой ваша музыка. Если вы считаете, что "всякие там" имиджи вам не нужны, то продолжайте в том же духе, позволив музыкальному бизнесу сформировать ваш имидж за вас... но потом не обижайтесь, что люди считают вас чем-то, чем вы не являетесь. Только вы знаете, кто вы на самом деле. Убедитесь, что ваши обложки, пресс-материалы, песни и ваше поведение на сцене отражают вашу истинную суть. Каждый раз, когда вы делаете что-то для развития своей музыкальной карьеры, думайте, насколько это соответствует вашей настоящей индивидуальности. Все и каждый элементы вашей деятельности должны создавать в сознании людей целостное представление о том, кто вы есть на самом деле.

7. Сотрудничайте с людьми, а не используйте их

Музыкальный бизнес основан на отношениях. Не обманывайте людей. Берегите контакты, которые вы устанавливаете, тратьте время на налаживание отношений с этими людьми, особенно с теми, кто работает в той же области музыки, что и вы. Узнайте, кто является ключевыми игроками в каждой сфере музыкального маркетинга, в дистрибьюции, в розничной торговле, в радиобизнесе, в прессе и в организации концертов. Приведите им факты и твердые аргументы, однозначно поясняющие, почему этим людям будет выгодно работать с вами. Когда соберете свою команду, активно участвуйте в ее деятельности, регулярно встречайтесь со своими людьми. Работая в команде, постоянно делайте что-то для других ее участников, а не заботьтесь только о своем благополучии. Помните, что команда создается для взаимовыгодного сотрудничества всех ее участников.

8. Тщеславие убивает

Способность ставить перед собой труднодостижимые цели и высокомерная уверенность в том, что вам все по плечу - это не одно и то же. Тщеславие подразумевает то, что человек возносит себя на пьедестал, тогда как в реальности он еще не построил даже лестницы для того, чтобы на этот пьедестал взобраться. Вы встречали таких людей. Получив малейшее признание, они как губка впитывают похвалу, и работать с ними становится невозможно. Всё время этих людей всё не устраивает. Они считают, что заслуживают признания, и легко могут бросить намеченные цели, занявшись чем-то другим. Они могут почивать на лаврах, ожидая какого-то незримого момента, когда что-то вдруг вытолкнет их на новый уровень. Верный способ провалить свою музыкальную карьеру - это получить репутацию человека, с которым трудно работать, и который создает проблемы другим людям.

9. Путь к успеху не всегда прямолинеен

Будьте готовы к неприятностям и ищите выход из них. Если и есть что-то в музыкальном бизнесе, что можно точно гарантировать, так это то, что вам придется столкнуться с большим количеством затруднений на пути к успеху. Знание о том, что проблемы возникнут, и способность найти адекватные решения - половина успеха. Вторая половина - это ваша способность применять свои стратегии и тактики последовательно и профессионально. Многие начинающие артисты сдаются, когда получают отказ. Будьте готовы к отказам постоянно. На каждое "да" вы получите множество "нет". Извлекайте опыт из неприятностей, из упущенных возможностей, из невыполненных обещаний, из обзоров, в пух и прах разносящих ваше творчество. Если вам придется общаться с бесчувственным персоналом лейбла, с нечестными агентами и менеджерами, извлекайте пользу и из этого общения. Ищите в каждой негативной ситуации хоть что-то позитивное, хоть что-то, что сможет помочь вам в следующий раз выйти победителем из аналогичной ситуации.

10. Остановитесь и понюхайте розы

Увлеченность музыкой и ничем больше, кроме музыки - это плохо. Очень многие музыканты забывают, что развитие артиста должно быть всесторонним. Можно легко уйти в музыку с головой, забыв обо всем остальном... друзья, члены семьи, другие виды искусства, вылазки на природу и занятие прочими интересными вещами - всё это очень важно, потому что без этих разнообразных впечатлений ваше вдохновение увянет. Делайте то, что вы никогда раньше не делали. Сходите в ресторан и поешьте чего-нибудь необычного, почитайте стихи, прогуляйтесь пешком, съездите на рыбалку. Другими словами, выйдите из привычной обстановки и сделайте что-нибудь волнующее... то, что сможет вдохновить вас на сочинение новой песни. Музыка - это бизнес, вне всяких сомнений. Но ведь музыка, в то же время, является искусством, и как артист, вы должны подпитывать свою душу впечатлениями, как и свой бумажник деньгами.

Об авторе. Кристофер Кнаб - преподаватель и независимый консультант по вопросам музыкального бизнеса. Проживая в Сиэтле (штат Вашингтон), Кристофер читает лекции по музыкальному промоушну и маркетингу в Институте Искусств Сиэтла. Являясь владельцем консультационной службы FourFront Media and Music , сегодня он консультирует музыкантов и независимые рекорд-лейблы по вопросам развития музыкальной карьеры и маркетинговому планированию. Кроме того, Крис регулярно выступает на конференциях и семинарах по музыкальной индустрии в США и Канаде.
Кристофер Кнаб удостоен звания "Одного из самых влиятельных людей в Северо-Западной музыкальной индустрии".


Вы хотите стать успешным музыкантом, но не знаете - с чего и как начать? Вы имеете твердое намерение создать успешную карьеру в музыкальном бизнесе, но страх перед возможной неудачей сдерживает Вас? Вы не знаете, что Вы будете делать, если ваш план не сработает?

