Карточные игры правила.

Она называется КИКЕР , или старшая карта. То есть, если ни у одного из игроков нет комбинации карт, то выигрывает самая старшая - начиная от туза. Туз, король, дама, валет, 10, и так далее. Пример: на ривере лежат 2, 8, 9, валет, король. У вас ТУЗ и ДАМА, у противника - 10 и 6. У вас старшая - ТУЗ. Вы выиграли раздачу. Затем идет ПАРА . Любая пара карт, естественно, считающаяся по старшинству. Пример: на ривере 2, 8, 9, валет, король. У противника - 3, 10. У вас - 5 и Король. У вас старшая пара - два короля. Вы выиграли.
Далее - ДВЕ ПАРЫ . То есть, на столе лежат 2, 5, 9, валет, 6, а у вас на руках есть 5 и Валет. У вас две пары. Если у противника нет двух пар, то выиграли. Но если у него, например, 10 и Валет, то его две пары старше (10 старше чем 5). Следующая комбинация, как это несложно предположить, ТРОЙКА . То бишь, три карты одного значения. Пример: на столе 2, 5, 9, 6, Валет. У вас - пара Валетов. Сопоставим с тем, что на столе - у вас тройка. У противника - 10, 3. Вы выиграли.
Далее немного сложнее. Называется это СТРИТ (порядок). Это комбинация по увеличению карт. От меньшей к большей: 2,3,4,5,6 или 10, валет, дама, король, туз, или 6,7,8,9,10, валет. Единственная комбинация, которая не сразу поддается логике - Туз, 2,3,4,5 (как раз тот случай, когда Туз считается низшей картой). Всегда должно быть пять карт, начиная с меньшей. Потом идут карты по цвету - ФЛЕШ (масть) - собирайте одной масти, не важен порядок. Пример: на столе лежат 2 крести, 9 пик, 6 бубны, 10 пик, 4 пик. У вас - дама пик, 7 пик. У второго игрока не важно что (ну, не совсем, но в данном случае), но цвета нет. Вы выиграли. Повторю (хоть и достала вас с этим), если у второго игрока есть хотя бы король пик и вторая пиковая масть, то он выиграл. Считается всегда по старшинству. Моя любимая - ФУЛ ХАУС . Полный дом. Очень часто, когда у вас эта комбинация - вы выиграли (детали рассмотрим позже). Это три карты одного значения и две другого (или, чтобы было проще - тройка и пара). Пример: на столе 9, валет, 8, 9, Дама. У вас - валет и 9. То есть, это нам дает два валета и три 9. Три плюс два. Как классический советский фильм. Следуя логике, следующая комбинация КАРЕ - четыре карты одного значения. Например, четыре туза, короля, не важно чего. Она выпадает очень редко. Так что, если вы ее взяли - почти на 100% вы взяли банк. Перебить каре могут только две комбинации. Это СТРИТ-ФЛЕШ (масть по порядку). Карты одной масти, идущие по порядку. Пример: на столе 9 пик, валет пик, 8 бубей, 10 пик, туз червей, у вас - 8 пик и дама пик. Все. Бинго! Стрит-флеш. Даже если у противника две пики (то есть просто флеш), вы выиграли. Очень интересный вопрос - чья масть выше. Но если вы немного подумаете, то поймете, что два стрит-флеша быть не может. Поэтому - это глупый вопрос. И последняя комбинация. РОЯЛ-ФЛЕШ . Старшие карты одной масти по порядку - от 10 до туза. Мне она выпадала два раза за много лет игры. Но новичкам везет, расскажите потом. Она перебьет все. Но выпадет очень редко.

Комбинацией Стрит в покере начинаются сочетания, в которых используются все пять карт, то есть, кикера нет. Выше набора стоят Фулл Хаус-Флеш-Каре-Стрит Флэш-Роял Флеш , а ниже Старшая карт-Пара-Две пары-Сет . Комбинация стоит практически в самой середине иерархической лестницы комбинаций, в русском варианте произносится как Стрит (улица), но это не совсем правильно. В оригинале на английском говорится Стрейт (straight – порядок), но русскоязычные игроки предпочитают первый способ произношения.

