Как написать сказку: пошаговая инструкция и полезные подсказки. Как сочинить сказку про животных? Сказки собственного сочинения

Задание написать сказку, честно говоря, нас озадачило.

Как говорит Олег - ну вот не сказочники мы ни разу. Поэтому для начала мы попытались вспомнить собственный опыт сочинительства сказок. Выяснились печальные подробности: у Y они отсутствуют полностью в виду тяжелого детства и физико-математического образования, которое сказочничеству никоим образом не способствует, у О некоторый опыт есть, но настолько далекий, что не считается.

Лирическое отступления про опыт от О: «Я попыталась вспомнить, а какие вообще выдумывания и писательские ухищрения (ну кого ж в юности стороной обошло) - у меня были.

На самом деле первый раз придумывать, т.е. сочинять, а не писать, сказки я начала в глубоком детстве. Произошло это потому, что древний агрегат, извлекающий в шестьсот двадцать пятый раз из пластинки шепелявящий голос Чебурашки наконец благополучно загнулся, а родителям (ох как я их сейчас понимаю) - читать дитю сказки голосом и из книжки каждый день было мягко говоря сильно в лом. И тогда мама, пытаясь разрешить сложившийся тупик с уложением меня спать предложила - «А ты ложись, и придумывай сама себе сказку. Ну например вот про птичек..» Надо сказать, что я была послушным ребенком до поры до времени, и посему честно стала придумывать сказку. Про семью дятлов (Саш, ничего личного - просто правда про дятлов было). Почему-то весь сюжет сказки крутился у меня вокруг дупла, его внутреннего обустройства и его обороны. Очень уютно почему-то в темноте под одеялом выдумывать всякие подробности про обустройство дома. И как-то зацепило меня это дело - я довольно долго по ночам эту сказку разматывала.

Дальнейший опыт сочинительства от сказок был далек, не считая одного раза сочинения в вполне сознательном возрасте душераздирающей сказки про художника по мотивам избитого сюжета «Ты ее рисуешь, рисуешь, а она, сцуко, потом ноги сделает», который широко использовался в мировой литературе со времен Эллады. Правда на сем мой опыт с придумыванием сказок благополучно прекратился, и начался другой опыт придумывания - в основном баек, отмазок, отписок и иного прикладного изящного вранья, так необходимого нам во взрослой жизни».

Таким образом, в виду явной нехватки семейного опыта сказительства мы решили обратится решили обратится к первоисточникам о том как ЭТО надо делать, и воспоминаниям собственного опыта и ломанулись в просторы интеренета.

Не будем утомлять читателей подробностями наших литературных изысканий в поисковиках, к которым мы вопрошали о том, как же пишутся сказки. Заметим только, что удовольствия получили массу, ржали от души, всем рекомендуем на досуге долгими зимними вечерами. Помимо кучи довольно-таки однообразной информации и смешных цитат понравилось пожалуй определение, данное Дж.Толкиеном в статье «Волшебные сказки»: «Вообще сказки во многом (а лучшие из них - в основном) имеют дело с простыми, лежащими в основе всего фактами и явлениями, не тронутыми фантазией. Но они, будучи помещены в сказку, начинают светиться неожиданно ярким светом, ибо сказочник, позволяющий себе "вольности" с Природой, - скорее ее возлюбленный, чем раб. Именно благодаря сказкам я впервые угадал скрытую силу слов и чудесную природу вещей: камня, древесины, железа; деревьев и травы; дыма и огня; хлеба и вина».

А еще в процессе наткнулись на очень интересный труд Джанни Родари «Грамматика фантазии», который представляет из себя укрупненное и доступно написанное обобщение из всех значительных исследований, связанных со сказками. Из его работы вынесли ссылки на работы советского фольклориста Владимира Яковлевича Проппа, в частности «Морфологию сказок», раскладывающую народные сказки на «функции», которая принесла ему всемирную известность. И обалдели. «Проанализировав структуру народной сказки, причем особенно тщательно - ее русский вариант (являющийся в значительной мере частью индоевропейского наследия, к которому принадлежат также немецкие и итальянские сказки),

В.Я.Пропп сформулировал следующие три принципа:
1) "Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются".
2) "Число функций, известных волшебной сказке, ограниченно".
3) "Последовательность функций всегда одинакова".

Согласно системе Проппа, этих функций - тридцать одна, а если учесть, что внутри они еще варьируются и видоизменяются, то материала вполне достаточно для того, чтобы дать описание формы сказки:
1) отлучка кого-либо из членов семьи
2) запрет, обращенный к герою
3) нарушение запрета
4) выведывание
5) выдача
6) подвох
7) невольное пособничество
8) вредительство (или недостача)
9) посредничество
10) начинающееся противодействие
11) герой покидает дом
12) даритель испытывает героя
13) герой реагирует на действия будущего дарителя
14) получение волшебного средства
15) герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков
16) герой и антагонист вступают в борьбу
17) героя метят
18) антагонист побежден
19) беда или недостача ликвидируется
20) возвращение героя
21) герой подвергается преследованиям
22) герой спасается от преследования
23) герой неузнанным прибывает домой или в другую страну
24) ложный герой предъявляет необоснованные притязания
25) герою предлагается трудная задача
26) задача решается
27) героя узнают
28) ложный герой или антагонист изобличается
29) герою дается новый облик
30) враг наказывается
31) герой вступает в брак.

Понятно, что последовательность приведенных функций может нарушаться, какие-то функции могут выпадать совсем, но считается, что с использованием системы Проппа можно составить практически любое повествование, рассказ, сценарий, сказку и так далее. Все перечисленные функции (разложенные на таблички) составляют «карты Проппа», по которым обучают и развивают как детенышей в развивающих группах, так и филологов в университетах. Причем самое, наверное, прикольное - это придумать сюжет, потом перемешать карточки - и разложить функции случайным образом - а по ним придумать заново. Или выбрать случайные пять карточек… В общем своего рода буриме. Вдохновившись титаническим трудом, который проделал Пропп, раскладывая по составляющим вековой народный фольклор, вдохновившись утверждением Д.Роддари: « Нас эти функции интересуют потому, что на их основе мы можем строить бесконечное множество рассказов, подобно тому как можно сочинять сколько угодно мелодий, располагая двенадцатью нотами …» а также убедившись в полном отсутствии опыта в сочинительстве именно сказок, выступим-ка мы пожалуй подопытными кроликами и попробуем рассказать свою сказку о путешествии, пользуясь картами Проппа.