Большинство стремящихся к успеху музыкантов слышат от своих друзей и родственников множество советов по поводу того, какой подход является наиболее правильным для создания успешной музыкальной карьеры. Одним из множества предлагаемых вариантов является идея о наличии запасного плана. Большинство людей советует иметь "нечто, к чему можно будет вернуться, если музыкальная карьера не сложится", или "План Б". Наиболее типичной является ситуация, когда музыканта уговаривают пойти в учебное учреждение, где он сможет получить то образование, с которым сможет впоследствии легко найти постоянную работу и заниматься музыкой в свободное от нее время.

Когда Вы начнёте достигать успехов в Вашей музыкальной карьере, Вам, скорее всего, посоветуют меньше работать на "запасном плане" и постепенно больше сосредотачиваться на музыке, пока у Вас не появится возможность полностью отказаться от своей основной работы и сделать так, чтобы Ваша музыкальная карьера работала на Вас. Подобные советы хорошо звучат в теории, однако в реальности они не работают. Почему? Потому что, как правило, работа, которую находят начинающие музыканты с целью обеспечивать себя материально до тех пор, пока их музыкальная карьера не пойдет в гору, не имеет ничего общего с музыкой вообще и с их карьерой профессионального музыканта в частности. В результате, большинство музыкантов оказывается в безвыходной ситуации, которая обрекает на провал любую попытку достичь стабильного успеха.

4 причины, по которым подобный "запасной план" обречен на провал

До того, как рассказать более подробно, почему подобный "запасной план" не работает так, как должен, хотелось бы, чтобы Вы проверили себя и эффективность той стратегии, которую Вы выбрали, чтобы стать профессиональным музыкантом. Будет лучше, если Вы пройдете этот тест ДО того, как продолжите читать эту статью, в этом случае Вы будете беспристрастны в Ваших ответах.

Вы думаете, что Ваш "запасной план" сработает и приведет Вас к плодотворной и стабильной карьере профессионального музыканта? Пройдите , чтобы узнать ответ до того, как Вы продолжите читать статью.

Причина №1: Отсутствие эффективной "стратегии перехода".

Идея плавного уменьшения объема вашей постоянной работы по мере развития вашей музыкальной карьеры сама по себе не плохая. Однако чтобы она сработала, этот переход следует осуществить правильно. Большинство музыкантов не планируют ничего, что смогло бы им помочь постепенно уменьшать количество часов, затрачиваемых на основную работу, и больше сконцентрироваться на музыке. Поэтому они выбирают ту работу, которая считается наиболее "стабильной и надежной" и приносит больше всего денег, когда речь заходит о составлении "запасного плана". Однако, большинство людей не планируют "стратегию перехода" и не задумываются о своих действиях на тот момент, когда ситуация в их музыкальной карьере позволит им меньше отдавать сил своей постоянной работе. В результате, музыканты оказываются у нее в плену и не имеют возможности постепенно снижать её объем, когда такой момент настает. Они встают перед выбором: либо полностью с неё уволиться, либо держаться за неё до выхода на пенсию. (об этом несколько позже).

Идеальный "план перехода" - это устроиться на работу, которая предоставит возможность постепенно уменьшать количество затрачиваемых на нее часов: с 40 часов в неделю до 30, затем до 20, затем до 10, и так до тех пор, пока Вы, наконец-то, не сможете полностью от нее отказаться. Вам необходимо найти такое занятие, которое предоставит Вам гибкость графика. Так что, в нужное время с помощью такого подхода к выбору работы Вы сможете постепенно от нее отказаться и полностью посвятить себя своей музыкальной карьере. К сожалению, наиболее традиционные занятия (офисный менеджер, программист, бухгалтер и т.п.) не допускают подобной гибкости графика. Помните, Ваш непосредственный начальник не позволит ни с того ни с сего работать 3-4 дня в неделю вместо положенных 5 просто потому, что Вам нужно поработать над своим новым CD на несколько дней побольше. Конечно, поначалу можно выбрать работу, не относящуюся к музыкальной сфере деятельности, ОДНАКО, Вам не следует браться за любую доступную работу, не обдумав с самого начала "стратегии перехода".

Идеальная работа для начинающего музыканта - это преподавание игры на гитаре. Помимо того, что Вы можете получать за эту работу хорошие деньги, Вы ещё и полностью контролируете время, которое вы тратите на нее. Конечно, не все хотят преподавать до конца своих дней (и это нормально). Но, если уж работать все равно придется, то почему бы ни заниматься тем, что напрямую относится к Вашему любимому занятию - помогать Вашим ученикам достигать своих целей быстрее, и при этом зарабатывать деньги? К тому же, подобная преподавательская деятельность сама по себе является работой, напрямую относящейся к музыке, и заниматься ей гораздо интереснее, чем просто сидеть в офисе.

Другая возможная работа - это независимая работа по контракту в сфере маркетинга и продаж, или должность внештатного консультанта. До устройства на какую-либо работу всегда учитывайте, насколько гибкий рабочий график она может вам предоставить. Помните, что в большинстве сфер деятельности график 40-60 рабочих часов в неделю является нормой, и при этом возможность работать на полставки отсутствует. Это, в свою очередь, делает невозможным мягкий переход от подобной работы к музыкальной карьере.

Причина №2: Это слишком рискованно.