Само по себе сочетание довольно сильное, при грамотном розыгрыше и доле везения может принести обладателю существенный банк. Большую любовь покеристов снискал Стрит с тузом – особое направление комбинации, которое может быть и самой старшей и самой младшей в зависимости от номинала карт . Почему же так происходит и в чем секреты набора с тузом?

Общие характеристики Стрита с тузом

Стрит состоит из пяти карт, следующих друг за другом в номинальном порядке, масть элементов не играет никакой роли, она может быть разной. Если все карты одномастные, то это будет уже другая комбинация – Стрит Флэш. Сочетание, к примеру, может выглядеть так: 6 червей, 7 бубен, 8 пики, 9 червей, 10 бубен. Старшинство набора и название определяется по самой старшей карте, входящей в него. В указанном примере обозначение будет Стрит от десятки.

Комбинация Стрит в покере с тузом может сложиться в двух вариантах:

  1. 10, валет, дама, король, туз.
  2. Туз, 2,3,4,5.

И если с первым случаем все понятно: это самый старший Стрит, номинально в нем самая старшая карта туз, то со вторым вариантом у многих новичков возникают проблемы. Для них неясно, какое место оно занимает в иерархии и в чем его сила.

Во всех случаях Стрит от туза до 5 занимает самую первую ступень в ранжировании по старшинству. Туз здесь выступает в роли единицы, сочетание носит название Стрит от пятерки, оно по силе уступает другим наборам в комбинации.

Спорные ситуации со Стритом с тузом

С ранжированием комбинации все становится ясно относительно быстро, со спорными случаями за покерным столом несколько сложнее, но если вникнуть, проблем не должно возникнуть.

  • У двух или больше покеристов выпал Стрит с тузом в варианте – 10, валет, дама, король, туз. Так как сочетание самое старшее, а кикеров не предусмотрено, то банк разделяется равными частями между претендентами.
  • Выпал Стрит в варианте – туз, 2,3,4,5 у двух или нескольких игроков. Ситуация аналогичная первой, выигрыш выплачивается покеристам равными частями.

Путаница у новичков иногда возникает, когда за столом одновременно оказываются обе разновидности Стрита с тузом. Нужно твердо усвоить: Стрит с самыми старшими картами всегда выше других способов составления комбинации.

Как правильно использовать комбинацию?

Ответ на вопрос – может ли Стрит начинаться с туза – положительный. Это самое младшее сочетание в «семействе», если оно выпало, розыгрыш следует проводить осторожно, комбинация все-таки не самая сильная в покере. Профессионалы советуют здраво осмыслить ситуацию за столом, опытные игроки, скорее всего, «раскусят» обладателя Стрита. И если у них более сильные карты, попытаются снять как можно более крупный банк, если слабее, то просто спасуют.

Комбинацию, как правило, выдают элементы на столе, лежащие подряд, на руках у покериста будут недостающие звенья. Распознать их не так уж и трудно, поэтому только при полной уверенности в успехе нужно идти в атаку со Стритом с тузом на руках.

валет, дама, король, туз

Альтернативные описания

Своеобразный чертеж поверхности Земли, какого-либо небесного тела или звездного неба

Каждый из составляющих игральную колоду плотных листков с изображенными на них фигурами или очками четырех мастей

Бланк для заполнения какими-либо сведениями

Устаревшее Почтовая открытка

Устаревшее То же, что: меню

Бланк для заполнения какими-нибудь сведениями

В латышской мифологии одна из трех богинь судьбы, определяющих жизненный путь человека

Всегда в рубашке родится

Заправка для планшета (песенное)

Игральная, географическая

Она прячется в колоде

Орудие труда Фукса, попавшего к капитану Врунгелю

Основной путеводитель туриста

Распластавшийся глобус

Скифский большой железный меч, являющийся увеличенной копией акинака

Составная часть домика (игр.)

Страна без людей, города без домов, моря без воды (загадка)

Топографическое отображение

Амбулаторная

Чертеж земной поверхности

Контурная...

Информационный отпечаток территории

Повесть российского писателя Л. С. Овалова «Оперативная...»