Что получилось? смотрите тут.

Что делать, если так хочется сочинить свою сказку, а мысль не идет? Если в голове пусто, как в чистом поле, и ни один даже самый крохотный персонажик не хочет показываться на глаза? У меня такое бывало – и не раз. Вдохновение накатывало и откатывалось волнами глубоко в мой вымышленный океан. Сегодня вот опять откатилось. Одна с этим воображением беда! А ведь я всегда мечтала написать свою идеальную сказку. Мечтала сочинять . Эх, придется доставать волшебную шкатулку...

Порывшись в волшебной шкатулке, я, к своей радости, обнаружила славную пятерку Дельных Советов, которые помогут нам написать шедевр, а если не шедевр, то свою чудесную сказку.

Оно явно похрапывает где-то на дне черепной коробки, и его просто необходимо растолкать. Как же это делается?
  • Ну, во-первых, Воображение просыпается от музыки. Факт общеизвестный, что музыка влияет на наш мозг, как ничто другое. Выберите музыку по душе – и наслаждайтесь. А наслаждаясь, не забывайте сочинять. Представляйте, что бы вы делали под эту музыку, окажись вы в сказке. Воображение не замедлит включиться.
  • Во-вторых, наше привередливое Воображение весьма падко на разные интересные фильмы и картины. Не откажите ему в этом удовольствии. Побалуйте его разноцветным бисером или плетением фенечек. Поразглядывайте витражное стекло в лучах заката. Сказка - она ведь вокруг нас.
  • В-третьих, природа. Поверьте, ничто так не вдохновляет, как отдых на природе. А если не отдых, то… Попробуйте по дороге со школы, с университета или с работы свернуть в какой-нибудь лесок или рощицу с чирикающими пташками. Остановитесь на мгновение посреди вечной спешки и взгляните на небо. Научитесь удивляться. Мы обладаем этой способностью с рождения, но почему-то с возрастом она притупляется. Возродите своего внутреннего ребенка. Удивляйтесь красоте мира!
  • В-четвертых, оживите неживое вокруг себя. Пусть ваше комнатное растение заговорит и пожалуется на то, что вы его не поливаете. Пусть заворчит скрипучая дверь, а карандаш вдруг сам бросится рисовать шедевры, крикнув, что мечтал об этом с тех пор, как его изготовили на фабрике. Чтобы написать свою и только свою сказку, понадобится пуд воображения – никак не меньше. Так что тренируйтесь.
  • Откройте словарь и выберите наугад десяток слов. Переставляйте их местами, склоняйте. И напишите с их помощью небольшую сказку. Только не забудьте связать слова по смыслу. Возьмем для примера пять существительных: футбол, носок, ракета, лентяй и деревяшка. И поехали: «Жил на свете лентяй. Он вечно разбрасывал носки и никогда не мог подняться вовремя. Так и лежал до обеда, точно деревяшка. Однажды он проспал до самого вечера. И разбудила его только мини-ракета, которую товарищи забросили в окно. К ракете была приклеена записка: «Давай играть в футбол». Обрадовался лентяй, вскочил – и давай одеваться. Шорты надел, майку надел, а носки? Под батареей – один желтый, за кроватью – зеленый и красный. На люстре – синий. Никак пару не подобрать! Огорчился лентяй: как без носков играть в футбол?»
  • Допустим, у вас есть какая-то проблема или задача. И вы не знаете, как ее решить. Не вопрос! И здесь на помощь придет Воображение. Представьте, что вы попали в сказку. Там уж любое средство сгодится – и обычное, и волшебное. Что бы вы выбрали для решения своей проблемы? Магический предмет или супер крутую, навороченную установку, изобретенную сумасшедшим ученым?
  • Дельный Совет номер 4.
    Придумайте для своей сказки главного героя.

    А теперь время для Главного Героя сказки. Кто он, ваш герой? Какими качествами обладает? Всесильный ли он чародей или бедняк, который любит подвыпить? Безупречен ли он, или же любит ковыряться в носу в четверг после восьми вечера? Обязательно придумайте герою цель. Герой без цели – жалкая тряпка. Как изменится герой в ходе сказки? С чем он столкнется, какие сложности ему придется преодолеть? И еще, сказке необходима тайна. Пусть ваш герой будет весь из себя загадочный. Читатели это любят. Ну, и конечно же, не забудьте о неожиданном, красочном финале.
  • Любой сказке положен конфликт. Но как же его изобрести? Если конфликт не назревает, его можно, хм… Подтолкнуть. Например, живет Главный Герой тихо-мирно в своем убогом домишке (или хрустальном дворце). Все рады, всё спокойно. И тут вдруг – бац! Обрушивается небо. В самом прямом смысле обрушивается. Небесные жители в панике. Что и говорить, земным тоже на орехи досталось. И внезапно для себя Главный Герой понимает, что должен восстановить равновесие в природе и вернуть небо на место.
  • Итак, славная пятерка Дельных Советов подошла к концу. И я неожиданно поняла, что спасти мир (ой, то есть написать свою собственную сказку) мне вполне под силу. А как вы? Чувствуете прилив вдохновения? Если всё еще не чувствуете, можете почитать

    НЕОБЫЧНАЯ ИСТОРИЯ

    Ярочка Озерная, 6 лет

    Однажды весной, ранним утром, когда солнышко только что проснулось, с моим дедушкой Ваней произошла удивительная история. Это было так.

    Отправился дедушка Ваня в лес по грибы.

    Идет потихоньку, песенку мурлычет под нос, палкой под елочками грибы ищет. Вдруг видит - ежик сидит на пенечке и горько плачет. У ежика ножка была сломана и болела. Дедушка пожалел ежика, замотал ему ножку, угостил его сладким леденцом. Дедушка очень любил леденцы, потому что у него не было зубов и жевать настоящие конфеты он не мог. Ежику очень понравились дедушкины леденцы. Он его поблагодарил и побежал к своим деткам.