Медленный и плавный переход от постоянной работы к музыкальной карьере кажется достаточно "безопасным и стабильным", но на самом деле он может ударить Вас в спину, и загнать в ловушку именно своей иллюзией безопасности. Предположим, что Вы зарабатываете 60000$ в год на своей постоянной работе и смогли (работая по ночам и в выходные дни) создать постоянную прибыль 25000$, получаемую с помощью Вашей работы в музыкальной среде. Вместе эта прибыль составит 85000$ в год. Вот тут-то реальность и бьет вас по голове. Если Вы захотите полностью посвятить себя музыкальной карьере, Вам неизбежно придется уволиться с вашей основной работы в тот или иной момент. Вы будете зарабатывать на 60000$ меньше до тех пор, пока не встанете на ноги и не разовьёте свою музыкальную карьеру. Для большинства людей (особенно для тех, кто женится/выходит замуж, воспитывает детей или имеет значительные расходы) о подобном риске думать крайне неприятно.

Причина №3: Как правило, Вы не можете воспользоваться открывающимися возможностями.

Представьте себе такую ситуацию: приложив невероятные усилия, работая по ночам и в выходные дни, Вы и Ваша команда записали отличный альбом, потратили много времени на его раскрутку в надежде получить контракт со звукозаписывающей компанией и поехать в тур. И вот, у Вас есть возможность организовать тур длительностью в 10 недель в другой стране. НАИБОЛЕЕ вероятно, что Вы НЕ получите много денег за свой первый тур, однако этот тур является тем самым прорывом в Вашей музыкальной карьере, которого Вы так долго ждали. Как Вы поступите в подобной ситуации? Вы откажетесь от прекрасной возможности продвинуть свою музыкальную карьеру на новый уровень? Вы согласитесь с резким снижением Вашей прибыли, которое последует за Вашим увольнением с работы? Я думаю, что ни первый, ни второй вариант Вам не понравится. Представьте себе, как было бы здорово поехать в тур и не думать о том, как прокормить себя и свою семью, пока Вас нет дома.

Причина №4: Нехватка времени и сил, чтобы делать что-либо полезное.

Это очень важный вопрос, хотя на первый взгляд подобная проблема может показаться незначительной. Если свое наиболее продуктивное время суток Вы тратите на наименее полезные дела, то достижение Ваших целей займет ГОРАЗДО больше времени. Задумайтесь вот о чём: если Вам приходится вставать в 6 00, добираться к 8 00 - 9 00 на работу, проводить на ней 8 - 10 часов, затем тратить час или два на дорогу домой, то к моменту, когда Вы сможете начать работать над своей музыкальной карьерой, Вы будете очень уставшим. При этом мы не учитываем те вещи, на которые любой живой человек тратит время. Поэтому, попытки сделать что-нибудь вовремя, создать несколько источников прибыли, связанных с музыкой, и плавно перейти от основной работы к музыкальной карьере, не заставляя Вас и Вашу семью бороться за выживание, потребует от Вас воистину невероятных усилий, работы по ночам и в выходные.
Как же решить все эти проблемы?

Не создавать запасного плана - это определенно не решение. Вам нужна хорошая подготовка, чтобы Ваша музыкальная карьера имела успех, и ни в коем случае нельзя надеяться на то, что "все произойдёт само собой". Основная проблема общепринятого запасного плана, который я только что описал, заключается в том, что он строится на основании мыслей "Как не проиграть?". Подобный тип мышления лишен честолюбия и заставляет Вас придерживаться того, знакомого Вам как "надежное и безопасное". В результате, Вы приходите к тому, к чему стремились: стандартная жизнь среднестатистического человека, "надежная и безопасная". Однако подобное отношение редко приводит к каким-либо значительным успехам, победам и прорывам в музыкальной индустрии.

Надо формировать свой запасной план, или План Б, основываясь на ЦЕЛЯХ СОБСТВЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ (План А) - вот как поступают наиболее успешные музыканты. Подобный подход требует честолюбия и мужества и основывается на менталитете победителя. Он так же обязывает Вас подумать о том, как Вы сможете интегрировать план Б в вашу настоящую и будущую жизнь профессионального музыканта.

Есть много возможностей создать действительно эффективные "запасные" планы (хотя вернее их будет назвать планами “поддержки”). В большинстве случаев они затрагивают системы проектов и потоки прибыли из нескольких источников Вашего музыкального бизнеса, которые смогут обеспечивать Вас продолжительное время.

Очень важно хорошенько продумать какой "запасной" план и какие способы заработка являются наиболее подходящими для Вас, учитывая Ваши цели. Чтобы выработать подходящий Вам план, необходимо помнить две наиболее важные вещи, которые вам необходимо сделать:

Во-первых, изучите, как работает музыкальный бизнес (это ключ к успеху). Понимание его законов поможет Вам создать наиболее эффективную стратегию для скорейшего достижения Ваших целей. Создание продолжительной и успешной музыкальной карьеры требует большого усердия и разумно направленных усилий. Чем больше Вы будете узнавать про музыкальный бизнес, тем легче Вам будет создать запасной план, способный помочь Вам достичь Ваших целей, не ограничивая Вас и не загоняя Вас в ловушку.

Во-вторых, если Вы следуете советам людей, которые, несмотря на свои хорошие намерения, мало знают о музыкальной индустрии, будьте разборчивы и осторожны. Наши друзья и родственники очень часто из лучших побуждений дают нам советы о том, что надо сделать, чтобы добиться успеха. Однако, если Вы прислушаетесь к их советам внимательно, то обнаружите, что у большинства из них есть одна общая тема: "Вот, что тебе нужно сделать, чтобы не проиграть". А вот советы о том, что нужно сделать, чтобы победить, Вы будете слышать крайне редко. Этот менталитет будет сдерживать Вас от тех шагов, которые необходимы для того, чтобы приблизиться к исполнению Вашей мечты, как и было описано выше.