Поле деятельности для масштабно мыслящих людей

Рисунок из атласа

Где находятся страны без людей, города без домов, леса без деревьев, моря без воды?

. «ваша... бита!»

План для кладоискателя

Одна из колоды

Дисконтная...

Весь мир на стенке

И король, и пятерка

Ориентирует туриста

Десять треф

Валет, туз

Чертеж звездного неба

Козырная...

. «поводырь» туриста

Дама, которую можно побить

Винное меню ресторана

. «КЛАССная» географическая картина

Что в 32 раза тоньше игральной колоды?

АТЛАСная географическая

Что в тридцать два раза тоньше колоды?

Козырь в руках искателя клада

. «заправлена в планшет»

Пластиковая...

Ходовая часть колоды игрока

Схема месторасположения клада

Схема туриста и искателя клада

Плита из бетона, камня или другого стройматериала

Листок из игральной колоды

Схема, помогающая не заблудиться

Туз или валет

. «жетон» для банкомата

Чертеж местности

Дама в рубашке

Дама или валет

Чертеж поверхности Земли

План, по которому ищут клад

. «распятый» глобус

Единица географического атласа

Схема с указанием зарытого клада

Составная часть домика

Географическая контурная

Чертеж поверхности Земли

Масштабное изображение местности, чертёж

В латышской мифологии одна из трёх богинь судьбы

. "Жетон" для банкомата

. "Заправлена в планшет"

. "КЛАССная" географическая картина

. "Поводырь" туриста

. "Распятый" глобус

. "ваша... бита!"

В колоде она не одна

Где находятся страны без людей, города без домов, леса без деревьев, моря без воды

Ж. чертеж какой-либо части земли, моря, тверди небесной, карта географическая, топографическая (частная и подробная), морская и пр. Плоская морская карта, которая начерчена, принимая поверхность земного шара на плоскость; меркаторская, на которой градусы широты и долготы увеличиваются постепенно к полюсу, для взаимной соразмерности на плоской бумаге. Список кушаньям, роспись блюдам. Обед по карте. Игральные карты, склеенные, небольшие бумажные листочки, с изображением очков по четырем мастям и фигур; их идет на колоду, а две колоды составляют игру. Изнанка карты (рубашка, сорочка) покрыта крапом; но крапленые карты звачит: меченые, для шулерской игры. Темная карта, закрытая, лежащая рубашкою вверх. Карты мн. колоду, для игры, распечатав, тасуют, дают снять, сдают и вскрывают козыря; с рук ходят, бьют или кроют. Ставить на карту. Трусы в карты не играют. Карты хмель любят. Карты вину братья. Кто в карты играет, тот масть примечает. карты играет, а мастей не знает. Худо в карты играть, а на мастей, на козырей не знать. Все на одну карту поставил. большой цене пойдет, коли в карты проиграть. карты не заглядывают. Он в чужих картах так и ночует. Карта потянулась (при съемке колоды), так пересдать, а то несчастье будет. Умен, как поп (или как наш) Семен книги продал, а карты купил. Карточка умалит. клееный, или твердой бумаги, маленький отрезок, листочек, с какою-либо надписью, заметкой; билетик. Пропускная, визитная, памятная карточка. Он токи поигрывает в картишки. Карточный, до карт относящ. Карточная фабрика; домик. Карточная рогожа, разбор ветлужских (костр.) рогож. Карточник м. карточный мастер. Картеж м. страстная игра в карты. Там вечный картежн. Картежный, к картежу относящ. Картежить, картежничать, страстно, много играть в карты, на деньги. Картежник м. -ница ж. кто страстно предается игре (см. также карда). Картежничий, игрокам или картежникам свойственый. Картуш м. стар. виньетка, картиночка в конце, начале или во главе отдела печатной книги. Картушка ж. листок картона, клееной бумаги. морск. бумажный кружок на стрелке компаса, раэделенный по окружности на румбы и градусы. Картушный, -шковый, -шечный, к картушке относящ. Картон м. толстая, клееная бумага, из нескольких листов; коробка из такой же бумаги. Картонка ж. бумажный баул; рисунок вчерне, на толстой, твердой бумаге. Картонный, к картону относящ. Картонщик м. -щица ж. работающий что из картона

По ней ищут клад

Повесть российского писателя Л. С. Овалова "Оперативная..."