    Зато спустя несколько дней ежик со своими сыночками принес дедушке на своей спинке много, много грибочков и попросился жить у дедушки под домиком со всей своей семьей. Они все вместе ели сахарные грибы и сосали вкусные леденцы.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    Если бы у вас дома поселился ежик, чем бы вы его угощали?
    Почему ежик захотел жить с дедушкой?
    Видели ли вы когда-нибудь ежика? Какой характер у этого лесного зверька?
    Из каких лесных даров можно сделать конфеты? Придумайте несколько рецептов лесных конфет и нарисуйте их.
    o Все дети - маленькие ежики. Каждый ежик должен рассказать, чем и как он поможет дедушке.

    ПОЛЯНА ФЕЙ

    Лиля Помыткина, 7 лет, г.Киев

    На цветочной поляне жили-были маленькие феи. Они жили дружно и очень любили помогать людям, особенно детям.

    Однажды на цветочную поляну пришла маленькая девочка. Она горько плакала, потому что у нее был порезан пальчик. Она никого и ничего не замечала, кроме боли. Тогда феи окружили ее плотным кольцом и дружно замахали своими крылышками. Девочка почувствовала облегчение и перестала плакать. Феи попросили солнечные лучи поскорее высушить девочкины слезки, и она начала прислушиваться ко всему вокруг. Она услышала, как пахнут цветы, жужжат насекомые и поют птицы. А феи ей нашептывали, что мир вокруг прекрасен, что ранка на пальце вскоре заживет, и не стоит сильно огорчаться.

    Одна маленькая фея принесла крохотный листик подорожника и положила его на ранку. Другая попросила божью коровку поиграть с девочкой в игру "Дождь или ведро". А третья - позвала ветерок, чтобы он пригладил девочке растрепавшиеся волосы.

    И девочке стало так хорошо, что она начала улыбаться и играть с феями. После этого девочка всегда приходила на полянку фей, если ей было плохо.

    Когда она выросла большая, она не забыла полянку с феями и в трудную минуту всегда звала маленьких фей на помощь.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    Как бы вы на месте фей помогли девочке?
    Раздайте детям карточки с названиями разных качеств. Дети должны придумать, как феи научили кого-либо тому или иному качеству.
    Вспомните какую-либо нелегкую ситуацию из своей жизни и подумайте, как вам могли бы помочь в этой ситуации разные герои сказки, например: феи, ветерок, солнечные лучики и т.д.
    Представьте, что добрые феи пригласили вас на праздник лесных фей. Нарисуйте этот праздник и расскажите о нем.



    Б АШМАЧКИ

    Макарова Оля, 8 лет

    Жил-был мальчик Коля. У него были новые башмачки. Но жили его башмачки очень плохо. Коля их не берег: не мыл, не чистил и бросал где попало. Не знали башмачки, что же им делать. Тогда решили они отвести Колю на обувную фабрику, чтобы он посмотрел, сколько нужно сделать работы, чтобы такие чудесные башмачки сшить. На следующий день башмачки повели Колю на фабрику, чтобы он посмотрел, как из кусочка кожи башмачки появляются. Фабрика была огромная, и Коля удивился, сколько надо мастеров и машин, чтобы башмачки сшить. Потом к ним подошла важная женщина. Она поздоровалась и спросила башмачки, как они поживают и бережет ли их Коля. Башмачки грустно вздохнули, но промолчали. Они не хотели жаловаться на своего хозяина. Коле стало очень стыдно, и он сказал спасибо важной женщине за ее работу.
    С тех пор Коля всегда берег свои башмачки, ведь он увидел, сколько нужно работы, чтобы сшить такие башмачки.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    Как Коля будет ухаживать за своими башмачками после этого случая?
    Расскажите, как вы ухаживаете за своей обувью.
    Какими качествами должен обладать хозяин, чтобы его обувь радовалась жизни?
    Поговорите со своей самой любимой обувью, а затем расскажите всем, о чем она вам рассказала.
    Как обувь может отблагодарить человека за его заботу? Придумайте и нарисуйте сказку о том, как о вас заботилась ваша обувь.
    Обсудите с детьми, как нужно ухаживать за обувью в разное время года и в разную погоду.


    П АУЧОК

    Внучкова Дана, 8 лет

    Жил-был маленький паучок. Он был совсем один и очень горевал, что у него нет друзей. Однажды он решил пойти и найти себе друзей. Была весна, солнышко пригревало, и на травке блестела роса. Над зеленым лугом летали два мотылька. Один белый, а другой - красный. Они увидели маленького паучка, и белый мотылек спросил его:
    - Ты почему такой грустный?

    Потому что у меня нет друзей, - ответил паучок.

    Но мотыльки с паучками не дружат, потому что паучки не умеют летать, - сказал белый мотылек.

    А красный мотылек сказал:
    - Давай с тобой дружить, я тебя научу летать.

    Паучок очень обрадовался и согласился. С тех пор они стали друзьями и вместе летали над лугом. Мотылек на крылышках, а паучок на воздушном шаре из паутинок.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    Представьте, что на воздушном шаре из паутинок вместе с паучком вы совершаете путешествие над землей. Нарисуйте свое путшествие и расскажите о нем.
    Расскажите о своем друге, который вас чему-либо научил.
    Чему паучок может научить мотыльков?
    Раздайте детям карточки с рисунками разных насекомых. Каждый от лица своего насекомого должен рассказать, чему он может научить какого-либо другого насекомого. Например: чему муравей может научить дождевого червя, бабочка - муравья и т.д. Затем дети рисуют, как разные насекомые учили друг друга.
    Разделите детей на группы по три человека. Один ребенок в группе - паучок, двое других - мотыльки. Дети должны придумать небольшие инсценировки о дружбе мотылька и паучков.


    ЗОЛОТЫЕ КАПЕЛЬКИ

    Яна Данкова, 8 лет

    Был солнечный день. Солнышко светило ярко-ярко. На кустике были капельки росы, словно золото. Тогда я подошла к кусту и хотела их взять. Как только я дотронулась, все исчезло. И я очень загрустила, но солнышко увидело, что я плачу, и прошептало мне: "Не плачь. Все будет хорошо, только не плачь". Когда я услышала эти слова, то так обрадовалась, что захотелось прыгать и петь песенки. И внезапно я увидела на кусте те же самые капельки росы. Я подошла к кусту, села на камушек и смотрела на золотые капли.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    Как бы вы успокоили девочку на месте солнышка?
    Успокаивало ли вас когда-либо солнышко? Расскажите и нарисуйте, как солнышко помогало вам в разных ситуациях.
    Представьте, что солнышко подарило девочке волшебные капельки росы. Каждая капелька могла исполнить одно ее желание. Нарисуйте исполненные желания девочки. По рисункам друг друга дети рассказывают, какие желания и как исполнили капельки.