Тот факт, что в большинстве случаев Ваши друзья и родственники просто недостаточно квалифицированы, чтобы давать советы, несмотря на свои благие намерения, лишь усугубляет ситуацию. Вы можете с тем же успехом спросить Вашего брата - водопроводчика (например) как вылечить ту или иную болезнь, или Вашего дядю - плотника (например) о том, как решить проблему легализации. Какими бы хорошими не были их намерения, в данном случае это не имеет значения. Если они не знакомы с вопросом, который обсуждают, то Вы не получите от них совета, способного Вам помочь.

Если Вы хотите получить совет, который действительно сработает, а также, если Вы хотите изучить стратегию достижения всех целей Вашей музыкальной карьеры, Вам необходимо найти того, на чьи советы Вы сможете положиться. Следовательно, Вам надо учиться у человека, который добился всего, чего хотите добиться Вы и, в идеале, обучившего этому многих людей.

Наиболее эффективные, предсказуемые и безопасные стратегии плавного перехода к обеспечению за счет музыкальной карьеры

Теперь, когда Вы знакомы с проблемами традиционных подходов к составлению запасных планов, я хотел бы рассказать о критериях хорошего плана.

1. Гибкость

Ваш план должен быть гибким. Это утверждение затрагивает многие аспекты. Один из них - возможность постепенно уменьшать время, затрачиваемое на работу над планом Б, и увеличить время, которое вы тратите на план А. Еще один аспект - возможность применять навыки (или полученные результаты) для осуществления плана А.

2. Инертность

Ваш план должен быть по большей части инертен: если Ваш план Б в основном состоит из нескольких источников инертной прибыли, которые вы создали, однажды вложившись в них, это Вам очень сильно поможет. Очевидно, насколько много свободного времени для работы над планом А (Вашей музыкальной карьерой) Вам сможет предоставить подобный подход!

3. Разнообразие/разнородность

План должен был разнородным: не становитесь зависимыми от одного источника дохода. Многие люди называют музыкальную карьеру нестабильной, хотя нет ничего более далекого от истины, чем это утверждение. Какая ситуация, на Ваш взгляд, является наиболее вероятной: компания, не моргнув глазом, увольняет работника (лишая его единственного источника дохода), или учитель музыки, обучающий 40 человек (каждый из которых сам по себе является отдельным источником дохода) потеряет всех своих учеников за один вечер?

Делая свой план Б более разнородным, Вы работаете на свою собственную финансовую стабильность, оставаясь при этом независимым в материальном плане от третьих лиц. Не знаю, что Вы думаете на этот счет, но лично мне гораздо спокойнее жить, зная, что моя собственная финансовая стабильность в моих руках, а не полагаться на чью-то идею безопасной жизни.

4. Согласованность и значимость

Эта значит, что Ваш план Б должен помогать Вам в достижении Вашей основной цели (создании музыкальной карьеры). В идеале, время, затрачиваемое на развитие навыков, и получение опыта при работе по плану Б должны также работать на осуществление плана А. Пример: если Вы считаетесь великолепным учителем по гитаре, Вам с большей долей вероятности удастся организовать концерт, договориться о продаже своих готовящихся к выходу альбомов в музыкальных магазинах, школах и т.д.

Надеюсь, что теперь Вы видите, насколько эта стратегия отличается (и превосходит) общепринятую житейскую мудрость, которая гласит, что сначала надо устроиться на ежедневную работу, а затем, по вечерам и выходным, пытаться начать собственную музыкальную карьеру "с нуля".

В ходе поиска пути к своей успешной музыкальной карьере обязательно сверяйте каждый Ваш шаг с приведенными выше четырьмя критериями и, если это будет необходимо, модифицируйте свой план. Это спасет Вас от депрессии, в которую впадают большинство желающих стать музыкантами, когда осознают (как правило - слишком поздно), что их стратегия не позволит им осуществить собственную мечту.

Если Вы пропустили тест, который я предлагал Вам пройти в начале статьи, то можете пройти его

Пол Аллен (Paul Allen), миллиардер и соучредитель Microsoft, играет на гитаре. Алан Гринспен (Alan Greenspan), бывший председатель Федеральной резервной системы США, был профессиональным саксофонистом. Бизнесмен и миллиардер Брюс Ковнер (Bruce Kovner) играет на фортепиано. Один из основателей Google Ларри Пейдж (Larry Page) играл на саксофоне в средней школе.

Неважно, учились ли они этому в детстве или продолжают упражняться в музыке и сегодня, множество успешных людей так или иначе освоили мастерство игры на музыкальных инструментах. Вы, возможно, уже слышали об эффекте Моцарта - повышении активности мозга во время прослушивания музыки. Он приводит к увеличению производительности во время выполнения сложных задач.

Но исследователи уверяют: играть на музыкальных инструментах полезно не только из-за эффекта Моцарта. Положительное влияние оказывает любой инструмент и любой музыкальный жанр, и, если заниматься усердно и регулярно, вы обязательно почувствуете, как музыка…

Укрепляет вашу уверенность в собственных творческих способностях

Музыка - это невероятно творческий процесс. Когда вы берётесь за инструмент и извлекаете из него красивый звук, вы отрабатываете умение и понимание того, как можно создать нечто из ничего. Очевидно, что инструмент является лишь способом проявления вашей .