Что в 32 раза тоньше игральной колоды

Что в тридцать два раза тоньше колоды

Страница в географическом атласе

Каждый начинающий игрок первым делом задается вопросом, какие игровые комбинации в покере бывают и как они ранжируются между собой. И это правильный подход, ведь суть всех покерных игр построена на сочетаниях и старшинстве карт. И сегодня мы рассмотрим все карточные комбинации покере «Техасский Холдем» — в самой популярной разновидности этой замечательной игры. В других видах покерных игр сочетания карт могут немного отличаться, об этом мы тоже расскажем в нашей статье, где Вы также найдете картинки покерных комбинаций.

Мы будем рассматривать комбинации карт в покере по порядку, начиная с самых младших и заканчивая старшими. Побеждает в раздаче тот игрок, который собрал сочетание карт лучше, чем оппоненты. В спорных ситуациях, когда двое или более игроков собрали одинаковые комбинации, учитывается кикер.

Самой младшей комбинацией карт в покере является старшая карта (high card), иногда ее еще называют «Пустая» . Старшая карта может сыграть только в том случае, если ни Вы, ни Ваши оппоненты не собрали даже одной пары. Тогда на шоудауне выиграет тот, у которого одна из карманных карт окажется старше, чем у других. Например, у Вас туз и девятка, а у Вашего оппонента 2 и дама. Туз старше 2 и дамы, поэтому Вы заберете пот. Если же на столе будет туз, а у Вас король и 2, у противника 7 и дама, то Выиграете Вы, потому как будете иметь короля — вторую по старшинству карту после туза.

Следующей по значимости покерной комбинацией карт считается пара (pair) . Для этого сочетания достаточно иметь 2 карты одинакового ранга и любой масти, например два туза или две двойки. Одна карта может быть Вашей карманной, а одна лежать на борде, либо обе карты могут быть карманными. Если же обе карты данной комбинации лежат на столе, то здесь будет играть роль Ваш кикер.

Кикер (kicker) — это карманная карта, которая не участвует к составлении комбинации карт в покере, однако может играть роль в определении победителя при спорных ситуациях.


Две пары (two pairs)
— 2 карты одинакового ранга и еще 2 карты одинакового ранга, масти при этом могут быть любыми. Если двое или более игроков соберут комбинации карт «2 пары», то выиграет тот, чья пара будет старше (сочетание карт два туза и две двойки старше, чем два короля и две дамы). Если же обе пары будут совпадать у двоих игроков, то победителем станет игрок со старшим кикером. К примеру, у одного игрока туз и король, у другого туз и тройка, а на столе туз, две двойки, девять и валет. В таком случае выиграет в раздаче первый игрок, собрав комбинацию 2 туза, две войки и король, который в данном случае будет являться старшим кикером.

Сет (set, триппл, тройка, трипс, tripple, three of a kind) — данная комбинация игры в покер означает 3 карты одного достоинства, например три короля или три двойки. Чаще всего ее называют сетом или трипсом, и различия между двумя названиями заключаются в способе сбора сочетания карт: сет — это 2 карманки + 1 карта на борде, а трипс — это 1 карманка + 2 карты на борде. Если двое игроков соберут трипс, то выиграет игрок со старшим кикером.

Стрит (стрейт, straight) — чтобы собрать данную комбинацию игры в покер Вам потребуется собрать 5 карт, идущих последовательно по своему достоинству, масть карт может быть любая. Например, 6-7-8-9-10 или 3-4-5-6-7. В Техасском Холдеме Вы можете использовать 1 либо обе свои карманные карты для составления комбинации. Также сочетание карт «стрит» может быть на борде, в таком случае банк будет разделен поровну между всеми участниками раздачи. При этом туз может образовывать сразу две комбинации: 10-валет-дама-король-туз и туз-2-3-4-5 (вторую последовательность карт еще называют «колесо»).