    ВЕРБА И ЕЕ ЛИСТОЧКИ

    Саша Тимченко, 8 лет

    Я шел по парку и увидел стаю листочков. Они падали на землю. Верба стала грустить. И листья, которые падали с нее, тоже загрустили. Но когда они упали на землю, они написали предложение: "Милая верба, ты нас любила, и мы тебя тоже любим".

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    Раздайте детям карточки с рисунками листочков разных деревьев и попросите их от лица этих листочков поблагодарить дерево за его заботу о них.
    Можно раздать детям карточки с рисунками разных деревьев и попросить их от лица этих деревьев попрощаться со своими листочками.
    Придумайте и нарисуйте сказку о том, как стая листочков решила вместе с перелетными птицами совершить путешествие в южные страны.


    СКАЗКА ЦВЕТОВ

    Науменко Регина, 9 лет

    Жила-была девушка, которую звали Надежда. Надежда была прекрасна, как роза. Лицо у нее было белое, с розовыми щечками, а глаза изумрудные. Но характер у нее был очень колючий. Она часто колола людей своими насмешками, как шипами. Однажды Надежда полюбила очень красивого юношу. Его она никогда не колола и разговаривала с ним ласково. Но случилось так, что ее любимый юноша забыл про нее и не хотел больше к ней приходить. Надежда очень грустила, но не хотела говорить о юноше ничего плохого. Подружки уговаривали Надежду уколоть юношу. Они говорили:
    - Раз он тебя забыл, уколи его своими шипами.

    Я его люблю и не хочу причинять ему вред, - отвечала Надежда.

    Но Надежда не могла жить без любимого. Тогда она уколола сама себя, пролилась ее красная кровь, и Надежда превратилась в чудесную красную розу.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    Детям раздаются карточки с рисунками разных цветов. Каждый ребенок по очереди называет какое-либо одно качество, с которым у него ассоциируется этот цветок. Затем дети рисуют волшебный букет из тех цветов, который научит человека тем или иным качествам.
    Нарисуйте розы Веры, Любви, Счастья, Радости, Мира и т.д., и расскажите о том, как эти розы помогали людям.
    Как вы думаете, если бы любимый Надежды не оставил ее, изменился бы ее характер?
    Нарисуйте Надежду и ее любимого в образе тех или иных цветов.



    ДОБРОЕ СЕРДЕЧКО

    Задорная Марийка, 9 лет

    Жила на белом свете маленькая хорошенькая девочка. Она была очень красивая, с белыми волосиками, голубыми глазками и добрым нежным сердечком. Однажды мамочка отправилась на работу, а свою доченьку отвела к соседке, чтобы та за ней присмотрела.

    Соседка была одинокой женщиной, и детей у нее не было. Она угостила девочку печеньем и отправилась с ней гулять. Соседка держала девочку за руку и всем прохожим хвасталась, какая у нее красивая дочка. Девочка никогда никого не обманывала и не любила, когда обманывают другие. Она поняла, что их соседка очень хотела бы иметь дочку. И вот после прогулки, когда пришла домой мама, девочка все ей рассказала.

    Мама долго думала и придумала. Она испекла огромный, вкусный пирог и пригласила соседку. Соседка пришла и очень обрадовалась пирогу и таким милым людям. Они долго сидели и разговаривали, пили чай, ели пирог. А когда соседка решила уходить, девочка подарила ей пушистого белого щенка. Щенок пискнул и лизнул свою новую хозяйку прямо в нос. Соседка расплакалась от счастья. И с тех пор они гуляли всегда вместе - соседка со своим щенком и девочка с мамой.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    Придумайте рецепт пирога, который испекли мама со своей дочкой, и нарисуйте его.
    Какой была мама девочки? Как бы вы поступили на ее месте, после того как девочка рассказала бы вам об обмане соседки?
    Придумайте какую-либо веселую игру, в которую играли в парке мама с дочкой, соседка и щенок.
    Нарисуйте добрые сердечки мамы девочки и ее дочки.



    БАБУШКИН ДУБОЧЕК

    Миша Кожан, 8 лет

    Жила в большом городе бабушка. Она так любила природу, что посадила у себя под окном дубочек. Он был такой маленький, что не мог выдержать веса синички, если она садилась на его веточку. Бабушка заботилась о своем дубочке и каждое утро здоровалась с ним, глядя из окна. И был у бабушки маленький внук, который часто приходил к ней в гости. Вместе они шли к своему дубочку и ухаживали за ним. Потом садились рядышком, и бабушка читала внуку сказки. Каждое лето они фотографировались у дубочка, а потом радовались, наблюдая, как растут малыш и деревце. У дубочка появилось много новых веточек, и он уже не сгибался под тяжестью птичек.

    Дубочек всегда с нетерпением ждал, когда внук придет в гости к бабушке. Он очень любил слушать вместе с ним бабушкины сказки и пересказывал их потом своим друзьям: птицам, солнышку, ветру и дождику. Однажды внук пришел к бабушке, но к дубочку они не вышли и даже не поздоровались с ним. Дубочек ждал-ждал, но так и не дождался. Тогда он попросил воробушка заглянуть в окно и узнать, в чем дело. Воробушек прилетел расстроенный и рассказал, что его друг лежит в постели, у него высокая температура, и болит горло. Дубочек очень встревожился и позвал всех своих друзей на помощь.

    Дождевые капельки напоили мальчика живой родниковой водой, солнечные лучи согрели ему горлышко, ветерок остудил горячий лоб, а птицы спели такую замечательную песню, что ему сразу стало весело. И болезнь отступила.

    Спасибо тебе, дубок, за помощь, - сказал мальчик своему другу на следующий день.