И творчество само по себе - это навык, который требуется практически в каждой сфере. Если вы пытаетесь решить сложную проблему или хотите найти новые пути для карьерного роста, творческий ум подскажет и поможет найти оптимальный ответ.

Занятия музыкой - это способ преобразовать творческий поток во что-то конструктивное и полезное.

Помогает учиться сотрудничеству с другими

Музыка, конечно же, рано или поздно приводит к коммуникации или сотрудничеству. Например, вы можете играть в группе или ансамбле в сопровождении других инструментов - это то, с чем сталкиваются все музыканты.

Недостаточно быть хорошим музыкантом. Вам нужно научиться играть вместе с другими. Хорошая музыка - это результат гармоничного сотрудничества с каждым членом команды.

Всё это является сильнейшей мотивацией к тому, чтобы научиться совместной работе и . Музыка показывает вам все положительные результаты плодотворного труда в группе. Оказывается, научившись работать с людьми, мы в прямом смысле этого слова сможем сыграться и быть на одной волне с ними.

Заставляет искать новые возможности

Когда вы играете на музыкальном инструменте, то не просто извлекаете ноты. Вы стараетесь выстроить их в гармонично звучащую последовательность - собственно, в этом и есть весь смысл музыки. Создать её - значит найти способ соединить одиночные звуки вместе так, чтобы получилась красивая мелодия.

S. Vivel/FLickr.com

Воспроизведение музыки учит нас визуализировать все свои наблюдения и знания о звуках и понять, какой именно узор должны сложить ноты. Мы начинаем осознавать то, как соединяются между собой звуки, почему это - гармония, а это - какофония. Игра на музыкальном инструменте позволяет нам изучать взаимосвязи и заставляет находить новые возможности.

Тренирует дисциплину, самообладание и концентрацию

Научиться играть на музыкальном инструменте довольно сложно. Особенно если вы начинаете этот путь впервые. Большинство из нас, конечно же, не рождены великими музыкантами, поэтому нам нужны долгие часы практики, чтобы суметь извлекать приличные звуки.

Это требует огромных усилий, фокусировки, уверенности и терпения. Нам предстоит превратить плоско звучащую музыку новичка во что-то ритмичное, глубокое и многомерное. Зато успех и прогресс будут особенно долгожданными, и вы поймёте: весь этот труд был не напрасным. Этот урок стоит взять на заметку и применять его во всех сферах жизни.

Повышает эмоциональный интеллект

Игра на музыкальном инструменте делает вас чувствительным и внимательным слушателем. Это важно, ведь именно такой навык является ключевым для межличностных отношений. Люди передают разными способами - тоном голоса или скоростью речи. Неудивительно, что результаты научных исследований показали: музыканты очень восприимчивы к интерпретации эмоций других людей.

Улучшает память

Научиться правильно играть выбранный отрывок музыкального произведения - значит запомнить последовательность нот. Некоторые музыканты обладают просто невероятной способностью к запоминанию. Например, солистка симфонического оркестра может играть 20 минут без перерыва и только по памяти.

Попытки запомнить последовательность нот тренируют . Учёные доказали: воспроизведение музыки увеличивает способность к запоминанию слов и восприятию информации на слух. Некоторые исследования даже продемонстрировали, что музыканты могут вспомнить намного больше из только что прочитанного текста, чем те, кто никогда не прикасался к инструменту.


Jose Edurado Deboni/Flickr.com

Улучшает навыки стратегического планирования

Играть на музыкальном инструменте сложно ещё и потому, что это комплексная задача для мозга. Он постоянно координирует моторику с тем, что музыкант воспринимает на слух. Таким образом, нужно выстроить все шаги правильно, попутно находя и исправляя , дополняя всё происходящее коротким прогнозом на будущее.

Мониторинг происходящего не только соединяет сразу несколько процессов головного мозга, но и создаёт крепкую взаимосвязь между двумя полушариями. По сути музыка помогает подключить большинство областей мозга к одному процессу и сфокусировать их работу на одной задаче.

Какой ВУЗ выбрать инструменталисту, какие специальности сейчас наиболее востребованы, как долго приходится идти к успеху, и какие пункты обязательны к выполнению для успеха на мировой сцене, - об этом мы поговорили с дирижером Михаилом Архиповым.

Какие важные шаги необходимо предпринимать юным музыкантам для успешной карьеры?
Самое главное – это много выступать. Выступать везде, где можно, предлагать себя. И играть придется достаточно долго без финансового вознаграждения. Сначала люди должны узнать тебя, никто не готов платить за неизвестные имена. Нужно помогать другим музыкантам, играть в ансамблях, юношеских оркестрах. В общем, набирать как можно больше исполнительского опыта.