Флеш (Flush)
— это сочетание карт одной масти, достоинство не имеет значения. Например, червовые туз, двойка, четверка, валет и восьмерка. Порядок карт также не важен и может быть любым. Флеш считается старше стрита, пар, сета, однако уступает в старшинстве фулл хаусу, каре, стрит-флешу и т.д. Если двое или более игроков собрали флеш, то победителем становится тот, который имеет флеш старше. Например, на столе 2-5-9-валет червовые, у игрока номер 1 червовый туз, а у игрока номер 2 червовый король. Выиграет в раздаче игрок номер 1, так как туз старше короля.


Фулл Хаус (Full House)
— чтобы получить данную комбинацию карт в покере, Вам потребуются 3 карты одного достоинства и еще 2 карты одного достоинства, к примеру три тройки и два вальта. Масть карт может быть любой. Если двое игроков соберут фул хаус разного достоинства, победитель будет определяться по старшинству трех одинаковых карт. К примеру, три двойки и 2 туза уступают трем королям и двум двойкам.


Каре (Four of a kind)
— все четыре карты одного достоинства, к примеру четыре короля или четыре двойки. Если двое игроков соберут каре (что бывает крайне редко), то выигрывает покерист, чей каре старше (например, каре тузов старше каре королей). Если все 4 карты для составления каре лежат на общем борде, то победитель выявляется по кикеру.


Стрит Флеш (Straight Flush)
— очень редкий расклад карт в покере, комбинация состоит из пяти карт одной масти, идущих последовательно по своему рангу. К примеру, 6-7-8-9-10 пики или туз-2-3-4-5 червовые. Роял Флеш является одной из разновидностью Стрит Флеша, однако считается старше оного.


Роял Флеш (Royal Flush)
— самая старшая, и в то же время самая редкая комбинация карт. Для ее составления необходимо «поймать» 5 карт одной масти конкретного достоинства, а именно 10-дама-валет-король-туз.

Карточные комбинации в других видах покера

В данном разделе мы рассмотрим все карточные комбинации в покере в других дисциплинах игры.

Омаха (Omaha)

В данном виде покера правила очень схожи с Холдемом, но игроки получают в закрытую по 4, а не по две карты. Играют комбинации, аналогичные с Техасским Холдемом, но также есть и различия в составлении карт. Если в Холдеме Вы можете использовать 1, 2 или даже ни одной из своих карт для составления комбинаций, то в Омахе Вы обязаны использовать для составления комбинаций две карманные карты и 3 карты общего борда.

Также есть 2 типа Омахи: Хай и Хай-Лоу. Первый тип играет по стандартным правилам, то есть банк забирает самая старшая комбинация. В Омахе Хай-Лоу же пот делят между собой лучшая и худшая рука . Худшей рукой принято называть 5 карт разного достоинства младше девятки и разной масти. Например, 7-6-5-4-2 разномастные. Чем младше карты использованы для составления комбинации, тем лучше, таким образом 6-5-4-2-туз побьет руку в примере, а самой сильной комбинацией будет считаться «колесо» (5-4-3-2-туз), которое к тому же имеет шанс забрать обе части банка (как самая сильная комбинация, и в то же время как самая слабая).

Лоуболл (Lowball)

Это разновидность дро-покера, которая кардинально отличается от классических разновидностей покера, таких как Техасский Холдем и Омаха. Отличается же он в первую очередь выигрышными комбинациями карт:


Семерка лоу (идеальная семерка, seven low)
— данная комбинация является самой старшей в игре Лоуболл, и состоит из 5 карт различного ранга и масти, старшей картой обязательно должна быть семерка. Пример: двойка, тройка, четверка, пятерка и семерка. Вместо любой из этих карт (кроме семерки) может быть и шестерка. Если два игрока соберут комбинацию «Семерка лоу», то выиграет покерист с картами меньшего достоинства. К примеру, комбинация двойка, тройка, четверка, пятерка и семерка сильнее, чем двойка, тройка, четверка, шестерка и семерка. В случае, если все карты комбинации будут одной масти, то это будет являться уже не семеркой лоу, а флешем, который считается одним из самых слабых раскладов.