    Вскоре мальчик пошел в школу. Оба они росли и хорошели на радость бабушке. Мальчик слушал сказки и думал о том, что когда они оба вырастут и станут большими, он будет приходить к дубу уже со своими детьми и тоже будет читать им сказки под широкой густой листвой дуба. От этой мысли на душе становилось тепло и спокойно.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    Придумайте и нарисуйте сказку, которую бабушка рассказывала своему внуку и дубочку.
    Нарисуйте дерево, с которым вы дружите или мечтаете подружиться, и расскажите о нем.
    Поделите детей на группы и попросите их придумать и нарисовать разные ситуации, когда дубочек и мальчик будут приходить друг другу на помощь.
    Раздайте детям карточки с рисунками разных обитателей земли - деревьев, цветов, зверей, птиц и т.д. Дети должны от лица тех, кто им достался на карточках, рассказать, чем и как они помогли бы мальчику выздороветь.



    СНЕЖИНКИ ПОД ВИШНЕЙ

    Настя Зайцева, 8 лет

    Зачарованный сад дремлет в зимней тишине. Спокойно спят снежинки-пушинки под раскидистыми ветвями вишни. Приснился снежинкам интересный сон. Будто бы они кружатся вокруг вишни, а вишня им говорит: "Какие вы веселые, мои любимые детки,"- а потом гладит их и обнимает. Снежинки-пушинки ощутили ласковое тепло и вмиг проснулись. Загрустили они, потому что не детками они были вишне, а вишня их утешает: "Не грустите. Как пригреет солнышко, станете вы капельками и весело скатитесь к моим корням".

    Так все и случилось. Души снежинок-пушинок полюбили свою добрую утешительницу. Весной они скатились к ее корням и сделались ее настоящими детками: кто листочком, кто цветочком и вишенкой. Сбылась мечта снежинок-пушинок.


    ЗЕЛЕНАЯ ВИШЕНКА

    Настя Зайцева, 8 лет

    Все вишни созрели, только одна ягодка оставалась зеленой и маленькой. Увидела она рядом с собой красивую, красную ягодку и говорит ей:
    - Давай будем дружить.

    Красная вишня посмотрела на нее и ответила:
    - Не хочу с тобой дружить. Я такая красивая и красная, а ты - зеленая.

    Увидела зеленая вишенка крупную вишню и говорит ей:
    - Давай дружить.

    Не буду с тобой дружить ты маленькая, а я - большая, - ответила крупная вишня.

    Захотелось маленькой вишенке подружиться со спелой ягодкой, но и та с ней дружить не захотела. Так и осталась маленькая вишенка без друзей.

    Однажды все вишни с дерева собрали, только зеленая осталась. Прошло время, и она созрела. Ни на одном дереве не было ни одной ягодки и, когда дети нашли вишенку, они очень обрадовались. Разделили ее на всех и съели. И эта вишенка оказалась самой вкусной.

    РОЖДЕНИЕ СНЕЖИНКИ

    Настя Зайцева, 8 лет

    Жила-была Зима. Накануне Нового Года у нее родилась дочка. Зима не знала, как ее назвать. Она всем рассказывала о рождении зимней крошки и спрашивала, какое имя ей дать, но никто не смог придумать имя.

    Загрустила Зима и пошла к Деду Морозу просить помощи. А он отвечает: "Не могу помочь. Нет времени у меня, к Новому Году готовлюсь."

    Тем временем прибежала дочка к маме Зиме и говорит:
    - Ветер очень добрый. Он всем помогает. Я сказала ему, что хочу научиться танцевать, и он меня научил. Вот, посмотри, - и она закружилась в танце.

    Доченька, ты очень красиво танцуешь, - похвалила дочку Зима.

    Мама, но почему ты такая грустная? Наверное, устала, к Новому Году готовилась?

    Нет, просто у меня много дел, - ответила мама, - а ты беги играй.

    Рассказала ему Зима обо всем, и предложил ей Ветер полетететь спросить у Снега, как назвать свою дочку.

    Прилетели они к Снегу, и Зима говорит:
    - Снег-братец, ты, наверное, знаешь, что у меня родилась дочка?

    Знаю, потому что я не сам по себе появляюсь на земле, а благодаря твоей дочке. Она мне помогает.

    Помоги мне для моей дочки имя придумать, - попросила Зима.

    Я знаю какое имя ей дать - Снежинка. От моего имени - Снег.

    Вот так и назвали дочку Зимы Снежинкой. И они все вместе весело встретили Новый Год.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    Придумайте свои собственные имена для разных времен года и объясните, почему вы их так назвали.
    Как бы вы назвали снежинку, если бы не знали, как ее зовут?
    Какие еще детки есть у мамы Зимы, и как их зовут? (Метелица, льдинка, иней, снегурочка и т.д.) Нарисуйте зимние подарки, которые приготовят людям разные детки Зимы. По рисункам друг друга дети угадывают, какие детки зимы подарили людям те или иные подарки.
    Какие дела должна переделать мама Зима к Новому Году? Нарисуйте самые важные зимние дела.

    Если у вас есть младшие сестры и братья, племянники или собственные дети, и хочется что-нибудь сотворить, написать, то сказка – отличный вариант! Главное не забывать, что сказка кардинально отличается от «взрослых» книг и пишется для детей. И еще не забывать о том, что разному возрасту разные сказки. Думаю, детям лет 9-ти будет интересней посмотреть компьютерный мультик, но это уже будет зависеть от вас: сможете ли вы увлечь ребенка своей сказкой или нет.

    Художник: Татьяна Дерий

    Однако, часто встречается, что проза заявлена, как сказка, а начинаешь читать и думаешь «а в каком месте здесь сказка-то»?

    Признаки сказки:

    Сказка чаще написана в прозе, но может быть и стихотворной;
    - Она рассказывает о волшебных событиях;
    - Дает обобщающую картину реального мира;
    - В ней добро побеждает зло;
    - Герой проходит ряд испытаний, из которых после пережитых трудностей выходит победителем;
    - Сказка выражает мечты народа о лучше жизни;
    - Сказка любит яркие художественные приемы;
    - В ней мы ощущаем присутствие автора-сказителя, дающего оценку событиям и героям;
    - Сказка нередко пользуется особым зачином и концовкой.