И в конкурсах, наверное, участвовать…
И да, и нет. Раньше большие шансы давало участие в государственных конкурсах, сейчас, к сожалению, ситуация другая. Появилось много коммерческих конкурсов, в которых, внеся взнос, может участвовать каждый. Уровень оценки таких конкурсов, как и музыкальный уровень членов жюри, зачастую бывают крайне низкими.
Даже огромный Всероссийский конкурс, который проводился не так давно при поддержке Министерства Культуры, не смог дать шансов своим победителям. Многие из них действительно оказались выдающимися музыкантами, но им всего лишь дали возможность пару раз выступить в Москве, и на этом поддержка закончилась.
Другое дело - престижные международные конкурсы. Участие в одном таком конкурсе может обеспечить молодого музыканта ангажементами на много лет вперед. Но уровень участников и конкуренция в таких конкурсах предполагает в качестве конкурсантов уже сложившихся музыкантов.
Возвращаясь к важным ступеням роста, отмечу важность расширения круга знакомств. Ведь чем ты больше играешь, тем больше людей узнает о тебе. Обязательно используйте интернет. Только не стоит выкладывать все свои записи, лучше отобрать качественные исполнения в хороших залах, обязательно с высоким качеством картинки и звука. Обязательно нужно делиться творческими успехами в социальных сетях со всеми друзьями, только не предлагать никому оценивать творчество и не делать массовые рассылки, а просто информировать их о новых концертах или своих творческих достижениях.
Крайне важно участвовать в мастер-классах известных музыкантов, не только в качестве активных участников, но и пассивных тоже. Такой опыт позволит быть в курсе мирового музыкального исполнительства, осознать критерии современного исполнительства, плюс даст возможность познакомиться с музыкантами из других городов и стран.
Многие студенты в погоне за «быстрым заработком» устраиваются работать в музыкальные школы и оркестры еще во время учебы. Но такой способ развития карьеры может отнять большое количество времени, которое начинающему музыканту стоит потрать на совершенствование своего исполнительского мастерства.

Мы коснулись образования, скажите, где сейчас начинающий музыкант может получить достойное образование в России и за рубежом?
В России сложилась система музыкального образования, которая настроена на подготовку сольных исполнителей. Ведущими заведениями сейчас являются Московская и Санкт-Петербургская Консерватории, Российская Академия музыки им. Гнесиных. Дипломы этих заведений высоко котируются в Европейских странах, очень высоко ценятся в странах Азии.
Однако российская школа не дает универсализма. Например, если вы захотите стать пианистом-концертмейстером, оркестровым музыкантом или мастером по изготовлению инструментов, то вам придется набираться практического опыта самостоятельно.
Из зарубежных, на мой взгляд, лучшее учебное заведение Европы - Венский университет музыки в Австрии. Он дает студентам наиболее полный и систематизированный объем знаний и практических навыков. В Америке это, конечно же, знаменитая Джульярдская школа, где мечтают учиться многие музыканты. Если говорить о неакадемических жанрах музыкального образования, тот тут лидер – музыкальный колледж Беркли в США. Здесь могут получить образование по любым, в том числе редким профессиям, таким как, композитор киномузыки, джазовый музыкант и т.д. У нас в России в настоящий момент не существует аналогичных заведений.

Молодежи лучше стремиться в столицу или пытаться реализовать себя на местах?
Однозначно нужно ехать учиться в столицы. Либо в Москву, либо в культурную столицу России – Санкт-Петербург. Здесь собраны специалисты наиболее высокого уровня. Однако если вы в себе пока не чувствуете сил – не беда. Берите от обучения максимум, ездите на конкурсы и на мастер-классы в столицу, знакомьтесь с преподавателями ВУЗов. Тогда вас запомнят и обязательно отметят на вступительных экзаменах. Ставьте себе сразу высокие планки, не обращайте внимания на уровень тех, с кем вы учитесь. И обязательно участвуйте в культурной жизни своего города, столицы, страны.

Какие специальности или направления находятся сейчас в дефиците?
Первый инструмент, который приходит в голову - это гобой. Почти в каждом оркестре России либо открыты вакансии, либо исполнители достаточно низкого уровня подготовки. Из струнных инструментов наиболее востребованы в оркестрах контрабасы и скрипки, которых требуется большое количество - порядка 20 человек в симфоническом оркестре.
Медные инструменты в России сейчас переживают не лучшие времена: после открытия «железного занавеса» оказалось, что европейская, а особенно американская школа, медных инструментов давно уже оставила нас позади. Так что любой оркестр России будет рад заполучить себе трубача, валторниста или тромбониста, владеющего современной, так называемой, «полуприжимной» или «бесприжимной» техникой. Именно благодаря ей и высокому качеству инструментов европейцы достигают такого мягкого и округлого звучания «меди».

Какие примеры студенческих или просто молодежных инициатив в области классической музыки актуальны сейчас?
Существует большое количество вольных оркестров в Москве, Санкт-Петербурге, любительские оркестры при непрофильных ВУЗах. Но, как правило, такие оркестры не ставят себе целью помогать музыкантам-участникам в карьерном росте, а являются, скорее клубом любителей музыки, в которых царит творческая атмосфера и экспериментаторский дух.
В начале этого при поддержке SuperJob организован стажерский оркестр Молодых музыкантов, в котором все пробелы любительских оркестров восполнены, и у музыкантов появляется возможность мощно развиваться, много выступать и сделать себе настоящее портфолио для дальнейшей работы.

Какие карьерные возможности открывает программа «Оркестр молодых музыкантов»?
Миссия оркестра – создание плодотворной творческой атмосферы, в которой молодые музыканты могут проявить свою активность и креативность, получить поддержку во всех своих музыкальных начинаниях.
Прежде всего, это портфолио, которое включает в себя сольные выступления высокого уровня, престижные площадки, высококачественные фотографии и видеозаписи, демонстрационные аудиозаписи.
Особый акцент делается на сольные выступления, которые начинающему музыканту очень сложно набрать. Тем более, что я предлагаю тесную работу над концепцией произведения в команде с оркестром, концертмейстерами и дирижером. Я готов индивидуально репетировать с каждым солистом оркестра для достижения наиболее высокого результата.
Таким образом, музыканты не только смогут проявить себя в качестве активных солистов оркестра, но и получить бесценный практический опыт, который будет способствовать их профессиональной идентификации и более высокому уровню при устройстве в профессиональные оркестры в дальнейшем.
Задача оркестра – сделать всех музыкантов конкурентоспособными. Общение в рамках оркестра студентов и выпускников различных ВУЗов поможет расширить музыкантам профессиональные связи, познакомиться с молодыми композиторами, аранжировщиками, вокалистами, продюсерами.