Восьмерка лоу — любые пять непарных карт разной масти младше девятки. Например, 2-3-4-6-8.

Девятка лоу — любые пять непарных карт разной масти младше десятки. Например, 2-3-4-6-9.

Туз является младшей картой в таких покерных играх, как Лоуболл, Стад, Разз и Бадуги, и считается за единицу.

Разз (Razz)

Как и в игре Лоуболл, здесь самой сильной карточной комбинацией считается «колесо», или от туза до пятерки. Но в отличие от вышеупомянутой игры, лоу-комбинацией также может выступать любое другое сочетание карт, если оно ниже, чем у Ваших соперников. К примеру, Вы сможете победить даже с картами, среди которых есть дама (будет называться лоу-дама) или даже пара карт.

Бадуги (Badugi)

По праву считается самым необычным видом покера. Здесь покерные комбинации составляются из четырех карт, которые раздают каждому игроку в закрытую в начале игры, затем эти карты можно обменивать на другие из колоды. Общих же карт нет, в отличие от других разновидностей покерных дисциплин. Цель игры — составить комбинацию разномастных карт самого низкого ранга.

Лучшей комбинацией в Бадугах считается двойка-тройка-четверка-туз разномастные (картинка покерной комбинации представлена слева). Этот натс дает игроку 100% вероятности победы в раздаче. Комбинации принято называть по старшей карте: так, 4-5-6-7 разномастные будут называться «семерка бадуги», а 2-3-4-5 «пятерка бадуги». Если же два игрока собрали очень похожие комбинации с одинаковой старшей картой, то в названии также будет фигурировать вторая по старшинству отличная от руки оппонента карта (либо 3, 4 карта). Так, если игрок номер 1 собрал 4-5-6-7 (семерка-шестерка бадуги) а другой 3-4-5-7 (семерка-пятерка бадуги), то победителем будет игрок номер 2.

В комбинациях в Бадугах недопустимо использовать пары и одномастные карты. Таким образом, если Вам выпали 10 пика, 9 черва, 3 черва, 7 крести, то Ваша комбинация будет выглядеть таким образом: 10п-5ч-7к-х (у Вас две червы, учитывается только младшая из них). Такое сочетание будет называться «three card five», то есть 3 карты (четвертую ведь не учитываем в данном случае) и пятерка (младшая карта из трех). Если у Вас на руках будут валет пика, 4, 5 и 6 червы, то комбинация будет называться «two card four» (учитываются только валет пика и младшая из черв — четверка).

Старшинство комбинаций карт в покере «Бадуги» определяется таким образом: сначала 4 разномастные карты разного достоинства, затем 3 карты, затем 2, и самой худшей комбинацией будет 1 карта.

Сленговые названия карточных комбинаций в покере

Выше мы рассказали о всех основных комбинациях покера и их самых популярных названиях. Также нередко можно встретить в интернете, или услышать от других игроков их сленговые названия. Давайте же разберемся, что они означают.

Гатшот (gutshot) — это недособранная комбинация стрита, в которой не хватает одной карты. Гатшотом можно назвать, к примеру, такое сочетание: 3-4-6-7 (здесь не хватает пятерки).

Марьяж (от фр. mariage) — дословно переводится как «свадьба», а в покере так называют даму и короля одной масти.

Крючки (или рыболовные крючки, hooks) — такое прозвище приобрели вальты за схожесть своего обозначения (J или Jacks) с рыбацкими снастями.

Ковбои (cowboys) — пара королей.

Леди — дам иногда называют леди, а также ковгерлз (cowgirls) по аналогии с королями.

ТНТ — такое название есть у десяток.

Бэкдор, раннэр-раннэр (backdoor, runner-runner) — ситуация, когда игроку необходим выход двух карт на терне и ривере. К примеру, у Вас есть 7, 8, а на столе валет. Ваш бэкдор будет девятка и десятка.

Снеговики — такое прозвище получили восьмерки за свою форму.

Мэверик — иногда так называют вальта и даму.

Боут или фулл-боут — одно из названий комбинации Full House.

Колесо (Wheel) — часто можно услышать это название в адрес стрита от туза до пятерки (туз-двойка-тройка-четверка-пятерка).