    Художник: Дональд Золан

    Сказка – это произведение, прежде всего, для детей. А значит, она должна быть легкой, наивной, добро должно быть добром, а зло – злом. Не должно быть двусмысленности, переносного смысла, каких-то философских утяжелений и психологических нагрузок.

    Героем сказки может быть абсолютно кто угодно: цветы, кошечки, собачки и пр. Конечно, современных детей, привычных к Шрекам, трудно чем-то удивить. Но тут главное не удивить, а красиво и интересно описать героя – дать ему человеческие черты. Многие животные ассоциируются с определенными качествами человека: мудрость – сова, глупость – осел, хитрость - лиса и пр. Конечно, животных можно наделить человеческой речью. Язык сказки должен быть легким, но не примитивным. Ребенок, ведь, должен расширять свой кругозор.


    Художник: Дональд Золан

    В волшебной сказке можно рассказывать о превращениях героев, воскрешении из мертвых, придумывать образы фантастических существ или использовать образы известных героев из мифов, легенд, поверий и верований.


    Художник: Дональд Золан

    Взять, к примеру, современные фильмы. Они буквально кишат различными монстрами, пришельцами, чужаками, хищниками, киборгами, зомби, привидениями. Выглядят они отвратительно, и поступки их ужасны.

    А почему бы не предположить, что страшные пришельцы могут быть смешными? Для примера, сказка «Сливочные человечки».

    «Однажды утром жители Земли проснулись оттого, что пропало солнце. Мамам-папам надо на работу собираться, детишкам в школу, а на улице еще темно.

    Оказалось, что над всеми городами планеты зависли и приготовились к атаке космические корабли пришельцев.

    Инопланетяне напали для начала на Москву. Бесчисленные корабли пришельцев приземлились в городе. А люди повели себя странно – они разом улыбнулись, некоторые даже схватились от смеха за животы и стали кататься по земле.

    Удивленные захватчики выпалили из пушек. Смех усилился. Тогда инопланетяне, чтобы нагнать страху, вылезли из люков.

    Лучше бы они этого не делали. На вид они напоминали мягкие булочки, а их корабли подозрительно походили на большие блины. Только летающие. Один малыш не удержался, подошел поближе, попробовал на зуб корабль пришельцев... И съел большой кусок.

    Инопланетяне в ужасе попрятались. Наверное, решили, что и до них дойдет очередь. И правильно подумали. Земляне живо понадкусывали летающие космические блины. Попробовали и пушечки, оказалось – вафельные, стреляют шариками мороженого.

    Огорченные неправильной встречей, пришельцы с трудом, на дырявых кораблях удрали восвояси. И всю дорогу оглядывались. Вдруг земляне узнают путь на Кремовую планету, где живут сливочные человечки! Что тогда будет?!»

    Разумеется, в роли сказочных персонажей могут выступать и неодушевленные предметы – все, что нас окружает. Снеговик – чем не герой для сказки.

    Наверняка у каждого в детстве были не только любимые игрушки, но и вещи. Если хотелось кушать, то именно этой ложкой и только из этой тарелочки с шариками. Из других не так вкусно. А кружка только с земляникой. Так и у героев сказок есть любимые вещи. Много про них расписывать не надо, но ребенку будет интересно, если он в сказке узнает какую-то свою вещь.


    Художник: Дональд Золан

    Теперь о классической народной сказке.

    Сочинить такую сказку не так уж просто, как кажется на первый взгляд. Если мы возьмемся за сочинительство не подумав, то сказка получится или слишком простой, неинтересной и, скорее всего, короткой, или вытянется в бесконечную вялую сагу о похождениях героя. Что же нам может в этом деле помочь? Оказывается, классическая сказка состоит из совершенно определенных частей-элементов и имеет свои законы. Если мы будем их знать, то сможем сочинять оригинальные, увлекательные и очень интересные авторские «волшебные» истории.


    Художник: Дональд Золан

    Действовать по этим законам – не значит писать штампованно, как многие могут подумать. Это, как в художественной школе: чтобы научиться рисовать, надо знать пропорции, светотень и пр. Но каждый, зная основные правила, должен создать нечто уникальное. Так и здесь: кто как этими правилами воспользуется, то у него и получится.


    Художник: Mark Keathley

    Итак, схема классической народной сказки:
    1. Отлучка кого-либо из членов семьи.
    Обычны формы отлучки: на работу, в лес, торговать, на войну, "по делам".
    Родители уходят на работу. "Надо было князю ехать в дальний путь". "Уезжает он (купец) как-то в чужие страны". Усиленную форму отлучки представляет собой смерть родителей.
    Иногда отлучаются лица младшего поколения. Они идут или едут в гости, рыбу ловить, гулять, за ягодами.

    2. Запрет, обращенный к герою.
    "В этот чулан не заглядывать". "Береги братца, не ходи со двора". "Ежели придет яга-баба, ты ничего не говори, молчи". "Много князь ее уговаривал, заповедал не покидать высока терема" и пр.

    3. Нарушение запрета.

    4. Выведывание.
    В сказку теперь вступает новое лицо, которое может быть названо антагонистом героя (вредителем). Его роль - нарушить покой счастливого семейства, вызвать какую-либо беду, нанести вред, ущерб. Противником героя может быть и змей, и черт, и разбойники, и ведьма, и мачеха и т.д. Выведывание имеет целью узнать местопребывание детей, иногда драгоценных предметов и пр. "Кто же мне про царских детей скажет, куда они девались?" "Где вы эти самоцветные камни берете?"

    5. Выдача.
    Антагонист получает непосредственно ответ на свой вопрос.

    6. Подвох.
    Антагонист или вредитель принимает чужой облик. Змей обращается золотой козой, прекрасным юношей. Ведьма прикидывается "сердечной старушкой", подражает голосу матери. Воровка прикидывается нищей.
    Затем следует и самая функция. Ведьма предлагает принять колечко, кума предлагает попариться, ведьма предлагает снять платье, выкупаться в пруду. Мачеха дает пасынку отравленные лепешки. Она втыкает в его одежду волшебную булавку.

    7. Невольное пособничество.
    Герой соглашается на все уговоры антагониста, т.е. берет колечко, идет париться, купаться и т.д. Можно заметить, что запреты всегда нарушаются, обманные предложения, наоборот, всегда принимаются и выполняются.