Набор в оркестр «Молодых музыкантов» открыт, мы ждем инициативных музыкантов на прослушивание http://сайт/add/2659/

* **
Михаил Архипов – гастролирующий московский дирижер, выпускник РАМ им. Гнесиных, МГК им. Чайковского, преподаватель МК им. Гнесиных с 5-летним стажем. Выступал практически во всех регионах России, включая Хабаровск, Ханты-Мансийск, Красноярск. Создатель эксклюзивных проектов для фестивалей с упором на неизвестных, но достойных произведениях. Создатель образовательных инициатив для воспитания молодого поколения музыкантов и дирижеров.

Друзья, всем доброго времени суток! С чего начать музыкальную карьеру … Вопрос, который имеет множество ответов, и некоторыми из них я с радостью поделюсь с вами в этой статье.

Для начала, кто я и как связан со сферой музыкальной индустрии. Меня зовут Александр, 20 лет, на данный момент являюсь фронтменом украинской поп-рок группы “MountainBreeze ”, финалистами телевизионного шоу Xфактор — 7 (Украина), участники “LaimaRendezVousJurmala 2017 ”, победители различных музыкальных онлайн-конкурсов и др. После участия в шоу мы успели проколесить свой первый тур по основным городам родной страны и сейчас готовимся к релизу своего первого альбома.

Все, что написано ниже основывается исключительно на личном опыте, пока не таком уж и большом, но уже и не бесполезном.

С чего же начать движение? Как и в любом другом деле, самым первичным является определить большую цель и спросить у себя: для чего вообще стоит браться за музыкальный инструмент; как далеко я готов пойти; хочу ли я просто быть душой компании с гитарой в руках и дворовыми песнями по выходным, или мое предназначение играть на стадионах перед огромным количеством людей… Группа ли вы, или сольный исполнитель, все должны знать четкий для себя ответ на эти вопросы, ведь как начинать свой путь без заданного курса направления?..

Так сложилось, что продвижение по лестнице музыкальной карьеры в Украине отнюдь не простое дело, но когда в этой жизни что-то давалось легко то?! Многие говорят, что заграницей все намного проще, и стать успешным музыкантом в той среде и с теми возможностями более реально, чем в Украине. Я не совсем в это верю. Однозначно, схемы продвижения у нас работают по разному, и имеют разный масштаб; но есть ряд других факторов, которые влияют на успех в той или иной среде.

Ни у кого не выйдет добиться чего-то стоящего без самого важного компонента музыканта — его профессиональных и уникальных способностей, ради развития которых он готов будет жертвовать огромным количеством времени, усилий и материальных вложений.

Справедливость в мире существует! Этими словами я хочу отметить, что как бы там ни было, настоящие таланты в комбо с их большим усердием достигают своих вершин и своей аудитории. И какие бы схемы не строить, без личностного труда над собой и своим образом, без постоянных занятий и репетиций ничего не выйдет. Это правило номер один — работа над своим профессионализмом. С этого и начинается правильный путь музыканта, когда он не покладая рук развивает свой дар, тем самым оттачивая его уникальность. Если вы хотите стать певцом, вам не справиться без занятий по вокалу с учителем; если вы хотите стать гитаристом, вам не обязательно идти в музыкальную школу, сейчас роль учителя прекрасно заменяет YouTube, но все же живые занятия с преподавателем намного ускорят процесс обучения. Ведь как все гладко кажется, когда ты выступил на своем первом концерте и у тебя появились первые фанаты; в такие моменты кажется, что нет ничего невозможного и звезда начала свой творческий путь… Но без развития все почитатели вашей музыки без особого труда переключат свое внимание на кого-то другого, который более постоянен в своем деле.

Как только музыкант начинает свою деятельность, правильно находить любую возможность выступить на сцене и начинать получать по настоящему необходимый опыт. Ведь невозможно, чтоб звезда стала таковой с первого выхода на сцену. Опыт — нарабатывается, профессионализм — оттачивается, страх публики — уходит. Так все и бывает. Сначала группа играет в безобразных пивнухах и сомнительных концертах, но через несколько лет их уже наблюдают играющими на главных сценах города.

Обязательно нужно быть готовым на то, что придется потратиться или копить на свой хороший инструмент, на занятия, на участия даже в некоторых фестивалях и тд. И не стоит тут скупиться, ведь лучшее вложение — инвестиция в себя.