Рука мертвеца — карманные туз и восьмерка.

Фил Хельмут — карманные 9 пика и 9 крести.

Коджак — так называют карты король и валет в руке у игрока.

Биг Слик (big slick) — карманные туз и король.

Ракеты — 2 туза в руке.

Дойл Брансон — карманные десятка и двойка.

Двусторонний стрит — это стрит, для завершения которого необходимо доставить карту в начале или конце. К примеру, у Вас на руках 5 и 6, а на столе 7 и 4. Восьмерка или тройка помогут Вам завершить этот двусторонний стрит.

Спорные вопросы

Все карточные комбинации в покере довольно просты для понимания, однако у игроков, особенно начинающих, возникает немало вопросов по этому поводу. Давайте рассмотрим самые частые из них.

    • Можно ли туз применить в комбинации стрита 5-6-7-8 и подобные? Ведь его ставят к 2-3-4-5.

Нет, нельзя. Туз фигурирует только в двух комбинациях стрита: от туза до пятерки и от 10 до туза.

    • Я собрал A-A-8-8-8 а мой противник 8-8-J-J-J. Почему он выиграл в раздаче, ведь у меня фулл-хаус с тузами?

В фулл-хаусе старшинство определяется по трем картам, то есть в данном случае восьмерки проиграли вальтам.

    • Я собрал 3 пары. Какие комбинации я смогу победить?

Ни в одной из покерных дисциплин нет комбинации карт «3 пары». Учитываться будут только две, старшие из них.

    • На столе 2 короля, 2 вальта и тройка. У меня тройка и семерка, у моего оппонента туз и двойка. Кто выиграет?

Победителем в раздаче станет игрок, у которого туз, так как в данном случае победитель выявляется по кикеру, а кикер туз старше тройки.

    • В чем различие между сетом и триппсом? Это разные комбинации?

Эти два названия имеют одно значение — 3 карты одинакового достоинства. Различие состоит лишь в способе образования данной комбинации: если используются 2 карманные карты + одна на борде, то это сет, а если 1 карманка и 2 карты с общего стола, то триппс.

    • Кто выиграет раздачу, если на столе лежит стрит?

В таком случае банк будет разделен поровну между всеми игроками, которые не вышли из игры до этого момента, при условии, что у одного из игроков нет карты, с помощью которой можно получить стрит сильнее. Например, на столе 3-4-5-6-7. Если у одного из игроков будет 8, то он заберет пот.

    • Кто выиграет раздачу, если на столе лежит каре?

В данной ситуации победитель будет определяться по кикеру (стершей карте в руке). Если на столе 8-8-8-8-10, а у игроков в руках К-2 и 7-6, то победит тот, у которого король.

    • Что означает комбинация «Four Flush»?

Это обычный флеш, который образован с помощью одной карманной карты игрока и четырех карт с общего стола.

Итак, мы подробно рассмотрели все карточные комбинации в покере, а также ответили на вопросы начинающих игроков о сочетаниях карт. Как видим, их немало, но они все довольно простые. Лучше понять, как образуются те или иные сочетания карт, Вам помогут картинки покерных комбинаций, представленных в статье в изобилии.

Желаем Вам удачной игры!

Капот- термин, употребляемый в пикете. Это означает взять все двенадцать взяток, не давая противнику ни одной. Существует два капота: объявленный и случайный. Первый ценится вдвое дороже последнего.

Карт-бланш- в пикете означает не иметь ни одной фигуры на руках до сноса, что представляет особую ценность, или когда все карты оказываются в счету, т. е. когда у игрока нет ни одной карты на руках, которая не была бы им считана.

Кварт- четыре одномастные карты, идущие подряд. Есть пять разных квартов: кварт-мажор- туз, король, дама, валет; кварт от короля- король, дама, валет, десятка; кварт от дамы- дама, валет, десятка, девятка; кварт от валета- валет, десятка, девятка, восьмерка; кварт от десятки- десятка, девятка, восьмерка, семерка.