    8. Вредительство (или недостача).
    Эта функция чрезвычайно важна, так как ею, собственно, создается движение сказки.
    Антагонист похищает человека. Он похищает или отнимает волшебное средство. Он расхищает или портит посев. Наносит телесное повреждение. Он вызывает внезапное исчезновение, изгоняет кого-либо, приказывает кого-либо бросить в море, околдовывает кого-либо или что-либо. и т.д. и т.п. Здесь следует заметить, что вредитель наносит нередко два-три вреда сразу.

    9. Посредничество.
    Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его.

    10. Начинающееся противодействие.
    Герой соглашается или решается на противодействие. "Позволь нам твоих царевен разыскать".

    11. Герой покидает дом.
    Отправки героев-искателей и героев-пострадавших различны. Первые имеют целью поиски, вторые открывают начало того пути без поисков, на котором героя ждут различные приключения. Нужно иметь в виду следующее: если похищается девушка и за ней идет искатель, то дом покидается двумя лицами. Но путь, за которым следит рассказ, путь, на котором строится действие, есть путь искателя. Если же, например, изгоняется девушка и искателя нет, то повествование следит за отправкой и приключениями пострадавшего героя.

    12. Даритель испытывает героя.
    Герой встречает волшебного дарителя. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника. Яга задает девушке домашние работы. Лесные богатыри предлагают герою три года служить. Умирающий или умерший просит оказать услугу. К герою обращаются с просьбой о пощаде и т.д.

    13. Герой реагирует на действия будущего дарителя.
    Герой выдерживает (не выдерживает) испытание. Герой отвечает (не отвечает) на приветствие. Он оказывает (не оказывает) услугу умершему. Он отпускает плененного. Он щадит просящего и т.д.

    14. Получение волшебного средства.
    Волшебными средствами могут служить: 1) животные (конь, орел и пр.); 2) предметы, из которых являются волшебные помощники (огниво с конем, кольцо с молодцами); 3) предметы, имеющие волшебное свойство, как, например, дубины, мечи, гусли, шары и многие другие; 4) качества, даруемые непосредственно, как, например, сила, способность превращаться в животных и т.д.

    15. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков.
    Он летит по воздуху. На коне, на птице, в образе птицы, на летучем корабле, на ковре-самолете, на спине великана или духа, в коляске черта и т.д. Полет на птице иногда сопровождается деталью: ее по пути нужно кормить, герой берет с собой быка и пр. Он едет по земле или воде. Верхом на коне или на волке. На корабле. Безрукий несет безногого. Кот переплывает реку на спине собаки. Клубочек указывает путь. Лисица ведет героя к царевне и т.д.

    16. Герой и антагонист вступают в борьбу.
    Они бьются на открытом поле. Сюда прежде всего относится бой со змеем или с Чудо-Юдой и пр., а также бой с неприятельским войском, с богатырем и т.д. Они вступают в состязание. Герой при помощи хитрости одерживает победу. Цыган обращает в бегство Змея, выжимая кусок творога вместо камня, выдавая удар дубины по затылку за свист, и т.д.

    17. Героя метят.
    Герой во время боя получает рану. Царевна будит его перед боем, нанося ему ранку ножом в щеку. Царевна метит героя перстнем в лоб. Она его целует, отчего на лбу загорается звезда. Герой получает кольцо или полотенце. Соединение двух форм мы имеем в том случае, если героя ранят в бою и рана перевязывается платочком царевны или короля.

    18. Антагонист побежден.
    Он побеждается в открытом бою. Он побеждается при состязании. Он проигрывает в карты. Он убивается без предварительного боя (Змея убивают спящим). Он непосредственно изгоняется и т.д.

    19. Беда или недостача ликвидируется.
    Данная функция образует пару с вредительством. Этой функцией рассказ достигает своей вершины.

    20. Возвращение героя.

    21. Герой подвергается преследованиям.
    Преследователь летит за героем. Змей догоняет Ивана, ведьма летит за мальчиком, гуси летят за девочкой. Он преследует героя, быстро превращаясь в различных животных и пр. Колдун преследует героя в образе волка, щуки, человека, петуха. Преследователи (Змеевы жены и др.) обращаются заманчивыми предметами и становятся на пути героя.

    22. Герой спасается от преследования.
    Герой бежит, во время бегства ставит преследователю препятствия. Он бросает щетку, гребенку, полотенце. Они превращаются в горы, леса, озера. Герой во время бегства обращается предметами, делающими его неузнаваемым. Царевна превращает себя и царевича в колодец и ковшик, в церковь и попа. Герой во время бегства прячется. Речка, яблоня, печь прячут девушку.
    На спасении от преследования очень многие сказки кончаются. Герой прибывает домой, затем, если была добыта девушка, женится. Но это бывает далеко не всегда. Сказка заставляет героя пережить новую беду. Словом, повторяется завязочное вредительство, иногда в тех же формах, что и в начале, иногда в других. Этим дается начало новому рассказу. Специфических форм повторного вредительства нет, т.е. мы опять имеем похищение, околдование, убиение и т.д. Но есть специфические вредители для этой новой беды. С этого момента развитие иное, чем в начале. Это явление означает, что многие сказки состоят из двух рядов функций, которые можно назвать ходами. Новая беда создает новый ход, и таким образом иногда соединяется в один рассказ целый ряд сказок. Впрочем, развитие, которое будет обрисовано ниже, хотя и создает новый ход, является продолжением данной сказки.

    23. Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну.

    24. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.

    25. Герою предлагается трудная задача.

    26. Задача решается.

    27. Героя узнают.

    28. Ложный герой или антагонист изобличается.

    29. Герою дается новый облик.

    30. Враг наказывается.

    31. Герой вступает в брак.

    Разумеется, не во всех сказках наличествуют все функции; строгая последовательность функций может и нарушаться, возможны перескоки, добавления, синтез, однако это не противоречит основному ходу. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой или с двенадцатой.


    Художник: Steve Hanks

    На этом мы свои наблюдения над "функциями" закончим. Посоветуем лишь - тем, у кого появится охота, - поупражняться, сравнить приведенный перечень с сюжетом любого приключенческого фильма; удивительно, как много обнаружится совпадений и как будет почти в точности соблюден тот же порядок: вот что значит традиция сказки, как она нетленна, как вечно живет в нашей культуре. Той же канвы придерживаются и многие приключенческие книги.