Но! Как бы вы круто не играли или пели, после участия в более десятка выступлений, зачастую поступают мысли, вроде: “Что же дальше?”, “Я уже имею некий стаж позади, но продвигаться так и не выходит…”

Самой движимой силой в современном мире является Интернет, и я не вижу другого более доступного для начинающих музыкантов направления, как делиться своим творчеством через свои социальные сети, YouTube и другие сервисы, если он хочет, чтоб о нем услышало больше людей. Собственно, мы с группой так и начали. Вдохновившись любимыми музыкальными группами, мы сказали себе, что хотим быть как они, и начали записывать аудио-каверы и выставлять их в социальные сети. Со временем поняли, что этого для нас мало и начали снимать видео-каверы, и выставлять их на всеми известный видео-хостинг YouTube. Признаюсь честно, для меня все казалось просто и легко осуществимо, но когда мы сделали уже несколько своих видео-роликов, а количество подписчиков не превышало 2-ух сотен, я понял, что все далеко не так просто. Но, как я говорил ранее, главное не останавливаться и совершать работу в постоянстве, имея веру в себя и в то, чем ты занимаешься. Поэтому, спустя несколько последующих видео-роликов у нас появились первые весомые достижения. Уникальность YouTubeв том, что ты никогда не знаешь, кто может сидеть и смотреть твое видео по ту сторону монитора. И это может быть простой человек, “серфингирующий” по музыкальным видео сайта, это может быть человек, который ищет нового для себя кумира, или даже музыкант или группа, на которого вы и сделали кавер… Так случилось с нами, и это вышло совершенно случайно, когда мы наткнулись на видео в том же YouTube, как участники группы TheNeighbourhood хорошо прокомментировали наш кавер на их песню“SweaterWeather”.

Поэтому, создавая новый проект, которого не будет в социальных сетях типа Instagram, Facebook, YouTube (в некоторых случаях Twitter) можно смело назвать не существующим в современном мире. И ведение которых должно быть максимально активным и наполненным интересным тематическим контеном. Вот знаете, есть примета: “Встречают по одежке, а провожают по уму”. Можно отнести ее и к нашей теме, имея в виду социальные сети, которые есть современной “одежкой” музыкантов и коллективов. Ведь если все с этим будет в порядке, провожать нового поклонника вашего творчества уже и не придется!

Еще, внимательно следите и анализируйте своих кумиров. Вдохновляйтесь музыкой, которая вам так нравится. Для творческой работы крайне важно вдохновение и то, откуда он его черпает. Ищите интересные особенности, пробуйте применить их сами, но в то же время — оставайтесь уникальным исполнителем.

Часто бывает, что под именем какого то артиста, внутри нас сразу же появляется ассоциация с каким то его произведением или песней. Иногда это может быть один и не более того трек. В этом то и кроется некая ирония. Какой бы не был проделан большой путь, продвижение может появиться именно благодаря тому концерту, именно благодаря той самой песне, именно благодаря тому самому знакомству. Этим я хочу подчеркнуть, что в жизни музыканта есть те моменты или действия, которые определили его дальнейшую судьбу. И прикол в том, что сразу может быть и не видно, что это именно тот случай. Если вы занимаетесь музыкой, вы найдете тот момент, где ваше творчество можно поделить на до и после. Надеюсь вы понимаете о чем я. Приведу в пример свою группу. До определенного момента мы были любительской группой которая играла на арт-вечеринках и иногда в кафешках родного города. Можно пересчитать на пальцах публику некоторых наших мероприятий того времени. И параллельно снимали такие же любительские видео на свой канал на YouTube. Может у нас и не профессионально выходило, но мы на самом деле старались сделать все максимально хорошо. Ключевым моментом стало видео, на котором мы играем ранее упомянутую песню “Sweater Weather”.

Именно увидев это видео мы были приглашены на кастинг шоу Х-фактор, после участия в котором, собственно, мы уже не называли себя любителями, и для нас это стало больше, чем хобби. Кстати, подобные проекты дают здоровский творческий рывок, поэтому, если у вас есть возможность попробовать свои силы в теле-проектах – все в ваших руках!

Поначалу в этом нет необходимости, но если намерения в развитии серьезные, все большие артисты имеют свою команду. В нее входят пиарщики, администраторы, фотографы и много других должностей. Ведь музыкант должен в первую очередь заниматься музыкой, а не договорами. Поэтому иметь свою команду — это круто.

Сразу хочется предупредить, касаясь всеми интересующую тему, что если начинать заниматься музыкой ради денег, то скорее всего есть опасность просто разочароваться в своих ожиданиях. Музыкальная сфера в Украине, когда музыкант лишь начинает свой путь, совершенно не обрадует своей щедростью. И прежде, чем иметь некий заработок, нужно доказать, что вы его достойны. Некоторым артистам это дается не за один десяток лет.

Принимая во внимание все выше сказанное, постараемся сделать соответствующие выводы. По сути, данная статья имеет в себе более вдохновляющий характер, нежели информативный. Я не назвал каких-то точных шагов для старта в музыкальной карьере, но я указал на те ступеньки, которые делает каждый музыкант в начале своего пути:

  1. развитие своих музыкальных умений, которые начнут давать возможность понимать музыку; быть исполнителем, а не слушателем.
  2. готовность жертвовать своими средствами, ведь ничего бесплатного в этой жизни нет, и не будет, и на первом месте это даже не деньги, а время.
  3. искать различные возможности выступления на сцене, поначалу не больших, но уже там вы начнете получать по настоящему бесценный опыт. Одно дело играть или петь у себя в комнате или на репетиции в спокойной обстановке, совершенно другие ощущения происходят на сцене.
  4. по максимуму используйте современные возможности в виде социальных сетей и таких сервисов, как YouTube, где вы можете создавать что-то на подобии своего творческого резюме.
  5. вдохновляйтесь примерами тех артистов, успехами которых вы так восхищаетесь. У многих все не было так гладко, как может показаться, поэтому это полезно увидеть, как начинали свой путь, и что преодолевали в процессе другие звезды.

А ответы на остальные вопросы вы обязательно получите, но уже из собственного опыта.

Спасибо за внимание! Удачи!


Top