Квинт-то же, что пять и пятнадцать. Квинт- это пять одномастных карт, идущих подряд. Есть четыре квинта: квинт-мажор- туз, король, дама, валет, десятка; квинт от короля- король, дама, валет, десятка, девятка; квинт от дамы- дама, валет, десятка, девятка, восьмерка; квинт от валета- валет, десятка, девятка, восьмерка и семерка.

Козырь- старшая масть в колоде. Та масть, в которой назначена игра, называется козырною; игра же без означения мастей- бескозырною.

Козырять- ходить с козыря.

Колода- комплект игральных карт, которые делятся на четыре масти: пики, трефы, бубны, червы. Большая, или полная, колода состоит из 52 карт и заключает в себе: двойку тройку, четверку, пятерку, шестерку, семерку, восьмерку, девятку, десятку, валета, даму, короля и туза. Средняя колода состоит из 36 карт, в ней нет двоек, троек, четверок и пятерок. Малая колода состоит из 32 карт и не имеет двоек, троек, четверок, пятерок и шестерок.

Кон- середина стола, на которую играющие кладут ставки.

Коксоляция- преферансовый термин. Штраф, соответствующий количеству взяток, не добранных играющим, который записывают за ним вистующий и сдающий.

Король- вторая карта по старшинству. Король перекрывает все карты, кроме туза. В винте и висте считается онером.

Королик- часть игры в пикет.

Коронка- группа карт, идущая подряд в какой-либо масти от туза, числом не меньше трех, т. е. туз, король и дама. Коронки могут быть из пяти, шести и более карт: туз, король, дама, валет и т. д.

Крест- винтовое выражение. Крестом называется распасовочный знак X.

Курочка- вид ремизов в преферансе.

Леве- выражение, употребляемое в винте, Висте и других играх. Каждая взятка, сделанная сверх законных шести, называется леве.

Леза- в пикете означает получить больше шести взяток.

Лове- вистовое выражение, означающее ничего, т. е. ничего нет на руках.

Ложная карта- пустая карта, сброшенная на масть, которой нет на руках.

Мажор- пикетный и безиковый термин. Существуют терц-мажор, кварт-мажор, квинт-мажор, секст-Мажор. Это означает, что карты одной масти идут подряд от туза. Туз, король и дама- терц-мажор; туз, король, дама и валет- кварт-мажор; туз, король, дама, валет и десятка- квинт-мажор; туз, король, дама, валет, десятка и девятка- секст-мажор.

Марьяж- выражение, употребляемое в карточных играх шестьдесят шесть, тысяча и безик. Марьяж- это король и дама одной масти.

Масть- колода делится на четыре масти: пики, трефы, бубны и червы. Каждая масть заключает в себе известное количество карт, т. е. в большой колоде она имеет 13 карт, в средней- 9, в малой- 8. Пики и трефы черные, бубны и червы- красные.

Мизер- в преферансе игра без взяток по назначению.

Молчанка- Игрок, не в очередь сделавший назначение (в винте) или взявший себе большее количество карт (в пикете), лишается права на переговоры.

Навет- означает бить козырем с обеих сторон, что иногда называется также перекрёстным огнем.

Назначение- объявление в винте своей масти, верных взяток в проходной и тузов.

Настольная карта- любая карта, открытая кем-либо из партнеров, кроме сдающего, во время сдачи, после сдачи или во время разыгрывания. Это правило существует только для винта и виста.

Окончание- В винте и висте сторона, оканчивающая первую партию или роббер, приписывает к своему счету условленную цифру «за окончание». Поэтому окончание имеет большое значение в этих играх.

Онеры- пять старших карт в козырной масти: туз, король, дама, валет и десятка. Они имеют значение в немногих играх: в винте и в висте.

Открытая карта - см. Настольная карта.

Очки- стоимость карт: двойка- 2 очка, тройка- 3 очка и т. д. до фигур, которые ценятся по-разному. В некоторых играх фигуры считаются так: валет- 11 очков, дама - 12, король- 13, туз- 14; в других: валет- 10 очков, дама- 10, король- 10; в третьих: валет- 2 очка, дама- 3, король- 4, туз- 5; в четвертых: валет, дама и король- по 10 очков, а туз- 1 очко.


Top