    Нас эти функции интересуют потому, что на их основе мы можем строить бесконечное множество рассказов, подобно тому как можно сочинять сколько угодно мелодий, располагая имеющимися нотами.


    Художник: Татьяна Дерий

    Можно не бояться использовать уже существующие сказки, и здесь тоже есть свои приемы:
    1. "Перевирание" старой сказки (например, Красная Шапочка зовет на помощь милицию и на мотоцикле гонится за Волком; Золушка едет на королевский бал, но приезжает в другое королевство).
    2. Сказки "наизнанку" (например, Мальчика-с-Пальчик не убегает от Людоеда, а становится его другом, учит его есть кашу; Белоснежка встретила не семь гномов, а семь великанов).
    3. Продолжение старой сказки: что было потом?
    4. Смешение сказок (например, Буратино помогает Золушке по хозяйству и едет вместе с ней на бал; Спящую Красавицу предупреждает о происках злой ведьмы Дюймовочка).
    5. Перенесение героев и сюжета старой сказки в другое время и другое место (например, Ганс-крысолов со своей волшебной дудочкой, звуки которой завораживают крыс, в современном городе так же "гипнотизирует" все автомобили и уводит их за собой в подземелье).


    Художник: Татьяна Дерий

    И это, конечно, далеко не все, что можно придумать. У вас есть голова на плечах и мир вокруг, главное уметь видеть удивительное и сочинить собственную неповторимую сказку.


    Художник: Татьяна Дерий

    И последнее. Все эти советы не являются единственно верными и призваны лишь помочь написать вам сказку. Они основываются на моем личном опыте (куча племяшек, которым мои сказки очень нравятся), частичных воспоминаний из собственного детства (до сих пор таких ярких, как ни странно) и материалах сайтов:
    http://www.kab307.ucoz.ru
    http://lana-1909.livejournal.com

    5 полезных советов, как самому придумать сказку
    Итак, совет №1.Разбудите свое воображение.

    Воображение, как и талант, дремлет в каждом из нас. Правда у кого-то оно дремлет, а у кого-то и спит беспробудным сном. Но это поправимо. Главное - поверить в свою творческую жилку и немного ее подтолкнуть, и тогда при вашем желании, она медленно двинется по рельсам сказочных идей, постепенно ускоряя свой ход.

    Воображение - это способность видеть необычное в обычном, создание образов и сюжетов, оживление неживого и нереального. Воображение работает на определенном сырье, при переработке которого рождается сказка. Сырье для воображения можно найти повсюду. Это могут быть жизненные ситуации (провалы и проблемы, успехи и достижения). Источником вдохновения могут послужить картины художников, классическая и современная музыка, образы из мира кино и собственно уже известных сказок. Уединение с природой способно разбудить идеи даже в самой «уставшей» от мирских забот голове.

    Расшевелить воображение может помочь общение с ребенком. Наводящими вопросами, малыш сам ответит, что и как должно произойти в сказке. Сочинять сказку вместе с детьми - весело и познавательно. Ведь у них самое интересное и живое воображение!

    Дайте волю фантазии и оживите неживое. Пусть заговорит дверь, начнет играть перед сном кровать, или убегать из-под ног дорога…

    Мечтайте о себе, обрисовывая мечту в виде сказки. Но! Внимание! Этот метод способен принести ЧУДО из нереальности в реальность и исполнить вашу мечту. Поэтому будьте позитивны!

    А еще пробудить вдохновение можно при помощи медитации. Медитация - это расслабление тела с целью «высвобождения» и контроля своих мыслей и эмоций. Во время и после медитаций рождаются добрые и нежные истории.

    Волшебная мантра для вдохновения поможет прочувствовать состояние полета и парения. Наполнить свою душу энергией, силой и вдохновение

    Главный герой сказки - стержень, вокруг которого вертятся события и чудеса. Главным героем может стать ваш ребенок, либо мальчик или девочка, своим поведением очень напоминающими вашего малыша. Основным персонажем может быть любимая игрушка, герой мультфильма, животное или птица, машина, обычная шишка, посуда, стол, компьютер, телефон. Все, что угодно!

    Совет №3Набросайте план будущей сказки

    То есть подготовьтесь заранее. Подумайте о чем или о ком будет ваша сказка. Что именно вы хотите донести до слушателя. Напишите план. В план должно входить:

    Начало истории (где? кто? когда?)Происшествие (что произошло? конфликт, проблема)Преодоление трудностей (решение загадок, поиски выхода из ситуации)Итог (возвращение или иное завершение сказки)

    Безусловно, это очень и очень приблизительный план. Ну, вот пример плана всем известной сказки «Колобок»:

    Домик бабушки и дедушки. Дед просит бабку спечь колобок.Испеченный колобок оживает и убегает.Колобок успешно убегает от опасности в виде зайца, волка и медведя.И на старуху бывает проруха, лиса перехитрила колобка.

    Очень интересное и легкое планирование сказки можно воплотить в создании сказки-крошки. Сказка - крошка, это очень маленькая сказка, длиной в пару абзацев. Сказка-крошка придумывается буквально на ходу. Например: сказка-крошка про воздушный шарик.

    Жил-был шарик. Очень долго он пролежал маленьким и сдутым в большой коробке с другими такими же шариками, мечтая однажды увидеть яркий солнечный свет. И вот однажды, он оказался в руках человека. Человек стал надувать его. Шарик стал расти, становиться все больше и больше. Он уже не был сморщенным и некрасивым. Теперь это был большой красный шарик, готовый полететь в небо. Но человек, дал его маленькому ребенку. А малыш крепко держал шарик в руке.

    Шарик настолько себе понравился, что ему очень не хотелось играть с ребенком. И он все время пытался вырваться. И вот подул ветерок, и шарик, воспользовавшись случаем, дернулся и вырвался из маленьких ладошек. Шарик взмыл в небо. И летел все выше и выше. Он так радовался своей свободе, что начал громко смеяться. Да так, что не мог остановиться, пока не лопнул, и не упал снова на землю

    
    Top